Какое географическое положение индийского океана. Географическое положение индийского океана

Природа Индийского океана имеет много общих черт с природой Тихого океана, особенно много сходства в органическом мире двух океанов.

Географическое положение. Индийский океан отличается своеобразным положением на планете: большая часть его лежит в Южном полушарии. На севере он ограничен Евразией и не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.

Берега океана изрезаны слабо. Островов сравнительно мало. Крупные острова расположены лишь на границе океана. В океане есть вулканические и коралловые острова (см. карту).

Из истории исследования океана. Берега Индийского океана - один из районов древних цивилизаций. Некоторые ученые полагают, что мореплавание началось на Индийском океане. Первыми средствами преодоления водных просторов могли быть бамбуковые плоты, которые до сих пор используют в Индокитае. В Индии были созданы корабли катамаранного типа. Изображения таких кораблей высечены на стенах древних храмов. Древнеиндийские мореплаватели в те далекие времена плавали на Мадагаскар, в Восточную Африку, а возможно, и в Америку. Описания маршрутов плаваний по океану первыми составили арабы. Сведения об Индийском океане начали накапливаться со времени плавания Васко да Гамы (1497-1499). В конце XVIII в. первые промеры глубин этого океана провел английский мореплаватель Дж. Кук.

Комплексное изучение океана началось в конце XIX в. Наиболее значительные исследования были проведены английской экспедицией на судне «Челленджер». Однако до середины XX в. Индийский океан был изучен слабо. В наши дни десятки экспедиций на научно-исследовательских судах многих стран изучают природу океана, выявляют его богатства.

Особенности природы океана. Строение рельефа дна сложное. Срединно-океанические хребты делят ложе океана на три части (см. карту). В западной части протянулся хребет, соединяющийся южнее Африки со Срединно-Атлантическим хребтом. Для центра хребта характерны глубинные разломы, области землетрясений и вулканизма на дне океана. Разломы земной коры продолжаются в Красном море и выходят на сушу.

Климат этого океана формируется под влиянием его географического положения. Особенность климата - сезонные ветры муссоны в северной части океана, которая расположена в субэкваториальном поясе и подвержена значительному влиянию суши. Муссоны оказывают огромное воздействие на погодные условия в северной части океана.

На юге океан испытывает охлаждающее влияние Антарктиды; здесь лежат наиболее суровые районы океана.

С особенностями климата связаны свойства водных масс. Северная часть океана хорошо прогревается, лишена притока холодных вод и поэтому самая теплая. Температура воды здесь выше (до +30°С), чем на тех же широтах в других океанах. К югу температура вод понижается. Соленость вод океана на поверхности в целом выше, чем средняя соленость Мирового океана, а в Красном море она особенно высока (до 42%).

В северной части океана на образование течений влияет сезонная смена ветров. Муссоны меняют направление движения вод, вызывают их вертикальное перемешивание, перестраивают систему течений. На юге течения являются составной частью общей схемы течений Мирового океана (см. рис. 25).

Органический мир Индийского океана сходен с растительным и животным миром западной части Тихого океана. Тропические водные массы богаты планктоном, в котором особенно много одноклеточных водорослей. Из-за них поверхностный слой вод сильно мутнеет, меняет окраску. Среди планктона много светящихся ночью организмов. Разнообразны виды рыб: сардинелла, скумбрия, акулы. В южной части океана - белокровные рыбы, например ледяная, и др. Особенно богаты жизнью шельфовые районы и мелководья у коралловых рифов. Заросли водорослей образуют подводные луга. В теплых водах Индийского океана обитают гигантские морские черепахи, морские змеи, из моллюсков много каракатиц и кальмаров, а близ Антарктиды - китов и тюленей.

Индийский океан расположен в нескольких природных поясах (см. рис. 33). В тропическом поясе под влиянием окружающей суши образуются комплексы с разными свойствами водных масс. В западной части этого пояса осадков выпадает мало, велико испарение, с суши воды почти не поступают. Водные массы здесь имеют повышенную соленость. Северо-восточная часть пояса, наоборот, получает много осадков и пресной воды из рек, стекающих с Гималаев. Здесь создается комплекс с сильно опресненными поверхностными водами.

Виды хозяйственной деятельности в океане. Природные богатства Индийского океана в целом изучены и освоены еще недостаточно. Шельф океана богат полезными ископаемыми. В толщах осадочных пород на дне Персидского залива огромны залежи нефти и природного газа. Добыча и перевозка нефти создают опасность загрязнения вод. В странах, расположенных у северо-западных побережий океана, где почти нет пресной воды, ведется опреснение соленых вод. Развит и лов рыбы.

Через Индийский океан проходят многочисленные судоходные трассы. Особенно много морских дорог в северной части океана, где до сих пор используют небольшие парусные суда. Направление их движения связано с муссонами.

  1. Какое влияние на природу Индийского океана оказывает его физико-географическое положение?
  2. В чем проявляется взаимодействие океана и окружающей его суши?
  3. Сведения, изложенные в тексте, нанесите на контурную карту; условные знаки придумайте сами.

