Нестор Александрович Каландаришвили — неизвестные страницы жизни. Значение в Краткой биографической энциклопедии

Серия основана в 1999 г.

В подготовке серии принимали участие ведущие специалисты Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам, Института философии Российской академии наук

© С. Я. Левит, составление серии, 2015

© Центр гуманитарных инициатив, 2015

Павлу Игнатьевичу Житецкому

Один из многих благодарных воспитанников Коллегии Павла Галагана

Предисловие

О личности Гоголя и его жизни, о заслугах его перед нашим обществом и о художественной ценности его произведений писано очень много. Все существенное достаточно выяснено, и все-таки тот, кто пожелал бы теперь вновь заговорить о Гоголе, не осужден всецело повторять старое.

Наш очерк не ставит себе целью подробно ознакомить читателя с биографией поэта. Гоголь уже нашел биографа редкой преданности и еще более редкой добросовестности. Кто хочет знать, как жил наш писатель, тот прочтет всю летопись его жизни в многотомном труде В. И. Шенрока , и если читателю случится иной раз устать при этом чтении, то он, вероятно, вспомнит, что в жизни каждого человека, даже и очень крупного, всегда бывают скучные моменты и малоинтересные дни. Для В. И. Шенрока при его беспредельной любви к Гоголю все прожитые поэтом дни были полны интереса, и биограф был прав со своей точки зрения. Наш очерк не имеет в виду стать детальным жизнеописанием художника. Внешние условия жизни Гоголя будут приняты нами в расчет лишь постольку, поскольку они прямо или косвенно влияли на его настроение или на образ его мыслей.

Наша работа не ставит себе также главной задачей выяснение художественной стоимости и общественного значения произведений Гоголя. Эта стоимость и значение давно определены. Место, занимаемое комедиями и повестями Гоголя в истории нашей словесности, было верно указано еще его современником Белинским. Оценка, им произведенная, хотя она и касалась преимущественно эстетической ценности созданий Гоголя, достаточно ясно намекала и на их общественную роль. Это общественное значение творчества Гоголя в связи с его значением художественным служило затем неоднократно предметом исследования. После Чернышевского, Аполлона Григорьева, А. Н. Пыпина и Алексея Н. Веселовского едва ли можно сказать что-либо новое по этому вопросу. Все знают, как вместе с Пушкиным Гоголь разделяет славу истинно народного художника, первого истинного реалиста в искусстве. Никто не станет теперь преувеличивать гражданских заслуг Гоголя и, с другой стороны, никто не просмотрит того решительного влияния, какое слова Гоголя оказали на наше самосознание.

Так же точно едва ли есть необходимость пересматривать вновь историю самого процесса художественной работы Гоголя – историю его «приемов мастерства». Примечания Н. С. Тихонравова к его классическому изданию сочинений нашего автора навсегда освободили историков литературы от труда над таким пересмотром.

Если признать, таким образом, что и биография поэта, и художественная и общественная стоимость его произведений, и, наконец, самые приемы его работы достаточно выяснены и описаны, то на долю исследователя, не желающего ограничиться лишь повторением, выпадает пересмотр двух до сих пор недостаточно разработанных вопросов.

Надлежит, во-первых, восстановить с возможной полнотой историю психических движений этой загадочной души художника и, во-вторых, исследовать более подробно ту взаимную связь, которая объединяет творчество Гоголя с творчеством предшествовавших и современных ему писателей.

Из этих двух задач первая не допускает полного решения. Гоголь унес с собой в могилу тайну своей души, этой загадочной души, психические движения которой были так сложны и так поражали современников. Внутренние мучения этого страждущего духа, разрешившиеся настоящей душевной болезнью, навсегда останутся полуобъяснимой загадкой. Исследователь принужден ограничиться лишь догадками – попыткой восстановить последовательную смену чувств и мыслей писателя по тем отрывочным словам и намекам, какие попадаются в его переписке и на некоторых интимных страницах его произведений.

Что же касается вопроса о том положении, какое занимают произведения Гоголя в ряду современных ему памятников словесного творчества, то решение этой задачи и возможно, и необходимо для правильной оценки литературной и общественной роли нашего писателя.

У Гоголя были помощники – писатели, которые своими трудами прокладывали ему дорогу или вместе с ним трудились над одной задачей и даже более пристально присматривались иногда к некоторым сторонам жизни, на которые наш сатирик не успел обратить должного внимания. Вот эта-то связь творений Гоголя с литературными памятниками его времени и остается пока не вполне выясненной. В старину один лишь Белинский, на глазах которого зрел Гоголь, оценивал его творчество в связи со всеми литературными новинками тогдашнего дня. После Белинского, который так много способствовал укреплению славы Гоголя, – эта слава окончательно заглушила память о всех сподвижниках нашего писателя, и о них забыли. Когда на смену Гоголя пришли его ученики – тогда еще меньше было поводов вспоминать о старом. О нем приходится, однако, теперь вспомнить, и в истории творчества нашего сатирика должно быть отведено место работе тех меньших сил, вместе с которыми ему удалось совершить свое великое дело. Рассказ об этой совместной работе Гоголя и его сподвижников и составит главную задачу нашего очерка. Мы постараемся выяснить, как фантазия русских писателей постепенно сближалась с русской действительностью и как велико было значение слов Гоголя в истории этого сближения жизни и вымысла.

При выполнении этой задачи нам нет нужды считаться со всем, что Гоголем было написано.

Литературная деятельность Гоголя, как известно, приняла в последние годы его жизни совсем особое направление. Художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника. Это превращение подготовлялось издавна, чуть ли не с первых шагов Гоголя на литературном поприще: никакого резкого перелома, никакого кризиса его творчество не испытало, но общий характер его незаметно и постепенно изменился. Наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение на практике общественных явлений. Это случилось приблизительно в середине 40-х годов, когда первая часть «Мертвых душ» была закончена, вторая набросана, первое полное собрание сочинений издано, когда вообще было создано все, что нам оставил Гоголь-художник.

