Новое летоисчисление петром i было введено в. Календарный переворот

Сегодня незадолго до нового года нам бы хотелось поговорить об основных календарях народов мира и системах летоисчисления, существующих на планете, ведь далеко не все знают в какую дату принято отмечать этот самый новый год, да и не все знают какой год по счету мы вообще отмечаем.

И нет ничего необычного что мы запутались, ведь время удивительная субстанция, которую нельзя потрогать и почувствовать, четвертое измерение нашего трехмерного физического мира. По мнению современных физиков – теоретиков, приверженцев теории струн, время не существует .

Но мы рождаемся, растем, взрослеем, стареем и куда-то уходим… И нашими единственно неизменными спутниками на этой планете являются меры времени – секунды, минуты, часы, года. Несмотря на то, что наша планета не так уж и велика, у нас пока нет единого календаря – единой системы летоисчисления.

Основные существующие системы летоисчисления

И, если в одной части земли сейчас 2014 год, то в другой идет уже 2500, в третьей вообще наступило 8 тысячелетие! В этой статье мы хотим рассказать о некоторых существующих на данный момент системах летоисчисления у различных народов мира. И начнем, с нас самих, а именно с наших предков, календарей и летоисчисления Славянских народов.

Летоисчисление и Календари Славян

Наши предки – Древние Славяне использовали календарь, который сейчас известен под названием – «Славяно Арийский» или «Ведический». Им до сих пор пользуются Инглиисты – Староверы, представители самого древнего течения Славяно Арийцев.

И хорошо, что сохранили, ведь в последнее время, все больше людей возвращаются к своим корням и хотят изучить и использовать эти ценные знания. Тем более, что они не устарели, а напротив, дают ответы на многие вопросы, которые интересуют нас с вами сегодня.

Славяно-Арийский календарь

Славяно Арийский календарь официально использовался на Руси 7208 лет! И время в том календаре измерялось «Кругами жизни». Один круг жизни был равен 144 лета (так раньше именовался год).

За один круг жизни наша планета, которую Древние славяне звали Миргард, совершала оборот вокруг центра Вселенной, побывав последовательно во всех 16 «домах» — столько созвездий различали славяне, в отличие от Китайского звездного календаря с его всего 12 Домами- созвездиями.

Какой сейчас год у Славян?

Сейчас по Славяно Арийскому календарю мы живем в 7523 лете . Счет лет официально ведется от «Сотворения мира в звездном Храме» — большинство источников говорят, что здесь есть прямой, а не иносказательный смыл – имеется ввиду подписание мирного договора, между нашими Пращурами – представителями «Державы Великой Расы» (России, Ариев) и «Империей Великого Дракона» (Современный Китай).

И знаменитая икона с изображением, как говорят Георгия — Победоносца, убивающего Дракона, на самом деле иллюстрирует те древние события. Так как Китай символизирует дракона или змею.

Какими были месяцы, недели и часы у Славян

Славяно-Арийский календарь рассчитывался, исходя из 16тиричной системы исчисления.

Соответственно, сутки у славян состояли из 16 часов. Начинались они вечером. Каждый час имел свое название и был приблизительно равен 90 минутам .

Месяц состоял из 40 суток, и назывался сороковником . (Отражением этого является сохранившаяся и в настоящее время, традиция отмечать 40 день поминанием ушедшего, о которой мы уже писали отдельно, да и 9 дней точно так же, так как это была славянская неделя ).

Кроме того, девять сороковников (месяцев) – целое лето (год) – это полный цикл обращения нашей Земли вокруг Ярилы (Солнца). Лето состояло из трех сезонов, по три сороковника каждый – Весна, Зима, Осень. Каждый сороковник имел свое название и названия эти были очень поэтичными и точными:

«Сороковник белого сияния»

«Сороковник Пробуждения природы»

«Сороковник Посева и наречения».

Недели в календаре наших предков славян, как я уже говорила состояли из девяти суток и назывались в честь планет нашей Солнечной системы. Были еще более мелкие части измерения времени: час, доля, мгновение, миг, сиг.

Для понимания и восхищения мудростью наших предков скажу, что — 1 сиг примерно равен 30 колебаниям электромагнитной волны атома цезия , взятого за основу для современных атомных часов, и такой мелкой доли до сих пор не существует не в одних часах мира.

Один только этот факт показывает, насколько искажают истину те, кто стремиться показать наших древних предков неграмотными дикарями!

Григорианский и Юлианский календари

Юлианский календарь

Юлианский календарь был введен самим Гай Юлием Цезарем – великим полководцем и правителем Рима. И произошло это в 45 году до нашей эры. С введением в Россию христианства Владимиром Святославовичем – Великим князем, ориентировочно в 1000 году, Юлианский календарь стал также широко распространяться среди славянских народов и применялся одновременно с Ведическим.

Все праздники Православной Церкви рассчитываются с того времени и по сей день по церковному месяцеслову — Юлианскому календарю.

Причем, современные ученые астрономы признали, что Юлианский календарь (старый стиль) на самом деле более точный с астрономической точки зрения, чем используемый повсеместно Григорианский (новый стиль), так как в нем меньше отставание от астрономических (природных) циклов.

Григорианский календарь. Новое и современное летоисчисление

Итак, в лето 7208 года Петр Первый издает Указ, в соответствии с которым, на территории Руси, упраздняются все ранее действующие календари и новое летоисчисление будет идти с Рождества Христова, шел тогда 1700 год.

Почему Новый год 1 января

Начало года стало праздноваться 1 января, вместо магического дня осеннего Равноденствия, как было у славян. Этот календарь называется Григорианским в честь папы Римского Григория 13, и действует и в Европе, и территории стран бывшего СССР и во многих других странах мира, для удобства людей.

Вы никогда не задумывались над тем, почему именно 1 января празднуется начало года? 24 декабря весь Католический мир празднует Рождество — день Рождения младенца Иисуса. Именно с этого дня и берет начало действующий календарь.

Иисус был евреем, а на 8 день у иудеев празднуется обряд обрезания младенцев мужского пола. Вот этот день и стал переходом от старого года к Новому году! Поразительно, что каждый год, собираясь с близкими за новогодним столом, мы празднуем еврейский обряд обрезания младенца Иисуса! Но интересно то, что на самом деле у самих Евреев существует и широко используется свой Иудейский календарь.

Еврейский или Иудейский календарь

Летоисчисление по еврейскому календарю ведется от сотворения мира Господом . Которое, согласно верованиям иудеев, произошло 7 октября 3761 году до нашей эры — которая называется Эра от Адама .

Еврейский календарь лунно-солнечный. То есть оба небесных тела оказывают свое влияние на продолжительность года. Средний год приблизительно равен Григорианскому, но иногда значения могут колебаться, и разница составляет 30-40 дней.

Еще один интересный момент – Иудейский календарь состоит не из цифр, а используются буквы алфавита. И читается он справа – налево, как и все книги на Иврите. Каждый месяц еврейского календаря имеет знак зодиака.

