Персоналии. Вложения для веневитинов дмитрий владимирович

русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик и философ

Биография

Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве , в старинной и богатой дворянской семье, его дальним родственником (четвероюродным братом) был А. С. Пушкин . Получил классическое домашнее образование, которым руководила мать (княжна Анна Николаевна Оболенская), изучил французский, немецкий, латынь и греческий. Увлекся немецкой философией и романтической поэзией. Слушал отдельные лекции в Московском университете, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и Лодера . Участвовал в собраниях студенческого литературного кружка Н. М. Рожалина.

В 1825 г. Веневитинов поступил на службу в московский архив коллегии иностранных дел («архивны юноши» - так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»).

Организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский , А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А. С. Хомяков , М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Ф. Шеллинга , И. Канта , Ф. Шлегеля и других.

Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».

В ноябре 1826 г. Веневитинов перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом, что обострило его болезнь легких. После этого, в марте, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился.

Поэт умер 15 (27) марта 1827 г. в Петербурге, не дожив до 22 лет. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве. Он завещал надеть ему на палец в час кончины перстень - подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытье, перстень надели на его палец. Но вдруг Веневетинов очнулся, спросил: «Разве меня венчают?» И умер. На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич . Перезахоронен в 1930-е гг. на Новодевичьем кладбище.

Творчество

В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).

Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова-- судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:

Ряд стихотворений Веневитинова 1826-1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:

Веневитинов был также известен как одаренный художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

«Храни меня, мой талисман…»
(А.С.Пушкин)

«Храни меня от тяжких ран…»
(Д.В.Веневитинов)

ПУШКИНЫ И СЕВЕРНЫЕ ГУБЕРНИИ

А причём же Северные губернии?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно заглянуть в родословие Пушкина и Веневитинова, северные веточки их родословных древ:
- 1613 год, двинской воевода Никита Михайлович Пушкин, племянник Семена Михайловича – прямого предка поэта;
- 1633 – 1634 годы, воевода в Каргополе Федор Тимофеевич Пушкин;
- 1647 год, воевода в Великом Устюге Степан Гаврилович Пушкин;
- 1652 – 1656 годы, двинской воевода Борис Иванович Пушкин, племянник Никиты Михайловича Пушкина;
- 1740 – 1743 годы, архангельский губернатор Алексей Андреевич Оболенский (был женат на Анне Васильевне Приклонской – сестре бабушки Сергея Львовича Пушкина); Правнуком А.А.Оболенского был Дмитрий Владимирович Веневетинов, который был также и четвероюродным братом А.С.Пушкину. Знакомство поэтов началось еще в детстве и было продолжено в Москве в 1826 году по возвращении Пушкина из ссылки.
- 1743 – 1745 годы, архангельский губернатор действительный камергер Алексей Михайлович Пушкин;
- В 1826 году в Сольвычегодской ссылке оказался Павел Исаакович Ганнибал, двоюродный дядя Пушкина-поэта. По грязным доносам городничего Соколова Вологодскому генерал-губернатору Миницкому, с целью усиления наказания в 1827 году подполковнику Ганнибалу местом пребывания был назначен Соловецкий монастырь, где он пробыл до осени 1832 года.
В поисках родословной поэта на северной земле многое сделано краеведами-пушкинистами: научным сотрудником Госархива Архангельской области Николаем Алексеевичем Шумиловым и архангельским литератором Игорем Владимировичем Стрежневым.

ВЕНЕВИТИНОВ

Веневитинов Дмитрий Владимирович (14(26).9.1805, Москва, - 15 (27).3. 1827, Петербург, похоронен в Москве), руский поэт, критик. Этот юноша был во всем необычен. Одна его внешность уже поражала современников. Вот каким Веневитинов предстал глазам женщины: "Это был красавец в полным смысле этого слова. Высокого роста, словно изваяние из мрамора. Лицо его имело кроме красоты какуюто еще прелесть неизъяснимую. Громадные глаза голубые, опушенные очень длинными ресницами, сияли умом". А вот взгляд литератора: "Веневитинов и в жизни был поэтом: его счаст-ливая наружность, его тихая и важная задумчивость, его стройные движения, вдохновенная речь, светская, непритворная любезность, столь знакомые всем, вблизи его видевшим, ручались в том, что он и жизнь свою образует как произведение изящное".

ЛЮБОМУДРЫ

К 1823 году в Москве образовался кружок любителей мудрости - любомудров, куда, помимо Веневитинова, вошли прозаик В. Ф. Одоевский, критик И. В. Киреевский, литераторы Н. М. Рожалин и А. И. Кошелев; примыкали к кружку прозаик и историк М. П. Погодин, поэт и филолог С. П. Шевырев. Эти молодые тогда писатели бросили вызов философским вкусам эпохи. Они обратили свой умственный взор на труды мыслителей "Германии туманной" – Шеллинга, Фихте, отчасти Канта. Формально кружок распался в 1825 году, но духовное единство продолжало еще какое-то время сохраняться.
Сентябрь 1826 года. А.С.Пушкин возвращается из ссылки в Москву и попадает в окружение друзей-литераторов - Баратынского, Вяземского, Мицкевича, Погодина. Среди них он замечает, а потом и выделяет молодого поэта Дмитрия Веневитинова. Юноша был умён, красив и, как чуть позже определят литературоведы, «глубокий и само-бытный мыслитель». Н. Г. Чернышевский писал о нём: "Проживи Веневитинов хотя десятью годами более - он на целые десятки лет двинул бы вперёд нашу литературу..." (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 926). На краткое время с любомудрами сблизился Пушкин. Он создал стихотворение "В степи мирской, печальной и безбрежной", явственно перекликающееся своими размышлениями о трех эпохах человеческой жизни с веневитиновскими "Три розы" (1826), "Три участи" (1826 или 1827). Пушкин даже стал инициатором издания журнала любомудров "Московский вестник" (Веневитинов автор его программы). Но "поэту действительности" была чужда некоторая умозрительность, свойственная Веневитинову.
В наше время, оценивая творчество Веневитинова, всё чаще делаются выводы, что возможно с него начался переход в русской поэзии «от красоты формы к возвышенности содержания». Многие темы, обозначенные Дмитрием Веневитиновым, впоследствии удачно раскрыли в своём творчестве Лермонтов и Тютчев.

