Признаки неуверенного поведения. Теоретическое введение: психология уверенного поведения

Урок психологии в 7 классе
Тема «Уверенное и неуверенное поведение»
Цель:
 формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения перед неуверенным.


познакомить с признаками уверенного и неуверенного поведения;
приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения.
Задачи:



создать доверительную атмосферу в среде подростков;
развивать умение анализировать поступки и желания,
дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, агрессивности в поведении
людей; развивать творческое мышление учащихся.
Ход занятия
Развитие уверенности в себе начинается с
устранения демона, который называется страх;
этот демон сидит у человека на плече и
нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать…»
Н. Хилл. Закон успеха
1.Организационный момент.
 Опрос самочувствия, готовности, уверенности (на пальцах)
Вот об этом как раз и предлагаю поговорить сегодня.
Запись в тетради: Тема урока «Уверенное и неуверенное поведение».
Кроме того, наблюдая за поведением собеседников, можно выделить несколько наиболее
распространенных форм поведения: уверенное/неуверенное (пассивно­зависимое или агрессивное).
Люди нередко испытывают неуверенность в себе. И это ощущение не очень приятно. Зачастую
люди прибегают к крайним мерам: курению, алкоголю, наркотикам, красят волосы в неестественные
тона, прокалывают разные части тела, чтобы спрятаться за ними; чтобы почувствовать себя
увереннее.
 Как вы считаете, какое поведение можно назвать уверенным?
Чтобы ответить на вопрос выполним упражнения:
2. Разминка
­ Прочувствуем состояние уверенности в себе:
сядем уверенно на стул...
посмотрим друг на друга уверенно...
пожмем уверенно руку соседу...
Обсуждение:
 Что такое уверенный взгляд, уверенное рукопожатие?
 Как мы сидим уверенно (расправив плечи, ненапряженно)?
­Затем ведущий предлагает прочувствовать неуверенное поведение:






сядем неуверенно на стул...
посмотрим друг на друга неуверенно...
пожмем неуверенно руку соседу...
Обсуждение:
 Поделимся впечатлениями: что вы ощущали?

 Что такое неуверенный взгляд, неуверенное рукопожатие?
 Как мы сидим неуверенно (опустив плечи, напряженно)?
3. Упражнение « С разных позиций»
Все участники разбиваются на пары и разговаривают друг с другом в трех разных ситуациях:



один из участников стоит на стуле и смотрит на другого сверху вниз;
один становится на колено, наклоняет голову, принимает позу просителя;
двое сидят и разговаривают, находясь в равных позициях.
При обсуждении вводится понятие общения «на равных», общения «сверху», общения «снизу».
Обсуждение:
 Какие чувства испытывает человек, демонстрирующий агрессивное, неуверенное и
уверенное поведение?
 Различаются ли чувства агрессивного и неуверенного человека? Докажите это.
4. Упражнение.
Давайте сейчас вместе подумаем, по каким признакам мы можем отличить уверенного в себе
человека от неуверенного. Предлагаю «познакомиться» с уверенным и неуверенным поведением
поближе. Каждая тройка получает свое задание:





1 группа: с помощью цвета (обратить внимание на размер рисунка, энергию, цвета);
2 группа: с помощью музыки (октава, тон, тембр, громкость звучания);
3 группа: с помощью скульптуры (мимика, жесты, расположение в пространстве);
4 группа: с помощью походки;
5 группа: с помощью метафоры (на что похожа уверенность и неуверенность).
5. Работа с таблицей.
 Раздать каждому по 2­3 карточки с информацией, из которых нужно составить таблицу:
Индикаторы
Уверенное поведение
Неуверенное поведение
Пассивно­зависимое
Агрессивное
Отсутствие контакта глаз; смотрят
себе под ноги, на потолок, на свои
бумаги, но не в глаза собеседнику.
Пристальный взгляд прямо в
глаза собеседнику
Стремится к увеличению: от
партнёра «отступают», начинают
говорить с большого расстояния.
Напряжённая. Дрожь и хаотичные
движения. Судорожно перебирают
бумаги, не знают куда деть руки.
Говорят тихо, сбивчиво, стремятся
сократить паузы в разговоре. Фразы
неоправданно затянуты.
Оправдания, извинения, излишне
длинное и путанное объяснение.
Минимальная, на партнера
всё время «наступают»,
вторгаются на его
территорию.
Бурная. Размахивают
руками, совершают шумные
и хаотичные движения,
стучат дверями и бьют
посторонние предметы.
Злость, ярость.
Крики, вопли, угрожающие
интонации. Собеседника
совсем не слушают, не дают
договорить. Говорят
короткими, рублеными
фразами.
Упрёки, угрозы, приказы,
оскорбления. Обоснования
не даются.
Не может отстаивать свою позицию;
Первое «нет» приводит к его отказу
После отказа не уходит, а
упорно пытается добиться
Контакт глаз
Дистанция общения
Устойчивый контакт глаз: в
глаза партнёру смотрят в
момент предъявления
требований, отводят взгляд,
когда слушают возражения.
Оптимальная. Соответствует
принятым в данной среде
стандартам дистанции
официального общения.
Жестикуляция
Соответствует смыслу выше
сказанного.
Тон, громкость
голоса
Содержание речи
Социальные
контакты
Говорят достаточно громко,
чтобы быть услышанным
собеседником. Уверенные
интонации. Собеседника
внимательно выслушивают.
Краткое и четкое
информирование о своих
правах, желаниях,
намерениях, действиях.
Умеет просить;
Умеет отказать;
Чувства
Спокойствие, уверенность.
Страх, тревога, вина.

Умеет принимать отказ;
Склонен к компромиссам,
предлагает их сам.
от дальнейших попыток добиваться
своего;
Не умеет просить;
Не может отказать;
Ему трудно убеждать собеседника,
приводя аргументы;
своего;
Любит восхвалять себя;
Может просить и
отказывать;
Оказывает давление на
собеседника
Перечень признаков уверенного в себе человека одновременно является и инструкцией по
выработке навыков уверенности в себе.
Поэтому каждый признак следует тщательно обсудить с ребятами для того, чтобы убедиться,
насколько они принимают его и насколько хорошо его запомнили. На это обсуждение можно
потратить значительное время.
6. Работа в тетради.
После групповой дискуссии подводятся итоги, и делается вывод, что:
Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса»
неуверенного поведения – агрессивность и застенчивость). Иногда уверенное поведение
рассматривается как промежуточное между застенчивым и агрессивным, агрессия трактуется как
следствие избыточности уверенности. Между тем результаты психологических исследований
агрессивности убедительно показывают, что она в большинстве случаев сопровождается не чрезмерно
высокой, а как раз недостаточной уверенностью в себе. Корректнее говорить о том, что она, как и
застенчивость, представляет собой один из вариантов проявления полюса неуверенного поведения.
Таким образом: "Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и
претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в
отношении своего окружения"
Уверенные в себе люди характеризуются:


