Серия основана в 1999 г.
В подготовке серии принимали участие ведущие специалисты Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам, Института философии Российской академии наук
© С. Я. Левит, составление серии, 2015
© Центр гуманитарных инициатив, 2015
Павлу Игнатьевичу Житецкому
Один из многих благодарных воспитанников Коллегии Павла Галагана
Предисловие
О личности Гоголя и его жизни, о заслугах его перед нашим обществом и о художественной ценности его произведений писано очень много. Все существенное достаточно выяснено, и все-таки тот, кто пожелал бы теперь вновь заговорить о Гоголе, не осужден всецело повторять старое.
Наш очерк не ставит себе целью подробно ознакомить читателя с биографией поэта. Гоголь уже нашел биографа редкой преданности и еще более редкой добросовестности. Кто хочет знать, как жил наш писатель, тот прочтет всю летопись его жизни в многотомном труде В. И. Шенрока , и если читателю случится иной раз устать при этом чтении, то он, вероятно, вспомнит, что в жизни каждого человека, даже и очень крупного, всегда бывают скучные моменты и малоинтересные дни. Для В. И. Шенрока при его беспредельной любви к Гоголю все прожитые поэтом дни были полны интереса, и биограф был прав со своей точки зрения. Наш очерк не имеет в виду стать детальным жизнеописанием художника. Внешние условия жизни Гоголя будут приняты нами в расчет лишь постольку, поскольку они прямо или косвенно влияли на его настроение или на образ его мыслей.
Наша работа не ставит себе также главной задачей выяснение художественной стоимости и общественного значения произведений Гоголя. Эта стоимость и значение давно определены. Место, занимаемое комедиями и повестями Гоголя в истории нашей словесности, было верно указано еще его современником Белинским. Оценка, им произведенная, хотя она и касалась преимущественно эстетической ценности созданий Гоголя, достаточно ясно намекала и на их общественную роль. Это общественное значение творчества Гоголя в связи с его значением художественным служило затем неоднократно предметом исследования. После Чернышевского, Аполлона Григорьева, А. Н. Пыпина и Алексея Н. Веселовского едва ли можно сказать что-либо новое по этому вопросу. Все знают, как вместе с Пушкиным Гоголь разделяет славу истинно народного художника, первого истинного реалиста в искусстве. Никто не станет теперь преувеличивать гражданских заслуг Гоголя и, с другой стороны, никто не просмотрит того решительного влияния, какое слова Гоголя оказали на наше самосознание.
Так же точно едва ли есть необходимость пересматривать вновь историю самого процесса художественной работы Гоголя – историю его «приемов мастерства». Примечания Н. С. Тихонравова к его классическому изданию сочинений нашего автора навсегда освободили историков литературы от труда над таким пересмотром.
Если признать, таким образом, что и биография поэта, и художественная и общественная стоимость его произведений, и, наконец, самые приемы его работы достаточно выяснены и описаны, то на долю исследователя, не желающего ограничиться лишь повторением, выпадает пересмотр двух до сих пор недостаточно разработанных вопросов.
Надлежит, во-первых, восстановить с возможной полнотой историю психических движений этой загадочной души художника и, во-вторых, исследовать более подробно ту взаимную связь, которая объединяет творчество Гоголя с творчеством предшествовавших и современных ему писателей.
Из этих двух задач первая не допускает полного решения. Гоголь унес с собой в могилу тайну своей души, этой загадочной души, психические движения которой были так сложны и так поражали современников. Внутренние мучения этого страждущего духа, разрешившиеся настоящей душевной болезнью, навсегда останутся полуобъяснимой загадкой. Исследователь принужден ограничиться лишь догадками – попыткой восстановить последовательную смену чувств и мыслей писателя по тем отрывочным словам и намекам, какие попадаются в его переписке и на некоторых интимных страницах его произведений.
Что же касается вопроса о том положении, какое занимают произведения Гоголя в ряду современных ему памятников словесного творчества, то решение этой задачи и возможно, и необходимо для правильной оценки литературной и общественной роли нашего писателя.
У Гоголя были помощники – писатели, которые своими трудами прокладывали ему дорогу или вместе с ним трудились над одной задачей и даже более пристально присматривались иногда к некоторым сторонам жизни, на которые наш сатирик не успел обратить должного внимания. Вот эта-то связь творений Гоголя с литературными памятниками его времени и остается пока не вполне выясненной. В старину один лишь Белинский, на глазах которого зрел Гоголь, оценивал его творчество в связи со всеми литературными новинками тогдашнего дня. После Белинского, который так много способствовал укреплению славы Гоголя, – эта слава окончательно заглушила память о всех сподвижниках нашего писателя, и о них забыли. Когда на смену Гоголя пришли его ученики – тогда еще меньше было поводов вспоминать о старом. О нем приходится, однако, теперь вспомнить, и в истории творчества нашего сатирика должно быть отведено место работе тех меньших сил, вместе с которыми ему удалось совершить свое великое дело. Рассказ об этой совместной работе Гоголя и его сподвижников и составит главную задачу нашего очерка. Мы постараемся выяснить, как фантазия русских писателей постепенно сближалась с русской действительностью и как велико было значение слов Гоголя в истории этого сближения жизни и вымысла.
При выполнении этой задачи нам нет нужды считаться со всем, что Гоголем было написано.
Литературная деятельность Гоголя, как известно, приняла в последние годы его жизни совсем особое направление. Художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника. Это превращение подготовлялось издавна, чуть ли не с первых шагов Гоголя на литературном поприще: никакого резкого перелома, никакого кризиса его творчество не испытало, но общий характер его незаметно и постепенно изменился. Наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение на практике общественных явлений. Это случилось приблизительно в середине 40-х годов, когда первая часть «Мертвых душ» была закончена, вторая набросана, первое полное собрание сочинений издано, когда вообще было создано все, что нам оставил Гоголь-художник.