ВЕНЕВИТИНОВ И ПЕРСТЕНЬ – ТАЛИСМАН

Не вдаваясь в тонкости творчества Веневитинова, попытаемся изложить историю, связанную с перстнем. Дело в том, что Дмитрий Веневитинов носил перстень в виде брелока. Это был древний перстень, раскопанный археологами в развалинах древнеримского города Геркуланума. А к Дмитрию он попал в качестве подарка от Зинаиды Волконской, в которую он был влюблён. Перстню Дмитрий Веневитинов посвящает стихотворение «К моему перстню», где называет его «залогом сострадания», хранителем от «жажды славы» и «душевной пустоты». Он просит не снимать перстень и в «час смерти», «чтоб нас и гроб не разлучал». В конце стихотворения пророчески пишет:



И в нём тебя отроет вновь…

Судьбой ему было отпущено прожить немного – 22 года. В октябре 1826 года он переезжает в Петербург и поступает по протекции Зинаиды Волконской в азиатский департамент коллегии иностранных дел. Зимой 1827 года он простудился; болезнь остановить не удалось, и вскоре врач предупредил собравшихся в квартире больного друзей, что жить Веневитинову осталось несколько часов.
Сообщить ему страшную весть выпало А. С. Хомякову. Хомяков подошел к умирающему и надел ему на палец перстень, подаренный Волконской, который поэт поклялся надеть или в день свадьбы, или в день смерти... С ним поэта и похоронили в московском Симоновском монастыре.
В 1930 году было сделано вскрытие могилы Веневитинова, перстень был найден и передан в Литературный музей. Сейчас перстень хранится в Бахрушинском музее Москвы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О СУДЬБЕ ЗИНАИДЫ ВОЛКОНСКОЙ

Княгиня Зинаида Александровна Волконская родилась в 1792 г. в Турине от брака князя Алексея Михайловича Белосельского с Варварой Яковлевной Татищевой.
Выйдя замуж за князя Никиту Григорьевича Волконского (умер в 1844 г.), она сначала жила в Петербурге, занимала высокое положение при дворе. После 1812 г. – за границей: в Теплице, Праге, Париже, Вене, Вероне. Вернувшись в Россию, в Петербург, она занялась изучением старины, но в ответ получила неудовольствие и насмешки, и в конце 1824 г. переехала в Москву. Здесь она взялась за изучение родного языка и литературы, отечественных древностей: её интересовали песни, обычаи, народные легенды. В 1825 г. она даже хлопотала об основании русского общества для устройства национального музея и для обнародования памятников старины.
Постоянными её собеседниками были Жуковский, Пушкин, князь Вяземский, Баратынский, Веневитинов, Шевырев и др. Пушкин посвятил ей «Цыган» и в своем знаменитом послании по этому поводу назвал её «царицей муз и красоты».
В 1829 г. княгиня Волконская из Москвы переехала в Рим. Поэт и композитор, она сама писала кантаты и сочиняла к ним музыку. Известна её «Кантата памяти императора Александра I». В Риме она жила отшельницей, но не забывала о России – пишет в 1837 году стихотворение «Невская вода». Собрание сочинений княгини Волконской издано сыном её князем Александром Никитичем Волконским: «Сочинения княгини Зинаиды Александровны Волконской».
Умерла княгиня в 1862 году в Риме.

ПУШКИН И ПЕРСТЕНЬ - ТАЛИСМАН

А.С.Пушкин, узнав о смерти Веневитинова, с горечью и сожалением сказал: «Поче-му вы позволили ему умереть?». Но и Пушкину уже оставался невеликий срок жизни – всего 10 лет. И у него тоже была своя история с перстнем…
В 1899 году Россия отмечала 100-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В мае была открыта пушкинская выставка. Среди различных экспонатов был золотой перстень. Это о нём писал И.С.Тургенев: «Перстень <…> подарен Пушкину в Одессе княгиней Воронцовой. Он носил почти постоянно этот перстень».
Кто же такая княгиня Воронцова? После Бессарабии и Кавказа Пушкин был направлен в Одессу, где в 1823 – 1824 годы служил в канцелярии новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Семеновича Воронцова, познакомился с его женой Елизаветой Ксаверьевной. Поэт был глубоко увлечен графиней Воронцовой, посвятил ей ряд стихотворений. Она ответила ему не менее пылкой страстью, подарила перстень-талисман. Елизавете Ксаверьевне в тот период был тридцать один год, Александру Сергеевичу двадцать четыре. В рукописях Пушкина сохранилось более 30 рисунков с ее изображением.
Один из их современников так описывает характер и наружность Е.К. Воронцовой: "Ей было уже за тридцать лет, а она имела все право казаться молоденькою... Со врожденным легкомыслием и кокетством желала она нравиться, и никто лучше ее в том не успевал. Молода она была душой, молода и наружностью. В ней не было того, что называется красотою; но быстрый, нежный взгляд ее миленьких небольших глаз пронзал насквозь; улыбка ее уст, которой подобной я не видел, казалось, так и призывает поцелуй». А.С. Пушкин посвятил ей стихи: "Сожженное письмо", "Ангел", "В последний раз твой образ милый...". Воронцова стала одним из прототипов Татьяны в его романе "Евгений Онегин".
Но в Елизавету Воронцову был влюблён и друг Пушкина А.А.Раевский, который из чувства ревности сообщил мужу Воронцовой о её связи с Пушкиным. По предположению Александра Сергеевича, это и явилось причиной высылки его из Одессы в село Михайловское. Пушкин был раздражён таким поворотом событий, пишет стихотворение «Коварность», в котором осуждает поступок А.А.Раевского, сочиняет эпиграмму на губернатора М.С.Воронцова. Помните: «Полу-милорд, полу-купец…», намекая на английское воспитание губернатора и его нечестные коммерческие операции в Одесском порту.
Уехав не по своей воле, Пушкин какое-то время переписывается с Елизаветой Воронцовой. Под впечатлением ещё не остывшей, но уже теряемой любви, Пушкин пишет несколько лирических стихотворений: «Пускай увенчанный любовью красоты…», Сожженное письмо, Желание славы, Всё в жертвы памяти твоей. В стихотворении «Храни меня, мой талисман» Александр Сергеевич пишет: «Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в дни печали был мне дан».
«Сестра поэта, О.С.Павлищева, говорила нам, - писал П.В.Анненков, - что когда приходило из Одессы письмо с печатью, изукрашенною точно такими кабалистическими знаками, какие находились и на перстне её брата, - последний запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал к себе».
Но не уберег, не сохранил его талисман. Перед смертью Пушкин подарил этот перстень поэту Жуковскому. От Жуковского по наследству он попадает к его сыну Павлу Васильевичу, который дарит его И.С.Тургеневу. После смерти Тургенева известная по тем временам певица, близкий друг его, Полина Виардо возвратила России эту бесценную реликвию.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О СУДЬБЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ВОРОНЦОВОЙ

