Профилактика наркопотребления среди подростков. Как происходит первичная профилактика наркозависимости? Ценностная ориентация детей и подростков

У вас наверняка случалось: забил кальян по всем канонам, вроде грамотно, а затягиваешься – вкус слабый или вообще отсутствует. Причин, почему кальян не дает вкуса, может быть довольно много.

Сделать вкус кальяна помогает не только табак и хорошая забивка, важны аксессуары, материалы из которых они сделаны, идеальная герметичность, чистота. Любой из аспектов может организовать плохой вкус или его отсутствие вообще.

Мало вкуса: причины и следствия

Первым делом сообщим, что такая неприятность может случиться даже с опытным кальянщиком, поэтому если получился кальян без вкуса, не спешите ставить крест на карьера дымного мастера 🙂

Самая главная причина безвкусного наргиле – это нарушение герметичности .

Неплотные соединения пропускают воздух туда, где его быть не должно, аромат уходит через щели, вы затягиваетесь и удивляетесь «почему я не чувствую вкус?». Проверьте все соединения на плотность. Каждая часть должна надежно стоять на своем месте.

При такой проблеме не всегда наблюдается полное отсутствие ароматики. Иногда быстро пропадает вкус, появляется ощущение слишком легкой тяги.

Если нашли «течь» — поменяйте уплотнители или воспользуйтесь салфеткой, в качестве временной меры.

Грязь

Пока отовсюду профессионалы трубят о необходимости регулярной уборки наргиле, находятся ленивцы, которые моют прибор в лучшем случае раз в неделю. Этого недостаточно!

Налет от жесткой воды, остатки предыдущих табаков, налет внутри шахты – все это съедает аромат. Без надлежащего ухода устройство быстро придет в негодность, да и каждый покур будет не самым удачным.

Не стоит пренебрегать мытьем всех аксессуаров после каждого сеанса. Важно и полностью высушить части до следующего курения.

Некачественные аксессуары

Гофрированный шланг, старый мундштук, шахта с ржавинкой… если у вас в арсенале такое есть – немедленно избавьтесь от мусора, который испортит ваши забивки и может навредить здоровью!

  • Лучшие шланги – силиконовые. Силикон должен быть добротным, медицинским, а не китайским токсичным ширпотребом.
  • Мундштуки – новые! Какой материал бы ни был, он имеет срок годности. Дерево придет в негодность немного быстрее стекла, и более склонно к впитыванию запахов. Выбирайте по вкусу, но помните: бесконечно использовать их нельзя.
  • Шахты – нержавеющие, из анодированной стали, хорошего алюминия. Но и это не освободит вас от необходимости мыть ее ершиком, поскольку кроме коррозии, в трубке образуется смолянистый налет, остаются некоторые ароматики.
  • Чаши – все хороши по-своему, но нагар с них (особенно этим страдает глина) отмывать нужно регулярно.

Почему не чувствуется вкус табака

Здесь все, как в кулинарии: от качества ингредиентов зависит конечный результат. Если класть гнилые яблоки в пирог, можно ли рассчитывать на отличные вкусовые качества? В наргиле все так же.

Используя некачественный табак вы изначально умаляете шансы на хороший опыт курения. Даже новичкам, которые часто экономят на хороших забивках, не стоит брать совсем уж откровенное г… откровенный ширпотреб!

Из недорогих смесей, которые отличаются высокой дымностью, насыщенным ароматом выделяют Al Fakher, Adalya, Sherbetli. На эти марки можно положиться, конечно, если у вас в руках не подделка.

Проблема не всегда в качестве

Слабый вкус бывает от неправильного температурного режима . Слишком много жара сожжет смесь и насытит дым горечью. А недостаток температуры как раз приведет к тому, что курить вы будете без вкуса.

Слишком сильный отжим сделает смесь крепче, но может убрать яркие нотки, поэтому оставляйте немного сока в мусселе перед забивкой. Такая проблема встречается и у табаков с плохой пропиткой, этим грешат малоизвестные производители.

Натуральные ароматизаторы редко используются для приготовления мусселя, но сами по себе они не слишком яркие. Так что счастливые обладатели органических смесей могут ощущать, что кальян не передает вкуса.

Почему не чувствуется аромат и как это исправить

И так, первым делом выявлем проблему:

  • Проверяем герметичность;
  • Моем и сушим все части наргиле;
  • Выбрасываем старые аксессуары;
  • Покупаем качественный табак.

Все эти мероприятия помогут исправить неудачный покур и начать новые эксперименты в области микологии и неординарных рецептов.

Усилить вкусовые ощущения можно специальным гелем Sweetsation. Он пригодится для миксов и тем, кто любит яркие запахи.

Некоторые табачные марки (Старбаз, Фумари, Хукафина) обладают очень яркой ароматикой, при условии исправного прибора вы почувствуете невероятный букет.

С егодня мы продолжаем цикла статей про производство табака для кальяна, поэтому рассмотрим новый теоретический аспект производства - физико-химический состав табака. Мы узнаем, что такое кислотность табачного листа, дыма, как она влияет на курение и посмотрим на химический состав табака.

Существуют следующие характеристики, которыми характеризуется табачный лист для кальяна: содержания сахара, количество никотина в листе, место выращивания, сорт, абсорбция ароматизатора, нарезка табака.

На вкус влияет непосредственно ароматизатор, его качество, страна изготовления, используемые ингредиенты, абсорбция ароматизатора табачным листом. Это тоже довольно обширный вопрос, поэтому для описания используемых ингредиентов ароматизатором и на что ориентировать в первую очередь мы напишем в цикле этих статей.

На дымность влияет нарезка, вымочка (количество сиропа и содержание глицерина в нём) и количество жара. Жаростойкость табаку придаёт сахарная патока, которая передается в процессе соусирования, а также само содержание сахара в табачном листе. Крепость же табака зависит по большей части от сорта табака, а также от производственных решений (к примеру, промыт он или нет).

Сравним основные свойства самых известных сортов табака по следующей таблице, а также постараемся ее дополнить:

Голден Вирджинию называют flue-cured табаком, из-за технологии сушки дымом. Эта технология сушки быстрее, по сравнению с технологией air-cured (сушка воздухом), применяемая для производства Берли, и позволяет сохранить более высокое содержание сахара (около 22%). Содержание сахара в листе добавляет сладость табаку, больше нравятся тем, кто только начинает курить. Повышенное содержание сахара повышает его жаростойкость, пониженное действует, соответственно, противоположно. Как яркий пример – неароматизированный Nakhla Zaghloul, в котором содержание сахара выше среднего, что делает его более жаростойким. Очень малое количество смесей для кальяна, в конечном, счете обходится без использования Virginia, как смягчающий и сладкий элемент табачной композиции. При условии, что вы не вымачиваете весь до конца, конечно.

Здесь есть небольшой ньюанс – на жаростойкость табака влияет также его нарезка. Чем крупнее нарезан табак, тем легче его перегреть. К примеру, американский табак, обычно, имеет более крупную нарезку, чем их популярный эмиратский и некоторые ближневосточные аналоги. Помимо содержания сахара, этот сорт выделяет и пониженное содержание смол. Содержание никотина в таком листе колеблется от низкого до среднего, но изменения в технологии сушки и обработки табака могут влиять и на количество никотина в табачном листе, вплоть до очень высокого его содержания. При всем при этом, обладая природной сладостью, листья Вирджинии имеют повышенную кислотность (рН = 5,45).

Абсорбция ароматизатора в табачный лист около 7-8%. Растворимые смолы - 9%.

