Особенности публичных выступлений в научной среде. Психологические особенности публичного выступления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГБПОУ СО «Алапаевский индустриальный техникум»

Основы делового общения

Контрольная работа № 1

Вариант 3

Выполнил студент Максимов И.Е.

Проверил преподаватель: Трескова С.М.

Задание 1 Особенности публичного выступления. Основные аспекты публичного выступления

Для формирования благоприятного имиджа выступающему особенно важны первые минуты контакта с аудиторией. На этом этапе речевого состязания выступающий сможет «выиграть», только овладев навыками эффектного «вхождения» в речь (первые 3-5 минут), когда голос оратора воспринимается комфортно, с удовольствием. Более 38 % передаваемой в устном общении информации обеспечиваетинтонация оратора. Если, предположим, оратор находится в состоянии эмоционального возбуждения, излишнего волнения, страха, депрессии, усталости, то по закону эмоционального «заражения» у его слушателей тоже возникнут аналогичные (и нежелательные для них) ощущения. Здесь главное -- расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего выступления, заинтересовать собой как неординарной личностью. При этом можно использовать следующие приемы:

§ сопереживание;

§ парадоксальное начало;

§ неожиданный вопрос;

§ интригующее описание;

§ интересный или необычно поданный факт;

§ оригинальная цитата;

§ комплимент всем собравшимся;

§ наглядный пример;

§ обращение к непосредственным интересам аудитории.

Возможную реакцию аудитории на будущее выступление можно предугадать, заранее составив социальный портрет слушателя:

§ социальный состав аудитории (если она неоднородна, нужно выделить наиболее многочисленные группы);

§ количественный состав аудитории (2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек);

§ приблизительный возраст слушателей;

§ круг особых интересов аудитории и набор «запретных тем», обсуждение которых в данной аудитории нежелательно;

§ характер образования аудитории, вкусы, пристрастия, потребности.

Кроме того, надо ответить на вопросы: почему и зачем собрались слушатели? Как выступление связано с их интересами и потребностями? Чего они ждут от выступления? Где, когда и как они могут использовать полученную информацию?

§ входите в аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям. Важно всем своим видом убедить их в том, что вам как оратору есть, что сказать, и вы знаете, как это сделать именно в этой аудитории;

§ дайте возможность слушающим вас рассмотреть. Встаньте так, чтобы аудитория вас хорошо видела, и вы сами легко могли бы «встретиться» взглядом со всеми (по возможности) присутствующими в аудитории. Эта тактика позволит создать у каждого слушателя впечатление, что вы будете выступать именно для него, и даст сигнал для аудитории к управлению своим вниманием;

§ рассматривая аудиторию, еще раз подкорректируйте ее социальный портрет, созданный на этапе подготовки выступления. При этом скройте ваше «исследование» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброжелательным приветствием. Если ваше выступление начинается в дружественной манере, даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

В ходе многовековой риторической практики выяснилось, что человек психологически не способен слушать оратора более 45 мин (так возник «академический час» в системе обучения). Первые 5-10 мин человек слушает, не отвлекаясь. Затем необходимо привлекать его внимание, вставляя в свою речь каждые 5-10 мин какую-то легкую реплику -- шутку, анекдот, яркий пример. В итоге аудитория позднее свяжет выступление воедино в своей памяти с помощью таких «легкомысленных» связок.

Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи -- для выступающего 100-120 слов в мин. При такой скорости слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего.

В памяти слушателей сохраняются дольше и прочнее отдельные идеи и фразы в речи оратора, если они эффектно отделены границами -- переменой позы, жестом, паузой, изменением громкости голоса, его высоты, интонации. Здесь важно избежать категоричности утверждений, для чего применяют такие приемы, как вводные слова (возможно, вероятно, видимо), вопросы в форме утверждения «Не кажется ли вам, что...?», обращения (дорогие друзья, уважаемые коллеги). Подобные фразы не фиксируются в сознании слушателей, но в подсознании формируют позитивное отношение к выступающему.

На заключительном этапе выступления оратор должен закрепить вэмоциональной памяти слушателей впечатление от увиденного и услышанного. Поэтому разумно повторить ключевые моменты выступления, прибегнуть к выразительной цитате, афоризму (краткому и меткому изречению). Финальные слова опытный оратор всегда скажет «на подъеме», с оптимистической ноткой, чтобы оставить в этом состоянии уходящих слушателей. В заключительной части выступления следует: обобщить самое существенное в выступлении, усилить впечатление, закрепить сказанное, поставить конкретные задачи. Нельзя выносить в заключение какие-то новые мысли и новые факты, так как они не будут восприняты.

Задание 2.

выступающий публичный выступление слушатель

Начальнику службы

Безопасности УрФУ

От абитуриентки УрФУ

Левченко Ю.А.

Прошу выдать мне разрешение на получение временного пропуска, для посешения подготовительных курсов.

Директору ИнФО

Охотникову О.В.

От старосты

группы студентов

Докладная

Во время сдачи сессии промежутки между экзаменами были по 3 дня.

Для экзамена по математике этого мало и многие получили неудовлетворительные оценки.

Просим продлить сроки пересдачи на 2 дня.

Задание 3

1) Вы уже знакомы с качеством услуг, которые мы предоставляем?

2) Прощу оплатить мне расходы по командировке.

3) С гарантированной теплоотдачей двигателя.

4) Командированные должны зарегистрировать свои документы.

5) Администрация потребовала гарантированных обязательств от клиентов-неплательщиков.

