Принцесса маленькая из веселой школы. Школа хороших манер для маленьких принцесс

Многоразовый орбитальный корабль (по терминологии Минавиапрома - орбитальный самолет) "Буран"

(изделие 11Ф35)

"Буран " - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач , выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.

Внутренняя компоновка , конструкция . В носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объемом 73 кубических метров для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки бортового оборудования и носовой блок двигателей управления.

Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке (см. рис.) установлены агрегаты двигательной установки , топливные баки, агрегаты гидросистемы . В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие , рассчитанное на многоразовое использование.

На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита , а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500º - 1600ºС) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап наиболее интенсивного нагревания ОК сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция ОК не прогревается к концу полета более чем до 160ºС. Каждая из 38600 плиток имеет конкретное место установки , обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК. Для снижения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.

Внутренняя компоновка "Бурана" на плакате НПО "Энергия" (ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия"). Пояснение по обозначению корабля: все орбитальные корабли имели шифр 11Ф35. Окончательными планами планировалось построить пять летных кораблей, двумя сериями . Будучи первым, "Буран" имел авиационное (на НПО "Молния" и Тушинском машиностроительном заводе) обозначение 1.01 (первая серия - первый корабль) . В НПО "Энергия" существовала другая система обозначений, согласно которой "Буран" идентифицировался как 1К - первый корабль. Так как в каждом полете корабль должен был выполнять разные задачи, то к индексу корабля добавлялся номер полета - 1К1 - первый корабль, первый полет.

Двигательная установка и бортовое оборудование. Объединенная двигательная установка (ОДУ) обеспечивает довыведение ОК на опорную орбиту, выполнение межорбитальных переходов (коррекций), точное маневрирование вблизи обслуживаемых орбитальных комплексов, ориентацию и стабилизацию ОК, его торможение для схода с орбиты. ОДУ состоит из двух двигателей орбитального маневрирования (на рис.справа), работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамического управления, сгрупированных в три блока (один носовой блок и два хвостовых). Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, ТВ и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и другие, объединены на основе ЭВМ в единый бортовой комплекс , который обеспечивает продолжительность пребывания "Бурана" на орбите до 30 суток.

Теплота, выделяемая бортовым оборудованием, с помощью теплоносителя подводится к радиационным теплообменникам, установленным на внутренней стороне створок грузового отсека, и излучается в окружающее пространство (в полете на орбите створки открыты).

Геометрические и весовые характеристики . Длина "Бурана" составляет 35,4 м, высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 м, площадь крыла 250 квадратных метров, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м; диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м. Стартовая масса ОК до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, возвращаемого с орбиты - до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т.

Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняют использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки РН) доставляется по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева (при этом с "Бурана" снимается киль и масса доводится до 50 т) или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде.

Корабли второй серии являлись венцом инженерного искусства нашего авиастроения, вершиной отечественной пилотируемой космонавтики. Эти корабли должны были стать по-настоящему всепогодными и круглосуточными пилотируемыми орбитальными самолетами с улучшенными летно-техническими характеристиками и значительно возросшими возможностями за счет множества конструктивных изменений и доработок. В частности, на них увеличилось количество маневровых двигателей за счет нового - Узнать гораздо больше про крылатые космические корабли вы сможете из нашей книги (см. обложку слева) "Космические крылья", (М.:ООО "ЛенТа странствий", 2009. - 496с.:ил.) На сегодняшний день - это самое полное русскоязычное энциклопедическое повествование о десятках отечественных и зарубежных проектах. Вот как об этом сказано в аннотации книги:
"
Книга посвящена этапу возникновения и развития крылатых ракетно-космических систем, которые рождались на "стыке трех стихий" - авиации, ракетной техники и космонавтики, и вобрали в себя не только конструктивные особенности данных видов техники, но и весь ворох сопровождающих их технических и военно-политических проблем.
Подробно излагается история создания воздушно космических аппаратов мира - от первых самолетов с ракетными двигателями времен II Мировой войны до начала реализации программ Space Shuttle (США) и "Энергия-Буран" (СССР).
Книга, рассчитанная на широкий круг читателей, интересующихся историей авиации и космонавтики, особенностями конструкции и неожиданными поворотами судьбы первых проектов авиационно-космических систем, содержит на 496 страницах около 700 иллюстраций, значительная часть которых публикуется впервые."
Содействие в подготовке публикации оказали такие предприятия авиационно-космического комплекса России, как НПО " Молния" , НПО машиностроения, ФГУП РСК " МиГ" , ЛИИ имени М.М.Громова, ЦАГИ, а также музей Морского космического флота. Вступительная статья написана генералом В.Е.Гудилиным , легендарной личностью нашей космонавтики.
Получить более полное представление о книге, ее цене и возможностях приобретения можно на отдельной странице . Там же можно познакомиться с ее содержанием, оформлением, вступительной статьей Владимира Гудилина , предисловием авторов и выходными данными издания.


Практически каждый, кто жил в СССР и кто хотя бы немного интересуется космонавтикой, слышал о легендарном «Буране», крылатом космическом корабле, выводившемся на орбиту в комплексе с ракетой-носителем «Энергия». Гордость советского космического ракетостроения, орбитальный аппарат «Буран» совершил свой единственный полёт во времена перестройки и был сильно повреждён при обвале крыши ангара на Байконуре в начале нового тысячелетия. Какова же судьба этого корабля, и почему был заморожена программа многоразовой космической системы «Энергия-Буран», мы и попытаемся разобраться.

