Уайтхед подземная железная дорога. Джон Кеннеди Тул — «Сговор остолопов»

Американская литература сейчас переживает довольно сложный период. Даже так: американская литература сейчас переживает. Переживает из-за того, что вот уже несколько лет как обнаружила в себе постыдную недостачу голосов, отличных от голоса цисгендерного белого мужчины и цисгендерной белой домохозяйки, и, разумеется, ищет, чем бы эту недостачу восполнить. Книжная кампания #weneeddiversebooks существует всего третий год, но дело уже заметно сдвинулось с мертвой точки. Получил, например, National Book Critics Circle Award for Fiction за роман The Sellout чернокожий писатель Пол Бейти, который раньше не вылезал из крошечных тиражей независимых издательств, потому что его книги похожи на гибрид текстов Жванецкого и Агузаровой - смешно, но в основном жителям Альфа-Центавры. Эту же премию в этом году дали роскошной Луизе Элдрич, которая, вместе с Шерманом Алекси, держит хлипкую литературную оборону за всех коренных американцев (Алекси - за индейцев спокан, Элдрич - за оджибве). Получил Пулитцеровскую премию американский писатель вьетнамского происхождения Вьет Тан Уин, расковырявший вьетнамскую войну с той стороны, - такой, знаете, голос из-под пластыря.

В общем, потихонечку начали раздаваться другие голоса из книжных магазинов. Однако, поскольку все это еще только начинается, замешивается и зарождается, пока что у авторов BAME (Black, Asian and Ethnic Minority) лучше всего срабатывают книги в форме крика. Вот всякие там нюансы, тонкости и скрытый лиризм мы оставим тучным временам, а пока: "- А сколько у нас шпаг?! - А у нас ВИЛЫ!" - такое вот краткое содержание многих книг, которые сейчас становятся важными для американской литературы.

Так вот, роман Колсона Уайтхеда взял своего читателя не сложностью внутреннего романного устройства, а буквально на вилы. История очень простая, а если вы читали "Путешествия Гулливера", она вам покажется еще проще. Рабыня Кора бежит с плантации, где злобный хозяин поджаривал рабов и вешал их в клетках, чтобы другим неповадно было. Коре удается сбежать при помощи подземной железной дороги, которая в романе Уайтхеда становится настоящей подземной дорогой, с рельсами, вагонами и остановками. Кору и ее напарника по побегу, Цезаря, ждет много злоключений, от страшных до по-свифтовски абсурдных. На их примере Уайтхед расскажет о многих важных вехах в истории американского рабства и дальнейшей сегрегации, в том числе, например, и об эксперименте Таскиги - исследовании сифилиса, которое проводилось на бедном афроамериканском населении без его ведома.

Я, если честно, не отношусь к поклонникам этой книги, но нельзя не признать, что в "Подземной железной дороге", при всей ее прямолинейности и несложности, скрыто огромное, пылающее чувство ярости, которое локомотивом и вытащило роман к огромному количеству премий и наград, от Пулитцера до премии Артура Кларка за лучший фантастический роман. Книга может быть простой и местами картонной, может быть несложной и похожей на агитационный плакат, но если в ней есть хоть капля настоящего чувства, она будет жить и привлекать читателей. В романе Уайтхеда этого настоящего чувства - целое море, и если дожить с Корой до самого конца ее пути, то в финале это море буквально выплескивается тебе под ноги, и понимаешь, что это все было прочитано не зря, пусть даже ради всего лишь двух последних страниц.

На плантациях господина Риджуэйя работает молодая прилежная рабыня Кора. Ее тяготит не столько физическая работа, сколько тоска о сбежавшей матери Мэйбл и от того грубого отношения к ней со стороны хозяина и других рабов. Скоро девушка узнает, что мать хотела забрать дочь, но погибла по пути назад от укуса змеи. Друг Коры Цезарь предлагает бежать. Они скрываются в подземном лабиринте железнодорожных путей, сбегая от погони. Герои находят пристанище в Южной Каролине, где действует программа защиты рабов при условии согласия на стерилизацию в обмен на участие в эксперименте по отслеживанию распространения сифилиса. Цезарь умирает от рук сердитой толпы, Кора сбегает на железную дорогу, где ее находит оператор станции Мартин и прячет у себя на чердаке. Но и здесь ее находит Риджуэй, чтобы вернуть к работе. По пути назад ее освобождают другие беглые рабы. Она теперь направляется в Индиану на ферму чернокожего свободного гражданина Валентайна. У Коры намечается роман с ее спасителем Роялом, но воспоминания из детства об изнасиловании мешают заводить роман. Что ждет героиню?

