Перерождение души после смерти. Пересаженное сердце помогает раскрыть преступление

Все афоризмы проекта о Жизни афоризмы о пути афоризмы о кино афоризмы о жизни афоризмы о любви цитаты из фильмов афоризмы о смерти афоризмы о музыке афоризмы о религии афоризмы о страдании афоризмы о бессмертии афоризмы о самоубийстве афоризмы о перерождении

В западной культуре существует три основных концепций того, что же происходит с человеком после смерти физического тела: концепция Ада и Рая в религиях веры, материалистическая концепция и концепция перерождения (реинкарнация).

В западных религиях веры получила распространение концепция Ада и Рая , согласно которой Бог судит людские души.

В Западной науке получила распространение , согласно которой сознание является продуктом деятельности мозга и полностью исчезает после того, как мозг умирает. С другой стороны, многочисленные исследования, проводившиеся в основном в английских и американских клиниках, показали, что у многих людей в момент клинической смерти поток переживаний не прерывается даже при полном отсутствии электрической активности мозга.

Во время этих исследований, ученых интересовал не характер переживаний (т.е. видели ли люди ясный свет, наблюдали ли свое тело со стороны или слышали голоса), а сам факт каких-либо переживаний в момент клинической смерти, а также наличие или отсутствие электрической активности мозга в этот момент. Когда была накоплена достаточно впечатляющая статистика, исследователи пришли к выводу, что наличие переживаний не зависит от того, продолжается ли электрическая активность мозга в состоянии клинической смерти или же полностью прекращается. Как вы понимаете, если сознание является продуктом мозга, то человек не может что-то переживать в тот момент, когда электрическая активность мозга отсутствует – это тоже самое, что смотреть телевизор при отключенном шнуре питания.

И, наконец, существует концепция перерождения (реинкарнации) , согласно которой наше сознание не исчезает бесследно после смерти тела, а просто переходит в другое состояние - обретая другие формы, но сохраняя свою суть, которая существовала и будет существовать всегда.

В нашей культуре почему-то вместо того чтобы доверять собственным ощущениям, принято верить общепринятым утверждениям (догмам - в религии или аксиомам - в науке), поэтому одни люди свято верят в идею Ада и Рая только потому, что это предписывает им их религия; другие верят в то, что сознание является продуктом мозга потому, что об этом им много раз говорили в школе и вузе; а третьи верят в концепцию реинкарнации по той простой причине, что прочитал об этом в неких книгах "тайного знания", которые можно купить на каждом углу.

Но такой подход не заслуживает доверия - ведь верить можно во все, что угодно. Другое дело - если вы знаете , ибо знание гораздо надежней веры. И, если у вас есть опыт, связанный с воспоминаниями о предыдущих жизнях - это похоже на то, что вы вернулись из увлекательной поездки по дальним странам и пытаетесь рассказать жителям вашего провинциального городка о своих впечатлениях, но вдруг с удивлением обнаруживаете, что они не только никогда не были в этих замечательных странах, но и вообще не верят в то, что они существуют. Более того, они еще и упорствуют в своем невежестве, пытаясь убедить Вас в том, что вы все это придумали по той простой причине, что ваши рассказы сильно отличаются от их повседневной реальности. Но для Вас-то это смешно - вы действительно были там, поэтому вам нет нужды верить или не верить в это. Вы знаете. Просто знаете.

На этой странице собраны высказывания о перерождении (реинкарнации, жизни после смерти) людей, более чем известных в западной науке, философии, литературе и других областях, начиная с времен античности и заканчивая нашим временем.

Весьма примечательно, что сама западная философия тесно связана с идеей реинкарнации. Пифагор, который стал родоначальником философии и первым философом (до него были только мудрецы), введя в употребление сам термин философия, помнил свои предыдущие жизни и часто говорил об этом.

Реинкарнация и раннее христианство

В раннем христианстве концепции ада и рая еще не была разработана, а отношение к идее перерождения было более чем спокойным. Многие отцы христианской церкви: Климент Александрийский, Юстиниан Мученик, святой Григорий Нисский, святой Иероним не считали, что идея перерождения хоть в чем-нибудь противоречит идее христианства. Наиболее ясно идея перерождения выражена в трудах одного из отцов Церкви, Оригена.

Сам Блаженный Августин, выдающийся христианский богослов и философ, размышлял о возможности перерождения в своей «Исповеди», что показывает что в то время в христианской среде перерождение не считалось чем то противоестественным.

Но в 553 году перерождение как идея была запрещена высочайшим указом императора Юстиниана.

Юстиниан был хорошим политиком и искусным дипломатом, что позволило ему сделать головокружительную карьеру - от сына бедного македонского крестьянина до императора Священной Римской империи. В то же время он был "человек коварный и нерешительный... полон иронии и притворства, лжив, скрытен и двуличен". Благодаря своей энергии и вниманию к мелочам он провел громадную работу и смог объединить множество разрозненных законов империи в один единственный "Кодекс Юстиниана", а также значительно расширил границы империи. Но Юстиниан пошел дальше - он решил навести порядок не только в мирских, но и в духовных делах.

В то время христианство состояло из отдельных течений, многие из которых принимали идею перерождения. Юстиниан посчитал такое положение дел вредным, естественно, не по религиозным, а по политическим мотивам - он полагал, что если граждане империи будут думать, что у них в запасе есть еще несколько жизней, они не будут так усердны в государственных делах. Юстиниан умел добиваться своих целей - первым делом он отправил Константинопольскому патриарху Мине послание, в котором Ориген представлялся как злостный еретик. Затем, в 543 году, в Константинополе по приказу Юстиниана был собран собор, на котором с его одобрения был вынесен эдикт, где перечислялись и осуждались ошибки, якобы допущенные Оригеном. (Нужно сказать, что на всех соборах, которые проводились во время правления Юстиниана, окончательное решение принимало не собрание епископов, а сам император единолично).

После собора Папа Вегилий выразил недовольство тем, что Юстиниан вмешивается в дела Церкви, и отверг императорский эдикт, но позже, после угроз со стороны императора, он вынужден был издать указ, в котором предал анафеме учение Оригена. Однако этот указ вызвал настолько сильное недовольство со стороны авторитетных епископов Галлии, Северной Африки и ряда других провинций, что в 550 году Папа был вынужден его отменить.

В 553 году Юстиниан собрал V Вселенский собор в Константинополе. Едва ли собор можно было назвать «Вселенским», поскольку на нем присутствовали в основном представители восточной Церкви - большинство западных епископов отказались принимать участие в этом сомнительном мероприятии. Сам Папа, несмотря на то, что находился в это время в Константинополе, в знак протеста не участвовал в вынесении окончательного вердикта, за что был сослан императором на один из островов Мраморного моря.

