МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Машанов А.А.
«АНТРОПОЛОГИЯ: парадоксы эволюции человека»
Красноярск, 2001 г.
Рецензенты:
Название: учебное пособие / под ред. Ковалевич В.Т.
Художественное оформление:
Печатается по решению редакционно-издательского совета Университета
Машанов А.А.
Эта книга имеет цель – оказать помощь студентам в овладении учебным курсом антропологии. История этого курса вполне типична: он то появляется в учебных планах вузов, то вновь исчезает из них. Как результат неоднозначного отношения к системе наук о человеке и ее месте среди других наук студенты не имеют общепризнанного учебника или учебного пособия по данному курсу. Антропология в широком смысле слова – это человековедение, включающее онтогенез, филогенез и социогенез. В современной литературе эти аспекты представлены изолированно друг от друга, как самостоятельные направления. Попытку обобщить опыт преподавания антропологии в техническом вузе предприняли авторы данного пособия.
Курс антропологии согласно государственного стандарта невелик. В силу чего, охватить всю проблематику невозможно. Авторы сосредотачивают внимание на основах антропологии, тех взаимосвязях, которые существуют между науками о человеке.
Введение.
Современная наука охватывает разнообразные отношения и связи человека с миром. Человек изучается то, как продукт биологической эволюции – вид Homo Sapiens, то, как субъект и объект исторического процесса – личность, то, как естественный индивид с присущей ему генетической программой. Важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, как субъекта познания и управления, как предмета воспитания и т.д.
Многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его применения к различным областям социальной практики. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе. Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах человеческого развития. Проблема человека становится общей проблемой всей науки в целом, включая точные и технические науки. Возникают новые пограничные дисциплины и таким образом объединяются области естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.
В ХХ столетии существенно изменилось положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего, в качестве крупной антропологической науки сформировалась теоретическая медицина, систематизировав в себе важнейшие достижения биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. В естественных науках - накопление данных об отдельных классах природных свойств человека. Прежде всего, это возрастная физиология, включающая учение о росте, зрелости и старении. Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет рассматривать их как первичные свойства индивида.
Специальной дисциплиной является сексология, т.е. изучение закономерностей полового диморфизма в филогенезе-онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи с воспитанием и пр.
Соматология рассматривает конституциональную структуру телосложения человека как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.
Типология высшей нервной деятельности составляет общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человека способствовали познанию природных особенностей личности. Обнаружить взаимосвязи между первичными свойствами человека – основная задача современной прикладной антропологии. Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и обществе, так как именно в человеке объединены природа и история бесчисленным рядом связей и зависимостей.
Общественно-исторические законы человеческого развития учитываются естествоиспытателями. Социальные факторы индивидуального развития человека дополняют и регулируют взаимодействие абиотических и биотических факторов.
Из новых гуманитарных дисциплин следует отметить аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.
На базе психологии, логики и теории познания с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики с другой, складывается эвристика – общая теория мыслительного поиска и творческого мышления человека. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология, объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии. Потребность в едином фундаментальном учении о человеке остро ощущается в различных областях общественной практики. Основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек – вечная и универсальная проблема.
Философский антропологизм включает в себя понимание человека как целого, преодоление психофизического дуализма, стремление вскрыть единство общественного и естественного в структуре человека. Первоначально антропология трактовалась как система наук о человеке, хотя в дальнейшем произошло известное ограничение ее предмета специальным развитием антропологии как отдельной науки, изучающей изменение природы человека под влиянием общественно-исторических условий.
Одной из причин отхода от антропологического принципа как целостного подхода к изучению человека явилась дифференциация научных знаний, как в области естествознания, так и общественных наук. Создание философских основ единой теории развития человека стало возможным лишь на основе диалектического метода. Отечественная антропология с помощью археологии и сравнительной анатомии, сравнительной этнографии и языкознания привела к дальнейшему развитию теории антропогенеза. Принципиальное значение для учения о человеке имели работы Н. Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, И. П. Павлова и др. Единство истории и природы в развитии человека – таково монистическое понимание человека. Именно с этих позиций, устранивших социобиологический и психофизиологический дуализм в понимании человека, следует исходить при позитивном решении проблем человекознания. Единство социального и биологического всегда следует учитывать при объяснении механизма действия социальной причинности через совокупность внутренних условий человеческого организма. Наиболее интересные учения в области общей патологии и гигиены, антропологии, демографии, геронтологии, психофизиологии и других наук связаны с изучением социальных факторов долголетия, акселерации, изменений в структуре заболеваний и т.д. Социально обусловленное развитие человеческой жизнедеятельности – часть общефилософской проблемы человека. Многообразие подходов современной науки является отражением многообразия самих феноменов человека, выступающих как вид Homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность.