Oriental

Turkish – другое название типа Oriental, долгое время существовал запрет называть так этот сорт табака, если он не был произведен в Турции. И правда, место производства табака, климат выращивания, состояние почвы – очень многое влияет на свойства табака. Ситуация во многом похожа на производство односолодоваго виски, на вкус которого влияет вода, состав почвы, торф и другие элементы местности, где производится виски, тем или иным образом участвующие в производстве.

Очень хорошо подходит в роли тестового сырья дая производства табака для кальяна, поскольку при всей кислотности дымы и физико-химическим свойствам, которые относят его ближе к Virginia, по крепости он все таки находится выше. Именно это свойство позволит более свободно экспериментировать с вымачиванием сырья и подбором крепости смеси. Кислотность листа - рН=4,9. Количество сахаров - 12,0%, что делает его довольно жаростойким табаком, если учесть, что степень нарезки табаков из Ориенталя очень редко бывает крупной, чаще всего средней.

Абсорбция ароматизатора в табачный лист около 14-15%

Физико-химический состав табака: Burley

Абсорбция ароматизатора в табачный лист Берли около 25%, что позволяет лучше чувствовать вкус кальяна. С другой стороны, что ароматизаторы также отличаются друг от друга, поэтому вкус у Вирджинии или Ориентал может быть ничуть не менее ярким, чем у Берли.

Табаки на основе Берли в большинстве случаев будут крепче других рассматриваемых сортов. Также при производстве используется технология air-cured (сушка воздухом) в течение 8 недель. Это понижает содержание сахара, однако некоторые технологические решения позволяют нивелировать этот недостаток. В основном, вкус Берли отличается небольшой «остротой» и пощипыванием языка, характерными ощущениями при затяжке, что и привлекает курильщиков в табаках на его основе. Основная изюминка Берли в кальянных табаках – пряный табачный привкус, повышенно содержание смол и никотина.

Если хотите знать, почему у вас иногда пощипывает язык и как уменьшить количество никотина в крови в этот момент, читайте . Кислотность сорта – рН = 5,8. Растворимые смолы - 9,27%, а вот содержание сахара практически равно нулю - 0,21%. Чаще всего производителю необходимо добавлять его в процессе производства.

Физико-химический состав табака: химический состав и кислотность

Берли (Burley)

  • 20% различные кислоты
  • 10% пектин
  • 10% смола
  • 8% кальций
  • 7% азот
  • 6% калий
  • 1,5–4,5% никотин

Вирджиния (Virginia)

  • 15–25% углеводы
  • 16% щелочные вещества
  • 10% различные кислоты
  • 10% минералы
  • 6% пектин
  • 1-3,5% никотин

Зачем мы сделали акцент на кислотности табачного листа? Она непосредственно влияет на состав табачного дыма, что весьма разительно отражается на ощущениях при курении.
Итак, по химической реакции дыма можно говорить о двух группах:

1-ая - щелочная. Это табаки Burley, которые обладают кислотностью дыма около рН=7.

2-ая - кислотная - Virginia (рН=5,8) и Oriental (рН=5,5).

Дым щелочной группы сухой, практически лишен сладости и имеет большее содержание никотина. Дым же кислотной группы сладкий и никотина содержит меньше, соответственно, первая групп является наиболее крепкой, а Oriental наиболее мягким табаком в своих группах. Таким образом, смешивая два основных табака - Virginia и Burley, можно добиться необходимого баланса между сухостью и сладостью, одновременно с этим регулируя количество никотина.

Физико-химические свойства табака: вывод.

Список производителей табаков для кальяна в нашем каталоге -

Развернуть ▾

Свернуть ▴

Грамотная профилактика наркомании могла бы ежегодно спасать 109 000 человеческих жизней. Именно столько людей в России погибает от последствий употребления наркотиков. В этой статье мы обсудим меры профилактики наркозависимости и постараемся ответить на главный вопрос: что можете сделать лично вы для защиты ваших близких.

Предупреждение наркомании: два уровня решения проблемы

С одной стороны, наркомания — болезнь общества и государства. С другой — это индивидуальная беда каждого больного и его близких. Поэтому профилактика наркозависимости проводится на двух уровнях: государственном и семейном.

Государство борется с наркоманией по двум направлениям. Во-первых, это меры пресечения незаконного оборота запрещенных веществ. Предполагается, что таким образом удастся сократить их распространение. На деле же запретительные методы нередко приводят к появлению еще более опасных препаратов с постоянно меняющимся составом и непредсказуемым действием — как печально известный Спайс, например.

Во-вторых, ведется активная пропагандистская работа. Она реализуется через СМИ и различные социальные институты, в том числе школы, колледжи, вузы. Задача пропаганды — помочь подрастающему поколению осознать опасность наркотиков, привить здоровые ценности, навыки адаптации в обществе.

Перед семьей стоят те же задачи, но методы нужны другие. Прямая пропаганда и карательные действия вряд ли принесут желаемый эффект там, где на первом месте — понимание и доверие.

Меры профилактики наркомании и на государственном, и на семейном уровне выбираются с учетом того, на кого они направлены. Одно дело — молодежь в целом (как наиболее уязвимая категория) и совсем другое — подростки из неблагополучных семей и прочие «группы риска». В каждом случае задачи и способы предупреждения наркомании будут разными.

С этой точки зрения различают общую, выборочную и симптоматическую профилактику.

Общая профилактика

Общая профилактика наркомании направлена на подрастающее поколение в целом. Ее задача — устранить или ослабить влияние общественных факторов риска. Отсутствие социальных гарантий, уверенности в будущем, экономическая и политическая нестабильность — все это может повлечь изменения личности и в том числе формирование зависимостей.

В рамках общей профилактики проводятся разные мероприятия, направленные на:

  • информирование молодежи об опасности потребления наркотиков;
  • утверждение «здоровых» социальных норм (пропаганда спорта, образования, ЗОЖ и других положительных ценностей);
  • просветительскую работу в отношении антинаркотической политики властей;
  • помощь подросткам в преодолении сложных жизненных ситуаций.

Говоря об общей профилактике наркозависимости, нельзя не вспомнить о Стратегии государственной антинаркотической политики, которая действует до 2020 года.

В ее рамках ежегодно проводятся тысячи мероприятий, например:

  • проект «Спорт против наркотиков» — организация соревнований, спортивных праздников, фестивалей и других мероприятий под антинаркотическими лозунгами;
  • акция «Сообщи, где торгуют смертью» — круглосуточный телефон доверия, по которому можно анонимно рассказать о фактах распространения наркотиков;
  • образовательная программа «Профилактика наркомании среди молодежи» для студентов и учащихся.

Образовательная программа «Профилактика наркомании среди молодежи»

Выборочная профилактика

Выборочная профилактика направлена на группы риска. К ним можно отнести:

С такими детьми и подростками занимаются психологи, педагоги, социальные работники. Они проводят индивидуальные и групповые консультации, тренинги, игровые и спортивные мероприятия. В Москве, например, существуют центры «Дети улиц», которые организуют профилактическую работу с несовершеннолетними.

Симптоматическая профилактика

Целевая группа симптоматической профилактики стоит уже на следующей ступени вовлеченности в проблему наркомании. Это люди, которые периодически потребляют психоактивные вещества, но еще не считаются наркозависимыми. Как правило, у них уже имеются отклонения в поведении.

На стадии симптоматической профилактики к работе подключаются медики — психиатры, наркологи. Важная роль отводится диагностике наркозависимости.

Какие организации отвечают за профилактику наркомании среди населения

Главный орган, который управляет профилактикой наркомании на уровне власти, — это ГУНК МВД РФ. За воплощение в жизнь антинаркотической политики отвечают государственные и муниципальные учреждения в таких областях, как:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • молодежная политика;
  • социальная защита.

Особая роль принадлежит антинаркотическим комиссиям, которые действуют во всех субъектах РФ и подчиняются Государственному антинаркотическому комитету.

