Значение святое море в энциклопедии брокгауза и ефрона. Глава XXI

  • СВЯТОЕ МОРЕ
    или Далай-Нор — монгольское название оз. Байкал …
  • МОРЕ в Словаре воровского жаргона:
    - очень …
  • МОРЕ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если Вы слышите во сне меланхоличный шум моря - значит. Вам суждена томительная и бесплодная жизнь, лишенная любви и дружеского …
  • МОРЕ в Словаре экономических терминов:
    ОТКРЫТОЕ - см. ОТКРЫТОЕ МОРЕ …
  • МОРЕ
    (Быт 1:10) - это слово прилагается свящ. писателями к озерам, рекам и вообще ко всякому большому собранию вод, равно как …
  • МОРЕ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (пращник, стрелок) - название двух местностей: Быт 12:6 - так называлась дубрава близ Сихема. Дубраву эту не следует смешивать с …
  • МОРЕ в Большом энциклопедическом словаре:
  • МОРЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    часть Мирового океана, более или менее обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана главным образом …
  • МОРЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Океанография и …
  • МОРЕ в Современном энциклопедическом словаре:
  • МОРЕ в Энциклопедическом словарике:
    часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидрологическим и метеорологическим режимом. Чем …
  • МОРЕ в Энциклопедическом словаре:
    MOPE, -я, мн. -я, -ей, ср. 1. Часть океана - большое водное пространство с горько-соленой водой. Плыть морем. По морю …
  • СВЯТОЕ
    СВЯТ́ОЕ СЕМЕЙСТВО, в христианских представлениях семья, в к-рой родился Иисус Христос, ближайшее окружение Иисуса в детстве, включающее его мать - …
  • МОРЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    М́ОРЕ, часть Мирового ок., обособленная сушей или возвышениями подвод. рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидрологич. и метеорол. режимом. …
  • МОРЕ
    ? см. Океанография и …
  • МОРЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    мо"ре, моря", мо"ря, море"й, мо"рю, моря"м, мо"ре, моря", мо"рем, моря"ми, мо"ре, …
  • МОРЕ в Словаре эпитетов:
    О величине, протяженности, глубине. Безбрежное, безграничное, бездонное, безмерное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, всеобъемлющее, глубокое, громадное, необозримое, необъятное, неоглядное, огромное, широкое. О …
  • МОРЕ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. много || ждать у моря погоды, за морем, капля в …
  • МОРЕ в словаре Синонимов русского языка:
    карское море, каспий, множество, обилие, понт, серам, сулавеси, сулу, фиджи, …
  • МОРЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) а) Часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. б) Очень большое озеро с горько-соленой водой. в) …
  • МОРЕ
    м`оре, -я, мн. -`я, …
  • МОРЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    М`оре, -я, употр. в названиях частей лунного ландшафта, напр.: М`оре Дожд`ей, М`оре Кр`изисов, М`оре …
  • МОРЕ
    Море, -я, употр. в названиях частей лунного ландшафта, напр.: Море Дождей, Море Кризисов, Море …
  • МОРЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    море, -я, мн. -я, …
  • МОРЕ в Орфографическом словаре:
    м`оре, -я, употр. в названиях частей лунного ландшафта, напр.: м`оре дожд`ей, м`оре кр`изисов, м`оре …
  • МОРЕ в Орфографическом словаре:
    м`оре, -я, мн. -`я, …
  • МОРЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    часть океана - большое водное пространство с горько-соленой водой Плыть морем. П¦ морю и по м¦рю. Н- море и на …
  • МОРЕ в Словаре Даля:
    ср. скопленье соленогорьких вод в обширных впадинах, раздолах земной поверхности. Морем зовут вообще все воды эти, в противоположность земле, суше, …
  • МОРЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    часть Мирового ок., обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающаяся от открытой части океана гидрологическим и метеорологическим режимом. Чем …
  • МОРЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    моря, мн. я, ср. 1. часть водной оболочки земли, огромное углубление, впадина в земной поверхности, заполненная горькосоленой водой и соединенная …
  • МОРЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    море ср. 1) а) Часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. б) Очень большое озеро с горько-соленой водой. …
  • МОРЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. Часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. отт. Очень большое озеро с горько-соленой водой. отт. Крупный …
  • МОРЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ср. 1. Часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа. отт. Очень большое озеро с горько-соленой водой. отт. …
  • СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? названное так благодаря своему положению среди земель, составлявших весь известный древним мир? принадлежит к числу самых замечательных из …
  • МАРК ТВЕН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-14 Time: 21:36:48 = Афоризмы = = # = * «Классика» — это книга, которую восхваляют — и не …
  • БИБЛИЯ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-23 Time: 10:27:55 Навигация Тема = Библия Википедия = Библия Викисловарь = библия Викитека = Библия Викисклад = Bible …
  • ТРИ в Библейском словаре:
    (тр’етий) — количество сынов Ноя (Быт.6:10), возраст жертв (Быт.15:9), число месяцев укрывания младенца Моисея (Исх.2:2; Деян.7:20; Евр.11:23), количество дней пути …
  • СК’ИНИЯ в Библейском словаре:
    (от греч. «скене» — шатер) — походный храм израильского народа, построенный Моисеем у горы Синай по образцу, который был показан …
  • СКИНИЯ (03) в Библейском словаре:
    От горы Синай скиния проделала путь через все пустыни вместе с израильским народом и была перенесена через Иордан у Иерихона …
  • ХРАМ ИЕРУСАЛИМСКИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    Скиния, походный храм Иудеев до времен Соломона, была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синае (Исх 25:9-10), по этому …
  • СКИНИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Исх 25:9) - собственно означает подвижной шатер, переносную палатку, кущу. В этом смысле слово сие употребляется в Чис 24:5, Иов …
  • УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
  • НИНА ГРУЗИНСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нина (ок. 280 - 335), просветительница Грузии, равноапостольная. Память 14 января. Родилась …
  • МИРО в Православной энциклопедии Древо.
  • ЛЕВ 16 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Левит. Глава 16 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ИСХ 30 в Православной энциклопедии Древо.
  • ИСХ 28 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Исход. Глава 28 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ИЕЗ 45 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 45 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИЕЗ 43 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 43 Главы: 1 2 3 4 …
  • ИЕЗ 41 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. Глава 41 Главы: 1 2 3 4 …

