Урок 9 свобода и моральный выбор. Урок на тему "свобода и моральный выбор"

Сарапулова В. Л.

МКОУ Нижнеиргинская СОШ .

[email protected]

Урок №9
Задачи:


  • Что такое свобода.

  • Как связана свобода с моральным выбором

  • В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Работа по теме.

  • Беседа.
Особенностью человека как живого существа является то, что он обладает свободой. Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.

Какие слова вы представляете, когда слышите слово


СВОБОДА? Запишите их.

  • Групповая работа. А теперь представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как вы объясните ему это? Для этого можете воспользоваться толковыми словарями.

Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.
К свободе стремится любое живое существо: кошка, собака, птица и др.


  1. Индийская сказка «О купце и попугае».
У одного купца жил попугай. Однажды купец решил съездить по торговым делам в Бенгалию.

Купцу было очень жаль попугая и он подумал: «Зря я рассказал ему о смерти друзей». Взял он попугая за лапки и выбросил в окно.

А попугай вспорхнул и улетел.


  • Как купец относился к попугаю? Нравилось ли тому жить в его доме?

  • Что означает просьба попугая? Какой он получил ответ?

  • Каким образом попугай добился свободы?

  • Может ли человек в аналогичных обстоятельствах рассчитывать на помощь друзей? Приведите примеры.

  • Есть ли у вас попугай или другие птички, животные? Как вы думаете, хорошо ли им живется? Быть может, они тоже мечтают передать привет своим товарищам?

  • Минутка творчества. Собери пословицу.
Птичке дороже воля клетки золотой. (Воля птичке дороже золотой клетки)

  • Свобода и моральный выбор человека.
-Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»

Почему человек ограничивает свою свободу? Рассмотрите ситуации и обоснуйте свой выбор.


Ситуации:




  • Выбор между добром и злом;


.

  • РАБОТА С ПРИТЧЕЙ .

    Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками.

Самый способный из них, однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?»

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Что ответил мастер своему ученику?

Не глядя на руки ученика, мастер ответил:- всё в твоих руках.

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ ВОСТОЧНОЙ ПРИТЧИ:

Какие два пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.

Какой путь выбрали бы вы, ребята? Поясните свой ответ.


  • Твой выбор . Решение практической ситуации.
Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь?

а) пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал;

б) куплю много конфет и угощу всех товарищей;

в) поступлю по-другому.


  1. Итог урока.

  • Что такое свобода?

  • Как связана свобода с моральным выбором?

  • Что влияет на выбор?

  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

  1. Домашнее задание.

Прочитай историю.

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его…
Ответь на вопросы


  • Перед каким выбором оказался Вадим?

  • Какой выбор есть у Кости?

  • Чем могла закончиться эта история? Напиши вариант, который ты считаешь правильным

Раздаточный материал к уроку №9 «Свобода и моральный выбор»

I . Индийская сказка «О купце и попугае».

У одного купца жил попугай. Однажды купец решил съездить по торговым делам в Бенгалию.

Я уезжаю. Что привезти тебе?

Я по твоей милости ни в чем не нуждаюсь, - ответил попугай, - но все же у меня к тебе просьба. В Бенгалии на таком-то поле растет большое дерево, а на дереве гнездится множество попугаев.

Прошу тебя, доберись до этого дерева и передай попугаям мой привет. Потом скажи: « Мой попугай, что сидит в клетке, просит вам сказать, что вы, мол, свободно летаете по лесам и садам, а о тех, кто скорбит не думаете» Пусть они тебе на это что – нибудь ответят.

Ладно, исполню твою просьбу! – сказал купец и уехал.

В Бенгалии, сделав торговые дела, он отправился на поле и передал привет своего попугая. Но не успел он вымолвить последнее слово, как попугаи намертво свалились с дерева.

Приехав домой, купец рассказал попугаю, что товарищи замертво упали на землю, ничего не передав в ответ. Как только он произнес эти слова, попугай пошатнулся и свалился кверху лапками на дно клетки.

Купцу было очень жаль попугая и он подумал: «Зря я рассказал ему о смерти друзей». Взял он попугая за лапки и выбросил в окно.

II . Собери пословицу.

Птичке дороже воля клетки золотой

Свобода и моральный выбор человека.

Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»

Почему человек ограничивает свою свободу? Рассмотрите ситуации и обоснуйте свой выбор.

Ситуации:


  • На уроке математики вам захотелось есть, петь, плясать, стоять на голове.

