Под инвентарным номером. Убит, когда благославлял

Михаил Окунь

ГОЛОВА ТАИНСТВЕННОГО МОНГОЛА
(Джа-лама)

Какие думы и мечтания тревожили седую голову Джа-ламы, которую долго возили на копье по базарам Монголии?..

Николай Рерих

Великий Чёрный

В Петербурге, в знаменитой Кунсткамере, основанной еще Петром Первым, в аквариуме, наполненном формалином, хранится экспонат №3394, который никогда не выставлялся и вряд ли когда-нибудь будет выставлен. В реестре он скромно значится как «Голова монгола».
Это - голова человека, происхождение и обстоятельства жизни которого темны, а таинственное влияние, оказанное им на соотечественников, огромно. Почти полвека будоражил он монгольскую Степь, вселяя веру и ужас в кочевников. Даже имя его неизвестно в точности. Называли его Джа-лама или Дамбижанцан.
Он объявил себя потомком легендарного ойратского князя XVIII века. Амурсаны, прославившегося в борьбе против маньчжурско-китайского засилья. Но главное - Джа-лама словом и делом убеждал всех, что является земным воплощением ужасного Махакалы, «Великого Черного», одного из буддийских божеств. Этого грозного защитника «желтой веры» ламы-иконописцы всегда изображали с ножом или мечом на фоне очищающего огня, готовым впиться в сердце врага веры и выпить его еще не остывшую кровь. Махакала не просто побеждает зло, но испытывает блаженство при виде смертных мук носителя зла.
Страшная участь ждала и того, кто смел усомниться в святости Джа-ламы...

Изувер или воин?

Во время жертвоприношений он вспарывал грудь врагам, вырывая сердца и освящая свежей кровью боевые знамена. Он своими руками выдавливал глаза, отрезал уши...
Голову же его, убитого в самом конце 1922 или в начале 1923 года в результате тщательно готовившейся операции государственной внутренней охраны (нечто вроде ВЧК) Монголии, долго возили насаженной на пику по городам, чтобы далеко по кочевьям разнеслась весть о его гибели и простые монголы убедились: Джа-лама тоже смертен, его больше нет!
Завидев эту процессию, пастухи поспешно сворачивали в сторону, ибо верили, что встреча с «цаган-толгой» («белой головой») сулит беду. Белой же голову прозвали потому, что мумифицирована она была по старинному степному обычаю - подсолена и прокопчена, отчего соль кристалликами выступала на коже. Но и после гибели Джа-ламы кочевники не верили в его смерть, и разносилась молва, будто видели его то в одном месте Степи, то в другом...

Штурм Кобдо

Наибольшую известность как бесстрашный воин Джа-лама приобрел в 1912 году после знаменитого штурма города-крепости Кобдо с засевшими в нем китайцами. Он был одним из руководителей этого сражения, и по его приказу на неприступные стены погнали собранных по Степи старых верблюдов с привязанным сзади и подожженным хворостом.
Именно это внесло панику в ряды защищавшего Кобдо гарнизона и позволило монголам ворваться в город. Дело кончилось резней, разгромом китайских храмов и лавок, человеческими жертвоприношениями, ритуалом освещения знамен кровью (следует заметить, что лавки русских купцов не пострадали, так как вошедшие в город почти одновременно с осаждавшими казаки выставили около них посты). По легенде, Джа-лама после сражения, склонившись в седле, высыпал из-за пазухи пригоршню деформированных пуль. Они его якобы не брали...

Из героев - в арестанты

По некоторым сведениям, Джа-лама был калмыком Астраханской губернии. Во всяком случае, Россия считала его своим подданным, что и послужило поводом для ареста в феврале 1914 года и препровождения его в тюрьму и ссылку.
Арест этот в урочище Мунчжик, где в это время находилась ставка Джа-ламы, произвел по секретному предписанию капитан 41-го Сибирского стрелкового полка Булатов с З-й сотней 1-го Верхнеудинского полка Забайкальского казачьего войска и полусотней 3-го Сибирского казачьего полка. Несмотря на то, что в распоряжении Джа-ламы было 850 цириков (монгольских солдат), дело обошлось почти без стрельбы, а с стороны казаков и без потерь. Законность подобной акции на территории другого государства можно поставить под сомнение, однако монгольское правительство в Урге не возражало против обуздания слишком строптивого и популярного в народе ламы.
Одним из доказательств зверств Джа-ламы Булатов в своем отчете называет тулум - снятую аккуратно, «мешком», кожу человека, хранившуюся в юрте ламы для ритуальных целей.
Год провел Джа-лама в тюрьме в Томске, ожидая решения своей участи. Затем был перевелен в качестве ссыльного в Якутск, а позже под надзор в Астрахань и Царев.
Но настал 1917 год, принесший Российской империи столь бурные события, что некому стало "надзирать" за Джа-ламой, и он снова пробрался в Западную Монголию, в Степь.
Неизвестно в точности, в каких буддийских монастырях обучался Джа-лама, и учился ли вообще (и мог ли с полным основанием именоваться ламой), совершал ли он, как утверждают некоторые источники, паломничество в таинственную запретную для посещения иностранцев столицу Тибета Лхасу, где стал другом Далай-ламы. Все сведения об этом человеке, повторяю, запутанны и противоречивы.

Гипнотическая сила

А вот о гипнотической силе Джа-ламы ходили легенды. Одну из них приводит в своей книге, опубликованной в Лондоне в 1936 году, бывший военнопленный венгр Йозеф Гелета, техник, работавший в 1920 - 1929 годах в Монголии. Вот как бежавший из России Джа-лама «справился» с отрядом казаков, преследовавших его. Оглянулся беглец: позади - погоня, впереди - озеро. Жители небольшого кочевья, наблюдавшие эту сцену, ожидали, что его вот-вот схватят. Но Джа-лама спокойно встал лицом к погоне, пристально глядя на казаков. И произошло удивительное: казаки на полном скаку стали разворачиваться и с криками: «Он там!» - понеслись объезжать озеро, а затем стали натыкаться друг на друга и колоть пиками, думая, что поражают беглеца...
Другим иностранцем, описавшим гипнотическую силу Джа-ламы, был поляк Фердинанд Оссендовский (1878-1945), бывший сам по себе личностью весьма примечательной. После публикации его знаменитой книги "И звери, и люди, и боги", изданной на нескольких языках, в 20-е годы о нем писали как о человеке исключительнго мужества, приключения которого "почище Джека Лондона".
Оссендовский вырос в России, учился в Петербургском университете, преподавал физику и химию в Сибири, потом был советником адмирала Колчака и незадолго до падения его правительства выполнял поручение адмирала исследовать Урянхай и Западную Монголию. В борьбе белых и красных, переместившейся из Сибири в Монголию, Оссендовский встал на сторону белых, под знамена барона Унгерна.
В своей книге автор рассказал, как в 1921 году присутствовал на операции, когда Джа-лама вскрыл грудь пастуха ножом, и он увидел «медленно дышащее легкое и биение сердца пастуха. Лама коснулся раны пальцем, кровотечение остановилось, и лицо пастуха было совершенно спокойно... Когда лама приготовился вскрывать и живот пастуха, - повествует далее Оссендовский, - я закрыл глаза от ужаса и отвращения. Открывши их через некоторое время, я был поражен, увидев, что пастух спал с расстегнутым на груди тулупом».
Именно поляку сказал однажды Джа-лама, не принявший, в общем-то, ни сторону красных, ни сторону белых:
- Я не монах, я воин и мститель!
«Любой, кто осмеливался противоречить ему, безжалостно устранялся, - писал Й. Гелета. - Люди были слепым орудием в руках таинственного калмыка. Они верили, что он принадлежит к той таинственной секте лам, которые обитали в монастыре вечной жизни в Гималаях, открытом для тех избранников, что приобретали, вернувшись к людям, сверхчеловеческую магическую силу, становились обладателями великих тайн. Эти избранники узнавали друг друга в миру по особому способу разделывания сухожилий животных за едой. И знак тот простые смертные не видели... Оказать сопротивление Джа-ламе было практически невозможно, поскольку его всепоглощающая гипнотическая сила способна была поражать даже оружие в руках его жертв. Убить его самого было невозможно».