Географическое положение. Индийский океан расположен целиком в восточном полушарии между Африкой - на западе, Евразией - на севере, Зондскими островами и Австралией - на востоке, Антарктидой - на юге. Индийский океан на юго-западе широко сообщается с Атлантическим океаном, а на юго-востоке - с Тихим. Береговая линия расчленена слабо. В океане восемь морей, есть большие заливы. Островов сравнительно мало. Наиболее крупные из них сосредоточены близ побережий материков.
Рельеф дна. Как и в других океанах, рельеф дна в Индийском океане сложен и разнообразен. Среди поднятий на дне океана выделяется система срединно-океанических хребтов, расходящихся на северо-запад и юго-восток. Для хребтов характерны рифты и поперечные разломы, сейсмичность и подводный вулканизм. Между хребтами лежат многочисленные глубоководные котловины. Шельф в основном имеет небольшую ширину. Но он значителен у берегов Азии.
Минеральные ресурсы. В Персидском заливе, у побережья Западной Индии и у берегов Австралии имеются значительные месторождения нефти и газа. На дне многих котловин обнаружены большие запасы железомарганцевых конкреций. В отложениях осадочных пород на шельфе содержатся оловянные руды, фосфориты, золото.
Климат. Основная часть Индийского океана лежит в экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах, только южная часть охватывает высокие широты, вплоть до субантарктических. Главная особенность климата океана - сезонные ветры муссоны в его северной части, которая подвержена значительному влиянию суши. Поэтому в северной части океана два сезона года - теплая, тихая солнечная зима и жаркое, облачное, дождливое, штормовое лето. К югу от 10° ю.ш. господствует юго-восточный пассат. Южнее, в умеренных широтах, дует сильный и устойчивый западный ветер. Количество осадков значительно в экваториальном поясе - до 3000 мм в год. Очень мало осадков у берегов Аравии, в Красном море и Персидском заливе.
Течения. В северной части океана на образование течений влияет смена муссонов, которая перестраивает систему течений по сезонам года: летнее муссонное - в направлении с запада на восток, зимнее - с востока на запад. В южной части океана наиболее значительны Южное Пассатное течение и течение Западных ветров.
Свойства вод. Средняя температура поверхностных вод +17°С. Несколько пониженная средняя температура объясняется сильным охлаждающим влиянием антарктических вод. Северная часть океана хорошо прогревается, лишена притока холодных вод и поэтому самая теплая. Летом температура воды в Персидском заливе поднимается до +34°С. В южном полушарии температура вод постепенно понижается с увеличением широты. Соленость поверхностных вод во многих районах выше, чем средняя, а в Красном море особенно велика (до 42 промилле).
Органический мир. Имеет много общего с Тихим океаном. Богат и разнообразен видовой состав рыб. В северной части Индийского океана обитают сардинелла, анчоус, скумбрия, тунец, корифена, акулы, летучие рыбы. В южных водах - нототениевые и белокровная рыбы; встречаются китообразные и ластоногие. Особенно богат органический мир шельфа и коралловых рифов. Заросли водорослей окаймляют берега Австралии, Южной Африки, островов. Велики промысловые скопления ракообразных (лангусты, креветки, криль и др.). В целом биологические ресурсы Индийского океана еще слабо изучены и недостаточно используются.
Природные комплексы. Северная часть океана лежит в тропическом поясе. Под влиянием окружающей суши и муссонной циркуляции в этом поясе формируются несколько аквальных комплексов, отличающихся свойствами водных масс. Особенно резкие отличия отмечаются в солености вод.
В экваториальном поясе температура поверхностных вод по сезонам года почти не меняется. Над многочисленными поднятиями дна и у коралловых островов в этом поясе развивается много планктона, повышается биопродуктивность. В таких водах обитают тунцы.
Зональные комплексы южного полушария в общих чертах похожи по природным условиям на аналогичные пояса Тихого и Атлантического океанов.
Хозяйственное использование. Биологические ресурсы Индийского океана используются жителями побережий с незапамятных времен. И до сих пор кустарные промыслы рыбы и других морепродуктов сохраняют важную роль в хозяйстве многих стран. Однако природные ресурсы океана используются в меньшей степени, чем в других океанах. Биологическая продуктивность океана в целом невысокая, она возрастает лишь на шельфе и материковом склоне.
Химические ресурсы вод океана пока еще слабо используются. В больших масштабах ведется опреснение соленых вод в странах Ближнего Востока, где острый дефицит пресной воды.
Среди минеральных ресурсов выделяются месторождения нефти и газа. По их запасам и добыче Индийский океан занимает первое место в Мировом океане. В прибрежно-морских россыпях содержатся тяжелые минералы и металлы.
Через Индийский океан проходят важные транспортные пути. В развитии судоходства этот океан уступает Атлантическому и Тихому, но по объемам перевозки нефти он превосходит их. Персидский залив - главный нефтеэкспортный район мира, отсюда начинается большой грузопоток нефти и нефтепродуктов. Поэтому в этом районе необходимы систематические наблюдения за состоянием водной среды и охрана ее от нефтяного загрязнения.