Результатом этого собора стал указ, который более чем однозначно определил отношение Церкви к перерождению.

После "запрещения" перерождения высочайшим указом, всякое упоминание о нем было равносильно подписанию себе смертного приговора - автора подобных высказываний средневековая церковь сжигала вместе с его книгами. Но находились люди, которые не боялись говорить о своих убеждениях даже под угрозой костра. Один из них, автор слов "Сжечь - не значит опровергнуть", великий итальянский философ и богослов Джордано Бруно в своей заключительной речи сказал:

После чего его сожгли.

Времена инквизиции стали уходить в прошлое, что позволяло более свободно высказывать свои убеждения. Ниже приведены высказывания великих ученых, писателей, философов о перерождении. В некоторых случаях это просто внутреннее ощущение, обличенное в слова, в других - непоколебимая уверенность в том, что иначе быть и не может.

На Востоке идея перерождения естественным образом вплетается в культуру, религию и науку, поэтому более 90% людей считают эту идею само собой разумеющееся. На Западе принято верить в другие вещи, но тем не менее, ситуация постепенно меняется - согласно последним опросам более половины населения США и демократических стран Европы признают факт перерождения и не считают саму идею перерождения чем-то странным.

Некоторые люди стремятся узнать о своих предыдущих жизнях, но такое знание более чем бесполезно, если оно не находится внутри самого человека. Например, когда Будду спрашивали: "кем я был в своей прошлой жизни?", он нередко отвечал так: "Если вы хотите знать, что вы делали в вашей прошлой жизни, посмотрите на свою сегодняшнюю жизнь, если вы хотите знать что будет с вами в следующих жизнях - посмотрите на свои действия в этой жизни". И это более чем логично - все подчинено причинно-следственному закону или закону Кармы.

Не так важно, верит ли человек в идею перерождения или отрицает ее - гораздо важнее те изменения, которые могут произойти в его жизни вслед за принятием идеи перерождения. Например, как это однажды произошло в жизни Генри Форда: "Религия не могла предложить ничего, что имело бы смысл. Работа не могла дать мне полного удовлетворения. Бесполезно работать, если опыт, полученный в одной жизни, мы не можем использовать в следующей. Когда я открыл для себя перерождение... время перестало быть ограниченным. Я перестал быть рабом стрелок часов... Я бы очень хотел передать другим людям то спокойствие, который может дать нам идея перерождения."

Многие из тех, кто уделяет внимание своему духовному развитию сталкивались с историями, в которых говорится о таком явлении как перерождение души после смерти.

Душа после смерти тела сразу или через какое-то время воплощается в другом. В ее верили древнегреческие философы Сократ, Пифагор и Платон.

О реинкарнации говорится в Каббале. Многие

Они описывают случаи, когда люди вспоминают свои прошлые жизни и себя отождествляют с конкретным человеком.

За последние десятилетия количество людей, которые верят в реинкарнацию, значительно увеличилось.

Души детей возвращаются

Часто матери, потерявшие по каким-то причинам своих детей, видят их души во вновь рожденных.

Небольшой североосетинский городок Беслан в 2004 году превратился в территорию скорби. Погибло 186 детей. В первые три года после трагедии в семьях погибших в Беслане появилось семнадцать детей.

Зарине Джампаевой, потерявшей в той трагедии сына Заура, врачи категорически запрещали становиться матерью во второй раз. Еще после рождения первого ребенка ей перелили зараженную кровь — в результате — цирроз печени, хронический гепатит и инвалидность. Три года были настоящим кошмаром.

Однажды утром Зарина совсем иначе подошла к матери — она была необычайно весела, сказав, что над одним из окон дома ласточка начала вить гнездо — значит, вскоре у них появится ребенок.

Лидия Дзампаева: «Вижу во сне Заурика, а он такой был веселый мальчик. Пришел, рядом стоит и говорит мне — бабуля, я вновь родился, я снова ваш. Я этот сон рассказала и говорю, Зарина, не бойся, этот ребенок родится» .

После очередного обследования стало ясно, что Зарина носит под сердцем ребенка. Как один врачи уговаривали ее прервать беременность. Дав расписку, будущая мать отказалась от этого. Рождение абсолютно здорового мальчика Алана врачи назвали чудом.

Зарина считает, что она уже встретилась с душой своего погибшего сына. Произошло перерождение души после смерти Заура. Для Зарины очевидны. Мальчик больше всего тянется к любимым игрушкам своего умершего брата, а при взгляде на его фотографии приходит в неописуемый восторг.

Воскресшая

Вместе с Зауром в тот роковой день погибла 14-тилетняя Соня Арсоева. Ровно к матери, пообещав вернуться. Фатима Арсоева, мама погибшей Сони, на удивление легко перенесла беременность, несмотря на свой возраст. Девочку назвали Анастасией, что означает “воскресшая”.

Я каждый день нахожу что-то новое от Сонечки в моей дочери. С любимыми игрушками Сони Настя может играть часами.

Девочки очень разные только внешне. Привычками, характером и даже первыми словами маленькая Настя точь-в-точь повторяет погибшую Соню.

Я с первой дочерью, Соней, была очень строгой матерью — и в одежде, и во всем. Я об этом очень жалею, ” — говорит Фатима Арсоева. — «Если душа погибшей Сони действительно воплотилась в ее сестре Анастасии, на этот раз ее детство будет более счастливым «.

Сознательное перерождение души после смерти

Хотели бы вы ? Считается, что сознательное перерождение души после смерти под силу немногим просветленным тибетским ламам. Накануне своей смерти они могут назвать дату и место своего будущего рождения. Что сильно упрощает их поиски в будущем. Так происходит с линией высших тибетских лам традиции Карма Кагью — Кармапами.

Еще в двенадцатом веке первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа, перед своей смертью оставил письмо, где указал точное время, место и семью, в которой он родится в следующий раз. Его последователям лишь оставалось поехать туда, найти его и начать обучать. С тех пор он умирает и рождается вновь, чтобы продолжить свою миссию. Осознанные перевоплощения помогают сохранить традиции этого религиозного учения. Цепочка перевоплощений с 12 века не прервалась до сегодняшнего дня ни разу.

