Типы судов - отечественная классификация. Типы кораблей

Добро пожаловать в мой профиль, в котором я собираю новости обо всем интересном, что касается робототехники, финансов, рекламы, дизайна. Также вы узнаете про самые мощные виды военных кораблей , какой выбрать смартфон, и многое другое. Зайдите в мою коллекцию, где я уже систематизировал некоторые статьи по определенной тематике, чтобы вам было проще ориентироваться. В своих постах я стараюсь освещать новые тенденции по заявленным темам, чтобы читатель смог ориентироваться и быть в курсе событий в отрасли электроники и экономики. Вы научитесь разбираться в модных гаджетах и узнаете, как не попасть впросак с финансовой точки зрения.

Типы военных кораблей

Военно-морской флот – мощная защита государства, у которого есть прямой выход к морям, океанам и большим рекам. Насчитывается более 60 типов надводных судов, использующихся в военно-морском флоте. Но я хочу рассказать вам о самых значимых. Итак, в зависимости от выполняемой задачи, суда делят на следующие виды:
1. Крейсеры. Корабли оснащены установками пуска управляемых ракет. Крейсер может поражать как надводные, так воздушные и подводные объекты, а также произвести артобстрел прибрежной зоны.

2. Десантные корабли принято делить на большие (БДК) и универсальные (УДК). Эти виды военных кораблей отвечают за транспортировку и высадку десанта и военной техники. БДК сконструирован с аппарелью спереди, чтобы войска быстрее выгружались на сушу. УДК имеет большую боевую силу и по потенциалу сравним со средним авианосцем.



3. Авианосцы – самые крупные корабли из всех, что построены на сегодняшний момент. На борту могут уместиться несколько десятков самолетов. Эти виды военных кораблей оснащены установкой с топливом и вооружением. Поэтому войско может действовать долгое время далеко от берега. Авианосец обеспечивает оборону, поддержку войска возле берега, уничтожает корабли противника. Авианосцы оснащаются ракетами, пушками. Несмотря на большие размеры, такие корабли очень мобильные.

4. Корветы по классу вооружения тоже делятся на два типа: малые противолодочные и малые ракетные корабли. Их основное назначение – оборона конвоя кораблей против суден противника или защита берега.

5. Эсминцы – одни из самых многоцелевых военных кораблей. Они могут нанести мощный артиллерийский удар. А также ракетный и торпедный по флоту противника, охраняют водные объекты и прибрежную зону от атаки с воздуха. Отлично справляются с разведкой.

6. Фрегаты – многоцелевые виды военных кораблей . Это судно способно вести боевые действия далеко от берега. Фрегаты поддерживают сухопутные войска на берегу, обеспечивают высадку десанта, наносят удары по кораблям, обеспечивают оборону кораблей, выполняют разведывательные функции.

Если хотите больше узнать о каждом из видов боевых кораблей или просто подлатать знания о морском транспорте, можете зайти на .

Подводные лодки – сила ВМФ

Этот вид кораблей гораздо результативнее в боях, чем надводные. Из преимущество в невидимости маневров и внезапных ударах по надводным суднам. Подлодки отлично справляются также и с радиолокационной разведкой, а также обстреливают ракетами корабли противников. Подлодки делятся на классы:
1. Большие. Их максимальная скорость – 25 узлов, оборудуются атомными установками.
2. Средний. Набирают скорость в 15-20 узлов.
3. Малые со скоростью в 10-15 узлов.

Подлодки вооружаются минами, ракетами и торпедами. Есть подлодки особого назначения, предназначенные для транспортирования грузов или радиолокационного дозора.

Виды военных кораблей России

Я рассказал о самых распространенных судах. Они выполняют стратегическое значение, и в боевых действиях на воде им нет равных. А теперь посмотрим, какие виды военных кораблей России из вышеназванных представлены на флоте.