Такое преобладание размышления над непосредственным творчеством в созданиях художника совпало с повышением в самом обществе интереса к разным практическим и теоретическим вопросам общественного характера, которые в конце 40-х годов стали овладевать мыслью наших публицистов и художников.
На долю Гоголя выпала, таким образом, совсем особая роль: в 30-х и в начале 40-х годов его произведения были самыми выдающимися литературными явлениями и вокруг них главным образом закипали всякие литературные споры; в конце 40-х годов тот же Гоголь являлся истолкователем разных общественных вопросов первостепенной важности. Действительно, какой бы строгой критике мы ни подвергали его известную «Переписку с друзьями», мы должны признать, что появление этой книги оказало большое влияние на возбуждение нашей общественной мысли и что сама эта книга была ответом писателя на те вопросы личной и социальной этики, которые тогда назревали, – ответом, исчерпывающим или поверхностным, верным или неверным – это, конечно, вопрос иной.
Таким образом, если в творчестве самого Гоголя и не признавать никаких резких переломов или поворотов, то все-таки история его литературной деятельности допускает деление на две эпохи, из которой одна характеризуется расцветом преимущественно художественного творчества поэта, а другая – стремлением его осмыслить и понять жизнь исключительно как проблему этическую и религиозную.
Наш очередной рассказ из серии «Коллекционеры и коллекции» посвящён Александру Александровичу Котляревскому и его сыну Нестору Александровичу.
Александр Котляревский
Александр Котляревский – филолог, историк, археолог, этнограф – был яркой фигурой на небосклоне русской исторической науки середины XIX века. Он родился в 1837 году в Кременчуге, в семье скромного помещика. В 1853 году, после окончания Полтавской гимназии, Котляревский поступил в Московский университет. Сначала он специализировался на русской филологии, но к концу обучения увлёкся славистикой. Котляревский застал ещё плеяду замечательных московских профессоров: Т.Н. Грановского, П.И. Кудрявцева, Ф.И. Буслаева, а славяноведение в Университете преподавал О.М. Бодянский. Ещё в студенческие (весьма небогатые, надо отметить) годы Александр Котляревский начал собирать свою библиотеку. Александр Веселовский вспоминает: «С середины пятидесятых годов в студенческих кружках Москвы стала заметно выдвигаться необыкновенно своеобразная личность; и по типу и по говору это был кровный малоросс; жизнь била в нём ключом, в умных глазах сверкал огонь, речь поражала остроумием; подвижный донельзя, главный зачинщик сериозных споров и самых потешных шалостей, он в то же время удивлял всех своим страстным увлечением наукой. В его скромной студенческой комнате на самой вышке одного из старых домов Арбатской площади понемногу скопилась редкая для студента библиотека, главное его сокровище, - и среди иных товарищей она вызывала к нему какое-то особое, почти пугливое уважение…» В воспоминаниях современников Котляревский предстаёт образцовым «предреформенным студентом»: страстным сторонником движения, борьбы, ломки отжившего и косного; идеалом будущего общественного деятеля, публициста, критика.
Александр Котляревский закончил Университет в 1863 году – лучшим учеником профессора Ф.И. Буслаева. Его ждала карьера преподавателя: для начала – в Александринском сиротском кадетском корпусе. Котляревский становится «одним из известнейших учителей в Москве; и в больших школах… и в частных уроках стоило ему явиться и наладить дело, и всё приходило в движение, заинтересовывалось, бросалось читать и работать, - продолжает свой рассказ Веселовский. – Он захватил с собой из университетской аудитории и из своей студенческой каморки всё то увлечение наукой о народности, которое согрело его собственную жизнь и умел передать его подросткам». Тем не менее, кандидатский экзамен он держит только через четыре года и в Петербурге, а не в Москве – причиной стал конфликт с профессором богословия. Котляревский много сотрудничает с журналами: пишет для «Русского вестника», «Отечественных записок», с 1859 – для «Московского обозрения». В 1862 году Александр Котляревский женился, впереди выстраивались прямая дорога к званию профессора Московского университета и успешная преподавательская и научная деятельность… Но в том же 1862 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. Косвенной причиной неприятностей (не сказать – катастрофы) оказалась любовь Котляревского к книге. В одном из московских домов он познакомился с эмиссаром Александра Герцена, эмигрантом В.И. Кельсиевым, тайно приехавшим в Москву с фальшивым паспортом. Кельсиев интересовался расколом; они побеседовали. По другой версии, Котляревский с Келсиевым вообще не виделся, а только знал о его приезде и интересующей его теме. Известен факт: Котляревский подарил Кельсиеву книгу Новицкого «О духоборах» со своим автографом. Уехав за границу, Кельсиев похвастался знакомством с Котляревским (и не только с ним!) в письме к московскому знакомому. Письмо было перехвачено, Александр Котляревский был арестован и помещен в Петропавловскую крепость. Его выпустили через полгода, с начинающейся чахоткой и волчьим билетом, с запретом служить по «учебному ведомству», т. е. преподавать. Стоит отметить, что письмо Кельсиева принесло неприятности не только герою нашего рассказа: А.Н. Афанасьев, также упомянутый в злополучном послании, потерял своё место в Архиве Министерства иностранных дел и вынужден был продать свою библиотеку. Некоторые книги из коллекции Афанасьева сейчас хранятся в ГПИБ; мы планируем рассказать о нём в нашей серии о коллекционерах. Что же касается Кельсиева – то в 1867 году, изрядно помотавшись по Европе, он вернулся в Россию, отрёкся от революционных взглядов и был помилован императором Александром II. Котляревский до 1869 года оставался под полицейским надзором.