Такое преобладание размышления над непосредственным творчеством в созданиях художника совпало с повышением в самом обществе интереса к разным практическим и теоретическим вопросам общественного характера, которые в конце 40-х годов стали овладевать мыслью наших публицистов и художников.

На долю Гоголя выпала, таким образом, совсем особая роль: в 30-х и в начале 40-х годов его произведения были самыми выдающимися литературными явлениями и вокруг них главным образом закипали всякие литературные споры; в конце 40-х годов тот же Гоголь являлся истолкователем разных общественных вопросов первостепенной важности. Действительно, какой бы строгой критике мы ни подвергали его известную «Переписку с друзьями», мы должны признать, что появление этой книги оказало большое влияние на возбуждение нашей общественной мысли и что сама эта книга была ответом писателя на те вопросы личной и социальной этики, которые тогда назревали, – ответом, исчерпывающим или поверхностным, верным или неверным – это, конечно, вопрос иной.

Таким образом, если в творчестве самого Гоголя и не признавать никаких резких переломов или поворотов, то все-таки история его литературной деятельности допускает деление на две эпохи, из которой одна характеризуется расцветом преимущественно художественного творчества поэта, а другая – стремлением его осмыслить и понять жизнь исключительно как проблему этическую и религиозную.

Наш очередной рассказ из серии «Коллекционеры и коллекции» посвящён Александру Александровичу Котляревскому и его сыну Нестору Александровичу.

Александр Котляревский

Александр Котляревский – филолог, историк, археолог, этнограф – был яркой фигурой на небосклоне русской исторической науки середины XIX века. Он родился в 1837 году в Кременчуге, в семье скромного помещика. В 1853 году, после окончания Полтавской гимназии, Котляревский поступил в Московский университет. Сначала он специализировался на русской филологии, но к концу обучения увлёкся славистикой. Котляревский застал ещё плеяду замечательных московских профессоров: Т.Н. Грановского, П.И. Кудрявцева, Ф.И. Буслаева, а славяноведение в Университете преподавал О.М. Бодянский. Ещё в студенческие (весьма небогатые, надо отметить) годы Александр Котляревский начал собирать свою библиотеку. Александр Веселовский вспоминает: «С середины пятидесятых годов в студенческих кружках Москвы стала заметно выдвигаться необыкновенно своеобразная личность; и по типу и по говору это был кровный малоросс; жизнь била в нём ключом, в умных глазах сверкал огонь, речь поражала остроумием; подвижный донельзя, главный зачинщик сериозных споров и самых потешных шалостей, он в то же время удивлял всех своим страстным увлечением наукой. В его скромной студенческой комнате на самой вышке одного из старых домов Арбатской площади понемногу скопилась редкая для студента библиотека, главное его сокровище, - и среди иных товарищей она вызывала к нему какое-то особое, почти пугливое уважение…» В воспоминаниях современников Котляревский предстаёт образцовым «предреформенным студентом»: страстным сторонником движения, борьбы, ломки отжившего и косного; идеалом будущего общественного деятеля, публициста, критика.
Александр Котляревский закончил Университет в 1863 году – лучшим учеником профессора Ф.И. Буслаева. Его ждала карьера преподавателя: для начала – в Александринском сиротском кадетском корпусе. Котляревский становится «одним из известнейших учителей в Москве; и в больших школах… и в частных уроках стоило ему явиться и наладить дело, и всё приходило в движение, заинтересовывалось, бросалось читать и работать, - продолжает свой рассказ Веселовский. – Он захватил с собой из университетской аудитории и из своей студенческой каморки всё то увлечение наукой о народности, которое согрело его собственную жизнь и умел передать его подросткам». Тем не менее, кандидатский экзамен он держит только через четыре года и в Петербурге, а не в Москве – причиной стал конфликт с профессором богословия. Котляревский много сотрудничает с журналами: пишет для «Русского вестника», «Отечественных записок», с 1859 – для «Московского обозрения». В 1862 году Александр Котляревский женился, впереди выстраивались прямая дорога к званию профессора Московского университета и успешная преподавательская и научная деятельность… Но в том же 1862 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. Косвенной причиной неприятностей (не сказать – катастрофы) оказалась любовь Котляревского к книге. В одном из московских домов он познакомился с эмиссаром Александра Герцена, эмигрантом В.И. Кельсиевым, тайно приехавшим в Москву с фальшивым паспортом. Кельсиев интересовался расколом; они побеседовали. По другой версии, Котляревский с Келсиевым вообще не виделся, а только знал о его приезде и интересующей его теме. Известен факт: Котляревский подарил Кельсиеву книгу Новицкого «О духоборах» со своим автографом. Уехав за границу, Кельсиев похвастался знакомством с Котляревским (и не только с ним!) в письме к московскому знакомому. Письмо было перехвачено, Александр Котляревский был арестован и помещен в Петропавловскую крепость. Его выпустили через полгода, с начинающейся чахоткой и волчьим билетом, с запретом служить по «учебному ведомству», т. е. преподавать. Стоит отметить, что письмо Кельсиева принесло неприятности не только герою нашего рассказа: А.Н. Афанасьев, также упомянутый в злополучном послании, потерял своё место в Архиве Министерства иностранных дел и вынужден был продать свою библиотеку. Некоторые книги из коллекции Афанасьева сейчас хранятся в ГПИБ; мы планируем рассказать о нём в нашей серии о коллекционерах. Что же касается Кельсиева – то в 1867 году, изрядно помотавшись по Европе, он вернулся в Россию, отрёкся от революционных взглядов и был помилован императором Александром II. Котляревский до 1869 года оставался под полицейским надзором.
В Петропавловской крепости Котляревскому было разрешено писать, и в 1862 году в «Отечественных записках» появилась его «Заметка о библиографии в отношении науки о русской старине и народности» под заглавием «На память русским библиографам». «Все указания, какие нам придется делать в продолжение этой заметки, – пишет Котляревский, - мы делаем на память, без всяких справок с книгами, которые в настоящую минуту, по некоторым обстоятельствам, совершенно нам недоступны… Пусть библиографы наши послужат русской науке, но для этого нужен строгий предварительный труд, строгий систематический метод».
С 1864 года Александр Котляревский – товарищ секретаря и библиотекарь Московского Археологического общества, редактор «Археологического вестника», хранитель музея. В его судьбе принимает участие граф А.Уваров, основатель Археологического Общества.