Конспект урока по географии на тему

«Индийский океан»

Класс: 7

Цели:

1. сформировать представление об особенностях природы Индийского океана, познакомить учащихся с климатом, хозяйственным использованием Индийского океана

2. развивать умения работать с картографическим материалом, умение составлять характеристику географического объекта

3. воспитывать экологическую культуру.

Оборудование:

карта полушарий, карточки.

План

I . Организация класса

II . Актуализация знаний в форме фронтального опроса

III . Изучение новой темы

1. характеристика географического положения Индийского океана

2. рассказ учителя о границах Индийского океана

3. первичное закрепление

4. работа по карточкам

5. заполнение таблицы

IV . Закрепление

V . Итог

Ход урока

    Организация класса

II . Актуализация знаний в форме фронтального опроса

Определите, что означают эти цифры:

а) 178,6 млн. кв. км – площадь Тихого океана

б) 710 млн. кв. км – объем воды в океане

в) 3980 м – средняя глубина

г) 11022 м – наибольшая глубина

д) 13 – морей в океане

е) 36,5 ‰ – средняя соленость

ж) +18,1 – средняя температура поверхностного слоя.

- Скажите, какую площадь занимает Тихий океан от общей площади Мирового океана?

Это значительная цифра. Тихий – это самый глубокий и самый большой по площади океан (показ по карте).

-Кто первым из европейцев увидел Тихий океан?

- Почему он назвал его Тихим?

- Как называются опустошительные тропические ураганы?

Показ на карте Тихого океана и его морей.

III .

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особенностями природы Индийского океана, узнаем о климате Индийского океана и его хозяйственном использовании.

1.

План описания географического положения океана.

1. Какими материками ограничен океан.

2. Как океан расположен относительно экватора, тропиков и полярных кругов.

3. С какими океанами сообщается и где проходит граница между ними.

Особенность географического положения Индийского океана в том, что 84% его площади лежит в Южном полушарии. Он не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.

- Назовите материки, ограничивающие Индийский океан (показ по карте).

2. Индийский океан расположен между материками Африкой, Австралией, Антарктидой и Азией.

Западной границей Индийского океана служит меридиан 20º в.д. на отрезке между Антарктидой и Африкой.

На С-В океан ограничен северным входом в Малаккский пролив, Ю-З и Ю берегами больших и Малых Зондских островов, Ю-З побережьем Новой Гвинеи до устья р. Бенебек, отсюда по воде до м. Йорк. На востоке граница проходит по берегу Австралии до м. Юго-Восточный, затем пересекает Басов пролив до С-З оконечности Тасмании, далее по ее западному берегу до м. Южный, до которого она идет по меридиану 147º в.д. (показ на карте).

- Где проходит Южный тропик?

Южный тропик проходит приблизительно на равном удалении от северных и южных границ океана. Индийский океан в северной части значительно обособлен от материков и архипелагов. Лишь в южной части он сообщается с Атлантическим и Тихим океанами.

3.

- Скажите, по средством чего Индийский океан сообщается с Тихим и Атлантическим?

- К Индийскому океану относят 6 морей. Назовите эти моря и запишите их в тетрадь.

Общая площадь Индийского океана равна 76,2 млн. кв. км.

Откройте атласы на странице 18-19-й и определите среднюю и наибольшую глубину в океане.

Средняя глубина 3711 м, а наибольшая – 7729 м.

Средняя температура поверхностного слоя составляет +17º С.

Средняя соленость равна 36,5‰.

Работа по карте атласа.

- Покажите на карте Индийский океан и его границы.

- Найдите на карте проливы Индийского океана.

- Покажите острова Индийского океана.

- Найдите и покажите на карте моря Индийского океана.

- Покажите на карте заливы Индийского океана.

4. Работа в группах.

Сейчас я вам раздам карточки с набором текста и вопросами. Вы должны внимательно прочитать текст и ответить на вопросы. Затем вы познакомите класс со своей работой, все остальные заполняют таблицу.

Карточка №1. Климатические условия Индийского океана.

Особенности климатических условий Индийского океана определяется его географическим положением и конфигурацией материков. Индийский океан – самый теплый и самый соленый. Наиболее значительное влияние оказывает высокогорная и теплая в этих широтах, Азия и гористая, и очень холодная Антарктида. Широкое сообщение с Атлантическим и Тихим океаном, атмосферная и океаническая циркуляция также существенно влияют на климат океана.

Северная часть сильно подвержена континентальному воздействию. Крайние южные районы подвержены влиянию Антарктиды. В результате в Индийском океане наблюдается заметное различие климатических условий. Зимой над северной частью океана господствует С-В муссон. В полосе между 10-30º ю.ш. в течение всего года господствуют пассаты Ю-В направления, скорость которых не превышает 5 м/с.

