Научные открытия российских ученых в 19 веке. Наука в России в XIX веке

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

Наука в России в XIX веке

Ученика 8-В класса

МБОУ”Раздльненская школа-лицей №1”

Клочкова Павла

Развитие науки в рассматриваемый период характеризовалось следующими чертами: шло интенсивное освоение европейского опыта, возникли новые научные центры в стране, усилилась специализация научных знаний, приоритетное развитие получили прикладные исследования.

Создание новых университетов в стране значительно изменило форму организации науки. До начала XIX а сосредоточением научной жизни империи была Петербургская академия наук. После того как в конце XVIII в. закрылся академический университет, а вслед за ним и академическая гимназия, академия специализировалась исключительно в области науки и ее популяризации.Однако российские университеты очень скоро стали заявлять о своих научных изысканиях. Причем, в первой половине XIX в. обозначалась тенденция к созданию университетских научных школ. Академики не признавали внеакадемической науки. Антагонизм между академической и университетскими корпорациями трагично сказался на судьбе открытия математика Н.И.Лобачевского.

Математика. Н.И.Лобачевский, выпускник Казанского университета, начинал преподавательскую деятельность в 1811 г. с чтения лекций по небесной механике и теории чисел. В историю мировой науки казанский профессор вошел как создатель новой системы, так называемой «неэвклидовой геометрии», совершившей переворот во взглядах на современную математику. Однако члены академии В.Ч.Буняковский и М.В.Остроградский дали несправедливо резкие отзывы о ней. Академические математики, крупные ученые (В.Я.Буняковский был известен как автор теории неравенств, а М.В.Остроградский считался признанным авторитетом в математической физике) не смогли переступить через корпоративные интересы ради высокой науки.При жизни Лобачевского его открытие так и не было признано.

наука россия экспедиция литература

Почти 19 лет ученый возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.

Астрономия. Историки российской астрономической науки делят ее на два периода: до и после учреждения Пулковской обсерватории (1839). В начале первого периода астрономические работы велись преимущественно академическими астрономами. Но устарелая обсерватория Академии наук уже не соответствовала требованиям к точности измерений.Вскоре лидирующее положение заняла обсерватория Дерптского университета. Именно в ней академиком В.Я.Струве и его учениками было основано новое направление в астрономии. Применяя новейшие математические и физические методы, они добились высокой точности в определении межзвездных расстояний. Работы Струве по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность.Устроенная по замыслу Струве Николаевская Пулковская обсерватория, оборудованная новейшими приборами, стала основным центром астрономических исследований. Она предназначалась для производства постоянных наблюдений и кроме того обязана была содействовать практической астрономии.Первым профессором астрономии Казанского университета был Литгров, который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М.Симонов, участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.

Физика. В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы.В начале века лучшим физическим кабинетом в России была лаборатория в медико-хирургической академии. Оборудование для нее закупалось правительством в признанных европейских центрах. Проводя в ней многочисленные эксперименты, В.В.Петров открыл электрическую дугу, которая стала применяться в металлургии и при освещении. В дальнейшем ученый изучал химическое действие тока, электропроводность, люминесценцию, электрические явления в газах.После открытия Дерптского университета в нем формируется одна из старейших российских физических школ. Немало тбму содействовал ректор университета, профессор физики Г.Ф.Паррот. Одним из его учеников был Э.Х.Ленц, создатель законов «Правило Ленца», «Закон Джоуля-Ленца».В Дерптском же университете производил свои первые опыты по электромагнетизму академик Б.СЯкоби. В 1834 г. впервые опробовал его для привода судна. Якоби основал новое направление в физике -- гальванотехнику. В 1840-1850-х гг. ученый занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций.

Химия. В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. По университетской реформе 1835 г. предписывалось выделение специальных субсидий на устройство химических лабораторий в университетах. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П.Зинин и К.К.Клаус основали химическую и технологическую лаборатории. В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и некоторых других ароматических оснований. Эти открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, душистых веществ и лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент -- рутений.Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки -- в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов, открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русски; рург Н.И.Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспертного направления в науке. Он впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, пред ложил ряд новых хирургических операций. Мировую известность получил атлас Пирогова -- «Топографическая анатомия» (Т. 1-4, 1851-1854).

