Сколько сербов в мире. Этногенез и этническая история

Никакой этнической принадлежности к СЛАВЯНАМ они НЕ ИМЕЮТ....
Вот ТАКИЕ же личности бегают у нас, на Кауказе...
И фенотип такой же и менталитет СХОЖИЙ.....
Я вот не ПОНИМАЮ, как НОРМАЛЬНЫЙ РУССКИЙ может считать родственными себе такие народы как Болгар и Сербов??!!!
Ну ладно еще Хорваты и Словены - они и правда от СЛАВЯН практически не отличаются - поставь рядом Чеха и Хорвата - сразу и не сказать кто есть кто - чехи часто даже темнее цветом волос....
Но ЭТИ то...
Поставь рядом ТУРКА, болгарина и серба - не различишь.....
Я ЗНАЮ, откуда такая страстная "Любовь" к сербским ГРЯЗНОКРОВКАМ - это от того что они ВЕРУЮТ в тот же вариант распятого еврея, что и мудаки в СРАНОЙ РАШКЕ,.
Именно по этому ПОПЫ привязывали эту ЧУЖУЮ СРАНЬ к русским в России...
Именно по этому РУССКИЕ бегали СОТНЯМИ ТЫСЯЧ умирать за этих козлов, если не МИЛЛИОНАМИ...
Именно по этому истерично визжа Российская Ымперия ПЕРВАЯ наскочила на БРАТСКУЮ Германию в ПМВ......
Правда, Германия то выжила, а вот Российская Ымперия СДОХЛА, но пусть скажет за это спасибо сербским *** "братушкам"...
Кстати называемые почему то "братушками" сраные БОЛГАРЫ В ОБЕ мировые войны спокойно СТРЕЛЯЛИ в русских......
И воевали вовсе не на стороне русских...
"Братушки" ***е....

Разумеется, и среди сербов МОЖНО найти что то приличное... Далеко не все там турки... но БОЛЬШАЯ часть просто БРОСАЕТСЯ в глаза. Я объездил почти ВСЕ Балканы - не был только в республике Македония, а так - Сербия, Хорватия, Черногория, Босния, Словения, греческая Македония, европейская Турция (был и в азиатской Турции) -и я ЗНАЮ, о чем пишу..... В Хорватии я объездил ВСЕ далматинское побережье и чем БЛИЖЕ к северу - тем более приятные лица.... И чем ближе к Черногории, тем все хуже... Дубровник ен считаем, там больше итальянского населения на самом деле.... В Албанию заезжать не стал, но АЛБАНЦЕВ видел во множестве... ХУЖЕ чечен, выводы делайте......
И по НРАВАМ..... Самые Е*НУТЫЕ - это СЕРБЫ... Даже ребята босняки - хоть и муслики - и то НОРМАЛЬНЕЕ.,.. Серобы - ну просто ОТМОРОЖЕННЫЕ...... После Сербов по отморожденнсти идут Черногорцы. Они правда сами не кидаются, в отличие то сербов, но если их не дай бог зацепить...... Я еще раз говорю - Босняки - КУДА миролюбивеее..... Самые приятные Хорваты и Словены. Никакой агрессии, очень симпатичные, честные, аккуратные, вежливые. Не было случая чтобы меня обсчитали, нахамили, напакостили.... В Сербии - на каждом углу..... В Черногории - гораздо меньше.... Но их менталитет...так то они приезжих САМИ не задирают.... Как правило - не обсчитывают.....

А вот кстати "ЛЮБОВЬ" сраных "братушек" к России.... настоящая, а не ту, которую они декларируют перед видеокамерами СМИ......
Если кто БЫВАЛ в Сербии (а я бывал) то ЧАСТО с этим сталкивались...
Что то я не встречал такого у Хорватов, Черногорцев и даже Босняков - хотя те мусульмане....

А НА*УЙ вы нам СЕРБСКИЕ уроды, нужны??!!!
Всю ЖИЗНЬ Русские поддерживали Сраную Сербию, НИЧЕГО, вообще НИЧЕГО не получая от МЕРЗАВЦЕВ взамен...
Всю жизнь русские СВОИМИ жизнями ОСВОБОЖДАЛИ Сербию, то от турок, то от немцев, но ХОТЬ ОДИН СЕРБ защитил Россию?!!
Так что пусть идут "братушки" - НА*УЙ.....
Из всех славян бывшей югославии ХУЖЕ всех я отношусь к СЕРБАМ - ленивые, трусливые, подлые, насквозь ПРАВОСЛАВНЫЕ бл*ди, совершенно ГРЯЗНЫЕ в расовом отношении, в отличие от тех же Хорватов и Словен....
Поставь рядом Серба и Турка - разница только в обрезании.....
Насмотревшись на тех и тех, скажу что ТУРКИ приятнее - у них ЗА*БОВ меньше....Ах, Косово отобрали у этих сербов...
Ну, так это ПРОБЛЕМА сербов, НЕ РУССКИХ...
Меньше ВЫ*ЫВАТЬСЯ нужно было...
Кстати ВМЕСТО решения проблемы Косово, сербы решали проблему Босснии, Хорватии, Дубровника... По*** им было на албанцев в Косово...... Пока те сидели тихо и не отделялись... Ну по типу Чечении... Ах, они сербов тихо резали....Вот только СЕРБАМ на это было ПО*УЙ...Орать сербы начали, когда Косово захотело ОТДЕЛИТЬСЯ.....
Ну а теперь НОРМАЛЬНЫМ РУССКИМ - ПО*УЙ на сербов.....
У нас СВОИХ проблем море....

Думаете это хорватские Усташи?
КАК БЫ НЕ ТАК!
Им ЛЮБЯТ СОВКОВЫЕ твари приписывать ТАКИЕ фото, но НИКОГДА Усташи ТАК не делали...
Это - СЕРБСКИЕ Четники...
Режут, насилуют и СНИМАЮТ на фото...
Кстати судя по лицам, убивают ХОРВАТОВ или словен, лица СЛАВЯНСКИЕ.....
Вот они - СЕРБЫ выродки во всей красе....

Вот кстати и ХОРВАТСКОЕ ВОЗМЕЗДИЕ - Усташ снялся с головой СЕРБА Четника, командира выродков, уничтожавшего хорватские деревни....
Но это - всего лишь просто отрубленная голова...на фото - СЛАВЯНИН, а голова - типичного турка...... Ах простите... СЕРБА,то есть НЕОБРЕЗАННОГО ТУРКА....

Сербы Четники убили хорвата - ОТРЕЗАЛИ голову....
В каждом отряде четников были так называемые «колячи» (от сербского глагола «коляти» — резать), то есть палачи....
Казнь осуществлялась ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО холодным оружием. Позже, в 1944 году, четники так же расправлялись с захваченными в плен советскими солдатами и офицерами.
А потом СЕРБЫ жалуются - их дескать НЕ ЛЮБЯТ....
А вот Чечен...
НАЙДИ 10 отличий между Сербом выродком и чеченом....
Ну что РУССКИЙ *** - все еще считаешь сербов "братушками"?....

