Поклонная гора памятник героям первой мировой войны. Первый монумент героям Первой мировой…

Аннотация. В статье описывается история создания одного из первых в России мемориальных памятников героям Первой мировой войны, установленного в городе Вязьма Смоленской губернии в 1916 году.

Summary . The article describes the history of creation of one of the first Russiaт memorial monuments to heroes of the First World War, set in the с ity of Vyazma (Smolensk province) in 1916.

КОМАРОВ Дмитрий Евгеньевич - заместитель директора филиала ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», доктор исторических наук, профессор

(г. Вязьма; E-mail: [email protected]).

«ПЕРВЫЙ МОНУМЕНТ ГЕРОЯМ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ…»

Немногие из современных жителей города Вязьма Смоленской области знают, что на его территории сто лет назад был воздвигнут один из первых российских монументов, посвящённых подвигам героев Первой мировой войны. В конце 1915 года Вяземской городской Думой было принято решение об открытии этого памятника и начале сбора народных пожертвований на его создание. В начале июня 1916 года местная думская депутация посетила Государя Императора Николая II с информацией о завершении строительства мемориала, испросив разрешения разместить на обелиске именные вензеля самого царя и наследника престола царевича Алексея, как кавалеров Ордена Святого Георгия. Соответствующее соизволение было получено незамедлительно1.

16 июня 1916 года состоялось торжественное открытие «Памятника героям II Отечественной войны» (официальное наименование монумента). Он представлял собой высокий шестигранный обелиск, собранный из листового железа, окрашенного под светлый мрамор. Обелиск венчал герб Вязьмы, на гранях помещались вензеля императора, наследника престола и георгиевские кресты. Также на памятник были нанесены имена георгиевских кавалеров: генералов М.В. Алексеева, А.Е. Эверта, В.В. Смирнова, сестры милосердия Риммы Ивановой2. Авторами проекта предусматривалось в последующем нанесение имён всех георгиевских кавалеров - уроженцев Вязьмы (на тот момент их насчитывалось около 80 человек).

Запланированное мероприятие имело поистине всероссийский масштаб. На торжественной церемонии, помимо представителей городского и губернского правления, земства, солдат вяземского гарнизона, местных жителей, присутствовали главком Западного фронта генерал-адъютант Алексей Ермолаевич Эверт и начальник штаба Верховного Главнокомандующего генерал-адъютант Михаил Васильевич Алексеев. Данное событие фиксировалось редкой для того времени кинохроникой.

Согласно смоленским архивным документам, презентация памятника сопровождалась ещё рядом торжественных церемоний. Так, согласно данным пригласительного билета с перечнем всех запланированных мероприятий3, в тот же день состоялось открытие бульвара Второй Отечественной войны; присвоение недавно открытому в районе Станционного шоссе мосту имени начальника штаба Верховного Главнокомандующего генерала М.В. Алексеева; разбивка парка имени героя Севастопольской обороны адмирала П.С. Нахимова.

Проведённая акция имела важное общественно-политическое значение и способствовала подъему российского национально-патриотического сознания, пошатнувшегося в ходе неудачных фронтовых операций 1915 года. Ура-патриотические эмоции начала войны угасли не только в окопах, но и среди гражданского населения. В преддверии наступательной весенне-летней кампании 1916 года как никогда требовалось духовное единение армии и тыла. Требовались герои, способные подвигнуть войска и гражданское население на продолжение беспощадной борьбы с врагом. В этой связи фигура главкома Западного фронта генерал-адъютанта А.Е. Эверта (войска которого в мае месяце вели активные наступательные действия в Белоруссии) была практически идеальной. Предыдущая военная служба Алексея Ермолаевича была тесно связана со Смоленской губернией. В 1908-1912 гг. он в звании генерал-лейтенанта командовал 13-м армейским корпусом, расквартированным на её территории, и одновременно являлся начальником Смоленского гарнизона. Вверенные Эверту соединения Юго-Западного фронта в двадцатых числах мая 1916 года начали масштабную операцию против австро-венгерских войск, вошедшую в историю как «Брусиловский прорыв». На этом участке уже наметился первый успех - 8-я армия генерала А.М. Каледина 7 июня заняла Луцк , а к 15 июня наголову разгромила 4-ю австро-венгерскую армию. Уже через несколько дней вся Россия узнала об этой победе, огромном числе захваченных пленных и трофеев4. Поэтому присутствие одного из героев «Брусиловского прорыва» на открытии памятника вызвало у горожан небывалое воодушевление.

