Кто разговаривал на кабардинском языке в древности. История и расселение кабардинцев

КАБАРДИНЦЫ (самоназвание - адыгэ), народ группы адыгов, основное население Кабардино-Балкарии (Россия). Живут главным образом в её равнинной и предгорной части (составляют большинство населения Чегемского, Урванского, Лескенского, Терского, Зольского, Баксанского районов и города Нальчик). Компактно проживают также в посёлках Ходзь, Блечепсин и Кошехабль, Кошехабльского и посёлке Уляп Красногвардейского районов Адыгеи; после постройки крепости Моздок (1763) - в Моздоке и Моздокском районе Северной Осетии (около 8 тысяч человек - 2007, оценка; по переписи 2002 - 2,9 тысяч человек) и прилегающем Курском районе Ставропольского края (около 10 тысяч человек; по переписи 2002 - 6,6 тысяч человек) - моздокские адыги (маздагу адыга). Численность в России 520 тысяч человек, в том числе в Кабардино-Балкарии 498,7 тысяч человек (2002, перепись). Живут также в Турции, Сирии, Иордании (называются там «адыгами», «черкесами»), в странах Европы, Африки и Америки. Общая численность 580 тысяч человек (2008, оценка). Говорят на кабардино-черкесском языке.

96,8% говорит также по-русски. Верующие - в основном мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба; моздокские кабардинцы - православные.

Восходят к одному из подразделений адыгского населения Центрального Кавказа, отождествляемого с восточной ветвью касогов. Далёкими предками кабардинцев можно считать хебаров, упоминаемых в «Истории» Мовсеса Хоренаци в 5-7 века. По другой версии, их предки переселились в 13-14 века с Западного Кавказа. С 15-16 века кабардинцы («кабардинские черкесы») известны в составе «пятигорских черкесов», доминировавших в горах и степных предгорьях от Лабы (левый приток Кубани) до низовьев Терека.

Традиционная культура, общая с другими адыгскими народами, типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Основные традиционные занятия - пашенное земледелие и отгонное скотоводство. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец (грубошёрстная курдючная порода), коз. Знаменита кабардинская порода лошадей с двумя главными разновидностями - шагди и шолох, приспособленными к различным формам ведения боя. Традиционно как тягловые животные применялись волы. Со 2-й половины 19 века лошадей стали также запрягать в подводы и появилось их разделение на ездовых (уанэш) и тягловых (шыгуш). Перегон скота и его содержание на горных пастбищах регулировались обычным правом с чётким распределением ролей.

Основная сельскохозяйственная культура - просо, с 17-18 веков распространяются также пшеница и кукуруза. До начала 20 века господствовало переложное земледелие. Пахали тяжёлым плугом (пхааша), который был заимствован другими народами Северного Кавказа под названием кабардинского, или черкесского, плуга. Плужная упряжка (вэрэвий) состояла обычно из 8 волов. Малые семьи объединялись в супрягу (дзей). Было развито пчеловодство (мёд и воск были важнейшими статьями черкесского экспорта). Традиционные ремёсла - плетение циновок из камыша, изготовление сукон (широко известны кабардинские бурки), золотошвейное и ювелирное дело, изготовление холодного и огнестрельного оружия (в 17 веке кабардинские оружейники были приглашены в Москву царём Алексеем Михайловичем), резьба по дереву (круглые треножные столики ана, посуда, детали жилища и др.) и камню (надгробия, украшенные родовой тамгой).

Традиционные поселения (куажэ) имели разбросанную планировку и состояли в среднем из 100 дворов. В центре находились площадь для собраний с мечетью и кладбище. В 1865-68 годах русской администрацией было проведено укрупнение кабардинских поселений (куажэзахохус - загон селений в одно место): из 126 посёлков, сохранившихся после Кавказской войны, осталось 44; жители старых поселений образовывали на новом месте кварталы (хабла) с мечетью и кладбищем, получавшие отдельное название; кварталы делились на патронимические участки, ранее обносившиеся стеной. Усадьбу (пщантэ) населяла большая патриархальная семья (унагошхо зэхэс), насчитывавшая со слугами (лагоноут, унаут) до 60 человек. Усадьба включала гостевой двор с кунацкой (хачеш).

Жилище (унэ) турлучное с камышовой крышей и двумя входами: для мужчин (гупэбжа) - со стороны фасада и для женщин (хэгогубжа, шыгогушхагубжа) - с противоположной стороны. В доме (унашхо) жили родители с несовершеннолетними детьми. Для совершеннолетних детей строились отдельные помещения (для сыновей - лагуна, для дочерей - пшашагуна). В конце 19 - начале 20 века получили распространение длинные дома (уначих) с унашхо в центре; помещения для малых семей имели отдельные входы; вдоль дома шёл навес на столбах. Помещение отапливалось очагом с дымарём у входа. За очагом помещалась почётная часть дома (жанта) с хозяйской кроватью (с высокими резными стенками с трёх сторон), устланной коврами или циновками; у очага висел молитвенный коврик (намазлык), заднюю стену занимали полки с парадной посудой и хозяйственной утварью. Ели за маленькими трёхногими столиками, которые в остальное время висели на стене.