Южнее, между 40º и 60º ю.ш. находится зона постоянных сильных западных ветров, скорость которых равна 10 м/с.

Над Индийским океаном атмосфера хорошо прогрета. Температура воздуха в декабре – феврале изменяется от +20 на севере до +27 на экваторе. Южнее она изменяется до +15 на 30º ю.ш. и до 0…+5 на 50º ю.ш. а в приантарктических районах до -5…0. Температура воздуха в июне – августе достигает +27…+26, у экватора +30..+31. Наблюдается понижение температуры в направлении Антарктиды до -18…-20. В районах, где протекают холодные течения, температура на несколько градусов ниже. Над Персидским заливом температура более высокая, чем над прилегающими территориями океана. Крайняя, С-В часть океана – один из переувлажненных районов Индийского океана, а С-З часть, наоборот, самая засушливая.

1. Рассмотрите климатическую карту Индийского океана и определите в каких климатических поясах он находится.

2. Назовите средние температуры января и июля, ГКО.

3. Какие факторы оказали наибольшее влияние на климат Индийского океана.

Карточка №2. Гидрологические условия.

В северной части океана высота волн зависит от времени года: зимой образуются волны высотой до 1 м. а летом при смене направлений ветра, дующего к берегу, высота волн достигает 2 м. В окраинных морях штормовые волны достигают 10-12 м. в зоне пассатов высота волн равна 2 м, штормовые волны – 3,5 м. При этом высота волн достигает 2-6 м, к З и В встречаются исключительно высокие волны в 15 и даже 20 м, но их повторяемость невелика.

В Индийском океане льды встречаются только на его южной окраине. Средняя кромка льдов в конце зимы проходит около параллели 60º ю.ш., но айсберги могут встречаться и севернее 40º ю.ш. Льдообразование начинается обычно в марте и к сентябрю достигают максимального положения. В октябре начинается таяние и разрушение льда, а в феврале его кромка занимает самое южное положение.

1. Работая с картой, назовите основные течения, господствующие в Индийском океане.

2. Волнения в океане.

3. Льды в океане.

Карточка №3. Виды хозяйственной деятельности.

Морская вода служит для получения пресной воды и химических веществ. В основном опреснение воды ведется в странах Аравийского полуострова и стран Персидского залива, где пресная вода очень ценна. Мощными опреснительными установками обладают Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Катар, Израиль. Химические вещества получают в меньшей степени, чем пресную воду, и в меньших объемах, чем в Тихом океане.

В отношении добычи морских организмов индийский океан уступает Тихому. Основные промысловые ресурсы располагаются в Аравийском море, Аденском заливе, в прибрежных зонах Индостана и Шри-Ланки. Значительную долю добычи занимают окуневые, морские угри, сардинелла, креветки. В относительно небольших объемах добывают лангустов, крабов.

В Индийском океане ведется добыча твердых полезных ископаемых: циркон – вдоль побережья Австралии. Индии; олово – вдоль берега Таиланда, Индонезии. Нефтегазоносные месторождения обнаружены на шельфе Южной Азии, западного берега Австралии.

1. Назовите основные виды хозяйственной деятельности.

2. Добыча каких полезных ископаемых ведется в Индийском океане? Каковы последствия?

5. Характеристика природы Индийского океана.

1. Большая часть океана находится в экваториальном и тропическом климатическом поясе.

2. Средняя температура января +20…+27…+15.

Средняя температура июля +27…+30…+18.

ГКО 3000 – 200 мм.

3. Географическое положение; атмосферная и океаническая циркуляция воздушных масс.

1. Летом господствуют С-В и В течения, зимой: Ю-З и З.

2. Высота волн зависит от времени года. Средняя высота волн 2-5 м, максимальная: 15-20 м.

3. льды встречаются только на его южной окраине. Льдообразование начинается в марте. В октябре начинается таяние льдов. Встречаются айсберги.

1. Морская вода служит для получения пресной воды. Добыча морских организмов.

2. Ведется добыча циркона – Индия; олово – Таиланд, Индонезия. Обнаружены нефтегазоносные месторождения. Добыча нефти и газа приводит к загрязнению океана, морей; погибают организмы в Индийском океане.

IV .

Я вам буду зачитывать особенности двух океанов, 1-й вариант записывает особенности Тихого океана, а 2-й – Индийского.

1. Этот океан занимает 1/3 поверхность Земли.

2. Большая часть этого океана лежит в Южном полушарии.

3. Этот океан самый большой и теплый.

4. В этом океане часто бывают тайфуны.

5. Береговая линия этого океана расчленена слабо.

6. Этот океан расположен во всех полушариях Земли.

7. Особенность климата этого океана – сезонные ветры муссоны.

8. В этом океане часто бывают ураганы.

9. Это самый глубокий из всех океанов.

10. Этот океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.

11. Береговая линия этого океана то прямолинейна, то сильно расчленена.

12. Большая часть этого океана лежит в экваториальном, субэкваториальном и тропическом климатических поясах.

V .

домашнее задание: § 34.

