Скромность и ложная скромность. Ложная скромность

Существуют неоспоримые доказательства того, что порой люди выдают себя не за тех, кем на самом деле являются. Однако наиболее яркий тому пример - не ложная гордыня, а ложная скромность. Возможно, вы уже и сами припомнили ситуации, когда кто-то не восхвалял себя, а занимался самобичеванием. Подобное поведение может быть очень тонким проявлением себялюбия, поскольку нередко вызывает у окружающих желание успокоить и «погладить по головке». Такая фраза, как «Я чувствовала себя последней дурой!», может подтолкнуть подругу к тому, что она начнет успокаивать: «Перестань! Ты все сделала правильно!» Даже фраза «Надо же было родиться такой уродиной!» способна вызвать как минимум такую ответную реакцию: «Вздор! Я знаю парочку людей, которые охотно поменялись бы с тобой!»

Есть и другая причина, заставляющая людей заниматься самоуничижением и восхвалять других. Представьте себе тренера, который перед важным матчем на все лады расхваливает соперника. Можно ли сказать, что он абсолютно искренен? Когда тренеры публично превозносят соперников, они делают это для того, чтобы создать у окружающих впечатление о нем и его подопечных как о скромных людях, настроенных на честную борьбу, и обеспечить благоприятные отзывы при любом исходе игры. В такой ситуации победа - достойное всяческой похвалы достижение, а поражение - следствие потрясающей игры команды-соперника в обороне. Как сказал Фрэнсис Бэкон, философ, живший в XVII в., скромность есть не что иное, как одно из проявлений «искусства хвастовства». Так, по данным Роберта Гоулда, Пола Бронштейна и Гарольда Сигала, участники лабораторного эксперимента - студенты Мэрилендского университета - тоже восхваляли своего будущего оппонента, но только тогда, когда оценивали его публично (Gould, Brounstein & Sigall, 1977). Анонимные характеристики были куда сдержаннее! Человек, осознающий собственные способности, ведет себя более естественно и не испытывает острой необходимости в оценочном поведении (Gibson & Sachau, 2000).

<Нередко смирение - всего лишь трюк, уловка, на которую пускается гордость, умолкающая на время только для того, чтобы затем еще громче заявить о себе. Ларошфуко ,Максимы, 1665>

Ложная скромность проявляется и тогда, когда люди пишут автобиографии и перечисляют собственные достижения. На всех церемониях, посвященных вручению премий и призов, награжденные в изысканной форме благодарят своих близких - и не только их - за поддержку. Так, принимая Академическую премию, Морин Стэйплтон благодарил свою семью, детей, друзей и всех, кого он встречал на протяжении всей своей жизни. Противоречит ли подобная щедрость при «раздаче благодарностей» распространенному мнению, согласно которому люди с готовностью приписывают успехи своим собственным усилиям и компетентности?


Чтобы ответить на этот вопрос, Рой Баумейстер и Стейси Илко попросили студентов описать какой-либо свой успех, который они считают важным для себя (Baumeister & Ilko, 1995). Те испытуемые, которых они попросили подписать свои сочинения и которые предполагали, что их работы будут прочитаны вслух, преимущественно благодарили за оказанные им помощь и моральную поддержку. В анонимных работах слова благодарности встречались редко, их авторы изображали себя единоличными творцами собственных достижений. Эти результаты позволили Баумейстеру и Илко предположить, что людям присуща «напускная признательность» - поверхностная благодарность, некая маска, которая надевается лишь для того, чтобы казаться скромным, хотя «в глубине души» они считают творцами собственных успехов только самих себя.

Напускная признательность проявляется в тех случаях, когда мы, подобно Морину Стэйплтону, добиваемся бо льших успехов, чем окружающие, и не уверены в их чувствах к нам. Если нам кажется, что наш успех может вызвать у кого-то зависть или недоброжелательное отношение, - феномен, названный Джулией Экслайн и Марси Лобел (Exline & Lobel, 1999) «опасностями, подстерегающими победителя», - мы можем принизить собственные достижения и изобразить признательность. Людям, добивающимся действительно значительных достижений, не нужно притворяться скромными: скромность - их естественное качество.

Все ли в порядке с этой на первый взгляд правильной установкой? В условиях свободного общества, где у каждого есть возможность максимально проявить свой творческий потенциал (если очень захочется и если повезет), скромность – просто признание нами соотношения между масштабом деяний, своих и чужих, – и величием мира, в который мы вкладываем свой потенциал.