6) Необходимо вести хозяйствование экономичными методами.

Решать (Что?) проблему.

Разрешать (Что?) действие.

Предъявлять (Что?) паспорт.

Достигать (Что?) цель.

Предоставлять (Что?) услугу.

Представлять (Что, кого?) рыбалку, зайца.

Оказать (Что?) помощь.

Рассмотреть (Что, кого?) предложение, кандидата.

Удостоить (Чем?) наградой.

Выставить (Что, куда?) счет, за забор.

Заключить (Что, куда?) сделку, под стражу.

Достичь (Чего?) результата.

1) Из-за срочного отъезда на родину…

2) По причине болезни в течении семестра…

3) Вследствие опоздания на вокзал…

4) Вследствие изменения расписания движения поездов…

5) За неимение средств на покупку билетов на самолет…

6) За недостатком средств на лечение…

7) Прошу предоставить мне отпуск без сохранения заработной платы…

8) Довожу до вашего сведения, что график поставки товара не соблюдается.

9) Во исполнение приказа ректора, курить в здании строго запрещается.

10) В целях решения этой задачи, необходимы дополнительные средства.

Отличаться - иметь отличие.

Корректировать - производить коррекцию.

Охарактеризовать - давать характеристику.

Уточнять - выделять важное.

Дополнять - вносить изменения.

1) Продолжающиеся инциденты.

2) Сотрудничать с вами.

3) Каждый считает, что…

4) Приложенное заявление.

5) Повторите ваше предложение.

6) Все остается не решенным.

7) Я прошу…

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, структура и функции (коммуникативная, интерактивная и перцептивная) делового общения. Этические и культурные требования, этапы подготовки и проведения публичного выступления. Установление контакта с аудиторией. Поза, жесты и мимика оратора.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Публичное выступление как взаимодействие выступающего с аудиторией. Основные рекомендации для постановки правильной речи, использование коммуникационных эффектов. Особенности грамотного употребления слов и оборотов, заполнение пауз в выступлении.

    реферат , добавлен 13.06.2010

    Механизм межличностного общения. Условия создания благоприятного впечатления о себе с первых секунд разговора, построение доверия. Наиболее часто допускаемые ошибки при первом общении. Роль внешнего вида, улыбки и взгляда в установлении контакта.

    реферат , добавлен 04.09.2011

    Ознакомление с принципами создания благоприятного впечатления у окружающих: высказывание интереса к другим, поддерживание момента общности, выражение искреннего одобрения, применение техники пейсинга, использование комплиментов и знаков внимания.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Основные правила и принципы публичного выступления. Одежда и внешний вид. Хорошие манеры. Выражение лица. Контакт со слушателями. Поза, жесты. Непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Как подготовить и провести выступление.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2004

    Психологические аспекты переговорного процесса. Причины ведения спора подчиненных с руководителями. Основные положения методики эффективного слушания Атватера. Психологические основы публичного выступления. Основные принципы ведения делового спора.

    презентация , добавлен 06.01.2017

    Общие принципы современных деловых отношений. Условия успешного проведения совещания и публичного выступления. Основные положения теории "человеческих отношений". Этические нормы, используемые в деловом общении с подчиненными, коллегами и руководителем.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2013

    Слушание как вид деятельности, эффективность речевой коммуникации и взаимопонимание. Факторы эффективности слухового восприятия и слушания публичного выступления. Цель, задачи, прогнозируемые результаты и коммуникативная компетенция участников общения.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Проведение переговоров, деловых разговоров и бесед. Сущность и основные составляющие делового имиджа. Использование риторики в процессе создания делового имиджа. Выработка рекомендаций по правильному использованию риторики при создании делового имиджа.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2011

    Понятие и принципы судебной этики. Нравственное значение судебных прений. Этика речевого поведения адвоката. Нравственные особенности судебного представительства по гражданским делам. Этические требования, предъявляемые к адвокату как судебному оратору.

Раздел 1.

Публичное выступление

Публичное выступление

Организованная аудитория

Способы речевого воздействия на аудиторию

При публичном выступлении

Различают два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный.

При вербальном (от лат. verbum – слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в «каких словах», в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко с какой интонацией, что, когда и кому говорите. Для вербального речевого воздействия существенны выбор языковых средств и содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия. Вербальные сигналы - это слова.

Невербальное речевое воздействие - это воздействие при помощи несло- весных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения). Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассматриваются в речевом воздействии исключительно в их соотношении с речью, что и позволяет использовать термин «речевое воздействие». Невербальные сигналы - это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения.

Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают, как те, так и другие:

1) передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную);

2) воздействуют на собеседника (сознательно и несознательно);

3) воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознательное и бессознательное воздействие).

Правильно построенное вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивает эффективность общения.

Раздел 2.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВИ

ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.

ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ.

Существует много видов классификаций публичных выступлений. Наиболее целесообразно подразделение публичных выступлений на виды по их функции, т.е. по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

Задания.

· Какие утверждения правильные?

1. Ответ ученика на уроке – это убеждающее выступление.

2. Информационная речь – это лекция, рассказ учителя.

3. Тост – это развлекательное выступление.

4. Речь на открытии нового предприятия – это протокольно – этикетное выступление.

5. Речь на траурном митинге – это протокольно – этикетное выступление.

6. Анекдот для публики – это развлекательное выступление.

7. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это убеждающее выступление.

8. Речь с оценкой заслуг юбиляра – это развлекательное выступление.