Далай

Название Далай применительно к Байкалу впервые от­метил в 1675 г. царский посол Николай Спафарий, при­ведший первое систематическое описание . Он пишет: «... а иноземцы все, и мунгальцы и тунгусы и иные, называют все Байкальское море своим языком Да­лай, се есть море...» Что касается тунгусов, то здесь Спафарий явно ошибался.

Спустя столетие об этом названии писал И. Е. Фи­шер, утверждая, что так называют озеро «монголы, а по примеру их некоторые буряты...».

Однако эти сообщения Спафария и Фишера не под­тверждаются историческими документами. Они не под­крепляются и современными названиями Байкала, суще­ствующими у монголов и бурят. Так, монголы озеро-мо­ре называют Байгал нуур, а слово «далай» - «море» у них издавна закреплено в качестве индивидуального на­звания за озером Далай-Нур, расположенным в восточ­ной части Монголии. Буряты озеро называют Байгал далай, в их фольклоре встречается также назва­ние Байгал сагаан далай - седой Байкал (бурятское «сагаан» означает «белый»), в летописях - Байигал да­лай . Здесь слово «далай» входит в названия, но вполне ясно, что оно применяется в своем нарицательном зна­чении. Это слово в качестве собственного имени не от­мечено в современной топонимике Бурятии, оно, как и у монголов, издавна закреплено лишь за упомянутым вы­ше озером в Монголии - Далай-нуур.

