Как переданы любовные чувства в лирике тютчева. Любовная лирика Ф

Лицо молодого Федора Тютчева не знает практически никто. На портретах он изображен уже на склоне лет с серьезными грустными глазами, седыми редкими волосами, высоким лбом, длинными пальцами, сухими губами. Таким, собственно, Тютчев и пришел в поэзию - серьезным и зрелым. Его дебютом принято считать публикацию 24 произведений в 3-й и 4-й книгах "Современника" в 1836 году.

Каковы же были основные мотивы лирики Тютчева? Какое место занимали чувства в его творчестве? В качестве наиболее яркого примера выражения чувств и переживаний героя в поэзии в статье будет приведен "Денисьевский цикл". Именно в произведениях, вошедших в него, наиболее ярко и точно переданы особенности лирики Тютчева.

Первая жена

Тютчев покинул Россию в девятнадцать лет, уехав в Мюнхен. Там он познакомился с Эмилией-Элеонорой Ботмер. В 1826 году он женился, став впоследствии отцом 3 дочерей. К концу 1837 года Тютчева назначили старшим секретарем в Турине. Перед этим он с семьей посетил Россию. Оттуда на новую работу Тютчев отправился один, а жену и детей оставил на попечение родных. Сперва он хотел обжиться на новом месте. Элеонора с дочерьми отплыла на пароходе из Санкт-Петербурга. Недалеко от берегов Пруссии на борту внезапно начался пожар. Пароход утонул. Элеонора вела себя героически - спасла детей. Однако все имущество семьи ушло на дно. Вскоре от перенесенного потрясения жена Тютчева тяжело заболела. Она умерла на исходе августа 1838 года. Потеря для Федора Ивановича была огромным горем. Здесь достаточно сказать, что он совершенно поседел в свои 35 лет.

Чувства в творчестве поэта

Приверженцы "чистого искусства" отличаются высокой культурой, преклонением перед совершенством образцов классической музыки, скульптуры, живописи. Им характерна романтическая устремленность к идеалу красоты, желание приобщиться к возвышенному, "иному" миру. Проводя анализ лирики Тютчева, можно увидеть, как в его творчестве отразилось художественное мироощущение. Его произведения пронизаны мощным драматизмом, трагедийным звучанием. Это все связано с переживаниями, которые испытал в своей жизни Тютчев. Стихи о любви родились из страданий, подлинной боли, чувства раскаяния и вины, невосполнимой потери.

"Денисьевский цикл"

Произведения, которые вошли в него, раскрывают все своеобразие лирики Тютчева. Они считаются наивысшим достижением романтизма в его творчестве. Произведения посвящены чувству, которое поэт испытал на склоне лет к Елене Денисьевой. Их роман продолжался четырнадцать лет. Закончился он смертью Елены Александровны от чахотки. В глазах светского общества их отношения были постыдными, "беззаконными". Поэтому поэт после смерти Денисьевой продолжал обвинять себя в том, что причинил страдания любимой женщине, не сумел ее оградить от людского суда. Очень отчетливо показывает глубокие переживания стихотворение Тютчева "Последняя любовь":

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим, суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Сила, с которой строки воздействуют на читателя, основывается на безыскусности и искренности выражения выстраданной глубокой мысли о быстротечности неповторимого огромного счастья, которое ушло, к сожалению, безвозвратно. Любовь в лирике Тютчева выглядит как высший дар, тайна. Она неподконтрольна, причудлива, волнующа. Таящееся в глубинах души смутное влечение внезапно прорывается взрывной страстью. Самопожертвование и нежность неожиданно могут превратиться в "роковой поединок". Смерть любимой женщины унесла желания, мечты. Краски жизни, прежде яркие, померкли мгновенно. Все это точно передается в сравнении, которое использует Тютчев. Стихи о любви, где человек уподобляется птице со сломанными крыльями, передают чувство потрясения от тяжелейшей утраты, бессилия и опустошенности.

Кем была Елена Денисьева для поэта?

