Подавление собственного эгоизма. Эгоизм и средства избавления от него

Название эгоизм произошло от слова «эго», означающее местоимение «Я». Он присущ для каждого человека в разумных пределах. Однако в случае, если эгоизм берет верх над другими чувствами, это может мешать общению с людьми, поэтому следует задуматься, как избавиться от эгоизма, чтобы наладить отношения с окружающими и личную жизнь.

Проявление эгоизма

Эгоизм – это вполне адекватная модель поведения человека, при которой его действия направлены на получение выгоды для себя. Собственные интересы всегда выше чужих для любого человека. Долгое время считалось, что противоположностью эгоизма является альтруизм, хотя сейчас это определение используется редко.

Альтруизм – это проявление самоотверженности, бескорыстное стремление к тому, чтоб другие люди имели самое лучшее. Альтруисты встречаются среди обычных людей достаточно редко.

Философия эгоизма

Многие философы придерживаются того мнения, что действия, направленные на благо других людей – это ни что другое, как обычный китч. Такое поведение вызвано определенными стремлениями, основанные на простом эгоизме. Эгоизм берет свое начало из тех времен, когда жизнь человека была подчинена животным инстинктам. Эгоизм – это опора жизненных стремлений к лучшему.

Рождаясь, человек требователен к своим родителям с целью получения внимания и ласки. В последствие возникают иные стремления и цели – заслужить любовь близких и друзей, получить хорошее образование и хорошую работу, завести семью и детей, чтоб было, кому любить и о ком заботиться. Все это человек делает исключительно для себя любимого.

Прежде чем мы расскажем о том, как избавиться от эгоизма, отметим, что он бывает двух видов – рациональный эгоизм и гедонизм.

Рациональный эгоизм – это проявление собственной индивидуальности. Это тот вид эгоизма, который проявляется без ущерба для других людей с целью защиты собственных интересов.

Геодонизм – это чрезмерный эгоизм, бесцельный, не эффективный, приносящий вред другим людям. Именно этот вид эгоизма требует задуматься о том, как побороть в себе эгоизм. Однако люди считающие, что все средства имеют смысл в достижении желаемого, ни когда не задумаются над тем, как избавиться от этой черты характера.

Важно для человека делать различия между стремлениями не только своими, но и чужими. Это поможет в дальнейшем не причинить вред другим людям, быть гуманным по отношению к ним. Однако не следует забывать, что собственные интересы – это не менее важно, нежели интересы других людей. Поэтому во всем необходимо придерживаться «золотой середины».

С раннего детства нам внушают, что эгоизм – это плохо. И это действительно так. Дети не умеют обращать внимание на нужды других людей. Пока они маленькие, такое поведение оправдано. Лишь когда дети вырастают, чрезмерный эгоизм мешает существовать в социуме. Именно поэтому необходимо понимать ту грань, когда он возможен или нет.

У каждого человека должна быть модель отрицательного и положительного поведения. Поэтому последствия эгоистического поведения уже необходимо учитывать. Если проявление эгоизма несет людям пользу, то в нем нет ни чего плохого. От эгоистичных желаний следует отказаться, если это может привести к негативным последствиям.

Прежде чем думать, как избавляться от эгоизма, необходимо поразмышлять над тем, как именно отнесутся окружающие к определенному поступку и хотелось бы вам, чтоб в отношении вас поступили так же.

У жены хорошее настроение, она рада и хочет сделать хорошее своим близким. Это приводит жену к мысли приготовить вкусный ужин. Она руководствуется собственными желаниями, однако делает приятное и другим. В таком эгоизме нет ни чего плохого.

Жена хочет купить себе дорогую вещь, в то время, как деньги нужны для осуществления необходимой покупки одному из членов семьи. Поступок жены может навредить ее близким людям. Его не следует делать даже при большом желании получить вещь. Думая не только о себе, но и о своих близких, можно легко избавиться от чувства эгоизма.

Учитывайте интересы других, принимая решения, сознательно заставляйте себя делать подарки людям, тратить ежемесячно какую-то сумму на других людей, занимайтесь волонтерством - так вы привыкните к тому, что вы - не единственный человек в этом мире и способны порадовать, а то и осчастливить окружающих, и вам не придется размышлять, как избавиться от эгоизма - вы просто забудете о нем.