В Петропавловской крепости Котляревскому было разрешено писать, и в 1862 году в «Отечественных записках» появилась его «Заметка о библиографии в отношении науки о русской старине и народности» под заглавием «На память русским библиографам». «Все указания, какие нам придется делать в продолжение этой заметки, – пишет Котляревский, - мы делаем на память, без всяких справок с книгами, которые в настоящую минуту, по некоторым обстоятельствам, совершенно нам недоступны… Пусть библиографы наши послужат русской науке, но для этого нужен строгий предварительный труд, строгий систематический метод».
С 1864 года Александр Котляревский – товарищ секретаря и библиотекарь Московского Археологического общества, редактор «Археологического вестника», хранитель музея. В его судьбе принимает участие граф А.Уваров, основатель Археологического Общества.
Брошюра из библиотеки А. Котляревского, вплетённая в конволют. Из фонда Уваровых в ГПИБ.
С 1867 Котляревскому разрешено преподавать, но только в Дерпте, где он и работает с 1868 по 1873 годы. Числится он «экстраординарным профессором русского языка в особенности и славянского языковедения вообще».
Лишь в 1875 году Александр Котляревский, уже защитивший магистерскую и докторскую диссертации, член-корреспондент Академии Наук, получает разрешение «служить по учебному ведомству» без ограничений. Киевский университет прилагает значительные усилия для «амнистии» известного ученого - и тут же приглашает Александра Александровича на должность профессора. Но здоровье его было подорвано в заключении: по словам друзей, «в болезненном существе с осунувшимися чертами лица… напрасно стали бы искать сходства с прежнею… искромётною натурою».
Александр Котляревский ушел из жизни 29 сентября 1881 г., ему было всего 44 года. Он оставил более 100 научных работ, среди которых самые крупные посвящены славянским древностям: диссертации «Погребальные обычаи языческих славян», «Древности юридического быта балтийских славян», «Книга о древностях и истории Поморских славян в XII в.», «Взгляд на старинную жизнь по народным лубочным изображениям», «Сказание о русских богатырях». В качестве учебного курса он готовил и читал «энциклопедию славянства». Но сегодня мы поговорим о наследии Александра Котляревского как библиофила и собирателя.
А.Н. Пыпин в своей работе «Очерк биографии профессора А.А. Котляревского» рассказывает: «Его коллекторство, кажется, с самого начала получило специальный и обдуманно принятый характер. В наших руках был каталог его библиотеки от 1858 года, когда он только что покинул университетскую скамью: библиотека уже тогда имела определенный характер, - в ней нашли место сочинения по общим вопросам науки, а затем иностранные, особливо немецкие сочинения по языку, мифологии, обычаю, и все существенное, что представляла тогда в этой области наша литература. Впоследствии эти начатки выросли в замечательную специальную библиотеку, у нас единственную в своем роде… Он [Котляревский] хотел, чтобы его библиотека была полной коллекцией литературы предмета и как бы наглядно собранной историей науки».
В библиотеке Котляревского были представлены книги на русском, древних, западноевропейских и славянских языках, издания главным образом XVIII – XIX вв. Встречаются книги XVII – начала XVIII в. Коллекция Котляревского интересна, в большей степени, не раритетными книгами, а именно как тематическое собрание: классические труды по славяноведению, издания средневековых исторических памятников, издания славянских будителей, многочисленные словари, от энциклопедических до языковых (включая санскритско-английский), книги по фольклору разных народов, работы по истории раннего христианства, переводы библейских текстов на славянские языки.
Особый интерес представляют журнальные вырезки за разные годы: часть их подобрана в большие тома, каждый том переплетён, рукой Котляревского помечено, из какого журнала взята вырезка. Таких нумерованных томов в ГПИБ хранится 12, они объединены одним названием: «Collectanea».
Оформление коллекции газетных и журнальных вырезок А.А. Котляревским. Конволюты из фондов ГПИБ.
Есть в собрании Котляревского и редкие издания: альбом с сопроводительным текстом Франческо Перуччи «Погребальные обычаи всех наций мира» на итальянском языке, выпущенный в Вероне в 1646 году, первоиздание Краледворской рукописи Ганки, латинско-хорватский словарь Белостенича, на котором рукой Котляревского помечено: «Книга редчайшая и очень важная приобретена за 12 талеров. Дерпт 1870 ноября 24 АК».
Комплектованием собрания Котляревский занимался сам, не прибегая к помощи посредников. В его коллекции встречаются книги из других частных библиотек (М.П. Погодина, А.И. Зимы, П.И. Кеппена), но совершенно очевидно, что издания приобретались не «блоками», не частями коллекций, как часто поступали другие библиофилы, а именно «точечно», по определённой, достаточно узкой, теме. Возможно, между учеными-коллекционерами вёлся книгообмен. Котляревский сохранял автографы и пометы коллег на полученных изданиях.
«Иллирские народные песни», собранные Станко Вразом. Книга с автографом из собрания А.Котляревского, с пометой Кеппена: «Получено от г. Шафарика из Праги в 1839 году».
В своём книжном собрании Александр Котляревский – в первую очередь ученый, а не библиофил. Книги в большинстве своём не имеют стандартного переплета (за исключением подборки тщательно оформленных вырезок), некоторые издания подписаны: «Котляревский». Экслибрис учёного выглядит просто и почти не используется.
