Антропология вики. Сферы приложения культурной антропологии

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos-человек и logos-учение), естественная история человека, учение о месте, занимаемом человеком в ряду животных, об особенностях физ. строения человека и его породах (расах), о явлениях изменчивости его типа. Рассматривая человека как зоологическую особь, А. все же не может быть определена как одна из глав зоологии (по аналогии, напр., с орнитологией, ихтиологией и т. п.). С одной стороны, породы человека представляют собой в зоологическом отношении гораздо более тесную группу, чем отряды или даже роды одного семейства-физ. различия между людьми сравнительно невелики и относительны. С другой стороны, А., стремясь дать законченное естественно-историч. учение о человеке и уделяя большое место вопросам сравнительной анатомии и филогении человека, эмбриологическим и палеонтологическим данным, изучению наследственности и влияния среды, является комплексом нескольких отделов биол. наук, изучающих человека и объединяемых единством и своеобразием метода и целевой установки. В отличие от близкой по своему предмету науки-описательной анатомии человека, к-рая является наукой нормативной, т. е. изучает строение человека вообще, его норму,-А., как наука типологическая, не знает единой нормы строения человека, а оперирует с множественными нормами, соответствующими каждая особому типу-расовому, возрастному, половому, социально-культурному и т. д. История антропологии.-А. как самостоятельная дисциплина могла развиться лишь после того, как наука обогатилась фундаментальными фактами, относящимися к анатомии, общей биологии, народоведению. Поэтому до XVIII в. история А. в значительной степени совпадает с историей перечисленных выше наук, хотя уже в классической древности были заложены основы для развития знаний по естеств. истории человека. У Аристотеля(IV в. до хр. э.) в «Истории животных» формулировано представление о принадлежности человека по его физ. организации к миру животных и дано законченное рассмотрение особенностей строения человека как зоологической особи. У Гиппократа находится первое описание физ. различий в пределах человеческого рода. В трактате «О воздухе и о воде и о местностях» он описывает типы жителей различных климат, зон, равнинных и горных областей известного в его эпоху мира; травянистые степи Скифии производят коренастых, тучных людей с темными волосами, горные области-высокорослых крепких людейи т.д. Здесь нашла себе выражение идея о могущественном влиянии внешних условий на физ. особенности и о передаче по наследству приобретенных свойств (хотя у того же автора можно найти и иное мнение по этому вопросу). В трудах Геродота (V в. до хр. э.) содержится описание внешнего облика и образа жизни главнейших племен, известных древнему миру. Для дальнейшего развития А. большое значение имели труды Галена, римского врача и анатома, жившего во II в. и своими вскрытиями обезьян положившего начало точной описательной анатомии человека. В новый период европ. истории, кроме оживления интереса к произведениям античных мыслителей, существенными для развития А. оказались два обстоятельства: 1) начавшаяся эра заокеанских путешествий, познакомившая европ. ученых с племенами Америки, юж. Африки, дальней Азии и давшая первые попытки классификации человеческих рас (Bernier, 1684 г.); 2) значительный прогресс анатомии после того, как стало возможным производить вскрытие человеческих трупов (XVI в.-Везалий). Много ценных наблюдений антропологического характера было сделано Леонардо да-Винчи, Дюрером. Однако, оформление А. как науки относится лишь к XVIII в. Сочинение Э. Тиссона «Орангутанг, или лесной человек, или сравнительная анатомия обезьяны, пигмея и человека» положило ясное начало сравнительной анатомии человека. В 1735 г. появился капитальный труд Линнея «Система природы»; здесь человеку отводится уже вполне определенное место в системе животных. Линней выделил отряд приматов, или высших млекопитающих, в котором, наряду с летучими мышами, лемурами, обезьянами, выделяет семейство «Homo», составляющееся из родов «человек разумный» (Homo sapiens), или «собственно человек» и «человек лесной или пещерный», объединяющий известных уже в то время оранга и шимпанзе. Линней пытался дать и дальнейшее подразделение рода «Homo sapiens», описывая разновидности американскую, африканскую, азиатскую, европейскую и наряду с ними группы «дикий человек» и «чудовищный (аномальный) человек». Современник Линнея Бюффон в своей многотомной «Общей и частной истории животных», отказываясь от систематического применения Линнеевских терминов «вид, род» и давая последовательные описания разных групп животных, установил, что все они связаны многочисленными неуловимыми переходами. Он допускал изменчивость видов и происхождение одних форм от других и первый применил термин «раса» к человеку (раньше термином «раса» обозначались только породы домашних животных). XVIII в. обогатил А. конкретными знаниями о вариации строения человека, приведение к-рых в законченную научную систему является заслугой Блюменбаха. Его труд «О природных различиях человеческого рода» являет--ся основой всей последующей А. В нем дается характеристика положения человека среди других животных и отдельные породы человека рассматриваются как разновидности одного вида, образование к-рых аналогично формированию рас домашних животных; дается также систематический анализ антропологических вариаций (окраски покровов, формы волос, роста, пропорций тела и т. д.). Отмечая физиологические факторы образования этих вариаций под влиянием особенностей климата, питания и т. д., Блюменбах занимает, однако, крайне осторожную позицию в вопросе о наследовании приобретенных свойств. Последняя часть описывает выделенные Блюменбахом пять разновидностей человеческого рода - кавказскую, монгольскую, эфиопскую, американскую, малайскую, с их детальными подразделениями. Другим классическим трудом Блюменбаха было описание его коллекций черепов человеческих рас, долгое время служившее фундаментом расовой краниологии. Начало XIX в. ознаменовалось в А. дискуссией по вопросу об едином или множественном происхождении человеческих рас от животных форм, а вместе с тем спором о существе расовых особенностей и значении природных отличий и внешних воздействий. Дискуссия приобрела далеко не научный характер, т. к. полигенизм был использован без всяких теоретических оснований для рабовладельческих теорий европейских колонизаторов и американских плантаторов. Все же и те и другие авторы оставили после себя б. или м. обширные и систематические трактаты по А. и обогатили ее рядом новых фактов, относящихся к отдельным человеческим племенам. Сравнительно-анат. данные были пополнены Кювье, Эт. Жоффруа Сент-Илером. Для общего теоретического освещения проблемы эволюции человека большое значение имели труды Ламарка. Из всех отраслей А. наибольшее развитие в первой половине XIX в. получила краниология (Мортон, Ван-дер-Ховен, Ретциус). Тогда же получает широкое распространение и самый термин А., но употреблялся он в ином смысле, чем в наст, время. У Аристотеля и в XVI в. (Хундт) этот термин относился к науке о псих, свойствах человека, позднее у нем. философов (Кант и др.)- к разным отделам философии, этики, эстетики и т. п. Франц. энциклопедисты понимали под А. всю совокупность наук о человеке. Лишь Брока окончательно придал А. значение синонима естественной истории человека, правда, в широком смысле, включающем и народоведение. В своих теоретических работах Брока исходил из учения Дарвина, оказавшего огромное влияние на дальнейшее развитие А. Брока открыл новую эпоху в науке о человеке, разработав заново почти все области А., в частности, ее методы. Он положил в основу измерения и описания вариаций строения человека определенный план, охватывающий все существенные свойства, точно разработал приемы, инструментарий, номенклатуру, методы обработки собранных данных. Его «Инструкции по антропологии» и «Инструкции по краниометрии» являются основой современной антропологической методики. В 1859 г. Брока основал «Парижское антропологическое общество», различные издания к-рого способствовали окончательному оформлению А. как науки. Им же была основана свободная «Антропологическая школа»; при ней впоследствии образовалась особая «Антропологическая лаборатория».-Одним из сподвижников Брока был Топинар, которому принадлежит капитальный труд «Элементы общей антропологии» (1885 г.).- Вторая половина XIX в. ознаменовалась созданием учения об ископаемом человеке. До того времени господствовало мнение, что человек появился лишь в современную геологическую эпоху. Уже в середине XIX в. Буше-де-Перт открыл в отложениях ледникового периода кремни со следами обработки их человеком, но только постепенно укрепилось убеждение, что они, действительно, представляют собой каменные орудия, приготовленные человеком, жившим одновременно с вымершими животными в ледниковый период. Изучение ископаемого человека и его деятельности оформилось как особый отдел А.-палеоантропология (ем.). Преемником и продолжателем Брока в Парижской антропологической школе был Мануврие, автор исследований об относительном весе мозга, об особенностях строения костей, о пропорциях тела, о росте, об ископаемых и древних черепах и многих других. В области изучения человеческих рас в целом нужно отметить труды Деникера, давшего в книге «Человеческие расы» незаменимую сводку всех положительных знаний по этому вопросу, имевшихся к началу XX в. Из остальных франц. антропологов нужно отметить Ляпужа, одного из основателей «Социальной антропологии», изучавшего антропологические особенности различных соц. классов. Зиго положил начало антропологическому изучению конституции-человека. Из англ; антропологов следует назвать сподвижника Дарвина-Гексли, разработавшего сравнительную анатомию человека и давшего оригинальную классификацию человеческих рас.