История создания



«Буран» - крылатый космический орбитальный корабль многоразового применения самолётной конфигурации. Его разработка началась в 1974-1975 годах на основе «Комплексной ракетно-космической программы», которая была ответом советской космонавтики на известия в 1972 году о том, что США приступило к осуществлению программы «Спейс-Шаттл». Так что разработка подобного корабля была в то время стратегически важной задачей для сдерживания потенциального противника и сохранения Советским Союзом позиций космической сверхдержавы.

Первые проекты «Бурана», появившиеся в 1975 году, были практически идентичны американским шаттлам не только по внешнему виду, но также по конструктивному расположению основных узлов и блоков, включая маршевые двигатели. После многочисленных доработок «Буран» стал таким, каким его запомнил весь мир после полёта в 1988 году.

В отличие от американских челноков, он мог доставлять на орбиту больший вес грузов (до 30 тонн), а также возвращать на землю до 20 тонн. Но главным отличием «Бурана» от шаттлов, определившим его конструкцию, было иное размещение и количество двигателей. На отечественном корабле отсутствовали маршевые двигатели, которые были перенесены на ракету-носитель, но имелись двигатели довыведения его на орбиту. Кроме того, они получились несколько тяжелее.


Первый, единственный и полностью успешный полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Запуск на орбиту МКС «Энергия-Буран» осуществился с космодрома Байконур в 6.00 утра. Это был полностью автономный полёт, не управляемый с Земли. Полёт длился 206 минут, в течение которых корабль стартовал, вышел на земную орбиту, облетел два раза вокруг Земли, благополучно вернулся и сел на аэродроме. Это было чрезвычайно радостное событие для всех разработчиков, конструкторов, всех, кто как-либо участвовал в создании данного технического чуда.

Печально, что именно этот корабль, совершивший «самостоятельный» триумфальный полёт, в 2002 году был погребён под обломками обрушившейся крыши ангара.


В 90-е годы государственное финансирование на космические разработки стало резко сокращаться, и в 1991 году МКС «Энергия-Буран» перевели из оборонной программы в космическую программу для решения народно-хозяйственных задач, после чего в следующем 1992 году Российское космическое агентство решило прекратить работы над проектом многоразовой системы «Энергия-Буран», и созданный задел подвергся консервации.

Устройство корабля



Фюзеляж корабля условно разделяется на 3 отсека: носовой (для экипажа), средний (для полезного груза) и хвостовой.

Нос корпуса конструктивно состоит из носового кока, герметичной кабины и двигательного отсека. Внутреннее пространство кабины разделено полами, которые образуют палубы. Палубы вместе со шпангоутами обеспечивают необходимую прочность кабине. В передней части кабины сверху находятся иллюминаторы.


Кабина разделена на три функциональные части: командный отсек, где размещён основной экипаж; бытовой отсек - для размещения дополнительного экипажа, скафандров, спальных мест, системы обеспечения жизнедеятельности, средств личной гигиены, пяти блоков с аппаратурой системы управления, элементами системы терморегулирования, радиотехнической и телеметрической аппаратурой; агрегатный отсек, обеспечивающий работу систем терморегуляции и жизнеобеспечения.

Для размещения на «Буране» груза предусмотрен вместительный грузовой отсек общим объёмом примерно 350 м3, длиной 18,3 м и диаметром 4,7 м. Сюда поместился бы, например, модуль «Квант» или основной блок станции «Мир», при этом данный отсек позволяет также обслуживать размещённые грузы и осуществлять контроль за работой бортовых систем до самого момента выгрузки из «Бурана».
Общая длина корабля «Буран» 36,4 м, диаметр фюзеляжа 5,6 м, высота на шасси 16,5 м, размах крыла 24 м. Шасси имеет базу 13 м, колею 7 м.


Основной экипаж планировался из 2-4 человек, однако космический корабль может взять на борт дополнительно ещё 6-8 исследователей для проведения на орбите различных работ, то есть «Буран» фактически можно назвать десятиместным аппаратом.

Длительность полета определяется специальной программой, максимальное время установлено до 30 суток. На орбите хорошие маневренные возможности корабля «Буран» обеспечиваются благодаря дополнительным запасам топлива до 14 тонн, номинальный топливный запас 7,5 тонн. Объединенная двигательная установка аппарата «Буран» представляет собой сложную систему, включающую 48 двигателей: 2 двигателя орбитального маневрирования для довыведения аппарата на орбиту с тягой по 8,8 тонн, 38 реактивных двигателей управления движением с тягой 390 кг и ещё 8 двигателей для прецизионных перемещений (точной ориентации) с тягой по 20 кг. Все эти двигатели питаются из единых баков углеводородным горючим «циклином» и жидким кислородом.


В хвостовом отсеке «Бурана» располагаются двигатели орбитального маневрирования, а в блоках носового и хвостового отсеков находятся двигатели управления. В ранних проектах также предусматривались два воздушно-реактивных двигателя с тягой по 8 тонн для возможности полета с глубоким боковым маневром в режиме посадки. Эти двигатели не вошли в более поздние конструкции корабля.