Книги из собрания А. Котляревского с владельческими признаками.
Книга из библиотеки А.Котляревского с дарственной надписью библиотеке Черткова.
В 1894 году книжное собрание А.А. Котляревского было передано в Исторический музей его наследниками; в 1938 году в составе Библиотеки ГИМа оно вошло в фонды ГПИБ.
Нестор Котляревский
Нестор Александрович Котляревский родился 21 января 1863 г. Образование получил в киевской Коллегии имени Павла Галагана, а также на историко-филологическом факультете Московского Университета. Выбор факультета для Нестора Александровича определил его отец, Александр Котляревский, желавший видеть сына своим продолжателем в славяноведении. Н.А. Котляревский стремился посвятить себя естествознанию и мечтал о больших научных экспедициях; интерес этот он сохранил на всю жизнь: близкие и знакомые Нестора Александровича рассказывали о его коллекциях бабочек, жуков, птичьих гнезд с яйцами разных пород птиц, в том числе и собранных собственноручно.
В итоге Н.А. Котляревский отказался от занятий славистикой, выбрав своей темой историю всеобщей литературы. Его студенческие работы были посвящены христианским апокрифам и любовной поэзии Средних веков, а первым опубликованным исследованием стали перевод и вступительная статья к сочинению Е. Laveley «Образование народных эпопей и происхождение песни о Нибелунгах» (1884). Нестору Котляревскому удавалось счастливо совмещать занятия историей литературы всеобщей и русской. После окончания Университета он был отправлен в Париж для подготовки к магистерским экзаменам, слушал лекции в Сорбонне, изучал старо-французский и провансальский языки, а, вернувшись в Москву в 1889 г., выпустил свой первый самостоятельный труд по истории русской литературы - небольшую брошюру с заглавием: «Литературные очерки. Вып. I. Поэзия скорби и гнева». Его магистерская работа по литературе «Мировая скорбь в конце прошлого и в начале нашего века», по отзывам специалистов, заслуживала наивысшей оценки и по специальности «всемирная история», настолько полезным оказалось исследование Н.Котляревского для обеих дисциплин.
Защитившись, Нестор Александрович переехал в Петербург, связав со столицей Российской империи всю свою дальнейшую жизнь. Обустроиться в городе на Неве ему помог Александр Николаевич Пыпин - старый знакомый отца, двоюродный брат Н.Г. Чернышевского, литературовед и этнограф. В доме Пыпина Н.Котляревский познакомился с замечательными представителями науки, искусства и литературы того времени - С.Ковалевской, Вл.Соловьевым, М.А. Балакиревым. От Пыпина Нестор Котляревский научился любить и понимать людей 60-х годов и их самоотверженное служение идее, и один из лучших трудов своих, «Канун освобождения», говорящий об этих людях, - посвятил «светлой памяти Александра Николаевича Пыпина».
Н.Котляревский продолжал - и весьма успешно! - совмещать интерес к литературе всемирной с увлечением литературой отечественной. У Пыпина он прочёл сложившемуся в доме кружку молодежи двухлетний курс по истории немецкого романтизма периода Sturm und Drang’a - лекции были настолько интересны, что А.Н. Пыпин считал их неординарным событием. И по совету Пыпина Нестор Александрович начал свою первую книгу, сразу «сделавшую ему имя» - это был известный труд о Лермонтове, законченный к 50-летию дня смерти поэта в 1891 г.
Педагогическая деятельность Котляревского-сына была разнообразна: от Бестужевских курсов до Александровского лицея в Царском Селе, и именно лицей привёл его к главному делу жизни. Дело в том, что сотрудничество Нестора Котляревского и Александровского лицея проистекало в атмосфере абсолютной симпатии и благорасположения профессора и учебного заведения друг к другу. Даже будучи выбранным в академики, Нестор Александрович продолжал свои чтения в лицее в качестве «профессора по вольному найму», удерживаемый просьбами персонала лицея и собственными добрыми чувствами. Ещё в 1899 г. он был избран членом Комитета Пушкинского Лицейского общества, косвенно немало поспособствовавшего пополнению Пушкинского Дома, так как собранный и основанный Лицейским обществом Пушкинский музей целиком влился после 1917 г. в Пушкинский Дом.