Между этими характеристиками человека существуют многообразные взаимосвязи, относящиеся к разным классам зависимостей, объединяющих общество и природу. Познание этих взаимосвязей – необходимое условие практического овладения управлением человеческим развитием. Философское обобщение разнородных научных знаний о взаимосвязях общественного и индивидуального развития человека является одним из важнейших путей построения общей теории человекознания.
Антропология как наука.
Антропология - (antropos, logos), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине ХIX в. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины XX в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием "биология человека" (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).
Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Люди издавна стремились познать все, что их окружает, постичь не только мир природы, но и собственную сущность, самого себя. И, пожалуй, мало найдется таких научных дисциплин, которые можно было бы одновременно назвать наукой самой древней и самой молодой, как антропология.
Термин «антропология» греческого происхождения (антропос - человек, логос - наука) и означает «наука о человеке». Считают, что впервые это слово употребил Аристотель (384-322 до н. э.), крупнейший натуралист и философ древности, изучая духовное начало человека. Первые ростки научных знаний о человеке мы находим в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, волновали и были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима. Становление же антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX в.
В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение - как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин в общей форме расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке. Антропология в таком понимании подразделяется на: «физическую» или «соматическую» антропологию, «социальную» или «культурную» - т. е. этнографию.
Антропология это - отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом - отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками - археологией, этнографией, историей.
Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Постепенное накопление антропологических сведений - данных по анатомии человека, о физических особенностях народов различных областей земли, общетеоретических представлений о происхождении человека - началось с древнейших времен.
Уже в странах Древнего Востока - в Вавилонии, Египте - проявляли интерес к соседним странам и народам. В графических изображениях, в наскальных надписях и барельефах, в письменных источниках можно встретить немало сведений о народах Передней Азии и Северной Африки. В «Истории» Геродота (V в. до н. э.) содержатся интересные данные о племенах и народах Ближнего Востока, описание варварских племен - жителей Северного Причерноморья. В сочинениях Страбона (I в. н. э.) дается описание многих народов, населявших древние государства Средней Азии, Индию, Испанию, Британские острова. Великий древнеримский мыслитель, поэт-материалист Лукреций Кар (I в. до н. э.) создал целую теорию постепенного развития человеческой культуры от первобытности до первых ростков цивилизации, в которой развил идею о естественном происхождении органического мира и человека. В раннем средневековье традиции античных авторов находят свое продолжение в трудах ученых Византии (Прокопий Кесарийский), Китая (Сюань Цзян, Кун Инда), Средней Азии (Ибн Сина, Бируни).
Новый подъем антропологических знаний начинается в эпоху великих географических открытий (XV- XVII вв.). Путешественники-европейцы увидели новые страны и континенты со своеобразным, диковинным миром, познакомились с народами далеких материков (Индией, Китаем, Америкой, Африкой), с их культурой, бытом, правами, языками.
Накопление фактического материала шло неразрывно с построением теорий о происхождении человека с изменением привычных, почти незыблемых воззрений на окружающиймир и природу, рождались идеи о всеобщности закона изменения вещей, о развитии живой природы. Позже, в XVIII в. создавались многочисленные естественные классификации, где человеку отводилось место в отряде приматов, как роду и виду Homo sapiens. Появились первые классификации человеческих рас, в которых ученые пытались систематизировать, упорядочить все многообразие человеческой разноликости. Вначале, лишь на чисто визуальных наблюдениях и по оценке внешних различий между людьми «строились» расовые деления, часто с привлечением этнографических описаний - быта, культуры, языка того или иного народа. В классификациях К. Линнея (1775), Ж. Бюффона (1740), а позже И.ф. Блуменбаха, Дж. Гентера, П. Кампера и др. уже были предприняты попытки классифицировать человечество, коснувшись вопросов происхождения рас, влияния среды на формирование расовых признаков, сравнительного изучения анатомических особенностей человека, краниологических признаков на черепах, принадлежащих представителям разных рас.
