Ю.Н. Гладкий - Экономическая и социальная география зарубежных стран
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ю.Н. ГЛАДКИЙ, В.Д.СУХОРУКОВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ
ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Учебник
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического
образования
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений, обучающихся
по специальности «География»
АСАБЕМ"А
Москва
Издательский центр "Академия» 2008
Г522
Рецензенты:
доктор географических наук, профессор В. М. Разумовский
(Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов);
кандидат географических наук Н. Н. Роготень
(кафедра экономической и социальной географии
Московского педагогического государственного университета)
Гладкий Ю. Н.
Г522 Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник для
студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухорукое. - М.:
Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.
IЗВN 978-5-7695-4195-7
В учебнике освещаются принципы и методы регионализации современного
социально-экономического пространства, приводятся обзорные и развернутые
характеристики основных регионов и стран зарубежного мира.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.
УДК 911.63 (075.8) ББК 65.04я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Гладкий Ю.Н., Сухорукое В.Д., 2008 © Образовательно-издательский центр
«Академия». 2008 978-5-7695-4195-7 © Оформление. Издательский центр
«Академия», 2008
Предисловие
Настоящий учебник является логическим продолжением опубликованного ранее
учебника «Общая экономическая и социальная география мира» (М.: ИЦ
«Академия», 2006). Он посвящен характеристике крупнейших
культурно-исторических регионов мира и отдельных государств.
Известный корифей отечественной гуманитарной географии Н.Н. Баранский
(1881 -1963) отмечал, что региональная часть данного курса в учебниках
географии, а также в научных страноведческих монографиях должна занимать
не менее 70 % общего объема. Конечно, такая пропорция редко соблюдается,
особенно если учесть бурную диверсификацию общественной географии,
появление в ней все новых и новых «модных» направлений. Тем не менее
основной таксономической единицей в гуманитарной географии по-прежнему
остается страна (государство), и в связи с этим регионализм в географии
должен быть выражен как можно более ярко.
Самостоятельной проблемой является само содержание региональной
географии. В советские годы-так называемое страноведение превратилось по
сути в экономическую географию, точнее, в географию материального
производства. Выполненные в то время характеристики отдельных регионов
(в том числе союзных и автономных республик) злоупотребляли
экономико-географическими сюжетами.
Нелепость подобной «структуризации» курсов региональной географии
особенно стала очевидна в постиндустриальную эпоху, когда в передовых
странах мира подавляющая часть внутреннего валового продукта (ВВП)
начала создаваться в сфере услуг.
Стало окончательно ясно, что показ разнообразия географии культур и
народов больше не должен и не может подменяться изложением «сухих»
производственных схем (межотраслевых связей, энергопроизводственных
циклов, территориально-производственных комплексов и т.д.). Иначе
говоря, изменение соотношения масштабов характеристик мира происходит в
пользу политической, социальной, культурной и экологической географии (с
сохранением, разумеется, экономико-географических сюжетов).
Еще одна «болевая точка» региональной географии - противоречия между
принципом комплексности анализа страны (регио-
На) и значением анализируемых элементов, с одной стороны и
ограниченностью объема любого учебника, с другой.
Авторы настоящего учебника исходят из того, что комплексность не должна
превращаться в энциклопедичность, поэлементную характеристику
государства. Так, например, «хлебозавод» или «молокозавод» имеются в
любом городе, и совсем не обязательно всегда отражать эти артефакты при
характеристике государств и регионов.
Главное состоит в том, чтобы показать устойчивые во времени особенности
территорий, их уникальность, сформировать у читателя представление о
мире сквозь призму индивидуальности слагающих его регионов.
Нет необходимости ни в каких других универсальных постулатах, кроме
всеобщего закона географии, который гласит, что все регионы уникальны.
Р. Хартшорн (Англия)
Введение
Главный вопрос, предшествующий любой региональной работе: какие регионы
следует взять за основу? В гуманитарной географии мира наиболее легкое и
простое решение - придерживаться сложившихся политических границ. В этом
случае следовало бы по отдельности анализировать около 200 государств -
самоуправляющихся, самопровозглашенных (непризнанных) и
несамоуправляющихся (колоний, доминионов, протекторатов, подопечных
территорий, кондоминиумов, заморских департаментов, ассоциированных
государств и т.д.).
