Организации осуществляющие оценку качества образования. Независимая оценка качества образования: зачем нужна, как проводится

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что комплексная застройка территории – это благо. Особенно эта тема близка ивановцам, уставшим от постоянных скандалов вокруг точечной застройки. Однако и у комплексной застройки есть свои сложности и нюансы. В прошлом году на федеральном уровне был создан механизм, который облегчает взаимодействие практически всех заинтересованных сторон в рамках реализации проектов комплексной застройки. Насколько реально применение этих механизмов в Иванове, какие подводные камни здесь могут встретиться и готовы ли инвесторы работать с этими механизмами? Об этом – наш разговор с директором группы компаний «Центр строительных услуг» Андреем Жегловым.

Андрей Вячеславович, когда говорят о комплексном освоении территорий, обычно представляют себе строительство новых микрорайонов на пустующих участках. В Иванове подобные примеры за последние годы легко пересчитать на пальцах одной руки – Новая Ильинка, микрорайон Московский, ваш проект Новая Дерябиха. Но ведь теперь таких крупных свободных участков в областном центре нет. Это означает, что город будет развиваться только за счет точечной застройки?
- Вы правы насчет отсутствия крупных свободных участков под комплексную застройку. Но и точечная застройка – вариант во многом тупиковый. Поскольку она не учитывает, например, потребность в социальной инфраструктуре. Кроме того, в Иванове сам термин «точечная застройка» приобрел негативный оттенок – слишком часто она велась без учета мнения и потребностей жителей того или иного района. Но отсутствие свободных участков не ставит крест на комплексной застройке в городе, поскольку с 2017 года на федеральном уровне создан и законодательно закреплен механизм комплексного устойчивого развития территорий. Он относится именно к застроенным территориям и позволяет с учетом интересов всех сторон проводить расселение и застройку крупных городских кварталов.

- Сразу приходит в голову московская программа реновации…
- В ивановском варианте о расселении «хрущевок» речь, конечно, не идет – пока, во всяком случае. В нашем городе есть территории, гораздо больше нуждающиеся в реновации. Не секрет, что в разных районах еще сохранились кварталы и деревянных бараков постройки чуть ли не 1930-х годов, и двухэтажных ветхих домов, на расселение которых у города нет денег. И, конечно, характерная особенность Иванова, удивляющая гостей города, – это огромные кварталы частного сектора в самом центре. С точки зрения законов градостроительства это нонсенс.

Да, о частном секторе в центре города и о необходимости его расселения говорят уже лет 20. Но пока ни у одного застройщика не хватило сил и средств, чтобы взяться за подобные проекты: слишком много собственников, слишком разные у них интересы.
- Примеры расселения частного сектора в Иванове все-таки были – можно вспомнить объекты разных застройщиков в районе улицы Жарова. Но масштаб расселения все равно был невелик: 10-15 домов. И даже это требовало огромных усилий со стороны застройщика.
Однако в прошлом году ситуация кардинально изменилась. С 1 января 2017 года в Градостроительный кодекс было введено новое понятие - деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ). Это деятельность по планировке территории, проектированию, строительству и реконструкции объектов, «осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории». В Градостроительном кодексе этот механизм описан достаточно подробно. Вкратце поясню, что он позволяет осуществлять изъятие земельных участков у собственников с выплатой компенсации, проводить планировку территории и затем ее комплексное освоение.
В прошлом году в Иванове по инициативе администрации города были внесены изменения в правила землепользования и застройки, и под комплексное устойчивое развитие были определены две территории. Одна из них находится в центре города и ограничена улицами 3-я Нагорная, 1-я Ефимовская, Зверева и 2-я Ефимовская. Вторая территория ограничена улицами 10 Августа, Колотилова, Суворова и Пролетарской.

