Вариант 27 обществознание егэ. С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию? О какой общности идет речь в данном сюжете

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Задание 27(С7) представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл. В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы в зависимости от содержания условия или характера требований. В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт или явление. По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему); объяснять существующие взаимосвязи.

3 слайд

Описание слайда:

Существующие подходы в системе оценивания заданий 27 (С7) связаны с отдельными разновидностями заданий. Подход первый. Количество баллов определяется количеством названных содержательных элементов ответа. 1.1. Требование задачи представляет собой систему взаимосвязанных вопросов. В этом случае оцениваемыми элементами являются ответы на поставленные вопросы (в соответствующем количестве). 1.2. Условие задачи содержит некое суждение, опровергнуть или поддержать которое необходимо с помощью нескольких аргументов (доказательств, обоснований). Оцениваемые элементы ответа - заданное требованием количество суждений (аргументов), соответствующих анализируемому суждению. Подход второй. 2. Количество баллов определяется по принципу качественных накоплений. 2.1. Условие задачи предполагает формулирование четкого ответа на вопрос по тексту условия и его аргументацию. Оценивается наличие четкого ответа на поставленный вопрос и заданное количество аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.).

4 слайд

Описание слайда:

Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие: Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответедолжныприсутствовать следующиеэлементы: 1)выводо том, что спрашивается; 2) приведеныдва аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.) Сделан вывод и приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования). 3 Сделан вывод и приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование). ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте двух приведенных аргументов 2 Сделан вывод, аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) не приведены. ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте приведенного аргумента 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3

5 слайд

Описание слайда:

2.2. Задача ориентирована на интерпретацию данных условия. Она может производиться по следующим сценариям: Направление интерпретации Оцениваемые элементы ответа - сформулировать несколько доказательств и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы N доказательств и ответ на вопрос - определить социальный объект и привести несколько доказательств четкое указание социального объекта и N доказательств - определить социальный объект и привести несколько групп признаков (имеющиеся в тексте и не упомянутые в тексте) четкое указание социального объекта и N признаков требуемых групп - сделать несколько выводов - N выводов

6 слайд

Описание слайда:

Обратимся к рекомендациям по оцениванию задач, требующих на основе интерпретации данных условия сформулировать два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования и т.п.) и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы, которой конкретная задача посвящена. Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие:

7 слайд

Описание слайда:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответедолжнысодержаться следующиепозиции: 1) приведеныдва аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.); 2) раскрыт аспект проблемы Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) и раскрыт аспект проблемы. 3 Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования), но не раскрыт аспект проблемы. ИЛИ Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование) и раскрыт аспект проблемы. 2 Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование). ИЛИ Раскрыт аспект проблемы, но не приведены аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3

8 слайд

Описание слайда:

Рассмотрим конкретный пример. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

9 слайд

Описание слайда:

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе должны быть следующиеэлементы: 1) ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны; 2) пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3) два аспекта: супруги могут определить в брачном договоре: свои права и обязанности по взаимному содержанию; способы участия в доходах друг друга; порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. Пояснение и аспекты могут быть даны в иных формулировках Правильно дан ответ, и приведено пояснение, названы два аспекта 3 Правильно дан ответ, и приведено пояснение, назван один аспект. ИЛИ Правильно дан ответ, и названы два аспекта 2 Правильно дан ответ, и приведено пояснение. ИЛИ Правильно дан ответ, и назван один аспект 1 Правильно только дан ответ. ИЛИ Дан неправильный ответ (или ответ отсутствует) независимо от наличия/отсутствия других элементов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Рас­смат­ри­вая игру как вид де­я­тель­но­сти, ис­сле­до­ва­те­ли ха­рак­те­ри­зу­ют ее как сти­хий­ную, вечно об­нов­ля­ю­щу­ю­ся, из­ме­ня­ю­щу­ю­ся, мо­дер­ни­зи­ру­ю­щу­ю­ся. С опо­рой на курс об­ще­ство­ве­де­ния и со­ци­аль­ный опыт при­ве­ди­те три под­твер­жде­ния из­мен­чи­во­сти игры как вида де­я­тель­но­сти. По­яс­не­ние. Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). В от­ве­те могут быть даны сле­ду­ю­щие под­твер­жде­ния: 1) с раз­ви­ти­ем об­ще­ства ме­ня­ют­ся и игры (на­при­мер, ро­ди­те­ли се­го­дняш­них школь­ни­ков не иг­ра­ли в дет­стве в ком­пью­тер­ные игры); 2) игры можно вы­ду­мать, т. е. игра как про­яв­ле­ние твор­че­ства; 3) можно из­ме­нять пра­ви­ла игры, в ре­зуль­та­те чего игра фак­ти­че­ски ме­ня­ет­ся; 4) в игре может про­яв­лять­ся вы­дум­ка и фан­та­зия в вы­бо­ре средств, целей игры. Могут быть даны иные под­твер­жде­ния.

12 слайд

Описание слайда:

До­хо­ды пе­чат­ных средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции скла­ды­ва­ют­ся из по­ступ­ле­ний от раз­ме­ще­ния ре­кла­мы и ре­а­ли­за­ции ти­ра­жа. Се­год­ня пер­вые более чем вдвое пре­вос­хо­дят вто­рые. На те­ле­ви­де­нии пре­об­ла­да­ют од­но­тип­ные раз­вле­ка­тель­ные се­ри­а­лы, под­твер­див­шие свою ком­мер­че­скую эф­фек­тив­ность. Какой вывод о связи со­вре­мен­ных СМИ и мас­со­вой куль­ту­ры вы мо­же­те сде­лать на ос­но­ве при­ве­ден­ных дан­ных? По­яс­ни­те этот вывод, при­ве­дя не менее двух по­ло­же­ний. При­ве­ди­те еще один при­мер, под­твер­жда­ю­щий сде­лан­ный вами вывод. По­яс­не­ние.Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). Ответ со­дер­жит вывод: сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции стали важ­ней­ши­ми ка­на­ла­ми рас­про­стра­не­ния мас­со­вой куль­ту­ры. Обос­но­ва­ни­ем этого вы­во­да могут слу­жить сле­ду­ю­щие по­ло­же­ния: 1) СМИ ак­тив­но рас­про­стра­ня­ют ре­кла­му, а она ти­пич­ный про­дукт мас­со­вой куль­ту­ры; 2) ху­до­же­ствен­ная про­дук­ция, пре­об­ла­да­ю­щая на те­ле­ви­де­нии, также от­ве­ча­ет всем при­зна­кам мас­со­вой куль­ту­ры: упро­щен­ность, ком­мер­че­ская эф­фек­тив­ность. До­пол­ни­тель­ным при­ме­ром, ил­лю­стри­ру­ю­щим глав­ный вывод, может слу­жить ак­тив­ное про­ник­но­ве­ние в СМИ еще од­но­го вида мас­со­вой куль­ту­ры - шоу-биз­не­са (транс­ля­ция эст­рад­ных вы­ступ­ле­ний, осве­ще­ние раз­лич­ных сто­рон жизни «звезд»).

