Сложно поспорить с утверждением, что школьные годы – чудесные. Кому-то учеба дается легче, кому-то тяжелее, кто-то старается побольше узнать, кто-то, наоборот, стремится побездельничать, но для каждого учеба в школе – время открытий и становления как личности. Годы идут, меняется ли школа? И как учились в школе наши родители?
Во многом это было по-другому, потому хотя бы, что это было другое государство. Мои родители учились в СССР, это была огромная и мощная страна, даже больше сегодняшней России. Родители рассказывали мне, как младших
школьников сначала посвящали в октябрята, и они носили октябрятские значки. Пятиклассников посвящали в пионеры, и они должны были стараться быть примером для младших. Учиться плохо и сейчас стыдно, но раньше это считалось вообще позором. Плохих учеников могли и не принять в пионеры, что было равносильно катастрофе. Старшеклассников принимали уже в комсомол.
Учеба тоже несколько отличалась от нынешней. Поскольку не было компьютеров, то все рефераты, плакаты и стенгазеты оформлялись от руки. Красивый каллиграфический почерк ценился очень высоко, равно как и умение хорошо рисовать и оформлять газеты. Чтобы подготовить
доклад на какую-то тему, написать сочинение или реферат, ученики подолгу сидели в читальном зале в библиотеке. Они даже не представляли себе, что однажды любую информацию можно будет найти, сидя дома за компьютером, и не нужно будет переписывать испорченную страничку, достаточно будет исправить ошибку в тексте и распечатать лист заново.
Сейчас мне кажется удивительным, как мои родители могли обходиться без компьютеров, интернета, мобильного телефона. Это кажется почти невероятным, но они находили другие занятия, которые были для них не менее увлекательными: читали книги, просто гуляли во дворе, ходили друг к другу в гости. Вообще в детстве у моих родителей была довольно интересная жизнь. Летом они ездили в пионерские лагеря, где занимались спортом, ходили в походы, купались в речке. Они много умели делать своими руками: на уроках труда девочки учились шить и готовить, мальчики строгали, выпиливали, мастерили, учились ремонтировать мебель и технику.
Конечно, многое изменилось с тех пор, когда мои родители были школьниками. Хотя у них не было компьютеров и телефонов, их школьная жизнь была по-своему насыщена и интересна. Я надеюсь, что, когда мои дети пойдут в школу, мне тоже будет, что им рассказать.
Другие работы по этой теме:
- Публицист Ю. П. Азаров, будучи еще и педагогом, решил затронуть тему семейного воспитания. Это актуальная проблема на сегодня для каждого мыслящего человека, становится более острой,...
- “Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, – это их труд, пот, усталость…” –...
- Родители Петра являются второстепенными персонажами повести ” Капитанская дочка”. Отец Андрей Петрович ушел в отставку майором. Мать Авдотья Васильевна была дочерью бедного дворянина. Они были...
- Я очень люблю приезжать в гости к бабушке в деревню. Там так спокойно, тихо, совсем не так, как в городе. Мне нравится летом отдохнуть от...
- Родители глазами воспитателей, статья, раздел “Работа с родителями” Автор: Давыдов Денис Викторович Наконец-то вы выбрали для своего ребенка детский сад и ваш малыш в первый...
- Есть множество вещей, без которых человек мог бы прожить. Вот, например, смогли бы вы прожить без чайника? Не совсем удобно, конечно, но воду можно закипятить...
- Одни из центральных персонажей повести ” Капитанская дочка ” – родители Гринева: отец Андрей Петрович, премьер-майор в отставке, в молодости служивший при графе Минихе (военачальнике,...
- Сочинение №1 для 6 класса Когда мама училась в школе, у них в классе было 17 человек. 8 мальчиков и 9 девочек. Мама училась в...
- Почему французские Дети ведут себя лучше? Памелы Дракермен познакомилась с секретами французского воспитания на практике. Как пресекать капризы, учить терпению и авторитетно говорить ребенку “нельзя”?...
Просмотрев живописные полотна старых мастеров разных стран, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.
«Урок математики».
Крестьянский обед в поле.» (1871).
Учебный год в сельской местности в давние времена был намного короче, нежели сейчас. В некоторых странах он колебался в пределах 150 дней. Эта цифра менялась в зависимости от того, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались к сельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школы свои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы. А такие понятия как "1-сентября" и "каникулы" в России появятся в жизни учеников лишь после 1935 года.
«У дверей школы».