Незадолго до избрания Нестора Александровича ординарным академиком, а именно - 9 января 1909 г., он получил от президента Академии Наук приглашение принять на себя звание члена и участие в работе Комиссии по постройке памятника Пушкину в Санкт-Петербурге, а через полтора года, 10 июня 1910 г., академик С.Ф. Ольденбург передал ему управление делами этой Комиссии и подведомственного ей Пушкинского Дома. Первой, поставленной себе Н. А. Котляревским в этом деле, задачей было сделать собранное до него небольшое, но и тогда уже весьма ценное научное имущество Дома достоянием широких кругов общества. С этой целью Нестор Александрович ходатайствовал перед Академией с просьбой разрешить ему занять под Пушкинский Дом небольшие проходные залы и вестибюль в главном здании, и когда разрешение было получено, а залы по его ходатайству и по его же указаниям отремонтированы, - он занялся размещением в них первых коллекций Дома. При этом он обогатил Дом очень ценным вкладом, передав ему всю свою личную, весьма обширную и с полным знанием дела подобранную библиотеку - русскую и иностранную, собственное собрание портретов русских и иностранных писателей и редкую коллекцию старинных рам для них, с большой любовью им в разное время собранных. Попутно Нестор Александрович везде, где возможно, представлял Пушкинский Дом обществу, главным образом, в литературной среде, и делал это с таким тактом и талантом, что «имя Пушкинского Дома в Академии наук», начавшее от времени до времени появляться на страницах печати, - стало, по выражению Блока, «звуком понятным, знакомым» и «не пустым для сердца». Появившийся в 1913 г. первый выпуск «Временника» Дома был встречен не как книга, говорившая о чём-то неведомом и непонятном, но как такая, к появлению которой были готовы, которую ожидали. Пушкинский Дом, хотя возглавлял его Н.А. Котляревский в официально-служебном порядке, стал его любимым детищем, его главной заботой. Он вникал в тысячу деталей - от ремонта и развески картин до получения средств на закупку коллекций и организации лекций - и «настолько заполнял собою и праздничную, и будничную жизнь Дома, настолько неразрывно связал себя с нею с первых шагов своих в этом, когда-то маленьком и мало кому известном учреждении, что, говоря о Пушкинском Доме, нельзя не говорить о Несторе Александровиче как о его создателе в том виде, в каком Дом существует в настоящее время, - писал Е.Казанович в официальном сборнике Пушкинского Дома Академии Наук, посвящённом памяти Н.А. Котляревского. - И если при всем этом сам Нестор Александрович при жизни не любил выставлять себя без нужды для дела вперёд, если он всегда стремился и умел затушёвывать себя и не хотел признавать всего значения своего для Дома, как - сначала управляющего делами его, а затем директора, если он отказывался от имени главного осуществителя идеи Пушкинского Дома и приписывал все заслуги другим, снимая с себя, как он шутливо говаривал, «всякую вину за успехи Пушкинского Дома» и уверяя, что он занимается только монтировкой портретов и «физическим трудом», - мы, его ближайшие друзья и сотрудники, должны сказать иное. Мы знаем, что «физический труд» Нестора Александровича был на самом деле только трогательной подробностью в общей громадной работе его по Дому, для нас бесконечно дорогой, потому что она особенно сближала нас с ним и привязывала к нему. Мы дорожили этими часами непоказной совместной работы с ним, потому что такой - если можно так выразиться - «будничный» Нестор Александрович был подлинно наш, каким знали его немногие, кроме нас; но эта сторона не затушёвывала в нашем сознании подлинного, большого, незаменимого для нашего дела директора, каким был Нестор Александрович».
Н.А. Котляревский скончался в 1925 году, сумев провести Пушкинский Дом через революционные бури и сохранив его дух и его коллекции в соответствии с первоначальными замыслами.
Книг Нестора Александровича Котляревского в фондах ГПИБ гораздо меньше, чем книг его отца. Как уже упоминалось, он передал свою личную библиотеку Пушкинскому Дому. Но, тем не менее, издания с владельческими признаками коллекции Нестора Котляревского стоят на полках книгохранения ГПИБ рядом с книгами из собрания Александра Котляревского.
По косвенным признакам (инвентарные номера, шифры, тематика изданий) мы можем предположить, что книги Нестора Александровича попали в библиотеку Исторического музея в 1894 г. вместе с коллекцией А. Котляревского. Большинство этих изданий напечатано до 1890-ых годов и посвящено средневековой литературе, которой Н.А. Котляревский занимался в молодости. Нельзя не отметить, что даже в молодые годы Нестор Александрович заботился об оформлении своей библиотеки: принадлежавшие ему книги легко выявляются по суперэкслибрису «НК» на корешках.
Такие разные истории отца и сына объединяет их общая преданность науке, литературе и книге.
Использованная литература:
1. Котляревский А.А. На память будущим библиографам. Заметка о библиографии в отношении науки о русской старине и народности // Отечественные записки - 1862. - № 11. - С. 78-86.
2. Пыпин А.Н. Очерк биографии профессора А.А. Котляревского // Котляревский А.А. Сочинения. - Т. 4. - Спб., 1895.
3. Пашаева Н.М. Библиотека А.А. Котляревского //Сокровищница книги. - Ч. 1 - М., 1988. - С. 80-89.
4. Памяти Н.А. Котляревского. 1863-1925. - Л., 1926. - 62 с.
Каландаришвили Нестор Александрович
Улица Нестора Каландаришвили (Кировской район) - бывшая Грамматинская. Переименована в 20-е гг. Застроена жилыми и административными зданиями.
Была осень трудного двадцатого года. Еще не утихли отголоски боев с колчаковцами. Стояли заводы и фабрики, разрушен железнодорожный транспорт, выведены из строя мосты через крупные реки...
Поезд шел на запад. Двигался он медленно, долго. В вагоне следовала в Москву китайская военная миссия для переговоров с правительством РСФСР, а сопровождал ее красный партизанский командир Нестор Александрович Каландаришвили со своими боевыми друзьями. В Сибири его хорошо знали, и поэтому на крупных станциях встречать Каландаришвили выходило много народу. Нестор Александрович тепло приветствовал встречавших, рассказывал им о героической борьбе сибирских партизан с белогвардейцами и интервентами.
Враг изгнан из Сибири,- говорил Каландаришвили,- но еще его нужно прогнать с Дальнего Востока.
Наконец поезд прибыл в Москву. На другой день Ленин принял партизан. Владимир Ильич подробно расспрашивал о людях отряда, их настроениях и нуждах. Каландаришвили сказал, что у него в отряде люди 18 различных Национальностей и все они дружны, как братья, геройски сражаются за общее пролетарское дело.
Вот Кура Магомед-дагестанец - Нестор показал рукой на рядом сидящего,- я - грузин. Есть в отряде латыш Строд, венгр Ласло, кореец Нам Май Чун.
18 национальностей в одном отряде!- повторил Ленин.- В этом наша сила, такого дружного многонационального народа не одолеет никакой враг, я в этом уверен.