- Почему вы считаете, что комплексное освоение может быть интересно застройщикам?
- Застройщики напрямую заинтересованы в развитии механизма КУРТ. Потому что он снимает проблемы с расселением уже застроенных территорий. Расселение идет организованно, жители получают достойную компенсацию – по рыночной цене, которую определяет оценщик. Как правило, на застроенных территориях уже есть определенная инфраструктура – например, дороги, мощности по газу или электроснабжению. А это в значительной степени упрощает согласования с ресурсоснабжающими организациями.
Кроме того, в случае реализации КУРТ часть организационных моментов берет на себя муниципалитет. Это значительно упрощает жизнь инвестору, экономит ему время, которое в данном случае тоже деньги.
И, конечно, огромную роль играет расположение участков. Повторю: речь идет о земле в центральной части города или об участках вдоль магистральных дорог. У тех, кто хочет купить новое жилье, есть спрос на эти районы. Но сейчас застройщики мало что могут им предложить, особенно если учесть, что сейчас покупатели стали очень требовательны в отношении организации придомовой территории, подъездных путей, наличия парковочных мест и т.д.

- А город что получает в результате?
- Город, городские власти и жители в результате получат вместо аварийных двухэтажек или частного сектора, где тоже немало ветхих домов, современные кварталы с тщательно проработанной планировкой, подъездными путями, рекреационными зонами и социальной инфраструктурой в виде школ, детских садов и т.д. Недаром на федеральном уровне активно поддерживают КУРТ, есть федеральная программа, в рамках которой муниципалитет может получить средства из федерального бюджета на строительство дорог и социальных объектов в случае комплексной застройки. И это выгодно отличает подобные проекты от точечной застройки: не секрет, что зачастую застройщик возводит один-два дома на уже застроенных территориях, а потом жители новостроек сталкиваются с проблемой нехватки мест в детских садах и школах неподалеку, с нехваткой парковочных мест и отсутствием стоянок и т.д. Здесь же есть возможность привлечь федеральные средства на развитие города.

Остается вопрос о жителях: вряд ли те, кто живет на территориях, где планируется комплексное устойчивое развитие, будут довольны.
- Вы знаете, у всех разное мнение. Кто-то готов переехать в другое жилье, кто-то нет. Даже из аварийного жилья люди порой не хотят переезжать в новые квартиры, потому что привыкли к старому дому. Но нужно понимать, что есть интересы города в целом, есть потребность в развитии. А гарантией того, что это именно интересы города, а не отдельно взятого инвестора, является участие и контроль муниципалитета. Фактически это в определенной мере механизм частно-государственного партнерства.
Еще раз повторю: компенсация за изымаемые участки будет определяться оценщиком исходя из рыночной (кадастровой) цены. Более того: если собственник не будет согласен с этой оценкой, он может сам заказать ее. И тогда уже суд будет решать, кто прав и не была ли первоначальная цена заниженной.

- Так ваша компания готова участвовать в комплексном развитии территории в качестве инвестора?
- Для нас это очень интересно. Все наши проекты комплексной застройки находятся на периферии – в первую очередь, это Кохма, Ивановский район. В областном центре мы можем вести только точечную застройку. Но это уже неинтересно, потому что мы все-таки хотим создавать людям комфортную среду для жизни, а не загонять их в бетонные коробки. У нас уже есть определенный опыт: в Кохме мы сейчас возводим жилой комплекс «Тихий берег», где, в том числе, постарались реализовать свои представления о комфортных условиях для жителей. Изначально этот земельный участок был малопригодным для застройки: сложный рельеф, прибрежная зона водоема Запрудка, большой перепад высот – застройщики не очень любят осваивать такие территории. Мы приняли решение построить подпорную стену. Это, конечно, привело к увеличению расходов, но, с другой стороны, дало возможность затем спланировать территорию так, чтобы учесть по максимуму потребности людей, которые будут здесь жить. Схема расположения домов образует замкнутые дворы, что сразу делает их более тихими и уютными. Мы предусмотрели широкие тротуары, спортивные и детские площадки, изолированные от дорог и парковок. Парковочные места предусмотрены в достаточном количестве и расположены так, чтобы не мешать пешеходам. Запланированы удобные подъездные пути, большая площадь озеленения территории – то есть мы. по большому счету, постарались реализовать наши собственные представления о том, что такое правильно обустроенное жилье.


Теперь хочется перенести этот опыт и в Иванове, разработать и построить квартал, где будут учтены все потребности жителей – современные технологии это позволяют. Но самостоятельно зайти на территории, застроенные ветхими двухэтажными домами или частным сектором застройщику – повторю – очень сложно. Так что этот механизм нам очень интересен.
Я знаю, что некоторые наши коллеги-застройщики настроены скептически по отношению к механизму КУРТ. Но, думаю, что время и практика покажет, что это наиболее эффективный способ развития таких городов, как Иваново, и он действительно позволит сформировать современную и комфортную городскую среду с учетом всех потребностей жителей.

Независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.

Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе, степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций привлекают:

Общественные и общественно-профессиональных организации,

Негосударственные, автономные некоммерческие организации,

Региональные центры оценки качества образования;

Отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.

Образовательная организация вправе выбрать сама те организации, которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.

Объектами оценки со стороны на федеральном уровне могут выступать:

Образовательные достижения учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях различных видов;

Образовательные программы и учебные планы;

Условия обучения, предоставляемыми образовательными учреждениями различных типов;

Ресурсное обеспечение образовательного учреждения;

Деятельность образовательного учреждения по внедрению инноваций, способствующих повышению качества образования;

Воспитательные программы, осуществляемые образовательными учреждениями различных видов.

На уровне региона, муниципального образования также может быть востребована сравнительная оценка (рейтингование) школ (например, в разрезе отдельных категорий: гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением ряда предметов).

Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.

В мировой практике разработкой и реализацией процедур независимой оценки качества образования, как правило, независимые организации. Например, формирование мировых рейтингов университетов осуществляется информационными холдингами US News (выпускает рейтинг вузов US News and World Report), News UK (холдинг, выпускающий известное лондонское издание the Times). В России также существуют общественные структуры, реализующие независимую оценку образовательных программ и других критериев качества образования на федеральном уровне. К числу таких структур можно отнести: Международную академию наук, информации и информационных процессов и технологий, региональную общественную организацию «Общественный совет содействия повышению качества высшего образования»; независимые аккредитационные агентства, объединенные Координационным советом по независимой общественно-профессиональной аккредитации; профессиональные сообщества, представляющие интересы работодателей.

В настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки развивают проекты, ориентированные на развитие общественной оценки качества образования. Для координации процесса оценки качества обучения в образовательных учреждениях создается специальный Общероссийский регистр организаций (ОРРО), куда войдут организации по независимой экспертизе качества. Разрабатываются и региональные регистры.

Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Юридическое лицо, осуществляет на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, иные организации, действующие в системе образования, вправе создавать и вступать в объединения юридических лиц (ассоциации, союзы).

Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в образовании являются некоммерческими организациями, создаются и действуют в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Данные объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми этими органами власти. В состав государственно-общественных объединений на добровольных началах входят научно-педагогические и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования. Могут привлекаться иностранные граждане.

К данным объединениям относятся

профсоюзные организации (педагогических работников);

творческие союзы (Союз композиторов Чувашской Республики, Союз художников Чувашии"),

общественные организации (Общественная организация "Новочебоксарская молодежная экологическая дружина "Муравейник", Всероссийской общественной организации "Молодая Гвардия Единой России», Мариинско-Посадская районная общественная детская организация "Сеспел" (Подснежник),

объединения граждан по интересам (Общественная организация "Федерация футбола Чувашской Республики),

фонды (Благотворительный фонд образования "ДАР"", Фонд спортивный союз студентов"),

некоммерческие партнерства (Некоммерческое партнерство "Попечительский совет лицея № 44", Некоммерческое партнерство "Попечительский совет МДОУ "Детский сад №126 "Радуга"),

религиозные объединения (Козловский городской общественный фонд развития МОУ "Козловская средняя общеобразовательная школа № 1" и православия "ЕДИНЕНИЯ и ВОЗРОЖДЕНИЯ").

Данные объединения представляют интересы детей и молодежи, осуществляют образовательную деятельность; выступают учредителями, входят в попечительский совет образовательных учреждений,