Все это говорит, скорее всего, о том, что сообщения Спафария и Фишера о названии Далай основывались не на документах, а на простом возведении бурят-монголь­ского слова «далай» - «море», имеющего нарицатель­ное значение, в ранг индивидуального названия, собст­венного имени.

Упоминание о том, что буряты называют озеро-море именем Далай, есть в некоторых современных трудах, но оно документально не подтверждено.

Святое море

О названии Святое море впервые, пожалуй, написал Н. Семивский: «Байкал, море или Святое море, или озе­ро, а справедливее Ангарский провал, имеющий фигуру, подобную полумесяцу...». Позднее, уже в наше время, название стало приписываться ранним русским поселен­цам . В отношении его возникло оговоренное ос­торожными предположениями или обставленное вопро­сами мнение о том, что оно является калькой дорусского названия, дословно переведено с последнего. Однако название Святое море в русских документах XVII - первой половины XVIII в. не встречается. Между тем слово «святой», навеянное анималистическими представ­лениями, было присуще русскому лексикону XVII в. На Байкале, в частности, оно вошло в название полуострова Святой Нос, о котором писал еще в 1673 г. Н. Спафа­рий: «... а от острова Олхона до Святого Носа, где пере­езжают, пучина великая, насилу в полтора днища могут переехать, и в тех местах многие суда разбиваются». Полуостров Святой Нос показан и назван на «Чертеже земли Иркуцкаго города» С. У. Ремезова. Святым морем русские иногда называли в Сибири море, в которое впа­дает река Яна, т. е. море Лаптевых. К Байкалу же это название ранними русскими поселенцами, видимо, не применялось. К тому же среди дорусских названий озе­ра, рассмотренных выше, нет ни одного, которое могло бы выступать в качестве основы для калькирования на­звания Святое море.

Если ориентироваться на дату публикации Н. Семивского, то название Святое море у русских могло поя­виться лишь к началу XIX в. Оно могло возникнуть под влиянием религиозных представлений, тем более что у русских прослеживалось стремление называть озера, особенно окутанные ореолом загадочности, Святыми. Озер с таким названием по всей России - неисчислимое множество. Однако здесь отношение русских к озеру на­ходило поддержку и со стороны бурят, с которыми рус­ских связывали узы побратимства и дружбы. Буряты, как известно, почитают озеро-море, часто называют его великим, божественным. Такое отношение к природным объектам сложилось еще в древности, когда люди покло­нялись светилам, звездам, большим горам, рекам, озе­рам и морям. Позднее оно сознательно культивировалось религией, в частности у бурят - шаманизмом.

Таким образом, русское название Святое море могло сложиться самостоятельно и еще более усилиться под влиянием бурят, почитавших величественное озеро-мо­ре, а вовсе не быть калькой дорусского названия. К тому же русские либо перенимали без изменений географиче­ские названия аборигенов, если только они становились им известными, либо давали свои названия за незнани­ем названий аборигенов, но отнюдь не прибегали к калькированию смыслового значения названия. Так, на­пример, название полуострова Святой Нос, самого круп­ного на Байкале, принадлежит, несомненно, русским. Буряты называли его иначе - Хэлмэн хушун, что озна­чает либо «сабельный мыс», либо «морда (нос) осет­ра». Полуостров был культовым местом бурятских ша­манистов, где совершались обряды почитания мыса. Как можно видеть, название Святой Нос не является каль­кой с бурятского, но оно, возможно, возникло под влия­нием бурятского шаманизма.

Святым, священным морем русские могли назвать Байкал еще и под влиянием так называемой ложной этимологизации, когда сходные по звучанию слова из разных языков, имеющие различные смысловые значе­ния, отождествляются. Они сначала познакомились с эвенкийским названием озера - Ламу, затем узнали о бурятском названии - Байгал . Но через бурят до них дошло и тибетское слово «лама» - священник, святой, поэтому эвенкийское Ламу могло объясняться русскими как исходное по звучанию: лама - святой.

Организаторы мероприятий поставили перед собой задачу привить иркутянам культуру отдыха на берегах озера, привлечь внимание общественности к необходимости бережного отношения к уникальному памятнику природы.