Медицина. Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением русских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно с изучением внутренних частей империи и пограничных с ней земель шли труды по описи морей и внутренних водных бассейнов. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.

География. В царствование Александра 1 русская географическая наука мощно заявила о себе в мире целым рядом кругосветных экспедиции и работ в Ледовитом океане. В 1803-1806 гг. состоялась первая такая экспедиция на двух кора***х «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. После этого было совершено еще около 40 кругосветных путешествий. Предпринятые в 1820-30-е гг. полярные экспедиции доказали суще ствование Северного морского пути между Тихим и Атлантическим океанами. Этим была опровергнута гипотеза о наличии перешейка между Азией и Америкой. Русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев на военных судах «Восток» и «Мирный» предприняли экспедицию, цель которой заключалась в продолжении изысканий «до отдаленнейшей широты, какой только можно достигнуть». В январе 1821 г. она закончилась событием ве ка: открытием шестой части света Антарктиды.

Таким образом, первая половина XIX в. стала временем организационного оформления российской науки, складывания научных школ в ней Российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знз ния, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной Но задержка экономических и политических преобразований способствовала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от общественных потребностей, как бы опер, та их. Научные исследование редко субсидировались российскими предпринимателями, как в Европе. Наука в России являла собой дитя правительства и потому очень зависела от власти, от правительственного отношения к ней.

К середине XIX в. завершился один из крупных этапов в истории русской культуры. Основным содержанием культурного процесса рассматриваемого времени было развитие национальной культуры. Первая половина XIX в. -- формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней и театра. В рассматриваемый период произошло становление русского языка, определилась тесная связь русской литературы с развитием общественной мысли. Идет дальнейшее освоение жанров отечественной профессиональной музыки, появление новых приемов и средств музыкальной выразительности, освоение музыкального наследия народа. В этот период возникает музыкальная классика, создается национальная школа в русской музыке. Для художественной культуры первой половины XIX в. были ларак-терны быстрая смена художественных направлений, одновременное сосуществование разных художественных стилей. В изобразительном искусстве были достигнуты большие успехи в освоении новых жанров, новых средств выразительности, в поиске новых тем. Преемственность в развитии.(основа формирования культурного наследия общества) -- одна из характерных черт культурного процесса России.Д ля российской культуры была характерна способность воспринимать, аккумулировать все то, что было лучшего в европейской культуре, сохраняя при этом национальную самобытность.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Оценка культуры и искусства послевоенного времени, через которые была передана боль людей и их патриотический дух победы. Развитие отечественной науки в послевоенный период: достижение передовых рубежей. Интенсивное развитие документальной литературы.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2015

    Начало советского периода развития науки. Условия развития науки в военное время. Особенности формирования науки в период первых довоенных и послевоенных пятилеток. Наука после Сталина: реформа Академии 1954-1961 гг. Советская наука в 70-х годах.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Предпосылки, необходимость государственных реформ в России эпохи Александра II. Экономическая политика. Время формирования капиталистических отношений в России. Экономические итоги России в годы "Великих реформ" и в Пореформенный период развития страны.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2008

    Развитие науки и техники в период расцвета исламской культуры. Достижения мусульманских учёных средних веков в области математики и астрономии, медицины, физики и химии, минералогии, геологии и географии. Закона преломления арабского оптика Альгазена.