Брошюра из библиотеки А. Котляревского, вплетённая в конволют. Из фонда Уваровых в ГПИБ.

С 1867 Котляревскому разрешено преподавать, но только в Дерпте, где он и работает с 1868 по 1873 годы. Числится он «экстраординарным профессором русского языка в особенности и славянского языковедения вообще».
Лишь в 1875 году Александр Котляревский, уже защитивший магистерскую и докторскую диссертации, член-корреспондент Академии Наук, получает разрешение «служить по учебному ведомству» без ограничений. Киевский университет прилагает значительные усилия для «амнистии» известного ученого - и тут же приглашает Александра Александровича на должность профессора. Но здоровье его было подорвано в заключении: по словам друзей, «в болезненном существе с осунувшимися чертами лица… напрасно стали бы искать сходства с прежнею… искромётною натурою».
Александр Котляревский ушел из жизни 29 сентября 1881 г., ему было всего 44 года. Он оставил более 100 научных работ, среди которых самые крупные посвящены славянским древностям: диссертации «Погребальные обычаи языческих славян», «Древности юридического быта балтийских славян», «Книга о древностях и истории Поморских славян в XII в.», «Взгляд на старинную жизнь по народным лубочным изображениям», «Сказание о русских богатырях». В качестве учебного курса он готовил и читал «энциклопедию славянства». Но сегодня мы поговорим о наследии Александра Котляревского как библиофила и собирателя.
А.Н. Пыпин в своей работе «Очерк биографии профессора А.А. Котляревского» рассказывает: «Его коллекторство, кажется, с самого начала получило специальный и обдуманно принятый характер. В наших руках был каталог его библиотеки от 1858 года, когда он только что покинул университетскую скамью: библиотека уже тогда имела определенный характер, - в ней нашли место сочинения по общим вопросам науки, а затем иностранные, особливо немецкие сочинения по языку, мифологии, обычаю, и все существенное, что представляла тогда в этой области наша литература. Впоследствии эти начатки выросли в замечательную специальную библиотеку, у нас единственную в своем роде… Он [Котляревский] хотел, чтобы его библиотека была полной коллекцией литературы предмета и как бы наглядно собранной историей науки».
В библиотеке Котляревского были представлены книги на русском, древних, западноевропейских и славянских языках, издания главным образом XVIII – XIX вв. Встречаются книги XVII – начала XVIII в. Коллекция Котляревского интересна, в большей степени, не раритетными книгами, а именно как тематическое собрание: классические труды по славяноведению, издания средневековых исторических памятников, издания славянских будителей, многочисленные словари, от энциклопедических до языковых (включая санскритско-английский), книги по фольклору разных народов, работы по истории раннего христианства, переводы библейских текстов на славянские языки.

Особый интерес представляют журнальные вырезки за разные годы: часть их подобрана в большие тома, каждый том переплетён, рукой Котляревского помечено, из какого журнала взята вырезка. Таких нумерованных томов в ГПИБ хранится 12, они объединены одним названием: «Collectanea».


Оформление коллекции газетных и журнальных вырезок А.А. Котляревским. Конволюты из фондов ГПИБ.

Есть в собрании Котляревского и редкие издания: альбом с сопроводительным текстом Франческо Перуччи «Погребальные обычаи всех наций мира» на итальянском языке, выпущенный в Вероне в 1646 году, первоиздание Краледворской рукописи Ганки, латинско-хорватский словарь Белостенича, на котором рукой Котляревского помечено: «Книга редчайшая и очень важная приобретена за 12 талеров. Дерпт 1870 ноября 24 АК».

Комплектованием собрания Котляревский занимался сам, не прибегая к помощи посредников. В его коллекции встречаются книги из других частных библиотек (М.П. Погодина, А.И. Зимы, П.И. Кеппена), но совершенно очевидно, что издания приобретались не «блоками», не частями коллекций, как часто поступали другие библиофилы, а именно «точечно», по определённой, достаточно узкой, теме. Возможно, между учеными-коллекционерами вёлся книгообмен. Котляревский сохранял автографы и пометы коллег на полученных изданиях.


«Иллирские народные песни», собранные Станко Вразом. Книга с автографом из собрания А.Котляревского, с пометой Кеппена: «Получено от г. Шафарика из Праги в 1839 году».

В своём книжном собрании Александр Котляревский – в первую очередь ученый, а не библиофил. Книги в большинстве своём не имеют стандартного переплета (за исключением подборки тщательно оформленных вырезок), некоторые издания подписаны: «Котляревский». Экслибрис учёного выглядит просто и почти не используется.


Книги из собрания А. Котляревского с владельческими признаками.


Книга из библиотеки А.Котляревского с дарственной надписью библиотеке Черткова.

В 1894 году книжное собрание А.А. Котляревского было передано в Исторический музей его наследниками; в 1938 году в составе Библиотеки ГИМа оно вошло в фонды ГПИБ.