Службы психологической помощи подросткам и другим людям, оказавшимся в кризисной ситуации, тоже вносят большой вклад в предупреждение наркомании.

В Вашей семье есть наркоман?Оставьте номер телефона и наши специалисты Вам помогут!

  • -- выбрать -- Время звонка - Сейчас 8:00 - 10:00 10:00 - 12:00 12:00 - 14:00 14:00 - 16:00 16:00 - 18:00 18:00 - 20:00 20:00 - 22:00 22:00 - 00:00
  • Заявка

Профилактика наркомании в семье

Как бы ни старалось государство решить проблему наркомании, главное влияние на поведение ребенка и подростка оказывает семья. Вовремя увидеть проблемы и помочь с ними справиться, не дать преходящим трудностям перерасти в большую беду, воспитать здоровую, сильную личность — программа минимум для каждого родителя.

Но важно избегать крайностей. Тотальный контроль обычно провоцирует зависимость. Допросы, запреты общения, встреч с друзьями, принудительные тесты на выявление наркотиков без объективных причин — это меры недоверия. Начинать нужно не с них, а с создания здоровой психологической атмосферы в семье и формирования правильных ценностей.

Доверие

Если подросток близок с родителями, доверяет им, не боится их гнева, у него нет секретов. А у взрослых нет нужды выпытывать, что с ребенком не так: он сам охотно расскажет о своих проблемах. В такой атмосфере дружелюбия и понимания вероятность того, что подросток начнет принимать наркотики, крайне низка.

Интересы

Скука, недостаток впечатлений — одна из причин, по которым молодые люди начинают принимать наркотики. Когда у подростка есть увлечения, жизнь интересна сама по себе, и для того чтобы увидеть мир в ярких красках, не нужно входить в измененное состояние сознания.

Увлечения подростков

Поощряйте любимые занятия ребенка, помогите ему самостоятельно найти хобби, предоставьте свободно выбрать дело по душе. Хорошо, когда у всей семьи есть общие интересы. Если подросток проводит время вместе с родителями и получает от этого удовольствие, наркотик ему не нужен.

Уверенность

Психологические проблемы, столь типичные для переходного возраста, часто толкают подростков на путь наркозависимости. Бытующий в молодежной среде стереотип о том, что принимать наркотики «круто», может привести к попытке победить неуверенность в себе таким простым, но опасным способом.

Сильную личность нужно воспитывать с детства — общаться, объяснять, подавать пример собственным поведением. Успехи в учебе, спорте, интересное хобби, «правильный» круг общения помогают заложить фундамент здоровой психики.

Знания

Расскажите ребенку честно и открыто, к чему приводит употребление разных психоактивных веществ, приведите убедительные примеры. Не нужно замалчивать проблему наркомании. Налагая табу, вы тем самым невольно поощряете интерес к запретной теме. Не говоря уже о том, что подросток может продолжать принимать наркотики из-за элементарного незнания последствий.

Личный пример

Бесполезно объяснять ребенку вред зависимости, если вы сами подвержены ей. Ваши действия всегда говорят громче любых слов. Если вы хотите лучшего будущего для своих детей — начинайте с себя, преодолейте зависимости, которые у вас есть и подавайте правильный пример.

Реабилитация

Цель реабилитации — предотвратить рецидивы у тех, кто прошел лечение. Одно лишь снятие физической зависимости не дает эффекта и почти всегда заканчивается срывом, если не сопровождается восстановлением социальных функций, изменением всей системы ценностей. Именно на устранение психологических причин наркомании направлена реабилитация.

Эффективная реабилитационная программа соответствует нескольким критериям:

  1. Комплексное воздействие
  2. Длительный срок
  3. Индивидуальный подход
  4. Профессионализм сотрудников
  5. Проверенные методики
  6. Поддержка после окончания программы, помощь в адаптации и трудоустройстве

Всем этим условиям отвечает программа «Решение». Она проводится последовательно, в несколько этапов, и начинается с мотивационной работы, в итоге которой больной осознает необходимость отказа от наркотиков. За время реабилитации пациент постепенно учится полноценной трезвой жизни: привыкает контролировать эмоции, избавляется от психологических травм, вырабатывает навыки общения, обучения, обретает новые интересы. После окончания программы специалисты центра «Решение» гарантируют бывшему наркозависимому пожизненную поддержку.

Группа поддержки наркозависимых

Профилактика после реабилитации

Чтобы закрепить результат реабилитационной программы, специалисты «Решения» рекомендуют выпускникам:

  • заниматься в группах самопомощи;
  • продолжать самостоятельно работать по шагам;
  • избегать прежней компании, предпочитать бывшим приятелям общество выздоравливающих от зависимости;
  • анализировать свои эмоции с помощью «Дневника чувств»;
  • учиться справляться с трудностями самостоятельно, не перекладывать на близких ответственность за свою жизнь.

После реабилитации по программе «Решение» пациенты получают пожизненное сопровождение. Сотрудники центра помогают выпускникам найти работу, предоставляют возможность заниматься в группах взаимопомощи, консультироваться со спонсором. Если, несмотря на соблюдение всех рекомендаций, рецидив все же произойдет, специалисты «Решения» проведут повторный курс лечения бесплатно.

Наркомания – негативное социальное явление, постоянно набирающее распространение, а также несущее угрозу для психического и физического здоровья общества. Наркозависимость может настигнуть не только людей с асоциальным поведением, но даже абсолютно нормальных членов общества, имеющих психологические предпосылки к зависимости. Бороться с ее развитием и распространением помогает профилактика наркомании. Для ее эффективности все принимаемые меры должны быть последовательными, согласованными, а также максимально продуманными.

База для деятельности

Программа профилактики наркомании имеет главную цель – предотвратить появление проблемы, выявить ее на ранних стадиях, остановить развитие и нейтрализовать последствия. По ходу мер, проводимых в ее рамках, должны определяться факторы, являющиеся провокационными для возникновения пагубного пристрастия, причины возникновения проблемы. Профилактика алкоголизма и наркомании базируется на определении пусковых механизмов этих привычек. Научные исследования биохимических процессов, становящихся причиной зависимости, не дают полной картины для разработки профилактических мер.

Чтобы профилактическая деятельность была результативной, важно работать с каждой частью ее целевой группы. Методы воздействия могут быть самыми разнообразными, но они обязательно должны иметь адресную направленность, а мероприятия должны проводиться с учетом интересов определенной группы целевой аудитории.

Целевая группа состоит из:

  • Подростков. Из-за психологической неустойчивости они наиболее склонны к негативному воздействию со стороны.
  • Лиц, которые однажды пробовали наркотики. Ими также часто бывают подростки.
  • Лиц, занимающихся приемом психоактивных медикаментов без рецепта врача. Они быстро переходят от употребления лекарств к наркотическим веществам.
  • Людей, которые уже имеют опыт наркотической зависимости. Работа с ними снижает риск рецидивов и распространения пристрастия.
  • Социального окружения наркомана.
  • Лиц, занимающихся проституцией.

Профилактика эффективна в группах целевой аудитории

Практика профилактики наркомании должна распространяться на все слои населения и состоять из разнообразных методов и действий для достижения наилучших результатов. Профилактическая работа педагогов, медиков, психологов, волонтеров, социальных работников должна подкрепляться соответствующей законодательно-правовой базой, а значит – поддерживаться работниками правоохранительных органов для достижения максимальной результативности. Правовые основы ответственности за наркотизм, последствия правонарушений могут освещаться проектом для борьбы с наркоманией, когда проводится профилактика наркомании в образовательной среде.