Авианосец остался один – «Адмирал Кузнецов» . Был еще один корабль этого типа, но его продали Китаю. Что интересно, стоимость постройки одного авианосца может достигать 6 млрд долларов, а содержание в месяц превышает 10 млн. Самый большой в мире крейсер, который не перевозит авиацию на борту – это «Петр Великий» . Основное предназначение судна – уничтожение авианосных объектов со стороны противника. «Петр Великий» может выполнять задания в любой точке мира на воде.

Лучше дела обстоят с УДК. Есть проект «Мистраль », по которому для российского флота французская компания строит 2 УДК – «Владивосток» и «Симферополь». На борту этих кораблей предположительно смогут размещаться вертолеты Ка-52 «Аллигатор». Выше мы говорили о корветах, так вот, в российском флоте их представлено 4 штуки. К тому же, еще 4 судна строятся. Уже существующие корветы находятся в составе Балтийского флота.

Особое внимание уделяется модернизации подводных лодок. На базе ВМФ России содержатся 48 атомных и 20 дизельных подлодок с разным назначением и оснащением. К тому же, после 2030 года планируется создать подлодки пятого поколения с соответствующим вооружением на основе крылатых ракет типа «Калибр» и баллистический – типа «Булава». Все виды военных кораблей государство уместить в своем флоте не может, но если вкладывать средства в развитие обороны, можно дойти до идеала.

Я стараюсь для вас, мои читатели, поэтому буду благодарен, если вы оставите комментарий на этот и другие посты. Очень важно слышать ваше мнение и подискутировать с умными людьми, коими вы и являетесь. Если вам нравится контент блога, добавляйте его в закладки своего браузера, чтобы быть в курсе обновлений. Буду благодарен, если вы внесете лепту в развитие блога – просто поделитесь понравившейся статье в соцсетях. Чем больше подписчиков, тем больше качественных статей. Заходите на другие мои статьи и проводите время с пользой.

ВИДЫ СТАРЫХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ:

Галера - гребной военный корабль, с двадцатого века не используется

Галера "Двина", 1721г.

Фрегат - наиболее распространенный класс парусного военного корабля. Это трёхмачтовый парусный корабль, второй по силе после парусного линейного корабля.

Фрегат "Шлиссельбург", 1704г.

Корвет - военный парусный корабль,в основном предназначенный для разведки. Во второй половине 19в. вышли из употребления.

Корвет "Витязь", 1883г.

Брандер - преимущественно парусный корабль любого типа, начинённый взрывчатыми и горючими веществами, предназначенный для входа в контакт с вражеским кораблём и его поджога и взрыва.

Брандер Ильина

Линейный корабль (парусный) - парусный трёхмачтовый деревянный корабль с орудийными портами в бортах на 2-4 палубах. В 19 в. вышли из употребления.

Линкор "Святой Павел", 1794г

НОВЫЕ ТИПЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ:

Броненосец - тяжёлый артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море.

Броненосец "Князь Потемкин Таврический",1903

Эскадренный броненосец - тяжелый артиллерийский корабль, приспособленный к ведению артиллерийского боя в составе эскадр.

Эскадренный броненосец "Александр II", 1886г.

Линкор - в двадцатом веке появился новый класс артиллерийских кораблей предназначенных для боя в виде дуэли, а так же позволявший сосредоточить огонь ряда кораблей на противнике.

Линкор Костенко


Линкор "Императрица Мария", 1913г.

Линейный крейсер - корабль, по огневой мощи сравнимый с линкором, но за счёт ослабления бронирования более быстроходный.

Линейный крейсер "Кронштадт"

СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ:

Крейсер - Корабль действующий независимо от остального флота. Один из самых распространённых военных кораблей
br />

Броненосный крейсер "Россия", 1895г.

Противолодочный корабль - корабль, предназначенный для уничтожения подводных лодок. С помощью радаров он выслеживает подлодку, затем вертолёты, находящийся на борту, взлетают и уничтожают подлодку ракетами. Торпеды имеются и на борту корабля.

"Адмирал Виноградов", 1987

Эсминец - эскадренный миноносец, отличающийся маленькими (по сравнению с крейсерами и линкорами) размерами и стоимостью. Основным оружием эсминца являются торпеды.