Преодоление эгоизма

Как избавиться от эго? Вопрос подтверждения собственной индивидуальности очень волнителен и прямолинеен, который характеризует стремление реализации своего эго. Однако довольно большая часть людей стремится найти решение по поводу того, как избавиться от эго, ведь они ошибочно полагают, что оно сильно мешает им жить и не дает плодов в стремлениях и начинаниях.

В психологии человека эго решает очень важные вопросы, являясь основным средством для отожествления себя с определенными предметами, явлениями и качествами. При этом за счет него реализуется основная часть самосознания, без которой не имеется возможности существование личности и индивида в целом.

Такое ошибочное стремление как избавиться от эго заставляет человека полностью существовать только за счет собственной интеллектуальной жизни, не имея возможности радоваться свершениям. Это значит, что из свободного творческого индивида он превращается в слугу. Примеров таких людей в истории не имеется, так как ни один из срамившихся не смог не отожествлять себя с определенными объектами или явлениями нашего мира.

Сумев избавиться от эгоизма, потеряв эго человек не лишается индивидуальности, но не сможет найти себя среди общества, так как не определит собственную принадлежность к какой-либо его категории. По сути, он не поймет и то, что конкретно значит социум для всех людей, станет ценить индивидуальность и забросит общение, отодвинув его на самый из всех задних планов.

Объективно говоря, отметая амбиции, ради которых он должен стараться, потерявший эго не является членом общества по сути, так как не осознает свою значимость в нем. При этом многие принимают за истину, что потерять эго значит отойти от обыденных канонов взаимодействия людей, соответственно которым подразумевается желание получить пользу для себя от конкретного случая и ситуации. Ранее это принимало вид отшельничества, тогда как сегодня это не является распространенным явлением, так как большая часть людей хочет оставить после себя значимое свершение или действие.

Желание остаться в истории – это то, что помогает индивиду реализовывать свой творческий и интеллектуальный потенциал для получения собственной выгоды. При этом также нельзя утверждать, что знаменитые альтруисты и меценаты были людьми, которые успешно нейтрализовали свое эго.

Это не является таковым, потому как иначе о них ничего известно не было бы. Потому эго – это неотъемлемая часть уровней сознания человека, которая дана ему природой и развита собственным стремлением. Из-за этого эго и нельзя нейтрализовать, нельзя ограничить, нельзя уничтожить – оно всегда будет давать знать о своем существовании.

Одним из самых распространенных в наше время грехов является эгоизм. Зачастую это отношение к окружающим воспринимается как черта характера, которая портит жизнь не только ее обладателю, но и окружающим. В дни Великого поста важно уделить внимание искоренению грехов и страстей. Мы собрали изречения афонских святых и старцев, которые помогут победить эгоизм.

«Для того чтобы душа духовно воскресла, человек должен распяться, чтобы умерли его душевные страсти и прежде всего эгоизм – бесчинное дитя гордыни, которое препятствует Божественной благодати и разбивает человеку лицо». (Преподобный Паисий Святогорец).

«В душе человека, не познавшего совершенной любви, две заповеди Христа нередко становятся в резкое взаимное противоречие. Любящий Бога уходит от мира и погружается в некоторый духовный эгоизм, и как бы равнодушный к совершающемуся в мире, спасает свою душу. Страстно любящий человеческий мир, живет его страданиями. Нося в себе скорбь о мире, он восстает на Бога, считая Его виновником тех страданий, которыми залит весь мир; и восстает иногда до сильной вражды». (Преподобный Силуан Афонский).

«Любочестие и эгоизм не имеют ничего общего между собой, так же как раскаяние отличается от покаяния. Иуда раскаялся из-за своего эгоизма. Апостол Петр покаялся и горько плакал из-за своего любочестия». (Преподобный Паисий Святогорец).

«За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Истинная жизнь человека как личности принуждает человека к умерщвлению его эгоизма. Итак, проблема состоит в том, чтобы найти силы обнаружении способности к преодолению эгоизма и развитии неразрушимого общения личности». (Святитель Григорий Палама).

«Если человек достиг состояния бесстрашия перед смертью, значит, он победил свой эгоизм». (Преподобный Паисий Святогорец).

«Где налицо холодное слово «мое», там, говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их». (Святитель Григорий Палама).

«Если у тебя есть страсть эгоизма, ты никак не пройдешь воздушные мытарства». (Старец Дионисий).

«Начало добра есть смиренномудрие, а начало зла – эгоизм». (Старец Ефрем).