"Святое море", "святое озеро", "святая вода" – так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной красотой.

Байкал – самое глубокое озеро в мире. Его средняя глубина около 730 м. Впервые достаточно точно она вычислена Глебом Верещагиным в 1930-х гг. Наибольшая известная глубина Байкала – 1637 м.

Площадь водного зеркала Байкала 31,5 тысяч кв. км – это примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. По площади водного зеркала Байкал занимает восьмое место среди крупнейших озер мира.

В Байкале содержится около 1/5 мировых запасов поверхностных вод Земли (исключая льды Антарктиды, Гренландии, других ледников), и более 4/5 запасов пресных вод России.

Каждый год озеро продуцирует 60 куб. км чистой, биологически активной воды. Через Ангару эта вода попадает в Мировой океан.

По словам главы Международного фонда "Байкал – мировое наследие" Ларисы Коховой, "гармонизировать Мировой океан ‑ одно из назначений Байкала". Она считает, что ученые-лимнологи заглядывают в глубину байкальского "ока", как иридодиагносты смотрят в глаз человека, и получают информацию о происходящем в земных водах.

Из космоса рельеф байкальского дна просматривается до глубины 500 метров. Это еще и самое прозрачное озеро мира, сравниться с которым может только Саргассово море. "Диск Сепки", эталон прозрачности вод, виден в разных местах Байкала на глубине 40-45 м.

Секретом байкальского феномена чистоты является крошечный рачок-эндемик эпишура, миниатюрный родственник креветки. Ежегодно этот "санитар" фильтрует полуметровый поверхностный слой воды, перерабатывая всю погибшую органику, а также обеспечивая воду кислородом.

5 декабря 1996 года на 20-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоявшейся в мексиканском городе Мерида, Байкал был включен в Список природного наследия ЮНЕСКО.

Уникальная экосистема Байкала является местом обитания более 2630 видов флоры и фауны. Большая часть являются эндемиками.

Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале – байкальская нерпа. Взрослые нерпы достигают длины 1,8 м. и веса 130 кг. Живет нерпа до 55 – 56 лет.

На Байкале водится 236 видов птиц.

В озере насчитывается 58 видов рыб. Наиболее известные - омуль, сиг, хариус, таймень, осетр, голомянка, ленок.

Экологическое состояние самого большого пресноводного озера на планете в предыдущие десятилетия вызывало большую тревогу у российских и международных экологических организаций. Главной угрозой озеру считали запущенный в 1966 г. Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который в сентябре 2008 г. по требованию Минприроды РФ перешел на замкнутый цикл водооборота.

По мнению ученых, отключение БЦБК положительно повлияло на экосистему озера Байкал.

Однако в январе 2010 г. правительство РФ исключило производство целлюлозы, бумаги и картона из перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, что открыло дорогу к возобновлению работы комбината. В мае комбинат произвел пробную партию вискозной беленой целлюлозы в рамках разомкнутого водооборота. С начала июля 2010 г. БЦБК возобновил свою деятельность после полутора лет простоя.

В рамках программы будет решаться несколько экологических проблем. Одна из важнейших задач – устранение разного рода отходов, для этого будут построены мусороперерабатывающие предприятия и полигоны.

В данном тесте поднимается важная проблема: почему человек стали потребительски относиться к природе?

В.Г. Распутин с большой любовью повествует о "святом море", перед его "величественной, неземной тайной и красотой" преклонялись люди с незапамятных времен. Байкал и сейчас называют "жемчужиной Сибири", потому что оказывает на человека "очищающее" и "вдохновляющее" воздействие.

Писатель обращает наше внимание на то, что теперь отношение людей стало потребительским к живому миру природы, "Она с мольбой, надеждой и предостережением денно и нощно глядит в наши глаза..." Байкал стал своеобразным "символом наших отношений с природой: "неразумно рьяный в своей преобразовательной деятельности", человек не способен остановиться и понять, что его жизнь зависит от "животворной силы" матери-природы.

