Крупнейшие римские писатели и поэты. Поэзия в Древнем Риме

Идет семьсот тридцать первый год от основания Рима - двадцать третий год до новой эры. В доме императора Августа на Палатинском холме лучший поэт Рима - Вергилий (70 - 19 до н. э.) читает свою «Энеиду» - поэму, которую он пишет уже шесть лет и все еще не считает завершенной. С трудом уговорил его Август прочитать из нее хотя бы отрывки. Рядом с Августом сидят его ближайшие советники. Остальные присутствующие - поэты, любители искусств. Между ними друг Вергилия - поэт Гораций (65 - 8 до н. э.), раньше времени поседевший человек. Он недавно опубликовал свои «Оды» - три книги лирических стихотворений - и теперь наслаждается славой. Рядом с ним драматург Варий, тоже друг Вергилия. Здесь и Тибулл (ок. 50 - 19

до н. э.) - молодой, но уже известный поэт, автор нежных любовных элегий, и Проперций (ок. 50 - 15 до н. э.) - «ученый лирик», когда-то встретивший начало работы Вергилия над «Энеидой» восторженными стихами:

Сдайтесь, писатели Рима, сдавайтесь, поэты Эллады: Большее нечто растет здесь «Илиады» самой!

(Перевод М. Гаспарова.)

Вергилий

Гораций.

С восхищением и вниманием слушают собравшиеся. Для них это не просто развлечение. Речь идет о создании великой литературы, творцами которой римляне могли бы гордиться не меньше, чем греки Гомером и Эсхилом. Речь идет о создании литературы, достойной могущества Рима - мировой державы, во власти которой все Средиземноморье. До сих пор у римлян были лишь комедии веселого Плавта, поэма великого мыслителя-материалиста Лукреция «О природе вещей», полные глубокого чувства лирические стихотворения поэта Катулла. Но все это лишь подступы к созданию классической национальной римской поэзии, расцвет которой связан с именами Вергилия и Горация.

Вергилий и Гораций стали свидетелями того, как погибла в Риме республика и утвердилась в лице Августа империя. Сам Гораций когда-то сражался в армии Брута, последнего защитника римской свободы. К Августу Вергилий и Гораций примкнули потому, что хотели видеть в нем продолжателя республиканских традиций. Прославляя Августа, они славили в его лице величие Рима.

Поэму Вергилия «Энеида» признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее - миф, сложенный когда-то римлянами о том, что их предок - троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Римляне хотели показать, что история их народа такая же древняя, как и история греков.

Поэма рассказывает о том, как корабли Энея, спасшиеся от страшной бури, причаливают к берегам Африки, где пунийская (древние римляне называли пунийцами население Карфагена и других городов Северной Африки) царица Дидона возводит свой город Карфаген. Эней рассказывает ей о своей судьбе: о том, как пала Троя, как спасся он из горящего города и с немногими товарищами решил отыскать неизвестную землю, где по велению оракула они должны основать новый город. Дидона и Эней полюбили друг друга. Прервав свой путь, долгие дни и месяцы проводят троянцы в Карфагене. Но однажды во сне Энею является вестник богов - Меркурий.

Он требует, чтобы Эней свершил то, что назначено судьбой: основал город, новую родину для своих потомков. Скорбный Эней тайно покидает Дидону и отплывает из Карфагена. Не в силах вынести разлуки, Дидона пронзает себя мечом. А Эней продолжает свой путь и наконец достигает берегов Италии. Здесь, чтобы узнать о своей грядущей судьбе, он спускается в страшную Авернскую пешеру, где, по преданию, находился вход в царство мертвых. Перед ним проходят величественные образы будущих героев римского народа. Воодушевленный этими видениями, Эней ведет своих спутников, чтобы создать поселение на этой земле. Но Энею и его товарищам пришлось выдержать долгую войну с местными племенами, прежде чем они заложили заветный город Альба-Лонга. От царей Альба-Лонги родился Ромул, основатель Рима, а сын Энея Асканий стал прародителем римского рода Юлиев, к которому принадлежит император Август. Так неразрывно сплетаются в поэме прославление Рима и Августа, напоминание об общем для греков и римлян мифическом прошлом и утверждение особенного, дарованного только Риму величия в настоящем.

Археологи, раскапывая древние города Римской империи, то и дело находят обломки стен с грубо начертанными строчками из «Энеиды», видимо полюбившимися некогда простым людям. А для римских писателей «Энеида» навсегда осталась непревзойденным образцом. Много веков спустя многие поэты Возрождения и эпохи классицизма подражали этому гениальному творению Вергилия в своих поэмах.

