Кто к нам с мечом придет тот. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! Применение евангелического текста в литературе

Александр Невский, который ничего подобного не говорил

Ни чьи. Из известных исторических деятелей слова «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» не произносил никто.
Фразу, ставшую крылатой, придумал советский литератор П. А. Павленко (11 июля 1899 — 16 июля 1951). 1 декабря 1938 года на киноэкраны Советского Союза вышел фильм «Александр Невский», сценарий к которому написал Павленко. В нем главным героем и произносится этот текст Однако в исторических летописях нет упоминания подобной речи Невского. Известной стала она благодаря СМИ. Так сказать, «волшебная сила искусства»

Впрочем, у слов «кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» всё-таки имеется первоисточник. Это Евангелие от Матфея

47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, ; (глава 26)

Интересно, что другой апостол — Марк, описывая сцену ареста Учителя, про меч и гибель от него ничего не говорит

43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.
44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.
45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его.
46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его.
47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.
48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня (Евангелие от Марка: 14)

А апостол Лука так рассказывает эту историю

47 Когда Он ещё говорил это, появился народ, а впереди его шёл один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошёл к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.
48 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?
49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идёт дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?
50 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.
51 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.
52 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?
53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
54 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. (Евангелие от Луки, глава 22)

И здесь ни слова про «взявшие меч, мечом погибнут».
Несколько иная трактовка события у евангелиста Иоанна

3 Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.
4 Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?
5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.
6 И когда сказал им: «это Я», – они отступили назад и пали на землю.
7 Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.
8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, –
9 да сбудется слово, реченное Им: «из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».
10 Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
11 Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
12 Тогда воины, и тысяченачальник, и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, (Евангелие от Иоанна, глава 18)

Тут больше конкретики. Оказывается мечом размахивал Пётр, а потерявшего ухо звали Малх, но снова о предостережении «взявшие меч, мечом погибнут» ничего. Вобщем, тёмное дело

Применение евангелического текста в литературе

«хорошо ты говоришь об угнатом скоте, но жалко, что о забытом Христе плохо знаешь: меч изощряешь, мечом погубляешь и сам от меча можешь погибнуть » (Н. С. Лесков «Легенда о совестном Даниле»)
«Неужели можно упражняться мечом, когда Господь сказал, что каждый, взявшийся за меч, от меча погибнет ?» (Л. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас»)
«Вложи меч в ножны. Поднявший меч, от меча и погибнет… » И он, князь ― убийца Костогорова, должен стать самоубийцей» (Н. Э. Гейнце «Князь Тавриды»)
«Первый собрал племена и народы земные под властью Меча. Но взявший меч от меча погибнет . И Рим погиб» (Д. С. Мережковский «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи»)
«Пусть гибнет сей еретик по закону, сказано бо есть: подъявший меч, от меча да погибнет! » (М. Н. Загоскин «Брынский лес»)

Тринадцатый полнометражный фильм режиссёра Александра Роу вышел на экраны в марте 1965 года и сразу стал классикой - не только на родине, но и за рубежом.

Он завоевал Гран-при «Лев святого Марка» конкурса детских фильмов XVII Венецианского кинофестиваля, приз за лучший детский фильм всесоюзного кинофестиваля в Киеве, серебряную медаль детского кинофестиваля в Тегеране. За роль Марфуши посол Чехии Ярослав Башта вручил Инне Чуриковой серебряную медаль Масарика.

В Чехии без "Морозко" до сих пор не обходится ни один новогодний праздник. Традиция была нарушена лишь однажды. После «бархатной революции» 1989 года в Чехословакии власти запретили показ картины - но ненадолго. Возмущённые чехи добились отмены запрета.

А вскоре по мотивам фильма был поставлен мюзикл, выпущено мороженое «Mrazík»(«Морозко» по-чешски) и компьютерная игра с тем же названием.

Сказочную зиму снимали на Кольском полуострове, под Оленегорском. Киношников привлекли красивые лесистые места, солнечная погода и обилие снега.