независимостью;
самодостаточностью.
Внешние признаки уверенного человека:
выглядит спокойным;
держится с достоинством;
открытый взгляд;
ровная осанка;
спокойный и уверенный голос.
Уверенный в себе человек умеет:









чувствовать ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать границы
физического и психического;
адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, принять критическое замечание в свой
адрес;
действовать четко и организованно, быть настойчивым;
открыто высказывать и отстаивать своё мнение, без враждебности и самозащиты.
7. Самооценка
Оценить названные параметры в 10 баллах.
Обсуждение: Проблемы и ресурсы.
Таким образом:
Неуверенный человек может быть застенчевым:





очень тихим, незаметным,
ходить ссутулившись и опустив голову,
избегать прямого взгляда,
пасовать перед любым давлением на него.
уходит от прямого обсуждения проблемы,



склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме,
пассивен, не готов принять предложение партнера.
Но может проявляться и в агрессии:







человек кричит,
оскорбляет,
размахивает руками,
смотрит с подозрением и т.п.
проявляется требовательность и враждебность,
человек «переходит на личности»,
пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.
Вопрос: В чем различия пассивно­зависимой и агрессивной формы неуверенного
поведения? Отличительная особенность уверенного поведения – кому приписывают ответственность.
Застенчивые люди приписывают ее самим себе (рассуждения выстраиваются по типу «У меня не
получается, потому что я сам плохой») Агрессивные же перекладывают ответственность на других
людей или на окружающую действительность в целом. (У меня не получается, потому что ты мне
мешаешь).
7. Причины неуверенного и агрессивного поведения. Неуверенность в себе наиболее ярко
проявляется в поведении в ситуациях, связанных с общением. Так, В.Г. Ромек отмечает следующие
проявления неуверенности:






страх быть отвергнутым,
заниженная самооценка,
нерациональные убеждения,
излишнее стремление «соблюдать приличия»,
отсутствии навыков выражения чувств, опыта.
не хватает ассертивности, поскольку у них нет опыта.
Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного
воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно в общении со сверстниками. Это дает
огромные возможности для развития навыков уверенного поведения в специально организованных
группах. Необходимо смоделировать условия, в которых возможно сформировать навыки
уверенности в себе. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг. Тренер
помогает осознать неэффективность стиля общения и заменить его на эффективный стиль.
8. Закрепление
Упражнение «Три способа поведения»
Участники разыгрывают сценки конфликтных ситуаций, в которых им дается задание вести
себя в соответствии с одним из стилей поведения:


застенчиво (говорить виноватым тоном, тихим голосом, соглашаться с возражениями
собеседника),
уверенно (говорить спокойно, умеренно­громко, глядя прямо на собеседника, настойчиво
излагать свои требования и при необходимости повторять их, не прибегать к обвинениям и
угрозам),
агрессивно (говорить громко, энергично жестикулировать, требовать, приказывать, угрожать).
Каждая сценка проигрывается трижды (1­2 минуты на повтор), в парах. Один из партнеров ведет себя
согласно какому­либо стилю, другой – так, как считает нужным.

Психологический смысл: демонстрация уверенного поведения в конфликтной ситуации
посредством сравнения с другими стилями. Тренировка уверенного поведения. Обсуждение и
осознание плюсов и минусов каждого из стилей поведения.

Обсуждение:
 Что находится в душе, в сердце у агрессивных подростков?
 Может ли агрессивный человек быть лидером? Если «да», то чем характеризуется его
группировка?
Чем вызвана неуверенность? Может ли человек в состоянии неуверенности добиться чего­
либо?
Друзей с каким типом поведения вы бы предпочли иметь рядом с собой?
Какое поведение самое успешное?



6. Упражнение «Оптимальные варианты»
Участники объединяются в 3 группы. Им предоставляются конфликтные ситуации:
1. Ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там
сказали, что менять не будут;
2. Ты стоишь в очереди, и вдруг какие­то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как
будто так оно и нужно;
3. Ты договорился с друзьями идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит:
«Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький еще!»;
Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие
оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими
затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к
каждой ситуации.
Психологический смысл: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов
поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии
поведения.
9. Упражнение "Копилка моих ресурсов" Уверенное поведение зависит от внутренней
позиции человека
Психологический смысл упражнения: Предоставление возможности для самопрезентации.
Инструкция: Участникам предлагается записать по буквам своё имя и подобрать начинающиеся на
каждую из этих букв слова, характеризующие их. На размышления даётся 4­5 мину. Потом каждый
называет своё имя и те характеристики, которые ему удалось придумать.
Анализ:
1. Трудно ли было искать характеристики?
2. Кому хотелось бы добавить другие характеристики, которые вам очень подходят, но их названия не
начинаются на буквы, входящие в имя?
5. Итоговый круг «Интересное ­ полезное»
Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и
полезным. А может быть, кому­нибудь что­то показалось неправильным или обидным? Каждый может
сказать несколько слов.
Итог урока:
Перед уверенным человеком открываются двери и сердца, уверенный человек быстрее
добивается целей, уверенный человек легче строит гармоничные отношения (дружеские, семейные,
любовные, деловые).
Шаг к уверенности - это всегда маленький шаг к успеху!
Домашнее задание
1.
Подумайте и запишите в дневнике ситуации, которые вызывают у вас волнение,
неуверенность в себе. Опишите в каких ситуациях вы можете почувствовать себя максимально
уверенно, спокойно.

2. Осуществите анализ своего состояния в момент волнения: что чувствуете, что особенно
вам мешает, а что может вернуть состояние покоя, как выглядите в такой ситуации.
На этом наш урок заканчивается. До следующей встречи!

Я не буду подробно писать о том, что именно детство, подростковый возраст — это период, который во многом определяет дальнейший жизненный Путь человека. Вы, родители, должны осознавать, что именно в это время формируется у ребёнка общее представление о себе, жизненных целях и ценностях. От того, насколько благополучно протекает этот процесс, напрямую зависят дальнейшие жизненные успехи человека. Данная статья позволит расширить ваше представление о том, что в себя включает уверенное поведение.

Уверенно вести себя — значит, уметь ставить и достигать цели, осознавать свои действия, контролировать себя, отстаивать свои интересы без агрессии и застенчивости, с достоинством выходить из любой конфликтной ситуации. Естественно, данные качества развиваются на протяжении всей жизни, но в наибольшей степени на их формирование влияет тот опыт, который накоплен в подростковом возрасте. Именно поэтому основной акцент имеет смысл делать на формировании уверенного поведения именно у подростков.

Уверенное поведение — это собирательное понятие, включающие в себя различные составляющие.