9. Доклад – всегда подготовленное выступление

10. Сообщение – это краткое неподготовленное выступление.

11. Выступление – это подготовленное или неподготовленное сообщение.

12. Лекция строится по строгому плану.

13. Беседа эффективна в небольшой аудитории.

14. Лекции читаются в вузах (в сфере высшего образования).

15. В беседе слушатели отвечают по ходу на вопросу оратора.

· Относятся ли к публичным выступлениям следующие (если да, то к какому виду по цели).

Выступление кандидата на выборах перед избирателями; объявление сокурсникам о завтрашней экскурсии; разговор декана (директора) со студентом в его кабинете; устный отчет о проделанной работе на профсоюзном собрании; представление курсу почетного гостя; тост отца на юбилее своего начальника; поздравление ректором выпускников вуза; объявление по радио; выступление на занятии по риторике; инструкция о том, как пользоваться этим электроприбором; похвальное слово школе на выпускном вечере; речь перед учащимися о вреде курения; приглашение сокурсников посетить выставку книг в библиотеке; аннотация книги по риторике для сокурсников; речь о важности занятий спортом (на конкурсе ораторов); рассказ попутчикам о себе в поезде дальнего следования.

· Определите, какая форма публичного выступления используется (лекция, доклад, сообщение, выступление, беседа).

Отчет Председателя Совета Министров о работе правительства за год; речь кандидата в депутаты на предвыборном митинге; объяснение материала учителем на уроке; получасовое выступление ученого на научной конференции; выступление трех студентов с подготовленными материалами (по 3 мин.) в ходе объяснения учителя по теме урока; классный час с выступлением психолога, который рассказывает о проблемах психологии, задает вопросы учащимся и отвечает на их вопросы; выступление сотрудника библиотеки в группе с обзором новых поступлений.

Ваше мнение.

1.Почему в 90-е гг. 20 века в России резко снизился уровень культуры речи?

2. Почему наши политики так плохо говорят?

3. Имидж – это коммуникативная необходимость или попытка обмануть окружающих?

4. Почему люди как бы стесняются говорить и принимать комплименты?

5. Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми – природный талант или результат обучения?

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВСТУПЛЕНИЮ

Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров: и информационные, и протокольно-этикетные, и убеждающие, и развлекательные.

Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и пр.), требуют разных приемов подготовки. Но есть и общие правила подготовки публичного выступления- правила, которые можно и нужно применять при подготовке любого выступления в любом жанре:

1.Решительное начало выступления.

2.Драматизм.

3.Сдержанная эмоциональность.

4.Краткость.

5.Диалогичность.

6.Разговорность.

7.Установление и поддержание контакта с аудиторией.

8.Понятность главной мысли.

9.Решительный конец.

Драматизм.

Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким- либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

Сдержанная эмоциональность.

Э моциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вам самому небезразлично, что вы говорите. Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном высказывании: Коротко и ясно.

Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы. Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. Аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

Решительный конец.

Как начало, так и конец выступления должен быть кратким, ясным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать, затем отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко, понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Задания.

Разговорность стиля.

В выступлении должны преобладать более употребительные слова и выражения, стилистически нейтральные и разговорные. Книжные и официальные слова в процессе подготовки выступления необходимо заменить на нейтральные или разговорные, что вызывает большее доверие к оратору. Так, вместо в условиях конспирации лучше сказать в условиях секретности. Вместо в прессе сказать в газетах, вместо средства массовой информации - газеты, радио и телевидение, вместо прессинг -сильное давление. Прием стилистической замены окупиться безусловным пониманием вашей речи.

Простота изложения.

Понимание речи на слух - действительно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей. Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова и нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо объяснить - дать определение простыми словами, назвать синонимы, привести примеры его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях. Объяснение сложных слов через простые называется популяризацией.

Например:

Последнее время мы часто слышим слово «инвестиции». А что же это слово означает? Это слово немецкое, означает «вложение денег в какое - либо дело, предприятие». Инвестиция - это не просто предоставление денег на что-либо, это вложение денег на длительный срок, долгосрочное вложение капитала. А «инвестор» - это человек, который вкладывает деньги. Нашей экономике сейчас очень нужны инвестиции, и государство старается привлечь в нашу экономику солидных инвесторов. Таким образом. Инвестиция - это долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело. Сегодня предлагаю поговорить о проблемах инвестиций в российскую экономику.

В тексте выступления необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов - все эти конструкции очень плохо воспринимаются на слух. Текст надо строить с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы (последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления).

Следует избегать многословия. Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких.

Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления. Необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении:

1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.

2. Цифры лучше округлять.

3. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции.(Например: В 1940 году на доллар можно было купить вдвое больше, чем в 1920году.)

4.Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10 раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нм хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года.

5. Надо точно указывать источник приводимых статистических данных.

Конкретность лексики.

Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, их следует заменять на более конкретные и наиболее известные и понятные всем слова (прием конкретизации).

Вместо того, чтобы сказать Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы, лучше конкретизировать Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров.

Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей. Такая конкретизация называется образной: В этом году заметно возросло поголовье птицы - В этом году заметно больше стали выращивать кур, уток, гусей, индюшек.

Говорите не шел, а бежал, ковылял, плелся, тащился - это вызовет образ. Поставьте вопрос так: Как зародыш из почти незаметного и видимого только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в в двести фунтов? Именно не в человека, а в футболиста; говорите не собака, а пятнистый бульдог.