Смерть ламы

И тем не менее он был убит. Последние годы своей бурной жизни Джа-лама провел в городе-крепости, возведенном среди пустыни Гоби, - в своем городе, который он, видимо, намеревался сделать в будущем столицей независимого теократического государства в Западной Монголии. В планы его входило и строительство новых буддлийских храмов. А пока он промышлял грабежом торговых караванов, пересекающих пустыню. Все это, конечно, не могло устроить красное правительство в Урге.
Поскольку выманить Джа-ламу из его города никак не удавалось (несмотря на лживые приглашения, не ехал он, и всё тут; а быть может, дошли до него слухи о заочном приговоре к смертной казни), а взять крепость штурмом новая власть не решалась, ему было послано подложное письмо о том, что правительство в Урге нуждается в его содействии и приглашает занять пост «уполномоченного сайда» (министра, сановника) в Западной Монголии. Джа-лама согласился принять в своей ставке "представителей" спредоставляемой ему утвержденной печатью.
Он встретил "представителей" настороженно, в присутствии телохранителей. И в первый день, как докладывал один из участников операции X. Кануков, убить Джа-ламу не удалось.
Несколько изменилось настроение Джа-лмы, когда другой "представитель", Дугэр-бейсе, притворно поведал, как плохо теперь народу, настроенному против нынешнего правительства, что он сам, "бывший белый", не надеялс вырваться из красной Урги и только Будда помог еу лицезреть великого ламу, надежду всех несчастных...
И на это Джа-лама якобы ответил, что давно мечтал о перевороте и сержении правительства, которое вместе с проходимцами, понаехавшими из России, захватило власть и обманывает народ, а заняв место сайда, сделать это будет легче.
В конце концов Дугэр-бейсе удалось зазвать Джа-ламу в отведенную гостям юрту, чтобы научить его ориентироваться по карте, и тот без охраны последовал за ним.
Увидев вошедшего Джа-ламу, цирик Даши притворно упал перед ним на колени, благоговейно сложив руки и прося святого благословить. Дугэр сел рядом с гостем, а еще один участник операции, Нанзад-Батор, который, кстати, сражался под знаменами Джа-ламы под Кобдо в 1912 году, когда того пчитала вся Степь, стал подкладывать дрова в огонь.
Закончив молитву, Джа-лама поднял руку над головой Даши, чтобы коснуться ее, благословляя. И тут молящийся схватил его за эту руку, за другую - схватил Дугэр-бейсе, а Нанзад выстрелом в упор уложил Джа-ламу наповал.
Как следует из доклада Канукова, никто из приближенных не бросился на спасение. "Представители" быстро захватили арсенал, а затем устроили митинг, на котором подданные Джа-ламы "не то что изъявили покорность, но были очень рады овобождению от деспота-изверга". Пятеро наиболее доверенных пособников убитого, "самых отъявленных злодеев", были принародно расстреляны.
Так закончилась земная жизнь таинственного ламы. Символично, что погиб он не в бою, а был убит с максимальным коварством - во время молитвы и благословения.

Проклятье Головы

Как известно из мемуаров, Джа-лама обладал мстительной памятью - человек, вызвавший его гнев, мог считать себя погибшим. Некое проклятье будто преследовало и некоторых людей, кто так или иначе был связан с судьбой Джа-ламы или имел дело непосредственно с Головой.
В тот день, когда Голова, как бесценный трофей, прибыла на пике к зданию правительства в Урге, скончался «главком монгольской революции» товарищ Сухэ-Батор (более того, молва утверждает: как только всадник привез голову, Сухэ-Батор умер).
К уже упоминавшемуся выше Ф. Оссендовскому, проживавшему в конце войны в Жулвине, предместье Варшавы, приезжал лейтенант вермахта барон фон Унгерн-Штернберг. Наутро литератора, автора почти ста книг, отвезли в госпиталь, где он скончался от болей в желудке.
В польской и монгольской (в 1989 г.) прессе появились сообщения, что сын или племянник барона приезжал к Оссендовскому неспроста, ибо легенды, связанные с кладом барона Унгерна, так или иначе соотносятся с именем писателя. По одной версии, он будто бы сам видел, как Унгерн в одном из буддийских храмов передавал все свое золото (а награбленное бароном было навьючено на 250 верблюдах!) на нужды «желтой веры» при условии, если в течение 50 лет за ним никто не придет от его имени.
По другой версии, двадцать четыре ящика весом по четыре пуда золота каждый Унгерн отослал с верными ему монголами через границу, но те, напоровшись на красных, спешно закопали клад. Говорят, будто в одной из своих книг поляк опубликовал не относящуюся к тексту карту, на которой якобы помечено место клада...
Известно, что в 1921 году в Урге лама предсказал барону Унгерну смерть от рук красных, а Оссендовскому - когда барон напомнит, что время его пришло. Не вторая ли часть предсказания сбылась в Жулвине в 1945 году?..
В 1937 году как «агент японской разведки» был расстрелян в Ленинграде монголовед В.А. Казакевич, разыскавший Голову в Урге и полулегально привезший ее в Россию. Другой ученый, В.Д. Якимов, чудом избежал расстрела, но погиб в первые дни войны. Он в течение ряда лет собирал материал о Джа-ламе для повести о нем под названием «Святой бандит». Погиб и писатель Б. Лапин, опубликовавший в журнале «Знамя» в 1938 году рассказ о Джа-ламе «Буддийский монах».
В 1943 году в лагерях умер человек, хорошо знавший Джа-ламу, переписывавшийся с ним, когда тот был в ссылке, - русский купец и ученый-практик А.В. Бурдуков, попавший в Монголию в довольно раннем возрасте и отдавший ей многие годы жизни. Бурдукову принадлежат и несколько фотоснимков Джа-ламы, один из которых был опубликован в журнале «Огонек» в 1912 году.

"Восстание в Степи"

Особо следует сказать о человеке, всю жизнь мечтавшем снять фильм о Джа-ламе, грандиозную эпопею "Восстание в Степи". Это Петер Садецки, журналист, писатель и кинорежиссер, эмигрировавший из Чехословакии после событий 1968 года и обосновавшийся в Гёттингене (Западная Германия).
Много лет он вел безуспешные переговоры с властями МНР о съемке (в перелицованной истории Монголии Джа-лама был не более, чем авантюрист и проходимец, посягнувший на советскую власть и ею уничтоженный), а также добивался разрешения сфотографировать в Ленинграде Голову, ибо детальная съемка была необходима для гримировки актера - исполнителя главной роли. Разрешения он добился уже после перестройки, однако снимки Садецки не удовлетворили.
Кстати, Садецки всячески поддерживал версию о том, что в крепости был убит не Джа-лама, а специально оставленный им перед тем как скрыться двойник, и собирал тому свидтельства. Одно из них принадлежало, в частности, стоматологу барона Унгерна Бианке Тристас, которая будто бы видела Джа-ламу уже после 1922 года, скромно живущего в Степи под видом шамана. Садецки также утверждал, что на одном из аукционов в США приобрел серебряное седло, принадлежавшее Джа-ламе.
Замыслам Садецки, которые начали было осуществляться в связи с переменами в Монголии, помешала смерть - в 1991 году он скончался от лейкмии в возрасте 48 лет.
Репрессии, войны и просто годы выкосили всех, кто знал Джа-ламу, когда-либо встречался с ним. Во время ленинградской блокады рушились дома, пострадали многие музеи. От холода, голода и бомбежек гибли люди. Но словно обладая неким инстинктом самосохранения, все эти бурные события Голова мирно пережила в своем аквариуме, как бы взирая с недоброй усмешкой на дела рук человеческих. И кто знает, в каком обличье вновь явится на землю гневный бог-мститель Махакала?..

На фото: голова Джа-ламы в Кунсткамере (Петербург).

— А ну-ка, Мичик, встань! — приказал он. Пастух повиновался. Лама быстрыми движениями расстегнул ему рубашку и обнажил грудь. Я не понимал, что он собирается делать, но тут Тушегун со всей силой поразил кинжалом грудь пастуха. Монгол упал, обливаясь кровью, брызги ее обагрили одежду ламы.

— Что вы наделали? — воскликнул я.

— Тс-с... Тихо, — прошептал он, повернув ко мне побелевшее лицо.