Хорваты Усташи - БЕЛЫЕ, ЕВРОПЕЙСКИЕ СЛАВЯНСКО- Нордические лица....

  СЕРБЫ - южнославянский народ, представители которого проживают в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Германии, Австрии и других странах.

Существует несколько теорий происхождения сербов.

Сербы впервые упомянуты Плинием Старшим, а также Птолемеем в его «Географии» во 2-м столетии н.э. и причислены к сарматским племенам, проживавшим на Северном Кавказе и Нижней Волге. В IV-м веке сарматские сербы, в числе других славянских племен под натиском гуннов и аланов двинулись в Центральную Европу, где обосновались в Белой Сербии - области, располагающейся в современных восточногерманских и западнопольских районах. Согласно мнению одних исследователей в регионе Эльбы-Зале, других - в верховьях Вислы и Одера, третьих - во всех землях от Эльбы-Зале до верхней Вислы. Там они смешались с местными славянскими народностями. И по сей день в Саксонии сохранился район Сорбия (Лужица, Lusatia, Sorbian Łužica, German Lausitz), где проживают правнуки тех самых сербов - лужичане (сорбы) .

Сербы, хорваты и словенцы заняли северо-западную часть Балканского полуострова в VII в. Хорваты и сербы должны были отстаивать свою независимость от авар, болгар, франков и Византии. По сообщению Константина Багрянородного, в первой половине VII в. византийский император Ираклий разрешил сербам и хорватам расселиться на северо-западе Балканского полуострова, чтобы они обороняли эти земли от авар . Сербы были крещены греками в 60-70-е гг. IX в. Болгария и Византия стремились установить свою власть над сербскими княжествами. В середине X в. князь области Рашка подчинил другие сербские области и Боснию. После его смерти среди сербских банов начались распри, и Сербия попала под власть Византии. Но в середине XI в. князь области Дукля (или Зета, позднее - Черногория) добился независимости от Византии и подчинил князей других областей, поддерживавших Византию. В Дукле во второй половине XII в. создается летопись, которая возводит род правителей Дукли к древним королям готов и хорватов. Так летописец стремился обосновать власть королей Дукли над всеми сербами. Эта власть не была прочной. Королевство распалось в XII веке, из него выделились самостоятельные области, в том числе Босния. В конце XII в. в борьбе за власть над сербами побеждает «великий жупан» области Рашка Стефан Неманя. Один его сын, Стефан Первовенчанный, становится в 1217 г. королем Сербии, другой, Савва, архиепископом самостоятельной сербской православной церкви. Неманя и Савва были канонизированы - провозглашены святыми - православной церковью.

В правление династии Неманичей началось строительство ради спасения души многочисленных церквей и монастырей-«задужбин». Храмовые постройки возводились из тесаного камня, украшались мрамором, внутри расписывались фресками. Культурным центром Сербии стала столица Рашки - древний город Рас. Хорваты и сербы (как и черногорцы, и жители Боснии) - славянские народы, они говорят на одном языке - сербскохорватском, но пользуются разной письменностью. Хорваты используют латинский алфавит, сербы - кириллицу. Хорваты, как и словенцы, стали католиками, сербы - православными. Эти культурные традиции разделяют не только южных славян. Католицизм распространился в средние века у западных славян - поляков, чехов, словаков, лужицких сербов. Эти народы пользуются латинским алфавитом. Русь и восточные славяне - русские, украинцы, белорусы - стали православными и используют кириллицу.


Спустя тысячелетие во времена Османских завоеваний в Европе множество сербов под давлением турецких агрессоров, разоривших страну, стало уходить на север и восток за реки Сава и Дунай на территории нынешних Воеводины, Славонии, Трансильвании и Венгрии. Позднее, в XVIII веке тысячи сербов отправились в Российскую империю, где им на поселение были выделены земли в Новороссии - в районах, получивших названия Новая Сербия и Славяносербия.

Что вы знаете о Сербии? Это страна где-то на востоке Европе, бывшая частью Югославии. Вряд ли кто-то из вас вспомнил что-то большее…В статье собраны наиболее интересные и любопытные факты об этом государстве.

Поговорим о сербах

Во-первых, в Сербии к русским очень тепло относятся – причем достаточно искренне. Однако в последнее время усилилась пропаганда интеграции с Европой, а преподавать в школах русский язык перестали. Так что количество людей, говорящих или хотя бы понимающих по-русски в последнее время становится все меньше.
Сербы в массе очень хороши собой. Познакомившись с ними, вы резко поменяете свое представление о классической славянской внешности. И вишенка на торте: высокие мужчины. Все сербы, как и прочие южане, весьма экспрессивны. Их речь построена на оттенках интонаций, а жестикуляция гораздо богаче нашей (хотя и беднее итальянской).
А в отличие от многих других южан, они очень открыты и дружелюбны. Сербы бескорыстно и охотно помогут вам в мелочах. Однако, оказывая серьезную услугу, будут ожидать от вас некоей компенсации.
Если вы приходите в гости, даже в слякоть, обувь в Сербии снимать не принято. Практически на любой праздник бутылка вина может оказаться вполне достаточным подарком. Сербы много курят: и женщины, и мужчины. Если это нигде не указано, любое место они воспринимают как курящее. У себя дома вы, конечно, можете попросить их не курить. В магазинах и поездах активно курили еще совсем недавно.
Пьют в Сербии гораздо меньше, чем в России. Хотя ракию обожают все, а в магазинах широко представлены местные недорогие и при этом качественные вина. Если же сербы все-таки напьются, они никогда не бывают агрессивными. Им удивительна такая черта в русских людях.
В Сербии не являются экзотикой раритетные машины. Местные мужчины не только отлично водят автомобили, но и превосходно разбираются в их устройстве. Аварии бывают чаще идиотские, из-за хамства или лихачества на дороге. Например, ни одному сербу вождение машины не помешает пропустить пива или вина.
Принято считать, что самый сербский алкогольный напиток – шливовица, или ракия на сливах. Однако чисто сербские фишки – это ликер на полыни «пелинковац» и бермет, производимое в Воеводине сладкое крепкое вино. Самое традиционное сербское блюдо – это роштиль, приготовленное прямо на огне мясо. Его в принципе позаимствовали у турок, однако довели до совершенства.
В Сербии в ходу два алфавита: как латиница, так и кириллица. Оба изучаются в школе. При этом в государственных органах используется кириллица, да и общество постепенно уходит к кириллице. С девятнадцатого века основным правилом в сербском языке стало: «как слышим, так и пишем». По региональным меркам сербы – очень культурный народ. После развала Югославии и ликвидации социализма оказалось, что здесь слишком много людей с гуманитарными специальностями.
Сербы женятся и рожают детей около 30 лет, до этого же времени они проживают с родителями. Местные предпочитают кошкам собак. Характерная картинка для сербской улицы: по-боевому накрашенная девушка с энтузиазмом гладит дворняжку. Или: мама с парой мелких детишек тискают и треплют довольно серьезного и, главное, чужого бультерьера. При этом сами собаки здесь совершенно не агрессивны по отношению к людям, а на велосипеды не обращают никакого внимания.