13 слайд

Описание слайда:

К какой форме куль­ту­ры можно от­не­сти балет? На­зо­ви­те любые три от­ли­чи­тель­ных при­зна­ка ба­ле­та, по ко­то­рым вы это опре­де­ли­ли. По­яс­не­ние.В от­ве­те долж­но быть от­ме­че­но, что: 1) балет можно от­не­сти к эли­тар­ной форме куль­ту­ры; 2) балет: - со­зда­ет­ся про­фес­си­о­на­ла­ми, лю­дь­ми со спе­ци­аль­ной под­го­тов­кой - вос­при­ни­ма­ет­ся не всеми, а це­ни­те­ля­ми - для ос­нов­ной массы не­по­ня­тен и ску­чен

14 слайд

Описание слайда:

Рост на­се­ле­ния в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах со всей остро­той по­ста­вил про­до­воль­ствен­ную про­бле­му. Для ее ре­ше­ния ис­поль­зу­ет­ся экс­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­го хо­зяй­ства - осво­е­ние все новых зе­мель. Это ведет к вы­руб­ке тро­пи­че­ских лесов на боль­ших пло­ща­дях. Ин­тен­сив­ный путь раз­ви­тия сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства, свя­зан­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем со­вре­мен­ной тех­ни­ки, часто не­до­сту­пен этим го­су­дар­ствам в силу их эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти. Вза­и­мо­связь каких гло­баль­ных про­блем здесь про­сле­жи­ва­ет­ся? Ука­жи­те три про­бле­мы. По­яс­не­ние.Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). В от­ве­те ука­за­ны гло­баль­ные про­бле­мы: - де­мо­гра­фи­че­ская; - эко­ло­ги­че­ская; - раз­рыв в уров­нях эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия стран «Се­ве­ра» и «Юга».

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Во мно­гих го­су­дар­ствах введён воз­раст­ной ценз для осу­ществ­ле­ния граж­да­ни­ном права из­би­рать и быть из­бран­ным в ор­га­ны го­су­дар­ствен­ной вла­сти. Со­от­вет­ству­ет ли этот ценз цен­но­стям де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ства? При­ве­ди­те три обос­но­ва­ния сво­е­го мне­ния. По­яс­не­ние.Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) ответ на во­прос, на­при­мер: воз­раст­ной ценз не про­ти­во­ре­чит цен­но­стям де­мо­кра­ти­че­ско­го об­ще­ства; 2) обос­но­ва­ния, на­при­мер: - воз­раст­ной ценз рас­про­стра­ня­ет­ся на всех граж­дан со­от­вет­ству­ю­ще­го воз­рас­та, т.е. прин­цип рав­но­пра­вия не на­ру­ша­ет­ся; - воз­раст­ной ценз не ис­клю­ча­ет дру­гих воз­мож­но­стей под­рост­ков и молодёжи участ­во­вать в по­ли­ти­че­ской жизни об­ще­ства; - воз­раст­ной ценз не на­ру­ша­ет прин­ци­па пе­ри­о­ди­че­ской вы­бор­но­сти ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти; - воз­раст­ной ценз це­ле­со­об­ра­зен в силу сро­ков по­ли­ти­че­ской со­ци­а­ли­за­ции под­рост­ков и молодёжи. Могут быть при­ве­де­ны дру­гие обос­но­ва­ния.

17 слайд

Описание слайда:

Изу­чая типы ли­дер­ства в го­су­дар­стве Z, учёные узна­ли, что главы го­су­дар­ства пе­ре­да­ва­ли свои пол­но­мо­чия стар­шим сы­но­вьям, со­зда­ва­ли за­ко­ны и вы­пол­ня­ли функ­цию вер­хов­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Какой тип ли­дер­ства су­ще­ство­вал в го­су­дар­стве Z? При­ве­ди­те два факта, ко­то­рые поз­во­лят утвер­ждать, что го­су­дар­ство Z - не­огра­ни­чен­ная мо­нар­хия. По­яс­не­ние.В от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны: - тип ли­дер­ства - тра­ди­ци­он­ный. Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие факты: - власть пе­ре­да­ет­ся по на­след­ству; - мо­нарх из­да­ет за­ко­ны; - яв­ля­ет­ся гла­вой церк­ви.

18 слайд

Описание слайда:

В лек­ции по­ли­то­ло­га была вы­ска­за­на мысль о том, что по­ли­ти­че­ские пар­тии вы­сту­па­ют свя­зу­ю­щим зве­ном между граж­дан­ским об­ще­ством и го­су­дар­ством. При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в под­держ­ку дан­но­го мне­ния. По­яс­не­ние.Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие ар­гу­мен­ты: - ор­га­ни­за­ция оп­по­зи­ции го­су­дар­ствен­ным ор­га­нам, дав­ле­ние на них, если их по­ли­ти­ка не от­ра­жа­ет ин­те­ре­сов тех слоев, ко­то­рые пред­став­ля­ет пар­тия. - осу­ществ­ля­ет по­сред­ни­че­ство между граж­дан­ским об­ще­ством и по­ли­ти­че­ской вла­стью; - под­го­тов­ка и вы­дви­же­ние кад­ров для ап­па­ра­та го­су­дар­ства. - слу­жат вы­ра­зи­те­ля­ми ин­те­ре­сов, по­треб­но­стей и целей опре­де­лен­ных со­ци­аль­ных групп.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Граж­да­нин Д. решил при­об­ре­сти в ма­га­зи­не в кре­дит те­ле­ви­зор. Нор­ма­ми ка­ко­го права будут ре­гу­ли­ро­вать­ся дан­ные пра­во­от­но­ше­ния? Какие юри­ди­че­ские по­след­ствия вле­чет дан­ная сдел­ка? При­ве­ди­те по два обя­за­тель­ства со сто­ро­ны граж­да­ни­на и ма­га­зи­на. По­яс­не­ние.Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). В от­ве­те долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) на­зва­ны нормы права: - дан­ные пра­во­от­но­ше­ния будут ре­гу­ли­ро­вать­ся нор­ма­ми граж­дан­ско­го права; 2) дан пра­виль­ный ответ: - ма­га­зин и по­ку­па­тель берут на себя вза­им­ные обя­за­тель­ства и при­об­ре­та­ют права; 3) при­ве­де­ны юри­ди­че­ские по­след­ствия, на­при­мер: со сто­ро­ны граж­да­ни­на: - обя­зан предо­ста­вить справ­ки о за­ра­бот­ной плате, сви­де­тель­ству­ю­щие, что он может вы­пла­тить сто­и­мость те­ле­ви­зо­ра; - обя­зан вно­сить в срок суммы пла­те­жа по кре­ди­ту; со сто­ро­ны ма­га­зи­на: - обя­зан предо­ста­вить ка­че­ствен­ный товар; - обя­зан пра­виль­но офор­мить все до­ку­мен­ты, под­твер­жда­ю­щие куплю-про­да­жу; - обя­зан пра­виль­но офор­мить до­ку­мен­ты на кре­дит; - обя­зан за­ме­нить куп­лен­ный те­ле­ви­зор в слу­чае об­на­ру­же­ния за­вод­ской не­ис­прав­но­сти. Могут быть при­ве­де­ны иные име­ю­щие ос­но­ва­ния обя­зан­но­сти.