Овидий

Если Вергилий создал классический римский эпос, то его друг и современник Гораций создал классическую римскую лирику. Он также воспевал в своих стихотворениях доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о веселых пирушках с добрыми друзьями. Эти стихи брали за образец многие поэты нового времени, в том числе и русские стихотворцы XVIII - начала XIX в. Но едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению своего призвания - поэзии. Среди них - знаменитый «Памятник»:

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

(Перевод А. Фета.)

В русской поэзии тема горациевского «Памятника» прозвучала в замечательных стихотворениях Державина и Пушкина.

Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему великому поэту эпохи Августа - Овидию (43 до н. э. - ок. 18 н. э.). Наиболее значительное его произведение - поэма «Метаморфозы» («Превращения»). Овидий собрал едва ли не все мифы «о превращениях» (их оказалось свыше двухсот) и пересказал в своей поэме. Получилось собрание самых поэтических образцов греческой и римской мифологии. Обращается в камень Ниоба, в наказание за надменность лишившаяся своих детей; вырастают ослиные уши у глупого царя Мидаса и т. д.

Иллюстрация Д. Бисти к «Энеиде» Вергилия.

Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Стареющему императору Августу это не нравилось. Он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря, где теперь находится румынский город Констанца. Там Овидий и умер, проведя десять лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии». Много веков спустя неподалеку от этих мест жил сосланный в Кишинев Пушкин. Он часто обращался мыслью к судьбе Овидия - такого же изгнанника, как он. Одно из своих южных стихотворений Пушкин назвал «К Овидию». А тот, кто читал поэму «Цыганы», никогда не забудет прекрасных слов о римском поэте, вложенных в уста старого цыгана:

Он был уже летами стар,
Но млад и жив душой незлобной;
Имел он песен дивный дар
И голос, шуму вод подобный.

Лирическая поэзия зародилась в I в. до н.э. в кружке молодых поэтов, среди которых самым талантливым был Катулл. Он первый ввел в латинскую поэзию употребле-ние различных размеров, известных в греческой поэзии. Наиболее известны его лирические стихи, посвященные Лесбии, -- так он называл Клодию, сестру народного три-буна Клодия. Клодия была типичной представительни-цей своего времени, когда в высших классах «нравы пред-ков» пришли в полный упадок и старая нерушимая римская семья сменилась легко и часто расторгавшими-ся браками и столь же легкими связями. Любовные по-хождения Клодии были известны всему Риму. В посвя-щенных ей стихах Катулл с удивительной искренностью и силой запечатлел свою страстную, хотя и смешанную с презрением любовь, мучительную ревность, горечь раз-рывов и счастье примирений. Эти стихи стали не только основой дальнейшего развития римской лирики, но и лучшими ее образцами.

Цирковые зрелища пользовались в Риме большой популярностью с древнейших времен. В 254 г. до н.э. впервые были устроены гладиаторские игры, которые с середины II в. до н.э. становятся излюбленным развле-чением римлян. На устройство игр и цирковых пред-ставлений тратятся весьма крупные суммы. Средств, которые выделялись государством эдилам и преторам для организации игр, обычно не хватало, и занимавшие эти должности римские политические деятели, если толь-ко они стремились к популярности, не останавливались перед тем, чтобы тратить на них собственные средства, иногда даже залезая в крупные долги.

Также среди широких слоев населения пользовались успехом короткие сценки и фарсы, так называемые аттеланы и мимы, выросшие из чисто римских народных игр. Они были не чужды политическим и социальным мотивам. В них участвовали забавные персонажи: плу-ты, обжоры, нахалы, выводились на сцену простые ре-месленники и крестьяне. В конце республики особенной популярностью пользовались мимы отпущенника Сира, из которых потом были извлечены и собраны ходячие поговорки и остроты.

Дальнейшее развитие римской архитектуры и изоб-разительного искусства происходит в III -- I вв. до н.э. В городах строятся общественные здания совершенно нового архитектурного стиля -- базилики; с начала II в. до н.э. появляются монументальные декоративные со-оружения -- триумфальные арки.

Огромное количество статуй, которыми теперь укра-шаются римские площади, общественные и частные зда-ния, было привезено из завоеванных греческих городов в Рим в качестве военной добычи. Сами римляне созда-ют новый жанр скульптуры, в развитии которого они достигают большого совершенства, -- реалистический скульптурный портрет. Следует отметить также разви-тие фресковых росписей, которые со II в. до н.э. начи-нают применяться главным образом для декоративных целей.

Население Италии стекается в Рим целыми толпа-ми, кроме того, в нем живет теперь множество провин-циалов -- это главным образом греки, сирийцы, евреи.

