В школах отменят домашнее задание. Чтобы отменить домашние задания, нужно перестроить всю систему образования 

В Государственной Думе предложили отменить в школах домашние задания, поскольку от больших нагрузок у детей снижается интерес к учёбе.

Преподаватели и родители высказали своё мнение о таком предложении.

«Я отношусь положительно к тому, чтобы не задавать детям домашнее задание », -сказала директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. Однако, по мнению Клячко, частично ребёнок усваивает школьную программу, выполняя домашние задания, и тогда придётся перестроить всю систему обучения. К тому же, нужно продумать, где будут гулять школьники и кто будет за ними приглядывать.

«Я довольно давно училась в школе, но уже тогда постоянно говорили, что дети перегружены и сейчас говорят то же самое. Но все мы выросли, как-то выжили и получили в общем-то хорошее образование. Так что особой проблемы в перегрузке детей домашними заданиями я не вижу. Да, есть страны, где домашней работы у детей нет, например в Финляндии, но там по-другому выстроен весь учебный процесс », - добавила Клячко.

Учитель начальных классов одной из московских школ Оксана Николаева предложение Госдумы поддержала. По её словам, всё, что нужно знать ребёнку, проходят в классе, и учителю всегда понятно, усвоили дети материал или нет. «Я не хочу загружать родителей лишней работой, только непрофессиональные учителя перекладывают на их плечи процесс обучения, задавая «домашку» побольше, а иногда включая в нее и новую тему », - заявила педагог.

Нововведение поддержал и один из родителей Андрей. У его сына-старшеклассника от учёбы нет свободного времени. «Он [сын] увлекается рыбалкой, но даже летом съездил всего пару раз на дачу. Потому что он постоянно учится - даже на лето ему задали домашнее задание », - пожаловался родитель.

Конечно, есть и те, кто категорически против отмены домашних заданий. Например, мама третьеклассника Димы из Подмосковья Мария Селезнёва считает, что домашние задания помогают отработать пройденный в классе материал. «Когда в классе в одно ухо влетело, в другое вылетело, то дома можно хотя бы наверстать упущенное. А если не зададут ничего, считай, что эту тему ребенок не освоит. Я хочу, чтобы мой сын вырос образованным человеком. Хотя, мне кажется, умные люди многим сейчас неугодны. Вот и придумывают всякие такие инициативы », - сказала она.

Мария Селезнёва также добавила, что домашнюю работу делает с ребёнком сама. «Потому что учебники такие, что Дима сам не понимает задания без меня. Трачу на это по 3 часа в день своего личного времени. Зато все под моим контролем », - рассказала мама.

В России довольно регулярно возникает вопрос о необходимости домашнего задания, а также о якобы чрезмерной нагрузке, которой подвергаются российские школьники. Так, по мнению заместителя председателя комитета по образованию и науке Бориса а, они отнимают у современных учащихся слишком много сил. Необходимо дать им больше свободного времени для прогулок на свежем воздухе, поясняет он.

«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. <...> Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — рассказал Чернышов .

Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.

«Они не хотят сидеть над учебниками, корпеть над какими-то работами или заниматься той деятельностью, которая дает очередную нагрузку на их организм. С одном стороны, нужно сделать образование интересным, а с другой — дать возможность отдышаться нашим ребятам, чтобы они могли находить время для того, чтобы поиграть в футбол, провести время на свежем воздухе. Это было бы правильно», — считает Чернышов.

Парламентарий также отметил, что дополнительная нагрузка помимо занятий в школе — выполнение домашнего задания, а также посещение развивающих секций и кружков — также негативно сказывается на их здоровье.

Вопрос о чрезмерной нагрузке, которой якобы подвергаются российские школьники, ставится в нашей стране не первый раз.

Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. Тогда поручил врио мэра Москвы подготовить проект поручений по этой инициативе. Правда, тогда речь шла только о домашнем задании для старшеклассников, у которых практически не остается на него времени из-за усиленной подготовки к поступлению в вузы.

Всего три месяца на жизнь

Для большинства школьных систем мира, в том числе и российской, домашнее задание до сих пор является основной формой закрепления пройденного материала.