  • К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, время уже позднее, а через стену с вами живут пожилые соседи.

  • Друзья зовут на дискотеку. Вам очень хочется пойти, но у вас заболела мама.
Вывод. С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора:

  • Выбор между добром и злом;

  • Нравственным и безнравственным поведением

  • Между своими интересами и интересами других.
Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим .

РАБОТА С ПРИТЧЕЙ .
Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками.

Самый способный из них, однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?»

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил: « Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Хотите лучше владеть компьютером?

Сервисы Гугл позволяют сделать онлайн опрос с разными типами вариантов ответов и автоматическим созданием сводной таблицы с ответам всех респондентов. Формы опросов можно встраивать на страницы сайтов, но это для проведения такого опроса не обязательно иметь свой сайт. Сфера применения таких опросов широка, учителя могут проводить анкетирование родителей или учеников школы, отправив ссылку на страницу опроса по электронной почте, опубликовав в социальных сетях или на школьном сайте. Опрос может быть как анонимным, так и только от авторизованных пользователей. Рассмотрим создание своего онлайн-опроса в сервисах Гугла.

Читайте новые статьи

Направление, по всей видимости, в первую очередь потребует рассуждений о любви. Просто потому, что это наиболее часто встречающийся тип отношений между мужчиной и женщиной. Но возможны также варианты ненависти, дружбы и служебных отношений. Нет смысла перечислять все возможные варианты произведений, затрагивающих тему любви.

Должность: учитель начальных классов

Организация: ГКОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»

Год и место создания работы: 27.08.2016, ГКОУ ЛО «Лужская санаторная школа-интернат»Восточная притча.
Утренний выбор.
Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг, и один спросил:
Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло?
Учитель ответил:
Просто это мой выбор. Каждое утро, когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство.
По материалам сайта: www.manwb.ru
Тема урока: Свобода и моральный выбор человека. (урок №9) (стр. 22-23, учебник «Основы светской этики» А.Я. Данилюк, М., «Просвещение»)
Дидактическое обеспечение:
Учебник «Основы светской этики» А.Я. Данилюк, М., «Просвещение».
Методические рекомендации к курсу ОРКСЭ.
Программы образовательных учреждений. А.Я. Данилюк. 4-5 классы, 2-е издание, М., «Просвещение».

Работа с ответами обучающихся:
Учитель
Ученик (-и-)

Прочитайте заголовок притчи. Попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в тексте?
- О том, что делать в течение дня, какие дела выбирать.
- Здесь описаны мысли человека, которые посещают его после того, как он проснётся.
- Человек думает, в какой последовательности ему делать утренние дела, какие из них можно отложить на потом, чтобы не опоздать на работу (в школу).
- Человек настраивает свои мысли на успех в наступающем дне.

Я правильно поняла тебя, Слава, себя надо настраивать на успех, чтобы день прошёл спокойно и воспоминания о нём приносили удовольствие?
- Да.

А как можно настраивать себя на успех?
-Можно внушать себе, что всё будет хорошо.
-Можно вспоминать хорошие слова и проговаривать их.
- Можно вспоминать хорошее в предыдущем дне и думать, как сделать наступающий день ещё лучше.
- Можно помолиться о благополучии наступающего дня, пожелать себе и родным удачи.

Каждый человек может настроить себя на успех по-разному, всё зависит от того, во что он верит. Давайте прочитаем притчу.
Чтение учителем. Далее – выборочное, смысловое чтение по заданиям.

Кто главный герой притчи?
- Учитель.

С кем он беседовал?
- С учениками.

О чём он беседовал?
- О выборе?

Что это был за выбор?
- Быть счастливым или не быть.
- Быть успешным или нет.

Какой настрой на предыдущий день предложен учителем для выбора в притче?
- Блаженство или страдание.
- Радость или недовольство.

Представьте себя учениками этого учителя. Что выбираете вы?
- Блаженство, радость.

Почему вы выбираете именно эти состояния?
- Они поднимают настроение.
- Настраивают на благоприятное развитие событий.
- Позволяют думать, что всё тебе по плечу, всё у тебя получится, даже если не всё сбывается, как задумано. Не получится сегодня, получится завтра.
- Если человек всем доволен, то и другие люди вокруг него становятся лучше, пытаются ему помочь.

Правильно ли я тебя поняла, Таня, что один человек может «заразить» хорошим настроением других людей?
- Да, правильно.