С таким же восторгом жители Вязьмы приветствовали приезд на торжественное мероприятие своего земляка, фактического командующего русской армией того периода М.В. Алексеева. Согласно титрам документальной кинохроники, в которых говорится о присвоении мосту имени генерала, отмечалось «…имя коего связано с городом Вязьмой»5.

Открытый 16 июня 1916 года памятник был поистине народным. Средства на его создание собирались «всем миром»: местными жителями и военнослужащими гарнизона. Вязьма в то время не считалась фронтовым городом, но реально ощущала дыхание затянувшейся кровопролитной войны. На её территории располагалось несколько военных госпиталей и лазаретов, размещались запасные и учебные воинские части. Через железнодорожный узел эшелонами шло пополнение и вооружение, в обратном направлении следовали поезда с беженцами.

Тысячи вязьмичей (в основном, крестьяне) были призваны в действующую армию. Так, за годы войны из смоленских деревень отбыло на фронт 21,4 проц. всего мужского населения губернии или 43,9 проц. всего мужского трудоспособного населения6. Многие из них шли на войну добровольцами. До сих пор жители города хранят память об отважном лётчике Аркадии Лютове, представителе богатой и древней вяземской купеческой фамилии. В 1915 году Аркадий Лютов окончил школу лётчиков, на собственные средства приобрёл лёгкий аэроплан, участвовал на нём в боевых вылетах. Во время одного из разведывательных полётов аэроплан смоленского авиатора был сбит противником. Погибшего героя хоронила вся Вязьма. И таких примеров было немало. Поэтому вязьмичи считали священным долгом донести память о своих земляках, геройски погибших на полях сражений, до следующих поколений.

Первый памятник героям Первой мировой войны (на территории современной России), к сожалению, не сохранился до наших дней. В период революции и гражданской войны монумент был разрушен.До 60-х годов прошлого столетия ещё оставался постамент обелиска. Но градостроительные планы местного советского руководства не пощадили и это последнее напоминание о «забытой» войне. Хочется надеяться, что совместными усилиями вязьмичей, органов власти различных уровней, общественных организаций и всех тех, кому дорога историческая память, памятник героям Первой мировой войны в Городе воинской славы Вязьме будет восстановлен.

ПРИМЕЧАНИЯ

2 Иванова Римма Михайловна - герой Первой мировой войны, уроженка Ставрополя. До начала войны работала учителем в земской школе. Окончив курсы сестёр милосердия, в январе 1915 г. ушла добровольцем на фронт. Погибла в сентябре 1915 г., поднимая роту в атаку. Единственная в России женщина, награждённая военным орденом Святого Георгия 4-й степени.

3 Государственный архив Смоленской области. Ф. 113. Оп. 1. Д. 397. Л. 68 об.

5 К сожалению, точно установить эту связь пока не удалось. В отдельных книгах и публикациях в сети Интернет встречается информация о том, что Михаил Васильевич Алексеев родился в г. Вязьме. Автором статьи были изучены метрические книги 16 городских приходов за 1857 г., но информации, подтверждающей факт рождения Алексеева в Вязьме, там не содержится. Согласно данным Центрального музея Вооружённых Сил, в послужном списке генерала от 1907 г. в графе «Происхождение» значится «из дворян Тверской губернии». Исследование этого вопроса продолжается.

6 Россия в Первой мировой войне 1914-1918 года (в цифрах). М.: Центральное статистическое управление. Отдел военной статистики, 1925. С. 21.

Памятник героям Первой мировой войны был открыт в Москве в самом значимом месте столицы - на Поклонной горе между музеем Великой Отечественной войны и Триумфальной аркой. Торжество состоялось 1 августа 2014 года в память о столетии начала этой трагедии - Первой мировой войне. Решение об установке такого монумента в Москве по инициативе Российского военно-историческое общества было принято в апреле 2013 года. Авторами стали скульпторы А. Ковальчук, народный художник России, П. Любимов и В. Юсупов, которые на конкурсной основе выиграли право на воплощение своего замысла. Российское военно-историческое общество проводило сбор средств на сооружение памятника.

Мемориал состоит из двух, композиционно и идейно скомпонованных частей-элементов. На высокой круглой колонне в классическом античном стиле стоит отлитый из бронзы русский солдат. Это, по признанию А.Ковальчука, образ собирательный. Солдат немолод - он прошел, возможно, не одну войну. Он честно выполнял свой долг и был храбр, о чем свидетельствуют украшающие грудь героя Георгиевские кресты. У него простое лицо - слегка усталое, с печатью мудрого отношения к пережитым ужасам войны и утратам. Аккуратно свернутая скатка шинели и винтовка-трехлинейка перекинуты через плечо статной фигуры воина. На колонне рельефно выделяется изображение Георгиевского креста, покрытое сусальным золотом.