Сегодня за работу на уроке оценки получают (фамилии учеников и оценки ).

Индийский океан - третий по величине. Площадь Индийского океана 76,17 млн км2, средняя глубина - 3711 м. Название океана связано с названием реки Инд - «ороситель», «река».

Характерной особенностью географического положения Индийского океана является его нахождение почти полностью в Южном полушарии и целиком в Восточном. Его воды омывают берега Африки, Евразии, Австралии и Антарктиды. К Индийскому океану относят 8 морей, самое крупное - Аравийское. Одно из самых теплых (до +32 °С) и соленых (38-42 ‰) морей мира - Красное. Оно получило свое название от значительного скопления водорослей, придающих воде красный цвет.

Рельеф дна Индийского океана разнообразен. Шельфовая зона занимает узкую полосу и составляет всего лишь 4 % общей площади дна. Материковый склон очень пологий. Ложе океана пересечено срединно-океаническими хребтами со средней высотой примерно 1500 м. Для них характерны рифты и поперечные разломы, области сейсмической активности. Выделяются отдельные вулканические горы, несколько крупных по площади котловин (Центральная, Западно-Австралийская и др.). Наибольшая глубина 7729 м (Зондский желоб).

Климат определяется расположением основной части Индийского океана в экваториальном, субэкваториальном и тропическом климатических поясах. На климат северной части океана большое влияние оказывает суша. Сезонные ветры муссоны летом с океана несут огромное количество влаги на сушу (в районе Бенгальского залива до 3000 мм в год), зимой они дуют с суши на океан. Из области высокого давления к экватору дует юго-восточный пассат. В умеренных широтах господствуют западные ветры большой силы, сопровождающиеся циклонами. На южные окраины океана охлаждающее воздействие оказывает близость Антарктиды.

Индийский океан называют «океаном нагретых вод» за высокую температуру воды на поверхности. Средняя температура +17 °С. (Изучите по климатическим картам температуры и количество осадков, характерные для поверхностных вод.) Район Персидского залива имеет наибольшую температуру (+34 °С в августе). Наименьшее количество осадков (100 мм) выпадает у берегов Аравии. Средняя соленость вод Индийского океана - 34,7 ‰, максимальная - 42 ‰ (на севере Красного моря).

В связи с высоким испарением с водной поверхности, малым количеством атмосферных осадков и отсутствием речного стока в Красном море наблюдается самая высокая в Мировом океане соленость вод.

На формирование течений большое влияние оказывают муссоны. В Индийском океане существует сложная система течений. В экваториальной части океана система течений направлена по часовой стрелке, в Южном полушарии - против. (Покажите течения на карте. Найдите холодные течения.)

Природные ресурсы и экологические проблемы Индийского океана

Крупнейшие месторождения нефти и газа находятся в Персидском заливе. Главные районы современной добычи нефти - страны Персидского залива: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и др. На дне котловин океана обнаружено большое количество железомарганцевых конкреций, но качество их ниже, чем в Тихом океане, и залегают они на большой глубине (4000 м).

Животный мир теплых вод Индийского океана разнообразен, особенно северной тропической части: много акул, морских змей, коралловых полипов. На стадии вымирания находятся гигант ские морские черепахи. В мангровых зарослях тропических побережий водятся устрицы, креветки, крабы. В открытых водах тропических поясов распространен промысел тунца. Индийский океан известен добычей жемчуга. В умеренных широтах обитают беззубый и синий киты, тюлени, морской слон. Богат видовой состав рыб: сардинелла, скумбрия, анчоус и др.

На побережье Индийского океана расположены десятки государств с общей численностью населения около 2 млрд человек. В основном это развивающиеся страны. Поэтому освоение природных ресурсов океана ведется медленнее, чем в других океанах. В развитии судоходства Индийский океан уступает Атлантическому и Тихому. (Объясните почему.) Индийский океан имеет большое транспортное значение для стран Южной и Юго-Восточной Азии, Австралии. Интенсивная транспортировка нефти и нефтепродуктов из Персидского залива привела к ухудшению качества воды, уменьшению запасов промысловых рыб и морепродуктов.

Практически прекращен китобойный промысел. Теплые воды, коралловые острова, красота Индийского океана привлекают сюда многочисленных туристов.

В шельфе северо-западной части Индийского океана ведется интенсивная добыча нефти. Через Индийский океан проходят важные транспортные пути. Океану принадлежит третье место в мире по морским перевозкам, из Персидского залива идет самый большой грузопоток нефти.

Научно – исследовательская конференция

Тема: «Природные, социальные и экологические проблемы развития Индийского океана».

Цель: Углубить и систематизировать знания об особенностях природы Индийского океана; продолжать совершенствовать практические умения характеризовать климатические условия океана, свойства водных масс, природные богатства, приводить примеры представителей органического мира, устанавливать источники загрязнения вод океана; развивать коммуникативные навыки, умение работать в малых группах.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  • приветствие учащихся;
  • поверка присутствующих (слайд № 1)
  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности:

Когда человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет

попутным.

