Города-утопии. Контрольная работа градостроительные утопии

Павел Пряников

Рост урбанизации в Первом мире вызвал и обратный процесс - желание больших групп людей переселяться обратно на природу, а также создание «специализированных» и «идеальных» городов - без гримас урбанистики. Город-сад, город-плантация, нацистский город, город для пьяниц и другие утопические города в подборке ниже.

Город-Октагон, вегетарианская Утопия

В 1856 году в США Канзасская вегетарианская организация основала Octagon - город рядом с Гумбольдтом . Город предназначался под заселение вегетарианцами. Дизайн поселения появился под влиянием идей френолога Орсона Фаулер, согласно которым восьмиугольники были наиболее практичной формой домов, потому что им достаётся наибольшее количество солнечного света, чтобы войти.

План города разработал Генри Клабб, вегетарианец и пуританин (см. план города выше). Кроме восьмиугольных домов в городе была восьмиугольная площадь и восемь дорог. Поселение состояло бы из 4-х восьмиугольных деревень. Все бы люди жили в собственных домах, занимались сельским хозяйством и ремёслами, досуг и культура находились в общественных зданиях.

В город вегетарианцев Октагон приехали 60 семей. Их ждал общественный бревенчатый дом, в котором они все и поселились. Весной 1857 года в Октагоне из-за сухой зимы высохла река и колодцы, затем поселенцев поразила дизентерия и лихорадка, в том числе и со смертельными случаями. К концу 1857 года оставшиеся в живых поселенцы Октагона разъехались из него.

Автоматический город-утопия

Французско-швейцарский архитектор Ле Корбюзье в начале ХХ века разработал план идеального города . Архитектура такого города, считал он, должна быть максимально эффективной и простой, как промышленные машины. Он разработал план двух городов-утопий: Ville Radieuse и Ville Contemporaine. Они оба должны были иметь массивные небоскребы, в которых жили бы миллионы людей. Парки и зеленые зоны разделил эти массивные города на зоны промышленные и отдыха.

Жилые здания должны были стать центром общественной жизни, с садами на крышах и пляжами, а на их нижних этажах располагались бы общепит и детские сады. Ле Корбюзье рассчитал, что в каждом здании будет жить 2700 человек. Работа у них будет занимать 5 часов в день. Личных машин в таком городе не будет, их заменит развитый общественный транспорт.

Ле Корбюзье построил лишь один такой дом, который должен был стать основной единицей его города-утопии - в Марселе (фото ниже).

Город-сад

В 1902 году социальный реформатор Эбенезер Говард опубликовал свой трактат «Сад-город будущего ». Он описывает город, который занимает 2400 гектаров земли, со зданиями для 32 тысяч человек. Жилые постройки занимали бы только 1 тысячу гектаров. Остальная земля в городе была бы отдана общественных паркам, фермам и и широкими дорогам.

Говарду удалось частично воплотить свои мечты при постройке двух городков в Англии, в графстве Хартфордшир - Welwyn Garden City и Letchworth Garden City (на фото ниже современное состояние городка Летчворт).

Хотя Говарду и не удалось полностью реализовать свою утопию, он стал первым разработчиком принципов жилого пригорода (позднее реализованного в основном в США).

Открытый город

В 1932 американец Фрэнк Ллойд Райт начал развивать идею идеального города, основанную на его любви к открытым, сельским прериям Среднего Запада. Райт назвал его «Открытый город» (а также «самодостаточный»). Райт хотел, чтобы в таком городе не было промышленности, а люди там вели подсобное хозяйство (на дом было положено 40 соток земли), занимались ремёслами и культурой. По численности такой город была рассчитан максимум на 10 тысяч человек. Все общественные блага (дороги, ЖКХ, медицина, образование и т.д.) в таком городе никогда не были бы частными, а были в совместном управлении всех горожан.

Райт считал, что в будущем вся Америка состояла бы из таких городков. Их бы соединяла малая авиация (с дальностью полёта до 250 км) и скоростной железнодорожный транспорт.

Райту так и не удалось воплотить в жизнь свою утопию.