В прошлом веке Кармапа шестнадцатый родился в 1924 году в одной из провинций Тибета, где его и нашли монахи благодаря письму его предшественника. После его смерти в 1981 году предстоял поиск его следующей реинкарнации. Впервые за много веков преемника удалось обнаружить не сразу. В этот раз найти его помогли простые люди. Они рассказали, что знают необычного ребенка, который с самого детства называет себя Кармапой.

Кармапа семнадцатый Тхайе Джордже, был найден в возрасте одиннадцати лет. Монахи провели проверку — показали мальчику несколько личных вещей его предшественника, и ребенок безошибочно выбрал именно их. После чего он был признан следующей реинкарнацией Кармапы, что и позволяет говорить о реальности осознанных перевоплощений.

Сейчас, глядя на Тхайе Джордже трудно себе представить, что он пережил не одну жизнь. Однажды наступит день, когда и он оставит письмо-предсказание с информацией о том, где и когда переродится в следующий раз.
Пока тибетские Кармапы перерождаются один раз в столетие.

Как влияет пересадка органов на опыт души

А что же происходит, когда человек в настоящей жизни вдруг получает память об опыте другой души? Как это случается при пересадке донорских органов и переливании крови.

Врачи заметили, что у пациентов с пересаженными органами наблюдается изменение личности. У них появляются черты характера, которыми пациенты до пересадки не обладали.

С понятием реинкарнации тесно связано знание о клеточной памяти человека. Память души, И из жизни в жизнь душа переносит весь свой опыт, входя при каждом воплощении в новое физическое тело.

Орган, попадая в другое тело, может повлечь за собой изменение психосоматических рефлексов, которые не

поддаются контролю головного мозга. Другими словами: вместе с донорскими органами человек получает частицу донорской души.

Еврейской девочке Яэль Алони в девять лет сделали пересадку сердца, после которой она начала играть в футбол. Донором для Яэль стал тринадцати летний мальчик Омри, которого во время игры засыпало песком.

Несмотря на все старания врачей чудо не произошло. Мальчик умер, не приходя в сознание. Врачи уговорили родителей пожертвовать органы сына другим людям, нуждающимся в них. Так, уже после смерти мальчик смог помочь семерым людям.

Чтобы реабилитация после операции прошла успешно, девочке требовалось принимать множество медикаментов. Она принимала их, закусывая шоколадкой — с новым сердцем она получила сильную любовь к сладкому.

Страсть к активным видам отдыха также была для нее новым “приобретением” — сразу после операции она отправилась со своими одноклассниками на экскурсию.

У меня теперь гораздо больше сил. Я теперь прикладываю больше усилий для того, чтобы исполнить свои желания. Если раньше у меня не было серьезных увлечений, то теперь я всерьез занимаюсь танцами. Очень люблю хип-хоп, потому что там много спортивных элементов. ” — говорит Яэль.

Мама девочки заметила, что из замкнутого, необщительного ребенка ее дочь стала душой компании. Любая несправедливость могла вызвать у Яэль приступ агрессии.

Она стала наглее — в хорошем смысле, стала отвечать мне так, как не отвечала до этого. Стала ярче проявлять то, что ей что-то не нравится. Я не знаю, откуда в ней такой характер.”

По словам отца мальчика, Офера Гилмора, его сын был жизнерадостным, активным ребенком. Его уважали сверстники за справедливость и честность. Он никогда не давал себя в обиду и всегда защищал слабых.

Матери Яэль Алони захотелось встретиться с родителями мальчика, благодаря которому ее дочь теперь жива. Встреча была напряженной, ведь родители мальчика находились в трауре. Чтобы разрядить обстановку девочка включила музыку. Родители мальчика были в шоке, когда из всех дисков Яэль выбрала именно тот, который больше всех нравился их сыну.

В тот момент я понял, насколько они похожи , — говорит отец Омри, Офер Гилмор, — даже манера говорить и молчать у них одинаковая. Яэль мне очень напоминает сына ”.

Однажды, когда Омри в кафе попалась на глаза информация о донорстве, он прочел ее и почему-то сказал, что он мог бы стать донором. Вспомнив этот случай, его родители решили, что это было своего рода завещанием их сына.

На сегодняшний день Яэль Алони также заполнила карту донора — прижизненное согласие на пересадку внутренних органов нуждающимся в случае ее смерти.

Пересаженное сердце помогает раскрыть преступление

Несколько лет назад в одном из городов США жители были шокированы убийством десятилетней девочки. Ни улик, ни свидетелей не было, и дело уже собирались закрывать. Но в участок позвонила девочка, которая в . Рассказчице было пересажено сердце убитой маньяком девочки.

После операции ребенку стали сниться кошмары, в которых ее убивали. Она рассказала об этом своему врачу. Выслушав до малейших подробностей рассказ своей пациентки врач убедился, что речь идет об обстоятельствах гибели девочки-донора.

Феномен перерождения души после смерти позволяет продолжаться традициям, дает надежду людям на возрождение их близких и встречу с ними.

Текст взят с психологического сайта http :// www . myword . ru

О ПЕРЕРОЖДЕНИИ

Впервые напечатана как лекция "Die verchiedenen Aspekte der Wiedergeburt" в Цюрихе в 1940 году. Переработана и издана как "Ueber Wiedergeburt" в "Gestaltungen des Unbewussten" (Цюрих, 1950). Перевод основан на последнем издании.

ФОРМЫ ПЕРЕРОЖДЕНИЯ

Понятие перерождения не всегда используется в одном и том же смысле. Так как оно имеет разные аспекты, будет полезно рассмотреть его значения. К пяти формам перерождения, которые я собираюсь перечислить, вероятно, можно добавить и другие, если входить в д етали, но я полагаю, что мои определения охватывают по крайней мере основные значения. Первая часть содержит краткий обзор разных форм перевоплощения, а вторая - их разные психологические аспекты. В третьей части я приведу пример мистерии перерождения из Корана

1. Метемпсихоз. Первый из пяти видов перерождения, на который я хочу обратить внимание, это метемпсихоз, или переселение душ. Согласно этому взгляду, жизнь продолжается во времени, проходя через различные телесные существования или, с другой точки зрения, существует одна линия жизни, прерываемая различными перевоплощениями. Даже в буддизме, где эта доктрина имеет особую значимость - сам Будда прошел через д л инную цепь таких воплощений, - не ясно, сохраняется ли преемственность личности: это может быть лишь преемственность кармы. Ученики Будды задавали ему этот вопрос в течение жизни, но он никогда не давал на него определенного ответа

