Морские порты белого моря. Ануфриев И

Перевозить грузы на Крайний Север — дело опасное и хлопотное, из-за арктического климата. Одной из акваторий, в которую заходят корабли, следуя Северным морским путем — Белое море. Оно является частью Северного Ледовитого океана, но относится к внутренним морям, поскольку почти полностью вдается в сушу и соединено с Баренцевым морем акваторией между Кольским полуостровом и мысом Канин Нос.

Грузоперевозки по Белому морю чаще всего осуществляются из Архангельска . Это самый крупный порт здесь. Он принимает различное оборудование, хозяйственные товары, продовольствие, уголь, лес и пиломатериалы и многое другое. Порт в Архангельске считается главной перевалочной базой компаний, деятельность которых включает перевозки по Белому морю в арктические, европейские и азиатские порты. Отсюда осуществляются грузовые и пассажирский рейсы в Мурманск и Диксон , на архипелаги Баренцева моря и другие портопункты Крайнего Севера.

Это самое маленькое море среди всех российских, но даже здесь расположен архипелаг, причем один из самых известных — Соловецкие острова . Сюда часто приезжают туристы и исследователи, поэтому транспорт в Белом море на Соловки ходит чаще, чем на другие архипелаги. Однако все же основным значимым портом является именно Архангельск . Он оснащен всем необходимым для обработки любых типов грузов, способен принимать суда со значительной осадкой. Отсюда ходят рейсы в другие портопункты акватории — Онегу, Мезень, Северодвинск, Беломорск.

Белое море входит в группу тех морей, которые составляют Севморпуть и принадлежат территориально к Северному Ледовитому океану. Оно почти полностью окружено границей северного побережья России. Сложно переоценить значение этой акватории в морских перевозках грузов: транспортировка по Белому морю — необходимое условие для вывоза товаров из Архангельска .

По водам моря перевозят большое количество разнообразных грузов. Доставка по Белому морю в Кандалакшу — порт, который находится в одном из заливов — актуальна для предприятий города. Здесь работает машиностроительный и алюминиевый завод, которые могут отправлять свою продукцию морем в порты Европы, Арктики и Азии.

Одним из важных портопунктов акватории является также Беломорск, связанный с центральными областями России Беломорско-Балтийским каналом. Логистика перевозок по Белому морю может включать также доставку грузов в Балтийское море этим путем. Это позволяет использовать ресурсы, добываемые в арктических месторождениях и доставлять их в европейские порты.

Отправка грузов по Белому морю из Архангельска — важное направление деятельности нашей компании. Формируя в крупнейшем торговом порту Северного морского пути сборные грузы, мы доставляем их в срок в любые портопункты Арктики, Азии, Европы и России.

Студеное, Соловецкое, Северное, Белый залив - все это имена одного моря, Белого. Разделенное с условной линией (от мыса Святой Нос на Кольском полуострове до мыса Канин Нос на полуострове Канин), оно соединено с и рекой системой каналов.
Белое море имеет важнейшее транспортное значение - благодаря ему северные районы европейской части России, где до сих пор дорожная инфраструктура развита недостаточно, решают многие свои проблемы. Порты Белого моря расположены в четырех крупных заливах, которые называются «губы». Так, находится в Двинской губе, Мезень - в Мезенской, Кандалакша и Умба - в Кандалакшском заливе, Онега, Кемь, Беломорск в Онежской губе. В водах Онежской губы находятся и знаменитые .
Белое море это глубоко врезавшийся в материк океанский залив, его северо-западные берега высокие и скалистые, юго-восточные - пологие и низкие. С Ледовитым океаном Белое море соединяет узкий пролив, который называют Горлом, северная часть этого залива носит особое имя - Воронка. И это неслучайно. Здесь из-за суровых климатических условий, тумана, резких ветров зимнего периода, а также сильных подводных течений на дне моря образовалось настоящее «кладбище кораблей». Так, старинная статистика сообщает нам, что только в 1870 г. в Воронке и Горле Белого моря погибло 50 парусников и пароход. А в 1894 г. 25 судов. Огромные жертвы на дне залива Горло собрали Первая и Вторая мировые войны. И дело даже не в холоде.
Климат в Белом море все же существенно смягчают отсутствие холодных течений и океанские ветры, несущие теплые воздушные потоки. У берегов температура воды летом может достигать даже +18°С, так что местные жители и туристы охотно купаются. Природно-климатические пояса на территории бассейна Белого моря меняются от тундры и лесотундры до северной и средней тайги.
Первый «Атлас Белого моря» был составлен известным русским ученым-гидрографом Михаилом Францевичем Рейнеке (1801-1859) в результате экспедиции 1827-1831 гг. Картами Рейнеке мореплаватели пользовались и в начале XX в. Метеорологические наблюдения на регулярной основе в Белом море начались с 1840 г., а гидрологические - с начала XX в. В 1891-1899 гг. работала Соловецкая биологическая станция, исследовавшая прибрежные и мелководные районы.
В 1912 г. Министерство торговли и промышленности Российской империи открыло ряд прибрежных гидрометеорологических станций. Тогда же начала работу постоянная гидрографическая экспедиция гидрографа-геодезиста Николая Николаевича Матусевича (1879-1950), которая продолжила свою работу и после Октябрьской революции под названием Северной гидрографической экспедиции, которую снова возглавил Матусевич.
С 1922 г начала работу комплексная океанологическая экспедиция Российского гидрологического института и Северной научно-промысловой экспедиции под руководством профессора Константина Михайловича Дерюгина (1878-1938). Появились «Атлас приливо-отливных течений восточной части Белого моря», «Атлас карт состояния льдов, сжатий и разрежений в северной части и Горле Белого моря и в районах острова Моржовец» и множество важнейших исследований о Белом море, его флоре и фауне, глубинах, течениях, режиме солености и т д. Белое море сегодня одно из самых близких к человеку морей Севера.