«Истинное смирение нельзя стяжать без наставника, особенно сегодня, когда эгоизм всевается еще в младенчестве. Нам нужно повиноваться хорошему наставнику, у которого должна быть благая цель. Одно дело – когда нам кажется, будто мы смиряемся, а другое дело – истина. Истина открывается в искушениях». (Старец Дионисий).

«Не думай, будто те, у кого есть эгоизм, находятся в здравом уме. Нет! Страсть победила их, и они одолеваются ею так, что с ними не найдешь общего языка. Поэтому будем внимательны, чтобы не дать эгоизму возобладать над нами, чтобы мы не стали мнить о себе, будто мы нечто, мол, «я знаю лучше другого» и прочее в том же духе, ибо тогда благодать Духа Святого отступает от нас». (Старец Дионисий).

«Необходимо быть очень внимательными в своих делах, трудиться над искоренением эгоизма, который, как страшный зверь, гложет нас изнутри. Наше «я», непомерно разрастаясь, заставляет нас раздражаться и гневаться, осуждать, смотреть на других людей, как на своих должников, оскорблять и унижать их. Оно подталкивает нас к осуждению, надмевает помысел, наполняет мыслями о величии наших дел, высоте добродетелей». (Старец Ефрем).

«Стоит мне с кем-то повздорить, как тут же во мне поднимает голову эгоизм, помысел говорит мне: «Виноват другой: это ведь он стал на меня гневаться, ведь это он говорил оскорбительные слова - он и должен смириться. Если бы, в конце концов, он говорил со мной по-другому, помягче, то я бы, конечно, перетерпел, не стал бы ему отвечать на оскорбление. Значит точно: виноват не я, а он». Вот тебе и страсть эгоизма!». (Старец Ефрем).

«Ннадо сказать себе так: «Нет-нет, если бы во мне не было эгоизма, то я бы не поддался на искушение. Значит, виноват я, а не брат. Если бы у меня было смирение, то я бы подумал о том, что этот человек для меня – виновник венцов, что этим человеком, как калёным железом, Иисус выжигает мою страсть, чтобы я стал здоровым. Значит, брат оказывает мне благодеяние, потому что выжигает во мне страсть. Он – мой благодетель!». (Старец Ефрем).

Пожалуй, нет на земле человека, которому не известно значение слова «эгоизм». Все мы хоть раз в жизни сталкивались с себялюбцами до мозга костей!

Возможно даже, что подобные обвинения когда-нибудь забрасывали и вам. Можно ли изменить себя? Как избавиться от эгоизма ? Вот как раз об этом и пойдет речь дальше.

Что такое эгоизм?

Эгоизмом называют крайнюю форму индивидуализма, которая проявляется в корыстном отношении к окружающим людям. Эгоисты интересуется только собственным «Я» и стараются всячески преуспеть за чужой счет, пренебрегая интересами не только чужих людей, но и самых близких членов семьи.

Эгоизм – это хорошо или плохо?

Нельзя сказать, что эгоизм – это сплошное зло. Не забывайте о том, что существует разумный эгоизм, напоминающий чувство самосохранения. Он помогает человеку выжить в сложных условиях и добиться успехов в жизни. Но он ни в коем разе не должен заслонять собой такие качества, как милосердие, сострадание, внимание и уважение к окружающим.

Если вы любите и цените себя – это хорошо, но если вы любите и цените ТОЛЬКО себя – это уже проблема. Возможно вам это качество и не мешает, вы даже можете его не замечать. Но, поверьте, окружающим с эгоистами живется не так уж и просто. Впрочем, судите сами!

Портрет классического эгоиста

Эгоистов легко узнать по наличию следующих качеств:

  • Это самовлюбленные типы, не замечающие в себе никаких недостатков;
  • Эгоисты во всем ищут собственную выгоду, они ничего не делают просто так;
  • Они сознательно пренебрегают нуждами и интересами окружающих, какими бы важными эти самые нужды ни были;
  • Рука об руку с эгоизмом идут такие качества характера как черствость, скупость и желание управлять;
  • Такие люди привыкли лишь брать, ничего не давая взамен;
  • Эгоисты склонны всячески подчеркивать незначительность и неполноценных других;
  • В их словаре нет таких слов как стыд, совесть, бескорыстие и забота.

Понравился вам этот портрет? Думаю, нет! А, значит, пришла пора выяснить, как избавиться от эгоизма, и заняться самоусовершенствованием.