2. Реинкарнация. Это понятие перевоплощения подразумевает обязательное сохранение личности. Здесь человеческая личность рассматривается как имеющая доступ к памяти, то есть, когда человек рождается, он способен припомнить, по крайней мере потенциально, что он прожил в течение прошлых жизней, и эти существования мыслятся как его собственные, то есть в настоящей жизни они имеют ту же форму "я". Как правило, реинкарнация предполагает перерождение в человеческом теле

3. Воскрешение. Это подразумевает восстановление человеческого тела после смерти. Туда входит новый элемент: элемент изменения, превращения и трансформации существования человека. Эта перемена может быть существенной, так как воскресший будет другим человеком, или несущественной, в том смысле, что изменятся только общие условия существования, как если бы человек оказался в другом месте или ином теле. Это может быть и плотское тело, как в христианстве, которое подразумевает, что воскреснет то же тело. На более высоком уровне этот процесс не понимается слишком материально: предполагается, что воскрешение мертвых - это преображение corpus glorification, "тонкого тела" в состояние нетленности

4. Возрождение (обновление). Четвертая форма подразумевает возрождение в строгом смысле этого слова, то есть перерождение в рамках индивидуальной жизни. Слово "возрождение" имеет специфическую окраску: оно означает идею обновления или даже исправления магическими средствами. Возрождение может быть обновлением безо всяких перемен в существовании, так что обновление личности меняет не ее природу, но только ее функции, или части личности, ради исцеления, укрепления и исправления. Таким образом, даже телесно больной может быть исцелен посредством церемонии возрождения.

Другой аспект четвертой формы - это полная трансформация, то есть полное перерождение индивидуальности. Здесь обновление подразумевает изменение сущностной природы и может быть названо трансмутацией. Примеры, которые мы можем упомянуть,- это трансформация смертного в бессмертное, телесного в духовное и человеческого в божественное. Хорошо известные праобразы этой перемены - это Преображение и Вознесение Христа или Успение Богоматери на небесах после смерти в телесном облике. Подобные представления мы можем найти во второй части "Фауста" Гёте, например, трансформация Фауста в мальчика, а затем в доктора Мариануса

5. Участие в процессе трансформации. Пятая, и последняя, форма - это непрямое перерождение. Здесь трансформация происходит не прямо - через переход сквозь смерть и возрождение кого-либо, - а путем участия в процессе преобразования, который воспринимается так, как если бы он происходил вне индивидуума. Другими словами, человек становится свидетелем или участником некоего ритуала трансформации. Этот ритуал может быть церемонией - такой, как церковная литургия, где происходит перевоплощение субстанций. Через ритуал на индивидуума снисходит божественная благодать. Подобные трансформации божества мы находим в языческих мистериях; там посвящаемый также через опыт участия обретал дар благодати, как мы знаем из Элевсинских мистерий. Рассматриваемый случай - признание посвящаемого в Элевсинские мистерии, который благодарит за милость приобщения к бессмертному дару.

В гимне Гомера Деметре мы читаем: "Благословен тот между людьми, кто видел эти мистерии; но тот, кто был посвящен и участвовал в них, никогда не утратит приобретенного в смерти, во тьме и во мраке" (стихи 480 - 482). А в Элевсинской эпитафии есть слова: "Действительно благословенные боги раскрыли самую прекрасную тайну: смерть - это не проклятие, но благословение человека".

ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕРОЖДЕНИЯ

Перерождение не является процессом, который мы можем так или иначе наблюдать. Мы не в силах измерить его, взвесить или сфотографировать. Нам здесь приходится иметь дело с чисто психической реальностью, которая передается нам через утверждения людей. Кто-то говорит о перевоплощении, кто-то в него верит, кто-то его ощущает. Мы принимаем это как нечто реальное. Мы не задаемся вопросом: является ли перевоплощение осязаемым процессом? Мы должны удовлетвориться его психической реальностью. Поспешу добавить, что я не разделяю вульгарного суждения, что все психическое не существует вовсе или является более неуловимой материей, чем газ. Наоборот, я полагаю, что душа - самая впечатляющая реальность человеческой жизни. И в самом деле, она является матерью человеческой реальности, цивилизации и разрушающих ее войн. Все это на первый взгляд психическое и невидимое. Настолько, насколько оно психично, оно не может быть воспринято чувствами, и тем не менее оно несомненно реально. Уже сам факт, что люди говорят о перерождении и что есть такое понятие, означает, что ряд психических ощущений, выражаемых этим термином, должен реально существовать. На что похожи эти ощущения, мы можем заключить только из утверждений, которые делаются на этот счет. Таким образом, если мы хотим выяснить, что такое перерождение, мы должны обратиться к истории, чтобы понять, что подразумевается под этим словом.

Человечество признает перерождение с давних времен. Первобытная вера в перерождение основана на том, что я называю архетипами. С точки зрения того факта, что все утверждения, относимые к сфере сверхчувственного, в конечном итоге несомненно предопределены архетипами, неудивительно, что вера в перерождение присуща разным народам. В основе этой веры должны лежать психические события, рассмотрение которых входит в задачу психологии - без учета всех метафизических и философских допущений по поводу их смысла. Чтобы обобщить взгляды на эти явления, необходимо грубо очертить область исследований. Можно выделить две группы опыта: ощущение трансцендентного в жизни и личный опыт трансформации.

ОЩУЩЕНИЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО В ЖИЗНИ

Опыт участия в ритуалах.

Под "трансцендентным в жизни" я понимаю ранее упомянутый опыт посвящаемого, который принимает участие в священном ритуале, раскрывающем перед ним вечную преемственность жизни через преобразование и обновление. В этих драмах-мистериях трансцендентность жизни, в отличие от ее мгновенных конкретных проявлений, обычно представляется через неизбежные трансформации рождения и смерти бога или богоподобного героя. Посвящаемый мог быть или простым свидетелем божественной драмы, или принимать участие в ней, или он мог через ритуальное действо ощущать себя тождественным с богом. В этом случае действительность заключалась в объективной субстанции или форме жизни, ритуально преобразуемой через некоторый независимый процесс, в то время как посвящаемый находился под влиянием, впечатлением и получал "божественную благодать" путем своего присутствия или участия. Процесс трансформации шел не внутри, но вне его, хотя он мог быть в него вовлечен. Посвящаемый, который участвовал в ритуальном пленении, расчленении и рассеивании тела Осириса, а потом в его возрождении в образе всходов пшеницы, ощущал вечность и продолжение жизни, которая богаче всей изменчивости форм и, подобно фениксу, постоянно возрождается из пепла. Это участие в ритуальном событии давало, помимо прочего, надежду на бессмертие, которая характерна для Элевсинских мистерий.

