«Тема творчества и судьбы поэта в лирике Цветаевой. Образы в известных произведениях

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: «Грядущее тревожит грудь мою» («1831-го июня 11 дня»). Вопрос «Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?» не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение. Можно выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то «Дума», «Бородино», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Не верь себе».

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение

Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.

«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно».

Так говорит поэт в стихотворении «Дума», так изображается дальнейшая судьба в лирике Лермонтова. Он не скупится на горькие предсказания: память о поколении пройдет «толпой угрюмой», «без шума и следа», а саму эту память «потомок оскорбит презрительным стихом». Насмешка сына «над промотавшимся отцом» – вот с чем сравнивает Лермонтов будущую память о своем поколении.
Отчего же так язвительны и неутешительные его выводы? Поколение 1830х формировалось в «эпоху безвременья и застоя». Именно на его судьбу пришлось горькое разочарование в идеях декабристов. После их разгрома и казни наступает безыдейный период – одни идеи уже мертвы, другие еще не успели сформироваться. Свежи в памяти воспоминания о неудавшемся восстании 1825-го года, и именно они и тяготят поколение Лермонтова.

«Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»

Чем же интересуются сверстники поэта? Балами, дуэлями, шумными и веселыми развлечениями. И в прямом смысле зачастую богатые «едва из колыбели», они не желают тратить свои силы на что-либо серьезное, вся жизнь их – погоня за сиюминутным наслаждением, которое, в свою очередь, тоже их не радует…

«И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат…»
«Дума».

Все, что осталось нынешнему поколению – благопристойная спокойность и сытая самоуверенность, которую ничем не возмутить:

«На лицах праздничных чуть виден след забот,
Слезы не встретишь неприличной»
«Не верь себе».

Судьба поэта в период поколения 1830х

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: «О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих» с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: «Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят» («Дума»).

Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении «Журналист, читатель и писатель», где поэт, рисующий «картины хладные разврата», «приличьем скрашенный порок» в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет «злость и ненависть» «толпы неблагодарной» и задается горьким вопросом: «Скажите ж мне, о чем писать?..»

1812-1830: сравнение поколений

Единственную отраду Лермонтов видит в судьбе ушедшего поколения. Он и сам признается, что любит «забыться…памятью к недавней старине». Еще свежи в памяти герои войны с Наполеоном, еще не забыт 1812-й год, и о нем поэт вспоминает с отрадой и гордостью:

«Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава»
«Поле Бородина».

Но с другой стороны, никуда не деться от напрашивающегося сравнения поколения 1812 и 1830х годов, и сравнение это говорит само за себя. Отсюда и появляется повторяющийся в «Бородино» рефрен «Да, были люди в наше время, /Могучее, лихое племя: / Богатыри – не вы». Герои и смельчаки отходят в прошлое, остаются же совершенно иные, слабые и малодушные, ищущие покоя и безопасности, а для поэта, считавшего, что «жизнь скучна, коль в ней боренья нет», нет ничего более страшного.
Итог закономерен: как и предсказывал Лермонтов» «в преданьях славы» («Бородино») его поколение и вправду не встречается. Память о нем осталась, но – не благодаря ли стихотворениям поэта?

Данный обзор судьбы поколений в жизни и творчества поэта поможет учащимся 9 классов при подготовке сочинения на тему «Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова».

Самые популярные материалы апреля для 9 класса.

На 30-е годы 19 века приходилась «эпоха безвременья». Историки говорят, что она наступает тогда, когда одна общественная идея уходит, а другая не успевает образоваться. Лермонтов, будучи поэтом, неравнодушно воспринимал действительность и все свои мысли, переживания излагал в стихах.