Съёмочная группа привезла с собой целый зоопарк: медведицу Маню, кошек, собак, птиц. Специально для сказочной тройки с Калининского ипподрома были выписаны прекрасные кони. Актёры возвращались после съёмок в городскую гостиницу, там же, «на подворье», обитало киношное зверьё, а медведица квартировала в пристройке у городской бани.

С животными работали дрессировщики. Медвежата действительно умели собирать грибы, пусть и бутафорские.

Для Бабы-Яги, роль которой блестяще исполнил Георгий Милляр, в лесу соорудили деревянную избушку, приводившуюся в движение с помощью специальных рычагов. Вторую, танцующую, сделали из поролона.

Из того же материала изготовили и костюмы трухлявых пней, напавших на Иванушку. Оленегорские статисты в костюмах из декорированного поролона весили немало, и Эдуарду Изотову пришлось потрудиться, прежде чем он сумел, как требовалось, выбросить их из избушки на курьих ножках.

Помогли северяне и самой Бабе-Яге. Константин Браславский, являвшийся тогда директором городского спорткомплекса Оленегорска, выполнял за Георгия Францевича некоторые трюки.

Сам Милляр готовился к роли, занимаясь гимнастикой с шестом, чтобы умело пользоваться метлой. Помимо Бабы-Яги, он сыграл небольшую роль разбойника-дьяка, а также озвучил петуха, которого в начале фильма Настенька просит не кукарекать, пока она не довяжет чулок.

Ему пришлось пережить немало трудностей. При 30-градусном морозе актёр бегал в легких лохмотьях Яги. Его гримировали по шесть часов, и однажды сильно обожгли лицо перекисью водорода.

Милляр буквально спас фильм от уничтожения. Об этом позже рассказал второй оператор картины Владимир Окунев. "Как-то мы возвращались со съёмки очередного эпизода... Навстречу местные мальчишки: «Скорее, скорее! Вашу плёнку водой залило!» Спустились в подвал, где хранили коробки с отснятым материалом, а там прорвало трубы. Операцию спасения возглавил Милляр (в тот день он не был задействован в съёмках). В одних трусах, по колено в воде, он передавал коробки с плёнкой костюмерше. Слава Богу, обошлось. Милляр не заболел, и ни один кадр не пострадал."

"В съемочную группу я попала случайно, - вспоминает Чурикова. - На тот момент я училась в Театральном училище имени Щепкина. У нас была очень хорошая девочка, талантливая актриса Тамара Носова, которую Роу изначально хотел взять на роль Марфушки. Но однажды в коридорах института мы столкнулись с ассистентом режиссера, она-то меня ему и посоветовала. На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил.

Потом, помню, со мной случился казус. Было очень холодно. И, когда я сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему, потому что наш оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию".

Главную женскую роль - Настеньку- исполнила 15-летняя Наталья Седых. "На моей кандидатуре настоял сам Роу, хотя абсолютное большинство членов худсовета выступили против: маленькая девочка, не актриса, да ещё и пищит как мышь (уж очень высокий у меня был голос). Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталья Седых! „Только сделайте с ней что-нибудь, - попросил он гримёров, - чтобы она выглядела хотя бы на шестнадцать лет“».

Она каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощному грузовику длинным металлическим тросом. Прыгала в грязный пруд, спасая Марфушеньку. "Я никак не могла решиться прыгнуть туда. Пруд был очень грязный, просто кишел пиявками. Я раза три сбегала с пригорочка, а у самого берега останавливалась, пока Роу на меня не заорал. Страх расстроить Александра Артуровича оказался сильнее - я сразу плюхнулась в воду."

Иван в одной из сцен в поисках Настеньки бегал по лесу и постоянно проваливался в снег – буквально по пояс. А ей под ёлку, где она сидела, подложили фанерку, иначе она тоже бы провалилась в сугробы.

Актриса говорила, что самым сложным для неё в этих съёмках было удаление грима, та как эффект обледеневших ресниц гримеры создавали при помощи клея.

На съёмочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс.

По словам актрисы Марины Скиляжновой, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре - главный герой или всего лишь массовка. Актриса рассказывала: «Сцена есть такая в сказке, где Марфушечка гуся ловила. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне».