-В начале XX в. в Лондоне создалось особое, основанное Пирсоном, направление-«биометрическое», заключающееся в применении строго статистических методов к изучению типов и углубившее представление о сущности вариаций. Школа Пирсона оказала большое влияние на антропологию и генетику. В Германии А. разрабатывалась во второй половине XIX в. большим числом анат. ин-тов и специальных музеев. Из крупных работников в области А. следует назвать Э. Гек-келя, Вейсбаха, Ранке, Р. Вирхова, основателя Берлинского антропологического общества и редактора его изданий, автора многочисленных антропологических работ, Фриче, Вальдейера, Штида, фон-Лушана, Швальбе. Недавно скончавшийся Р. Мартин в значительной степени дополнил, уточнил и улучшил методику Брока. Трактат Р. Мартина «Учебник антропологии в систематическом изложении» является в наст, время главнейшим и авторитетнейшим руководством А. Видные современные немецкие антропЪлоги (Моллисон, Шлягин-гауфен, Э. Фишер), а в известной мере и все современные антропологи, являются прямыми или косвенными учениками Мартина. Ряд крупных исследователей и авторитетных работников в области А. можно назвать и в других европейских странах. В последнее время антропологические об-ва и кафедры основываются и во внеевропейских странах (Япония, Корея, Австралия и т. д.). В С.-А. С. Ш. после войны между Северными и Южными штатами появились обширные антропометрические исследования Гульда, долгое время бывшие классическими; аналогичное исследование американских солдат было произведено и после мировой войны. По изучению африканских рас многое сделано Боасом, Хрдличкой, по генетике- Девенпортом, по сравнительной морфологии-Уайльдером. В России А. начала развиваться, если не считать трудов путешественников XVIII в., давших кое-какие сведения о физ. типе народов Сибири и Туркестана, лишь в середине XIX в., с вступлением в Академию Наук известного натуралиста Э. Бера, ! написавшего несколько работ по А. и содействовавшего пополнению анат. музея антрополог. коллекциями. Усилия Бера в Петербурге остались, однако, на долгое время без продолжателей. Реальным началом А., как науки, в России нужно считать основание в Москве, по инициативе проф. зоологии А. П. Богданова, Антрополог, отдела Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии (1869 г.). Богданов перевел на русский яз. инструкции Брока и издал составленные Брока вспомогательные таблицы для антрополог, вычислений, долгое время бывшие единственными в Европе, объединил в Об-ве ряд заинтересовавшихся А. ученых, начал печатание антрополог, трудов, подготовил и провел «Антропологическую выставку», коллекции которой, пожертвованные Московскому ун-тету, положили начало организации Антропологич. музея. Богданов начал изучение древнего населения Москвы и напечатал ряд работ о его типе. Им были добыты средства для основания в Московском ун^гете кафедры А. и был намечен кандидат для занятия ее. Это был Д. Н. Анучин, обогативший А. вообще и русскую науку в частности рядом первоклассных работ, в том числе работой об аномалиях черепа и о вариациях роста. Анучин значительно пополнил Антрополог. музей, превратив его в одно из крупнейших учреждений этого рода. Под его руковод- ством дело антрополог, изучения народов России начало успешно развиваться, и результаты его составили внушительную серию изданий Антрополог, отдела, в к-рых были описаны едва ли не все главнейшие племена Европейской и Азиатской России, а также появился ряд общих антропологич. работ. В большей или меньшей связи с Антрополог. отделом в 80-х и 90-х гг. появился ряд антропологич. исследований по анатомии и по антропометрии. Из них нужно упомянуть труды проф. Зернова, гигиениста проф. Эрисмана, давшего образцовое в свое время исследование физ. развития рабочих, д-ра Дементьева-на ту же тему и др. В Петербурге проф. анатомии Таренецким было основано Антрополог, общество при Военно-медицинской академии; он дал ряд краниологических работ по разным племенам России. Выпущены были несколько томов трудов общества с работами целого ряда лиц. В 90-х гг. в С.-Петерб. ун-те велись занятия по А. проф. Петри, автором ряда антропологич. работ и учебника А. С 1888 г. открылось «Антропологическое общество при С.-Петербургском Университете», выпустившее ряд изданий и развившее значительную деятельность под руководством сперва проф. Малиева, потом Ф. К. Волкова, известного исследователя украинской А. и этнографии. Во многих провинциальных городах также велись антрополог, исследованиям Томске- Чугуновым, в Казани-Малиевым, в Дерп-те-Штида (до его перехода в Кенигсберг), ученики которого представили ряд ценных антропологических диссертаций. Методы. Можно различать три рода антрополог, методов: 1) методы получения объектов, подлежащих изучению, 2) методы установления антрополог, свойств собранных объектов, 3) методы обработки собранных данных. Единичные объекты могут представлять для антрополога самостоятельный интерес (т. е. не как часть целого) лишь в исключительных условиях (ископаемые кости, какие-либо мало известные аномалии, очень редкие или, напротив, очень типичные сочетания признаков). Обычно А., как типологическая наука, имеет дело с группой однородных объектов. В зависимости от рода изучаемых особенностей возрастных, племенных, проф. и т. п., группа должна быть одинакова по возрасту (конечно, также и полу), племени, профессии, территории и т. д. Смешение в одну группу разных типов недопустимо, число объектов в группе и самое разделение их на группы должны быть различны в зависимости от изучаемого свойства. Объектами, подлежащими изучению, одинаково являются живые люди и трупный материал-как трупы в целом, так и отдельные части их, черепа и прочие кости, мозги, внутренности, мышцы, покровы-кожный, волосяной и пр. Антрополог. значение они приобретают постольку, поскольку относятся к определенному территориальному, возрастному, племенному и т. д. типу и образуют б. или м. многочисленную группу, позволяющую установить этот тип. Для изучения коллективов живых особей исследователь должен обращаться, в зависимости от задач и условий работы, в те или иные мед. учреждения, школы, фабрики, воинские части и т. д. Для получения мертвого материала главнейшими источниками служат раскопки древних погребений или оставленных кладбищ. Чтобы доставить материал, представляющий научную ценность, раскопка, упаковка и транспорт материала должны производиться продуманно. Другим источником служит коллекционирование материала и препаровка трупов в моргах, секционных залах и т. п. Некоторые образцы, напр., образцы волос, можно коллекционировать и у живых особей; при этом должны быть применены целесообразные методы препаровки, монтировки, консервирования и музейного хранения. Во многих случаях для антрополог, изучения служат не самые объекты, а их воспроизведения в виде фотографий, слепков или масок-отпечатков. Антрополог, фотография приобретает за последнее время все большее значение и требует специального изучения. Свойства, подлежащие установлению, определяются природой объекта и задачами его изучения. Самые же методы установления свойств в общей форме заключаются в 1) глазомерной оценке, 2) определении путем сравнения с моделями, 3) измерении; вспомогательным методом является 4) графическое воспроизведение. В основу каждого из этих методов современная А. кладет ряд принципов, имеющих целью обеспечить сравнимость полученных результатов (см. Антропометрия). Методы обработки антрополог, материала в настоящее время основываются на принципах вариационной статистики (см.). Подразделение антропологии. По Бунаку, наиболее целесообразным представляется подразделение А. на: 1) зоологическую,А. (Брока), содержащую сравнительную анатомию отдельных групп приматов, сравнительную эмбриологию и палеоантропологию (сравнительную анатомию ископаемых форм в связи с палеоэтнологией или учением об ископаемой первобытной культуре); 2) сравнительную морфологию человека-общее изучение вариаций отдельных органов и организма в целом в пределах человеческого типа и в зависимости от разных факторов-пола, возраста, племени, места обитания, профессии и т. д.-т. е. типологию человека, или то, что Мартин называет спец. антропологией, а современные франц. ученые-морфологической А.; 3) описательную А. или систематику человеческих рас; 4) биологию человека, изучающую изменчивость и эволюцию человеческого рода, взаимодействие среды и наследственности (акклиматизация, метисация, селекция типов и т. п.); 5) функциональную А. (французских авторов), включающую сравнительную физиологию и психологию человеческих типов, и 6) прикладную антропологию. Главнейшие проблемы А. В зоологической антропологии в наст. время твердо установлено, что человек и крупные человекообразные обезьяны представляют собой одну довольно тесную систематическую группу-подотряд. Что касается отношения этой группы к приматам, то строение зубов (бугорки корен- ных зубов), плацента, отчасти череп - сближают ее до известной степени с широконосыми обезьянами, ряд др. признаков- с обезьянами собакообразными. Единого мнения об относительной близости этих групп не существует. Совокупность эмбриолог, и палеонтолог, данных убеждает, что предки человека на известном стадии обладали четвероногим хождением, более сильно развитым рельефом черепа и т. д. Взгляды Клаача и др. авторов, выводивших человека от примитивных прыгающих двуногих форм, не нашли себе широкого признания. - Не существует единого мнения также и относительно эпохи и места происхождения человека, отношения известных ископаемых типов к современным. Одну из главнейших проблем типологической морфологии человека составляют законы роста (см.). В систематике человеческих рас (см.) в наст. время господствует воззрение Джуффида-Ружиери, по к-рому человеческие расы в период первоначальной диференциации различались между собой как отдельные виды одного рода, но, вследствие скрещивания всех, даже далеких, типов, утратили ясную обособленность, превратились в разновидности. Т. о., разновидности представляют, в сущности, несколько утратившие свои особенности виды, а их совокупность, т. е. все современные расы в целом, представляет собой то, что в систематике называется сборным- видом (species collectiva). От общего корня человеческого рода диференциация шла в нескольких различных направлениях, и различные группы остановились на разных ступенях этой специальной эволюции. Законченных, наиболее специализованных типов (вариететов), по Штратцу-архиморф-ных типов, обычно принимают 3 или 4: африканский, азиатский, европейский, нек-рые допускают еще американский, другие же считают его не особым типом, а частью как бы менее специализованным азиатским, т. е. метаморфным типом, частью - метисным. Первонач. стадии диференциации - прото-морфные группы-ныне сохранились лишь в виде остатков (палеорас или проторас). Они принадлежат к более ранним формациям и были оттеснены позднейшими мета-морфными и архиморфными расами. Такого рода схема принимается большинством современных антропологов, однако, не всеми. Во всяком случае она требует конкретизации с более основательным изучением многих примитивных народностей. До сих пор нет единогласного мнения, можно ли в бушменах видеть древнейшее население Африки, одного ли типа т. н. пигмеи Африки и Азии, в каком отношении они находятся к примитивным волнистоволосым народам Индонезии. Неясно многое и в А. Европы; для некоторых рас общепринято, что они имеют общее происхождение с населением Северной Африки (еурафриканцы); вероятно участие и др. типа-еуразиатского в составе населения Европы, но до сих пор нет единого мнения относительно родственных отношений многих европ. разновидностей. В А. славянского населения русской равнины большую проблему представляет отношение современных типов к древнейшему населению.