Однако этот путь неизбежно привел бы к «бухгалтерскому» описанию
множества территорий, с указанием бесчисленных деталей и нюансов,
которых невозможно запомнить, систематизировать и обобщить.
Наиболее подходящей основой для «ненасильственного» деления мира
являются не только государства, но и историко-культурные
(культурно-исторические) регионы, представляющие собой более или менее
целостные географические миры. Конечно, их целостность относительна, тем
более что в пределах некоторых из них периодически вспыхивают отнюдь не
бескровные конфликты, ставящие под сомнение их единство. Однако
реальность таких регионов бесспорна.
В любом случае речь идет о страноведении - географической дисциплине,
занимающейся комплексным изучением стран (в том числе их совокупности),
систематизирующей и обобщающей разнородные данные об их природе,
населении, хозяйстве, культуре и социальной организации.
Сравнение страноведения с «куполом» над всей географией (Н.Н.Баранский,
1933) отражает его функции синтеза («вторичного синтеза» по С. В.
Калеснику) частных географических характеристик конкретной страны. Это
обстоятельство, с одной стороны, снискало признание важной «миссии»
географии в создании ярких и глубоких страноведческих образов*, с другой
- нередко вызывает нападки на страноведение в связи с тем, что оно, дес-
* Достаточно вспомнить в связи с этим выдающиеся серии: «Россия. Полное описание нашего отечества» П.П.Семенова-Тян-Шанского, «Новая всемирная география» и «Земля и люди» под ред. Э.Реклю и др.
Кать, постепенно «изживает себя», поскольку функция описания территории
давно исчерпала себя.
Показательно, что «стрелы критики» при этом щадят региональную
географию. С ней «противникам страноведения бороться, бесспорно,
труднее, ибо, если исключить ее из сферы большой науки, то вся география
резко сузит поле своей деятельности и явно захромает при движении к
главной цели - научному осмыслению лика Земли как территориально
дифференцированного целого» (В. А. Пуляркин, 1998). Но учитывая тот
факт, что понятия «страноведение» и «региональная география» лежат в
одной систематико-логической плоскости, попытки их дискредитации вряд ли
принесут успех кому-либо.
Конечно, страноведение не претендует на роль «особой науки», а
представляет собой лишь «форму объединения разнородных знаний о той или
иной стране» (Н.Н.Баранский, 1946). Это часто порицаемое высказывание
авторитетного ученого (которого трудно заподозрить в отсутствии
«географического патриотизма») можно понимать таким образом, что не
следует преувеличивать научный потенциал комплексного страноведения -
типичной учебно-познавательной отрасли знания, предназначенной не только
для географов. «Внешние потребители продукции страноведения столь
разнообразны, что тяжело сформулировать единый социальный заказ, в
расчете на выполнение которого страноведческие исследования могли бы
однозначно развиваться» (В.А. Пуляркин, 1998). Новые идеи
«аккумулируются» преимущественно в частных отраслях географической
науки, а «купол» географии «монтируется» обычно из уже готовых
конструкционных форм.
Вместе с тем высказывание Н. Н. Баранского не следует расценивать как
полное отрицание научных начал в страноведении. Взять хотя бы так
называемое проблемное страноведение, которое можно рассматривать в
качестве своеобразного противовеса учебно-познавательному,
«элементарному» страноведению. Суть концепции такого страноведения
состоит в отходе от всеохватных, разделенных по отдельным сюжетам
характеристик территорий по жестко заданной схеме, а ключевыми
проблемами территории при этом становятся «ресурсообеспеченность,
характер использования территории, природопользование, «количество» и
«качество» населения, специализация и сочетания различных структур
хозяйства (с упором на территориальную структуру), инфраструктурное
оснащение территории, территориальная организация общества, развитие и
роль районов» (Я. Г. Машбиц, 1998). Проблемы, имеющие научное
содержание, в первом приближении можно объединить в три большие группы:
1) проблемы, имеющие универсальный характер и присущие практически всем
странам мира;
2) проблемы, интересующие прежде всего страны определен
ного типа (развитые страны с традиционно рыночной экономи
кой, новые индустриальные страны, государства с переходной
экономикой, развивающиеся страны и т.д.);
3) проблемы уникальные или индивидуальные, характерные
скорее для конкретных территорий, чем государств (Я. Г. Маш
биц, 1998).