Разумеется, эти масштабы заведомо несопоставимы, но человек ведь и не претендует на доминирование над миром. Человеку не нужно постоянно сравнивать себя с другими для самоутверждения, ему достаточно ощущать, что он просто делает все, что может, и именно его собственные осуществленные намерения служат ему точкой отсчета. Он вправе гордиться не своим даром как таковым, полученным от природы, а своими усилиями по его реализации, без которых этот талант так и повиснет на нем мертвым грузом. Задавая себе вопрос «Все ли я сделал, что мог?», мы не имеем оснований ни для зависти и чувства неполноценности, ни для чувства превосходства. Но это может быть основанием для недовольства собой, которое побуждает к дополнительным усилиям, а не к желанию «поставить всех на место» и благодаря этому отбить свое место у других. Слабость других тебя не возвышает, а их достижения не унижают, а даже вдохновляют. У тебя есть свое место в мире, ты его принимаешь и хочешь ему соответствовать.

Есть точное выражение сути этой скромности: «Человек не должен пытаться заслонить собой небо». Выдающиеся личности и гениальные творцы потому и были ими, что скромность в таком понимании их не умаляет. По отношению к небу все равны и никому не запрещено попытаться взлететь.

Но есть другое понимание скромности ‒ как нарочитого принижения себя, и такую скромность культивировали во времена моего детства. Социальная задача воспитания такой скромности была в том, чтобы все чувствовали себя одинаковыми, чтобы одаренные люди считали себя равными тем, кто на это неспособен. Человек, ощущающий свой масштаб и свое предназначение, требующее творческих усилий, немедленно получал упрек в недостаточной скромности. Такая «скромность» была удобна и выгодна только тем, кто в атмосфере «всеобщего равенства» чувствовал себя уютно и кого она спасала от ощущения собственной неполноценности. Это был легитимный и даже как бы морально оправданный способ унижения и подавления талантливых людей, лишающий их и самоощущения, необходимого для риска творчества, и шансов на признание, которое может вдохновить на творчество других.

Самоутверждение в творчестве противоположно высокомерию, основанному на постоянном сравнении себя с другими, и оно не только не препятствует, но даже способствует критическому отношению к себе. Благодаря этому свободное общество непрерывно развивается и преуспевает в самых разных аспектах.

Понятно, что противоположная установка на необходимость скромности как отрицание своего права на самоутверждение блокирует даже попытку самореализации.

Похоже, что мы, родители, педагоги и ученики, стремимся представлять себя другим как можно в более благоприятном для нас свете. Каким образом подход к «управлению впечатлением» приводит к ложной скромности или к поведению, которое оборачивается собственным поражением?
Некоторые полагают, что скромность - это либо маска лицемера, либо качество, присущее слабым людям, которые стушевываются потому, что ничего собой не представляют.
Скромным называют человека, который не хвастается своими достоинствами, заслугами и, когда общается с другими людьми, не любит привлекать к себе большого внимания, что считается признаком хорошего воспитания
Я - это центр нашего социального мира, но чрезмерное предрасположение в пользу своего Я искажает самооценку, хотя самоуважение и самоэффективность приносят некоторую пользу. Нас интересует такой вопрос: всегда ли искренни похвалы в собственный адрес? Соответствуют ли слова, произносимые нами вслух, нашим потаенным мыслям? Или мы всего лишь делаем хорошую мину при плохой игре, т. е. надежно скрываем от окружающих свои сомнения в собственной значимости?

Мы порой выдаем себя не за тех, кем на самом деле являемся. Наиболее яркий тому пример - не ложная гордыня, а ложная скромность. Возможно, мы уже и сами припомнили ситуации, когда кто-то из педагогов не восхвалял себя, а занимался самобичеванием. Подобное поведение может быть очень тонким проявлением себялюбия, поскольку нередко вызывает у окружающих желание успокоить и «погладить по головке». Такая фраза, как «Я чувствовала себя последней дурой!», может подтолкнуть подругу к тому, что она начнет успокаивать: «Перестань! Ты все сделала правильно!» Даже фраза «Надо же было родиться такой уродиной!» способна вызвать как минимум такую ответную реакцию: «Вздор! Я знаю парочку людей, которые охотно поменялись бы с тобой!»