Культурные любители спорта и отдыха

Возраст дамы очень сложно оценить со спины: ей может быть буквально от пятнадцати до пятидесяти лет. Ни одежда, ни фигура этого не выдадут. Спорт очень популярен в Сербии, причем в любых проявлениях: от болельщиков у экранов телевизоров до активно занимающихся на забитых до отказа спортплощадках. Площадок очень много, но и этого не хватает. Популярность футбола – просто зашкаливающая. Слишком сильно развито фанатское движение.
Сербам очень тяжело раскачаться для какого-либо дела. Однако отдыхать и наслаждаться жизнью они умеют просто великолепно.
Не менее хорошо отточен и их навык в строительстве, особенно - домов. Рядовая деревушка в Сербии выглядит не хуже элитного поселка в России, а зачастую – намного лучше.
Сербы не приучены пить чай. По их мнению, это любой теплый напиток на травах, который употребляется в качестве лекарства. Здесь предпочитают кофе по-турецки, который принято пить везде и всюду. Любопытно, что, невзирая на царящую в стране безработицу и более чем скромные заработки, все кафешки просто забиты людьми, попивающими кофе. Причем – независимо от времени суток.

Языковые особенности

Русские могут прочесть сербский текст и понять значительную его часть. Однако с непривычки на слух его воспринимать гораздо сложнее. Дело в том, что здесь иначе произносятся ударения и звуки. А ведь еще пару лет назад русский являлся церковно-сербским языком. Около пяти веков Сербия находилась под турецким владычеством, однако культурные источники ее были в России. Интересно, что гугл-переводчик множество сербских слов понимает как записанные кириллицей английские слова.
Но и турки оставили немалый след в сербском быте и культуре. «Отуреченными» оказались костюмы, кухня и музыка. Многие слова имеют турецкие корни. Стоит отметить, что сербы вообще любят заимствовать иностранные обороты и слова, хотя и обвиняют в этом соседей – хорватов.
Вообще же национальная идентификация обусловлена спецификой исторического развития и идет не через среду обитания и язык, а через религию. Босняки в массе – мусульмане, хорваты - католики, а сербы – православные. Языки всех проживающих в этом регионе народов близки. Если вы знаете сербский язык, то отлично поймете также:
македонский;
хорватский;
словенский;
боснийский;
черногорский.
Любопытно, что расхожее словечко «лепота», произнесенное героем комедии «Иван Васильевич меняет профессию», по-сербски значит «красота». Сербы не способны произнести звук «Ы». Характерно, что в русском и сербском языках есть много слов, сходных или одинаковых по звучанию, но разных по смыслу. Например:
стул (рус) - столица (срб);
флаг (рус) – застава (срб);
внимание (рус) – позор (срб);
прямо (рус) – право (срб);
полезность (рус) – вредность (срб).
По возможности не произносите при сербах слова «курица» и «курить». В них этот народ однозначно услышит свой аналог знаменитых российских «трех букв». Прочий сербский мат очень схож с нашим. Приведем еще любопытные аналогии: буква по-сербски – «слово», слово по-сербски – «речь».
В Сербии лягушки говорят «кре-кре», а утки - «ква-ква». Цвет волос блондинок называют «плава коса», что означает «голубые волосы». У российского жаргонного словечка есть сербский аналог: «риба» (действительно, рыба). «Силиконовой долиной» местные называют наиболее тусовочный столичный район.
В языке отражена развитая культура прочного института семьи. Каждый член каждой семейной ветки имеет собственное именование. Существуют два разных обозначения для тети по матери и тети по отцу. То же самое касается и дядей. Приставки «пра» к внукам, дедушкам и бабушкам они заменили на совершенно независимые слова. И так – до десятого колена.

Немного истории

Название сербской столицы Белграда всегда означало «Белый город» - независимо от вождей, завоевателей и хозяев. Любопытно, что около десятка римских императоров родилось именно в Сербии. Самый известный среди них – Константин Великий. Белград за все время его существования завоевало сорок армий. Тридцать восемь раз его отстраивали заново.
По официальной версии, толчком к Первой мировой войне явилось убийство Гаврило Принципом, сербским революционером, Франца Фердинанда, австрийского эрцгерцога. Гитлеровская Германия в свое время подписала союзнический пакт с королевским регентом. Это событие привело к массовым белградским протестным демонстрациям, а затем и к дворцовому перевороту. Однако в Сербии одно время был даже собственный корпус СС.
Сербия является единственной в Европе страной, которую подвергали иностранной бомбежке, в числе прочего – и с радиоактивными припасами. Она также единственная пострадала по завершению Второй мировой войны от иностранной вооруженной интервенции. В наши дни в белградском военном музее выставили костюм военного американского летчика, сбитого ранее.
В наши дни Белград состоит из трех частей, сильно отличающихся друг от друга. Исторический город отделен от других районов рекой Савой. Нови Белград состоит из сохранившейся от социализма многоэтажной застройки. Земун ранее был пограничным австро-венгерским городком. Во время Первой мировой войны сербская столица обстреливалась австрияками непосредственно из Земуна.
Когда сербская государственность восстановилась, флаг ее обрел три цвета: красный, белый и синий. При этом расположения их относительно друг друга время от времени меняются.
В столице есть памятник Защитнику. Это статуя мускулистого обнаженного парня с орлом на руке и мечом. Сначала его поставили на одной из центральных городских площадей. Но женскую общественность смутила детальность анатомии статуи. Дамы добились переноса красавца в парк. Теперь он стоит у обрыва, к зрителям – спиной.
Валюта страны – динар. В 90-е годы прошлого века из-за суперинфляции в обращение пустили банкноты в 500 миллиардов динаров. В одном динаре – сотня пара. Правда «пара» не в обращении.