Каландаришвили сказал, что считает себя коммунистом-большевиком. Об этом же он говорил и в Иркутске, когда вступал в партию. Вот его заявление, написанное в Иркутский губком РКП(б) в январе 1921 года: «Я три с лишним года всецело разделял принципы и методы партии, внося в общую борьбу посильную лепту и в то же время ни разу не переживая ни внутренней борьбы, ни душевного противоречия и всею душой отдаваясь этой работе. До сих пор я не имел времени и возможности об этом заявить публично и официально вступить в партию. Сегодня я заявляю, что больше я не анархист-коммунист, а коммунист-большевик, член РКП».
Иркутская парторганизация, учитывая большие заслуги Каландаришвили в годы гражданской войны, его активную работу в рядах партии, беспрекословное исполнение ее воли, установила ему партийный стаж с 1917 года.
Сложной и противоречивой была жизнь Нестора Александровича. Родился он в 1876 году в селе Шемокмеди Кутаисской губернии в семье разорившегося дворянина. Окончил сельскую школу. Кутаисскую гимназию, поступил в Тифлисскую семинарию. Учеба была прервана службой в армии с 1895 по 1897 годы. После армии продолжал учебу в семинарии. Попал под влияние эсеров. Вел пропагандистскую работу среди крестьян и солдат, за что был исключен из учебного заведения.
Затем следуют годы скитаний и поисков правды жизни. В Батуме работал учителем, конторщиком на предприятиях Ротшильда. Постоянно сталкиваясь с произволом нефтепромышленников, владельцев заводов, нещадной эксплуатацией рабочих, он все больше отдавал себя революционной деятельности.
В первую русскую революцию Нестор Александрович активно включается в борьбу против царизма, он выполняет задание по связи Батумского с Кавказским союзным комитетом РСДРП, участвует в проведении митингов, распространении нелегальной литературы, отправке оружия для боевых дружин. А в дни вооруженного восстания в Батуме боролся на баррикадах, в провинции вел партизанскую войну с карательными отрядами.
Осенью 1908 года Нестор решил скрыться от преследования жандармерии и уехать в Японию. С большими трудностями добрался до Иркутска. Здесь получил известие, что товарищи сумели выкупить его дело по обвинению в вооруженной борьбе против самодержавия. Нестор решил остаться в Иркутске. Познакомился с большевиками, связался с грузинским землячеством в Черемхове. Не раз подвергался арестам. Особенно тяжелым был арест в 1913 году. 10 месяцев просидел Каландаришвили в одиночной камере. Его пытались обвинить в намечавшемся покушении на иркутского генерал-губернатора Селиванова. Но защита и свидетели доказали невиновность Каландаришвили.
В России произошла февральская революция. Нестор Каландаришвили на собраниях и митингах резко критиковал политику эсеров и меньшевиков, поддерживал лозунг большевиков о переходе власти Советам. Практически это уже был отход от анархизма.
27 октября 1917 года в Иркутск поступили первые известия об Октябрьской революции. Нестор Александрова встретил ее восторженно.
«Октябрьская революция была яркой звездой, приковавшей к себе все мое могущество,- писал он потом.- Я ринулся в водоворот революционной жизни с бесповоротным решением посвятить все свои способности, знания и самую жизнь борьбе за провозглашенные Октябрем лозунги - «Полного политического» и экономического освобождения», «Свобода, равенство и братство или смерть» - иного выбора я себе представлять не мог». На мировоззрение Каландаришвили в то же время большое влияние оказали видные большевики Б. Шумяцкий, П. Постышев, М. Трилиссер.
8 декабря в Иркутске вспыхнул контрреволюционный мятеж. Каландаришвили становится в первые ряды защитников Советской власти. Он быстро сформировал красногвардейский отряд. В него влилась часть грузинской дружины, а также группа черемховских красногвардейцев. Отряд стал называться Тихвинским, так как на центральной площади города он принял боевое крещение.
17 декабря мятеж был подавлен. Ревком заметил личную храбрость Каландаришвили, его умение вести бой, руководить людьми. И когда в начале 1918 года создавались резервы для защиты власти Советов, Нестора Александровича назначили командиром первого кавалерийского дивизиона, в состав которого влилась большая часть бойцов Тихвинского отряда.
19 февраля перед дивизионом выступил С. Лазо. Он объяснил обстановку в Восточной Сибири и призвал бойцов быть готовыми к защите Советской власти. По поручению Иркутского ревкома Лазо вручил бесстрашному командиру кавказскую саблю.
Я надеюсь,- сказал Лазо,- в ваших руках она будет верно служить делу пролетарской революции.
За родную Советскую власть,- говорил в ответном слове Нестор,- я буду драться до последней капли крови.
И действительно, четыре с лишним года, вплоть до своей гибели, Каландаришвили храбро сражался с врагами. Всегда держал обнаженной кавказскую саблю. Каждый его поход, каждый бой - славная страница в истории гражданской войны в Сибири. Расскажем лишь о некоторых.
Осенью 1918 года отряд Каландаришвили совершил беспримерный 1000-километровый переход из Забайкалья через Монголию и Саяны и вышел в район Черемхова. Здесь «красные орлята» - так каландаришвилевцев называли в народе - развернули боевую деятельность против колчаковских гарнизонов и карательных отрядов. В июле 1919 года подпольный Иркутский губком РКП(б) предписал отряду Каландаришвили активизировать свою деятельность, по линии железной дороги, а также расширить агитацию среди рабочих и крестьян. Вскоре отряд взорвал мост через реку Китой, пустил под откос курьерский поезд на станции Батарейной, а всего за лето организовал восемь крушений поездов с колчаковскими солдатами, офицерами и техникой.