21 слайд

Описание слайда:

17-лет­ний юноша на свою первую сти­пен­дию купил три диска с за­пи­ся­ми его лю­би­мой му­зы­каль­ной груп­пы. Раз­ре­ше­ния ро­ди­те­лей он при этом не спро­сил. Имел ли юноша юри­ди­че­ское право на эту по­куп­ку? К ка­ко­му ис­точ­ни­ку права нужно об­ра­тить­ся, чтобы найти ответ на дан­ный во­прос? Какой дее­спо­соб­но­стью он об­ла­да­ет? По­яс­не­ние.Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та(до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). В от­ве­те долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие по­зи­ции: 1) юноша имел право на со­вер­ше­ние дан­ной по­куп­ки; 2) ука­зан Граж­дан­ский ко­декс РФ, к ко­то­ро­му нужно об­ра­тить­ся за от­ве­том; 3) ука­за­но, что 17-лет­ний юноша об­ла­да­ет ча­стич­ной дее­спо­соб­но­стью.

22 слайд

Описание слайда:

В об­ще­стве су­ще­ству­ют раз­лич­ные мне­ния об эф­фек­тив­но­сти суда при­сяж­ных. Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса и факты об­ще­ствен­ной жизни, при­ве­ди­те три обос­но­ва­ния не­об­хо­ди­мо­сти та­ко­го суда в де­мо­кра­ти­че­ском пра­во­вом го­су­дар­стве. По­яс­не­ние.Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие обос­но­ва­ния: 1) суд при­сяж­ных яв­ля­ет­ся одним из ме­ха­низ­мов за­щи­ты прав че­ло­ве­ка сред­ства­ми граж­дан­ско­го об­ще­ства; 2) уча­стие граж­дан в суде в ка­че­стве при­сяж­ных поз­во­ля­ет ре­а­ли­зо­вать их право на уча­стие в делах го­су­дар­ства; 3) суд при­сяж­ных ис­поль­зу­ет для вы­не­се­ния вер­дик­та де­мо­кра­ти­че­скую про­це­ду­ру. Могут быть при­ве­де­ны дру­гие обос­но­ва­ния.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

К какой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний можно от­не­сти про­ве­де­ние меж­ду­на­род­но­го фе­сти­ва­ля мо­ло­де­жи? При­ве­ди­те любые два дру­гих при­ме­ра этой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний. По­яс­не­ние. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) ука­за­ние на то, что при­ве­ден­ный при­мер от­ра­жа­ет тен­ден­цию сбли­же­ния наций, меж­на­ци­о­наль­ной ин­те­гра­ции; 2) дру­гие при­ме­ры про­яв­ле­ния дан­ной тен­ден­ции, до­пу­стим: - при­ме­ры эко­но­ми­че­ских и по­ли­ти­че­ских со­ю­зов: Ев­ро­пей­ская Ас­со­ци­а­ция сво­бод­ной тор­гов­ли (ЕАСТ), Ев­ро­пей­ский Союз (ЕС), ор­га­ни­за­ция Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ско­го до­го­во­ра (НАТО) и др.; - при­ме­ры меж­ду­на­род­ных куль­тур­ных цен­тров: (Центр меж­ду­на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния, Центр ла­ти­но­аме­ри­кан­ской куль­ту­ры и др.). Могут быть при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры.

25 слайд

Описание слайда:

После окон­ча­ния тех­ни­че­ско­го кол­ле­джа мо­ло­дой че­ло­век устро­ил­ся кон­суль­тан­том в фирму по про­из­вод­ству ком­пью­те­ров. Спу­стя не­ко­то­рое время он по­сту­пил на курсы по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. Из­ме­не­ния про­изо­шли и в его лич­ной жизни: он же­нил­ся на до­че­ри со­вла­дель­ца ком­па­нии. За­вер­ше­ние учебы на кур­сах сов­па­ло с его на­зна­че­ни­ем глав­ным ме­не­дже­ром пред­при­я­тия. Ил­лю­стра­ци­ей ка­ко­го со­ци­аль­но­го про­цес­са может слу­жить дан­ный сюжет? Какие фак­то­ры сыг­ра­ли здесь ре­ша­ю­щую роль? Как они на­зы­ва­ют­ся в со­цио­ло­гии? По­яс­не­ние.Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). В от­ве­те на­зы­ва­ет­ся про­цесс: вер­ти­каль­ная вос­хо­дя­щая со­ци­аль­ная мо­биль­ность. Ука­за­ны ее фак­то­ры: по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния, брак с лицом, за­ни­ма­ю­щим более вы­со­кий ста­тус. Дано общее со­цио­ло­ги­че­ское на­зва­ние этих фак­то­ров: ка­на­лы («лифты») со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.

28 слайд

Описание слайда:

На за­во­де 200 ра­бо­чих со­би­ра­ют в месяц 64 000 ве­ло­си­пе­дов. В ме­ся­це 160 ра­бо­чих часов. A)Опре­де­ли­те про­из­во­ди­тель­ность труда на дан­ном за­во­де. Б)Сколь­ко ве­ло­си­пе­дов могут со­брать 10 ра­бо­чих за год? B)Смо­жет ли дан­ный завод вы­дер­жать кон­ку­рен­цию с дру­гим за­во­дом, где тру­дят­ся 300 ра­бо­чих в две смены (320 ра­бо­чих часов) и со­би­ра­ют 128 000 ве­ло­си­пе­дов в месяц? Ответ обос­нуй­те. По­яс­не­ние.В от­ве­те долж­ны быть сле­ду­ю­щие эле­мен­ты: 1) от­ве­ты на пер­вые два во­про­са за­да­ния: А) про­из­во­ди­тель­ность труда равна 2 ве­ло­си­пе­да в час; Б) 10 ра­бо­чих могут за год со­брать 38 400 ве­ло­си­пе­дов; 2) обос­но­ва­ние от­ве­та на тре­тий во­прос: Дан­ный завод смо­жет кон­ку­ри­ро­вать, так как про­из­во­ди­тель­ность труда на дан­ном за­во­де (2 ве­ло­си­пе­да в час) выше, чем про­из­во­ди­тель­ность труда на дру­гом за­во­де (1,33 ве­ло­си­пе­да в час).