-В последнее время вновь усиленно дебатируется вопрос о метисации человеческих рас. Мнение о неблагоприятном влиянии метисного происхождения усиленно защищается одними учеными, оспаривается другими. Возможное неблагоприятное влияние метисации, как таковой, при изучении метисов далеких рас, трудно отделимо от недостатков, создаваемых меньшей способностью к акклиматизации. В этом признаке человеческие типы существенно различны.-Значение естественного отбора (селективные факторы в детской и взрослой смертности, отбор типов по профессиям и т. д.) составляет другую, также недостаточно разрешенную проблему, во всем ее объеме поставленную Пирсоном. Физиологическая А. до сих пор еще только в зачатке. Динамо- и спирометрические исследования нуждаются в значительном усовершенствовании инструментария и пока дают лишь довольно общие характеристики групп. По отношению ко многим свойствам еще только намечаются подходы для выделения типов.-Большие успехи в последнее время сделало изучение крови, в частности, агглютининов, к-рые можно рассматривать как проявление одного из важных фнкц. свойств. Если вопрос о расовом значении этого признака до сих пор еще не вполне решен, то характерные типовые различия в этом признаке уже твердо установлены. Проблемы физиологической А. связываются с морфологическими (см. Конституция). Прикладное значение А. Целый ряд разработанных в теоретической антропологии методов и теорий получил уже практическое применение. В терап. и профилак-тич. диагностике, в педологии, для определения типа конституции и для учета физического развития отдельных групп широко пользуются антропометрическими измерениями (см. Антропометрия). Они же должны лечь, повидимому, в основу при определении шаблонов для фабричного изготовления предметов массового потребления (обуви, головных уборов, костюмов). Этот метод был широко применен в последнюю войну в Америке (а также и в СССР для военного обмундирования). Необходимость антропологического контроля над ходом развития детей в школах и прохождением курса физической культуры требует сознательного применения А., что повело в Америке к созданию особых кафедр педологической А. Развивающаяся все более практика проф. отбора неизбежно должна включить в себя ряд антрополог, определений пригодности субъекта к той или иной работе. Здесь важны различные свойства- рост, сложение и конституция, пропорции тела, физ. сила и ряд специальных признаков в отдельных профессиях. В судебно-по-лицейской практике для установления личности уже давно пользуются антрополог. признаками определения тактильных узоров пальцев и т. д. Организация посемейных исследований может успешно развиваться лишь на базе теоретической антропологии. С этим связан ряд вопросов метисации, акклиматизации, переселения и т. д. Не может быть сомнения в том, что антрополог. науке предстоит сыграть большую практическую роль в высоко-организованном обществе будущего, но и в наст, время, помимо огромного просветительного значения, она содействует прямо и косвенно разрешению многих актуальных практических проблем. Еще Вирхов считал А. базой научной медицины и утверждал, что научно-мыслящий врач должен быть антропологом. В той же мере это можно сказать относительно педагога и многих других практических деятелей. Постановка изучения А. Как наука сравнительно молодая А. занимает в высшей и средней школе положение, не- -равноценное с другими естественными науками. Специальные кафедры А. существуют далеко не во всех ун-тетах; их 4 в Германии, 3 в Англии, по 2 в Швейцарии и Испании, по одной в Чехии, Австрии, Венгрии, Португалии, Голландии. Только в Италии и Польше специальные кафедры А. имеются почти во всех ун-тетах. Имеются они также во внеевропейских странах, в С.-А. С. Ш.- во многих университетах. Во Франции и Бельгии специальных антропологических кафедр нет, но в Антрополог, школе"и при Музее естественной истории ведется очень серьезное и систематическое преподавание, и командируемые правительством в колонии врачи, административные и военные агенты, миссионеры, а равно и многие другие лица обычно прорабатывают соответствующие дисциплины. Несмотря на сравнительно небольшое количество специальных кафедр, преподавание А., в целом или частичное, ведется, однако, в большей части ун-тетских городов Европы в виде доцентских или приват-доцентских курсов, семинариев и т. д., чаще всего при кафедрах анатомии, иногда при кафедрах географии, зоологии, биологии, геологии или даже на медиц. факультетах при тех или иных клиниках. Все специальные кафедры и многие иные учреждения являются центрами более или менее интенсивной антропологич. научной работы, о чем свидетельствует постоянно растущая библиография специальных антропологических публикаций, исходящих не только из специальных, но и смежных научных ин-тов, особенно анат., биолог, и др. Существенную роль как исследовательские учреждения играют также музеи как специальные, так и общие, многие из к-рых содержат ценнейшие антрополог, собрания. Из них широкую известность в этой области имеют: в Лондоне-Royal College of surgeons, в Париже, Брюсселе, Вене - Антрополог. отделы музеев естеств. истории, в Берлине и Гамбурге-музеи народоведения, в Мюнхене, Праге, Риме, Флоренции, Болонье- музеи при антрополог, ин-тах, в Вашингтоне при Смитсонианском ин-те. Имеются и специальные исследовательские ин^гы по А. (не преподавательские) в Берлине, Париже, Варшаве и т. д. Антрополог, научные общества имеются во всех странах, во многих даже по несколько. Почти все они издают особые публикации. Главнейшие периодические издания, перечисленные в нижеследующем списке, конечно, далеко не исчерпывают всех антропологич. публикаций, а тем более общих и специальных биол. и медицинских журналов, где появляются антрополог, работы. В 1920 году основан Международный антропологический институт, имеющий отделения в большей части европейских стран, и Центральное бюро- в Париже. Институтом созываются каждые 3 года конгрессы. В СССР специальные антропологические кафедры имеются при следующих четырех университетах: в Москве (1 МГУ), Ленинграде, Ташкенте и Владивостоке. В Казани, Иркутске и в Харькове имеются кафедры антропологии и этнографии (или географии). Кроме того, преподавание антропологии, обычно частичное, ведется при многих специальных ВУЗ"ах-институтах физической культуры, педагогических и медицинских институтах или факультетах, при последних на кафедрах анатомии или соц. гигиены. Очередной вопрос о введении в план мед. образования основательного курса А. до сих пор не получил разрешения. Имеются и специальные исследовательские антрополог. ин-ты в Москве (при 1 МГУ), Харькове (научно-исследовательская кафедра), в Киеве-при Украинской Академии Наук. Исследовательская. работа ведется также в музеях и научных антрополог, об-вах. Главнейшие антропологич. музеи: Московского ун^гета, занимающий одно из первых мест среди европейских учреждений этого рода, и Музей А. и этнографии Академии Наук. Антрополог, коллекции в меньших размерах имеются и во многих др. музеях, центральных и местных, ведущих также исследовательскую работу и печатающих в своих изданиях антропологические работы. Главнейшие научные общества: Антропологический отдел Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в Москве, Медико-антропологическое общество в Ленинграде, аналогичное общество в Ростове-на-Дону. Лит.: Новейшая антропологическая литература сосредоточена в следующих периодических изданиях: «Journal of the В. Anthropological Institute of Great Britain a. Ireland», «Man», «Publications of Galton Eugenic Laboratory», «Biometrica» (английские издания). Франц. издания: «Revue anthropologique», «Bulletins de la Societe d"Anthropologie de Paris», «L"Anthropologies. На нем. языке: «Archiv fur Anthropologies, «Zeitschrift fur Morphologie u. Anthropologies «Antbxopologischer Anzeiger», «Archiv fur Rassen-u. Gesellschaftsbiologie», «Mitteilungen der anthro-pologischen Gesellschaft in Wien», «Zeitschrift fur Ethnologie», «Prehistorische Zeitschrift». В Италии: «Atti della Societa di Antropologia di Roma», «Ar-chivio per Antropologia e Etnologia». В Польше: «Kosmos», «Serya antropologiczna naukowego Towa-rzystwa imemaKopermka»(Lwow).B C.-A.C. HI.: «Journal of physical Anthropology», «American Anthropologist», «Publications of t. Eugenic Record Office». В СССР: «Русский Антропологический Журнал». В перечисленных изданиях можно найти значительную часть антрополог, публикаций последнего времени, а в виде рефератов, рецензий или по крайней мере ссылок и библиографий в них упомянуты почти все антрополог, работы. Главнейшие сводные и общие трактаты по А. след.: Б и р к н е р, Расы и народы земли, Москва, 1914; Б у ш а н, Наука о человеке (очень популярна); Martin R., «Lehrbuch der Anthropologie in systematischer Darstellung», 1914 (готовится второе издание); Frassetto F., «bezzi-oni di Antropologia», v. I-П, Bologna, 1909-11; Duckwarth, «Morphology and Anthropology, Cambridge, 1911; Wert, Der fossile Mensch, 1919; В ou 1 e M., Les homines fossils, P.,1920;Deniker J., Les races et les peuples de la terre, 1922 (есть русский перевод); К е a n, Ethnology, 1921; Bauer-F i s с h e r-L e n z, Erblichkeitslehre und Rassenhy-giene, 1922.В. Бунак.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Машанов А.А.