Об этой женщине - последней, тайной, мучительной и пылкой любви Тютчева - почти неизвестно ничего. И вместе с этим известно очень много. Елена Денисьева являлась адресатом более пятнадцати произведений, которые написал Тютчев. Стихи о любви, посвященные этой женщине, стали поистине шедеврами, одними из самых драгоценных в русской классической поэзии 19-го века. Такое количество произведений - очень много для беззаветно любившей женщины. Но это слишком мало для надорвавшего себя чувствами сердца. При жизни жертвой любви была Елена Александровна, а после ее смерти жертвой стал сам Тютчев. Может, он слишком мало ей отдавал чувств, но без нее, ее пылкости и нежности, он жить не мог.

Отношение поэта к чувствам

У самого Тютчева была огромная потребность в любви. Без нее нет жизни, он был в этом уверен. Но потребность его была не столько любить, сколько самому быть любимым. В произведении, написанном им в 30-й год ("Сей день, я помню…"), для поэта открылся новый мир. Для него началась совершенно новая жизнь. Но это случилось не потому, что он стал любить, а потому, что почувствовал себя любимым. Это подтверждают его строки:

"Любви признанье золотое
Исторглось из груди ее…"

Мир преобразился в то мгновение, когда поэт узнал, что любим. При таком переживании чувств становится более понятна неудовлетворенность тех, кто был нежен с ним, близок к нему. Для него имела место верность, но при этом он не исключал измену (так же, как и измена не отвергала верность). Тема любви в лирике Тютчева связана с драматизмом, неверной верностью, пылкостью и глубиной чувств. Все они прошли сквозь жизнь поэта, найдя отражение в его творчестве.

Кризис восприятия чувств

В своем горьком признании Георгиевскому Тютчев говорит о том, что, несмотря на высокую поэтичность натуры Елены Александровны, стихи она не ставила в грош вообще, и его собственные в частности. Только те произведения Денисьева воспринимала с восторгом, в которых поэт выражал свои чувства к ней, говорил о них во всеуслышание и гласно. Именно это, по его мнению, было ценно для нее - чтобы знал весь мир, чем она являлась для него. В письме к Георгиевскому Тютчев рассказывает случай, произошедший на прогулке. Денисьева высказала желание о том, чтобы поэт всерьез начал заниматься вторичным изданием своих произведений, сознавшись при этом, что ей было бы отрадно видеть свое имя во главе издания. Но вместо обожания, любви и благодарности поэт высказал несогласие, понимая под ее желанием некоторое нерасположение. Ему показалось, что это требование не совсем великодушно с ее стороны, поскольку, зная всю степень принадлежности (Елена Александровна говорила "Ты мой собственный", обращаясь к поэту), ей не нужно было желать еще каких-либо подтверждений в виде печатных заявлений, которые могли оскорбить и других людей.

Смерть Денисьевой

Отношения поэта с Еленой Александровной продолжались четырнадцать лет. К концу этого периода Денисьева много болела. Сохранились письма, которые она писала сестре. В них она называла Федора Ивановича "мой Боженька". В них говорится и о том, что в последнее лето ее жизни дочь Денисьевой, Леля, практически каждый вечер ездила с поэтом кататься на острова, возвращались они поздно. Елена Александровна и радовалась этому, и печалилась, ведь она оставалась одна в душной комнате или ее общество разделяла какая-нибудь сердобольная дама, пожелавшая навестить ее. В то лето поэт особенно стремился за границу. Петербург тяготил его - это следует из переписки со второй женой. Но там, за границей, его постиг тот удар, и поэт не смог оправиться от него уже до самой своей смерти. Спустя два месяца после кончины Денисьевой Тютчев писал Георгиевскому о том, что только при жизни Елены Александровны он был личностью, только для нее и только в ее любви осознавал себя.

Жизнь поэта после кончины Елены Александровны

Денисьева умерла в 1864-м году, 4 августа. В начале октября в письме к Георгиевскому Тютчев пишет о безмерном чувстве "голода в голодном". Ему не жилось, рана не заживала. Он чувствовал себя мучительным ничтожеством, бессмысленно живущим. Это отражает и любовная лирика Тютчева. Стихи иллюстрируют всю ту борьбу, которая происходила в нем после потери. Следует, однако, сказать, что спустя неделю после письма к Георгиевскому поэт написал строки, посвященные Акинфиевой. Но это произведение может свидетельствовать лишь о потребности в обществе, в особенности женском, которое, собственно, не покидало Федора Ивановича никогда. Несмотря на эту внешнюю общительность, нежность и разговорчивость, внутри зияла опустошенность. После смерти Денисьевой любовная лирика Тютчева отражала мертвенность его души, тупую тоску и невозможность осознавать самого себя. Но при этом живому страданию, неспособности чувствовать было противопоставлено могущество чувства Денисьевой. Все это нашло выражение в строках о его "страдальческом застое".