Отношения на площадке были спокойными и дружескими. "Милляр все время сыпал шуточками-прибауточками,- говорит Седых.- Инна Чурикова после съёмок отвела меня к своему преподавателю в театральное училище, чтобы поставил мне голос - он у меня был очень тихим.

А в Эдуарда Изотова я и вовсе влюбилась. Правда, никому о своей тайной любви так и не сказала. Эдуарду тогда было 33 года. С ним у меня случился первый поцелуй в моей жизни. И я жутко стеснялась, когда пришлось целоваться перед камерой."

Главного героя сказки - Морозко - сыграл Александр Хвыля. "Помню, он вечно на всех бурчал. Правда, поворчит-поворчит и начинает песни петь. Бас у него был очень сильный», - вспоминает помощник режиссёра.

«А мне Хвыля показался настоящим Дедом Морозом, - говорит Седых. - Он был таким добрым, могучим человеком. И относился ко мне как к внучке».

В эпизоде, когда Настенька дотрагивается до посоха Морозко, режиссёр применил съёмку методом наложения, с двойной экспозицией. Вместо заледеневшей героини снимали её отражение в прозрачном зеркале, за которым стояли Хвыля и Изотов.

В фильме Роу неоднократно использует свой любимый приём: обратную перемотку. Иней с деревьев стряхнули - а потом прокрутили плёнку в обратном направлении. Так же, как и в сценах, где пятятся назад кот и собака, взлетают на сосны разбойники, пни выпрыгивают из избы.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!
Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».
На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.
Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951), и впервые появились они в его киносценарии «Александр Невский». Их, согласно сценарию, и произносит главный герой фильма: Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля! (см.: Павленко Н. А. Александр Невский: Киноповесть //Собр. соч. Т. 4. М.,1954). Фильм (режиссер Сергей Эйзенштейн) вы-
шел на экраны 1 декабря 1938 г., и с той поры эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.
Очевидно, в основе этой фразы лежит известное евангельское выражение: «Взявшие меч, мечом погибнут». Или в полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).
Подобное выражение было хорошо известно еще в античном мире, в доевангельские времена. Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Qui gladioferit, gladio perit (кви гладио фэрит, гладио пэрит).
Цитируется: как назидание и предостережение на будущее поверженному или потенциальному агрессору.

  • - река в Тульской и Липецкой области РСФСР, правый приток Дона. Длина 244 км, площадь бассейна 6000 км2 Протекает на В. Среднерусской возвышенности. Питание преимущественно снеговое. Половодье в марте - апреле...

    Большая Советская энциклопедия

  • - река...
  • - шведско-норвежский военный орден, основанный в 1522 г. Густавом Вазой. Пять степеней. Знак ордена - осьмиконечный крест с короной; лента желтая, с голубыми полосками. Орден имеет доходы, употребляемые на пенсии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Из поэмы «Илиада» легендарного поэта Древней Греции Гомера. Иносказательно: 1...
  • - С латинского: Pereat mundus et fiat justicia ...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из романа «Двенадцать стульев» советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - угроза потенциальному спортивному противнику...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Ме́ча Краси́вая Ме́ча – правый приток Дона; по мнению Соболевского, от *мечька "медведица" , что сомнительно...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Устар. Быть в постоянной боевой готовности. - На то и мать родила нас, чтобы меча из рук не выпускали мы, защищали бы им свою святую родину...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Взявшие меч – мечом погибнут – выражение из Евангелия...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из Библии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. СМЕЛОСТЬ - ОТВАГА -...
  • - См. МОЛОДОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. Устар. Постоянно быть в боевой готовности. Ф 1, 98...
  • - Прибайк. О случайной, нелепой гибели. СНФП, 95...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 река...

    Словарь синонимов

"Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!" в книгах

КТО С ПЕРОМ К НАМ ПРИДЕТ, ОТ ПЕРА И ПОГИБНЕТ!

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

КТО С ПЕРОМ К НАМ ПРИДЕТ, ОТ ПЕРА И ПОГИБНЕТ! Ничто так не опускает писателя с небес на землю, как письмо из издательства с отказом. Даже самым великим авторам случалось получать от ворот поворот.Когда Эмили Дикинсон наконец набралась смелости отправить свои стихи на

Человечество погибнет?