На Белом море издавна селились люди - рыбные богатства и морские звери, густые леса по берегам моря, где можно было добыть прекрасные меха и дерево для строительства судов, речной жемчуг - все это привлекало человека. Где-то в устье Северной Двины историки располагают легендарную Биармию, о которой в IX-XIII вв. писали скандинавские саги и хроники как о земле, где живет богатый народ, говорящий на языке, сходном с финским, и поклоняющийся языческой богине. Видимо, Биармия перестала существовать после многочисленных набегов викингов и карательного похода норвежцев в 1222 г.
Начало освоения Белого моря гражданами Великого Новгорода историки относят к IX-XI вв. Соперничество за богатства региона со скандинавами продолжалось веками. Первое из постоянных крупных поселений новгородцев на Белом море - Холмогоры впервые упоминается в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Олеговича от 1138 г.
Постепенно на Белом море новгородских колонистов становится все больше сюда уже не приезжают порыбачить, поторговать и поохотиться, здесь живут и создают семьи, иногда беря в жены местных девушек. Так возникает новое сообщество - поморы. И их земля получит название Поморье. Поморьем сегодня иногда называют Русский Север от Карелии до Урала, но ограничимся тем, что Поморье - это берега Белого моря.
Большая часть поморов - потомки новгородских «ушкуйников», названных так по имени их судов - «ушкуев». Однако суда на Белом море потребуются другие, и называться они будут иначе «кочи», и от Новгорода Великого после XV в. Поморье уже зависеть не будет Ослабевший Новгород покорится Великому княжеству Московскому, а Поморье с XVI в. станет частью Московского царства. Рыболовство, охота на морского зверя, судостроение и торговое мореплавание - вот исконные занятия поморов. Для торговли с норвежцами поморы даже создали отдельный язык - руссенорск.
Поморский быт и нравы вплоть до Октябрьской революции радикально отличались от остальной России. Двух - и трехэтажные деревянные дома поморов с высокими горницами, рубленные из вековых деревьев, до сих пор по сто-двести лет стоят по берегам Белого моря. Даже в глубокой древности - от IX в. - поморы были
грамотны, причем и мужчины, и женщины, как принято было в . Виртуозно строили суда - в конце XVII в. именно их царь Петр I призовет на строительство первого российского флота.
Поморы разбирались в морской навигации, пользовались компасами и приборами для измерения высоты небесных светил, лотами для измерения глубин, умели составлять карты и описания маршрутов, так называемых Книг мореходных. Археологические раскопки в Арктике доказали, что эти люди уже в XV-XVI вв. отправлялись по самым опасным маршрутам, порой даже с семьей, зимовали в Арктике в капитально построенных домах, коротая полярную зиму за шахматами, искусной резьбой и обучением детей азбуке, и благополучно возвращались домой с добычей. Достаточно упомянуть раскопки на острове Шпицберген, которые доказали, что его открыли именно поморы, давшие острову свое имя - Грумант Еще одна особенность истории поморов - они не знали крепостного права и очень уважали своих женщин. Сегодня поморы не исчезли, их общность поддерживается силами энтузиастов, хотя доказать свое право называться отдельной этнической группой и добиться от государства возможности беспрепятственно заниматься традиционными промыслами, а также поддержки традиционной культуры пока не удается.

Общая информация

Белое море, внутреннее море на севере европейской части России, часть .
Страна, на территории которой находится море: Российская Федерация.

Крупнейшие города на берегах моря: Архангельск, Северодвинск, Кандалакша, Онега, Кемь, Беломорск.

Главные порты: Архангельск, Северодвинск, Кандалакша, Онега, Беломорск, Кемь, Мезень.

Важнейшие аэропорты: международный аэропорт Талаги (Архангельск), аэропорт Онега, аэропорт Мезень.

Площадь поверхности: 90 800 км 2 .
Длина береговой линии: 2000 км.
Наибольшая глубина: 340 м.
Средняя глубина: 67 м.

Протяженность: около 1000 км.

Наибольшая ширина: 900 км.
Площадь водосбора: 720 000 км 2 .

Климат и погода

Переходный от морского полярного к континентальному умеренному.

Среднегодовое количество осадков от 282 мм на Канином Носу до 529 мм на юге.

Лед образуется в октябре-ноябре и держится до мая-июня.

Экономика

■ Лесопромышленный комплекс, рыболовство и переработка рыбы и морепродуктов, рыбоводство, разведение мидий, добыча морского зверя, водорослей,
■ Транспортная функция - крупнейшие предприятия региона Белого моря - Северное морское пароходство и Архангельский траловый флот.
■ Сфера услуг : туризм.

Достопримечательности

■ Архангельск: Гостиный двор. Архангельский областной музей изобразительных искусств, Архангельский областной краеведческий музей, Архангельский литературный музей. Государственный северный морской музей, проспект Чумбарова-Лучинского (пешеходная зона);
Государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы»;
■ Холмогоры: Архиерейские палаты, Спасо-Преображенский собор, шатровая колокольня, церковь Двенадцати Апостолов, церковь Сошествия Святого Духа, Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова:
Соловецкие острова ();
■ Кандалакшский государственный заповедник;
■ Кандалакша: Кандалакшский лабиринт, Старая Кандалакша. Никольская церковь. Музей истории города;
■ Ландшафтный заказник Кузовский архипелаг;
■ Кемь: Успенский собор, Благовещенский собор, Историко-краеведческий музей «Поморье»;
■ Петроглифы у водопада Шойрукша (Беломорск);
■ Умба: Музей истории, культуры и быта терских поморов, Центр поморских художественных ремесел. Умбский лабиринт.

Любопытные факты

■ Первые рыбные хозяйства для выращивания радужной форели были созданы на Белом море в 1996 г. Сегодня воспроизводятся многие ценные породы рыб - лосось, семга, горбуша, ряпушка, пелядь, сиг и лещ. В Карелии на Белом море есть плантация площадью 15 га, на которой выращивают мидии.
■ Беломорские водоросли - ламинария, анфельция и фукус - ценнейшее сырье для сельского хозяйства, пищевой и медицинской промышленности. В Архангельской области выпускаются медицинские препараты и полезные пищевые добавки на основе беломорских водорослей. Ануфриев Иван Петрович , 1865 или 1868-1937

Обоснование строительства порта-убежища в районе о-ва Горяйнова близ восточной оконечности Кольского полуострова.

Ануфриев И. П. Необходимость порта-убежища на Белом море //Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. - 1912. - №10. - С.434-438.