В конце июня Тютчев признается в письме к Георгиевскому в том, что ни одного дня не прошло у него без изумления тому, как может человек продолжить жизнь, хоть ему "вырвали сердце и отрубили голову". Прошло пятнадцать лет со дня смерти Денисьевой. Тем летом он помянул две годовщины смерти своими скорбными строками. В Петербурге 15 июля он написал "Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…". Третьего августа в Овстуге он пишет строки о тяжести своего бремени, о памяти, о роковом дне.

Скорбь в произведениях поэта

Тютчеву становилось с каждым днем тяжелее. Его близкие отмечали раздражительность поэта: он хотел, чтобы все больше сочувствовали ему. В очередном письме он говорит о расшатанности нервов, о неспособности держать перо в руке. Через некоторое время поэт пишет о том, как жалок и подл человек в своей способности пережить все. Но полгода спустя в стихах к Блудовой он напишет, что "пережить - еще не значит жить". Позже в своих строках он будет говорить о мучениях, которые испытывает его душа.

Кончина поэта

Тютчева тяготила мысль о поездке за границу. Он говорил о том, что там ему еще хуже, еще отчетливее ощущается эта пустота. Своей второй жене он писал, что замечает, что становится еще несноснее; его раздражение усиливается той усталостью, которую он ощущает после всех попыток как-то развлечь себя. Шли годы. Со временем из переписки имя Елены Александровны исчезает. Оставалось Тютчеву жить совсем недолго. Скончался поэт в 1873-м году, в июле.

Любовная лирика Тютчева в последние годы жизни уже не была столь наполненной чувствами. В строках, которые он посвящал разным женщинам (в письмах к Елене Услар-Богдановой, полушутливых произведениях к Великой Княгине, мадригалах к Акинфьевой-Горчаковой), выражен лишь "отсвет", всполохи и тени, легкое дыхание последнего сильного и глубокого чувства поэта к Елене Денисьевой. Все его стихи впоследствии являлись лишь попыткой заполнить сердечную пустоту, которая образовалась после ухода любимой женщины.

"Денисьевский цикл" - нерукотворный памятник женщине

Елена Александровна вдохновляла поэта в течение четырнадцати лет. Сложно сейчас судить о глубине чувств Тютчева и Денисьевой друг к другу. Их отношения были несколько странными, для многих непонятными. Но эта любовь была в жизни поэта. Особенно трудно приходилось Елене Александровне - в таких случаях, как правило, свет оправдывал мужчину, а женщину обвинял. Несмотря на все тяготы жизни, сложность, некоторую жертвенность, мучительность, все то, что отражала любовная лирика Тютчева (стихи), пронизано нежностью, трепетным обожанием друг друга. Произведения этого периода стали поистине поэтическим шедевром мировой литературы.

Основные мотивы лирики Тютчева и Тургенева. Краткая сравнительная характеристика

Особенности лирики Тютчева проявляются в том, что чувство для него было и блаженством, и безнадежностью, и напряженностью, несущей человеку счастье и страдание. И весь этот драматизм раскрыт в строках, посвященных Денисьевой. Отказываясь от узкого субъективного рассмотрения любимой женщины, он стремится объективно раскрыть ее личность, ее внутренний мир. Поэт сосредотачивает внимание на описании своих переживаний через проникновение в духовность близкой женщины. Описывая внешние проявления чувств, он раскрывает ее внутренний мир.

Психологический склад любимой в "Денисьевском цикле" аналогичен тургеневским героиням. И у Тургенева, и у Тютчева чувство - "поединок роковой". Но при этом у первого присутствует историческая и социальная обусловленность личности в сфере чувств. Психологические ситуации, отраженные в произведениях Тургенева, показывали действительную картину отношений между людьми 50-60-х гг., возникшее в передовых кругах понимание ответственности за женскую судьбу.