Из книги Бессмертие: странная тема русской культуры автора Фрумкин Константин Григорьевич

Человечество погибнет? Парадокс иммортализма заключается в том, что если, с одной стороны, бессмертие есть фиксация индивида, предоставление ему возможности быть сравнительно неизменным в течение неопределенно долгого времени, то, с другой стороны, достичь бессмертия

Кто с мечом к нам придет…

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Кто с мечом придет…

Из книги Валуа автора Сыпек Роберт

Кто с мечом придет… Брак Маргариты Валуа и Генриха де Бурбона должен был примирить католиков и протестантов. Но произошло иначе. Вскоре от чахотки умирает Карл IX, и на трон всходит его брат Генрих Анжуйский. Генриху постепенно удалось погасить локальные очаги

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена,

Глава первая. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет

Из книги Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет автора Мавродин Владимир Васильевич

Глава первая. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет Борьба восточных славян с кочевникамиС давних пор славяне жили на стыке леса и степи Восточной Европы. У самой кромки дремучих лесов тянулись их поселения, а дальше на юг, вплоть до берегов Черного и Азовского морей,

Кто с мечом к нам придет…

Из книги Идем на восток! Как росла Россия автора Вершинин Лев Рэмович

Кто с мечом к нам придет… А они перешли. Да иначе и быть не могло. Сразу после бегства отца Насриддин-хан (он стал популярен, поскольку налоги, которые никто не отменял, никто и не пытался взимать) объявил о необходимости восстановить ханство в его старых границах от

От меча и погибнет

Из книги Страхи (сентябрь 2008) автора Русская жизнь журнал

От меча и погибнет В дальнейшем рассказе будет три героя. И, прежде всего, речь пойдет о фельдмаршале. В официальном некрологе, опубликованном газетой «Киевская мысль», об Эйхгорне сообщалось следующее:«Генерал- фельдмаршал Эйхгорн родился 13 февраля 1848 г. в Бреслау.

И ПРИДЁТ НАРОД... И ПРИДЁТ НАРОД... Кто поможет Путину спасти страну Виктор Анпилов 19.12.2012

Из книги Газета Завтра 994 (51 2012) автора Завтра Газета

«КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ - ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ…»

Из книги Газета Завтра 773 (37 2008) автора Завтра Газета

«КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ - ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ…» МЕДВЕДЕВУ Д.А., ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУТИНУ В.В., ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уважаемый Дмитрий Анатольевич!Уважаемый Владимир Владимирович! Выражаем искреннюю поддержку решению о

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Самарянка не осмеливается делать Христу каких-либо возражений по поводу Его учения о преимуществах народа иудейского и о новом поклонении Богу: она видит в Нем пророка.

7. В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. 9. И от страха пробежит мимо крепости своей; и

автора Лопухин Александр

7. В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. 9. И от страха пробежит

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь;

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык

11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Надеясь на свое волшебство и чародейство, вавилоняне были убеждены, что они,

Кто к нам с мечом придёт…

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора Коллектив авторов

Кто к нам с мечом придёт… Молодой человек, радеющий за Учение, которому он следовал, очень переживал за несведущих людей. И всё время порывался нести простому люду свет истины, дабы открыть для них веру и взаимопонимание, любовь и доброту.Мудрый мастер не стал сдерживать

Работает над рукописью новой книги «Речи, которые изменили Россию». В нее войдут речи многих наших великих соотечественников, включая Гагарина, Молотова, Сахарова, Менделеева.

С разрешения Радислава я хочу опубликовать одну главу о речи, которой не было...

Александр Невский
Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.

Великий князь Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы над отрядом, которым командовал будущий правитель Швеции ярл Биргер. Именно за эту победу князя стали называть Невским. В 1242 победой на рыцарями Тевтонского ордена вписал свое имя в историю, как полководец, обезопасивший западные границы Руси. Великий княз Новгородский и Владимирский. Умер 14 ноября 1263 года. Похоронен во Владимирском монастыре Рождества Богородицы. Был канонизирован Русской Православной Церковью. В 1942 году Советское правительство учредило Орден Александра Невского.