В городе строятся великолепные здания. Форум пре-вращается в площадь, украшенную храмами, базилика-ми, портиками, арками, скульптурными изваяниями. Так, Помпеи построил первый каменный театр, Цезарь -- прекрасный новый Форум, ставший впоследствии об-разцом для такого типа сооружений.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Развитие лирической поэзии Древнего Рима тесно связано с общественными процессами, а именно с падением римской республики и установлением империи. В середине I в. до н.э. появилась новая литературная школанеотерики . Литературным образцом для нее была поэзия расцвета греческой классической лирики и александрийская поэзия. Определяющим в художественном миросознании неотериков было неприятие окружающего мира, официального общества и интерес к человеку в мире его личных чувств и ощущений. Новым в их поэзии было то, что личные переживания поднимались до высот гражданской жизни. Поэзия личных чувств ввела в римскую литературу нового героя, потребовала освоения малых жанровых форм и усовершенствования стихотворного размера. Произведения поэтов-неотериков дошли до нас лишь в разрозненных фрагментах или упоминаниях. Единственное исключение – сборник стихов Гая Валерия Катулла . В нем содержится 116 стихотворений. Небольшие стихотворения, напоминающие лирические произведения нового времени, - жанр, который в Риме впервые разрабатывается в творчестве Катулла. Стихотворения Катулла посвящены различным темам. Здесь и обращения к друзьям, и насмешливые стихотворения, и любовная лирика. Его произведения всегда имеют адресатов и связаны с конкретными событиями личной жизни поэта. Утверждается особая ценность человеческой личности, и герой поэзии Катулла предстает и человеком и гражданином одновременно в равной мере. При этом утверждение нового идеала идет через отрицание ранее существующего. Любовь у Катулла представлена в том же ракурсе, и для его героев она означает слияние гражданских устремлений с велением сердца, жизнь для другого человека и в другом. Любовь Катулла совмещает чувственные радости и духовное общение, нежность и долг. В лирике Катулла впервые любовь предстает как великое, могучее чувство, возвышающее человека. В этом отношении стихотворения Катулла напоминают лучшие образцы любовной лирики нового времени.

Красота, и прежде всего женская, - особая тема произведений Катулла. Впервые в римской литературе компонентами идеала красоты становятся «привлекательность», «утонченность», «изящество».

Единственное сохранившееся застольное стихотворение перевел А. С. Пушкин. Поэт оставил без перевода одну строчку стихотворения, в котором Постумия сравнивалась с пьяной виноградной ягодой. Это сравнение показалось, по-видимому, поэту труднопереводимым.

Таким образом, в творчестве Катулла совершаются три величайших для римской литературы события: появление качественно нового героя, сочетающего в себе человека и гражданина; познание и исследование частной жизни, быта, отношений; открытие сложного мира человеческих чувств в их противоречии и единстве. С поэзией Катулла в римскую литературу вошли все метры греческой лирики, при чем многие были применены впервые.

Октавиан Август в позе Юпитера

Дальнейшее развитие поэзии в Риме было связано с утверждением власти Октавиана Августа, провозглашением принципата (начальная стадия империи I в. до н. э. – I в. н. э.) и формированием литературных кружков. В них блистали Вергилий, Гораций, Овидий, Тибулл, Проперций и другие поэты.

Гораций . Первыми произведениями поэта были эподы - ямбические стихотворения, написанные двустишиями. Эти насмешливые стихотворения, полные иронии, а подчас и нарочитой грубости, резко контрастируют с чувствительностью буколических произведений Вергилия и с римской элегией. Гораций уже в первых своих произведениях выступает создателем оригинальной лирики, положившей начало сатире и оде. В течение 30-х годов Гораций опубликовал два сборника сатир. Свои сатиры он сам называл беседами (sermones), как бы подчеркивая, что основным в них является изложение мыслей в форме непринужденного диалога. Поэт стремится писать свои сатиры изящным, непринужденным языком, близким к устной беседе образованного человека. Свое внимание он концентрирует на проблеме личного счастья, желая научить своих читателей жизненной мудрости. В сатирах обсуждаются различные моральные вопросы: вред честолюбия и невежества, глупость тщеславия, тщетность алчности, выдвигается требование снисходительности к недостаткам друга, прославляется скромный и умеренный образ жизни.

Памятник я воздвиг, меди прочнее он,

Выше, чем гордый столп царственных пирамид.

Дождь, точащий гранит, и Аквилона вихрь

Не разрушат его. Неисчислимый ряд

Лет над ним пролетит и пробегут века.

Нет! Не весь я умру. Лучшая часть меня

Похорон избежит. Слава моя цвести

Будет вечно, пока в Капитолийский храм

Жрец восходит и с ним дева молчащая.

