Понятие оттепель связано с правлением. Ссср в период «хрущевской оттепели

Оттепель в СССР – это условное неофициальное название периода, который длился с середины 50- и по середину 60-х годов. Характеризуется значительными переменами, в частности, развенчиванием культа личности Сталина, либерализацией свободы слова, уменьшением цензуры. В большей степени стала доступна западная литература. В отношении политической и общественной жизни той эпохи тоже наблюдались определённые послабления, чего советская действительность не видела с 20-х годов.

А некоторые моменты в истории СССР вообще происходили впервые: осуждение собственных ошибок, прошлого, репрессий. К сожалению, это не стало глубоким процессом, не изменило сути происходящих событий: всеобщий контроль, централизация власти и многое другое оставались в СССР, как минимум, до перестройки, а кое-что исчезло только с распадом Советского Союза. Но влияние хрущевской оттепели сказывалось ещё долго. Власти продемонстрировали, что диктатура – необязательна.

Довольно интересно преобразовалась и духовная жизнь. В СССР стали больше внимание проявлять ко всему западному, демонстрировать большую открытость. Меньшей цензуре подвергалось творчество. К этому же периоду относятся и попытки добиться определённых изменений в управлении народным хозяйством. Они характеризуются некоторой наивностью, поскольку для успешной реализации требовали более серьёзной и более глубокой проработки. Однако позитивные результаты у этих изменений всё-таки были.

Период оттепели большинство в СССР поразил критикой культа личности Сталина. Однако он также показал, что многие были не согласны с проводившейся политикой. Ярким примером стало сближение с Югославией, отношения с которой диктатор разорвал. Кроме того, не стоит забывать о том, какое событие произошло в СССР в период оттепели: ликвидация ГУЛАГа. Это было также непосредственно связано с осуждением репрессий, со вспыхивавшими бунтами. Некоторые историк отмечают, что со временем данную систему становилось всё более невыгодно содержать, поэтому, возможно, в разрушении структуры изнутри имелась и коммерческая подоплёка.

Тем не менее к периоду оттепели относится также провозглашение курса на мирное сосуществование с западными странами. Делался акцент на том, что очень важно уметь уживаться в одном большом мире. Необходимо отметить, что номенклатура радовалась этим переменам и довольно охотно их поддерживала, потому что при Сталине опасность угрожала практически каждому. Теперь же не приходилось постоянно бояться за свою жизнь. Так что для многих у периода оттепели были одни только положительные моменты.

Вполне лояльной оказалась хрущёвская политика и для военнопленных: многих японцев и немцев просто отправили домой, в свои страны. Стоит отметить, что речь идёт о десятках тысяч людей. Большей части депортированных народов разрешили вернуться на места их прежнего проживания. Заметно смягчилось трудовое законодательство: отменили уголовную ответственность за прогул, кроме того, пошли разговоры о декриминализации других статей. Из УК было убрано также понятие «врага народа».

Существовали и определённые подвижки на международной арене. С СССР договорились о выводе оккупационных войск из Австрии и о том, что государство будет сохранять политическую нейтральность. В этом отношении оттепели период дал Западу больше, чем те вначале рассчитывали. Он показал, что с Советским Союзом сложно, но можно договариваться. А этого после Второй мировой войны хотели больше всего.

Противоречия

В то же время в период оттепели в СССР был арестован Иосиф Бродский, преследовали Пастернака за публикацию своего произведения в Италии, подавлялось восстание в Грозном, в Новочеркасске (последнее – с применением оружия). Помимо перечисленного, были расстреляны с нарушением фундаментальных принципов права валютчики (дело Рокотова), которым трижды пересматривали дело. Смертный приговор назначили после того, как вступил в силу закон, дающий соответствующее право. Как известно, уголовный закон не имеет и не может иметь обратную силу, за исключением отдельных ситуаций амнистии. Однако здесь этот принцип просто проигнорировали. Такое решение вызвало протесты даже у следователей, которые вели это дело. Но повлиять на ситуацию не удалось: приговор был приведён в исполнение.

Довольно скандальным и неприятным для СССР оказался эпизод с Бродским, характеризовавшийся попытками привлечь внимание советской интеллигенции и мировой общественности. В итоге удалось добиться того, чтобы поэту сократили срок. А активная деятельность по освобождению стала фундаментом для зарождения в СССР правозащитного движения, которое развивается и сегодня. К вопросу прав человека в Советском Союзе оказалось приковано внимание, об этом начали говорить, что во время жизни Стали было просто невозможно себе представить. Это уже показывало определённые подвижки в общественном сознании, но не делало социум полностью здоровым.

Изменения в искусстве

Тема десталинизации, необходимости и важности перемен поднималась в фильме «Чистое небо». Пастернак смог опубликовать «Доктора Живаго» в Милане, хотя и столкнулся впоследствии со связанными с этим проблемами. Напечатали Солженицына, что раньше, опять же, невозможно было вообразить. Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов начали реализовываться как режиссёры. В настоящее культурное событие превратилась кинокартина «Карнавальная ночь», были и другие интересные произведения.

Негативные перемены

Нельзя сказать, что все перемены без исключения были однозначно позитивными. Довольно негативными для СССР оказались изменения в архитектуре. В стремлении быстро всех обеспечить жильём было решено отказаться от «ненужного украшательства», лишь бы оно не мешало функциональности домов. В итоге здания оказались типовыми, однообразными, они начали представлять собой шаблонные коробки, потеряли индивидуальность. Значительно урезали площадь на каждого человека. Ухудшился вопрос со слышимостью: появились дома, в которых то, что говорят на одном этаже, можно было без проблем разобрать через несколько этажей. К сожалению, такие стандарты в строительстве оставались до распада СССР, изменяясь в большинстве своём только в худшую сторону.

Позитивный отклик

Появление оттепели породило другое явление – шестидесятников, то есть молодых людей, которые прошли войну (или их родственники), разочаровались в Сталине. Однако при этом решили, что коммунистическая власть здесь ни при чём, услышав о развенчивании культа личности. Они активно противопоставляли образу диктатора – Ленина, романтизировали революцию и существующие идеалы.

В итоге, как отмечают многие исследователи, появление такого смягчения выглядит несколько двояко. Безусловно, либерализация режима, большая творческая свобода – это позитивно. Однако у народа появилось ощущение, что советская власть действительно умеет признавать свои ошибки, делать выводы, что к прежнему возврата не будет, что что-то движется на пути к улучшению и к исправлению.

Между тем расстрел вопреки действовавшему тогда законодательству валютчиков очень красноречиво показал, что все перемены скорее касаются формы, а не сути происходящего. ГУЛАГ был расформирован, но одновременно с этим лиц, имевших непосредственное отношение к происходившим там преступлениям, не осудили. Публично не заявили о недопустимости подобных методов по отношению к людям. Советская власть не признала ответственности за то, что она в действительности допускала.

Подобное изобличение оказалось бы слишком опасной для самой номенклатуры, которая так или иначе была частью сталинской репрессивной машины. Кто-то исполнял преступные указы, а кто-то даже проявлял инициативу. В итоге осуждение Сталина было осторожным. Он всё равно признавался выдающимся деятелем своей эпохи. Осуществлённый им геноцид назывался «ошибками», которые имели место, по словам советских деятелей, «ближе к концу».

Подводя итоги, можно отметить, что определённые позитивные изменения, безусловно, были. Но их оказалось намного меньше, к тому же многие имели временный характер. А некоторые достижения на пути к либерализации были отменены в связи с приходом Брежнева. Поэтому, говоря о позитивных моментах, нельзя забывать и о негативных.

Где было положено начало новому этапу в жизни Советского государства. Именно на этом съезде в феврале 1954 года был прочитан доклад нового главы государства, основными тезисами которого были развенчание Сталина, а также многообразие путей достижения социализма.