Нацистский город-утопия

Архитектору Альберту Шпееру Гитлером было поручено превратить Берлин в футуристическую столицу нацизма. Шпеер планировал застроить его массивными зданиями - как жилыми, так и общественными (к примеру, главный стадион вмещал бы 400 тысяч зрителей). Город должен был быть разбит широкими дорогами на квадраты. Планировалось, что к концу ХХ века в нём проживало бы 20 млн. человек (а население нацистской Германии составляло бы 200 млн. человек).

Так как город был расположен в болотистой местности, Шпеер решил построить одно массивное здание и посмотреть, какую усадку оно даст. Это здание стоит до сих пор (оно за это время просело на 18 см), и оно оказалось единственным воплощённым в жизнь элементом нацистского города-утопии (это здание на фото ниже).

Город-утопия Фордландия

В 1930 году автомобильный промышленник Генри Форд купил кусок земли в бразильских джунглях. Там он намеревался построить город-утопию имени своего имени - Фордландию.

Основной деятельностью поселенцев должно было стать выращивание гевей и производство из них каучука. Форд перевёз сюда около 300 рабочих из США. Эксцентричный миллионер установил строгие порядки в Фордландии - запрет алкоголя, добрачного секса и т.п. Рабочие должны были трудиться 5 дней в неделю по 9 часов. Из благ тут было бесплатное жильё, медицина и досуг (библиотека и просмотр кино «правильной напрвленности»).

Тяжёлая работа и строгие порядки вынудили поселенцев поднять восстание против администрации Форда, управлявшей городом. Главный надзиратель за нравсвенным состоянием рабочих был убит. Форд сдался, и перевёз рабочих из Фордландии обратно в США (ниже на фото - разгромленное во время восстания здание администрации).

Летающий город

В 1950-х годах Бакминстер Фуллер разработал «летающий город». Интересно, что этот город предназначался для японцев и его план был выполнен на деньги американской оккупационной группы в Японии. В него предлагалось переселить людей из перенаселённого Токио.

Энергию такая сфера, в каждой из которых жило бы до 1 тысячи человек, получала бы от солнца. Еда выращивалась внутри его. Чем-то жизнь в летающем городе была бы похожа на пребывание космонавтов на станции.

Но чтобы японцы не улетели из страны, предлагалось привязать сферу мощным тросом к земле.

Летающие города американцы для японцев так и не построили.

Город «Успех»

В 1968 году на Аляске была найдена нефть. Это дало мощный толчок к развитию штата. Компания Тэнди Индастрис Талса тогда разработала план полностью закрытого города, с климат-контролем - под названием Сьюард.

В нём должно было проживать 40 тысяч человек. Личные автомобили в Сьюарде были бы запрещены, жители передвигались бы по монорельсу, на трамваях и самодвижущихся тротуарах.

Инвестор так и не смог построить этот город, в том числе потому, что не смог согласовать условия сотрудничества с туземными племенами, проживавшими в этой местности.

Город-утопия для пьяниц

В 1952 году Мел Джонсон представил инвесторам план идеального города - рассчитанного на проживание в нём пьяниц и алкоголиков.

В городе было бы как постоянное население, так и туристы, приезжающие сюда в алкотрипы. Жить детям в пьяном городе запрещалось бы.

В пьяном городе должны были размещаться вискокурни, пивоваренные заводы, а большая часть построек представляла бы бары, пивнушки и санатории, где пьянчуги отсыпались после запоя. Для удобства пьяниц там были бы самодвижущиеся тротуары.

Джонсон так и не смог найти инвесторов для пьяного города.

April 21st, 2014

Город-Октагон, вегетарианская Утопия

В 1856 году в США Канзасская вегетарианская организация основала Octagon – город рядом с Гумбольдтом . Город предназначался под заселение вегетарианцами. Дизайн поселения появился под влиянием идей френолога Орсона Фаулер, согласно которым восьмиугольники были наиболее практичной формой домов, потому что им достаётся наибольшее количество солнечного света, чтобы войти.

План города разработал Генри Клабб, вегетарианец и пуританин (см. план города выше). Кроме восьмиугольных домов в городе была восьмиугольная площадь и восемь дорог. Поселение состояло бы из 4-х восьмиугольных деревень. Все бы люди жили в собственных домах, занимались сельским хозяйством и ремёслами, досуг и культура находились в общественных зданиях.