Скажут я родился там, где Ауфид 10 шумит,

Там, где некогда Давн 11 в бедных водой полях

Правил сельской страной - царь из ничтожества!

Первый я перевел песнь эолийскую

На италийский лад. Будь же мною горда!

Лавром торжественным, о Мельпомена, мне

Ты увенчай главу с лаской заслуженной.

В 23 года он выпускает сборник своих лирических стихотворений, которые принято называть одами. Гораций следует за древнегреческими поэтами - Алкеем, Сапфо, Анакреонтом. Римский поэт создает своеобразную лирическую поэзию, в которой мысль преобладает над чувством и художественные образы подбираются для иллюстрации отдельных положений "горацианской мудрости", известной нам по его сатирам, но обогащенной здесь мотивами древнегреческой лирики. Гораций считал своей заслугой то, что впервые передал латинским стихом многие метрические размеры, впервые разработанные древнегреческими поэтами. Он пишет об этом в знаменитой оде к Мельпомене, вдохновившей Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.

Оды разнообразны по темам. Среди них - любовные и дружеские стихотворения, и гимны богам, и отклики на политические события. Однако, каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда несет печать характерной горацианской манеры. В отличие от лирики Катулла, бедной образами, но богатой эмоциональным содержанием, поэзия Горация блещет искусно нарисованными картинами, отточенными мыслями, тонкой иронией и глубокими обобщениями. Автор при этом сохраняет позу наблюдателя, фиксирующего настроения действующих лиц и дающего свои заключения. Образы и мотивы древнегреческой лирики: пир, перипетии любви, призыв к наслаждению перед лицом грозящей смерти и другие - служат созданию стилизованного поэтического мира с несколько условными персонажами и чувствами.

В 17 г. до н.э. в Риме торжественно справлялось празднество "обновления века", которое знаменовало окончание гражданских войн и начало новой, счастливой эры. Горацию было поручено составление праздничного гимна. В этом официальном гимне поэт прославляет Октавиана Августа и его реформы, возвеличивает римское государство, воспевает начало нового века. Гимн написан в торжественном стиле культовой песни. В это время Гораций становится признанным поэтом, и Октавиан Август настаивает на том, чтобы он прославил в своих стихотворениях его государственную деятельность.

В "Науке о поэзии" Гораций предстает как теоретик римского классицизма. Свои взгляды поэт излагает в форме непринужденной беседы, легко переходя от одного вопроса к другому, обращаясь с практическими советами к своим читателям, приводя примеры, пересыпая свою речь шутками и остротами. Гораций требует от поэтического произведения гармонии и соразмерности частей, призывает выбирать предмет, соответствующий возможностям поэта.

Творческая деятельность Горация имела большое значение для истории римской литературы. Однако его слава в античные времена не могла сравниться с популярностью Вергилия. В средние века его усиленно читали. Однако интерес к нему как к лирическому поэту принял широкие размеры лишь в эпоху Возрождения. Его поэзия сыграла большую роль в становлении лирики нового времени. Отдельные положения своеобразной горацианской философии (так называемая "горацианская мудрость") часто встречаются во французской лирике XVIII - начала XIX вв., проникают они и в русскую поэзию. Горацианские мотивы используют Ломоносов, Державин, Дельвиг и Пушкин.

В то же время, когда развертывается поэтическая деятельность Вергилия и Горация, возникает и развивается в Риме своеобразный жанр любовной элегии. Представителями этого жанра были Галл, Тибулл, Проперций и Овидий. Центральной темой их поэзии становится любовь. Именно в мире любовных переживаний находят они главное содержание жизни. К принципату римские элегики относятся критически. Проперций и Овидий высмеивают изданные Октавианом Августом законы о браке, выражают презрение к государственной деятельности и военной службе. Тибулл игнорирует политические события, не упоминает даже имени Октавиана. В своих элегиях эти поэты создают особый мир, противопоставленный официальному миру. Они требуют уважения и внимания к чувствам, которые до сих пор не играли центральной роли в творчестве римских поэтов. Они используют при этом мотивы и образы античной любовной поэзии, видоизменяя их и как бы пропуская сквозь призму авторского восприятия. В центре элегии - личность самого автора, всегда описывающего собственные переживания, события своей жизни. Субъективный характер римской элегии отличает ее от повествовательной любовной элегии на мифологические темы, которую культивировали древнегреческие и эллинистические поэты.

От Тибулла до нас дошло несколько элегий, которые трогают искренностью чувств, нежностью души. Он умеет живо передать оттенки любовного чувства, нарисовать картины природы, показать жизнь простого человека. Тибулл прекрасно владеет богатством латинского языка, пишет легко и изящно. Его поэзию высоко ценили еще в древности.