Есть и другая причина, заставляющая педагогов заниматься самоуничижением и восхвалять других. Как сказал Фрэнсис Бэкон, философ, живший в XVII в., скромность есть не что иное, как одно из проявлений «искусства хвастовства». Человек, осознающий собственные способности, ведет себя более естественно и не испытывает острой необходимости в оценочном поведении (Gibson & Sachau , 2000).

<Нередко смирение - всего лишь трюк, уловка, на которую пускается гордость, умолкающая на время только для того, чтобы затем еще громче заявить о себе. Ларошфуко, Максимы, 1665>

Ложная скромность проявляется и тогда, когда педагоги и ученики пишут автобиографии и перечисляют собственные достижения.

Результаты психологического исследования позволили Баумейстеру и Илко предположить, что людям присуща «напускная признательность» - поверхностная благодарность, некая маска, которая надевается лишь для того, чтобы казаться скромным, хотя «в глубине души» они считают творцами собственных успехов только самих себя.

Напускная признательность проявляется в тех случаях, когда мы добиваемся больших успехов, чем окружающие, и не уверены в их чувствах к нам. Если нам кажется, что наш успех может вызвать у кого-то зависть или недоброжелательное отношение, - феномен, названный Джулией Экслайн и Марси Лобел (Exline & Lobel , 1999) «опасностями, подстерегающими победителя», - мы можем принизить собственные достижения и изобразить признательность. Людям, добивающимся действительно значительных достижений, не нужно притворяться скромными: скромность - их естественное качество.
Литература:

1. Майерс Д. Психология. Мн.:»Попурри», 2006.
2. Шушков А.А. Толково-понятийный словарь русского языка. М.:АСТ: Астрель:Хранитель, 2008.

Скромность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/skromnost
Скромность - черта характера человека, выражающаяся в следующем:
умеренность во всех требованиях;
не стремление к богатству и роскоши;
не стремление первенствовать, показывать себя;
соблюдение рамок приличия;
степенность в общении с другими людьми.
Качества, несовместимые со скромностью: бунтарство, тщеславие, гордыня, заносчивость, наглость, нахальство и пр.

Подчиненность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/podchinennost
Подчиненность - личностная особенность по смыслу обратная понятию личностная сила или доминантность. Подчиненность может по-разному проявляться в поведении человека. Например как мягкость, уступчивость, тактичность, кротость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия.
Умение подчиняться
Умение подчиняться - важное умение, отличающее сильных людей от слабых. Слабые подчиняются, потому что нет сил сопротивляться. Сильные подчиняются, потому что считают это разумным и умеют это делать легко.

Мы, люди, кажется, склонны не только воспринимать себя благоприятным образом, по и преподносить себя другим в желаемом свете. Каким образом тактика «регулирования впечатлений» может привести пас к ложной скромности или к деструктивному поведению?

Итак, мы уже убедились, что Я находится в центре нашего социального окружения, что самоуважение и самоэффективность приносят дивиденды и что гордыня по поводу своего Я искажает самооценку. Но всегда ли искренне выражение высокой значимости самого себя? Чувствуют ли люди в глубине души то, о чем говорят публично? Или они просто умеют хорошо держаться, далее несмотря на то что живут, сомневаясь в себе?

ЛОЖНАЯ СКРОМНОСТЬ

Существуют неоспоримые свидетельства того, что люди иногда преподносят себя не такими, каковы они на самом деле. Самый наглядный пример, однако, не ложная гордость, а ложная скромность. Возможно, теперь вы припоминаете случаи, когда кое-кто не превозносил себя до небес, а занимался самоуничижением. Такое пренебрежение к себе может быть очень тонким предрасположением в пользу своего Я, так как часто с его помощью добиваются успокаивающих «поглаживаний». «Я -- дурак» может вызвать у друга заверение «Ты -- молодец!» Даже таким замечанием, как «Я хотела бы быть не такой некрасивой», можно добиться, по крайней мере, следующего: «Послушай, я знаю людей, которые более некрасивы, чем ты».