О еде, музыке, геях, именах и местных знаменитостях

В Сербии красное вино называется Црно вино (черное). Продукты, к названиям которых приставили слово «русский», удивят нас:
русский квас – сладкий;
русский салат – оливье;
русский хлеб – сладкий и черный, нередко с мармеладом.
Интересно, что здесь гораздо больше разных молочных продуктов. Сербы очень любят есть на завтрак свежайшую выпечку с йогуртом – не фруктовым и не сладким.
Недавно в Сербии появилась танцевальная музыка с этно-компонентом – турбофлок. Этот жанр одновременно самый популярный и наиболее ненавидимый самими же сербами. Один из ведущих праздников – Слава (день семейного святого). Сербы относятся к нему примерно как ко дню рождения.
Поезда в Сербии – самый медлительный транспорт. Ходят они вне всякого расписания. Летом в стране можно жить на «подножном корме». Здесь настоящее изобилие доступных всем ягодных кустов, орехов и фруктовых деревьев. Этим активно пользуются малоимущие.
Местная риблья чорба - рыбный суп, по сути темно-красная от перца, густая и чрезвычайно острая похлебка. Например, в Македонии аналогичная чорба уже ближе к русской ухе. Заметьте: если при водном источнике не стоит табличка «пить нельзя», значит вода годна к употреблению без обработки. Ей вы точно не отравитесь.
Вся страна – преимущественно гористая и холмистая. Дороги здесь чрезвычайно узки. Так что ездить на автомобиле за городом быстрее сотни километров в час не получится (без риска для жизни).
Сербы очень чтят и уважают своего исторического героя, физика Николу Тесла. При этом почитают также основавшего и единолично правившего социалистической Югославией Иосифа Броз Тито. Невзирая на то, что он был диктатором.
Иностранные фильмы здесь не озвучивают, перевод можно встретить лишь в виде субтитров. Голосом сопровождают только мультфильмы. Сербы недолюбливают Кустурицу, как россияне – Михалкова. Однако это не мешает властям обеих стран эксплуатировать данные личность в роли национального бренда.
Традиционный головной убор сербов – шайкача, вариант военной пилотки. Ее и сейчас носят на повседневной основе многие люди старшего возраста. Молодежь чаще надевает ее в честь праздников. Интересно, что зима в Сербию частенько приходит неожиданно – прямо в январе.
Женщин часто называют в честь тех или иных фруктов:
Дуня (айва);
Вишня;
Любеница (арбуз) и так далее.
В Сербии все националисты, даже те, кто ориентирован на Европу, причем зачастую – неосознанно. Невзирая на значительную интегрированность в Европу, в сербах очень силен этакий местечковый патриотизм. А еще сербы любят поныть на жизнь, хотя и не признают за собой этого качества. Если указать им на него, могут даже обидеться.
Гей парады они неизменно бьют – прямо в кровь. В то же время геи в стране живут, не скрываясь. Они здесь зачастую гораздо более демонстративны, нежели в других странах.
Любопытная деталь: патриарх Павле, недавно усопший, прославился среди прочего и тем, что ездил «на работу» исключительно на общественном транспорте. Знаменит факт, когда выкинутые неизвестно кем ботинки он подобрал прямо на улице, а затем носил их. Аргумент: вещь вполне годная и к употреблению подходит.
«Свети Сава», основополагающий храм страны, возводят уже более столетия. В настоящее время ведутся внутренние отделочные работы.
Совершенно естественные и натуральные фрукты с овощами в Сербии смотрятся, будто их натерли воском, обкололи нитратами и раздули специальными средствами в пару раз. Эта страна – самый крупный в мире экспортер малины. Однако на рынках страны эта ягода стоит по местным меркам дорого. Сербы не любят купаться в своих реках. Дело в том, что дно их рек – это муль, такая смесь из песка с илом, засасывающая довольно сильно.

И еще любопытные факты

В Липенском Вире на стоянке первобытных людей недавно нашли скульптуры – самые древние из известных на данный момент. Им около девяти тысяч лет.
В наши же дни Республика Сербская и Республика Сербия – два различных государства. Путина в Сербии очень любят, даже больше, чем на родине: здесь он является почетным гражданином шести городов.
Сербы используют не только фразу «како си», дословно означающую «как ты» и являющуюся аналогом нашего «как дела». У них широко применима и фраза «где си», означающая «где ты». Наш человек может впасть в ступор от подобного вопроса – особенно если вопрошающий стоит лицом к лицу. Одно единственное слово «что?» может заменить сербам все наши «как так, зачем, отчего и почему».
Самая же приятная для россиян деталь: Сербия не требует от нас наличия визы для въезда, достаточно загранпаспорта.

Сербы относятся к группе южных славянских народов. Это коренное население Сербии. Государство находится в центральной части Балканского полуострова (юго-восточная Европа). Выхода к морю оно не имеет. Столицей является город Белград.

Где живут

Подавляющее большинство сербских граждан проживает у себя на родине. Также они расселяются по соседним странам. Много сербов в таких государствах, как:

  • Босния и Герцеговина
  • Черногория
  • Хорватия
  • Македония
  • Словения
  • Румыния
  • Венгрия

Также сербы живут в Германии, Франции, Канаде, Австралии, Америке. Некоторые уезжают довольно далеко от своей родины - в Африку, Аргентину, Бразилию. Небольшое количество есть и в России.

Язык

Население Сербии разговаривает на сербском языке. Он относится к южнославянской подгруппе, вместе с болгарским, македонским, хорватским и словенским. Туда же входят черногорский и боснийский языки. Все они схожи между собой.

Численность

Постоянная миграция сербов служит причиной того, что получить точные данные об их численности довольно сложно. По разным источникам, их от 10 до 13 млн человек. В самой Сербии их количество достигает 6-6,5 млн. Это примерно 80% от общего числа жителей страны. В Боснии и Герцеговине проживает 1 200 000 сербов, в Германии - 700 000, в Австрии - 300 000, в Швейцарии и США - 190 000 человек. Канада, Швеция, Австралия принимают приблизительно по 100 000 сербов. В остальных государствах их диаспоры составляют от 10 000 до 70 000.

Религия

До прихода православных византийских священников сербы были язычниками. Они приняли христианство в 7 веке. Сейчас подавляющее большинство граждан исповедует православие. Небольшая часть является католиками и протестантами. Встречаются также мусульмане и те, кто считает себя атеистами. Языческие верования наложили определенный отпечаток на традиции и обычаи сербов. У населения до сих пор существуют старорелигиозные взгляды, вера в сверхъестественное.

Внешность

Представители сербской национальности отличаются привлекательной внешностью. Они высокого роста, стройные, статные. Мужчины широкоплечи, обладают горделивой осанкой. Женщины изящны и грациозны. Черты лица правильные, с тонким носом, хорошо очерченными скулами. Волосы в основном русые, у некоторых представителей - темные или черные. Девушки обращают на себя внимание своим ярким внешним видом, большими глазами и обольстительными улыбками.

Жизнь

Для этого южнославянского народа характерны такие особенности, как патриархальность, сильные родовые связи, преемственность поколений. Они чтут семейные традиции, национальные обычаи. Сербов отличает патриотизм, гордость за свою нацию. Многие из них глубоко религиозны. В семье женщины занимаются воспитанием детей, обеспечивают уют, комфортную обстановку. Мужчины отвечают за финансовую сторону жизни. Старшее поколение почитается, члены семьи относятся друг к другу с большим уважением.

Еще в начале 20 века сербы жили сельскими общинами. Этот уклад жизни сохранился и сейчас в селах и деревнях. Там устраиваются посиделки, на которых женская часть населения занимается рукоделием под песни и музыку. В теплое время года люди собираются на свежем воздухе. Сербские женщины умеют прясть, знают ткачество. В сельской местности они собственноручно изготавливали материалы и шили из них одежду. Девочек обучали этому делу с 9-10 лет. Молодые девушки сами готовили приданое к свадьбе.


Сербская свадьба

Сербские семьи представляют собой крепкие союзы. К выбору спутника жизни подходят основательно, что гарантирует долгий, прочный брак. Разводы бывают редко, так как родственные связи очень значимы для людей. Рождение и воспитание детей считается главным предназначением женщины. Появление ребенка в семье сопровождается различными обрядами. В деревнях существуют повивальные бабки, помогающие принимать роды, ухаживать за новорожденным. Многочисленные родственники дарят роженице и младенцу подарки, которые имеют глубокий смысл. Принесенные в дом молодоженов вещи служат оберегами, сохраняют здоровье ребенка, способствуют его быстрому развитию.