Труды французских философов - материалистов (Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха) и крупнейших биологов-эволюционистов XVIII в. (Ж.-Б. Ламарка, Ж. Кювье, К. Линнея) оказали революционное влияние на развитие многих направлений естествознания, в том числе на антропологию. Задача объяснить сущность природы, рассматривать человека как часть материального мира, подчиненного его законам,- было главной в деятельности французских просветителей. В таких сочинениях мыслителей-материалистов, как «Мысли об объяснении природы» Д. Дидро, «Система природы» П Гольбаха, «Об уме», «О человеке» К. Гельвеция четко прослеживается идея о первичности материи, о том, что только материя является единственной реальностью, основой многообразия всего существующего. Природа представляет собой связанную цепь существ, она подчинена своим законам. Лишь существующий объективно мир природы - единственный предмет познания. Познание природы, материального мира, окружающего человека, а также самого человека, выделившегося из природы, всегда развивалось взаимосвязано и противоречиво. Выделение К. Линнеем человека как вида Ноmо Sарiеns (человек разумный), впервые определившим место человека в общей систематике живой природы, явилось поворотным моментом в общей системе естествознания.
Не менее важным обстоятельством для дальнейшего развития антропологии явилась первая теория эволюции Ж. - Б. Ламарка, крупнейшего предшественника Ч. Дарвина в области биологии. В своем сочинении «Философия зоологии» (1809) он приводит ряд доказательств эволюции в мире животных и растений, утверждая, что все современные организмы, включая и человека, произошли от более древних форм путем эволюционного развития.
Во второй половине XVIII в. так же бурно начало развиваться естествознание в России. Огромное значение в развитии передовой общественно-политической жизни имело открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре центром культуры и просвещения в России. В нем работали крупнейшие ученые-просветители конца XVIII в. (Д. С. Аничков, С. В. Десницкий, С. Г. Зыбелин), труды которых, хотя и не были непосредственно связаны с антропологией, но, пронизанные глубоко гуманистическими идеями, благотворно влияли на развитие естествознания, в частности, на антропологию. Так, научная и общественная деятельность прогрессивного ученого, врача-гигиениста, автора известных трудов в области медицины (педиатрии, эпидемиологии) С. Г. Зыбелина способствовала познанию человеческого организма, воспитанию и закаливанию детей и тем самым создавала основы одного из разделов отечественной антропологии - возрастной. Очень смелыми для этого" времени были взгляды А. Каверзнева, который в своем трактате «Философское рассуждение о перерождении животных», опубликованном вначале на немецком языке, а затем дважды изданном на русском (1778 г.- в Петербурге, а в 1787 г. - в Москве), ставит вопрос об общем происхождении и родственных связях всех животных, включая и человека. Он рассуждает об изменчивости видов, объясняя явление изменчивости животных и человека влияниемна нихусловий внешней среды, созданием человеком особой искусственной среды, защищающей его от неблагоприятных воздействий. Климат может менять цвет кожи, цвет волос и глаз.
Удивительно яркой личностью для своей эпохи, внесшей заметный вклад в развитие научных знаний в России, был В.Н. Татищев. Видный дипломат, политический деятель, военный, талантливый администратор и разносторонний ученый, Татищев в течение многих лет собирал разнообразный материал о России и ее народах. Ему принадлежат многочисленные, фундаментальные труды по этнической истории, географии, лингвистике многих народов государства Российского.В. Татищев был автором первой в истории мировой науки программы-анкеты для сбора сведений по географии, истории и этнографии различных областей страны. Анкета заключала в себе более 198 вопросов таких, например, как название народа, его происхождение, род занятии, семейные и правовые нормы, различные обряды, верования, болезни, врачевания и т. д. Но главное, в ней содержались вопросы специального антропологического характера позволяющие подробно описать внешние морфологические признаки. Программа Татищева легла в основу последующих, более подробных антропологических программ-анкет, разработанных для многочисленных этнографических экспедиций, которыми был так богат XVIII в..