    реферат , добавлен 15.06.2012

    История культуры России XIX века. Петровские преобразования, екатерининская эпоха просвещенного абсолютизма, установление тесных контактов с Западной Европой как факторы ее развития. Особенности образования, науки, литературы, живописи, театра и музыки.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2012

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

    доклад , добавлен 29.03.2009

    Историческая обстановка в России накануне промышленного переворота. Начало промышленного переворота (дореформенный период ХIХ века). Особенности развития предпринимательства в России. Реформаторская активность Александра I. Социальное развитие России.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Реформы 60-70 годов как основа развития армии и флота Российской империи в пореформенный период. Социально-экономические условия жизни военных. Состав и организация военно-сухопутных войск и военно-морских судов во второй половине XIX - начале XX века.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2017

    Особенности экономики России в период второй половины XIX века – начале XX века, предпосылки для ее развития. Экономическая политика страны в первой половине ХХ века: начало индустриализации, первые пятилетки; народное хозяйство СССР к началу 40 гг.

    реферат , добавлен 09.01.2011

    Письменная дипломатия как часть обрядовой стороны отношений России и Англии конца XVI- начала XVII века. Причины развития торгово-экономических отношений между Россией и Англией. Влияние Англии на развитие медицины в России XVI - начала XVII века.

В небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала политика просвещенного абсолютизма, которой придерживался .

Образование первой половины XIX века

Университеты, гимназии, школы. В первой половине XIX в. в России был один университет — Московский. Согласно указу 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. В 1804 г. был открыт Казанский университет, а в 1805 г. — Харьковский. В 1819 г. начал действовать Петербургский университет и в 1834 г. — Киевский. В самом большом университете, Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи — Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

Царскосельский лицей на рисунке XIX века.

В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки дипломатов, направляемых в восточные страны.



Иллюстрация. Лазаревский институт восточных языков

К началу XIX в . в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это сделано было не сразу. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий дошло до 77. В Сибири стали действовать три гимназии (в Тобольске, Томске и Иркутске). Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернерами обычно были французы или немцы. Оставшиеся в России солдаты и офицеры «Великой армии» воспитали целое поколение русских дворян.

Продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах.

Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (прежде всего Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но единой системы начального образования не было. Однако значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди дворян). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Русская наука в XIX веке

Наука. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792—1856) создал новую, неевклидову геометрическую систему.


В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый — Николай Николаевич Зинин (1812 — 1880). Ему удалось осуществить синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности. Прежде его добывали из индиго, растущего в южных странах. Зинин же получил анилин из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби. Василий Владимирович Петров (1761 —1834) показал возможность использования электрической дуги и электрического разряда в разреженном газе для освещения и для плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801 — 1874) построил электродвигатель. Изучая электрохимические процессы, он открыл метод гальванопластики.

В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799 — 1851) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных астрономов об устройстве здания обсерватории и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. Василий Яковлевич Струве (1793 — 1864). Он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810 — 1881) стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Нелегко было ему наблюдать страдания раненых — он знал, как можно было бы им помочь, но не всегда мог это сделать. Еще в 1847 г. он представил в Академию наук сообщение о своих операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе не хватало не только эфира, но порой и бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.


Первая половина XIX века — время становления отечественной исторической науки. Рост национального самосознания русского народа был невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических трудов по истории России тогда не существовало. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766 — 1826) написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он понял всю ответственность своей задачи и за несколько лет упорного труда добился крупных успехов. Первые 8 томов его вышли в 1816 — 1817 гг. Последний, 12-й том — в 1829 г. Автор успел довести изложение до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества — это история борьбы разума с заблуждением, просвещения — с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. С помощью психологического анализа их действий он объяснял исторические события. имела огромный успех в обществе и неоднократно переиздавалась.



«История Государства Российского»

Основоположником русского китаеведения стал монах Иакинф Н. М. Карамзин (Н. Я. Бичурин, 1777 — 1853), родившийся в семье диакона в чувашском селе в Казанской губернии. В 1807 г. его назначили начальником православной духовной миссии в Китае. Здесь он обрел главное дело своей жизни. На другой же день по прибытии в Пекин Иакинф начал изучать китайский язык. Словарей и учебников у него не было — их еще предстояло создать. Русский монах бродил по улицам, заходил в лавки, бывал на ярмарках и всюду спрашивал, как называется тот или иной предмет, просил изобразить на бумаге иероглиф. После каждой прогулки он возвращался с небольшим приобретением. Так составлялся китайско-русский словарь. На пятый год Иакинф начал переводить китайские тексты.