В ночь с 12 на 13 сентября в Александровском централе готовилась к отправке в город Никольск-Уссурийск очередная партия политзаключенных - 400 человек. А всего в тюрьме содержалось свыше 3000 партийных, советских работников, активистов, пленных красноармейцев и партизан. Их подвергали пыткам, расстреливали, а часть заключенных отправляли на восток, на расправу семеновцам. И вот подпольная большевистская группа Централа сообщила о готовящемся новом злодеянии колчаковцев.
Телефонная связь тюрьмы с Иркутском была прервана. К открытым воротам «пересылки» подошла группа солдат и офицеров в колчаковской форме. Старший офицер назвал пароль. Охрана, полагая, что пришла караульная смена, пропустила переодетых партизан. Те, едва войдя во двор, обезоружили охрану и заперли ее в сарай. Партизаны стали выбивать двери в бараке. Солдаты, выскочившие из караульного помещения, открыли огонь. Тогда заработали партизанские пулеметы. Заключенные через выломленные двери и окна ринулись во двор и, вооружившись, помогли своим спасителям. Большинство из 420 освобожденных из тюрьмы вступили в отряд Нестора или в местные партизанские отряды.
По указанию Иркутского губкома РКП (б) отряд Н. А. Каландаришвили двинулся по Ангаре на соединение с отрядами Северо-Восточного фронта красных партизан. За 12 дней отряд прошел 500 километров и вышел на Лену в районе Жигалово. По пути «красные орлята» разбили крупные карательные отряды Колодезникова и Копейкина.
Отряд Каландаришвили проследовал через Баяндай, Качуг, Знаменку, Жигалово, Верхоленск и везде восстанавливал власть Советов. К нему присоединились местные партизанские отряды Мясникова, Полякова, Ф. Никундэ, К. Никундэ (Байкалова), А. Д. Мишарина.
24 декабря 1919 года в Иркутске началось восстание против колчаковцев. Все партизанские соединения получили предписание двинуться к Иркутску. В начале января 1920 года отряд Каландаришвили расположился в селе Хомутове. Это был резерв Советов.
22 января 1920 года в Иркутске власть полностью перешла в руки большевистского ревкома. В тот же день была создана Восточно-Сибирская Советская армия. Отряд И. А. Каландаришвили вошел в ее состав отдельной боевой частью.
Каландаришвили пришлось еще раз побывать на Лене. Он, как командующий Верхоленской группой войск, получил приказ преследовать полуторатысячный каппелевский отряд генерала Сукина, который северным путем стремился уйти в Забайкалье. Вместе с Братской партизанской дивизией Н. А. Бурлова Каландаришвили настиг генерала Сукина и у села Бирюлька разбил его, остатки колчаковцев бежали в Забайкалье.
Накануне наступления интернациональной бригады Каландаришвили над Могзоном появился японский самолет-разведчик. Но партизаны так замаскировались, что разведчик ничего не заметил. Внешне на станции все было как обычно. Стояли крестьянские лошади, дымились кухни, маршировали роты. И бронепоезд стоял на своем месте. Как и планировал командир, наступление для японцев и семеновцев оказалось неожиданным... Линия фронта проходила у небольшого железнодорожного разъезда Гонгота - между станциями Могзон и Сохондо. Нестор Александрович со своим штабом разработали обстоятельный план. Эскадроны М. Асатиани и И. Кажана ночью обходным путем подошли к станции Сохондо. На правом фланге заняли позиции эскадроны И. Строда и М. Церетели. Эскадроны венгра Я. Кирая и Забаева ушли в тыл противника. Вдоль железной дороги укрепилась пехота. Скрыли свои позиции артиллерия и бронепоезд.
Утром 12 мая 1920 года раздался оглушительный залп с бронепоезда «Коммунист» - сигнал к общему наступлению. Открыла огонь по засеченным точкам врага артиллерия, затрещали пулеметы. Пехота и эскадроны пошли в атаку. И грянул бой Гонготский...
В воздухе стоял сплошной грохот. Каландаришвили с маузером в левой и шашкой в правой руке бежал впереди всех и увлекал за собой других.
К вечеру бой затих. Интернационалисты значительно продвинулись к Станции Гонгота. Ночь прошла тревожно. Обе стороны готовились к новому бою. Японцы ждали подкрепления. Но на подходе к станции Сохондо их уничтожили эскадроны Кирая и Забаева. Они же спустили под откос японский бронепоезд.
С рассветом японцы открыли шквальный огонь, пошли в атаку. Им навстречу летели красные конники. Враг с горы открыл по ним сильный пулеметный огонь. Всадники спешились и залегли с пехотинцами. В этот критический момент показался Каландаришвили. С шашкой и маузером он бросился вперед, бойцы за ним. Завязалась рукопашная схватка. Командир вскочил на коня.
За мной, друзья! Ура! - крикнул он, но вдруг качнулся в седле и стал валиться с коня. Он был ранен в лицо и левую ногу. Бой, однако, продолжался. И лишь когда наметилась победа, командир согласился отправиться в госпиталь.
Удар каландаришвилевцев по японцам и семеновцам был чувствителен. Вскоре японцы ушли из Забайкалья, семеновцы и каппелевцы под ударами отступили к границе Маньчжурии. Интернациональная бригада стала называться Гонготской кавалерийской дивизией имени Каландаришвили. Многих командиров и рядовых наградили орденами, Каландаришвили - орденом Красного Знамени.
В октябре 1921 года Нестор Каландаришвили вторично побывал в Москве. Ездил с отчетом о корейских революционных войсках, которыми командовал.