Воронцова Елизавета Ксаверьевна (1792 – 1880), урожденная Браницкая, жена графа, впоследствии князя (1844) М.С.Воронцова, статс-дама (1838). Она была младшей дочерью польского магната и племянницей екатерининского любимца Григория Потемкина, родилась в родовом имении Белая Церковь. Детство и юность Лиза провела в деревне и оказалась за границей, в Париже, лишь в 1819 году.
Здесь она встретила графа М.С. Воронцова, за которого в этом же году вышла замуж. Молодые оставались в Европе еще четыре года.
В 1823 году, в связи с назначением Воронцова новороссийским генерал-губернатором, вернулись в Россию. В октябре у нее родился сын.
Воронцов простил супруге непозволительный флирт с Пушкиным, увёз Елизавету Ксаверьевну в Алупку, где супруги вместе обустраивали имение и дворец, который по сей день именуется воронцовским.
Когда 63-летнего Воронцова император направил наместником на Кавказ, она сначала долго плакала, а потом собралась и отправилась за мужем в неспокойный Тифлис. Далее Елизавета Ксаверьевна следовала за мужем везде, куда бы ни забрасывала его служба. Умер Михаил Семенович в 1882 году и был похоронен в Одесском кафедральном соборе. После кончины мужа Елизавета Ксаверьевна осталась в Одессе, рядом с его могилой.
Она умерла в возрасте 90 лет.

Материал подготовил В.Плотников

СТИХОТВОРЕНИЯ
А.С.ПУШКИНА И Д.В. ВЕНЕВИТИНОВА

А.С.ПУШКИН

ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН...

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи -
Храни меня, мой талисман.

В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Д.В.ВЕНЕВИТИНОВ

К МОЕМУ ПЕРСТНЮ

Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой.
Но не любовь теперь тобой
Благословила пламень вечный
И над тобой, в тоске сердечной,
Святой обет произнесла...
Нет! дружба в горький час прощанья
Любви рыдающей дала
Тебя залогом состраданья.
О, будь мой верный талисман!
Храни меня от тяжких ран,
И света, и толпы ничтожной,
От едкой жажды славы ложной,
От обольстительной мечты
И от душевной пустоты.
В часы холодного сомненья
Надеждой сердце оживи,
И если в скорбях заточенья,
Вдали от ангела любви,
Оно замыслит преступленье,–
Ты дивной силой укроти
Порывы страсти безнадежной
И от груди моей мятежной
Свинец безумства отврати.
Когда же я в час смерти буду
Прощаться с тем, что здесь люблю,
Тебя в прощанье не забуду:
Тогда я друга умолю,
Чтоб он с руки моей холодной
Тебя, мой перстень, не снимал,
Чтоб нас и гроб не разлучал.
И просьба будет не бесплодна:
Он подтвердит обет мне свой
Словами клятвы роковой.
Века промчатся, и быть может,
Что кто-нибудь мой прах встревожит
И в нём тебя отроет вновь;
И снова робкая любовь
Тебе прошепчет суеверно
Слова мучительных страстей,
И вновь ты другом будешь ей,
Как был и мне, мой перстень верный.

1826 или 1827

А.С.ПУШКИН

СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО

Прощай, письмо любви! прощай: она велела...
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают – легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...

Д.В.ВЕНЕВИТИНОВ

ТРИ РОЗЫ

В глухую степь земной дороги,
Эмблемой райской красоты,
Три розы бросили нам боги,
Эдема лучшие цветы.
Одна под небом Кашемира
Цветет близ светлого ручья;
Она любовница зефира
И вдохновенье соловья.
Ни день, ни ночь она не вянет,
И если кто ее сорвет,
Лишь только утра луч проглянет,
Свежее роза расцветет.

Еще прелестнее другая:
Она, румяною зарей
На раннем небе расцветая,
Пленяет яркой красотой.
Свежей от этой розы веет
И веселей ее встречать:
На миг один она алеет,
Но с каждым днем цветет опять.

Еще свежей от третьей веет,
Хотя она не в небесах;
Ее для жарких уст лелеет
Любовь на девственных щеках.
Но эта роза скоро вянет:
Она пуглива и нежна,
И тщетно утра луч проглянет -
Не расцветет опять она.