Проперций оставил четыре книги элегий. Он певец страстной любви, видящий в ней цель жизни. В элегиях поэта Любовь - скорбная и трудная, его владычица Кинтия - жестока и капризна. Если любовь Тибулла показана на фоне идиллической сельской жизни, то Проперций рисует разнообразные картины: портики, площади и улицы Рима, модный курорт Байи, морской берег и т. п. Поэт проявляет большой интерес к мифологии и даже задумывает впоследствии создание цикла повествовательных элегий на мифологические темы. Мифологические образы очень часто встречаются в его произведениях. Он постоянно сравнивает свою возлюбленную с прекрасными героинями далекого прошлого, свои переживания и перипетии трудной любви с чувствами мифологических героев. Мифология является своеобразным средством поэтизации, к которому он охотно прибегает, обнаруживая свою "ученость". В творчестве Проперция жанр римской элегии как бы перерастает узкие рамки любовной лирики, обогащаясь рядом новых тем.

Овидий был одаренным оратором, хотя и не любил речей, в которых требовались строгая логика и юридическая аргументация. Овидия привлекали речи, в которых можно было дать психологические характеристики действующих лиц, поставленных в какое-нибудь необычное положение. Речь Овидия, по мнению Сенеки, напоминала стихотворения в прозе (solutum carmen). Блестящий поэтический талант и влечение к литературному творчеству очень рано проявились у этого выдающегося поэта.

Первым литературным трудом Овидия был сборник любовных элегий. Опираясь на поэзию своих предшественников, используя традиционные мотивы римских элегических поэтов, Овидий создает элегию нового типа, далекую от романтически приподнятой элегии своих предшественников. Овидий прочно стоит на почве реальности, с живым интересом относится к окружающему, наделен меткой наблюдательностью и остроумием. Ему представляются достойными поэтического изображения те стороны жизни, которых избегали прежние элегические поэты. Он смело ведет своих читателей в римский цирк, где во время представления юноши знакомятся с девушками.

Поэт поучает ревнивого супруга и дает советы влюбленному, как лучше обмануть мужа своей любимой. Овидий подтрунивает над брачными законами Октавиана Августа, смеется над богатым и тупым претором, который имеет успех у его Коринны. Обыденные чувства человека и картины окружающей жизни становятся в поэзии Овидия объектами изображения. Шутка, смех, ирония впервые так широко проникают с его элегиями в римскую лирическую поэзию, определяя основной тон любовных стихотворений молодого поэта.

Представитель младшего поколения периода принципата, не прошедшего через огонь гражданских войн, Овидий с готовностью принимает те блага мира и культуры, которыми характеризуется начальный период римской империи. Ему чужды мучительная борьба, поиски жизненной позиции, которые были характерны для поэтов предшествующего поколения. Внимание Овидия привлекает внутренний мир человека. Однако он не строит сложной системы взаимоотношения человека с окружающей действительностью, как это делали поэты предшествующего периода (Вергилий и Гораций). Но в традиционном жанре любовной элегии этот новый подход Овидия к своим героям не получил полного воплощения. Лишившись главного - глубоко серьезного отношения к своей теме, элегия Овидия превратилась в остроумную шутку, изящную лирическую миниатюру. Бытовая реальность, повседневная жизнь в этом жанре могла, естественно, найти лишь ироническое, шутливое воплощение. От любовных элегий поэт переходит к жанру лирического послания на мифологические темы. "Героини" (или "Послания героинь") - это стихотворные письма героинь мифа к покинувшим их мужьям и возлюбленным. С посланиями обращаются Пенелопа, Брисеида, Деянира, Медея, Федра, Ариадна, Дидона и др. Рисуя образы, широко известные римскому читателю и имеющие многовековую традицию в античной художественной литературе, Овидий по-новому освещает душевную жизнь своих персонажей. Послания напоминают риторические свасории, речи, вложенные в уста исторических или мифологических персонажей, которые произносились в риторических школах. Героини Овидия владеют всеми приемами ораторского искусства, сочетая в своих письмах риторические фигуры с лирическими излияниями. Послания однообразны по теме, так как все героини находятся в одинаковом положении - в разлуке со своими возлюбленными. Одни и те же мотивы встречаются в письмах разных героинь (жалобы на одиночество, ревнивые подозрения, воспоминания. о прошлом, просьба о возвращении и т.д.). Искусство поэта проявляется в умении варьировать сходные мотивы, в стремлении придать каждому образу своеобразные черты, отличающие его от других. Вместе с тем Овидий как бы сводит свои персонажи с мифологических пьедесталов, приближая их к обыденному облику современных ему римских женщин. Для этого он вводит в послания ряд штрихов и метких деталей, свидетельствующих о глубоком интересе поэта к окружающей жизни.