(слайд № 2)

Сенека

Каждый человек имеет такое место в жизни, где он счастлив, где реализовываются главные мечты, место, куда постоянно стремится душа.

Где так спокойно и чисто. К берегам нашего государства доставлена бутылочная почта. В

1560 году на берегу Англии бедный лодочник нашёл запечатанную бутылку с неизвестным посланием. Поскольку читать он не умел, то отнёс её местному судье. Как выяснилось, это было чрезвычайно важное военное сообщение.

Чтобы предотвратить раскрытие военных тайн, английская королева назначила специальную должность Королевского Открывателя Бутылок. Только это официальное лицо имело право вскрывать «бутылочную почту». Я назначаю Королевским Открывателем Бутылок (секретарь).

Письмо намокло, и часть его утеряна, но мы постараемся его прочитать.

Письмо: В декабре 2004 года произошло катастрофическое землетрясение, эпицентр которого находится в … океане за 250 км от … острова. Помогитенам выяснить, по какой причиненачалось землетрясение, и как долго мы будем терпеть бедствия?

— Ребята определите, на каком материке или острове это произошло, на берегу какого океана. Местные жители оставили нам также координаты того места

(0 о ш, 100 о в.д.)

На каком острове? А на берегу, какого океана? (слайд № 3)

Сегодня наша «творческая лаборатория» состоит из учёных разных специализаций: историков, статистов, климатологов, зоологов, местного населения, экологов, секретаря.

Они собрались на конференцию с целью (слайд №4) обговорить современное состояние природы Индийского океана, использование его природных ресурсов и проблем, возникающих вследствие интенсивной хозяйственной деятельности в акватории океана.

К нам на конференцию пожаловали гости – представитель организации «Гринпис», представитель школьной экологической организации «Зелёный росток»

  1. Изучение нового материала:

Секции конференции: (слайд №5)

1 секция – историки

2 секция – статисты

3 секция – климатологи

4 секция – зоологи

5 секция – местные жители

6 секция — экологи

I секция – историки (2 человека)

С какой целью проводятся исследования в Индийском океане.

(слайд № 6)

1 докладчик.

Берега Индийского океана – один из районов древней цивилизаций. Освоение океана началась с севера индийскими, египетскими и финикийскими мореплавателями, которые за 3 тыс. лет до н.э.

совершали плавания по Аравийскому и Красному морям, по Персидскому заливу. Первые описания маршрутов плаваний по Индийскому океану составили арабы. Для европейской географической науки сведения об океане начали накапливаться со времени плавания Васко да Гамы (1497 – 1499).Когда Васко да Гама впервые проплывал водами Индийского океана к берегам Индии, он даже не представлял его размеры.

В северном полушарии океан больше похож на большое море, глубоко врезанное в сушу. Однако некоторое время Индийский океан оставался менее исследуемой акваторией Земли. В конце 18в. первые промеры глубин провел здесь Дж. Кук. (Работа с картой)

2 докладчик.

По сравнению с другими океанами Индийскому учёные уделяли меньше внимания. Поэтому в 1960 году по инициативе ООН начала работу Международная индоокеанская экспедиция, длившаяся 6 лет.

В ней принимало участие свыше 20 стран. Учёные завершили исследование срединно – океанического хребта океана, благодаря чему подтвердилось существование в Мировом океане единой системы срединных хребтов.

Вопрос: С какой целью была организована эта экспедиция?

Ответ: Зона разломов срединно – океанического хребта Индийского океана является «живым» участком земной коры.

Об этом свидетельствуют наличие здесь горячих источников и частые землетрясения. Зондские острова – 100 действующих вулканов. В декабре 2004 года произошло катастрофическое землетрясение, эпицентр которого находился в Индийском за 250 км. от северной окраины Суматры. Пострадали люди в Индонезии, в Шри – Ланке, Индии, Таиланде, в Малайзии, Бирме, Бангладеш и на Мальдивских островах.

Бедствие коснулось и некоторых стран Африки – Сейшельских островов, Сомали, Танзании, Кении.

II секция – статисты (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Сравнить статистические данные океанов и определить значимость Индийского океана.

(слайд № 7)

1 докладчик. (слайд № 8 – 10)

Схема № 1. Размеры Индийского океана относительно других океанов

Схема № 2. Максимальные глубины Мирового океана

Схема № 3. Максимальное количество осадков

Схема № 4. Солёность Мирового океана
Схема № 5. Температура вод Мирового океана

Проанализировав статистические данные, можно сделать вывод, что более всего признаков подобия у Индийский океана и Тихого.

2 докладчик

Проанализировав статистические данные, мы предлагаем вам выполнить раскодировку информации.

Задание №1: выполняется в бланках.

(слайд № 11)

«Цифровой диктант»

– Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».

Тихий океан – 1
Индийский океан – 2

(Разъяснение задания)

1) Третий океан на Земле по величине.
2) Название океану дал Ф.