При этом Россия не единственная страна, где родители школьников жалуются на непомерные объемы домашнего задания. Например, в Италии в 2016 году один из родителей учеников публично выступил с критикой системы образования, и многие родители поддержали его.

Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.

«Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания.

Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием.

В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить», — написал отец ребенка.

Прочитавшие письмо разделились на два лагеря: одни родители поддержали Пейретти, другие обвинили его в том, что он подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. В том же году испанская конфедерация родителей школьников впервые провела забастовку против домашних заданий: в течение недели родители и школьники не выполняли задания, которые давали им на дом. Кстати, подобная акция проходила во Франции в 2012 году.

Согласно исследованиям международной (ОЭСР), которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы, говорили результаты исследования. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша и Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку.

Правда, в исследовании участвовали не все страны, поэтому результаты могут быть не совсем объективны. Так школьники в Южной Корее, начиная со средней школы, все свободное время тратят на образование и подготовку к поступлению в престижные вузы. Помимо школы, корейские дети добровольно посещают многочисленных репетиторов, а также выполняют дополнительные задания дома.

Изменились не школы, а родители

Сегодня эксперты не выявили однозначной связи между уровнем знаний и объемами домашнего задания. Большинство из них сходится во мнении, что главное в этом вопросе не количество уроков, а их качество и креативность.

Народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 в Москве Ефим Рачевский считает, что вовсе отменить домашнее задание в школе нельзя. В наших школах самые длинные в мире каникулы, которые в общей сложности длятся четыре месяца, обращает внимание он. Кроме того, на уроке дети не всегда успевают закрепить пройденный материал, считает педагог. В качестве примера он приводит занятия по английскому языку.

«В группе примерно 15 человек, в распоряжении учителя есть 40 минут урока. И получается, что на образовательную в среднем, на одного ученика приходится две минуты. За это время что-нибудь сделать практически невозможно. Поэтому домашнее задание, в данном случае, будет носить тренинговый характер. Особенно если оно интересно.

Например, можно сказать ребенку: «Зайди на сайт «Би-би-си», найди какой-нибудь фильм про черепах и попробуй сделать синхронный перевод». Это задание даст больше, чем 150 уроков английского, вместе взятых».

Он также отмечает, что домашнее задание выполняет и другую важную функцию, кроме образовательной. Как рассказал Рачевский, несколько лет назад в его школе в порядке эксперимента на две недели отменили домашнее задание для младшеклассников.

«Родители терпели два дня, три дня. Потом мне позвонил один мой приятель, доктор педагогических наук, его внук тогда учился в нашей школе. Он говорит: «Что ж ты делаешь, мерзавец? Раньше я приходил домой и спрашивал у внука: «Ты уроки сделал? Нет? Ну-ка, садись, делай». А сам смотрю футбол. А теперь я у него спрашиваю, а он мне отвечает: «А нам не задали. Дед, давай сыграем в шахматы». А я, может, хочу футбол посмотреть», — пожаловался доктор педагогических наук. То есть, домашнее задание выполняет еще функцию своего рода няньки», — рассказал Рачевский «Газете.Ru».

По его словам, самая главная задача домашнего задания — не вызывать у детей отвращения к учебе. Идеальный вариант обучения — когда учитель дает своим ученикам индивидуальное домашнее задание, чтобы вне школы каждый из детей закрепил тот материал, который на уроке усвоил хуже всего.

Однако, по признанию , мало кто из российских учителей применяет такой индивидуальный подход.

В отличие от многих других специалистов, педагог уверен: версия о том, что современные школьники загружены домашними заданиями больше своих предшественников — миф.

Основное отличие нашего времени, считает он, в том, что изменился подход к детскому образованию со стороны самих родителей, которые сегодня «как никогда, связывают благополучие своих детей с тем качеством образования, которое они получат». Современные родители школьников очень хотят вырастить успешных детей, а успех сейчас у многих ассоциируется именно с высшим образованием в самых престижных вузах, считает эксперт.

«Например в 60-е годы прошлого века около 25% учеников переходили в старшую школу и потом поступали в институты. А сейчас в высшие учебные заведения поступают повально все», — поясняет директор школы.