После 14-летнего пребывания в Китае ученый монах вернулся на родину. В последующие годы он написал ряд капитальных трудов по истории и экономике Китая («Статистическое описание Китайской империи», «Китай в гражданском и нравственном состоянии» и др.).

Математика, астрономия, физика
В первой половине 19 в. французский математик Огюстен Коши и его последователи разработали математическое обеспечение физики, астрономии и других естественных наук-в основном в направлении теории вероятностей.
Видный немецкий математик Карл Фридрих Гаусс провел фундаментальные исследования по алгебре, теории чисел, дифференциальной геометрии. Российский ученый Николай Лобачевский и немецкий математик Бернард Риман создали новые представления о пространстве-невклидову геометрию. В 80-90-е годы русский астроном Федор Александрович Бредихин разработал механическую теорию кометных форм, а также теорию метеорных потоков.
Физика
В 19 веке наиболее заметным открытием в физике был закон сохранения и превращения энергии. Основываясь на предыдущих экспериментах и теоретических заключениях, в 40-х годах этот закон сформулировал немецкий естествоиспытатель Юлиус Роберт Майер и математически обосновал другой немецкий ученый Герман Гельмгольц . В 1831 году английский физик Майкл Фарадей констатировал что в замкнутом проводнике, который пересекает силовые линии магнитного поля, возникает электрический ток. Через несколько лет русский ученый Эмилий Христианович Ленц определил направление индукционного тока. В 1865 году английский ученый Джеймс Клерк Максвелл пришел к выводу что свет имеет электромагнитную природу.
Химия
Английский исследователь Джон Дальтон создал атомную теорию строения вещества. В 1869 году русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев , основываясь на атомном весе и валентности, открыл периодический закон химических элементов. В 1889 году шведский физико-химик Сванте Август Аррениус открыл что электричество проводят и некоторые химические растворы.
Другие естественные науки, медицина
Английский геолог Чарлз Лайель выдвинул теорию медленных, постепенных процессов эволюции земной поверхности. Основоположниками клеточной теории, установившей единый принцип строения как одноклеточных, так и многоклеточных организмов были немецкие ученые Теодор Шванн и Маттиас Шлейден . В 1865 году австрийский естествоиспытатель Грегор Иоганн Мендель открыл закономерности наследственности организмов, положил начало генетике. Французский ученый Клод Бернар , систематически эксперементируя, объяснял биологические процессы посредством химических реакций и стал основоположником физиологической химии. В разработку эволюционной теории наиболее значительный вклад внес английский ученый Чарлз Дарвин. В результате длительных наблюдений за природой и экспериментов он пришел к выводу, что все живое успешно приспособляется к природным условиям, что виды животных и растений изменчивы, что растительный мир и животный мир сформировался в результате длительного развития и естественного отбора.

Надеюсь что хоть чем-нибудь помогла.

Конец XIX и начало XX века - один из самых важных этапов в развитии современного естествознания. Это период революционных открытий в разных сферах наук о природе, период, когда подрывались старые понятия о вселенной.

Развитие естествознания в это время связано с усилением экономической конкуренции между некоторыми странами и их стремлением освоить новые территории мира в экономическом отношении.

Точные и естественные науки развивались в этот период благодаря широкомасштабным опытам, и это обогатило мир новыми грандиозными научными открытиями.
В рассматриваемом промежутке времени наука еще более специализировалась, появились новые отрасли науки. Некоторые науки были объединены. Так, на стыке физики и химии появилась физическая химия. Открытия этого периода прокладывали дорогу к научно-технической революции второй половины XX века. Появилась новая отрасль знаний - техническая наука. Эта наука занималась в основном проблемами совершенствования производства на основе научных успехов прошедшего периода.
Развитие наук выдвинуло идею о безграничности вселенной и привело к концепции относительности наших знаний о ней.