Двигатели «Бурана» дают возможность выполнять следующие основные операции: стабилизация комплекса «Энергия-Буран» перед его разделением со второй ступенью, отделение и увод корабля «Бурана» от ракеты-носителя, довывод его на начальную орбиту, формирование и коррекция рабочей орбиты, ориентация и стабилизация, межорбитальные переходы, сближение и стыковка с другими космическими аппаратами, уход с орбиты и торможение, управление положением аппарата относительно его центра масс и др.


На всех стадиях полёта «Бураном» управляет электронный мозг корабля, он также управляет работой всех ботовых систем и обеспечивает навигацию. На участке довыведения контролирует выход на опорную орбиту. При орбитальном полете обеспечивает коррекцию орбиты, сход с орбиты и погружение в атмосферу на допустимую высоту с последующим возвратом на рабочую орбиту, программные развороты и ориентацию, межорбитальные переходы, зависание, сближение и стыковку с сотрудничающим объектом, закрутку вокруг любой из трёх осей. При спуске контролирует сход корабля с орбиты, его снижение в атмосфере, необходимые боковые маневры, прибытие на аэродром и посадку.


Основа автоматической системы управления кораблём - быстродействующий вычислительный комплекс, представленный четырьмя взаимозаменяемыми компьютерами. Комплекс способен моментально решать все задачи в рамках своих функций и, в первую очередь, увязывать с программой полёта текущие баллистические параметры корабля. Система автоматического управления «Бурана» настолько совершенна, что при будущих полетах экипаж корабля в этой системе рассматривается лишь как звено, которое дублирует автоматику. В этом было принципиальное отличие советского челнока от американских шаттлов – наш «Буран» мог весь полёт выполнить в автоматическом беспилотном режиме, побывать в космосе, благополучно вернуться на землю и сесть на аэродроме, что наглядно продемонстрировал его единственный полёт в 1988 году. Посадка же американских шаттлов осуществлялась полностью на ручном управлении при неработающих двигателях.

Наша машина была гораздо манёвреннее, сложнее, «умнее» своих американских предшественников и могла автоматически выполнять более широкий спектр функций.


Помимо этого, в «Буране» была разработана система экстренного спасения экипажа при чрезвычайных ситуациях. На небольших высотах для этого предназначалась катапульта для первых двух пилотов; при возникновении аварийной ситуации на достаточной высоте корабль мог отсоединяться от ракеты-носителя и производить экстренную посадку.

Впервые в ракетостроении на космическом аппарате была использована система диагностики, охватывающая все системы корабля, подключающая резервные комплекты оборудования или осуществляющая переход на резервный режим работы в случае возможных неисправностей.


Аппарат рассчитан на 100 полётов как в автономном, так и в пилотируемом режимах.

Настоящее



Крылатый космический корабль «Буран» мирного применения не нашёл, поскольку программа сама по себе была оборонной и в мирную экономику, тем более после распада СССР, интегрироваться не смогла. Тем не менее, это был большой технологический прорыв, на «Буране» отработаны десятки новых технологий и новых материалов, и жаль, что эти достижения не стали применять и развивать далее.

Где теперь находятся знаменитые в прошлом «Бураны», над которыми работали лучшие умы, тысячи рабочих и на которые было потрачено так много усилий и возлагалось столько надежд?


Всего существовало пять экземпляров крылатого корабля «Буран», в том числе недостроенные и начатые аппараты.

1.01 «Буран» - осуществил единственный беспилотный космический полет. Хранился на космодроме Байконур в монтажно-испытательном корпусе. На момент уничтожения при обрушении крыши в мае 2002 года был собственностью Казахстана.

1.02 – корабль был предназначен для второго полёта в режиме автопилота и стыковки с космической станцией «Мир». Находится также в собственности Казахстана и установлен в музее космодрома Байконур в качестве экспоната.

2.01 – готовность корабля составляла 30 - 50 %. Он находился на Тушинском машиностроительном заводе до 2004 года, затем провёл 7 лет на причале Химкинского водохранилища. И, наконец, в 2011 году переправлен для реставрации на аэродром г. Жуковский.

2.02 - 10-20 % готовности. Частично демонтирован на стапелях Тушинского завода.

2.03 - задел был полностью уничтожен.

Возможные перспективы



Проект «Энергия-Буран» закрыли в том числе из-за ненадобности доставки больших грузов на орбиту, а также их возвращения. Строящийся скорее для оборонных, нежели мирных целей, в эпоху «звёздных войн», отечественный космический челнок «Буран» намного опередил своё время.
Кто знает, возможно, его время ещё придёт. Когда освоение космоса станет более активным, когда на орбиту и, наоборот, на землю потребуется часто доставлять грузы и пассажиров.


И когда конструкторы доработают ту часть программы, которая касается сохранения и относительно благополучного возвращения на землю ступеней ракеты-носителя, т. е. сделают систему вывода на орбиту более удобной, что значительно удешевит и сделает многоразовым не только использование крылатого корабля, но и системы «Энергия-Буран» в целом.

205 минут полета корабля "Буран" стали оглушительной сенсацией. И главное - посадка. Впервые в мире советский челнок приземлился в автоматическом режиме. Американские челноки этому так и не научились: садились только в ручном.