Соглашаясь с этими программными мыслями видного российского географа
относительно содержания проблемного комплексного страноведения, отметим
проявляющийся недостаток внимания к ключевым вопросам
физико-географического страноведения - в частности, к закономерностям
физико-географической дифференциации, выделению региональных геосистем с
учетом зональных и азональных факторов и т.д.
Каким же образом следует характеризовать страну при комплексном
страноведческом анализе? В «Географическом энциклопедическом словаре»
(1988) дается примерный план комплексных страноведческих характеристик:
географическое положение, конфигурация территории, рельеф, климат, воды,
почвы, растительный и животный мир, минеральные и другие ресурсы,
население и хозяйство, их территориальная организация и внутренняя
дифференциация.
Схема укрупненной «крупноблочной» характеристики страны (как
государственной единицы) традиционно включает следующие основные
позиции:
1) своеобразие (генерализованная и концентрированная характеристика
объекта, которая может служить своеобразной визит
ной карточкой);
2) территория, географическое и геополитическое положение
(с анализом роли территории как «театра жизнедеятельности людей»);
3) историко-географические этапы развития (представляется
своеобразный «генетический код» территории, «связующая нить
времен»);
4) природа и природопользование (лаконичное изложение роли
природной среды в жизни населения, характеристика степени
«комфортности» среды обитания);
5) население и культура («сердцевина комплексных страноведческих
характеристик, их ядро»);
6) хозяйство (с акцентом не на технологическую и
организационно-управленческую структуры, а на специализацию, уровень
развития и формы размещения);
7) расселение (создание представления о своеобразном «опор
ном каркасе» территории);
8) общество (речь идет об отражении специфических черт социального
уклада жизни, политической стратификации населения);
«образов» составных
9) регионы (создание запоминающихся частей страны);
10) состояние окружающей природной среды (анализ геоэкологических
ситуаций);
11) перспективы (прогноз тенденций развития территории)
Разумеется, подобная схема - всего лишь методический «ориентир», не
учитывающий самобытности региона, его отличительных качеств, делающих
его по настоящему уникальным
В учебнике освещаются принципы и методы регионализации современного социально-экономического пространства, приводятся обзорные и развернутые характеристики основных регионов и стран зарубежного мира.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.
Регионы: понятие, типы, иерархия.
Регион или район? Традиционное употребление в русском языке этих двух родственных терминов имеет запутанную историю. При этом предпринимавшиеся попытки вытеснения термина «регион» как иноязычного оказались столь же безуспешными, сколь и неоправданными. Во-первых, кажущийся русским термин «район» на самом деле имеет иностранное происхождение. Особенно употребим он во французском и испанском языках. Во-вторых, за многие десятилетия употребления* каждый из терминов приобрел свою неустранимую специфику (хотя элементы общности до сих пор превалируют, что позволяет их зачастую использовать как синонимы). Более универсальным и соответственно менее строгим термином является «район», диапазон значений которого варьирует весьма широко: от выражения «европейский район» до таких словосочетаний, как «районная овощная база», «районная поликлиника», «районная библиотека» и т.д. Характерным атрибутом многих его значений является привязка к политико-административному делению России, где он выполняет «монопольные» функции.
Термин «регион» в русском языке используется для обозначения достаточно крупных физико-географических, экономико-географических, геополитических и других территориальных таксонов и немыслим в таких выражениях, как, например, региональная овощная база. Конечно, в ряде случаев регионы могут объединять даже несколько низовых административных районов, однако это скорее исключение из общего правила. В соответствии с укоренившейся в последние годы традицией, минимальным по территории административно-территориальным ареалом, именуемым регионом, является субъект Российской Федерации.