В своих раздумьях о доле женщин, их характере, Тютчев близок к Тургеневу. Так, любимая в "Денисьевском цикле" напоминает героиню рассказа "Три встречи". Душевное состояние женщины в произведениях Федора Ивановича отражает не только общечеловеческое, но и личное переживание дворянского героя 50-х годов, иллюстрированное в повествованиях того периода в Гончарова, Тургенева. Неполноценность героя прослеживается в горестной самокритике. В некоторых случаях видно текстуальное сближение строк Тютчева с произведениями Тургенева, где выражены любовные страдания.

Заключение

Федор Иваанович Тютчев высоко оценил силу чувства в женщине. Это было главным для него. Его избранница в стихах предстала как настоящая героиня любви. Поэт оставляет за ней право на чувство, на борьбу за него. В своей любви героиня раскрывает себя, свои лучшие качества и возможности. Само чувство раскрывается поэтом и как внутренняя сила человека, и как само отношение, возникшее между людьми, но подвластное общественному влиянию.

Герои Тютчева - люди, не оторванные от жизни, а обыкновенные, сильные и одновременно слабые, но неспособные распутать клубок из противоречий. Любовная лирика Тютчева относится к числу самых лучших произведений русской поэтической литературы. В его творениях поражает неисчерпаемое богатство русского языка. Вместе с этим отличает Тютчева его взыскательное отношение к поэтическому мастерству.

Толстой, говоря о поэте, признает его художественный талант, его чуткое отношение к Музе. Он призывал молодых писателей учиться такому умению гармонически сочетать форму и содержание. Темы лирики Тютчева с течением времени насыщались все большей изобразительностью, конкретностью. Не прошел бесследно для поэта и опыт русского реализма. Завершая эпоху романтизма, Тютчев своими стихами выходит далеко за его границы. Творчество поэта становится неким предвестником начала художественного течения, возникшего на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий.

Какой предстает любовь в поэзии Ф.И. Тютчева?

Любовь в лирике Тютчева - это всепоглощающее, силь­ное чувство, нередко несущее героям погибель. Никогда не изображает поэт это чувство легким, безмятежным, у героев его нет ощущения счастья, радости, полноты жизни. Напро­тив, любовь у Тютчева - это борьба, «поединок роковой». Это чувство парадоксально, любовь поглощает душевные силы героев, забирает их жизни. Она требует от них жертвы - отре­чения, страдания, душевной стойкости.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

(«О, как убийственно мы любим….»)

Любовь окружена человеческим судом, поэтому она тра­гична, мучительна для героев:

Чему молилась ты с любовью,

Что как святыню берегла, -

Судьба людскому суеслонью На поруганье предала,

Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей,

И ты невольно постыдилась И тайн, и жертв, доступных ей…

(«Чему молилась ты с любовью…»)

В отношениях героев у поэта нет гармонии. Любовная тема неразрывно связана у Тютчева с мотивом судьбы, рока. Страсть нередко становится роковой:

Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

(«Предопределение»)

В этом слиянии и противоборстве чувство героини оказы­вается более чистым, цельным и естественным, чем любовь героя. Он осознает безусловное превосходство своей возлюб­ленной. Женщина у Тютчева находит в себе силы и для нерав­ного поединка с обществом, и для борьбы за свою любовь, демонстрируя душевную стойкость и внутреннюю силу.

Любовь у поэта не вечна, а преходяща, как и сама жизнь: «Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье». Поэтому человек должен смириться со своей участью:

В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби, хоть день один, хоть век,

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек…

(«В разлуке есть высокое значенье»)

Значим в лирике Тютчева мотив уходящей любви, ос­тавшейся в прошлом («Я помню время золотое», «Я встре­тил вас - и все былое…», «Она сидела на полу..»), мотив по­следней любви («Последняя любовь»).