Я тоже согласна с твоим мнением. Давайте вернёмся к тексту притчи и посмотрим, каким способом учитель делал свою жизнь счастливой каждое утро.
- Он улыбался.

Как об этом сказано в притче?
- Улыбка никогда не сходила с его лица.
- Ученики спрашивали учителя о том, почему он улыбается.

Были ли у него веские причины для улыбки? День рождение, светлый солнечный день, близкие и родные люди рядом и т.п.?
- Нет. Каждый день не бывает дней рождения, светлых и солнечных дней, дорогих сердцу людей рядом и всего, что мило сердцу каждого.

Почему же он улыбался?
- Чтобы убедить себя, что всё хорошее у него уже есть.
- Потому что праздником можно сделать каждый день, ведь праздники, как и дни, тоже бывают разные.

Я правильно поняла тебя, Женя, если улыбаться, то можно раскрасить праздничным настроением каждый, даже тоскливый и дождливый день?
- Да.

Это действительно так. Те эмоции, которые мы воспроизводим на своём лице, закрепляются в сознании и помогают нам улучшить настроение, и люди, окружающие нас, тоже будут чувствовать себя лучше. Можно сказать, что улыбка передаётся людям, она «заразна». Давайте «заразимся» улыбкой. Повернитесь друг к другу и подарите свою самую красивую улыбку ближайшим к вам соседям. Можете подойти к тому человеку, кому вы бы хотели улыбнуться лично.
Выполняют.

Улучшилось ли ваше настроение?
- Да.

Какие выводы вы можете сделать?
- Если улыбаться, то всё будет получаться.
- Улыбка помогает сделать мир лучше, расположить к себе людей.
- Нельзя быть злым. Вокруг тебя будут такие же недовольные всем люди.

Саша ты сказал, что нельзя быть злым, потому что вокруг тебя будут такие же недовольные всем люди. Почему ты так считаешь?
- Если улыбка дарит хорошее настроение, то её отсутствие – плохое.
Если улыбкой можно «заразить» людей, то и плохим настроением – тоже.

Я с тобой согласна. Давайте будем улыбаться, и всё и нас будет получаться.
-Давайте.


Приложенные файлы

Like Share 517 Views

Основы светской этики. Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека». Авторы: учитель начальных классов Бычкова Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы Кожевникова Алёна Алексеевна – МОУ Гербаевская ООШ.

Download Presentation

Урок 9 «Свобода и моральный выбор человека»

E N D - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

No related presentations.

Presentation Transcript

    Старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил Мастер своему ученику?

    Ответил:- Всё в твоих руках.

    Притчи: Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их. Какой путь выбрали бы вы, ребята? ?

    Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».

    Чтение статьи на странице 22-23 Найти ответы на вопросы. Что такое моральный выбор? -От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением? -Как должен поступать добродетельный человек? -Что такое моральный конфликт?

    Улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь? а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал; б)куплю много конфет и угощу всех товарищей; в)поступлю по- другому.Обсуждение ответов.

    С. Михалкова «Находка» Я выбежал на улицу, По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке. И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги. Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке.

    Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. Четыре острых лезвия Работы непростой, Да маленькие ножницы, Да штопор завитой. И вдруг я вижу, девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: «Твой?» Как поступит мальчик?

    И я догнал ее, И я спросил у девочки: Твое? Скажи, твое? Мое, - сказала девочка, -Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет.

    1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?2.В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? 3.Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?

    Что такое свобода? -Как связана свобода с моральным выбором? -Что влияет на выбор? -Всегда ли у человека есть выбор? -Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

    Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С.Пушкин

    Перечитайте « Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкина. В каких ситуациях морального выбора оказалась Черновка? Как она поступила? Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора?

    Притча: http://pritchi.ru/id_254 Иллюстрации:http://foto.rambler.ru/users/awersa1/album/?sort=vote http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1152843&page=1 http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=301 http://www.free-lancers.net/users/somnambula/comments/17142/ http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1152843&page=1 http://www.7continent.com.ua/ru/products/details/pritchi_ot_norbekova_dlja_detej_i_vzroslyh/index.html http://www.playcast.ru/?module=comments&playcastId=1214366&page=1 http://dictionary-economics.ru/93 http://www.pravkamchatka.ru/news/1463/------http://www.artsides.ru/?ItemID=5482&ItemName=США http://mrra.diary.ru/?quote&from=240 http://petripavel.tomsk.ru/opk.php http://warm-velvet.livejournal.com http://vodoleyforum.mybb.ru/viewtopic.php?id=120&p=8 …/46199?page=67

    Ожидаемый результат:

    личностный : понимание значения свободы, морально ответствен-ного выбора в поведении человека; воспитание уважения к людям, к самому себе;

    предметный

    метапредметный

    Тип урока : открытие новых знаний

    Виды деятельности

    Формы организации

    Методы обучения на уроке:

    Оборудование

    Основные термины и понятия

    Ход урока:

    Звучит песня «О доброте»

    I . Организационный момент. (слайд №1)


    II

    Вас кто-нибудь принуждал к выбору определенного цвета?

    (слайд №2)

    1. Работа по теме.

    а) Игра в «ассоциации»

    (слайд №3)

    Свобода -

    уважение

    каникулы

    слайд №4)

    слайд №5)

    (слайд №6)

    Вывод: Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек - венец творения - едва встав на ноги, требует для себя свободы.

    Работа в паре.

    (слайд №7)

    Свобода — это возможность делать все, что хочешь.

    Свобода — это независимость от кого-то.

    Свобода — это отсутствие стеснений, ограничений.

    Свобода — это вседозволенность.

    Свобода — это возможность выбора.

    -

    Ситуации (карточка на каждой парте)

    1. . Работа с текстом

    а) Чтение рассказа . (слайд №8)

    б) Беседа по вопросам (слайд №9)

    Какой путь выбрали бы вы?

    ВЫВОД (слайд №10)

    Выбор, направленный во благо другому - это и есть моральный выбор. (слайд №11, 12)

    V . Работа с учебником .

    а) Найти ответы на вопросы .

    Что такое моральный выбор?

    Желающий может раскрыть над собой любой из этих зонтов Выбравший черный зонт, поделится печальными воспоминаниями прошлого, тот, кто выбрал яркий пестрый зонт - радостными, светлыми воспоминаниями; красный зонт напомнит о тревожных моментах детства. (заслушиваются рассказы детей, стоящих под выбранными зонтиками. «Я стояла перед выбором, когда…»)

    Спасибо за откровенность.

    VI . Работа с притчей. (слайд №13)

    а) Чтение учителем

    Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?

    б) Беседа по вопросам

    VI . Итог. Работа в группе.

    а) Работа по заданиям шарика

    Свобода, как и шарик, тоже нуждается в бережном отношении. Шарикам тоже хочется летать в свободном полете, но им мешает груз. Давайте попробуем освободить шарики, выполнив задания. Используя свободу выбора, можете выбрать карточки разных уровней сложности, на красной карточке - задания посложнее, на желтой - полегче.

    (слайд №14)

    Задание на желтых карточках: (слайд №15)


    2. В какой сказке « хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
    3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?

    (слайд №16)

    В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел (носитель хороших, добрых поступков), а на другом дьявол (носитель плохих, злых). Каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Чтобы чаще слышать шепот ангела, надо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с главными человеческими ценностями. Желаю вам, ребята, силы физической, а самое главное - дай бог вам силы не ошибиться при выборе, шагая по трудной дороге жизни.

    (слайд №17)

    VII .Домашнее задание

    Задания по выбору:

    VIII . Рефлексия

    а) (чудесные зонтики)

    (слайд №18)

    Использованная литература

    1. Цикл занятий на уроках психологии для подростков « Я сам строю свою жизнь» Любченко Алла Николаевна, педагог-психолог http:// festival. 1september.ru/
    2. Е. Королькова, Л. Семина, Н Суворова. Право на жизнь, свободу,собственность http://krotov.info/

Просмотр содержимого документа
«урок на тему "Свобода и моральный выбор" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад № 16»

города Байкальска Слюдянского района Иркутской области

Разработка урока на областной конкурс

на лучшую учебно-методическую

разработку по ОРКСЭ

Модуль «Основы Светской этики»

Урок «Свобода и моральный выбор»

Учитель начальных классов:

Плисюк Ирина Николаевна

Пояснительная записка : Разработка урока № 9 по курсу ОРКСЭ в 4 классе "Свобода и моральный выбор человека»" (модуль "Основы светской этики"). К уроку прилагается презентация.

Цель : формирование понимания значения свободы и морального выбора в жизни человека и общества.