Оглавление
Предисловие 3
Введение 5
Глава 1. Основы регионализации мира 9
1.1. Регионы: понятие, типы, иерархия 9
1.2. Регионализация в гуманитарной географии 15
Глава 2. Западная Европа: «колыбель» промышленной революции в начале XXI в 26
2.1. Западная Европа как культурно-исторический регион 26
2.2. Западная Европа: страны и регионы 56
2.2.1. Германия 71
2.2.2. Великобритания 84
2.2.3. Франция 95
2.2.4. Италия ПО
2.2.5. Страны «второго эшелона» 124
2.2.6. Микрогосударства Европы 141
2.2.7. Восточная Европа - «искусственный» регион? 152
Глава 3. Постсоветский регион (без стран Балтии): формационные преобразования 165
3.1. Российская Федерация 165
3.2. Западный «фасад»: Украина, Белоруссия, Молдавия 183
3.3. Страны Закавказья 191
3.4. Страны Центральной Азии 199
Глава 4. Восточная Азия: центр мировой экономической мощи XXI в.? 215
4.1. Общая характеристика региона 215
4.1.1. Китайская Народная Республика 230
4.1.2. Япония 250
Глава 5. Южная Азия: в тисках демографического бума 273
5.1. Общая характеристика региона 273
5.1.1. Индия 281
Глава 6. Юго-Восточная Азия: между двумя гигантами 301
6.1. Общая характеристика региона 301
6.1.1. Республика Индонезия 311
Глава 7. Юго-Западная Азия и Северная Африка: «второе дыхание» исламской цивилизации 316
7.1. Юго-Западная Азия 316
7.2. Африканское Средиземноморье 330
Глава 8. Африка южнее Сахары: как выйти на «столбовую дорогу»? 341
8.1. Страны Тропической Африки 341
8.1.1. Западная и Центральная Африка 358
8.1.2. Восточная и Южная Африка 367
Глава 9. Англосаксонская Америка: постиндустриальная трансформация 385
9.1. Соединенные Штаты Америки 385
9.2. Канада 401
Глава 10. Латинская Америка: стабилизационные программы и суровая реальность 411
10.1. Общая характеристика региона 411
10.1.1. Карибский регион: Мексика 422
10.1.2. Южная Америка: Бразилия 433
Глава 11. Австралия и Океания: преуспевающая англоязычная периферия и обособленный мир островов 441
11.1. Австралийский Союз 441
11.2. Океания 452
Список литературы 459.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экономическая и социальная география зарубежных стран, Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.
Ю.Н.Т л а д к и й
А.И.Ч и с т о б а е в
Регионоведение
Рекомендовано Учебно-методическим
объединением вузов России
по педагогическому образованию
Министеротва образования
Российской Федерации
в качествеучебника для студентов
высшихучебных заведений
LA p tv q x jK u
МОСКВА
2003
УДК913(21)(075.8)
ББК 26.89
Г52
Рецензенты:
доктор географических наук, профессор, заслуженный деятель науки
1Ъссийской Сидерации А.П. Алхименко\
доктор экономических наук, профессор Б.В. Лагиов
Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И.
Регионоведение: Учебник. - М.: Гардарики, 2003. 一 384 с.
ISBN 5-8297-0053-0 (в пер.)
Излагаются аксиоматические основы регионоведения. Среди главных осве
щаемых вопросов: развитие общих представлений о регионоведении; роль раз
личных факторов в региональной дифференциации мира; своеобразие различ
ных типов регионов; специфика культурно-исторических макрорегионов и эко
номических регионов Российской Федерации. Показано растущее в мире внимание к регионоведению, вытекающее из самого принципа территориальной
дифференциации природы, населения, производительных сил и т.д.
Д;ш студентов, обучающихся по направлениям и специальностям, связанным с региональной экономикой, географией, природопользованием, социоло
гией, менеджментом и т.д. Представляет интерес для широкого круга специа
листов - от научных работников и преподавателей до представителей государ
ственного и муниципального управления.
УДК 913(21)(075.8)
ББК 26.89
ISBN 5-8297-0053-0
© ^Гардарики», 2000
© Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И., 2000
Предисловие
Регионоведение1 一 широко востребованная временем область науч
ного и образовательного знания, имеющая своей целью изучение
специфики социально-экономического, политического, культурно
го, этноконфессионального, природного, экологического развития
относительно целостных территориальных образований, именуе
мых регионами.