Математика, химия,физика

Великие открытия в области математики связаны с именами русского ученого Н.Л. Лобачевского, итальянского ученого Й. Белтрами, австрийского математика Д. Гильберта и других ученых.

Русский ученый Н.Е. Жуковский в 1904 году сделал открытие, которое стало основой развития современной аэродинамики: он обосновал формулу определения подъемной силы крыла.

В 1895 году немецкий ученый В. Рентген (1845-1932) открыл существование невидимых лучей, проходящих сквозь предметы. Эти лучи электромагнитных волн получили название «рентгеновские лучи». Их широко используют в медицине и технике. За это открытие В. Рентген получил Нобелевскую премию.

Импульсы излучения для приборов, применяемых в медицине и технике, подавались искусственным путем, и человек при использовании аппарата останавливал работу радиопередатчика или рентгеновского аппарата для подзарядки. Но какова физическая природа этого излучения? Как оно связано со строением вещества? На эти вопросы можно было найти ответ, только исследуя самые мелкие частицы вещества. Такими мельчайшими частицами являлись атомы. Основу изучения сложного строения атома заложил русский ученый Д.И. Менделеев. Он еще в 1869 году открыл существование связи между величинами относительных атомных масс всех химических элементов и создал периодическую систему элементов, которую назвали в его честь таблицей Менделеева.

Изучение внутренней структуры атома было связано с изучением радиации. Французский физик А. Беккерелъ, изучая это явление, открыл, что атомы урана испускали луч, проходящий через близлежащие предметы. Следующий шаг был сделан в Париже М. Складовской-Кюри. В процессе проведения опытов она пришла к выводу, что самоизлучение присуще не только атомам урана. Это свойство определенных атомов она назвала радиоактивностью. Она вместе с супругом - знаменитым французским физиком П. Кюри - смогла доказать, что некоторые радиоактивные элементы излучают интенсивнее, чем уран.

Супруги Кюри смогли выделить два таких элемента. Эти элементы были названы полонием (в честь родины М. Складовской-Кюри, которая была родом из Польши) и радием (лат. radius - луч). Ученые все больше убеждались, что атом - не самая мелкая частица вещества. В начале XX века был открыт электрон - первая микрочастица. Спустя некоторое время выяснилось, что при расщеплении радиоактивных элементов выделяются именно эти электроны. Английский физик Э. Резерфорд доказал, что все атомы имеют тяжелые ядра. Он изготовил планетарную модель атома, в которой модели-электроны («планеты») вращались вокруг ядра («Солнца»).

Датский физик Н. Бор внес поправку, т. е. в его модели электроны перепрыгивали с одной орбиты на другую и выделяли энергетическую порцию (квант). Это было кардинальное отличие от классической ньютоновской физики и показывало, что законы классической физики уже не подходят микромиру.

Одновременно менялись и научные представления о взаимосвязи пространства и времени. В 1905 году немецкий ученый А. Эйнштейн заявил об основных тезисах теории относительности. Он доказал, что понятия пространство, время и тяготение - относительные, специфика вселенной и времени зависят от движения материальных объектов. При приближении скорости тела к скорости света течение времени замедляется, продольные размеры тел (в направлении движения) сокращаются.

В биологии также начались коренные изменения. Открытие Г. Менделем некоторых законов наследственности заложило основу для развития новой науки - генетики. В этот период была создана наука о высшей нервной деятельности. Русский физиолог И.П. Павлов доказал, что в основе психической деятельности человека лежат материальные физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Следовательно, процесс мышления - это свойство, присущее высокоразвитой материи.

Большие успехи были сделаны в области органического синтеза. В 1900 г. знаменитый ученый В. Гринъяр разработал способ получения смешанных магнийорганических соединений и показал широкие возможности их использования в органическом синтезе. Открытие реакции диазотирования П. Грисса позволило создать новый большой класс красок, названных азокрасителями.