Задачи :

    Сформировать знания учащихся по теме «Свобода и моральный выбор»;

    Развивать умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения;

    Обучение навыкам смыслового чтения текста, и понимания прочитанного;

    Способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся;

    Воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека;

Ожидаемый результат:

личностный : понимание значения свободы, морально ответствен­ного выбора в поведении человека; воспитание уважения к людям, к самому себе;

предметный : осознание обучающимися связи свободы и морального выбора человека;

метапредметный : навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Тип урока : открытие новых знаний

Виды деятельности : беседа, фрагментное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, практикум

Формы организации : фонтальная, групповая, парная.

Методы обучения на уроке:

Словесные (слово учителя), наглядные (презентации), творческие, практические и проблемно- поисковые (при решении задач),групповая работа по карточкам.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, мультимедийный проектор, презентация, карточки с определениями, напечатанные тексты, словари

Основные термины и понятия : Свобода. Моральный выбор. Моральный конфликт.

Ход урока:

Звучит песня «О доброте»

I . Организационный момент. (слайд №1)

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.
II . Введение в тему. Социализация

Напишите красиво свое имя на листочке.

Раскрасьте его в любимый цвет.

Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.

Вас кто–нибудь принуждал к выбору определенного цвета?

Сформулируйте тему занятия. (свобода) (слайд №2)

Какова цель нашего урока? (познакомиться с понятиями - свобода, выбор)

    Работа по теме .

а) Игра в «ассоциации»

Что вы представляете, когда слышите слово «свобода»?

Пожалуйста, подберите к этому слову ассоциации (слайд №3)

Свобода -

уважение

каникулы

Прочитайте свои ассоциации. Вслушайтесь в слова, которые вы услышите. Допишите слова, которые вам понравились, если у вас их нет. (слайд №4)

Проверка и дополнение. (свобода, жизнь, счастье)

б) Работа со словарями, справочниками и энциклопедиями

Есть разные мнения, что такое свобода. Где можно узнать точное определение понятия «свобода»?

Что может помочь нам справиться с этими затруднениями? (учебник)

Отройте учебник, найдите и прочитайте в нем значение слова СВОБОДА

Найдите и прочитайте значение этого слова в словарях.

(Работа со словом «свобода» по словарю Ожегова, большому энциклопедическому словарю

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Большой Энциклопедический словарь) (слайд №5)

Что значит быть свободным? (ты сам можешь решать, как поступить в той или иной ситуации)

в) Работа со слайдами «Кто чувствует себя счастливым»

Кто чувствует себя счастливым и почему? (слайд №6)

Вывод: Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения – едва встав на ноги, требует для себя свободы.

г) Обозначение порядок значимости для детей высказывания о свободе

Работа в паре.

Что же в свободе самое главное? (слайд №7)

Обсудите в парах и обозначьте цифрами (в карточке) в порядке значимости для вас следующие высказывания:

Свобода - это возможность делать все, что хочешь.

Свобода - это независимость от кого-то.

Свобода - это отсутствие стеснений, ограничений.

Свобода - это вседозволенность.

Свобода - это возможность выбора.

- Как вы понимаете пословицу: «Человек сам себе не волен»? Для чего человек должен ограничивать свою свободу? Рассмотрите ситуации и обоснуйте свое мнение. (продолжают работу в паре)

Ситуации (карточка на каждой парте)

1. На уроке математики неудержимо захотелось есть (петь, плясать, стоять на голове).

2. К вам пришли гости. Вы веселитесь, гремит музыка, а время уже позднее.

3. Друзья зовут на улицу. Вам очень хочется пойти, но у вас заболела мама.

Вывод: легко выбрать простые вещи: продукты, одежду, обувь. Сложнее сделать выбор в отношении человека и его поведения.

IV . Работа с текстом (на партах у каждого лежит текст)

а) Чтение рассказа . (слайд №8)

Прочитай историю. (Читают про себя, затем 1 уч вслух)

На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали, коллекцию моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его….

б) Беседа по вопросам (слайд №9)

Перед каким выбором оказался Вадим? (рассказать Сергею о воровстве или промолчать)

Какой выбор есть у Кости? (сознаться самому в проступке)

Какой путь выбрали бы вы?

в) Обобщение (свобода связана с моральным выбором)

ВЫВОД (слайд №10)

С понятием свободы тесно связано понятие морального выбора.

Всю жизнь мы находимся в роли сказочного богатыря, постоянно должны выбирать свой путь, сказать или не сказать, ответить или промолчать, стерпеть или не стерпеть, да или нет?

