Крупнейший залив у берегов евразии. Географическое положение, величина территории и характер береговой линии евразии

Западно-Сибирская железная дорога.

– одна из ведущих транспортных артерий России, соединяет железные дороги Восточной Сибири с железными дорогами Урала и европейской части России.


Западно-Сибирская железная дорога (филиал ОАО РЖД) - пролегает в основном по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края Российской Федерации, а также частично по территории Казахстана. Протяженность дороги на 2009 год - 6000 км. Управление дороги находится в Новосибирске.

Западно-Сибирская железная дорога построена в период 1892-1896 за счет средств казны. Основные линии: Челябинск - Курган (1893), Курган - Омск (1894), Омск - река Обь (1895). Проходила по территории Оренбургской, Тобольской, Томской, Иркутской губерний, Акмолинской области. Протяженность Западно-Сибирской дороги на 1899 год - 1408 км.

Дорога находилась в ведении Министерства путей сообщения, управление дороги находилось в Челябинске. В 1900 году вместе со Среднесибирской железной дорогой вошла в состав Сибирской железной дороги.

В 1961 году Омская и Томская дороги объединены в Западно-Сибирскую железную дорогу. В 2003 году Западно-Сибирская дорога стала филиалом ОАО «Российские железные дороги». .

Развёрнутая длина Западно-Сибирской железной дороги составляет 8 985,6 км, эксплуатационная длина - 6 000 км. В состав Западно-Сибирской дороги входит часть Транссиба и часть Южсиба.


На Западно-Сибирской дороге возведено три тоннеля. Первым в 1930-х годах был возведен тоннель на 516 км ветки Новокузнецк - Таштагол (длина - 100 метров). Вторым в 1951 году был сооружен тоннель на 159 км ветки Алтайская - Артышта (длина - 990 метров). В 1967 г. в эксплуатацию был сдан самый протяженный тоннель на дороге - Томусинский, его протяженность составляет 1157 м, он расположен на 106-107 км участка Артышта - Томусинская.

Численность сотрудников Западно-Сибирской железной дороги - 63363 человека. Перевезено грузов - 246,9 млн тонн. Перевезено пассажиров в дальнем сообщении - 10,1 млн человек, перевезено пассажиров в пригородном сообщении - 61,8 млн человек. В структуре погрузки Западно-Сибирской железной дороги основную долю занимает уголь - 70,8 %, строительные материалы - 5,5 %, нефтепродукты - 4,5 %, чёрные металлы - 3,8 %.

Западно-Сибирская железная дорога

Западно-Сибирская железная дорога основана была в 1961 году в результате объединения Томской и Омской железных дорог. Управление её находится в городе Новосибирске. Станции Западно-Сибирской железной дороги расположены на территории Омской, Томской, Кемеровской, Новосибирской областей, Алтайского края и, частично, Павлодарской и Кокчетавской областей Казахстана.

Станции Западно-Сибирской железной дороги объединяют районы Дальнего Востока и Сибири со всеми районами страны. Магистраль обслуживает крупнейшие промышленные районы по добыче руд и угля, нефтепереработке, обработке и заготовке леса, предприятия химической, металлургической и энергетической промышленности, станкостроения и развитые сельско - хозяйственные районы. Составы ввозят на станции Западно-Сибирской железной дороги самые разные богатства: руду, металлы, некоторые строительные материалы, нефтепродукты, продукцию машиностроения, лесные грузы, продукцию пищевой и лёгкой промышленности; а вывозят в основном уголь, кокс, металлы, хлебные грузы, продукцию лесной промышленности. Транзитом через станции Западно-Сибирской железной дороги следуют преимущественно металлы, нефтепродукты, лесоматериалы и продукция сельского хозяйства.

Грузонапряженность дороги - самая высокая на сети - более 35 млн. т/ км. И она на станциях Западно-Сибирской железной дороги постоянно растет. Отдельные участки имеют показатель 100 и более млн. т/ км/. Среди станций Западно-Сибирской железной дороги наиболее крупные среди пунктов прибытия и отправления грузов: Новосибирск, Новокузнецк, Комбинатская, Белово, Кемерово, Прокопьевск, Островская, Междуреченск, Томск, Ленинск-Кузнецкий. За 7 месяцев 2011 года объем погрузки в Новосибирском регионе дороги составил более 8,5 млн. тонн грузов. Дорога обслуживает также и интенсивные пассажирские перевозки, как в местном, так и транзитном сообщении между районами Дальнего Востока и Сибири с остальными районами страны.

