100 баллов настоящие варианты впр или мцко. Международные сравнительные исследования качества образования

В России создается единая система оценки качества образования, включающая ЕГЭ, ГИА-9, НИКО, ВПР и исследование профессиональных компетенций педагогов.

На днях глава Рособрнадзора Сергей Кравцов представил формирующуюся в России единую систему оценки качества образования (ЕСОКО). 24 октября руководитель выступил с этой темой на совещании в Карелии, а на следующий день - на заседании Коллегии Минобрнауки РФ. По словам Сергея Кравцова, система будет базироваться на пяти основных принципах: 1. оценка является составной частью учебного процесса; 2. оценка должна быть объективной; 3. нужно оценивать то, чему мы учим (формируется ядро содержания образования); 4. формат оценивания влияет на содержание обучения (отсюда - уход от тестовой части ЕГЭ); 5. результаты оценивания должны использоваться корректно.

Международные исследования

ЕСОКО состоит из нескольких подсистем. Первая из них касается участия России в международных исследованиях. В частности, программа PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study ) позволяет сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися 4-х классов. В ней, по словам Сергея Кравцова, Россия показывает хорошие результаты, что говорит о высоком качестве образования в начальной школе. В исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study ), проверяющем качество математического и естественнонаучного образования в 4, 8 и 11 классах, наша страна также входит в число лучших. Однако проблемы наблюдаются в еще одном авторитетном международном исследовании - PISA (Programme for International Student Assessment ). Оно предполагает мониторинг качества образования в школе и проводится среди 15-летних учащихся по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая, естественнонаучная и компьютерная грамотность. Так, по результатам PISA-2012 российские школьники показали результаты ниже среднего.

Однако, надежда есть: весной этого года все школы Москвы добровольно приняли участие в исследованииPISA, и их результаты оказались одними из лучших в мире. По мнению Сергея Кравцова, это произошло не из-за «определенного финансирования».

В Москве есть объективное оценивание школьников по итогам каждого года, есть объективная аттестация учителей и назначение директоров не по принципу «хороший человек». Каждый директор московской школы проходит соответствующий отбор, оценивание, защиту. Эти факторы очень сильно влияют на качество образования, - подчеркнул глава ведомства.

Итоговая аттестация

Следующий элемент ЕСОКО - это итоговая аттестация: единый государственный экзамен и ГИА в 9 классах. При этом ЕГЭ Сергей Кравцов называет ключевым, но не главным элементом системы. «Это завершение обучения. Главное - это основная школа. Там, как мы видим в результате наших исследований, сосредоточены основные проблемы», - отметил глава Рособрнадзора, добавив, что невнимание к основной школе порождает проблемы, которые углубляются потом на итоговых аттестациях.

Итак, из ЕГЭ уходит тестовая часть с выбором ответов почти по всем предметам. Разрабатывается модель устной части экзамена по русскому языку. Уже есть новая модель экзамена по литературе, предполагающая отказ от кратких ответов. Планируется, что ЕГЭ по литературе будет состоять только из заданий, требующих развернутых ответов. Создается модель сдачи информатики на компьютерах.

«Можно обсуждать совершенствование экзаменационных заданий. Мы готовы учитывать конструктивные предложения в своей работе», - добавил Сергей Кравцов.

Но если в ЕГЭ, по мнению чиновников, уровень объективности приближается к максимуму, то по остальным испытаниям остаются вопросы. Так, не все в порядке с объективностью оценивания итогового сочинения: «У нас есть случаи, когда сочинение пишется отлично, а потом на ЕГЭ по русскому языку выявляются проблемы», - констатировал глава федеральной службы. Кроме того, есть проблемы и с объективностью оценки ГИА-9. Это в свою очередь, создает «напряженность» в 11-м классе, когда ученик, получивший несоответствующую оценку, переходит в старшую школу, где затем сталкивается «с объективным экзаменом».

Для повышения качества образования Рособрнадзор увеличивает количество предметов по выбору в ГИА-9. «Не надо бояться тех или иных результатов. Они же объективные, - призвал Сергей Кравцов. - Нужно с ними работать. Если мы не знаем объективной ситуации, мы не понимаем, как и над чем работать».

Национальное исследование качества образования (НИКО)

НИКО - это аналогичные международным исследованиям срезы знаний. В России, в частности, уже состоялись НИКО в 4, 5, 6-х классах, которые показали проблемные зоны по основной школе.