Уверенное поведение:

  • Целенаправленное. Уверенный человек конкретно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом цель должна быть: конкретной и позитивной, амбициозной и достижимой одновременно.
  • Ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу . Самые непреодолимые преграды это те, которые человек сам ставит перед собой. Есть даже понятие такое в спорте "Психологический барьер". Поэтому, с уверенностью скажу, что уверенное поведение — это постоянное расширение мысленных рамок, взрыв внутреннего барьера. Уверенный человек способен к рациональному анализу возникающих затруднений, способен к принятию решений.
  • Гибкое, подразумевающее адекватную реакцию на быстро меняющую обстановку. Такой человек мгновенно ориентируется в ситуациях новизны и неопределённости, способен оперативно пересматривать своё поведение, если оно не приводит к нужному результату. Уверенный человек гибок, текуч и непредсказуем, обладает самоконтролем. Такой человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каком контексте это происходит.
  • Социально-ориентированное. Направленное на построение конструктивных отношений с окружающими: движение "к людям", а не "от людей" или "против людей". Такой человек стремится к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Главное, это осознать! Что и будет на тренинге. И тогда данная стратегия поведения будет сохраняться и тогда, когда человек встретится с трудностями, затруднениями. В этом случае человек будет при необходимости обращаться к окружающим за поддержкой. Понимая это, он и сам будет поддерживать в трудную минуту своих друзей, коллег и т.д. Другие стратегии подразумевают либо уход в себя, замыкание в своём внутреннем мире, одиночество, то есть движение "от людей". Либо, что тоже встречается крайне часто, противопоставление себя окружающим, вражду с ними, агрессию, то есть движение " против людей". Это очень важно. Важно, что бы подросток осознал своё поведение при возникновении трудностей. Чему мы и учимся на тренинге "Уверенное поведение".
  • Сочетающее спонтанность с возможностью произвольностью произвольной регуляции . Когда ситуация требует немедленных действий, человек их совершает, при этом вполне осознанно может управлять своими спонтанными реакциями. Это относится как к поведению, так и эмоциональному реагированию.
  • Настойчивое, но не переходящее в агрессивное. Человек прилагает усилия для достижения своих целей, но делает это, по возможности, не в ущерб интересам других людей. И даже готов отстаивать свои интересы весьма жёстко и идти ради них на конфликт. Но в таких конфликтах человек концентрируется конкретно на отстаивании своих интересов, и никогда, что бы оскорбить, унизить, обидеть собеседника как личность. Более того, уверенный в себе человек не конфликтует без объективных причин. Для него предпочтительнее не идти на принцип, а разрешать конфликт гибко и даже в некоторых случаях уступить, пожертвовать своими интересами ради сохранения гармоничных взаимоотношений.
  • Направленное на достижение успеха, а не на избегание неудачи. Человек сконцентрирован на том, чтобы получить нечто позитивное, и руководствуется именно этой целью, но не тем, чтобы избежать возможных неприятностей. Моделируя результат, размышляя над целью, такой человек создаёт образ их успешного достижения, а не то, как он терпит неудачу. Например, начиная готовиться к экзамену, уверенный в себе человек воображает его успешную сдачу и действует и верит в это. Неуверенный человек представляет, как он "проваливает" экзамен, и нацелен на то, чтобы избежать эту ситуацию. Что очень сильно усугубляет дело.
  • Созидательное : человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным. Например, заменить дурную привычку на хорошую. Движение к созиданию, творчеству, успеху.

Всё это в комплексе и есть уверенное поведение.

Конечно, уверенное поведение ребёнка во многом зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями. Но проявляется оно, в первую очередь, в общении не с родителями, но со сверстниками. Таковы особенности подросткового возраста.

Тренинг уверенного поведения даёт широкие возможности для развития навыков уверенного поведения посредством специально организованной работы в подростковых группах, участники которых интенсивно взаимодействуют между собой. Для того чтобы дети научились такому поведению, недостаточно рассказов о нём, а необходимо смоделировать условия, в которых у участников будет возможность соприкоснуться с ним непосредственно, прожить его на собственном опыте и осознать. Оптимальные и безопасные условия для этого создаёт тренинг.

Тренинг — особая разновидность обучения через непосредственное "проживание" и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта. Особенно важна такая форма обучения для детей и подростков, так как потребность в общении у них обострённа, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению.

Тренинг позволяет получить именно опыт в максимально сконцентрированном виде, и в психологически безопасных условиях, облегчающих его осознания. Ведь главное это осознанность и осмысленность своих образов, чувств, действий, мыслей. Чему мы и уделяем особое внимание.

Социальные навыки

2.2.1 Личные навыки и социальные разделить сложно. Социальные навыки можно определить как формы социально условного поведения, к которым индивид прибегает при социальном взаимодействии с целью добиться от окружающих поощрительных реакций.

Поощрение того или иного поведения может быть:

Хорошая беседа;

Профессиональное собеседование, например, заканчивающееся приемом на работу;

Назначение свидания (личного, делового…).

Таким образом – понятие социальных навыков это:

Навыки ведение беседы;

Умение договариваться, назначать свидание или встречу.

Социальные навыки особо важны в межличностной ориентации, т.к. значительная часть профессиональной деятельности менеджера состоит в общении с другими людьми, здесь же происходит и приобретение навыков. Социальные навыки влияют на нормы поведения в различных ситуациях.

2.2.2 Способы приобретения, передачи социальных навыков:

a) один из важных способов – наблюдение за чужим поведением, т.е. модель (наблюдаемое лицо). Имитировать или не имитировать поведение других людей зависит от нескольких факторов: возраст модели, пол, привлекательность или не привлекательность, наличие сходства.

Модели могут быть:

Люди ближайшего окружения, поведение которых желательно;

Телегерои;

Вымышленные люди.

Наблюдая за ними, необходимо усовершенствовать свою способность идентифицировать социально грамотное поведение. Пословица «с кем поведешься, того и наберешься» - как нельзя кстати.

б) второй способ в развитии социальных навыков – обратная связь, которая представляет собой позитивную или негативную информацию, поступающую в качестве реакции на ваше поведение и которую можно использовать как орудие оценки собственного поведения.

Обратная связь проявляется:

В форме прямого заявления, например, «Не думаю, что Вы меня слушали, потому что Вы на меня не смотрели»;

В виде невербальных намеков.

Использована литература /4/.

2.3.1 Уверенное поведение является межличностным поведением требующим честного, откровенного, прямого и эффективного выражения чувств.

Уверенность в себе – это форма поведения, основанная на осознании своих прав и обязанностей. Это собеседование на равных.

Уверенное поведение прежде всего необходимо в общении с конкретными людьми (начальником, учителем…), в определенных ситуациях (при обращении с просьбой, высказывания своего мнения…).

Цель уверенного поведения:

Честно, эффективно и прямо выражать свои мысли, чувства, желания и убеждения;

Вести себя уверенно, отстаивать свои права, не нарушая прав других.