Нестор Котляревский

Нестор Александрович Котляревский родился 21 января 1863 г. Образование получил в киевской Коллегии имени Павла Галагана, а также на историко-филологическом факультете Московского Университета. Выбор факультета для Нестора Александровича определил его отец, Александр Котляревский, желавший видеть сына своим продолжателем в славяноведении. Н.А. Котляревский стремился посвятить себя естествознанию и мечтал о больших научных экспедициях; интерес этот он сохранил на всю жизнь: близкие и знакомые Нестора Александровича рассказывали о его коллекциях бабочек, жуков, птичьих гнезд с яйцами разных пород птиц, в том числе и собранных собственноручно.
В итоге Н.А. Котляревский отказался от занятий славистикой, выбрав своей темой историю всеобщей литературы. Его студенческие работы были посвящены христианским апокрифам и любовной поэзии Средних веков, а первым опубликованным исследованием стали перевод и вступительная статья к сочинению Е. Laveley «Образование народных эпопей и происхождение песни о Нибелунгах» (1884). Нестору Котляревскому удавалось счастливо совмещать занятия историей литературы всеобщей и русской. После окончания Университета он был отправлен в Париж для подготовки к магистерским экзаменам, слушал лекции в Сорбонне, изучал старо-французский и провансальский языки, а, вернувшись в Москву в 1889 г., выпустил свой первый самостоятельный труд по истории русской литературы - небольшую брошюру с заглавием: «Литературные очерки. Вып. I. Поэзия скорби и гнева». Его магистерская работа по литературе «Мировая скорбь в конце прошлого и в начале нашего века», по отзывам специалистов, заслуживала наивысшей оценки и по специальности «всемирная история», настолько полезным оказалось исследование Н.Котляревского для обеих дисциплин.
Защитившись, Нестор Александрович переехал в Петербург, связав со столицей Российской империи всю свою дальнейшую жизнь. Обустроиться в городе на Неве ему помог Александр Николаевич Пыпин - старый знакомый отца, двоюродный брат Н.Г. Чернышевского, литературовед и этнограф. В доме Пыпина Н.Котляревский познакомился с замечательными представителями науки, искусства и литературы того времени - С.Ковалевской, Вл.Соловьевым, М.А. Балакиревым. От Пыпина Нестор Котляревский научился любить и понимать людей 60-х годов и их самоотверженное служение идее, и один из лучших трудов своих, «Канун освобождения», говорящий об этих людях, - посвятил «светлой памяти Александра Николаевича Пыпина».
Н.Котляревский продолжал - и весьма успешно! - совмещать интерес к литературе всемирной с увлечением литературой отечественной. У Пыпина он прочёл сложившемуся в доме кружку молодежи двухлетний курс по истории немецкого романтизма периода Sturm und Drang’a - лекции были настолько интересны, что А.Н. Пыпин считал их неординарным событием. И по совету Пыпина Нестор Александрович начал свою первую книгу, сразу «сделавшую ему имя» - это был известный труд о Лермонтове, законченный к 50-летию дня смерти поэта в 1891 г.
Педагогическая деятельность Котляревского-сына была разнообразна: от Бестужевских курсов до Александровского лицея в Царском Селе, и именно лицей привёл его к главному делу жизни. Дело в том, что сотрудничество Нестора Котляревского и Александровского лицея проистекало в атмосфере абсолютной симпатии и благорасположения профессора и учебного заведения друг к другу. Даже будучи выбранным в академики, Нестор Александрович продолжал свои чтения в лицее в качестве «профессора по вольному найму», удерживаемый просьбами персонала лицея и собственными добрыми чувствами. Ещё в 1899 г. он был избран членом Комитета Пушкинского Лицейского общества, косвенно немало поспособствовавшего пополнению Пушкинского Дома, так как собранный и основанный Лицейским обществом Пушкинский музей целиком влился после 1917 г. в Пушкинский Дом.
Незадолго до избрания Нестора Александровича ординарным академиком, а именно - 9 января 1909 г., он получил от президента Академии Наук приглашение принять на себя звание члена и участие в работе Комиссии по постройке памятника Пушкину в Санкт-Петербурге, а через полтора года, 10 июня 1910 г., академик С.Ф. Ольденбург передал ему управление делами этой Комиссии и подведомственного ей Пушкинского Дома. Первой, поставленной себе Н. А. Котляревским в этом деле, задачей было сделать собранное до него небольшое, но и тогда уже весьма ценное научное имущество Дома достоянием широких кругов общества. С этой целью Нестор Александрович ходатайствовал перед Академией с просьбой разрешить ему занять под Пушкинский Дом небольшие проходные залы и вестибюль в главном здании, и когда разрешение было получено, а залы по его ходатайству и по его же указаниям отремонтированы, - он занялся размещением в них первых коллекций Дома. При этом он обогатил Дом очень ценным вкладом, передав ему всю свою личную, весьма обширную и с полным знанием дела подобранную библиотеку - русскую и иностранную, собственное собрание портретов русских и иностранных писателей и редкую коллекцию старинных рам для них, с большой любовью им в разное время собранных. Попутно Нестор Александрович везде, где возможно, представлял Пушкинский Дом обществу, главным образом, в литературной среде, и делал это с таким тактом и талантом, что «имя Пушкинского Дома в Академии наук», начавшее от времени до времени появляться на страницах печати, - стало, по выражению Блока, «звуком понятным, знакомым» и «не пустым для сердца». Появившийся в 1913 г. первый выпуск «Временника» Дома был встречен не как книга, говорившая о чём-то неведомом и непонятном, но как такая, к появлению которой были готовы, которую ожидали. Пушкинский Дом, хотя возглавлял его Н.А. Котляревский в официально-служебном порядке, стал его любимым детищем, его главной заботой. Он вникал в тысячу деталей - от ремонта и развески картин до получения средств на закупку коллекций и организации лекций - и «настолько заполнял собою и праздничную, и будничную жизнь Дома, настолько неразрывно связал себя с нею с первых шагов своих в этом, когда-то маленьком и мало кому известном учреждении, что, говоря о Пушкинском Доме, нельзя не говорить о Несторе Александровиче как о его создателе в том виде, в каком Дом существует в настоящее время, - писал Е.Казанович в официальном сборнике Пушкинского Дома Академии Наук, посвящённом памяти Н.А. Котляревского. - И если при всем этом сам Нестор Александрович при жизни не любил выставлять себя без нужды для дела вперёд, если он всегда стремился и умел затушёвывать себя и не хотел признавать всего значения своего для Дома, как - сначала управляющего делами его, а затем директора, если он отказывался от имени главного осуществителя идеи Пушкинского Дома и приписывал все заслуги другим, снимая с себя, как он шутливо говаривал, «всякую вину за успехи Пушкинского Дома» и уверяя, что он занимается только монтировкой портретов и «физическим трудом», - мы, его ближайшие друзья и сотрудники, должны сказать иное. Мы знаем, что «физический труд» Нестора Александровича был на самом деле только трогательной подробностью в общей громадной работе его по Дому, для нас бесконечно дорогой, потому что она особенно сближала нас с ним и привязывала к нему. Мы дорожили этими часами непоказной совместной работы с ним, потому что такой - если можно так выразиться - «будничный» Нестор Александрович был подлинно наш, каким знали его немногие, кроме нас; но эта сторона не затушёвывала в нашем сознании подлинного, большого, незаменимого для нашего дела директора, каким был Нестор Александрович».