Тема судьбы поколения присутствует у поэта во всём творчестве, в том числе и в лирике. Одним из главных стихотворений, связанных с этой проблемой, можно считать«Думу». Само название, обозначающее размышление, говорит нам о жанре данного произведения. Личные местоимения, употреблённые Лермонтовым («наше», «мы»), подразумевают его принадлежность к поколению, о котором он пишет: потому что человек не может быть свободен от общества. С помощью слов: «Печально я гляжу на наше поколенье!», - мы понимаем отношение автора к своим современникам, он не равнодушен к обществу, окружающему его. Прочитав эти стихи, мы можем точно охарактеризовать поколение поэта. Оно малодушно и холодно (« … в бездействии состарится оно», «… и жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…», « … ни вкуса нашего не радуя, ни глаз…», «И ненавидим мы, и любим мы случайно»). Также стихотворение помогает нам понять социальную принадлежность многих из поколения Лермонтова («Богаты мы, едва из колыбели…»), их моральную позицию («…Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы», « К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы…»). Эти люди «иссушили ум наукою бесплодной», им скучны занятия, которые были по нраву предкам, их не радуют ни стихи, ни искусство, они несчастны. Подведя итог, поэт посчитал правильным в конце своего произведения вынести приговор, которого оказалось достойно поколение, находящееся вокруг него:

Значит, эти люди не оставили после себе следа, новых открытий, добрых дел, они прожили пустую, бездумную, ветреную жизнь, и из-за этого они не удостоятся никакой награды от своих потомков.

Не более резкая характеристика дана поколению и в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…» .- и в первом, и во втором стихотворении поэт подчёркивает бесчувственность и чёрствость людей. Лирический герой ненавидит такое общество, ему некомфортно в такой обстановке.. В конце, также как и в «Думе», Лермонтов обращается к поколению и уже грозно, не скрывая своего неравнодушия, Это говорит о несмирении Лермонтова с судьбой своего поколения, о егонебезразличии и о желании изменить людей.

Во многих других стихах, мы тоже можем встретить упоминания об этой проблеме. Например, в «И скучно и грустно» ( « И жизнь как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - такая пустая и глупая шутка…»), в «Поэте»

Слово и поэзия всегда служили оружием, поэтому Лермонтов прибегал к таким способам, пытался достучаться до людей, составляющих общество, и до правителей, управляющих своим народом. Поэт изображал своё поколение, каким он видел его на самом деле, и писал то, что он чувствует, поэтому его стихотворения получались такими искренними, наполненными беспокойством за будущее поколение России.

Великого русского поэта Лермонтова по праву можно назвать поэтом прошлого и настоящего. Историческая тема, тема смены поколений, нравов, традиций, устоев является одной из важнейших в его творчестве, И если в представителях прошедших поколений он видел образец для подражания, пример силы, мужества, патриотизма, великих идей и активного стремления к цели, то современное ему, а тем более будущие поколения вызывали у него сомнения и грусть.

К исторической тематике Лермонтова приводят частые и неутешительные размышления о судьбе своего поколения. Поэта зовут и манят «веков протекших великаны», так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков: - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Но автор вовсе не ставит в вину молодому поколению пассивность, апатию, пессимизм. Это не вина, это трагедия поколения, которому выпало жить в тяжелое, нестабильное время. После поражения декабристов стала невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется естественное стремление замкнуться в себе, уйти от реальной жизни в мир грез и фантазий. Лермонтов и сам относится к этому поколению, потому его произведения чаще всего - не рассуждения стороннего наблюдателя, а откровения человека, на себе испытывающего все противоречия и трудности времени. Молодые люди, современники Лермонтова - это в основном умные, образованные, талантливые люди, обладающие горячим сердцем, стремлением к свободе и счастью. Но в стихотворении«Монолог» поэт пишет, как все их благородные порывы гаснут под бременем жестокой жизни, жестокого века:

К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье… И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит.

Образ тех, чья юность томилась «средь бурь пустых», чья недолгая однообразная и пасмурная жизнь подобна «солнцу зимнему на, сером небосклоне», служит укором не только поколению современников поэта, но и самой существующей действительности , убивающейлюбые высокие стремления и мечты .

