Какой из философов стал подданным российской империи. Как иммануил кант стал российским подданным

До XVII века российское право не давало четкого определения, кто российский подданный, а кто – иностранец.

Простые люди и вовсе за своих считали любого православного, а стать российским подданным мог любой желающий, стоило только принять православную веру. Российская история знает немало примеров, когда иностранцы верой и правдой служили нашему Отечеству.

Франц Лефорт

Первый интеллигент России, которого ненавидели многие русские, Лефорт смог стать не только незаменимым помощником Петру Великому, но и лучшим другом, при расставании с которым царь плакал. Именно Лефорт уговорил Петра отправиться за границу, подбил на Азовский поход, его стараниями иностранцы получили безвизовый въезд и выезд из России.

Да и заложить новую столицу на Неве предложил Петру тоже Лефорт. Несмотря на ненависть, которую он чувствовал со стороны русских, обвинявших его в страшном грехе – насильственном брадобритии и курении табака, Лефорт любил страну, в которой жил, не меньше, чем ее людей.

Можно сказать, что именно он спас царевну Софью от казни, уговорив царя сослать ее в Новодевичий монастырь. Стараниями этого старого плута от казни были спасены и некоторые стрельцы-заговорщики – их всего лишь сослали в Сибирь. А уж какие пирушки Лефорт умел устраивать – никаким современным агентствам по организации праздников и не снилось!

Витус Беринг

К датчанину по происхождению Витусу Ионассену русские обращались не иначе как «Иван Иваныч». После окончания в 1703 году Амстердамского морского кадетского корпуса он начал службу в российском Балтийском флоте в чине лейтенанта. В историю вошел как руководитель двух Камчатских экспедиций.

Большинству имя Беринга знакомо по названию одноименного пролива – Берингова, который расположен между Аляской и Чукоткой. Кроме этого его именем названы остров и море в Тихом океане, а Северо-Восточную Сибирь, Аляску и Чукотку сегодня называют просто Берингия.

Кстати, настоящий облик Беринга был восстановлен только в 1992 году, в это время было также доказано, что тучный мужчина, портрет которого обычно размещается на стенах в кабинетах географии, вовсе не Иван Иванович, а его дядя, поэт Витус Педерсен Беринг.

Иммануил Кант

Как известно, большую часть своей жизни Кант прожил в Кенигсберге, городе, который был захвачен русскими в ходе Семилетней войны. В числе прочих философ присягнул на верность императрице Елизавете Петровне. Его служение России проявилось в чтении лекций по пиротехнике и фортификации для офицерского состава армии. Из-за сильной загруженности Кант не смог в это время написать ни одного труда.

Чуть позже у Канта появляется шанс получить место в Кенигсбергской академии – назначение, которое избавило бы его от материальной зависимости. Правда, на место претендует еще пять человек. Тогда Кант пишет послание императрице Елизавете с просьбой определить его на должность профессора метафизики и логики. Однако царица остается равнодушна в просьбам своего подданного, и место достается более зрелому и опытному математику Букку.

Фаддей Беллинсгаузен

Знаменитый русский мореплаватель и первооткрыватель Антарктиды по имени Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен родился в семье остзейских немецких дворян. В 10 лет он был зачислен в Морской кадетский корпус в Кронштадте, а уже через 6 лет был произведен в гардемарины. Участвовал в первом кругосветном плавании русских под руководством Крузенштерна.

Его самостоятельная экспедиция признана одной из самых сложных и важных за всю историю. Интересно, что именно тогда Беллинсгаузен опроверг заблуждение Кука, который утверждал, что далее южнополярных морей движение невозможно. Беллинсгаузен не только продолжил движение на двух парусных судах небольших размеров, совершенно не приспособленных для передвижения во льдах, но и сделал во время экспедиции множество открытий.

Присоединив Польшу, Российская империя стала страной с самой высокой численностью еврейского населения: к концу XIX века тут проживало более половины (56%) всех иудеев мира. На протяжении предыдущего столетия евреи хаотично населяли европейские страны, причем правительства старались не вмешиваться в их внутреннюю жизнь. Потому такие еврейские общины становились своеобразными миниатюрными государствами, которые порой немало страдали от притеснений и социальных несправедливостей.