Метод синтезирования красок стал использоваться в производстве лекарств. С внедрением термодинамики в изучение химических процессов появилась химическая термодинамика. В 1887 году С. Аррениус создал теорию электролитической диссоциации. В 1881 году М.Г. Кучеров открыл реакцию гидратации.

Естествознание

Открытие немецким ученым Т. Шваном клеточного строения всех живых организмов послужило упрочению научной основы естествознания. Чарльз Дарвин, великий английский натуралист (1809-1882), своим трудом «Происхождение видов путем естественного отбора» совершил переворот в науке. Последняя четверть XIX века может быть названа периодом установления и распространения дарвинизма. Учение Дарвина в корне изменило направление исследований в области биологии. На основе обобщения огромного ботанического и зоологического материала, собранного в течение пятилетних путешествий, Ч. Дарвин пришел к заключению, что вся живая природа, включая человека, является результатом процесса эволюции.

Микробиология

Революционные изменения в микробиологии связаны с именем французского микробиолога и химика, основателя современной микробиологии и иммунологии Луи Пастера (1822-1895). Изучив процесс брожения, он заложил научную основу производства вина, пива и других продуктов, доказав, что процесс прокисания продуктов является биологическим процессом, вызываемым микробами. Его открытие спасло виноделов от разорения. Опыты Пастера имели большое значение в создании способов стерилизации и пастеризации различных продуктов. Великий ученый разработал метод вакцинации людей, животных и птиц с целью предотвращения различных инфекционных болезней - сибирской язвы, бешенства, чумы и других (в особенности бешенства). Его исследования стали основополагающими в создании науки об иммунитете.

Медицина

В этот период медицина тоже добилась больших успехов. В 1880 году немецкий ученый К. Эберт открыл возбудителя брюшного тифа, в 1884 году Ф. Леффлер культивировал дифтерийную палочку, вызывающую дифтерию. Немецкий ученый Р. Вирхов (1821 - 1902) заложил основы патологической анатомии. В 1875 году русский ученый Ф.А. Лёш открыл возбудителя амебной дизентерии.

Открытия в области физики также способствовали развитию медицины. Исходя из теории Максвелла об электромагнитных волнах, немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген открыл невидимые лучи, проходящие через предметы. Происхождение лучей было не известно ученому, и он назвал их «Х-луча- ми». На основе этого открытия был изобретен аппарат, который назвали в честь ученого. Теперь врачи могли видеть внутренние повреждения, переломы костей.

За открытие рентгеновских лучей В. Рентгену первому среди физиков была вручена Нобелевская премия.

Открытия в области химии также были рационально использованы в медицине.

Промышленное производство мыла, использование его в больницах, особенно хирургами, уменьшило опасность проникновения инфекции во время операций.
В борьбу с инфекционными заболеваниями большой вклад внес Р. Кох, открывший в 1882 году бациллу, вызывающую туберкулез. Он разработал профилактические меры против эпидемии и создал лекарства. Русский ученый, лауреат Нобелевской премии И. Мечников создал фагоцитарную теорию иммунитета.

Знания - навыки, приобретенные человеком в результате учебы, изучения и жизненного опыта.
Наука - система знаний, подтвержденных на практике, раскрывающих закономерности природы и общества и оказывающих влияние на окружающую среду.
Стерилизация (лат. sterilis - чистый) - в медицине и биологии - уничтожение микроорганизмов с помощью высокой температуры, химических веществ, фильтрации. Пастеризация (названа в честь ученого Пастера) - нагревание до 60-80 °С и быстрое охлаждение жидкостей с целью уничтожения вредных микроорганизмов.
Бацилла (лат. bacillim - палочка) - бактерии, возбудители инфекционных заболеваний (микроб-палочка).

Развитие точных и естественных наук в конце XIX-начале XX века Обновлено: Январь 27, 2017 Автором: admin

Развитие науки в рассматриваемый период характеризовалось следующими чертами: шло интенсивное освоение европейского опыта, возникли новые научные центры в стране, усилилась специализация научных знаний, приоритетное развитие получили прикладные исследования.