Среди сельских жителей распространено кумовство. Кум присутствует при обряде крещения всех детей, родившихся в одной семье. Обычно это шафер (свидетель на свадьбе). Ребенку дают имя святого, в чей день он появляется на свет. Также детей часто называют по именам бабушек и дедушек. При заключении союза молодоженам дают приданое. Им могут быть предметы быта, вещи, мебель, деньги. Приданое хорошо поддерживает молодую семью, пока они не смогут твердо встать на ноги. До середины 20 века при выборе будущего супруга руководствовались такими аспектами, как финансовое положение, физические данные, вес в обществе. Теперь в браки вступают, руководствуясь романтическими побуждениями. Сохранился обычай сватовства на свадьбе. К родителям невесты посылают сватов, роль которых выполняют родные жениха. Они обговаривают свадебные приготовления, определяют размеры выкупа. Свадьба сопровождается гуляньями, длящимися до трех дней.

Одежда

Национальные костюмы сербов немного отличаются в зависимости от областей проживания. Различают шумадийские, ужицкие, пиротские варианты. Также Бачская и Лесковская области имеют свои отличительные признаки. Однако во всех них прослеживаются общие характерные черты. Мужской костюм состоит из таких деталей:

  1. Рубашка с отложным воротничком, иногда с воротником-стойкой. Рукава свободного кроя, на манжетах.
  2. Широкие штаны, заправляющиеся в чулки (гольфы).
  3. Укороченная куртка или длинный кафтан.
  4. Короткая безрукавка, надевающаяся поверх куртки.
  5. Широкий цветной пояс, закрывающий верхнюю часть брюк - кушак.
  6. Высокие шерстяные носки длиной почти до колен.
  7. Опанки - кожаная обувь без каблука, часто с длинным загнутым носком.
  8. Небольшая шапочка или шляпа со средними полями.

Штаны и рубашки шили из хлопкового, льняного волокна. В некоторых областях брюки делали из полушерстяного домотканого сукна. Штаны подпоясывали красивым широким и длинным поясом, края которого свисали до колен. Охотники пользовались кожаными ремнями, в отделения которых удобно вкладывалось оружие. Курточки, кафтаны шили из шерстяных тканей. Полочки и манжеты рубашек украшались вышивкой. Передняя часть верхней одежды отделывалась бейками, гарусом. Безрукавки, расшитые орнаментом, в теплое время года надевали поверх рубах.

Зимой дополнительной частью одежды были длинные плащи из кожи или сукна. Интересной деталью мужского костюма являются высокие носки с вышивкой по верхнему краю. Они утепляют ноги и подчеркивают стройность фигуры. Обувью служат кожаные туфли наподобие мокасин - опанки. Они легкие и удобные для передвижения. На голове носят легкие мягкие шапки из сукна. Зимой их заменяют меховые головные уборы с высокой тульей. Распространены также аккуратные фетровые шляпы с небольшими полями.


Женский национальный наряд очень красив. Он привлекает внимание контрастной расцветкой, богатой вышивкой, множеством декоративных элементов. Девушки надевали свободные легкие блузы-туники из тонкого полотна. Горловина и верхняя часть рукавов украшается сборкой, которая придает пышность фигуре. Края блузы расширенные, собирающиеся в красивые складки. Полочки, низ рукавов отделывают шитьем, вышивкой, лентами. Блузка заправляется в расклешенную юбку длиной ниже колена. Часто использовались ткани-плиссе, которые создают струящийся эффект. Верх юбки украшают широким цветным поясом.

Сверху блузы надевается короткая безрукавка. Она красиво облегает женскую фигуру, застегиваясь у талии как корсет. Их делали из сатиновых или бархатных тканей. Вся передняя часть богато декорируется вышивкой, тесьмой, цветными аппликациями. В холодное время на блузу надевают шерстяную куртку. Интересной деталью женского костюма является фартук. Он носится поверх юбки. Фартук закрывает почти всю ее переднюю часть. Этот элемент одежды также обильно отделан аппликациями и узорами. В некоторых регионах семейные женщины надевали два фартука - спереди и сзади.

На ногах женщины носят шерстяные гольфы, украшенные вышивкой, и опанки. Головные уборы отличаются разнообразием. Распространены небольшие округлые шапочки, плотно обхватывающие голову. Их отделывают лентами, цветами, шнурами, монетками. Некоторые девушки носили платки, шали. Женский наряд дополняется различными декоративными деталями, среди которых:

  • цветы
  • ожерелья
  • монисто
  • браслеты
  • небольшие вязаные сумочки


Жилище

Типы жилых построек различаются в зависимости от областей. Примитивным видом сербских жилищ в средние века были землянки и хижины. Первые назывались земуницами и представляли собой углубление в верхнем слое земли с верхней частью, состоящей из жердей. Их покрывали дерном, присыпали землей. Хижины (колиба) делали в виде шалашей. Наклонные стены складывали из шестов, длинных прутьев. Сверху их обкладывали соломой, корой, дерном. Диаметр жилья был всего около 2 метров. В нем можно было разместиться на ночлег или укрыться от непогоды.
Более поздние строения были такими:

  • деревянный сруб;
  • дом из камня;
  • каркасный домик.

Небольшие деревянные избы назывались брвнара. Это сруб на одну комнату, сложенный из бревен. Брвнары были низенькие, не имели потолка, фундамента. Такое жилье в случае необходимости переносили на новое место жительства. В середине или у стены размещался очаг, обложенный камнями. Наряду с брвнарами строили глиняные хижины. Стены из плетеных прутьев смазывали глиняной смесью. Постепенно дома усовершенствовались. К середине 19 века жилье расширилось: в нем появилась вторая комната. Стали делать фундамент, крышу. Первоначально кровлю устилали тонкими досками, затем начали делать черепичное покрытие. Часто к срубу пристраивали глинобитную полумазанку. Она играла второстепенную роль. В ней селили молодоженов, принимали гостей. В главной комнате готовили еду, занимались домашними делами, отдыхали.

Каркасные постройки также были одноэтажными. Они назывались плетара. Сначала строили коробку из досок по периметру жилья. Затем изготавливали плетеные стены, намазывали на них глину. После этого плетенку соединяли с основным каркасом. Стены белили внутри и снаружи. Кровлю застилали досками или соломой, позднее - черепицей. В отдельных районах Сербии такое жилье стояло до середины прошлого века.


Позднее стали делать прочные и надежные дома из камня и кирпича. Вначале была распространена сухая кладка. Неотесанные камни укладывались друг на друга без всякого раствора. Одноэтажное жилище имело простую двускатную крышу, устланную соломой или дранкой. Затем стали строить двухкомнатные дома и продлевать их вверх. Появились двух- и трехэтажные строения. В нижнем ярусе располагались помещения для хранения припасов, загоны для домашних животных. Современные дома делают из камня, кирпича. Их устанавливают на высокий фундамент. Крыши в основном четырехскатные. Строения дополняют террасами, верандами. В новых постройках высокие потолки, большие окна. Сейчас строят и каркасные дома по новой технологии.