Первый период творчества Овидия заканчивается двумя шутливо дидактическими поэмами: "Искусство любви" (Ars amatoria) и "Средства от любви" (Remedia amoris) , 1 г. до н.э.- 1 г. н.э. Поэма "Искусство любви" - одно из самых блестящих по остроумию и формальному совершенству произведений молодого Овидия. Поэт пародирует в ней ученые руководства, в частности руководства по риторике. Он составляет целый кодекс правил поведения, которыми должен руководствоваться влюбленный юноша в своих взаимоотношенях с любимой женщиной. Овидий начинает свою шутливую поэму с раздела: "Нахождение предмета любви", давая советы, как и где найти подходящую возлюбленную. Вторая часть поэмы посвящена тому, как завоевать любовь, третья как ее сохранить. В произведение вводятся многочисленные бытовые зарисовки, изящные мифологические рассказы, шутливые рассуждения на моральные темы.

Поэма вызвала недовольство блюстителей нравственности вольностью тона и откровенной смелостью отдельных картин. Тогда Овидий составил другое произведение на прямо противоположную тему - "Средства от любви". В этом небольшом по объему произведении он советует заниматься сельским хозяйством или государственной деятельностью, отправиться в далекое путешествие и т. п., для того чтобы исцелиться от любовного чувства. Поэма также носит шутливый характер и полна остроумия.

В период расцвета своего поэтического дарования Овидий переходит к созданию больших произведений на мифологические темы. Он одновременно пишет две поэмы: "Метаморфозы" и "Фасты". "Метаморфозы " - эпическая поэма, в которой рассказываются легенды о превращениях людей в животных, а также в предметы неодушевленной природы: растения и камни, источники, светила и т.д. Эти мифы широко распространены в фольклоре различных народов. Римский поэт использовал многочисленные источники: научные и художественные произведения, каталоги и памятники изобразительного искусства. Поэма состоит из 15 книг. Это увлекательное, живо написанное произведение с массой персонажей, с постоянной сменой места действия. Овидий собрал около 250 мифов о превращениях. Разрозненные мифы с различными героями соединены здесь в единое целое. Для придания единства произведению поэт пользуется различными приемами: он объединяет мифы по циклам (фиванский, аргосский и др.), по сходству персонажей, по месту действия. Часто придумывает связующие звенья между разнородными легендами. Соединение фантастики с реальностью характерно для всей поэмы Овидия. Его герои, с одной стороны, сказочные мифологические фигуры, с другой - обыкновенные люди. Повествование не усложнено никакими глубокомысленными рассуждениями. Эта доступность, легкость и поэтичность рассказа обеспечили поэме Овидия широкую популярность в древнее и новое время. С античной мифологией в увлекательном изложении Овидия читатель нового времени знакомился обычно по этой широко известной и любимой уже в средние века поэме. Многие рассказы дали материал для многочисленных литературных произведений, опер, балетов и картин.

Одновременно с "Метаморфозами" Овидий пишет и другую поэму, "Фасты" (Календарь). В поэме "Фасты", написанной элегическим дистихом, рассказывается о происхождении отдельных римских обрядов, празднеств и церемоний. Здесь несколько иной стиль повествования (хотя мифологии также уделено много места), больше бытовых подробностей, и самый тон повествования проще, лиричнее и эмоционально насыщеннее, чем в "Метаморфозах".

Овидий посвятил свою поэму Октавиану Августу и уделил особое внимание в ней празднествам, связанным с императорским домом. Совершенно неожиданным явилось для него грозное распоряжение Октавиана о высылке его из Рима на побережье Черного моря в город Томы (близ нынешней Констанцы в Румынии) в 8 г. н.э. Овидий жалуется в своих "Скорбных элегиях" на тяжелые условия жизни в этих местах, на отсутствие книг, на изнуряющие его болезни. В изгнании им было написано 5 книг "Скорбных элегий ", 4 книги "Посланий с Понта" . Только поэзия скрашивает жизнь изгнанника.

Овидий гордился созданными им произведениями и не раз подчеркивал в "Скорбных элегиях", что они будут жить века и читаться всеми народами. Действительно, он был одним из самых популярных поэтов Рима в средние века и в новое время. "Искусство любви" вдохновляло многих поэтов средневековья и Возрождения. "Метаморфозы" стали неисчерпаемой сокровищницей мифологических преданий для многих поколений. Овидий глубоко оригинален, его создания блещут поэтической выдумкой и вместе с тем полны интереса к жизни, которую он умел изображать щедро и красочно. Произведения этого крупнейшего художника Древнего Рима не утратили своего значения и в наши дни.