Сеть железных дорог Российской Федерации достаточно обширна. Она состоит из нескольких секций магистралей, владеет которыми ОАО «Российские Железные Дороги». При этом все региональные дороги формально являются филиалами ОАО «РЖД», в то время как сама компания выступает монополистом в России:

Дорога пролегает по территории Иркутской и Читинской областей и республик Бурятия и Саха-Якутия. Протяженность магистрали составляет 3848 км.

Дорога проходит по двум параллельным широтным направлениям: Москва - Нижний Новгород - Киров и Москва - Казань - Екатеринбург, которые связаны между собой рокадами. Дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Горьковская дорога граничит с железными дорогами: Московской (ст.Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна). Общая развернутая длина дороги составляет 12066 км. Протяженность главных железнодорожных путей - 7987 км.

Ж/д проходит по территории пяти субъектов Российской Федерации - Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской и Еврейской автономной областям, Республике Саха (Якутия). В зоне ее обслуживания находятся также Магаданская, Сахалинская, Камчатская области и Чукотка - свыше 40% территории России. Эксплуатационная длина - 5986 км.

Забайкальская железная дорога пролегает на юго-востоке России, по территории Забайкальского края и Амурской области, расположена рядом с границей КНР и имеет единственный в России прямой сухопутный пограничный железнодорожный переход через станцию Забайкальск. Эксплуатационная длина - 3370 км.

Западно-Сибирская железная дорога проходит по территории Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края и частично Республики Казахстан. Развернутая длина главных путей магистрали составляет 8986 км, эксплуатационная - 5602 километра.

Дорога работает в особых геополитических условиях. Через Калининград пролегает кратчайший путь из центра России в страны Западной Европы. Дорога не имеет общих границ с Российскими железными дорогами. Развернутая длина магистрали составляет 1100 км, длина главных путей - свыше 900 километров.

Магистраль проходит через четыре крупных региона - Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край, связывая Транссибирскую и Южносибирскую магистрали. Образно говоря - это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией. Эксплуатационная длина Красноярской дороги составляет 3160 км. Общая протяженность - 4544 километров.


Ж/д протянулась от Подмосковья до Уральских предгорий, связывая центр и запад Российской Федерации с крупными социально-экономическими регионами Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Дорога представляет собой две почти параллельные линии, пролегающие с Запада на Восток: Кустаревка - Инза - Ульяновск и Ряжск - Самара, которые на станции Чишмы соединяются, образуя двухпутную линию, заканчивающуюся у отрогов Уральских гор. Две другие линии дороги Рузаевка - Пенза - Ртищево и Ульяновск - Сызрань - Саратов проходят с Севера на Юг.

В текущих границах Московская ж/д организована в 1959 году в результате полного и частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курской-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. Развернутая длина - это 13000 км, эксплуатационная длина 8800 км.

Октябрьская магистраль проходит по территории одиннадцати субъектов Российской Федерации - Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, городов Москва и Санкт-Петербург и Республики Карелия. Эксплуатационная длина - 10143 км.

Приволжская (Рязано-Уральская) железная дорога расположена на юго-востоке европейской части России в районе Нижней Волги и среднего течения Дона и охватывает территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций, находящихся в пределах Ростовской, Самарской областей и Казахстана. Протяженность дороги составляет 4191 км.

Магистраль соединяет европейскую и азиатскую части России, с запада на восток тянется на полторы тысячи километров и в северном направлении пересекает Полярный круг. Проходит через Нижний Тагил, Пермь, Екатеринбург, Сургут, Тюмень. Обслуживает также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Эксплуатационная длина - 7154 км. Развернутая длина - 13 853 км.

Магистраль берет начало в центре России и простирается далеко на север страны. Большая часть Северной магистрали эксплуатируется в суровых условиях Крайнего Севера и Заполярья. Развернутая длина - 8500 километров.


В зоне обслуживания дороги располагаются 11 субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, она непосредственно граничит с Украиной, Грузией и Азербайджаном. Эксплуатационная длина магистрали составляет 6358 км.

Юго-Восточная железная дорога занимает центральное положение по сети железных дорог и связывает восточные районы и Урал с Центром, а также районы Севера, Северо-Запада и Центра с Северным Кавказом, Украиной и государствами Закавказья. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км.