Основные направления

Объектом профилактической деятельности является целевая аудитория, состоящая из лиц, перечисленных выше. Субъектом такой деятельности считаются все инстанции и структуры, осуществляющие информационные, воспитательные, образовательные мероприятия. Их деятельность помогает достичь стабильного общественного результата, снижения тенденции к распространению и развитию наркотической зависимости, а также нейтрализации ее последствий.

Основы профилактики наркомании лежат в базовых направлениях ее осуществления. Это может быть общая профилактика. Ее направляют на все слои населения, а осуществляют с помощью пропаганды отвращения к наркотикам и соблюдения принципов здорового образа жизни. Средствами проведения мероприятий могут выступать семинарные и лекционные встречи в образовательных и общественных заведениях, рекламные мероприятия с использованием СМИ. Второй частью этого направления является формирование навыков нормальной жизни, привитие желания соблюдать моральные и социальные устои, выработка ценностей, правил поведения. Ярким примером является неделя профилактики наркомании, проводимая большей частью общеобразовательных школ.

Очень важно проводить профилактику в школе среди детей и подростков

Выборочная профилактика является основой предупреждения развития наркотической зависимости у лиц, имеющих к этому склонность. Это работа педагогов с трудновоспитуемыми подростками, ведущими асоциальный образ жизни лицами, участниками потенциально опасных группирований, находящихся в зоне риска распространения наркомании. Профилактика наркомании в образовательной среде имеет наивысшую важность среди всех ее направлений.

Симптоматическая профилактика является эффективным методом работы с теми людьми, которые на себе опробовали действие наркотиков, после чего имеют риск обрести зависимость от них. Это направление базируется на проведении исследовательских мероприятий по выявлению потенциальных наркозависимых и активной работе с ними, чтобы ее не допустить. Методы используются в основном образовательно-просветительские, формирующиеся на базе предупреждений о вреде отдельных видов наркотических веществ. Криминологическая статистика говорит, что зависимый человек за время своей жизни втягивает в нарко-рабство 15-20 здоровых людей, а потому это направление профилактики можно считать просто необходимым.

Объектом отдельного направления профилактических мероприятий являются инъекционные наркоманы. Работа с ними необходима, поскольку они ведут аморальный образ жизни, имея большие шансы заразиться СПИДом, гепатитом, сифилисом, другими инфекционными заболеваниям, распространителями которых станут в будущем времени.

Огромное значение для общей профилактики имеет поддержка бывших наркоманов, которым удалось избавиться от этой привычки. Криминология говорит, что такие счастливцы составляют всего 10% от общего количества наркозависимых. Эти люди могут стать позитивным вдохновляющим примером для действующих наркоманов, а также способом воздействия на категории населения, находящиеся в зоне риска. Активная медицинская поддержка, психологическая помощь, поддержка относительно социализации жизненно необходима бывшим наркозависимым людям. Направление профилактики называется реабилитационным.

Медицинская и психологическая помощь необходима всем наркозависимым

Отдельным профилактическим направлением является мониторинг. Он позволяет не только выявить общую численность наркоманов, людей в зоне риска, но и оценить результативность проводимых профилактических мероприятий для объектов такой деятельности. Объективно установить причины, скорость, тенденции развития наркомании также удается благодаря этому направлению.

Отдельным решением проблем наркомании, а также методом осуществления профилактики можно назвать телефонное консультирование. «Горячая линия» предоставляет консультации по реабилитационным и наркологическим центрам, «Телефон поддержки» дает консультации опытных экспертов, медиков, наркологов, например по вопросам интоксикации, безопасности, диагностики. «Телефон доверия» – линия, на которой работают опытные психологи, помогающие справиться здоровым людям с тягой к наркотикам или действующим наркоманам с психологическими проблемами.

Работа семьи

Психологи, а также большинство соцработников утверждают, что максимальную эффективность имеет профилактика наркомании в семье. Именно родители знают все точки воздействия на своего ребенка, чтобы развить у него непринятие наркомании как явления и отвращение к этому явлению навсегда. В процессе жизнедеятельности семьи родители имеют возможность вести профилактические беседы с ребенком, добавляя использование фото и видео как дополнительных аргументов. Также они могут устанавливать определенные правила, прививать моральные устои, формировать в ребенке нормальные ценности, воспитывать отвращение к аморальному образу жизни. Профилактика наркомании у подростков с помощью родителей наиболее результативна.

Основа успеха семейной профилактики лежит на построении с ребенком доверительных отношений, так как только в этом случае информация, предоставляемая родителями, будет восприниматься правильно, принося ожидаемые результаты. Профилактическая работа родителей проводится с учетом типа семьи.

Так, в здоровом типе семьи, где мнение родителей является авторитетным, а отношения формируются на базе взаимного доверия, особых проблем с профилактической работой нет. Родители легко контактируют с детьми, а те, в свою очередь, объективно и быстро оценивают, воспринимают, а после усваивают педагогическую работу с ними.

Конфликтный семейный тип отличается частотой возникновения споров, дискуссий. Дети из такой семьи еще не относятся к зоне риска попадания в наркотическую зависимость, но уже являются объектом профилактической общественной работы, поскольку проведение ее родителями не приносит ожидаемых результатов. Вырастая в такой атмосфере, человек не может построить здоровый тип собственной семьи, перенося на нее конфликтную модель поведения. Таким семьям рекомендована помощь психологов.

В дисфункциональном типе семейных отношений дети становятся объектами для профилактики наркомании наряду с родителями, поскольку обязанности в таких семьях смещены в сторону детей, как и принятие важных решений. Такая ситуация возникает, когда отсутствует или болеет один из родителей, при несостоятельности второго справиться со взвалившимся на него ворохом функций. Основная воспитательная работа с такими детьми проводится педагогами и социальными работниками.

Асоциальный семейный тип является прямым объектом профилактической работы, поскольку родители уже являются наркологическими или алкогольными зависимыми, а дети потенциально зависимы. Профилактика табакокурения в таких семьях также достаточно актуальна. Воспитательные профилактические работы проводятся педагогами или социальными работниками, поэтому построение доверительных отношений с представителями образовательных и социальных структур особо важно.

Если родители зависимы от алкоголя или наркотиков, ребенок потенциально зависим

Привлечение образовательных учреждений

Профилактика наркомании среди подростков возлагается именно на учреждения образовательного типа, которые имеют возможность профессионального воздействия на детей с целью предотвращения возникновения проблемы. Для педагогов важно излагать информацию в доступном виде, интересно для аудитории слушателей, а также с учетом ее возрастной принадлежности. Кроме того, рекомендации по профилактике наркомании обязывают преподавателей знать основные симптомы возникновения зависимости, а также признаки наркотического опьянения. Эти знания необходимы для своевременного выявления лиц, уже опробовавших наркотики на себе, чтобы предотвратить их попадание в зависимое состояние.

Профилактика наркомании в подростковой среде осуществляется следующими методами:

  1. Проведение лекций.
  2. Проведение тематических мероприятий.
  3. Диагностирующие опросы.
  4. Беседы с отдельными подростками.
  5. Образовательные дискуссии.
  6. Ролевые игры.

При проведении данных мероприятий необходимо учитывать интересы объекта профилактики, а также обеспечить теоретическую доступность и правильность излагаемой информации. Она должна быть максимально содержательной, доводить до сведения слушателей пагубные последствия пристрастия к наркотическим веществам. Желательно приводить печальные примеры наркомании среди несовершеннолетних, сведения о летальных исходах или инвалидизации. Необходимо отражение негативного действия наркотиков и употребления ПАВ на интеллектуальные способности, социальное становление, психологическое состояние зависимых.