ТРИ УЧАСТИ

Три участи в мире завидны, друзья.
Счастливец, кто века судьбой управляет,
В душе неразгаданной думы тая.
Он сеет для жатвы, но жатв не сбирает:
Народов признанья ему не хвала,
Народов проклятья ему не упреки.
Векам завещает он замысл глубокий;
По смерти бессмертного зреют дела.

Завидней поэта удел на земли.
С младенческих лет он сдружился с природой,
И сердце камены от хлада спасли,
И ум непокорный воспитан свободой,
И луч вдохновенья зажегся в очах.
Весь мир облекает он в стройные звуки;
Стеснится ли сердце волнением муки -
Он выплачет горе в горючих стихах.

Но верьте, о други! счастливей стократ
Беспечный питомец забавы и лени.
Глубокие думы души не мутят,
Не знает он слез и огня вдохновений,
И день для него, как другой, пролетел,
И будущий снова он встретит беспечно,
И сердце увянет без муки сердечной -
О рок! что ты не дал мне этот удел?

А.С.ПУШКИН

* * *
В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ - холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.

ЖЕЛАНИЕ СЛАВЫ

Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, -
Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
Ты знаешь: удален от ветреного света,
Скучая суетным прозванием поэта,
Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
Жужжанью дальному упреков и похвал.
Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
А я стесненное молчание хранил,
Я наслаждением весь полон был, я мнил,
Что нет грядущего, что грозный день разлуки
Не придет никогда... И что же? Слезы, муки,
Измены, клевета, все на главу мою
Обрушилося вдруг... Что я, где я? Стою,
Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
И все передо мной затмилося! И ныне
Я новым для меня желанием томим:
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Все, все вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.

Д.В.ВЕНЕВИТИНОВ

Оставь меня, забудь меня!
Тебя одну любил я в мире,
Но я любил тебя как друг,
Как любят звездочку в эфире,
Как любят светлый идеал
Иль ясный сон воображенья.
Я много в жизни распознал,
В одной любви не знал мученья,
И я хочу сойти во гроб,
Как очарованный невежда.

Оставь меня, забудь меня!
Взгляни - вот где моя надежда;
Взгляни - но что вздрогнула ты?
Нет, не дрожи: смерть не ужасна;
Ах, не шепчи ты мне про ад:
Верь, ад на свете, друг прекрасный!

Где жизни нет, там муки нет.
Дай поцелуй в залог прощанья...
Зачем дрожат твои лобзанья?
Зачем в слезах горит твой взор?

Оставь меня, люби другого!
Забудь меня, я скоро сам
Забуду скорбь житья земного.
1826
А.С.ПУШКИН

Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия Позора и Обиды.

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч Закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.

Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров.

Везде его найдет удар нежданный твой:
На суше, на морях, во храме, под шатрами,
За потаенными замками,
На ложе сна, в семье родной.

Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник Закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты Кесаря сразил - и, мертв, объемлет он
Помпея мрамор горделивый.

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом Вольности безглавой
Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду.

О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казненном прахе.

В твоей Германии ты вечной тенью стал,
Грозя бедой преступной силе –
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.

Д.В.ВЕНЕВИТИНОВ

Волшебница! Как сладко пела ты
Про дивную страну очарованья,
Про жаркую отчизну красоты!
Как я любил твои воспоминанья,
Как жадно я внимал словам твоим
И как мечтал о крае неизвестном!
Ты упилась сим воздухом чудесным,
И речь твоя так страстно дышит им!
На цвет небес ты долго нагляделась
И цвет небес в очах нам принесла.
Душа твоя так ясно разгорелась
И новый огнь в груди моей зажгла.
Но этот огнь томительный, мятежный,
Он не горит любовью тихой, нежной,–
Нет! он и жжет, и мучит, и мертвит,
Волнуется изменчивым желаньем,
То стихнет вдруг, то бурно закипит,
И сердце вновь пробудится страданьем.
Зачем, зачем так сладко пела ты?
Зачем и я внимал тебе так жадно
И с уст твоих, певица красоты,
Пил яд мечты и страсти безотрадной?

Тебе знаком ли сын богов,
Любимец муз и вдохновенья?
Узнал ли б меж земных сынов
Ты речь его, его движенья? –
Не вспыльчив он, и строгий ум
Не блещет в шумном разговоре,
Но ясный луч высоких дум
Невольно светит в ясном взоре.
Пусть вкруг него, в чаду утех,
Бунтует ветреная младость, -
Безумный крик, холодный смех
И необузданная радость:
Все чуждо, дико для него,
На все безмолвно он взирает.
Лишь что-то редко с уст его
Улыбку беглую срывает.
Его богиня – простота,
И тихий гений размышленья
Ему поставил от рожденья
Печать молчанья на уста.
Его мечты, его желанья,
Его боязни, ожиданья –
Все тайна в нем, все в нем молчит:
В душе заботливо хранит
Он неразгаданные чувства.
Когда ж внезапно что-нибудь
Взволнует огненную грудь, -
Душа, без страха, без искусства,
Готова вылиться в речах
И блещет в пламенных очах.
И снова тих он, и стыдливый
К земле он опускает взор,
Как будто б слышал он укор
За невозвратные порывы.
О, если встретишь ты его
С раздумьем на челе суровом, -
Пройди без шума близ него,
Не нарушай холодным словом
Его священных, тихих снов!
Взгляни с слезой благоговенья
И молви: это сын богов,
Питомец муз и вдохновенья!