В обществе сложилось мнение, что евреи лишились лояльности к государству

Движение за национальную идентичность и равноправие сформировал в Пруссии в середине XVIII века философ Моисей Мендельсон, выдвинувший идеологию «все права как гражданам, никаких особых прав как евреям». Этот лозунг подхватили немецкие просветители, в том числе драматург и теоретик Лессинг, — так зародилось движение за права еврейства, Хаскала, влияние которого впоследствии привело к значительному расширению гражданских свобод европейских иудеев.

Значительно расширив территорию своей империи, Александр I вынужден был столкнуться и с решением еврейского вопроса, однако, до конкретных действий дело не дошло, погрязнув в конфликтах как внутри самой еврейской общины, так и связанных с сопротивлением чиновничества и высших сановников. Следующий император, Николай I, был настроен более решительно и даже предлагал проект переселения всех евреев в Сибирь, который, впрочем, получил резкую отповедь двух виднейших министров 1830−40-х годов, Павла Дмитриевича Киселева (автора реформы государственной деревни) и Сергея Семеновича Уварова (создателя «теории официальной народности»). С другой стороны, все-таки опасаясь возможных репрессий, часть евреев воспользовалась лазейкой в российском законодательстве о том, что национальная принадлежность устанавливалась в соответствии с вероисповеданием, а значит, приняв христианство, еврей освобождался от всех правовых и гражданских ограничений и становился дееспособным подданным империи. Так появились «выкресты» — евреи, отказавшиеся от веры предков, перейдя в православие или лютеранство.


Царь-реформатор Александр II склонялся к идее либерализации юридических норм по отношению к еврейскому населению. Так, в 1859 году была ликвидирована черта оседлости (граница, дальше которой евреям запрещено было селиться) для наиболее зажиточных представителей — купцов 1-ой гильдии и иностранцев.

Проживание евреев разрешалось в специальных городах и местечках

В 1861 году евреи получают право устраиваться на государственные должности, а богатейший город Киев становится центром еврейской торговли. Решение еврейского вопроса осуществляется поступательно: в 1865 году все ремесленники-евреи и их семьи могут переселяться за черту оседлости, а в 1867 году такие привилегии получают и все, отслужившие в армии. Однако, император так и не решился на самую ожидаемую меру — полную отмену черты оседлости.


После восшествия на престол новый император Александр III существенно ограничивает все привилегии, дарованные предыдущим правителем. Обязательным условием стало проживание в рамках черты оседлости без права владения землей, в изолированных поселениях — штетлах или местечках. Вводилась жесткая квота на обучение в высших учебных заведениях и гимназиях империи — 10% в пределах черты оседлости, 5% - на всей остальной территории страны, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы, где квота устанавливалась в мизерные 3%. На фоне принятого в том же году печально известного циркуляра «о кухаркиных детях» (ограничивающего возможность получения образования для «неблагородных» слоев населения и детей разночинцев), консервативные настроения в русском обществе усиливались, порождая массу актов сопротивления и бурного недовольства в среде интеллигенции.

Рост налогов и преследования привели к обнищанию еврейского населения

Лишившись возможности получения высшего образования на родине, дети многих зажиточных евреев уезжали в европейские университеты, возвращаясь потом в Россию в статусе широко образованных специалистов, решительно настроенных на достижение равноправия и гражданских свобод для своих соотечественников. Возможно, это обстоятельство может частично объяснить, почему многие талантливые еврейские юноши сильно радикализировались и стали принимать активное участие в деятельности разнообразных революционных групп и кружков. В ответ на это правительство принимает еще ряд ограничений для еврейского населения: прекращается выдача лицензий на занятие адвокатской практикой, евреям запрещается участвовать в земских выборах. Безусловно, все обязанности по отношению к государству (сбор податей и налогов) сохранялись в полной мере. Ряд наиболее либеральных сановников во главе с членом Государственного совета графом Константином Ивановичем Паленом представляют императору в 1888 году доклад, в котором настойчиво рекомендуют наделить 5 миллионов евреев всей полнотой гражданских прав во избежание радикализации их настроения. Однако, Александр III не внял советам своих приближенных и проигнорировал изложенные в докладе рекомендации.


На этом реакционном и негативном фоне в среде еврейства начинают формироваться общественно-политические организации, в частности, «Всеобщий еврейский рабочий союз» (Бунд), насчитывающий в своих членах многих евреев-ремесленников западных губерний империи. Идеологической основой зарождающегося национального движения стал распространившийся из Австро-Венгрии «сионизм», проповедующий идеи создания на территории Палестины независимого еврейского государства, причем многие еврейские интеллектуалы склонялись к социалистической базе построения будущего Израиля. После создания в 1899 году организации по защите прав еврейских рабочих «Поалей-Цион» («Трудящиеся Сиона»), она вступила в открытую конфронтацию с более консервативным «Бундом», тем самым вызвав раскол в еврейском движении. Это противостояние закончилось поражением радикальных идей о построении социалистического общества в пользу борьбы за безопасность еврейского населения и права исповедовать свою религию.

Важным этапом, значительно усилившим революционные настроения в рядах русского еврейства, стала серия еврейских погромов (наиболее трагичный из них — в Кишиневе в 1903 году), вызвавшая широчайший общественный резонанс. Дальнейших путей в окончательном решении еврейского вопроса виделось два: либо использование самых жестоких методов для отвоевания своих прав, в том числе и террористических, либо активное участие в деятельности появившегося сословно-представительного органа — в Государственной Думе.


Лидером еврейских интеллигентов в либеральных слоях политической элиты был Максим (Мордехай) Моисеевич Винавер — талантливый адвокат и публичный оратор. Став членом I Государственной Думы от партии кадетов, он стал выступать за повсеместное просвещение евреев, собирая под эгидой «Еврейского историко-этнографического общества» разнообразные материалы о традициях и быте русского еврейства. Между прочим, именно благодаря пожертвованиям Винавера, молодой гений Марк Шагал получил стипендию на обучение в Париже, что стало толчком в его карьере живописца. До 1919 года Винавер участвовал в деятельности белого движения, работая на посту министра иностранных дел Крымского правительства. Однако, разочаровавшись, эмигрировал в Париж, где издавал популярную газету «Последние новости», старавшуюся опровергнуть бытовавшее тогда мнение о массовой поддержке евреями большевистского правительства. Позднее юрист и активный деятель еврейского движения начала XX века Генрих Слиозберг напишет: «Я с детства привык сознавать себя прежде всего евреем, но уже с самого начала моей сознательной жизни я чувствовал себя и сыном России… Быть хорошим евреем не значит быть хорошим русским гражданином».

В 1756-1762 годах Центральная и Северная Европа стала очередным полем боя. Пруссия решила расширить свои границы, и ее претензии в том числе распространялись на русские земли. В итоге в войну, получившую название Семилетней, включились Саксония, Австрия, Швеция, Англия, Франция, Россия и, естественно, Пруссия во главе с Фридрихом II Непобедимым.

Несмотря на то что русские добились больших успехов на территории Пруссии, одержали ряд побед, заняли Берлин и Кёнигсберг, воспользоваться победами нам не пришлось. Война начиналась при Елизавете Петровне, а закончилась при Петре III, который был ярым поклонником Фридриха II. Весной 1762 года новый российский император заключил мир между Россией и Пруссией и добровольно возвратил всю территорию Пруссии, которую занимали русские войска. Тем не менее Фридрих так до конца жизни больше в Кёнигсберг не ездил - видно, здорово обиделся, что город сдался русским войскам.

В период с января 1758-го по июль 1762 года Восточная Пруссия и город Кёнигсберг вошли в состав Российской империи. И, естественно, все сословия Восточной Пруссии присягнули на верность российской короне, и было это в январе 1758 года. Присягнул на верность и философ Иммануил Кант, который жил и работал в то время в Кёнигсбергском университете.

Кант был самым знаменитым гражданином этого города за всю его историю. Ни превзойти, ни повторить этой славы не смогли ни правители, ни участники войн в этих землях, ни торговцы этого ганзейского города, находившегося на пересечении важных торговых путей.

Потом город опять стал прусским, но историки не нашли свидетельств того, что Иммануил Кант отказался от российского подданства. И сегодня могила философа находится на территории России: в 1945 году по итогам окончания Второй мировой войны эта земля Восточной Пруссии перешла к Советскому Союзу. Кёнигсберг переименовали в Калининград. В центре города и покоится известный всему миру философ.

«Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас»

Иммануил Кант родился в Кёнигсберге и был сыном небогатых родителей. Получив престижное образование, он начал писать многотомные труды, совершившие великий переворот в сфере философии. Теперь не окружение формировало человека, а сама личность создавала соразмерный ему мир. Кант был живым подтверждением своей теории. Он вел очень упорядоченный и размеренный образ жизни, годами не отступая от привычного распорядка. Однако с его личностью связано несколько интересных фактов:

Точное время 15 часов 30 минут

Распорядок дня Канта не менялся годами и отличался идеально просчитанными деталями. После обеда Кант неизменно совершал свои знаменитые променады. Как только рабочие видели философа в парке, они понимали, что сейчас ровно 15 часов 30 минут и пора вновь приступать к работе. Говорят, что даже сторож Кёнигсбергского кафедрального собора также сверял время башенных часов. Чего-чего, а пунктуальности Канту было не занимать.

Затворник

Кант никогда не покидал своего родного города. За такую привычку философа прозвали «прусским затворником». Позже, когда М. Булгаков в «Мастере и Маргарите» описал совместную трапезу Воланда и Канта, критики шутили, что по такому случаю Сатана сам потрудился приехать на завтрак к гению в Кёнигсберг.

Загадка семи мостов

Кант, по причине своих методичных прогулок по городу, точно знал, сколько улиц и мостов в Кёнигсберге. Так, он рассчитал, что нельзя пройти по всем мостам, не проходя по одному из них дважды. Это было любимой загадкой Канта, которую он задавал всем своим гостям. Шараду философа пытались решить многие ученые, но ни у кого не вышло. В 1905 году по приказу самого кайзера, который стал очередной жертвой головоломки, был построен восьмой Императорский мост. Он был разрушен во время Второй мировой войны, а позже на его опорах был построен Юбилейный мост, который существует и по сей день.

Подданный Российской Империи

Несмотря на то, что Кант всю жизнь прожил на территории Пруссии, к концу жизни он оказался русским подданным. Когда Кёнигсберг взяли русские войска во время Семилетней войны, Кант присягнул русской императрице Елизавете Петровне. Позже, когда Кёнигсберг был переименован в Калининград и присоединен к России, оказалось, что великий немецкий философ похоронен на русский земле.

«Кант – лох»

В середине марта текущего года на доме Канта была обнаружена надпись . Как оказалось, акт вандализма совершила 17-летняя . Мотивы ее действий до сих пор не раскрыты. Здание находится в аварийном состоянии, оно было построено на фундаменте дома, в котором жил и работал философ. Представители власти обещали отреставрировать здание и включить его в маршрут памятных мест великого немца.

Могильная тайна

Несмотря на то, что процедура похорон Канта была торжественной и помпезной, для него не нашлось персональной усыпальницы, и философа погребли в общем склепе профессоров местного университета. Только через 76 лет было решено извлечь прах ученого из братского захоронения ученых и идентифицировать его. На месте упокоения Канта были обнаружены останки его современника – профессора теологии Иоганна Шульца. По свидетельствам очевидцев, Кант был погребен справа от Шульца, однако поиски в этом направлении результата не дали. Начав копать в противоположную сторону, комиссия наткнулись на скелет. Позже было установлено, что именно эти останки и принадлежали Канту, однако некоторые кантоведы до сих пор оспаривают решение комиссии.

Остров Канта

Остров Канта, или Кнайпхов находится в самом центре Калининграда, посреди реки Прегель. Именно там жил и считал мосты великий философ. Сегодня остров Канта — любимое место отдыха горожан. Деятели культуры периодически устраивают там мероприятия, посвященные памяти ученого. Так, на день рождения Канта в 1996 году питерские искусствоведы провели акцию «Пиджак Канта». На острове были расставлены деревянные столбики, по высоте равные 157 см - росту Иммануила Канта. На них располагались чёрные бантики и плакаты с цитатами философа. Расположение столбиков обозначало обычный маршрут Канта из своего дома в университет Альбертина, где он читал лекции.

Возвращаясь к приведенной в начале цитате, хочется разбавить процесс постижения сложных умосплетений философа хоть и бородатой, но вполне уместной шуткой:

Урок домоводства у девочек в шестом классе. Учительница говорит:

– Девочки, у нас сегодня очень сложная тема: выворачивание канта наизнанку.

Одна ученица тянет руку и спрашивает:

– Марьванна, это что же получается – звездное небо внутри нас и нравственный закон над головой?

Текст: Ирина Григорян