Трудно переоценить значение первых русских больших экспедиций, значительная часть которых была организована по инициативе М.В. Ломоносова и проводилась Академией наук с целью всестороннего изучения России. Экспедиции организовывались в отдаленные районы государства для сбора географических и этнографических материалов, среди которых были и первые антропологические описания многих народов Сибири и Камчатки. Так, огромный материал был собран во время Великой Северной, или второй Камчатской экспедиций (1733-1743) такими учеными, как историк Г.Ф. Миллер, натуралист И.Г. Гмелин, географ Я. Линденау, этнограф С.П. Крашенинников, давших первые антропологические характеристики многим северо-восточным народам - якутам и камчадалам, тунгусам и бурятам, корякам, вогулам, пародам Поволжья (удмуртам, марийцам, чувашам, татарам и др.).
Интересные антропологические и этнографические материалы были собраны Большой академической экспедицией 1768-1774 гг. под руководством академика П. С. Палласа, отдельные отряды которой возглавляли ученые-натуралисты (Н.И. Рычков, И.И. Лепехин, В.Ф. Зуев, Н.Я. Озерецковский, И.Г. Григори). Экспедиция длилась шесть лет и охватила площадь от берегов Белого моря и Забайкальских степей до Закавказья и Москвы. За это время были собранны и описаны многочисленные народы, большая часть которых была еще мало известна.
Сводкой накопленных огромных научных материалов можно считать сочинение И.Г. Григори «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», вышедшее в 1776- 1777 гг. Это была первая попытка дать общую картину этнического состава России и быта отдельных ее народов, классифицировать их по антропологическому типу, языку и происхождению, проанализировать исторические взаимосвязи.
В последние десятилетия XVIII в. был организован еще ряд экспедиций: на Тихоокеанское побережье Северной Америки, на Аляску, Алеутские острова. Они принесли не только ценнейшие этнографические материалы, но и первые в науке описания физического типа многих народов. Экспедиции положили начало самостоятельным антропологическим исследованиям народов России, способствовали развитию интереса к науке о человеке.
В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже сам термин «антропология» не имел еще четкого содержания. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расовые различия, человеческие расы, были в центре внимания общественной мысли, научных и философских воззрений. Интерес к естествознанию и, в частности, к антропологии зарождается среди самых широких кругов естествоиспытателей, врачей, передовой студенческой молодежи, да и просто среди людей передовых, прогрессивных взглядов.
Специальные антропологические исследования, принесшие неопровержимые доказательства равенства человеческих рас, были осуществлены в 70-е годы известным русским ученым Я.Н. Миклухо-Маклаем. Он был первым ученым, посетившим Новую Гвинею и описавшим ее население. Он побывал на островах Океании, до него почти неизвестных, на островах Адмиралтейства, в Западной Микронезии. Дважды совершил необычайно трудное путешествие по джунглям Малайского полуострова, посетил берега Южной Америки и Полинезию, долго жил в Австралии. Он «первые дал описание антропологического типа папуасов, опроверг сложившееся в науке того времени неверное представление о коренных различиях между отдельными расами. В своих работах Миклухо-Маклай убедительно доказал, что многие физические особенности отдельных народов, считавшиеся расовыми, не являются изначальными, что их возникновение во многом обусловлено влиянием внешних факторов, условиями окружающей среды.
Следующий, несколько затянувшийся период становления антропологии как науки тесно связан с именем одного из крупнейших биологов середины XIX в. Карлом Бэром - одним из крупнейших антропологов своего времени, организатором антропологических исследований в России. Огромное значение имели его краниологические работы, посвященные народам Западной Европы, Сибири, южных районов России, его труды по теории и методике антропологических и, в первую очередь, краниологических исследований. Он был инициатором сбора краниологических коллекций, составленных из серий черепов, принадлежавших представителям многих народов России, для Анатомического кабинета Академии наук.
Важным этапом в развитии антропологии, в ее формировании как самостоятельной научной дисциплины в России и за рубежом была середина XIX в. В 80-е - 70-е годы возникли первые научные учреждения и антропологические общества, начали издаваться специальные антропологические труды. Первое Антропологическое общество было основано в Париже в 1859 г. по инициативе известного французского анатома Поля Брока, затем в Лондоне (1863), в Риме (1868), а в последующие годы-во многих столицах европейских государств.