Несмотря на широкое употребление в англоязычной литературе
термина «regional science» (региональная наука), именовать регионове
дение, как это нередко делается, полностью самостоятельной наукой
было бы опрометчиво - оно является неотъемлемой частью географи
ческой науки. «…Регионализм (этот термин, используемый в западных
источниках, семантически близок к ^регионоведению», хотя и «дистан
цируется» от природных регионов. 一 Авт.) представляет собой знаме
нательный феномен в социологии науки. Он выступает в качестве меж
дисциплинарного конгломерата, внесшего вклад в развитие нескольких
дисциплин и стимулирующего циркуляцию идей, невзирая на меж
предметные барьеры и национальные границы... Регионализм нацелен
на заимствование, «перекрестное опыление», адаптацию и синтез»
{Л: Isserman,1993).
Такое объяснение феномена регионализма в целом приемлемо. Од
нако следует с большой долей осторожности относиться к иногда раздающимся утверждениям о ^сомнительной научности» регионоведения.
Мало кто из серьезных ученых ставит под сомнение научность таких
объектов исследования, как «ландшафтный регион» или «экономичес
кийрегион», а жизнеспособность многих первоклассных теорий регио
нального развития подтверждена экономической практикой самых раз
личных государств.
1 В качестве синонимов иногда используют следующие термины:《райоиоведе.
ние», ^районология», «районография», «регионология», «регионалистика», «регио
нальная география», «регионика» и др., что отражает этап бурной рефлексии и «расшатывания» традиционных устоев понятийного аппарата в развитии региоиоведения. По мнению авторов, термин «регионоведение» семантически наиболее точно
ориентирует мысль на отражаемое им понятие (по ассоциации с аналогичными рус
скими терминами: «обществоведение», «востоковедение», «литературоведение»,
^землеведение», ^почвоведение» и др.)-
ПРЕДИСЛОВИЕ
Итак, по своему характеру регионоведение тяготеет прежде всего к
географии и может рассматриваться в качестве ее субдисциплины (т.е.
вспомогательной дисциплины). При этом внутри нее можно выделить,
во-первых, теоретическое регионоведение, занимающееся анализом
пространственной дифференциации объективно существующих райо
нов, но не конкретных, а на примере их типов и моделей; во-вторых,
конструктивное регионоведение, применяющее теоретические положе
ния к проектированию искусственных территориальных систем, имею
щих четкие границы; и, наконец, познавательное регионоведение (учеб
ное или метарегионоведение), изучающее регионализацию пространст
ва как инструмент познания, как средство обыкновенной географичес
кой характеристики. (Таким образом, ^выхолащивать» научное
содержание из регионоведения значит дискредитировать сущность
самой географии, которая в свою очередь в защите не нуждается.)
Отметим исключительную важность познавательного (учебного)
регионоведения, главная задача которого состоит в создании целост
ных, комплексных характеристик регионов различного ранга. В таких
характеристиках методами географии и смежных наук (истории, социо
логии, статистики и др.), а также литературы, искусства формируется
запоминающийся образ региона, его своеобразие. В данном случае речь
идет о комплексном регионоведений, но в отдельных случаях бывает
очень важно создать яркий, запоминающийся образ экономического ре
гиона, политического, культурного, военного, медицинского и т.д.
Растущее в мире внимание к регионоведению вытекает из самого
принципа территориальной дифференциации природных, людских и ма
териальных ресурсов, учет и тщательное изучение которой создает усло
вия для рационального «упорядочения» этих ресурсов, т.е. для торжества
идейтерриториальной справедливости, экономического федерализма и
в конечном счете демократии. Напротив, игнорирование на государст
венном уровне региональных особенностей страны способно «загнать»
региональные процессы в подавленные (пассивные) формы, что грозит
региональными ^перекосами» в социально-экономическом развитии,
децентрализацией и ослаблением власти. Последнее убедительно ил
люстрируется событиями, последовавшими вслед за распадом СССР.