Живым примером мистериальной драмы, которая символизирует вечность, является литургия. Если мы пронаблюдаем за прихожанами в течение церковного ритуала, мы отметим все степени участия, от полного равнодушия до сильнейших эмоций. Люди, стоящие у входа, которые явно вовлечены в светские беседы, крестятся чисто механически - но даже они, несмотря на невнимание, участвуют в сакральном действе, просто присутствуя в этом месте, на которое нисходит благодать. Литургия является внеземным и вневременным актом, в котором приносится в жертву Христос, воскресающий затем в видоизмененной субстанции, и ритуал его священной смерти является не повторением исторического события, но первоначальным, уникальным и вечным фактом. Поэтому участие в литургии - опыт трансцендентности жизни, которая вне времени и пространства. Это момент вечности во времени.

Непосредственный опыт.

Все, что представляют и доносят до зрителя драмы мистерий, может также встретиться в форме спонтанных, экстатических и мысленных видений вне всякого ритуала. Полуденное видение Ницше - классический пример такого рода . Ницше, как мы знаем, заменяет христианскую мистерию мифом о Дионисе-Загрее , который был растерзан и воскрес. Его видение имеет характер мифа о Дионисе: божество появляется в одеянии Природы, как ее представляли в античности, а момент вечности - это час полудня, посвященный Пану: "Уплыло ли время? Упал ли я? Провалился ли я в колодец вечности?" Даже "золотое кольцо", "кольцо возвращений", предстало перед ним как обещание возрождения и жизни. Это было подобно тому, как если бы Ницше присутствовал на представлении мистерий.

Мистический опыт носит такой же характер: он представляет действие, в которое оказывается вовлечен зритель, хотя его натура при этом не обязательно меняется. Тем же способом наиболее прекрасные и впечатляющие сны не производят длительного или ре формирующего действия на сновидца. Они могут впечатлять его, но не обязательно видит в них какую-либо проблему. Событие на самом деле остается "вовне ", как ритуальное действие, представляемое другими. Эту, наиболее эстетическую форму быта надо отличать от тех, которые, несомненно, влекут за собой изменение натуры человека.

СУБЪЕКТИВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Трансформация личности никоим образом не является редкостью. Действительно, они играют значительную роль в психопатологии, хотя отличаются от уже перечисленных мистических опытов, которые не так легко доступны для психологического исследования. Феномены, которые мы сейчас рассмотрим, принадлежат к сфере, близкой психологии.

Сужение личности.

Пример такого изменения личности - то, что известно в примитивной психологии как "потеря души" Особое состояние, понимаемое под этим определением, ассоц иируется у примитивных людей с предположеннием, что душа ушла, подобно собаке, которая по ночам убегает о т своего х озяин а погулять. И потому задача целителя - вернуть беглянку обратно. Часто эта потеря бывает внезапной и проявляется в виде тяжелой болезни. Такое понимание тесно связано с природой примитивного сознания, которому несвойственно твёрдое постоянство разума, прису щ ее нам. Мы можем контролировать желания, что не может примитивный человек. Ему требуется длительное обучение, чтобы заняться какой-либо сознательной деятельность ю, п одчиненной цели, которая не является чисто эмоциональной или инстинктивной. Наше сознание более независимо и со хранено в этом отношении, но неожиданно нечто подобное может случиться и с цивилизованным человеком, только он называет это не "потерей души, а понижением ментального уровня" (термин Дженета, подходящий для этого явления) . Это понижение напряжённости сознания, которое можно сравнить с понижением атмосферного давления, предвещающего плохую погоду Тонус падает, и субъективно это ощущается как апатия мрачность и Депрессия. Человек более не находит в себе мужества решать повседневные проблемы. Он чувствует себя как свинцом налитым, так как тело не хочет двигаться из-за того, что не располагает свободной энергией . Это хорошо известное явление соответствует "потере души" у примитивных людей. Апатия и паралич воли настолько сильны, что вся личность, так сказать, исчезает и сознание теряет свое единство: отдельные части личности становятся независимы и уходят из-под контроля разума, как в наркологии или в случае систематической амнезии. Последнее хорошо известно как истерическое явление "потери функций". Этот медицинский термин аналогичен "потере души" у примитивных народов.

Понижение ментального уровня может быть результатом физической и ментальной усталости, телесной болезни, страстных эмоций или шока, причем последний разрушает веру в себя. Это понижение всегда имеет ограничивающее влияние наличность. Оно ослабляет уверенность в себя и инициативность и в результате возрастающего эгоцентризма сужает интеллектуальные горизонты. В конце концов оно может привести к развитию негативных качеств, что подразумевает искажение первоначальной личности.

Расширение личности.

Личность редко вначале является тем, чем становится потом. Поэтому существует возможность ее расширения, во всяком случае в первой половине жизни. Это расширение может быть вызвано извне, новым жизненным содержанием, которое личность вбирает в себя. В этом случае может наблюдаться значительный рост личности. Поэтому существует тенденция считать этот рост результатом только внешних воздействий, что подтверждает предрассудок: человек становится личностью, только вобрав в себя так много внешнего опыта, как только возможно. Но чем более упорно мы следуем этому рецепту и чем более упрямо верим, что стимулы роста исходят снаружи, тем беднее становится наша внутренняя жизнь. Поэтому, если какая-то великая идея пришла к нам извне, мы должны понять, что она захватила нас только потому, что что-то внутри нас отвечает ей и идет ей навстречу. Богатство ума состоит в ментальной восприимчивости, а не в накоплении интеллектуального багажа. То, что приходит снаружи, и то, что подымается изнутри, может стать нашим собственным, только если есть внутренняя полнота, адекватная поступающему содержанию. Реальный рост личности предполагает осознавание расширения, источник которого внутри. Без психической глубины мы никогда не могли бы адекватно оценить величину объекта. Потому можно с уверенностью сказать, что человек растёт по мере увеличения своей задачи. Но он должен иметь внутри себя способность к росту; иначе даже самая сложная задача не принесёт ему пользы. Вероятнее всего, она разрушит его.

Классический пример расширения - столкновение Ницше с Заратустрой, который сделал из критика и создателя афоризмов трагического поэта и пророка. Другой пример - апостол Павел, который по пути в Дамаск неожиданно встретил Христа. Хотя возможно, что Христос апостола Павла не мог бы возникнуть без исторического Христа, видение Христа у Павла было связано не с историческим Христом, но с глубинами его бессознательного.