В 1863 г. при Московском университете было создано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), основателем, которого был известный ученый-зоолог профессор А. П. Богданов. С его именем связан первый период отечественной антропологии, который часто называют «богдановским». Уже с начала деятельности ОЛЕАЭ антропология заняла одно из ведущих мест в его работе. Четко сформулированная программа общества гласила, что оно создается для изучения России «в естественноисторическом отношении и для распространения научных знаний в массе публики». - Основные задачи, которые стояли перед ОЛЕАЭ - это сбор коллекций, экспедиции, устройство выставок и музеев, чтение лекций и издание трудов. В 1864 г., через год после создания ОЛЕАЭ, в его составе был организован антропологический отдел, ставший, по сути, центром антропологических исследований. В программу работ отдела входили антропологические, этнографические и археологические исследования, составление краниологических коллекций и их описание, антропологическое и этнографическое изучение многих племен и народов различных губерний России, выяснение их расовых и этнических особенностей, раскопки курганных могильников и древних кладбищ, сбор археологического материала. В работе антропологического отдела особое место занимала разработка антропологической методики.
Благодаря работе общества в Москве было открыто четыре выставки, которые легли в основу создания четырех музеев (этнографическая выставка (1867г.); политехническая выставка(1872г.); географическая выставка (1892г.); антропологическая коллекция (1867г.).
В 1888 г. возникло Русское антропологическое общество (РАО) при Петербургском университете, членами которого состояли антропологи, врачи, археологи, этнографы. Основное направление общества - изучение различных этнических общностей России, физическое развитие профессиональных и возрастных категорий населения, популяризация антропологии. В 1893г. в Петербурге был основан еще один антропологический центр при Военно-медицинской академии, руководителем которого стал русский анатом профессор А.И. Таранецкий. Антропологические работы проводились также в Томске, Одессе, Харькове, Тифлисе, Тарту.
Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые казались еще в недалеком прошлом трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.
С каждым годом антропология обогащается новыми методическими приемами, заимствованными из других биологических дисциплин - физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых для
В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента; выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий и т. п. Задача антропологов - изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.
С древнейших времен до настоящего времени постоянно возникали и возникают новые науки. Некоторые из них исчезали, другие же развивались. И, пожалуй, мало найдется таких научных дисциплин, которые можно было бы одновременно назвать наукой самой древней и самой молодой , как антропология .
Древней потому что впервые термин «антропология» в значении «науки о человеке», употребил еще Аристотель (384-322 до н. э.), крупнейший натуралист и философ древности. Первые ростки научных знаний о человеке можно найти в трудах античных философов: Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Такие вопросы, как морфология и анатомия человека, его место в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен, волновали и были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима.
Молодой так как становление антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX века.
В итоге антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками.
Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.
Антропология это отрасль естествознания, изучающая происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих.
В настоящее время во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке.
Тематика антропологии исключительно разнообразна. В этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые казались еще в недалеком прошлом трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.
Методики используемые в антропологии, увеличиваются с каждым годом. Как правило, они заимствованы из других биологических дисциплин - физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых дляизучения изменчивости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особенностей человека.
Сфера антропологических исследований постепенно расширяется в таких вопросах, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента; выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий и т. д.
Специфика антропологии заключается в сложности ее исследований, так как, изучая человека, она вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом отличие ее от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками - археологией, этнографией, историей.
Задача антропологов - изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.
от греч. anthropos - человек и logos - слово, учение) - 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека (физическая антропология). 2. Наука, изучающая культуру первобытных, традиционных и современных об-в; то же, что этнография, этнология, культурная антропология. 3. Наука о человеке в многообразии форм его жизнедеятельности; включает в себя, напр., А. доисторическую, А. культурную, А. физическую.