Почему триумфальный старт оказался единственным? Что потеряла страна? И есть ли надежда, что российский челнок все-таки полетит к звездам? Об этом накануне 25-летия полета "Бурана" корреспондент "РГ" беседует с одним из его создателей, в прошлом - начальником отдела НПО "Энергия", а ныне - профессором МАИ, доктором технических наук Валерием Бурдаковым.

Валерий Павлович, говорят, что космический корабль "Буран" стал самой сложной машиной, когда-либо созданной человечеством.

Валерий Бурдаков: Безусловно. До него лидером был американский "Спейс Шаттл".

Правда, что "Буран" мог бы подлетать к спутнику в космосе, захватить его манипулятором и отправить к себе в "чрево"?

Валерий Бурдаков: Да, как и американский "Спейс Шаттл". Но возможности "Бурана" были значительно шире: и по массе доставляемых на Землю грузов (20-30 тонн вместо 14,5), и по диапазонам их центровок. Мы могли бы станцию "Мир" спустить с орбиты и превратить в музейный экспонат!

Американцы испугались?

Валерий Бурдаков: Вахтанг Вачнадзе, одно время руководивший НПО "Энергия", рассказывал: по программе СОИ США хотели отправить в космос 460 военных аппаратов, на первом этапе - около 30. Узнав про успешный полет "Бурана", они отказались от этой затеи.

"Буран" стал нашим ответом американцам. Почему они были убеждены, что мы не сможем создать ничего подобного шаттлу?

Валерий Бурдаков: Да, американцы всерьез делали подобные заявления. Дело в том, что в середине 1970-х годов наше отставание от США оценивалось в 15 лет. У нас не хватало опыта работы с большими массами жидкого водорода, не было многоразовых жидкостных ракетных двигателей, крылатых космических аппаратов. Не говоря уж об отсутствии такого аналога, как Х-15 в США, а также самолетов класса "Боинг-747".

И тем не менее "Буран" оказался буквально напичкан, как сегодня говорят, инновациями?

Полет корабля "Буран" стал мировой сенсацией 1988 года. Фото: Игорь Курашов/ РГ.

Валерий Бурдаков: Совершенно верно. Беспилотная посадка, отсутствие токсичного топлива, горизонтальные летные испытания, авиатранспортировка баков ракеты на спине специально созданного самолета... Все было супер.

Многие помнят потрясающее фото: космический корабль "оседлал" самолет "Мрия". Крылатый гигант родился именно под "Буран"?

Валерий Бурдаков: И не только "Мрия". Ведь огромные 8-метровые в диаметре баки ракеты "Энергия" надо было доставлять на Байконур. Как? Рассматривали несколько вариантов, и даже такой: прорыть канал от Волги до Байконура! Но все они тянули на 10 миллиардов рублей, или 17 миллиардов долларов. Что делать? Денег таких нет. Нет и времени на такое строительство - более 10 лет.

Наш отдел подготовил отчет: транспортировка должна быть по воздуху, т.е. самолетами. Что тут началось!.. Меня обвинили в фантазерстве. Но и самолет Мясищева 3М-Т (названный впоследствии его именем ВМ-Т), и самолет "Руслан", и самолет "Мрия", на которые мы вдвоем с представителем ВВС составляли техзадания, взлетели.

А почему даже среди конструкторов оказалось так много противников "Бурана"? Феоктистов прямо говорил: многоразовость - это очередной блеф, а академик Мишин даже называл "Буран" не иначе как "Бурьяном".

Валерий Бурдаков: Их незаслуженно обидели, отстранив от многоразовой тематики.

Кто первым задумался над проектом орбитального корабля самолетной схемы и самолетных возможностей посадки на взлетно-посадочную полосу?

Валерий Бурдаков: Королев! Вот что я слышал от самого Сергея Павловича. В 1929 году ему 23 года, и он уже известный планерист-паритель. Королев вынашивал идею: поднять планер на 6 км, а потом, с герметичной кабиной, в стратосферу. Он решил поехать в Калугу к Циолковскому, чтобы подписать письмо о целесообразности такого высотного полета.

Циолковский подписал?

Валерий Бурдаков: Нет. Он раскритиковал идею. Сказал, что без жидкостного ракетного двигателя планер на большой высоте будет неуправляем и, разогнавшись при падении, сломается. Подарил книжечку "Космические ракетные поезда" и посоветовал подумать о применении ЖРД для полетов не в стратосферу, а еще выше, в "эфирное пространство".

Интересно, как отреагировал Королев?

Валерий Бурдаков: Он не скрывал досады. И даже отказался от автографа! Хотя книжечку прочитал. Друг Королева, авиаконструктор Олег Антонов рассказывал мне, как на планерных слетах в Коктебеле после 1929 года многие шептались: а не пошатнулся ли в уме их Серега? Мол, летает на планере-бесхвостке и говорит, что он лучше всех подходит для установки на нем ЖРД. Подбил летчика Анохина специально сломать планер в воздухе во время "испытания на флаттер"...

Королев и сам спроектировал какой-то сверхпрочный планер?