Лекарство от эгоизма

Начнем с того, что человек должен осознать свою проблему и захотеть от нее избавиться. В противном случае на благоприятный исход дела нечего и надеяться. Вы с успехом преодолели первую ступень на пути к лучшей жизни? Тогда воспользуйтесь нашими полезными советами:

1. Старайтесь каждый день делать по одному доброму и бескорыстному делу – переведите старушку через дорогу, бесплатно подвезите голосующего, помогите соседке донести до квартиры сумки, подмените сотрудника на работе, посидите с племянником.

2. Овладейте техникой активного слушания . Она предполагает активное участие в разговоре, поэтому:

  • Задавайте наводящие вопросы;
  • Интересуйтесь чувствами рассказчика;
  • Обращайте внимание на язык жестов;
  • Высказывайте свою оценку услышанного.

3. Помогайте людям , которые вас окружают. Например, поучаствуйте в благотворительной акции - накормите местного бомжа, бросьте пару рублей нищему, отнесите старые вещи и игрушки в детский дом. Вариантов масса! В крайнем случае, сходите в социальную службу, она найдет вашей энергии достойное применение.

4. Заведите домашнего питомца. Со временем он станет настоящим членом вашей семьи. К тому же, животные целиком и полностью зависят от людей, их нужно кормить, мыть, выгуливать, водить к ветеринару. В общем, жить только для себя у вас точно не получится.

5. Избавьтесь от эгоизма и жадности - создайте семью и заведите детей! Чтобы построить хорошие отношения вам придется мало брать и много отдавать, а это лучшее решение проблемы.

6. Станьте членом команды . Запишитесь в любительскую музыкальную труппу, пойдите с сотрудниками в поход, станьте членом родительского комитета, примите участие в командных соревнованиях, попробуйте свои силы в совместном проекте. Чувство коллективизма и общее дело заставят вас усмирить собственное «Я».

7. Меньше говорите о себе. При встрече с друзьями или родственниками не спешите вываливать на них свои горести и печали. Сначала поинтересуйтесь, как они себя чувствуют и как обстоят их дела.

Эгоизм вырабатывался годами, поэтому не стоит надеяться на быстрое «выздоровление». Наберитесь терпения и верьте в себя!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день мы называем Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощения. В этот день принято просить прощения и у своих ближних, друзей и знакомых, даже врагов, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись друг с другом.

На прощение друг друга нас подвигают слова сегодняшнего Евангельского чтения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15). В центре этих слов стоит Бог. Если мы не будем прощать людям их согрешения, мы рискуем услышать от Бога в Оный день страшные слова: «и Я тебя не прощаю! Уйди от Меня во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубов…» (см.: Мф. 13: 50; 22: 13).

Известный нам сегодня чин прощения появился в древних православных монастырях. В житии преподобной Марии Египетской мы видим свидетельство палестинской монашеской традиции V–VI веков. Чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к празднику Пасхи, в последний день перед Великим постом монахи уходили в пустыню для уединенной жизни на 40 дней. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне. Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И, конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения, чтобы примириться со всеми людьми и благодаря этому и с Богом.

Зачем же монахи для поста и молитвы уходили в пустыню? Ведь поститься и молиться можно и у себя дома.

Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности. Да, ограничения в пище и удовольствиях воспитывают в человеке способность к воздержанной жизни, но это еще не делает из человека настоящего христианина. Пост и молитва практикуются и в других религиях, есть и светские оздоровительные практики по лечению голоданием. В центре отшельнической жизни пустынников лежала другая и очень важная цель. Это – опытное переживание Богооставленности и опытное следование за распятым Христом.

Самый горький вопль человечества – это слова Христа со креста: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27: 46). Когда у человека нет ни родных ни близких, нет ни друзей, ни коллег, у него, по крайней мере, есть надежда на Бога. Но когда и Бог оставляет, человек приходит в состояние полного безутешного одиночества. Близость Бога, Его любовь чувствует чистое сердце человека, но если в сердце у человека грех – значит, там нет места для Бога. Ощущение внутренней пустоты, подавленности, уныния – это знак того, что в сердце есть грех. И если грех заполнит всё сердце, в конечном счете наступит Богооставленность, пустота и холод бездны.

Зная это, аскеты древности уходили в пустыню, чтобы, отрекшись от суеты мира, встретиться один на один с самим собою. Живя в миру, человек окружен суетой. Он может даже не ощущать атаки греха, ему кажется, что во всех проблемах виновны окружающие люди. Но, когда он оказывается в пустыне, ему уже некого винить. Один на один с собой подвижник начинает видеть себя изнутри, словно обнажает свой грех перед собою. Наблюдая за собой, за движением плоти и мыслей, аскет постепенно начинает замечать свои страсти. Опытно переживая голод и холод, он понимает, что, если он не избавится от страстей и не взыщет Бога, злая пустыня станет его вечным селением. Богом покинутая душа по смерти наследует ад.