Когда достигается вершина жизни, когда бутон распускается и из малого рождается великое, тогда, как говорит Ницше, "один становится двумя" и более великая фигура, которая всегда существовала, но оставалась невидимой, с силой раскрывается в личности меньшего масштаба. Тот, кто в действительности безнадёжно мал, всегда провоцирует раскрытие большего, великого в той же мере, в какой сам он мал, не понимая, что пришёл день суда над его ничтожностью. Но человек, который внутренне велик, узнает, когда наконец приходит долгожданный бессмертный друг его души, "чтобы пленить плен" (Ефес 4:8), то есть уловить того, узником которого является этот бессмертный, и заставить свою жизнь влиться в более великую жизнь, - момент страшнейшей потери! Пророческое видение канатного танцора раскрывает ужасную опасность, заключенную в подобном отношении к событию, которому апостол Павел дал самое возвышенное название, какое только мог.

Сам Христос является совершенным символом скрытого бессмертия внутри смертного человека . Изначально эту проблему символизирует дуализм близнецов, таких, как Диоскуры, один из которых смертен, другой - бессмертен. Индийскую аналогию этому мы находим в образе двух друзей:

На одном дереве сидят две птицы,

Два друга, навечно связанные между собой:

Одна наслаждается зрелым плодом,

Другая смотрит, но не ест.

На таком же дереве притаился мой дух,

Обманутый своей беспомощностью,

С радостью видя, как велик Господь,

Он обретает сладкое освобождение от своей печалит .

Другая значимая параллель - исламская легенда о встрече Моисея и Кхидра (18-я сура Корана), к которой я вернусь позднее. Естественно, трансформации личности в широком смысле не встречается только в форме таких высоких ощущений. Нет недостатка в более тривиальных примерах, список которых может быть легко дополнен историями болезней невротиков. Действительно, любой случай, где признание более великой личности будто бы прорывает железное кольцо вокруг сердца, можно включить в эту категорию .

Изменение внутренней структуры

Здесь мы переходим к изменениям личности, которые не подразумевают ни увеличения, ни уменьшения, а касаются только структуры. Одна из наиболее важных форм - это феномен навязчивости: некоторое содержание, идея или часть личности получает власть над индивидом по той или иной причине. Навязчивое содержание проявляется как специфические убеждения, идиосинкразии, абсурдные планы и т.д. Как правило, они недоступны коррекции. Если кто-то хочет попытаться это сделать, он должен быть очень хорошим другом такого человека, многое прощать ему. Я не готов четко разграничить навязчивость и паранойю. Навязчивость можно определить как отождествление личности со своим комплексом.

Обычный пример этого - отождествление с персоной, которая является системой приспособляемости индивида к миру. Например, любое призвание или профессия имеет соответствующую персону. Сегодня легко изучать такие вещи, когда фотографии общественных деятелей так часто появляются в печати. Общество приписывает им определенный тип поведения, и профессионалы должны соответствовать ожиданиям. Опасность лишь в том, что они отождествляются со своими персонами, профессор со своим учебником, а тенор со своим голосом. Тогда происходит потеря: человек живет лишь на заднем плане своей собственной биографии, словно кто-то все время записывает: "Он пошел туда-то и туда-то и сказал то-то и то-то". Покров Деяниры срастается с его кожей, и требуется отчаянная решимость, подобная усилиям Геракла, если он хочет сорвать эту рубашку Нессуса со своего тела и ступить в огонь бессмертия, чтобы стать тем, кто он есть в действительности. С небольшим преувеличением мы можем сказать, что персона - это то, чем в реальности человек не является, но чем он считает себя и чем считают его другие" . В любом случае стремление быть тем, чем человек кажется, велико, так как за персону обычно платят наличными.

Есть и другие факторы, которые образуют навязчивость индивида, и один из наиболее важных - это так называемая "нижняя" функция. Здесь нет места для детального рассмотрения этого вопроса , я лишь укажу, что нижняя функция идентична темной стороне личности человека. Сумерки, присущие каждой личности, - это дверь в бессознательное и дорога в сны, откуда две смутные фигуры, Тень и Анима, вступают в наши ночные видения или, оставаясь невидимыми, овладевают дневным сознанием. Человек, которым владеет Тень, всегда стоит на своем собственном пути и попадает в свои собственные сети. Везде, где только возможно, он производит на других неблагоприятное впечатление. Удача всегда обходит его стороной, потому что он живет ниже собственного уровня и в лучшем случае достигает лишь того, что ему не подходит. И если для него нет лестницы, по которой он мог бы подняться, он изобретает ее для себя и верит, что сделал что-то полезное.

Одержимость Анимой или Анимусом являет иную картину. Прежде всего, такая трансформация личности усиливает те черты, которые характерны для противоположного пола: в мужчине это женские черты, а в женщине - мужские. В навязчивом состоянии обе фигуры теряют свой шарм и свою ценность; они сохраняют их, только когда обращены не к миру, а вовнутрь, когда являются мостами к бессознательному. Обращенная к миру Анима непостоянна, капризна, мрачна, бесконтрольна и чисто эмоциональна, иногда наделена демонической интуицией, беспощадна, хитра, неверна, злобна, двулика и скрытна . Анимус упрям, держится за принципы и формальный закон, догматичен, стремится к преобразованию мира, теоретизированию, спорам и господству . Оба имеют дурной вкус: Анима окружает себя низкими людьми, а Анимус идет на поводу у второсортных идей.

Другая форма структурной перестройки касается некоторых непривычных наблюдений, о которых я скажу лишь вкратце. Я сошлюсь на состояния навязчивости, в которых она вызывается тем, к чему подходит название "души предка", под которой я подразумеваю душу конкретного предшественника. На практике такие случаи могут рассматриваться как поразительные примеры отождествления с умершими людьми. Естественно, феномен отождествления встречается только после смерти "предка". Мое внимание к этой возможности впервые привлекла запутанная, но интересная книга Леона Доде "L"Heredo" ("Наследственность"). Доде предполагает, что в структуре личности есть элементы предшественников, которые при определенных условиях могут проявиться. Индивид таким образом неожиданно входит в роль предка. Сегодня мы знаем, что предки занимают очень важное место в психологии примитивных народов. Не только считается, что духи предков перевоплощаются в детей, но и делаются попытки "пересадить" их в детей, называя ребенка соответствующим именем. Также примитивные люди пытаются преобразиться в предков путем определенных ритуалов. Я упомяну особо австралийскую концепцию альчеригаминджина - душ предков, наполовину людей и наполовину животных, олицетворение которых в религиозных ритуалах имело огромное значение в жизни племени. Идеи такого рода, восходящие к каменному веку, были широко распространены, как это видно из многочисленных следов, которые можно найти повсюду. Ничто не мешает этим древним формам опыта проявиться сегодня как случаи отождествления с душами предков, и думаю, я столкнусь с такими примерами.