Традиции

Сербская культура богата на праздники и обряды. Многие из них имеют языческие корни. Наиболее значимые для сербов праздники:

  1. Божич
  2. Крестная слава
  3. Видовдан
  4. Джурджевдан
  5. Васкрес

Крестная Слава является одним из главных семейных событий у сербов. Он отмечается как праздник святителя - защитника семьи. Его традиционно проводят в доме отца. В каждой сербской семье есть свой святой, который переходит по отцовской линии. Девушка, вышедшая замуж, празднует Славу мужа. В этот день приглашают гостей, ходят в церковь. Священник поливает принесенный хлеб вином, разламывает его вместе с хозяином.


Божич - любимый зимний праздник в Сербии. В России его аналог - коляда. Его отмечают сразу после сочельника, 7 января. В этот день проводится обряд бадняка (полено). Полено намазывают медом, обсыпают пшеницей и кладут в очаг. Там оно горит весь вечер. Ритуал сожжения полена означает переход от старого года к новому. На площадях разводят костры и сжигают ветки. Когда стемнеет, дети ходят по домам, распевая песни и собирая сладости (колядуют).

Васкрес, или Великден - аналог Пасхи. В этот день красят яйца, обмениваются ими, приглашают гостей. В отдельных районах южной Сербии яйца красили в черный цвет, обозначая так печаль по распятию Христа. Также сохранился языческий обычай с применением яиц. Нужно найти муравейник и положить яйцо в середину. Этот ритуал привлекает богатство и успех.

Джурджевдан празднуется в первый день лета (у русских это Юрьев день). Лекарственные растения, собранные на Джурджевдан, обладают магической силой. Их применяют для лечения разных болезней, раскладывают дома, в загонах для скота для защиты от всяких несчастий. Также в этот день делали венки из цветов, собирали росу, гадали на травах.

Видовдан - день празднования Вида (Вита). Это святой, спускающий на землю град. После празднования Видовдана солнце завершает летний круг и поворачивается к зиме (так как дни идут на убыль). В ночь на Видов день жгут костры, которые считаются священными.

Обряды

Языческие верования оставили большой след в культуре сербов. У этого народа сохранилось множество старинных обрядов. Некоторые из них довольны интересны: полазник, додола, запис.

Полазник - это человек, который первым пришел в гости на рождество (утром). Считалось, что каков человек, таким и будет наступающий год. Он объявлялся божественным, так как совершал важные ритуалы в доме. Полазника угощали, уступали место у огня. Он должен был пошевелить бадняк, чтобы привлечь в дом счастье. Гостю давали крепкую ветку, и он бил по углям, стараясь, чтобы искр получилось как можно больше. Каждая искорка символизировала деньги, удачу, материальное благополучие.

Додолу совершали с целью вызывания дождей. Это необходимо для того, чтобы насаждения не испытывали недостатка во влаге и давали хороший урожай. Обряд совершается в летний период между Юрьевым днем (6 мая) и Петровым (29 июня). Для совершения действия находят девочку, которая является либо сиротой, либо последним ребенком в семье (додола). К ней присоединяются еще несколько детей. Их украшают зелеными веточками, на голову надевают венки из травы. Дети обходят все дома в деревне. Затем исполняется танец под песенное сопровождение. Селяне берут ведра с водой и обливают додолу - имитируется дождь. После этого детям дают подарки и сладости.


Празднование додолы

Запис - обряд поклонения дереву с целью защиты урожая от непогоды. Он берет начало в древнеславянской культуре. Существовали священные рощи, в которых люди собирались для общения. Их нельзя было рубить на дрова, собирать хворост. В деревне выбиралось главное дерево с крупным стволом, называемое «запис». Обычно это был дуб или вяз, бук. На нем вырезался крест. Возле него молились, совершали жертвоприношения. Если человек начинал болеть, его одежду приносили под запис для исцеления.

Еда

Крестьянская пища была простой: хлеб с молоком, масло, немного овощей. Также в рационе всегда присутствовало мясо, так как сельские жители охотились и занимались скотоводством. Рыбу сербы готовят нечасто, предпочитая ей мясные блюда. Селяне едят много хлеба и выпечки. Раньше были распространены лепешки из кукурузной муки. Сейчас пшеничная мука употребляется гораздо больше. Также ее смешивают с ржаной, ячменной, овсяной. Хлеб пекли на огне, на круглых противнях. Некоторые сербы до сих пор делают выпечку самостоятельно.

В целом кухня похожа на русскую: присутствуют супы, каши, молочные продукты, картофель, белокочанная капуста. Многие блюда готовят из стручковой фасоли. На основе молока делают сыры, каймак (нечто среднее между сметаной и творогом), сливки. На сербскую кухню сильно повлияла близость Турции. В кафе и ресторанах часто подаются такие блюда, как: люля-кебаб, разнообразные шашлыки, мясо барбекю. В кондитерских можно найти пахлаву, сладкие роллы, французские десерты. В Сербии очень любят выпечку. Здесь можно встретить большое разнообразие пирогов с мясными, сырными, овощными начинками, а также сладкие кондитерские изделия. Популярны блинчики (палачинке), пончики (приганица), сырный десерт с орехами - штрукли.
Известными национальными блюдами сербской кухни являются:

  1. Плескавица - своеобразная большая котлета из перекрученного или рубленого мяса. Подается с овощами, луком, хлебной лепешкой. Иногда в ресторанах описывается как гамбургер.
  2. Чевапчичи. Блюдо напоминает турецкий люля-кебаб. Это рубленые мясные колбаски, приготовленные на гриле. Подаются с каймаком, луковыми кольцами.
  3. Караджорджева шницла. Это очень вкусное блюдо, основой которого является тонкий мясной стейк. Его сворачивают и обжаривают в смеси яиц и сухариков. Подают с острыми соусами.
  4. Пинджур. Закуска на основе баклажанов и томатов, иногда называемая икрой. В состав входят лук, чеснок, смесь острых перцев.
  5. Мешано месо - традиционное мясное сербское ассорти. На большое блюдо выкладывают несколько видов мясных деликатесов. Там могут быть шашлыки, чевапчичи, котлеты, шницла и другие блюда. Одной тарелки хватает на несколько человек.
  6. Джувеч - тушеное мясо с рисом и овощами. Немного напоминает плов, но имеет более жидкую консистенцию.

Мешано месо

Напитки по большей части представляют собой фруктовые соки. В сельской местности делают буковый и березовый сок. Из слив и винограда делают вкусные десертные вина, фруктовую водку, которая называется ракия. Домашний напиток крепче, чем заводской - в нем может быть до 60 градусов. Для приготовления ракии применяются груши, айва, яблоки, полынь.

Характер

Сербы - дружелюбный и гостеприимный народ. Они очень отзывчивы, внимательны к своим родным и друзьям. Они очень любят детей, уделяют им много внимания. В гостях принято говорить о семье, родственниках. Распространено побратимство. Это древний обычай, когда люди, не связанные родственными узами, выполняют определенный ритуал, после которого считаются братьями. Побратимы имеют тесные отношения, всегда помогают друг другу.