С древних времен принято обозначать 12 знаков зодиака символами его созвездий. Счет месяцев ведется с весны, но Новый год начинается осенью и называется Рош ха-Шана . Вечером, когда на небе видны три звезды – начинается новый день.

Исламский календарь

В большинстве стран, главенствующей религией которых является Ислам, существует свой календарь — Исламский или Хиджра . Он используется и для религиозных целей, и как основной определитель времени.

Исламский — является чисто лунным календарем. Начало месяца – новая луна, неделя также состоит из семи дней, но выходной – пятница, всего в году 12 месяцев.

Летоисчисление у мусульман ведется от года, когда Пророк Мухаммед сделал Хадж из Мекки в Медину (это был 16 июля 622 по Григорианскому календарю ).

Какой сейчас год по исламскому календарю

Поэтому мусульманский новый год начинается с 1-го числа месяца мухаррам. 26 октября 2014 года по Григорианскому календарю наступил 1436 год по Исламскому календарю .

Исламский Новый год не является праздником в нашем понимании. Накануне вечером лучше всего правоверным соблюдать пост, а в сам день как можно больше времени провести в молитвах и добрых делах во имя Всевышнего .

Восточный или китайский календарь

В большинстве стран Азиатского мира, несмотря на официальное действие Григорианского календаря, большинство населения пользуется системой летоисчисления, созданной несколько тысяч лет назад (ориентировочно 3 тыс. лет до н. эры) во время правления Императора Хуан-Ди.

И его отличительной особенностью является то, что он одновременно солнечно-лунный. То есть все месяцы начинаются с началом новой Луны.

Когда наступит Китайский Новый год в 2015 году

Новый год по Восточному календарю празднуется во второе новолуние после зимнего солнцестояния это между 21 января и 21 февраля . И Новый год - это большой и шумный праздник, с яркими огнями, петардами, праздничными шествиями и большим шумом.

Система летоисчисления китайцев основана на астрономических циклах Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. В 60-летний цикл входят 12-летний юпитерный и 30-летний сатурный циклы.

Древние азиаты и создатели данной системы летоисчисления верили, что нормальное движение Юпитера приносит счастье, блага и добродетели.

Они разделили путь Юпитера на двенадцать равных частей и дали им наименование определенного животного, таким образом народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл.

Существует легенда, по которой, когда Будда решил отпраздновать первый Новый год, он пригласил всех животных, обитающих на земле. Однако, на праздник пришли всего 12. Тогда Будда, в качестве подарка решил дать их названия годам, чтобы каждый человек, рожденный в год определенного животного, приобретал черты характера этого животного, как хорошие, так и плохие.

Например, сейчас, 11 Декабря 2014 года, идет год Синей Деревянной Лошади, а c 19 Февраля 2015 года начнется год Синей Деревянной Козы .

Тайский календарь

Когда путешественники приезжают впервые в страны юга — восточной Азии. Они с изумлением видят, что на упаковках товаров срок давно перевалил за середину третьего тысячелетия.

Какой год в Таиланде?

Так и есть, в Королевстве Таиланде, Камбодже, Лаосе, Мьянме и некоторых других странах в 2015 году наступит – 2558 год! Летоисчисление в этих странах и у многих Буддистов ведется от дня ухода в нирвану Будды Шакьямуни . Добро пожаловать в будущее!

Более того, почти каждая мировая религия создавала свой календарь, от событий, которые люди хотели увековечить. Так, к примеру, представители достаточно распространенной в настоящее время религии — Бахаи – создали свой календарь.

Календарь Бахаи

Календарь Бахаи в данное время синхронизирован для удобства с Григорианским. Изначально он был введен Бабом. Навруз – первый день Нового года отмечается в день весеннего равноденствия (20-22 марта).

Календарь Бахаи основывается на солнечном году, включающем 365 дней, 5 часов и 50 добавочных минут. В календаре бахаи год состоит из 19 месяцев по 19 дней каждый (т. е. всего 361 день) с добавлением четырех (в високосный год — пяти) дней.

Кельтский календарь (Ирландский)

Долгое время пользовался в Северо — Скандинавских странах именно ирландский календарь, а также в современной Ирландии. Год делился на четыре сезона. В году 13 месяцев и один день. Месяцы синхронизированы по Лунному циклу. Названия месяцев соответствуют гласным Огама – Кельтского древесного алфавита.

То есть это и есть знаменитый календарь Друидов – очень сложная система, где расчет времени учитывает и лунные и солнечные циклы .

Отрезкам времени, примерно равным нашим месяцам, давались названия деревьев. Самыми большими праздниками считались дни равноденствия и солнцестояния. Однако по поводу Кельтского календаря современные исследователи ведут жаркие споры. Многие ученые считают, что сведения о Календаре Друидов основаны на заблуждении нескольких авторов, чьи труды получили слишком большое распространение.

Мы не беремся судить, лишь хотим познакомить читателя с некоторыми существующими или существовавшими системами летоисчисления.

В статье, посвященной мировым системам летоисчисления, невозможно умолчать о знаменитом «Календаре Майя».

Календарь Майя

Популяризацией знаний об индейских племенах Майя мы обязаны, не в последнюю очередь, мистику и романисту Фрэнку Уотерсу — автору множества романов и древних цивилизациях Майя – ушедших в века жителях центральной Америки.

Основной книгой о календаре Майя, в которой также затрагиваются предсказания древних астрологов майя, стала “Книга о Хопи”. Не менее важную роль сыграла “Мистика Мексики: Наступление шестой эпохи сознания” – это необычная смесь философии майя и ацтеков, где автор предположил, что конец календаря майя станет фоном для преображения духовного сознания людей по всему миру .

Однако, люди предпочли упростить сведения, изложенные в книге, возможно ради сенсации, возможно из-за недопонимания. Так и родилась легенда, согласно которой индейцы Майя предрекали конец света в 2012 году, и календарь Майя обрывался на этой дате.

Ученые исследователи этого древнего артефакта напротив, говорят о том, что календарь Майя до сих пор не расшифрован! Информация, заложенная в нем, возможно даже и не принадлежит цивилизации Майя, а гораздо старше. И над кодом этого календаря работают ученые во всем мире.

Практически любой календарь – это математическая система, русский математик Владимир Пахомов, опубликовал книгу: «Календарь – это закодированное послание », которая просто взбудоражила общественное мнение.

Дело в том, что автор с помощью знания математических законов, сумел представить календарь, как числовую математическую матрицу. С помощью которой можно «расшифровать» послания, содержащиеся в древних календарях. Ученый уверен, что эти послания скрывают знания, который были сохранены для нас нашими давними предками, пришедшими с далеких планет.

Но так это или нет, сегодня мы вам не расскажем, так как это отдельная и очень долгая история, о которой мы со временем постепенно будем рассказывать на нашем портале обучения и саморазвития. А сегодня мы прощаемся с вами, желаем хорошо встретить новый год, по какому бы календарю и системе летоисчисления вы бы это ни делали, а в следующий раз расскажем, как принято отмечать новый год у других народов мира.