Необходимость порта-убежища на Белом море

Навигация 1910 года на Белом море и Ледовитом океане окончилась для моряков-поморов очень печально. Осенью, во время свирепствующих в октябре жестоких штормов погибло более 20-ти судов поморского каботажного флота, некоторые суда погибли с полным составом их экипажей; другие погибли - совершенно пропав без вести; не знаю, сколько погибло в точности, так как сведений, по крайней мере, в печати, до сего времени не было; у нас вообще на севере и в частности в Архангельске нет никакого органа, который бы собирал и регистрировал случаи крушения и гибели судов; и людей, а потому точных сведений здесь привести я не могу, но для целей этой записки это важности не имеет, а констатируя факт лишь для иллюстрации, перехожу к причинам, вызвавшим эти несчастья. Причинами гибели судов и людей, можно считать следующие:

    1) частые, жестокие штормы, сопровождающиеся снежными буранами и продолжительными в это время года темными ночами,
    2) быстрые, неправильные и притом совершенно неизученные приливо-отливные течения, особенно в горле Белого моря при недостаточности освещения берегов маяками и
    3) полное отсутствие портов-убежищ на Белом море при отсутствии природных бухт и якорных мест на протяжении от порта Архангельска до М. Св. Нос, т. е. 3 / 4 части Белого моря.

Эти три фактора, из которых первые 2 неизбежны, но могли бы быть значительно уменьшены, смягчены мерами уже известными, но, до сих пор на нашем севере не применяющимися; третий же фактор может быть совсем устранен.

Белое море по своему географическому положению и очертанию структуры его берегов можно разделить на несколько частей: горло Белого моря, Мезенский, Двинский, Онежский и Кандалакшский заливы. Каждая из выше поименованных частей Белого моря имеет свои особенности, как в смысле силы направления ветров, так течений, глубины, грунта, очертаний берегов и т. п. особенностей. При плавании в каждой части моря все это приходится принимать в расчет и внимание. Самыми опасными нужно считать северные части моря - Мезенский залив и горло Белого моря, затем опаснее других плавание в Онежском заливе, затем более безопасный и спокойный это Кандалакшский залив и затем, наконец, Двинской залив.

Почему я разделяю плавание по Белому морю на места опасные и менее опасные, я постараюсь объяснить. Идя с океана в Белое море, мореплаватель сразу попадает из простора в тесноту, где кроме мелей, у Орловских кошек, суживающих проход до 12 миль - еще встречает быстрые и очень неправильные течения, здесь же чаще, чем в других частях моря, встречаются и продолжительные и густые туманы летом, а осенью здесь чаще встречаются шквалы от ветров N и NO со снежными буранами, т. е. вместо летнего тумана, снежную мятель. Конечно, всякий моряк поймет, что в густой туман или в снежную мятель, среди быстрых течений и узости горла моря плавание очень опасно, но опасность усугубляется полным отсутствием сносных хотя бы якорных мест, где было бы можно укрыться на время тумана, снежной мятели, шторма и продолжительной в сентябре и октябре ночи; например, в штормовую со снегом осеннюю ночь громадный риск оставаться под парусами на лавировке, а если нет возможности лавировать против встречного шторма, когда судно теряет ход и его дрейфует, то лучше пускайся по ветру и иди в океан обратно на простор; но, бывает положение, что и отступление невозможно, изорваны паруса, порвались снасти, поломало мачты и т. п. аварии, положение очень критическое. Вследствие таких причин главная доля судов гибнет в этой части моря. Мезенский залив можно признать еще более опасным, но там плавает очень немного парусных судов, особенно осенью, лишь суда местных жителей, которые хорошо знают все опасности, но и эти знающие свой залив, как свои пять пальцев, часто губят свои суда и гибнут самым главным образом, потому, что Мезенский залив совершенно лишен маяков, один Моржовский (до 1910 г. не освещал огнем Мезенского залива); в настоящее время помещены на мысе Абрамов новый маяк; но и этого еще далеко недостаточно. Теперь освещающий Мезенский залив [маяк] очень недостаточен для ориентировки, при страшно быстром течении и множестве мелей. Таким образом, плавание горлом Белого моря от мыса Святой Нос до мыса Зимнегорского, т. е. 180 миль, приходится совершать при очень опасных и тяжелых условиях, особенно тяжелых для судов парусных, которым часто противный ветер мешает проходить это расстояние моря, а переждать, отстояться нет ни одного убежища; Онежский залив хотя и считается опасным для плавания, но там, по крайней мере, есть много островов и островков, где на время всегда можно укрыться от бури, от снежной мятели, или перестоять темную ночь на якорях, да и течения не так неправильны и не так быстры. Кандалакшский залив еще лучше, там по обоим берегам можно найти убежища в многочисленных его бухтах и проливах и если бы этот залив был освещен маячными огнями, то плавание по нем было бы из самых безопасных. Двинской залив, имея тихие течения и близость благоустроенного порта Архангельска, всегда обеспечивает моряку укрытие от шторма или темной ночи.

Кроме того, все 3 залива (исключая Двинского) служат для плавания местных судов, а потому плавает на них судов вообще гораздо меньше, чем в горле Белого моря, последнее есть проходная и единственная морская дорога, которой идут как суда иностранные, так и русские, как в Норвегию, так и на Мурманский берег; а в последние годы, поздней осенью, в отгон на зимовку парусных судов из Архангельска на Мурман и в Норвегию особенно участился, опасность для которых особенно сильна в октябре; весной же, когда суда из Норвегии и с Мурмана с рыбой возвращаются к Архангельску и другим Беломорским портам, в это время почти ежегодно приходится встретиться со льдами в том же горле Белого моря, а, отсутствие порта-убежища часто ставит моряков в очень затруднительное и прямо опасное положение.