Подвижники древности были глубокими богословами. Для них Великий пост был не только упражнением в посте и молитве, но и в размышлении о делах Божиих в человеческой истории, о ценности распятия Христова и славного Воскресения.

Когда согрешил Адам, он был изгнан из Рая. Из земли, где течет молоко и мед, он был выслан в пустыню с терниями и волчцами, в ту пустыню, в которой Адам должен был со скорбью питаться полевою травою, добывая себе хлеб в поте лица (см.: Быт. 3: 17–19). Однако это не вразумило детей Адама. И когда Бог послал на землю Христа, люди Его распяли. Сыны Адама распяли Того, Кто мог спасти их от плена греха и смерти. Они распяли Источник света и жизни вечной. Человек снова остался один. Но есть путь возвращения к Богу – последовать за Христом в пустыню, чтобы, отвергнув дела сатаны, взять крест и распять свою плоть со Христом.

Чтобы «упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху», писал апостол Павел, наша плоть со страстями и похотями, наш ветхий человек должен быть распят со Христом (см.: Рим. 6: 5–7). Жизнь в пустыне, в тесноте и лишениях – это практика такого распятия страстей и похотей, когда человек перестает угождать своей плоти и освобождает ум для созерцания вещей Божественных.

Если ощущение одиночества, опустошенности или уныния, в семье или в монастыре, – это признаки Богооставленности, то «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23) – это признаки Богообщения, плоды Святого Духа. К этим дарам, а не к посту и молитве как самоцели, стремились аскеты древности, когда радостно прощались друг с другом в Прощеное воскресенье, чтобы с еще большей радостью собраться вместе перед Пасхой.

О чем же просить прощение в Прощеное воскресенье, если мы не собираемся уходить в пустыню, как иноки древности? Если мы не чувствуем, что кого-либо как-то сильно обидели?

Нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы нередко общаемся с другими людьми ровно настолько, насколько другой человек нам лично может быть интересен или полезен. Нам интересна только наша собственная персона и те люди, которые в данный момент нас слушают или нам угождают. В Прощеное воскресенье полезно почувствовать, какова мера нашего собственного эгоизма.

С точки зрения философии, эгоизм – это себялюбие, такое поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других людей. С точки зрения психологии, эгоизм – это проявление интереса человека к самому себе, сосредоточение внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире.

Нередко эгоисты прикрываются заповедью «люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19: 19). Но себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны. Себялюбие – это самодовольство, удовлетворенность самим собой, жизнь ради удовлетворения своих желаний. Любовь к себе – это уважение к своей целостности, уникальности личности, примирение со своими недостатками, знание особенностей Богом данного характера своей души. Любовь к себе неотделима от уважения, любви и понимания другого человека как не менее уникального образа Божия.

Апостол Павел все заповеди сводит к одной: «люби ближнего твоего, как самого себя», но здесь же вводит преамбулу: «любовью служите друг другу» (Гал. 5: 13, 14). Человек, который служит другому любовью, тем самым являет, что любит и самого себя. Любящий брата своего, которого видит, способен любить и Бога, Которого не видит (см.: 1 Ин. 4: 20). Напротив, эгоист, себялюбец не любит ни Бога, ни брата и даже с самим собою не имеет мира.

Себялюбец, который стал великим постником и молитвенником, ничего для своей души не приобрел. Самолюбивый постник – это тщеславный простец, который кормит свою ненасытную гордость. Напротив, подвижник, распявший себя со Христом, – кроткий как агнец, готовый пожертвовать собой ради ближнего и голодного, половину завтрака, обеда и ужина своего он готов раздать нищим.

Прося прощения у других людей в сегодняшнее воскресенье, давайте, братья и сестры, тем самым объявим войну своему эгоизму. Признаем свои недостатки перед другими людьми, поищем в Священном Писании и богослужении знания о Боге, постом смирим нашу плоть, оросим душу слезами покаяния, чтобы, очистившись телом и духом, нам встретиться с Воскресшим Христом.

Эту дорогу мы начинаем с того, что прощаем тех, кто обидел нас, и просим прощения у тех, кого вольно или невольно обидели мы. Прося прощения, мы должны упростить, сделать проще наши отношения с Богом и ближними. С этого и начинается борьба с эгоизмом, с этого начинается наше очищение сердца, с этого начинается Великий пост.