Вторая часть памятника на невысоком конусообразном постаменте немного позади солдата. Это многофигурная композиция, изображающая флаг России с рельефным гербом и народ. На гранитном неровном уступе воины. Отельно, чуть впереди, на фоне флага фигура офицера с поднятым мечом. Композиционно (поворотом головы и плеч) от обращен к плотной группе вооруженных воинов, идущих в атаку. В этой группе один узнаваемый солдат. Это казак Козьма Крючков, который первым был награждённым Георгиевским крестом в Первую мировую. Далее - уже горельефно в следующем уступе скалы - двухфигурный элемент. Это раненый молодой солдат и поддерживающая его сестра милосердия. Женщина обликом напоминает великую княгиню Елизавету Фёдоровну. Еще дальше, в следующей каменной складке, повторяющей изгиб полотнища флага, изображение батальных сцен становится рельефным.

Памятник предназначен для кругового обзора - он стоит на большом свободном пространстве. Поэтому и с тыльной стороны флага также находится изображение. Это идущая в атаку кавалерия. В стремительной динамике здесь и люди, и животные.

Как подчеркнул в интервью Андрей Ковальчук, раскрыть тему защиты Родины ему хотелось многопланово. Это памятник не только солдату, а скорее всему народу великой державы.

В Москве на Поклонной горе открыт памятник героям Первой мировой войны. В церемонии приняли участие президент Владимир Владимирович Путин, министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу, министр культуры Владимир Ростиславович Мединский, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, представители других религиозных конфессий, политики, члены военно-исторических клубов, горожане.


Перед памятником маршем прошла рота почётного караула, возле монумента стояли солдаты в форме времён Первой мировой войны.


Владимир Владимирович Путин отметил, что памятник неслучайно занял своё место на Поклонной горе, мемориальном комплексе, посвящённом Великой Отечественной войне. Ведь некоторые ветераны Первой мировой воевали и во Вторую, показывая пример молодым солдатам.


Идея установить памятник в честь 100-летия вступления Российской империи в Первую мировую войну принадлежит Российскому военно-историческому обществу. Конкурс проектов выиграл скульптор Андрей Николаевич Ковальчук.


Монумент состоит из двух частей - это солдат на высоком постаменте, на котором изображён Георгиевский крест. Позади солдата многофигурная композиция: на фоне флага России офицер поднимает солдат в атаку. В группе солдат казак Козьма Крючков — первый награждённым Георгиевским крестом в Первую мировую войну. Рядом сестра милосердия спасает раненого. В образе сестры милосердия можно узнать великую княгиню Елизавету Фёдоровну.


Памятник был создан на народные деньги, свой вклад внесли и меценаты зарубежья. Так, во Франции по инициативе председателя Общества памяти Императорской гвардии князя Александра Александровича Трубецкого состоялся благотворительный концерт-акция «Симфония мира», по итогам которого было собрано €22 тысячи.


В Москве в поддержку возведения памятника прошли благотворительные мероприятия. МХТ имени А.П. Чехова показал спектакль «Белая гвардия» по роману Михаила Булгакова, Большой театр дал оперу «Тоска» Пуччини.


В Московской филармонии состоялись концерты Юрия Башмета, Бориса Березовского и симфонического оркестра «Новая Россия». Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского устроила благотворительный концерт «Героям Первой мировой», в котором приняли участие лауреаты конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» и пианистка Екатерина Мечетина.


74 миллиона рублей было выделено из резервного фонда мэра Москвы. Общая стоимость работ по созданию мемориала составила около 180 миллионов рублей.


«Ровно век назад Россия была вынуждена вступить в Первую мировую войну. И сегодня мы открываем мемориал её героям - российским солдатам и офицерам. Открываем на Поклонной горе, которая хранит благодарную память о ратной славе русского воинства. Обо всех, кто на разных этапах истории государства российского защищал его независимость, достоинство и свободу», - сказал Владимир Владимирович Путин на торжественной церемонии открытия памятника.

Памятник героям Первой мировой войны - величественный скульптурный ансамбль, установленный в Парке Победы на Поклонной горе в городе-герое Москве в память о 100-летней годовщине вступления России в Первую мировую войну. Находится между зданием Центрального музея Великой Отечественной войны и расположенной на площади Победы Триумфальной аркой.