Оттепель Хрущева: кратко

Жесткие меры времен позже коллективизации,

индустриализации, массовых репрессий, показательных процессов (вроде гонений на врачей) были осуждены. Альтернативно было предложено мирное сосуществование стран с разным социальным устройством и неприятие репрессивных мер в построении социализма. Кроме того, был взят курс на ослабление контроля государства над идеологической жизнью общества. Одной из главных характеристик тоталитарного государства является как раз жесткое и повсеместное участие во всех сферах общественной жизни - культурной, социальной, политической и экономической. Такая система изначально воспитывает в собственных гражданах нужные ей ценности и мировоззрение. В этом отношении, по мнению ряда исследователей, оттепель Хрущева положила конец сменив систему отношений между властью и обществом на авторитарную. С середины 50-х годов начинается массовая реабилитация осужденных в процессах сталинской эпохи, многие политзаключенные, дожившие до этого времени, были выпущены на свободу. Создавались специальные комиссии по

рассмотрению дел невинно осужденных. Более того, были реабилитированы целые народы. Так оттепель Хрущева позволила вернуться на родину крымским татарам и кавказским этносам, депортированным во времена Второй мировой войны сталинскими волевыми решениями. Отпущены на родину были многие японские и немецкие военнопленные, оказавшиеся после в советском плену. Их количество исчислялось десятками тысяч. спровоцировала масштабные общественные процессы. Прямым следствием ослабления цензуры стало освобождение культурной сферы от оков и необходимости петь дифирамбы действующему режиму. На 50-60-е годы приходится подъем советской литературы и кинематографа. Вместе с тем, эти процессы спровоцировали и первую заметную оппозицию советскому правительству. Критика, которая началась в мягкой форме в литературном творчестве писателей и поэтов, стала предметом общественного обсуждения уже в 60-е годы, породив целый пласт оппозиционно настроенных «шестидесятников».

Международная разрядка

В этот период происходит и смягчение во внешнеполитическом курсе СССР, одним из главных инициаторов которого также был Н. С. Хрущев. Оттепель помирила советское руководство с Югославией Тито. Последний долгое время представлялся в Союзе времен Сталина, как отступник, едва ли не фашистский приспешник лишь за то, что самостоятельно, без указаний из Москвы, руководил своим государством и шел

собственным путем к социализму. В этот же период происходит встреча Хрущева с некоторыми западными лидерами.

Темная сторона оттепели

А вот отношения с Китаем начинают портиться. Местное правительство Мао Цзэдуна не восприняло критику сталинского режима и посчитало хрущевское смягчение отступничеством и слабостью перед Западом. Да и потепление советского внешнеполитического курса в западном направлении не продлилось долго. В 1956 году во время «венгерской весны» ЦК КПСС демонстрирует, что вовсе не намерен выпускать Восточную Европу из орбиты своего влияния, утопив в крови местное восстание. Подавлены подобные выступления в Польше и ГДР. В начале 60-х обострение отношений с США буквально ставит мир на порог третьей мировой войны. Да и во внутренней политике достаточно быстро обозначились границы оттепели. Жесткость сталинской эпохи уже никогда не вернется, однако аресты за критику режима, исключения, понижения в должности и прочие подобные меры вполне практиковались.

  • 8 Вопрос: Основные периоды Древнеримской истории. Раскол империи на Западную и Восточную.
  • 9 Вопрос: Великое переселение народов. Падение Римской империи.
  • 10 Вопрос: Территория России в системе Древнего мира. Скифские племена и греческие колонии в Северном Причерноморье.
  • 11 Вопрос: Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза славянских народов.
  • Вопрос 12. Государства Европы в раннее средневековье. Распространение христианства
  • Вопрос 14. Древнерусская государственность и её особенности. Крещение Руси.
  • Вопрос 15. Русь в период политической раздробленности. Основные политические центры, их государственный и общественный строй.
  • Вопрос 16. Экспансия Запада и ордынское нашествие на Русь. Иго и дискуссии о его роли в становлении Русского государства.
  • Вопрос 17. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Рост территории Московского княжества в XIV - первой половине XV в.
  • Вопрос 18
  • Вопрос 19
  • Вопрос 20
  • Вопрос 21
  • Вопрос 22.
  • Вопрос 23.
  • 24. Европейское Просвещение и рационализм.
  • 25-Великая французская революция
  • 27. Война за независимость североамериканских колоний Англии. Образование сша.
  • 28 Вопрос: «Смутное время»: ослабление государственных начал в России. Роль ополчения к. Минина и д. Пожарского в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. Земский собор 1613 г.
  • 29. Петровская модернизация, ее особенности и значение для развития России.
  • 30. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.
  • 31. Европейские революции XIX века. Ускорение процесса индустриализации и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.
  • Вопрос 32; Наполеоновские войны. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода в Европу.
  • 33. Попытки реформирования политической системы России при Александре I.
  • 34. Внутренняя и внешняя политика Николая I.
  • 35.Модернизация России в период правления Александра II
  • 36. Внешняя политика России во второй половине XIX века.
  • 37. . Российская экономика конца XIX - начала XX века. Форсирование российской индустриализации «сверху». Реформы с.Ю. Витте и п.А.Столыпина.
  • 38. Первая российская революция (1905 – 1907 гг.).
  • 39. Политические партии в России в начале XX века. Генезис, классификация, программа, тактика.
  • 40) Первая мировая война. Предпосылки, ход, итоги. Новая карта Европы и мира.
  • 41) Политический кризис власти в годы. Первой мировой войны
  • 42) Альтернативы развития России после Февраля 1917 г
  • 43). Начало формирования однопартийной политической системы
  • 44) Гражданская война и интервенция (кратко)
  • 45) Международные отношения между двумя мировыми войнами
  • 46) Экономический и политический кризис в России в начале 20-х годов. Переход от «военного коммунизма» к нэПу.
  • 47) Борьба в руководстве ркп(б)-вкп(б) по вопросам развития страны
  • 48.Мировой экономический кризис 1929 года и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» ф. Рузвельта.
  • 49. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. «Народные фронты» в Европе.
  • 50.Форсированная индустриализация и политика сплошной коллективизации сельского хозяйства в ссср. Их экономические и социальные итоги.
  • 51. Советская внешняя политика в 30-е годы и в условиях начавшейся Второй мировой войны в 1939-1941 годах.
  • 52. Великая Отечественная война. Решающий вклад Советского союза в разгром фашизма. Итоги Второй мировой войны.
  • 53. Осложнение международной обстановки после окончания Второй мировой войны, распад антигитлеровской коалиции, начало холодной войны.
  • 54. Внутренняя и внешняя политика ссср в 1946-1953 годах. Восстановление народного хозяйства, ужесточение политического режима и идеологического контроля в стране.
  • 55. Хрущевская «оттепель».
  • 56. Конфронтация двух мировых систем в 60-80-е годы XX века. Крах колониальной системы, гонка вооружений.
  • 57 Развитие мировой экономики за 1945-1991 годы. Доминирующая роль сша. Нтр и ее влияние на ход мирового общественного развития.
  • 58 Стагнация в экономике и предкризисные явления в ссср в конце 70-х начале 80-х годов.
  • 59 Цели, основные этапы « перестройки» в экономическом и политическом развитии ссср в 1985-1991 годах.
  • 60 Внешняя политика ссср в 1985-1991 годах. Конец холодной войны.
  • 63 Внутренняя и внешняя политика Российской Федерации в 1991-2011 годах.
  • Вопрос 64: политические партии и общественные движения действуют в России на современном этапе
  • 66 Вопрос.
  • 55. Хрущевская «оттепель».

    Период хрущевской оттепели – это условное название периода в истории, длившегося с середины 1950-х годов по середину 1960-х годов. Особенностью периода было частичное отступление от тоталитарной политики сталинской эпохи. Хрущевская оттепель – это первая попытка осознания последствий сталинского режима, которая раскрыла особенности общественно-политической политики сталинской эпохи. Главным событием этого периода считается XX съезд КПСС, который раскритиковал и осудил культ личности Сталина, подверг критике осуществление репрессивной политики. Февраль 1956 года ознаменовал начало новой эпохи, которая ставила своей задачей изменение общественно-политической жизни, изменение внутренней и внешней политики государства.