Магеллан.
3) В этом океане расположен Марианский желоб.
4) Северной частью океан омывает материк Евразия.
5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.
6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.
7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.
8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.
9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.
10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

IIIсекция – климатологи (3 человек)

Что исследуют, главная проблема: Почему Индийский океан является самым тёплым.

(слайд № 12)

Метод «Микрофон»

  1. Я думаю, что особенности климатических условий Индийского океана определяются положением его большей части в экваториальных и тропических широтах. На климат также влияет огромный массив суши (материк Евразия) с севера, а также муссонная циркуляция. (Работа у карты)
  2. Поэтому, я считаю, что муссонная циркуляция формирует здесь муссонные круговороты течений (Южное Пассатное течение, Сомалийское, Муссонное). Такое явление наблюдается только в этом океане.

    Они меняют своё направление 2 раза в год.

  3. Вследствие этого вода прогревается на экваторе до + 27 0С +320С, на севере + 40 0С (Бенгальский залив).
  4. Зональность проявляется и в распределении атмосферных осадков: экватор 2000 – 3000 мм. в год, тропики 100 мм.

    в год (Персидский залив).

  5. Осадки влияют на солёность

Экватор – 34%0

тропики – 37 %о

Красное море – 40-42 %0

Задание №2: на контурную карту нанести географическую номенклатуру.

(слайд № 12)

IV секция – зоологи (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Что обусловило своеобразность и уникальность животного и растительного мира. (слайд № 13)

1 докладчик. (слайд № 14)

Мы исследовали животный мир Индийского океана и выяснили, что в первой половине ХХ века недалеко от тропических берегов Африки была поймана рыба, ставшая настоящей сенсацией.

Речь идёт о доисторической рыбе целакант (латимерия), вымершей, как считалось, ещё 70 млн. лет назад. Однако в 1938 году в африканских водах целакант был впервые выловлен живым.Современные целаканты являются одними из редчайших живых существ, которые практически не изменились на протяжении 400 миллионов лет. Имеют особую форму черепа, напоминающую мозговую коробку.Например, вместо характерного для всех позвоночных твердого позвоночника у целакантов имеется толстостенная эластичная трубка.

2 докладчик. (слайд № 15)

Органический мир чрезвычайно богат в северной части тропической области океана (Красное и Аравийское моря, Персидский и Бенгальский заливы).Здесь водятся многочисленные виды рыб – сардинелла, разные акулы, скумбрия, летучие рыбы. Такое богатство связано с поступлением вместе с речными водами материков в океан большого количества питательных веществ.

В умеренных и полярных широтах Индийского океана обитает множество кальмаров, млекопитающие: киты, ластоногие, дельфины. Среди птиц встречаются альбатросы, фрегаты, пингвины.

Задание № 3: выполнить задание в бланке на соответствие логических пар. Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку жюри. (слайд № 16)

V секция – местное население (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Какие социальные иэкономические проблемы существуют у местного населения.

Почему так притягивает сюда туристов. (слайд № 17)

  1. (Танец индийский). (слайд № 18)

Учитель: Уважаемые учёные, вы конечно же узнали какое государство представило нам свою культуру?

Докладчик: Уголок храмов, пляжи Гоа и съёмка индийского кино может развернуться прямо перед вашими глазами.

Острова Бали, Сейшелы, Красное море, Мальдивы – одно из самых популярных круглогодичных направлений мирового туризма.

Это неудивительно: стабильно высокая температура воздуха и воды круглый год и красивая природа обеспечивают отличный пляжный отдых, а экскурсионная программа в Индонезии экзотична и разнообразна.

Сюда едут в основном семейные пары в свадебные путешествия.

  1. Доклад. Индийский океан в настоящее время - самый опасный в мире. И не из-за акул, хотя они здесь водятся во множестве, а из-за морских разбойников - пиратов.

    Современные пираты - это не старые вояки с повязкой на глазу и деревянной ногой. Это преступники на быстроходных судах, вооруженные по последнему слову техники. Они нападают на яхты, грузовые суда и танкеры, грабят их, убивая экипажи и пассажиров.
    Первые сведения о пиратах, начавших действовать у берегов Сомали, появились еще в 90-е годы прошлого столетия.

    Однако тогда их действия были разрозненными и несистемными. В начале нового века активность сомалийских пиратов усилилась. Только с марта 2005 г. по июнь 2006 г. они атаковали десятки торговых судов в Индийском океане.

    Уже тогда переходное правительство Сомали неоднократно обращалось к странам Восточной Африки с просьбой об оказании помощи в обуздании пиратов.
    20 мая 2007 г.

    ООН призвала к принятию международных мер против «бича пиратства» у берегов Сомали.
    В настоящее время пиратам в той или иной мере противостоит несколько корабельных групп и отдельных кораблей.

В целом, проблема пиратства у берегов Сомали чревата для мирового сообщества, по меньшей мере, тремя последствиями:

Во — первых, она создала реальную угрозу безопасности морского судоходства в этой зоне и уже негативно повлияла на ряд экономических процессов.