В честь героев былых времён…

Первые годы XX столетия оказались переломными для Российской империи - 1 августа 1914 года она оказалась втянутой, как выяснилось впоследствии, в самую масштабную военную кампанию в истории человечества - Первую мировую войну. Вступив в военный конфликт с Германией на стороне Антанты (вместе с Англией и Францией), Российская империя отправила на поля сражений лучших своих солдат и офицеров, имена которых долгие десятилетия были практически неизвестны - пришедшие к власти в 1917 году большевики всячески умаляли значение этого поистине масштабнейшего военного конфликта, приведшего в итоге к распаду четырёх крупнейших держав того времени - Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской империй.

Тысячи учителей, врачей, писателей, в числе которых ушли добровольцами на фронт и Викентий Вересаев, сражались «за Веру, Царя и Отечество», стойко и мужественно перенося все тяготы солдатской жизни. Прославленные полководцы, вписавшие героические страницы в историю Первой мировой войны - генералы , М. В. Алексеев, Ф. А. Келлер, асы-истребители Императорского военно-воздушного флота, один из которых - А. А. Казаков - стал первым в истории лётчиком, выжившим после тарана, сёстры милосердия, среди которых была и великая княгиня Елизавета Фёдоровна - все они приумножили славу русского оружия, а многие из них положили свои жизни на алтарь Отечества.

О конкурсе на лучший проект

Всё возвращается на круги своя… Спустя столетие после начала Первой мировой войны члены Российского военно-исторического общества решили увековечить память о героических предках в скульптурном монументе, в апреле 2013 года обратившись с таким предложением в Министерство культуры РФ и Правительство . Инициатива была поддержана и сразу же был объявлен конкурс на лучший проект памятника, проводившийся в два этапа. Лучшие 15 проектных работ по результатам I тура были размещены на сайте общества и в и каждый желающий мог проголосовать за понравившийся проект. Без малого 200 тысяч интернет-пользователей приняли участие в голосовании и в сентябре того же года жюри объявило имя победителя конкурса, работа которого набрала больше всех голосов - им стал скульптор, народный художник , профессор Андрей Николаевич Ковальчук.

Большая часть необходимой суммы на возведение монумента (97 миллионов рублей) была собрана военно-историческим обществом, а недостающую часть (74 миллиона рублей) выделило Правительство Москвы.

Для установки монумента выбрали большую открытую площадку в Парке Победы на Поклонной горе и целых 10 месяцев бригады скульпторов, художников, архитекторов, рабочих трудились над воплощением скульптурной композиции в жизнь.

1 августа 2014 года состоялась церемония торжественного открытия памятника, в которой приняли участие Президент РФ В. В. Путин, выступивший с речью, патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, мэр Москвы С. С. Собянин, министр обороны РФ С. К. Шойгу.

В граните, в бронзе, в сердцах

Величественный скульптурный ансамбль представляет собой состоящий из двух композиционно связанных между собой частей монумент, центральный элемент которого - установленная на высокую классическую колонну-постамент с рельефным, покрытым сусальным золотом изображением Георгиевского креста, бронзовая скульптура солдата с перекинутой через плечо винтовкой-трёхлинейкой и скаткой шинели, являющаяся собирательным образом всех воинов, прошедших боевыми тропами Первой мировой.

Несколько позади скульптуры солдата на невысоком гранитном постаменте находится многофигурная композиция на фоне флага России, обзор которой доступен с обеих сторон.

С одной стороны на фоне российского триколора расположены фигуры идущих в атаку солдат, возглавляемых офицером. В одном из скульптурных изображений воинов явственно угадывается фигура статного донского казака Козьмы Крючкова - первого награждённого Георгиевским крестом IV степени в Первую мировую войну. В следующей композиции представлены фигуры раненого солдата и поддерживающей его сестры милосердия, в чертах которой просматривается облик Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Завершает композиционную картину горельефное изображение батальных сцен. На оборотной стороне триколора находится скульптурная композиция, очень ярко и динамично изображающая рвущуюся в атаку кавалерию. Перед скульптурным триколором установлена массивная гранитная плита с размещённой на ней надписью «Героям Первой мировой войны» .

Монумент напоминает нынешнему поколению о славной истории предков ибо, перефразируя великого русского учёного , можно сказать, что народ, который не помнит своего прошлого, не имеет будущего. Поэтому знать историю своего народа, своей страны просто необходимо, чтобы в будущем не повторять ошибок, совершённых прошлыми поколениями.

Меня давно уже интересует, почему у нас в России так мало памятников, посвященных Первой мировой войне?

Нет, я прекрасно понимаю, что во времена Советской власти, эта война считалась "империалистической" (что, в общем-то, по сути своей, совершенно верно), гордиться ее результатами тем более не приходилось, особенно если учитывать, что партия большевиков во время самой войны выступала за поражение царской России, а после свержения монархии либералами, выдвинула лозунг "Долой войну!", чрезвычайно популярный как среди уставших от 4-летней бойни фронтовиков, так и среди основной массы населения, измученного войной, в которой Россия воевала не столько за свои, сколько за чужие интересы .

Памятник Русскому экспедиционному корпусу в Париже .

Очень трогательный памятник, не так ли?
Прямо так и вспоминаются сцены "прощания с конем" (см.: фильм "Служили два товарища").
Вот только русский герой с двумя Георгиевскими крестами держит в руке французскую каску. Ну а как же иначе, ведь он Францию защищал...

Хотя, за этот памятник французам нужно сказать спасибо, все-таки пусть даже таким образом вспомнили о своих союзниках, помогавших им не только на своем фронте, но и там, где немцы вполне могли взять Париж уже осенью 1914 года (и если бы не Россия, пожертвовавшая ради спасения Франции двумя своими армиями в Восточной Пруссии, взяли бы!).

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что именно пацифизм (в данном случае, не важно, насколько искренний) большевиков, вкупе с обещанием немедленно решить аграрную проблему в интересах абсолютного большинства населения преимущественно крестьянской страны (в отличие от либералов, провозглашавших лозунги "Войны до победного конца" и "Верности союзническим обязательствам", и откладывающих решение земельного вопроса на послевоенное время) сыграл главную роль в росте их популярности, обеспечившей в итоге практически бескровный захват ими власти.

Но Советской власти нет уже почти 25 лет (если считать от августа 1991 года). Не так давно, в 2014 году во всех российских СМИ широко обсуждались различные аспекты Первой мировой в связи со столетием ее начала. Но где же памятники, посвященные этой войне, в которой Россия сыграла далеко не маловажную роль, неоднократно спасая своих союзников от казалось бы неминуемого поражения?

Может быть все дело в том, что в Первой мировой Россия, начав на стороне в итоге одержавшей победу Антанты, заключив сепаратный мир с главным противником Германией, оказалась среди стран, потерпевших поражение?

Ну и что? Разве в этой (пусть и проигранной) войне России нечем гордиться и некому ставить памятники?

Например, в Будапеште , в непосредственной близости от Будайской крепости (то есть, в самом центре исторической части города!) есть и музей, посвященный Первой мировой войне, и несколько интересных памятников , посвященых ей. Причем, заметьте, это не монументы полководцам.


Как видите, слева - немецкий солдат, а справа - воин австро-венгерской армии. Экспозиция не является временной (в честь сомнительного юбилея начала войны), что видно хотя бы по тому, что скульптуры солдат явно не из пластмассы изготовлены.


Вот ещё:

Судя по характерной каске, немецкий солдат с яростно сжатым кулаком, лицо которого о многом говорит, грозится отомстить врагам за смерть мирного жителя:


Понимаете ли вы, что врагами для него являются солдаты стран Антанты (в том числе и русские, по крайней мере до того момента, когда прекратила существование не только Российская империя, но и Австро-Венгрия с Германией; ведь Брест-Литовский мирный договор Советской России с Германией, заключенный 3 марта 1918 года, военных действий все-равно не остановил).
Но почему-то он (по крайней мере, для меня) врагом все равно не выглядит.
И вот почему.
Не он начинал эту войну, а политики! А вот смерть соотечественника он воспринимает как повод для мести, хотя такие же немецкие солдаты, да и наверняка он тоже, неоднократно убивали мирных жителей стран, против которых шла война. И русские (а также французские, английские, итальянские и т. д.) солдаты имели не меньшее право на месть.

А вот противоположная ситуация: старик-венгр (что видно по национальному костюму и характерным усам) держит на руках раненого (а скорее, убитого) солдата.
Чья пуля его сразила? Русская, английская или французская? Судя по тому, на каких фронтах воевала армия Австро-Венгрии, либо русская, либо итальянская (хотя, может быть, и какой-то румын при отступлении своей армии в 1916 году "удачно" выстрелил?):

Но дело вовсе не в том, от чьей именно пули погиб этот солдат.
Вглядитесь в лицо этого старика. В нем нет ни обвинений, ни ненависти, а только лишь немой вопрос-укор: "Люди, что же вы делаете?".

Вот эта скульптурная композиция полностью:


Почему у нас в России так мало подобных памятников?

Не считать же таковыми позорную мемореальную доску генералу Маннергейму - союзнику Гитлера, установленную в Питере, или памятник предателю - казачьему генералу Краснову в Ростовской области?!
Да, оба они явллись участниками Первой мировой войны, но ведь памятники им установлены не за это, а по совершенно другой причине, имя которой "извращение исторической памяти"!