Из всего вышеизложенного мною вытекает, что устройство порта-убежща в горле Белого моря является необходимой потребностью для Беломорского каботажного флота, а также и добавление маяков, как в горле моря, так и во всех заливах. Этим можно бы было много предотвратить несчастий и аварий. Теперь становится вопрос: где устроить порт-убежище. Бухт, глубоких больших устьев рек на пространстве от порта Архангельска до мыса Святой Нос нет, есть лишь на этом почти 300-мильном пространстве несколько островов, они следующие: у зимнего берега островок Моржовец, но он далеко от морского пути, за Орловскими кошками и в районе быстрых течений и окружен мелями и потому для оборудования около него порта-убежища непригоден. У Терского берега, идя из г. Архангельска в горло в 136 милях остров Сосновец, но этот маленький островок, с маяком на нем, будет трудно и дорого приспособить для порта-убежища; далее в 175 милях от Архангельска остров Горяинов и Три острова, наконец, в 220 милях от г. Архангельска, не доходя 30 миль до мыса Святой Нос, острова Лумбовские, которые хотя и довольно велики, но имеют мелкие, усеянные камнями проливы и входы, да и острова эти, расположенные уже в более широкой и чистой части горла моря неудобны для устройства порта-убежища. Значит, мы должны вернуться в средину горла Белого моря и обратить внимание на Три Острова, кстати, здесь при W - NW - N всегда отстаиваются суда, идущие из Архангельска и обратно. Эти Три Острова видел еще первый русский Коронованный Мореплаватель Петр Великий, когда в 1694 году провожал из г. Архангельска иностранных гостей-моряков. Здесь центр горла Белого моря, здесь же и самое узкое место его, вследствие близости Орловских кошек, здесь самые сильные течения, здесь летом чаще бывают туманы, осенью снежные вьюги, а весной скопляются льды (я не упомянул островов Понойских лудок, но они для устройства порта-убежища непригодны, так как очень малы сами по себе и проливы между ними мелки и несвободны от подводных камней).

Три Острова на карте и среди поморов-моряков считаются становищем, но вследствие плохой защищенности от NO - O - SO ветров, якорная стоянка здесь очень опасна: осенью, при переменах ветра, с моря быстро разводит зыбь, кроме того, существующее здесь сильное течение, которым суда вертит на якоре и суда, рыская и опутывая якоря, делают стоянку очень беспокойной даже в тихую погоду; кроме того, стоять за островами (Три Острова) глубокосидящим судам нельзя, так как пролив очень мелок, при отливе не более 7-10 фут глубины, а потому стоят обыкновенно в 1-2 верстах к югу от островов над бухтой Бакалдой; Бакалда тоже считается становищем, но это очень тесная бухточка и при том обсушная - пригодная скорее для дока, для ремонта подводных частей судов, чем для укрытия от бури. Верстах в пяти к югу от Трех Островов о. Горяйнов; этот остров довольно большой, но необследованный, имеет от обоих концов корги, а также есть корги и подводные банки и в проливе; может быть, этот остров по обследованию окажется более удобным по глубине для устройства здесь порта-убежища, я не знаю, - для этого необходим промер около него и его пролива но вообще устройство порта-убежища самое подходящее в этом районе островов Горяйнов - Три Острова, потому что этот район занимает, как я выше упоминал, центральное положение и с незапамятных времен служил и служит временной и постоянной якорной стоянкой для проходящих судов.

Вследствие того, что место здесь пустынное (за 10 верст от с. Поноя) и вообще нет никаких морских промыслов или торговли, то оборудование как порта порта-убежища для приходящих лишь судов, необходимо устроить пока следующие сооружения:

    1) подробный и точный промер и с составление плана района островов Горяйнова - Три Острова с их проливами и бухтами;
    2) постановка малых маячных огней, с угловым освещением, створных знаков, а на подводных камнях и банках железных штыков для ограждения;
    3) устройства рымов на всех надводных камнях, островах и в проливах около якорных мест на мысах и
    4) устройство, сооружение брекватера-волнолома для защиты порта-убежища в таком месте и с таким расчетом, где окажется более удобным по обследованию и промерке.

Конечно, на устройство брекватера потребуются средства, но жалеть затрат не приходится, так как это крайняя необходимость, да при том, благодаря небольшой глубине проливов, не более 12-15 фут, засыпать камнями гряду в 100-200 сажен не будет стоить дорого, так как правильной формы облицовки в виде стенки здесь не нужно будет делать, а нужно лишь забросать камнями до уровня прилива и этого будет вполне достаточно, волны будут разбиваться и не дадут развести большого волнения. Что касается береговых портовых сооружений, то кроме маячных огней пока ничего не потребуется, так как я выше упоминал, что этот порт-убежище будет служить лишь для проходящих судов и пока другого торгового промыслового значения не имеет. Хотя в будущем можно будет надеяться, что этот порт будет служить для Понойского селения, которое по р. Поной находится от Трех Островов всего лишь в 10 верстах. При оборудовании из села Поноя грунтовой дороги понояне вероятно, будут пользоваться им, потому что в настоящее время для снабжения села перевозимыми морем продуктами они пользуются понойскими лодками, расположенными при устье р. Поноя, тоже в 10 верстах расстояния от села, но здесь нет гавани и пароходы мурманского товарищества останавливаются в открытом море, и сгружать, и погружать на пароходы их товары приходится не всегда, а в зависимости от направления ветра и состояния погоды, но не считая будет ли полезен для Поноя здесь устроенный порт-убежище, все же необходимо здесь его оборудование, потому что за навигацию в районе Горяйнов - Три Острова останавливается не менее 200-300 судов обязательно, по причинам мною выше изложенным, т. е. узости прохода, между Орловскими кошками лишь около 12 миль шириной, быстрых и неправильных течений, частым туманом - летом, частым штормом и снежными вьюгами и осенью, и весной плавающих масс льда. При том вблизи от гор. Архангельска до мыса Святой Нос 250 мор. миль нет ни одной сносной бухты или пролива и т. п. якорной стоянки, что очень усугубляет опасность плавания для парусных судов в этом районе, вызывает ежегодные крушения и аварии судов, часто с человеческими жертвами.

Оборудованием порта-убежища в центре горла Белого моря мы устраним громадное препятствие для плавания парусного каботажнаго флота, так как парусные суда, имея под боком возможность найти убежище от бурь, туманов, снежных вьюг и продолжительной темной полярной осенней ночи; в случае же встречных штормов не будут вынуждаемы возвращаться (уходить по ветру) обратно в одну сторону до Архангельского порта и в другую за мыс Святой Нос, что даст большую экономию в работе флота, в выигрыше времени и др. пользы, кроме избежания опасностей лавировки в этом месте, но кроме вышеизложенного очень желательно оборудование маяками и входными огнями двух пунктовых становищ за мысом Святой Нос, которые давно излюблены и необходимы как порта-убежища в районе Святой Нос - становище Лица, на пространстве около 50 миль от этого становища; Иоканские острова и губа Дроздовка. Для возможности входа на якорные места в ночное время здесь необходимо устройство входных маячных огней, а также устройство на подводных камнях железных штыров, а на надводных камнях рымов, за которые в случае плохого состояния якорей, можно бы было завести верфь и удержаться от дрейфования судна.