Именно децентрализация государственной власти, развитие цент
робежных тенденций и опасность фрагментации единого экономичес
кого пространства наряду с усилением амбиций региональных элит вы
звали в российском обществе небывалый всплеск интереса к региональ
ной проблематике, к вопросам поиска путей и средств «регионального
выживания». Появились многочисленные публикации, авторы которых
обратились к анализу тех трудностей и проблем, которые несет в себе
слабоконтролируемая регионализация российского социума. Речь идет
о попытках некоторых региональных элит политически дистанциро
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Структура настоящего учебника обусловлена содержанием соответ
ствующего вузовского курса. Она ориентирует на уяснение аксиомати
ческих основ регионоведения с акцентом на российскую конкретику.
В некоторых главах авторы сознательно выходили за рамки собственно
регионального анализа, что объясняется стремлением привлечь внима
ние к некоторым важным или дискуссионным вопросам, без уяснения
которых трудно понять характер действия отдельных факторов регио
нализма. (К числу таковых относится, например, изложение сущности
этнологической концепции Л.Н. Гумилева, «взбудоражившей» общест
венное мнение в 60-90 гг. XX в. То же самое можно сказать и относи
тельно некоторых фрагментов демографического, конфессионального,
геополитического факторов регионализма.) 、
Многие сюжеты учебника органически связаны с темами другого
учебною пособия этих же авторов - «Основы региональной политики»
(СПб.: Изд*во В.А. Михайлова, 1998. 660 с.), по отношению к которому
оно играет пропедевтическую роль.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
И РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ
ПРОСТРАНСТВА
]Глава 1. Формы и процессы пространственной
«дифференциации
^Существует мнение, что современная наука наступает на область неведения в основ
ном двумя фронтами: макромир нам открывают исследования Космоса; микромир 一
атомная физика, химия,
молекулярная биология. В тылу остается мир вещей средне
го размера - мезомир (Б. Родомащ 1973). В данном случае имеется в виду ие общее
строение земного шара и его поверхности, а повторяющиеся пространственные
Структуры, воплощенные в многочисленных естественных и искусственных образо
ваниях на поверхности Земли.
*
В результате объективного процесса разделения материального мира на качест
венно различные и внутренне связанные части возникают различного вида ареалы
"(называемые по-разному: регионами, областями, провинциями, зонами, поясами
и т.п,). Они эволюционируют, пересекаются, накладываются друг на друга, иногда
исчезают вовсе. Все, что связано с формированием, выявлением, выделением, изучением, проектированием, прогнозированием, моделированием таких ареалов, имеет,
как мы убедимся далее, прямое отношение к регионоведению - предмету нашего
рассмотрения.
Наши представления о пространстве
Общенаучное толкование понятия «пространство» (как и понятия
"«время») формируется в рамках философии, а не в рамках географии,
" физики или иной науки. Под пространством в философии понимается
всеобщая форма бытия материи, неотделимая от другой формы 一 вре
мени. (Многие известные философы и представители точных наук тол! ковали понятие «пространство» по-разному. Так, Аристотель считал,
что оно - логическое условие существования вещей; И. Ньютон пола
гал, что пространство является объективной реальностью, но - пусто;
Дж. Беркли рассматривал пространство как умственную абстракцию,
построенную на сочетании света и звука; И. Кант воспринимал про
странство как особую форму, наполняемую чувственным опытом и
предоставляющую хорошую возможность для природной классифика
ции знаний; близкое к последнему мнение разделял и А. Эйнштейн,
воспринимавший пространство как производное чувственного опыта
познания материального мира.)
Обьщенное понимание пространства имеет мало общего с философ
ским содержанием этой категории. Некоторые науки активно интер, претируют это общенаучное понятие применительно к специфике изу-
ГЛАВА 1. ФОРМ Ы 11 ПРОЦЕССЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Чаемых ими сфер материального мира. Иногда можно слышать о хими
ческом, биологическом, геологическом, экономическом, социальном,
геополитическом и других видах пространства.
Географическое пространство чаще всего трактуется как философ
ская концептуальная категория,
как объективная, всеобщая и познавае
мая ^форма существования материальных географических образований
и объектов в пределах георферной оболочки. Более конкретно - под
географическим пространством понимается («совокупность отношений
между геообъектами, расположенными на конкретной территории и
развивающимися во в р е м е н и Алаев, 1983). Можно выразиться
еще проще: тот вид пространства, изучением которого занимается гео
графия, 一 это земное пространство (R.M ,Downs, 1970). При этом не
следует забы*вать о том, что географические пространство ~ трехмернр.