Одним из главных изобретений человеческой цивилизации является календарь. Все современные календари берут свое начало в Древнем Египте. Человек давно начал задумываться над тем, как зафиксировать явления, происходящие в окружающем мире. Это в первую очередь касалось самых важных событий в повседневной жизни, например, определения времени разлива Нила, который был главным источником урожая. За ориентир древние египтяне принимали восход на вечернем небе ярчайшей звезды северного полушария Сириус.

История возникновения календаря

В основу современных календарей положен римский солнечный календарь с делением года на месяцы, недели и дни. Понятно, что основой для дневного промежутка времени служит чередование светлого и темного времени суток, что отображает поворот Земли вокруг своей оси. Основой деления года на месяцы и недели послужила Луна, которая обращается вокруг Земли за синодический месяц, равный 29 с небольшим дням, меняя при этом свои фазы. У разных народов и цивилизаций был свой календарь с различными начальными датами для отсчета. Как в свое время в Египте, так и в Древнем Риме большое значение для разработки календаря сыграли египетские жрецы. Год во всех солнечных календарях считался по времени обращения Земли вокруг Солнца. Это длительность тропического года, она составляет 365,2522 дней. Принципиальные проблемы всех календарей заключались в том, что в продолжительность года не укладывалось целое число дней. Это вносило ошибки во все календари и приводило к необходимости постоянных их пересмотров.

Введение юлианского календаря

Первый глобальный реформаторский шаг в усовершенствовании календаря был предпринят в древнем Риме во время правления римского императора Юлия Цезаря в 46 г. до н. э. Он бывал в Египте и изучал существовавший там календарь, в котором была установлена продолжительность тропического года в 365,25 дней. Но так как в календарном году может быть только целое число дней, было предложено чередование трех лет с 365 днями, а четвертого – с 366 – в феврале у него было 29 дней и его назвали високосным. В среднем получилась продолжительность года 365 дней и 6 часов. Год в новом календаре начинался 1 января. Названия месяцев были введены и до Юлия Цезаря. Однако, в знак его больших заслуг, один из месяцев Квинтилис переименовали в Юлиус. Сейчас мы знаем его как Июль. Еще один месяц назван в честь выдающегося римского императора и общественного деятеля Октавиана Августа, в римской аббревиатуре Августус. Он так и дошел до наших дней как Август. Начало эпохи стали считать от основания Рима. С тех пор неоднократно предпринимались попытки изменить название месяцев в честь разных императоров, но они не прижились, и названия месяцев дошли до наших дней без изменений.

Введение нового летоисчисления на Руси

С развитием цивилизации стало очень неудобно иметь разные календари в разных странах. Торговля, мореплавание, путешествия расширяли контакты между народами, которым никак не благоприятствовало наличие разного летоисчисления. В эпоху Петра на Руси был византийский календарь. Структура его была такая же, как у римского юлианского с делением на месяцы, недели и дни, новый год приходился на 1 сентября, а начало летоисчисления считалось от сотворения мира. Петр I внес изменения: начало нового года переместилось на 1 января, а летоисчисление стало вестись от Рождества Христова. Это событие произошло в 1700 году, хотя по византийскому календарю это был 7208 год от сотворения мира. Тем самым Петр приблизил Россию к европейской цивилизации.

Предпосылки и введение григорианского календаря

Большое влияние на реформирование календаря оказала католическая церковь в связи с тем, что основные церковные праздники приходились на определенные календарные даты. Так как продолжительность юлианского календаря составляла 365,25 дня, а тропический год составлял 365,2422 дня, разница при этом была 11 минут и 14 секунд. Принятый на тот период юлианский календарь опаздывал на эту величину каждый год. Опоздание на один день накапливалось за 128 лет. На Никейском соборе в 325 году были приняты основные символы веры, и установлены церковные праздники такие, как Пасха. Проблема, возникающая из-за неточности календаря, влияла на правильное определение даты праздника Пасхи. Эта дата тесно связана с такими небесными событиями как весеннее равноденствие и полнолуние. Пасху было принято праздновать в первое воскресенье после весеннего равноденствия и следующего за ним первого полнолуния. В год проведения собора день весеннего равноденствия наступал 21 марта. Но, в связи с разницей в длительности юлианского и тропического годов, к шестнадцатому столетию накопилась ошибка в 10 дней. День равенства дня и ночи плавно переместился на 11 марта. Это послужило толчком к тому, что папа римский Григорий XIII с помощью ученого Луиджи Луио осуществил реформу юлианского календаря. Основные постулаты введения нового летоисчисления заключались в следующем:
День весеннего равноденствия переносился опять на 21 марта, т.е. убрались 10 дней.
Из промежутка в 400 лет из 100 високосных годов убираются 3, и их остается 97.
Введение нового летоисчисления произошло в 1582 году, и многие католические державы перешли на новое летоисчисление. Остальные страны переходили в течение нескольких десятков лет, а некоторые и в течение сотен лет. Не во всех странах введение нового летоисчисления проходило гладко. Принятие григорианского календаря в Риге привело к возникновению народного бунта, который продолжался не один год, пока зачинщики не были осуждены и казнены. В России переход на григорианский календарь произошел после октябрьской революции. Указом правительства после 31 января 1918 года стали считать приход 14 февраля. Этим была убрана накопившаяся разница в 13 дней. До прихода к власти большевиков введению нового летоисчисления в России препятствовала православная церковь. А в монархической России степень влияния церкви на власть была очень высока. На сегодняшний день почти все страны мира перешли на новое летоисчисление. Исключение составляют такие страны как Таиланд и Эфиопия. Православная церковь также использует старый юлианский календарь. Насколько важно использование одинакового летоисчисления в соседних странах можно понять на следующем примере. Существует научное исследование, касающееся сражения при Аустерлице, когда Наполеон одержал победу. Некоторые ученые утверждают, что именно использование различных календарей в русской и австрийской армии послужило причиной несогласованных действий на поле боя, что привело к поражению. На сегодняшний день точность Григорианского календаря довольно высока. В последние несколько лет выдвигались проекты пересмотра действующего календаря. Это касалось, в основном, изменения количества дней в месяцах, но эти предложения так и остаются только проектами.

Современная система летоисчисления насчитывает чуть более двух тысячелетий после рождения Иисуса Христа и несколько сотен веков до этого события. Однако до появления христианского летоисчисления, у разных народов были собственные способы измерять время. Славянские племена - не исключение. Еще задолго до возникновения христианства у них был собственный календарь.

Происхождение слова «календарь»

Согласно официальной версии, термин «календарь» пришел из латыни. В Древнем Риме долговые проценты выплачивали в первых числах каждого месяца, а данные о них записывали в долговой книге под названием calendarium. Позже именно от названия книги и произошло слово «календарь», пришедшее к славянам с христианством.