В 1841 году Лермонтов пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема этого стихотворения - высокая идея поэтического призвания и непонимание его толпой. Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек:

Поэта также волновало то, что в этом бездушном мире утрачивается высокое назначение поэзии. Пламенная лира уже не может проникнуть в охваченные мертвящим холодом души. Поэт, пророк, божий избранник обречен на непонимание и забвение

В своих стихотворениях, посвященных судьбе поколения 30-х годов XIX столетия, он сожалеет о том, что гибнут лучшие силы современников. Но он также осуждает их за бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение

На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.

В своём знаменитом стихотворении «Смерть поэта» , явившееся своеобразным поминальным откликом на трагическую гибель непревзойдённого Пушкина. Лермонтов смело, без двусмысленных намёков высказывает своё мнение о светской «толпе» , о её страстях и желаниях; по сути он обвиняет её в убийстве великого поэта:

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабского поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!

В этом и других и других своих стихотворениях Лермонтов как бы отделяет своего лирического героя от светского общества. Ему непонятна и скучна мишура света, его пустые «отточенные» разговоры, балы, обеды, сплетни; среди этой шумной, безмятежной толпы лирический герой Лермонтова не находит никого, кто бы смог понять его, он одинок и непонимаем в свете:

Для лирического героя Лермонтова нет счастья и в любви. Через все его произведения, посвященные этой вечной теме, неразрывно следует мотив одиночества. Лирическому герою поэта в любви сопутствует, по большей части, измена, обман, предательство и горькое разочарование:

Одиночество не оставляет поэта даже когда он влюблён и его чувство взаимно. В этом заключается его трагедия. Мотив одиночества присутствует и в изображении Лермонтовым окружающего его поколения: «печально я гляжу на наше поколенье!» ; так говорит о нём лирический герой поэта. С горечью Лермонтов обнаруживает, что в основном поколение становится продолжателем традиций своих отцов, суть которых заключается в светских «вечеринках» , карьеризме, лицемерии и выслуживании. Равнодушие и бездействие – вот то, чем живёт, окружающее поэта молодое поколение. Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому по духу ему человеку.

Ответ оставил Гость

Это стихотворение - прямой вызов всем, кто упрекал поэта за его “свободный, смелый дар”. Совсем еще юный Лермонтов не боится обвинить свет в убийстве национальной гордости России. Знаменательно то, что он не сразу называет имя Пушкина, говоря о его смерти. Являясь непосредственным откликом на смерть великого поэта, стихотворение, в то же время, выходит на уровень обобщения, становится рассуждением о судьбе поэта в обществе вообще.За что же поэт подвергается гонениям? Что вызывает злобу у светской толпы? Понять это можно, проанализировав стихотворение Лермонтова “Пророк”. Оно явилось прямым полемическим откликом на стихотворение Пушкина с таким же названием. Пушкин формулирует задачу, стоящую перед поэтом, так:Восстань, пророк, и виждь, и внемли,Исполнись волею моей,И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.Поэт должен быть гражданином, нести людям Божий глас, так как свой дар он получает свыше. Лермонтов полностью согласен с тем, что поэт должен быть пророком и “глаголом жечь сердца людей”. Лермонтов как бы продолжает повествование Пушкина:С тех пор как вечный судияМне дал всеведенье пророка,В очах людей читаю яСтраницы злобы и порока.Он рисует картину жизни поэта, который стал пророком:...Из городов бежал я нищий,И вот в пустыне я живуКак птицы, даром божьей пищи.Задачи поэзии Лермонтову формулировать уже не нужно, его задача -показать злобу и нетерпение общества к тому, кто хочет их просветить.Однако так было не всегда. Один из основных творческих приемов Лермонтова - антитеза, противопоставление благородного и низкого, возвышенного и приземленного, доброго и злого. Поэт часто противопоставляет прошлое и настоящее. Не видя в современности ничего хорошего, в поисках положительного начала он обращается к прошлому и там находит утраченные современниками идеалы, благородство, честность, силу духа. И поэзия, и миссия поэта в прошлом были иными. Об этом говорится в стихотворении “Поэт”, в котором автор пользуется символом-иносказанием для сравнения поэта с грозным оружием. Кинжал блистает “отделкой золотой”, вися на стене, никому не нужный и никому не приносящий пользы, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Та же судьба и у современного Лермонтову поэта. В прошлом голос поэта-гражданина звучал, “как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных”. Именно в этом заключалась задача поэзии - быть колоколом, гласом народа. Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов, которые сами виноваты в том, что отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая “золотую отделку”. Он обращается с вопросом к современным поэтам:Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?Иль никогда, на голос мщеньяИз золотых ножон не вырвешь свой клинок,Покрытый ржавчиной презренья?. .Итак, мы видим, что в понимании роли поэта и поэзии в обществе Лермонтов остается верен традициям Пушкина, считая, что основное предназначение поэта - откликаться на насущные нужды народа, служить ему своим творчеством. Но при этом особое внимание он уделяет судьбе непонятого толпой поэта, противостоянию жестокой толпы и благородного служителя муз.