В город вегетарианцев Октагон приехали 60 семей. Их ждал общественный бревенчатый дом, в котором они все и поселились. Весной 1857 года в Октагоне из-за сухой зимы высохла река и колодцы, затем поселенцев поразила дизентерия и лихорадка, в том числе и со смертельными случаями. К концу 1857 года оставшиеся в живых поселенцы Октагона разъехались из него.

Кому интересно, под катом еще 8 городов …

Автоматический город-утопия

Французско-швейцарский архитектор Ле Корбюзье в начале ХХ века разработал план идеального города . Архитектура такого города, считал он, должна быть максимально эффективной и простой, как промышленные машины. Он разработал план двух городов-утопий: Ville Radieuse и Ville Contemporaine. Они оба должны были иметь массивные небоскребы, в которых жили бы миллионы людей. Парки и зеленые зоны разделил эти массивные города на зоны промышленные и отдыха.

Жилые здания должны были стать центром общественной жизни, с садами на крышах и пляжами, а на их нижних этажах располагались бы общепит и детские сады. Ле Корбюзье рассчитал, что в каждом здании будет жить 2700 человек. Работа у них будет занимать 5 часов в день. Личных машин в таком городе не будет, их заменит развитый общественный транспорт.

Ле Корбюзье построил лишь один такой дом, который должен был стать основной единицей его города-утопии – в Марселе (фото ниже).

Город-сад

В 1902 году социальный реформатор Эбенезер Говард опубликовал свой трактат «Сад-город будущего ». Он описывает город, который занимает 2400 гектаров земли, со зданиями для 32 тысяч человек. Жилые постройки занимали бы только 1 тысячу гектаров. Остальная земля в городе была бы отдана общественных паркам, фермам и и широкими дорогам.

Говарду удалось частично воплотить свои мечты при постройке двух городков в Англии, в графстве Хартфордшир – Welwyn Garden City и Letchworth Garden City (на фото ниже современное состояние городка Летчворт).

Хотя Говарду и не удалось полностью реализовать свою утопию, он стал первым разработчиком принципов жилого пригорода (позднее реализованного в основном в США).

Открытый город

В 1932 американец Фрэнк Ллойд Райт начал развивать идею идеального города, основанную на его любви к открытым, сельским прериям Среднего Запада. Райт назвал его «Открытый город» (а также «самодостаточный»). Райт хотел, чтобы в таком городе не было промышленности, а люди там вели подсобное хозяйство (на дом было положено 40 соток земли), занимались ремёслами и культурой. По численности такой город была рассчитан максимум на 10 тысяч человек. Все общественные блага (дороги, ЖКХ, медицина, образование и т.д.) в таком городе никогда не были бы частными, а были в совместном управлении всех горожан.

Райт считал, что в будущем вся Америка состояла бы из таких городков. Их бы соединяла малая авиация (с дальностью полёта до 250 км) и скоростной железнодорожный транспорт.

Райту так и не удалось воплотить в жизнь свою утопию.

Нацистский город-утопия

Архитектору Альберту Шпееру Гитлером было поручено превратить Берлин в футуристическую столицу нацизма. Шпеер планировал застроить его массивными зданиями – как жилыми, так и общественными (к примеру, главный стадион вмещал бы 400 тысяч зрителей). Город должен был быть разбит широкими дорогами на квадраты. Планировалось, что к концу ХХ века в нём проживало бы 20 млн. человек (а население нацистской Германии составляло бы 200 млн. человек).

Так как город был расположен в болотистой местности, Шпеер решил построить одно массивное здание и посмотреть, какую усадку оно даст. Это здание стоит до сих пор (оно за это время просело на 18 см), и оно оказалось единственным воплощённым в жизнь элементом нацистского города-утопии (это здание на фото ниже).

Город-утопия Фордландия

В 1930 году автомобильный промышленник Генри Форд купил кусок земли в бразильских джунглях. Там он намеревался построить город-утопию имени своего имени – Фордландию.