Валерий Бурдаков: Да, "Красная звезда". Летчик Степанченок впервые в мире на этом планере сделал несколько "мертвых петель". И планер не сломался! Любопытный факт. Когда первая пятерка космонавтов поступила в академию Жуковского, им решили предложить темы диплома по кораблю "Восток". Но Королев категорически возразил: "Только орбитальный корабль самолетной схемы! Это наше будущее! Пусть на примере маленького космического кораблика с крыльями поймут, что к чему".

А что за казус случился тогда с Германом Титовым?

Валерий Бурдаков: Тот по наивности посчитал, что действительно все понял, и попросил Королева принять его. "Мы, - говорит, - летаем на плохих кораблях. Большие перегрузки, при спуске как на булыжной мостовой трясет. Нужен корабль самолетной схемы, и мы его уже спроектировали!". Королев улыбнулся: "А инженерный диплом ты уже получил?". "Нет еще" - ответил Герман. "Вот когда получишь, тогда и приходи - поговорим на равных".

Когда вы начали заниматься "Бураном"?

Валерий Бурдаков: Еще в 1962 году, при поддержке Сергея Павловича, я получил свое первое авторское свидетельство на многоразовый космический носитель. Когда поднялась шумиха вокруг американского шаттла, вопрос о том, надо или не надо делать такой же у нас, еще не был решен. Однако так называемая "служба N 16" в НПО "Энергия" под руководством Игоря Садовского в 1974 году была сформирована. Проектных отделов в ней было два - мой по самолетным делам и Ефрема Дубинского - по носителю.


Сборка макета корабля "Буран" для авиасалона МАКС-2011 в Жуковском. Фото: РИА Новости www.ria.ru

Мы занимались переводами, научным анализом, редактированием и изданием "букварей" по шаттлу. И сами, без лишнего шума, разрабатывали свой вариант корабля и носителя для него.

Но ведь Глушко, который после снятия Мишина возглавил "Энергию", тоже не поддерживал многоразовую тематику?

Валерий Бурдаков: Он всюду твердил, что заниматься челноком не будет. Поэтому, когда Глушко однажды вызвали в ЦК к Устинову, сам не поехал. Отправил меня. Там обрушился шквал вопросов: зачем нужна многоразовая космическая система, какой она может быть, и т.д. После этого визита я подписал у Глушко Техническую справку - основные положения по теме "Буран". Устинов в кратчайший срок подготовил решение, которое утвердил Брежнев. Но понадобились еще десятки совещаний с руганью и обвинениями в некомпетентности, пока не выработали единое мнение.

А какую позицию занимал ваш основной авиационный смежник - главный конструктор НПО "Молния" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский?

Валерий Бурдаков: В отличие от авиационного министра Дементьева, Лозино-Лозинский всегда был на нашей стороне, хоть вначале и предлагал свои варианты. Мудрый был человек. Вот, например, как он положил конец разговорам о невозможности беспилотной посадки. Он сказал управленцам, что больше к ним обращаться не станет, а попросит сделать систему автоматической посадки... пионеров с Тушинского аэродрома, поскольку неоднократно наблюдал, с какой точностью приземляются их радиоуправляемые модели. И инцидент был исчерпан к неудовольствию его начальства.

Космонавты тоже были недовольны. Думали, что верх возьмет позиция Дементьева. Письмо в ЦК написали: им автоматическая посадка не нужна, они хотят сами управлять "Бураном".

Говорят, что свое имя "Буран" получил перед самым стартом?

Валерий Бурдаков: Да. Глушко предлагал назвать корабль "Энергией", Лозино-Лозинский - "Молнией". Появился консенсус - "Байкал". А "Буран" предложил генерал Керимов. Надпись еле-еле отскребли уже перед стартом и нанесли новую.

Точность приземления "Бурана" сразила всех наповал...

Валерий Бурдаков: Когда корабль уже показался из-за облаков, один из начальников, как в бреду, повторял: "Щас разобьется, щас разобьется!". Правда, он употреблял другое слово. Все ахнули, когда "Буран" стал разворачиваться поперек ВПП. А на самом деле этот маневр был заложен в программу. Но тот начальник этого нюанса, по-видимому, не знал или позабыл. Корабль вышел точно на полосу. Боковое отклонение от осевой линии - всего 3 метра! Это высочайшая точность. 205 минут полета "Бурана", как и все полеты самолетов со сверхгабаритными грузами, прошли без единого замечания к проектантам.

Что вы почувствовали после такого триумфа?

Валерий Бурдаков: Это словами не передать. Но впереди нас ждала другая "сенсация": успешный инновационный проект закрыли. 15 миллиардов рублей - оказались потраченными зря.

Будет ли когда-нибудь использован научный и технический задел "Бурана"?

Валерий Бурдаков: "Буран", как и шаттл, применять было нерентабельно из-за дорогой и неуклюжей системы выведения. Но уникальные технические решения могут быть развиты в "Буране-М". Новый, модифицированный с учетом последних достижений, корабль может стать очень быстрым, надежным и удобным средством для межконтинентальной авиакосмической перевозки грузов, просто пассажиров и туристов. Но для этого надо создать многоразовый одноступенчатый всеазимутальный экологичный носитель МОВЭН. Он придет на смену ракете "Союз". Причем для него не нужно будет такого громоздкого старта, поэтому он сможет запускаться и с космодрома "Восточный".

Заделы по "Бурану" не пропали. Автоматическая самолетная посадка дала жизнь истребителям пятого поколения и многочисленным беспилотникам. Просто мы, как это было и с искусственным спутником Земли, оказались первыми.