Создание новых университетов в стране значительно изменило форму организации науки. До начала XIX а сосредоточением научной жизни империи была Петербургская академия наук. После того как в конце XVIII в. закрылся академический университет, а вслед за ним и академическая гимназия, академия специализировалась исключительно в области науки и ее популяризации.
Однако российские университеты очень скоро стали заявлять о своих научных изысканиях. Причем, в первой половине XIX в. обозначалась
тенденция к созданию университетских научных школ. Академики не признавали внеакадемической науки. Антагонизм между академической и университетскими корпорациями трагично сказался на судьбе открытия математика Н.И.Лобачевского.
Математика. Н.И.Лобачевский, выпускник Казанского университета, начинал преподавательскую деятельность в 1811 г. с чтения лекций по небесной механике и теории чисел. В историю мировой науки казанский профессор вошел как создатель новой системы, так называемой «неэвклидовой геометрии», совершившей переворот во взглядах на современную математику. Однако члены академии В.Ч.Буняковский и М.В.Остроградский дали несправедливо резкие отзывы о ней. Академические математики, крупные ученые (В.Я.Буняковский был известен как автор теории неравенств, а М.В.Остроградский считался признанным авторитетом в математической физике) не смогли переступить через корпоративные интересы ради высокой науки.
При жизни Лобачевского его открытие так и не было признано. Почти 19 лет ученый возглавлял Казанский университет, много внимания уделял формированию университетской библиотеки.
Астрономия. Историки российской астрономической науки делят ее на два периода: до и после учреждения Пулковской обсерватории (1839). В начале первого периода астрономические работы велись преимущественно академическими астрономами. Но устарелая обсерватория Академии наук уже не соответствовала требованиям к точности измерений.
Вскоре лидирующее положение заняла обсерватория Дерптского университета. Именно в ней академиком В.Я.Струве и его учениками было основано новое направление в астрономии. Применяя новейшие математические и физические методы, они добились высокой точности в определении межзвездных расстояний. Работы Струве по астрометрии и изучению двойных звезд получили мировую известность.
Устроенная по замыслу Струве Николаевская Пулковская обсерватория, оборудованная новейшими приборами, стала основным центром астрономических исследований. Она предназначалась для производства постоянных наблюдений и кроме того обязана была содействовать практической астрономии.
Первым профессором астрономии Казанского университета был Литгров, который построил небольшую обсерваторию. Более известен в астрономии его ученик И.М.Симонов, участник путешествия к Антарктиде. Большинство его трудов посвящено изучению земного магнетизма. В течение ряда лет Симонов был ректором Казанского университета.
Физика. В центре внимания русских физиков в первой половине XIX в. было изучение свойств электричества и физических явлений природы.
В начале века лучшим физическим кабинетом в России была лаборатория в медико-хирургической академии. Оборудование для нее закупалось правительством в признанных европейских центрах. Проводя в ней многочисленные эксперименты, В.В.Петров открыл электрическую дугу, которая стала применяться в металлургии и при освещении. В дальнейшем ученый изучал химическое действие тока, электропроводность, люминесценцию, электрические явления в газах.
После открытия Дерптского университета в нем формируется одна из старейших российских физических школ. Немало тбму содействовал ректор университета, профессор физики Г.Ф.Паррот. Одним из его i.^o-славленных учеников был Э.Х.Ленц, создатель законов «Правило Ленца», «Закон Джоуля-Ленца».
В Дерптском же университете производил свои первые опыты по электромагнетизму академик Б.СЯкоби. В 1834 г. впервые опробовал его для привода судна. Якоби основал новое направление в физике - гальванотехнику. В 1840-1850-х гг. ученый занимался разработкой телеграфного аппарата и изобрел несколько его модификаций.
Химия. В Казанском университете в первой половине столетия стала складываться сильная химическая школа. Ее создание стимулировалось особой заботой правительства о преодолении технологического отставания страны. По университетской реформе 1835 г. предписывалось выделение специальных субсидий на устройство химических лабораторий в университетах. В конце 1830-х гг. профессора Казанского университета П.П.Зинин и К.К.Клаус основали химическую и технологическую лаборатории.