Несколькими ударами ножа он рассек грудную клетку монгола, и я собственными глазами увидел, как мягко колышутся легкие несчастного и сильно пульсирует сердце. Лама коснулся руками этих органов, кровь перестала течь, а выражение лица пастуха стало на удивление спокойным. Он лежал с закрытыми глазами и, казалось, спал безмятежным и глубоким сном. Лама начал вскрывать брюшную полость, но тут я, содрогаясь от ужаса и отвращения, закрыл глаза. А когда вновь их открыл, то с удивлением увидел, что пастух мирно спит, и хотя рубашка его по-прежнему расстегнута, на груди нет ни малейших следов раны. Тушегун-лама сидел неподалеку от жаровни, курил трубку и смотрел в глубокой задумчивости на огонь.

Фердинанд Оссендовский «И звери, и люди, и боги»

На переломе веков девятнадцатого и двадцатого мир пережил множество сильнейших потрясений, обративших в прах многое из того, что ранее считалось непоколебимым. Мировая война, приведшая к падению четырех могучих европейских монархий, нам близка и известна. Меж тем, в этот же период погибла еще одна империя, не менее значимая и древняя — династия Цинь, правившая Китаем с семнадцатого века, в 1912-м пала в огне революции, повергнув Поднебесную в хаос, который окончательно будет преодолен лишь в конце сороковых. Воспользовавшись слабостью сюзерена, покоренные им земли — Монголия и Тибет — поспешили заявить о собственной независимости.

В это время в Монгольских степях появился лидер, который у прагматичных европеоидов вызывал одновременно восхищение, страх и недоумение.

В народных преданиях монголов он остался под именем Джа-лама, хотя при жизни носил множество имен и прозвищ. «Разбойник и странствующий монах, знаток буддийской метафизики и авантюрист с замашками тирана-реформатора, он всю жизнь балансировал на грани реальности, причём с неясно выраженным знаком по отношению к линии между тьмой и светом», — пишет о нем Леонид Юзефович. Свирепый воин, тантрический колдун, буддийский лама, живое воплощение умершего монгольского князя и даже самого Великого Черного — жуткого бога разрушения и войны Махакалы.

Этот человек в 1912-м стал одним из лидеров освободительной войны против Китая, лично возглавив штурм Кобдо, тогдашней китайской столицы Монголии. Кобдо, обнесенный высокими стенами, охранял сильный гарнизон с современными винтовками, пулеметами и даже пушками. Штурмовала город неорганизованная кочевая орда, вооруженная в лучшем случае кремневыми ружьями. Китайцы без особого труда отражали многократные штурмы монголов, каждый раз нанося противнику серьезный урон. Но так было до появления Джа-ламы. Колдун воодушевил войско, явив им чудесные видения счастливого будущего победителей и райских степей, куда попадут погибшие, после чего лично возглавил приступ. Кобдо пал, а Джа-лама, стоя перед войском, достал из-за пазухи горсть сплющенных пуль. В халате его насчитали двадцать восемь дыр, но сам колдун остался невредим. Город отдали на трехдневное разграбление, вырезав всех китайцев, что находились там, а Джа-лама стал одним из верховных военачальников. Собственное белое знамя, сшитое из дорогой трофейной парчи, он лично освятил жертвенной кровью. Зарезав пятерых китайцев, у каждого он изъял сердце, и ими, еще трепещущими, чертил на белой парче магические символы.

Но кровавая звезда князя-колдуна взошла не тогда. История его запутана и началась намного раньше описанных событий. Чтобы окончательно разобраться в ней, стоит отправиться на сто пятьдесят лет в прошлое — в год 1755-й, когда джунгарский князь Амурсана поднял первое масштабное восстание против китайской власти. Восстание в итоге было жестоко подавлено, а сам Амурсана бежал в Россию, которая отказалась выдать его китайским властям. Пекину пришлось довольствоваться его ближайшим соратником Шидр-ваном, который был схвачен и удушен. После чего у китайского императора родился сын с красной полосой на шее — перевоплощение повстанца. По приказу императора младенец был подвергнут жесточайшей казни — его плоть мелкими кусочками выщипали сквозь отверстие в монете-чохе. Но через год императрица родила ребенка, кожа которого была покрыта множеством мелких пятнышек — Шидр-ван возродился снова. В этот раз для его убийства были приглашены опытные ламы-колдуны и возрождения больше не повторилось. Амурсана же заболел оспой и умер под Тобольском. Соответствующей ритуальной казни над ним не производилось, отчего возродиться он мог беспрепятственно. Так в Монголии родилась и окрепла легенда о том, что с севера придет новое воплощение Амурсаны, придет с могучим войском и освободит страну.

Надо сказать, что идея перевоплощения воспринимается буддистами-монголами не как некий миф, но как повседневное, вполне естественное событие. Длинная череда Богдо-гэгэнов, живых будд, равно как и тибетских Далай-лам и Панчен-лам составляет самый яркий тому пример, а в целом же, перерожденцы, называемые хубилханами, встречались почти в каждом монастыре. Ламы более высоко ранга, называемые тулку, даже могли выбирать место своего очередного перерождения.

И вот в конце XIX века словно из ниоткуда появился человек, назвавший себя одновременно внуком и перевоплощением Амурсаны. Он был одет в ламаистскую одежду, но вместе с тем носил оружие и ездил на коне, что было строго воспрещено желтой верой. Никто точно не знал, кто он и откуда, но говорили, что сам он был калмыком, возможно — астраханским. В детстве его отдали на обучение в монгольский монастырь, откуда в числе самых одаренных учеников отправили в Тибет, и не куда-нибудь, а в Лхасу — столицу и резиденцию Далай-ламы, откуда, впрочем, он вскоре вынужден был бежать, опасаясь кары за убийство товарища-монаха. Пришелец обладал весьма обширными познаниями в буддийской метафизике и тантрических практиках и быстро завоевал авторитет местного ламства. Тогда первое упоминание о нем появилось и в русских документах — его упомянул профессор Позднеев в своей книге «Монголия и монголы». Обеспокоенный его растущим влиянием и антиимперской пропагандой, Пекин несколько раз арестовывал его, но как российского подданного всякий раз отпускал. После этого он исчез почти на десять лет, чтобы появиться в 1900-м под именем Шезраб-ламы, проводника тибетской экспедиции Петра Козлова, и даже направился последним в качестве посла Российской империи к Далай-ламе. Также есть сведения, что к экспедиции Джа-лама примкнул, спасаясь от гнева князя горгунов из Китайского Туркестана. После судьба его на десятилетие погрузилась во мрак, чтобы вынырнуть из него под стенами осажденного Кобдо.

Захват Кобдо, а после — Улясутая сделал Джа-ламу могущественным князем, получившим под свою руку земли и данников. В своем домене он начал строить новое государство, совмещая мистическую теократию с реформаторскими веяниями запада. Порукой его власти был суеверный страх, который он внушал подданным. Месть Джа-ламы считалась неотвратимой — любой, кто вызвал его гнев, мог быть уверен в скорой своей смерти. «Никто не знал день и час, когда в его юрте или на равнине, рядом со скачущим конем, появится таинственный и могущественный лама-мститель. И тогда — удар кинжала, пуля или стальные пальцы, сдавившие шею, словно тиски, кончали дело», — писал о нем Оссендовский. Но звезда князя-монаха сияла недолго.

Опьяненный властью, он рассорился с Богдоханом, буддой-властителем Монголии, слабым правителем, но опаснейшим мастером интриги, а после — стал угрожать русским торговцам, требуя с них дань (чего никогда раньше не было). Надо сказать, что вся освободительная война проходила не без молчаливого согласия и поддержки Российской Империи, заинтересованной в создании буферного государства между ней и Китаем. Поэтому такое самоуправство не устроило ни Ургу, ни Петербург. За Джа-ламой была начата охота, избегая которой, он снова явил свои магические способности. Венгр Йожеф Гелета, в то время работавший в Монголии, рассказал, как преследуемый казаками Джа-лама оказался на берегу озера Сур-нор: «Перед ним была водная гладь, позади — его преследователи. Монголы из находившегося поблизости небольшого кочевья, затаив дыхание, ждали, что в следующий момент Джа-лама будет схвачен. Внезапно они с изумлением заметили, что казаки свернули в сторону и вместо того, чтобы скакать прямо к Джа-ламе, который спокойно стоял в нескольких ярдах от них, галопом бросились к другому концу озера. „Он там! — кричали казаки. — Он там!“. Но „там“ означало разные места для каждого из них, и казаки, разделившись, поскакали в разные стороны. Затем они вновь съехались вместе и напали друг на друга со своими длинными пиками, убивая один другого. При этом каждому из них казалось, что он убивает Джа-ламу».