Во многих воинских частях России мы найдем на плакатах фразу: “Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет!”. И подпись под ней: “Александр Невский”. В этом случае мы имеем дело с культурно-историческим курьезом. И вот почему. До нас не дошли, да и не могли дойти никакие слова Александра Ярославича (Невского) — одного из великих князей Руси, наибольшим образом повлиявших на ее историю. Не дошел даже его облик. Но дошли его дела. Почему же мы приводим его в книге “Речи, которые изменили Россию”? Ответ на этот вопрос дает художественный фильм “Александр Невский”, снятый режиссером Сергеем Эйзенштейном в 1938 году. Именно в этом фильме из уст исполнителя роли Александра Невского актера Николая Черкасова звучат слова: “Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля русская!”. Фильм был снят под личным патронатом Сталина, который вносил свои коррективы как в сценарий, так и в окончательный монтаж фильма. Фильм должен был стать не только художественным, но и идеологическим явлением. Угроза большой войны была тогда реальной, и угроза эта исходила от Германии. Исторические параллели с фильмом были для зрителя прозрачными. Когда фильм вышел на экраны, он имел грандиозный успех. Но в 1939 году Советский Союз подписал с Германией пакт о ненападении и фильм особым распоряжением запретили к показу и положили не полку, чтобы не испортить отношений с Гитлером и не возбуждать в советских гражданах негативного отношения к немцам. Однако, как мы знаем, пакт о ненападении был вероломно нарушен фашистами в 1941 году и держать фильм на полке уже не имело никакого смысла. И даже более того, в 1942 году исполнялось 700 лет со дня битвы на Чудском озере. Было впечатление, что фильм специально снят к этой дате, да еще и с пропагандистским подтекстом. Ведь в фильме рыцари Тевтонского ордена (немцы) представлены мощной, хорошо организованной силой, которая обращается в ничто, встретившись с героизмом и находчивостью русских людей. Как бы указывая на это, на плакатах фильма печатали слова Сталина: “Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков”. Фильм завершается полной победой русских войск над захватчиками. В финальных сценах новгородский люд решает их судьбу так. Простых воинов отпускают, рыцарей оставляют для выкупа, а предводителей войска казнят. Уходящим кнехтам Александр Невский бросает, как бы, чтобы те передали другим: “Кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!”. Весьма актуально звучали эти слова в тот момент, выходило так, будто опозоренные и побежденные немцы тринадцатого века должны были передать эти слова немцам двадцатого. Но, разумеется, этих слов не слышали ни те, ни другие. Но зато эти слова услышали, восприняли всей душой, поняли и вдохновились ими русские люди двадцатого века, на долю которого выпало дать отпор мощной, хорошо организованной силе фашизма и обратить его в ничто тремя годами позже. В этой, настоящей войне, как и в кинематографической, ландшафт и климат выступили “союзниками” наших войск.

Исторические параллели не были случайностью, на что, в частности, указывают слова создателя фильма Сергея Эйзенштейна: «Шел 1938 год. „Патриотизм — наша тема“ — стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучивания, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира».

Анатолий Гаранин, «Артист Николай Черкасов и режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма

25 ноября 1938 года в Московском Доме кино состоялась премьера «Александр Невский» — киношедевр гениального советского режиссера Сергея Эйзенштейна. За оперативно выполненную работу (госзаказ) Сергей Эйзенштейн получает Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

Спустя всего через несколько дней после премьеры, картина выходит в широкий прокат, вызывая в народе самые трепетные патриотические чувства, примерно такие же, что и при просмотре четырьмя годами ранее другого киношедевра «Чапаев» (1934 г. режиссеры — братья Васильевы). С задачей — «показать идею и смысл героического похода великого русского народа против агрессора…» авторы фильма справились блестяще.