А.С.ПУШКИН

Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Литература:

1. Веневитинов Д.В., Полное собрание сочинений, под редакцией и с примечаниями Б. В. Смиренского. Вступительная статья Д. Д. Благого, [М. - Л.], 1934;
2. Веневитинов Д.В., Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст., подготовка текста и примеч. Б. В. Неймана, Л., 1960.
3. Веневетинов Д.В., Стихотворения /Сост., вступ. статья и примеч. В.И.Сахарова. – М.: Сов. Россия, 1982. – 176 с., 1 л. Портр. – (Поэтическая Россия);
4. Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в., М. - Л., 1959;
5. Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.1. Стихотворения 1813 – 1824. М., «Худож. Лит.», 1974.
6. Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.2. Стихотворения 1825 – 1836. М., «Худож. Лит.», 1974.
7. Пушкин А.С., Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.9. Письма 1815 – 1830. М., «Худож. Лит.», 1977.
8. Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996.
9. Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, т. 1, М., 1913;
10. Стрежнев Н.В. «К студеным северным волнам»: А.С.Пушкин и Беломорский Север: Лит.- краеведческие очерки. – Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Издательство, 1989.
11. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. 2, 1949 г.

«Проживи Веневитинов хотя десятью годами более – он на целые десятки лет двинул бы вперёд нашу литературу…».
Н. Г. Чернышевский

Дмитрий Владимирович Веневитинов (14 (26) сентября 1805 – 15 (27) марта 1827) – русский поэт, переводчик, прозаик.

Дмитрий Владимирович Веневитинов родился в Москве. Его отец, отставной прапорщик Семёновского полка Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814), происходил из богатой воронежской дворянской семьи. Мать, Анна Николаевна, происходила из княжеского рода Оболенских-Белых. Через неё Дмитрий Веневитинов был в дальнем родстве (четвероюродным братом) с А. С. Пушкиным.

Веневитинов получил классическое домашнее образование, в 1822-1824 гг. как вольнослушатель посещал лекции в Московском университете. Увлекался не только историей, философией и теорией словесности, но и математикой и естественными науками. Сдав экзамены за курс университета, в 1824 году поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, но главным его занятием была литература. К этому времени он уже был автором нескольких стихотворений, по преимуществу вольно перелагавших античных и новоевропейских авторов. Веневитинов был одним из организаторов московского «Общества любомудрия», которое ставило своей целью изучение идеалистической философии и романтической эстетики.

В ноябре 1826 года Веневитинов перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом на одной из гауптвахт Петербурга. Пребывание вдали от родных и друзей угнетало поэта. Кроме того, Веневитинов сильно простудился, что привело к ранней смерти 15 (27) марта 1827 года, по-видимому, от тяжёлой пневмонии. Тело было отправлено в Москву. Похоронили Веневитинова 2 апреля 1827 года на кладбище Симонова монастыря в Москве. На похоронах были Пушкин, Мицкевич и другие друзья поэта.

В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Его романтическая поэзия насыщена философскими мотивами. Многие стихи посвящены высокому назначению поэзии и поэта, культу дружбы: «Поэт» (1826), «Поэт и друг» (1827). Он посвящал стихи друзьям, близким людям, возлюбленной Зинаиде Волконской: «К моей богине» (1826), «Элегия» (1827), «Завещание» (1826).

Веневитинов завещал в час кончины надеть ему на палец перстень – подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытьё, перстень надел на его палец А. С. Хомяков. В 1930-е годы, при сносе Симонова монастыря, тело Д. В. Веневитинова было эксгумировано и перезахоронено на Новодевичьем кладбище. При эксгумации перстень был снят с пальца поэта и сейчас хранится в Литературном музее.

Веневитинов был не только поэтом, но и переводчиком, прозаиком, писал литературно-критические статьи, переводил произведения Э. Т. А. Гофмана, И. В. Гёте и других. Также он был известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик.

Имя Дмитрия Веневитинова тесно связано с нашим краем. У Веневитиновых были владения в Воронежской губернии. В детстве Дмитрий вместе с родителями гостил в «родовом гнезде» – в Новоживотинном. После смерти отца семья Веневитиновых перестала приезжать в имение. Но в августе – сентябре 1824 года вместе с младшим братом Алексеем Дмитрий Веневитинов посетил Воронеж и свое воронежское имение. В Новоживотинном он прожил около месяца, часто вспоминал детство, писал письма матери и сестре Софье, сочинял стихи. Сейчас здесь расположен памятник федерального значения – Музей-усадьба Д. В. Веневитинова.

В 1994 году в окраинной зоне Коминтерновского района Воронежа была образована новая улица – Веневитинская. В 2005 году в честь 200-й годовщины Дмитрия Веневитинова на территории Музея-усадьбы Д. В. Веневитинова был открыт памятник поэту.

Произведения Д. В. Веневитинова

Веневитинов Д. В. Полное собрание сочинений / Д. В. Веневитинов; под ред. А. П. Пятковского. – Санкт-Петербург: Типография О. И. Бакста, 1862. – 264 с.

Полное собрание сочинений поэта, изданное в 1862 году в петербургской типографии Бакста под редакцией А. П. Пятковского, содержит также портрет автора, факсимиле и статьи о его жизни и сочинениях.

Веневитинов Д. В. Стихотворения / Д. В. Веневитинов. – Москва: Советская Россия, 1982. – 174 с. – (Поэтическая Россия).

Веневитинов Д. В. Стихотворения. Поэмы. Драмы / Д. В. Веневитинов. – Москва: Художественная литература, 1976. – 128 с.

В книги поэта вошли его избранные произведения.

Веневитинов Д. В. Стихотворения // Антология русской поэзии. – URL: http://www.stihi-rus.ru/1/Venevitinov/ .

Поэты пушкинской поры: избранные стихотворения. – Москва; Ленинград: Детгиз, 1949. – 286 c. – (Школьная библиотека).

В сборник вошли избранные стихи шестнадцати наиболее крупных поэтов пушкинской поры, в том числе Дмитрия Веневитинова.