Пулитцеровская премия — одна из немногих наград, среди лауреатов которой едва ли можно встретить проходного автора или произведение. Она делится на два блока — журналистский и гуманитарный, в рамках которого отмечают лучшее художественное произведение, драму, книгу по истории, биографию, стихотворное произведение и нон-фикшн.

Причем на Пулитцеровскую премию в области литературы могут претендовать только граждане Соединенных Штатов (кроме номинации «За книгу по истории США»).

Главную премию за художественный роман в этом году получил нью-йоркский писатель Колсон Уайтхед за книгу «Подземная железная дорога» («The Underground Railroad»), которая уже попала в список бестcеллеров New York Times и стала лауреатом Национальной книжной премии США.

В Америке роман был распродан тиражом более 825 тыс. экземпляров, а Барри Дженкинс, режиссер фильма «Лунный свет», заявил, что снимет для компании Amazon сериал на его основе. Так что победа Уайтхеда была вполне предсказуемой.

Действие романа происходит накануне Гражданской войны в США. По сюжету темнокожая рабыня Кора, сделавшись изгоем даже среди своих, решается совершить побег и попадает на подземную железную дорогу, с помощью которой рабы из южных рабовладельческих штатов перебирались на свободный Север.

По пути Кора убивает белого мальчика, который пытается ее остановить, и на нее начинается охота.

Англоязычная критика уже отметила книгу Уайтхеда за сочетание лихо закрученного авантюрного сюжета с правдивым изображением американского рабства, а также за то, что повествование о зверском прошлом оказалось удивительно созвучным дню сегодняшнему. Ее рекомендовали «Книжный клуб» Опры Уинфри и Барак Обама.

Колсон Уайтхед уже был финалистом Пулитцеровской премии с книгой «Дни Джона Генри» — еще одним полифоническим романом, в котором строительство железных дорог становится завязкой остросоциального сюжета. Он автор таких бестселлеров, как «Зона первая», «Интуиционист», и других. Однако на русском языке его книги пока не издавались.

Над «Подземной железной дорогой» Уайтхеда в России работает издательство Corpus, которое пообещало издать книгу к концу 2017 года.

Среди авторов драматических произведений была отмечена Линн Ноттедж за пьесу «Пот» («Sweat»). Она уже получала «Пулитцера» за пьесу «Убитые» («Ruined»). Премьера спектакля по ее пьесе о сталеварах, застрявших на заводе, состоялась на Бродвее 4 марта 2017 года. За книгу по истории приз получила Хетер Энн Томпсон — жюри выделило ее труд «Кровь в воде: Тюремный бунт в «Аттике» 1971 года и его последствия» («Blood in the Water: The Attica Prison Uprising of 1971 and Its Legacy»), посвященный одному из самых значительных событий движения в защиту прав заключенных в Америке.

Лучшей биографией признана семейная хроника «Возвращение» («The Return») Хишама Матара — ливийского писателя, спустя 30 лет вернувшегося на родину в 2012 году после свержения режима Каддафи. Дебютный роман Хишама («In the Country of Men») уже был номинирован на Букеровскую премию в 2006 году. Из поэтов в этом году наградили сборник «Олио» («Olio») Тайхимбы Джесс — поэта, исследующего песни афроамериканских исполнителей, выступавших в период Гражданской и Первой мировой войны, чье творчество не сохранилось в письменном виде. Лучший нон-фикшн года — книга «Выселенные: нищета и выгода в американском городе» («Evicted: Poverty and Profit in the American City») социолога Мэттью Десмонда о взаимоотношениях беднейших американских семей с арендодателями.

Приз в области международной журналистики достался сотрудникам газеты The New York Times за материалы, посвященные деятельности Владимира Путина по распространению российского влияния за рубежом.

В области «разъясняющей» журналистики — журналистам Международного консорциума журналистов-расследователей за материалы, посвященные «панамским архивам».