Эсминец "Кашин"

Авианосец - военный корабль, перемещающий на себе авиацию. Палуба корабля обеспечивает возможность взлёта и посадки для самолётов. Авианосец снабжён радиостанцией, которая позволяет поддерживать связь со взлетевшими самолётами.


Авианосец "Адмирал Кузнецов"

Корабль-арсенал - судно, которое представляет собой передвижной ракетный комплекс.

Десантный корабль - военный корабль, предназначенный для перевозки и высадки морского десанта.

Десантный корабль "Цезарь Куников"

Подводная лодка - судно способное плавать под водой. Оно погружается и всплывает благодаря резервуарам. В основном используются как оружие для поражения целей. Современные подлодки работают на атомном реакторе и снабжены ядерным оружием.


Подлодка "Нерпа"

Бомбардирский корабль

Парусный 2-, 3-мачтовый корабль конца XVII - начала XIX в. с повышенной прочностью корпуса, вооружённый гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681 г., в России - в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2-18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8-12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов всех стран. В русском флоте существовали до 1828 г

Бриг

Военный 2-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и манёвренными качествами. В XVIII - XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира

Бригантина

2-мачтовое парусное судно XVII - XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной служб. На верхней палубе устанавливалось 6-8 пушек малого калибра

Галион

Парусное судно XV - XVII вв., предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение около 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту

Каравелла

Высокобортное однопалубное 3-, 4-мачтовое судно с высокими надстройками на носу и корме, водоизмещением 200-400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII - XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама

Каракка

Парусное 3-мачтовое судно XIV - XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30-40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях

Клипер

3-мачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек

Корвет

Корабль парусного флота XVIII - середины XIX в., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. 2-мачтовое, а затем 3-мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 т, с открытыми (20-32 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями

Линейный корабль

Крупный, обычно 3-дечный (3 артиллерийские палубы), З-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80-130 гладкоствольных пушек вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах второй половины XVII - первой половины XIX в. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами

Флейт

Парусное 3-мачтовое судно Нидерландов XVI - XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4-6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применён штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Фрегат парусный

3-мачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях

Шлюп

Трёхмачтовый корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300-900 т, артиллерийское вооружение 16-32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.)

Шнява

Небольшое парусное судно, распространённое в XVII - XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I . Длина шнявы 25-30 м, ширина 6- 8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел.

Шхуна

Морское парусное судно, водоизмещением 100-800 т, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек.

Парусный флот является одним из родоначальников современного морского флота. Около 3000 лет до нашей эры гребные суда уже имели примитивные паруса, с помощью которых люди использовали силу ветра. Первое парусное вооружение представляло собой прямоугольный кусок материи или шкуру животных, привязанную на рее короткой мачты. Такой «парус» использовался только при попутных ветрах и выполнял задачи вспомогательного движителя судна. Однако с развитием общества совершенствовался и флот.

В период феодального строя появились гребные суда крупных размеров с двумя мачтами и несколькими парусами, причем паруса уже приняли более совершенные формы. Однако большого применения корабли с парусами в тот период так и не получили, так как развитие флота в рабовладельческом обществе обуславливалось использованием труда рабов и суда того времени по-прежнему оставались гребными. С падением феодализма постепенно исчезла и бесплатная рабочая сила. Эксплуатация больших кораблей с большим числом гребцов стала неприемлемой. Кроме того, с развитием международной морской торговли изменились и районы плавания кораблей - морские путешествия стали более продолжительными. Появилась необходимость в судах новой конструкции, способных совершать дальние морские плавания. Такими кораблями и явились парусные суда - нефы, имевшие длину до 40 м и грузоподъемностью до 500 тонн грузов. Позже в Португалии появились трехмачтовые парусные суда - каракки, с прямыми парусами на первых двух мачтах и треугольными латинскими парусами на третьей мачте. Впоследствии оба вида кораблей слились в один тип более совершенного парусного суда, послужившего прототипом для кораблей и фрегатов.