В начале нашей эры лирическая поэзия не пользуется популярностью, в произведениях господствует практическая мораль, пропаганда философских идей, стремление сблизить ритмическую прозу с ритмической поэзией. У поэтов наибольшую популярность получают эпиграммы (Марциал) и сатиры (Ювенал). Марциал известен эпиграммами, которые он посвятил изображению действительности, высмеивая порочные явления повседневной жизни. Он во многом следовал Катуллу, используя его размеры. Сатиры Ювенала первоначально имели резко обличительный характер, критикуя распущенность, развращенность нравов империи. Автор сосредоточился на вырождении некогда знатных родов, моральном падении семьи, на безграничной власти денег, беспутстве одних и нищенской жизни других. Позднее Ювенал уже не столь критичен, но оценивает жизнь в более спокойном тоне, тон поздних сатир – примиренческий.

Таким образом, достижения поэтов Древней Греции и Рима заложили основу для развития европейского лирического творчества.

Писание буков в столбик не терпит безграмотности. Только когда гопники из Рима выучились сперва читать, а потом по-гречески, только тогда у них самих появилась поэзия - никак не ранее I века до н.э. К тому же дело усугублялось тем, что, в отличие от нормальных людей, у римлян не было даже народно-эпической традиции - потому что город отщепенцев, воров и бандитов не был народом, покрав язык у латинян, верования у этрусков, науку и искусство - у греков.

Топ-10 поэтов Древнего Рима в порядке хронологии

1. Гай Валерий Катулл . Самый старший из серьезных латинских поэтов и так и оставшийся самым талантливым. Поэзии Катулла присуще то, чего нет у всех остальных римских авторов - страсть, захлестывающие эмоции, яркость и сочность образов и переживаний. О чем бы он не писал - о любимой суке Лесбии, о свадьбе друга, о политических интригах и махинациях, об адептах восточных культов, Катулл не останавливает себя "изящной огранкой", "почтенной умеренностью" или "доводами разума". Если он любит, то насмерть, если ненавидит - до смерти, если смеется - саркастически. Одни называют это "золотой молодежью" и морщаться, но как заметил сам Гай Валерий - не обязательно в жизни быть таким же, как в своих стихах...

2. Публий Вергилий Марон . Прозванный "Мантуанским лебедем", Вергилий куда больше заслужил бы прозвище "Премудрый пескарь". Не ищите страть и подлинные переживания в его стихах - он "как прилежный мальчик" следует Феогниду в "Буколиках" (положивших начало отвратительной традиции европейской поэзии описывать слащаво-гламурную вымышленную жизнь пастушков и пастушек), Гесиоду в "Георгиках" ("духовно-скрепное" прославление "физического труда на лоне природы" в пику "либерастическому атеизму каменных джунглей"), и Гомеру в "Энеиде" (госзаказ-переросток о том, что народ Рима родился не из сборища бандитствующей быдлоты с раёна, а произошел от героических троянцев). Хотя пока большинство людей роняют слезы умиления от "банальностей в столбик", ошибочно называемых ими стихами, Вергилий будет оставаться популярным.

3. Квинт Гораций Флакк . Вы все знаете этих людей, имеющих репутацию "мудрых по жизни" - "серединка-наполовинку", твердо знающих, что в горе нельзя биться головой о стол (больно будет), а в радости выпивать лишнюю чарку (пузо заболит). Они превратили "золотую середину" в единственный жизненный принцип. И потому сатиры Горация относятся к категории "Нам, товарищи, нужны подобрее Щедрины...", а прочие его произведения - к жанру "Песни мудро-спокойного поселянина", никогда не забывающего о том, что в итоге надобно вовремя поужинать - и баиньки... И вроде упрекнуть их не в чем, но стихи эти носят отчетливые следы пемзы, которой терли пергамент, чтобы добиться "золотой середки".

4. Секст Аврелий Проперций . Если понимать слово "лирика" начетнически-узко как "стихи про любовь", то Проперций - один из тончайших и "лиричных" лириков. Почти все книги его "Элегий" посвящены бесконечным переживаниям по поводу одной-единственной (поэт был ярко выраженным однолюбом) Кинфии, которая сперва радует автора своей страстью и ласками, а потом огорчает (по классической схеме - "от уксуса куксятся, от горчицы - огорчаются") своей ветренностью и изменами. Причем как у настоящего интроверта, большая часть бурь и ураганов случается внутри "духовного мира" самого поэта, не вырываясь наружу. Все глупости и бесконечные метания воспаленного воображения в наличии. В общем, "кто сам любил по-настоящему - поймет"...