Существует еще одна причина, почему люди умаляют себя и превозносят других. Представим себе тренера, который перед ответственной игрой расхваливает мастерство противника. Разве он абсолютно искренен? Когда тренеры публично возвеличивают противников, они изображают подобие скромности и спортивной порядочности и готовят почву для благоприятной оценки вне зависимости от результата игры. Победа становится достижением, достойным похвалы, поражение же объясняется «титанической защитой» противника. Скромность, по словам Фрэнсиса Бэкона, философа XVII века, не что иное, как «искусство хвастовства». Таким образом, Робер Гоулд, Поль Бронштейн и Гарольд Сигалл обнаружили, что в экспериментальных условиях студенты Мэрилендского университета восхваляли ожидаемого оппонента в случае, если оценка производилась публично. Если это требовалось сделать анонимно, они приписывали будущему оппоненту куда меньше способностей.

Ложная скромность также выглядывает из автобиографий известных людей. На церемониях награждения дипломанты любезно благодарят других за поддержку. Во время получения Академической премии Морин Стейплтон благодарила «мою семью,моих детей,моих друзей и всех, кого я когда-либо встречала в жизни». Не противоречат ли такие щедрые похвалы общему мнению, что люди охотно приписывают успех своим собственным усилиям и компетентности?

Чтобы узнать это, Рой Баумейстер и Стейси Илко попросили студентов описать «важное событие, завершившееся успешно». Те, кого они попросили подписаться, и те, кто полагал, что их рассказ прочтут другие, часто выражали благодарность за помощь или эмоциональную поддержку, которую они получали. Те же, кто писали анонимно, редко упоминали об этом; наоборот, они описывали, как сами добивались успехов. Для Баумейстера и Илко эти результаты дали возможность предположить у людей наличие «несерьезной благодарности», то есть внешняя благодарность давала возможность казаться скромным, хотя в глубине души испытуемые приписывали успехи себе.

Понятие о том, что «надо быть скромнее», нам прививали с детства. Скромность считается добродетелью и украшением человека, но, как часто шутят, что лишь в том случае, если украсить себя больше нечем. Шутки подобного рода возникают неспроста. Очень часто под словом «скромность» (или «смирение») подразумеваются вещи противоположные по значению. Я не прошу человека о помощи - это скромность или, может быть, гордость? Я не заговариваю об изменении условий труда - это смирение или страх перед начальством? Я опускаю глаза, когда разговариваю с человеком, - это из-за скромности или потому что стараюсь произвести на него определенное впечатление? Таких двойственных ситуаций бывает много.
У архимандрита Софрония (Сахарова) в книге о старце Силуане есть примечательное место. Прочитайте следующее предложение внимательно: «Гордость - начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность. . .» Приниженность… И еще, в другом месте, старец Софроний пишет о болезненном «комплексе приниженности», «этой своеобразной, большинству непонятной форме проявления гордости». Кажется, какое-то противоречие… А никакого противоречия нет. Часто за приниженностью стоят, действительно, отнюдь не скромность и смирение.
Иногда бывает так, что состояние приниженности появляется в результате длительных процессов ломки личности, может быть вызвано отношением других людей, неуверенностью в себе, боязнью оказаться в глупом положении, быть осмеянным, желанием что-то получить, стремлением кому-то понравиться или занять более безопасную нишу, уйти от ответственности… Но это ведь совсем не то, к чему призван человек.
Конечно, приниженность не имеет ничего общего со скромностью, которая всегда соседствует с достоинством - интуитивным ощущением ценности самой жизни, личности как таковой . И достоинство всякой личности несопоставимо с достоинством другой - в каждом человеке оно бесценно и абсолютно. Поэтому скромность, простота в общении - самая естественная, самая достойная форма поведения… Самые прекрасные люди, которых я встречала в жизни, были невероятно скромны, и при этом вся их личность светилась достоинством, возвышающим каждого, кто соприкасался с ними.
Современный литератор, художник, реставратор Александр Круглов в эссе «Самолюбие и достоинство» предлагает такой критерий для разграничения: скромность от приниженности отличает умение посмеяться над собой. Приниженный (а на самом деле, самолюбивый) человек боится насмешки, не может с юмором взглянуть на самого себя, и совершенно безобидная шутка может вызвать глубокую обиду. Но обижаться - значит ронять достоинство; уметь стать выше обиды - значит, сохранить свое достоинство.
Ну и конечно, абсолютным проявлением достоинства в человеке является способность к любви - бескорыстной, не требующей, не ищущей своего, в которой есть свобода и нет никакой приниженности.