«АНТРОПОЛОГИЯ: парадоксы эволюции человека»

Красноярск, 2001 г.

Рецензенты:

Название: учебное пособие / под ред. Ковалевич В.Т.

Художественное оформление:

Печатается по решению редакционно-издательского совета Университета

Машанов А.А.

Эта книга имеет цель – оказать помощь студентам в овладении учебным курсом антропологии. История этого курса вполне типична: он то появляется в учебных планах вузов, то вновь исчезает из них. Как результат неоднозначного отношения к системе наук о человеке и ее месте среди других наук студенты не имеют общепризнанного учебника или учебного пособия по данному курсу. Антропология в широком смысле слова – это человековедение, включающее онтогенез, филогенез и социогенез. В современной литературе эти аспекты представлены изолированно друг от друга, как самостоятельные направления. Попытку обобщить опыт преподавания антропологии в техническом вузе предприняли авторы данного пособия.

Курс антропологии согласно государственного стандарта невелик. В силу чего, охватить всю проблематику невозможно. Авторы сосредотачивают внимание на основах антропологии, тех взаимосвязях, которые существуют между науками о человеке.

Введение.

Современная наука охватывает разнообразные отношения и связи человека с миром. Человек изучается то, как продукт биологической эволюции – вид Homo Sapiens, то, как субъект и объект исторического процесса – личность, то, как естественный индивид с присущей ему генетической программой. Важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, как субъекта познания и управления, как предмета воспитания и т.д.

Многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его применения к различным областям социальной практики. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе. Для социального прогнозирования необходимы научные знания о резервах и ресурсах человеческого развития. Проблема человека становится общей проблемой всей науки в целом, включая точные и технические науки. Возникают новые пограничные дисциплины и таким образом объединяются области естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.

В ХХ столетии существенно изменилось положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего, в качестве крупной антропологической науки сформировалась теоретическая медицина, систематизировав в себе важнейшие достижения биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. В естественных науках - накопление данных об отдельных классах природных свойств человека. Прежде всего, это возрастная физиология, включающая учение о росте, зрелости и старении. Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет рассматривать их как первичные свойства индивида.

Специальной дисциплиной является сексология, т.е. изучение закономерностей полового диморфизма в филогенезе-онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи с воспитанием и пр.

Соматология рассматривает конституциональную структуру телосложения человека как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.

Типология высшей нервной деятельности составляет общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человека способствовали познанию природных особенностей личности. Обнаружить взаимосвязи между первичными свойствами человека – основная задача современной прикладной антропологии. Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и обществе, так как именно в человеке объединены природа и история бесчисленным рядом связей и зависимостей.

Общественно-исторические законы человеческого развития учитываются естествоиспытателями. Социальные факторы индивидуального развития человека дополняют и регулируют взаимодействие абиотических и биотических факторов.

Из новых гуманитарных дисциплин следует отметить аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.

На базе психологии, логики и теории познания с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики с другой, складывается эвристика – общая теория мыслительного поиска и творческого мышления человека. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология, объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии. Потребность в едином фундаментальном учении о человеке остро ощущается в различных областях общественной практики. Основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек – вечная и универсальная проблема.

Философский антропологизм включает в себя понимание человека как целого, преодоление психофизического дуализма, стремление вскрыть единство общественного и естественного в структуре человека. Первоначально антропология трактовалась как система наук о человеке, хотя в дальнейшем произошло известное ограничение ее предмета специальным развитием антропологии как отдельной науки, изучающей изменение природы человека под влиянием общественно-исторических условий.

Одной из причин отхода от антропологического принципа как целостного подхода к изучению человека явилась дифференциация научных знаний, как в области естествознания, так и общественных наук. Создание философских основ единой теории развития человека стало возможным лишь на основе диалектического метода. Отечественная антропология с помощью археологии и сравнительной анатомии, сравнительной этнографии и языкознания привела к дальнейшему развитию теории антропогенеза. Принципиальное значение для учения о человеке имели работы Н. Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, И. П. Павлова и др. Единство истории и природы в развитии человека – таково монистическое понимание человека. Именно с этих позиций, устранивших социобиологический и психофизиологический дуализм в понимании человека, следует исходить при позитивном решении проблем человекознания. Единство социального и биологического всегда следует учитывать при объяснении механизма действия социальной причинности через совокупность внутренних условий человеческого организма. Наиболее интересные учения в области общей патологии и гигиены, антропологии, демографии, геронтологии, психофизиологии и других наук связаны с изучением социальных факторов долголетия, акселерации, изменений в структуре заболеваний и т.д. Социально обусловленное развитие человеческой жизнедеятельности – часть общефилософской проблемы человека. Многообразие подходов современной науки является отражением многообразия самих феноменов человека, выступающих как вид Homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность.

Между этими характеристиками человека существуют многообразные взаимосвязи, относящиеся к разным классам зависимостей, объединяющих общество и природу. Познание этих взаимосвязей – необходимое условие практического овладения управлением человеческим развитием. Философское обобщение разнородных научных знаний о взаимосвязях общественного и индивидуального развития человека является одним из важнейших путей построения общей теории человекознания.

Антропология как наука.

Антропология - (antropos, logos), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине ХIX в. Основные разделы антропологии: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С середины XX в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединенных под названием "биология человека" (изучение физиологических, биохимических и генетических факторов, влияющих на вариации строения и развития человеческого организма).

Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Люди издавна стремились познать все, что их окружает, постичь не только мир природы, но и собственную сущность, самого себя. И, пожалуй, мало найдется таких научных дисциплин, которые можно было бы одновременно назвать наукой самой древней и самой молодой, как антропология.

Термин «антропология» греческого происхождения (антропос - человек, логос - наука) и означает «наука о человеке». Считают, что впервые это слово употребил Аристотель (384-322 до н. э.), крупнейший натура­лист и философ древности, изучая духовное начало человека. Первые ростки научных знаний о человеке мы находим в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы мор­фологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдель­ных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, волновали и были предме­том исследований многих ученых Древней Греции и Рима. Становление же антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX в.

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение - как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин в общей форме расши­фровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека, его биологические, социальные и духовные свойства. В течение XIX в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) при­нято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке. Антропология в таком понимании подразделяется на: «физическую» или «соматическую» антропологию, «социальную» или «культурную» - т. е. этнографию.

Антропология это - отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает проис­хождение и эволюцию физической организации челове­ка и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропо­логия как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специ­фика антропологии, сложность ее исследований, в этом - отличие ее от других биологических наук, ее непосред­ственная связь с историческими науками - археоло­гией, этнографией, историей.

Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались по­степенно, одновременно с общебиологическими и меди­цинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Постепенное накопление антропологических сведений - данных по анатомии челове­ка, о физических особенностях народов различных областей земли, общетеоретических представлений о происхождении человека - началось с древнейших времен.

Уже в странах Древнего Востока - в Вавилонии, Египте - проявляли интерес к соседним странам и на­родам. В графических изображениях, в наскальных надписях и барельефах, в письменных источниках можно встретить немало сведений о народах Передней Азии и Северной Африки. В «Истории» Геродота (V в. до н. э.) содержатся интересные данные о племе­нах и народах Ближнего Востока, описание варварских племен - жителей Северного Причерноморья. В сочи­нениях Страбона (I в. н. э.) дается описание многих народов, населявших древние государства Средней Азии, Индию, Испанию, Британские острова. Великий древнеримский мыслитель, поэт-материалист Лукреций Кар (I в. до н. э.) создал целую теорию постепенного развития человеческой культуры от первобытности до первых ростков цивилизации, в которой развил идею о естественном происхождении органического мира и человека. В раннем средневековье традиции античных авторов находят свое продолжение в трудах ученых Византии (Прокопий Кесарийский), Китая (Сюань Цзян, Кун Инда), Средней Азии (Ибн Сина, Бируни).

Новый подъем антропологических знаний начинает­ся в эпоху великих географических открытий (XV- XVII вв.). Путешественники-европейцы увидели новые страны и континенты со своеобразным, диковинным миром, познакомились с народами далеких материков (Индией, Китаем, Америкой, Африкой), с их культу­рой, бытом, правами, языками.

Накопление фактического материала шло неразрыв­но с построением теорий о происхождении человека с изменением привычных, почти незыблемых воззрений на окружающиймир и природу, рождались идеи о всеобщности закона изменения ве­щей, о развитии живой природы. Позже, в XVIII в. создавались многочисленные естественные классифика­ции, где человеку отводилось место в отряде приматов, как роду и виду Homo sapiens. Появились первые клас­сификации человеческих рас, в которых ученые пыта­лись систематизировать, упорядочить все многообразие человеческой разноликости. Вначале, лишь на чисто визуальных наблюдениях и по оценке внешних разли­чий между людьми «строились» расовые деления, часто с привлечением этнографических описаний - быта, культуры, языка того или иного народа. В классифи­кациях К. Линнея (1775), Ж. Бюффона (1740), а позже И.ф. Блуменбаха, Дж. Гентера, П. Кампера и др. уже были предприняты попытки классифицировать челове­чество, коснувшись вопросов происхождения рас, влия­ния среды на формирование расовых признаков, сравнительного изучения анатомических особенностей человека, краниологических признаков на черепах, принадлежащих представителям разных рас.