Настоящей моей запиской, очевидно, не исчерпываются все нужды нашего мореходства в Белом море, а потому, всякий, познакомившийся с запиской, может возразить, что одного порта-убежища для Белого моря недостаточно. Совершенно верно: на Белом море еще необходимо оборудование многих устьев речек, впадающих в Белое море, куда ежегодно входят мореходные суда главным образом на зимовку, к своим селениям, где они и строят свои суда, таковы реки: Зимняя Золотица, Ручьи, Койда - по Зимнему берегу и устье р. Варзуги: последнее замечательно своими богатыми семужьими промыслами и с 2-мя большими селами. Здесь особенно осенью приходит не мало парусных судов и в последнее время пароходов на покупку семги, поэтому, конечно, потребность в оборудовании порта необходима и найдутся таковые же потребности в оборудовании порта в Онежском и Кандалакшском заливах; необходим также для архангельского порта аванс-порт для поздних осенних плаваний, но все это можно поставить на вторую очередь; но оборудование порта-убежища в центре горла Белого моря я считаю настоятельной необходимостью, потому что кроме тормоза плавания в этом районе моря, ежегодно здесь гибнут суда, и люди терпят крушения, аварии, здесь кладбище судов пора устранить и придти на помощь нашему мореходству.

Капитан 1-го разряда И. Ануфриев.

© текст, И.П. Ануфриев, 1912

© HTML-версия, И. Шундалов, 2007

Рисунок 1 – Схема Белого моря.

Навигационно-географический очерк

Общие сведения. Первая лоция Белого моря составлена известным гидрографом капитан-лейтенантом М.Ф.Рейнеке в 1833 г. и вышла в свет в 1849 г. под названием «Гидрографическое описание северного берега России, часть I, Белое море». Описание явилось результатом труда М.Ф.Рейнеке и его помощников - штурманов Харлова и Казакова, производивших гидрографическое обследование Белого моря в 1827 - 1832 гг. Труд этот по своей полноте получил высокую оценку как в России, так и за границей и был переиздан во Франции и в Англии.

Лоция Рейнеке давала настолько полное описание Белого моря, что при ее переиздании в 1883 г. она была только снабжена подстрочными замечаниями.

В 1913 г. лоция была пересоставлена А.Н.Арским, участвовавшим в гидрографических работах на Белом море в качестве командира судна, начальника партии и начальника Отдельной съемки Белого моря. За годы Советской власти лоция переиздавалась еще семь раз (1923, 1932, 1939, 1949, 1954, 1957 и 1964 гг.). Настоящее издание является одиннадцатым.

Северной границей Белого моря является линия, соединяющая мысы Святой Нос и Канин Нос. Акватория моря занимает площадь около 90000 км 2 . Береговая линия материка имеет длину около 2750 миль.

Белое море принято делить на три части: северную, среднюю и южную.

Северная часть Белого моря имеет форму воронки, обращенной раструбом к Баренцеву морю. От линии, соединяющей мысы Святой Нос и Канин Нос, северная часть моря, постепенно суживаясь, тянется к югу примерно на 120 миль. В восточный берег северной части Белого моря вдается обширный Мезенский залив.

Средняя часть Белого моря, именуемая обычно Горлом Белого моря, представляет собой сравнительно узкий пролив, соединяющий северную часть Белого моря с его южной частью. Наименьшая ширина Горла - 25 миль - находится на линии мыса Инцы и реки Полоньга. Границей Горла Белого моря на северо-востоке является линия, соединяющая устье реки Поной с мысом Воронов, а на юго-западе - линия, соединяющая селение Тетрино с мысом Зимнегорский.

Южная часть Белого моря, называемая Бассейном Белого моря, является наиболее обширной и глубоководной частью. В берега Бассейна Белого моря вдаются три обширных залива: Двинский, Онежский и Кандалакшский.

Берега Белого моря на всем протяжении имеют собственные названия.

Терский берег простирается от мыса Святой Нос до мыса Лудошный, являющегося северо-восточным входным мысом Кандалакшского залива.

Карельский берег пролегает между городами Кандалакша и Кемь.

Поморский берег тянется от города Кемь до реки Онега.

К северу от реки Онега до мыса Ухтнаволок простирается Онежский берег.

Часть Онежского берега, расположенная между рекой Онега и мысом Летний Орлов, называется Лямицким берегом.

Летний берег пролегает между мысом Ухтнаволок и рекой Северная Двина.

Зимний берег тянется от реки Северная Двина до мыса Воронов.

Абрамовский берег расположен между мысом Воронов и рекой Мезень.

Канинский берег тянется между мысами Конушин и Канин Нос.

Берега северной части Белого моря мало изрезаны, преимущественно обрывисты и безлесны. Прибрежные возвышенности Терского берега сравнительно невысоки и постепенно повышаются в глубь материка.

Северная часть Канинского берега образована темными крутыми обрывами, прерываемыми в устьях рек желтыми песчаными низменностями. Южная часть Канинского берега менее возвышенна, чем северная.

Конушинский берег Мезенского залива к югу от мыса Конушин понижается, а южнее рек Верхняя Мгла и Нижняя Мгла он вновь резко повышается и становится обрывистым.

Абрамовский берег Мезенского залива сравнительно невысокий, изобилует желтоватыми глинистыми осыпями и повышается только у мыса Воронов.

Берега Горла Белого моря мало изрезаны и образуют лишь несколько небольших губ. Терский берег Горла Белого моря невысокий и пологий; северная его часть покрыта тундровой растительностью, южная - лесом.