Употребление наркотиков негативно отражается на здоровье и социальной жизни

Занятия могут проходить в форме игры на уроках ОБЖ, где сценарии зависимости будут проигрываться самими учащимися. Важно также предоставление сообщений о юридической и административной ответственности за употребление и распространение наркотиков. Для правильного предоставления информации по профилактике наркомании лучше воспользоваться памяткой:

  • Предоставляемые сведения не должны носить окрас безысходности.
  • В негативном свете отображаются последствия проблемы.
  • Фото и видео не должны содержать демонстрации процесса употребления.
  • За основу лучше брать материалы, подготовленные специалистами из области наркологии (проект, программа, пособие).
  • Предоставляемый учащимся курс должен быть одобрен специалистами.

Сущность и содержание профилактики наркомании лежит не только в пропаганде негативного отношения к наркотикам, но также в пропаганде здорового образа жизни, развития личности, социального ее становления, приобретения полезных навыков и способов самореализации.

Подразделение профилактической деятельности

Работа по профилактике наркомании в учебных заведениях имеет три стадии: первичная, вторичная, третичная. Ими обусловлены способы воздействия на объект, а также выбор стратегии субъектом деятельности.

Важно вовремя выявить употребление наркотиков подростками

Первичная профилактика наркомании направлена на предупреждение употребления наркотиков несовершеннолетними. Сюда входят воспитательные методы, санитарно-гигиеническое образование населения, борьба с распространением наркотических средств, а также привлечение распространителей и употребляющих к административно-правовой ответственности. Меры профилактики наркомании первичного типа проводятся в день борьбы с наркотиками или в день морального воспитания учеников, а также по ходу прохождения курса учебной программы. Методами выступают лекции и семинары.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление употребления наркотиков. Ее цель – не дать сформироваться зависимости. Тут важна комплексность подхода педагогов, психологов, социальных работников. Используют анонимные анкетирования или опросы, тематические дискуссии, а также ролевые постановки, в ходе которых легко выявить подростков, уже познакомившихся с наркотиками. Таким образом, эксперты понимают, кому требуется уделить повышенное количество внимания, а также будут приглядываться к изменениям поведения этого человека.

Третичная профилактика направлена на социальную, психологическую, а также трудовую реабилитацию зависимых людей, в том числе и подростков. Профилактика наркомании несовершеннолетних должна способствовать социальному становлению подростков, которые уже прошли испытания зависимостью, помешать возникновению рецидивов, свести на нет момент соблазна вернуться на пагубную дорожку.

Итак, предупреждение наркомании является очень важной частью социальной работы, которая позволяет предотвратить распространение и развитие наркотической пандемии. Комплексная работа и объединение усилий различных служб, образовательных учреждений, а также родителей даст возможность помешать подрастающему поколению впервые попробовать наркотические вещества, что ведет к последующей зависимости в половине случаев. Начало профилактической работы выпадает еще на детский возраст, потому усилия родителей и педагогов особо ценны и актуальны.


Введение

1.1 Феномен "Подростковая наркомания"

Выводы по второй главе

Заключение

Введение


Актуальность исследования. Наркотическая ситуация в стране остается напряженной и является одной из актуальнейших проблем нашего времени. Растет немедицинское потребление наркотиков, алкоголя, в первую очередь среди молодежи и подростков.

До 90% наркоманов заражены той или иной формой вирусного гепатита, чаще наблюдается сочетание форм вирусных гепатитов. Реальна опасность распространения ВИЧ - инфекции, т.к. более половины ВИЧ-инфицированных составляют наркоманы. Печальным является факт роста потребления наркотиков и алкоголя среди женщин: 25% обратившихся за помощью в областной наркологический диспансер составляют женщины, в основном молодого возраста, это матери имеющие детей, либо будущие мамы.

Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

Степень разработанности проблемы. Вопросы наркомании ранее исследовались в работах многих авторов, среди которых следует отметить, прежде всего, Р.О. Аакяна, А.Г. Бронникова, В. И Брылева, А.А. Габиани, А.А. Гериша, Б.Э. Закирова, В.В. Зарецкого, Г.М. Мерстукова, В.Г. Наймушина, В.В. Паникова, Г.Н. Тростанецкой и др. В них содержится много важных практических рекомендаций, обращается внимание на опасность наркомании как социального явления, разрабатывается методика профилактики, предлагаются меры по совершенствованию антинаркотического законодательства.

Проблема. На распространение наркотиков в молодежной среде непосредственное влияние оказали охвативший страну кризис всех сфер общественной жизни, сложные и неустойчивые социально экономические условия жизни, способствующие росту не уверенности в завтрашнем дне, разрушение традиционных и общепринятых идеалов, моральных ориентиров без какой-либо замены, войны, рост преступности, обесценивание человеческой жизни.

Резкое увеличение подростков страдающих наркозависимостью, а так же "омоложение" контингента употребляющего наркотики и определили тему нашего исследования: "Технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков".

Объект исследования - технологий социальной работы с подростками.

Предметом изучения является технологии социальной работы по профилактике употребления наркотиков.

Целью нашей работы стало изучение технологий социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.

Анализ технологии социальной работы с подростками по профилактике употребления наркотиков.

В соответствии с темой исследования, определенной целью, предметом и объектом в написании данной работы мы ставили перед собой следующие задачи:

1.Описать феномен "Подростковая наркомания"

2.Расскрыть причины способствующие развитию наркомании среди подростков

.Рассмотреть виды, стратегии и направления профилактики наркомании

.Изучить профилактическую помощь при работе в образовательных учреждениях

.Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

Методы исследования . Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс исследовательских методик:

) методы сравнительно-сопоставляющего анализа: анализ медицинской, психолого-педагогической, социологической литературы;

) методы практического исследования: анализ, изучение и обобщение педагогического и медицинского опыта, статистический анализ.

Практическая ценность исследования заключается в том, что материалы, используемые в данной курсовой работе могут быть использованы в учебно-воспитательном, оздоровительном процессе общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а так же в целях осуществления эффективной профилактики.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Глава I. Основные характеристики подростковой наркомании


.1 Феномен "Подростковая наркомания"


Вопросы возникновения и формирования зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе все больше внимания специалистов разных областей потому, что количество подростков, употребляющих психоактивные вещества, растет с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть несовершеннолетних больных наркоманией обращается за помощью самостоятельно, в то время, как 5-7% от всех подростков уже имеют опыт хотя бы разового употребления наркотических веществ .

Эффективность профилактических мероприятий по преодолению формирования зависимости в подростковом возрасте крайне низкая, и одной из причин этого есть недостаточные знания специфики подросткового возраста.

Подростковый период жизни имеет свои особенности, он тяжелый в социально - психологическом плане. У подростков ярко выражены познавательная активность и в то же время высокая социальная конфликтность. Отмечается значительная нервно-психическая неустойчивость, дисгармоничное развитие личности, низкий самоконтроль. Вместе с тем наблюдается высокая активность организма на фоне недостаточно сформированных защитных сил. В этом возрасте отсутствует внимание к своему здоровью. Подростки стремятся к самоутверждению и самостоятельности, активно добиваясь этого разными способами.

Среди большого количества противоречий подросткового возраста отметим те возрастные особенности, которые в большей степени влияют на формирование наркотической зависимости: бурное физическое развитие организма; моральная неустойчивость; неадекватная самооценка (завышенная, заниженная); процесс интенсивного формирования воли; противоречивость мировоззрения .

Важнейшими факторами, которые влияют на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции: группирование с одногодками; эмансипация - стремление выйти из-под опеки взрослых; чувство протеста и оппозиции - когда в ответ на избыточное "давление взрослых", подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества и алкоголь; имитация - копирование подростками поведения взрослых без надлежащей критичности к некоторым ее проявлениям.