Труды французских философов - материалистов (Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха) и крупнейших биологов-эволюционистов XVIII в. (Ж.-Б. Ламарка, Ж. Кювье, К. Линнея) оказали революционное влияние на развитие многих направлений естествознания, в том числе на антропологию. Задача объяснить сущность природы, рассматривать человека как часть материаль­ного мира, подчиненного его законам,- было главной в деятельности французских просветителей. В таких сочинениях мыслителей-материалистов, как «Мысли об объяснении природы» Д. Дидро, «Система приро­ды» П Гольбаха, «Об уме», «О человеке» К. Гельвеция четко прослеживается идея о первичности мате­рии, о том, что только материя является единственной реальностью, основой многообразия всего существую­щего. Природа представляет собой связанную цепь существ, она подчинена своим законам. Лишь сущест­вующий объективно мир природы - единственный предмет познания. Познание природы, материального мира, окружающего человека, а также самого челове­ка, выделившегося из природы, всегда развивалось взаимосвязано и противоречиво. Выделение К. Лин­неем человека как вида Ноmо Sарiеns (человек разум­ный), впервые определившим место человека в общей систематике живой природы, явилось поворотным мо­ментом в общей системе естествознания.

Не менее важным обстоятельством для дальнейшего развития антропологии явилась первая теория эволю­ции Ж. - Б. Ламарка, крупнейшего предшественника Ч. Дарвина в области биологии. В своем сочинении «Философия зоологии» (1809) он приводит ряд доказа­тельств эволюции в мире животных и растений, утвер­ждая, что все современные организмы, включая и человека, произошли от более древних форм путем эволюционного развития.

Во второй половине XVIII в. так же бурно начало разви­ваться естествознание в России. Огромное значение в развитии передовой общест­венно-политической жизни имело открытие в 1755 г. Московского университета, ставшего вскоре центром культуры и просвещения в России. В нем работали крупнейшие ученые-просветители конца XVIII в. (Д. С. Аничков, С. В. Десницкий, С. Г. Зыбелин), труды которых, хотя и не были непосредственно связа­ны с антропологией, но, пронизанные глубоко гумани­стическими идеями, благотворно влияли на развитие естествознания, в частности, на антрополо­гию. Так, научная и общественная деятельность про­грессивного ученого, врача-гигиениста, автора извест­ных трудов в области медицины (педиатрии, эпидемио­логии) С. Г. Зыбелина способствовала познанию человеческого организма, воспитанию и закаливанию детей и тем самым создавала основы одного из разделов отечественной антропологии - возрастной. Очень смелыми для этого" времени были взгляды А. Каверзнева, который в своем трактате «Философское рассуждение о перерождении животных», опублико­ванном вначале на немецком языке, а затем дважды изданном на русском (1778 г.- в Петербурге, а в 1787 г. - в Москве), ставит вопрос об общем проис­хождении и родственных связях всех животных, включая и человека. Он рас­суждает об изменчивости видов, объясняя явление изменчивости животных и человека влияниемна нихусловий внешней среды, созданием человеком особой искусственной среды, защищающей его от неблаго­приятных воздействий. Климат может менять цвет кожи, цвет волос и глаз.

Удивительно яркой личностью для своей эпохи, внесшей заметный вклад в развитие научных знаний в России, был В.Н. Татищев. Видный дипломат, поли­тический деятель, военный, талантливый администра­тор и разносторонний ученый, Татищев в течение многих лет собирал разнообразный материал о России и ее народах. Ему принадлежат многочисленные, фун­даментальные труды по этнической истории, географии, лингвистике многих народов государства Российского.В. Татищев был автором первой в истории мировой науки про­граммы-анкеты для сбора сведений по географии, исто­рии и этнографии различных областей страны. Анкета заключала в себе более 198 вопросов таких, например, как название народа, его происхождение, род занятии, семейные и правовые нормы, различные обряды, верования, болез­ни, врачевания и т. д. Но главное, в ней содержались вопросы специального антропологического характера позволяющие подробно описать внешние морфологические признаки. Программа Татищева легла в основу последующих, более подробных антропологических программ-анкет, разработанных для многочисленных этнографических экспедиций, которыми был так богат XVIII в..

Трудно переоценить значение первых русских боль­ших экспедиций, значительная часть которых была организована по инициативе М.В. Ломоносова и про­водилась Академией наук с целью всестороннего изучения России. Экспедиции организовывались в отда­ленные районы государства для сбора географических и этнографических материалов, среди которых были и первые антропологические описания многих народов Сибири и Камчатки. Так, огромный материал был собран во время Великой Северной, или второй Камчатской экспедиций (1733-1743) такими учеными, как историк Г.Ф. Миллер, натуралист И.Г. Гмелин, географ Я. Линденау, этнограф С.П. Крашенинников, давших первые антропологические характеристики многим северо-восточным народам - якутам и камча­далам, тунгусам и бурятам, корякам, вогулам, пародам Поволжья (удмуртам, марийцам, чувашам, татарам и др.).

Интересные антропологические и этнографические материалы были собраны Большой академической экспедицией 1768-1774 гг. под руководством акаде­мика П. С. Палласа, отдельные отряды которой воз­главляли ученые-натуралисты (Н.И. Рычков, И.И. Ле­пехин, В.Ф. Зуев, Н.Я. Озерецковский, И.Г. Григори). Экспедиция длилась шесть лет и охватила площадь от берегов Белого моря и Забайкальских степей до Закавказья и Москвы. За это время были собранны и описаны многочисленные народы, боль­шая часть которых была еще мало известна.

Сводкой накоплен­ных огромных научных материалов можно считать сочинение И.Г. Григори «Описание всех в Российском государстве обитающих народов», вышедшее в 1776- 1777 гг. Это была первая попытка дать общую картину этнического состава России и быта отдельных ее наро­дов, классифицировать их по антропологическому типу, языку и происхождению, проанализировать историче­ские взаимосвязи.

В последние десятилетия XVIII в. был организо­ван еще ряд экспедиций: на Тихоокеанское побережье Северной Америки, на Аляску, Алеутские острова. Они принесли не только ценнейшие этнографические мате­риалы, но и первые в науке описания физического типа многих народов. Экспедиции положили начало само­стоятельным антропологическим исследованиям наро­дов России, способствовали развитию интереса к науке о человеке.

В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже сам термин «антро­пология» не имел еще четкого содержания. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расовые различия, человече­ские расы, были в центре внимания общественной мысли, научных и философских воззрений. Интерес к естествознанию и, в частности, к антропологии зарож­дается среди самых широких кругов естествоиспытате­лей, врачей, передовой студенческой молодежи, да и просто среди людей передовых, прогрессивных взглядов.

Специальные антропологические исследования, при­несшие неопровержимые доказательства равенства человеческих рас, были осуществлены в 70-е годы известным русским ученым Я.Н. Миклухо-Маклаем. Он был первым ученым, посетившим Новую Гвинею и описавшим ее население. Он побывал на островах Океании, до него почти неизвестных, на остро­вах Адмиралтейства, в Западной Микронезии. Дважды совершил необычайно трудное путешествие по джунглям Малайского полуострова, посетил берега Южной Аме­рики и Полинезию, долго жил в Австралии. Он «первые дал описание антропологического типа папуасов, опро­верг сложившееся в науке того времени неверное пред­ставление о коренных различиях между отдельными расами. В своих работах Миклухо-Маклай убедительно доказал, что многие физические особенности отдельных народов, считавшиеся расовыми, не являются изначаль­ными, что их возникновение во многом обусловлено влиянием внешних факторов, условиями окружающей среды.