Русская поэзия первой половины XIX века. – Москва: Слово, 2001. – 765 с. – (Пушкинская библиотека).

В книге представлено творчество пятидесяти шести поэтов самых разных направлений, в том числе и Дмитрия Веневитинова (с. 379–389).

Литература о жизни и творчестве Д. В. Веневитинова

Акиньшин А. Н. Воронежское дворянство в лицах и судьбах: историко-генеалогические очерки с приложением Перечня дворянских родов Воронежской губернии / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009. – 432 с.

В книге воронежских ученых представлены биографии дворянских родов Воронежской губернии, живших на территории края до 1917 года. Веневитиновы и Станкевичи, Раевские и Тулиновы, Потаповы и Сомовы… Поэты и просветители, фабриканты и военные. Среди иллюстраций можно найти рисунки брата поэта Дмитрия Веневитинова Алексея Владимировича, запечатлевшего в середине XIX века виды села Новоживотинное.

Будаков В. В. Поэт-философ Дмитрий Веневитинов / В. В. Будаков // Воронеж: Русский провинциальный журнал. – Воронеж, 2003. – Спец. вып. : День славянской письменности и культуры. – С. 118.

Будаков В. В. «Рано умереть, но жить…» (Дмитрий Веневитинов) / В. В. Будаков // Подвижники русского слова / В. В. Будаков. – Воронеж, 2007. – С. 110–116.

Книга «Подвижники русского слова» – лирические очерки о писателях и поэтах, жизнью и творчеством породненных с черноземным краем, среднерусской полосой. Один из очерков посвящен Дмитрию Веневитинову.

Веневитинов Дмитрий Владимирович // Литературная карта Воронежской области. – URL: http://lk.vrnlib.ru/?p=persons&id=66 .

Дмитрий Веневитинов. Усадьбы Веневитиновых. Творческое наследие поэта / [вступ. ст. Е. Г. Новичихина]. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. – 215 с.

Имя поэта тесно связано с Воронежским краем: четыре помещичьи усадьбы рода Веневитиновых находились в Рамони – на живописных донских берегах. Мир дворянской усадьбы удалось сохранить только в селе Новоживотинное. В этой книге предлагается не только знакомство с биографическими материалами и творчеством замечательного поэта, критика, философа. Читатель впервые сможет заглянуть во все четыре усадьбы, узнать их историю и современное бытование, пройтись по залам дома-музея Д. Веневитинова.

Жихарев В. В плену «царицы муз и красоты»: (Дмитрий Веневитинов и Миньято Риччи) / В. Жихарев // Подъем. – Воронеж, 2012. – № 12. – С. 218–223.

Очерк Виталия Жихарева привносит новые детали в историю любви двадцатилетнего русского поэта Дмитрия Веневитинова к Зинаиде Волконской, которая, в свою очередь, была увлечена итальянским камерным певцом графом Миньято Риччи.

Ласунский О. Г. Веневитинов Дмитрий Владимирович / О. Г. Ласунский // Воронежская энциклопедия: [в 2 томах] / [гл. ред. М. Д. Карпачев]. – Воронеж, 2008. – Т. 1. – С. 126.

Мордовченко Н. И. Веневитинов и поэты-любомудры / Н. И. Мордовченко // История русской литературы: в 10 т. – Москва; Ленинград, 1953. – Т. 6: Литература 1820--1830-х годов. – С. 448–459. – URL: http://feb-web.ru/feb/irl/il0/il6/il6-4482.htm .

Статья на сайте Фундаментальной электронной библиотеки (ФЭБ) «Русская литература и фольклор» рассказывает о литературно-философском кружке «Общество любомудрия» (1823–1825 гг.). Веневитинов принимал активное участие в организации и работе кружка. Члены кружка занимались изучением немецкой идеалистической философии.

Музей-усадьба Д. В. Веневитинова. – http://muzeinikitin.vzh.ru/muzej-usadba-d-venevitinova .

Музей-усадьба Д. В. Веневитинова // Литературная карта Воронежской области. – URL: http://lk.vrnlib.ru/?p=post&id=4 .

Музей-усадьба Д. В. Веневитинова, открытый в 1994 году, – памятник федерального значения, одна из немногих сохранившихся в России дворянских усадеб XVIII века. Музей расположен в селе Новоживотинное Рамонского района Воронежской области. В его экспозиции – убранство залов знатной дворянской усадьбы XIX века и всё, связанное с родом Веневитиновых. Музей включает в себя двухэтажный особняк (1760-1770 гг.), флигель (1887 г.), парковую зону с прудом. В 2005 году на территории усадьбы был открыт памятник поэту.

Новичихин Е. Новоживотинное / Е. Новичихина. – Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1994. – 114 с. – (Земля Воронежская. Энциклопедия городов и сел).

Книга рассказывает о селе Воронежской области, берущем свое начало во второй половине XVII века. С историей этого села тесно связана судьба поэта Дмитрия Веневитинова.

Поэт и философ Дмитрий Веневитинов // Истоки. Этнокультурные особенности Воронежского края. – Воронеж, 2014. – С. 147–148.

Статья из сборника, рассказывающего об этнокультурных особенностях нашего края, о жизни и традициях наших предков, о людях, связанных с воронежской землёй.

Удодов Б. Дмитрий Владимирович Веневитинов / Б. Удодов // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. – Воронеж, 2007. – С. 116–120.

Чернышев М. А. «В душе неразгаданной думы тая…» / М. А. Чернышев. – Саратов: Заволжье, 1992. – 280 с.

Книга рассказывает о жизни и творчестве известного поэта XIX века Дмитрия Веневитинова.