Поколения в лирике А. Ахматовой

Уникальность лирики великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя "всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа де­вятнадцатого века». Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для, человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошел через испытания "настоящего Двадцатого века», ибо внут­ренний мир ахматовской героини удивительно точно соответ­ствовал миру, ее окружавшему. "Я - голос ваш, жар вашего дыханья, я - отраженье вашего лица», - сказала А. Ахма­това, и она имела полное право это сказать.

Анна Ахматова не могла принять Октябрьскую револю­цию, потому что восприняла ее как катастрофу, которая раз­рушила сложившийся уклад русской жизни. А. Ахматова была воспитана на основе складывавшейся веками русской культуры, вечных нравственных ценностях, глубоком уваже­нии к личности человека. Мир России она воспринимала именно как часть общечеловеческой культуры. Еще в ранней лирике ее героиня жила с постоянным чувством тревоги в душе, после революции же ощущение царящего в мире не­благополучия становится доминирующим мотивом:

Еще на западе земное солнце светит

И кровли городов в его лучах блестят,

А здесь уж белая дома крестами метит

И кличет воронов, и вороны летят.

Восприятие мира в послеоктябрьском творчестве А. Ах­матовой неизменно исполнено драматизма. Мир, в котором живет лирическая героиня ее стихов, опасен, ненадежен, полон тягостных предчувствий:

Как идола молю я дверь:

"Не пропускай беду!»

Кто воет за стеной, как Зверь,

Что прячется в саду?

Однако это не значит, что поэзия Анны Ахматовой напол­нена жалобами и обидами. Скорее, мы можем назвать это противостоянием обстоятельствам, враждебной судьбе, тяго­тами испытаний:

На каждый вызов новый

Есть у меня ответ достойный и суровый.

Героиня Ахматовой оказалась в этом враждебном мире не просто по воле обстоятельств. Для поэта чрезвычайно важен мотив выбора собственной судьбы, выбора, предопределенно­го ощущением единства с родной землей, на которой дове­лось родиться и в которой предстоит быть похороненной. Сила духа, движение жизни вопреки всему - вот то светлое начало, которое лежит в основе ахматовского отношения к миру:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

И поэтесса сама отвечает на этот вопрос:

И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам...

Никому, никому неизвестное,

Но от века желанное нам.

Это неизвестное, но желанное чудо - это глубь июльских небес, дыхание цветущего вишневого сада, высокое звездное небо - все то, что выше времени, потому что принадлежит вечности. А потому А. Ахматова никогда даже в мыслях не могла отвернуться от родной страны.