Он также обращает внимание на то, что в законе об образовании нет пункта, обязывающего учителей давать детям домашнее задание, поэтому и отменять на законодательном уровне нечего. По его словам, домашнее задание — это привычная технология преподавания в школе, однако она не обязательна по закону.

При этом существуют ограничения по объему заданий — санитарные правила и нормы, так называемые СанПиНы. Согласно этим рекомендациям, у первоклассников вообще не должно быть домашнего задания, учащиеся 4 и 5 классов могут тратить на выполнение заданий дома не больше двух часов в день, а старшеклассники — не больше трех с половиной часов в день.

Учителя не любят детей

Московскому школьнику Богдану (имя изменено) 11 лет, он учится в пятом классе и занимается хоккеем шесть раз в неделю. Раньше он посещал еще и музыкальную школу, но во втором полугодии 4-го класса решил взять там академический отпуск, поскольку не успевал подготовиться к многочисленным экзаменам, которые сдавали все четвероклассники при переходе в среднюю школу.

Как рассказали «Газете.Ru» родители Богдана, у мальчика практически нет свободного времени между школой, занятиями спортом и домашним заданием. «Спит он у нас в основном в машине, — поделился его отец. — Когда я везу его с занятий домой».

Несмотря на такую высокую нагрузку, Богдан выглядит вполне довольным и общительным ребенком, а его родители считают, что современным детям необходимо обеспечивать плотный график.

«Иначе все свободное время он будет сидеть дома за компьютером, — поясняет мама Богдана. — Мы в детстве постоянно гуляли с друзьями во дворах, нас было не загнать домой. А сейчас у современных школьников такой привычки нет, они совсем не проводят времени на воздухе».

Однако существует и противоположное мнение. Клара Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота», считает, что современным школьникам задают слишком много домашнего задания по каждому предмету, и в итоге они проводят над учебниками дома столько же времени, сколько и в школе.

«Я думаю, что задание на дом надо уменьшить на 50%, но не отменять. Не всегда учитель может за урок так доступно объяснить тему, чтобы все дети ее поняли. Для того, чтобы полностью отменить домашнее задание, надо сначала поменять учителей», — считает Мансурова.

По ее словам, есть предметы, по которым вообще не стоит давать домашнее задание — среди них информатика, обществоведение, химия. Будучи кандидатом химических наук, Мансурова уверена, что эту науку можно так раскрыть на уроках, что дети сами заинтересуются ею и захотят посмотреть дополнительные сведения в интернете, энциклопедии или учебнике.

«Может быть домашнее задание нужно не всем, а только тем, кто не успевает по предмету. Учителю надо тихонечко подойти к такому ученику и посоветовать, что еще почитать и сделать», — поясняет она.

По словам эксперта, самое страшное в школе — когда на ребенка смотрят как на человека, который обязан подчиняться учителю и выполнять все его задания. В то время, как главная задача школы — помочь ученику найти свое место в жизни и самоопределиться.

«У нас, к сожалению, в школах почти отсутствует любовь к детям. Ведь эти 11 лет, которые ребенок проводит в школе — главные в его жизни. Учитель должен в первую очередь помочь ребенку понять свое предназначение, ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Зачем я?» А вместо этого каждый учитель считает, что его предмет главный».

Получается, что несчастный ученик практически не успевает жить из-за слишком сильной нагрузки, говорит Мансурова.

В отличие от Рачевского она считает, что современные дети нагружены гораздо больше советских школьников. При этом Мансурова обращает внимание на то, что это происходит и по вине самих родителей, которые отдают детей в многочисленные внешкольные секции.

У ребенка должно быть свободное время, когда он может размышлять, считает Мансурова, однако современный школьник не может позволить себе такой роскоши. Только потому, что наши дети маленькие, мы считаем, что мы можем их заставлять и унижать, а пора давным давно начать относиться к детям по-другому, уверена Мансурова.

По образованию и науке Борис Чернышев предлагает отменить домашние задания для школьников. По его мнению, из-за больших нагрузок дети теряют интерес к учебе. А освободившееся время можно использовать для прогулок на свежем воздухе. Корреспондент «МК» выяснил, как к этой инициативе относятся учителя и родители.