Мужская одежда - штаны, заправленные в войлочные и кожаные ноговицы, бешмет (каптал), черкеска (цей), бурка, папаха (в конце 19 - начале 20 века - конусообразная, с 1930-х годов - расширяющаяся кверху), башлык. Женщины носили шаровары (гуэншэдж) и рубаху (джанэ); тёмно-красный, чёрный или синий кафтанчик (чикгрыб) с серебряными и золотыми украшениями: нагрудниками (чику), наплечниками (даматетл), цепочками (бларипс), бубенцами по бокам (ланыко чику); распашное платье (босцей) с серебряным или золотым поясом (бгырыпх). Для знатной девушки считались красивыми тонкая талия и плоская грудь, поэтому после 10-12 лет носили корсет (коншыба) с деревянными пластинами, который не снимали ни днём, ни ночью (его снимал жених в первую брачную ночь). Молодые женщины носили высокую шапку, украшенную золотом (дышапыа, буквально - золотая шапка); после рождения первого ребёнка голову повязывали тёмным платком (концы пропускали сзади под косами и затем завязывали особым узлом на темени) и сверху - светлой шалью. Традиционная одежда бытовала до середины 20 века, затем сохранялась как праздничная (свадебная), с начала 21 века возрождается как нарядный костюм.

Основная пища - густая каша из проса (паста) или кукурузной муки (мамалыга), лепёшки из кукурузной муки, варёная (часто - цельной тушей бгуэ) или жаренная на вертеле баранина, куриное мясо, сыр, приправы из чеснока, кислого молока и муки. Кабардинцы не едят свинину, грибы, мало употребляют рыбу, зелень, пряности. Праздничный напиток - буза (маххсыма) из просяной муки.

Во главе семьи стоял старший мужчина (унэ тхамада). Никто из членов семьи не мог сесть с ним за один стол, за исключением внуков и правнуков, воспитание и первичная социализация которых (шангаса, гасапатхыда) лежали на тхамаде. Его жена (уна гуаша - «княгиня дома») считается главой женской половины семьи, может более тесно и непринуждённо общаться с детьми и невестками. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа с обилием описательных конструкций. Сиблинги обозначаются одним термином с добавлением показателей пола. Семьи объединяются в патрилинейные кланы (лапк) и патронимии (заунакош), владеющие родовыми знаками (тамга). Формальный глава клана - старший в роду мужчина, выделяется также реальный управляющий делами клана (лапк унафаш). Каждый человек должен знать свою родословную до 7-го колена, называя имена 7 предков по отцовской линии снизу вверх (адацибл) или сверху вниз (тлаужибл). Почитают также родственников с материнской стороны (анэш). По матери определялась сословная принадлежность человека. Специально выделяется узкий круг ближайшей родни (лы - плоть, зэл - единая, общая плоть) и свойственников (блага). С конца 20 века проводятся съезды (лапк зауча), издаются газеты отдельных родственных объединений и т.п.

Традиционная идеология кабардинцев основана на этике воинов-уорков (уэркъыгъэ), в центре которой - понятие рыцарской чести (уэркъ напэ). Сохранялись обычаи родовой экзогамии, аталычества, куначества.

Был чрезвычайно развит обряд гостеприимства. Кровная месть часто заменялась выкупом (тлиуаса - плата за кровь) или установлением отношений фиктивного родства: усыновлением убийцы родом убитого или воспитанием родом убийцы ребёнка, похищенного из рода убитого.

Брак осуществлялся через сватовство, похищение или имитацию похищения невесты. Невеста часто жила несколько недель во временном жилище (тешараш) у друзей жениха, после чего её торжественно привозили в дом родителей и устраивали свадьбу (хаготлиго); в течение этого периода жених и невеста избегали встреч с родственниками, друг с другом виделись только ночью тайком под охраной дружки (шаокот). Завершался свадебный цикл вводом невесты в дом жениха и её знакомством с его женской роднёй.

Сохраняются домусульманские верования и пантеон: бог-творец Тхашхо, божество плодородия Тхагаледж, покровитель охоты Мазитха, молнии - Шибле, покровитель воинов и путешественников Зекутха, кузнецов - Тлепша и др.; элементы христианских культов - Девы Марии, мученика Георгия, Илии-пророка. До 19 века почитался Святой Крест; бытовали обряды вызывания дождя, жертвоприношения.

Устное творчество типично для всех адыгских народов, близко другим народам Северного Кавказа и частично Закавказья (абхазы, грузины). Нартский эпос исполняется речитативом, с инструментальным сопровождением или без него. Для песенного стиля характерно двухголосие: пение солиста на фоне хорового бурдона (ежу). Широко распространена традиция кругового застольного пения. Хороводные (уджи), медленные парные (кафа), быстрые сольные и парные (мэздагу, исламей) танцы сопровождались звучанием инструментального ансамбля, нередко также пением. Танцы устраивались в соответствии со строгим порядком: девушки и парни становились двумя рядами друг против друга, причём у парней был свой распорядитель (щала хатияко), у девушек - распорядительница (пшаша хатияко). По указанию главного руководителя танцев (джагупш, хатияко), стоявшего в центре круга с жезлом в руке, выводили солистов - парня и девушку. На каждом празднике группа пожилых мужчин выбирала «королеву красоты» (пшаша даха).

Лит.: Студенецкая Е. Н. Кабардинцы и черкесы // Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1; Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов (XVIII - первая половина XIX в.). М., 1967; Мамбетов Г. Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1971, Кантария М. В. Из истории хозяйственного быта Кабарды. Тб., 1982 (на грузинском языке); Кажаров В. Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII - первой половине XIX в. Нальчик, 1994; Бгажноков Б. Х. Адыгейская этика. Нальчик, 1999.

кабардинцы фото, кто такие кабардинцы
Адыгэ

Всего: около 2 млн чел. (оценочно)
Турция Турция: от 1 062 000 (оценка)
Россия Россия: 516 826 (пер. 2010)

    • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария: 490 453 (2010)
    • Ставропольский край Ставропольский край: 7 993 (2010)
    • Москва Москва: 3 698 (2010)
    • Северная Осетия Северная Осетия: 2 802 (2010)
    • Московская область Московская область: 1 306 (2010)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург: 1 181 (2010)
    • Краснодарский край Краснодарский край: 1 130 (2010)
    • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия: 771 (2010)
    • Ростовская область Ростовская область: 663 (2010)
    • Чечня Чечня: 534 (2010)
    • Адыгея Адыгея: 519 (2010)

Иордания Иордания: 76 000
Сирия Сирия: 48 000
Саудовская Аравия Саудовская Аравия: 24 000
Германия Германия: 14 000
США США: 3 700
Узбекистан Узбекистан: 1 300

Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ) - субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии. Кабардино-Балкарской республике на 2010 год составляют 57 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.

  • 1 Численность и расселение
  • 2 Этнонимы
  • 3 История
    • 3.1 Древнейшие предки адыгов
    • 3.2 Появление кабардинцев на месте их современного расселения
    • 3.3 Кабардинцы и Кобанская культура
    • 3.4 История сближения кабардинцев с Россией
    • 3.5 Кавказская война
  • 4 Сословная организация до 1917 года
  • 5 Язык и письменность
  • 6 Религия
  • 7 Адыгская литература
  • 8 Традиционные занятия
  • 9 Черкесская (адыгская) национальная одежда
  • 10 Кабардинская национальная кухня
  • 11 Семья
  • 12 Адыгские традиции
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Литература

Численность и расселение

Кабардинцы - одна из этнических групп адыгов (черкесов). Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году, составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.

Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года

Кабардинская диаспора

Основные статьи: Адыгская диаспора , Черкесское мухаджирство

Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.

На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турков и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).

Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.

Этнонимы

Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.

Впервые русским источникам адыги, в частности кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с IX века, когда касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что побеждён, вытащил из-за голенища сапога нож зарезав Редедю. качестве отсупного Мстислав отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. это время византийцы адыгов именовали зихами.

В XIII веке адыги оказали ожесточенное сопротивление монголо-татарскому нашествию. С этого же времени за всеми адыгами, закрепляется экзоэтноним «черкесы».

История

Основная статья: История адыгов

Издревле, вплоть до конца XIV века, все адыги (включая кабардинцев, черкесов и адыгейцев) имеют общую историю.

Древнейшие предки адыгов

Современные исследователи выявили, что адыги являются потомками носителей майкопской культуры, существовавшей в IV тыс. до н. э.. Предки адыгов оставили в истории след в качестве наследников майкопской культуры - северокавказской, прикубанской и кобанской.

Также многие ученые (Дунаевская И. М., Дьяконов И. М. и др.) указывают на сходство современных адыго-абхазских языков с языком древних хаттов и касков проживавших в древние времена на территории Центральной и Восточной Анатолии.

В 1 тыс. до н. э. на восточном побережье Черного моря расселились меотские племена, которые являются прямыми предками современных адыгов. Следует заметить, что одно из меотских племен - синды - в V в. до н. э. основало первое государство на территории современной России - Синдику со столицей Синдская гавань, или Горгиппия (современная Анапа). Синдика являлась рабовладельческим государством, имела торговые связи с древнегреческими колониями на Чёрном море. Позже Синдика вошла в Боспорское царство. Затем имело место возвышение другого протоадыгского племени - зихов, которые сумели объединить многие племена северо-западного Кавказа в военный союз под своей эгидой, что помогло им успешно бороться с готами-тетракситами.

Появление кабардинцев на месте их современного расселения

Археологическая экспедиция КБНИИ проводила раскопки курганов южнее с. Кишпек (в зоне Чегемской оросительной системы). Было исследовано 6 курганов относящихся к майкопской культуре, из которых пять датируются эпохой бронзы. Часть находок из курганов датированы началом II тыс. до н. э., часть - конец IV тыс. до н. э., а большая часть датируются Новосвободненским этапом майкопской культуры, то есть последними веками III тыс. до н. э. Среди находок высококачественные глиняные сосуды хорошего обжига и лощения, бронзовые ножи, шила и др.

Относительно местожительства кабардинцев имеется множество древних исторических свидетельств. Например в 957 году Константин Багрянородный, византийский император сообщал:

«За Таматархой (Та­мани), в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис (р. Нечепсухо, близ Джубги), на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Её протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии - страна по названию Касахия (страна Касогов - современных кабардинцев ), выше Касахии находятся Кавказские горы (Кавказский хребет), а выше этих гор - страна Алания.»

Более определённые письменные сведения о месте расселения кабардинцев сохранились с конца XVI века. этот период современными исследователями локализуются следующие территории проживания этой этнической общности:

  1. На равнинных местах и предгорьях до входов в горные ущелья по левым притокам Терека - Ардану (Ардон), Агеру (?), Урюху (Урух) и Кизылу (Аргудан?). Эта область, в «Книге Большому Чертежу» (описание карты Русского и соседних государств периода конца XVI - начала XVII веков) собственно и называлась Кабардой.
  2. Севернее Кабарды, ниже по Тереку, по его левым притокам - Белой (участок Малки от Прохладного до устья?), Черему (Черек), Баксану Меньшому (Чегем), Баксану Середнему (Баксан) и Палку (Малка до Прохладного?), «Книга Большому Чертежу» называет «землёй Пятигорских черкасов». Однако, согласно ряду других источников, эта территория приблизительно совпадает с образовавшейся здесь, примерно в то же время, областью, так называемой, Большой Кабарды. Это подтверждает мнение большинства кавказоведов, что под экзоэтнонимом «пятигорские черкасы» понимались либо кабардинцы, проживающие в Пятигорье, либо некая отдельная этногруппа восточных адыгов, впоследствии участвовавшая в этногенезе кабардинцев.
  3. На правом берегу Терека - приблизительно от устья Курпа до устья Сунжи. Здесь образовалась область, так называемой, Малой Кабарды.

Кабардинцы и Кобанская культура

Определенная часть учёных считает, что создатели и носители Кобанской археологической культуры (начало которой датируется XIII веком до н. э.) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно:

В ареале Пятигорского «локального варианта» вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе; - в районе Горного «локального варианта» - протовайнахи.

На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой XII веком до н. э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датируют VIII веком до н. э. (см. Скифы), а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют IV веком до н. э. (см. Сарматы).

История сближения кабардинцев с Россией

М. Микешин. Кабардинец. 1876

Кабардинцы, как и русские, страдали от опустошительных набегов крымских феодалов, поэтому они стали искать пути сближения с набиравшим силу Московским княжеством, вынужденным после похода крымчаков на Москву (1521 года) платить дань татарам. процессе сближения Кабарды и Московского княжества большую роль сыграл валий Кабарды Темрюк Идаров, который возглавил коалицию прорусски ориентированных князей. ноябре 1552 года в Москву прибыло первое посольство представителей некоторых адыгских племён, что было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз был выгоден Москве в её борьбе с Крымским ханством. Уже в 1552 году кабардинцы вместе с русскими войсками участвовали во взятии Казани. 1556 году адыги осуществили ряд смелых военных операций, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция адыгов во многом способствовала разгрому русскими Астраханского ханства в том же году. 1561 году Иван Грозный заключил династический брак - женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова - Гошаней Темрюковна, которая после крещения взяла имя «Мария». Темрюк, опираясь теперь на своего могущественного зятя, усилил власть не только по отношению к кабардинскому народу, но и к соседним горским народам: ингушам, осетинам и другим. конце концов сам крымский хан Девлет-Гирей в 1570 году напал на Темрюка. сражении на левом притоке Кубани Ахуже князь был смертельно ранен, а два его сына попали в плен.

В период феодальной раздробленности XVI-XVIII вв. Кабарда сегментировалась на ряд феодальных уделов. 70-е годы (XVI века), несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснено из него более чем на 100 лет.

О дальнейшей истории читаем Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX века:

  • 1722 год - Во время персидского похода Петра I, кабардинцы, несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России; последняя усердно заботилась о сохранении дружественных отношений с кабардинцами, которые держали в зависимости все соседние горские племена - ингушей, осетин, абазинцев- и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет.
  • 1739 год - По Белградскому миру Россия отказалась от своих исторически сложившихся отношений к Кабарде, которая объявлена была свободной (вольной, независимой) и должна была служить буфером между Россией и Турцией.

Таким образом, начиная с 1739 года, кабардинцы юридически не были под властью России, Турции или кого-либо ещё; Кабарда была объявлена вольной - независимой (нейтральной), что, конечно, не препятствовало кабардинским аристократам наниматься на службу русскому царю.

В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич - организовал сопротивление окопавшемуся в Астрахани атаману Заруцкому, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.

Кавказская война

Основная статья: Кавказская война

Покорение Кавказа Российское самодержавие решило начать с Восточной области Черкесии - Кабарды, занимавшей в то время обширные территории. Через Кабарду проходили важнейшие дороги в Закавказье. По словам российского историка В. А. Потто «Влияние Кабарды было огромным и выражалось в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Фраза „он одет…“, или „он ездит как кабардинец“ звучала величайшей похвалой в устах соседних народов», «В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их на Кавказ было огромным…»

В 1763 году Российская империя начала строительство в Кабарде крепости Моздок; кабардинское посольство, принятое императрицей Екатериной II в 1764 г, требовало прекратить строительство крепости, но получило отказ. Это привело к войне России с Черкесией, длившейся, в общей сложности около 101 года, в результате которой территория Черкесии вошла в состав Российской империи, территории её разрознены, а большая часть коренного населения выселено.

До начала XIX века, Кабарда фактически в одиночку сражалась с русскими войсками, численность которых на Кавказе с каждым годом увеличивалась. конце 18 века война перекинулась и в Западную Черкесию, а в 1817 году военные действия начались и в Восточном Кавказе. К этому моменту Кабарда уже была сильно ослаблена войной. дополнение ко всему в начале 1820-х годов в Кабарде разразилась эпидемия чумы, которая скосила большую часть населения. Малой Кабарде, где болезнь сильнее всего свирепствовала, практически все население погибло, а территории её фактически стали пустынными. После того как большая часть кабардинцев погибло в военных действиях, а большинство оставшегося население погибло от эпидемии чумы, Кабарда уже не могла продолжать военные действия против колонизаторов. И в 1825 году, Кабарда пала и была включена в состав Российской империи.

Однако кабардинцы продолжали отчаянное военное сопротивление русским войскам даже после завоевания Кабарды. Многие из них ушли в Западную Черкесию к другим адыгам, где они организовали в Закубанье «Хажретову Кабарду» («Беглую Кабарду») и продолжали сопротивление до 1864 г., а некоторые в Чечню и Дагестан чтобы там продолжить войну.

После поражения в Русско-Кавказской войне (1864 г.), большая часть адыгов (в том числе кабардинцы) были убиты, а большинство из оставшегося населения, были переселены насильно в Османскую империю. результате, вся территория Черкесии была разрознена войной и включена в состав Российской империи

Кабарда же, после включения в состав Российской империи вошла в Нальчикский округ Терской области, а в титуле российских императоров появилась строка «государь Кабардинской земли».

Сословная организация до 1917 года

Чхеидзе Константин Александрович так характеризовал структуру общества: "Кабардинцы в социальном отношении делятся на: 1 – князья, их не много, пять-шесть фамилий: Атажукины, Эльбездуковы, Мисостовы, Карамурзины (вымирают), Наурузовы, Докшукины (вымирают); 2 – высшее дворянство, три фамилии: Куденетовы, Анзоровы и Тамбиевы; 3 – обыкновенное дворянство – кабардей-ворки, их вместе с двумя первыми разрядами до 25 % населения; 4 – вольный народ и бывшие вольноотпущенники; 5 – народ просто, бывшие раньше в рабстве".

Язык и письменность

Основная статья: Кабардино-черкесский язык

Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.

До середины 19 века, письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе. 14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».

С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.

Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. других странах проживания, используются в качестве второго языка - государственный язык данной страны.

Религия

Кабардинцы как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка.

Процесс проникновения ислама в адыгскую среду наиболее интенсивно началось с падения Византийской империи в 1453 году, когда на её территории образовалось могущественная Османская империя, а в Крыму обосновался его сильнейший союзник и вассал Крымское ханство. Адыги, будучи в тесных контактах с ними, начали постепенно заимствовать у них религию. Окончательно ислам укоренился и утвердился в адыгской среде в начале XVIII века.

В советское время когда в стране религии были под запретом, кабардинцы, как и все народы Советского Союза, считались атеистами. Хотя на деле кабардинцы, как и другие мусульманские народы Кавказа, скрыто продолжали исполнять некоторые каноны ислама, такие как пост Священного месяца Рамадан и т. д. С падением СССР началось возрождение основ религии.

Ныне кабардинцы в России и за рубежом являются суннитами и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба, имеет также малое распространение шафиитский мазхаб. Саудовской Аравии где проживают более 20 тыс. адыгов (черкесов), на государственном уровне все мусульманские народы придерживаются принципов правовой школы ханбалитского мазхаба.

Также малая часть проживающих в Моздокском районе Северной Осетии кабардинцев исторически считается православными.

Адыгская литература

Али Шогенцуков - основоположник кабардинской поэзии. Основная статья: Кабардинская литература, Адыгская литература

Письменная литература на кабардино-черкесском языке ещё очень молода. Но при этом существовал богатый устный фольклор, представленная эпосом «Нарты», общим для многих кавказских народов и уходящими корнями вглубь веков.

До XX века письменная кабардинская литература была представлена на основе арабского алфавита. Однако нормативный литературный язык был разработан лишь в 1923 году.

На кабардино-черкесском языке писал ряд кабардинских и поэтов:

Кабардинские литераторы

  • Балкарова, Фоусат Гузеровна (1932-2009)
  • Бештоков, Хабас Карнеевич (1943)
  • Кешоков, Алим Пшемахович (1914-2001)
  • Куашев, Бетал Ибрагимович (1920-1957)
  • Пачев, Бекмурза Машевич (1854-1936)
  • Сокуров, Мусарби Гисович (1929-1990)
  • Теунов, Хачим Исхакович (1912-1983)
  • Тхагазитов, Зубер Мухамедович (1934)
  • Шогенцуков, Адам Огурлиевич (1916-1995)
  • Шогенцуков, Али Асхадович (1900-1941)
  • Шортанов, Аскерби Тахирович (1916-1985)

Традиционные занятия

Традиционные занятия кабардинцев - пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Также кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские - кузнечное, оружейное, ювелирное, женские - сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Черкесская (адыгская) национальная одежда

Кабардинцы в конце 19 века. Хромолитография

Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда - бурка, овчинная шуба.

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ).

Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа - Кама (кинжал), либо типа -Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей. Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.

Кабардинцы при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Кабардинская национальная кухня

Основная статья: Кабардинская кухня

Традиционная пища кабардинцев - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя - махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.

Семья

Кабардинская семья, 1900 год

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью.

Адыгские традиции

Кабардинец в национальном костюме

У кабардинцев всегда высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество. Гость считался посланцем бога и отношение к нему было соответственное. Кабардинцы строили для гостей отдельный домик со всем необходимым для приятного и спокойного отдыха. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега. Обслуживать его обязан был сам хозяин дома. Гостю оказывались самые доброжелательные знаки внимания и при необходимости могли отдать жизнь за него. высших сословиях было широко распространено и аталычество, один из древнейших обычаев у всех народов Кавказа. Большое внимание уделялось «адыгэ хабзэ» - совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Особенно строго он соблюдался уорками, поэтому её называли «уоркъ хабзэ». весь моральный кодекс назывался «адыгагъэ» (адыгство). немецкий академик П-С. Паллас, побывавший в Кабарде в 1793 году, назвал кабардинский этикет «вежливостью, доведенной до крайности». Благожелательность-главная черта кабардинского этикета. 16-18 вв. этикет кабардинцев считался наиболее разработанным и изысканным на всем Кавказе, поэтому сюда приезжали учиться правилам поведения дети знати кавказских народов и крымских ханов.

На вопрос подскажите пожалуйста какая вера у народов кавказа??у каждого в отдельности?Абхазы, Грузины, Чеченцы?и другие тоже... заданный автором [email protected] лучший ответ это Вы даже толком наций на Кавказе не различаете, всех в одну кучу - кавказцы, а ведь здесь каждая нация индивидуальна, каждая абсолютно. Что касается религии. Грузины, армяне, абхазы - христиане, это Закавказье. А на Северном Кавказе - чеченцы, ингуши, кабардинцы, черкесы - мусульмане, а вот осетины - есть и христиане и мусульмане, единой религии нет

Ответ от Anna [гуру]
грузины христиане, часть армян христиане, а остальные мусульмане


Ответ от Iriina /// [гуру]
Чеченцы в основном вахабиты-экстремистская ветвь ислама..


Ответ от Денис Дмитриев [гуру]
Абхазы тоже христиане.


Ответ от Al Pankoff [гуру]
часть абхазии осетия грузия-- православные
армения-армянская церковь. дохолкидонская ветвь христьян
остальные ---ислам


Ответ от Causa Sui [гуру]
Есть ещё вкрапления иудаизма.


Ответ от Galya [гуру]
bhaziya..gruzini v bolshenstve svoem pravoslavnie. armyani u nih svoya cerkov...no i pravoslavnih hvataet.
4e4enci..azerbadjanci..turkmeni..tadjiki..uzbeki... musulmane


Ответ от Аида Крюкова [гуру]
Армяне - христане, грузины - тоже, абхазцы - мусульмане. По-моему, так!


Ответ от Lu Mai [гуру]
Ну, вот весь Кавказ в кучу смешали.. .
Грузины-православные христиане, абхазы -часть православные, часть -мусульмане.
Чеченцы-мусульмане, ингуши -тоже, дагестанцы -мусульмане.


Ответ от Никола Нидвора [мастер]
Грузины, абхазы - православные христиане*
Армяне - христиане-монофизиты*
Азербайджане - мусульмане-шииты*
Практически все осталальные**, в том числе и чеченцы - мусульмане-сунниты*
* Имеется в виду доминирующая религия.
**Перечисление всех народов Кавказа вряд ли возможно там, что ни аул, то новая народность. Среди малых народов есть и преимущественно шииты, и преимущественно христиане.


Ответ от Валерий Сокулин [гуру]
"Вера - осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" - апостол Павел.
Она либо есть, либо её нет.
И она одна.
Вероисповеданий тьма (способов поклонения Господу) .
На Кавказе разные конфессии (около7) ислама и христианство.
"Осуществление ожидаемого" - прощение вся и всех и за всё; бескорыстная помощь нуждающимся в помощи.


Ответ от Zinaida [гуру]
Абхазы - часть мусульмане, часть христиане.
Грузины - православные христиане.
Армяне - христиане. Они ПЕРВЫМИ приняли его на территории бывшего СССР.
Чеченцы - мусульмане.
Осетины - христиане.


Ответ от Максим Тхоржевский [новичек]
Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.
Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.
О национальной кухне адыгов:
Пища адыгов являлась той составной частью культуры народа, которая больше всего связана с его бытом и более стойко сохраняет национальные и специфические черты. Основу питания адыгов составляли продукты животноводства и растениеводства. Повседневная пища отличалась от праздничной. Для праздников и гостей пища была


Ответ от Дмитрий Симакин [активный]
У осетин три основные субэтнические группы: иронцы, дигорцы (на западе Северной Осетии) и кударцы (Южная Осетия). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет два диалекта: иронский (лег в основу литературного языка) и дигорский. Письменность с XIX века на основе русского алфавита.
Осетины (дигорон) - это дигорцы, иронцы (ирон). Осетию зовут Иристон. Можно также назвать и сложившиеся исторически этно-культурные сообщества по месту проживания (ущелью): алагирцы,
куртатинцы, тагаурцы, трусовцы, туальцы, уаллагкомцы. Сохранились также этнонимы туалаг, - двалы, группа осенин Наро-Мамисонского региона, и хусайраг - хусары, группа осетин Южной Осетии) - народ в Российской федерации.
Считается что большинство иронцев исповедует православие, проникшее в VI - VII веках из Византии, позже из Грузии, с XVIII века из России. Дигорцы - ислам (воспринятый в XVII - XVIII веках от кабардинцев). На практике воцерковленных и практически практикующих православие и ислам не так много. На практике достаточно высокой популярностью пользуются языческие верования и обряды в симбиозе с христианством.
Существует мнение, что язычества среди осетин нет, так как ими признается единобожие. А некоторые особенности традиционного поклонения не каноническим, на первый взгляд, святыням есть особенности восприятия христианства, знакомого осетинам и их предкам аланам еще с 916 года, когда состоялось великое крещение Алании, и определяющимся историей народа до нового крещения осетин весной 1745 г. русской православной духовной комиссией, которая прибыла в Осетию во главе с архимандритом Пахомием Осетинская, что стало политическим актом лояльности к России.
В "народном христианстве" помимо почитания Бога-Творца (осет. Хуыцау, Хуцау) и его сына Иисуса Христа (осет. Йесо Чырысти), большую роль в осетинском христианстве играет культ святых: почитание Дон-Беттыр (Апостол Пётр), Уац-Тырджи (Георгий Победоносец), Уац-Илла (Илья-пророк), Фыд Иуане (Иоанн Креститель), Тутыр (Феодор Тирон), Никкола (Николай Чудотворец) и пр. Почитается Троица (осет. Саниба).
В центре религиозных церемоний была семейная трапеза, где роль молитв выполняли тосты и застольные песни религиозного характера.
Особая роль отводилась святилищам (дзуар), где совершались моления, жертвоприношения и торжества (куывд). Жрецом дзуара (дзуари-лаг) прежде всегда был старший в роде. Когда приходят к месту дзуара, мужчины отделяются от женщин и говорят между собою сначала не иначе как шепотом.


Ответ от Ultj fghj [новичек]
грузины абхазцы осетины армяни аджарцы хрестиани! чеченцы аварцы даргиныы табасаранцы азербайджанц турки ингушшы мусулмани итд


Ответ от Владимир Орлов [новичек]
Малая часть кабардинцев христиане, живут в РСО Алания (моздокский район) и в Ставропольском крае. В прошло часть кабардинцев были христианами. В Грузии есть народ Бацбийцы (христиане) родственники чеченцам и ингушам.


Ответ от Hamo123 [новичек]
по любому грузины лучше их во всех понятиях


Ответ от Ђесса Балахтар [новичек]
На территории Армении есть языческие народности?


Ответ от (((Батчаев)) [новичек]
Грузины христиане, осетины христиане, абхазы христиане, их младший брат абазины мусульмане, карачаевцы мусульмане, черкесы мусульмане, балкарцы мусульмане, адыги не знаю, ингуши чеченцы мусульмане, аварцы и даргинцы мусульмане. Всех кого знаю написал


Ответ от Арти Ман [новичек]
Давайте начнём сначала...Каваказ - Горный регион Азии...В него входит: Кабардино- балкария. Карачаево- черкессия. Дагестан. Алания (Северная Осетия). Чечня. Ингушетия. Адыгея. Ставропольский край. Это были кавказские республики России (Ставропольский край полностью из российского народа, по этому является православным, христианским краем. Грузия. Не признанная Абхазия. Непризнанная Южная Осетия. Древняя Армения. Азербайджан.
Армения - страна принявшая первым христианство. Примерно 98% армении, а их практический 3000000 христиане.
Грузия - привила христианство после армении. Но меняла религию Аш несколько раз. На данный момент Грузия христианская страна.
Азербайджан - не настоящая и новая страна, из народов - армении, антропотены, туркменов, курдов, Сасанидов. Евляется полностью мусульманской страной.
Адыгея - в Адыгеи принято мусульманство, но сейчас там больше христиан.
Алания (с. осетия) мусульмаская страна. После распада единой Осетии она вошла в Россию и приняла христианство, но мусульманство и одноязычесво принято.
Дагестан - Ислам главное в этой стране, она важна в экономике и внуютриних дел страны. Христианство там очень малая роль.
Южная Осетия. Меняла не сколько раз религию. Сейчас там иудаизм, христианство, ислам, одноязычество
Ингушетия - мусумание и христианство, с давних пор соревнуется там. Принято и язычество.
Чечня - мучульмания главное там. Но есть и христианство так как это страна теперь субъект России.
Кабардино- балкария - христианская страна имеющая православие и атеистку.
Карачаево - черкессия - христианская страна с появления.
Абхазия - часть этой страны христианский народ, а так мусульмаская страна, но ислам там малая часть. Все))

Кабардинцы (самоназвание – ады́га) – один из «титульных» народов Кабардино-Балкарской республики. К адыгам принадлежат современные кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Адыги — автохтонный народ Кавказа. Со средних веков они известны в исторической литературе под названием «черкесы».

Адыги – народ древний. В прошлом они имели культурно-исторические связи с Циркумпонтией, народами Передней Азии и Ближнего Востока. Как этнос адыги сложились в бронзовый период, когда они стали основателями «Майкопской культуры». В древних источниках они фигурируют как меоты. В этот этнос также входили несколько племен: синды, ахеи, керкеты, зиххи. Уже в первом тысячелетии до н.э. меоты имели экономические и культурные связи с киммерийцами и греческими городами. Такое сотрудничество с развитыми в то время народами привело к образованию государства Синдика. Во второй половине первого тысячелетия н.э. завершилось объединение адыгских племен – образовалась Конфедерация зиххов со столицей Никопсис. В раннее средневековье адыги называли себя «зиххами».

В арабских, русских, персидских исторических документах Х — ХII веков адыги называют еще «касогами» («кашаками»).

К середине IХ века Зиххская конфедерация (ее еще называют «государством князя Инала») распалась. Новое объединение адыгских племен произошло после разгрома хазаров русскими войсками. В Х — ХI вв. оно присоединило к себе Тмутараканское княжество, где находилось зиххское архиепископство.

К ХII веку Тмутараканское княжество присоединилось к Византии. В этот период начинается разъединение адыгских племен, прямым результатом которого является начало формирования кабардинского субэтноса в центральной части Северного Кавказа. В ХIII веке нашествие монголо-татар существенным образом изменило этнополитическую картину Северного Кавказа. С этого времени, как сказано выше, появляется термин «черкес» — общее название всех адыгских племен.

ХII — ХIV столетия – эпоха появления на Центральном Кавказе нового мощного объединения адыгских племен, территория которого с ХV века стала называться «Къэбэрдей» («Кабарда»), а люди, проживающие в ней, кабардинцами. Экономический и политический расцвет Кабарды приходится на ХVI — ХVII века, когда твердо установились общественные институты – верховный князь, хасэ (совет), суды. Именно в этот период Кабарда стала выделяться из других национально-территориальных образований Северного Кавказа высоким уровнем жизни населения и своей самобытной культурой.

В 1557 году Россия и Кабарда заключили военно-политический союз. Прочению этого союза способствовала выдача дочери верховного князя Кабарды Темрюка Идарова Гуашаней (Марии) за русского царя Ивана IV. Кабардинские князья начали ездить в Москву служить государю. В истории России их имена вошли как могущественные князья Черкасские, сыгравшие выдающуюся роль в укреплении русского государства.

В первой половине ХVIII века между Россией и Османской империей происходили серьезные конфликты и споры на право владения Кабардой. По Белградскому мирному договору 1739 года Кабарда признавалась независимым государством, однако с 60-х годов Россия вступила на путь колониальной политики по отношению к Кавказу. Первый удар был нанесен на Кабарду, и она потеряла свою независимость в начальном этапе (1763 — 1822) Кавказской войны. Война завершилась 21 мая 1864 года с покорением царскими войсками Западной Черкесии. После окончания войны большая часть адыгов, в том числе и кабардинцев, переселились в Османскую империю.

В 1921 году кабардинцы обрели свою государственность в форме автономии – была образована Кабардинская Автономная область в составе РСФСР. В 1922 году к ней присоединилась и Балкария, в 1936 году она стала республикой – Кабардино-Балкарская АССР, с 1992 года переименована в Кабардино-Балкарскую Республику.

Кабардинцы по своему вероисповеданию мусульмане-сунниты, исключение составляют православные кабардинцы, проживающие в г. Моздоке и ряде прилегающих населенных.

Самоназвание - адыге. Коренное население Кабардино-Балкарии. Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Численность в России 386 тысяч человек (1989), в т. ч. в Кабардино-Балкарии более 300 тысяч. Относятся к промежуточному между кавкасионским и понтийским антропологическому типу балкано-кавказской расы большой европеоидной расы.

Язык

Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Распространен также русский язык.

Религия

Верующие мусульмане-сунниты, моздокские кабардинцы в основном христиане-православные.

История

Предки кабардинцев, как и других адыгских народов (современных адыгейцев и черкесов), были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они известны в I - VI вв. как зихи, в XIII - XIX вв. как черкесы. В середине I тыс. часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В XIII - XV вв. наблюдалось обратное движение в Центральном Предкавказье, завершившееся формированием кабардинской народности и образованием Кабарды самостоятельной политической единицы. В 1557 г. Кабарда добровольно присоединилась к России. Общественный строй XVI - XVIII вв. - феодализм, советом феодалов избирался верховный князь уалий. Сохранялись пережиточные архаические формы публичной власти: народные собрания, тайные мужские союзы. Со второй половины XIX в. под влиянием русской культуры возрастают темпы социально-экономического развития, появляется национальная интеллигенция.

Процессы этнической консолидации кабардинцев усилились с получением в советское время автономии. В 1921 г. в составе РСФСР образована Кабардинская АО, в 1936 г. - Кабардино-Балкарская АССР (в настоящее время - Кабардино-Балкарская Республика).

Этнография

Традиционные занятия кабардинцев - пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремесла: мужские-кузнечное, оружейное, ювелирное, женские-сукновальное, войлочное, золотошвейное. Традиционные мотивы шитья - стилизовованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

Планировка поселений до середины XIX в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей - кунацкая.

Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырехскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX в. Жилище разделено на несколько помещений с отдельными входами - по числу сегментов большой семьи.

Традиционный мужской костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний - бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда - шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

Традиционная пища - вареная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушеная и копченая баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подается паста (круто сваренная пшенная каша). Напиток - махсыма изготовляется из пшенной муки с солодом.

Система родства арабского типа. В сфере духовной культуры особое место занимает адыгэ хабзэ - совокупность традиционных норм и правил обхождения и поведения (этикет). Традиционные игры и зрелища носили военизированный характер (стрельба по подвижным и неподвижным мишеням, стрельба в мишень на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооруженных палками пеших и др.). Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др.

Источники:

  • Народы мира. Историко-этнографический справочник. - М., 1988.