В поэзии Анны Ахматовой удивительно органично сочета­ются слова "я» и "мы». "Мы» - это ее поколение, от имени которого она говорит. Главным предметом художественного осмысления поэтессы становится судьба ее сверстников, судьба людей, чьи нравственные ценности сложились в одном | мире, а жизнь прошла в другом. С наибольшей убедительнос­тью и ясностью о судьбах своего поколения А. Ахматова высказывается в поэтических раздумьях о собственной судьбе, I своих испытаниях и бедах. И это становится главной темой стихов, которые мы можем назвать лирическим дневником личной жизни. Параллельно с ними в творчестве Ахматовой звучит другая тема - тема историческая, к которой относятся такие произведения, как "Царскосельская », "Северные элегии» и др. В них речь идет прежде всего о трагической обре­ченности старого, дорогого памяти поэта мира. Ахматова всег­да осознавала, как много было в том мире истинного. И ее поэ­зия помогает нам сохранить эти свергнутые, но, надеюсь, не безвозвратно утраченные ценности.

В своем главном произведении сороковых - пятидесятых годов - "Поэме без героя» А. Ахматова наиболее полно рас­крыла три занимавшие ее на протяжении долгого времени темы - это судьба поколения, личная судьба как часть боль­шого целого и об утраченном. В своем произведении поэтесса стремится сделать то, что предрекает в "Реквиеме»:

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царкосельской веселой грешнице,

Что случится с жизнью твоей...

С одной стороны, в "Поэме без героя» звучит ирония над поколением А. Ахматовой, но гораздо сильнее звучит осуж­дение того времени, которое обрекло поэта на страшную участь, она как бы вершит суд:

Рот ее сведен и открыт,

Словно рот трагической маски,

Но он черной замазан краской

И сухою землей набит.

Но судьба поэта не трагичней судьбы близких ему людей:

И тебе порасскажем мы,

Как в беспамятном жили страхе,

Как растили детей для плахи,

Для застенка и для тюрьмы.

Трагедия русского народа становится для Анны Ахмато­вой более значимой, чем трагическое происшествие 1913 года. И, в отличие от большинства поэтов-современников, поэтесса видит трагедию страны не только в трагедии войны, а, скорее, в "дороге, по которой ушло так много», в дороге на восток, в лагеря. Ахматова уподобляет свою судьбу участи тех, кто прошел эти ужасные испытания, очень точно ис­пользуя образ двойника:

А за проволокой колючей,

В самом сердце тайги дремучей

Я не знаю который год -

Ставший горстью лагерной пыли,

Ставший сказкой из страшной были,

Мой двойник на допрос идет.

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой - это свидетельства человека, который прошел через все испытания, на которые ее обрек "век-волк», свидетельства того, насколько ужасно и несправедливо стремление кучки людей уничтожить естест­венные основы человеческого существования, то, что склады­валось в мире столетиями. Но одновременно это и свидетель­ство того, что живую жизнь, настоящее, вечное в людях уничтожить невозможно. И наверное, именно потому поэзия А. Ахматовой так важна и так значительна для нас.

Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова по праву можно назвать поэтом прошлого и настоя­щего. Историческая тема, тема смены поколений,

нравов, традиций, устоев является одной из важ­нейших в его творчестве, И если в представите­лях прошедших поколений он видел образец для подражания, пример силы, мужества, патриотиз­ма, великих идей и активного стремления к цели, то современное ему, а тем более будущие поколе­ния вызывали у него сомнения и грусть.