Употребление наркотических веществ стало молодежной бедой, а в течение последнего десятилетия ее уже относят к числу основных подростковых проблем, которые характеризуются:

Массовым употреблением наркотических веществ среди подростков, причем именно у этой категории лиц влечение к наркотикам очень быстро формирует психологическую зависимость;

. "омоложением" контингента лиц, которые употребляют наркотические вещества, к возрасту 13-14 лет;

Переходом от "легкодоступных" психоактивных веществ, которыми были в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогим наркотикам, как кокаин, героин, "экстази". Они имеют большое разрушительное действие на организм подростков, вызывают быстрое привыкание, которое приводит к деградации личности. Существуют определенные группы подростков, употребляющие из-за недостатка средств дешевые, "грязные" наркотики. Но, в отличие от взрослых, которые, как правило, пытаются использовать более легкие наркотики (марихуану, алкоголь), молодежь стремится к наркотическим веществам, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а активизирует двигательную и психическую деятельность;

подростковая наркомания профилактика образовательный

4. распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночестве;

Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; появлением нового, волнующего опыта, который таит опасность, достижением чувства полного расслабления, а иногда "ясности мышления" и "творческого вдохновения". Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытств .

Здесь выступают другие мотивы - стремление добиться покоя, легкости, искренности, равновесия. Возникновение чувства любопытства относительно наркотиков говорит о распространении "наркокультуры", которая подогревает это любопытство, и недостаточную борьбу с ней государственных и общественных институтов;

Изменением социального статуса подростков, которые начинают употреблять психоактивные вещества. Еще десяток лет тому назад это были дети из неблагополучных семей, где характерными были такие асоциальные факторы, как пьянство, криминальность родителей, проблемы внутрисемейных отношений. На сегодняшний день число наркозависимых пополняется подростками из благополучных семей с высоким достатком. Существующее в этих семьях финансовое своеволие подростка, достаток средств, невысокие морально-этические нормы приводят к формированию особенной молодежной субкультуры, в которой характерной ценностью является свободное проведение времени, а наркотики выступают атрибутом стиля жизни. Престижные дискотеки, концерты рок - звезд, молодежные "тусовки" становятся теми "наркоопасными" местами, в которых свободно продаются и употребляются вещества, вызывающие зависимость. Этап первых попыток изменяется этапом "полинаркотизма", когда подросток начинает повторно и систематически принимать разные наркотические препараты;

Желанием подражать молодежной моде. Так популярным видом молодежных развлечений становятся ночные дискотеки, которые провоцируют молодежь к танцам без перерыва в течение 10 часов. Для того, чтобы выдержать такую физическую нагрузку, молодые люди должны быть хорошо подготовлены, иметь красивую танцевальную, физическую, силовую форму. Но не все юноши и девушки способны выдержать этот ночной марафон под оглушительную музыку. Поэтому в молодежной среде очень быстро приобрели распространение психоактивные вещества "для безудержного веселья", например, наркотик "экстази". Другое направление в моде - увлечение музыкой .

Для обострения восприятия модной музыки, сексуального растормаживания люди начинают принимать психостимуляторы и психоделические вещества;

Распространением мифов о наркомании. Миф первый - "я только попробую, это не страшно и не опасно" (детям свойственно чувствовать себя бессмертными и бесстрашными); миф второй - "я в любое время смогу отказаться, я не наркоман"; миф третий - "алкоголь и табак - это тоже наркотики, но люди принимают их, и это является общественно одобряемым, потому нет ничего страшного в принятии легких наркотиков". Опасность таких мифов заключается в недооценке наркотиков. После первого их приема ухудшаются все компоненты здоровья - физические (биологические, экологические), генетические, социальные, психические (моральные и духовные), и этот процесс стремительного падения не останавливается.

В докладе Всемирной организации здравоохранения о причинах наркомании говорится, что основные причины наркомании связаны в первую очередь с особенностями характера наркоманов; психическими и физическими расстройствами его организма; социально-культурным влиянием на личность.

Психологические факторы содержат в себе привлекательность на психическом уровне возникающих ощущений и переживаний; стремление к самоутверждению; отсутствие стойких, положительно ориентированных социальных интересов; расстройства психики неорганической природы, такие как: социальный стресс, психический инфантилизм, разочарования в жизни, разрушение жизненных интересов, страх, тревога. Субъективная причина недовольства жизнью рассматривается в связи с разными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, которая не обеспечивает условия для свободного времени (это особенно важно для подростков), социальной несправедливостью, неустроенностью, неуспехами в учебе, разочарованием в людях .

Основные причины наркомании среди несовершеннолетних стоит искать, по мнению экспертов, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально педагогических и социально-культурных факторах.

Социально педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и ее адаптации в школьном коллективе. "Человек, как и дерево, искривляется чаще всего в молодости". Ошибки и просчеты в воспитании в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают психологию, которая отличается от нормальной человеческой, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они пренебрежительно относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и наставлениям взрослых. Регрессивные моменты в развитии духовного мира личности закономерно оказываются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно теряют характер невинного мальчишеского баловства, все чаще и чаще приобретая опасный для общества характер. В тех случаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неминуемо вступают в конфликт с законом.

По данным исследований родителей детей, употребляющих психоактивные вещества, были обнаружены:

социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа);

неудовлетворительные условия быта в результате распада семьи;

материальная необеспеченность родителей;

воспитание детей в неполной семье.

На основании приведенных данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.

К социальным факторам относят две причины: мода (престижность приема психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком группы, которая доминирует в этот период жизни.


1.2 Социальные факторы способствующие развитию наркомании среди подростков


Наркомания - страшная, неизлечимая или, по крайней мере, трудноизлечимая болезнь. Ни одному человеку не хотелось бы столкнуться с этой чудовищной формой зависимости. И тем более - ни одному родителю не хотелось бы, чтобы наркоманом стал его ребенок.

В чем причина опасной распространенности наркотиков? Только ли в том, что государство не может наладить должный контроль над их оборотом? Думается, это правда лишь отчасти. В том, что люди (в первую очередь, подростки и дети) решают попробовать наркотические вещества, виновато не только государство. Нести ответственность за это должно и общество, и школа, и семья.

Кто больше всего страдает от последствий наркомании? Безусловно, сам человек и его ближайшее окружение. А раз так, кто, как не семья и ближайшие родственники, должен заниматься предотвращением беды? Кто, как не родители, должны первыми распознать тревожные признаки пагубного пристрастия?

Именно родители - первые должны знать причины, которые могут способствовать развитию наркомании:

Отсутствие успеха в реализации собственных целей и устремлений.

Нечеткое понимание перспектив в жизни.

Повышенный уровень агрессии, лояльное отношение к насилию.

Недостаточно высокий уровень зрелости, пониженная самооценка (особенно на фоне завышенных родительских ожиданий).

Отсутствие сформированной системы ценностей, авторитетов.

Наличие стрессовых и кризисных ситуаций в личной и семейной жизни.

Частые конфликты и отсутствие эмоциональной близости между членами семьи.

Вхождение в группу сверстников, имеющих определенные ценностные ориентиры.

Низкая школьная успеваемость, нежелание учиться, отсутствие увлечений.

Плохие отношения со школьными учителями, низкий уровень доверительности.

Если хотя бы один из этих факторов имеет место быть (особенно в сочетании с генетической предрасположенностью к зависимостям), родителям следует серьезно задуматься и об устранении самого фактора и о предотвращении его нежелательных последствий.

Как бы ни банально звучали эти слова, но для того, чтобы ребенок не стал наркоманом, его нужно, прежде всего, любить, уважать и понимать. С ребенком нужно разговаривать. Его нужно приобщать к семейным и иным ценностям, которые впоследствии станут для него верными жизненными ориентирами и не дадут встать на неверную дорожку.