Южно-Уральская железная дорога расположена в двух частях света - на стыке Европы и Азии. В ее состав входят Челябинское, Курганское, Оренбургское и Карталинское отделения. Несколько железнодорожных линий магистрали проходят по территории Казахстана. Юго-Восточная дорога граничит с Московской, Куйбышевской, Северо-Кавказской, Южной железной дорогой Украины. Эксплуатационная длина - 4189 км. Развернутая длина свыше 8000 км.

Берега Евразии сильно расчленены. Протяженность береговой линии Евразии более чем в 2,5 раза длиннее земного экватора.

У берегов материка расположены большие по площади моря. В Атлантическом океане – Северное, Норвежское, Балтийское, Средиземное, Черное, Азовское моря. В Северном Ледовитом – Баренцево. Карское, Восточносибирское. В Тихом – Берингово. Охотское, Японское, Желтое, Восточнокитайское, Южнокитайское моря. В Индийском океане – Аравийское море.

Самыми большими заливами у берегов Евразии являются Бенгальский, Персидский и Аденский в Индийском океане, Бискайский и Ботнический – в Атлантическом, Сиамский – в Тихом океане.

Самые большие в мире по площади полуострова далеко выдаются в океанские просторы: на западе – Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Крымский, Малая Азия: на юге – Аравийский, Индостан, Малакка, Индокитай; на востоке – Корея, Камчатка; на севере – Чукотский, Таймыр.

Возле берегов Евразии сформировались многочисленные острова материкового и вулканического происхождения. Вдоль западных ее берегов существуют большие острова материкового происхождения – Великобритания и Ирландия, отделенные от материка проливом Ла-Манш. У северных берегов Евразии последняя эпоха оледенения оставила “следы” – многочисленные острова материкового происхождения, в частности Шпицберген и Новая Земля. На востоке на границе литосферных плит возникли дуги островов вулканического происхождения: например, Японские, Филиппинские. Материковое происхождение здесь имеет остров Сахалин, отделенный проливом Лаперуза от континента. На юго-восток от Евразии находится самый крупный в мире архипелаг – Большие Зондские острова материкового происхождения. Его отделяет от материка Малаккский пролив. В Средиземном море самым большим островом является Сицилия.



  1. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все...
  2. Побережье Африки слабо расчленено, там почти нет удобных естественных бухт для устройства портов. Это объясняется особенностями образования материка. Возле побережья Африки немного островов. Самым большим...
  3. В отличие от материков тропических широт Северная Америка имеет значительно более расчлененную береговую линию. Здесь много островов, полуостровов, заливов и проливов. Возле северных и восточных...
  4. Евразия – самый большой массив суши на нашей планете. По площади она занимает свыше 1/3 всей суши Земли. Как и Северная Америка, Евразия размещена полностью...
  5. Синий кит является самым крупным животным Земли. Его средняя длина составляет 22-23 м. Иногда встречаются особи длиной 30 м. Масса синего кита достигает 150 т....
  6. Береговая линия Австралии слабо расчленена, гам мало заливов и удобных бухт для строительства морских портов и причалов. Они находятся преимущественно на востоке и юго-востоке. В...
  7. Африка – материк зноя, непроходимых чащоб экваториальных лесов, огромных саванн и бескрайних пустынь. Неповторимость природы определяют особенности расположения Африки на нашей планете, то есть ее...
  8. Природные зоны Евразии сменяют друг друга с севера на юг – от арктических пустынь до влажных экваториальных лесов, однако не все они вытянуты сплошной полосой...
  9. Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих...
  10. Южная Америка, так же как Африка и Австралия, имеет слабо изрезанную береговую линию. Здесь нет ни одного большого залива. Лишь на юго-востоке простирается затопленное морем...
  11. Государственные границы стран Евразии постоянно менялись на протяжении истории человечества. На территории Европы возникли древние цивилизации Греции, Римской империи, на территории Азии – Вавилона. Ассирии,...
  12. Территория Евразии формировалась на протяжении сотен миллионов лет. Строение земной коры Евразии более сложное, чем других материков. Евразия расположена в пределах трех больших литосферных плит:...
  13. Большая протяженность Евразии с севера на юг обусловливает формирование над ее территорией всех типов воздушных масс арктических, умеренных, тропических, экваториальных. Поэтому материк размещен во всех...
  14. Северная Америка полностью размещается в Северном и Западном полушариях, вытянувшись почти на 7 тыс. км с севера на юг, имеет сильно расчлененную береговую линию. Ее...
  15. В Евразии находится множество озер. К самым большим по площади озерам мира относятся Байкал, Балхаш и Ладожское. Однако безусловным мировым лидером является Каспийское озеро, которое...