Частые войны и нападения на граждан этой страны наложили отпечаток на менталитет сербов. Они имеют мужественный характер, гордятся своей нацией и государством. Мужчины могут вести себя шумно, у них приняты крепкие рукопожатия, похлопывания по спине. Они прямолинейны и искренни. Сербы ценят доброту, порядочность. Они всегда отблагодарят того, кто им помог, будут рады видеть его у себя в гостях.

У сербов не было такого периода в их истории, когда бы они жили на какой-либо из своих обширных территорий одни - без других. Представители иных народов во все века жили по соседству, в приграничных областях, или же непосредственно среди сербов. С ними сербы имели самые различные связи и отношения: одних принимали и ассимилировали, а с другими ассимилировались сами, увеличивая их общности.

Уже с самого начала отчетливо определились две составляющие: переселившиеся славяне и автохтонные жители - старожилы, которых славяне застали на своих новых землях. Ни те, ни другие не представляли собой однородных групп. Среди славян было много племен, и сербы являлись лишь одним из них; заселявшее какие-либо земли племя встречалось на этих территориях с частями других племен. Как уже было показано, территория племени сербов прямо не соответствует территории образовавшегося позднее Сербского государства. Такие политические союзы, как княжества неретлян, захумлян и травунян, образовавшиеся на пространстве карстовых полей (области за побережьем Адриатики), имели сербскую этническую основу; впоследствии в этих княжествах сформировались особые этнические группы, долго сохранявшие свою самобытность. Эта самобытность обнаруживается в сербском королевском титуле первой половины XIII в. - «король земель сербских и поморских».

Среди балканских старожилов также было множество этнических групп. Города и острова, где вместе с местным населением сохранялись государственные учреждения, властные структуры и армия, поначалу принадлежали Римской империи. В эпоху переселения славян Восточная Римская империя переживала времена настолько серьезных перемен, что среди населения Балканского полуострова доминирующим стал греческий субстрат, и принявшая ранее христианство империя становится греческой - пришедшие на ее территорию сербы будут воспринимать ее как греческую в течение многих последующих столетий.


Помимо остатков Римской империи на Балканском полуострове сохраняются и многочисленные анклавы провинциального населения, с которыми государственный центр давно потерял связь. Поскольку в предыдущие века эти различные между собой племена жили в Римской империи, все они были в большей или меньшей степени романизированы.
В городах на Адриатическом побережье и на островах долго жили романы, чье наречие, отличное от итальянских диалектов, сохранялось до XIX в. В континентальных частях полуострова славяне столкнулись с влахами, также в значительной степени романизированными. Одна их часть слилась с населением княжеств на восточном берегу Дуная, где позднее возникнет румынский народ; другая - веками жила под именем «влахи» в Восточной Сербии и под именем «аромуны» (цинцары) в Македонии, в то время как основная часть тогдашних влахов в течение веков постепенно растворялась в славянском или греческом окружении. В горной части современной Северной Албании до сих пор живут слегка романизированные албанцы, которых в сербских рукописях называют «арбанасы». В этом этнониме сохранилось древнее имя народа, который в последующие века называл себя shipetaг.

В отличие от Италии и западных римских провинций остается неизвестным, чтобы на Балканском полуострове старожилы и переселенцы жили вместе в одном городе или на какой-нибудь одной небольшой территории. Поздние источники (X -XIII вв.) говорят о вражде между славянами и влахами. Видимо, только принятие христианства, создание сильных государств, постоянная торговля и экономическое сотрудничество создали условия для установления более прочных связей и последующего смешения славян с влахами.

Исторические исследования о происхождении наций, населяющих Балканский полуостров, начали появляться только в XVIII и XIX вв. Тогда они касались лишь тех народов, которые уже сложились; те же этнические группы, которые в ту эпоху еще не сложились в отдельный народ с особой культурой и литературой, остались не замеченными историками. Историческую роль влахов как самой распространенной и самой многочисленной группы автохтонных жителей Балкан открыли лишь исследования XX в. Вокруг них возникли споры в историографии. Под «влахами» имелись в виду скотоводы, участвовавшие в переселениях сербов в XV-XVI вв., бесспорно, имевшие славянские имена, говорившие на славянском языке, приверженцы православной веры. Между тем многие зарубежные ученые отрицали, что влахи были сербами. Сербская же сторона доказывала, что название «влах» означало статус, а не этнос, что влахи как этнический фактор вообще не существовали в столь позднее время (XV- XVI вв.).

Тем не менее особое название «влахи» сохранялось, пока пред-ставители этой группы занимались особым видом деятельности, вели другой образ жизни и имели особые формы общественной организации. Когда эти отличия потеряли значение, исчезло и название «влахи». Процесс славянизации влахов длился веками. Уже в XII в. существовали этнические группы влахов со славянскими названиями вождей (челник, воевода, судья). В следующем столетии уже встречаются славянские названия общин влахов - катунов, что свидетельствует об определенной степени славянизации. От столетия к столетию все больше влахов перестают быть изолированными, смешиваются со славянским окружением и растворяются в нем.

Когда Сербское государство было «царством сербов и греков», ему принадлежала самая большая территория за всю его историю. Выражение «царь греков», вошедшее в титул сербского правителя на том основании, что Сербия владела греческими территориями, должно было, помимо прочего, оправдывать имперские претензии Сербии. Однако другими в тот период были для сербов далеко не только греки: об этнической пестроте сербского средневекового государства свидетельствуют тексты указов и законов. В одной из грамот 1300 г. говорится о потенциальных посетителях рынка в Скопле: «...и грек, и болгарин, и серб, и латин, и арбанас, и влах должны платить законную пошлину». Под названием «латин» подразумевались купцы-католики из Италии и приморских городов, а также переселенцы из континентальной части Сербии, осевшие в приморских городах и принявшие католичество. С середины XIII в. в Сербии появляются саксонцы - германские рудокопы, а с конца XIV в. - турки, сначала как путешественники и торговые люди. Когда турки станут хозяевами на сербской земле, их число будет очень велико.

У Сербии того времени не было цели унифицировать, объединять различные части общества. Наоборот, она уважала права отдельных этнических групп точно так же, как и права отдельных сословий. Власть осуществляла подобную политику, чтобы удержать в обществе равновесие, стремясь наладить отношения и найти механизмы решения споров между представителями разных этнических групп, имевших каждая свои особые права.

Развитие сербского народа было прервано турецким завоеванием (1459). Сербия как самостоятельная держава перестала существовать, ее правящий класс был искоренен, а государственные учреждения уничтожены. После многочисленных переселений сербы оказались разбросанными на огромной территории - вплоть до словенских земель, Центральной Венгрии и Трансильвании. На каждой из этих территорий они жили в меньшинстве, их анклавы не были связаны между собой. До 1557 г. - времени возрождения Печской патриархии - у сербов не было ни внутренних связей, ни внешних границ. Лишь под властью патриархов они стали религиозным объединением, которое связывала церковная иерархия.