Даже если между родителями сложились сложные отношения, или у них самих в жизни все идет далеко не гладко, нельзя забывать о детях, о том, что они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не можете справиться самостоятельно - обратитесь за помощью к психологу. В период, когда ребенок еще только становится "трудным подростком", эта мера вполне оправдана .

К сожалению, не всем взрослым это удается, и ребенок все-таки сбивается с пути истинного.

Как распознать признаки наркомании у сына или дочери?

По внешнему виду и поведению. Наркотическое опьянение бывает похоже на алкогольное, однако оно характеризуется полным отсутствием или наличием только слабого запаха алкоголя изо рта. При этом человек ведет себя странно: он может стать болтливым, смешливым, импульсивно жестикулировать или, наоборот, стать вялым и расслабленным. Речь становится невнятной. Лицо человека в состоянии наркотического опьянения бледнеет или краснеет, глаза блестят, зрачки либо сужаются, либо становятся чересчур широкими.

По наличию следов уколов на руках, ногах и других характерных частях тела.

При употреблении некоторых видов наркотиков возможны галлюцинации.

В случае, если у Вас возникли обоснованные предположения относительно наличия у ребенка наркотической или иной зависимости, следует незамедлительно обратиться к врачу.

Чем раньше это произойдет - тем выше шанс на то, что удастся взять ситуацию под контроль.

Подростковый возраст с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью - наиболее удобное время приобщения к наркотикам. Подростки также склонны воспринимать общество как враждебную силу. Если психически здоровая личность реагирует на стресс собранностью, активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, у людей со слабой и подорванной психикой стресс оборачивается подавленностью и невротическим поведением.

Выводы по первой главе. На основании приведенных данных был сделан вывод, что приёму психоактивных веществ в большей степени способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем патологическая наследственность.

Причины способствующие развитию наркомании среди подростков две: мода (престижность приема психоактивных веществ) и влияние предпочитаемой подростком группы, которая доминирует в этот период жизни.

Учет особенностей подросткового возраста, факторов, которые влияют на возникновение и формирование зависимостей и тяжелых последствий этой болезни, поможет родителям предотвратить их возникновение.

Глава II. Особенности профилактики наркомании в подростковой среде


2.1 Виды, стратегии и направления профилактики наркомании


Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ - одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии.

В целях профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия.

Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.

Первичная профилактика наркомании имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;

б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;

в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;

г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;

д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);

е) развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика наркомании проводится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия - информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Вторая стратегия - формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Третья стратегия - развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

Четвертая стратегия - развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

воздействие средств массовой информации;

антинаркотическое обучение;

использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);

проведение антинаркотических мотивационных акций;

организация деятельности социальных работников и волонтеров;

деятельность системы ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной профилактики:

развитие личностных ресурсов;

формирование социальной и персональной компетентности;

развитие адаптивных стратегий поведения;

формирование функциональной семьи.

Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических особенностей и их коррекции на медицинском уровне.

Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска - социального резерва роста заболеваемости наркоманией, определяет поле воздействия вторичной профилактики.

Главная цель вторичной профилактики - изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения.

Вторая стратегия - изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются специальные технологии.

формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

формирование мотивации на изменение поведения;

развитие проблем - преодолевающего поведения;

Психологические технологии:

преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний

осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития, интернального локуса контроля; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.

Медицинские технологии заключаются в нормализации физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

Третичная профилактика наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Третичная профилактика наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребления алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

Вторая стратегия - изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия - осознание ценностей личности.

Четвертая стратегия - изменение жизненного стиля.

Пятая стратегия - развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

Шестая стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются различные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное поддержание процесса продвижения к здоровью;

развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации или алкоголизации;

формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Психологические технологии:

осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

осознание личных целей и путей их достижения;

осознание влечения и зависимости;

формирование копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости;

изменение жизненного стиля в целом;

развитие коммуникативной и социальной компетентности;

развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Медицинские технологии заключаются в грамотном психофармакологическом вмешательстве в соответствующие периоды при соответствующих терапии состояниях, а также в нормализации физического и психического состояния, биохимического и физиологического равновесия.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в обществе, разделяются на ряд направлений:

профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);

профилактика в организованных общественных группах населения;

профилактика с помощью средств массовой информации;

профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;

систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

мотивационная профилактическая работа;

профилактика рецидивов;

терапия социальной средой;

профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактические программы.


2.2 Профилактическая помощь при работе в образовательных учреждениях


В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводятся по типу дискуссии на заданную тему. Подобный подход не отвечает основным требованиям к предупреждению употребления психоактивных веществ в связи с тем, что в нем отсутствует последовательность, непрерывность, учет реальной ситуации. Необходимо также учитывать, что первичная профилактика входит в сферу деятельности наркологической службы только в рамках профессиональной компетенции врачей психиатров-наркологов. Вопросы постоянного воспитательного развития у учащихся общеобразовательных учреждений ценностей здорового образа жизни, предубеждения к приему токсико-наркотических средств, знаний о вреде наркотиков и токсикантов являются прямой обязанностью педагогов и школьных психологов, т.е. тех специалистов, которые имеют постоянный и непосредственный контакт с детьми и подростками, занимаются их обучением и воспитанием .

Реализация данной работы затруднена, вследствие недостаточного уровня знаний у специалистов образовательных учреждений по проблеме наркоманий и первичной антинаркотической профилактической работе. Особенности обучения и переобучения педагогического персонала в целях эффективного обеспечения первичной профилактики в образовательной среде заключаются в предоставлении для специалистов школы комплексной информации по существенным для первичной профилактической работы вопросам наркологии, по оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющими склонность к зависимому поведению, по формам работы с семьей при оказании первичной профилактической помощи и некоторым другим аспектам.

Ключевые проблемы первичной профилактики употребления психоактивных веществ детьми и подростками в образовательной среде.

Первая проблема - как и с какого возраста формировать у детей активную психологическую защиту, противодействие к первой пробе и приему наркотиков, к стилю жизни, связанному с наркотизацией?

Вторая проблема - как и каким образом педагогам, воспитателям, социальным работникам, родителям безошибочно и точно определять, что ребенок начал употреблять наркотические средства, и какую наиболее оптимальную тактику применять по отношению к такому ребенку?

Третья проблема - как и каким способом активно вмешиваться и коррегировать систематическое употребление психоактивных (наркотических) веществ? Какими оптимальными средствами осуществлять комплексную реабилитацию детей и подростков, прекративших наркотизацию?

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, где родители вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как группу "риска" и целенаправленно с ней заниматься в плане социально-профилактической помощи. Современные медико-социальные данные говорят о новом аспекте этой проблемы. В последние 2-3 года зараженность наркотиками среди учащихся элитных образовательных учреждений в 1,5 - 2 раза выше, чем в обычных общеобразовательных школах, и в старших классах она достигает 27% (в обычной общеобразовательной школе - 12%, в сельской школе - 2-3%). Опасно то, что в данной группе детей наркотизация длительное время носит скрытый, для взрослых (учителей, медиков, родителей) характер.

В профилактическом аспекте важно, что из числа опрошенных детей и подростков около 40% пробовали на первом этапе бросить прием наркотика, но потом снова продолжили употребление. При этом среди опрошенных около 60% детей и подростков не представляли куда можно обратиться за помощью при наркологических проблемах. Из мест куда может обратиться подросток с такими проблемами 19% назвали больницу, 8% - телефон доверия, 6% - врача-нарколога, 3% - других специалистов (педагог, воспитатель), 2% - психолога, менее 1% - друзей. Лишь от 14 до 18% родителей как-то пытались помочь детям отказаться от приема наркотиков на начальной стадии злоупотребления; свыше 90% из числа опрошенных детей и подростков никак не пытались помочь друзьям бросить прием наркотиков.