Отождествление с группой.

Теперь мы обсудим некоторые формы опыта трансформации, которые я называю идентификацией с группой. Точнее, это отождествление индивида с людьми, которые, как группа, имеют коллективный опыт изменения. Эту особую психологическую ситуацию можно спутать с участием в трансформационном ритуале, который никак не зависит от отождествления с группой. Групповая и личная трансформация - это две принципиально разные вещи. Если значительная группа людей объединена и отличается от другой особым настроем ума, ее трансформация имеет только отдаленное сходство с опытом индивидуальной трансформации. Групповой опыт располагается на более низком уровне сознания, чем индивидуальный. Это происходит из-за того, что, когда много людей собираются вместе под флагом общей эмоции, общая душа, возникающая в группе, оказывается ниже уровня индивидуальной души. Если это очень большая группа, коллективная душа более подобна душе животного, и в этом причина того, что нравственность больших организаций всегда сомнительна. Психология толпы неизбежно опускается до уровня психологии черни . Следовательно, если у меня есть так называемый коллективный опыт как у члена группы, он находится на более низком уровне сознания, чем мой личный опыт. Вот почему групповой опыт встречается гораздо чаще, чем индивидуальное ощущение трансформации. Его проще достичь, поскольку собрание и объединение многих людей обладает великой силой внушения. Индивид в толпе легко становится жертвой своей внушаемости. Достаточно чему-нибудь произойти, мгновенно предположение подхватывается всей толпой, и мы тоже поддерживаем его, даже если оно аморально. В толпе никто не чувствует ответственности, но также и страха.

Таким образом, идентификация с группой - это простой и легкий путь, но групповой опыт идет глубже уровня ума человека в этом состоянии. В вас происходят изменения, но они непродолжительны. Напротив, вы должны долго прибегать к помощи массового опьянения, чтобы укрепить вашу веру в него. Но как только вы отдаляетесь от толпы, вы становитесь совершенно другой личностью, не способной воспроизвести предыдущее состояние ума. Масса поглощена скрытой вовлеченностью, которая является не чем иным, как бессознательным отождествлением. Предположим, вы пошли в театр: взгляд встречает взгляд; все смотрят друг на друга, и таким образом все присутствующие оказываются опутаны невидимой паутиной бессознательных взаимоотношений. В такой ситуации человек буквально чувствует, как его касается волна отождествления с другими. Это может быть приятным чувством - одной овцы между десятью тысячами! И если я чувствую толпу как великую и прекрасную единицу, я сам являюсь героем, возвышающимся вместе с группой. Когда же я снова становлюсь собой, я обнаруживаю, что я - гражданин такой-то, что живу я на такой-то улице, на третьем этаже. Я также нахожу, что все было очень приятно, и надеюсь, что завтра будет так же, чтобы я мог ощутить себя целой нацией, что гораздо лучше, чем быть всего только жалким гражданином Икс. Так как это наиболее легкий и удобный способ поднять личность до более высокого уровня, человечество всегда формировало группы, которые делали возможной коллективную трансформацию - даже экстатическую. Регрессивное отождествление с низкими и более примитивными состояниями сознания неизбежно сопровождается возросшим чувством жизненности; отсюда быстрый эффект регрессивной идентификации с полуживотными предками каменного века.

Принимая во внимание существование у человека души и то, что она является бессмертной частью челове­ка, можно задаться вопросом: сколько существует душа? Рождается ли она вновь и вновь или, прожив только одну жизнь, уходит туда, откуда пришла? На Востоке существует по­нятие реинкарнации. Оно гласит, что душа человека воп­лощается много раз, нарабатывая тем самым опыт и со­вершенствуя свои качества. Теория реинкарнации распро­странена не только в Азии, но и и Африке. А также эту теорию признавали первые христиане, и только Констан­тинопольский собор 535 г. отбросил эту идею, а письмен­ные источники были уничтожены. Реинкарнации в христианстве нет, но можно найти признаки веры в реинкарна­цию в библейских притчах, например, притче о богаче и Лазаре. Тут мы видим несоответствие между мнением сторонников христианства и самим христианским учением. Если душа воплощается один раз, то и наказывать человека нужно именно в этой жизни, а не потом.

На самом деле служителям церкви идея перерождения душ была невыгодна, так как они теряли бы инструмент для управления массами. А инструмент манипулирова­ния — это страх попадания в ад, если ты грешил всю жизнь. Если бы была распространена идея перевоплоще­ния душ, то наверняка множество людей считало бы, что в этой жизни можно и согрешить, а отработать грехи можно в следующей.

Если принять на веру, что человек рождается всего один раз, то отчего такая разница между людьми и ца­рящая несправедливость в мире? Один человек рожда­ется в благополучной семье и на протяжении жизни легко всего добивается, наслаждается жизнью, не знает бед, а другой с самого начала испытывает проблемы, и как бы ни старался, ничего не может добиться в жиз­ни? Почему одни люди талантливы, а другие - нет? Как объяснить то, что Моцарт, например, уже в 4 года дал свой первый концерт, причем не умея еще ни чи­тать, ни писать? И другие талантливые люди проявля­ли свои способности с самых малых лет. Как же они могли это сделать, если рождались первый раз, и поче­му другие люди не проявляли этих талантов, раз имели одинаковые начальные условия? Как объяснить то, что младенцы проявляют разные черты характера с первых дней жизни, и эти черты нельзя объяснить их наслед­ственностью? Почему у одних людей присутствуют фо­бии — страхи, а у других их нет? Откуда они появи­лись, раз люди ранее не рождались? Можно сделать вы­вод, что проблемы, которые есть у человека, остались У него из прошлой жизни, и он их принес в настоящую жизнь, чтобы справиться с ними.

Если согласиться с теорией перевоплощения душ, то можно, сделать вывод, что мы совершили некие ошибки, которые привели к тому, что в этом воплощении мы стра­даем от проблем, болезней или серьезных фобий. И нао­борот, если в прошлой жизни мы вели себя хорошо, по­ступали по совести, творили добро, то в этой жизни нас ждут приятные события и успех в делах.