Пусть же Господь по молитвам всех, в подвиге поста просиявших, даст нам сил примириться со всеми и через Великий пост в мире пройти к Светлой Пасхе Христова Воскресения.

Приветствую всех, друзья! В очередной раз, прослушивая книгу Вадима Зеланда « », а именно главу где он рассказывает о деструктивных маятниках (книга 1 «Пространство вариантов»), я пришла к выводу, что маятники цепляют человека за его слабые места, и тем самым провоцируют его на агрессию. Возможно, это не совсем стандартный взгляд на вещи, но, по-моему, у человека есть только одно слабое место — это его эго.

То есть, я сейчас говорю об эго — как о скоплении в личности , поэтому, предлагаю не только разобраться в том, как победить в себе эгоизм и побороть эго, а и в том, как навести порядок в темных уголках своей души. Приступим к обсуждению?

Эго и эгоизм

Давайте посмотрим определения:

Эго (лат. ego – «я») – согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Эго осуществляет планирование, оценку, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения.

Эгоизм – поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.

Видите, хоть эго в переводе с латинского означает «я», это только «часть человеческой личности». И эта часть осуществляет планирование (как проявляться в обществе), оценку (оценивает обстановку, себя и окружающих), запоминание (что человек видел, слышал, личный опыт). Далее, исходя из заложенных установок, реагирует на воздействие физического и социального окружения.

Разве это плохо? Нет, не плохо, если человеку не присуща : он не осуждает, не страдает различными комплексами, не обижается, не навязывает свое мнение другим; если в человеке не заложены . Ведь наличие идеализаций и негативных программ делают личность слабой, препятствуя наилучшему для человека самовыражению.

Давайте проанализируем «эгоизм». Эгоизм – это поведение определяемое мыслью о собственной выгоде. Получается, что эго фильтрует все свои возможности и, исходя из этого, старается проломить ситуацию в свою пользу, при этом часто проявляя недовольство и агрессию. То есть нападением, человек защищает свои слабости. Вот скажите – разве это сила? Как говорится: «Если ты сердишься, значит, ты не прав». Кроме всего, излучая негативную энергию, человек перемещается на и притягивает еще большие неприятности в свою жизнь.

Истинная сущность человека

Но человеческое я несет в себе еще иную часть, чистую и безупречную, – Истинное Я. И если эго — это слабость человека, то Истинное Я — его сила, его творческая составляющая и путь к гениальности. Кроме всего, когда человек выходит на свою истинную сущность и идет по пути жизненного предназначения, включается внешнее намерение, и тогда уже вся . Как видите, в таком случае уже нет необходимости защищаться и прогибать под себя весь мир. Надеюсь, доводы весомые, продолжим?

Как побороть эго

Бороться с эгоизмом не стоит, так вы понапрасну потеряете силы. Тут надо действовать по другому, а именно: отслеживать свои негативные мысли и эмоции (эгореакции — негативная реакция на что либо), заменять их позитивными и в отношении к другим людям, и в отношении к самому себе. Это не борьба, это усиление позиций своего Истинного Я.

Например, моя история: Она произошла со мной немного более двух лет назад, я только что прошла программу Кристи Мари Шелдон «Любовь и выше» и разобралась как . И вот, я вышла в магазин за хлебом, остановилась, чтобы перейти дорогу, и возле меня затормозил автомобиль, да так, что полетел щебень. Ну, с кулаками на водителя я, конечно же, не бросилась, но подумала о нем очень неприятные вещи, а потом сообразила: «Ой, что это я?», — сразу себя поправила и мысленно проговорила в след уезжающей машины: «Благословляю чистой любовью и светом, благословляю чистым источником энергии».

Хорошо, что я вспомнила, да только лучше было бы сразу вместо негативных мыслей послать любовь и благословение. Я решила, что в следующий раз поступлю именно так. В следующий раз на меня на пешеходном переходе чуть не наехала легковая машина, но я сразу послала водителю свое благословение. Я переходила дорогу и плакала и от испуга, и от того, что поборола себя, свою негативную реакцию.

А еще, добавляют силы человеку и гармонизируют его состояние , тоже проверено на себе.

На этом пока все. Желаю всем успехов на этом пути. Если возникнут вопросы, с радостью отвечу.

С любовью и уважением, Елена Ажевская.