    События Хрущевской оттепели

    Период хрущевской оттепели характеризуется такими событиями:

    Начался процесс реабилитации жертв репрессий, подавалось амнистии невинно осужденное население, родственники «врагов народа» стали невиновными.

    Республики СССР получили больше политических и правовых прав.

    1957 год ознаменовался возвращением чеченцев и балкарцев на свои земли, с которых они были выселены в сталинское время в связи с обвинением в предательстве. Но такое решение не касалось поволжских немцев и крымских татар.

    Также 1957 год знаменит проведением Международного фестиваля молодежи и студентов, что в свою очередь, говорит о «приоткрытии железного занавеса», смягчении цензуры.

    Результатом этих процессов является появление новых общественных организаций. Профсоюзные органы подаются реорганизации: сокращен штат высшего звена профсоюзной системы, расширено права первичным организациям.

    Были выданы паспорта людям, проживающим в селе, колхозе.

    Стремительное развитие легкой промышленности и сельского хозяйства.

    Активное строительство городов.

    Улучшение уровня жизни населения.

    Одним из главных достижений политики 1953 – 1964 гг. было осуществление социальных реформ, которые включали решение вопроса пенсионного обеспечения, увеличение доходов населения, решение жилищной проблемы, введение пятидневной недели. Период хрущевской оттепели был трудным временем в истории советского государства. За столь короткое время (10 лет) было осуществлено немало преобразований и нововведений. Самым главным достижением стало разоблачение преступлений сталинской системы, население открыло для себя последствия тоталитаризма.

    Итак, политика хрущевской оттепели носила поверхностный характер, не затрагивала основ тоталитарной системы. Была сохранена господствующая однопартийная система с применением идей марксизма-ленинизма. Осуществить полную десталинизацию Михаил Сергеевич Хрущев не собирался, ведь она означала признание собственных преступлений. А так как, отречься от сталинского времени полностью не получилось, то и хрущевские преобразования на долго не прижились. В 1964 году назрел заговор против Хрущева, и с этого периода начинается новая эпоха в истории Советского Союза.

    56. Конфронтация двух мировых систем в 60-80-е годы XX века. Крах колониальной системы, гонка вооружений.

    Гонка вооружений была добровольно приостановлена к середине 60-х гг.

    Был заключен ряд договоров, ограничивающих накопление вооружений. Таких,

    как например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в

    космическом пространстве и подводой (5.08.1963г.), Договор о

    нераспространении ядерного оружия, создания безъядерных зон (1968г.),

    соглашения по ОСВ-1(ограничение и сокращение стратегических вооружений)

    (1972г.), Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления

    запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении

    (1972г.) и многих других. Другим «фронтом» холодной войны была...

    С момента достижения стратегического паритета (начало шестидесятых

    годов) военная составляющая гонки вооружений постепенно отодвигается на

    второй план, на сцене же разыгрывается борьба за влияние в странах третьего

    мира. Сам этот термин был введен в обиход благодаря все большему влиянию

    неприсоединившихся стран, открыто не примкнувших к одной из

    противоборствующих сторон. Если на первых порах, сам факт противостояния

    двух мощных систем на мировой карте привел к обвальной деколонизации

    (период освобождения Африки), то в более поздний период сформировался круг

    государств открыто и очень эффективно использующих выбор своей политической

    ориентации на ту или другую сверхдержаву. В известной степени сюда можно

    отнести страны так называемого арабского социализма, решавших за счет СССР

    свои конкретные узко-национальные задачи. (1, с.298)

    «Холодная война» велась не только в политике, но и в области

    культуры, спорта. Так например, США и многие страны Западной Европы

    бойкотировали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В ответ спортсмены стран

    Восточной Европы бойкотировали следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе в 1984

    году. «Холодная война» была широко отражена в кинематографе, причем

    пропагандистские фильмы снимали обе стороны. У США это: «Красный рассвет»,

    «Америка», «Рембо, первая кровь, часть II», «Железный орел», «Вторжение в

    США». В СССР же сняли: «Ночь без милосердия», «Нейтральные воды», «Случай в

    квадрате 36 – 80», «Одиночное плавание» и многие другие. Несмотря на то,

    что фильмы совсем разные, в них, с разной степенью талантливости,

    показывалось какие плохие «они» и какие хорошие парни служат в нашей армии.

    Своеобразно и очень точно, проявление «холодной войны» в искусстве

    отразилось в строке из популярной песни «и даже в области балета, мы

    впереди планеты всей...»

    Достаточно очевидно, что огромные затраты, которые несли

    сверхдержавы, не могли продолжаться бесконечно, и в итоге противостояние

    двух систем решалось в экономической сфере. Именно эта составляющая

    оказалась, в конечном счете, решающей. Более эффективная экономика Запада,

    позволяла не только поддерживать военный и политический паритет, но и

    удовлетворять растущие потребности современного человека, которыми в силу

    чисто рыночных механизмов хозяйствования умела грамотно манипулировать. В

    то же время тяжеловесная, ориентированная только на производство вооружений

    и средств производства, экономика СССР, не могла, да и не собиралась

    конкурировать в этой области с Западом. В конце концов, это отразилось на

    политическом уровне, СССР начал проигрывать борьбу не только за влияние в

    странах третьего мира, но и за влияние внутри социалистического

    содружества.

    2.2. Международное положение СССР с средины 60-х – начале 80-х гг.

    К середине 60-х гг. сравнительно с первыми послевоенными годами мир

    оказался в существенно изменившейся ситуации. Обозначившиеся тогда

    противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции вылились теперь

    в жесткое противоречие двух оформившихся общественно-политических систем.

    Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, тогда как Западная -

    в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США. «Холодная война»

    была в самом разгаре. Основным объектом борьбы «социализма» и «капитализма»

    являлись страны «третьего мира», образовавшиеся на развалинах мировой

    колониальной системы. СССР и США, стоявшие за ними основные военно-

    политические блоки НАТО и Организация Варшавского Договора, избегали прямой

    военной конфронтации. Однако соперничество за влияние в развивающихся

    странах оставалось весьма острым, и нередко приводило к локальным военным

    конфликтам.

    Соревнование двух систем развертывалось и в экономической сфере,

    причем в 60-е - 80-е годы оно становилось все более жестким. Запад имел в

    нем явное преимущество: выгоднее были стартовые позиции, причем в США в

    годы второй мировой войны экономический потенциал значительно вырос. Более

    совершенной была и система кооперации развитых стран, тогда как в

    «социалистический блок» входили, помимо СССР, страны, игравшие

    несущественную роль в мировом хозяйстве, многие из которых понесли огромный

    ущерб в годы войны. Затяжное формирование механизма международного

    разделения труда в рамках СЭВ мешало координации народнохозяйственных

    планов и осуществлению совместных проектов. В результате уже в середине 80-

    х годов в Западной Европе уровень международного разделения труда оказался

    на порядок выше, чем в Восточной. Крупным шаг ом вперед в интеграции стран

    СЭВ явилась принятая в 1971 г. комплексная программа дальнейшего углубления

    и совершенствования сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Наиболее

    масштабными совместными экономическими проектами были строительство

    нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», участие союзных стран в

    освоении сырьевых ресурсов Сибири и Средней Азии, строительство

    промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в

    восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. - около

    50 млн., а к началу 80-х годов - 508 млн. т. Цены на советскую нефть были

    значительно ниже мировых цен, так как СССР взял на себя обязательство

    поставок сырья по более низким расценкам.

    Активно развивалось сотрудничество в рамках организации Варшавского

    Договора (ОВД). Почти ежегодно в 80-е годы проводились общие маневры, в

    основном на территории СССР, Польши и ГДР.