Основной деятельностью поселенцев должно было стать выращивание гевей и производство из них каучука. Форд перевёз сюда около 300 рабочих из США. Эксцентричный миллионер установил строгие порядки в Фордландии – запрет алкоголя, добрачного секса и т.п. Рабочие должны были трудиться 5 дней в неделю по 9 часов. Из благ тут было бесплатное жильё, медицина и досуг (библиотека и просмотр кино «правильной напрвленности»).

Тяжёлая работа и строгие порядки вынудили поселенцев поднять восстание против администрации Форда, управлявшей городом. Главный надзиратель за нравсвенным состоянием рабочих был убит. Форд сдался, и перевёз рабочих из Фордландии обратно в США (ниже на фото – разгромленное во время восстания здание администрации).

Летающий город

В 1950-х годах Бакминстер Фуллер разработал «летающий город». Интересно, что этот город предназначался для японцев и его план был выполнен на деньги американской оккупационной группы в Японии. В него предлагалось переселить людей из перенаселённого Токио.

Энергию такая сфера, в каждой из которых жило бы до 1 тысячи человек, получала бы от солнца. Еда выращивалась внутри его. Чем-то жизнь в летающем городе была бы похожа на пребывание космонавтов на станции.

Но чтобы японцы не улетели из страны, предлагалось привязать сферу мощным тросом к земле.

Летающие города американцы для японцев так и не построили.

Город «Успех»

В 1968 году на Аляске была найдена нефть. Это дало мощный толчок к развитию штата. Компания Тэнди Индастрис Талса тогда разработала план полностью закрытого города, с климат-контролем – под названием Сьюард.

В нём должно было проживать 40 тысяч человек. Личные автомобили в Сьюарде были бы запрещены, жители передвигались бы по монорельсу, на трамваях и самодвижущихся тротуарах.

Инвестор так и не смог построить этот город, в том числе потому, что не смог согласовать условия сотрудничества с туземными племенами, проживавшими в этой местности.

Город-утопия для пьяниц

А я вам напомню про , а так же . Еще могу напомнить вам и . Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

О неудовлетворенности результатами своей работы говорят сегодня все архитекторы, но только в творческом, а не в материальном плане. Можно только отдать должное принципиальности человека, который эту неудовлетворенность довел до логического конца, оставил реальную практику и обратился к жанру архитектурной утопии. Других таких примеров я на сегодняшний день не знаю. Мне бы хотелось сказать не о том, чем эти работы похожи на историю бумажной архитектуры, а о том, чем они от нее отличаются.




Пиранези рисовал прошлое. Прошлое не было таким, каким он его рисовал, римские сооружения ни в какой момент своего существования не были такими, как он их увидел, но тем не менее мыслилось это как образ прошлого величия, которое когда-то было, а теперь утрачено. Булле и Леду рисовали «вечность». Их здания не были построены никогда и никогда не могли быть построены, но все, что реально строилось, должно было стремиться к этим идеальным образам. Чернихов рисовал будущее. Это будущее не было светлым; от авангарда, из которого он вырос, Чернихов отличается тем, что его будущее скорее пугает и подавляет, но его видения все равно мыслятся так, что вот к этому может прийти реальная архитектура. Не столько должна, сколько – может, но именно в реальности. Бумажники 80-х рисовали альтернативу современности. Их работы нельзя было выстроить буквально так, как они нарисованы, но все-таки они намечали некий альтернативный путь развития реальной архитектуры, который может быть уточнен, переработан, но, в той или иной степени, воплощен.


Возьмем, скажем, «Ритуальное здание – шар» Артура Скижали-Вейса. Что перед нами? Прошлое? Нет, такого никогда не было, и какие бы руины каких бы то ни было древних цивилизаций мы ни рассматривали, достроить из них такое невозможно. Идеальная архитектура? Нет, ни одно из направлений современной или исторической архитектуры не стремилось к такой форме. Образ будущего? Ни в малой степени, никакая из современных тенденций развития человечества не приводит к такому результату. Альтернатива сегодняшнему? Ну, в достаточно специфическом смысле. Это такая альтернатива, которая ни в какой степени не стремится стать реальностью.