Обладателями Пулитцеровской премии в области литературы в разное время становились Джон Стейнбек, Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Харпер Ли, Норман Мейлер, Джон Апдайк и другие. В прошлом году главный приз взял роман «Сочувствующий» — дебютная книга американского автора вьетнамского происхождения Вьет Тан Нгуена о падении правительства Южного Вьетнама в 1975 году, в которой повествование ведется от имени политического заключенного.

Пулитцеровская премия присуждается ежегодно с 1917 года. Победители получают по $10 тыс. Церемония награждения пройдет в мае на традиционном торжественном обеде в библиотеке Колумбийского университета.

«Горький» начинает публикацию материалов, посвященных лонг-листу британского «Букера». В первом выпуске Анастасия Завозова разбирает романы Колсона Уайтхеда, Мохсина Хамида и Али Смит.

Колсон Уайтхед
The Underground Railroad / Подземная железная дорога
(в начале 2018-го выйдет в издательстве Corpus, в переводе О. Новицкой)

Американская литература сейчас переживает довольно сложный период. Даже так: американская литература сейчас переживает. Переживает из-за того, что вот уже несколько лет как обнаружила в себе постыдную недостачу голосов, отличных от голоса цисгендерного белого мужчины и цисгендерной белой домохозяйки, и, разумеется, ищет, чем бы эту недостачу восполнить. Книжная кампания #weneeddiversebooks существует всего третий год, но дело уже заметно сдвинулось с мертвой точки. Получил, например, National Book Critics Circle Award for Fiction за роман The Sellout чернокожий писатель Пол Бейти, который раньше не вылезал из крошечных тиражей независимых издательств, потому что его книги похожи на гибрид текстов Жванецкого и Агузаровой - смешно, но в основном жителям Альфа-Центавры. Эту же премию в этом году дали роскошной Луизе Элдрич, которая, вместе с Шерманом Алекси, держит хлипкую литературную оборону за всех коренных американцев (Алекси - за индейцев спокан, Элдрич - за оджибве). Получил Пулитцеровскую премию американский писатель вьетнамского происхождения Вьет Тан Уин, расковырявший вьетнамскую войну с той стороны, - такой, знаете, голос из-под пластыря.

В общем, потихонечку начали раздаваться другие голоса из книжных магазинов. Однако, поскольку все это еще только начинается, замешивается и зарождается, пока что у авторов BAME (Black, Asian and Ethnic Minority) лучше всего срабатывают книги в форме крика. Вот всякие там нюансы, тонкости и скрытый лиризм мы оставим тучным временам, а пока: «- А сколько у нас шпаг?! - А у нас ВИЛЫ!» - такое вот краткое содержание многих книг, которые сейчас становятся важными для американской литературы.

Так вот, роман Колсона Уайтхеда взял своего читателя не сложностью внутреннего романного устройства, а буквально на вилы. История очень простая, а если вы читали «Путешествия Гулливера», она вам покажется еще проще. Рабыня Кора бежит с плантации, где злобный хозяин поджаривал рабов и вешал их в клетках, чтобы другим неповадно было. Коре удается сбежать при помощи подземной железной дороги , которая в романе Уайтхеда становится настоящей подземной дорогой, с рельсами, вагонами и остановками. Кору и ее напарника по побегу, Цезаря, ждет много злоключений, от страшных до по-свифтовски абсурдных. На их примере Уайтхед расскажет о многих важных вехах в истории американского рабства и дальнейшей сегрегации, в том числе, например, и об эксперименте Таскиги - исследовании сифилиса, которое проводилось на бедном афроамериканском населении без его ведома.

Я, если честно, не отношусь к поклонникам этой книги, но нельзя не признать, что в «Подземной железной дороге», при всей ее прямолинейности и несложности, скрыто огромное, пылающее чувство ярости, которое локомотивом и вытащило роман к огромному количеству премий и наград, от Пулитцера до премии Артура Кларка за лучший фантастический роман. Книга может быть простой и местами картонной, может быть несложной и похожей на агитационный плакат, но если в ней есть хоть капля настоящего чувства, она будет жить и привлекать читателей. В романе Уайтхеда этого настоящего чувства - целое море, и если дожить с Корой до самого конца ее пути, то в финале это море буквально выплескивается тебе под ноги, и понимаешь, что это все было прочитано не зря, пусть даже ради всего лишь двух последних страниц.