Н.А. Котляревский скончался в 1925 году, сумев провести Пушкинский Дом через революционные бури и сохранив его дух и его коллекции в соответствии с первоначальными замыслами.
Книг Нестора Александровича Котляревского в фондах ГПИБ гораздо меньше, чем книг его отца. Как уже упоминалось, он передал свою личную библиотеку Пушкинскому Дому. Но, тем не менее, издания с владельческими признаками коллекции Нестора Котляревского стоят на полках книгохранения ГПИБ рядом с книгами из собрания Александра Котляревского.

По косвенным признакам (инвентарные номера, шифры, тематика изданий) мы можем предположить, что книги Нестора Александровича попали в библиотеку Исторического музея в 1894 г. вместе с коллекцией А. Котляревского. Большинство этих изданий напечатано до 1890-ых годов и посвящено средневековой литературе, которой Н.А. Котляревский занимался в молодости. Нельзя не отметить, что даже в молодые годы Нестор Александрович заботился об оформлении своей библиотеки: принадлежавшие ему книги легко выявляются по суперэкслибрису «НК» на корешках.

Такие разные истории отца и сына объединяет их общая преданность науке, литературе и книге.

Использованная литература:

1. Котляревский А.А. На память будущим библиографам. Заметка о библиографии в отношении науки о русской старине и народности // Отечественные записки - 1862. - № 11. - С. 78-86.
2. Пыпин А.Н. Очерк биографии профессора А.А. Котляревского // Котляревский А.А. Сочинения. - Т. 4. - Спб., 1895.
3. Пашаева Н.М. Библиотека А.А. Котляревского //Сокровищница книги. - Ч. 1 - М., 1988. - С. 80-89.
4. Памяти Н.А. Котляревского. 1863-1925. - Л., 1926. - 62 с.

Каландаришвили Нестор Александрович

Улица Нестора Каландаришвили (Кировской район) - бывшая Грамматинская. Переименована в 20-е гг. Застро­ена жилыми и административными зданиями.

Была осень трудного двадцатого года. Еще не утихли отголоски боев с колчаковцами. Стояли заводы и фаб­рики, разрушен железнодорожный транспорт, выведе­ны из строя мосты через крупные реки...

Поезд шел на запад. Двигался он медленно, долго. В вагоне следовала в Москву китайская военная мис­сия для переговоров с правительством РСФСР, а со­провождал ее красный партизанский командир Нес­тор Александрович Каландаришвили со своими боевы­ми друзьями. В Сибири его хорошо знали, и поэтому на крупных станциях встречать Каландаришвили выхо­дило много народу. Нестор Александрович тепло при­ветствовал встречавших, рассказывал им о героиче­ской борьбе сибирских партизан с белогвардейцами и интервентами.

Враг изгнан из Сибири,- говорил Каландариш­вили,- но еще его нужно прогнать с Дальнего Вос­тока.

Наконец поезд прибыл в Москву. На другой день Ленин принял партизан. Владимир Ильич подробно расспрашивал о людях отряда, их настроениях и нуж­дах. Каландаришвили сказал, что у него в отряде лю­ди 18 различных Национальностей и все они дружны, как братья, геройски сражаются за общее пролетар­ское дело.

Вот Кура Магомед-дагестанец - Нестор пока­зал рукой на рядом сидящего,- я - грузин. Есть в от­ряде латыш Строд, венгр Ласло, кореец Нам Май Чун.

18 национальностей в одном отряде!- повторил Ленин.- В этом наша сила, такого дружного многона­ционального народа не одолеет никакой враг, я в этом уверен.

Каландаришвили сказал, что считает себя коммунистом-большевиком. Об этом же он говорил и в Ир­кутске, когда вступал в партию. Вот его заявление, написанное в Иркутский губком РКП(б) в январе 1921 года: «Я три с лишним года всецело разделял принци­пы и методы партии, внося в общую борьбу посиль­ную лепту и в то же время ни разу не переживая ни внутренней борьбы, ни душевного противоречия и всею душой отдаваясь этой работе. До сих пор я не имел времени и возможности об этом заявить публич­но и официально вступить в партию. Сегодня я заяв­ляю, что больше я не анархист-коммунист, а комму­нист-большевик, член РКП».