Большой цикл стихотворений поэт посвятил своей возлюб­ленной, роман с которой длился около 15 лет. На 47-м году жизни Тютчев, будучи во втором браке и имея четырех дочерей и двух сыновей, влюбился в Елену Александровну Денисьеву, которая была намного моложе его. У них родилось трое детей. Связь эта осуждалась обществом, и Тютчев испытывал глу­бокое чувство вины, горечи, стыда. И эти чувства поэт выра­зил в своих стихах. В «денисьевском цикле» любовь предстает как мучение, «борьба неравных двух сердец», борьбаженщи- ны со светом, с собственной судьбой. И здесь впервые в рус­ской поэзии главная роль в любовных отношениях отдана женщине, запечатлена сила ее духа и характера.

Шедеврами «денисьевского цикла» являются стихотворе­ния «О, как убийственно мы любим…», «Она сидела на полу..», «Весь день она лежала в забытьи…», «Есть и в моем страдаль­ческом застое…», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло».

По страстности, смятенности своих чувств Елена Денись­ева напоминала героинь романов Ф.М. Достоевского. Она страдала, оттого что Тютчев не мог порвать со своей законной семьей, что положение ее в обществе было двусмысленным. Денисьева умерла от чахотки, роковая страсть сгубила ее.

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева . Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам - вражде и любви. Любовь - это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же - «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение» , написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь - это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и - погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь - это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии - не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, - пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, - любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей <...>

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, - счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», - все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной - губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу...им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви - вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

<...>Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа - ведущего жанра русской литературы конца XIX века.

Любовь в лирике Ф. И. Тютчева

1. Роковой поединок душ.

2. Испепеляющее чувство.

3. Последствия любви.

Лирику Ф. И. Тютчева считают философской и находят в ней отражение насущных проблем, которые в своем описании приобретают бытийное звучание. Исследователи отмечают, что драматизмом наполнены многие его стихотворения. Подобная тональность сохраняется и в любовной лирике. В зрелые годы, замечают критики, он «не переставая быть поэтом мысли... все настойчивее ищет пути выражения чувств». В центре такого внимания поэта - глубокие переживания и настроения. Только их многообразное проявление, растворенное в стихотворениях Тютчева, помогает нам понять все оттенки любовного чувства в его лирике.

Невольно или случайно, но в его стихи вторгается грусть, которая начинает диктовать свои права. Лирический герой страдает и грустит. Хотя при этом его стихам не чужд и восторг. «Влечение, таящее где-то в недрах души, прорывается взрывом страсти», - писали критики Л. Н. Кузина, К. В. Пи-гарев. А страсть возможна только при глубокой и истинной любви. Она открывает любящим сердцам неисчерпаемый и волшебный мир. Но это светлое чувство постепенно превращается в «поединок роковой». Союз душ оказывается борьбой. «Любовь, любовь - гласит преданье - / Союз души с душой родной / Их съединенье, сочетанье, / И роковое их слиянье. / И поединок роковой...» («Предопределение»). Поединок, который рождается в любящих душах, несет отрицательные последствия. Ведь нежное и ранимое сердце со временем от такого обращения начинает чахнуть. И потом оно вполне может погибнуть: «И чем одно из них нежнее... / Тем неизбежней и вернее, / Любя, страдая, грустно млея, / Оно изноет наконец...»

Любовь в лирике Тютчева заиграла новыми гранями. Она осветила новые оттенки этого прекрасного и неземного чувства. И порой кажется, что любовь не может быть последней, ведь она таится в сердце каждого человека. Только вот не каждый может найти к ней тропинку. «Пускай скудеет в жилах кровь, / Но в сердце не скудеет нежность... / О ты, последняя любовь! / Ты и блаженство, и безнадежность» («Последняя любовь»).

Не только в этих двух стихотворениях, но и во многих других звучит какая-то обреченность и безнадежность. Любовное чувство, возможно, как и человеческое существование, конечно. Об этом часто пишет в своих философских стихах поэт.

Возможно, оттенок такого настроения в стихах является последствием душевных травм поэта. Смерть первой жены глубоко потрясла Тютчева. Слабое здоровье Элеоноры не выдержало, так как было подорвано пережитой страшной ночью на пароходе, где разгорелся пожар. И не только в стихах снова и снова поэт обращается к своей трагедии. «Это был самый ужасный день в моей жизни, - писал поэт в пятилетнюю годовщину смерти Элеоноры, - и не будь тебя, он был бы, вероятно, и последним моим днем». Этот милый образ навсегда остается в его памяти, хотя он постоянно ускользает от него. И кажется, что возлюбленная превратилась в звездочку, которая всегда будет, если не согревать, то хотя бы освещать путь. «Твой милый образ, незабвенный, / Он предо мной везде, всегда, / Недостижимый, неизменный, / Как ночью на небе звезда».