У каждого человека есть свобода выбора.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть моральный выбор. (слайд №11, 12)

V . Работа с учебником .

а) Найти ответы на вопросы .

Что такое моральный выбор?

Отчего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?

Как должен поступать добродетельный человек?

Что такое моральный конфликт, свобода и моральный выбор? (запись в тетрадь)

Приходилось ли вам делать свой собственный выбор, оказываться в ситуации морального выбора?

б) Путешествие в прошлое «чудесные зонтики»

Желающий может раскрыть над собой любой из этих зонтов Выбравший черный зонт, поделится печальными воспоминаниями прошлого, тот, кто выбрал яркий пестрый зонт – радостными, светлыми воспоминаниями; красный зонт напомнит о тревожных моментах детства. (заслушиваются рассказы детей, стоящих под выбранными зонтиками. «Я стояла перед выбором, когда…»)

Спасибо за откровенность.

Ребята, от чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением, между добром и злом? (От характера и силы воли человека)

Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы сделать осознанный выбор? А к чему может привести неправильно сделанный выбор? (может пострадать человек, или сам можешь пострадать)

VI . Работа с притчей. (слайд №13)

Человеческие ценности (притча).

а) Чтение учителем

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Он обижал слабых, жестоко обращался с животными, не почитал старость. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места, весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело неожиданное впечатление: он горько заплакал.

Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

б) Беседа по вопросам

Почему дырки от гвоздей так поразили мальчика?

(когда делаешь человеку больно, выбираешь дорогу зла, у него на сердце остается такой же шрам, как и эти дырки. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься.)

в) Обобщение (практикум -психологический прием с бумагой)

Это легко доказать, используя простой лист бумаги. Помните, делая выбор между добром и злом, каждое неосторожное слово или проступок оставляют в душе и на лице человека пусть незаметные, но неизгладимые морщинки

(Для этого психологического приёма у детей на парте лежит лист бумаги, на котором нарисовано лицо

Предлагаю детям смять лист, а затем попытаться распрямить его. Это не удается сделать. Дети демонстрируют неизгладимые морщины.)

VI . Итог. Работа в группе.

а) Работа по заданиям шарика

(В руках учителя 2 воздушных шарика, к ниточке которых привязаны карточки с заданиями разных цветов)

Свобода, умение сделать правильный выбор важны для каждого человека.

Свобода, как и шарик, тоже нуждается в бережном отношении. Шарикам тоже хочется летать в свободном полете, но им мешает груз. Давайте попробуем освободить шарики, выполнив задания. Используя свободу выбора, можете выбрать карточки разных уровней сложности, на красной карточке – задания посложнее, на желтой - полегче.

Задание на красных карточках: (слайд №14)

1. Подвести итог урока путем составления синквейна к слову «свобода».

Задание на желтых карточках: (слайд №15)

1.В какой сказке и кто нарушил право на свободу, держал кукол в рабстве?
2. В какой сказке « хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства?

(слайд №16)

В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел (носитель хороших, добрых поступков), а на другом дьявол (носитель плохих, злых). Каждый нашёптывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Чтобы чаще слышать шепот ангела, надо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с главными человеческими ценностями. Желаю вам, ребята, силы физической, а самое главное – дай бог вам силы не ошибиться при выборе, шагая по трудной дороге жизни.

(слайд №17)

VII .Домашнее задание

Задания по выбору:

1. Составить синквейн к слову «конфликт»

2. Инсценировать ситуации морального выбора

VIII . Рефлексия

а) (чудесные зонтики)

Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке?

Подойдите к зонтику, который соответствует вашему эмоциональному состоянию.

(дети становятся под зонтики, по цвету соответствующие их эмоциональному состоянию)

О чем бы тебе хотелось продолжить разговор по теме урока с вашими близкими?

В каких ситуациях, когда вам могут пригодиться новые знания?

Спасибо вам, ребята, за работу! Удачи!

А сейчас оденьтесь, пожалуйста, и на улице отпустите шарики в свободный полет! (слайд №18)

Использованная литература

    Цикл занятий на уроках психологии для подростков « Я сам строю свою жизнь» Любченко Алла Николаевна, педагог-психолог http:// festival. 1 september . ru /

    Е. Королькова, Л. Семина, Н Суворова. Право на жизнь, свободу,собственность http:// krotov . info /