Школы в 19 веке представляли собой дома с одной комнатой, в которой одновременно обучались ученики разного возраста. В Америке они так и назывались: "one room schoolhouses". Почти так же выглядели в то время сельские школы и в Российской Империи. При этом школа была одна на несколько деревень, и некоторым ребятам за знаниями приходилось ходить пешком, ежедневно преодолевая расстояние в 5-6 километров. Учителям же приходилось иногда жить в этих же домах, или же поочередно в семьях своих учеников.
«Снова в школу».
В школах училось обычно от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Один учитель вел все предметы, а ученики постарше помогали ему учить младших одноклассников и отстающих товарищей. С родителей брали плату за обучение отпрыска. Кроме денежных взносов, полагалось приносить учителю еще и угощение.
«Новый ученик».
Так, приведя ученика впервые в школу: "...родители приносили «хлеб-соль» - белую булку, водку, какую-либо живность и т. п. Каждый четверг ученик приносил еще «четверговое», на масленицу - сыр и масло, после каждого праздника - «праздниковое». Почему-то особо выделялся день 40 мучеников, когда полагалось принести 40 бубликов и постное масло. Часть бубликов тут же крошилась, заливалась постным маслом и съедалась учениками, остальное шло учителю. В течение года родители ученика должны были доставить учителю еще воза три дров".
«Школа».
Надзор со стороны чиновников образования за школьными учителями был не менее, чем за учениками. Но при этом их не очень волновал уровень знаний учителя - только его благонадежность.
«Школьный экзамен».
В переводе с греческого слово "педагог" означает "ведущий ребенка". В древней Греции педагогами были рабы, которым вменялась в обязанность охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до школы — и элементарное обучение грамоте. Примечательным было то, что "древние греки в педагоги выбирали обычно таких рабов, которые не были пригодны ни для какой другой работы, но отличались верностью дому"
. Обязанности свои педагог обязан был нести до вступления воспитанника в возраст совершеннолетия.
«Защита школьников.»
С течением времени эта должность трансформировалась и стала самой распространенной общественной профессией. В 19 веке в школах разных стран уже существовали статуты, по которым составлялись инструкции для школьных учителей, иногда доходящие до абсурда. В них было прописано, как должен вести себя учитель в общественных местах, какого цвета одежду носить и какой длины.
«После школы».
Что касается школьников, то обучаться грамоте в то время было нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывались от руки. Одолев букварь, ученики переходили к заучиванию церковных книг, так как школы находились в ведении духовенства и было их совсем мало.
«Урок слова Божьего».
Из-за этого многие дети вовсе не ходили в школы, а учились, кто как мог. Некоторые родители обучали их сами, если знали грамоту. В противном случае отдавали их учителям, называвшимися "мастерами" и "мастерицами".
«Урок труда».
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что еще в 17 веке такие мастера и мастерицы учили грамоте и многому другому не только детей богатых и знатных вельмож, но и царских отпрысков. Вплоть до средины 19 века обучение у таких учителей еще практиковалось в русских городах.
«Первый рисунок».
В те времена перья с чернилами были большой роскошью и ученики вынуждены были пользоваться личными грифельными дощечками и мелом, а учитель, объясняя урок, писал на большой доске. Использовались также заостренные гусиные перья, которые цеплялись за рыхлую бумагу, оставляя кляксы. Написанные буквы посыпали мелким песком, дабы чернила не растекались.
«Наказание».
За неаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядки в школах 19 века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики без различия подвергались порке.
Наказание розгами в школе.
«Пороть или не пороть?» - в царской России, как впрочем и в множестве других стран, над таким вопросом даже не задумывались. Различные виды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о них можно и в литературных произведениях, и увидеть в изобразительном искусстве. Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений».
В сельской школе. (1883).
В школах крестьянских детей обучали арифметике, чтению, письму и закону Божьему. Детей же мещан и купцов дополнительно к этому - геометрии, географии, истории.
«Урок счета».
Девочек из бедных семей крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили грамоте на дому. А вот из знатных семей из-за их будущего положения в обществе еще обучали литературе, искусству, иностранным языкам, а также вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению.
«Бретонская школа».
Стоит заметить, что само понятие грамотности в то время было довольно расплывчатым: "Грамотным считался и человек, могущий в домашнем или церковном обиходе читать церковные книги, и мастеровой или купец, который мог пользоваться грамотой в своих делах и, наконец, грамотей, который мог составить или переписать деловую бумагу".
«Кругосветное путешествие».
«Маленькие курильщики».
«Перемена».
«Урок пения».
«Урок пения».
«Курильщики».
«Юные музыканты».
«На школьной площадке.»
«Устный счет». В народной школе.
«Темные пятна».