Некоторые ученые полагают, что данный термин произошел от словосочетания «Колядинъ Даръ» (подарок Коляды), которым именовали летоисчисление. Славянское происхождение исследователи считают вполне возможным. Некоторые из них уверены, что римляне позаимствовали слово «календарь» у славян, а не наоборот. Судите сами: перевода слова calendarium, а также пояснения о том, как оно связано с долгами и книгами - нет. Ведь на латыни долг - debitum, а книга - libellus.

Летоисчисление от Рождества Христова

На сегодняшний день нашей эре от Рождества Христова более 2000 лет. Однако традиция так рассчитывать года используется около тысячи лет ведь даже с признанием христианства официальной религией Римской империи, года продолжали отсчитывать от важных мирских дат. Для римлян - это был год основания Рима, для евреев - год разрушения Иерусалима, для славян - год сотворения мира в Звездном Храме.

Но однажды римский монах Дионисий, составляя пасхальные таблицы, запутался среди различных систем летоисчисления. Тогда он придумал универсальную систему, отправной точкой которой станет год рождения Христа. Дионисий вычислил приблизительную дату этого события и впредь использовал летоисчисление, называемое «от Рождества Христова».

Распространение данная система получила через 200 лет благодаря монаху Беде Досточтимому, использовавшему ее в своем историческом труде об англосансонских племенах. Благодаря этой книге британская знать постепенно перешла на христианский календарь, а вслед за ней сделали это и европейцы. А вот церковным властям понадобилось еще 200 лет, чтобы начать использовать христианскую систему летоисчисления.

Переход на христианское летоисчисление у славян

В Российской империи, в состав которой в то время входили многие исконно-славянские земли Беларуси, Польши, Украины и других стран, переход на христианский календарь произошел с 1-го января 1700 г. по Многие полагают, что царь Петр ненавидел и пытался искоренить все славянское, включая календарь, поэтому ввел христианскую систему отсчета времени. Однако наиболее вероятно, что царь попросту пытался привести в порядок столь запутанное летоисчисление. Славянское неприятие здесь, скорее всего, не играет роли.

Дело в том, что с приходом христианства к славянам, священники активно пытались перевести язычников на календарь римский. Народ сопротивлялся и втайне придерживался старого календаря. Поэтому на Руси фактически существовало 2 календаря: римский и славянский.

Однако вскоре в летописях началась путаница. Ведь греческие летописцы использовали римский календарь, а воспитанники монастырей Киевской Руси - летоисчисление славянское. При этом оба календаря отличались от принятого в Европе летоисчисления Дионисия. Чтобы решить эту проблему, Петр I приказал принудительно перевести всю подвластную ему империю на систему летоисчисления, датируемую от Рождества Христова. Как показала практика, она тоже была несовершенной и в 1918 страна была переведена на современный учитывающий

Источники информации о древнеславянском календаре

Сегодня нет достоверных данных о том, как выглядел настоящий древнеславянский календарь. Популярный ныне «Круголет Числобога» реконструирован на основе информации из разных исторических источников более поздних периодов. При реконструкции древнеславянского календаря использовали следующие источники:

  • Восточнославянский народный обрядовый календарь. Письменные свидетельства о нем датируются XVII-XVIII столетиями. Несмотря на столь «молодой» возраст, этот календарь сохранил множество информации о жизни славян во времена языческой Руси.
  • Церковный календарь «Месяцеслов». В процессе христианизации Руси церковные власти часто в дни важных языческих праздников отмечали христианские. Сопоставляя даты праздников из «Месяцеслова» с датами из других календарей, а также из фольклорных источников, можно вычислить время важных древнеславянских праздников.
  • В XIX столетии на месте Ведийского капища в Румынии было найдено около 400 золотых пластин с письменами, названые позже «Сантии Даков». Возраст некоторых из них превышает 2000 лет. Эта находка не только свидетельствует о наличии письменности у древних славян, но и является источником информации об эпохах древнеславянской истории.
  • Летописи.
  • Археологические находки. Чаще всего это ритуальные с изображением календарной символики. Наиболее информативной являются глиняные вазы Черняховской славянской культуры (III-IV столетия н. э.).

Эпохи у древних славян

Согласно информации, содержащейся в «Сантиях Даков», история древних славян насчитывает 14 эпох. Наиболее важным событием, которое послужило отправной точкой для календаря, стало сближение Солнечной и двух других планетарных систем, в результате чего земляне наблюдали сразу три солнца в небе. Эта эпоха называлась «Время Трех Солнц» и датировалась 604 387-м годом (по отношению к 2016-му).

  • В 460 531-м на Землю прибыли инопланетяне из созвездия Малой Медведицы. Их называли да’арийцами, а данная эпоха именовалась «Время Даров».
  • В 273 910-м на Землю вновь прибыли инопланетяне, но на этот раз из созвездия Орион. Их звали х’арийцами, и в честь них эпоха именуется «Временем х’Арра».
  • В 211 699-м произошел следующий визит инопланетных существ, ознаменовав начало «Времени Свага».
  • В 185 779-м началось возвышение одного из четырех важнейших городов континента Даария - Туле. Этот город славился умелыми мастерами и почти 20 000 лет процветал. Этот промежуток времени носил название «Время Туле».
  • В 165 043-м дочка Перуна - богиня Тара принесла славянам множество семян, из которых впоследствии выросли многочисленные леса - так началось «Время Тары».
  • В 153 349-м произошла грандиозная война Света с Тьмой. В результате один из спутников Лютиция был разрушен, а его осколки стали кольцом астероидов - это эпоха «Асса Деи».
  • В 143 003-м земляне с помощью достижений науки смогли перетащить от другой планеты спутник, и у Земли, имевшей на то время уже два спутника, стало их три. В честь этого знаменательного события новая эпоха названа «Периодом Трех Лун».
  • В 111 819-м одна из трех лун была уничтожена и ее осколки упали на Землю, потопив древний материк Даарию. Однако его жители спастись - началась эпоха «Великого Переселения из Даарии».
  • В 106 791-м на реке Иртыш был основан город Богов Асгард Ирийский, а новая система летоисчисления велась от года его основания.
  • В 44 560-м все славяно-арийские роды объединились, чтобы совместно проживать на одной территории. С этого момента началась эпоха «Сотворения Великого Коло Рассении».
  • В 40 017-м на Землю прибыл Перун и поделился со жрецами знаниями, из-за чего произошел грандиозный скачок в развитии технологий людей. Так началась эпоха «Третьего Прибытия Вайтманы Перуна».
  • В 13 021-м был уничтожен еще один спутник Земли и его осколки, упав на планету, повлияли на наклон оси. В результате раскололись материки и началось обледенение, названное эпохой «Великого Похолодания» (Стужи). Кстати, по временным рамкам данный период совпадает с последней ледниковой эпохой Кайнозойской эры.

Современное человечество живет в эпоху, начавшую отсчет лет от сотворения мира в Звездном Храме. Возраст данной эпохи на сегодняшний день составляет более 7,5 тысяч лет.