«В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. Домашнее задание - это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей всё время находиться в школе или на каких-то занятиях», - говорит Чернышев. По словам парламентария, негативно на детей влияет любая нагрузка после школы, не только домашние задания, но и секции.

Мнения педагогов и родителей в этом вопросе разделились.

Я отношусь положительно к тому, чтобы не задавать детям домашнее задание, - говорит директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. - Но дело в том, что система образования в нашей стране сейчас построена таким образом, что частично ребенок усваивает материал именно через домашнюю работу. Просто так нельзя отменить какой-то элемент школьной программы. Нужно тогда перестраивать всю систему обучения. Депутат сетует, что у детей мало времени для прогулок, но если оно освободится, нужно будет продумывать, где будут гулять школьники и чем они займут свое время, кто будет за ними приглядывать. Я довольно давно училась в школе, но уже тогда постоянно говорили, что дети перегружены и сейчас говорят то же самое. Но все мы выросли, как-то выжили и получили в общем-то хорошее образование. Так что особой проблемы в перегрузке детей домашними заданиями я не вижу. Да, есть страны, где домашней работы у детей нет, например в Финляндии , но там по-другому выстроен весь учебный процесс.

Я впервые слышу об этой инициативе, - говорит Мария Селезнева , мама третьеклассника Димы из Подмосковья . - Домашнее задание никак нельзя отменять. Ведь оно на то рассчитано, чтобы закрепить материал, который прошли в классе. Когда в классе в одно ухо влетело, в другое вылетело, то дома можно хотя бы наверстать упущенное. А если не зададут ничего, считай, что эту тему ребенок не освоит. Я хочу, чтобы мой сын вырос образованным человеком. Хотя, мне кажется, умные люди многим сейчас неугодны. Вот и придумывают всякие такие инициативы. А вообще, я сижу с ним сама, все время делаю домашнюю работу, потому что учебники такие, что Дима сам не понимает задания без меня. Трачу на это по 3 часа в день своего личного времени. Зато все под моим контролем.

Я полностью за эту инициативу, - говорит учитель начальных классов одной из столичных школ Оксана Николаева. - Все, что нужно знать ребенку, мы проходим в классе. Иногда бывает так, что выполнив объем, положенный в классе, прямо на уроке переходим к домашнему заданию. Я отлично знаю, усвоил материал тот или иной ребенок. Я не хочу загружать родителей лишней работой, только непрофессиональные учителя перекладывают на их плечи процесс обучения, задавая «домашку» побольше, а иногда включая в нее и новую тему.

Жду с нетерпением, когда подобный закон примут, - говорит Андрей папа старшеклассника. - От этой учебы ребенок уже не знает куда и деться. А сейчас еще и подготовка к экзаменам начнется в 11 классе. У сына совершенно нет свободного времени ни на что. Он увлекается рыбалкой, но даже летом съездил всего пару раз на дачу. Потому что он постоянно учится - даже на лето ему задали домашнее задание.

Призвал отказаться от домашних заданий для школьников в пользу прогулок на свежем воздухе. Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов заявил Агентству городских новостей «Москва», что у некоторых школьников из-за большого количества учебной нагрузки возникает апатия к образованию, а высокая нагрузка отрицательно влияет на здоровье. «В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет», - добавил депутат.

Глава Национального родительского комитета Ирина Волынец в эфире НСН согласилась с депутатской инициативой.

«Огромный объем домашнего задания, это ни для кого не секрет, приводят к тому, что отношения между родителями и детьми портятся, потому что когда родители столько времени уделяют этой подготовке, они соответственно требуют от детей высоких оценок. Вызывает раздражение, когда ребенок что-то не понимает, а почему-то из школы они приходят, не понимая, о чем идет речь, за редким исключением. И родители, которые не обладают ни педагогическим образованием, ни должным уровнем подготовки, потому что все это они проходили сами в школе очень давно, вынуждены нанимать репетиторов. Дети родителей, которые это сделать не в состоянии, скатываются на двойки. Так что необходима если не полная отмена домашних заданий, то снижение как минимум в два раза этого объема. Это очень здравая инициатива, и от имени Национального Комитета я ее поддерживаю», - заявила она.