а территория с точки зрения геометрии - всего лишь двумерное. (А по
Эйнштейну, геометрическое пространство искривлено, что требует мо
дификации отдельных аспектов Евклидовой геометрии.)
Отличие территории от географического пространства состоит в том,
что территория сщгжит лишь общим фоном расположения материально
вещественных о&ьектов и, строго говоря, «пуста» с точки зрения модель
ных построенш! (хотя на практике -даже в научной литературе -территория часто отождествляется с пространством, и в этом большой беды
нет). Все материально-вещественные объекты и явления представляют
собой составные части геопространства как трехмерного образования.
Его специфическая особенность связана с одновременным наличи
ем качеств прерывности и непрерывности. Обладая своим собственным
физическим пространством, каждый географический объект*выполняет,
определенные функции в формировании географического ландшафта
(или поля) и воздействует на окружающие его географические объек
ты. Именно в этом проявляется «географизм» материально-веществённкх объектов, и явлений.
2 Структурность геопространства
Земное пространство представлено множеством разнообразных вещест■венных и невещественных субстанций, которые в каждое отдельное
мгновение можно сравнить со «стоп-кадром», запечатлевшим сложные
процессы пространственной дифференциации. «Это процессы неживой
природы, которые описываются так называемыми законами физики и
химии; это биотические процессы, которые характеризуются в терминах
биологических понятий; это также процессы, вызванные к жизни чело
веческой культурой…перекрещивающиеся взаимосвязи вещей и собы
тий разного происхождения на поверхности Земли образуют системы
функционально связанных элементов» (JI. Джеймс, Дж. Мартин, 1981).
3. ЕДИНИЦЫ ГЕОПРОСТРАНСТВА
Географическое пространство структурно {как с точки зрения состЗбляющих его компонентов (компонентная структура), так и в терри
ториальном отношении (территориальная структура).^ Ему присущи
такие качества, как системность, динамичность, размерность, кривизна,
.плотность, концентрация, поляризация, а также энтропийность (т.е.
мера внутренней неупорядоченности).
Для
географа
пространство
есть форма,
.
1
"
* ■
» географическое
г Т
ЛГ
А. .7 теснейшим
.......
образом связанная с поверхностью Земли. При характеристике послед:ней обычно оперируют общими (часто «неделимитированными»)) эле
ментами -территория, акватория; аэротория и геотория. {
广 Территория 一 ограниченная часть земной поверхности, ее сегмент,
обладающий определенными природными и антропогенными свойства
ми и ресурсами名Обычно она не отождествляется со всей поверхностью
Земли, но в то Же время сумма всех территорий планеты, йдеитифициэованных на базе единого критерия, будет соответствовать поверхности
земнойсуши.
|Акватория 一 часть водной поверхности Земли с присущими ей
природными и антропогенными свойствами и ресурсами и характери
зующаяся такими качествами, как глубина, протяженность и тд. [
[Аэротория - еще малоупотребляющийся, но перспективный тер
мин, обозначающийрасть воздушной оболочки геосферы,/соотнесенной
с соответствующей территорией или акваторией (в сравнении с ныне
использующимся в юридической литературе термином «воздушная
территория» термин «аэротория» не только более лаконичен, но и се
мантически более строго).
Геотория -родовое понятие, в котором синтезируются территория,
акватория и аэротория.
Хдйн^щы геопространства
Выделение различных геопространственных таксонов 一 необходимТый
Методологический инструмент и неизбежный методический прием при
осуществлении как теоретических и прикладных географических исследований, так и обыкновенной краеведческой работы в средней
школе. Трудность здесь состоит, в частности, в совместном рассмотре
нии вопросов естественных и общественных наук, выделении и изуче
нии ареалов самого различного происхождения - физико-географичес
ких, геологических, экономических, этнических, конфессиональных, геопо
литических, культурно-цивилизационных и др.