Следующий, несколько затянувшийся период станов­ления антропологии как науки тесно связан с именем одного из крупнейших биологов середины XIX в. Кар­лом Бэром - одним из крупнейших антропологов своего време­ни, организатором антропологических исследований в России. Огромное значение имели его краниоло­гические работы, посвященные народам Западной Евро­пы, Сибири, южных районов России, его труды по теории и методике антропологических и, в первую очередь, краниологических исследований. Он был инициатором сбора краниологических коллекций, составленных из серий черепов, принадлежавших представителям мно­гих народов России, для Анатомического кабинета Академии наук.

Важным этапом в развитии антропологии, в ее фор­мировании как самостоятельной научной дисциплины в России и за рубежом была середина XIX в. В 80-е - 70-е годы возникли первые научные учреждения и антропологические общества, начали издаваться специ­альные антропологические труды. Первое Антропологическое общество было основано в Париже в 1859 г. по инициативе известного француз­ского анатома Поля Брока, затем в Лондоне (1863), в Риме (1868), а в последующие годы-во многих столицах европейских государств.

В 1863 г. при Московском университете было созда­но Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ), основателем, которого был известный ученый-зоолог профессор А. П. Богданов. С его именем связан первый период отечественной антропологии, который часто называют «богдановским». Уже с начала деятельности ОЛЕАЭ антропология заняла одно из ведущих мест в его работе. Четко сфор­мулированная программа общества гласила, что оно создается для изучения России «в естественноисторическом отношении и для распространения научных знаний в массе публики». - Основные задачи, которые стояли перед ОЛЕАЭ - это сбор коллекций, экспедиции, устройство выставок и музеев, чтение лекций и издание трудов. В 1864 г., через год после создания ОЛЕАЭ, в его составе был организован антропологический отдел, ставший, по сути, центром антропологических исследо­ваний. В программу работ отдела входили антрополо­гические, этнографические и археологические исследо­вания, составление краниологических коллекций и их описание, антропологическое и этнографическое изуче­ние многих племен и народов различных губерний России, выяснение их расовых и этнических особеннос­тей, раскопки курганных могильников и древних кладбищ, сбор археологического материала. В работе антропологического отдела особое место занимала раз­работка антропологической методики.

Благодаря работе общества в Москве было открыто четыре выставки, которые легли в основу создания четырех музеев (этнографическая выставка (1867г.); политех­ническая выставка(1872г.); географиче­ская выставка (1892г.); антропологическая коллекция (1867г.).

В 1888 г. возникло Русское антропологическое общество (РАО) при Петербургском университете, членами которого состояли антропологи, врачи, археологи, этнографы. Основное направление общества - изучение различных этнических общностей России, физическое развитие профессиональных и возрастных категорий населения, популяризация антропологии. В 1893г. в Петербурге был основан еще один антропологический центр при Военно-медицинской академии, руководите­лем которого стал русский анатом профессор А.И. Таранецкий. Антропологические работы проводились также в Томске, Одессе, Харькове, Тифлисе, Тарту.

Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного есте­ствознания. За сравнительно небольшой отрезок вре­мени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые казались еще в недалеком прошлом трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.

С каждым годом антропология обогащается новы­ми методическими приемами, заимствованными из дру­гих биологических дисциплин - физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых для

В сферу антропологических исследований постепен­но включаются такие вопросы, как определение зако­номерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, харак­тера, темперамента; выяснение механизмов наследова­ния многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социаль­ного положения, зонально-климатических условий и т. п. Задача антропологов - изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую харак­теристику тем группам, которые живут в экстремаль­ных условиях, обследовать и сравнить различные эт­нические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.

С древнейших времен до настоящего времени постоянно возникали и возникают новые науки. Некоторые из них исчезали, другие же развивались. И, пожалуй, мало найдется таких научных дисциплин, которые можно было бы одновременно назвать наукой самой древней и самой молодой , как антропология .

Древней потому что впервые термин «антропология» в значении «науки о человеке», употребил еще Аристотель (384-322 до н. э.), крупнейший натура­лист и философ древности. Первые ростки научных знаний о человеке можно найти в трудах античных философов: Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Такие вопросы, как мор­фология и анатомия человека, его место в системе природы, телесные различия в физическом типе отдель­ных народов, нравы и быт многочисленных племен, волновали и были предме­том исследований многих ученых Древней Греции и Рима.

Молодой так как становление антропологии как науки в ее современном понятии относится к новому времени, к середине XIX века.

В итоге антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками.

Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.

Антропология это отрасль естествознания, изучающая проис­хождение и эволюцию физической организации челове­ка и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих.

В настоящее время во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) при­нято широкое понятие антропологии как общей науки о человеке.

Тематика антропологии исключительно разнообразна. В этом отношении она разделяет общую тенденцию современного есте­ствознания. За сравнительно небольшой отрезок вре­мени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые казались еще в недалеком прошлом трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.

Методики используемые в антропологии, увеличиваются с каждым годом. Как правило, они заимствованы из дру­гих биологических дисциплин - физиологии, биохимии, генетики, столь необходимых дляизучения изменчи­вости морфологических, функциональных, генетических и биохимических особенностей человека.

Сфера антропологических исследований постепен­но расширяется в таких вопросах, как определение зако­номерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, харак­тера, темперамента; выяснение механизмов наследова­ния многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социаль­ного положения, зонально-климатических условий и т. д.

Специ­фика антропо­логии заключается в сложности ее исследований, так как, изучая человека, она вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом отличие ее от других биологических наук, ее непосред­ственная связь с историческими науками - археоло­гией, этнографией, историей.

Задача антропологов - изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую харак­теристику тем группам, которые живут в экстремаль­ных условиях, обследовать и сравнить различные эт­нические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.

от греч. anthropos - человек и logos - слово, учение) - 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека (физическая антропология). 2. Наука, изучающая культуру первобытных, традиционных и современных об-в; то же, что этнография, этнология, культурная антропология. 3. Наука о человеке в многообразии форм его жизнедеятельности; включает в себя, напр., А. доисторическую, А. культурную, А. физическую.

Отличное определение

Неполное определение

Антропология

anthropology), наука о происхождении и эволюции человека, включающая две осн. области исследования: физ. строение и происхождение человека; социальные opr-ции и культурные системы в человеческих сооб-вах. В 19 в. А. в равной мере занималась теориями физ. и социальной эволюции, причем т.н. примитивные народы рассматривались как представители более ранних стадий развития человечества. Физ. и социальные различия рассматривались в расовых теориях (раса). В нач. 20 в. изучение социальных и культурных особенностей превратилось в самостоятельную дисциплину, к-рая в Великобритании называлась социальной А., а в США - культурной А. В это же время антропологи стали больше интересоваться полевыми исследованиями. Первые антропологи, такие, как Фрейзер, имели незначит. (или вообще никакого) опыт общения с конкретными об-вами, о к-рых писали. Лишь со времен Малиновского стали изучать эти об-ва, живя вместе с людьми, знакомясь с их языком и культурой, а резты своих исследований (т.е. анализ, базирующийся на полевых наблюдениях) относить к области этнографии. У истоков культурной А. в США стоит Франц Боас (1858-1942), изучавший разл. племена сев.-зап. индейцев; к числу наиб, известных его учеников относится Маргарет Мид. До 2-й мировой войны большинство антропологических исследований ограничивалось примитивными народами (как правило, в европ. колониях), а преобладающее теоретич. влияние в Великобритании имел функционализм. После 2-й мировой войны значит, большее внимание стало уделяться об-вам с древн. традициями письменной истории в Европе и Азии, появились новые теоретич. подходы, такие, как структурализм Леви-Строса. Совр. антропологи изучают индивидов в самых разл. местах обитания - от индустриальных городов до тропических лесов. Живя внутри конкретного сооб-ва и участвуя в его деят-ти, изучая его языки, наблюдая повседневную жизнь, антрополог составляет представление о системе родства, социальной орг-ции, культуре, законах, ритуалах и мифах данного об-ва. Сравнивая эту культурную систему с др., он стремится как можно полнее понять все различие человеческого социального опыта, представляя его глазами разл. народов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Антропология как наука

Нет ничего более интересного и важного для человека, чем он сам. «Познай самого себя», – учил древнегреческий мыслитель Сократ. Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Сократ и Эпикур, Гиппократ и Спиноза, Линней и Дарвин, Кант и Энгельс – это лишь немногие в плеяде выдающихся ученых, для которых познание человека было необходимой, первостепенной задачей.