В. И. Ленин узнал, что легендарный командир находится в Москве, и, несмотря на большую загруженность, он вторично пригласил его к себе на беседу. Вождю было известно, что Каландаришвили, один из талантливых командиров Красной Армии, стал большевиком.
В откровенной беседе Владимир Ильич подчеркнул, что важнейшая задача партии и народа - покончить с гражданской войной на окраинах и приступить к мирному строительству.
Возвратившись в Иркутск, Каландаришвили получает новое ответственное задание, связанное с ликвидацией белогвардейского мятежа в Якутии. Он был назначен командующим советскими войсками Якутии и Северного края, и зимой 1921-1922 годов при 40-50- градусных морозах совершил трехтысячекилометровый переход. Но за деревней Техтюр, близ Якутска, штабной эскадрон во главе с Каландаришвили 6 марта 1922 года попал в засаду белобандитов. Нестор Александрович был убит - пули пронзили голову и сердце.
14 сентября 1922 года Иркутск в глубоком трауре встречал гроб с телом прославленного героя гражданской войны, верного сына грузинского народа, борца за Советскую власть. Похоронен Нестор Александрович на горе Коммунаров. В последний путь его провожали член Сиббюро ЦК РКП (б) Б. Шумяцкий, командующий 5-й Красной Армией И. П. Уборевич и многие другие боевые соратники.
Имя Нестора Александровича Каландаришвили не забыто. Оно живет в названиях улиц сибирских городов: Иркутска, Улан-Удэ, Кяхты, Ленска и Канска. Его именем названы пароход на Лене, многие колхозы. В Иркутске и в селе Хомутово, в Якутске и на родине, в городе Махарадзе, ему воздвигнуты памятники.
Нестор Александрович Каландаришви́ли (по др. данным Каландарашви́ли) , один из руководителей партизанского движения в Восточной Сибири во время гражданской войны 1918-20.
Из дворян. После окончания Тифлисской гимназии (1892) поступил в учительскую семинарию, в которой учился до 1903 (с перерывом с 1895 по 1897 на службе в армии). После исключения за революционную деятельность из семинарии переехал в Батум (ныне Батуми, Грузия), где учительствовал, служил конторщиком в «Русском обществе пароходства и торговли».
В 1903 окончил нелегальные военные курсы эсеров. В 1904 вышел из рядов эсеров и вступил в Партию социалистов-федералистов Грузии. В 1904–1905 выполнял обязанности связного между Батумским и Кавказскими комитетами РСДРП. В годы революции 1905–1907 – член боевой дружины батумских рабочих, принимал участие в вооруженном восстании в Батуме в ночь с 29 на 30 ноября 1905. После поражения восстания покинул Батум, перешел на нелегальное положение. В 1906 принимал участие в партизанской борьбе в Грузии. В 1907 вышел из партии социалистов-федералистов Грузии и вступил в федерацию анархистов-коммунистов. Участвовал в террористических актах анархистов. В конце 1907 из-за преследований полиции покинул Грузию и скрывался на Украине. За годы революции 1905–1907 К. арестовывали 8 раз, и 6 раз освобождали за недоказанностью обвинений, дважды бежал из тюрем (Керчинской и Лукьяновской).
Скрываясь от преследований, в конце 1908 прибыл в Иркутск. Жил легально, работал фотографом. По данным Иркутского губернского жандармского управления был причастен к совершению ряда преступлений в 1910–13: хищению по подложным документам денег из банка; организации мастерской по изготовлению фальшивых денег; организации заказного покушения на жизнь иркутского купца Я.Е. Метелёва. Принимал участие в организации покушения на жизнь иркутского генерал-губернатора А.Н. Селиванова. Трижды арестовывался в Иркутске, но освобождался за недоказанностью обвинений.
После февральской революции 1917 – член группы иркутских анархистов, участвовал в работе военной секции Совета рабочих и солдатских депутатов. 27.11.1917 после получения известий о революции в Петрограде принял участие в установлении советской власти в Иркутске. Входил в штаб Красной гвардии в городе.
Участник Гражданской войны в Восточной Сибири: во главе сформированного им кавалерийского дивизиона в мае-июне 1918 принимал участие в боях с войсками атамана Г.М. Семенова, с белочехами, руководил партизанским движением в Иркутской губернии и на Верхней Лене. В январе 1920 освобождал Иркутск. В феврале 1920 руководил действиями отряда по разгрому войск генерала В.О. Каппеля.
В марте-апреле 1920 – командир Верхоленской группой советских войск, с мая 1920 – командир кавалерийских частей в Народно-революционной армии Дальневосточной Республики, руководил разгромом войск барона Р.Ф. Унгерна. В январе 1921 вступил в РКП(б). С декабря 1921 командовал войсками Якутской области и Северного края, руководил ликвидацией бандитизма в Якутии. 12.01.1922 г. выехал из в Якутию на ликвидацию банд. Под Якутском (на перегоне между деревнями Тектюр и Табаги) вместе со штабом попал в засаду и погиб.
Награжден орденом Красного Знамени (1921).
Именем названы улицы в Иркутске, Якутске, Улан-Удэ.
Литература
- Гражданская война на востоке России. Проблемы истории. Новосибирск, 2001;
- Из истории Гражданской войны на Дальнем Востоке (1918 – 1922 гг.). Хабаровск, 1999;
- Кожевин В.Е. Легендарный партизан Сибири. 3-е изд., испр., доп. Улан-Удэ, 1987;
- Подшивалов И.Ю. Путь анархиста // Политический журнал. 2008. № 5.
П. Смирнов
Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: