Создание первого российского университета. Как появились первые университеты в мире? Казанский и другие университеты

Леонид Алексеевич Колесников родился в Москве в 1893 (1894) году в семье предпринимателя и почетного гражданина Москвы Алексея Семеновича Колесникова. Отец Леонида Алексеевича был довольно состоятельным человеком, владел домом на Кузнецком Мосту, имел дом и 2,5 гектаров земли в подмосковном селе Всехсвятское, а также имение в Ялте. Именно дома во Всехсвятском Колесников впервые увидел сортовую французскую сирень, цветок, который стал главным делом всей его жизни.

Леонид Колесников обучался в кадетском корпусе и коммерческом институте. Когда после Октябрьской революции дом Колесниковых на Кузнецком Мосту и имение в Ялте национализировали, Колесников перебрался жить на дачу во Всехсвятское. Там на своих пяти сотках Колесников еще перед Первой мировой войной высадил несколько кустиков сортовой сирени, в 1920-е годы начал заниматься выведением новых сортов уже всерьез. Начиная с Первой мировой войны, он всю свою жизнь работал с автотехникой, вначале простым шофером, затем механиком и начальником автобазы. Даже после того, как к нему пришло признание и всенародная известность, он продолжал работать на автобазе. Колесников был самородком-самоучкой, по своему образованию не имевший никакого отношения к селекции. Работая на автобазе, он в свободное время изучал труды Мичурина. Поначалу Леонид Алексеевич только коллекционировал сирень, собрав около 100 сортов. Затем он начал выводить собственные гибриды, скрещивая сотни разных саженцев, и отбирая самые лучшие растения. Сирень была его страстью. Ценные сорта французской сирени Колесников выкапывал в разоренных дворянских усадьбах, спасая редкие экземпляры от исчезновения. Названия сортов Колесников определял по дореволюционным каталогам.

Леонид Алексеевич прошел все войны, случившиеся на его веку: Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную. В сталинский период его несколько раз арестовывали, но каждый раз отпускали. В 1942 году Колесников был тяжело контужен, и вернулся с фронта в Москву. Дома он с огорчением обнаружил, что во время бомбежки погибли многие перспективные саженцы. В это же время жена Леонида Алексеевича, Олимпиада Николаевна, пережила тяжелое душевное потрясение, от которого уже не смогла оправиться. Прямо на ее глазах рядом с домом Колесниковых в Большом Песчаном переулке разорвались снаряды, и это зрелище оставило неизгладимый след на психике Олимпиады Николаевны. В этот нелегкий для него период жизни Колесников приступил к выведению своих, ставших впоследствии знаменитыми, сортов военной тематики: "Зоя Космодемьянская", "Весна 1942 года", "Маршал Василевский", "Маршал Жуков", "Капитан Гастелло", "Алексей Маресьев", "Валентина Гризодубова", "Полина Осипенко" и прочих.

В 1952 году Леонид Алексеевич Колесников был удостоен Сталинской премии "За выведение большого числа новых сортов сирени", наверное это единственный случай в истории, когда такую премию человеку присудили за цветоводство. После этого события сирень Колесникова высадили в Тайницком саду в Московском Кремле. Сохранились отзывы, оставленные о сирени, выведенной Колесниковым. Алексей Толстой в 1943 году писал: "Вы творите красоту, Леонид Алексеевич, — какое занятие выше и благороднее этого! Я уверен, что подмосковные сады будут обязаны Вам новым расцветом. До сегодняшнего дня я думал, что сирень есть сирень, сегодня я увидел волшебный сиреневый сад. Спасибо Вам". Через несколько дней про этот же сад писал Емельян Ярославский: "Что может быть прекраснее любви к природе, если она связана с любовью к человеку, как самому прекрасному в природе. Леонид Алексеевич любит и творит новые формы красоты в природе — разве не служит он этим человеку, который, придет время, покроет землю прекрасными садами?". Сирень Колесникова завоевывала призы на выставках в Голландии и Бельгии. Сверхранние сорта сирени, которую создал Колесников, зацветали в начале мая, а самые поздние - в конце июня.

После награждения Колесникова премией, было решено организовать опытно-селекционный питомник под его руководством. Тогда, в первой половине 1950-х годов в свет вышла брошюра Колесникова "Сирень", которую с интересом читают и по сей день. Питомник располагался на месте нынешнего сквера по улице Сальвадора Альенде (район Сокол). Этот сиреневый сад в 1950-1960-е годы был настоящей достопримечательностью Москвы, Казалось, что здесь талант и трудолюбие Колесникова получат все необходимые условия. В этот период времени о Колесникове пишут в журналах и газетах, снимают телепередачи с его участием, многие профессионалы и любители начинают увлеченно заниматься селекцией сирени. Но на самом деле все складывалось не так уж и радужно. К саду все ближе подступали новостройки, сюда часто наведывались вандалы, и обламывали сирень, а ведь на создание сорта уходит в среднем около десяти лет. Официальной охраны в саду не было, и Колесников, который уже приобрел мировую известность, был вынужден сторожить сад по ночам.

В 1954 году было принято решение открыть питомник в Калошино, но официально этот вопрос решился лишь в середине 1960-х годов. Тогда в системе Мосзеленхоза на Щелковском шоссе в Калошине организовали опытно-показательный питомник, задачей которого было массовое размножение новых сортов сирени. Колесникова назначили директором питомника. Новое место пришлось серьезно благоустраивать, и сам Леонид Алексеевич, будучи уже пожилым человеком со слабым здоровьем, своими руками возил тележки с землей, а почти всю Сталинскую премию потратил на аренду машин для переправки пяти тысяч сортовых кустов, а также на садовый инвентарь, необходимый для работы. Но и этот питомник также оставался без охраны, и страдал от налетов вандалов. Однажды в период цветения кто-то с корнем вырвал редкую желтую сирень, а ярко-красная, которой еще даже не дали название, исчезла без следа. Когда сирень в питомнике уже начала приживаться, к его границам начали подступать новостройки Измайлово. По сирени прошли бульдозеры, и Колесников не мог этого остановить. Он писал в различные инстанции, обращался к влиятельным и знаменитым людям, но в результате талантливый селекционер с мировым именем был отправлен на пенсию. То, что осталось от питомника, включили в состав Первомайского совхоза декоративных культур, располагавшегося поблизости. Но здесь судьба сирени никого не волновала, и постепенно многие ценные сорта были утрачены. В несколько ранее, в 1960 году ближайший к калошинскому питомнику бульвар был назван Сиреневым. На этой улице Алексей Леонидович вместе со школьниками высадил множество кустов сирени. Дети и в дальнейшем ухаживали за цветами. А Колесников объяснял им, что эта сирень будет расти вместе с ними, радуя москвичей своей красотой.

Гибель огромного количества сортов, выведенных селекционером, стала для него самой сокрушительной трагедией. Видя безразличное и бесхозяйственное отношение к делу всей его жизни, Леонид Алексеевич очень страдал. Он писал: "…начиная с декабря 1962 года, я переживал период трагедии своей жизни, вызванным пассивным отношением к уже созданным мною трудам. Чувство угнетённости, бессмысленности и безнадёжности жизненной борьбы не покидает меня. Тяжёлые серые тучи нависли надо мною, уныние и тоска давят на моё истерзанное сердце". В 1968 году Леонид Алексеевич Колесников умер от инфаркта, похоронили его на Ваганьковском кладбище. На его могиле сирень не растет - не хватает места. Никакого злого умысла в уничтожении многих сортов сирени не было, всему виной небрежность и пассивное отношение, в результате чего значительная часть наследия Колесникова была утрачена. К счастью, в отличие от отечественных ботанических садов и питомников, где элитный сорт сирени "Маршал Жуков" найти невозможно, в Канаде, в королевских садах он растет и сейчас.

В 1973 году Международное общество сирени посмертно наградило Колесникова премией Director’s Award, родственники Леонида Алексеевича получили золотую ветку сирени как знак международного признания его заслуг, а в 1975 году на месте питомника на Щелковском шоссе был образован сиреневый сад. Правда, и на протяжении всего своего существования. И сейчас он находится не в лучшем состоянии. На сегодняшний день из 300 уникальных сортов, которые вывел Колесников, сохранилось приблизительно 50, а ведь его сорта имеют широкую известность во всем мире. Сирень сорта "Галина Уланова" растет в парке Букингемского дворца в Лондоне, также сирень Колесникова можно встретить в Королевских ботанических садах (Гамильтон, Канада), Холден Арбаритум и Арнолд Арбаритум (США), входит в коллекции сирингариев многих ботанических садов мира.

Среди исчезнувших сортов Колесникова - "Сердце Данко" с пурпурными соцветиями, белоснежная "Ветка мира", а также "Василиса Прекрасная", "Мелодии Шостаковича", "Голубые дали", "Вершина Памира", "Обманщица" "Снежинка"", "Рог изобилия", "Признание", "Лауреат" и многие другие. Многие сорта остались в единичном или в малочисленных экземплярах. Сорт "Джамбул" не получил широкого распространения, хотя это была первая в мире сирень с белоокаймленными лепестками. Сорт "Сенсация" сейчас считается единственным в мире культивированным сортом с белой каймой, окраска его цветов несколько отличается. Очень редко сейчас можно встретить такие сорта как "Радж Капур", "Джавахарлал Неру", "Знамя Ленина", "Невеста", хотя все они отличаются высокой декоративностью, и могут украсить любой сад или парк.

Сейчас сирень переживает новую волну популярности, и сорта Колесникова вновь становятся востребованными. Выбор сделать подчас очень нелегко - настолько разнообразны формы цветков, их оттенки, форма соцветий, вид на разных стадиях цветения. Большой популярностью пользуются сорта "Гортензия", "Олимпиада Колесникова", "П.П. Кончаловский", "Память о Кирове", "Мечта", "Надежда", "Небо Москвы".

В наши дни в Москве действует общественная детская организация "Цветочная дружина", которая занимается высадкой сирени в разных районах Москвы и даже в других странах. Например, в 2011 году участники дружины высадили именную сирень, названную в честь полководца Конева у его памятника в Праге. Сирень Колесникова дружина высаживала также в Австрии, Польше, Словакии, Белоруссии.

В 2008 году было принято решение об устройстве сиреневого сада на Поклонной горе. Планировалось, что в состав сада войдут сорта Колесникова, посвященные героям ВОВ и Победе, а также сорта других известных селекционеров. Пока эта идея не была реализована, ведь вырастить сортовую сирень не так легко. Вначале нужно отыскать собрать вместе сорта, которые в наши дни стали большой редкостью, затем вырастить их до взрослого состояния, а на все это нужно время. Например, сирень сорта "Генерал Панфилов" растет только в Алма-Ате, а сорт "Марина Раскова" можно найти лишь в мужском монастыре под Брянском. Очень хочется верить, что энтузиастам удастся сохранить исчезающие редкие сорта сирени, которые выводил Леонид Алексеевич Колесников, и прекрасными цветами сможет любоваться еще не одно поколение людей.


Образование и становление Московского университета

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...» В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр и др.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

В средние века всякое объединение людей по профессиональному признаку носило название университет. Со временем название корпорации - университетов - становится обозначением университета как учебного заведения. Как известно, первые университеты, возникли в 12-13 веках на территории Европы. Три из них - в Болонье, в Париже и в Оксфорде - заложили институциональную структуру сегодняшней высшей школы.

Древнейшими европейскими университетами считаются Болонский (Италия), возникший в промежутке между 1190 и 1200 гг., и Парижский , годом основания которого является 1200. Эти университеты, хотя и сформировались почти одновременно, отличались по своему внутреннему устройству и олицетворяли собой два основных типа университетов .

Первый (Болонский) университет возник как главный в Западной Европе центр по изучению римского права. Он вырос на основе городской светской школы и был организацией студентов, самостоятельно нанимавший учителей и оплачивающий их труд.

Ситуация в Париже складывалась несколько иначе. В отличие от Болоньи центром притяжения здесь стали не студенты, а преподаватели. Наличие нескольких крупных церковных школ привлекало потенциальных студентов разнообразием предметов. В отличие от Болонского университета, здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. В 1215 г. в Парижском университете завершилась борьба за автономию против епископа. Парижские магистры получали поддержку римского папы.

В ХIII веке появляется много университетов в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), в Тулузе (1229) и др. В ХIV веке появляются университеты в Священной Римской Империи: Пражский (1349), Венский (1365), Гейдельбергский (1385) и др. В жизни университетов в концентрированной форме отражались и воспроизводились духовные традиции средневековой культуры. Среди них в первую очередь - особое отношение к знанию. К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов.

4. Когда возникли Вузы в России и Беларуси.

В России , в границах ее современной территории, первыми наиболее известными академиями и высшими школами были:Славяно-Греко-Латинская Академия (1687),Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве; в Петербурге этоМорская Академия (1715),Академический университет при Академии наук (1725 г.),Морской кадетский корпус (1750). Важную роль в становлении высшего образования в России сыгралаАкадемия наук , созданная в Петербурге по указанию Петра I. Ее первое заседание прошло в самом конце 1825 г. уже после смерти Петра I.

По инициативе и проекту М.В. Ломоносова в 1755 г. был основан Московский университет , что позволило завершить трехступенчатую модель единой системы образования - "гимназия - университет - академия". В том же 1755 г. был принят первый университетский Устав, которым определялся статус университета и регламентировалась его внутренняя жизнь.

Со временем было предано забвению требование М.В. Ломоносова о невмешательстве церковных властей в жизнь университета. Передача таких научных дисциплин, как психология и логика, в руки церковных властей лишала эти предметы необходимой свободы, являющейся гарантом научного развития.

Особое место в истории российской высшей школы занимает женское образование . Во второй половине XIX в. открываются первые "всесословные женские училища" как важное звено системы среднего образования. Тем не менее, в 1863 г. выпускницам женских гимназий был закрыт доступ к высшему образованию. Со временем стали создаваться высшие женские курсы, куда могли поступать учиться и девушки недворянского происхождения. Среди них наиболее известными были так называемые "Бестужевские высшие женские курсы" в Петербурге, с 1878 г. В 1886 г. все высшие женские курсы были закрыты властями и возродились лишь в конце XIX - начале XX в.

В подготовке педагогических кадров важную роль сыграл Главный педагогический институт в Петербурге. Он был учрежден в 1816 г. и просуществовал до 1859 г. Педагогический институт готовил не только учителей и наставников для различных типов школ, но и будущих преподавателей вузов. Среди наиболее известных воспитанников были Н.А. Добролюбов, Н.С. Будаев, Д.И. Менделеев.

Первым действительным университетом в Беларуси стала Виленская иезуитская академия 1570 г. Кроме Академии до середины XVIII века на территории Беларуси действовали не менее 16 только иезуитских школ гуманитарного профиля, из них 9 высших-в Полацке, Пинске, Несвиже, Гродна, Амстиславе, Новогрудке, Орше, Витебске, Берестье-и 7 полных средних-в Минске, Могилеве, Слониме, Слуцке, Жодино, Бобруйске, Мерече.

Также в Беларуси существовали многочисленные православные (как, например, высшая Братская школа в Вильне), униатские, протестантские учебные заведения, а также школы других католических орденов – пиарские, доминиканские, бернадинские.

В 1812 году в академию с правами университета был преобразован высший иезуитский коллегиум в Полоцке (основанный в 1580 году). Полоцкая академия просуществовала до 1820 года и была закрыта царским правительством как «неблагонадёжная». Вслед за ней был ликвидирован Виленский университет (в 1832 году). Вместо закрытых учебных округов начали создаваться российские «народные училища» и другие русификаторские учреждения с довольно низким уровнем обучения.

В начале XX века на территории нынешней Беларуси не было высших учебных заведений. Только в 1918 г. были созданы Витебский и Могилевский пединституты и Витебский архитектурный институт (просуществовал до 1923 г.). В 1919 г. был восстановлен Горы-Горецкий земледельческий институт (основан на базе земледельческой школы); в 1920 - Белорусский политехнический институт ; осенью 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет , в 1924 - Витебский ветеринарный институт ; в 1930 - Медицинский институт .

Великий поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин считал, что первый университет России – М.В. Ломоносов. Это утверждение отчасти действительно, ведь именно ему удалось первым в истории нашей страны открыть высшее образовательное заведение. История университетов в России интересна и увлекательна.

Мало кто знает, что первым открыть его пытался Борис Годунов. Он приказал отправить Иоанна в Германию, чтобы привезти оттуда профессоров. Однако идее Годунова не суждено было осуществиться, против таких новшеств выступило духовенство. Планы на открытие университета были даже у Лжедмитрия, но воплотить их в реальность он так и не успел.

Деятельность Петра I

История университетов в России начинается с января 1772 года. В это время Сенат под указом Петра I принимает решение открыть Академию наук в Санкт-Петербурге. В неё пригласили работать профессоров из-за границы, так как своих кадров на тот момент не было. Не все соглашались отправляться в незнакомую страну, но при правлении Екатерины I семнадцать академиков прибыли в столицу России.

Другой проблемой считалось отсутствие студентов. Лишь небольшое число молодых людей согласились выслушивать лекции, а также обучатся латыни. Академия продолжала свое существование, но многие проблемы остро стояли перед ней, не давали возможности предоставить студентам качественное образование.

Большинство дворян отказывались отдавать своих сыновей на учебу, они не видели в этом необходимости. По их мнению, гораздо важнее были рабочие руки. Однако нельзя не упомянуть и про талантливых студентов, обучавшихся в стенах Академии. Именно им принадлежат многие открытия, приходящиеся на конец восемнадцатого столетия.

Некоторое время ректором Академии был Михаил Васильевич Ломоносов. Он стремился открыть двери заведения для всех сословий, в том числе и крестьян. Ломоносов был уверен, что только таким методом можно будет добиться увеличения количества образованных людей по всей стране.

Московский Университет под руководством Ломоносова

Московский университет, обязанный своим открытием Ломоносову, начал свое существование в апреле 1756 года. Изначально планировалось работать по трем направлениям: юридическому, философскому и медицинскому. Для этого был создан преподавательский состав, состоявший из десяти профессоров.

Первые несколько лет развитие университета было медленным. Не хватало преподавателей, зачастую один профессор читал все лекции на факультете. Это напрямую сказывалось на качестве образования. Однако с 1780 года университет стал быстро развиваться, открыл собственную типографию, выпустил свою первую газету. Эта печатная продукция моментально расходилась по всей стране. Ключевский считал, что именно она стала причиной формирования общественного мнения.

История университетов в России важна, потому что благодаря ним были заложены первые основы высшего образования в нашей стране.

История образования и науки в России – видео

В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета - гимназия, но через три месяца начались занятия и в самом университете. Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тыс. гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация, «народа было несчетное число, через весь день, даже до четвертого часа пополуночи.

Необходимость создания университета

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не могли удовлетворить потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.
В 1741 г. российский престол заняла императрица Елизавета Петровна. Она способствовала развитию отечественной науки и культуры, приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом — императором Петром I. Он мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Иван Иванович Шувалов

Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. В 1750-х Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. В числе прочего он поддерживал многие начинания М. В. Ломоносова. Под его покровительством в 1755 году был основан Московский университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 году создана Академия художеств (Шувалов был её президентом до 1763). Молодой, обаятельный, патриотически настроенный дворянин существенно влиял на развитие отечественной науки и культуры, покровительствовал русским ученым, писателям, поэтам, художникам. Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова, родилась мысль о создании московского университета. Граф Шувалов нисколько не сомневался в том, что если России дать просвещение, то она станет на равных «соревноваться в образованности» со всеми развитыми народами Европы. Эти мысли и стремления сближали его с М.В.Ломоносовым, которого граф Шувалов ценил как выдающегося русского ученого.

Идея создания университета была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Но более распространено утверждение о том, что Московский университет создан благодаря заботам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, имя которого он и носит.

Михаил Васильевич Ломоносов

Московский университет не был первым университетом России, но это был первый университет, в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от того, к какому сословию они принадлежат. От молодого человека, поступающего в университет, требовалось одно: чтобы он был талантлив и хотел учиться.

Такого университета еще не было в России. Правда, в 1725 году в Петербурге открылась Академия наук с университетом. Несмотря на то, что там преподавали самые передовые ученые России: М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Г.В. Рихман, им так и не удалось превратить Петербургский академический университет в общерусский центр просвещения. Академики-иностранцы стремились сохранить свое исключительное положение в России, поэтому студентов и преподавателей предпочитали иностранных, вместо того чтобы «открывать» в России отечественные таланты.

Зимой 1753 года Михаил Васильевич Ломоносов уезжает из Петербурга в Москву, где в это время находился двор императрицы Елизаветы Петровны, и начинает усиленно хлопотать о создании здесь университета. Он разработал проект, где были изложены основные положения структуры и деятельности первого национального университета, и представил его И.И. Шувалову. Таким образом, граф И.И. Шувалов стал вторым человеком, которому Московский университет обязан своим открытием.

12 (25) января 1755 года, в Татьянин день, императрица подписала указ об основании Московского университета, кураторами которого были назначены И.И. Шувалов, Л. Блюментрост (лейбмедик), а директором - A.M. Аргамаков.

Первые профессора были большей частью иностранцами, только двое из них были русскими: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а также преподаватель русского и латинского языков Ф.Я. Яремский - они были воспитанниками Петербургского академического университета.

Хотя Ломоносов не присутствовал на открытии университета и не преподавал там, он принимал деятельное участие в развитии Московского университета: добивался, чтобы в первом русском университете лекции читались русскими профессорами и на русском языке. Его старания увенчались успехом только через 3 года после его смерти. Согласно Указу Екатерины II, «для лучшего распространения в России наук начались лекции во всех трех факультетах природными россиянами на российском языке».

В качестве здания для Московского университета был выбран Аптекарский дом, располагавший рядом с Красной площадью у Курятных (ныне Воскресенских) ворот. Он был построен в конце XVII в. и напоминал своей конструкцией знаменитую Сухареву башню. Указ о передаче открывавшемуся Московскому университету Аптекарского дома императрица Елизавета подписала 8 августа 1754 г.

Организация учебного процесса

Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На философском факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На юридическом факультете работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на медицинском факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).

Плановые занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе. Становление Московского университета проходило трудно. Медленно росла численность студентов — в 1758 г. их было лишь 100 чел.

Только 30 студентов получали из казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на собственные средства. В протоколе конференции университета от 2 июля 1759 г. есть такая запись: «Одной из причин, препятствовавших успешности занятий, было отсутствие учебников, которыми казеннокоштные не могли обзавестись по бедности».

В конце 1757 г. граф И.И. Шувалов приказал отпускать деньги на обувь и платья, чтобы прилично одеть студентов. Тогда же было приказано выдавать казеннокоштным «в прибавок жалованья для пищи по полтине в месяц каждому». Инструкция директору университета (§22) запрещала студентам входить в классы в нагольных шубах, серых кафтанах и лаптях, что считалось одеждой бедняков. При жизни Ломоносова Московский университет ещё не был Императорским: учебное заведение подчинялось непосредственно Правительствующему сенату, а его профессура не подлежала никакому суду, кроме университетского. Деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о учреждении Московского университета». Только при Александре I, в 1804 г., был принят новый устав Его Императорского Величества Московского университета, согласно которому ректор ежегодно избирался профессорским собранием и утверждался лично императором. С этого времени до 1917 года университет именовался Императорским Московским университетом.

Нагрудный знак выпускника Императорского Московского университета

Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служило награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин (воинское звание младшего офицера запаса).

С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Студенты и гимназисты образовывали университетский потешный батальон, его смотр каждую осень проводил Московский военный комендант или один из шефов полков, стоявших в городе.

Первоначально со студентов не взималась плата за обучение, но государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, поэтому в дальнейшем от платы стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали свой университет и выпускники. В трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.

Московский университет играл видную роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика.

В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

Свыше 100 лет университетская библиотека была единственной в Москве общедоступной библиотекой.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

Татьянин день

Существует версия, что И.И. Шувалов представил Елизавете Петровне Указ об Университете именно 25 января, чтобы порадовать мать, у которой в этот день был день рождения. С тех пор празднование Татьяниного дня, прежде всего, как дня основания Университета, стало традиционным и любимым всеми, кому посчастливилось учиться в этом храме науки.

Святая мученица Татиана. Икона

Святая мученица Татиана

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье — ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222 — 235), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась — и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. Три дня она подвергалась мучениям, но так и не отреклась от Христа. Все пытки мучителей были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.

С начала основания праздник не отмечался пышно и включал в себя молебен в университетской церкви и небольшие торжества. Однако в 60-е годы XIX века 25 января становится неофициальным студенческим праздником, который делился на официальную и неофициальную части. К официальным торжествам относились: обед в столовой, молебен в университетской церкви на Моховой, обращение ректора к студентам и вручение наград, а также прогулки по помещениям университета: аудиториям и библиотекам.

После этого начиналась неофициальная программа. Студенты веселились и гуляли по центру Москвы группами, распевая песни. Полиция относилась к шумным студентам с пониманием, а под утро полицейские писали на спинах перегулявших студентов адрес мелом и развозили их по домам. В этот праздник стирались все различия: преподаватели гуляли со студентами, богатые веселились с бедными. Богатые студенты одевались по-простому и веселились с остальными студентами на улице. Выпускники университета также с огромным удовольствием отмечали этот праздник. Таким образом, день основания университета стал любимым праздником всех студентов страны.

Праздник был такой веселый, что все, кто мог, присоединялись и гуляли в этот день, а выпускник университета А.П. Чехов однажды сказал по поводу празднования Татьяниного дня: «В этот день выпили все, кроме Москвы-реки, и то благодаря тому, что замерзла… Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали. Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди».

После празднования столетнего юбилея в 1855 году появилась традиция устраивать ежегодную встречу выпускников Московского Университета в Татьянин день как регулярное торжество.

После революции большевики посчитали праздник слишком буйным. В 1918 году университетскую церковь закрыли, в ней устроили читальный зал. Праздник «Татьянин день» заменили в 1923 году на «День пролетарского студенчества», а празднование Татьяниного дня запретили. В 1992 году, после вступления на должность ректора Виктора Антоновича Садовничего, была возобновлена традиция празднования в Московском университете Татьяниного дня.