Георгий Победоносец и эпоха сотворения мира в Звездном Храме

Как известно, слово «мир» имеет несколько значений. Так, название современной эпохи часто трактуют как время сотворения Вселенной. Однако «мир» обозначает еще и примирение между враждующими сторонами. В связи с этим у названия «Сотворение Мира в Звездном Храме» совершенно другая трактовка.

Незадолго до того, как был отмечен первый год «от Сотворения Мира в Звездном Храме», между славянскими племенами и китайцами произошла война. С огромными потерями славянам удалось победить, и в день осеннего равноденствия между двумя народами был заключен мир. Чтобы отметить это важное событие, его сделали начальной точкой отсчета новой эпохи. Впоследствии во многих произведениях искусства эта победа аллегорично была изображена в виде витязя (славяне) и сражающего дракона (китайцы).

Этот символ был столь популярным, что с приходом христианства его так и не смогли искоренить. Со времен киевского князя Ярослава Мудрого витязь, победивший дракона, стал официально именоваться Георгием (Юрием) Победоносцем. О его значительности для славян свидетельствует и то, что культ Георгия Победоносца был очень распространенным у всех славянских племен. Кроме того, в разные времена и Киев, и Москва, и множество других старинных славянских городов изображали на гербе этого святого. Интересно, что история святого Георгия популярна не только у православных и католиков, но и у мусульман.

Структура древнеславянского календаря

Древнеславянский календарь один полный оборот Земли вокруг Солнца именует не годом, а летом. Оно состоит из трех сезонов: оусень (осень), зима и весна. Каждый сезон включал 3 месяца по 40-41 дней в каждом. Неделя в те времена состояла из 9 дней, а сутки - из 16 часов. Минут и секунд у славян не было, зато были части, доли, мгновения, миги, сиги и сантиги. Сложно даже представить, какого уровня должны были быть технологии, если названия для столь малых промежутков времени существовали.

Годы в этой системе мерились не десятилетиями и столетиями, как сегодня, а 144-летними циклами: по 16 лет на каждое из 9 созвездий Сварожьего Круга.

Каждый обычный год от сотворения мира в состоял из 365 дней. А вот високосный 16-й год насчитывал целых 369 дней (каждый месяц в нем состоял из 41 дня).

Новый год у древних славян

В отличие от современного календаря, в котором Новый год наступает в средине зимы, летоисчисление славянское считало началом года осень. Хотя в этом вопросе мнения историков расходятся. Большинство ученых полагают, что изначально Новый год был в день осеннего равноденствия, что помогало более точно настраивать календарь славянам от сотворения мира в Звездном Храме. Однако с согласно византийской традиции, начало нового года пытались перенесли на первый месяц весны. В результате параллельно существовало не только два календаря, но и две традиции отмечать Новый год: в марте (как у римлян) и в сентябре (как в Византии и у славян).

Месяцы у древних славян

Первый месяц древнеславянского девятимесячного календаря назывался Рамхат (начало 20-23 сентября), за ним следовали зимние месяцы Айлет (31 октября - 3 ноября), Бэйлет (10-13 декабря) и Гэйлет (20-23 января).

Весенние месяцы назывались Дайлет (1-4 марта), Эйлет (11-14 апреля) и Вэйлет (21-24 мая). После начиналась оусень состоящая из месяцев Хэйлета (1-4 июля) и Тайлета (10-13 августа). А следующий, осенний месяц Рамхат был началом Нового года.

С принятием христианства вместо римских, дали славянские названия месяцам. С установлением нового календаря Петром I месяцам вернули латинские наименования. Они остались и в современном русском языке, в то время как братские народы сохранили или вернули привычные славянские названия месяцев.

Достоверно неизвестно, как они назывались с приходом христианства до реформы Петра I, однако, есть несколько вариантов, реконструированных благодаря фольклору различных славянских народов.

Неделя у славян

Вопрос о количестве дней в неделе до реформы Петра I остается спорным и по сей день. Многие утверждают, что их и было 7 - отсюда и сохранившиеся названия во всех

Однако, если вдуматься в слова из «Конька-Горбунка», то становится удивительным, как в тексте 1834-го упоминается такой день недели как «осьмица», которая предшествует другому дню - «неделе».

Получается, что воспоминания о девятидневной неделе остались в памяти славян, а значит изначально дней всего было 9.

Как вычислить год по древнеславянскому календарю?

Сегодня многие славяне пытаются вернуться к традициям предков, в том числе и к их календарю.

Но современный мир, живущий по христианскому календарю, требует от человека умения ориентироваться в этой системе отсчета лет. Поэтому каждый использующий славянское летоисчисление (от сотворения мира), как перевести годы из него в христианскую систему, должен знать. Несмотря на явные отличия обоих систем летоисчисления, сделать это просто. Нужно добавить к любой дате христианского календаря цифру 5508 (разница в годах между системами) и можно будет перевести дату в славянское летоисчисление. Какой сейчас год по этой системе, можно определить по следующей формуле: 2016+5508= 7525. Однако стоит учитывать, что современный год начинается с января месяца, а у славян - с сентября, поэтому для более точных расчетов можно пользоваться онлайн-калькулятором.

Более трехсот лет прошло с тех пор, как жители Российской империи перестали использовать славянский календарь. Несмотря на свою точность, сегодня он является лишь историей, однако помнить о нем следует, поскольку он не только включал в себя мудрость предков, но и был частью славянской культуры, которая, несмотря мнение Петра I, не только не уступала европейской, но и в некоторых вещах превосходила ее.

Современное летоисчисление мировым сообществом ведется по Григорианскому календарю, ведущему учет лет от Рождества Христова. До этого у каждой значительной территориально-этнической группы существовал свой учет дат, имеется и славянский календарь от сотворения мира, бывший в ходу на Руси в допетровские времена.

Рождество Христово представлялось главным событием, определившим ход мировой истории, именно от него начался отсчет времени новой эры. То, что мы называем сейчас «старым стилем» летоисчисления — это всего лишь старый вариант того же христианского календаря, или Юлианского, на территории России бывшего в ходу вплоть до 1918 года. Мы ежегодно вспоминаем о дате по «старому стилю», когда встречаем «старый» Новый год. Даты церковных праздников в Православии также определяются по Юлианскому календарю.

А еще мы следим за сменой лет по Японскому, Китайскому, Тайскому календарях. Это наследие нашей общей человеческой культуры и это нужно помнить. Но почему же так быстро было забыто летоисчисление и календарь славян?

Как велось летоисчисление у древних славян

Древнейшей традицией летоисчисления славянских народов считается Даарийский Круголет Числобога, бывшей в ходу на Руси еще не так давно. Переход на новый календарь был осуществлен великим российским реформатором Петром I, который указом ввел начало нового исчисления начиная с 1 января 1700 года, повелев ввести светское празднование Нового года. Старый календарь был вытеснен из обращения насильственным путем, сейчас он в ходу только у Староверов, исповедующих традиции Инглиизма, считающейся самой древней славяно-арийской верой.