У Королева вы работали в 3-м отделе, определяющем перспективы развития космонавтики. Какая перспектива у космонавтики нынешней?

Валерий Бурдаков: На смену углеводородной грядет эра атомной и солнечной энергетики, немыслимой без широкого использования самых разных космических средств. Для создания космических солнечных электростанций, подающих энергию земным потребителям, потребуются носители на полезный груз в 250 тонн. Они будут созданы на базе МОВЭН. А если говорить о космонавтике в целом, то она будет обеспечивать все потребности человечества, а не только информационную, как сейчас.

Кстати

Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".

Корабль 1.01 "Буран" - совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.

Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией "Мир". Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.

Корабль 2.01 - был готов на 30 - 50 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом - на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.

Корабль 2.02 - был готов на 10 - 20 %. Разобран на стапелях завода.

Корабль 2.03 - задел уничтожен и вывезен на свалку.

или

Принцессы тоже бывают непослушными

В одном сказочном королевстве, в красивом замке на вершине высокой горы, жили Король, Королева и их дочери, маленькие принцессы: Зизи, Лоло и Мими.
Каждое утро маленькие принцессы открывали глаза и начинали весело хохотать, глядя друг на друга, потому что по утрам они были очень смешными - непричесанными и сонными. Громче всех хохотала Зизи: она была самая старшая и очень любила придумывать всякие развлечения для своих сестер, средней Лоло и младшей Мими.
Вдоволь повеселившись, принцессы подбегали к окну. Там, внизу, в утренних лучах солнца блестело прекрасное озеро, в котором резвились золотые рыбки. Папа Король ловил их и выпускал в огромный дворцовый аквариум.
Принцессы любили вместе с папой плавать по озеру в лодке. Правда, Король редко брал дочек с собой. Ведь они всегда отпускали пойманных им рыбок в озеро. Папа обычно уговаривал их:
- Девочки, может, не будем сегодня отпускать в озеро вот эту красивую рыбку? Она украсит наш королевский аквариум. Ну, пожалуйста…
Слово «пожалуйста» папа Король говорил всегда, ведь он был потомственным Королём и отлично знал правила королевского этикета. Но маленькие принцессы всё равно отпускали рыбку на волю и радовались, когда та начинала весело плескаться в воде.
Неподалёку от замка находилась большая, красивая поляна. Там принцессы любили играть вместе с мамой Королевой. О! Мама Королева умела всё! Она лучше всех пела, танцевала, играла на скрипке и балалайке, вышивала крестиком, вязала кофточки на вязальной машине, рисовала и развлекала заморских гостей. Она, как и папа, была потомственной Королевой!
А недавно в королевстве появилось еще одно существо - маленький дракончик по имени Лукоша. Принцессы дракончика полюбили, несмотря на его капризный характер. Когда Лукоша сердился (а надо сказать, что делал он это частенько), то начинал плеваться огнем, а иногда даже дымиться. Зато с ним было очень весело играть в прятки: его всегда можно было найти по запаху дыма и по искрам, которые летели в разные стороны. Откуда Лукоша пришёл в сказочное Королевство, никто не знал. Девочкам очень хотелось разгадать эту тайну (наверняка страшную), и они строили всяческие предположения. В том, что дракончик сбежал из своей страны, они не сомневались, ведь с таким врединой очень трудно ужиться. Например, ему нравилось ссорить сестричек. Утащит игрушку, спрячет её и свалит вину на одну из принцесс. Пока они выясняют, кто виноват, довольный Лукоша сидит в дальнем углу и радостно сверкает глазами.
Во время одной из таких ссор, в комнату к принцессам вошли Король и Королева.
- Девочки мои любимые… - начал папа Король, но сёстры не слушали и продолжали толкать друг друга локтями.
- Настоящие принцессы никогда не позволят себе так ссориться, - вздохнула мама Королева.
Впервые папа и мама были такими серьезными.
- Мы решили, что вы уже достаточно подросли для того, чтобы пойти в Школу хороших манер для маленьких принцесс, - сказал Король.
- С завтрашнего дня! - добавила Королева и улыбнулась. Она вспомнила, что сама училась в этой школе, когда была маленькой и не очень послушной, как и её дочки.
- Ура! Вот здорово! - закричали маленькие принцессы и, взявшись за руки, закружились по комнате. Папа Король и мама Королева радовались, глядя на своих весёлых дочек.
И никто не заметил выглядывающего из-за двери сердитого Лукошу.
- Ну-ну, я вам покажу хорошие манеры! Повеселитесь… пока! - пробормотал он и исчез.
На следующее утро Король и Королева надели свои самые красивые наряды - ведь наступил такой торжественный день! Как только они вошли в комнату девочек, те сразу же соскочили с кроваток.
- Доброе утро! - восхищённо воскликнули принцессы.
- Доброе утро! - ответили мама с папой и улыбнулись. А у мамы так ярко сверкнула корона, что сёстры зажмурились.
- Ой, папа, - хихикнула Мими, - как ты начистил мамину корону! Хоть зайчиков пускай!
- Да, я очень старался, - засмеялся довольный папа, - ведь мы сегодня отправляемся в Школу маленьких принцесс, которую ваша мама, между прочим, закончила на одни «пятерки»!
- Ура! Я тоже буду отличницей! - крикнула Зизи.
- И я! - тут же вставила Лоло.
- И я! И я! И я! - запрыгала Мими.
- Надеюсь, мои хорошие, вы нас не подведёте! - маме очень понравилось, что принцессы хотели быть похожими на неё. - Только не забудьте взять с собой дневники, тетрадки и ручки.
Когда Король с Королевой ушли, принцессы растерянно переглянулись.
- Мы забыли про дневники и тетрадки! - воскликнула Зизи.
- Какой ужас! Над нами все будут смеяться! - расстроилась Мими.
- Ничего! У нас ещё есть время! - сказала рассудительная Лоло. И принцессы стали быстро складывать в портфели всё необходимое.
- А где Лукоша? - поинтересовалась Мими.
- Гуляет где-то! Ничего, он нас догонит! Принцессы не должны опаздывать!
Дорога в школу была длинной: им предстояло пересечь поляну, лес, перебраться по мостику через речку и проехать через еще один небольшой лесок.