5. Публий Овидий Назон . Для людей, не сильно разбирающихся (да и нуждающихся) в поэзии поэт должен вести "специальную поэтическую жизнь", чтобы было понятно, что он поэт (а то стихи каждый дурак писать умеет, и пойди пойми, у кого они настоящие). Надо пить, кутить, развратничать, переспать с принцессой, быть пойманным, высеченным и сосланным в гребеня жоп мира, где стенать и жаловаться на ужас, мрак и отчаяние... Так что из поколения в поколение люди не читают стихи Овидия (разве что "Науку любви" по вечной причине - чтобы самовнушить себе, что сексом они занимаются не по потребе тела, а "в высоко эстетических целях"), довольствуясь его жизнеописанием - ни "Фасты" с "Метаморфозами" (обширный источник сведений о мифологии греков и римлян), ни "Скорбные элегии", ни даже отрывок поэмы с описаниями рыб Черного моря.

6. Альбий Тибулл . Про банальности в столбик уже написано выше - и потому "спецзаказ" на "простые переживания простого мужика по поводу простых женщин", да еще "без этого вашего заумного выпендривания со всякими мифологическими греками" вечен. Так что "житейские истории" Тибулла про любовь к красавице Делии, которая ему "сперва не дала - ужас, потом дала - счастье, а потом дала другому - горе!", про утешение от этой любви с... гм-гм... мальчиком Маратом, а потом новую страсть к гетере Немезиде, которая "глупостев этих ваших не понимает, а в основном наличные" - эти "произведения искусств" долго будут оставаться популярны, потому что даже очень ученые филологи не чужды "всему человеческому"...

7. Марк Валерий Марциал . Не умеешь быть тонким лириком - жги глаголом. Дала судьба характер вредный, желчный и злой, с умением подмечать в людях всё самое недостойное человечества - иди в сатирики. "За гуманизм и дело мира отважно борется сатира" - эти возвышенные слова Марциал мог бы сделать эпиграфом к сборнику своих эпиграмм, когда бы не двигала им простая тяга к зубоскальству, сплетне и высмеиванию окружающих. Ну, перефразируя известное высказывание, пусть человек не самый хороший - лишь бы стихи не были плохие. А стихи "самые они" - многовековой объект подражания и зависти всех, пытающихся прославиться как великие эпиграмматисты.

8. Авл Персий Флакк . Не знаю, откуда эта вечная претензия к писателям, а еще смешнее - к поэтам, что они "не отражают реальнуж жизнь". МилыЯ мои, лучше всего жизнь отражает лужа во дворе, но никто не посоветует пить из нее. Задачи у художественного произведения немного иные, чем у зеркала. Потому упреки, что умерший молодым и застенчивым Персий "жизни не знал", и оттого-де у него "образы бледные, и до Горация не дотягивают" - довольно нелепы. Скорее уж впору удивиться, что такой молодой и зеленый еще человек выбрал сатиру (не самый легкий для юношей жанр, как и не самый очевидный), да еще смог писать стихи так, что до сих пор печатают... Да и не такие уж они "вялые" - скорее уж напротив, Персий смурён, пессимистичен и мрачен по-настоящему, без горациевского дутого оптимизма "золотой серединчатости"...

9. Марк Анней Лукан . Что может быть пошлее поэта, пишущего эпическую поэму? Разве что поэт, пишуший плохую эпическую поэму. Но Лукан написал хорошую "Фарсалию", и главное - посвятил ее не покрытым мхом и трещинами сюжетам из Гомера (как Вергилий или Стаций), а событиям, которые еще живо помнили - гражданской войне суко-коммунистов с суко-белогвардейцами Цезаря с Помпеем. Причем не стал "золотосерединиваться", разыгрывая из себя целку "объективного писца" - симпатии Лукана на стороне проигравших республиканцев (его самого в итоге пожрет "молох сталинских нероновских репрессий"). Некоторым "литератороведам" уже в самом Риме это не нравилось, и они обзывали Лукана "скорее оратором, нежели поэтом". Но Марциал таким отвечал - сперва добейся люди читают, и им нравится...

10. Ювенал . Если Горация рассердить или достать "превратностями судьбы" - в общем, если мирно ховающегося в недры "золотой середины" филистера всё-таки вынуть за жабры и "подвергнуть обструкции", его ущемленные "лучшие чувства" могут найти выход в потоке злобного сарказма. Ювенал честно хотел быть правильным и высокоморальным человеком - но "несправедливости несправедливого мира" заставляли его "не мочь молчать", и он обрушивался со всей силой поэтического дара на то, что искренне считал "не подобающим воспитанному человеку". Понятное дело, "до кучи" доставалось не только тем, кто творил недобро, а и просто тем (как водится от веку), кто не хотел "быть как все". Но уж такая она вещь - сатира, она не сама выбирает, кого гвоздить, а кого миловать...