Ассоциация государственных научных центров «наука.

Александр Валерьевич Крутов (род. 12 августа 1951) - лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации (1995).

Биография

Александр Крутов родился 12 августа 1951 года в Кинешме Ивановской области. В 1959 году переехал в Иваново, где окончил десять классов школы и работал сначала учеником фрезеровщика Большой Ивановской мануфактуры, затем техником охранной сигнализации вневедомственной охраны Фрунзенского РОВД Иваново. В 1969 году Крутов был призван на службу в Советскую Армию. В 1973 году он окончил Качинское военное авиационное училище. В 1980 году в звании капитана он был уволен в запас и поступил на учёбу в Школу лётчиков-испытателей, которую окончил в 1981 году.

С 1981 по 2006 годы Крутов был лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте имени Громова. Участвовал в испытаниях корабельных истребителей «Су-27К», «МиГ-29К», «Су-25УТГ», а также самолётов «Як-28», «Су-17», «Су-24», «Су-25», «Су-27», «МиГ-21», «МиГ-23», «МиГ-25», «МиГ-29».

Указом Президента Российской Федерации от 19 сентября 1995 года за «мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники» Александр Крутов был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» за номером 216.

В настоящее время Крутов проживает в городе Жуковском Московской области, работает начальником Школы Летчиков-Испытателей им. А. В. Федотова

ЛИИ имени Громова.

Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации. Также награждён орденом «За личное мужество» и рядом медалей.

Данная новость была прочитана 8403 раза

1. Герой России, лётчик-испытатель Александр Крутов рассказал о первых взлётах и посадках на российский авианосец "Адмирал Кузнецов". 2. О работах CompMechLab® по расчетному сопровождению проектирования и изготовления палубных аэрофинишёров - сложнейших технических устройств любого современного авианосца

1. Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) , с мая 2015 года находившейся на плановом ремонте на плавучем доке в северо-западном регионе Мурманска, вернулся на штатную стоянку, откуда после завершения последних подготовительных работ выйдет в море.

На сегодня - единственный российский авианосец. Крейсер способен принимать боевые летательные аппараты основных классов: на палубу корабля садились и тяжёлые истребители Су-27 , лёгкие МиГ-29 , штурмовики Су-25 , палубные истребители Су-33 .

Тренировочные полеты палубной авиации ТАКР "Адмирал Кузнецов".
Видеосюжет телеканала "Звезда"

Крейсер был спущен на воду почти 30 лет назад - 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву. Корабль тогда назывался "Тбилиси" - имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» ему было присвоено в 1990 году, перед зачислением в состав Северного флота России.

1 ноября 1989 года произошло знаковое для отечественной палубной авиации событие - на "Тбилиси" впервые сели три самолёта, взлетевшие с испытательного полигона «НИТКА» в Саках в Крыму. Это были Су-27К, МиГ-29К и двухместный учебно-тренировочный Су-25УТГ , созданный на базе штурмовика.

О сложностях взлёта и посадки на авианосец

"Чтобы благополучно сесть на корабль, нужно очень точно выдерживать все параметры полёта. По высоте, например, лётчик имеет право отклониться от заданной глиссады не более, чем на 60 см. Если выше - гак (специальный крюк) не зацепится за трос аэрофинишёра (технического устройства, предназначенного для посадки самолетов на палубу авианосца), если ниже - ударишься в корабль.

Перегрузки при торможении на аэрофинишёре возникают такие, что после нескольких посадок на плечах появлялись синяки от привязных ремней. Ведь перед самым касанием надо вывести двигатели на полный газ, чтобы, в случае если не зацепишься или трос порвется, улететь на второй круг".

О взлётах с трамплина

"При взлёте на трамплине тоже возникают перегрузки, но небольшие. Единственное, когда первый раз взлетаешь, они неожиданные: кроме перегрузки возникает ещё и угловое вращение.
Над нами в Саках проводили медицинские эксперименты: снимали кардиограмму прямо в полёте. Пульс за 200 заходил. Но нас с молодости учили не обращать внимания на свои ощущения. Обращать внимание надо на то, что ты видишь, а не на то, что чувствуешь".