И все же мятежный монах был арестован, вывезен из Монголии и посажен под арест, сначала в Нерчинск, потом в Тобольск, а по прошествии нескольких лет — на поселение в Астраханский край. Революция 1917-го снова сделала его свободным, и он вернулся в Монголию — как раз вовремя, чтобы начать новую войну против китайцев, которые, воспользовавшись революционным пожаром в России, оккупировали державу Богдохана.

Колдун вновь доказал свои таланты, громя китайцев на юго-западе. В то время он обзавелся могущественным магическим артефактом: кожей магнуса, монгольского демона. Случилось это так:

После боя молодой, красивый собой киргиз, сражавшийся на стороне китайцев, остался ранен, но жив. С железным спокойствием он сидел, опершись о камень, бесстрастно глядя на врагов. Один из монголов подъехал к нему и ударил копьем. Киргиз не издал ни звука. Джа-лама заметил это и приказал ударить его саблей. Но и тогда киргиз не застонал. Поэтому Джа-лама собственноручно вырезал ему сердце и поднес к глазам. И в этот раз казах лишь спокойно посмотрел на орган гаснущим взглядом. Джа-лама приказал снять с него кожу, заявив, что дух киргиза был так силен, потому что в него вселился мангус. Эта кожа, выделанная и просоленная, осталась при колдуне и использовалась им в ритуалах до самой его смерти. Стоит пояснить, что такая кожа издревле использовалась в ламаистских церемониях, но в современности, как и многое из древней сакральной атрибутики, была подменена имитацией — белой тканью в виде человеческой кожи. Точно так же жертвоприношения в виде людской печени, легких, носов и ушей были заменены в поздние времена их слепками из теста или глины. Но Джа-ламу симуляции не удовлетворяли.

В то время в борьбу вмешался белый генерал фон Унгерн-Штернберг, прозванный Черным Бароном, личность не менее темная и зловещая. Унгерн с остатками своих казаков бежал из Даурии, одинаково ненавидимый за садистскую жестокость и тиранию и красными, и белыми. Иронично, что в 1912-м Унгерн, будучи царским офицером, самовольно приезжал в Кобдо, желая служить под знаменами Джа-ламы, но получил запрет от русского консульства, посчитавшего такой шаг для русского офицера недопустимым. Теперь же сам Черный Барон считал Джа-ламу «человеком вредным» — поскольку тот был своевольным и власти чужеземца над собой не признавал.

Впрочем, им обоим было не до того. Штернберг сражался с китайцами, а потом — с наступающими красными, а Джа-лама удалился в Черную Гоби, где основал свое собственное государство, возведя в горах зловещую крепость Тенпай-Байшин, руины которой посетил во время тибетской экспедиции Николай Рерих. До сих пор это место вызывает страх местных жителей, по устным преданиям наслышанных об ужасах, творившихся в ней.

Новосотворенную державу правитель видел основой будущей империи, а до поры обеспечивал существование ее грабежами караванов и захватом рабов. Невольники возвели для него башни и стены, он же сурово карал подданных за малейшие провинности — например, пьянство и даже испражнение на землю. Подданные, как и всегда, панически боялись его из-за причастности к тайным знаниям и не могли никак определиться, кто же он — буддийский святой или воплощенный мангус. Гарнизон крепости состоял из почти пятисот человек, неплохо вооруженных и подготовленных. Этих сил было достаточно, чтобы защищаться и нападать — пускай даже на караваны торговцев и паломников, следовавших в Тибет.

Рерих пишет: «Таким путем Джа-лама собрал вокруг себя смешанную группу людей. Тибетские чиновники и торговцы, монгольские паломники, ламы и миряне, политические враги Джа-ламы, китайские купцы из Аньси и Коко-хото, киргизские вожди с Монгольского Алтая — все должны были работать, возводить здания, строить башни и стены в обжигающей зноем монгольской пустыне. Некоторые из заключенных целые годы провели в плену у Джа-ламы и, чтобы избежать варварского обращения, объединялись в небольшие отряды. Другим удавалось совершить побег, но большинство умерло от тяжелых испытаний, так как не все могли выдержать отношение людей Джа-ламы».

Впрочем, держава его просуществовала недолго. В 1922-м коммунистами в Угре был вскрыт большой политический заговор, нити которого вели к Тенпай-Байшину. Были арестованы бывшие министры Богдохана, ведшие переговоры с Джа-ламой, а сам он был приговорен к смерти. Попытки выманить его в Ургу успехом не увенчались — подозрительный лама не верил сладким посулам коммунистов. Тогда в крепость был отправлен сильный отряд, возглавляемый самим начальником безопасности МНР, известным полководцем Балденом Дордже. Он, опасаясь сопротивления, решил взять Тенпай-Байшин хитростью.

Вот как описывает эти события Николай Рерих: «Остановившись, его отряд расположился лагерем приблизительно в двух днях пути от крепости Джа-ламы. Балдан Дордже с одним из солдат поехали в крепость. Они притворились паломниками и попросили позволения подарить церемониальный шарф Джа-ламе. По некоторым причинам им это позволили и провели их в монгольскую палатку, разбитую во внутреннем дворе замка. Балдан Дордже приблизился к ламе с церемониальным шарфом и застрелил его из пистолета, спрятанного под хатыком. Джа-лама был убит на месте. Его последователи не могли даже оказать сопротивление, поскольку Джа-лама, как и другие азиатские вожди, хранил все оружие и боеприпасы в своей палатке и выдавал их только тогда, когда было необходимо. Так как палатка с арсеналом была захвачена Балданом Дордже и его спутником, пораженные паникой последователи не имели иного выбора, как только подчиниться или рассеяться».

Голова колдуна была отсечена и забальзамирована, после чего, надетая на пику, была на несколько дней выставлена в Улясутае, собирая множество народу. После она была доставлена в Ургу новому правителю коммунистической Монголии, победителю Черного Барона, Сухэ-батору. Но мстительный лама и после своей смерти не перестал карать обидчиков — Сухэ-батор внезапно скончался в тот самый день, когда кортеж с головой Джа-ламы въехал в столицу. После этого долгое время бальзамированная голова выставлялась на базарах Монголии в доказательство смерти Джа-ламы, но вызывала не гордость, а благоговейный страх. Монголы называли ее «цаган толгой», «белая голова» (вероятно, из-за ежика седых волос) и считали могущественным чародейским предметом. Вскоре голова вернулась в Угру, где на время затерялась, пока в 1925 не была похищена и дипломатической почтой доставлена в Ленинград неким студентом-монголоведом В. А. Казакевичем, проходившим в Урге практику.

История с головой покрыта тайнами не меньше, чем жизнь ее обладателя. Достоверно не известно, зачем она понадобилась русским и по какой причине вывозилась из Монголии тайно. Известно только одно — голова прочно осела в запасниках Кунсткамеры и никогда не выставлялась публично. Даже в реестр она была внесена просто как «Голова монгола». Николай Рерих писал, что в буддизме такая казнь считается самой жуткой, ибо сохраненная голова лишает душу обладателя возможности покинуть Бардо, пространство между жизнью и смертью, и переродиться. В связи со странной смертью Сухэ-батора и других причастных к убийству Джа-ламы людей, вскоре родилась и окрепла легенда о проклятии головы мятежного монаха. Среди жертв его оказался и Казакевич, похитивший голову — он был обвинен в шпионаже на Японию и расстрелян.

С тех пор противоречивый и пропитанный жестоким монгольским мистицизмом образ Джа-ламы продолжает тревожить умы исследователей. Многие приписываемые ему чудеса и зверства подтверждаются одними учеными и опровергаются другими, а его жизненный путь настолько оброс легендами, что правда в нем нераздельно смешалась с вымыслом. Но так или иначе, Джа-лама являл собой один из мрачных и противоречивых образов мистического Дальнего Востока, чья сила и власть строились на страхе, мстительности и кровавой магии.