Глава НРК: Детей как щенков натаскивают на ЕГЭ, а знаний нет Ирина Волынец связала низкий уровень понимания детьми нового материала с неудовлетворительной работой учителей.

«Тот объем домашнего задания, который получают сегодня школьники, наталкивает лично меня как маму четверых школьников, что школа сняла с себя не только воспитательную функцию, но и образовательную. Учитель, как правило, на уроке только задает тему, объявляет раздел, который сейчас проходят, показывает, где в учебнике все это можно изучить, а основная часть работы переложена на родителей. Я, например, не представляю, как без помощи родителей можно выполнить задание по обществознанию или по окружающему миру ученику начальных классов. Большая часть работы выполняется с помощью интернета, скачивается информация, распечатывается, склеивается в проект, что заставляет родителей не спать по ночам и превращает детство в пытку. Это вызывает только отвращение к учебе. Причем не только у детей, но и у родителей. Огромное количество родителей с нетерпением ждут каникул. Это время, когда они могут почувствовать, что у них есть именно дети, а не существа, с которыми постоянно нужно делать уроки», - посетовала она.

С этим мнением не согласился доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный учитель РФ, директор центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург. В эфире НСН он назвал глупостью разговоры об отмене домашних заданий.

«Когда Дума начнет заниматься тем, чем они должны заниматься? Он что, педагог или профессионал в этой области? Можно вообще ничего не делать, выдать сразу диплом, и все будет замечательно. Не бывает без заданий, понимаете? Другое дело, что они могут быть разными - творческие, проектная деятельность и так далее. Но еще ни одного нормального человека не удалось обучить без того, чтобы не работать дома. Я не знаю, какое образование этот депутат получил, я не могу оценивать его слова. Но вообще это глупость, если называть вещи своими именами. Никто ничего не отменит. Это такой бред, знаете, фэйк-ньюс. Не может быть закона на эту тему. Шум, просто информационный шум. Комментировать это смешно», - заявил он.

Ранее Евгений Ямбург отрицательно высказывался об отмене пятибальной системы оценок, возможность которой рассматривалась в Рособрнадзоре . Он заявлял, что изменение системы оценок никак не поможет образованию, а вызовет лишь ненужную переподготовку всех учителей.

Старшеклассники страны замерли в ожидании: в школах для старшеклассников могут отменить «домашку». С инициативой отменить домашние задания выступили учителя одной из московских школ на встрече с Президентом РФ. Педагоги посчитали, что нагрузка в выпускных классах зашкаливает. По мнению педагогов, нужно нормативно закрепить право ученика на выбор той формы самообразования, которая для него полезна и нужна.

5 сентября Президент РФ Владимир Путин поручил врио мэра Москвы Сергею Собянину подготовить проект поручений по инициативе ряда учителей о добровольности выполнения домашних заданий в старших классах школ, что должно повысить эффективность распределения учебной нагрузки.

– Чрезвычайно важная вещь, чтобы у ребят оставалось свободное время. Конечно, хотелось бы, чтобы оно использовалось максимально эффективно, с умом, – отметил глава государства.

По нормам Роспотребнадзора, дома младшеклассники не должны учить уроки более 1,5 часа в день, старшеклассники – 3,5 часа. В большинстве школ этого правила придерживаются. Но детям всё равно приходится тяжко. По подсчётам медиков, в среднем они тратят на обучение 10-12 часов в день. В лицеях и гимназиях иногда – 15-16 часов.

Российское Минобрнауки не увидело никаких препятствий для отмены домашнего задания. По мнению чиновников, школе и учителю принадлежит право определения методик преподавания. В связи с чем учебное заведение совместно с родителями может принять решение о добровольности выполнения домашних заданий.