Зимний берег Горла Белого моря у мыса Воронов высокий, обрывистый, далее к югу до мыса Инцы берег понижается. К югу от мыса Инцы Зимний берег начинает постепенно повышаться, а у мыса Вепревский и далее до мыса Зимнегорский высота его резко увеличивается. Северная часть Зимнего берега Горла Белого моря безлесна, в районе устья реки Мегра появляется редкий лес, а южнее мыса Инцы берег сплошь покрыт лесом.

Берега Бассейна Белого моря и его заливов в отличие от берегов Горла Белого моря и его северной части почти на всем протяжении покрыты лесом и отличаются большой изрезанностью; мало изрезаны лишь берега Двинского залива и Терский берег бассейна.

Как Зимний, так и Летний берег Двинского залива почти на всем протяжении обрывист. Побережье в районе дельты реки Северная Двина низменное.

Онежский берег Онежского залива между мысом Ухтнаволок и рекой Золотица образован песчано-глинистым обрывом, постепенно понижающимся к югу; далее от реки Золотица берег становится низменным и каменистым.

Между мысом Чесменский и рекой Онега побережье спускается к морю двумя террасами.

Поморский и Карельский берега Онежского залива почти на всем протяжении низменны. На некотором удалении от береговой черты поднимаются склоны возвышенностей, поэтому издали берег местами кажется высоким и обрывистым.

Карельский берег между Онежским и Кандалакшским заливами каменистый и сравнительно возвышенный, но к морю он спускается полого: при подходе к берегу он вырисовывается в виде ровной, покрытой лесом гряды.

Берега Кандалакшского залива по своему виду резко отличаются от других берегов Белого моря. Они возвышенные и скалистые. Карельский берег Кандалакшского залива менее возвышен, чем Кандалакшский. Местами Кандалакшский берег образован почти отвесными обрывами.

Терский берег Бассейна Белого моря низменный, пологий и имеет чрезвычайно однообразный характер.

Зимой берега моря сплошь покрыты снегом и имеют совершенно другой вид, чем летом. Отвесные береговые утесы, малоприметные летом, резко выделяются зимой на фоне снежного покрова. Кроме того, в местах, где высота прилива значительна, вид берегов меняется в зависимости от изменения уровня моря.

Острова и проливы. В Белом море имеется много островов, причем подавляющее большинство их расположено в Онежском и Кандалакшском заливах. Наибольшими являются Соловецкие острова, лежащие посредине входа в Онежский залив, и остров Моржовец, расположенный на юго-западной стороне входа в Мезенский залив.

Соловецкие острова отделены от восточного берега Онежского залива проливом Восточная Соловецкая Салма, а от западного берега - проливом Западная Соловецкая Салма. Пролив Восточная Соловецкая Салма шире, глубоководнее и более удобен для плавания, чем пролив Западная Соловецкая Салма. Остров Моржовец отделен от Абрамовского берега судоходным проливом Моржовская Салма.

В Двинском заливе много островов расположено в дельте реки Северная Двина.

Широкая прибрежная полоса моря у Поморского и Карельского берегов Онежского залива имеет типично шхерный характер. Кроме островов и островков, здесь имеется бесчисленное множество мелких надводных и подводных камней. По проливам и проходам в шхерах ведут фарватеры, которые местами весьма узки и мелководны; для плавания по ним требуется знание района. Из островов Онежского залива, лежащих мористее кромки шхер, наибольшей величины достигают острова Большой Жужмуй и Малый Жужмуй. На восточной стороне входа в Онежский залив лежит остров Жижгинский, который отделен от материка судоходным проливом Жижгинская Салма.

Другой шхерный район Белого моря расположен в вершине Кандалакшского залива и у Карельского берега. Здесь также имеется множество островов, островков, надводных и подводных камней. Среди Кандалакшских шхер пролегают фарватеры, местами извилистые и узкие; для плавания по фарватерам требуется знание района.

Глубины, рельеф дна и грунт. Белое море представляет собой сравнительно неглубокий водоем. Наибольшие глубины (свыше 250 м) имеются только в северо-западной части Бассейна Белого моря и в юго-восточной части Кандалакшского залива.

При входе в северную часть Белого моря глубины 60 - 80 м. Далее к югу глубины постепенно уменьшаются и на большей площади северной части моря не превышают 50 м.

Рельеф дна в северной части Белого моря весьма неровен, особенно перед входом в Мезенский залив и вдоль Канинского берега. В этом районе лежит множество банок, которые расположены несколькими грядами и носят общее название Северные кошки. Размеры Северных кошек и глубины над ними не остаются постоянными, а с течением времени меняются под влиянием штормов, приливо-отливных течений и других факторов.

Терский берег северной части Белого моря более приглуб и чист от опасностей, чем Канинский берег. Плавание вдоль этого берега обычно осуществляется по так называемому Терскому фарватеру. Плавание вдоль Канинского берега до мыса Конушин и далее к северу от острова Моржовец осуществляется значительно реже и преимущественно на судах с осадкой до 4,5 м., так как плавание здесь из-за банок и отмелей возможно лишь на значительном расстоянии от берега.

Грунт в северной части Белого моря вдали от берегов преимущественно песок и песок с ракушкой.

Горло Белого моря более глубоководно, чем северная часть моря. Вдоль средней части Горла, несколько ближе к Терскому берегу, имеется впадина с глубинами более 50 м, шириной 10 - 20 миль. Терский берег Горла более приглуб, чем Зимний берег. Изобата 50 м проходит в 4 - 8 милях от Терского берега, а склон дна довольно крутой. От Зимнего берега изобата 50 м удалена на 9 - 16 миль.

Рельеф дна в глубоководной средней части Горла Белого моря сравнительно ровный и опасностей для плавания здесь нет. С приближением к берегам рельеф дна становится неровным, глубины резко изменяются, появляются отдельные опасности.

Грунт в Горле Белого моря преимущественно камень, и лишь у Зимнего берега местами встречается песок.

Бассейн Белого моря является наиболее глубоководным районом моря. Впадина с глубинами более 100 м занимает примерно 2/3 площади Бассейна Белого моря и его заливов.

Эта впадина начинается в Кандалакшском заливе у островов Средние Луды (66°36" N, 33°41" О) и тянется примерно на 150 миль к SO по направлению к входу в Двинский залив; ширина впадины от 15 до 40 миль.