Он говорил о себе: " Толь­ко один че­ло­век из всех жи­ву­щих зна­ет его свя­щен­ное имя, толь­ко один из всех по­се­щал Агар­ти. Этот че­ло­век - я. По­это­му да­лай-ла­ма по­чи­та­ет ме­ня, а Жи­вой Буд­да из Ур­ги бо­ит­ся. Впро­чем, нап­рас­но -мне ни­ког­да не си­деть ни на свя­щен­ном прес­то­ле в Лха­се, ни на том, что Чин­гис­хан за­ве­щал Гла­ве на­шей Жел­той ве­ры. Я не мо­нах, а воин и мститель..."

Легендарный монгольский "лама с маузером", сражавшийся против китайской оккупации, был достойным сыном своей дикой родины. Дамби-Джамцан-лама, чаще называемый просто Джа-ламой, родился в Астрахани, в семье калмыка Санаева в 1860 году. Мальчика нарекли Амуром. Имя хорошее, старинное. Никто и предположить не мог, что в судьбе будущего ламы оно сыграет ключевую роль. Через несколько лет семья Санаевых переехала в Монголию, что по тем временам было совершенно обычным делом. Мальчика отдали в дацан Долон-Нор, для обучения грамоте. Проявив себя чрезвычайно способным учеником, он был направлен в Тибет, где много лет учился в столичном монастыре Дрепунг. Для завершения высшего богословского образования Амур, получивший духовное имя Дамби-Джамцан, посетил Индию, родину Будды Гаутамы, и вернулся в Лхассу. Там, якобы в пылу спора, Санаев убил товарища по монашеской келье. Отнять жизнь - страшное преступление для буддиста. Амур Санаев бежал в Пекин и несколько лет служил при ямыне, составлявшем календари. В 1890 году Джа-лама объявился в Монголии, выдавая себя за инкарнацию Амурсаны - джунгарского князя, полтора века назад восставшего против китайцев.
Буддистское учение о переселении душ не было для монголов умозрительной теорией. Инкарнации-хубилганы встречались в каждом монастыре. Верховный правитель Далай-лама после смерти переселялся из тела в тело. Были разработаны сложные ритуалы, позволяющие с высокой точностью распознавать младенца, получившего душу владыки буддистского царства. С Амурсаной же была связана весьма трагическая история, затронувшая потомков Цинской династии. В 1755 году князь одного из сильных монгольских племён поднял мятеж против китайского владычества. Императорские войска быстро провели антитеррористическую операцию. Амурсана бежал в Россию и скончался в Тобольске от оспы. Требование Пекина выдать тело Петербург отверг. Ближайший соратник Амурсаны, "полевой командир" Шидр-ван был казнён посредством удушения шёлковой тесьмой. Вскоре у китайского императора родился сын с красной полосой вокруг шеи. Духовенство признало, что Шидр-ван возродился. Младенца умертвили жестоким магическим способом, выщипав всю плоть маленькими кусочками через дырку в китайской монете-чохе. Спустя год императрица родила второго сына, чья кожа была пёстрой, покрытой оставшимися от прежней казни шрамами. Душа Шидр-вана упрямо вселялась в царских отпрысков и требовала отмщения. Только усилиями придворных лам-чародеев, применивших нечеловеческий метод укрощения духа повстанца, младенец был убит, и больше Шидр-ван не возрождался.
Однако у могилы на тобольском кладбище необходимые ритуалы не были совершены. Посему, неизбежное случилось, и в семье Санаевых родился сын, которого назвали Амур. Воплотившийся Амурсана, спустя полтора века, вернулся в Монголию для завершения начатого. Власть и влияние Дабми-Джамцана зижделись на природных экстрасенсорных способностях и знании приёмов тибетской магии, которые способный ученик постиг в столичном монастыре. В 1890 году инкарнацию Амурсаны арестовали китайцы, однако из-под стражи удалось бежать. Странствуя по Монголии, Джа-лама вёл активную политическую жизнь и даже съездил в Лхассу по поручению русского путешественника Козлова, чей статус в диких степях Монголии был весьма высок. В 1912 году Джа-лама принял участие в осаде занятой китайцами Кобдоской крепости. После того, как город был взят, Джа-лама приобрёл огромное влияние на местных князей, как инкарнация-хубилган, обладающий волшебными свойствами. Постепенно вокруг Джа-ламы сформировалось поистине княжеское окружение - две тысячи семей из незнатных родов, выбравших его святое покровительство. Джа-лама утвердил свою ставку возле монастыря Мунджик-хурэ. Над десятками юрт возвышался поражавший воображение кочевника невиданный по размерам белый шатёр-аил, в разобранном виде перевозившийся на двадцати пяти верблюдах. Рядом с шатром было выкопано искусственное озеро, на всей территории ставки поддерживалась идеальная чистота, что многими воспринималось как шокирующее нововведение. Джа-лама не пил, не курил и строго наказывал подданных за пристрастие к алкоголю. Однако главный запрет буддизма, убийство, постоянно нарушался самим вождём. "Лама с маузером" лично пытал пленных и даже приказал освятить кровью китайского солдата новое знамя, сделанное после взятия Кобдо. Солдата зарубили у подножия знаменного древка и окропили его кровью парчу.
Войско Джа-ламы кормилось, угоняя скот у алтайских казахов. В нападениях на кочевья принимал участие и сам вождь. Русскому исследователю Бурдукову рассказывали об одной из таких операций: "После боя казахи разбежались, оставив несколько человек раненых. Один, очевидно тяжело раненый, статный и красивый молодой казах сидел гордо, оперевшись спиной о камень, и спокойно смотрел на скачущих к нему монголов, раскрыв грудь от одежды. Первый из подъехавших всадников пронзил его копьём. Киргиз наклонился вперёд, но не застонал. Джа-лама приказал другому сойти с коня и пронзить его саблей. И это не вызвало стона. Джа-лама велел распластать казаху грудь, вырвать сердце и поднести к его же глазам. Казах не потерял угасающей воли, глаза отвёл в сторону и, не взглянув на своё сердце, тихо свалился." Затем Джа-лама приказал целиком снять с мёртвого кожу и засолить её для сохранения. Беспримерная сила духа её обладателя делала кожу ценным ингредиентом для ламаистских богослужений.
В 1921 году Монголию заняли красные. Джа-лама ушёл в Южную Гоби, в горы Шацзюньшаня. Там он создал крошечное теократическое государство. Осев на торговой тропе, свирепый князь-священник стал грабить караваны, а пленников обращать в рабов. Их руками на вершине каменистого холма он воздвиг неприступную крепость Тенпей-бейшин, где рассчитывал отбиться от войск великого северного соседа. Однако, комиссары и не думали штурмовать замок. В 1923 году переодетый странствующим монахом офицер монгольской революционной армии проник в Тенпей-бейшин и застрелил тирана. Лишившись харизматического лидера, подданные сдали крепость без сопротивления красным цэрикам. Отрубленную голову Джа-ламы привезли в Улясутай, насадили на пику и выставили на базарной площади, дабы все граждане Советской Монголии убедились, что разбойник мёртв. Затем её поместили в бидон с водкой и отправили в столицу - Ургу (ныне Улан-Батор). В 1925 году монголовед Казакевич украл полуразложившуюся голову Джа-ламы, погрузил в стеклянный сосуд с формалином и переправил диппочтой в Ленинград. Питерские коллеги удалили с головы мягкие ткани и поставили экспонат "Череп монгола" на полку. Так она и хранится теперь в Музее антропологии и этнографии как экспонат Љ 3394, принося служащим запасника болезни и неприятности.
А где-то, вероятно, уже родился младенец, взирающий на мир тусклыми глазами умудрённого жизнью старика...

Гаврюченков Юрий Фёдорович

А вот что пишет о нём Оссендовский:
Ту­ше­гун-ла­ма. По про­ис­хож­де­нию он рос­сий­с­кий кал­мык; еще при ца­ре вел ак­тив­ную аги­та­цию за не­за­ви­си­мость кал­мыц­ко­го на­ро­да и по этой при­чи­не по­бы­вал во мно­гих тюрь­мах. Боль­ше­ви­ки его не жа­ло­ва­ли из-за то­го же, и при них он вновь уго­дил в тюрь­му. Ему уда­лось бе­жать в Мон­го­лию, где он поль­зо­вал­ся боль­шой по­пу­ляр­нос­тью у на­се­ле­ния. Не­уди­ви­тель­но, ведь он был близ­ким дру­гом да­лай-ла­мы в По­та­ле (Лха­са), слыл са­мым прос­ве­щен­ным из лам, а, кро­ме то­го, яв­лял­ся ис­кус­ным вра­чом. Он до­бил­ся поч­ти пол­ной не­за­ви­си­мос­ти при Жи­вом Буд­де и стал вож­дем всех древ­них ко­че­вых пле­мен За­пад­ной Мон­го­лии и Джун­га­рии, рас­п­рос­т­ра­няя свою по­ли­ти­чес­кую власть и на мон­голь­с­кие пле­ме­на Тур­кес­та­на. Труд­но бы­ло соп­ро­тив­лять­ся его вли­янию, сам он объ­яс­нял это сво­ей при­час­т­нос­тью к тай­но­му зна­нию, но мне го­во­ри­ли дру­гое. Он вы­зы­вал у мон­го­лов па­ни­чес­кий ужас, ибо каж­дый, кто ос­ме­ли­вал­ся про­ти­вить­ся его при­ка­зу, по­ги­бал. Ник­то не знал день и час, ког­да в его юр­те или на рав­ни­не, ря­дом со ска­чу­щим ко­нем, по­явит­ся та­ин­с­т­вен­ный и мо­гу­щес­т­вен­ный друг да­лай-ла­мы. И тог­да - удар кин­жа­ла, пу­ля или сталь­ные паль­цы, сда­вив­шие шею слов­но тис­ки, кон­ча­ли де­ло
http://willsbor.narod.ru/ossendovski.html( со стр 158 й глава "Таинственный Лама-мститель")

И вот ещё об обычае "освящения знамён" :)))

В августе 1912 году после боя в китайской крепости Кобдо монголы захватили 35 китайских торговцев (не солдат, заметьте, - купцов). Над ними было решено исполнить древний тантристский ритуал "освящения знамен".
"Созывая народ в гудящие раковины, ламы вынесли обтянутые человеческой кожей дамары - барабаны, музыкальные инструменты из полых человеческих костей, горшочки с кровью для демонов. Ламы высокого и низкого рангов одинаково с трудом пробирались сквозь толпу... Проворно донага раздели жертвы. Руки и ноги им заломили за спину, голову откинули назад, привязывая косицу к связанным рукам и ногам так, чтобы торчала вперед грудь жертвы. Громче забормотали молитвы и заклинания ламы, поспешнее становилось жуткое пение.
Вперед вышел Джа-лама, как все ламы, с непокрытой головой, в красной мантии. Пробормотав слова молитвы, он встал на колени перед первым из связанных китайцев, взял в левую руку короткий серпообразный жертвенный нож. Мгновенно левой рукой вонзив нож в грудь, Джа-лама вырвал правой все трепещущее сердце. Хлынувшей кровью хайлар-монголы написали на полотнище "формулы заклинаний", которые гарантировали бы монголам помощь докшитов, оценивших их победу.
Потом Джа-лама положил окровавленное сердце в приготовленную габалу - чашу, которая на самом деле была оправленной в серебро верхней частью человеческого черепа. И снова крик новой жертвы, пока, наконец, все пять знамен не были расписаны кровью сердец. Коротким ударом ножа в череп вскрывали его ламы, опуская тут же теплые мозги в габалу к мертвым сердцам... В ужасе отшатываясь в начале, зрители вскрикивали что-то в знак одобрения, словно зажигая в душе свой маленький огонь...
Настал черед следующих пяти жертв, в том числе пленного сарта. К нему первому подошел Джа-лама. Пронзительное "аллах-иль-аллах" разнеслось по долине, когда он шилообразной человеческой костью вскрыл сарту артерии и стал выпускать хлынувшую кровь в габалу. Сарт умирал, как истинный мусульманин: он бормотал предсмертную молитву, обратив взор в сторону родных мест, пока не упал на траву. Его четверым товарищам было не лучше: медленно истекали они кровью. Джа-лама обрызгал ею, кровью умиравших врагов, стоявших поблизости и дрожавших от страха цириков (солдат). Бездыханных жертв бросали в костер.Когда чиновник князя подоспел к месту жертвоприношения и попытался остановить его, утверждая, что по "желтой вере" таких ритуалов не положено, ему возразили: "Джа-богдо-лама исполняет тантра-приношение по стародавнему обычаю, как передают негласные, тайные предания. Его приказ для нас - главный! Так велит поступать с врагами религии Махакала". И в самом деле, что значит слово князя перед авторитетом святого! "Ведь Джа-лама был докшин-хутухта - свирепый святой, почитаемый в ламаизме".
Как и положено святому и ламаистскому монаху, джа-лама не пил и не курил. И он даже больше, чем святой: "Махакала первоначально был одним из образов Шивы как разрушителя мира".
Махакалу "ламы-иконописцы обязаны были изображать всегда с мечом или ножом, на фоне очищающего огня, с широко раскрытым ртом, готовым впиться в сердце врага желтой веры, выпить его неостывшую кровь. Этот докшит (по-тибетски и дхармапал на санскрите) не просто побеждает Зло, но испытывает блаженство при виде мук носителя этого Зла". Это отнюдь не образ демонических сил, не облик зла. Нет, это облик покровителя "желтой веры", облик тех сил, что защищают тибетский буддизм.
Жертвоприношение, совершенное Джа-ламой, "доступно лишь тем немногим, согласно тантризму, кто овладел обетами алмазной колесницы Ваджры...
А. Бурдуков рассказывает, что Джа-ламу не любили многие ламы. Но никто из них не осуждал его ритуалы: "и вот, при такой личной неприязни баитский лама мне все же объяснил, что в ламайском культе во время некоторых богослужений стелется белое полотно, вырезанное наподобие распластанной кожи Мангыса. Мангыс в монгольском эпосе - одухотворенное злое начало... Лама говорил, что в главных храмах Лхассы в Тибете у Далай-ламы и Банчен-Богдо, для совершения великих хуралов в честь грозных богов есть настоящие кожи мангысов, но больше их нет нигде. В других местах применяется имитация. - Вот и Джа-лама снял кожу, вероятно, для обрядностей, а не по жестокости, - закончил лама".
И в самом деле, обряды Джа-ламы были не настолько "эзотеричны", чтобы никто другой их не практиковал. Когда один из сподвижников Джа-ламы Максаржав в 1921 году совершил переворот, он не просто уничтожил белый гарнизон (отряд атамана Казанцева - часть Унгерновской дивизии). Сердце есаула Ванданова (бурята-буддиста) было съедено. "При появлении в лагере Ванданова чеджин-лама сразу же впал в транс, воплотившееся в него божество требовало себе в жертву трепещущее сердце Ванданова. Ванданова расстреляли, а вынутое сердце было поднесено беснующемуся чеджину, который в экстазе его съел. Позднее он говорил, что во время транса действует божество, а не он, оно и съело сердце Ванданова". Исполнители этого действа рассказывали Бурдукову, что "его сало и мясо разобрали на лекарства. В тибетской медицине мясо, сало, череп человека и многое другое употребляются в качестве лекарств. Человеческое мясо и сало преимущественно берутся от казненных".
Ванданов был принесен в жертву при совершении все того же ритуала освящения знамени. Но на этот раз это было уже - красное большевистское знамя. И командир красных монголов Максаржав вскоре был награжден советским орденом Красного Знамени...
Вскоре в плен к "красномонголам" (термин А. Бурдукова) попал фельдфебель Филимонов из Бийска. И на этот раз сердце пленного было принесено в жертву красному знамени и съедено. Совершал обряд все тот же бывший при Максаржаве чеджин (чойджин) лама. "Интересно, что в современных случаях человеческих жертвоприношений инициаторами являются представители высшего ламства - Джа-лама и чеджин".