У нас есть определенная тенденция к снижению качества образования от 4 к 6 классам. В основной школе мотивация детей начинает снижаться, у них появляются другие интересы. И если нет объективной внешней оценки... появляется педагогическая запущенность, и она очень сложно корректируется в старшей школе. Поэтому внимание нужно уделять именно 4, 5, 6 классу, - пояснил Сергей Кравцов.

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

ВПР - это контрольные работы, которые пишут школьники по итогам года обучения. Их разрабатывают на федеральном уровне в соответствии с ФГОС, а результаты учеников заносят в информационную систему, что, по словам главы Рособрнадзора, позволяет работать с этими данными и видеть, какие проблемы с качеством знаний есть в той или иной школе.

Первые всероссийские контрольные 4-е классы писали добровольно (участвовало около 30 тысяч школьников). Теперь ВПР по русскому, математике и окружающему миру станут для них обязательными. Добровольно ВПР по русскому языку напишут в этом году 2-е и 5-е классы. Кроме того, выполнить контрольные федерального масштаба предложат и 11-классникам.

«Для того, чтобы усвоение и обучение было по всем предметам, а не только по тем, которые сдаются в ЕГЭ, - пояснил Сергей Кравцов. - У нас есть случаи, когда школы или учащиеся уделяют внимание только тем предметам, которые нужны для сдачи ЕГЭ. Это неправильно. Образование должно быть общее... Мы также анализируем результаты для того, чтобы понять, какое качество в целом полного общего образования».

Уже известно, что в контрольных работах не будет тестовых заданий. Несмотря на то, что предполагается добровольное участие выпускных классов в ВПР, школам некоторых регионов рекомендуют их написать. К примеру, об этом уже заявил министр образования Карелии Александр Морозов.

Исследование профессиональных компетенций учителей

Предметные и методические компетенции учителей также проверят и оценят. Проверка проходит деперсонифицированно. Уже состоялись такие исследования по русскому языку, математике и истории. Оказалось, что у примерно 10-15% учителей не сформированы предметные знания.

Как мы можем требовать качества образования, если сам учитель не решает простейшие задания по математике или не знает правил русского языка? - задался риторическим вопросом Сергей Кравцов.

По его словам, это исследование поможет сформировать задания для проведения объективной аттестации учителей и впоследствии будет способствовать решению имеющихся проблем. По итогам такой аттестации учителей будут направлять на курсы повышения квалификации для оказания «соответствующей методической помощи».

В итоге - инспекция

Таким образом, предполагается, что все перечисленные элементы будут работать в единой системе. Результаты же этого оценивания должны использоваться институтами повышения квалификации и методическими кабинетами.

Важнейшим элементом остается инспекция в системе школьного образования, - подчеркнул Сергей Кравцов. - Инспекция должна работать не с теми школами, которые показывают объективно хорошие результаты, а с теми, которые показывают низкие либо необъективные. С необъективными результатами нужно разбираться, с низкими инспекция должна работать, формируя программу методической поддержки, помощи данной школе. То есть она должна носить не карательный, а развивающий характер.

При этом, как считают в Рособрнадзоре, к инспекции должны подключаться лучшие директора и учителя, которые на практике показывают хорошие результаты - дабы помочь слабой школе в преодолении трудностей. А уж если школа не будет эти рекомендации выполнять, ее ждут административные меры.

«При этом ИПК также должны помогать школе в реализации методических рекомендаций, которые подготовила инспекция. Вот тогда у нас будет все в единой системе, тогда мы будем понимать, какую необходимо оказать методическую поддержку конкретной школе, конкретному ученику», - подытожил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Диктанты

Летом мы ходим из деревни на речку через поле. Там зреет рожь. Спелые колосья ржи клонятся к земле. Между ними мелькают синие звёздочки васильков и белые ромашки. Радуют глаз вьюнки мышиного горошка.
Наша речка мелкая. Дно покрывает чудесный песок золотистого цвета. В прозрачной воде снуют шустрые рыбки. Иногда они скользят почти
у поверхности, но в руки не даются.
После купания мы играем в мяч. Один раз у берега я чуть не поймал юркого рака! Он ловко уполз в густой камыш.