К исторической тематике Лермонтова приво­дят частые и неутешительные размышления о судьбе своего поколения. Поэта зовут и манят «веков протекших великаны», так как в совре­менной ему жизни он не видит ни сильных лю­дей, ни решительных поступков:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Но автор вовсе не ставит в вину молодому по­колению пассивность, апатию, пессимизм. Это не вина, это трагедия поколения, которому выпало жить в тяжелое, нестабильное время. После по­ражения декабристов стала невозможной прак­тически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется естественное стремление зам­кнуться в себе, уйти от реальной жизни в мир грез и фантазий. М. Ю. Лермонтов и сам относится к этому поколению, потому его произведения чаще всего - не рассуждения стороннего наблюдате­ля, а откровения человека, на себе испытываю­щего все противоречия и трудности времени. Молодые люди, современники Лермонтова - это в основном умные, образованные, талантливые люди, обладающие горячим сердцем, стремлени­ем к свободе и счастью. Но в стихотворении «Мо­нолог» поэт пишет, как все их благородные по­рывы гаснут под бременем жестокой жизни, жес­токого века:

К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

Образ тех, чья юность томилась «средь бурь пустых», чья недолгая однообразная и пасмурная жизнь подобна «солнцу зимнему на, сером небо­склоне», служит укором не только поколению со­временников поэта, но и самой существующей действительности, убивающей любые высокие стремления и мечты.

Одним из самых ярких произведений Лермон­това, посвященных размышлениям о судьбе сво­его поколения, является «Дума», написанная в 1838 году. В этом стихотворении чувствуется боль и обида автора за молодых людей, лишен­ных возможности не только действовать, но и чувствовать:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Даже лучшие представители молодежи 30-х годов XIX века не знали, как и где можно прило­жить свои силы. В результате многие из них ста­ли безразличными ко всему, равнодушными и пассивными:

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Молодежь «вянет без борьбы», в то время как «огонь кипит в крови» - стремление к активной жизни. Таким образом, автор показывает непри­миримое противоречие между разумом и страс­тью:

И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.

Обвиняя в пассивности среду и время, Лермон­тов тем не менее вовсе не оправдывает свое поколе­ние. Он осуждает его бездеятельность и пустоту в эпоху, когда более всего необходима борьба. Поэта огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Автор высказывает уверенность в том, что свобода не приходит сама собой: за нее необходимо бороться, за нее не страшно даже пойти на каторгу или умереть. Он не может смириться с тем, что люди его поколения живут без всякой цели, покорно склоняют голову перед темными силами реакции:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы,

Перед опасностью позорно малодушны И перед властию - презренные рабы.

Бездеятельность и пассивность этих людей губят и ум, и знания, и умение ценить и понимать прекрасное. Праздная, безрадостная жизнь ли­шает душу каких бы то ни было чувств, поэтому современники поэта и ненавидят; и любят «слу­чайно», «ничем не жертвуя ни злобе, ни любви».

Это поколение старится не только физически, но, в первую очередь, духовно. Их «ровный путь без цели» - это следствие равнодушия, отсут­ствия жизненных тревог и волнений. Нравствен­но опустошенные, утратившие цельность миро­воззрения, они уже не способны на труд и на под­виг.

В пылком сердце поэта всегда жила светлая мечта о лучшем будущем. Но, видя современную ему действительность, опустошенность душ, се­рое прозябание страны, в которой он родился, Лермонтов невольно начинал испытывать возму­щение, смешанное с тоской и отчаянием. Он меч­тал о счастье, о борьбе, о постоянном движении вперед, но видел лишь медленную гибель своего поколения в равнодушии, бездеятельности, пе­чальном молчании. М. Ю. Лермонтов строго су­дит своих современников, вынося им суровый приговор.

В своих стихотворениях, посвященных судь­бе поколения 30-х годов XIX столетия, он сожа­леет о том, что гибнут лучшие силы современни­ков. Но он также осуждает их за бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков:

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Поэта также волновало то, что в этом бездуш­ном мире утрачивается высокое назначение по­эзии. Пламенная лира уже не может проникнуть в охваченные мертвящим холодом души. Поэт, пророк, божий избранник обречен на непонима­ние и забвение. И сам он сознает это, отчего еще более трагичным становится его мироощущение.