Отличное определение
Антропология
anthropology), наука о происхождении и эволюции человека, включающая две осн. области исследования: физ. строение и происхождение человека; социальные opr-ции и культурные системы в человеческих сооб-вах. В 19 в. А. в равной мере занималась теориями физ. и социальной эволюции, причем т.н. примитивные народы рассматривались как представители более ранних стадий развития человечества. Физ. и социальные различия рассматривались в расовых теориях (раса). В нач. 20 в. изучение социальных и культурных особенностей превратилось в самостоятельную дисциплину, к-рая в Великобритании называлась социальной А., а в США - культурной А. В это же время антропологи стали больше интересоваться полевыми исследованиями. Первые антропологи, такие, как Фрейзер, имели незначит. (или вообще никакого) опыт общения с конкретными об-вами, о к-рых писали. Лишь со времен Малиновского стали изучать эти об-ва, живя вместе с людьми, знакомясь с их языком и культурой, а резты своих исследований (т.е. анализ, базирующийся на полевых наблюдениях) относить к области этнографии. У истоков культурной А. в США стоит Франц Боас (1858-1942), изучавший разл. племена сев.-зап. индейцев; к числу наиб, известных его учеников относится Маргарет Мид. До 2-й мировой войны большинство антропологических исследований ограничивалось примитивными народами (как правило, в европ. колониях), а преобладающее теоретич. влияние в Великобритании имел функционализм. После 2-й мировой войны значит, большее внимание стало уделяться об-вам с древн. традициями письменной истории в Европе и Азии, появились новые теоретич. подходы, такие, как структурализм Леви-Строса. Совр. антропологи изучают индивидов в самых разл. местах обитания - от индустриальных городов до тропических лесов. Живя внутри конкретного сооб-ва и участвуя в его деят-ти, изучая его языки, наблюдая повседневную жизнь, антрополог составляет представление о системе родства, социальной орг-ции, культуре, законах, ритуалах и мифах данного об-ва. Сравнивая эту культурную систему с др., он стремится как можно полнее понять все различие человеческого социального опыта, представляя его глазами разл. народов.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Антропология как наука
Нет ничего более интересного и важного для человека, чем он сам. «Познай самого себя», – учил древнегреческий мыслитель Сократ. Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Сократ и Эпикур, Гиппократ и Спиноза, Линней и Дарвин, Кант и Энгельс – это лишь немногие в плеяде выдающихся ученых, для которых познание человека было необходимой, первостепенной задачей.
Среди всех наук есть одна, о которой не так уж много знают, хотя она о человеке, его облике в прошлом и настоящем и, конечно, в будущем, о многообразии человеческих индивидуальностей, о тех поразительных изменениях, которые претерпели многие поколения людей в процессе длительного развития. Это антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас; наука прошлого, настоящего и в какой-то мере будущего. Изучая настоящее, пытаясь проникнуть в прошлое, заглядывая в будущее, антропология стоит в центре человеческих знаний, и в этом заключена сущность ее необходимости и силы.
Итак, в широком смысле антропология – наука о человеке (от греч. anthr?pos – человек).
Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Впервые термин «антропология» употребил Аристотель, древнегреческий философ и ученый, изучая духовное начало человека. Научные сведения о человеке встречаются в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима.
В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение: как науки анатомической (о человеческом теле) и науки о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в повседневный научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека: его биологические, социальные и духовные качества. В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже определение термина «антропология» не было четко сформулировано. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расы и их различия, были в центре внимания общества, ученых и философов. Интерес к естествознанию, в частности к антропологии, зарождался у естествоиспытателей, врачей, передовой студенческой молодежи и у других групп людей прогрессивных взглядов.
Становление антропологии как науки в ее современном понимании относится к середине XIX в. В течение XIX в. и до наших дней во многих странах (Англия, Франция, США) распространена трактовка антропологии в широком смысле – как общей науки о человеке. Антропология в таком понимании подразделяется на физическую, или соматическую, и социальную, или культурную, т. е. этнографию.
В ХХ в. существенно изменилось положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего в качестве крупной антропологической науки сформировалась теоретическая медицина , аккумулировав важнейшие достижения биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. Накапливались данные об отдельных классах природных свойств человека – это возрастная физиология , включающая учение о росте, зрелости и старении. Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет рассматривать их как первичные свойства индивида.
Специальной дисциплиной является сексология , изучающая закономерности полового диморфизма в филогенезе и онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, а также с воспитанием.
Соматология рассматривает конституциональную структуру телосложения человека как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.
Типология высшей нервной деятельности составляет общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человеческого организма способствовали познанию природных особенностей личности. Выявить взаимосвязи между первичными свойствами человека – основная задача современной прикладной антропологии. Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и обществе, поскольку именно в человеке природа и история объединены бесчисленным рядом связей и зависимостей.
Из новых гуманитарных дисциплин следует отметить аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.
На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики, с другой стороны, складывается эвристика – общая теория мыслительного поиска и творческого мышления человека. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология , объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии.