Но любви, наверное, слишком много в сердце поэта. И он выплескивает ее в новых поэтических строчках. На этот раз причиной послужил новый образ - вторая жена Эрнестина Дёрнберг. «1-ое декабря 1837» - одно из немногих стихотворений, посЬященных Эрнестине. И даже в этом стихотворении лирический герой констатирует то, что все происходящее испепелило душу возлюбленной. И получается, что лирический герой своей любовью только губит героиню. Его любовь не приносит ей никакого счастья. «Прости всему чем сердце жило, / Что, жизнь твою убив, ее испепелило / В твоей измученной груди!...» Но даже такая сжигающая любовь оставит память о себе на многие годы. И поэтическую картину, которую рисует лирический герой, совершенно нельзя согреть вечным холодным блеском и бледными розами. Они безжизненны, как «бездыханен» один из героев. Иногда кажется, что любит по-настоящему только прекрасная половина. Поэтому она больше всех страдает от своего безумного чувства.

Наиболее ярко проявляется это в стихах, посвященных еще одной возлюбленной Тютчева - Е. А. Денисьевой. Поэт передает право самой героине высказаться в стихотворных строках («Не говори: меня он, как прежде, любит...»). Произведение наполнено противоречиями. Лирическая героиня убеждает всех, что он ее, как и прежде любит. Но иногда складывается впечатление, что она пытается убедить в этом не других, а себя, так как сама понимает безысходность своего положения. Но надежда, подпитывавшаяся огнем любви, остается все равно: «О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, / Хоть вижу, нож его в руке дрожит». Она просто не может без него. Именно им и только в нем она все еще живет. Даже не упоминавшийся в этом стихотворении роковой поединок, он все равно вроде бы негласно присутствует. Но здесь идет борьба не двух душ. Поединок идет глубоко в сердце самой героини. И, возможно, здесь победителей не будет, так как придется душе расколоться на части. Поединок в данном стихотворении сохраняет лишь свое дыхание, так как жизни уже просто нет. «Ох, я дышу еще болезненно и трудно, / Могу дышать, но жить уж не могу».

Сам поэт осознает, что его любовь приносит только горе и несчастье любящему нежному и ранимому сердцу. Недаром поэт сравнивает ее с убийством. «О как убийственно мы любим...» - восклицает он в одноименном стихотворении. И здесь уже представлен не поединок, а результат этого действа. И плохо он сказывается именно на образе возлюбленной. «Куда ланит девались розы, / Улыбка уст и блеск очей? / Все опалили, выжгли слезы / Горючей влагою своей». Да и от любимого образа оставались только «вспоминанья», которые тоже со временем изменились.

В этом стихотворении появляется еще один неотъемлемый компонент - толпа. Она активно вмешивается в отношения, но этим губит только ее чувство: «Толпа, нахлынув в грязь втоптала / То, что в душе ее цвело». Он не смог защитить ее от «нашествия». Возможно, поэтому столько грусти и горечи в этих строках.

Любовь в лирике Тютчева , словно алмаз, имеет множество граней, и все они наполнены своим неповторимым оттенком. Любовь - это всегда поединок, борьба. И это положение губит в основном сердце ранимой возлюбленной. Однако она в его любви никогда не сомневается. Хотя, когда любишь, желаешь любимому счастья и благополучия, а не терзания, какие мы видим с стихотворениях.

Многие из произведений Тютчева о любви носят оттенки грусти и печали. И заметим, что в них совершенно нет природы, которая, как правило, становится отражением душевных волнений героев. Однако это совершенно неважно. Мастерство Тютчева и заключается в том, чтобы лишь словесно выразить все колебания душ влюбленных. Восклицания и многоточия создают при этом определенные интонации. И мы, читая эти строки, словно становимся свидетелями рокового поединка.

2. Испепеляющее чувство.