В пределах этой впадины имеются три котловины с глубинами более 250 м. В одной из этих котловин глубина 343 м (66°40" N, 34°08" О) - наибольшая в Белом море.

Из заливов, вдающихся в берега Бассейна Белого моря, наиболее глубоководным является Кандалакшский залив. В юго-восточной части этого залива расположена наиболее глубоководная в Белом море котловина. Вплоть до вершины Кандалакшского залива простираются глубины более 50 м.

Двинский залив также сравнительно глубоководен. При входе в него глубины свыше 100 м, а всю внешнюю половину занимают глубины более 50 м. Изобата 50 м удалена от берега вершины залива примерно на 17 - 25 миль, а от других его берегов - на 5-15 миль; по мере приближения к вершине и берегам глубины постепенно уменьшаются.

Онежский залив является наиболее мелководным из заливов Бассейна Белого моря.

Рельеф дна в глубоководной части Бассейна Белого моря ровный и опасностей для плавания здесь нет; лишь у Карельского берега бассейна рельеф дна неровный и имеются отдельные опасности. В средней части Двинского залива рельеф дна также ровный и отдельно лежащие опасности отсутствуют.

В районе дельты реки Северная Двина дно менее ровное, имеются отдельные опасности. В Онежском и Кандалакшском заливах рельеф дна весьма неровен, особенно вблизи берегов и в шхерных районах. Здесь лежит множество опасностей, которые местами окружены большими глубинами.

Грунт на всей площади Бассейна Белого моря и в Двинском заливе ил и ил с песком. В Онежском и Кандалакшском заливах грунт преимущественно камень.

Земной магнетизм. Магнитное склонение на Белом море восточное и постепенно увеличивается по мере продвижения с запада на восток от 10° в вершине Кандалакшского залива до 16°,8 у мыса Канин Нос (1970 г.). Изогоны в районе Белого моря мало извилисты и пролегают в общем направлении NNW - SSO.

В Белом море известно несколько небольших районов магнитных аномалий. Первая и наиболее значительная аномалия отмечена в районе устья реки Кузрека (66°37" N, 34°47" О); склонение компаса достигает здесь 17°,0 О. Вторая аномалия наблюдается в районе устья реки Кузомень (66°16" N, 36°56" О); склонение здесь 14°,8 О. В районе третьей аномалии, находящейся у мыса Острая Лудка (67°25" N, 41°07" О), склонение достигает 17°,3 О. Четвертая аномалия отмечена в районе города Мезень, где склонение составляет 13°,6 О. Пятая магнитная аномалия обнаружена в районе устья реки Чижа; склонение компаса здесь 14°,1 О. В районе шестой аномалии, отмеченной у мыса Нищевский (66°48" N, 3242" О), склонение составляет 12°,1 О.

Среднегодовые изменения склонения меняются от минус 0°,03 на западе до минус 0°,05 на востоке района. Точность карты магнитного склонения эпохи 1970 г. в данном районе + 0°,5.

Кроме годовых изменений, склонение имеет суточные изменения. Амплитуды суточных изменений склонения в Белом море достигают в летние месяцы 16", а зимой 4" - 5". Наибольшее отклонение магнитной стрелки к востоку происходит летом около 8 ч, зимой около 9 ч местного времени, а наибольшее отклонение к западу - в 14 - 15 ч. 30 мин.

Кроме периодических суточных изменений склонения, существуют непериодические изменения - магнитные возмущения. Сильных магнитных возмущений (магнитных бурь) в течение года наблюдается от 10 - 15 до 35 - 40. Во время магнитных бурь суточные амплитуды склонения нередко достигают 10°.

Магнитные бури чаще наблюдаются весной и осенью и реже зимой и летом. До 12% всех бурь бывает в марте и только 5% в июне. Обычно буря продолжается 20 - 40 ч. Однако в течение этого периода колебания магнитной стрелки, как правило, бывают больше в вечерние и ночные часы и меньше в утренние и дневные. Наибольшие колебания обычно наблюдаются через 1 - 6 ч после начала бури и продолжаются в течение 3 - 10 ч. Замечено, что магнитные бури имеют тенденцию повторяться через 27 - 28 суток.

Особые физико-географические явления. В Белом море, как и вообще в приполярных районах, наблюдается довольно значительная рефракция. При сильной рефракции отдаленные предметы могут быть видны с расстояний гораздо больших, чем в обычных условиях. При этом берег представляется так отчетливо, что невольно можно усомниться в верности счисления. Иногда вид берега искажается настолько, что даже при хорошем знании местности бывает трудно его опознать. Предметы как бы увеличиваются или приподнимаются и нередко имеют перевернутый вид, а выступающие части берега кажутся отдельными скалами.

Миражи, или марево, также довольно часто наблюдаются в Белом море. Случалось, например, видеть одновременно три изображения одного и того же судна, причем среднее из них было обращено мачтами вниз.

Признаками наступления миража и чрезвычайно сильной рефракции может служить кажущееся дрожание горизонта, а также наличие мглы (по-поморски «мари»). В таких случаях не всегда можно доверять не только астрономическим наблюдениям, но даже пеленгам.

Средства навигационного оборудования. Плавание в Белом море надежно обеспечивается многочисленными береговыми и плавучими средствами навигационного оборудования.

В условиях пониженной видимости безопасность плавания обеспечивается сравнительно широко развитой сетью радиотехнических и звукосигнальных средств.

Период действия светящих средств навигационного оборудования регламентируется ледовым режимом и продолжительностью белых ночей. Большинство светящих средств навигационного оборудования имеет обычно два срока действия: от начала навигации до начала белых ночей и от конца белых ночей до конца навигации. Плавучее ограждение выставляется на штатные места в начале навигации, когда море полностью очищается от льда, и снимается в конце навигации при первом появлении льда в море.

На надежность местоположения плавучего ограждения, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя. Подробные сведения о визуальных, звукосигнальных и радиотехнических средствах навигационного оборудования приведены в следующих руководствах для плавания, изд. ГУНиО МО:

1. Огни и знаки Белого моря.

2. Радиотехнические средства навигационного оборудования Балтийского, Северного, Норвежского, Баренцева и Белого морей.