Я разделяю позицию автора в том, что все, созданное природой, дано во благо человеку, а не для его "производственных потребностей". Ведь "природа сама по себе всегда нравственна, бенравственной ее может сделать лишь человек".

Примером художественной литературы является произведение "Прощание с Матёрой", в котором рассказывается о строительстве ГЭС на Ангаре. Заповедная природа острова обречена на гибель. Всем понятно, что нельзя остановить научно-технический прогресс, людям необходимы электричество, газ и другие блага цивилизации.

Но писатель выступает за то, чтобы действия человека не приводили к уничтожению богатых плодотворных земель, лесов, лугов, Он призывает осознать, что с каждой подобной деревней уходит Россия.

Недалёко от Пензы простирается Сурское водохранилище, вода которого необходима для нужд города. Но при строительстве плотины оказались затопленными множество деревень, пахотных земель и сама вода начинает периодически "цвести", что приводит к гибели живых существ, обитающих под водой. Важно осознавать ответственность за свою деятельность.

Таким образом, важно каждому из нас осознать, что потребительское отношение к природе может привести к катастрофе, гибели всего живого.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-02-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

НАЙТИ В ТЕКСТЕ МЕТАФОРУ;СРАВНЕНИЕ;ЭПИТЕТ, ОБЪЯСНИТЬ ИХ РОЛЬ В ТЕКСТЕ.
“Святое море”, “святое озеро”, “святая вода” - так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в семнадцатом веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной, неземной тайной и красотой. Это поклонение Байкалу и диких людей, и людей для своего времени просвещенных было одинаково полным, захватывающим, несмотря на то, что у одних прежде всего затрагивало мистические чувства, а у других- эстетические и научные. Человека всякий раз брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался ни в духовные, ни в материалистические представления человека: Байкал лежал не там, где что-то подобное могло бы находиться, был не тем, что могло бы в этом и любом другом месте быть, и действовал на душу не так, как действует обычно “равнодушная” природа. Это было нечто необыкновенное.

Со временем Байкал обмерили и изучили, применив для этого в последние годы даже и глубоководные аппараты. Он обрел определенные размеры и по ним стап сравним: его сравнивают то с Каспием, то с Танганьикой. Вычислили, что он вмещает в себя пятую часть всей пресной воды на нашей планете, объяснили его происхождение, предположили, как могли зародиться в нем нигде больше не существующие виды животных, рыб и растений и как сумели попасть в него виды, существующие за многие тысячи километров в других частях света. Не все эти объяснения и предположения согласуются даже и между собой. Байкал не столь прост, чтобы так легко можно было лишить его таинственности и загадочности, но тем не менее. как это и должно быть, по своим физическим данным он поставлен на соответствующее ему место в ряду величин описанных и открытых. И он стоит в этом ряду... потому лишь, что сам-то он, живой, величественный и нерукотворный, ни с чем не сравнимый и ни в чем нигде не повторимый, знает свое собственное извечное место и свою собственную жизнь.

Как и с чем действительно можно сравнить его красоту? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете; каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соль и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы - часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. Чаще всего попытки сравнения в таких случаях происходят от нашего нежелания или неумения увидеть и почувствовать единственность и неслучайность картины, трепетного ее существования.

И все-таки у Природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири. Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим - своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одному из самых красивых и ярких мест южного Байкала. Был август, лучшее, благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветет, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает внове выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые представляются глазу во много раз ближе, чем они есть в действительности; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно, набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая - то малина, то смородина красная и черная, то жимолость... А тут еще и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист и застывше тих, далеко а воде взблескивают и переливаются красками камни на дорогу, то пахнет нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесет прохладным и резким дыханием с моря.

Товарищ мой уже часа два был подавлен обрушившейся на него со всех сторон дикой и буйной, творящей пиршественное летнее торжество, красотой, дотоле им не только не виданной, но даже и не представляемой.