Пояснение для будущих маленьких принцесс:

В сказочной школе принцессы будут обучаться хорошим манерам. Попробуй вместе с героинями сказки ответить на вопросы, которые будет задавать Учитель и научись правильно себя вести!
Пусть все подружки узнают, что ты теперь не просто воспитанная девочка, а самая настоящая Принцесса!

Первый урок.
Привет - привет!
Или
Как здороваются настоящие принцессы.

В назначенное время принцессы вошли во двор школы. Там было шумно, весело и сказочно красиво! Ведь столько принцесс собралось вместе! Повсюду сверкали короны, да и сама школа была круглая, как большая королевская корона. Окна тоже оказались круглыми и сверкали, как бриллианты, потому что в них отражались солнечные лучики!
Зизи, Лоло и Мими вошли в класс, сели за парты и стали с нетерпением ждать начала урока.
Прозвенел звонок, и в класс вошёл Учитель. Принцессы удивлённо раскрыли рты. По рассказам мамы, девочки знали, что в школе все учителя волшебники, но они даже представить себе не могли, какие это красивые волшебники! Учитель был в красной королевской мантии, а вместо короны он надел четырёхугольную золотую шапочку с кисточкой.
- Здравствуйте, принцессы! - негромко сказал Учитель и улыбнулся.
В ответ никто не проронил ни слова. Принцессы так и сидели с открытыми ртами. Учитель немного помолчал, а потом продолжил:
- Я буду вас учить хорошим манерам. Начинаем первый урок. Итак, здравствуйте, принцессы!
Учитель снова выдержал паузу, а потом сказал:
- Я сейчас выйду из класса, а потом вернусь, и мы начнём урок сначала.
Принцессы в недоумении переглянулись.
- А почему он решил выйти? Он что-нибудь забыл? - удивлённо спросила Мими.

Вопрос № 1
Почему Учитель не начал урок?
1. Учитель решил проверить, хорошо ли смазаны дверные петли.
2. Настоящая принцесса всегда отвечает на приветствие.

Я поняла: учитель с нами поздоровался, а мы не ответили ему! - воскликнула Зизи.
- Ой, как мы неприлично себя повели! - возмутилась Лоло, а Мими покраснела от стыда.
Учитель снова вошёл в класс и поздоровался с принцессами.
Сёстры резво вскочили со своих мест, подбежали и стали радостно хватать его за руки:
- Привет, дорогой Учитель! Как мы рады вас видеть! Мы уже совсем заждались! - наперебой закричали девочки.
- Как ваше драгоценное здоровье? - вдруг выпалила Мими.
- Не болейте, пожалуйста, - как можно вежливей добавила Лоло.
- А уж если заболеете, то надолго, чтобы ученикам в школу не ходить, - вдруг послышалось из открытого окна, и в классе сильно запахло дымом.
Принцессы испуганно замолчали.

Вопрос № 2
Правильно ли принцессы поздоровались с Учителем?
1. Правильно: чем больше вежливых слов, тем лучше!
2. Для приветствия достаточно одного-двух слов («Здравствуйте», «Добрый день» и т. д.).

Э..э.. Это не мы сказали! - воскликнула Зизи.
Учитель улыбнулся и продолжил:
- Когда учитель заходит в класс и здоровается, маленькие принцессы не должны говорить «Привет!» и вскакивать со своих мест. Достаточно встать и негромко произнести: «Здравствуйте!»
- Они должны топать ногами и кричать «Пока - пока!» и «Чао - какао!» - вновь послышалось из окна.
- Кто там? - Учитель выглянул, но никого не увидел и продолжил: - Слова «Привет!» или «Пока!» можете говорить только друзьям.
- Так просто? - удивилась Зизи.
- Да. Просто и вежливо.
- А если мы встретили вас или, например, папиного знакомого не в классе, а на улице? - поинтересовалась Лоло.
- Младшие первыми здороваются со старшими, а мальчики первыми приветствуют девочек.
- Подождите, я записываю. Если не запишу, не запомню, - торопливо проговорила Мими, - а ведь я хочу быть отличницей, как мама!
Учитель улыбнулся:
- И не забудьте, что, здороваясь, нужно дружелюбно и приветливо смотреть человеку в глаза. А какие слова говорят на прощание?
- До свидания! Мы поняли, Учитель! Теперь мы будем здороваться и прощаться по правилам!
- Замечательно! И вот какое домашнее задание я придумал. Выучите эту весёлую песенку, а мотив можете придумать сами.
Принцессам очень понравилась песенка, и они тут же запели и пустились в пляс! Учитель не стал их останавливать, потому что как раз началась переменка!