Госзаказ был выполнен в сжатые сроки. Начали снимать летом 1938 г. Естественно, главными «зимними» декоративными элементами стали крашенные белой краской пенопласт и фанера — именно под них проваливались рыцари тевтонского ордена в мосфильмовских павильонах. А смесь нафталина, соли и мела с успехом изобразили заснеженные берега Чудского озера. Вот так создавались главные киношедевры большой страны — на смекалке. Современным чудо технологиям далеко до большого настоящего кино…

Фотографии со съемок фильма Александр Невский:

Судьба у картины, несмотря на успех была непростой.

Спустя несколько месяцев после выхода ленты на экраны, в августе 1939 года, был подписан договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (пакт Молотова – Риббентропа). После этого все фильмы, в которых немцы изображались негативно, в том числе и «Александр Невский», были изъяты из проката.
А позже, в связи с нападением Гитлера на СССР и началом Великой Отечественной войны фильм вновь стал очень актуальным и вернулся в кинотеатры.

В 1942 году, то есть в год 700-летия Ледового побоища, были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На одном из плакатов был изображен Александр Невский. Такое пристальное внимание Сталина не было случайностью, поскольку лента снималась по личному заказу вождя.

К работе Сергей Эйзенштейн подошел основательно. Каждая сцена, каждый штрих должен быть максимально приближен к оригиналу, быть правдоподобным и убедительным. Так например, для того, чтобы доспехи князя и его дружины были исторически точны, Эйзенштейн привез для изучения художникам-костюмерам из Эрмитажа предметы подлинного вооружения русских воинов XIII века.

Примечательна и история самой первой сцены в фильме — сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского - у села Городище рядом с Переславлем-Залесским - холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» — история знаменитой фразы

Несмотря на основательность и максимальную приближенность к исторической действительности, несколько «отклонений» в сценарии все же были. Ключевым отклонением, или так сказать «придумкой» в фильме стала фраза: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!». Вот как она звучит в фильме:

Так вот. Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».

На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.

Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951) — сценарист фильма «Александр Невский», где они впервые и появились. С 1938 года эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.

Петр Андреевич же позаимствовал эту фразу из известного евангельского выражения: «Взявшие меч, мечом погибнут». В полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).

Любопытно, что фраза эта, а точнее — ее общий смысл был передан в доевангельские времена. Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Quigladioferit, gladio perit (кви гладио фэрит, гладио пэрит). Цитируется как назидание и предостережение на будущее поверженному или потенциальному агрессору.

Вот такая история…

Вспоминаются также еще несколько интересных фактов, связанных с фильмом «Александр Невский»:

№1. Орден Александра Невского

В Российской империи существовал орден Святого Александра Невского, которым награждались как военные, так и гражданские лица. В 1917 году он был упразднён вместе с другими царскими орденами. Спустя четверть века 29 июля 1942 года — орден решили восстановить, только с небольшим отличием от предыдущего: на новом советском ордене Александра Невского архитектором И. С. Телятниковым изображен портрет актера Николая Черкасова в образе князя из фильма Сергея Эйзенштейна. По причине, что прижизненных изображений Александра Невского не сохранилось.

Вот этот портрет и был взят за основу, а ниже и сам Орден Александра Невского:

Актер Николай Черкасов на съемках
Орден Александра Невского

Кстати, Николай Черкасов похоронен в Петербурге, на территории Александро-Невской лавры.

№2. Название

Фильм не сразу назвали «Александр Невский». Создатели картины рассматривали разные варианты названия картины, среди которых были «Ледовое побоище», «Господин Великий Новгород», «Русь».

№3. Николай Черкасов — исполнитель главной роли

После оглушительного успеха в «Александре Невском», актер снялся в еще одной исторической картине — «Иван Грозный», режиссером которой как вы думаете кто бы мог быть? — Сергей Михайлович Эйзенштейн, разумеется.

Съемки велись в последний год Великой Отечественной войны. Очередной госзаказ поступил «с самого верха» — вождь был лично заинтересован в этой картине. Воспеть великого и мудрого правителя нужно было с принципиально важной стороны — оправдание его жестокости, ну, типо у царя выбора не оставалось, время было такое и всё в таком духе… О разговоре режиссера с вождем . А пока что — любопытный факт со съемок фильма.


Персонажи Иван Грозный и Анастасия Романова. Эпизод не вошедший в фильм.