Иркутская парторганизация, учитывая большие за­слуги Каландаришвили в годы гражданской войны, его активную работу в рядах партии, беспрекословное ис­полнение ее воли, установила ему партийный стаж с 1917 года.

Сложной и противоречивой была жизнь Нестора Александровича. Родился он в 1876 году в селе Шемокмеди Кутаисской губернии в семье разорившегося дворянина. Окончил сельскую школу. Кутаисскую гим­назию, поступил в Тифлисскую семинарию. Учеба бы­ла прервана службой в армии с 1895 по 1897 годы. После армии продолжал учебу в семинарии. Попал под влияние эсеров. Вел пропагандистскую работу среди крестьян и солдат, за что был исключен из учебного заведения.

Затем следуют годы скитаний и поисков правды жизни. В Батуме работал учителем, конторщиком на предприятиях Ротшильда. Постоянно сталкиваясь с произволом нефтепромышленников, владельцев заво­дов, нещадной эксплуатацией рабочих, он все больше отдавал себя революционной деятельности.

В первую русскую революцию Нестор Александро­вич активно включается в борьбу против царизма, он выполняет задание по связи Батумского с Кавказским союзным комитетом РСДРП, участвует в проведении митингов, распространении нелегальной литературы, отправке оружия для боевых дружин. А в дни воору­женного восстания в Батуме боролся на баррикадах, в провинции вел партизанскую войну с карательными отрядами.

Осенью 1908 года Нестор решил скрыться от пре­следования жандармерии и уехать в Японию. С боль­шими трудностями добрался до Иркутска. Здесь полу­чил известие, что товарищи сумели выкупить его дело по обвинению в вооруженной борьбе против самодер­жавия. Нестор решил остаться в Иркутске. Познако­мился с большевиками, связался с грузинским земля­чеством в Черемхове. Не раз подвергался арестам. Особенно тяжелым был арест в 1913 году. 10 месяцев просидел Каландаришвили в одиночной камере. Его пытались обвинить в намечавшемся покушении на ир­кутского генерал-губернатора Селиванова. Но защита и свидетели доказали невиновность Каландаришвили.

В России произошла февральская революция. Нес­тор Каландаришвили на собраниях и митингах резко критиковал политику эсеров и меньшевиков, поддер­живал лозунг большевиков о переходе власти Советам. Практически это уже был отход от анархизма.

27 октября 1917 года в Иркутск поступили первые известия об Октябрьской революции. Нестор Алек­сандрова встретил ее восторженно.

«Октябрьская революция была яркой звездой, при­ковавшей к себе все мое могущество,- писал он по­том.- Я ринулся в водоворот революционной жизни с бесповоротным решением посвятить все свои спо­собности, знания и самую жизнь борьбе за провозгла­шенные Октябрем лозунги - «Полного политического» и экономического освобождения», «Свобода, равенст­во и братство или смерть» - иного выбора я себе пред­ставлять не мог». На мировоззрение Каландаришвили в то же время большое влияние оказали видные большевики Б. Шумяцкий, П. Постышев, М. Трилиссер.

8 декабря в Иркутске вспыхнул контрреволюцион­ный мятеж. Каландаришвили становится в первые ря­ды защитников Советской власти. Он быстро сформи­ровал красногвардейский отряд. В него влилась часть грузинской дружины, а также группа черемховских красногвардейцев. Отряд стал называться Тихвинским, так как на центральной площади города он принял бое­вое крещение.

17 декабря мятеж был подавлен. Ревком заметил личную храбрость Каландаришвили, его умение вести бой, руководить людьми. И когда в начале 1918 года создавались резервы для защиты власти Советов, Нес­тора Александровича назначили командиром первого кавалерийского дивизиона, в состав которого влилась большая часть бойцов Тихвинского отряда.

19 февраля перед дивизионом выступил С. Лазо. Он объяснил обстановку в Восточной Сибири и при­звал бойцов быть готовыми к защите Советской влас­ти. По поручению Иркутского ревкома Лазо вручил бесстрашному командиру кавказскую саблю.

Я надеюсь,- сказал Лазо,- в ваших руках она будет верно служить делу пролетарской революции.

За родную Советскую власть,- говорил в ответ­ном слове Нестор,- я буду драться до последней кап­ли крови.

И действительно, четыре с лишним года, вплоть до своей гибели, Каландаришвили храбро сражался с вра­гами. Всегда держал обнаженной кавказскую саблю. Каждый его поход, каждый бой - славная страница в истории гражданской войны в Сибири. Расскажем лишь о некоторых.

Осенью 1918 года отряд Каландаришвили совершил беспримерный 1000-километровый переход из Забай­калья через Монголию и Саяны и вышел в район Черемхова. Здесь «красные орлята» - так каландаришвилевцев называли в народе - развернули боевую деятельность против колчаковских гарнизонов и ка­рательных отрядов. В июле 1919 года подпольный Иркутский губком РКП(б) предписал отряду Каландаришвили активизировать свою деятельность, по линии железной дороги, а также расширить агитацию среди рабочих и крестьян. Вскоре отряд взорвал мост через реку Китой, пустил под откос курьерский поезд на станции Батарейной, а всего за лето организовал восемь крушений поездов с колчаковскими солдатами, офице­рами и техникой.

В ночь с 12 на 13 сентября в Александровском централе готовилась к отправке в город Никольск-Уссурийск очередная партия политзаключенных - 400 че­ловек. А всего в тюрьме содержалось свыше 3000 пар­тийных, советских работников, активистов, пленных красноармейцев и партизан. Их подвергали пыткам, расстреливали, а часть заключенных отправляли на восток, на расправу семеновцам. И вот подпольная большевистская группа Централа сообщила о готовящемся новом злодеянии колчаковцев.

Телефонная связь тюрьмы с Иркутском была пре­рвана. К открытым воротам «пересылки» подошла группа солдат и офицеров в колчаковской форме. Стар­ший офицер назвал пароль. Охрана, полагая, что при­шла караульная смена, пропустила переодетых парти­зан. Те, едва войдя во двор, обезоружили охрану и за­перли ее в сарай. Партизаны стали выбивать двери в бараке. Солдаты, выскочившие из караульного поме­щения, открыли огонь. Тогда заработали партизанские пулеметы. Заключенные через выломленные двери и окна ринулись во двор и, вооружившись, помогли сво­им спасителям. Большинство из 420 освобожденных из тюрьмы вступили в отряд Нестора или в местные пар­тизанские отряды.

По указанию Иркутского губкома РКП (б) отряд Н. А. Каландаришвили двинулся по Ангаре на соедине­ние с отрядами Северо-Восточного фронта красных партизан. За 12 дней отряд прошел 500 километров и вышел на Лену в районе Жигалово. По пути «красные орлята» разбили крупные карательные отряды Колодезникова и Копейкина.

Отряд Каландаришвили проследовал через Баяндай, Качуг, Знаменку, Жигалово, Верхоленск и везде вос­станавливал власть Советов. К нему присоединились местные партизанские отряды Мясникова, Полякова, Ф. Никундэ, К. Никундэ (Байкалова), А. Д. Мишарина.

24 декабря 1919 года в Иркутске началось восста­ние против колчаковцев. Все партизанские соединения получили предписание двинуться к Иркутску. В начале января 1920 года отряд Каландаришвили расположил­ся в селе Хомутове. Это был резерв Советов.

22 января 1920 года в Иркутске власть полностью перешла в руки большевистского ревкома. В тот же день была создана Восточно-Сибирская Советская ар­мия. Отряд И. А. Каландаришвили вошел в ее состав отдельной боевой частью.

Каландаришвили пришлось еще раз побывать на Лене. Он, как командующий Верхоленской группой войск, получил приказ преследовать полуторатысячный каппелевский отряд генерала Сукина, который северным путем стремился уйти в Забайкалье. Вместе с Братской партизанской дивизией Н. А. Бурлова Ка­ландаришвили настиг генерала Сукина и у села Би­рюлька разбил его, остатки колчаковцев бежали в Забайкалье.

Накануне наступления интернациональной брига­ды Каландаришвили над Могзоном появился японский самолет-разведчик. Но партизаны так замаскирова­лись, что разведчик ничего не заметил. Внешне на станции все было как обычно. Стояли крестьянские лошади, дымились кухни, маршировали роты. И бро­непоезд стоял на своем месте. Как и планировал коман­дир, наступление для японцев и семеновцев оказалось неожиданным... Линия фронта проходила у небольшо­го железнодорожного разъезда Гонгота - между стан­циями Могзон и Сохондо. Нестор Александрович со своим штабом разработали обстоятельный план. Эс­кадроны М. Асатиани и И. Кажана ночью обходным путем подошли к станции Сохондо. На правом фланге заняли позиции эскадроны И. Строда и М. Церетели. Эскадроны венгра Я. Кирая и Забаева ушли в тыл про­тивника. Вдоль железной дороги укрепилась пехота. Скрыли свои позиции артиллерия и бронепоезд.

Утром 12 мая 1920 года раздался оглушительный залп с бронепоезда «Коммунист» - сигнал к общему наступлению. Открыла огонь по засеченным точкам врага артиллерия, затрещали пулеметы. Пехота и эс­кадроны пошли в атаку. И грянул бой Гонготский...

В воздухе стоял сплошной грохот. Каландаришвили с маузером в левой и шашкой в правой руке бежал впереди всех и увлекал за собой других.

К вечеру бой затих. Интернационалисты значитель­но продвинулись к Станции Гонгота. Ночь прошла тре­вожно. Обе стороны готовились к новому бою. Япон­цы ждали подкрепления. Но на подходе к станции Сохондо их уничтожили эскадроны Кирая и Забаева. Они же спустили под откос японский бронепоезд.

С рассветом японцы открыли шквальный огонь, по­шли в атаку. Им навстречу летели красные конники. Враг с горы открыл по ним сильный пулеметный огонь. Всадники спешились и залегли с пехотинцами. В этот критический момент показался Каландаришвили. С шашкой и маузером он бросился вперед, бойцы за ним. Завязалась рукопашная схватка. Командир вскочил на коня.

За мной, друзья! Ура! - крикнул он, но вдруг качнулся в седле и стал валиться с коня. Он был ра­нен в лицо и левую ногу. Бой, однако, продолжался. И лишь когда наметилась победа, командир согласил­ся отправиться в госпиталь.

Удар каландаришвилевцев по японцам и семеновцам был чувствителен. Вскоре японцы ушли из Забай­калья, семеновцы и каппелевцы под ударами отступили к границе Маньчжурии. Интернациональная бригада стала называться Гонготской кавалерийской дивизией имени Каландаришвили. Многих командиров и рядо­вых наградили орденами, Каландаришвили - орденом Красного Знамени.

В октябре 1921 года Нестор Каландаришвили вто­рично побывал в Москве. Ездил с отчетом о корейских революционных войсках, которыми командовал.

В. И. Ленин узнал, что легендарный командир нахо­дится в Москве, и, несмотря на большую загружен­ность, он вторично пригласил его к себе на беседу. Вождю было известно, что Каландаришвили, один из талантливых командиров Красной Армии, стал боль­шевиком.