    Частичные реформы «советской модели социализма» ни в одной из стран

    восточноевропейского блока не привели к качественному росту эффективности

    производства. (4, с.334)

    Реакцией на кризис «советской модели социализма» в странах Восточной

    Европы и события «чехословацкой весны» 1968 г. явилась так называемая

    «доктрина Брежнева». Главное ее содержание составила «теория ограниченного

    суверенитета» социалистических стран. Она была провозглашена Генеральным

    секретарем ЦК КПСС на V съезде Польской объединенной рабочей партии в

    ноябре 1968 г. Ее выдвижение свидетельствовало о том большом внимании,

    которое уделялось внешней политике в конце 60-х - начале 70-х годов.

    «Доктрина Брежнева» признала наличие слабых звеньев в

    социалистическом фронте, возможность реставрации капитализма в силу

    объективных трудностей и ошибок субъективного характера, вероятность войны

    с империалистическим окружением, чрезвычайность такой акции как военная

    помощь дружественной стране в защите социалистического суверенитета. Л.

    Брежнев подчеркнул, что суверенитет социалистического государства есть

    общее достояние всех марксистов-ленинцев: «Когда возникает угроза делу

    социализма в одной стране, угроза безопасности социалистического

    содружества в целом - это уже становится не только проблемой народа данной

    страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран».

    Политика « невмешательства», по его мнению, прямо противоречила интересам

    обороны брате-ких государств. Для того чтобы не уступить, не отдать

    буржуазии ни грана завоеванного, не допустить отступления от марксизма-

    ленинизма требуется прочно придерживаться «общих закономерностей

    социалистического строительства».

    Термин «доктрина» как система установок не прижился в советском

    внешнеполитическом лексиконе, его нет ни в одном официальном партийном или

    государственном документе. Но существование «доктрины Брежнева» никогда не

    опровергалось политическими руководителями СССР, поскольку она расширяла

    пролетарского интернационализма». В то же время «доктрина Брежнева»

    выражала политику, нацеленную на закрепление территориально-

    государственного устройства в Европе послевоенного периода.

    Попытки народно-демократических преобразований подавлялись как извне

    (введение войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г.), так и

    изнутри (движение «Солидарность» в 1980-1981 гг. и его запрет с введением

    военного правления в Польше).

    Китайский вариант реформ образца 50-60-х годов обусловил жесткую

    конфронтацию СССР и КНР. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли

    вооруженные столкновения (в районе о. Даманский и др.). Лишь после смерти

    Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Брежнева в 1982 г. отношения между двумя

    странами нормализовались. К маоистскому течению в период после «пражской

    компартий, приоритет национальных ценностей, отрицание «диктатуры

    пролетариата» и утверждение демократических механизмов прихода к власти и

    преимущественно в тех странах третьего мира, которые получали военно-

    финансовую и техническую помощь СССР. Для Советского Союза это была еще

    одна статья огромных расходов в ущерб собственным экономическим и

    социальным программам.57.РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ за 1945-1991 годы. Доминирующая роль сша. Нтр и ее влияние на ход мирового общественного развития

    После смерти Сталина было три претендента на власть: Г. М. Маленков, Л. П. Берия и Н. С. Хрущев. Претензии Берии на лидерство, выразившиеся в стремлении обрести общественную поддержку через демонстративный отказ от сталинских методов и амнистию, напугали конкурентов. Он был арестован и приговорен к расстрелу за шпионаж, измену социализму и т. п. В ходе пересмотра «Ленинградского дела» вскрылась вина Маленкова в гибели А. Кузнецова, Н. Вознесенского и др. (впоследствии Маленков был снят с поста главы правительства). Будучи первым секретарем ЦК партии, Хрущев постепенно укреплял свои позиции во власти.

    ХХ съезд партии. На закрытом заседании съезда в феврале 1956 г. Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях», осудив в нем единоличный стиль правления Сталина, «культ личности», массовые репрессии, ошибки в войне и т. д. После съезда активизировалась реабилитация политических осужденных, было ликвидировано ГУЛаг.

    В 1957 г. В. Молотов, Г. Маленков, Л. Каганович и К. Ворошилов на заседании Президиума ЦК потребовали отставки Хрущева и получили поддержку 7 из 11 членов Президиума. Хрущев при помощи маршала Г. Жукова и главы КГБ И. Серова сумел быстро собрать Пленум ЦК КПСС, на котором большинство членов ЦК поддержали Хрущева и отправили в отставку его оппонентов. В итоге Хрущев возглавил и партию, и правительство.

    После смерти Сталина начинается период в жизни страны, получивший название «оттепели». Суть «оттепели» состояла в том, что люди получили возможность более открыто говорить о том, о чем ранее говорить было опасно. На фоне послаблений стали публиковаться произведения «шестидесятников» (В. Дудинцев, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Окуджава). В 1962 г. по указанию Хрущева в журнале «Новый мир» была напечатана повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о жизни в лагере. Однако свободы носили ограниченный характер. Например, роман «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака так и не был разрешен к печати в СССР.

    Сельское хозяйство к 1953 г. требовало принятия срочных мер, так как много лет из деревни в основном выкачивали ресурсы. В 1953 г. колхозам списали долги, в 3 раза увеличили закупочные цены, в 2,5 раза понизили налоги, а колхозникам разрешили развивать приусадебное хозяйство,.

    Для быстрого увеличения сбора зерна Хрущев предложил осваивать целину (в основном степи Казахстана). В 1954–1956 гг. были распаханы 36 млн га вместо 13 млн по плану. В 1956 г. собрали 125 млн т хлеба, из которых 50 % – целинные. Целина стала давать до половины хлеба в стране, но траты на ее освоение сокращали расходы на аграрный сектор в других регионах.


    Решая проблему кормовой базы животноводства, Хрущев начал «кукурузную кампанию». Первые результаты принесли свои плоды, и вскоре кукурузу стали насаждать повсюду, устраняя традиционные культуры. В целом правильная идея дала хороший результат, но лишь там, где климат был подходящим. Во многих регионах посев кукурузы наносил ущерб.

    Промышленность. Темпы роста промышленности были высокими, в среднем до 10 % в год. При этом власти понимали необходимость усилить развитие отраслей группы «Б» (товары народного потребления) и видели пагубность излишней централизации экономики. В 1957 г. Хрущев инициировал переход от отраслевой к территориальной системе управления экономикой. Вместо большинства центральных министерств были созданы советы народного хозяйства (совнархозы) – органы управления экономикой на местах. Такой подход вел к налаживанию связей внутри регионов, но возникал недостаток взаимодействия между регионами.

    При Хрущеве страна добилась ярких результатов в науке и высоких технологиях. Была построена первая в мире АЭС (1954), введен в эксплуатацию первый реактивный пассажирский самолет ТУ-104 (1956), создан первый в мире атомный ледокол «Ленин» (1957). В 1957 г. был запущен искусственный спутник Земли, а в 1961 г. совершил первый полет в космос Ю. Гагарин.

    Социальная сфера. В годы правления Хрущева шел постоянный рост уровня жизни советских людей. В городах отменили прикрепление рабочих к предприятиям, росли зарплаты. В деревне в 3 раза увеличились выплаты за трудодни. Развивалась пенсионная система: пенсии в городах почти удвоились, был снижен пенсионный возраст (мужчины уходили на пенсию с 60 а, женщины – с 55 лет). В 1964 г. были введены пенсии колхозникам. Велось интенсивное строительство жилья, названного в народе «хрущевками». Дома возводились по упрощенным строительным стандартам, но люди были довольны, т. к. многие впервые в жизни получили отдельные квартиры. За 1956–1960 гг. было построено жилья больше, чем за все предвоенные годы (474 млн м² при населении около 210 млн чел.) В 1960 г. в стране был зафиксирован самый низкий показатель смертности – 7,1 чел. на 1 тыс. населения (для сравнения: 1913 г. – 29 чел.; 1940 г. – 18 чел.; 1980 г. – 10 чел.). В демографии этот показатель является важнейшим, поскольку он отражает степень адаптации человека к условиям, в которых он живет и работает.