Вместо существительных, где можно, употребляйте глаголы: вскрытие- вскрыть, обеспечение - обеспечить, достижение- достичь, улучшение - улучшить, что делает восприятие более образным.

Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, проводя идею, указывать конкретные подробности, касающиеся появления этой идей у автора: вместо Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне... лучше сказать так: На прошлой неделе, когда я ехал(а) на дачу, встретил(а) своего старого знакомого(ую), которого(ую) не видел(а) более 20 лет. Естественно, стали расспрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он(а), представляете, рассказал(а) мне...

Эти кажущиеся на первый взгляд излишними конкретные подробности на самом деле являются «упаковочным материалом» ваших идей и придают этим идеям достоверность и правдивость, наглядно представляют соответствующую ситуацию, а обратив внимание на ситуацию, слушатели обратят внимание на «упакованную» в нее идею и запомнят ее.

Риторические фигуры.

Риторические фигуры - особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.

Самой сильной и эффективной риторической фигурой считается риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?». Риторический вопрос «ненавязчиво навязывает» нужную идею, хорошо воспринимается на слух, поэтому это эффективное средство в устной речи.

Есть и другие риторические фигуры.

Анафора - одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т. д. Сильный риторический прием, который эффективен в публицистической, митинговой речи, в рекламных текстах, в эмоциональны выступлениях всех типов.

Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто - в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах и в тех чисто .

Градация - расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.

Антитеза - противопоставление внутри одной и той же фразы: Государство пухнет - народ хиреет; граждане воруют - страна богатеет (М. Жванецкий).

Перечислительный ряд - группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т. д. Перечислительный ряд должен быть достаточно длинным - 4,5,6 членов и более; представление «много» у слушателей начинается обычно после трех.

Гипербола - преувеличение (заведомое), например: Нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.

Литота - нарочитое преуменьшение значения.

Инверсия - изменение привычного порядка слов (обратный порядок слов): Никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.

Слишком большое число риторических фигур или их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры следует с осторожностью.

6.Выразительность речи.

Выразительность касается интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Выразительность речи надо тренировать. Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей,а маловажные проговаривать быстрее.

Для русского языка характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово обычно ставится в конце фразы, менее информативное - в начале. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.

ЗАДАНИЯ.

Ваше мнение.

Почему наши красивые выступления вызывают раздражение аудитории?

Задания.

Ваше мнение.

Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно?

В.В. Путин как оратор отличается тем, что....

Основная часть выступления.

Тезис и аргументы

Основная часть выступления содержит аргументацию тезиса, в ней приводятся аргументы и доказательства.

Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседниками.

Тезис - это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать, доказать.

Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения, - словом, все, что может подтвердить тезис.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому, что...».

Например: Телевизор смотреть полезно - тезис нашего выступления. Почему?

Аргументы - потому, что:

По телевизору мы узнаем новости;

По телевизору сообщают прогноз погоды;

По телевизору можно посмотреть учебные передачи;

По телевизору показывают интересные фильмы и т. д.

Аргументы, которые приводит оратор, бывают двух типов: аргументы «за» (за свой тезис) и аргументы «против» (против чужого тезиса).

Аргументы «за» должны быть:

Доступными, простыми и понятными;

Максимально близкими установившимся в аудитории мнениям;

Отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны:

Убедить аудиторию в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики.

Важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе. Это значит, что надо продумать, с каких начать, а какими закончить.

УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ АРГУМЕНТОВ

Аргументы должны быть убедительными, т. е. сильными, с которыми все соглашаются.

Когда мы рассуждаем, мы выдвигаем тот или иной тезис, а потом приводим аргументы в его поддержку. Если аргументы убедительные, то с ними соглашаются, а если нет- не соглашаются и не признают наш тезис.

К сильным аргументам обычно относят:

Научные аксиомы;

Положения законов и официальные документы;

Законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

Показания очевидцев;

Статистические данные.

Латинская пословица говорит: «Доказательства следует не считать, а взвешивать». Есть и такая: « Кто много доказывает, тот ничего не доказывает». Необходимо продумывать каждое доказательство: насколько оно убедительно для данной аудитории, насколько серьезно.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве можно считать три: один аргумент- это просто факт, на два аргумента можно возразить, а на три аргумента это сделать сложнее; третий аргумент - это третий удар, начиная же с четвертого аудитория часто воспринимает аргументы уже не как некоторую систему (первое, второе, и, наконец, третье), а как «много аргументов».При этом нередко возникает впечатление, что оратор пытается давит на аудиторию, уговаривает ее.

ПРАВИЛА АРГУМЕНТАЦИИ

1.Определите тему своего выступления и сформулируйте ее. Например: Я хочу поговорить о …; Меня сегодня интересует вопрос о …; Существует такая проблема... и т. д.

2.Сформулируйте основной тезис своего выступления. Выразите его словами. Например: Мне кажется, что … и вот почему.

Сделайте вывод.

СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ

Парадоксальная аргументация

Как писал Гельвеций, «бывают люди, которых надо ошеломить, чтобы убедить». Этот прием труден, но приводимые аргументы запоминаются надолго. Например: реклама отоларинголога: «Половина населения России носит очки. Это еще раз доказывает, что без ушей жить нельзя. Принимаю ежедневно с 10. до 14.00».