2.3.2 Пассивные люди не хотят быть уверенными, т.к. бояться что их поведение будет воспринято как агрессивное.

Агрессивные люди бояться, что недостаточная их агрессивность будет восприниматься как пассивность.

Агрессивное поведение – цель доминировать, оскорблять, унижать, очернять, манипулировать. Агрессивные люди отстаивают свои права за счет других людей;

Пассивное поведение (неуверенное) – цель угодить окружающим, избежать конфликта, восприниматься окружающими как приятный человек и скрывать собственные чувства. Пассивные люди держат свое мнение при себе и не отстаивают своих прав. Их права часто ущемляются другими людьми.

2.3.3 Существуют некоторые моменты, объясняющие проявления неуверенного (пассивного поведения):

Порицание (в прошлом было наказано уверенное), например «Не высовывай носа», высмеивание Ваших взглядов…;

Позитивное закрепление (согласительная политика, похвала…);

Негативное закрепление (неуверенное поведение является формой уклоняющегося поведения). Избегание возможного конфликта и несогласия устраняет негативное возбуждение;

Моделирование (наблюдение, подражание поведению других людей – родителей, друзей).

Ситуации (межличностные), которые связаны с неуверенным поведением приводят к развитию конфликта, люди подвергаются хроническому стрессу, так, например:

Получая комплимент, Вы смущаетесь;

Просьба о прибавке к жалованию или служебном повышении вызывает сильную тревогу, не можете найти нужных слов;

Негодуете по поводу плохой еды в ресторане, но ничего не говорите официанту, т.к. не хотите поднимать шум;

Вы идете на «поводу» друзей, в то время как сами предпочли заняться чем-то другим…

В межличностном общении иногда используются все три типа поведения, но каждый тип поведения отличается не только словами, но и языком тела.

2.3.4 «Быть или не быть уверенным в себе», действовать или бездействовать зависит от людей и ситуаций.

Так, некоторые люди считают себя безопасным просто «плыть по течению», «сжать» зубы и потерпеть.

Например, - «в банке «нагрели», но я сейчас хорошо зарабатываю – зачем биться в поисках правды?» - Бездействовать означает решение остаться пассивным.

Необходимо осознать, что большинство людей сильно преувеличивают возможность негативного разрешения ситуаций, в которых они принимают уверенное поведение. Большинство людей хотят иметь дело с уверенным человеком, нежели неуверенным;

Важно отслеживать уровень своего негативного возбуждения (тревоги, гнева…) не только в ситуации, но и после нее с целью изменения поведения в следующей аналогичной ситуации;

Если Вы не уверенны в себе по той причине, что находитесь в ситуации, представляющей опасность, то надо выйти из нее, вместо того чтобы проявлять уверенное поведение в ней.

Использована литература /4, 9/.

Тема: Уверенное поведение.

Критерии уверенного поведения

Составила:

Максимяк Е.Н.

I блок. Уверенное поведение

Цель: формирование навыка уверенного поведения в обществе.

Задачи:

Восстановление навыка общения.

Знакомство с теоретическим материалом.

Формирование установки на самоанализ и обязательный успех.

Планируемое время - 2 ч. 40 мин.

Обратная связь.

Разминка «Веселый мячик»

Цель упражнения : разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.

- Начнем сегодняшний день с игры. Бросая по очереди, друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросает мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого.

Уверенность в себе - одно из самых интересных свойств человеческой психики. Разные люди вкладывают в слово «уверенность» совершенно разный смысл.

На ваш взгляд, что такое уверенность?

Какие признаки говорят об уверенном поведении?

У большинства людей уверенное поведение ассоциируется с самоуверенным, с агрессивным поведением, когда человек может зайти и сказать: «Я тут хозяин». Уверенное поведение - это социально компетентное поведение, которое позволяет добиваться своего без применения насилия и принуждения. Оно характеризуется определенными интонациями голоса, определенной жестикуляцией, знанием своих прав и умением их предъявлять, или отказом от чего-либо, когда тебя принуждают. Очень большое значение имеет навык говорить «Нет».

Люди боятся сказать «нет». «Ну да, скажешь «нет», тебя тут же выгонят». Возникает элементарный страх, что «нет» говорить нельзя. Надо знать свои права, чтобы быть уверенным. И не только знать, но и уметь отстоять свои права. Самое первое правило: надо просто знать, что ты существуешь, что ты есть. Это не есть попирание прав других людей.

Пример: Один парень, который был у специалиста в качестве пациента. Растрепанный, неряшливый, с оживленной жестикуляцией, он состоял в криминальной группировке. Ходили стайками и снимали шапки. Через несколько лет, он социально адаптировался, и рассказал такую историю: - «Мы ходили толпой пацанов, и если видели, что человек неуверенный, мы могли с него шапку снять даже днем. И что интересно, он даже не кричал. Мы подходили, кто-то снимал шапку, и спокойно уходили, а он молча зимой без шапки куда-то шлепал. А бывали и другие случаи, когда даже ночью мы толпой идем, и навстречу нам мужчина, и видно по нему, что он уверенный человек. Мы его не трогали. Вы, пожалуйста, учите людей, что бы они себя вели на улицах уверенно». Это рассказывает парень, который был в этих группировках. Когда человек уверен в себе, он очень спокойно может рассказать о чувствах, рождающихся по поводу того или иного события, того или иного поступка. И рассказ об этих чувствах является выражением уверенного поведения.

Можно выделить три ключевых определения:

. «Уверенность в себе - это вера в то, что в нас есть нечто большее, чем мы о себе знаем»". У каждого имеется скрытый потенциал! Подумайте, ведь когда-то вы даже ходить не умели! А теперь? Было время, когда вы не могли читать и писать, не умели плавать или водить машину. Все это вы постепенно освоили. Ведь человек - существо обучаемое. Причем обучаемое достаточно быстро. Если вы чего-то не способны сделать сейчас, это вовсе не значит, что так будет всю жизнь.

. Уверенность в себе - это вера в то, что в трудной ситуации на себя можно положиться)). У всех нас не раз в жизни бывали сложные моменты. Иногда мы могли рассчитывать только на себя, иногда - еще и на помощь окружающих. И все же нет человека, который хоть раз не был бы вынужден действовать по примеру барона Мюнхгаузена: собственноручно вытягивать себя за волосы из болота.

. «Уверенность в себе зависит от ответа на вопрос: Кто ты в этом мире - эксклюзив или посредственность (бездарный человек, среднее звено) заурядный (ничем не выделяющийся)?». Действительно, кто вы - выскочка (человек, который выдвинулся слишком быстро или занял видное общественное место не по заслугам) или «человек из толпы» ?

Я задаю этот вопрос вам всем, раз речь заходит об уверенности.

Под уверенностью в себе понимают способность человека предъявлять свои требования и запросы в процессе общения с окружающими и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования, осмеливаться их проявлять и обладание навыками их осуществления.