Холодный ветер дул лыжникам в спину. Снежная крупка запорошила лыжню и колола лицо. Но ненастная погода не пугала друзей. Они хорошо знали эти места.
Вдруг лыжи скользнули под уклон. Юра чуть не свалился в узкий овраг. С одной стороны оврага стояли молодые берёзки и дубки. Их занесло снегом по самую макушку. На холме высились старые сосны. Сквозь редкие стволы виднелся дом. Он казался маленьким. В нём топили печь.
Зимой темнеет рано. Где же мальчики?
Через час лыжники подъехали к дому.

Мама любит полевые и луговые цветы. Летом мы вновь съездим в чудесное место на окраине города. За высокими домами начинается широкий луг. Свежая сочная трава доходит до колен. Всюду мелькают синие колокольчики и белые ромашки.
Ты ложишься в траву, вдыхаешь её запах. Рядом течёт интересная жизнь маленьких существ. Вот ползёт коричневый рогач. Этого жука за рожки зовут оленем. Какая тишь! Только стрекочет изумрудный кузнечик. Его и не разглядишь в зелени.
Мама в венке из цветов похожа на королеву в короне!

В зоопарке брат тянет нас к забавным обезьянам. Мы наблюдаем за ловкими прыжками и играми мартышек.
Я люблю смотреть на разных зверей и птиц. Мне очень нравятся африканские слоны и жирафы. Часто я стою у огромной клетки с обычными птицами. Они мало кому интересны. Многие из них водятся в любом городе.
Но на ветке высокого тополя не разглядишь снегиря с алой грудкой. И синица в кустах у подъезда не подпустит близко, улетит. А тут все птички видны как на ладони!

Олег и Женя идут в ближний лес за грибами. От ветра шумят ветви высоких сосен. На их коре застыла ручейками золотая смола. Под ногами трещат сухие сучья. По травинке ползёт божья коровка. Она распахнула два маленьких крылышка и улетела.
Рядом с берёзкой высится гигантский муравейник. От него лучами разошлись во все стороны узкие дорожки. По ним бегут муравьи. Они тащат пушинки, иголки. Какая мощная армия строителей!
С запада плывут лёгкие облака. Но они не закрывают солнца. Дождя днём не будет.

Весна в разгаре! Сегодня к нам в дом влетела первая бабочка. На кухне по стенке вьётся гибкий плющ. Бабочка сидит на резных листьях и тихонько шевелит яркими крыльями. Словно чудесный цветок раскрыл среди зелени свои нежные лепестки.
А за окном светит почти летнее солнце. Но земля не прогрелась. На спортивной площадке мальчики гоняют мяч. Их курточки и шапки лежат на
скамейке.
Девочки чертят на дорожке поле для игры в скакалки. Радостные голоса ребят врываются в открытое окно. Скорее на улицу!

В этом году весна наступила поздно. Только в апреле зимняя тишь сменилась радостным птичьим щебетом. Теперь снег быстро тает и растекается звонкими ручьями. По лесной дороге не проехать. До дачи можно добраться в объезд.
Сугробы на дачном участке потемнели. В тени пока зябко, а на солнце жарко. Возле тропинки уже видны кочки с жухлой травкой. На одной кочке возится в земле грач.
Скоро появятся первые робкие крокусы и подснежники. На грядках вылезет свежая зелень. Яркий май явится на смену апрелю!

Раннее утро. На траве лежит роса. Над озером Долгим повис туман. В камышах застыли с удочками рыбаки.
Птички качаются на тонких ветвях деревьев. Их чудесные песни торопят восход солнца. И вот ивы и камыши окрасились в нежный розовый цвет. В озере вдруг сильно ударила щука. По воде побежали круги.
Первый солнечный луч упал в озеро. Остались от тумана только белые клочья. Рыбаки поднялись и пошли домой.
На берегу озера спит деревня. Подал голос первый петух. Его крик разбудил деревенских жителей.

Новый учебный сезон 2018-2019 вновь не обойдется без независимого мониторинга и диагностики МЦКО в столичных школах. Так государственное учреждение дополнительного профессионального образования г. Москвы имеет возможность оценить эффективность преподавания, сделать выводы о качестве получаемых знаний школьниками, выявить наиболее способных педагогов, подготовить почву для внедрения новых систем обучения и это еще далеко не весь перечень задач, которые можно решить с помощью данных проверок.

Мониторинг 2018-2019

Вся аудиторская деятельность учреждения была поделена на три большие группы:

  1. Оценка учебных достижений обучающихся образовательных организаций в 2018/2019 учебном году (на бюджетной и внебюджетной основе).
  2. Национальные исследования качества предоставления знаний.
  3. Международные сравнительные исследования качества образовательного процесса.