Используйте юмор. Утка хорошо запоминается, поднимает престиж оратора, располагает к нему аудиторию, снимает усталость и напряжение. Юмор - тонкое оружие в руках оратора, и надо уметь им пользоваться. 2Юмор должен быть глазурью на торте. Шоколадом между слоями торта, но не как не самим тортом.» (Д. Карнеги). Лучше всего шутить в свой адрес - удачный способ расположения аудитории к себе. Использование шутки - лучший способ подавления враждебных выпадов против оратора: «Что сделалось смешным, не может быть опасным» (Вольтер). Лучший юмор в публичном выступлении - анекдот.

Персонификация аргументов

Превращать обсуждение идей в обсуждение людей - эффективный прием, при котором хвалят или критикуют носителя идеи, а потом уже и саму идею, персонифицируемую им. Например: «Кто прав- Х или У?»; «Как указывал выдающийся борец за демократию

А. Сахаров...». В логике такой аргумент называется «аргументом к человеку».

ЗАДАНИЯ.

Ваше мнение.

Обобщающий вывод

обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, как основная мысль выступления: Итак... ; кто работает, тот гарантированно обеспечивает себе нормальную жизнь; Таким образом, данные рекомендации можно использовать в повседневной жизни.

Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателями

Можно завершить выступление пожеланием слушателям, призывом. Например: Уверен: то, что сегодня обсуждалось, обязательно пригодится в работе; Итак, сейчас самое время вновь проявить (нашей интеллигенции, …,...)свои лучшие качества на благо России.

Подытоживающее повторение

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих ). Слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация.

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.

Кульминация

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, но помните, что такая концовка подходит не для всех типов публичных выступлений. Например: История яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!

Комплимент аудитории

Например: Выпускники Нижнетагильского машиностроительного техникума должны возглавить список специалистов, востребованных на предприятиях нашего города; Итак, будем работать - и все у нас получится.

Юмористическая концовка

«Если можете, оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.

Для концовки подойдут шутка, анекдот, смешная история. Например: А в заключение расскажу вам анекдот, который услышал недавно...;

Благодарность за внимание

Это традиционная концовка. Можно ее немного расширить, сказав несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, её уровень, интересные вопросы, которые были заданы. Например: В завершение я хотел бы поблагодарить вас за то, что вы так внимательно меня слушали. В вашей аудитории было приятно выступать; Хочу отдельно поблагодарить за вашу доброжелательность; Благодарю вас, приятно было выступать.

ЗАДАНИЯ

Раздел 1.

Особенности публичного выступления

Публичное выступление - это выступление оратора (в основном - монолог) непосредственно перед присутствующими.

Официальное публичное выступление означает, что выступление было заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, известна тема, о выступающем известно, кто он по профессии, какую занимает должность, откуда он и т. д.

Публичное выступлениенепосредственно перед присутствующими означает, что выступающий находится в одном помещении со слушателями или в непосредственной близости от них, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы. При этом слушательская аудитория может быть достаточно большой и организованной.

Организованная аудитория означает, что люди пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, примерную продолжительность его выступления, располагают временем его слушать и готовы это делать.

Каждому руководителю приходится работать с большим объемом информации и доносить определенную ее часть до своих сотрудников. Процесс работы с текстом достаточно сложен. От его продуктивности во многом зависит эффект воздействия на аудиторию.

Выступления в организации обычно непродолжительны. Выступления, сообщения различного рода - это, скорее, процесс, обеспечивающий эффективное выполнение основной задачи.

Задача выступающего - как можно более точно донести свои идеи до аудитории. Если этого не произойдет, рабочее время потеряно зря. Чтобы выступление было качественным, процесс подготовки к нему должен длиться примерно в два раза больше, чем само выступление. Так, если оно рассчитано на час, то серьезная подготовка к нему займет не менее двух часов. Время подготовки уменьшается, если проводится рабочее собрание, на котором новая и сложная информация аудитории практически не преподносится, и увеличивается, если выступление имеет достаточно сложную структуру, аудитории сообщается большой объем важной, полезной и трудной к усвоению информации.

При планировании выступления необходимо проработать следующие этапы:

1. Сформулируйте конкретную цель выступления одним предложением. Постарайтесь сформулировать ее как можно яснее, избегая расплывчатых, общих ответов. Цель вашего выступления может быть сформулирована так: «Выяснить, кто из сотрудников отдела сбыта будет участвовать в тренинге, который будет проводиться с... по... на базе...», - но не так. - «Определить, как сотрудники относятся к повышению квалификации».

Задайте себе вопрос: «Что я стремлюсь сообщить аудитории?» Цель выступления станет критерием, по которому вы будете проверять все, что может быть включено в него.

2. Определитесь относительно аудитории. Вы организуете выступление с определенной целью, но ваша аудитория также имеет свои цели, интересы, мнения и т.д. Чтобы эффективно донести материал, необходимо понять слушателей. Поэтому определите цели, ожидания и ценности предполагаемой аудитории. Данная задача особенно важна, если вы выступаете перед незнакомыми людьми.

Определите, сколько человек будет присутствовать на выступлении. Обычно выделяют три типа аудитории, различаемых по размеру:

    малая аудитория (группа до 12-15 человек);

    средняя аудитория (группа до 50-100 человек);

    большая аудитория (больше ста человек).

Реакция каждого типа аудитории на выступающего различна, потому преподнесение материала также должно отличаться. Основная закономерность состоит в том, что по мере увеличения размеров аудитории она становится все более однородной. Специфика восприятия заключается в том, что сидящий отдельно человек обладает хорошей способностью к концентрации внимания на одном объекте, и, следовательно, быстрой обработке и синтезу информации. Ресурс его внимания сосредоточен на рабочем объекте (главном стимуле), периферические (второстепенные) стимулы внимание практически не притягивают. Человек, сидящий в компании других людей, находится в иной ситуации: его внимание фокусируется не только на рабочих объектах (например, обсуждении проекта), но и на периферических стимулах (слова, жестикуляция соседа, звук шагов, смех в противоположном углу зала в ответ на его слова, недовольное выражение лица начальника).