По сравнению с XIX в., когда с антропологией связывали весь комплекс научных знаний о человеке, предмет современной антропологии значительно ограничен проблемами антропогенеза, расогенеза и морфологией человека.
Раздел морфологии изучает индивидуальную и половозрастную изменчивость морфофизиологических признаков человека. Она включает учение о физическом развитии и конституции, вариациях телесных особенностей, соприкасается с анатомией человека, но в отличие от последней дает не обобщенное представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека, а характеристику половозрастной изменчивости отдельных структур в зависимости от этнотерриториальных и климатических влияний.
В морфологии человека выделяют соматологию, изучающую изменчивость тела в целом, и мерологию – учение об изменчивости отдельных органов. Основные задачи морфологии сосредоточились вокруг двух вопросов: теоретическое обоснование учения о физическом развитии и разработка методов стандартизации (соматология охарактеризована выше).
Раздел антропогенеза освещает проблемы происхождения и эволюции человека, рассматривает в сравнительном плане морфологию современного человека и его предков, историю становления человеческого общества. Этот раздел включает учение о современных и ископаемых обезьянах, эволюционную анатомию человека и палеоантропологию – науку о его ископаемых формах.
Раздел расоведения изучает формирование рас, расового состава и происхождение народов, их расселение и степень родства. В состав расоведения входит этническая антропология, но она имеет более узкое содержание. Речь идет о решении исторических проблем на основании изучения расового состава этнических общностей и определения характера генетических процессов в древних и современных популяциях. В связи с этим этническая антропология использует методы и данные естественных и гуманитарных наук.
Таким образом, современная антропология представляет собой раздел общей биологии, включающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций современного человека, разнообразие морфологических типов, возрастные особенности человека и эволюцию его поведения.
Антропология – отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и во времени, о законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом заключается ее отличие от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками: археологией, этнографией, историей.
Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые в недалеком прошлом казались трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.
В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента, выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий. Задача антропологов – изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.
Антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками.
Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.
Любой раздел антропологии так или иначе направлен на раскрытие определенного среза целостности человека, и именно только в этом он и может обрести свою специфичность в рамках общего антропологического направления гуманитарного знания. Иными словами, определить предмет антропологической дисциплины, означает определить тот срез целостного видения человека, на раскрытие и изучение которого эта дисциплина направлена.
В настоящее время оформился целый ряд антропологически ориентированных дисциплин, «региональных антропологий», изучающих отдельные «стороны» человека:
философская антропология – наука о сущности человека, его метафизической природе, о силах и способностях, которые движут им, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовного и социального развития;
педагогическая антропология – учение о человеке, формирующемся в сфере образования;
биологическая антропология исследует человека в его связях и взаимоотношениях с природным миром;
социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей;
культурная антропология рассматривает особенности связи человека и культуры (устройство культуры, культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах);
психологическая антропология изучает психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание его сущностных психологических характеристик;
антропология техники – это философское раскрытие бытия человека в мире техники, проявление человеческой природы через нее.
Специфический комплекс проблем выделяется в юридической, медицинской, исторической антропологии. Существуют и такие формы ненаучного познания человека, как религиозная и художественная антропология.
Таким образом, современная наука охватывает разнообразные отношения и связи человека с миром. Человек изучается и как продукт биологической эволюции – вид homo sapiens, и как естественный индивид с присущей ему генетической программой, и как субъект, и как объект исторического процесса – личность. Важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта познания и управления, предмета воспитания и т. д.
Многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его применением к различным областям социальной практики. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе. Проблема человека становится общей проблемой науки в целом, включая точные и технические науки. Возникают новые пограничные дисциплины и таким образом объединяются области естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.
Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта14 Ношение ребенка: искусство и наука носить своего ребенка Матери беспокойных детей, которых мы встречаем в нашей практике, подписались бы под заявлением: «Пока я ношу своего малыша, он спокоен». Наблюдая, как родители все больше и больше пользуются преимуществами
Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс МартаНаука чистить зубы Ребенок должен чистить зубы, по крайней мере, раз в день. Вот советы, как покончить с препирательствами по этому поводу и включить чистку зубов в заведенный порядок.? Формируйте эту привычку как можно раньше. У ребенка от полугода до года очищайте десны и