Размышляя над смыслом этих работ, я поймал себя на следующей аналогии. Вот, скажем, «Пантеон-маяк». Город у океана, состоящий из небоскребов. Своего рода Манхэттен, выстроенный по похожей схеме. Но какой-то иной цивилизацией, у которой принципиально иные строительные технологии. Эта цивилизация сначала развивалась так же, как мы, у них была своя античность и своя готика, но где-то в XIV веке они изобрели новый соединительный материал вместо тривиального раствора, который позволил им склеивать каменные блоки намертво. С другой стороны, к промышленному производству металла, позволяющего использовать его в строительстве, они в XIX веке не пришли. Поэтому они стали создавать здания произвольных форм и оболочки произвольной кривизны на основе традиционной техники каменной кладки, развивая, естественно, традиции ордерной архитектуры. И вот в результате Нью-Йорк выглядит приблизительно таким образом.


Эта идея возникла у меня достаточно случайно, просто перед знакомством с творчеством Артура Скижали-Вейса я прочел роман известного фантаста Сергея Лукьяненко «Близится утро», в котором действие как раз и происходит в цивилизации, не знающей промышленного производства металла. Эта цивилизация – не в прошлом относительно нашей, и не в будущем, она не является ни идеалом, ни предостережением – она просто параллельна нашей истории.


Мне показалось, что здесь есть структурное сходство в развитии жанра. Литературная фантастика долгое время развивалась, демонстрируя нам образ будущего, позитивный или негативный. Но сегодняшняя фантастика ушла от этого и постоянно отсылает нас в параллельный мир с неким другим принципом развития. Собственно, это отличие в русском языке получило терминологическое выражение, если старая литература называлась термином «фантастика», то новая называется «фэнтези».


Мне кажется, что работы Артура Скижали-Вейса – это именно архитектурная фэнтези, и этим они отличаются от всего предшествующего корпуса бумажной архитектуры. Но, помимо собственно жанрового открытия, которое он сделал, я нахожу в его идеях и другой интерес. Задача ордерной архитектуры – гармонизация пространства. Строгий классицист скажет, что это накладывает существенные ограничения на сам тип пространства, и, скажем, классическое здание не может быть выше пяти этажей. В этом есть свой резон. Но в работах Скижали-Вейса ордером гармонизуются принципиально иные типы пространств – стоэтажные небоскребы, спирали, оболочки произвольной кривизны. И я бы сказал, что ордер в них существует с парадоксальной степенью достоверности. Я понимаю, что Палладио бы пришел в ужас от того, что колонны изгибаются на шаре, как бигуди. Но я думаю, что Леонардо со своими идеями многоуровневого города отнесся бы к этому иначе.

ДОСЬЕ

Артур Скижали-Вейс
Родился 21.02.1963 в Москве
1986 – окончил МАрхИ
1986-1995 – Моспроект-1, мастерская 11
1995-2002 – «Товарищество театральных архитекторов»
1997 – член Союза московских архитекторов
С 1999 занимается жанром архитектурной фантазии

Выставки:

2002 – Принимал участие в выставке «Стройиндустрия и Архитектура 2002»
2004 – Персональная выставка в Союзе архитекторов (Белая гостиная)

С самого момента создания первого государства, люди были одержимы идеей создания идеального общества. Государство, в котором нет нищеты, болезней и неравенства — настолько давняя мечта просвещенного человечества, что сложно сказать, когда она появилась впервые. Для подобного рода фантазий и проектов на излете средневековья появился специальный термин — «утопия». Он был взят из одноименного произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова.Впервые. в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический».Это и стало спецификой моделей идеального мира — при создании утопии не учитывались реальные условия и исторические предпосылки. Тем интереснее сегодня смотреть на проекты прошлого, которые демонстрируют надежды просвещеннейших людей прошлого.

    Зарождение утопии

    В большинстве культур и религий силен миф о далеком прошлом, в котором человечество живет в первобытном и простом состоянии, но в то же время пребывая в состоянии совершенного счастья и удовлетворения. Самые ранние письменные упоминания утопий зафиксированы в античном наследии, например, в трактате «Золотой век» древнегреческого поэта Гесиода, написанном в 8 веке до нашей эры. В поэтическом трактате поэт предполагает, что до нынешней эпохи существовали другие, более совершенные, самой первой из которых был Золотой век — время гармонии и всеобщего братства.

    Религии и утопии

    Еще одна из самых стойких и старейших на земле утопий — мечта о загробной жизни и идеал рая. Иудаизм, христианство и ислам имеют четкое представление о том, как именно обстоят дела «по ту сторону» и обычно рай представляет собой именно идеальное общество. Эдемский сад обладает всеми признаками утопий, в том числе и теми, что время там остановилось и никаких изменений за тысячи лет не произошло.

    Весенний цветок персика

    Весенний цветок персика — басня китайского поэта Тао Юаньмина, написанная в 421 году нашей эры, описывает идеальное общество, в котором люди ведут идеальное существование в гармонии с природой, не устанавливая никаких внешних контактов.

    Новая гармония и утопические эксперименты

    С достижениями промышленной революции, перспектива достижения утопии казалось реальной, особенно в таких странах, как США. Количество утопических общин резко увеличилось в конце 1800-х годов. Обычно они создавались на основе тех или иных религиозных или идеологических идей. Одна из таких общин называлась «Новая гармония» и была основана валлийским промышленником Робертом Оуэном. Община выросла в целый город, который в 1825 году стал настоящим центром достижений в области образования и научных исследований, но, в конечном счете, неправильный экономический подход разрушил перспективное начинание.

    Утопические технологии

    Научные и технологические утопии, которые пышным цветом расцвели в начале 19-го века породили множество фантазий по поводу удивительной техники будущего. Эти утопические летающие машины были изображены на французской открытке, выпущенной в 1890-е годы.

    Ville Radieuse

    Ville Radieuse — нереализованный проект, разработанный французско-швейцарским архитектором Ле Корбюзье в 1924 году. Ле Корбюзье идеализировал саму идею города, заполнив его высотными жилыми домами и обилием зеленых зон.

    Broadacre City

    В 1932 году, американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт увидел планы Ville Radieuse и замыслил собственную утопию, с аграриями и открытыми пространствами. В своей утопии он эксплуатировал идею смешения городских и сельскохозяйственных пространств. Город Ллойда Райта был рассчитан на проживание 10 000 человек и использовал только те ресурсы, которые производил сам. Broadacre так и не был построен, но использовал перспективные принципы местного производства продуктов питания и по сей день является источником вдохновения для архитекторов.

    Нацистская утопия Шпеера

    Архитектор Альберт Шпеер был одним из ближайших друзей Адольфа Гитлера и как «первый архитектор Третьего рейха» занимался разработкой реконструкции Берлина в весьма футуристическом ключе. Столица Германии должна была стать огромным мегаполисом с массой небоскребов, огромных проспектов и исполинских стадионов. Поражение нацистов в 1945 поставило крест на начинаниях Шпеера.

    Видение Бакминстера Фуллера о плавающем городе

    Бакминстер Фуллер, изобретатель и архитектор, разработал ряд футуристических проектов городов на протяжении всей своей карьеры. Самым заметным из них была концепция города, который бы располагался на гигантских плавучих платформах в океане.

    Успех Сьюарда

    В 1968 году была обнаружена нефть в заливе Прадхо в Аляске. Это вызвало настоящий строительный взрыв в северном штате. «Успех Сьюарда» — рабочее название города, закрытого куполом, который предполагалось построить возле месторождения. Проект города включал в себя офисные помещения, торговые площадки, жилые районы, спортивные сооружения, а также систему монорельсовых дорог для передвижения жителей.

Так получилось, что в небольшой, относительно уединенный в Гималаях городок Ревалсар мы прибыли уже достаточно поздно, настолько поздно, что мелким, сонным и ленивым провинциальным гостиницам было тяжко возиться с нашим заселением. Хозяева гостиниц пожимали плечами, качали головами и махая руками куда-то в сторону ночи захлопывали двери перед нашим носом. Зато нас охотно, правда не бесплатно приняли на жительство в в гостевой дом на территории тибетского буддийского монастыря на берегу озера.