Имя этого человека в течение полувека вызывало у жителей Центральной Азии ужас и священный трепет. Однако многие кочевые народы почитали его как святого, несущего в жестокий мир добро и справедливость. Среди монголов было распространено убеждение, что он принадлежит к таинственной секте лам, живущих в легендарном монастыре Вечной Жизни в Гималаях. По преданию, те избранные, кто прикоснулся к Великой Тайне лам, получали невероятную силу, способность творить чудеса и исцелять людей. Они будто бы владели тайнами времени и могли заглянуть в будущее. Того, кто в глазах народа и был этим одним из этих избранных, звали Джа-лама.

Живое воплощение буддийского божества

Согласно официальным источникам, Джа-лама, или Дамбиджалцан, родился в 1860 году в семье калмыков Санаевых из Астраханской губернии. Со временем Санаевы перебрались в Монголию, где Дамбиджалцан весьма успешно учился, получив прекрасное буддийское образование.

Почувствовав собственные силы, Джа-лама стал выдавать себя за воплощение Амурсаны - джунгарского князя, в XVIII веке восставшего против власти китайцев и вновь родившегося, чтоб избавить монголов от китайского ига. Тогда же начала расти невероятная слава Джа-ламы - люди верили, что он олицетворяет собой одного из «черных» буддийских божеств - ужасного Махака."> "розного защитника «желтой веры>. от-знающегося особой беспощадностью к врагам.

Через несколько лет. собрав под свои знамена дово.-ачо многочисленную армию, Джа-лама начал непримиримую борьбу с китайцами все еще остававшимися хозяевами в тех краях. Жестокость Джа-ламы поражала современников. Говорят, что, пытая пленных, Джа-лама собственноручно отрезал несчастным носы и уши, выдавливал глаза, заливая в окровавленные глазницы жертв расплавленную смолу.

Не были редкостью и ритуальные жертвоприношения. В качестве жертв кровожадный вояка выбирал ратников, проявивших трусость на поле боя или не выполнивших приказ, их родственников, а также многочисленных пленников, которых ждала неминуемая смерть. Сохранились свидетельства о том, как Джа-лама вспарывал ритуальным ножом грудь жертвы, вырывал еще бьющееся сердце и окроплял свежей кровью боевые знамена, дабы всегда добиваться успеха в сражении.

Наибольшая известность пришла к Джа-ламе в 1912 году, после штурма его войсками города-крепости Кобдо с засевшими в нем китайцами. Проявив находчивость, Джа-лама велел погнать к неприступным стенам крепости десятки собранных по всей степи старых верблюдов с привязанными к их хвостам вязанками подожженного хвороста. Вид обезумевших от страха, охваченных пламенем животных, несущихся к городу, посеял панику в рядах гарнизона, защищавшего Кобдо. Именно это и позволило монгольскому войску ворваться в крепость. По преданию, когда бой был закончен, Джа-лама склонился к седлу и выгреб из-за пазухи горсть расплющенных пуль, которые не брали бесстрашного героя...

1914 году считавшийся подданным Российской империи Джа-лама был арестован и отправлен в ссылку в Забайкалье. Официальным поводом для этого стало обвинение в ритуальных убийствах. При обыске в его жилище были обнаружены мумифицированные фрагменты человеческих тел, а также тулум - кожа, снятая с живого человека цельным мешком, которая использовалась в ритуальных жертвоприношениях. Это обстоятельство еще более укрепило веру местного населения в то, что Джа-лама есть не кто иной, как живой Махакала.

Ученик тибетских лам

Божество не божество, но человек этот обладал неординарными способностями, многие из которых объяснить сточки зрения материалистической науки довольно затруднительно.

Так, советник адмирала Колчака и исследователь Тувы и Западной Монголии Ф. Оссендовский присутствовал при проведении Джа-ламой хирургической операции. По описаниям Ф. Ос-сендовского, Джа-лама вначале положил ладонь на лоб больного пастуха, после чего тот заснул спокойным и глубоким сном. Затем Джа-ла^а вскрыл грудь пациента ножом и. коснувшись пальцем раны, остановил обильное кровотечение. После этого начал удалять «некий больной орган». Со слов Ф. Оссендовского, не в силах созерцать столь ужасную картину, он на ка-кое-то время закрыл глаза, а когда открыл, то на месте обширного разреза увидел уже сшитую грубыми нитками кожу. Прооперированный же пастух по-прежнему безмятежно спал.

В1917 году, во время своего бегства из России, Джа-лама чудесным обра-
Джа-лама в военном мундире
зом расправился с отрядом гнавшихся за ним казаков. По воспоминаниям жителей небольшого кочевья, видевших эту сцену, прижатый к берегу озера беглец неожиданно повернулся лицом к скакавшим и стал пристально на них смотреть. Вооруженные пиками и шашками всадники с громкими криками начали вдруг разворачиваться, а затем принялись рубить и колоть друг друга, не обращая внимания на поскакавшего прочь Джа-ламу.

Другой весьма любопытный случай произошел в 1919 году, когда Джа-лама вместе с небольшим отрядом попал в засаду, устроенную китайцами. Когда разгорелся бой, монголы вдруг поняли, что их предводитель таинственным образом исчез. В тот же день и примерно в то время, когда еще шел бой, но почти в сотне верст от места схватки обитатели монгольского селения, в котором проживал тогда Джа-лама, видели его скачущим к своей юрте в полном боевом облачении.

Коварное убийство

В начале двадцатых годов прошлого века Джа-лама построил в центре пустыни Гоби неприступную крепость, которая, как он думал, со временем должна была стать столицей его собственного независимого государства. Примерно в это же время в результате революционного восстания, возглавляемого Сухэ-Батором, в Монголии установилась советская власть. Красное правительство, естественно, не мог устроить такой «сосед» - пользующийся большим авторитетом у местного населения опасный воин-отшельник, промышлявший, помимо прочего, грабежами караванов, шедшими через пустыню из Монголии в Советскую Россию. Однако неоднократные попытки убрать Джа-ламу не имели успеха. Словно чувствуя нависшую над ним опасность, он никогда не покидал своего убежища и оставлял без ответа многочисленные приглашения в столицу новой Монголии - Ургу.

В 1922 году Джа-лама получил официальное письмо с предложением занять пост министра монгольского правительства и просьбой принять послов из Урги, которые хотели бы обсудить с ним детали такого назначения...

Осторожный Джа-лама встретил послов в окружении своих верных телохранителей. Но на второй день переговоров послам удалось заманить Джа-ламу в свою юрту под предлогом того, что должны научить его пользоваться картой. Едва только Джа-лама вошел в юрту, как один из членов делегации упал на колени, прося у хозяина благословения. Хозяин в просьбе не отказал и принялся совершать мо-литву над головой гостя, а когда, наконец, закончил молиться и поднял руки, чтобы благословить стоявшего на коленях человека, тот схватил Джа-ламу. В этот момент другой участник покушения, до этого подкладывавший в печь дрова, выхватил револьвер и одним выстрелом в голову уложил Джа-ламу наповал. В этой же юрте заговорщики отрубили Джа-ламе голову и в качестве подтверждения удачно проведенной операции отправили трофей в Ургу.

В день, когда всадник привез к зданию правительства в Урге голову Джа-ламы на пике, внезапно скончался «главком монгольской революции» товарищ Сухэ-Батор. Для многих монголов это стало еще одним подтверждением могущественной божественной сущности воина, который даже после смерти был способен расправиться со своими врагами...

Долгое время мумифицированную голову Джа-ламы возили по селам и городам (ее тогда прозвали «Белой головой» из-за соли, выступившей на ней после мумификации), давая понять монголам, что их герой - никакое не божество. За это время трагически закончили свой жизненный путь все, кто имел отношение к убийству Джа-ламы. А в середине двадцатых годов голова попала в Ленинград, в знаменитую Кунсткамеру, где с нее удалили мягкие ткани и поместили в запасник под номером 3394 («Череп монгола»), где она хранится и по сей день.

В Петербургской Кунсткамере вот уже более 90 лет хранится страшный экспонат. Он никогда не выставлялся на всеобщее обозрение и вряд ли когда-нибудь будет выставлен. В описи он значится как «голова монгола». Но сотрудники музея знают гораздо больше и при желании расскажут, что это голова Джа-ламы, считавшегося в начале XX века в Монголии живым богом.