29 слайд

Описание слайда:

В стра­не Z для под­держ­ки оте­че­ствен­ных ав­то­про­из­во­ди­те­лей были по­вы­ше­ны по­шли­ны на ввоз ав­то­мо­би­лей ино­стран­но­го про­из­вод­ства и по­дер­жан­ные ино­мар­ки стар­ше пяти лет. Сфор­му­ли­руй­те три по­след­ствия по­доб­но­го ре­ше­ния для ав­то­мо­биль­ной от­рас­ли стра­ны Z. По­яс­не­ние. Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла). 1. По­вы­ше­ния спро­са на оте­че­ствен­ные ав­то­мо­би­ли. 2. Уве­ли­че­ние про­из­вод­ства оте­че­ствен­ных авто 3. Рост про­даж оте­че­ствен­ных авто 4.По­вы­ше­ние цен на оте­че­ствен­ное авто 5. Про­дви­же­ние оте­че­ствен­но­го рынка.

30 слайд

Описание слайда:

Автор-составитель: Проняева Наталья Васильевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 3 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы По материалам сайта http://soc.ege.sdamgia.ru/ при использовании: «Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года»

27 номер ЕГЭ по обществознанию – задание-задача, которое заключается в том, что выпускник должен проанализировать предложенную в тексте проблемную ситуацию или высказывание и ответить на заданные к ним вопросы, четко аргументировав свое мнение; может даже потребоваться предлагать какие-то пути решения проблем.

Данное задание предполагает практическое применение полученных знаний курса обществознания. За это можно максимально получить 3 первичных балла. Например, в задании приводится какая-либо проблема – нужно раскрыть ее аспект и привести два доказательства какой-либо точки зрения – если все это сделано верно, выпускник получает 3 первичных балла.

Если раскрыт аспект проблемы и приведен один аргумент, или же аспект не раскрыт, но приведено два аргумента – дается 2 балла. Если же аспект раскрыт, а аргументы не приведены, или приведен только один аргумент и ничего более – дается 1 балл.

Разбор типовых вариантов задания №27 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

В стране Z наблюдается компьютеризация и информатизация общества. Большое количество людей заняты в сфере услуг. Какой тип общества складывается в стране Z? Назовите любые другие три признака, позволяющие сделать такой вывод.

Общество делится на такие типы, как традиционное, индустриальное и постиндустриальное (или же аграрное, промышленное и информационное). Традиционное общество характеризуется тем, что основным фактором производства является земля, труд в основном ручной, а основной продукт производства – пища. При индустриальном обществе труд в основном механизирован, основной фактор производства – капитал, а продукт – промышленные изделия. При постиндустриальном обществе происходит компьютеризация труда, основным фактором производства является информация, а продуктом – услуги. Очевидно, что в стране Z складывается постиндустриальное (или информационное) общество. Также в задании требуется указать три других признака информационного общества.

Мы приводим больше:

  1. Возникновение сильного гражданского общества;
  2. Наука становится двигателем прогресса;
  3. В производстве товаров происходит ориентация не на количество, а на качество;
  4. Отдельный индивид приобретает большую значимость;
  5. Повышается роль и значение образования;
  6. Производятся попытки решения глобальных экологических проблем.

Ответ может выглядеть так:

В стране Z складывается постиндустриальный тип общества. Другие признаки:

  • возрастает роль образования и науки в жизни общества;
  • складывается правовое государство с сильным гражданским обществом;
  • экологическим проблемам уделяется сильное внимание, производятся попытки их решения.

Второй вариант задания

Гражданин К. при по­куп­ке сти­раль­ной ма­ши­ны по­лу­чил все не­об­хо­ди­мые документы: кас­со­вый и то­вар­ный чеки, га­ран­тий­ный талон. Через месяц стиральная ма­ши­на сломалась. Какой пра­во­вой до­ку­мент ре­гу­ли­ру­ет данные правоотношения? На­зо­ви­те не менее трёх прав, ко­то­ры­ми об­ла­да­ет потребитель.

Правоотношения, возникающие между потребителем и продавцом, регулируются как Гражданским кодексом РФ, так и Законом о защите прав потребителей. В ответе можно указать любой из этих документов.

Перечислим права потребителя:

  1. В случае обнаружения в товаре недостатков потребовать замены на товар такой же марки, устранение недостатков товаров или возмещение расходов на их исправление;
  2. В случае доставки замененного или отремонтированного крупногабаритного товара потребителю продавец должен оплачивать расходы по транспортировке;
  3. Предъявить требования в отношении недостатков товара продавцу, если не истек гарантийный срок товара или срок его годности;
  4. Предъявить требования в отношении недостатков товара продавцу, если гарантийный срок товара истек, но есть доказательства, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю;
  5. В случае устранения недостатков товара продавцом срок этого действия не должен превышать 45 дней (В отношении товаров длительного пользования продавец обязан в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет.);
  6. В случае возврата товара ненадлежащего качества, взятого в кредит – на возвращение суммы в размере погашенного ко дню возврата товара кредита;
  7. В случае, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации – обменять его у продавца на аналогичный товар при наличии чека, ярлыков, упаковки либо – при их отсутствии – свидетельских показаний; если возможности обмена товара нет – на возврат уплаченной суммы.

Один из вариантов ответа выглядит так:

Документ, который регулирует данные правоотношения – Закон о защите прав потребителей. Права потребителей:

  • обмен товара, не подошедшего по форме, габаритам, фасону, расцветке или еще каким-либо характеристикам, на аналогичный, или возврат уплаченных за него денег при наличии чека, упаковки и ярлыков;
  • замена товара на аналогичный при обнаружении в нем недостатков, либо возмещение расходов на их устранение;
  • бесплатное устранение недостатков товара, находящегося на гарантии, продавцом.

Третий вариант задания

Андрей предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?

В данном случае предлагается поразмышлять над обычной жизненной ситуацией, при которой знания обществоведческого курса не играют особой роли. У друзей случился конфликт – Андрей уехал в командировку и не смог помочь Егору с ремонтом, а Егор на него обиделся. Получается, что Егор предпочел уйти из конфликтной ситуации, не проявил готовности выслушать своего друга и поговорить с ним. Этот способ поведения так и называется – уход от конфликтной ситуации. Такой способ нельзя назвать эффективным; как говорится, уйти от проблемы – не значит ее решить. Уход из конфликтной ситуации не приводит к ее решению, ведь он не помогает решить проблему конфликта и разобраться в нем, а лишь затягивает ситуацию.

Наиболее эффективным способом разрешения этого конфликта (как и большинства других) можно назвать готовность обсудить проблему и пойти на компромисс, найти какие-то пути решения, которые удовлетворят обе стороны и восстановить дружеское общение.

Ответ может выглядеть так:

Этот пример иллюстрирует уход от конфликтной ситуации. Такой способ нельзя назвать эффективным, потому что он не помогает решить проблему, а, наоборот, затягивает конфликтную ситуацию, из-за чего сохраняется риск усугубления проблемы. Наиболее эффективный способ разрешения данного конфликта – встретиться, спокойно обсудить все детали проблемы, найти компромисс и восстановить прежние дружеские отношения.

Задание-задача Единого государственного экзамена - задание высокого уровня сложности, проверяющее умение применять с оциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.

За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла . При неполном пр авильном ответе – 2 или 1 балл.
Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).
В КИМ АХ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы по ряду показателей:

    модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.)

    по конструкции требования (вопрос или система вопросов, какое-либо указ ание по интерпретации условия)

Классификация может быть дополнена новыми типами заданий.

В данной работе представлены задания - задачи с ответами по теме «Политика»

Алгоритм для решения познавательных задач

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.
2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

    определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

    подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

    выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

    сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;

    соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

    соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

    если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;

    нет ли противоречий между вашими аргументами;

    нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

    не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помим о тех, которые намечены вами.

Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества?

Приведите три обоснования

    возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;

    Например:

    возрастной ценз распространяется на

всех граждан соответствующего возраста, т.е принцип равноправия не нарушается;

    возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в политической жизни страны;

    возрастной ценз целесообразен в силу

сроков политической социализации подростков и молодежи

2

Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений.

Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор

    гражданам необходимо знакомится с максимально широким спектром мнений и точек зрения на программы кандидатов и партий, изучать аналитические материалы

    гражданам необходимо повышать свой уровень как общей, так и политической культуры и грамотности, учиться отличать популизм от реальных требований и обещаний;

    гражданам не следует приминать на веру, некритично, заявление и обещание политиков, необходимо стремиться получить дополнительную информацию из различных источников

В стране Н. правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места

(мандаты) в Народном собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9 % избирательный барьер.

1) Укажите любой принцип демократического избирательного права.

2) К какому типу относится избирательная система страны Н.

3) Как называется другой тип избирательной системы?

4) Укажите одно различие между двумя избирательными системами

1) принцип демократического избирательного права:

    принцип равенства

    принцип всеобщности

    принцип состязательности

2) в государстве – пропорциональная избирательная система;

3) другой тип – мажоритарная

4) Различия: При пропорциональной системе избиратели голосуют за партийные списки, при мажоритарной – непосредственно за личности кандидатов; при пропорциональной системе мандаты распределяются в зависимости от количества голосов, при мажоритарной победившим считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов

3

В государстве Н. для избрания представителей создаются курии крупных земледельцев, горожан, рабочих крестьян. Представители избираются собраниями, состоящими из выборщиков от каждой курии. Так, земледельческая курия избирает 50% выборщиков. При этом доля крупных земледельцев в стране не превышает 10 % населения.

    Какой процент демократического избирательного права нарушается в данном случае?

    Приведите еще два принципа избирательного права в условиях демократии и раскройте их суть

    нарушен принцип избирательного права - равное избирательное право

    другие два принципа: всеобщность избирательного права, его альтернативность, прямое избрания представителей, тайна голосования;

    два принципа: всеобщность избирательного права означает, что все дееспособные граждане, достигшие совершеннолетия, обладают правом участвовать в выборах

альтернативность выборов предполагает выдвижение не менее двух кандидатов на одно место

4

На парламентских выборах в стране Н. многие не сомневались в том, что успех обеспечен лидеру консервативной партии, премьер – министру П. Однако на выборах выиграла демократическая партия. Ее лидер А. выглядел рядом с П. незначительной фигурой, но в отличие от него предложил избирателям широкую и конкретную программу реформирования страны.

1.О какой сфере общественной жизни идет речь в данном отрывке?

2.Какой тип избирательной системы описан в этом отрывке?

3.Используя обществоведческие знания, укажите любые три признака этого типа избирательной системы

    Сфера общественной жизни – политическая

    тип избирательной системы – мажоритарная

    признаки мажоритарной системы

    на выборах в представительные органы

власти вся территория страны избирается на территориальные единицы – избирательные округа

    в каждом округе по возможности

одинаковое число избирателей

иного кандидата

    избранным считается депутат,

получивший по данному округу большинство голосов

5

Мно­гие со­вре­мен­ные по­ли­то­ло­ги пишут об ил­лю­зор­но­сти сво­бо­ды изъ­яв­ле­ния воли граж­дан на из­би­ра­тель­ных участ­ках во время вы­бо­ров. Бла­го­да­ря мас­си­ро­ван­но­му воз­дей­ствию средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, об­ще­ствен­ное со­зна­ние опре­де­ля­ет свои при­о­ри­те­ты, люди го­ло­су­ют под вли­я­ни­ем по­зи­ции СМИ, а не соб­ствен­ных взгля­дов и убеж­де­ний.

Пред­ло­жи­те три спо­со­ба по­вы­ше­ния по­ли­ти­че­ской зре­ло­сти и от­вет­ствен­но­сти из­би­ра­те­ля, за­щи­ты его права на сво­бод­ный выбор.

1) граж­да­нам не­об­хо­ди­мо зна­ко­мить­ся с мак­си­маль­но ши­ро­ким спек­тром мне­ний и точек зре­ния на про­грам­мы кан­ди­да­тов и пар­тий, изу­чать ана­ли­ти­че­ские ма­те­ри­а­лы;

2) граж­да­нам важно вы­яс­нить «по­служ­ной спи­сок» кан­ди­да­тов, ре­аль­но сде­лан­ное ими, по­зна­ко­мить­ся с мне­ни­я­ми не­за­ви­си­мых, воз­мож­но, за­ру­беж­ных экс­пер­тов;

3) граж­да­нам не­об­хо­ди­мо по­вы­шать свой уро­вень как общей, так и по­ли­ти­че­ской куль­ту­ры и гра­мот­но­сти, учить­ся от­ли­чать по­пу­лизм от ре­аль­ных тре­бо­ва­ний и обе­ща­ний;

4) граж­да­нам не сле­ду­ет при­ни­мать на веру, не­кри­тич­но, за­яв­ле­ния и обе­ща­ния по­ли­ти­ков, стре­мить­ся обя­за­тель­но по­лу­чить до­пол­ни­тель­ную ин­фор­ма­цию из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков и т. д.

6

В стране К. создан единый национальный округ. Правительство формируется блоком партий, победившем на выборах. Депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 10 % - ый изб артельный барьер.

К какому типу относится избирательная система страны К?

Укажите по одному достоинств и недостатку этой избирательной системы

тип избирательной системы – пропорциональная

Достоинства:

    предполагает активную деятельность политических партий, в том числе оппозиционных

    стабильность политических элит

    стабильность проводимого политического курса

Недостатки данного типа избирательной системы:

    отсутствие персональной ответственности парламентариев перед избирателями, нет механизма отзыва депутатов населением;

    в парламенте, как правило, не представлен малые партии, не способные преодолеть избирательный бартер

    затруднено появление новых политических лидеров, обновление элит;

7

В государстве Н представительные органы власти создаются в соответствии правилом «Победитель получает все. Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по кругу голосов избирателей.»

1)К какому типу можно отнести избирательную систему государства Н?

2)По какому признаку вы это определили?

3)Назовите достоинства и недостатки избирательной системы данного вида

Мажоритарная система (абсолютного большинства)

Признаки:

    один депутат, один округ

    победитель на выборах тот, кто завоевал 50 % + один голос

Достоинства:

    простота определения результатов;

    избранный депутат будет представлять; абсолютное большинство избирателей

    непосредственное знакомство депутатов со своими избирательными округами;

    информированность избирателей о личности депутата и его политических качествах;

Недостатки:

    не все политические силы могут быть представлены в парламенте (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов);

    Практически исключает возможность победы на выборах маленькой партии;

    При мажоритарной системе возможен 2 тур, данная система является более дорогостоящей;

    Не всегда позволяет выявить политический настрой в целом.

8

В стране Р. правительство формируется блоком партий, победившем на выборах. депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между списками кандидатов, если эти партии преодолели 5 % бартер.

К какому типу относится избирательная система страны Р.?

Как называется другой тип избирательной системы?

Назовите отличие этих двух систем.

Назовите любую общую черт избирательных систем в демократическом обществе

Тип избирательной системы – пропорциональная избирательная система

Другой тип – мажоритарная избирательная система

Общая черта:

    альтернативный характере выборов;

    кандидаты представляют сведения о своих доходах.

9

В государстве J . существует наследственная передача власти. Однако власть правителя ограничена законами страны и парламентом. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, активно действуют институты гражданского общества. Государство J включает в себя 33 территории, не обладающие политической самостоятельностью.

На основе проведенных ниже фактов сделайте вывод о форме государства J . Сначала укажите элементы формы государства, а затем конкретизируйте их для государства J

    форма правления – конституционная монархия

    политический режим – демократический

10

В государстве К. законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть

1) Какова форма правления в государстве и ее вид?

2) Перед кем ответственно правительство в стране?

3) Может ли парламент выразить вотум недоверия правительству?

    Может ли глава государства распустить парламент?

    вид правления – президентская республика

    правительство в стране ответственно перед президентом

    парламент не может выразить вотум недоверия правительству

    право роспуска парламента у президента отсутствует

11

В стране О глава государства избирается всенародным голосованием. Все граждане обязаны придерживаться общегосударственной идеологии, существует постоянный контроль государства над всеми сферами жизни граждан, осуществляются внесудебные преследования оппозиционных движений. Государство О. включает в себя территорию, не обладающие политической самостоятельностью.

На основе приведенных фактов определите каждую из трех составляющих формы государства О. (обязательно сначала назовите составляющую формы государства, а затем конкретизируйте каждую из них для государства О.

    форма правления – республика

    форма государственного устройства – унитарное государство

    политический режим - тоталитарный

12

Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительству республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица.

Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект?

Приведите два аргумента в обоснование своей позиции

Законодательный орган республики не имеет права утверждать законопроект, касающийся введения собственной валюты;

    в целях сохранения государственной целостности Конституция РФ право на установление валютного регулирования оставляет за государством;

    Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовые средства.

13

Го­су­дар­ство Z до при­ня­тия новой кон­сти­ту­ции было пре­зи­дент­ской рес­пуб­ли­кой, а после её при­ня­тия стало пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­кой. Од­на­ко пост пре­зи­ден­та был со­хранён.

Кто будет воз­глав­лять ис­пол­ни­тель­ную власть в Z?

Какие пол­но­мо­чия со­хра­нят­ся у пре­зи­ден­та Z? (Ука­жи­те любое одно пол­но­мо­чие.)

Перед кем будет от­вет­ствен­но пра­ви­тель­ство?

Ис­пол­ни­тель­ную власть будет воз­глав­лять глава пра­ви­тель­ства;

Пра­ви­тель­ство будет от­вет­ствен­но перед пар­ла­мен­том.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие пол­но­мо­чия пре­зи­ден­та:

Он об­на­ро­ду­ет за­ко­ны,

Издаёт де­кре­ты, на­граж­да­ет,

Фор­маль­но на­зна­ча­ет главу пра­ви­тель­ства (толь­ко главу пар­тии или блока пар­тий, по­бе­див­ших на вы­бо­рах), имеет право ам­ни­сти­ро­вать осуждённых,

Со­хра­ня­ет за собой пред­ста­ви­тель­ские функ­ции;

Имеет право фор­маль­но­го утвер­жде­ния со­ста­ва ка­би­не­та ми­ни­стров;

Право от­крыть пер­вое за­се­да­ние пар­ла­мен­та но­во­го со­зы­ва.

14

В Конституции РФ утверждается: Российская Федерация – социальное государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст 7)

Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, укажите любые три таких условия

    охраняются труд и здоровье людей;

    устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда;

    обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

    развивается система социальных служб, поддерживающих инвалидов, пожилых граждан;

    устанавливаются государственные пенсии;

    устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты

15

В государстве П. правительство формируется партией, победившей на выборах в Законодательное Собрание, и ответственно перед ним; премьер – министр является главой исполнительной власти, глава государства избирается законодательным Собранием. Выборы в Законодательное Собрание проходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство П. включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.

На основе приведенных фактов сделайте вывод о форме государства П. (Сначала укажите элементы формы государства, а затем конкретизируйте каждый из них для государства П.

    форма правления – парламентская республика

    форма государственного устройства – унитарное государство

    политический режим - демократический

16

Статья № 47 Основных государственных законов Российской империи (1906) гласила «Российская империя управляется на твердом основании законов, уставов и учреждений, от самодержавной власти исходящих»

Какая форма правления закреплена в приведенном фрагменте законов?

Приведите два характерных признака этой формы правления

Абсолютная монархия

Признаки

    Верховная власть неограниченна законом

    Верховная власть сама является источником закона

    Монарх обладает всей полнотой как законодательной Так и распорядительной и судебной власти

17

Случайно ли у разных народов появились различные формы правления и территориально – государственного устройства?

Какие факторы способствуют формирования определенной формы государства?

Приведите не менее трех факторов

В качестве факторов, способствующих формированию определенной формы государства могут быть приведены:

    исторические традиции;

    культура народа, его цивилизованность; религия;

    социальный и национальный состав населения; географические условия;

    экономические особенности и др.

18

В соответствии с актом высшей юридической силы Российской федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в России является ее многонациональный народ.

Как называется акт высшей юридической силы России?

В чем заключается сущность принципа народовластия в России?

Укажите две формы реализации народом как источником власти своих полномочий

Назван акт высшей юридической силы: Конституция.

Сущность принципа народовластия: народ – источник власти; народ – носитель суверенитета

Названы формы:

    участие в референдуме (плебисците)

    участие в выборах федеральных местных органов законодательной власти

    участие в выборах Президента РФ

19

Очередные парламентские выборы в стране Н. привели к расширению представительства оппозиционной партии. Одним из первых в повестку дня был включен вопрос об отчете правительства и принятия бюджета на предстоящий год.

1)Какому типу политического режима соответствует данная ситуация?

2)Укажите два признака, по которым вы это определили?

3)Опираясь на обществоведческие знания, приведите еще один признак, характеризующий названный вами политический режим

    Политический режим: демократический

    признаки политического режима:

    наличие парламентских выборов

    наличие оппозиционной партии в парламенте

    важные государственные функции представительного органа власти

    дополнительный признак: свобода СМИ

20

В стра­не Z су­ще­ству­ет един­ствен­ная по­ли­ти­че­ская пар­тия, ко­то­рую на­зы­ва­ют «го­су­дар­ствен­ной», ибо она дей­ству­ет как ин­стру­мент для все­о­хва­ты­ва­ю­ще­го кон­тро­ля вла­сти над об­ще­ством, по­ве­де­ни­ем граж­дан.

К ка­ко­му типу от­но­сит­ся по­ли­ти­че­ская си­сте­ма стра­ны Z?

При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та в обос­но­ва­ние сво­е­го от­ве­та.

Тип по­ли­ти­че­ской си­сте­мы - то­та­ли­тар­ная.

Ар­гу­мен­ты:

В стра­не дей­ству­ет толь­ко одна по­ли­ти­че­ская пар­тия;

Пар­тия кон­тро­ли­ру­ет го­су­дар­ствен­ную власть:

Го­су­дар­ство кон­тро­ли­ру­ет все сферы об­ще­ства.

21

Познакомьтесь с описанием политического режима: «Руководитель государства более был заинтересован в политической пассивности и послушном подчинении общества, чем в активном вовлечении народа в свои планы. У руководителя и его сторонников не было на вооружении четкой и стройной идеологической теории, а СМИ и экономическая деятельность являлись до некоторой степени автономными от государственного регулирования»

Можно ли данный политический режим отнести к тоталитарному?

Приведите не менее трех аргументов для обоснования своей позиции.

Если вы считаете, что этот режим не является тоталитарным, определите его вид

Данный политический режим нельзя отнести к тоталитарному. В качестве аргументов можно привести следующее:

    тоталитаризм всячески стремится привлечь массы в политике, правда, в качестве управляемого и послушного субъекта политического действия;

    В тоталитарном государстве идеология представляет собой официальную теорию, которая дает ответы на все вопросы из области человеческой жизни;

    Идеологизация всей общественной жизни в условиях тоталитаризма обязательно требует монополии власти на информацию, полный контроль СМИ;

    Экономика и производство при тоталитарном государстве находятся под жестким централизованным контролем, поскольку обеспечивает могущество государства.

Таким образом, приведенные в описании политического режима признаки не соответствуют тоталитарному режиму.

22

Прокомментируйте высказывание короля Генриха 5 из одной шекспировских пьес: «Обязанности каждого подданного – это обязанности короля, но душа каждого подданного – это его личная собственность»

Сущность, какого политического режима выражена в данном высказывании?

Почему? Приведите не менее 4 – х признаков этого политического режима

Признаки:

    Концентрация власти в руках политического лидера или определённой группы;

    Наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов воздействия на общественную жизнь;

    Отказ от вмешательства в частную жизнь;

    Отсутствие всепроникающего характера государственного воздействия на общество;

    Большая автономия политической системы общества по отношению к экономической;

23

Изу­чая типы ли­дер­ства в го­су­дар­стве Z, учёные узна­ли, что главы го­су­дар­ства пе­ре­да­ва­ли свои пол­но­мо­чия стар­шим сы­но­вьям, со­зда­ва­ли за­ко­ны и вы­пол­ня­ли функ­цию вер­хов­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля.

Какой тип ли­дер­ства су­ще­ство­вал в го­су­дар­стве Z?

При­ве­ди­те два факта, ко­то­рые поз­во­лят утвер­ждать, что го­су­дар­ство Z - не­огра­ни­чен­ная мо­нар­хия.

тип ли­дер­ства - тра­ди­ци­он­ный.

Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие факты:

    Власть пе­ре­да­ет­ся по на­след­ству;

    Мо­нарх из­да­ет за­ко­ны;

    Яв­ля­ет­ся гла­вой церк­ви

24

В лек­ции по­ли­то­ло­га была вы­ска­за­на мысль о том, что по­ли­ти­че­ские пар­тии вы­сту­па­ют свя­зу­ю­щим зве­ном между граж­дан­ским об­ще­ством и го­су­дар­ством.

При­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в под­держ­ку дан­но­го мне­ния.

    ор­га­ни­за­ция оп­по­зи­ции го­су­дар­ствен­ным ор­га­нам, дав­ле­ние на них, если их

    по­ли­ти­ка не от­ра­жа­ет ин­те­ре­сов тех слоев, ко­то­рые пред­став­ля­ет пар­тия;

    Осу­ществ­ля­ет по­сред­ни­че­ство между граж­дан­ским об­ще­ством и по­ли­ти­че­ской вла­стью;

    Под­го­тов­ка и вы­дви­же­ние кад­ров для ап­па­ра­та го­су­дар­ства;

    Слу­жат вы­ра­зи­те­ля­ми ин­те­ре­сов, по­треб­но­стей и целей опре­де­лен­ных со­ци­аль­ных групп.

25

Оплотом и визитной карточкой этого идеологического течения является Великобритания с ее бережным отношением к традициям, чопорностью и джентльменством, согласно которым каждый «лорд Баскервиль и слуга Беримор» - в первую очередь представители своих фамилий, веками живущих под крышей одного дома.

О каком идеологическом течении идет речь?

Укажите четыре признака, по которым вы это определили

Речь идет о консерватизме.

Признаки:

    Бережное отношение к традициям

    Чопорность и джентльменство

    Преемственность (веками живут под крышей одного дома

    Иерархичность («лорд Баскервиль и слуга Беримор»)

26

Познакомьтесь с описанием партии «Партия возникла в процессе эволюции с середины 19 в из парламентских групп. Она немногочисленна по своему составу, в состав входят профессиональные политики.

О каком виде партии идет речь?»

Приведите не менее трех характерных черт

(в дополнении к указанным) данной партии?

Какая партия является антиподом рассматриваемому виду?

Речь идет о кадровой партии.

В качестве характерных черт данной партии могут быть приведены:

    имеет свободное членство;

    функционирует исключительно для целей избирательных кампаний;

    отсутствует процедура вступления в партию;

    не является централизованной опирается на финансовую поддержку привилегированных слоев общества.

Антиподом рассматриваемому виду является массовая партия

27

В Японии до 1993 г неизменно правившая либерально – демократическая партия постоянно опережала вдвое или более вторую по значимости партию (Социалистическую), которая получала порядка 20 % голосов. Из – за того, что прочие партии, представленные в парламенте имели очень мало общего с социалистическими, либеральные демократы не встречали трудностей в организации работы кабинета министров и утверждении своих законопроектов

Можно ли констатировать, что в Японии существовала однопартийная система?

Если нет, то как бы вы охарактеризовали эту систему? Свою позицию аргументируйте

Констатировать, что в Японии существовала однопартийная система, нельзя. В этой стране множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества, что полностью не соответствует сущности однопартийной системы, отличающейся функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов

Партийную систему в Японии можно характеризовать как «атипичную многопартийную» или квазимногопартийную

В однопартийной системе образование оппозиционных и иных партий запрещено

28

Сущность, какого идеологического направления раскрывает следующее утверждение: «Человек – единственное существо Вселенной, способное сознать свою свободу, поэтому только он может ее измерить и оценить»?

Свою точку зрения аргументируйте.

Приведите 4 характерные черты данного идеологического направления

Приведенное утверждение раскрывает сущность либерализма, т к корень его воззрений заложен в представлениях о самодостаточности личности, естественно присущей ей свободе как качеству бытия. Свобода в рамках либеральных идей – категория безусловная, являющаяся исходной ценностью сама по себе.

В качестве характерных черт данного идеологического направления могут быть приведены:

    приверженность парламентскому строю;

    негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государств;

    необходимость разделения властей;

    политический плюрализм и верховенство закона;

    обеспечение основных политических прав и свобод граждан

    уважение достоинства человеческой личности;

    компромисс; консенсус в решении важнейших политических проблем;

    либеральная идеология ориентируется на идею индивидуальной свободы, отстаивая естественные права человека на жизнь

    политический плюрализм, свобода мысли, слова

    приоритет частной собственности, идеалы рыночной экономика

29

Проанализируйте следующую ситуацию

Ученый затворник, отстаивая моральные и этнические принципы, подвергается преследованию со стороны государственных структур, что привлекает внимание мирового сообщества к проблеме соблюдения прав и свобод человека

Энергичный журналист на свой страх и риск расследует коррупцию и мафиозные связи государственных чиновников, делая это явление достояниям гласности

Какое понятие раскрывают приведенные ситуации?

Какие два вывода можно сделать на основании анализа данных ситуаций

Понятие раскрывает «политическое участие». На основании анализа данных ситуаций можно сделать выводы о том, что политическое участие, во первых, может проявляться на разных уровнях, во – вторых, может повлиять на политический процесс и даже изменить его


Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Методика работы с документом выполнение заданий - 27

Презентацию подготовила

МОУ «СОШ №9 имени К.К.Рокоссовского»

г.Железногорска, Курской области

Гурова Ольга Васильевна


Задание 27 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл. Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).


Алгоритм работы с заданием 27. 1. Внимательно прочитайте вопрос. 2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос. 3. Определите, что от вас требуется. 4. Выберите одну из позиций, которая вам ближе и которую вы будете отстаивать. 5. Выразите собственную позицию. 6. Приведите аргументы в подтверждение своей позиции.

  • Памятка для решения познавательных задач

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи; если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них; нет ли противоречий между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению; можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным; не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами. Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.


1 разновидность.

Задание 27.

К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни.

О какой общности идет речь в данном сюжете?

Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.


Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи: 1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы; 2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык; 3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»; 4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др. Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе


Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа общность:

этническая группа;

2) два признака по тексту:

общность культуры;

общность территории.

3) дополнительный признак, например:

общность языка;

сознание своего единства.


2 Разновидность Задание 27. Предполагается рассмотрение ситуации и ответ с использованием знаний обществоведческого курса

Задание: 13-летний гражданин России решил устроиться по трудовому договору в фирму курьером. НО ни одна фирма не приняла его. Правомерны ли действия фирм? Нормы какого юридического документа позволяют квалифицированно ответить на этот вопрос? Проведите обоснование своего мнения.

Надо уяснить, что требуется в задании и как выстроить ответ Надо оценить правомерность действий фирм, объяснить почему и указать документ


Вариант ответа: 1) действия фирм правомерны 2) юридический документ – Трудовой кодекс РФ 3) обоснование – законом допускается заключение трудового договора (с согласия родителей или законных представителей при наличии медицинского заключения) только лицом, достигшим 14- летнего возраста.


3 разновидность Задание 27. Предполагается приведение аргументов в защиту или опровержение некоего утверждения В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, ученых и журналистов обсуждали тезис: «Массовая культура вредна для детей». С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт приведите три аргумента в опровержение этого тезиса. Надо привести аргументы в пользу точки зрения, противоположной тезису Надо доказать, что массовая культура полезна


Ответ: 1) массовая культура делает более доступными ценности мировой художественной культуры, распространяет научно-популярную информацию страноведческого, естественнонаучного характера; 2) распространяемый в рамках массовой культуры жанр ток-шоу может помочь выработать умение вести диалог; 3) массовая культура помогает пробудить интерес к общественно-значимым проблемам 4) жанр викторин способствует усилению познавательной активности ребенка;


Успехов !

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 по обществознанию:

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы
    их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен
    с 64 до 65.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?


1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе демонстрационного варианта от ФИПИ по обществознанию. Решай полные и тематические онлайн тесты с ответами , на какой бы стадии изучения теории ты не находился. Зарегистрировавшись на сайте проверяй и разбирай свои ошибки и веди статистику в своем личном кабинете, чтобы потом их не допустить на экзамене.

Формула успеха на экзамене

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко спланированное время для занятий + желание / воля / трудолюбие.

Готовься. Старайся. Стремитесь к успеху! И тогда у тебя всё получится.