Александр Крутов взлетает на Су-30.
vtbrussia.ru

Об испытаниях Як-38 - первого отечественного штурмовика вертикального взлёта и посадки

"Як-38 я испытывал почти на всё: и с выключенным двигателем летал, и с грунта, и с трамплина, много всякой «экзотики» было. Но самое главное, чего мы добились в ЛИИ : мы смогли научить Як-38 взлетать с гораздо большим грузом. Во многом это заслуга ведущего инженера Леонида Иосифовича Верного . Он придумал режимы, позволявшие увеличить грузоподъемность самолёта.
Як-38 был очень сложным в пилотировании. Крылья небольшие, аэродинамическое качество низкое, поэтому скорость снижения по глиссаде около 450 км/ч, а колесики маленькие и колея у шасси узкая, поэтому посадить даже по-самолётному его было трудно. И на вертикальных режимах держать равновесие было непросто, хотя автопилот помогал в этом. Я бы сказал, что сложнее было поймать двигателем момент касания, перед которым надо немного увеличить обороты, чтобы самолёт и не упал, и в то же время не взлетел опять. В общем, самолёт был очень интересный для лётчика".

Об отношении к проекту Як-38, которые многие считают неудачным

"К сожалению, лучше мы в то время сделать не могли. Подъёмно-маршевый двигатель от МиГ-23 был слабым, поэтому пришлось ставить ещё два подъемных двигателя, которые работали только на взлёте и посадке. В то время уже был Harrier, который с одним двигателем взлётал и садился, а на Як-38 два подъемных двигателя на взлёте потребляли 800 кг топлива в минуту. То есть самолёту едва хватало горючего, чтобы отлететь от корабля, бросить бомбу, вернуться и сесть. А когда сделали Як-141 , распался Советский Союз и все заглохло.
Это было нужное направление, и то, что его не стало, очень плохо. Я считаю, что самолёт, у которого тяговооруженность больше единицы, обязан взлетать и садиться вертикально".

О Су-27

"Лучше самолёта я просто не знаю. МиГ-29 тоже очень хороший самолёт - маневренный, тяговооруженный, но у него, к примеру, маловато топлива. На Су-27 я даже не думаю, сколько у меня минут полёта осталось. Я летаю, сколько хочу и как хочу".

Об аварии

"Было происшествие на вертолёте Ми-8 . Это произошло 22 июня 1984 года. Дата запомнилась… Я был молодым лётчиком-испытателем и меня посадили вторым пилотом к другому лётчику, который оказался немножко недоученным. Это был вспомогательный полёт. На полигоне с МиГ-25 катапультировали кресло с манекеном с большой высоты и сверхзвуковой скорости, а нам надо было этот манекен найти и подобрать.
Во время поиска поймали режим вихревого кольца хвостового винта - хвостовой винт попадает в собственный спутный след и становится неэффективным. Вертолёт крутится и падает. Мы упали в лес. Вертолёт вдребезги, разве что пожара не было, потому что у нас бортмеханик был очень опытный, он оба двигателя просто выключил. И ещё повезло, что мы упали на высокие сосны. Ствол сосны прошел через вертолёт, затормозил падение, и мы так вдоль него и опустились. Пострадал я один: сломал руку и ногу. Но больше ничего со мной не случалось. Я больше ни разу не падал и не катапультировался. А я и сейчас летаю. На всём. Медицина пропускает".

Александр Крутов во время испытаний авиационной техники на Камчатке.
Фото из личного архива А. Крутова / vtbrussia.ru

О Школе лётчиков-испытателей (ШЛИ) ЛИИ (Александр Крутов поступил в неё в 1981 году, а сейчас её возглавляет)

"Когда я учился, то за полтора года освоил 12 типов летательных аппаратов: от тяжелых самолётов Ту-16, Ил-76 до истребителей МиГ-21, МиГ-23, Су-15, Су-7, Су-17 . А сейчас мы учим всего на двух типах, если готовим лётчика-испытателя для завода, и даём всего пять типов для испытателей КБ или ЛИИ. Но даже пять с трудом находим, иногда в аренду берем. Сейчас качество лётчиков-испытателей, которые отсюда выходят, на порядок ниже, чем было 35 лет назад.

Перед тем как я в 1980 году поступал в Школу лётчиков-испытателей , я пять лет добивался зачисления. В ВВС была директива, чтобы каждый год по одному лётчику с дивизии или даже с воздушной армии отбирать и направлять в ШЛИ . В дивизии три полка, в каждом полку выбирали лучшего, а потом выбирали лучшего из лучших. Было ограничение по возрасту - 28 лет. В то время попасть в Школу лётчиков-испытателей было очень трудно. А сейчас все иначе. В ШЛИ сейчас присылают лётчиков КБ и заводы, оплачивают их обучение. Но это же не лучшие!