В конце XVI века в Испании стали строится парусные суда - галеоны. Эти имели длинный бушприт с и четыре мачты. Носовая мачта галеона несла два или три прямых паруса, кормовая - косые латинские паруса.

В конце XVIII века в связи с новыми географическими открытиями и последующим ростом торговли парусный флот стал усовершенствоваться. начали строить в зависимости от их назначения. Появились новые типы грузовых парусных кораблей, приемлемых для дальних . Самыми распространенными среди них были барки, бриги, а впоследствии и двухмачтовые шхуны. С непрерывным развитием судоходства в конце XVIII века конструкция и вооружение парусных судов значительно улучшилось. В этот период и была установлена единая классификация парусных судов и кораблей. Военные корабли в зависимости от количества орудий и типа вооружения стали разделятся на линейные, фрегаты, корветы и шлюпы. Торговые суда в зависимости от парусного вооружения делились на корабли, барки, бриги, шхуны, бригантины и баркентины.

В настоящее время принято классифицировать по их парусному вооружению. В зависимости от вида парусов все парусники разделяются на суда с прямым парусным вооружением, суда с косым парусным вооружением и суда со смешанным парусным вооружением.

суда с прямым парусным вооружением

К первой группе классификации парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются прямые паруса. В свою очередь этой группы по количеству мачт, вооруженных прямыми парусами, подразделяются на следующие типы:

а) пятимачтовый корабль (пять мачт, с прямыми парусами);

б) четырехмачтовый корабль (четыре мачты с прямыми парусами)

корабль (три мачты с прямыми парусами)

а) пятимачтовый барк (четыре мачты с прямыми парусами, одна на корме - с косыми);

б) четырехмачтовый барк (три мачты с прямыми парусами, одна с косым)

а) барк (две мачты с прямыми парусами, одна с косым);

б) бриг (две мачты с прямыми парусами)

суда с косым парусным вооружением

Ко второй группе классификации парусных кораблей относятся суда, у которых основными являются косые паруса. Преобладающим типом судов этой группы являются шхуны, подразделяющие на гафельные, марсельные и шхуны с бермудским вооружением. У гафельных шхун основными парусами служат триселя. Марсельные шхуны, в отличие от гафельных, имеют на фок-мачте, а иногда и на грот-мачте - марселя и брамселя.

б) двухмачтовая марсельная шхуна (мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте) ;

в) трехмачтовая марсельная шхуна - джекас (все мачты с косыми парусами и несколько верхних прямых парусов на фок-мачте);

У шхуны с бермудским вооружением основными являются паруса треугольной формы, передняя шкаторина которых крепится вдоль мачты, а нижняя - к гику.

шхуна с бермудским вооружением

Помимо шхун, к этой группе относятся небольшие морские одномачтовые суда - тендер и шлюп, а также двухмачтовые - кэч и иол. Тендером принято называть одномачтовое судно с горизонтальным выдвижным бушпритом.

В отличие от тендера, шлюп имеет короткий, постоянно установленный бушприт. На мачтах у обоих типов парусных судов ставятся косые паруса (триселя и топселя).

а) тендер (одна мачта с косыми парусами);

б) шлюп (одна мачта с косыми парусами)

У судов типа кэч и иол передняя мачта вооружается так же, как и у тендера или шлюпа. Вторая же мачта, расположенная ближе к корме, имеет по сравнению с первой небольшие размеры, чем и отличаются эти суда от двухмачтовых шхун.

а) кэч (две мачты с косыми парусами, причем бизань - мачта находится перед штурвалом);

б) иол (две мачты с косыми парусами, меньшая - бизань - находится позади штурвала)

суда со смешанным парусным вооружением

У третьей группы парусных судов в качестве основных используются прямые и косые паруса. К судам этой группы относятся:

а) бригантина (шхуна-бриг; одна мачта с прямыми парусами и одна с косыми);

б) баркентина (шхуна-барк; трех- и более мачтовые суда, имеющие на передней мачте прямые паруса, а на остальных - косые)

а) бомбарда (одна мачта почти в середине судна с прямыми парусами и одна сдвинутая к корме - с косыми);