    На XXII съезде партии в 1961 г. была поставлена задача за 20 лет построить коммунистическое общество . Борясь с частнособственническими настроениями граждан, Хрущев установил ограничения на ведение личных подсобных хозяйств в небольших городах, а затем и в деревне. Поголовье скота резко сократилось, что привело к повышению спроса на продовольствие. Возник дефицит продуктов. Хрущев попытался устранить его повышением цен на мясо, молоко и масло на 20–50 %. Это вызвало недовольство среди населения, особенно в провинции. Самые серьезные волнения произошли в Новочеркасске (1962). В город были введены войска, и в результате 24 человека погибли. Позже семеро зачинщиков беспорядков были расстреляны.

    В 1963 гг. целина не дала урожая. Сбор хлеба в СССР резко сократился. Хрущев был вынужден закупить хлеб за границей. С тех пор закупки зерна стали постоянной практикой, хотя собственное производство тоже росло.

    В партии и стране накапливалось недовольство. В итоге Хрущева в 1964 г. сняли со всех постов, справедливо обвинив в субъективизме и волюнтаризме (принятие решений без учета объективных факторов и проведение их в жизнь с использованием властных полномочий).

    В целом при Хрущеве страна динамично развивалась, несмотря на ряд серьезных ошибок, допущенных лидером. После его отставки партию возглавил Л. И. Брежнев, а правительство – А. Н. Косыгин.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Какое значение в истории нашей страны имеет ХХ съезд КПСС?

    2. Какие успехи в социальной сфере были достигнуты в эпоху Н. Хрущева?

    3. Какие международные кризисы произошли в эпоху Н. Хрущева?

    24 декабря 1953 года известный советский сатирик Александр Борисович Раскин написал эпиграмму. По цензурным соображениям она не могла быть опубликована, но очень быстро разошлась по московским литературным кругам:

    Не день сегодня, а феерия!
    Ликует публика московская.
    Открылся ГУМ, закрылся Берия,
    И напечатана Чуковская.

    Описанные здесь события одного дня нуждаются в расшифровке. Накануне, 23 декабря, был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян бывший всесильный глава НКВД — МГБ — МВД СССР Лаврентий Павлович Берия — информацию об этом советские газеты размещали 24 декабря даже не на пер-вой, а на второй или третьей полосе, да и то внизу, в подвале.

    Непосредственно в этот день после реконструкции открылся Главный уни-версальный магазин, или ГУМ. Построенный еще в 1893 году и воплощавший лучшие достижения российской раннемодернистской архитектуры, в 1920-е ГУМ стал одним из сим---волов нэпа, а в 1930-м был надолго закрыт как торговая точка: в тече-ние более чем 20 лет там располагались помещения различных советских мини-стерств и ведомств. День 24 декабря 1953 года обозначил новый рубеж в исто-рии ГУМа: он снова стал общедоступным и широко посещаемым мага-зином.

    И в этот же день на первой полосе «Литературной газеты», органа Союза писа-телей СССР, появилась статья критика, редактора и литературоведа Лидии Корнеевны Чуковской «О чувстве жизненной правды». Это была первая пуб-ликация Чуковской в этой газете с 1934 года. С конца войны советская печать и издательства вообще не баловали ее вниманием: дочь опального поэта Кор-нея Чуковского, в 1949-м она и сама попала под каток кампании по борьбе с космополитизмом. Ее обвинили в «незаслуженной и огульной критике» про-из-ведений советской детской литературы. Однако важно было не только то, что Чуковскую напечатали, но и то, что статья ее вновь резко полемизировала с господствующими течениями и центральными авторами советской детской литературы 1950-х.

    Эпиграмма Александра Раскина отмечает важный хронологический рубеж — начало новой эпохи в политической и культурной истории Советского Союза. Эту эпоху позже назовут «оттепелью» (по заглавию одноименной повести Ильи Эренбурга, опубликованной в 1954 году). Но эта же эпиграмма размечает и ос-нов-ные направления развития советской культуры в первое десятилетие после смерти Сталина. Совпадение, хронологическое совмещение трех заме-ченных Раскиным событий было, по-видимому, неслучайным. И те руководи-тели Ком-мунистической партии, которые в этот момент были полномочны принимать решения, и самые чуткие представители культурной элиты, которые наблю-дали за развитием страны, очень остро ощущали глубокий политический, соци-альный и экономический кризис, в котором оказался Советский Союз к концу правления Сталина.

    Никто из думающих людей, по-видимому, не поверил в обвинения, которые были предъявлены Лаврентию Берии на следствии и в суде: в лучших тради-циях процессов 1930-х годов его обвинили в шпионаже в пользу английской разведки. Однако арест и расстрел бывшего руководителя тайной полиции был воспринят совершенно однозначно — как устранение одного из главных источ-ников страха, который на протяжении десятилетий советские люди испыты-вали перед органами НКВД, и как конец всевластия этих органов.

    Следующим шагом в установлении контроля партии над деятельностью КГБ стало распоря-жение о пересмотре дел руководителей и рядовых членов партии. Сперва этот пересмотр коснулся процессов конца 1940-х, а затем и репрессий 1937-1938 го-дов, которые уже много позже получили в западной историо-гра-фии название «Большой террор». Так готовилась доказательная и идеологиче-ская база для ра-з-облачения культа личности Сталина, которое Никита Хрущев произ-ведет под занавес ХХ съезда партии в феврале 1956 года. Уже начиная с лета 1954-го из лагерей начнут возвращаться первые реабилитированные. Мас-совая реабилитация жертв репрессий наберет силу по окончании ХХ съезда.

    Освобождение сотен тысяч заключенных дало новые надежды самым разным людям. Даже Анна Ахматова тогда говорила: «Я — хрущевка». Однако полити-ческий режим, несмотря на заметное смягчение, по-прежнему оставался ре-прес-сивным. После смерти Сталина и еще до начала массового освобождения из лагерей по ГУЛАГу прокатилась волна восстаний: люди устали ждать. Эти вос-стания были утоплены в крови: в Кенгирском лагере, например, против заключенных были выдвинуты танки.

    Через восемь месяцев после XX съезда партии, 4 ноября 1956 года, советские войска вторглись в Венгрию, где ранее началось восстание против советского контроля над страной и было сформировано новое, революционное прави-тельство Имре Надя. В ходе военной операции погибло 669 советских солдат и более двух с половиной тысяч граждан Венгрии, больше половины из них — рабочие, участники добровольческих отрядов сопротивления.

    С 1954 года в СССР прекратились массовые аресты, но отдельных людей по-преж-нему сажали по политическим обвинениям, особенно много — в 1957 го-ду, после венгерских событий. В 1962 году силами внутренних войск были подавлены массовые — но мирные — протесты рабочих в Ново-черкасске.

    Открытие ГУМа было знаменательно как минимум в двух отношениях: совет-ская экономика и культура повернулись лицом к простому человеку, в гораздо большей степени ориентируясь на его нужды и запросы. Кроме того, новые функции и значения приобрели публичные городские пространства: так, в 1955 году для посещения и экскурсий был открыт Московский Кремль, а на месте снесенного храма Христа Спасителя и так и не достроенного Дворца Советов в 1958 году стали строить не памятник или государственное учрежде-ние, но общедоступный открытый бассейн «Москва». Уже в 1954 году в круп-ных городах начинают открываться новые кафе и рестораны; в Москве, непо-далеку от здания НКВД — МГБ — КГБ на Лубянке, появляется первое кафе-авто-мат, где любой посетитель, опустив монету, мог, минуя продавца, полу-чить напиток или закуску. Сходным образом преобразовали и так называемые пром-товарные магазины, обеспечив прямой контакт покупателя с товаром. В 1955 году Центральный универсальный магазин в Москве открыл для поку-пателей доступ в торговые залы, где товары были развешаны и размещены в непо-сред-ственной досягаемости: их можно было снять с полки или с ве-шалки, рас-смотреть, пощупать.

    Одним из новых «пространств публичности» стал Политехнический музей — сотни людей, особенно молодых, собирались там на вечера и специально организованные дискуссии. Открывались новые кафе (их называли «молодеж-ными»), там проходили поэтические чтения и небольшие художественные выставки. Именно в это время в Советском Союзе появились джаз-клубы. В 1958 году в Москве был открыт памятник Владимиру Маяковскому, и возле него по вечерам начались открытые поэтические чтения, а вокруг чтений моментально завязывались дискуссии по политическим и культурным про-блемам, которые никогда не обсуждались раньше в СМИ.

    Последняя стро-ка эпиграмы Раскина — «И напечатана Чуковская» — нуждается в дополнительном комментарии. Разумеется, Лидия Чуковская была не един-ственным автором, получившим в 1953-1956 годах возможность печата-ться в СССР после длительного перерыва. В 1956-м — начале 1957 года в свет вышли два тома альманаха «Литературная Москва», подготовленного москов-скими писателями; инициатором и мотором издания был прозаик и поэт Эммануил Казакевич. В этом альманахе увидели свет первые после более чем десяти-лет-него перерыва стихи Анны Ахматовой. Здесь же обрела голос и право на суще-ст-вование в советской культуре Марина Цветаева. Ее подборка появилась в аль-ма-нахе с предисловием Ильи Эренбурга. В том же 1956 году выходит пер-вая после расправ 1946 и 1954 годов книга Михаила Зощенко. В 1958 году после длительных дискуссий в ЦК на экраны выпустили запрещен-ную к показу в 1946-м вторую серию фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

    Начинается возвращение в культуру не только тех авторов, которым был запрещен доступ в печать, на сцену, в выставочные залы, но и тех, кто умер в ГУЛАГе или был расстрелян. После юридической реабилитации в 1955 году разрешенной к упоминанию, а затем и все более авторитетной становится фи-гура Всеволода Мейерхольда. В 1957 году впервые после более чем 20-лет-него перерыва в советской печати появляются прозаические произведения Артема Веселого и Исаака Бабеля. Но, пожалуй, самое важное изменение свя-зано не столько с возвращением запрещенных прежде имен, сколько с возмож-но-стью обсуждать темы, которые раньше были нежелательны или вовсе табу-ированы.

    Термин «оттепель» появился почти одновременно с тем, как началась сама эпоха, которую стали обозначать этим словом. Он широко использовался современниками и функционирует до сих пор. Этот термин был метафорой наступления весны после долгих политических заморозков, а значит, обещал и скорый приход жаркого лета, то есть свободы. Но сама идея смены времен года указывала на то, что для тех, кто использовал этот термин, новый пери-од — лишь короткая фаза в циклическом движении российской и совет-ской истории и на смену «оттепели» рано или поздно придут «заморозки».

    Ограниченность и неудобство термина «оттепель» связаны с тем, что он заве-домо провоцирует на поиски других, аналогичных «оттепельных» эпох. Соот-ветственно, он заставляет искать и многочисленные аналогии между различ-ными периодами либерализации — и, наоборот, не дает возможности увидеть сходства между периодами, которые традиционно кажутся полярно противо-положными: например, между оттепелью и застоем. Не менее важно и то, что термин «оттепель» не дает возможности говорить о разноплановости, неодно-значности самой этой эпохи, как и последующих «заморозков».

    Много позже в западной историографии и политологии был предложен термин «десталинизация» (по-видимому, по аналогии с термином «денацификация», использовавшимся для обозначения политики союзных держав в западных секторах послевоенной Германии, а затем и в ФРГ). С его помощью, как пред-ставляется, можно описать некоторые процессы в культуре 1953-1964 годов (от смерти Сталина до отставки Хрущева). Эти процессы плохо или неточно фикси-руются с помощью понятий, которые стоят за метафорой «оттепель».

    Самое первое и узкое понимание процесса десталинизации описывается с помощью бытовавшего в 1950-60-е годы выражения «борьба с культом лично-сти». Само по себе словосочетание «культ личности» пришло из 1930-х: с его помо-щью руководители партии и лично Сталин критиковали декадент-ские и ниц-ше-анские увлечения начала века и апофатически (то есть с помощью отрица-ний) описывали демократический, недиктаторский характер советской верхов-ной власти. Однако уже на следующий день после похорон Сталина председа-тель Совета министров СССР Георгий Маленков говорил о необходи-мости «прекратить политику культа личности» — он имел в виду отнюдь не ка-пи-тали-стические страны, а сам СССР. К февралю 1956 года, когда на ХХ съезде КПСС Хрущев произнес свой знаменитый доклад «О культе личности и его по-след-ствиях», термин получил совершенно отчетливое смысловое наполне-ние: под «культом личности» стали понимать политику единовласт-ного, жесто-кого руководства Сталиным партией и страной с середины 1930-х годов и до са-мой его смерти.

    После февраля 1956 года в соответствии с лозунгом «борьба с культом лично-сти» имя Сталина стало вычеркиваться из стихотворений и песен, а его изобра-жения — замазываться на фотографиях и картинах. Так, в знаменитой песне на стихи Павла Шубина «Волховская застольная» строчку «Выпьем за родину, выпьем за Сталина» заменили на «Выпьем за родину нашу привольную», а в песне на слова Виктора Гусева «Марш артиллеристов» еще в 1954 году вместо «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» стали петь «Артиллеристы, сроч-ный дан приказ!». В 1955 году один из главных столпов соцреализма в живо-писи Владимир Серов пишет новый вариант картины «В. И. Ленин провозгла-шает советскую власть». В новой версии хрестоматийного полотна позади Ленина виднелся не Сталин, а «представители трудового народа».

    В конце 1950-х — начале 1960-х были переименованы города и поселки, названные в честь Сталина, его имя было изъято из названий заводов и кораблей, а вместо Сталинской премии, ликвидированной в 1954 году, в 1956-м была учреждена Ленинская премия. Осенью 1961 года набальза-ми-рованный труп Сталина был вынесен из Мавзолея на Красной площади и за-хоронен у кремлевской стены. Все эти меры принимались в той же логике, в какой в 1930-40-е го-ды уничтожались изображения и упоминания рас-стрелянных «врагов народа».

    По мнению Хрущева, культ личности Сталина проявлялся в том, что он не мог и не умел действовать на своих оппонентов с помощью убеждения, и поэтому ему постоянно требовалось прибегать к репрессиям и насилию. Культ лично-сти, по мнению Хрущева, выражался и в том, что Сталин был неспособен выслушивать и воспринимать любую, даже самую конструктивную критику, поэтому ни члены Политбюро, ни тем более рядовые члены партии не могли оказывать существенного влияния на принимавшиеся политические решения. Наконец, как полагал Хрущев, последнее и самое заметное для постороннего глаза проявление культа личности состояло в том, что Сталин любил и поощ-рял преувеличенные и неуместные восхваления в свой адрес. Они находили вы-ражение в публичных речах, газетных статьях, песнях, романах и кинофиль-мах и, наконец, в бытовом поведении людей, для которых любое застолье должно было сопровождаться обязательным тостом в честь вождя. Хрущев обвинил Сталина в уничтожении старых кадров партии и попрании идеалов революции 1917 года, а также в серьезных стратегических ошибках во время планирования операций в период Великой Отечественной войны. За всеми этими обвине-ни-ями Хрущева стояла идея предельного антигуманизма Сталина и, соответст-венно, отождествления попранных им революционных идеалов с идеалами гуманистическими.

    Хотя закрытый доклад на XX съезде не был публично обнародован в СССР до конца 1980-х годов, все эти линии критики подспудно размечали проблем-ные поля, которые могли начать разрабатываться в культуре под эгидой борьбы с культом личности Сталина.

    Одной из ключевых тем советского искусства второй половины 1950-х стала критика бюрократических методов руководства, бездушия чиновников по от-но-шению к гражданам, чиновничьего хамства, круговой поруки и фор-мализма при решении проблем обычных людей. Бичевать эти пороки было принято и прежде, но они неизменно должны были описы-ваться как «от-дель-ные недо-статки». Теперь искоренение бюрократизма должно было пред-ставать как часть демонтажа сталинской системы управления, прямо на глазах чита-теля или зрителя уходящей в прошлое. Два самых известных произведения 1956 го-да, сфокусированных именно на таком типе критики, — роман Вла-ди-мира Ду-динцева «Не хлебом единым» (об изобретателе, который в одиноч-ку проти-во-стоит сговору директора завода и министерских чиновников) и фильм Эль-дара Рязанова «Карнаваль-ная ночь» (где новаторски настроенная молодежь раз--вен-чивает и осмеивает самоуверенного директора местного Дома культуры).

    Хрущев и его сподвижники постоянно говорили о «возвращении к ленинским нормам». Насколько можно судить, во всех разоблачениях Сталина — и на ХХ, и на ХХII съезде КПСС — Хрущев стремился сохранить представление о Боль-шом терроре как о репрессиях прежде всего против «честных коммунистов» и «старой ленинской гвардии». Но даже и без этих лозунгов многие советские художники были, по-видимому, вполне искренне убеждены в том, что без воз-рождения революционных идеалов и без романтизации первых порево-люцион-ных лет и Гражданской войны совершенно невозможно будет по-строить буду-щее коммунистическое общество.

    Возрожденный культ револю-ции вызвал к жизни целую серию произведений о первых годах существования Советского государства: фильм Юлия Райзмана «Коммунист» (1957), художест-венный трип-тих Гелия Коржева «Коммунисты» (1957-1960) и другие опусы. Однако многие поняли призывы Хрущева бук-вально и говорили о революции и Граж-данской войне как о событиях, проис-ходящих здесь и сейчас, в которых сами они, люди второй половины 1950-х — начала 1960-х, непосредственно прини-мают участие. Самый характерный пример такого рода буквальной интерпре-та-ции — знаменитая песня Булата Окуджавы «Сентиментальный марш» (1957), где лирический герой, совре-менный молодой человек, видит для себя единственный вариант завершения жизненного пути — гибель «на той един-ственной Гражданской», в окружении «комиссаров в пыльных шлемах». Речь, конечно, шла не о повторении Граж-дан-ской войны в современном ему СССР, но о том, что герой 1960-х может параллельно жить в двух эпохах, причем более давняя была для него и более подлинной и ценной.

    Аналогичным образом устроен фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1961-1964). Он считается едва ли не главной кинокартиной оттепели. Ее полная режиссерская версия, восстановленная после цензурных вмеша-тельств в конце 1980-х, открывается и закрывается символическими сценами: в начале трое солдат военного патруля, одетых в форму конца 1910-х — начала 1920-х годов, проходят по улицам ночной предрассветной Москвы под музыку «Интернационала», а в финале точно так же по Москве идут солдаты Великой Отечественной, и их проход сменяется демонстрацией караула (тоже состоя-щего из трех человек) у Мавзолея Ленина. Никаких сюжетных пересечений с основным действием фильма у этих эпизодов нет. Однако они сразу задают очень важное измерение этого киноповествования: события, происходящие в СССР 1960-х годов с тремя молодыми людьми, едва достигшими двадца-ти лет, прямо и непосредственно связаны с событиями революции и Граждан-ской войны, поскольку революция и Гражданская война для этих героев — важ-ный ценностный ориентир. Характерно, что караульных в кадре сто-лько же, сколько и центральных персонажей, — трое.

    Само название фильма говорит о той же ориентации на эпоху революции и Гражданской войны, на фигуру Ленина как основоположника Советского государства. В этом пункте и произо-шло расхождение между режиссером фильма Марленом Хуциевым и Никитой Хрущевым, который запретил выпу-скать на эк-раны «Заставу Ильича» в ее пер-во-начальном виде: для Хрущева молодой сомне-вающийся герой, который пытается найти смысл жизни и ответить на главные для себя вопросы, недо-стоин того, чтобы считаться наслед-ником революцион-ных иде-алов и охранять «Заставу Ильича». Поэтому в пере-монти-рованной версии кар-тину пришлось назвать «Мне двадцать лет». Для Ху-ци-ева же, напро-тив, то, что революция и «Интернационал» остаются для героя вы-сокими идеалами, слу-жит оправданием его душевных метаний, а также смены деву-шек, профессий и дружеских компаний. Не случайно в одном из клю-чевых эпизодов фильма Хуциева аудитория поэтического вечера в По-литехническом музее в полном составе подпевает Окуджаве, исполняющему финал того самого «Сенти-мен-тального марша».

    Как еще советское искусство реагировало на призывы к борьбе с культом лич-ности? Начиная с 1956 года стало возможным прямо говорить о репрессиях и о трагедии людей, невинно брошенных в лагеря. Во второй половине 1950-х еще не разрешалось упоминать о людях физически уничтоженных (да и в более поздние времена в советской печати обычно использовали эвфемизмы вроде «был репрессирован и погиб», а не «был расстрелян»). Нельзя было и обсу-ждать масштабы государственного террора 1930-х — начала 1950-х годов, а на сообщения о бессудных арестах более раннего — «ленинского» — времени вообще было наложено цензурное табу. Поэтому до начала 1960-х почти един-ственный возможный путь изображения репрессий в художественном произве-дении — это появление героя, возвращающегося или вернувшегося из лагерей. Кажется, едва ли не первый такой персонаж в подцензурной литературе — ге-рой стихотворения Александра Твардовского «Друг детства»: текст был напи-сан в 1954-1955 годах, опубликован в первом выпуске «Лите-ратурной Москвы» и включен впоследствии в поэму «За далью — даль».

    Табу на изобра-жение собственно лагерей было снято, когда в 11-м номере жур-нала «Новый мир» за 1962 год по прямой санкции Никиты Хрущева был опуб-ли--кован рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — о типичном дне одного заключенного в ГУЛАГе. В течение следующего года этот текст перепеча-ты-вался еще дважды. Однако уже в 1971-1972 годах все из-дания этого рассказа изымались из библиотек и уничтожались, его даже выры-вали из номеров жур-нала «Новый мир», а имя автора в оглавлении зама-зывали чернилами.

    Люди, возвращавшиеся тогда из лагерей, испытывали большие проблемы с социальной адаптацией, поиском жилья и работы. Даже после официальной реабилитации для большинства их коллег и соседей они оставались лицами сомнительными и подозрительными — уже только потому, например, что про-шли через систему лагерей. Эта проблематика очень точно отражена в песне Александра Галича «Облака» (1962). Песня распространялась только в неофи-циальных магнитофонных записях. Ее главный герой, чудом выживший после двадцати лет заключения, патетически завершает свой монолог высказыва-нием о «половине страны», утоляющей, как и он сам, «в кабаках» тоску по навсегда потерянным годам жизни. Однако не упоминает о погибших — они появятся у Галича позже, в поэме «Размышления о бегунах на длинные дистанции» (1966-1969). Даже в «Одном дне» Солженицына гибель людей в лагерях и Большой террор почти не упоминаются. Произведения авторов, которые тогда, в конце 1950-х, гово-рили о бессудных казнях и о реальных масштабах смертности в ГУЛАГе (таких, например, как Варлам Шаламов или Георгий Демидов), не могли быть опублико-ваны в СССР ни под каким видом.

    Другая возможная и действительно существовавшая в ту пору интерпретация «борьбы с культом личности» не фокусировалась уже персонально на Сталине, но предполагала осуждение любого рода вождизма, единоначалия, утвержде-ния главенства одного исторического деятеля над другими. Выражению «культ личности» был противопоставлен во второй половине 1950-х — начале 1960-х термин «коллективное руководство». Он задавал и ту идеальную модель поли-тической системы, которая была якобы создана и завещана Лениным, а затем грубо разрушена Сталиным, и тот тип управления, который, как предполага-лось, был воссоздан сперва в триумвирате Берии, Маленкова и Хрущева, а затем в сотрудничестве Хрущева и Президиума ЦК партии (и ЦК в целом). Коллек-тив-ность и коллегиальность требовалось демонстрировать в ту пору на всех уров-нях. Не случайно одним из центральных идеологических мани-фестов се-редины и конца 1950-х становится «Педагогическая поэма» Мака-ренко, экра-ни-зи-ро-ванная в 1955 году Алексеем Маслюковым и Мечиславой Маевской: и ро-ман Макаренко, и фильм представляли утопию самоуправляю-щегося и самодисциплинирующегося коллектива.