Одним из наиболее широко употребляемых универсальных поня
тийявляется ареал (от лат. area - площадь, пространство). Возникшее
вначале в биогеографии и использовавшееся применительно к облас
тям распространения какого-либо вида, рода и т.д. растений и живот-
ГЛАВА 1. ФОРМ Ы И ПРОЦЕССЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
Ных, впоследствииjipeaji стал трактоваться как область распростране
ния каких-либо явлений вообще, в частности экономических. Особенно
конструктивную роль данное понятие играет в картографии, где так на
зываемый способ ареалов применяется для обозначения пределов рас
пространения объектов или явлений.
Зона (от греч. zone - пояс) - тако
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ю.Н. ГЛАДКИЙ, В.Д.СУХОРУКОВ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ
ГЕОГРАФИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Учебно - методическим объединением по специальностям педагогического образования
в качестве учебника для студентов
высших учебных заведений , обучающихся
по специальности «География»
Издательский центр "Академия» 2008
УДК 911.63 (075.8) ББК 65.04я73
Рецензенты:
доктор географических наук, профессор В . М . Разумовский (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов);
кандидат географических наук Н . Н . Роготень
(кафедра экономической и социальной географии
Московского педагогического государственного университета)
Гладкий Ю . Н .
Г522 Экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Н. Гладкий, В. Д. Сухорукое. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.
IЗВN 978-5-7695-4195-7
В учебнике освещаются принципы и методы регионализации современного социально-экономического пространства, приводятся обзорные и развернутые характеристики основных регионов и стран зарубежного мира.
Для студентов высших педагогических учебных заведений.
УДК 911.63 (075.8) ББК 65.04я73
Оригинал - макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия» , и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Гладкий Ю.Н., Сухорукое В.Д., 2008 © Образовательно-издательский центр «Академия». 2008 978-5-7695-4195-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2008
Предисловие
Настоящий учебник является логическим продолжением опубликованного ранее учебника «Общая экономическая и социальная география мира» (М.: ИЦ «Академия», 2006). Он посвящен характеристике крупнейших культурно-исторических регионов мира и отдельных государств.
Известный корифей отечественной гуманитарной географии Н.Н.Баранский (1881 -1963) отмечал, что региональная часть данного курса в учебниках географии, а также в научных страноведческих монографиях должна занимать не менее 70 % общего объема. Конечно, такая пропорция редко соблюдается, особенно если учесть бурную диверсификацию общественной географии, появление в ней все новых и новых «модных» направлений. Тем не менее основной таксономической единицей в гуманитарной географии по-прежнему остается страна (государство), и в связи с этим регионализм в географии должен быть выражен как можно более ярко.
Самостоятельной проблемой является само содержание региональной географии. В советские годы-так называемое страноведение превратилось по сути в экономическую географию, точнее, в географию материального производства. Выполненные в то время характеристики отдельных регионов (в том числе союзных и автономных республик) злоупотребляли экономико-географическими сюжетами.
Нелепость подобной «структуризации» курсов региональной географии особенно стала очевидна в постиндустриальную эпоху, когда в передовых странах мира подавляющая часть внутреннего валового продукта (ВВП ) начала создаваться в сфере услуг.
Стало окончательно ясно, что показ разнообразия географии культур и народов больше не должен и не может подменяться изложением «сухих» производственных схем (межотраслевых связей, энергопроизводственных циклов, территориально-производственных комплексов и т.д.). Иначе говоря, изменение соотношения масштабов характеристик мира происходит в пользу политической, социальной, культурной и экологической географии (с сохранением, разумеется, экономико-географических сюжетов).
Еще одна «болевая точка» региональной географии - противоречия между принципом комплексности анализа страны (регио-
на) и значением анализируемых элементов, с одной стороны и ограниченностью объема любого учебника, с другой.
Авторы настоящего учебника исходят из того, что комплексность не должна превращаться в энциклопедичность, поэлементную характеристику государства. Так, например, «хлебозавод» или «молокозавод» имеются в любом городе, и совсем не обязательно всегда отражать эти артефакты при характеристике государств и регионов.
Главное состоит в том, чтобы показать устойчивые во времени особенности территорий, их уникальность, сформировать у читателя представление о мире сквозь призму индивидуальности слагающих его регионов.
Нет необходимости ни в каких других универсальных постулатах, кроме всеобщего закона географии, который гласит, что все регионы уникальны.
Р. Хартшорн (Англия )