Система разделения движения судов. В Белом море в районах мыса Святой Нос, маяка Терско-Орловский, острова Сосновец и мыса Зимнегорский установлены системы разделения движения судов. Они состоят из зон разделения, полос движения, районов кругового движения и рекомендованных путей. Системы разделения движения судов показаны на картах.

Рыболовные суда должны по возможности избегать лова рыбы на рекомендованных путях.

Запретные районы. В Белом море имеются бывшие опасные от мин районы, открытые для плавания судов, запретные районы с особым режимом плавания, районы, запретные для якорной стоянки и лова рыбы, районы боевой подготовки, а также районы для свалки взрывчатых веществ. Эти районы показаны на картах.

При плавании в бывших опасных от мин районах нужно строго придерживаться объявленных фарватеров. Якорная стоянка в этих районах возможна только в рекомендованных лоцией местах. Становиться на якорь в других местах без крайней необходимости не следует. Лов рыбы допускается при условии строгого соблюдения специальных инструкций по противоминной безопасности.

Районы временно запретные для плавания №№ 205, 206, 207, 208, 209, 210, 211 и временно опасный для плавания № 4, являются запретными или опасными для плавания только на период производства в них опасных действий.

О времени, в течение которого эти районы являются запретными или опасными для плавания, объявляется по радио в виде НАВИМ не менее чем за три - пять суток с последующим повторением за двое суток и за одни сутки до момента, с которого районы объявляются запретными или опасными, с упоминанием каждый раз даты первоначального сообщения.

Порты и якорные места. Главным морским и речным портом на Белом море является порт Архангельск, расположенный в устье реки Северная Двина. Кроме него на берегах Белого моря имеются порты: Онега, Беломорск, Кемь, Кандалакша и Мезень.

Порт Архангельск, наибольший на севере России, имеет важное экономическое значение для хозяйства страны как крупнейший лесоэкспортный центр. Через порт Архангельск вывозят различные грузы для населения северных районов страны. Основное назначение остальных портов Белого моря - также вывоз леса и лесоматериалов.

Режим плавания в портах регламентируется Общими правилами морских торговых и рыбных портов Российской Федерации. Требования, вытекающие из особенностей и специфики каждого порта, определяются обязательными постановлениями, издаваемыми администрацией порта. Краткие выдержки из таких обязательных постановлений приводятся в лоции в конце описания соответствующего порта в объеме, необходимом для обеспечения безопасного входа в порт.

Якорных мест, доступных для судов с большой осадкой и хорошо защищенных от ветров и волнения, в Белом море немного, и находятся они главным образом в Онежском и Кандалакшском заливах, а также у Карельского берега Бассейна Белого моря. Рейдов, частично защищенных от ветров, много. Так, например, в Двинском заливе суда с большой осадкой могут найти временное укрытие как у Зимнего, так и у Летнего берега, а в Онежском заливе можно становиться на якорь почти везде. Малые суда, а также боты и шлюпки могут укрыться в большинстве губ, вдающихся в берега Белого моря, и в устьях рек.

Ремонтные возможности и снабжение. В порту Архангельск можно произвести любой ремонт как корпуса, так и машин. Здесь можно получить любые виды снабжения (топливо, продовольствие, пресную воду, штурманское имущество и т. п.).

В других портах Белого моря можно произвести небольшой ремонт корпуса и машин и приобрести некоторые виды снабжения.

Лоцманская служба. В Белом море существует развитая сеть лоц­манских станций. Лоцмана проводят суда во все порты Белого моря.

Лоцманская проводка для судов под флагом России необязательна.

Вызвать лоцмана можно по Международному своду сигналов. На мачтах лоцманских станций, а также на катерах и шлюпках, следующих к судну с лоцманом, держится флаг Н (Хотэл) по Международному своду сигналов. При отсутствии лоцмана или в случае невозможности доставить его на судно на мачтах лоцманских станций днем поднимается черный шар, а ночью зажигается красный постоянный огонь.

Спасательная служба. Специальных спасательных станций на Белом море нет. Спасательные суда имеются в порту Архангельск и высылаются к терпящему бедствие судну по первому требованию о помощи, передаваемому по радио или другим путем.

В порту Архангельск имеются пожарные суда; в случае пожара на судне помощь оказывает также береговая пожарная команда.

Навигационная информация. Радиостанция порта Архангельск передает гидрометеорологические сообщения (МЕТЕО) на район Белого моря и юго-восточной части Баренцева моря и навигационные извещения мореплавателям (НАВИМ) на район Белого моря и дублирует НАВИМ на район Баренцева моря.

Подробные сведения об этой радиостанции приведены в Расписании радиопередач гидрометеорологических сведений и НАВИМ, изд. ГУНиО МО.

Сообщение и связь. Белое море связано системой внутренних водных путей с Балтийским, Черным, Азовским и Каспийским морями, а также с Москвой. Одним из основных звеньев этой системы является Беломорско-Балтийский канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. Начальным пунктом канала на Белом море является порт Беломорск.

В летнее время сообщение между всеми портами и основными населенными пунктами, расположенными на берегах Белого моря, поддерживается рейсовыми судами.

Порты Архангельск, Онега, Беломорск, Кемь и Кандалакша, а также ряд населенных пунктов на Поморском и Карельском берегах связаны с железнодорожной сетью страны. Зимой там, где нет железной дороги, связь поддерживается автомобильным транспортом, а также на лошадях и местами на оленях. Почтово-телеграфная связь поддерживается между всеми портами и крупными прибрежными населенными пунктами. Между многими населенными пунктами существует телефонная связь.

Населенные пункты. Белое море омывает территории Архангельской и Мурманской областей Российской Федерации и территорию Республики Карелия. К Мурманской области относятся Терский и Кандалакшский берега Белого моря и частично Карельский берег. Большая часть Карельского берега, а также Поморский берег, за исключением его южной части, входят в состав Республики Карелия. Остальные берега Белого моря относятся к Архангельской области. В состав Архангельской области входит Ненецкий национальный округ, который занимает весь Канинский берег Белого моря и часть Конушинского берега.

Большая часть населенных пунктов сосредоточена на побережьях Двинского, Онежского и Кандалакшского заливов.

Наибольшими населенными пунктами являются города Архангельск, Онега, Беломорск, Кандалакша, Кемь и Мезень.