В настоящее время к идее перевоплощения души обра­щаются некоторые психологи и психотерапевты. Они ис­пользуют технику для вспоминания прошлых жизней и применяют ее для лечения страхов и фобий. Од­ним из известных исследователей в этой области считается психиатр из Вирджинии доктор Ян Стивенсон. В 1960 г. он опубликовал статью «Данные воспоминаний о предыдущих жизнях». Последующие 40 лет он посвятил изучению этой проблемы и собрал со всего света описания более 2600 слу­чаев реинкарнации, издал 10 книг и множество научных работ, многие из которых были основополагающими в об­ласти исследования феномена реинкарнации.

Есть и другие исследователи в этой области, такие как доктор Эдит Фиор, доктор Элен Уомбах, Денис Кел-си и Джоан Грант и другие. Профессор Ян Стивенсон высказал мнение, что понятие реинкарнации позволяет нам объяснить такие явления, как отклонения в психи­ке, что трудно объяснимо с точки зрения современных психологов и психиатров со всем багажом их знаний, ко­торыми они располагают. Стивенсон сделал вывод: «Идея о реинкарнации позволяет понять индивидуальные осо­бенности любого человека». А особенности эти таковы:

  • врожденный страх по отношению к тем или иным явлениям в младенчестве;
  • необычные интересы и игры, которые обнаружива­ются у младенцев;
  • необычные способности и манеры поведения, кото­рые нередко проявляются у детей и о которых они не могли узнать в младенчестве;
  • привычки и пристрастия, темперамент;
  • застенчивость перед людьми того же пола;
  • различия у однояйцевых близнецов;
  • способность воссоздать в памяти обстановку, которую они видят впервые;
  • страх перед вещами, которые нанесли травмы, уве­чья или привели к насильственной смерти;
  • предрасположенность к определенному образу жизни;
  • склонность к религии, не характерной для данной местности и т.д.

И в самом деле, почему человек, если он первый раз родился, испытывает страх к тем вещам, которые ему неизвестны были ранее? Или почему некоторые люди склонны к тому или иному виду деятельности, имея на­чальные или уже развитые навыки? Некоторые под гип­нозом начинают даже говорить на чужом для себя язы­ке, который они никогда не учили.

Многие фобии и страхи упорно сопротивляются современным методам лечения. И можно прийти к заключению, что источник этих явлений глубоко укоренился в душе, даже если человек не помнит причины. Все, что нужно для возбуждения страхов такого типа - это форма сенсорного впечатления, которая подсознательно напоминает человеку о прошлом воплощении, в котором у него могла быть причина для негативной реакции. В недрах души сохране­на информация о каждом событии, которое индивидум когда-либо испытал. Все, что нужно - это повтор вне­шних событий или обстоятельств, при котором появился данный страх, и он испытывает снова эту эмоцию.

Существует масса свидетельств, да и я сама участвовала в трененге «Прошлые жизни», где прочувствовала действие регрессивного гипноза на себе, а так же наблюдала людей, введенных в состо­яние такого гипноза, в котором они рассказывали необычные вещи о своих прошлых жизнях. Некоторые рассказывали, что они были противоположного пола, другие - что жили в иной стране, и в этом состоянии демонстриро­вали познания языка и описывали местные достоприме­чательности и т. д. И это все не догадки или выдумки неадекватных людей, а реальные факты и опыт.

Из всего изложенного можно принять на веру то, что имеет место многократное перерождение души. Тут есть над чем подумать.

СОДЕРЖАНИЕ

Фото из открытых источников

Большинство людей знают, что такое реинкарнация, а многие верят в перерождение или перевоплощение души, но не принимают того, что личность может пойти в более низшие формы жизни, после человеческой. Действительно ли возможно, чтобы личность приобрела животную форму тела, после человеческой?

Личность после реинкарнации действительно может приобрести более низшую форму, такую как животное, растение или минерал. В знании, основанном на учении великих духовных учителей и древних ведических текстах, ясно показано, что личность, если её уровень сознания соответствует уровню животного, приобретает животную форму тела, несмотря на то, что имела человеческое тело.

Рассмотрим основную причину реинкарнации в этой материальной жизни. Почему личность реинкарнирует? Живое существо наделено материальным языком – это результат желания ощущать вкус. Есть уши, это результат желания слышать. Есть нос, результат желания ощущать запах. Есть половые органы, результат желания любовных утех. Таким образом, есть различные органы чувств, в соответствии с желаниями существа. Поэтому, основная причина получения материального тела – у личности имеются желания связанные с материей. И в этом мире мы видим всевозможные тела. У собаки есть язык и у человека нас есть язык. У свиньи есть нос и у человека есть нос. Различные живые существа имеют тела различного типа.

Если посмотреть на эти всевозможные существа в мире, то станет очевидно, что материальная природа даёт живым существам всевозможные сочетания, и почти неограниченное число типов орудий, с помощью которых можно наслаждаться. Тот тип носа, языка, или другого органа чувств, который у нас есть, определяется нашим типом мышления, нашими желаниями, имеющимися у нас в нашей предыдущей карме и нашими кармическими реакциями. Если личность и имеет сейчас человеческую форму, но его сознание сосредоточено на уровне животного, а именно, животное интересуется только едой, сном, половым наслаждением и обороной или борьбой. Когда личность заботится только об указанных интересах, то её сознание находится на низшем, животном уровне. На тонком уровне это будет определяющим фактором в формировании следующего типа физического тела.

Те, кто это отрицают и говорят, что в ходе реинкарнации мы не можем приобрести низшую форму жизни после человеческой, основывают свои представления на личном опыте, который ничем не подтверждается.

Такие люди не руководствуются духовными авторитетами, и древними священными писаниями. В Шримад-Бхагаватам содержится удивительная история Джада Бхараты, который пройдя реинкарнацию сменил человеческое тело и получил тело оленя. Бхарата вынужден был прожить жизнь в низшей форме, чтобы снова вернуться в человеческую форму. Другой момент, подтверждающий наличие инволюции в процессе реинкарнации, связан с определёнными законами, которые мы не можем обойти. Основным законом человеческой формы жизни является ответственность.

Животные по своей природе не могут выбирать быть ответственными или нет, они на уровне инстинктов вынуждены соблюдать возложенные на них обязанности. По этой причине, любые действия в животных формах жизни не создают кармических последствий в будущем. Для низших форм природа устраивает так, что личность автоматически эволюционирует по направлению к разумной форме жизни – человеческой, но когда она её получает, наступает момент, когда ответственность личности, её свобода воли вступает в силу. Таким образом, животные постоянно эволюционируют к более высшему типу тела.

Но человеческая форма жизни отличается от животной тем, что у человека всегда есть выбор ответственности за свои действия. Мы ответственны за свои поступки, именно поэтому в человеческой форме существует кармическая система и возможность опуститься в более примитивные типы тел.