Переход на «европейский» календарь был выгоден с точки зрения интеграции в европейское сообщество. Но Петр I был решительным реформатором, для ускорения процесса он использовал жесткие меры, решительно отсекая все, что сейчас принято называть «пережитками прошлого». Вместе с пережитками ушло в практически забытье и пять с половиной тысяч лет нашей истории.

В тот год на Руси шло Лето 7208 от Сотворения Мира в Звездном Храме. ‘’Но нужно четко понимать, что славянский календарь от сотворения мира ведется не от мифического или предполагаемого сотворения мира Богом или Творцом. Речь идет о вполне реальном событии, имевшем место в году 5508 до Р.Х. В тот год, год «Звездного Храма» по Круголету Числоборга, был подписан мирный договор («Сотворен Мир») после победы Державы Великой Расы (территория современной России) над империей Великого Дракона (Китаем). ‘’

Нам с тех давних и славных времен достался в наследие символ — всадник на белом коне, копьем поражающий дракона, один из наиболее почитаемых символов на Руси. В христианской традиции этот символ связывают с именем святого Георгия Победоносца.

От какого события ведется летоисчисление?

Изменение способа летоисчисления всегда начинается от значительного эпохального события. Таким было подписание мирного договора между двумя великими державами. А как велось летоисчисление до этого? От других ранних значительных событий, с указанием этого события. Так, когда совсем недавно началось третье тысячелетие Новой эры, то по другим привязкам можно определить это как даты, например:

  • 2004 год от Р.Х.;
  • 7512 лето от Сотворения Мира в Звездном Храме;
  • 13012 лето от Великого Похолодания;
  • 111810 лето от Великого Переселения из Дарии;
  • 142994 лето от периода Трех Лун;
  • 604378 лет от Времени Трех Солнц.

С привязкой к современной хронологии и официальному историческому периоду, эти даты выглядят поистине фантастически. Но нужно помнить, что древнее культурное наследие Земли имеет письменные и материальные памятники, включая Славяно-Арийские Веды, которые упоминают еще более длительные исторические периоды времени.

Понимать их буквально или пытаться пересчитывать на сегодняшнее летоисчисление с учетом (возможного) изменения периода обращения Земли или наклона ее оси, это вопрос археологических и палео-астрономических исследований.

Какова роль Кирилла и Мефодия

Вести календарь, вполне очевидно, можно только в письменном виде. Иначе невозможна передача такого объемного массива информации. Письменность на Руси, конечно, существовала и в допетровские времена, причем Петр, вскоре после реформы календаря, предпринял и реформу письменности. Но нас интересует письменность до периода Кирилла и Мефодия. Роль греческих монахов в данном случае, весьма вероятно, несколько переоценена. Их задачей было упрощение и универсализация распространения библейских текстов, с этим они вполне справились, переработав древнеславянский алфавит, удалив уникальные дифтонги и добавив древнегреческие символы.

Что касается календаря, то в славянском летоисчисления для написания цифр использовались буквы. ‘’Сейчас у большинства славянских народов в написании и произношении символов есть свои собственные нюансы, но «день рождения славянской письменности», связанный с ежегодными днями «Кирилла и Мефодия», правильнее было бы называть иначе. Ведь славянская письменность существовала и до того, а их заслуга, как реформаторов, скорее, в попытке объединения разобщенных к тому времени славянских народов. ‘’

Древнеславянское исчисление в современности

История, как известно, не приемлет сослагательного наклонения. Нельзя рассуждать о том, чтобы было, и как бы повернулся круг, если бы Петр не обрубил решительно все вековые славянские традиции и уничтожив древний календарь славян. Бытует мнение, что исчисление событий, произошедших до 1700 года, требуется вести по той системе исчисления, в которой они происходили.

Или с указанием дополнительной даты, как, например, до сих пор используется при датировании событий до 1918 года (реформа по переходу на Григорианский календарь). По крайней мере, это могло быть обозначено в учебниках истории или специализированной литературе. Несколько знаменательных дат для примера:

  • Ледовое побоище на Чудском озеро произошло в 1242 году, а на Руси в это время шло лето 6759;
  • Крещение Киева относят к 988 году Р.Х., в то время как шло лето 6496.

Это вовсе не значит, что следует все даты пересчитывать в эпоху от Сотворения Мира в Звёздном Храме, но нужно помнить свое культурное наследие и им гордиться.

Заметка: если вам нужен качественный преобразователь 220 на 100 вольт для подключения специальной аппаратуры, тогда купить его вы сможете на сайте www.toroidy.ru по выгодной цене.