Китайская революция

В 1911 зашаталась великая Маньчжурская династия Цин, правившая Китаем с 1644 года. На юге провинции одна за другой объявляли о выходе из Цинской империи и переходили в лагерь сторонников республиканской формы правления. В крови гражданской войны рождалась будущая КНР.

Но и север не был монолитом. 1 декабря 1911 года монголы объявили о создании своего независимого государства. Глава буддистов Монголии Богдо-гэгэн стал Великим Ханом. Толпы кочевников окружили столицу провинции г. Ховд и потребовали от китайского губернатора признать власть Богдо-гэгэна. Губернатор отказался. Началась осада. Город стоял непоколебимо, все попытки штурма отбивались с большими потерями для атакующих.

Так продолжалось до августа 1912 года, пока под стенами не появился Дамбиджалцан, он же Джа-лама, которому монголы поклонялись как живому богу.

Потомок Амурсана

Впервые уроженец Астраханской губернии Дамбиджалцан появился в Монголии в 1890 году. 30-летний калмык выдавал себя за внука Амурсаны – легендарного джунгарского князя, вождя освободительного движения в Монголии в середине XVIII века.

«Внук Амурсана» ходил по Монголии, ругал китайцев и призывал к борьбе с завоевателями. Китайцы схватили возмутителя порядка и хотели казнить, но тот к их неудовольствию оказался российским подданным. Власти передали арестованного русскому консулу и попросили забрать его обратно к себе и желательно навсегда. Консул отправил несостоявшегося вождя народного восстания пешим этапом в Россию.

Джа-лама, герой Ховда, владыка Западной Монголии

В 1910 году Дамбиджалцан снова появился в Монголии, но уже не как потомок Амурсана, а как Джа-лама. В течение нескольких месяцев он навербовал себе несколько тысяч почитателей, начал партизанскую войну против китайцев и стал не просто одним из самых авторитетных полевых командиров, а объектом веры и поклонения тысяч и тысяч людей. О его неуязвимости ходили легенды, о его учености и святости слагались песни.

Под стены Ховда он явился с отрядом в несколько тысяч всадников. Разузнав от перебежчика, что защитники города испытывают недостаток в боеприпасах, он приказал пригнать несколько тысяч верблюдов, привязать к хвосту каждого горящий фитиль и погнал их ночью под стены.

Зрелище было не для слабонервных. Китайцы открыли огонь. Когда грохот пальбы начал стихать (у обороняющихся стали заканчиваться патроны) Джа-лама повел своих воинов на штурм.

Город был взят и отдан на разграбление. Потомки Чингиз-хана вырезали все китайское население Ховда. Джа-лама устроил торжественную публичную церемонию освящения своего боевого знамени. Были зарезаны пять пленных китайцев, Джа-лама лично вырывал у них сердца и чертил ими кровавые символы на стяге. Благодарный Богдо-гэгэн наградил покорителя Ховда титулом Святого князя и назначил правителем Западной Монголии.

В своем уделе Джа-лама начал вводить порядки и обычаи средневековья. За год было убито более 100 знатных монголов, а уж простых – без счета. Святой князь собственноручно пытал пленников, срезал кожу с их спин, отрезал несчастным носы и уши, выдавливал глаза, заливал в окровавленные глазницы жертв расплавленную смолу.

Богдо-гэгэна все эти зверства нисколько не трогали, но Джа-лама все чаще выказывал свое неповиновение Великому Хану, постепенно превращая Западную Монголию в отдельное государство. Богдо-гэгэн обратился к помощи северного соседа – России.

Перипетии судьбы

России было абсолютно не все равно, что творится по ту сторону ее границы. Мало того, что в Китае идет гражданская война, так еще прямо на глазах формируется и крепнет бандитское государство. Того и гляди не сегодня-завтра начнутся набеги наследников Золотой Орды за данью.

Поэтому в феврале 1914 года сотня забайкальских казаков отправилась в экспедицию в Западную Монголию и, не потеряв ни одного человека, привезла в Томск непобедимого Джа-ламу, «одним взглядом убивающим полчища врагов». Монгольского бога отправили в ссылку под надзор полиции в родную Астрахань. На этом могла бы и закончиться этого авантюриста, но грянула революция.

В январе 1918 года, когда в Астрахани уже никому не было дела до ссыльного калмыка (в городе шли уличные бои), Дамбиджалцан собрал вещи и отправился на восток в далекую Монголию. В Монголии в это время царил полный хаос: по степи гуляли десятки банд, живущих разбоем и грабежами. С прибытием Джа-ламы их стало на одну больше.

Государство Джа-ламы

Учтя опыт 1914 года, Джа-лама в Джунгарии руками рабов построил крепость Тенпай-Байшин. Гарнизон составляли 300 хорошо вооруженных воинов. И в каждом стойбище по зову святого ламы сотни мужчин готовы были стать под его знамена. Главной статьей доходов «государства» были грабежи караванов.

В то время по Монгольским степям туда-сюда ходили и скакали отряды китайцев, барона Унгерна, красного Сухэ-Батора. Джа-лама воевал со всеми и ни примыкал ни к кому, стремясь сохранить за собой статус феодального владетеля.

В 1921 году власть в стране при поддержке Москвы взяло Народное правительство Монголии. Постепенно оно брало под свой контроль дальние районы страны. В 1922 году дошла очередь и до территории, контролируемой Джа-ламой. 7 октября служба Государственной внутренней охраны (монгольская ЧК) получила документ, начинавшийся словами «совершенно секретно». Это было распоряжение о ликвидации Джа-ламы.

Совместная операция братских спецслужб

Сперва хотели выманить его в Ургу. В Тенпай-Байшин ушло письмо с предложением Джа-ламе принять пост министра Западной Монголии с предоставлением неограниченных полномочий на всей контролируемой им территории. Для торжественной церемонии передачи власти грозного святого приглашали в столицу. Осторожный Джа-лама в Ургу ехать отказался, а попросил выслать полномочных представителей к нему вместе со всеми документами.

В Западную Монголию отправилась правительственная делегация. Во главе ее ехали действительно высокопоставленные лица: начальник разведывательной службы Монголии Балдандорж и видный военачальник Нанзан. Еще в составе делегации ехал человек в форме чиновника первого ранга – это был калмык Харти Кануков, советник Советской России при разведывательном отделе. Именно эти трое и руководили операцией.

Смерть монгольского бога

Джа-лама согласился пропустить в свою крепость только несколько человек, а непосредственно встретиться только с двумя. Пошли Нанзан-батор и цирик (солдат) Дугар-бейсе. Красные послы изображали из себя верных почитателей Джа-ламы, и на второй день владыка Западной Монголии доверился настолько, что отпустил охрану.

Тогда Дугар опустился на колени и попросил святого благословения. Когда лама поднял руку, цирик схватил его за запястья. Стоявший за спиной Джа-ламы Нанзан выхватил револьвер и выстрелил ламе в затылок. Выскочив на улицу, посланцы Урги выстрелами в воздух, дали сигнал своим товарищам, что пора приступать ко второй части операции – захвату крепости и ликвидации бандитского гнезда.

Тенпай-Байшин была захвачена за несколько минут и без выстрелов. Гибель живого бога так потрясла солдат гарнизона, что они не оказывали ни малейшего сопротивления. Всех обитателей крепости собрали на площади, нескольких приближенных Джа-ламы тут же расстреляли. Затем разожгли костер на котором сожгли останки того, кто как считалось, в молодости съел листья дерева жизни, дарующего бессмертие.

Почитателям грозного святого приказали расходиться по домам, объявив, что их бог был простым смертным человеком, к тому же бандитом. На следующий день отряд покинул крепость. Во главе ехал цирик с надетой на пику головой Джа-ламы.

Голову долгое время возили по всей Монголии: «Вот он, грозный Джа-лама, которого победило народное правительство!», пока в 1925 году находившийся в стране монголовед Казакевич не выпросил у властей этот «раритет» и с дипломатической почтой не переправил его в Ленинград.

В Монголии до сих пор живы песни и сказания о подвигах Джа-ламы. Как это одновременно совмещается с рассказами о его же зверствах нам не понять. Восток – дело тонкое.