б) каравелла (три мачты; фок-мачта с прямыми парусами, остальные - с латинскими парусами);

в) трабаколло (итал. trabacollo; две мачты с люггерными, т. е. рейковыми парусами)

а ) шебека (три мачты; фок- и грот-мачты с латинскими парусами, а бизань-мачта с косыми);

б) фелюка (две мачты, наклоненные к носу, с латинскими парусами);

в) тартана (одна мачта с большим латинским парусом)

а) бово (итал. bovo; две мачты: передняя - с латинским парусом, задняя - с гафельным или латинским парусом);

б) нависелло (итал. navicello; две мачты: первая - в носовой части, сильно наклонена вперед, несет парус трапециевидной формы,

крепящийся за грот-мачту; грот-мачта - с латинским или иным косым парусом);

в) баланселла (итал. biancella; одна мачта с латинским парусом)

кэт (одна мачта с гафельным парусом сильно смещена в нос)

люггер (три мачты с рейковыми парусами, применяется во Франции в прибрежном плавании)

Кроме перечисленных парусников существовали еще большие семи-, пяти- и четырехмачтовые шхуны, преимущественно американского происхождения, несущие только косые паруса.

В середине XIX века парусный флот достиг своего совершенства. Совершенствуя конструкции и парусное вооружение, судостроители создали наиболее совершенный тип океанского парусника - . этого класса отличались скоростью и хорошими мореходными качествами.

клипер

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

В преддверии дня ВМФ «Защищать Россию» старается разобраться, чем корвет отличается от фрегата, большой противолодочный корабль — от большого десантного, а судно — от корабля.

«Мы катались на кораблике!» — может кричать маленькая девочка, сойдя, например, с судна на воздушных крыльях «Метеор», доплыв на нем от Адмиралтейской набережной Петербурга до Петергофа. Если случайно рядом будет проходить настоящий морской волк в тельняшке, с трубкой, деревянным протезом вместо ноги и попугаем на плече, кричащим про пиастры, то он подумает, что девочка с родителями только-только сошла, скажем, с борта гвардейского , являющегося флагманом российского Черноморского флота.

Потому что корабль может принадлежать только военным морякам. А у гражданских — суда.

С точки зрения филологии, моряк будет не совсем прав, ибо судно — родовое понятие, которое также обозначает и вид. Суда бывают военными и гражданскими. Военные называются кораблями, гражданские — судами. Но морского волка, конечно, никто не станет поправлять. Наоборот, он взревет на тему: «Не плавают, а ходят! Корабли по морю ходят!»

Никто уже не помнит, почему корабли по морю именно ходят, но если все-таки задать моряку (неважно, гражданском или военному) этот вопрос, то почти со стопроцентной вероятностью вы узнаете, ЧТО на самом деле плавает. «Плавает руно в проруби» (слово «руно» менее поэтичные, но брутальные мореманы заменяют созвучным).

Корабли ходят по той же причине, по которой художники пишут, а не рисуют картины, бухгалтеры меряют год квАрталами, а не квартАлами, газовики строят исключительно газопрОводы вместо газопровОдов, а нефтяники ведут дОбычу нефтИ.

Профессиональный дискурс. В общем, надо запомнить, что ходят и по палубе корабля, и по морю на нем самом. Что будет, если филолог спросит моряка «почему тогда у вас капитаны дальнего плавания, а не капитаны дальнего хода?», никто не знает. Такой рисковый эксперимент не проводился.

У кораблей есть своя классификация (с учетом истории развития императорского/советского/российского флота и разных традиций у нас и на Западе, можно уверенно утверждать, что их несколько). В ВМФ России входят не только боевые корабли, но и суда обеспечения.

Корабли классифицируются, прежде всего, по рангам, которые зависят от водоизмещения.

Внутри рангов своя классификация, в зависимости от назначения. Как, например, у автомобилей: легковые могут быть полицейскими, или развозящими пиццу, или собирающими почту, а грузовые — перевозить сыпучие грузы, или жидкие, или замороженные.