Что такое уверенное или неуверенное поведение?

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности неуверенные в себе люди стремятся в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления.

Психолог Лазарус выделил четыре груп пы навыков, которых, по его мнению, достаточно для полноценной жизнедеятельности, а, следовательно, - и для уверенности в себе. По А. Лазарусу, взрослый человек должен обладать: способностью от крыто говорить о своих желаниях и требованиях; способностью сказать "Нет"; способностью открыто говорить о своих позитивных и негативных чувствах; способностью устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор. Уверенность в себе оказывает магическое воздействие на окружающих вас людей. Умение уверенно вести себя в любой ситуации - тот ресурс, который каждому способен увеличить шансы в достижении чего бы то ни было. Так, например, не секрет, что лучшая должность, лучшая зарплата, и пр., зачастую достаются далеко не всегда самому профессиональному и компетентному, но - практически всегда - тому, кто умеет вести себя более уверенно, «продать» себя - именно поэтому уверенность считается одной их важнейших составляющих такого явления, как харизма. Уверенное поведение необходимо как продавцам разных мастей - розничным, «активным», «консультативным» и пр., так и руководителям - они позволяет не только эффективно распределять загрузку и ставить цели, но и гибко вести себя с разными - в т.ч. не всегда конструктивными - подчиненными, и пр. Если же говорить о конфликтных ситуациях, то можно наверняка сказать: что в них значимость уверенного поведения переоценить просто невозможно - так, например, сложно себе представить неуверенного в себе работника службы приема претензий, или финансового контролера.

Что значит «быть уверенным в себе»? Выглядеть уверенно и чувствовать себя уверенно - это не одно и то же, и необходимо научиться проявлять внешнюю уверенность, при этом - сохранять уверенность внутреннюю. Чему же нужно научиться, чтобы в самых сложных ситуациях уметь вести себя уверенно? Для начала, необходимо научиться четко определять разницу между агрессивным, уступчивым и уверенным поведением, и понимать - как в зависимости от нашего поведения будут вести себя окружающие. Почему, например, наш какой-то безобидный вопрос вызывает бурную реакцию у собеседника, или же на наше стремление помочь наш собеседник почему-то обижается? Возможный ответ - ваша поза в момент задавания свидетельствовала о том, что вы не столько спрашиваете, сколько «наезжаете», или же предложение помощи было сделано раздраженным тоном. Таким образом, первое чему необходимо научиться - это привести наши слова в соответствие с языком тела и голосом, четко осознав - что может быть понято собеседником как проявление агрессии, а что - как проявление неуверенности. То есть, на первом этапе мы учимся уверенность распознавать и «изображать».

Следующая важнейшая составляющая, без которой невозможна эффективная деловая коммуникация - это управление эмоциями. Ключевая задача тут состоит отнюдь не в том, чтобы свои эмоции подавлять, скрывать или сдерживать - каждый знает, что рано или поздно все равно «прорвет»; основным шагом на пути управления своими эмоциями является умение правильно свои эмоции выражать, чтобы переживаемые вами чувства не лишали вас способности здраво мыслить и рационально действовать. Есть точка зрения, что мы живем тогда, когда переживаем какие либо чувства, однако, если вы не умеете управлять своими эмоциями - то тогда ваши эмоции будут управлять вами. Есть и другая известная мысль: «Кто вызывает ваш гнев - то управляет вами». Таким образом, умение управлять своими эмоциями нам необходимо, чтобы полноценно управлять своей жизнью.

Следующим пунктом нашего списка напишем способность внятно и понятно выражать свои мысли. Зачастую, а особенно - в спорной ситуации, мы неосознанно исходим из предпосылки, что оппоненту наша позиция абсолютно ясна и понятна, но как правило, это бывает не так! Мы можем получить отказ, или вызвать раздражение собеседника лишь потому, что слишком долго и путано ходили «вокруг да около». Таким образом, следующее над чем надо поработать - это умение коротко и емко формулировать суть своего сообщения или просьбы.

Не менее важным является умение отказывать, причем, делать это так, чтобы и самому не оставаться с чувством вины, и тот кому вы отказали - ушел без обиды на вас. Другой по содержанию, но аналогичной по используемым приемам является ситуация, когда вам необходимо сообщить кому-то плохую новость, или дать неприятное распоряжение, и пр. Описанные выше навыки - управление эмоциями и выражение своих мыслей - позволят отказать достаточно твердо (чтобы избежать у собеседника соблазна вступить в дискуссию, «упрашивать и пр.), но - корректно (без эмоционального вовлечения).

Зачастую, вести себя уверенно мешают различные «тараканы» на тему «что такое хорошо - что такое плохо». Например, «Я должен нравиться», «Я должен быть сильным», «Я должен, раз обещал» и пр. Именно на этом основано большинство манипулятивных приемов, таких как: «Вы же мужчина, поэтому вы должны мне уступить»; или «С вашей стороны будет просто некрасиво мне отказать»; или «Вы разумный человек, поэтому должны войти в мое положение», и пр. У каждого из нас в голове масса подобных представлений - кому и за что он должен; и благодаря им мы становимся легкой добычей для профессиональных манипуляторов и прочих «хищников».

Упражнение «Помоги другу». Представьте, что вы работаете на популярном молодёжном радио, и вам позвонил подросток с проблемой, что он очень неуверенный, и просит у вас помощи и поддержки. Что бы вы ему пожелали?

Очень часто человек испытывает чувство огорчения, обиды, но не может это выразить. Когда человек уверен в себе, он очень спокойно может рассказать о чувствах, рождающихся по поводу того или иного события, того или иного поступка. И рассказ об этих чувствах является выражением уверенного поведения. Люди неуверенные больше подвержены манипуляциям со стороны других, хотя никто не говорит, что уверенный человек не подвержен манипуляциям. Просто у него больше возможностей их заметить. И противодействовать. Хороший манипулятор отлично скрывает свои трюки под нормальным социально-правильным поведением. У уверенного человека есть больше возможностей не поддаваться этим манипуляциям. Или достигнуть с помощью них того, чего он хочет, причем сделать это сознательно. Уверенный человек не отслеживает особо манипуляции других, поскольку для него это лишняя трата энергии. Когда я знаю, что я хочу, то я буду делать, что хочу. Я или пойду вам навстречу, удовлетворю ваше желание, или я не сделаю этого и не поддамся манипуляциям, но в это время отслеживать, манипулируют мной или нет, достаточно энергозатратно и стоит ли это делать.

Пример: Когда мама постоянно кричит на ребенка, она выражает агрессию. На самом деле так она выражает свою неуверенность в его воспитании. Ребенок это прекрасно чувствует и пользуется этим. Если мама кричит, значит, она не в состоянии справиться. Она демонстрирует свою беспомощность. Ребенок начинает прекрасно манипулировать родителями, направлять эту энергию туда, куда ему надо. Великолепные манипуляторы

* Как вы считаете, агрессия присутствует в уверенных или неуверенных людях?