Вежливая песенка

Как принцессе вести себя правильно?
Ни секрета, ни тайны тут нет -
Назубок знать несложные правила
И всегда соблюдать этикет!

Поздоровайся первой со взрослыми,
Прояви интерес и внимание,
И тогда люди скажут: «Ну просто
Королевское воспитание!»

Говори всем «Спасибо», «Пожалуйста»,
«Извините» и «Будьте добры»!
Слышать это любому понравится,
И любому понравишься ты!

Второй урок.
Неприятного аппетита,
или
Как вести себя за столом.

Прозвенел звонок, и Учитель снова вошёл в класс. На этот раз принцессы встали и вежливо поздоровались. Учитель улыбнулся:
- Я вижу, вы запомнили всё, о чём мы говорили на прошлом занятии. А этот урок будет необычным: мы проведём его не в классе, а в кафе.
Принцессы обрадовались, потому что немножко проголодались.
В кафе, куда девочки вошли вместе с Учителем, пахло очень вкусно. Столы с белоснежными скатертями были красиво сервированы, и на каждом стояли цветы в маленьких разноцветных вазочках.
- Ах, как здесь хорошо! - Мими хотела сесть за стол, но Учитель остановил ее:
- Мими, ты забыла очень важное правило.

Вопрос № 3
Что нужно сделать перед тем, как сесть за стол?
1. Перед тем как сесть за стол, нужно вымыть руки.
2. Нужно выбрать самое удобное место - поближе к вкусным блюдам.

Вопрос № 4
Чем был недоволен Учитель?
1. Учителю тоже захотелось покатать хлебные шарики и спеть песенку.
2. За столом нужно вести себя так, чтобы не портить аппетит окружающим.

Похоже, нам стоит обсудить ещё несколько очень важных правил!
Лоло покраснела и быстро села на своё место. Принцессы переглянулись. Оказывается, есть тоже нужно по правилам!
- Ох, как тяжело быть принцессой! - вздохнула Мими и быстренько съела хлебный шарик.
- Всему можно научиться! Вот, например: если вы будете класть локти на стол, то можете помешать соседу. А если будете низко склонять голову, то волосы могут оказаться в тарелке! Выглядит это не очень аппетитно, правда?
Мими быстро выпрямилась и убрала локти со стола.
Затем Учитель повернулся к Зизи:
- Ну вот, немного подождали, и суп уже остыл. И незачем было дуть в тарелку. Так можно не только запачкать скатерть, но и обжечься брызгами.
Лоло так проголодалась, что стала есть быстро-быстро, громко стуча ложкой по тарелке. Мими ела медленно, вылавливая из супа морковку, которую терпеть не могла, и аккуратно выкладывала её прямо на стол. А Зизи суп очень понравился, и она прихлёбывала и чавкала с большим аппетитом.
Вдруг из открытого окна раздался чей-то возглас:
- Неприятного аппетита!
И аппетит сразу пропал.
- Милые принцессы! - произнёс Учитель. - Есть нужно не спеша, тихо и аккуратно, не чавкая, не прихлёбывая и не пачкая скатерть.
- И нечего так громко ложками стучать! Некоторым тоже есть хочется! - огрызнулся кто-то и затопал прочь.
- А ведь этот невоспитанный незнакомец прав! Громко стучать ложками неприлично.
- Не прогоняйте, пожалуйста, Лукошу, - вздохнув, попросила Мими.
Учитель улыбнулся и сказал:
- Когда я ем - я глух и нем! Знаете такую поговорку? Маленькие Принцессы не разговаривают во время еды - это ещё одно очень важное правило!

Вопрос № 5
Почему во время еды нельзя разговаривать?
1. Пока ты разговариваешь, кто-нибудь может съесть самое вкусное.
2. Разговаривая во время еды, можно подавиться, да и слушать жующего человека неприятно.

Обед закончился.
- Было очень вкусно! - воскликнула Лоло.
- Как вы думаете, чья это заслуга? - спросил Учитель.
- Спасибо, господин повар! - сказала Мими от имени всех сестёр.
- Пожалуйста, приходите ещё, - ответил довольный повар.
Теперь принцессы запомнили ещё одно важное правило: вежливые люди никогда не забывают, встав из-за стола, сказать «Спасибо».
А для того чтобы правила легче запоминались, Учитель предложил им выучить новую песенку.

ОБЕДЕННАЯ ПЕСЕНКА.

Вот совет совсем простой:
Руки мой перед едой,
Вредные микробы
Уничтожить чтобы.

Локти не клади на стол,
Не толкай соседку,
На коленки положи
Чистую салфетку.

Ешь спокойно, не кричи,
Не крутись, как белка.
Громко ложкой не стучи -
Разобьёшь тарелку.

Соблюдаем этикет!
Вот ещё простой совет:
Кто уже поел и сыт,
Тот «Спасибо» говорит!

Конец ознакомительного фрагмента.