Так, пираты сорвали сезон ловли тунца, вынудив уйти в близлежащие порты свыше 50 рыбопромысловых судов.

Во — вторых, доходы от пиратства, которые поступают за счет выкупов за захваченные суда и их экипажи, могут частично идти для подпитки многочисленных вооруженных конфликтов в Сомали. Кроме того, сами по себе отдельные захваченные суда могут стать источником получения оружия для различных группировок
В — третьих, действия пиратов могут в любой момент вылиться в крупную экологическую катастрофу, как это едва не произошло с танкером «Такаяма».

Однако в настоящее время Индийский океан стал опасным для исследования, в связи с пиратами, которые все чаще стали нападать на мирные суда.

VI секция – экологи (2 человека)

Что исследуют, главная проблема: Какие экологические проблемы и почему возникают в Индийском океане.

(слайд № 19)

Экологические проблемы.

1 докладчик.

  1. Загрязнение нефтепродуктами
  2. Социальный уровень населения (нечистоты сбрасывают в реки, Бедные государства, уровень жизни)
  3. Выбросы с/хоз. отходов, химических отходов. Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря.

    Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Есть ли выход?

Учащиеся делятся своими мнениями.

Всемирный день океанов — памятный день ООН. Отмечается ежегодно,

2 докладчик.

Перед вами влияния различных видов хозяйственной деятельности человека на природу Индийского океана.

Составьте причинно – следственную цепочку.

(Проводит ученик с классом.)

«Экологический тренинг»

  1. Добыча полезных ископаемых из шельфа
  2. Загрязнение вод океана и побережья вредными веществами
  3. Обеднение органического мира
  4. Ухудшение состава и качества воздуха
  5. Ухудшается здоровье человека

— В любом природном сообществе все взаимосвязано, и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы.

Океан играет огромную роль в формировании климата Земли.

IV. Закрепление изученного материала:

Секретарь: В конференции рассматривалось 6 проблемных вопросов, все они запротоколированы мною. (Решение проблемы протоколируется секретарём, и корабли одевают паруса определённого цвета по ходу принятия решений.)

(слайд № 20)

По первой секции — с какой целью проводятся исследования в Индийском океане.

Принятие решения: Экспедиции проводятсяс целью изучения«живых» участков земной коры, чтобы избежать тяжёлых последствий, предупредить население.

По второй секции — сравнить статистические данные океанов и определить значимость Индийского океана.

Принятие решения: Статистика даёт нам возможность сравнивать, сопоставлять.

Проанализировав диаграммы, мы приняли решения о том, что индийский океан самый тёплый, самый солёный и занимает 3 место по площади относительно других океанов.

По третьей секции — почему Индийский океан является самым тёплым.

Принятие решения: Исследовав климатические условия Индийского океана можно смело сказать, что он по праву является самым тёплым, так как большая его часть расположена в экваториальном и тропическом поясах.

По четвёртой секции — что обусловило своеобразность и уникальность животного и растительного мира.

Принятие решения: Так как этот океан самый тёплый, то это обусловило уникальность и разнообразие органического мира, наличие эндемиков, реликтов.

По пятой секции — какие социальные иэкономические проблемы существуют у местного населения.

Почему так притягивает сюда туристов.

Принятие решения: Проанализировав ситуацию социальных и экономических проблем, мы выяснили, что в Индийском океане появилось такое явление как пираты. Как устранить эту проблему? Нужно наладить уровень экономического развития в прилегающих к акватории странах, дать работу.

По шестой секции — какие экологические проблемы и почему возникают в И.о.

Принятие решения:

— Поставить очистные сооружения на нефтедобывающих установках

— Следить за составом и качеством воды и воздуха

— Ввести и контролировать штрафные санкции

— Прививать экологическое воспитание у местного населения

Среди молодёжи проводить экологические акции, мероприятия

Ребята, мы составили коллективное обращение к представителю организации «Гринпис» с радикальными мерами решения экологических, социальных и экономических проблем.

А второе письмо мы бы хотели передать представителю школьной экологической организации «Зелёный росток», как обращение ко всем школьникам. Рекомендуем Вам использовать разработанный материал на школьных экологических конференциях.

Итог урока:

Члены конференции проверяют бланки и выставляют оценки за работу на уроке.

Учитель:

Ты можешь сильным быть на деле,

И могут мчать тебя ветра.

Но если ты не видишь цели,

Не доберёшься никогда. (слайд № 21)

Итак, ребята, попрошу представить себе те эмоции, которые вы получили на уроке. Если та информация, которую вы сегодня услышали и увидели, была интересной, новой – наполните паруса ветром и отправьте их в путешествия по другим океанам, чтобы узнать ещё много нового (зелёный).

Если урок был обычным, и вы ничего нового для себя не вынесли, то поднимите синие паруса. А если вы просто наблюдали за нашей конференцией с берега, поднимите красные паруса.

Объявляю заседание секций научно – исследовательской конференции закрытой.

VI. Домашнее задание:

— Изучить § 11 – 12 (слайд № 22)

Урок окончен, всем спасибо.