Величина территории и географическое положение

Это самый большой материк Земли. Она почти в 7 раз больше Австралии, в 2 раза - Африки и больше Антарктиды, Северной и Южной Америки, вместе взятых. Евразия - это 1/3 суши планеты - около 53,4 млн км2.

Континент располагается в Северном полушарии и протягивается с севера на юг на 8 тыс. км через все пояса - от арктического до экваториального. Его протяженность по параллели - 16 тыс. км. Это больше, чем полушарие (почти 200°): материк занимает все Восточное полушарие, а его крайние западная и восточная точки находятся в Западном.

Огромные размеры Евразии определяют многообразие и уникальность ее природы. Ни на одном другом материке нет такого количества природных комплексов, сменяющихся с севера на юг и по мере удаления от побережий.

Очертание берегов Евразии

Массив материка настолько велик, что разделяет собой все океаны Земли. Его берега омывают воды всех четырех океанов планеты. Береговая линия Атлантического океана, омывающего западное побережье, сильно изрезана полуостровами и заливами. Вблизи материка много островов и морей. Моря, глубоко вдающиеся в сушу, разделяют части света (Европу и Азию) и континенты (Евразию и Африку).

К северной окраине Евразии прилегает широкий шельф Северного Ледовитого океана. Его береговая линия более плавная.
Ее расчленяют на полуострова узкие заливы-губы и Белое море. Окраинными морями Норвежским, Баренцевым, Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским от материка отделены крупные острова и архипелаги.

Береговая линия Тихого океана расчленена слабо. Окраинные моря врезаны в восточное побережье материка широкими контурами. Они отделены от океана дугами и цепями вулканических островов и полуостровов. Южный берег Евразии, омываемый Индийским океаном, протягивается ломаной линией: в океан выступают крупные полуострова - Аравийский (самый большой на планете),Индостан и Малакка. Морей у южной окраины материка только два - Красное и Аравийское.

Конфигурация береговой линии определяет возможности и степень участия океанического воздуха в формировании климата материка.

На природу Евразии влияют окружающие ее континенты. Близких соседей у Евразии два. На юго-западе - Африка, отделенная Суэцким каналом, а на востоке - Северная Америка, отделенная Беринговым проливом. «Мост» протяженностью более 3 тыс. км - величайший островной регион планеты - Большие и Малые Зондские острова (Малайский архипелаг), Филиппинские ост рова - связывает Евразию с Австралией. Дальше всего, отделенные от Евразии океанами, находятся Южная Америка и Антарктида.

Состав территории Евразии

Материк Евразия включает две части света - Европу и Азию . Граница между ними условна. Ее проводят по восточному склону Уральских гор, вниз по течению реки Урал до Каспийского моря, по северному подножию Кавказа, Черному морю, проливу Босфор, Мраморному морю, проливу Дарданеллы. Разделение Евразии на две части света сложилось исторически - как следствие заселения и освоения ее территории (различными народами с разных сторон). Но оно имеет и естественнонаучное обоснование. Континент образован в результате объединения литосферных блоков, развивавшихся до этого в разных условиях. После объединения на протяжении миллионов лет он развивается как один природно-территориальный комплекс. Поэтому материк - это уникальная географическая система: крупная, сложная, но при этом целостная.

Регионы Европы и Азии

Территория Евразии очень обширна. На этой огромной территории существенные различия имеет не только природа, но и население, а также его хозяйственная деятельность. Для того чтобы лучше изучить это разнообразие, понять его причины и закономерности, проводят регионализацию: в составе большого материка выделяют менее обширные территории - регионы. В один регион объединяются страны, имеющие общие черты географического положения, а также сходство исторического и современного социально-экономического развития. В составе европейской части материка выделяют Северную, Южную, Восточную и Западную Европу. Страны Восточной Европы, занимающие соседское положение по отношению к нашей Родине - Беларуси - объединены в самостоятельный регион Белорусское порубежье. В этот же регион включена и Россия - крупнейшее государство материка, располагающееся в составе обеих евразийских частей света. Азиатская часть материка подразделяется на Центральную, Восточную, Юго-Восточную, Южную и Юго-Западную Азию. Границы между регионами проводят по государственным границам входящих в них стран.

Географические открытия и исследования Евразии. Территория Евразии с древнейших времен была населена разными народами. Освоение и изучение континента каждый из них проводил, руководствуясь своими целями и потребностями, постепенно расширяя круг известных ему территорий.