Корабль водоизмещением больше 5000 тонн относится к кораблям первого ранга. Таким водоизмещением обладают авианосцы.

У российского флота в настоящее время он один — — 61000 тонн.

Хотя, если быть точным, «Кузнецов» относится к классу тяжелых авианесущих крейсеров. Также водоизмещением более 5000 тонн обладают крейсеры и некоторые эскадренные миноносцы (эсминцы), противолодочные (БПК), учебные и десантные (БДК) корабли. Внутри этих классификаций есть другие. Крейсеры могут быть: тяжелыми атомными (), ракетными («Варяг»), тяжелыми атомными подводными стратегического назначения (подлодки ), ракетными подводными стратегического назначения (подлодки ). Кораблем первого ранга командует капитан первого ранга (аналог в сухопутных войсках — полковник). По уставу корабль первого ранга приравнивается к полку.

С авианосцем все более-менее понятно. Его задача — доставлять авиасоединения до театра военных действий, попутно умея защищать себя.

Крейсер — это сам себе флот.

Как многоцелевой корабль, вооруженный, прежде всего, крылатыми ракетами, он может действовать вне основных сил флота, а может и с ними, выполняя задачи по охранению отряда кораблей. Крейсер — такой корабль, который ощетинился вооружением: ракетным, минно-торпедным, артиллерийским. Кроме того, крейсер может нести вертолеты. — филологическое наследие империи. Торпеды — самодвижущиеся мины, по мнению русских корабелов XIX века — ставились на корабли, действующие в составе эскадры. Так появились эскадренные миноносцы. С точки зрения западной морской классификации, эсминец — это корабль водоизмещением больше 6000 тонн, то есть корабль первого ранга в нашей классификации, по своему функционалу близкий к БПК, но вооруженный слабее, чем крейсер.

Эсминцы являются универсальными кораблями, действующими как для поддержки десанта и охранения, так и против сил неприятеля.

Они несут не только зенитно-артиллерийское, ракетное, противолодочное и минно-торпедное вооружение, но и могут быть площадкой для вертолета Ка-27 (). Большие противолодочные корабли (например, ) близки крейсерам, поскольку хорошо вооружены. Они превосходят водоизмещением большие десантные корабли, задачей которых является, прежде всего, доставка десанта в точку (например, являющийся кораблем второго ранга).

Корабли второго ранга выталкивают из воды от 1500 до 5000 тонн.

Командует ими капитан второго ранга (сухопутный подполковник). К ним относятся сторожевые, ракетные, десантные корабли 2 ранга и некоторые подлодки (проекты или ). Сторожевые корабли называются также корветами (например, головной корвет «Стерегущий» новейшего российского ). С фрегатами возникает явная путаница, поскольку их водоизмещение до 5000 тонн заставляет относить их к кораблям второго ранга, по функционалу их можно считать сторожевыми кораблями, но в советском флоте класса «фрегат» не существовало.

Кораблями третьего ранга — это не будет сюрпризом — командует капитан третьего ранга (на суше — майор). Их водоизмещение — от 500 до 1500 тонн.

Ракетные, артиллерийские, десантные и противолодочные корабли 3 ранга, плюс тральщики 3 ранга.

Тральщики — специальные корабли, задача которых не атаковать противника (ударные корабли) или охранять корабельную группу и сухопутные объекты (сторожевые), а искать и уничтожать мины и заграждения. В отличие от кораблей первого/второго рангов (больших десантных и больших противолодочных) корабли третьего ранга являются малыми: артиллерийскими (МАК «Астрахань», также называется корветом), ракетными (МРК «Штиль»), противолодочными (МПК «Муромец») и малыми десантными на воздушной подушке (МДКВП «Мордовия»).

Корабль четвертого ранга находится под командованием капитан-лейтенанта, старшего лейтенанта, лейтенанта.

Тут впервые исчезает слово «корабль», на смену которому приходит «катер»: десантный, артиллерийский, ракетный, противодиверсионный, а также тральщики 4-го ранга.

Водоизмещение — от 100 до 500 тонн.

Алексей Токарев