Мохсин Хамид
Exit West / Западный выход

А вот вам еще один очень реальный претендент на Букеровскую премию этого года (первый - это, конечно, Уайтхед, который собрал уже столько премий, что «Букера» ему могут дать по инерции.) Мохсин Хамид - очень известный в Британии, да и не только в Британии, писатель. По его роману «Фундаменталист поневоле», который, кстати, заслуживает «Букера» куда больше нынешнего романа, лауреат «Золотого льва» Мира Наир даже сняла одноименный и довольно достойный фильм. До «Западного выхода» Хамид работал примерно в одном русле с Аравиндом Адигой и Викасом Сварупом: показывал англоязычному читателю настоящий Пакистан буквально в лицах. В его романах всегда появлялись самые невероятные персонажи: от разбогатевшего бедняка, сколотившего состояние на продаже воды, до лахорского воровского сообщества. В общем, это была такая отнюдь не золотая и дремотная Азия, а громкая, суетливая и реальная, описанная с нужными пропорциями юмора и отчаяния.

В новом романе «Западный выход» Хамид поднял важную тему - проблему беженцев в Европе и США. Но, как бы это сказать, поднял и сразу уронил. Потому что, при всей огромности и важности затронутых им тем, сам роман кажется не то чтобы романом, а наброском, прелюдией к роману. Повествование мечется от пункта А к пункту Б, а оказывается в результате то ли в Бологом, то ли в Поповке. Надия и Саид знакомятся друг с другом в неназванном южноазиатском городе, который медленно, но верно захватывают военные повстанцы. Кругом все умирает и рушится, не навзрыд, а до страшного банально: нет света, нет батареек, нет интернета, жизнь потихоньку затягивается узлом на шее, и посреди всего этого Надия и Саид любят друг друга.

Но тут роман делает кульбит и становится сай-фаем. По всему миру открываются черные двери, которые ведут в другие страны. Их находят, пытаются закрывать и охранять, но двери продолжают открываться. Через них можно перемещаться по всему земному шару без виз и паспортов, двери буквально ломают понятие границ.

Через такую дверь Саид и Надия бегут от войны сначала в Лондон, а затем в США. Их жизнь трудна, а любовь претерпевает испытания. Конец. Для объема в роман втиснуто несколько вставных новеллок о других людях, обнаруживших такие же двери, а за ними - ну, например, счастье и любовь, которой у кого-то не находилось даже в очень благополучном Амстердаме. Но это, в общем-то, всё.

От романа в целом остается ощущение, что все очень хорошо началось, но так и не закончилось, повисло где-то между банальностью и зародышем большого романа, буквально его скелетом, в котором, к сожалению, слишком хорошо просматривается, что хотел сказать автор. Все важные слова - о границах, о том, как оторванность от корней меняет не только человека, но любые сложившиеся отношения на химическом уровне, о том, что война - это плохо, о том, что хорошие люди есть везде, даже если они не такие как мы/вы, - все это прописано до того отчетливо, что невольно начинаешь искать в романе какое-то второе дно, подкладку из смысла потоньше, из качественно другой боли. И не находишь. «Западный выход» - тот редкий случай, когда хочется роман не урезать, а дополнить, поддуть, чтобы все, что было набросано широкими мазками, приобрело хоть какие-то полутона и глубину. Хотя, как знать, может быть, «Западный выход» - это если уж не вилы, то грабли, о которые кому-нибудь да полезно будет споткнуться, а простые истины, как мы знаем, бьют ощутимее.

Али Смит
Autumn / Осень

До того как я прочла «Осень», мне хотелось, чтобы «Букера» выиграл Себастьян Барри с его неожиданно сюжетным романом «Бесконечные дни». Но теперь мне кажется, что самым справедливым итогом нынешнего «Букера» будет победа Али Смит, потому что в этом случае награду получит что-то очень - не могу подобрать другого слова - свежее. На фоне кучи одинаковых книг, как будто бы собранных в «Икее» для литераторов, романы Смит кажутся до облегчения подлинными - как раз потому, что они не похожи ни на что вообще. Все, что она пишет, выглядит как какой-то выброс слов и знаков препинания в атмосферу: страницы не отформатированы, запятые валяются где попало, фразы начинаются, но не всегда заканчиваются. Именно поэтому начать читать Али Смит может быть сложновато, но не потому, что она сложно пишет. Как раз наоборот: когда привыкаешь к тому, что она может из любого предложения сделать самолетик, начинаешь видеть невероятную, ясную красоту ее слов - не случайно ее стиль называют «китсовским». Здесь, внутри, за разбегом слов в разные стороны, спрятана красота чистых линий, гармония и много-много цвета.

«Осень» - первый из четырех так называемых «сезонных» романов Смит. Она планирует написать еще три романа: «Весну», «Лето» и «Зиму», разумеется - о том, как проходит время и как мы его проживаем, меняясь вместе с ним. Неожиданно, но в романе есть сюжет. Более того, вместо того чтобы красиво растекаться словами во все стороны (а Смит это умеет делать так прекрасно, что больше-то от нее никто ничего и не ждет), она утрамбовывает в 264 страницы романа столько информации, что какой-нибудь ловкий Франзен мог бы вылепить из этого сразу еще столько же.

«Осень» - это не только рассказ о том, как увядает и скукоживается страна, которая раньше была частью Евросоюза, а теперь собрала вещички и насупилась. Во-первых, это история Дэниэла и Элизабет, которые любят друг друга, как только могут любить друг друга два человека: сцепившись душами, несмотря на то, что Элизабет 32, а Дэниэлу - 101, и он лежит в полукоме в доме престарелых. Одна ветвь сюжета идет за ними, за их знакомством, когда Элизабет было всего одиннадцать, и за тем - отсюда начинается «во-вторых», - как Дэниэл привил Элизабет любовь к искусству и рассказал ей об основательнице британского поп-арта Полин Боти . Детство Дэниэла, детство Элизабет, отношения Дэниэла с сестрой и отношения Элизабет с матерью, попытки получить новый паспорт и написать диссертацию, чтение Диккенса и чтение Хаксли в белой тишине дома престарелых, октябрь - мгновение ока - и даже дело Профьюмо . В «Осени» нашлось место всему, но при этом в романе нет ощущения того, что идеи подпихивают тебя со всех сторон и не дают вздохнуть. Здесь столько воздуха, что становится ясно, зачем Смит так жонглирует словами, то раздвигая их на бумаге, а то и вовсе разрывая - чтобы, в общем-то, читателю было где дышать.

3931

24.11.16 10:30

Каждый год крупнейший книжный ритейлер Amazon делает под Новый год этакий подарок своим читателем и представляет рейтинг лучших книг уходящего года.

В прошлом 2015-м в число бестселлеров вошли: детектив Полы Хокинс «Девушка в поезде», роман о семейной жизни «Судьбы и фурии» Лорен Грофф и книга «Между миром и мной» Та-Нехиси Коутса, рассказывающая о том, как непросто жить афроамериканцу в современной Америке.

Подборка этого года впечатляет своим сюжетным разнообразием и высоким градусом драматичности. Итак, наиболее интересные и достойные прочтения книги 2016 года.

«Подземная железная дорога», Колсон Уайтхед

Бестселлер по версии The New York Times финалиста Национальной Книжной премии США Колсона Уйатхеда.

Главная героиня - юная рабыня Кора, работающая на хлопковых плантациях рабовладельческого штата Джорджия. Жизнь здесь - ежедневный ад для каждого из рабов, но Коре особенно несладко. Чужая даже среди «своих», она знакомится с Цезарем, рабом из Виргинии. Молодой человек рассказывает ей о подземной железной дороге, после чего они вместе решают бежать. Но все, разумеется, идет не так, как было запланировано: Кора убивает белого парня, пытавшегося задержать ее. И несмотря на то, что парочке удается в итоге найти ж/д станцию и двинуться на север, охота на них по-прежнему ведется.

Подземная железная дорога – это не просто метафора, она действительно существует. Это самая настоящая разветвленная сеть путей и туннелей, рассредоточенных под землей всей территории Американского юга. Первая остановка Коры и Цезаря – один из городов Южной Каролины. На первый взгляд, город кажется раем, что, конечно, не так. Маска безмятежного городка скрывает хитроумную схему по эксплуатации черного населения. Но времени размышлять нет – Риджвей, безжалостный охотник за беглыми рабами, наступает Коре на пятки. Вынужденная вновь срываться с места, девушка переезжает из штата в штат в поисках свободы. Читать роман стоит не только интересующимся американской историей, но и всем, кто любит приключения. Критики сравнивают новый роман Уайтхеда с «Путешествием Гулливера» Джонатана Свифта, ставшего классикой политической сатиры XVIII века. Ну и последний довод: этим летом в отпуске «Подземную железную дорогу» читал Барак Обама.

«Цветы тыквы: история солдата», Матти Фридман

Канадский писатель, журналист и автор Associated Press Матти Фридман в качестве предметов для своих литературных изысканий выбирает самые «горячие» вопросы. В 2012 году это был «Кодекс Алеппо», документальный детектив о еврейской Библии X века, которой пользовался сам Моисей Маймонид. В ходе работы Фридман собрал и проанализировал огромное количество документов и свидетельств очевидцев, после чего выдвинул собственную версию произошедшего с уникальным манускриптом.

Новый роман называется в оригинале «Pumpkin flowers», и это нуждается в пояснении. Pumpkin – это название небольшого холма, расположенного в Ливане; flowers – потому, что так на сленге израильских военных называют людские потери. Итак, сам роман – это объемный рассказ о небольшом отряде израильских солдат, проходящих службу в Ливане время событий конца 1990-х.-начала 2000-х. Но Фридман не ограничивается локальной автобиографической историей, и, помимо этого, своими словами объясняет читателю причины сложившейся сегодня на Ближнем Востоке обстановки.

«Другой Бруклин», Жаклин Вудсон

Жаклин Вудсон, лауреат Национальной литературной премии США, до недавнего времени писала исключительно детские и подростковые романы, и именно на этом поле снискала себе всеамериканскую славу. Но «Другой Бруклин», уже успевший попасть в список бестселлеров New York Times – история для взрослых. Действие романа переносит читателя в Бруклин 1970-х. Главная героиня вместе с подругами оказывается в районе, далеком от репутации «скучного пригорода». «Другой Бруклин» - это место, где по ночам проносятся призраки, пропадают матери, а их дочерей в темных подворотнях растлевают беспощадные подонки. Довольно сложная, но жизненная история о том, как порой отличаются иллюзии и реальная жизнь.

«Девушка из лаборатории», Хоуп Джарен

Хоуп Джарен не писательница в традиционном понимании этого слова. Хоуп – профессионал с большой буквы. Она - известный американский геохимик и геобиолог, в трудовой книжке которой закреплен пожизненный контракт с Гавайским университетом, лауреат многих премий и активный общественный деятель (Джарен многократно высказывалась против сексизма и сексуальных домогательств в научной среде). «Девушка из лаборатории» - это своеобразный микс мемуаров и научпопа о ботанике, прочитав который умнее может быть и не станешь, но интересом к науке точно проникнешься.

«Деревенская элегия: воспоминания о семье и культуре в условиях кризиса» Джей Д. Ванс

«В этом году вы не прочитаете более важной книги про Америку», - так отозвался The Economist о новом романе Джей Д. Ванса, выпускника Йельского университета и главы крупнейшей инвестиционной фирмы Силиконовой долины.

«Деревенская элегия» - это попытка проанализировать причины кризиса американского среднего класса, который, по мнению автора, продолжается не первое десятилетие, лишь усугубляясь с каждым годом. По словам самого автора, он хотел рассказать читателю каково это «родиться с петлей на шее». Довольно примечательное описание возможностей социальной мобильности в американском обществе рекомендуется к прочтению всем, кто интересуется внутренним устройством других общественно-экономических систем.

«Время свинга», Зэди Смит

Вечная история о детской дружбе и реальной жизни, разводящей обещающих никогда не расставаться друзей. В центре сюжета – судьбы двух чернокожих девочек, мечтающих стать профессиональными танцовщицами. Первая, Трейси, талантлива и романтично настроена; вторая, Эйми, рациональна и прагматична. Трогательная дружба заканчивается в первой половине 1920-х. Пути подруг расходятся на всегда, Трейси теперь танцует в кордебалете, Эйми – путешествует по миру в качестве ассистентки известной певицы. Из Лондона действие романа перемещается в Западную Африку, где местные девочки, как некогда главные героини романа, мечтают танцевать на большой сцене. Но вопиющая несправедливость и социальное неравенство, которые, казалось бы, должны были остаться в прошлом, оказываются сегодняшней реальностью.

Зэди Смит, автор бестселлера, знает о чем пишет не понаслышке. В детстве она сама увлекалась чечеткой, позже была актрисой в лондонском музыкальном театре, а во время учебе в университете подрабатывала в качестве джазовой певицы.

«Мишлинги», Аффинити Конар

Название романа говорит о содержании книги. «Мишлинги» или «полукровки»… так в нацистской Германии называли людей, имевших смешанные, «арийские» и еврейские корни (для подобной расовой идентификации использовались так называемые Мишлинг-тесты). Страшное и темное время, за которое мир и Германия в частности, расплачиваются и по сей день.

Героини романа, сестры-близнецы Пёл и Сташа Загорски, доставленные в концлагерь Аушвиц. Здесь свои бесчеловечные генетические эксперименты над близнецами проводит Йозеф Менгель, один из самых кровавых преступников Третьего Рейха. Однажды Пёл исчезает. Сташа переживает потерю сестры, но верит, что она жива. После освобождения концлагеря Красной Армией, она и ее друг Феликс – мальчик, сам потерявший брата-близнеца, путешествуют по разоренной войной Польше, размышляя о том, каким будет новый мир.

Тяжелая в эмоциональном плане книга с пометкой «не для всех».

«Нет», Натан Хилл

Действие романа включает солидный временной промежуток: от протестов 1968 года, охвативших многие города Америки (год убийства Мальтера Лютера Кинга) до наших дней. Жанр романа – трагикомедия. А читать его надо потому, что за его экранизацию взялся Джей Джей Абрамс, пригласивший на главную роль Мерил Стрип.

«The Nix» - дебютный роман Натана Хилла, рассказывающий о Сэмюэле Андерсене-Андерсоне, чья мать-хиппи возвращается в семью спустя несколько десятилетий после того, как бросила ее. Этим дело не заканчивается. Вернувшись в родные пенаты, Фей (так зовут героиню) не отказывается от прежних взглядов и первым делом бросает камень в одного из местных кандидатов избирательной кампании. И теперь ее сыну Сэмюелю, начинающему писателю, придется приложить немало усилий, чтобы помочь ей выпутаться из этой непростой ситуации.

«Перед падением», Ной Хоули

Российскому зрителю Ной Хоули известен прежде всего как сценарист и исполнительный продюсер криминально-трагико-комического сериала «Фарго». Но этим профессиональная деятельность американского писателя не ограничивается. Хотя новый роман – это уверенная заявка на экранизацию. Сюжет и композиция соответствующие. Нью-Йорк, туманная летняя ночь, одиннадцать пассажиров поднимаются на борт частного самолета. 16 минут спустя джет рухнет в океан, а в живых останутся лишь двое – художник Скотт Берроуз и четырехлетний сын, наследник могущественного медиамагната. Собственно, дальше сюжет книги идет по накатанной: читателя знакомят с предысториями пассажиров и членов экипажа, подводя тем самым к логичному вопросу «А случайно ли столь авторитетные и влиятельные люди оказались на одном самолете?» Отличный саспенс, один из тех, что читаются на одном дыхании.

«Самая длинная ночь», Андрия Уильямс

Обстановка в мире накаляется, все громче звучит мнение о том, что страны вновь вступили в Холодную войну, в то время как «горячая» война в разных точках земного шара не прекращалась никогда. Новый роман Андрии Уильямс, вышедший в самом начале этого года, возвращает нас в прошлое. 1959 год, отдаленный военный городок в Айдахо. Нэт Колье, прибывает сюда вместе с супругой и двумя детьми с важной миссией – контролировать первый в стране ядерный реактор. Вскоре выясняется, что объект неисправен и миру грозит страшная опасность. В основу книги лег реальный инцидент, произошедший в Соединённых Штатах в 1961 году. Тогда над Северной Каролиной чуть не взорвалась термоядерная бомба. Заклинившая система контроля допустила открытие люков, и оба снаряда (мощность которых в 260 раз превышала мощность бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки) выпали над городом Голдсборо.