    Однако у термина «десталинизация» может быть и более широкая трактовка, которая позволяет связать воедино самые разные аспекты социальной, поли-тической и культурной действительности первого десятилетия после смерти Сталина. Никита Хрущев, политическая воля и решения которого во многом определяли жизнь страны в 1955-1964 годах, видел десталинизацию не только как критику Сталина и прекращение массовых политических репрес-сий, он пы-тался переформулировать советский проект и советскую идеологию в целом. В его понимании на место борьбы с внутренними и внешними вра-гами, на ме-сто прину-ждения и страха должны были прийти искренний энтузиазм совет-ских граждан, их добровольные самоотдача и самопожертвование в построении коммунистического общества. Вражда с внешним миром и постоянная готов-ность к военным конфликтам должны были смениться заинтересованностью в обыденной жизни и в дости-жениях других стран и даже иногда — увлека-тель-ным соревнованием с «капи-та-листами». Утопия «мирного сосуще-ство-ва-ния» то и дело нарушалась в это десятилетие разного рода внешне-полити-че-скими конфликтами, где Советский Союз зачастую прибегал к крайним, порой насиль-ственным мерам. Установки Хрущева самым откро-венным образом нару-шались по его же инициативе, однако на уровне куль-турной политики в этом отношении было гораздо больше последовательности.

    Уже в 1953-1955 годах интенсифицируются международные культурные кон-такты. Например, в конце 1953 года (тогда же, когда «открылся ГУМ, закрылся Берия») в Москве проходят выставки современных художников Индии и Фин-ляндии и вновь открывается постоянная экспозиция Музея изобразительных искусств имени Пушкина (с 1949 года музей был оккупирован выставкой подар-ков «товарищу Сталину к его 70-летию»). В 1955 году в том же музее проходит выставка шедев-ров европейской живописи из Дрезденской галереи — перед возвращением этих произведений в ГДР. В 1956 году в Пушкинском (а позже — в Эрмитаже) была орга-низована экспозиция работ Пабло Пикассо, вызвавшая шок у посетителей: в основном они даже не знали о существовании подобного рода искусства. Наконец, в 1957 году Москва принимала гостей Все-мир-ного фести-валя моло-дежи и студентов — фестиваль также сопровождался многочисленными экспозициями зарубежного искусства.

    Установка на массовый энтузиазм предполагала и поворот государства к массам. В 1955 году на одном из партийных заседаний Хрущев обращался к функцио-нерам:

    «Народ говорит нам: „Мясо будет или нет? Молоко будет или нет? Штаны хорошие будут?“ Это, конечно, не идеология. Но нельзя же, чтобы все имели правильную идеологию, а без штанов ходили!»

    31 июля 1956 года в новом московском районе Черемушки было начато стро-ительство первой серии пятиэтажных домов без лифтов. Их основой были железо-бетонные конструкции, изготовленные по новой, удешевленной техно-логии. Построенные из этих конструкций дома, позже прозванные «хрущев-ками», появились во многих городах СССР взамен деревянных бараков, в кото-рых до этого жили рабочие. Были увеличены тиражи периодики, хотя журна-лов и газет по-прежнему не хватало — из-за дефицита бумаги и из-за того, что под-писка на литературные издания, где обсуждались острые темы, лимитиро-валась искусственно по указаниям из ЦК.

    Идеологи требовали уделять в искусстве больше внимания «простому чело-веку» — в противовес помпезным фильмам позднесталинской эпохи. Пока-за-тельным примером воплощения новой эстетической идеологии является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Шолохов — автор очень чуткий к меняющейся конъюнктуре. Его герой, шофер Андрей Соколов, сам расска-зывает, как чудом выжил в нацистском плену, а вся его семья погибла. Он слу-чайно подбирает маленького мальчика-сироту и растит его, говоря ему, что он и есть его отец.

    По уверениям самого Шолохова, с прототипом Соколова он познакомился еще в 1946 году. Однако выбор персонажа — заурядного вроде бы шофера с отча-янно-мрачной жизненной историей — был показателен именно для оттепель-ной эпохи. В это время радикально меняется изображение войны. Поскольку за Сталиным были признаны серьезные ошибки в руководстве Советской ар-мией, особенно на начальном этапе войны, после 1956 года стало возможным изображать войну как трагедию и говорить не только о победах, но и о пора-жениях, о том, как страдали от этих ошибок «простые люди», о том, что потери от войны не могут быть ни вполне исцелены, ни компенсированы победой. В этом ракурсе изображала войну, например, пьеса Виктора Розова «Вечно жи-вые», написанная еще в 1943 году и поставленная (в новой редакции) в мос-ков-ском театре «Современник» весной 1956 года, — собственно, премьера этого спектакля и стала первым представлением нового театра. Вскоре по этой пьесе был снят еще один ключевой фильм оттепели — «Летят журавли» Михаила Калатозова.

    Функционеры ЦК и руководители творческих союзов поощряли художников обращаться к образам «простого человека», чтобы развить в обществе чув-ство коллективной солидарности и стремление к бескорыстному жерт-венному труду. Эта довольно четкая задача и обозначила пределы дестали-низации в изображении человеческой психологии, отношений человека и общества. Если те или иные сюжеты вызывали не подъем энтузиазма, а рефлексию, скепсис или сомнения, такие произведения запрещались или подвергались критическому разгрому. Недостаточно «простая» и «демокра-тическая» сти-листика тоже легко попадала под запрет как «формалистическая» и «чуж-дая советскому зрителю» — и возбуждающая ненужные дискуссии. Еще менее допустимыми для властей и для художественных элит были сомнения в спра-ведливости и правильности советского проекта, в оправданности жертв кол-лективизации и индустриализации, в адекватности марксистских догм. Поэтому вышедший в Италии в 1957 году роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», где все эти идеологические постулаты были поставлены под сомне-ние, вызвал возмущение не только у Хрущева, но и у целого ряда советских номенклатурных писателей — например, у Константина Федина.

    Существовала, по-видимому, целая когорта руководящих работников и пред-ставителей творческой интеллигенции, которые придерживались того же, что и Хрущев, взгляда на миссию искусства и настроения, которые в принципе могли быть в нем выражены. Характерный пример такого миро-воззрения — эпизод из воспоминаний композитора Николая Каретникова. Осенью 1955 года Каретников пришел домой к известному дирижеру Алек-сандру Гауку, чтобы обсудить свою новую Вторую симфонию. Центральную часть симфонии со-став-лял длинный траурный марш. Прослушав эту часть, Гаук задал Каретни-кову серию вопросов:

    «— Тебе сколько лет?
    — Двадцать шесть, Александр Васильевич.
    Пауза.
    — Ты комсомолец?
    — Да, я комсорг Московского союза композиторов.
    — У тебя родители живы?
    — Слава богу, Александр Васильевич, живы.
    Без паузы.
    — У тебя, говорят, жена красивая?
    — Это правда, очень.
    Пауза.
    — Ты здоров?
    — Бог миловал, вроде здоров.
    Пауза.
    Высоким и напряженным голосом:

    — Ты сыт, обут, одет?
    — Да все вроде бы в порядке…
    Почти кричит:
    — Так какого же черта ты хоронишь?!
    <…>
    — А право на трагедию?
    — Нет у тебя такого права!»

    Расшифровать последнюю реплику Гаука можно только одним-единственным образом: Каретников не был фронтовиком, никто из его семьи не погиб во вре-мя войны, а значит, в своей музыке молодой композитор обязан был демон-стри-ровать воодушевление и жизнерадостность. «Право на трагедию» в совет-ской культуре было столь же строго дозировано и нормировано, как дефицит-ные продукты и промтовары.