Как это бывает нередко для тибетских мест, нашей встречей и размещением занимался индус, поскольку негоже тибетским монахам заниматься денежными и мирскими вопросами. К тому же монастырь уже не первый час был погружен в ночной мрак, а монахам следовало выспаться,чтобы завтра рано утром надо с бодрым и полным благочестия лицом идти на медитацию. Про это и о других горестях мира поведал индус давший нам ключи от гостиничного номера, и чтобы хоть как-то утешить себя настойчиво порекомендовал нам посетить это мероприятие в семь утра.

Основные темы ниже: автобусы и поезда, авиабилеты и визы, здоровье и гигиена, безопасность, выбор маршрута, гостиницы, питание, необходимый бюджет. Актуальность этого текста - весна 2017 года.

Гостиницы

"Где я буду там жить?", - этот вопрос почему-то очень сильно, просто ужасно напрягает тех, кто по Индии еще не путешествовал. Нет такой проблемы. Гостиниц там пруд пруди. Главное выбрать. Далее речь идет о недорогих, бюджетных гостиницах.

По моему опыту есть три основных способа найти гостиницу.

Спиральный

Обычно Вы будете прибывать в новый город автобусом или поездом. Так вот вокруг них почти всегда великая масса гостиниц. Поэтому достаточно немного отойти от места приезда и начать ходить по кругу с всё большим радиусом, чтобы натолкнуться на множество гостиниц. Надписи "Hotel" на значительной территории Индии обозначает место, где можно перекусить, поэтому главными ориентирами служат вывески "Guest house" и "Lounge".

В зонах массового безделья (Гоа, курорты Кералы, Гималаи) развит частный сектор, ну, как у нас на побережье Черного моря. Там можно о жилье интересоваться у местного населения и ориентироваться на таблички "Rent ". В буддистских местах можно жить в монастырях, в индуистских в ашрамах.

Чем дальше отходите от автовокзала или железнодорожной станции, тем ниже цены, но и гостиницы встречаются всё реже и реже. Так что осматриваете несколько гостиниц приемлемых по цене и качеству и возвращаетесь в выбранную.

Если путешествуете группой, то на поиски гостиницы можно отправить одного или двух человек налегке, пока остальные ждут на вокзале с вещами.

Если в отеле отказывают и говорят, что гостиница только для индусов, то настаивать на заселении практически бесполезно.

Спросить таксиста

Для тех, у кого много багажа или просто искать лень. Или хочется поселиться около достопримечательности, например у Тадж-Махала, а не у вокзала. Еще в крупных городах есть места традиционного скопления туристов: в Дели это Мейн-базар, в Калькутте это Садер стрит, в Бомбее тоже как-то называется, но я забыл, то есть туда в любом случае надо ехать.

В таком случае находите водителя моторикшы или такси и ставите задачу, где хотите жить, в каких условиях и за какие примерно деньги. В таком случае Вас иногда могут бесплатно довезти до нужного отеля, даже показать несколько мест на выбор. Понятно, что цена сразу возрастает, торговаться бессмысленно, поскольку в стоимость уже включена комиссия таксиста. Но иногда, когда лень или среди ночи, воспользоваться этим методом бывает весьма удобно.

Бронировать через интернет

Это для тех, кто любит определенность и гарантии, больший комфорт и меньше приключений.

Ну, уж если бронируйте заранее, то бронируйте гостиницы качественней и не слишком дешевые (не меньше 30-40$ за номер), потому что в ином случае нет никакой гарантии, что в действительности всё будет так прекрасно как на фотографиях. Еще мне жаловались, что порой приезжали в забронированную гостиницу, а номера, несмотря на бронь были уже заняты. Хозяева гостиницы не смущались, говорили, что пришел клиент с деньгами, и силы воли отказать не хватило клиенту с наличностью. Деньги возвращали, конечно, но всё равно обидно.

Поиск, заселение и проживание в недорогих индийских гостиницах само по себе может быть самостоятельным приключением, источником веселых, а иногда не очень веселых воспоминаний. Зато будет что дома потом рассказать.