Любой современный человек, спроси его, какой сейчас год, не задумываясь, ответит - год 2010-й. Спроси его, какая сейчас эра - он удивится, но ответит, что сейчас “наша эра”. А дату “год 2010-й нашей эры” можно записать как “год 2010-й от Рождества Христова”. Иначе говоря, почти все современное человечество, не особенно задумываясь об этом, живет по летоисчислению от даты рождения Иисуса Христа.
Однако далеко не каждый сможет ответить, как, когда и где была вычислена эта самая дата “Рождества Христова”, а самое главное - когда система отсчета лет от этой даты стала настолько привычной, что сегодня мы даже не задумываемся о ее происхождении?
Попытаемся найти ответ на этот вопрос. Для этого нам придется вернуться далеко назад во времени, в глубокое прошлое, и дойти до основателя христианской религии - самого Иисуса Христа.
Споры об историчности Христа, то есть о том, является ли Иисус Христос реальным историческим лицом, ведутся в среде ученых и знатоков богословия до сих пор. Однако большинство историков в наши дни склоняются к выводу, что, скорее всего, в основе мифа о Христе лежит реальный человек - вероятно, это был глава небольшой религиозно-философской секты, близкой к иудаизму, а также бродячий проповедник и самопровозглашенный “пророк” и “мессия”. Персонажей, подобных Христу, было немало в Палестине в те времена (I век до н.э - I век н.э), что было обусловлено общим кризисом иудаизма и влиянием на иудеев эллинистической философии.
Очевидно, Христос действительно был распят на кресте - распространенным в Римской Империи способом казни опасных преступников и смутьянов. Однако, последовавшая вслед за смертью Христа, активная проповедническая деятельность и фанатизм его сторонников привели к широкому распространению в Средиземноморье нового религиозного учения, и, в конце концов, к утверждению его как официальной религии Римской Империи в начале IV века нашей эры.
При этом, как это ни покажется странным, вопрос о точной дате рождения Христа очень долго не был важным для христиан. Проходящие года первые христиане отсчитывали вовсе не от даты рождения Иисуса. Счет лет в разных частях огромной Римской Империи и за ее пределами велся по своим местным, традиционным летоисчислениям (“эрам”). Некоторые люди в то время могли считать года “от разрушения Иерусалима” (69-й год н.э.), другие “от основания Рима” (753-й год до н.э.), очень популярна в поздней Римской Империи была “эра Диоклетиана” (284-й год н.э.). На Востоке использовали свои собственные “эры” - “от сотворения мира“ (т.н. “Константинопольская эра”), “эра Набоссара”, “после Александра Македонского” и другие. Все эти “эры” брали свое начало от начала правления или смерти какого-то правителя, важного события, или даже от мифического момента сотворения мира.
Даже праздник Рождества в первые века существования христианской религии был вовсе не самым важным празднеством (свое значение он приобретет только в Средние Века). Рождество христиане начали отмечать только в III веке, вначале оно приходилось на 6 января, а затем на 25 декабря, скорее всего, потому, что на конец декабря приходится зимнее солнцестояние, имеющее традиционно большое сакральное значение во множестве культур и религий. Так, на 25 декабря приходился день почитания иранского языческого бога Митры, чей культ был широко распространен в поздней Римской Империи, и христиане, таким образом, стремились вытеснить “языческий” праздник. Римляне же, именно 25 декабря праздновали День Солнца. Таким образом, привязывая свои праздники к широко известным языческим праздникам, христиане стремились расширить число своих сторонников и облегчить новым верующим переход из язычества в веру Христа, а также вытеснить “языческие” памятные даты, заменив их своими. Отсутствие традиции празднования Рождества первыми христианами связано также с тем, что самые первые последователи веры Христа были евреями, у которых в принципе было не принято отмечать Дни Рождения.
Главной же датой в году для ранних христиан была, без сомнения, дата годовщины важнейшего места в библейском мифе о Христе - смерть на кресте и воскрешение Спасителя. Так как эти события произошли в еврейский праздник “Песах” - праздник годовщины Исхода евреев из Египта под руководством Моисея, то “Песах” автоматически стал и главным праздником христиан. Это было тем легче, что раннее христианство, по сути, вышло из религии древних евреев. Постепенно, из-за разнообразных звуковых искажений при передаче еврейского слова на греческом и латыни, “Песах” превратился в слово “Пасха”.
После периода бурного развития и распространения, гонений со стороны римских властей, внутренних расколов и споров, христианство, наконец, стало официальной религией Римской Империи при императоре Константине I (323-337 н.э.). Сразу же встал вопрос о внесении единообразия в обряды, тексты писаний, догматы и даты праздников - в те времена в христианстве было множество отдельных направлений и течений (несторианство, арианство, манихейство и другие), которые яростно спорили между собой по тем или иным богословским вопросам. Наконец, местные Церкви в разных частях огромной Римской Империи многие обряды и праздники отправляли не так, как в других местах. Одним из важнейших спорных вопросов стал вопрос о дне праздновании Пасхи.

Для разрешения всех этих спорных моментов в 325-м нашей эры году был созван первый Вселенский (т.е. всехристианский) церковный собор (съезд) в городе Никея (ныне Изник, Турция) в Малой Азии. На соборе присутствовало множество легатов из всех концов христианского мира, и немало епископов, впоследствии причисленных к лику святых (например, Святитель Николай, или Александр Александрийский). Председательствовал на соборе сам император Константин I.
На соборе были приняты основные догматы и постулаты христианской веры, включая Символ Веры (формула вероисповедания). Среди прочего, Собор также четко установил время празднования Пасхи: в первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (каждый год это разная дата). Одновременно с этим были составлены Пасхалии - таблицы вычисленных дат празднования Пасхи в следующие годы.

Здесь можно остановиться и спросить - но как это все связано с летосчислением от “Рождества Христова”? Как ни странно, но самое непосредственное. Столь длинная “пасхальная” история приведена тут потому, что именно вопрос о дате празднования Пасхи оказал решающее влияние на появление счета лет от даты рождения Христа.
Вернемся к нашему повествованию. В последующие за Никейским собором годы Пасхалии неоднократно уточнялись и продлевались разными церковными деятелями. В 525-м году папа римский Иоанн I (523-526) озаботился необходимостью в очередной раз дополнить пасхальные таблицы. Эта работа была поручена ученому римскому аббату Дионисию (Дени), получившему прозвище Малый из-за своего небольшого роста, который уже ранее отличился собиранием документов по работе Никейского и других Вселенских соборов.
Дионисий (годы жизни его, увы, неизвестны), принялся за работу, и вскоре составил новые пасхальные таблицы. Однако он столкнулся с тем, что его таблицы, как и первые Пасхалии, датировались “эрой Диоклетиана”. Римский император Диоклетиан (284-305) был выдающимся императором Рима и реформатором Империи, но среди прочего - известным гонителем христиан. Начало эры его имени приходилось на начало его правления (284-й год по нашему счету). “Эра Диоклетиана” была очень популярна в IV-VI веках для отсчета лет в Европе и на Ближнем Востоке.
Дионисий высказал мнение, что не подобает христианам светлый праздник Пасхи хоть как-то связывать с личностью жестокого “языческого” императора и гонителя христиан. Иначе говоря, нечестиво датировать Пасхалии “эрой Диоклетиана”. Но чем ее заменить?
Как уже говорилось выше, в то время в Европе и на Ближнем Востоке использовалось сразу несколько систем летосчисления - “от основания Города” (она же “от основания Рима”), “от сотворения мира” и другие, но ни одна не являлась чисто “христианской”. Даже датировка “от сотворения мира” вела свое происхождение из Ветхого Завета, то есть, от евреев, кроме того, она широко использовалась в Византийской Империи. В Византии же находилась Константинопольская церковь, с которой у римских пап всегда были очень сложные отношения.
В этой ситуации Дионисий предложил нечто совершенно новое - использовать в пасхальных таблицах счет лет от года рождения Иисуса Христа. Однако тут оказалось, что точной даты рождения Христа за более чем 500 лет существования христианства никто не высчитывал! Это может вызвать удивление, но пять веков христиане прожили, даже не зная точной даты рождения своего Бога!
Тогда аббат Дионисий сам вычислил год рождения Христа - согласно его подсчетам, это оказался год 284-й до эры Диоклетиана, или 753-й год “от основания Рима”. Таким образом, текущим годом для самого Дионисия был 525-й год после рождения Христа (“от Рождества Христова”). В качестве дня рождения Христа Дионисий взял уже установившуюся традиционную дату - 25 декабря.