Хотелось бы отметить еще один интересный факт: в России история школьной формы началась в 1834 году, когда император Николай I подписал "Положение о гражданских мундирах". Вплоть до революции согласно регламенту мальчики должны были носить темные брюки, гимнастерку, фуражку и шинель, а девочки — коричневые платья с черным или белым фартуком. После революции школьную форму отменили, но в 1949 году ввели снова, она мало чем отличалась от дореволюционной.
В своем рассказе на тему "Как учились раньше?" я хотел бы описать учебу наших родителей во времена СССР с его коммунистической идеологией и плановой экономикой, и школу в начале зарождения современного суверенного государства Российская Федерация в период 90-хх годов, когда был переходный период от авторитарного строя к демократическому.
Свое повествование я думаю начать с рассказа об обучении в 90-х годах прошлого столетия, так как оно более приближено к современному образованию. Хотя конечно стоит отметить тот факт, что в тот период школы были практически предоставлены сами себе.
Российское образование берет свое начало с распада Советского союза. Первым шагом было создание 10 летней школы, которая пришла на смену советской 11 летней. Дети шли в первый класс и до конца третьего класса сидели в одном кабинете, занимаясь с одним учителем по всем предметам, кроме музыки и физкультуры. Затем они переходили сразу в пятый класс, где уже школьники бегали по разным кабинетам. Например, кабинет под номером 1 был закреплен за алгеброй и геометрией, кабинет под номером 2 был закреплен за физикой, 3 за химией и т.д.
По окончании девятого класса перед школьниками стоял выбор: остаться в 10-11 классах или уйти из школы для поступления в средне-профессиональное образовательное учреждение, такое как техникум, колледж, профессиональный лицей. Если говорить об оставшихся учениках в 10-11 классах в процентном соотношении от общего числа учеников в 9 классе, то их было порядка 30 процентов.
В 90-е годы в школу родители детей отдавали начиная с 6 летнего возраста. Однако немало было и тех, кто приводил свое чадо в восьмилетнем возрасте, особенно это касалось "осенних" детей.
В силу неразвитости экономики и преобладающего экономического кризиса в продаже не было практически ни учебников, ни пособий. Администрация школы закупало всю необходимую литературу и в начале учебного года выдавало ее под роспись ученикам. По наступлению окончания учебного года, все учебники сдавались обратно в школьную библиотеку. Для тех учеников, кто потерял или испортил учебник, предусматривался штраф в размере стоимости такого учебника.
В связи со сложной ситуацией в обществе, в школах не было ни кружков, ни спортивных секций, ни театров и спектаклей. Дети были предоставлены сами себе. Лишь к началу 2000-х гг. в школах начали более менее нормально функционировать детские лагеря на лето.
Все самые знатные события сводились к первомайской эстафете на первенство города по легкой атлетике и к масштабным субботникам по уборке близлежащей роще. Отдельное внимание уделялось празднованию 1 сентября и последнего звонка. Ну и конечно, апофеозом всех школьных внеклассных событий был выпускной.
Из школьных учителей того времени запомнился больше всего учитель физики. Это был старичок с безумно дикими глазами и вспыльчивым характером. Запустить мел в ученика было его обычным делом. Вспомнился один случай, когда местный хулиган Миша в 7 классе натер школьную доску свечным парафином. Естественно, когда начался урок и учитель физики захотел написать на доске тему урока, у него ничего не вышло. Класс не смог сдержать смех. Но когда старик взял в руки указку все тут же притихли и начали коситься на Михаила. Тут учитель все понял и когда его взгляд встретился с взглядом Михаила, последний рванул из класса. Старичок с молодежной реакцией ринулся за ним. Так они и бегали с этажа на этаж, пока их не остановил директор школы и не отвел к себе в кабинет. Что там было остается только догадываться.
Что касается образование в советском союзе, то оно, в первую очередь, отличалось большим вниманием со стороны государства. В школах активно пропагандировалась коммунистическая идеология. Детей с ранних лет приучали к труду, патриотизму, к коллективным ценностям. Школы были оборудованы всем необходимым для комфортного обучения. Действовали различные кружки, секции. Был обязательный спортивный экзамен ГТО. Были торжественные посвящения в октябрята и пионеры. Была единая школьная форма. Детей принимали в школы с 6 летнего возраста. Длительность обучения начиная с 70-х годов составляла 11 лет. С восьмого класса в школах были профориентирующие дисциплины, такие как "Основы производства и выбор профессии". В сельских школах вводилась дисциплина "Машинное дело". Для детей издавались специальные журналы: "Мурзилка", "Юный техник", "Юный натуралист".
Подводя итог своему рассказу, хотелось бы высказать собственное мнение на процесс обучения. Я считаю, что учиться надо уметь. И именно школа учит нас учиться. Именно школа прививает нам любовь к учебе. Люди, учитесь любить учиться!