Кроме этого некоторые ученые, анализируя особенности уверенного в себе поведения, столкнулись с проблемой определения тонкой грани между уверенностью и агрессивностью. Высокая степень уверенности и агрессивности могут совпадать, если агрессивными действиями человек легко и надежно достигает осуществления своих потребностей и не видит никаких негативных побочных эффектов. Точно также могут сосуществовать неуверенность и агрессивность, если в репертуаре поведения кого-либо присутствует лишь агрессивное поведение. Даже если агрессивность ничего не приносит, человек продолжает вести себя агрессивно всегда, когда, преодолевая неуверенность, он все же решается на что-либо. Но чаще всего уверенные в себе люди крайне редко бывают агрессивны, поскольку для жизни, которая их устраивает, вполне достаточно иных, неагрессивных, действий.

Важно научиться адекватно оценивать собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность или неуверенность в себе. Можно утверждать, что неуверенное поведение вредит человеку, приводит к тому, что неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого человека. Уверенное же поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью.

Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется "на равных", вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего "Я" и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей.

Мы назовем лишь наиболее четкие отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения. Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не "сверлят собеседника глазами", всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. На словах (в вербальной плоскости) уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение я, не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица. Нельзя сказать, что эти особенности формируются сами собой или же что человек уже рождается уверенным в себе. Как и все социально-психологические качества личности, уверенность в себе формируется в ходе социализации - т.е. во взаимодействии с другими людьми и социальным окружением.

Признаки неуверенного поведения (я-плохой,ты-хорошнй):

Человек:

Смотрит в пол;

не может отстаивать свою позицию;

Первое же «нет» приводит его к отказу от дальнейших попыток добиться своего;

не может просить;

Не может отказывать;

Ему трудно убеждать собеседника, приводя аргументы;

Отвечает односложно «да» «нет» ;

При разговоре не садиться;

Прячет ноги под стул;

Держит себя на большой дистанции от собеседника;

Мнет руки;

Говорит тихо

Признаки агрессивного поведения (я-хороший, ты-плохой):

Человек:

Не аргументирует свою позицию;

После отказа не уходит, а упорно пытается добиться своего;

Любит восхвалять себя;

Во время общения сокращает дистанцию между собой и собеседником;

Смотрит в упор;

Может просить и отказывать;

Может оказывать давление на собеседника (« Я знаю, что вы...», « Мне очень нужно...», «Вы должны...»)

Признаки уверенного поведения(я -хороший, ты-хороший):

Человек с уверенным поведением:

Использует «я-высказывания»;

Применяет эмпатическое слушание;

Умеет говорить о своем желании;

Отражает высказывания;

Отражает чувства;

Умеет просить;

Умеет отказывать;

Умеет принимать отказ;

Говорит прямо и открыто;

Склонен к компромиссам, предлагает их сам.

"НЕУВЕРЕННЫЕ, УВЕРЕННЫЕ И АГРЕССИВНЫЕ ОТВЕТЫ"

Каждой подгруппе предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

В автобусе проверка билетов. У вас по каким то причинам билета нет. К вам подходит контролёр. Вы говорите ему…

Собака вашего соседа испортила ваш коврик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

Группа молодых весёлых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

В поликлинике, какой то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

Вопросы для обсуждения:

Какое чувство может вызывать неуверенный в себе человек? (чувство жалости). С таким человеком хочется находиться рядом?

Какое чувство может вызывать агрессивный человек? (страх, неприятные ощущения). С таким человеком хочется находиться рядом?

Какое чувство может вызывать уверенный человек? (чувство надёжности и с ним хочется находиться рядом)

«Крутой» - это какой человек?

Для того, чтобы быть «крутым», нужен какой то атрибут: «Я «крутой», потому что у меня в руках банка пива, сигарета, золотая печатка, толстая золотая цепь, хороший автомобиль. Если у «крутого» человека нет этого атрибута, выглядит ли он как «крутой», можно назвать его «крутым»? Как вы считаете, какое поведение скрывается под «крутостью»? Под «крутостью» скрывается неуверенное поведение: если этого атрибута нет, то я уже не «крутой».

Итак, прежде всего, необходимо разобраться как часто и какие признаки уверенности или неуверенности у вас присутствуют

Упражнение «Уверенные интонации». Вызываются два добровольца. Ведущий с помощью наводящих вопросов выясняет спорную для участников тему, так чтобы они придерживались противоположной точки зрения. После того, как спорная тема выяснена, ведущий объявляет «публичные дебаты» (3 мин.). За это время каждый из спорщиков должен попытаться склонить на свою точку зрения оппонента. По окончании отведённого времени остальные участники должны голосованием выявить, у кого из участников в голосе присутствовали наиболее уверенные интонации. В случае, если в процессе дебатов один из оппонентов сдался, то другой автоматически побеждает. Все участники должны пройти через дебаты.

В заключение, хотелось привести одно из определений понятия «уверенность», логично воплощающего в себе все вышеперечисленные пункты: «Уверенность - это умение открыто и понятно заявлять о своих мыслях, чувствах и желаниях, не ожидая от окружающих никакой реакции или немедленных действий, и признание за окружающими права вести себя так же».

II блок. Критерии уверенного поведения

Прежде чем развивать поведенческие навыки, необходимо определить какое именно поведение будет наилучшим результатом. С этой целью определим основные критерии уверенного поведения.

1. Конкретность и открытость в проявлении своих чувств и эмоций

Люди не обладают способностью читать мысли друг друга, но они могут спрашивать, и открыто заявлять о своих чувствах, желаниях и потребностях.

Открытость заключается в искреннем выражении своих чувств «здесь и сейчас», уважительном отношении к другому, в умении доносить информацию о своих чувствах, не унижая другого, говорить всегда от первого лица.

Интерпретация эмоций лучше всего получается у людей с высокой степенью тревожности, подозрительности, зависимости, обидчивости, эмпатии. Презентация эмоций лучше получается у лиц с высокой степенью доверчивости, открытости и выразительности.

Люди с низкими способностями к презентации и интерпретации характеризуется направленностью на себя, самодостаточностью, подозрительностью и низкой способностью к эмпатии.

2. Поведенческая гибкость

Гибкость в поведении — это в первую очередь умение отказаться от неработающих черт характера и жизненных стратегий, убеждений и способов.

Обычно человек не может расстаться с той или иной своей ролью, чертой, так как она несет в себе какую-то очень важную функцию, так называемую вторичную выгоду. Примечание: Вторичная выгода - это когда за видимой проблемой скрыта истинная причина, по которой эта проблема присутствует.

Реализация нового образа жизни натыкается на препятствие, которое называется «привычка». У каждого из нас есть три основные привычки, это - привычка быть во всем правым, привычка «быть крутым», хорошо выглядеть и не упасть в глазах других и привычка все и всех контролировать.