Среди всех наук есть одна, о которой не так уж много знают, хотя она о человеке, его облике в прошлом и настоящем и, конечно, в будущем, о многообразии человеческих индивидуальностей, о тех поразительных изменениях, которые претерпели многие поколения людей в процессе длительного развития. Это антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас; наука прошлого, настоящего и в какой-то мере будущего. Изучая настоящее, пытаясь проникнуть в прошлое, заглядывая в будущее, антропология стоит в центре человеческих знаний, и в этом заключена сущность ее необходимости и силы.

Итак, в широком смысле антропология – наука о человеке (от греч. anthr?pos – человек).

Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Впервые термин «антропология» употребил Аристотель, древнегреческий философ и ученый, изучая духовное начало человека. Научные сведения о человеке встречаются в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима.

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение: как науки анатомической (о человеческом теле) и науки о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в повседневный научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека: его биологические, социальные и духовные качества. В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже определение термина «антропология» не было четко сформулировано. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расы и их различия, были в центре внимания общества, ученых и философов. Интерес к естествознанию, в частности к антропологии, зарождался у естествоиспытателей, врачей, передовой студенческой молодежи и у других групп людей прогрессивных взглядов.

Становление антропологии как науки в ее современном понимании относится к середине XIX в. В течение XIX в. и до наших дней во многих странах (Англия, Франция, США) распространена трактовка антропологии в широком смысле – как общей науки о человеке. Антропология в таком понимании подразделяется на физическую, или соматическую, и социальную, или культурную, т. е. этнографию.

В ХХ в. существенно изменилось положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего в качестве крупной антропологической науки сформировалась теоретическая медицина , аккумулировав важнейшие достижения биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. Накапливались данные об отдельных классах природных свойств человека – это возрастная физиология , включающая учение о росте, зрелости и старении. Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет рассматривать их как первичные свойства индивида.

Специальной дисциплиной является сексология , изучающая закономерности полового диморфизма в филогенезе и онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, а также с воспитанием.

Соматология рассматривает конституциональную структуру телосложения человека как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.

Типология высшей нервной деятельности составляет общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человеческого организма способствовали познанию природных особенностей личности. Выявить взаимосвязи между первичными свойствами человека – основная задача современной прикладной антропологии. Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и обществе, поскольку именно в человеке природа и история объединены бесчисленным рядом связей и зависимостей.

Из новых гуманитарных дисциплин следует отметить аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.

На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики, с другой стороны, складывается эвристика – общая теория мыслительного поиска и творческого мышления человека. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология , объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии.

По сравнению с XIX в., когда с антропологией связывали весь комплекс научных знаний о человеке, предмет современной антропологии значительно ограничен проблемами антропогенеза, расогенеза и морфологией человека.

Раздел морфологии изучает индивидуальную и половозрастную изменчивость морфофизиологических признаков человека. Она включает учение о физическом развитии и конституции, вариациях телесных особенностей, соприкасается с анатомией человека, но в отличие от последней дает не обобщенное представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека, а характеристику половозрастной изменчивости отдельных структур в зависимости от этнотерриториальных и климатических влияний.

В морфологии человека выделяют соматологию, изучающую изменчивость тела в целом, и мерологию – учение об изменчивости отдельных органов. Основные задачи морфологии сосредоточились вокруг двух вопросов: теоретическое обоснование учения о физическом развитии и разработка методов стандартизации (соматология охарактеризована выше).

Раздел антропогенеза освещает проблемы происхождения и эволюции человека, рассматривает в сравнительном плане морфологию современного человека и его предков, историю становления человеческого общества. Этот раздел включает учение о современных и ископаемых обезьянах, эволюционную анатомию человека и палеоантропологию – науку о его ископаемых формах.

Раздел расоведения изучает формирование рас, расового состава и происхождение народов, их расселение и степень родства. В состав расоведения входит этническая антропология, но она имеет более узкое содержание. Речь идет о решении исторических проблем на основании изучения расового состава этнических общностей и определения характера генетических процессов в древних и современных популяциях. В связи с этим этническая антропология использует методы и данные естественных и гуманитарных наук.

Таким образом, современная антропология представляет собой раздел общей биологии, включающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций современного человека, разнообразие морфологических типов, возрастные особенности человека и эволюцию его поведения.

Антропология – отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и во времени, о законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом заключается ее отличие от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками: археологией, этнографией, историей.

Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые в недалеком прошлом казались трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.

В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента, выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий. Задача антропологов – изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.

Антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками.

Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.

Любой раздел антропологии так или иначе направлен на раскрытие определенного среза целостности человека, и именно только в этом он и может обрести свою специфичность в рамках общего антропологического направления гуманитарного знания. Иными словами, определить предмет антропологической дисциплины, означает определить тот срез целостного видения человека, на раскрытие и изучение которого эта дисциплина направлена.

В настоящее время оформился целый ряд антропологически ориентированных дисциплин, «региональных антропологий», изучающих отдельные «стороны» человека:

философская антропология – наука о сущности человека, его метафизической природе, о силах и способностях, которые движут им, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовного и социального развития;

педагогическая антропология – учение о человеке, формирующемся в сфере образования;

биологическая антропология исследует человека в его связях и взаимоотношениях с природным миром;

социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей;

культурная антропология рассматривает особенности связи человека и культуры (устройство культуры, культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах);

психологическая антропология изучает психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание его сущностных психологических характеристик;

антропология техники – это философское раскрытие бытия человека в мире техники, проявление человеческой природы через нее.

Специфический комплекс проблем выделяется в юридической, медицинской, исторической антропологии. Существуют и такие формы ненаучного познания человека, как религиозная и художественная антропология.

Таким образом, современная наука охватывает разнообразные отношения и связи человека с миром. Человек изучается и как продукт биологической эволюции – вид homo sapiens, и как естественный индивид с присущей ему генетической программой, и как субъект, и как объект исторического процесса – личность. Важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта познания и управления, предмета воспитания и т. д.

Многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его применением к различным областям социальной практики. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе. Проблема человека становится общей проблемой науки в целом, включая точные и технические науки. Возникают новые пограничные дисциплины и таким образом объединяются области естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

14 Ношение ребенка: искусство и наука носить своего ребенка Матери беспокойных детей, которых мы встречаем в нашей практике, подписались бы под заявлением: «Пока я ношу своего малыша, он спокоен». Наблюдая, как родители все больше и больше пользуются преимуществами

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Наука чистить зубы Ребенок должен чистить зубы, по крайней мере, раз в день. Вот советы, как покончить с препирательствами по этому поводу и включить чистку зубов в заведенный порядок.? Формируйте эту привычку как можно раньше. У ребенка от полугода до года очищайте десны и