Нам неизвестно в точности, как Дионисий проводил свои расчеты. Сегодня мы может лишь предположительно восстановить ход его мыслей и вычислений.
Без сомнения, что Дионисий опирался в своих вычислениях на евангельские тексты - иного источника сведений о жизни Христа у него просто не было. Однако тексты Евангелий содержат весьма туманные свидетельства, что Христос был “лет около 30” в момент распятия. В каком именно году Христос родился, и в каком точно году его распяли, евангелические тексты вовсе не сообщали. Единственной подсказкой Дионисию могло служить только прямое указание в Евангелиях, что Христос воскрес 25 марта, в воскресенье, в праздник Пасхи (вернее, тогда еще “Песах”).
Ближайшим к Дионисию годом, когда Пасха приходилась бы на воскресенье 25 марта, был 279-й год “эры Диоклетиана” (563-й год нашей эры). От этого числа Дионисий отнял 532, а затем еще 30, и получил год 284-й до начала эры Диоклетиана в качестве первого года жизни Христа.
Но что за странные числа отнимал Дионисий? Число 30 - указание на возраст Христа в момент распятия (“лет около 30”). Число, мягко говоря, не самое точное, но с ним, по крайней мере, все просто и ясно. А число 532?
Число 532 - это так называемый “Великий Индиктион”. Число 532 играло большую роль при вычислении Пасхалий в те времена. “Великий Индиктион” состоит из перемножения двух чисел - “круга Луны” (19) и “круга Солнца” (28). Действительно, 19х28=532.
“Круг Луны” - это число лет (19), через которое все фазы Луны приходятся на те же самые числа месяца, что и в предыдущий “круг”. Что касаемо “круга Солнца”, то 28 - число лет, когда все числа месяца приходятся снова на те же самые дни недели в юлианском календаре, что и в предыдущий “круг”.
Т.к. Пасха, согласно постановлениям Никейского собора, привязана к первому воскресенью после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием, то спустя каждые 532 года (число “Великого Индиктиона”) Пасха будет приходиться на одно и тоже число. И если Пасха попадала на воскресенье 25 марта в евангельской записи о распятии Христа, а ближайшая к Дионисию Пасха с такими же параметрами была в 279-м году “эры Диоклетиана”, то предыдущее выпадение такой же Пасхи было в 254-м году до наступления эры Диоклетиана. Оставалось отнять еще 30 лет (предполагаемый возраст Христа в момент распятия) и получить год рождения Христа, ставший 1-м годом новой эры.
Нетрудно заметить, что вычисление даты рождения Христа Дионисием, опиралось на весьма обрывочные и местами вольно трактуемые сведения из библейских текстов. Кстати, в настоящее время предположительная дата рождения Христа приходится по разным теориям и предположениям историков на интервал с 12 по 4 года до н.э., так что Дионисий все равно ошибся.
Как бы то ни было, но Дионисий сделал своей дело - основал новую эру, где счет лет велся от даты рождения Иисуса Христа. Однако сам Дионисий даже не знал этого - новую датировку он придумал исключительно для своих Пасхалий и более нигде ее не применял. В итоге, его счет лет очень долго так и оставался исключительно придумкой Дионисия для Пасхалий. В Риме по-прежнему предпочитали летосчисление или “от основания Города”, или “от сотворения мира”. Второй вариант был также основным в Византийской Империи и вообще в христианских Церквях на Востоке.
Лишь в начале VIII века ученый англосаксонский монах и богослов из Нортумбрии по имени Беда Достопочтенный (673-735), впервые использовал летосчисление Дионисия вне пасхальных таблиц, применив его для датировки событий в своем знаменитом историческом труде “Церковная история народа Англов” (“Historia ecclesiastica gentis Anglorum”), которую он закончил около 731 года. Счет лет от рождения Христа у Беды назывался “годы от Явления Господа”.

По сути, Беда заново открыл и ввел в широкое употребление счет лет Дионисия, чему способствовала большая популярность его исторического труда. Скорее всего, появление отсчета лет как “годы от Явления Господа” в труде Беды произошло только потому, что значительная часть хроники англосаксонского монаха посвящена вопросам вычисления дат празднования Пасхи, а, значит, Беда не мог не воспользоваться Пасхалиями Дионисия.
В 742 году дата, записанная как “год от Рождества Христова” впервые появилась в официальном документе - одном из капитуляриев майордома (военно-политического правителя) Франкского государства Карломана (741-747). Скорее всего, это появление даты, записанной в годах от рождения Христа, явилось самостоятельной инициативой франков, независимо от труда Беды.
Во времена императора франков Карла I Великого (774-814), отсчет лет от рождения Христа (“от воплощения господа нашего”), уже широко распространяется в его государстве в официальных документах двора. IX век окончательно вводит привычное нам летоисчисление в разного рода юридические и политические документы Европы, а начиная с X века большая часть документов, хроник и указов королей в Западной Европе датированы именно годами по Христу. При этом, датировка имела разные названия - “от воплощения Господа нашего”, “от прихода Господа в мир”, “от рождения Господа”, “от Рождества Христова” и т.д.
В конце концов, общеупотребительной в Европе при записи года стала формулировка “от Рождества Христова”, или в латинском написании - “Anno Domini” (дословно “Год Господа”). Краткой формой было “от Р.Х.” - “A.D.”.
Интересно, однако, что в канцелярии римских пап, откуда и появилась новая эра, новое летоисчисление приживалось медленнее, чем в указах и законах светских правителей - лишь в X веке запись датами от рождения Христа начинает часто применяться в актах Престола Святого Петра, а обязательной дата “A.D.” в папских документах стала только в XV веке. Таким образом, католическая церковь полностью и окончательно приняла изобретенный ее же служителем, аббатом Дионисием, счет лет только спустя почти тысячелетие. Большая часть светских государей перешла на эру от Христа гораздо раньше церковников - последней страной в Западной Европе, которая это сделала, стала Португалия в 1422-м году.
На Востоке, однако, православные христиане по-прежнему использовали “Константинопольскую эру” - счет лет “от сотворения мира”. В России, где православие имело византийские корни, еще очень долго использовали счет “от сотворения мира” и лишь в 1699-м году указом Петра I (1689-1725), был введен счет лет “от Рождества Христова”, с формулировкой в указе “лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах”. Таким образом, за 31 декабря 7208-го года “от сотворения мира” последовало 1 января 1700-го года “от Рождества Христова”. Введение в России счета лет в уже устоявшейся в Европе христианской эре являлось одним из шагов в реформах Петра I, призванных повернуть Россию на западный путь развития.
В XVIII-XX веках распространение в мире эры от рождения Христа продолжалось. Имеющая религиозный оттенок формулировка “от Рождества Христова” в названии эры, постепенно была заменена на более нейтральную: “наша эра”. Т.е. все годы до года рождения Христа стали именовать “года до нашей эры”, а после - “года нашей эры”. За 1-м годом до нашей эры следовал 1-й год нашей эры. В настоящее время летосчисление по “нашей эре” используется практически во всех странах мира. Даже мусульманские страны, которые считают года “от Хиджры” (года переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622-м году), порой используют “мусульманскую” эру во внутренних документах, но для внешнеполитических вопросов предпочитают все же “нашу эру”.
Без сомнения, введение единой системы христианского летосчисления было во время Средних Веков важнейшим шагом в религиозной и культурной консолидации западного мира. Однако позже, с присвоением эре нейтрального обозначения “наша эра”, религиозная подоплека исчезла, и теперь христианское летосчисление превратилось просто в стандартный и понятный всем инструмент отсчета лет, которым мы и пользуемся сегодня, даже не вспоминая о причинах и истории его появления.