Мы сейчас учим восемь человек, хотя по всем расчётам управления лётной службы министерства мы должны выпускать по 20 человек в год. То есть лётчиков у нас будет катастрофически не хватать. Самая большая проблема не в отсутствии денег, - на первое место я ставлю недостаток людей. Проблемы и с инструкторами. Они все уже в возрасте. У нас самый молодой лётчик-испытатель с квалификацией инструктора в ЛИИ - это мой сын. Ему 37 лет".

О том, как воспитать лётчика

"Когда сын захотел в аэрокосмический лицей, то я ему сказал: хочешь - не вопрос. Сели в машину, поехали в лицей. Он поступил. Но однажды меня пригласила классная руководительница и сказала, что педсовет собирается сына за плохое поведение выгнать, поэтому я должен прийти и попросить за сына. Я ответил: «Напрасно вы это сказали, потому что я приду и скажу: обязательно выгнать его отсюда. Я человек дисциплинированный и считаю, что разгильдяям в авиации не место. Я хочу сыну добра. Если он будет разгильдяем, то он просто убьется». Она на следующий день его без педсовета перевела в другую школу. После лицея он поступил в школу-интернат с первоначальной лётной подготовкой в Ейске. Уже перед самым выпуском звонит мне его дружок и говорит: «Дядя Саша, Женя попался в самоволке, я вас прошу - позвоните своим друзьям (а друзья есть, потому что я там учился), чтобы его не исключали». Я говорю: «А ты с Женей посоветовался, прежде чем мне звонить? Я, конечно, позвоню. Но ты спроси его». Через десять минут он перезванивает и просит: «Пожалуйста, никуда не звоните». Женя знал, что если я позвоню, то скажу: выгонять!

Я никогда не говорил, что не хотел видеть сына лётчиком. Но и не призывал к этому. Просто он с детства часто бывал со мной на аэродроме, когда ему было десять лет, я его и на вертолёте катал, и на истребителе. Сейчас он на всем летает, как и я.

У нас в Школе лётчиков-испытателей есть тренажёры, и, к счастью, к нам всё чаще приезжают «полетать» на них школьники. Мы с удовольствием их принимаем, даем инструктора: летайте, делайте что хотите. Всё это бесплатно. И если из ста мальчишек и девчонок хоть один захочет стать лётчиком, то я буду считать, что поработал начальником ШЛИ не зря".

2. Сотрудники CompMechLab ® принимали участие в разработке новых аэрофинишёров для авианосцев и "Адмирал Горшков" (сейчас - "Викрамадитья" ). В рамках проекта инженерами CompMechLab ® были разработаны уникальные математическая и конечно-элементная модели палубного аэрофинишёра.
Специалисты CompMechLab ® также участвовали в разработке палубных аэрофинишёров для полигонов в Ейске и в Гоа (Индия).


Общий вид полномасштабной компьютерной модели аэрофинишёра

Разработанные модели, в частности, по запросам Генпрокуратуры РФ , Военной прокуратуры Северного флота , Госкомиссии по расследованию авиационных происшествий применялись в расследовании аварии, случившейся в сентябре 2005 года в Северной Атлантике, когда при посадке СУ-33 произошел обрыв тормозного троса аэрофинишёра , в результате чего самолёт упал с палубы в воду и затонул.

На сайте представлены детали некоторых выполненных сотрудниками CompMechLab ® НИОКР по данной тематике:

В рамках проекта были разработаны уникальные математическая и конечно-элементная модели аэрофинишёра, позволяющие:

Рассчитывать динамические характеристики как палубного аэрофинишёра, так и самолета;
- определять чувствительность всей системы к изменению конструкционных и эксплуатационных параметров, выполнять "тонкую настройку" всех систем аэрофинишёра;
- рассчитывать нагрузки, действующие на пилота истребителя;
- осуществлять многопараметрическую комплексную оптимизацию характеристик тормозного устройства.

(1951-08-12 ) (67 лет) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Александр Валерьевич Крутов (род. 12 августа ) - лётчик-испытатель , Герой Российской Федерации ().

Биография

В настоящее время Крутов проживает в городе Жуковском Московской области , работает начальником Школы Летчиков-Испытателей им. А. В. Федотова

Напишите отзыв о статье "Крутов, Александр Валерьевич"

Примечания

Литература

  • Васин В. П., Симонов А. А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001.

Отрывок, характеризующий Крутов, Александр Валерьевич

– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.