Второй нюанс: чем больше слушателей присутствует в зале, тем меньше они реагируют на информацию и больше - на человека, который эту информацию им презентует. Вывод: большая аудитория не годится для детальных и обстоятельных дискуссий. Маловероятно, что при этом смогут высказаться все желающие. С другой стороны, здесь гораздо труднее так построить доводы, чтобы аргументы выступающего были понятны всем присутствующим.

Работа с большой аудиторией достаточно сложна. Подумайте, действительно ли вам необходимо выступать перед большим залом. Может, стоит провести собрание для меньшего числа слушателей? Если же лучшим средством донесения материала является маленькая аудитория, а прийти на выступления хотят триста человек, рекомендуется разбить такую аудиторию на части и провести несколько собраний.

Важное отличие малой аудитории от большой заключается в том, что первая не сливается в одну безликую массу, реагирующую на выступающего как единый организм. Здесь каждый может вносить свои идеи в обсуждение, а если все время говорит один выступающий - это лишь подчеркнет его высокомерие и стремление монополизировать встречу. Если большая аудитория может задавать вопросы только тогда, когда вы попросите об этом (это гораздо удобнее и для выступающего, и для самих слушателей), то в малой аудитории необходимо пытаться наладить диалог и вовлечь всех присутствующих в дискуссию.

У малой группы существует один недостаток - ведущий тратит свое время и силы лишь для малого числа людей. Однако он компенсируется тем, что этих людей можно убедить в гораздо большей степени, чем большую аудиторию. В свою очередь ведущий гораздо чаще находится «под обстрелом» различных точек зрения, что предъявляет дополнительные требования к его компетентности, умению организовать неформальную атмосферу.

3. Установите, какое впечатление вы хотели бы в итоге оставить у аудитории.Решите, на что следует обратить внимание слушателей; придумайте, что сделать, чтобы они действительно это отметили и запомнили. Сформулируйте ключевую фразу, которую, по вашему замыслу, должны запомнить слушатели.

4. Решите, какие разделы включить в выступление и каково назначение каждого раздела. Разместите разделы в логическом порядке, учитывая время. Сделайте их достаточно короткими, чтобы увеличить период устойчивого внимания аудитории.

Психологи определили закономерности изменения внимания слушателей. Уровень внимания аудитории существенно изменяется в течение сорокаминутного периода. Сначала он высокий, затем, в первые десять минут, медленно снижается, потом снижается быстрее, а через тридцать минут достигает самого низкого уровня. С тридцатой по сороковую минуты уровень внимания повышается. В последние пять минут он наиболее высокий, хотя и не достигает первоначального уровня. Имейте в виду, внимание аудитории не повысится, если она не будет знать, что выступление близко к завершению.

    Факты, которые по замыслу выступающего аудитория должна запомнить, должны быть в начале и в конце выступления. Особенно важны последняя иллюстрация и вывод в каждом выступлении. Их можно особо выделять длительной паузой после важного пункта.

    Так как степень внимания после первых десяти минут снижается, то как раз с этого момента и до тех пор, пока она не начнет опять возрастать, особая роль отводится разнообразию структуры выступления и приемам, призванным разбудить интерес аудитории.

    Перерывы - также важный момент. Если выступление занимает больше сорока минут, надо сделать перерыв. Если выступление длится больше полутора часов, лучше сделать два перерыва по десять минут, чем один на двадцать.

    Пометьте разделы по степени важности буквами А, В, С, чтобы в случае необходимости скорее отсеять ненужную информацию. А - это то, что должно быть включено в выступление обязательно, В - то, что желательно включить, С - то, что хорошо сказать, если для этого останется время.

Обдумайте пути варьирования структуры выступления. Убедитесь, что каждый раздел заканчивается важным сообщением или промежуточными выводами.

5. При работе с текстом следует учитывать несколько особенностей устной речи. Независимо от темы выступления, плохо подобранные слова и выражения могут вызвать раздражение даже у самой заинтересованной аудитории.

Во-первых, можно записать на бумаге весь текст выступления и затем просто его зачитать. Но для большинства людей неприятно, когда им читают доклад, лишь изредка поглядывая в зал. Поэтому наилучший вариант - записать выступление тезисно и, выступая перед слушателями, заглядывать в конспект только по мере необходимости.

Во-вторых, разговорный и письменный языки значительно отличаются. То, что легко усваивается при чтении, при восприятии на слух может вызвать существенные затруднения. Если выбран вариант устного представления материала (что предпочтительней), то составлять выступление нужно с учетом ряда условий:

    Все, что отдает напыщенной прозой, будет мешать коммуникации. Фраза: «Потребитель, очевидно, сталкивался с некоторыми неудачными образцами продукции нашего предприятия. В отдел поступило множество жалоб на плохое качество товара», - будет восприниматься на слух очень тяжело.

    Знаки препинания при передаче речью выделяются паузами или соответствующими частями речи. Например, вместо двоеточия говорится «потому что»: не «нужно приступать к работе: осталось мало времени», а «нужно приступать к работе, потому что времени осталось мало».