На сербскую землю пришли завоеватели - турки из Малой Азии, а с ними и принявшие ислам их подданные из ранее завоеванных областей Европы. В сербских городах поселяются армянские, греческие, еврейские и аромунские (цинцарские) купцы, и повсюду на территории страны обосновываются группы цыган, которые, до сих пор никем не принятые и не признанные, остаются на обочине общества.
Религиозные различия, значимые для подданных и в более ранние периоды, выдвигались теперь- в османской системе привилегий и обязанностей - на первый план. Хотя исламизация насильно не проводилась, принятие веры хозяев страны давало новообращенному многие преимущества в общественной жизни, поэтому в ислам переходили постоянно. В отдельные периоды (XVI -XVIII вв.) в некоторых регионах (Босния, Албания) этот процесс протекал особенно интенсивно.




Балканских христиан, принимавших ислам и перенимавших соответствующие обычаи и образ жизни, остальные христиане переставали считать своими соплеменниками, на них смотрели как на турок. С другой стороны, такой значимый церковный центр, как Печская патриархия, был мощным фактором, влиявшим на исчезновение различий в рамках христианского сообщества, на слияние малых этнических групп с основной массой христиан. Так, среди сербов растворились не только этнические группы поздно славянизированных влахов, но и небольшие греческие сообщества, а ассимиляция цинцар (аромун) продолжилась до Новейшего времени.
Война конца XVII в. (1683- 1699) ознаменовала собой великий перелом, поскольку часть сербов вновь оказывается под христианской властью. Они начинают развиваться в условиях, значительно отличающихся от условий, в которых жили сербы, оставшиеся под властью турок. Такая раздельная жизнь длилась больше двух столетий и впоследствии стала препятствием к национальному объединению. Религиозный критерий снова вступил в силу: сербам, находившимся под властью Габсбургов, обещали, что монархи будут уважать веру и церковную жизнь своих новых подданных. Сербское общество, все более динамичное в своем развитии, продолжало оставаться по сути церковным, сакрализованным. Это обстоятельство станет позже препятствием для принятия новых идей о нации как об общности людей, говорящих на одном языке, и помешает широким интеграционным процессам. Под властью Австро-Венгрии сербы перегруппировываются также и территориально - они уходят из периферийных областей и концентрируются в области Военной границы и на территориях вдоль границы с Османской империей (с 1804 г.; с 1815 г. это уже граница с Сербией). Такому передвижению непосредственно способствует колонизация, интенсивно проводимая правительством Габсбургов во второй половине XVIII в. У сербов появляются новые соседи в лице немцев, румын, венгров, словаков, русинов.




Великим переломом в истории сербского народа стало создание государства: сначала автономного княжества (1815), затем независимого княжества (1878) и, наконец, королевства (1882). Возрожденное Сербское государство постепенно перенимает созданное в XVIII в. сербами в Венгрии культурное наследие, развивает его и становится центром сербского объединения. Наблюдая за политическими событиями в тогдашней Европе (объединение Германии, Италии) и участвуя в некоторых из них (волнения 1848 г. в монархии Габсбургов), сербы приходили к выводу, что их дело правое и что борьба за освобождение и объединение частично порабощенного и разделенного народа необходима и оправдана.
Борьба сербов за освобождение еще со времен Первого сербского восстания (1804-1813) воспринималась в Европе как революционное движение, которое нарушало отношения между государствами; не важно, были ли эти государства связаны формальными обязательствами, как в Священном союзе, или же они были действительно заинтересованы в сохранении европейского равновесия. Поначалу сербы воевали в основном с Османской империей, но со времени оккупации Боснии и Герцеговины (1878) Австро-Венгрия также становится неприятелем Сербии. Тогда же от турецкого владычества пытались освободиться и другие народы: греки, болгары, с некоторым опозданием и албанцы. Однако каждый из этих народов определял границы своего государства, в котором должен был начаться процесс национальной интеграции, исходя из своих «исторических прав», так что конфликты между ними становились неизбежными.









Ценой огромных жертв в двух Балканских войнах (1912-1913) и в Первой мировой войне (1914-1918) сербы наконец преодолели свою веками длившуюся разобщенность и разделенность границами, они оказались практически все в одном государстве- в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1918-1929), а затем в Королевстве Югославия (1929-1941). Начиная с этого периода времени становится очевидным, что единое государство унаследовало от предшествовавших эпох не только национально-культурное достояние, но и тяжелые проблемы. Становится ясно, что препятствием к интеграции являются не столько сами преодоленные границы, сколько различия, возникшие в результате существования этих границ и неодинаковых условий развития народа, жившего по разные их стороны. В ходе политической и партийной борьбы наряду с антагонизмом между нациями (словенцы, хорваты, сербы) обнаруживались и конфликты внутри отдельных наций, вызванные региональными различиями: среди сербов такие трения происходили между так называемыми «сербиянцами» и «пречанами», то есть жителями Сербии и сербами - бывшими подданными Австро-Венгрии. Трения возникли и среди черногорцев: между теми, кто был недоволен принципами объединения, с одной стороны, и всеми остальными - с другой. Жители территорий, присоединенных к Сербии в 1913 г., официально считались сербами, жителями Южной Сербии, но это не соответствовало фактическому положению дел, поскольку значительная часть населения Южной Сербии считала себя либо болгарами, либо македонцами.
Нелегко было изменить и другой аспект исторического наследия - распространение сербов по территории нового государства и смешанность их с представителями других народов. В государстве, образованном в 1918 г., относительная однородность сербского населения была достигнута- путем использования средств, которые тогда были обычными в европейских национальных государствах, - лишь на давно освобожденных территориях Сербии и Черногории (включая области, приобретенные в 1878 г.). В национально неоднородной Воеводине сербы не составляли даже половины населения. В Хорватии они компактно проживали только на территории бывшей Военной границы, оставаясь во всех хорватских городах в меньшинстве. Территорию исторической Боснии и Герцеговины сербы делили с мусульманами и хорватами, а в Косово и в так называемой Старой Сербии за это время ощутимо возросла численность албанцев.
Отсутствие единства во взгляде на то, каковы критерии отличия сербов от других народов, также одна из проблем исторического наследия. В то время как Сербская православная церковь доказывала, что сербами можно считать только приверженцев православия, светские политики, политические движения и партии боролись за то, чтобы включить в их число и «сербов-католиков», и мусульман - как «сербов-магометан». Большая часть католиков и мусульман так и не интегрировалась в сербскую нацию. Мало того, последующие исторические события, особенно после 1944 г., показали, что немалое число сербов могли быть и атеистами.
Если взглянуть на события 1918 г. с позиций сегодняшнего дня, то становится очевидным, что сербы, оказавшись вместе в одном государстве, тем не менее не были в достаточной степени консолидированы как нация. Тогдашняя политическая и культурная элита не осознавала, насколько необходимо продолжать интеграционные процессы среди самих сербов. Вместо этого была выбрана ориентация на интеграцию сербов, хорватов и словенцев, на создание единой южнославянской нации. В то время, как у других югославянских народов этот проект поддерживало меньшинство интеллектуалов, среди сербов создание единой нации являлось высшей целью государственной политики, чему сопротивлялось лишь меньшинство интеллектуалов. Но «южнославянского синтеза» не получилось, противоречия между нациями усилились, а среди сербов вновь произошло разделение на сторонников югославизма и на охранителей сербских традиций.