Задание. Подумайте о своей проблеме, задайте себе вопрос «Что хорошего, какие выгоды я получаю, когда у меня есть эта проблема?». Сначала сознание, возможно, будет возмущаться, что за странный вопрос, я так страдаю, какие тут могут быть выгоды…Но, нужно задавать продолжать задавать себе этот вопрос до тех пор, пока не будут получены ответы. После получения ответов сделайте для себя какие то выводы о том, как вам оставить выгоды при себе, при этом всё же решить проблему.

Сформулируйте проблему.

Начинаем искать вторичную выгоду, отвечая письменно на вопросы:

Самое плохое в этом то…

Самое хорошее в этом то…

Если бы я достиг желаемого, чтобы я при этом потерял?

Достигаю ли я с помощью этой проблемы того, что без неё не добился бы?

Что положительного делает для меня эта проблема?

С чем мне не надо сталкиваться, пока у меня есть такая проблема?

Что бы мне хотелось изменить?

Каким бы мне хотелось стать?

Чего не хватает, чтобы достичь этого?

Когда я хочу, чтобы это случилось?

Как я узнаю, что достиг желаемого результата?

Какие у меня есть ресурсы, чтобы преодолеть проблему?

Как можно использовать то, что мешает преодолеть проблему?

Как я могу начать решать эту проблему?

«Мои привычки…»

«Моя вторичная выгода…»

1…

2…

3…

1…

2…

3…

3. Ответственность

Ответственность это принятие авторства над своими действиями . Ответственность не равна вине , т.к. вина это навязанное социальными правилами и моралями чувство , которое помогает сделать человека удобным для общества . Ответственность не равна грузу . Поскольку отвечаем мы только за свою жизнь и только за свои чувства . Но никто из нас не отвечает за то , какие выборы делают другие люди , за то , что они чувствуют . Если вы не берете ответственность за свою жизнь , ее берет кто-нибудь другой . И тогда этот другой делает с вашей жизнью то , что он считает нужным . Не принимать решение и не делать выбор это тоже решение и выбор .

4. Самопринятие ( принятие себя, любовь к себе (безусловную), к такому какой ты есть, отношение к себе как к личности, которая достойна любви, уважения, веру в себя, в свои силы и возможности, доверие к себе)

Людям, имеющим оптимальный уровень самоодобрения и самопринятия, свойственны следующие навыки и способности:

1. Верность своим принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно.

2. Способность действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других.

3. Способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне.

4. Умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности.

5. Умение ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для других, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением.

6. Относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других.

7. Умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности.

8. Умение оказывать сопротивление.

9. Способность принимать свои и чужие чувства, умение подавлять свои порывы.

10. Способность находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых.

11. Чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых социальных норм.

12. Умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки.

Упражнение 1. Удобно начинать с самого простого. Возьмите лист бумаги и напишите не менее 10 предложений, каждое начинается словами «Я прощаю себя за…». Перечисляйте всё, что вас огорчает в себе, за что вы злитесь на себя. Какие бы ни были вами совершены ошибки, помните, вы заслуживаете того, чтобы принять себя вместе с ними. Через неделю вместо местоимения «Я» пишите тех людей, которые вас раздражают, бесят, обижают, притесняют. Это важно, т.к в других мы реагируем на то, что осуждаем и отвергаем в себе («нельзя быть таким-то…»). Затем пишите не менее 10 предложений, начинающихся со слов: «Мне нравится в себе…». Аналогично, в неприятных вам людях ищите достоинства. Помимо развития объективности восприятия происходящего, вы таким образом, и в себе будете легче находить позитивные вещи. Не обязательно здесь писать какие-либо грандиозные достоинства. Обращайте внимание на любые мелочи.

5. Принятие похвалы и умение делать комплименты

Принятие похвалы рассматривается как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств. Это умение с улыбкой сказать «спасибо» в ответ на комплимент, а также смелость сказать другому, что в нем нравится, а что нет. Комплимент всегда должен быть искренним и конкретным. Его главная функция - это воодушевить человека. Комплимент, лишенный искренности и веры, является лестью и манипуляцией.

Упражнение 2. «Похвала себе». Каждый день, для кого-то самое удобное время - перед сном, хвалите себя за что-либо. За переведенную через дорогу старушку, за удачно провернутую сделку, за проявленную выдержку и т.д. Бывают отговорки - мне не за что похвалить себя, - которые вроде бы смахивают на некую ложную скромность, это больше признак лени ума, отсутствие привычки думать и искать нужное. Тренируйтесь.

6. Принятие другого

Способность принимать другого тесно связано с таким явлением как эгоцентризм мышления (это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения) .

Все конфликты и разногласия возникают именно из - за неумения понимать друг друга. Как следствие мы осуждаем, критикуем людей, которые на нас непохожи. Уверенный в себе человек знает, что каждый имеет право испытывать то, что он чувствует, говорить то, что считает нужным, так как не бывает неправильных чувств и мыслей, есть мысли и чувства каждого отдельного человека. Понимание этого вносит гармонию и доверие в отношения.

7. Искренность

Эта трудная вещь — искренность. Искренность в своих чувствах и ценностях, в своих мнениях и заявлениях. Но искренность — это самая большая сила в мире, так как в ней содержится правда. Люди, из - за страха осуждения, критики, высмеивания, обесценивания, боятся своих искренних проявлений, поэтому искренность обескураживает, но вызывает уважение и доверие. Быть искренним по отношению к самому себе выражается в способности делать то, что я должен и могу на данный момент, ни больше, ни меньше. Способность делать то, что можешь - составная искренности, спасающая от смятения и увеличивающая уверенность.

8. Умение говорить «НЕТ»

Просьба — это когда человек обращается к нам за чем-то, принадлежащим нам. И если согласие не соответствует нашим интересам, сказать «нет» мы имеем полное право.

Когда с вами вступают в общение вы вправе либо отказаться от взаимодействия, либо определить меру своего участия в нем. Говоря «нет», мы защищаем свои интересы и свои границы. Если мы скажем «да», когда это против наших интересов, мы нанесем ущерб себе. Одновременно мы опасаемся ухудшения отношений с этим человеком — и это важно как в бизнесе, так и в быту. Мы понимаем, что если откажем, «он обидится», «разозлится на меня» «будут отношения хуже», «будет вредить», «потом не даст что-то». Мы предугадываем возможные последствия того «удара», который наносим своим отказом.

Поэтому когда мы хотим научиться правильно и вовремя говорить «нет», перед нами встает несколько проблем одновременно — как минимизировать силу удара по самооценке другого человека, как уменьшить свой дискомфорт в ситуации отказа, как предотвратить возможные негативные последствия этой ситуации в будущем.