Таким образом, в российской подростковой среде использование ПАВ с целью одурманивания занимает существенное место в досуге, групповом общении. Непосредственно приобщаются к пробам наркотиков и других ПАВ от 20 до 30% школьников 12-17 лет. Наркотики сегодня достаточно доступны для приобретения. Можно говорить о реальной незащищенности подрастающего поколения от агрессивной экспансии наркотического соблазнения .

При этом у большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер от вовлечения в прием наркотических веществ. Начинающий принимать наркотики несовершеннолетний находится в своеобразной социально-психологической ситуации. Это мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией. Он особенно угрожаем для детей и подростков, потому что в ситуации выбора у подростка ведущими часто оказываются мотивы любопытства и подражания. Одновременно налицо безучастное отношение к вовлечению в наркотизацию со стороны сверстников-соучеников, друзей, а также взрослых, отвечающих за воспитание, и малоинформированных родителей. Данная ситуация отягощается тем, что входящие в употребление "модные" в подростковой среде наркотические средства характеризуются при повторном приеме быстрым закреплением зависимости и пристрастия (по некоторым данным за месяц и менее).

В этой ситуации учреждения образования, школьная психологическая служба, центры социально-психологической реабилитации явно не срабатывают на первичную профилактику ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков. Для активно направленной профилактической работы необходим переход от установок по информированию детей о негативных последствиях курения, алкоголизации, наркотизации к формированию у детей ценностного отношения к здоровью, активной психологической защиты от предложений "попробовать, принять наркотик"; к формированию не только индивидуальной жизнестойкости, но и групповых форм противодействия (на уровне детского коллектива) различным формам наркотизации и отклонений в поведении.

При создании образовательных программ, ориентированных на профилактические аспекты противодействия употреблению наркотиков, очень важным моментом является их адресность для отдельных возрастных периодов: 5-7 лет, 8-11 лет, 12-14 лет, 15-17 лет. Образовательные превентивные программы должны быть многоплановыми, включать "уроки жизненных навыков" противодействия первой пробе алкоголя и наркотика; формировать у детей установки на здоровый образ жизни, на неприятие асоциальных ценностей.


Выводы по второй главе


Реально действующая на территориальном уровне активная антинаркотическая профилактика должна быть основана на взаимодействии педагогов, школьной психологической службы, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Их совместная деятельность должна опираться на следующие базовые положения:

зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить, поэтому профилактическая антинаркотическая работа в образовательной среде должна быть системной и концептуально обоснованной на основе модели активной антинаркотической профилактической помощи и законодательно разрешена в образовательных учреждениях (концептуальные и законодательные рамки);

целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться при личностном, семейном и социальном (школа, общество) взаимодействии (формирование и развитие социальной системы профилактики употребления психоактивных веществ и социальной поддержки на основе совместной работы специалистов, общественных объединений (группы родительской поддержки) и волонтеров, осуществляющих активную профилактику в регионе):

в превентивных образовательных программах в условиях угрожающей наркологической ситуации основное внимание следует уделять формированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, а также развитие у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков (разработка комплекса дифференцированных обучающих программ профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков);

Заключение


Положение с употреблением наркотических веществ среди молодежи в России, в настоящее время приобрело угрожающий характер. Если еще 4-5 лет назад 17-16 летние наркоманы были клинической редкостью, то сейчас это практически 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов.

Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Наркологическая ситуация среди подростков такова, что можно говорить о наркоманической эпидемии среди молодежи.

В современной молодежной субкультуре стремительно формируется феномен наркоманического сознания - жизненный успех, духовное совершенствование, секс, коммуникация начинают рассматриваться неотрывно от наркотического кайфа. Степень материального благополучия определяется по мимо марки автомобиля, дорогой одежды, способности посещать престижные увеселительные заведения, еще и возможностью приобретения дозы" престижного наркотика.

Любая социальная структура, при наличии обязательных маргинальных групп, своей основой имеет средние слои населения, которые должны понимать цель и смысл своей жизни. Во многих странах, пропаганда в средствах массовой информации, литературе направлена на формирование определенной системы ценностей и взглядов.

В школах существуют специальные занятия, на которых отрабатываются и прививаются с ранних лет понятия об общечеловеческих ценностях. Люди радуются жизни, природе, общению, семье, детям, находят удовлетворение в профессии, хобби, осознают себя принадлежащими к определенной национальной и государственной системе. Происходит формирование обывателя, в хорошем смысле этого слова. Обывателя как хранителя социальных традиций, здравого смысла, основы общественной стабильности.

Состояние наркологической службы страны оставляет желать лучшего. Недостаточное финансирование, отсутствие четкой концепции клинической деятельности, определенная правовая и организационная инертность безусловно снижает качество наркологической помощи. Система помощи молодым наркоманам практически не существует, а если и существует в виде подросткового (молодежного) кабинета в структуре наркодиспансера, то оказывается практически беспомощной. Жесткая централизованность наркологической службы не позволяет в полной мере учитывать специфику того региона в котором приходится работать наркологам. В перспективе трудно ожидать волшебного" превращения региональной наркологии в адекватную, динамично развивающуюся службу способную решить актуальные проблему в том числе молодежной наркомании.

Экономическое состояние страны не предполагает в ближайшем будущем реальных шагов, которые могут стать основой успешной борьбы и профилактики молодежного наркотизма. Возможный выход видится, как мне кажется, в активной позиции органов местного самоуправления, которые располагают реальными средствами для проведения широкой пропагандисткой компании, кропотливой работы в школах и средних и высших учебных заведениях, создание муниципальной системы наркологической помощи, формирование условий для реализации антинаркотического движения общественности.

Список используемой литературы


1.Бойко Ю.П. Психическое здоровье детей и подростков в условиях модернизирующегося общества // Народонаселение. - 2008. - № 4. - С.33 - 40.

2.Готчина Л.В. Профилактика молодежного наркотизма: теория, опыт, перспективы. - М.: Граница, 2009.

.Дальсаев М.А. Наркомания и общество. - Назрань: Пилигрим, 2009.

.Жиляев А.Г., Палачева Т.И. Наркотизация как социальная и психологическая проблема // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 2. - С.123 - 133.

.Клоков В.А. Сохраним молодое поколение - будущее России // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2009. - № 3. - С.23 - 28.

.Кулганов В.А., Кузьмичева И.В. Формы и причины девиантного поведения подростков // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2009. - Т.2. - № 3 - 4. - С.45 - 53.

.Лисова Е.В. Подростковая наркомания как форма девиантного поведения. - М.: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2010.

.Наркомания несовершеннолетних / Сост. М.В. Шайхелисламова, Н.Б. Дикопольская. - Казань: ТГГПУ, 2010.

.Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Академия, 2009.

.Смирнова И.Н. Организационно-правовые основы профилактики наркомании среди несовершеннолетних в России. - Псков: Псковский юридический ин-т ФСИН России, 2010.

.Староверов А.Т. Наркомании: клиника, диагностика, лечение. - Саратов: Изд-во Саратовского мед. ун-та, 2010.

.Тимошилов В.И. Наркопредрасположенность и ее профилактика. - Курск: Гиром, 2010.

.Шихабидов Ш.А. Наркотики - дорога в ад. - Махачкала: Эпоха, 2010.

.3. Пятницкая И.Н. Наркомании: Руководство для врачей. - М., 1994.

.Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. - М., 2002

.Речное Д.Д., Латышев Г.В., Яцышин СМ. и др. Шаг за шагом от

.наркотиков: Книга для родителей. СПб., 1999. Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.