    Чаще используйте первое и второе лицо, реже - третье и неопределенную форму глагола. Такая форма высказываний придает личностную окраску тексту: «я хочу сказать, что все вы знаете, как трудно убедить покупателя выбрать тот или иной товар», а не «бывает трудно убедить покупателя выбрать тот или иной товар».

    Используйте активный, а не пассивный залог: «мы хотим закупить новое оборудование для цеха», а не «нам требуется закупить новое оборудование для цеха».

    Использование абстрактных существительных затрудняет восприятие. Говорите просто (как в анекдоте: «Пациент умер от амфибиотрофной асфиксии: жаба задушила»).

    Избегайте специальных терминов, которые могут быть незнакомы аудитории.

    Слова и предложения должны быть короткими. Не говорите: «В отдел кадров часто обращаются лица, достигшие пенсионного возраста, с вопросом о том, имеют ли они право выбирать между альтернативами выхода на пенсию и возможности перезаключения трудового договора». Гораздо проще и понятнее сказать: «Если вы желаете продолжать работу после достижения шестидесяти лет, дирекция готова обсудить это лично с каждым».

    Важен порядок представления материала, ведь слушатели не могут еще раз посмотреть в начало предложения. Вместо фразы «в связи с изменением налогового законодательства вероятно увеличение цен на энергоносители, что отразится и на себестоимости нашей продукции» лучше сказать «себестоимость нашей продукции изменится, так как цены на энергоносители увеличатся».

    Перед глазами аудитории нет текста вашего выступления. Если он достаточно сложный и содержит несколько частей, целесообразно каждую часть заканчивать выводами, а также заявлением и вопросом, позволяющим перейти к новому разделу. «Итак, мы рассмотрели ценовые предложения фирм-конкурентов. Наша теперешняя ценовая политика иная. Что же делать? Мы сузили возможности развития фирмы до трех вариантов. Сначала я вам кратко их напомню, затем мы по очереди обсудим. Первый вариант - ...»

    Визуальные средства используются для дополнения того, что сообщает оратор. Основные визуальные средства - это слайды, видеозаписи, диаграммы. Не используйте визуальные средства без веских причин и не перегружайте выступление техническими приемами. Все, что включено в аудиовизуальный материал, должно быть хорошо видно и слышно каждому, и не должно дублировать текст выступления.

Готовя материал для выступления, не следует записывать его в виде развернутых предложений на больших листах бумаги. Необходимо выделить основные вопросы, которые будут освещены на выступлении и отметить места, в которых вы намерены привести тот или иной конкретный пример, иллюстрацию или обратиться к анализу своего практического опыта. Можно зафиксировать план на небольших четко пронумерованных карточках, в которых вы хорошо ориентируетесь. Важные моменты следует выделить ярким карандашом или маркером, чтобы без дополнительных усилий и траты времени сделать акцент в нужном месте выступления.

6. Проработайте весь проект выступления в поисках моментов, где интерес аудитории может понижаться. Убедитесь, что все изменения, которые вы вносите, чтобы повысить интерес, имеют отношение к предмету беседы. Выявите объяснения или аргументы, которые слишком длинны или сложны, и упростите их.

7. Если есть такая возможность, решите, где лучше проводить выступление. Если вы выступаете перед своим коллективом, это, вероятно, будет хорошо знакомое всем место. Если же собрание или презентация проводится «на выезде», необходимо заранее позаботиться о помещении. Незнакомое помещение значительно увеличивает тревожность не только аудитории, но и самого оратора.

Таким образом, все должны быть заранее проинформированы, где проводится собрание, а выступающему необходимо прибыть на место выступления как минимум за час, чтобы соответствующим образом организовать пространство: включить свет, расставить стулья, настроить аудио- и видеоаппаратуру, разложить раздаточный материал так, чтобы им можно было легко оперировать в ходе выступления.

При организации пространства выступления психологи рекомендуют избегать слишком просторных комнат. Если в зале на 100 человек присутствует всего 20, у аудитории создается ощущение оторванности друг от друга и от оратора. Если же, как часто бывает, кто-то из слушателей сядет в задних рядах, вам будет сложно поддерживать с ним контакт. Зал должен заполняться как минимум на 50 %. Если вы выбираете между залом, который чуть маловат, и тем, который слишком велик, выбирайте меньший. С другой стороны, если комната для выступлений достаточно мала, и есть вероятность того, что придет больше слушателей, чем запланировано, вам потребуется искать дополнительные стулья, а близкое присутствие чужих людей будет вызывать напряжение у аудитории.

При одинаковых задачах лучше выбирать зал квадратной формы. Узкое и глубокое помещение создает у присутствующих впечатление шоу, а широкое и неглубокое считается более неофициальным и удобным для вовлечения аудитории в дискуссию.

Проверьте, каково расстояние от вашего места до первого ряда. Если оно велико, придется передвинуть кафедру. Уточните, как слышен ваш голос. Одинаково хорошо вас должны слушать во всех концах аудитории. Вероятно, для этого придется использовать микрофон.

Советы по преодолению волнения

Чтобы преодолеть волнение, необходимо определить, с чем оно связано. Основные причины сверхволнения:

    Недостаток опыта публичных выступлений.

    Ваши индивидуальные особенности: застенчивость, робость, повышенная тревожность, неуверенность в себе.

    Сомнение в том, что слушателям будет интересно.

    Путем проб и ошибок найдите свой оптимум - ваше внутреннее состояние, при котором вы достигаете успеха. Такое состояние у всех людей очень индивидуально: кто-то ощущает «радость полета», кто-то - сосредоточенность, концентрацию и волю, а кто-то должен немного волноваться, не допуская, однако, сверхволнения. Определите, что вы хотите сделать в процессе выступления, какой эмоциональный заряд послать аудитории, и т.д.

    Перед выступлением «разогрейтесь» - поговорите с кем-то из слушателей, походите медленным шагом по аудитории.

Общие советы:

    Примерно за день до выступления, в аудитории, где будет проходить собрание, устройте себе генеральную репетицию без свидетелей: пройдите к тому месту, на котором вы будете находиться, посмотрите в пустой зал, отработайте свою позу, голос, придумайте начало и концовку вашей речи и т.п.

    Вечером перед сном попробуйте задать себе установку увидеть всю ситуацию во сне: как собираются слушатели, как вы проходите к месту выступления, как начинаете... Главное, вы должны почувствовать и поверить, что выступление будет успешным.

    За несколько часов до выступления, дома, сидя в кресле с закрытыми глазами, мысленно проиграйте весь процесс вашего доклада, спланируйте сценарий. При этом постарайтесь почувствовать радость от того, что все пройдет успешно.

Борис Михайлович Мастеров, кандидат психологических наук, руководитель программы Института профессионального роста, эксперт Института Открытого общества.

Для формирования благоприятного имиджа выступающему особенно важны первые минуты контакта с аудиторией. На этом этапе речевого состязания выступающий сможет «выиграть», только овладев навыками эффектного «вхождения» в речь (первые 3-5 минут), когда голос оратора воспринимается комфортно, с удовольствием. Более 38 % передаваемой в устном общении информации обеспечивает интонация оратора. Если, предположим, оратор находится в состоянии эмоционального возбуждения, излишнего волнения, страха, депрессии, усталости, то по закону эмоционального «заражения» у его слушателей тоже возникнут аналогичные (и нежелательные для них) ощущения. Здесь главное - расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего выступления, заинтересовать собой как неординарной личностью. При этом можно использовать следующие приемы:

· сопереживание;

· парадоксальное начало;

· неожиданный вопрос;

· интригующее описание;

· интересный или необычно поданный факт;

· оригинальная цитата;

· комплимент всем собравшимся;

· наглядный пример;

· обращение к непосредственным интересам аудитории.

Возможную реакцию аудитории на будущее выступление можно предугадать, заранее составив социальный портрет слушателя:

социальный состав аудитории (если она неоднородна, нужно выделить наиболее многочисленные группы);

количественный состав аудитории (2-4 человека, 12-15 человек, 40-50 человек);

приблизительный возраст слушателей;

круг особых интересов аудитории и набор «запретных тем», обсуждение которых в данной аудитории нежелательно;

характер образования аудитории, вкусы, пристрастия, потребности.

Кроме того, надо ответить на вопросы: почему и зачем собрались слушатели? Как выступление связано с их интересами и потребностями? Чего они ждут от выступления? Где, когда и как они могут использовать полученную информацию?

входите в аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям. Важно всем своим видом убедить их в том, что вам как оратору есть, что сказать, и вы знаете, как это сделать именно в этой аудитории;

дайте возможность слушающим вас рассмотреть. Встаньте так, чтобы аудитория вас хорошо видела, и вы сами легко могли бы «встретиться» взглядом со всеми (по возможности) присутствующими в аудитории. Эта тактика позволит создать у каждого слушателя впечатление, что вы будете выступать именно для него, и даст сигнал для аудитории к управлению своим вниманием;

рассматривая аудиторию, еще раз подкорректируйте ее социальный портрет, созданный на этапе подготовки выступления. При этом скройте ваше «исследование» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброжелательным приветствием. Если ваше выступление начинается в дружественной манере, даже враждебно настроенная аудитория не устоит.


В ходе многовековой риторической практики выяснилось, что человек психологически не способен слушать оратора более 45 мин (так возник «академический час» в системе обучения). Первые 5-10 мин человек слушает, не отвлекаясь. Затем необходимо привлекать его внимание, вставляя в свою речь каждые 5-10 мин какую-то легкую реплику - шутку, анекдот, яркий пример. В итоге аудитория позднее свяжет выступление воедино в своей памяти с помощью таких «легкомысленных» связок.

Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи - для выступающего 100-120 слов в мин. При такой скорости слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего.

В памяти слушателей сохраняются дольше и прочнее отдельные идеи и фразы в речи оратора, если они эффектно отделены границами - переменой позы, жестом, паузой, изменением громкости голоса, его высоты, интонации. Здесь важно избежать категоричности утверждений, для чего применяют такие приемы, как вводные слова (возможно, вероятно, видимо), вопросы в форме утверждения «Не кажется ли вам, что...?», обращения (дорогие друзья, уважаемые коллеги). Подобные фразы не фиксируются в сознании слушателей, но в подсознании формируют позитивное отношение к выступающему.

На заключительном этапе выступления оратор должен закрепить в эмоциональной памяти слушателей впечатление от увиденного и услышанного. Поэтому разумно повторить ключевые моменты выступления, прибегнуть к выразительной цитате, афоризму (краткому и меткому изречению). Финальные слова опытный оратор всегда скажет «на подъеме», с оптимистической ноткой, чтобы оставить в этом состоянии уходящих слушателей. В заключительной части выступления следует: обобщить самое существенное в выступлении, усилить впечатление, закрепить сказанное, поставить конкретные задачи. Нельзя выносить в заключение какие-то новые мысли и новые факты, так как они не будут восприняты.

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.