В них уже в 1842 г. Зинин сделал свое знаменитое открытие способа искусственного получения анилина и некоторых других ароматических оснований. Эти открытия стали основой для развития в стране производства синтетических красителей, душистых веществ и лекарственных препаратов. А в 1844 г. профессор Клаус открыл новый химический элемент - рутений.
Чуть позже, во второй половине 1840-х гг., сформировался второй российский центр химической науки - в Петербургском университете. Он дал таких известных химиков как профессор Н.Н.Бекетов, открытия которого в области химии металлов усовершенствовали российское металлургическое производство.
Становление медицинской науки связано с открытием петербургской медико-хирургической академии (1799) и медицинских факультетов при университетах. Профессором академии был знаменитый русски; рург Н.И.Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспертного направления в науке. Он впервые произвел операцию под наркозом на поле боя (1847), ввел неподвижную гипсовую повязку, пред ложил ряд новых хирургических операций. Мировую известность получил атлас Пирогова - «Топографическая анатомия» (Т. 1-4, 1851-1854).
Медицина. Включение в состав Российской империи новых территорий способствовало интересу к географическим и этнографическим исследованиям. Их маршруты в первой половине XIX в. пролегали в просторы Урала, Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Другим направлением рус-ских путешествий были южные степи и Среднеазиатские страны. Одновременно с изучением внутренних частей империи и пограничных с ней земель шли труды по описи морей и внутренних водных бассейнов. В результате были составлены карты, описание территории, собраны этнографические и статистические материалы.
География. В царствование Александра 1 русская географическая наука мощно заявила о себе в мире целым рядом кругосветных экспедиции и работ в Ледовитом океане. В 1803-1806 гг. состоялась первая такая экспедиция на двух кора***х «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. После этого было совершено еще около 40 кругосветных путешествий.
Предпринятые в 1820-30-е гг. полярные экспедиции доказали суще ствование Северного морского пути между Тихим и Атлантическим океанами. Этим была опровергнута гипотеза о наличии перешейка между Азией и Америкой.
Русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев на военных судах «Восток» и «Мирный» предприняли экспедицию, цель которой заключалась в продолжении изысканий «до отдаленнейшей широты, какой только можно достигнуть». В январе 1821 г. она закончилась событием ве ка: открытием шестой части света Антарктиды.
Таким образом, первая половина XIX в. стала временем организационного оформления российской науки, складывания научных школ в ней Российскими учеными были совершены прорывы во многих областях знз ния, которые сделали Россию передовой в научном отношении страной Но задержка экономических и политических преобразований способств* вала тому, что наука развивалась в значительной степени в отрыве от об щественных потребностей, как бы опер, та их. Научные исследование редко субсидировались российскими прел ншимателями, как в Европе
Наука в России являла собой дитя правительства и потому очень зависела от власти, от правительственного отношения к ней.
К середине XIX в. завершился один из крупных этапов в истории русской культуры. Основным содержанием культурного процесса рассматриваемого времени было развитие национальной культуры.
Первая половина XIX в. - формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней и театра. В рассматриваемый период произошло становление русского языка, определилась тесная связь русской литературы с развитием общественной мысли. Идет дальнейшее освоение жанров отечественной профессиональной музыки, появление новых приемов и средств музыкальной выразительности, освоение музыкального наследия народа. В этот период возникает музыкальная классика, создается национальная школа в русской музыке.
Для художественной культуры первой половины XIX в. были ларак-терны быстрая смена художественных направлений, одновременное сосуществование разных художественных стилей. В изобразительном искусстве были достигнуты большие успехи в освоении новых жанров, новых средств выразительности, в поиске новых тем.
Преемственность в развитии.(основа формирования культурного наследия общества) - одна из характерных черт культурного процесса России.
Для российской культуры была характерна способность воспринимать, аккумулировать все то, что было лучшего в европейской культуре, сохраняя при этом национальную самобытность.