Биография

Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября г. в Москве в приходе ныне утраченной церкви Архидиакона Евпла, что находилась на пересечении Мясницкой улицы и Милютинского переулка. Его отец, отставной прапорщик Семёновского полка Владимир Петрович Веневитинов (1777-1814), происходил из богатой воронежской дворянской семьи . Мать, Анна Николаевна, происходила из княжеского рода Оболенских-Белых . Через неё Дмитрий Веневитинов был в дальнем родстве (четвероюродным братом) с А. С. Пушкиным .

Веневитинов вырос в сохранившемся доме в Кривоколенном переулке , где получил классическое домашнее образование, которым руководила мать. Французскому и латинскому языкам, а также классической литературе, учил Веневитинова его гувернёр Дорер - отставной французский офицер, греческому - грек Бейля (Байло), живописи - художник Лаперш. Русскую словесность преподавал профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков , а музыку, вероятнее всего, И. И. Геништа . Прекрасно изучил Веневитинов и немецкий язык, по-видимому, под руководством Х. И. Герке - гувернёра его рано умершего брата Петра.

В 1822 году Дмитрий Веневитинов поступил в Московский университет , где увлёкся немецкой философией и романтической поэзией . В университете слушал отдельные лекции, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова , И. И. Давыдова , М. Г. Павлова и Лодера . В 1823 году успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824 году поступил на службу в Московский архив коллегии иностранных дел («архивные юноши » - так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своём романе «Евгений Онегин»). В августе - сентябре 1824 года вместе с младшим братом Алексеем посетил свои воронежские имения, что ярко отразилось в его письмах.

Веневитинов организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия », куда входили также И. В. Киреевский , А. И. Кошелев , В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, М. П. Погодин и С. П. Шевырев . Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии - трудов Ф. Шеллинга , И. Канта , Фихте, Окена, Ф. Шлегеля и других. Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник ».

Веневитинов завещал надеть ему на палец в час кончины перстень из Геркуланума - подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытьё, перстень надел на его палец А. С. Хомяков. Вдруг Веневитинов очнулся и спросил: «Разве меня венчают?» И умер. В 1930 -е гг, при сносе Симонова монастыря, тело Д. В. Веневитинова было эксгумировано и перезахоронено на Новодевичьем кладбище , 2 уч. 13 ряд. Прах же матери и брата Д. В. Веневитинова Алексея перезахоронен не был. Могилы были уничтожены. При эксгумации перстень был снят с пальца поэта и сейчас хранится в Литературном музее.

Творчество

В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).

Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова - судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:

…Но в чистой жажде наслажденья
Не каждой арфе слух вверяй
Не много истинных пророков
С печатью тайны на челе,
С дарами выспренних уроков,
С глаголом неба на земле.

Ряд стихотворений Веневитинова 1826-1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:

…Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

Издания

  • «Сочинения Д. В. В.» (1829),
  • «Полное собрание сочинений Д. В. Веневитинова», под редакцией А. В. Пятковского. СПб., 1862
  • «Стихотворения Веневитинова» (1884)
  • Веневитинов Д. В. «Полное собрание сочинений» М.-Л., 1934.

Библиография

  • Кошелев А. И., Литературные записки. - Берлин, 1884.
  • Барсуков Н., Жизнь и труды Погодина. - СПБ., 1888-1899 (см. по указателю при последнем XXII т.).
  • Пятковский А. П., Кн. Одоевский и Веневитинов, 3-е изд. - СПБ., 1901.
  • Бобров Е., Литература и просвещение в России XIX в., т. I. - Казань, 1901.
  • Котляревский Н., Старинные портреты. - СПБ., 1907.
  • Бобров Е., Философия в России, сб. II и Известия отделения русск. яз. и словесн., т. XV, кн. 1. - СПБ., 1910.
  • Сакулин П. Н., Из истории русского идеализма, кн. В. Ф. Одоевский, т. I. - M., 1913.
  • Шпицер С., Материалы для биографии Веневитинова // «Голос минувшего». - № 1. - 1914.
  • Оксман Ю., Цензурные материалы о Веневитинове // «Лит-й музеум». - I. - П., 1921.
  • Стратен В. В., Веневитинов и «Московский вестник», Известия отделения русск. яз. и словесн. Р. А. Н., т. XXIX. - Л., 1924.
  • Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в. - М. - Л., 1959.
  • История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. - М. - Л., 1962.
  • Каменский З. А. Московский кружок любомудров. - М., 1980. - 327 с.
  • Новичихин Е.Г. "Счастлив, кто прожил, как он...": Вступит. статья //Дмитрий Веневитинов. Усадьбы Веневитиновых. Творческое наследие поэта. - Воронеж:Центр духовного возрождения Черноземного края, 2010. - С. 5-12.

Веневитинов Дмитрий Владимирович , поэт, родился 14(26).IX.1805 г. в Москве в старинной дворянской семье.

Первоначальное образование получил дома под руководством опытных московских и иностранных учителей. С детства Дмитрий Владимирович овладел древними (латинским и греческим) и новыми (французским и немецким) языками. Впоследствии изучал английский и итальянский. Занятия иностранными языками способствовали возникновению глубокого интереса к античной и западноевропейской литературе и философии. В детские годы много занимался музыкой и живописью. Рано проявилось его поэтическое дарование.

Первыми литературными произведениями Веневитинова, которые, к сожалению, не сохранились, были, по свидетельству современников, переводы отрывков из «Прометея» Эсхила (1818) и Горация (1819). Необычайная одаренность и прекрасное образование Дмитрия Владимировича вызывали глубокое уважение знавших его людей. Внешне его жизнь была небогата событиями.

В 1822 он поступил вольнослушателем в Московский университет и через два года сдал выпускной экзамен.

Служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел.

Осенью 1826 переехал на службу в Петербург, где вскоре скончался.