9. Использование в речи местоимения «Я»

Использование местоимения «Я» во всех его языковых формах является важным индикатором уверенности, так как отражает то, что за словами стоит человек, который не пытается спрятаться за неопределенными формулировками. Например, как часто описывая собственные переживания, человек применяет местоимение «ты», вместо «я»: «там ты чувствуешь себя чужим». Этот речевой парадокс человек употребляет в том случае, когда смущается собственных переживаний, мыслей, потребностей, приписывая их другим. Такой человек боится критики, не доверяет себе и ждет осуждения от других, стремится соответствовать их ожиданиям.

10. Проактивность

Это понимание того, что будущее зависит от настоящего, от того что сейчас происходит в уме человека. Настоящая жизнь проактивного человека состоит в том, что он абсолютно доволен настоящим, но хочет большего.

Три позиции на происходящие события

«Человек Прошлого» - принятие ситуации и отсутствие желания что-то менять: «я принимаю эту ситуацию, все нормально, надо смириться, вот раньше было хорошо, а сейчас….,но ничего не поделать».

«Человек Будущего» - непринятие ситуации и стремление к скорейшему изменению: «меня полностью не устраивает это, придется приложить усилия, чтобы ускорить будущие события».

«Человек Настоящего» - принятие ситуации и желание и вера в ее улучшение: « я доволен тем, что происходит сейчас, я это принимаю и верю в лучшее ».

Проактивный человек не ставит в зависимость от внешних обстоятельств своё настроение, он не боится остаться один, быть непризнанным, непонятым, выделившимся из толпы, потому что он понимает, что для того чтобы ему быть счастливым у него уже все есть.

Задание. «Карта уверенности». Нарисуй карту собственной уверенности. Возьми лист бумаги, лучше А4, и ручки/карандаши/фломастеры. На одной части карты будет зона уверенности, на другой - зона неуверенности, и по карте распределены люди, с кем ты общаешься или хочешь общаться. Где-то ближе к границе должны быть люди (или события), с которыми ты себя чувствуешь средне. В дальней зоне неуверенности - люди и случаи, когда ты чувствуешь себя крайне волнительно, тяжело. А в зоне уверенности - ситуации, в которых ты чувствуешь себя отлично, смело, с лёгкостью общаешься.

Можешь дополнить свою карту: создать в зоне уверенности города доверия, лёгкости. В зоне неуверенности - заводы по производству скованности, фабрики комплексов… Прилагаю тебе пример в помощь. Как видишь, карта нарисована простым человеком, не художником, и ты можешь сделать также!

Урок 9.

Тема: Уверенное поведение

Цель: приобретения опыта уверенного поведения в моделируемых ситуациях общения, познакомить с признаками уверенного и неуверенного поведения.

Игра « Контакт глаз»

Все встают в круг и пытаются встретиться с кем-то взглядом; когда двоим это удаётся, они меняются местами.

Упражнение « Уверенность, неуверенность»

Сейчас мы будем кидать друг другу мяч и при этом говорить ассоциации, связанные со словом « уверенность» (спокойствие, сила…) А теперь почувствуем состояние уверенности в себе: походим уверенной походкой, сядем уверенно на стул, посмотрим друг на друга уверенно, пожмём уверенно руку соседу.

Обсуждение.

Затем психолог предлагает прочувствовать неуверенное поведение.

Обсуждение.

Лекционный материал психолога.

Уверенное поведение зависит от внутренней позиции человека. Признаки уверенного поведения (я - хороший, ты - хороший) , у человека есть три потребности: в понимании, в уважении, в принятии. Только удовлетворив эти потребности, мы войдём в контакт с человеком, а удовлетворяются они при уверенном поведении. Уверенный человек:

· Использует « Я – высказывание»;

· Применяет эмпатическое слушание;

· Умеет говорить о своих желаниях;

· Отражает чувства;

· Умеет просить;

· Умеет отказать;

· Умеет принимать отказ;

· Говорит прямо и открыто;

· Склонен к компромиссам, предлагает их сам.

Признаки неуверенного поведения (я – плохой, ты – хороший):

· Человек смотрит в пол;

· Не может отстаивать свою позицию;

· Первое «нет» приводит к его отказу от дальнейших попыток добиваться своего;

· Не умеет просить;

· Не может отказать;

· Ему трудно убеждать собеседника, приводя аргументы;

· Отвечает односложно «да», «нет»;

· При разговоре не садится;

· Прячет ноги под стул;

· Держится на большой дистанции от собеседника;

· Мнёт руки, говорит тихо.

Упражнение « Нет»

Разбиться на пары, у одного в руках любой предмет, задача второго любыми способами выпросить предмет. Задача первого игрока не отдавать предмет, при этом чётко и уверенно говорить « нет». Меняются ролями. Обсуждение. Легко ли было просить? Легко ли было отказывать?

Отработка навыков уверенного поведения.

Психолог предлагает ситуации, они разыгрываются желающими и затем анализируются всей группой.

Если подростки предлагают свою, актуальную для них, ситуацию, можно разобрать её.

1. Вы со своим другом собрались в кино, встречаетесь с ним у входа, и тут выясняется, что он забыл билеты.

Проиграть эту ситуацию с учетом следующих характеристик:

· Вы не очень уверены в себе, а друг – душа любой компании, немного эгоистичен;

· Вы – лидер, друг – робкий и застенчивый.

Обсуждение зависит от того, как будет разыграна ситуация. Устраивает ли подростков предложенный выход, какие чувства испытывают герои ситуации?

2. Девушка уже сорок минут ждёт юношу, он появляется очень расстроенный.

3. твой друг взял у тебя учебник на время. Завтра зачёт, и учебник необходим. Ты звонишь другу и просишь срочно вернуть учебник. Друг отвечает, что сейчас принесёт, проходит час – друга нет. Твои действия.

Упражнение « Символ»

Подростком предлагается на листах нарисовать символическое изображение « Вера в себя». Затем по желанию рассказывают о своих символах.

Упражнение « Копилка»

Психолог рассказывает о том, что человек чувствует себя уверенным, опираясь на внутренние(умственные способности, душевные качества, умения) или внешние(семья, друзья, природа, хобби) источники силы. Совместно с подростками собирается их « копилка» - называются те качества, способности, достижения, которые могут помощь человеку осознать свою уверенность.

Упражнение « Мои ресурсы»

Подросткам раздаются карточки с позитивными утверждениями, ребята отмечают те, которые им подходят:

Я могу это сделать.

Я всегда думаю, что одно маленькое усилие – и будет результат.

Я достаточно умелый, чтобы сделать работу хорошо.

Я могу измениться так, как считаю нужным.

Я имею право вслух говорить о своём мнении.

Моё мнение может отличаться от остальных.

Я ощущаю свою ценность и уникальность.

Я понимаю, что способен на многое.

Я осознаю богатство своего внутреннего мира.

Рефлексия

Ритуал прощания.