Что думают известные люди России и Карелии:

Пекарчик Надежда Васильевна, заслуженный учитель Республики Карелия, заслуженный учитель Российской Федерации:

– Это крайне нецелесообразно, потому что домашнее задание – это работа, которая делает знания прочными и стабильными. Без домашнего задания это просто времяпрепровождение в школе. В законе об образовании прописано, что школа должна вырабатывать знания, умения и навыки. Навык вырабатывается тренировкой. Отмена домашнего задания – это губительно для российского образования. Можно тогда увеличить время урока до 65 минут: чтобы 40 минут работал учитель и 15 минут – ученик. Но учебный день растянется еще на два часа – столько отводится на самостоятельную работу. Сейчас дети и так не особо делают домашнее задание, поэтому у нас такой низкий уровень образования. Отмена домашнего задания – это теракт внутри страны, внутри образования.

Максим Иванов, преподаватель истории и обществознания Державинского лицея, «Учитель года Карелии-2012»:

– Отлично отношусь к этой инициативе. Считаю, что ребенок должен иметь право выбирать стратегию самоподготовки. Если он учится в профильном классе, определился, что хочет сдавать, и тут ему приходится делать домашнее задание по другим предметам. Если ребенку нужно читать, то он и так будет читать. Единственное, что это утопия для нашей действительности. Законодательных препонов нет, но это должны решать школа вместе с родителями. Мы спрашиваем родителей, учителей, директора, но не спрашиваем ученика. А главный объект образовательного процесса – ученик. Представьте себе родителя, который говорит: «Да, давайте отменим домашнее задание». Так что, увы, это идея останется только на бумаге. Хотя в России есть школы, где нет домашнего задания.

Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования и науки России:

– Никаких законодательных препятствий на эту тему нет, никаких распорядительных документов со стороны Министерства образования и науки не требуется. Это выбор образовательного учреждения, учителя и родителя. Именно учителю и образовательному учреждению принадлежит право определения методик преподавания, системы построения урока, формы промежуточных аттестаций. Поэтому если школа совместно с родителями решит, что достигнуть результатов, определенных федеральным государственным образовательным стандартом, можно без домашнего задания, она это может и вправе сделать.

Ирина Мануйлова, зампред Комитета Госдумы по образованию:

– Проблема не в том, быть или не быть домашнему заданию, а в том, каким оно должно быть, не является ли избыточность домашних заданий проблемой для старшеклассника в связи с тем, что это просто может обернуться проблемами здоровья. В настоящее время каждая школа может в рамках действующего законодательства освободить учащихся от выполнения домашнего задания – по просьбе родителей или по собственной инициативе. Достаточно лишь заранее прописать все нюансы нововведений в учебном плане. Сегодня образовательное учреждение должно четко отслеживать, какие домашние задания получают наши старшеклассники и в течение какого времени они реально могут их выполнить с учетом их психологических и физиологических особенностей.

Марина Битянова, профессор Московского института открытого образования:

– Меня немного беспокоит такая постановка вопроса, когда из некой системы образования, которая складывалась на протяжении столетий (классно-урочная система), мы вытаскиваем один элемент и пытаемся с ним что-то сделать. Это очень опасный подход, потому что в том виде, в каком сегодня сложилась система образования, домашнее задание убрать невозможно. Его можно только контролировать, уменьшать, соотносить с индивидуальными возможностями ребенка. Зачастую домашнее задание является связующей нитью между уроками. И если механически изъять эту «нить», то система образования станет еще более кособокой, чем является сейчас. Чтобы в 10-м классе, когда учитель смотрит на класс и говорит: «Ребята, я предлагаю вам выбор», – он в глазах ловил не мысль: «Ух ты! Можно ничего не делать», а понимание того, что такое выбор, с помощью каких критериев дети его делают, и понимал, что делают они его осознанно. Но на это потребуются годы, сейчас это практически нереально.

Людмила Курбатова, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук:

– Сейчас дети очень перегружены. Они занимаются и ночами, а это очень опасно для их здоровья. Поэтому, может быть, это первый очень хороший шаг для того, чтобы минимизировать домашнее задание. Школьный материал, особенно начиная с 7-го класса, сильно перегружен. Много информации, которую нужно просто зубрить. Поэтому самая главная задача сейчас – пересмотреть содержание образования. В принципе минимизировать домашнее задание – замечательно, но это только первый шаг. А второй – это пересмотр учебников, пересмотр содержания образования.