В университетские годы Веневитинов усиленно изучает литературу и философию. Он слушает лекции А. Ф. Мерзлякова, С. Е. Раич, И. И. Давыдова и М. Г. Павлова. В 1823 совместно с В. Ф. Одоевским поэт основал кружок, получивший название «Общество любомудрия». В нем изучалась немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Окен, Геррес). Наибольший интерес пробудила в любомудрах философия Шеллинга, ранние произведения которого вызвали настороженность властей. Дмитрий Владимирович и его друзья увлекались идеями всеобщей связи и единства природы, которые развивал Шеллинг. Эти идеи противоречили церковным догмам и христианскому учению, которое, судя по воспоминаниям члена общества А. И. Кошелева, не вызывало у любомудров особого энтузиазма. Веневитинов в учении Шеллинга привлекла мысль о человеке как средстве познания, приведшая его к идеям самопознания и самоусовершенствования. Эти идеи отразились в произведениях Дмитрия Владимировича

«Анаксагор. Беседы Платона»,

«Письмо к графине N»,

«О состоянии просвещения в России»,

в незаконченном романе:

«Владимир Паренский».

От Шеллинга и немецких романтиков Веневитинов воспринял идею о поэте - «сыне богов», «любимце муз и вдохновенья», способном стать вождем всего человечества. В представлении Веневитинова, поэт - избранник небес, отмеченный «печатью власти на челе». Дар вдохновения возвышает его над толпой непосвященных. Мысли об искусстве и назначении поэта всегда составляли предмет поэтических и философских раздумий поэта. Они выразились во многих его стихотворениях и статьях:

«Скульптура, живопись и музыка»,

«Несколько мыслей в план журнала».

В своих философских и эстетических идеях Дмитрий Владимирович оставался самостоятельным и оригинальным мыслителем. В отличие от Шеллинга он видел в искусстве источник любви к человечеству. Поэт мечтал связать философию с наукой и искусством.

Изучение философии Дмитрий Владимирович Веневитинов сочетал с поэтической и критической деятельностью. Служба в архиве сблизила его с талантливой молодежью, которая собиралась у него по вторникам.

Первое печатное произведение Веневитинова - «Разбор статьи о «Евгении Онегине» («Сын Отечества», 1825, ч. 100, № 8, март).

Есть сведения, что Пушкин прочитал его статью «с любовью и вниманием». Трагические события, связанные с восстанием декабристов, тяжело отразились на духовном самочувствии поэта. Хотя он и не принадлежал к тайному обществу, но, по словам А. И. Герцена, «был полон мечтаний и идей 1825 года».

В конце октября 1826 г. Веневитинов выехал из Москвы в Петербург вместе с французом Воше, библиотекарем гр. Лаваля, дочь которого Е. Трубецкую Веневитинов незадолго перед этим проводил в Сибирь к мужу-декабристу. При въезде в столицу Дмитрий Владимирович и Воше были арестованы. Допрос и пребывание Веневитинова на гауптвахте, хотя и кратковременные, тяжело отразились на его здоровье.

Острое чувство растерянности и подавленности - мрачное следствие наступившей реакции - не покидало его. Он пытался обрести душевное спокойствие и найти применение своим способностям, участвуя в издании журнала «Московский вестник». Поэт размышлял о направлении журнала, стремился противопоставить «Московский вестник» продажной и низкопробной журналистике булгаринского толка, привлекал к сотрудничеству в журнале видных литераторов.

Переезд в Петербург осенью 1826 углубил душевный кризис поэта, испытавшего гнетущую тоску «среди холодного, бездушного общества». Поэта все чаще посещали мысли о смерти и самоубийстве. Дмитрий Владимирович хотел вырваться из официального Петербурга на чужбину, где надеялся найти силы для творчества и жизни.

В 1827 незадолго до смерти, в альманахе А. Дельвига «Северные цветы» и в журнале М. Погодина «Московский вестник» были впервые напечатаны его стихотворения.

Как поэт Веневитинов Дмитрий Владимирович сформировался в переходную эпоху. В стихотворениях, написанных до декабря 1825, то есть в период подъема дворянской революционности, преобладают свободолюбивые мотивы.

После декабрьской катастрофы в творчестве Веневитинова заметно усиливается философское начало.

Поэзия и философия Веневитинова обнаруживают связь с декабристским общественным и литературным движением. Юноша поэт славит «пророка свободы» - Байрона, откликается на греческое восстание («Песнь грека», 1825, опубликовано в 1827). Декабристская проблематика проникает в поэму «Освобождение скальда» (1823 или 1824, опубликовано в 1914). Веневитиновский «поэт» предстает поэтом-пророком «с глаголом неба на земле», его миссия - зажечь людские сердца, объединить людей.

Свободолюбивым настроениям Дмитрий Владимирович не изменил и после 1825. В согласии с декабристской поэтической традицией он прославил новгородскую вольницу («Новгород»). Поэт пишет о дружбе и любви, об искусстве, о смысле жизни.

Дружба в его лирике противопоставлена холодным и бездушным отношениям, господствующим в светском обществе. Традиционные жанры элегии и послания наполняются новым содержанием, осложняясь философскими размышлениями. Поэта не трогают ни пирушки за дружеским столом, ни «легкие забавы», о которых обычно вспоминалось в посланиях. Он мечтает вести с другом серьезные споры о философии и об искусстве («Послание к Рожалину», 1826, опубликовано в 1829).

Поэзия Веневитинова Дмитрия Владимировича складывалась под несомненным влиянием пушкинского творчества. Поэт выступал за содержательность лирики, за точность поэтического слова. Вместе с тем он подготовил возникновение гражданской поэзии Лермонтова с ее трагическими и напряженными раздумьями и рядом с Баратынским и Тютчевым явился одним из зачинателей русской философской лирики. «В его стихах,- писал В. Г. Белинский ,- просвечивает действительно-идеальное, а не мечтательно- идеальное направление...».

Недолгая творческая деятельность Веневитинова Д.В.- важное звено в истории русской лирики.