Технология заселения

  • Освободитесь от присутствия "помощников-индусов" и зазывал, их присутствие автоматически повышает стоимость заселения.
  • Заходите в гостиницу, которая кажется достойной Вас и спрашиваете сколько стоит и решаете, стоит ли там жить, заодно успеваете оценить интерьер и услужливость.
  • Обязательно просите показать номер перед заселением, покажите всем своим видом недовольство и возмущение, попросите показать другой номер, скорее всего он, будет лучше. Так можно сделать несколько раз, добиваясь всё лучших условий размещения.

Тех кого интересует энергия Ошо и Будды, медитация и Индия, всех Вас приглашаем в путешествие по местам где родился, прожил первые годы жизни и обрёл просветление величайший мистик 20-го века Ошо! В одном путешествии мы совместим экзотику Индии, медитации, впитаем энергетику мест Ошо!
Также в план тура входит посещение Варанаси, Бодхгаи и возможно Каджурахо (по факту наличия билетов)

Ключевые места путешествия

Кучвада

Небольшая деревня в центральной Индии, где родился и прожил первые семь лет Ошо в окружении и заботе любящих его бабушки и дедушки. В Кучваде до сих пор находится дом, который остался именно таким каким был при жизни Ошо. Также рядом с домом находится пруд, на берегу которого любил часами сидеть Ошо и наблюдать бесконечное движение тростника на ветру, веселые игры и полёты цапель над гладью воды. Вы сможете посетить дом Ошо, провести время на берегу пруда, прогуляеться по деревне, впитать тот безмятежный дух деревенской Индии, который несомненно оказал первоначальное влияние на формирование Ошо.

В Кучваде находится достаточно большой и комфортный ашрам под патронажем саньясинов из Японии, там мы и будем жить, и медитировать.

Небольшое видео-"эмоциональное впечатление" от посещения Кучвады и дома Ошо.

Гадарвара

В возрасте 7 лет Ошо вместе с бабушкой переезжает к своим родителям в небольшой город Гадарвара, где проходят его школьные годы. Кстати, школьный класс, где учился Ошо по прежнему существует, и там даже стоит парта, за которой сидел Ошо. В этот класс можно зайти, посидеть за партой, где в детские годы так много времени провёл наш любимый мастер. К сожалению, попасть в этот класс это дело случая и везения, смотря какой учитель проводит занятия в классе. Но в любом случае Вы можете гулять по улочкам Гадарвары, посетить начальную и среднюю школу, дом где жил Ошо, любимую реку Ошо...

А главное, что на окраине города есть тихий, небольшой и уютный ашрам, где находится место, в котором в возрасте 14 лет Ошо испытал глубокое переживание смерти.

Видео из ашрама Ошо в Гадарваре

Джабалпур

Большой город с более чем миллионом жителей. В Джабалпуре Ошо учился в университете, потом работал в нём преподавателем и стал профессором, но главное, что в возрасте 21-го года обрёл просветление, которое произошло с ним в одном из парков Джабалпура, а дерево под которым это случилось до сих пор растет на старом месте.

В Джабалпуре мы будем жить в тихом и уютном ашраме с великолепным парком.



Из ашрама легко попасть на Мраморные скалы - чудо природы, где любил проводить время Ошо во время своего проживания в Джабалпуре.

Варанаси

Варанаси знаменит своими кремационными кострами, которые горят и днём, и ночью. Но там также есть на удивление приятная набережная, знаменитый храм Каши Вишванатх, прогулки на лодке по Гангу. Рядом с Варанаси находится небольшой посёлок Сарнатх, знаменитый тем, что там Будда прочёл свою первую проповедь, а первыми слушателями были обычные олени.



Бодхгайя

Место просветления Будды. В главном храме города, который окружает красивый и обширный парк, до сих пор растёт дерево в тени которого обрёл просветление Будда.

Кроме того в Бодхгайе стоит множество самых разнообразных буддистских храмов воздвигнутых последователями Будды из множества стран: Китай, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд, Бирма... Каждый храм обладает своей уникальной архитектурой, убранством, проводимыми церемониями.


Каджурахо

Само Каджурахо не связано напрямую с Ошо, если не считать, что про тантрические храмы Каджурахо Ошо часто упоминал, а его бабушка имела непосредственное отношение к Каджурахо.