Каждая группа отличается календарем диагностик МЦКО 2018-2019, а также целями, участниками инструментами проверки. Но регламентирующий документ у них общий – письмо Департамента образования Москвы от 14 мая 2018 года «О мероприятиях по независимой оценке учебных достижений обучающихся образовательных организаций в 2018/2019 учебном году».

План проверки для средних школ

Это самый востребованный среди педагогов и директоров план, так как распространяется на все бюджетные общеобразовательные заведения столицы. В новом учебном году он будет состоять из семи этапов:

  • Проверка по тем предметам, которые изучаются на углубленном уровне.

  • Проверки в организациях-участниках проекта по организации профильного обучения по основным общеобразовательным программам.

  • Проверка знаний, приобретенных на факультативных занятиях. Для 8-9 классов это «финансовая грамотность» либо «история Москвы», а для десятиклассников это «памятные страницы истории Отчества».
  • Мета предметная диагностика. Служит для анализа по достижению планируемых результатов в освоении образовательной программы.
  • Диагностика в начальных классах (математика, русский язык, чтение). Пройдет в апреле 2019 года.

Важно! Первый этап диагностики пройдет в сентябре – ноябре 2018 года. Заявки на участие в нем необходимо подавать на сайте mrko.mos.ru в личном кабинете школы. Так же на официальном сайте учреждения в разделе «инструктивно — методические материалы» можно ознакомиться с полной информации по проведению аудита.

МЦКО в текущем учебном году также проведет рейд проверок в образовательных учреждениях, не относящихся к бюджетным (частных школах). Расписание аудита МЦКО 2018-2019 для них показано ниже.

Национальные исследования качества образования

К данной группе относят два инструмента диагностики. Это всероссийские проверочные работы (ВПР) и программа Национальных исследований качества образования (НИКО).

Целью этих методов является обеспечение единства образовательного пространства с повсеместным соблюдением принятых общеобразовательных программ.

Особенностями ВПР являются:

  • уровень проверки знаний школьников осуществляется посредством одинакового задания для всей страны;
  • используются единые критерии оценивания;
  • школьникам предоставляют абсолютно идентичные условия при сдаче экзамена (отражены в специальных инструкциях);
  • единые критерии оценивания (после проведения работ школы получают доступ к критериям и рекомендациям по оцениванию).

ВПР дают возможность руководителям школ своевременно сориентироваться в правильности организации образовательного процесса и проверить уровень знаний своих подопечных на соответствие общероссийскому стандарту.

Важно! Во время написания подобных контрольных разрешено присутствие наблюдателей от родителей или учителей.

Особенностью проведения программы НИКО являются:

Важно! При тестировании учеников по программе НИКО оценка деятельности учителей и региональных органов исполнительной власти не предусмотрена.

Участие в новом учебном году в проекте НИКО показано ниже.

Международные сравнительные исследования качества образования

В 2018-2019 годах эта группа мониторинга будет обозначена тремя событиями, каждое их которых направлено на разные категории школьников.

  1. Исследование Progress in International Reading Literacy Study (качество чтения и понимания текста). Будет проводиться среди учащихся начальных классов в разных странах мира.
  2. Исследование International Computer and Information Literacy Study (проверка компьютерной и информационной грамотности для восьмиклассников).
  3. Исследование по граждановедческому образованию для восьмиклассников.

Недиагностические цели МЦКО в 2018-2019 году

Помимо мониторинга учебных заведений у Московского центра образования имеется много иных целей и планов в области повышения уровня образования в Москве и, в частности, в России. Это различные международные конференции, семинары и аттестации.

Так, самым первым в календаре нового учебного года запланировано важное событие мирового уровня – Московский международный форум «Город образования» (30 августа – 2 сентября 2018). Организаторы планируют привлечь более 70 000 участников, среди которых будут и представители руководящего состава школ Москвы, России и других стран мира. Закончится форум традиционным фестивалем русского языка.

А в феврале пройдет главное организационное событие года – международная конференция по вопросам развития системы качества получения знаний.

Центр также предлагает сотрудникам образовательных организаций курсы повышения квалификации с выдачей соответствующего удостоверения.

С подробным расписанием диагностических работ 2018 – 2019 все желающие могут ознакомиться на сайте МЦКО mcko.ru .