В откровенной беседе Владимир Ильич подчеркнул, что важнейшая задача партии и народа - покончить с гражданской войной на окраинах и приступить к мирному строительству.

Возвратившись в Иркутск, Каландаришвили полу­чает новое ответственное задание, связанное с ликви­дацией белогвардейского мятежа в Якутии. Он был назначен командующим советскими войсками Якутии и Северного края, и зимой 1921-1922 годов при 40-50- градусных морозах совершил трехтысячекилометро­вый переход. Но за деревней Техтюр, близ Якутска, штабной эскадрон во главе с Каландаришвили 6 марта 1922 года попал в засаду белобандитов. Нестор Алек­сандрович был убит - пули пронзили голову и сердце.

14 сентября 1922 года Иркутск в глубоком трауре встречал гроб с телом прославленного героя граждан­ской войны, верного сына грузинского народа, борца за Советскую власть. Похоронен Нестор Александро­вич на горе Коммунаров. В последний путь его прово­жали член Сиббюро ЦК РКП (б) Б. Шумяцкий, коман­дующий 5-й Красной Армией И. П. Уборевич и мно­гие другие боевые соратники.

Имя Нестора Александровича Каландаришвили не забыто. Оно живет в названиях улиц сибирских горо­дов: Иркутска, Улан-Удэ, Кяхты, Ленска и Канска. Его именем названы пароход на Лене, многие колхозы. В Иркутске и в селе Хомутово, в Якутске и на родине, в городе Махарадзе, ему воздвигнуты памятники.

Нестор Александрович Каландаришви́ли (по др. данным Каландарашви́ли) , один из руководителей партизанского движения в Восточной Сибири во время гражданской войны 1918-20.

Из дворян. После окончания Тифлисской гимназии (1892) поступил в учительскую семинарию, в которой учился до 1903 (с перерывом с 1895 по 1897 на службе в армии). После исключения за революционную деятельность из семинарии переехал в Батум (ныне Батуми, Грузия), где учительствовал, служил конторщиком в «Русском обществе пароходства и торговли».

В 1903 окончил нелегальные военные курсы эсеров. В 1904 вышел из рядов эсеров и вступил в Партию социалистов-федералистов Грузии. В 1904–1905 выполнял обязанности связного между Батумским и Кавказскими комитетами РСДРП. В годы революции 1905–1907 – член боевой дружины батумских рабочих, принимал участие в вооруженном восстании в Батуме в ночь с 29 на 30 ноября 1905. После поражения восстания покинул Батум, перешел на нелегальное положение. В 1906 принимал участие в партизанской борьбе в Грузии. В 1907 вышел из партии социалистов-федералистов Грузии и вступил в федерацию анархистов-коммунистов. Участвовал в террористических актах анархистов. В конце 1907 из-за преследований полиции покинул Грузию и скрывался на Украине. За годы революции 1905–1907 К. арестовывали 8 раз, и 6 раз освобождали за недоказанностью обвинений, дважды бежал из тюрем (Керчинской и Лукьяновской).

Скрываясь от преследований, в конце 1908 прибыл в Иркутск. Жил легально, работал фотографом. По данным Иркутского губернского жандармского управления был причастен к совершению ряда преступлений в 1910–13: хищению по подложным документам денег из банка; организации мастерской по изготовлению фальшивых денег; организации заказного покушения на жизнь иркутского купца Я.Е. Метелёва. Принимал участие в организации покушения на жизнь иркутского генерал-губернатора А.Н. Селиванова. Трижды арестовывался в Иркутске, но освобождался за недоказанностью обвинений.

После февральской революции 1917 – член группы иркутских анархистов, участвовал в работе военной секции Совета рабочих и солдатских депутатов. 27.11.1917 после получения известий о революции в Петрограде принял участие в установлении советской власти в Иркутске. Входил в штаб Красной гвардии в городе.

Участник Гражданской войны в Восточной Сибири: во главе сформированного им кавалерийского дивизиона в мае-июне 1918 принимал участие в боях с войсками атамана Г.М. Семенова, с белочехами, руководил партизанским движением в Иркутской губернии и на Верхней Лене. В январе 1920 освобождал Иркутск. В феврале 1920 руководил действиями отряда по разгрому войск генерала В.О. Каппеля.

В марте-апреле 1920 – командир Верхоленской группой советских войск, с мая 1920 – командир кавалерийских частей в Народно-революционной армии Дальневосточной Республики, руководил разгромом войск барона Р.Ф. Унгерна. В январе 1921 вступил в РКП(б). С декабря 1921 командовал войсками Якутской области и Северного края, руководил ликвидацией бандитизма в Якутии. 12.01.1922 г. выехал из в Якутию на ликвидацию банд. Под Якутском (на перегоне между деревнями Тектюр и Табаги) вместе со штабом попал в засаду и погиб.

Награжден орденом Красного Знамени (1921).

Именем названы улицы в Иркутске, Якутске, Улан-Удэ.

Литература

  1. Гражданская война на востоке России. Проблемы истории. Новосибирск, 2001;
  2. Из истории Гражданской войны на Дальнем Востоке (1918 – 1922 гг.). Хабаровск, 1999;
  3. Кожевин В.Е. Легендарный партизан Сибири. 3-е изд., испр., доп. Улан-Удэ, 1987;
  4. Подшивалов И.Ю. Путь анархиста // Политический журнал. 2008. № 5.

П. Смирнов

Статья подготовлена для "Энциклопедии Иркутской области". Публикуется в целях общественного рецензирования. Свои замечания можно высказать на сайте "Иркипедия" или выслать редакции Энциклопедии по адресу: