Московский государственный университет печати. Стилистика

Транскрипт

1 Н.С. ЦВЕТОВА ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ И МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Санкт-Петербург

2 ББК 81.2Рус=5=923 Ц 27 Печатается по решению Методической комиссии и Редакционноиздательского совета факультета журналистики С-Петербургского государственного университета Рецензенты: д-р филолог.наук В.И. Коньков (С.-Петербургский ун-т), канд. филол. наук К. В. Прохорова (С.-Петербургский ун-т), Е. Н. Черкасова (С.- Петербургский ун-т). Цветова Н. С. Лексическая стилистика: Конспекты лекций и материалы к практическим занятиям. - СПб., Учебное пособие представляет собой планы и конспекты лекций по основным теоретическим проблемам первой части курса практической стилистики. Даются практические задания, выполняемые студентами как в аудитории, так и самостоятельно, предлагаются упражнения для самостоятельной работы. Теоретическая часть к первому (с.5-12) и третьему (с.36-41) разделам написана совместно с доц. А. А. Митрофановой. Факультет журналистики С.-Петерб. гос.ун-та,

3 СОДЕРЖАНИЕ План лекций.4 Предмет лексической стилистики. Основные понятия..5 Системные отношения в лексике Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения. 36 Активный и пассивный словарный запас Лексика с ограниченной сферой функционирования...54 Контрольные задания 68 Литература

4 ПЛАН ЛЕКЦИЙ 1. Место стилистики в ряду филологических диcциплин. Становление стилистики в 20-е годы прошлого столетия как стилистики художественной литературы (работы В. В. Виноградова, Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского). Предмет лексической стилистики. Основные понятия и категории: слово, лексическое значение (предметное и отвлеченное), функции слова (номинативная и экспрессивная); типы лексических значений (прямое и переносное, производное и непроизводное, свободное - несвободное). Полисемия. Понятие лексико-семантический вариант. Омонимия (полная и частичная) и сходные с ней явления. Многозначные слова и омонимы в языковой игре. 2. Системные отношения в лексике: словообразовательные, синтагматические, парадигматические. Антонимия и синонимия как проявления парадигматических системных отношений. Языковая и речевая антонимия. Стилистические функции антонимов (оксюморон и антитеза). Синонимия. Синонимический ряд, доминанта синонимического ряда, типы синонимов (абсолютные, семантические, стилистические, контекстуальные). Их стилистическое использование в публицистических текстах. 3. Стилистическое значение слова. Компоненты стилистического значения (эмоционально-оценочный и социально-жанровый). Стилистическое расслоение лексики. Межстилевая лексика и слова, имеющие стилистическое значение (книжные, разговорные). 4. Лексикография. История лексикографии. Толковые словари и основные типы аспектных словарей. Структура словарной статьи. Система помет. Стилистические пометы. 4

5 5. Динамика словарного состава русского языка. Общие сведения из истории русского литературного языка: первоучители славян, славянские азбуки, старославянский язык как первый литературный язык славян, двуязычие древнерусской культуры. Теория Б. Успенского. Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русские слова и заимствования. Типы заимствований: старославянизмы, иноязычная лексика, экзотизмы, варваризмы, ассимилированные заимствования. Их стилистические функции в публицистическом тексте. Макаронический стиль. Языковой пуризм. 6. Активный и пассивный словарный запас. Устаревшие слова (историзмы и архаизмы), их стилистические функции. Неологизмы (общеязыковые и окказиональные) и их стилистические функции. 7. Взаимодействие лексической системы литературного языка с внелитературной лексикой. Диалектизмы, их типы. Просторечная лексика. Жаргонизмы; арго и сленг. Табуированная лексика; инвектива, обсценная лексика. Стилистические возможности их употребления. ПРЕДМЕТ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Лексическая стилистика, в отличие от других разделов лингвистики, изучающих изобразительные и выразительные возможности языка, сосредоточена на особенностях и закономерностях функционирования лексических средств в различных речевых стилях. Лексическая стилистика занимается исследованием условий, определяющих возможность и необходимость выбора лексической единицы в зависимости от сферы общения, от конкретной речевой ситуации. 5

6 Основная единица лексической стилистики - слово. Словом традиционно принято называть «единицу языка, служащую для именования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающую совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков» (Языкознание. // Бол. энцикл. сл. М., С. 464). Следовательно, основная функция слова номинативная (назывная) : слова называют предметы, элементы чувственного мира. Как основная единица наименования слово характеризуется рядом признаков: фонетической оформленностью, наличием одного ударения; грамматическим значением (важнейший его компонент частеречный); включенностью в систему формально-словообразовательных отношений; лексическим и стилистическим значением. Слово способно выполнять номинативную функцию благодаря тому, что оно имеет лексическое значение. Но лексическим значением обладают только знаменательные (самостоятельные) части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Специфично лексическое значение имен собственных и числительных. Имена собственные (антропонимы, топонимы, зоонимы, теонимы, астронимы, космонимы, хрононимы) называют единичные объекты, они вторичны по отношению к имени нарицательному. Их возникновение связано с переходом в них имен нарицательных, с переходом собственных имен из одного разряда в другой (Лев, Надежда, Москва город и Москва река), и потому они не имеют непосредственной связи с понятием. Числительные же называют числа, которые являются абстракцией, созданной человеком. Многие лингвисты считают, что вообще не имеют лексического значения местоименные слова (я, мой, кто, чей, сколько и др.), указывающие на 6

7 предметы, признаки и количество, но не называющие их. Например, местоимения я и ты указывают на условия и участников акта речи (я говорю, а ты слушаешь); местоимения такой или другой отсылают к тому или иному элементу текста (такой подобный или равный тому, о чем уже говорилось; другой не тот, не такой, о котором говорилось); местоимения некто, какойто показатели неопределенности, каждый, любой универсальности, кто, какой вопросительности, никто, нисколько отрицания и т. д. Не имеют лексического значения и служебные слова (частицы, союзы, предлоги), потому что никак не соотносятся с явлениями действительности, а только указывают на отношения, существующие между этими явлениями, равно как и модальные слова (кстати, вероятно и т.п..), выражающие субъективное отношение говорящего к тому, о чем идет речь, как строится высказывание, или междометия (ах!, ура! и т.п.), выражающие, но не называющие эмоции говорящего. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ это содержание слова, в котором различают два плана: предметное содержание (называет предмет) и понятийное содержание (обозначает понятие о предмете, сформулированное в сознании человека). Лексическое значение слова можно делить на семантические множители (семы, семантические элементы, семантические компоненты), связанные друг с другом определенными отношениями. Например, слово стул состоит из нескольких сем: во-первых, стул - изделие для сидения, во вторых, сидеть на стуле может только один человек, в-третьих, стул имеет жесткое сидение, в-четвертых, спинку, в-пятых, у стула нет подлокотников. А у глаголов идти, ползти, лететь есть одна общая сема (все они обозначают способ движения) и не менее двух дифференциальных (способ движения темп движения). Лексические значения могут быть охарактеризованы по разным признакам. По соотнесенности с действительностью прямые и переносные; по 7

8 степени мотивированности непроизводные и производные; в отношении лексической сочетаемости свободные и несвободные (фразеологически связанные, синтаксически обусловленные, конструктивно ограниченные). Наиболее важным и значительным представляется различие между такими двумя типами лексических значений, как предметное и отвлеченное. Слова с предметным значением это слова, которые называют элементы чувственно воспринимаемого мира, мира видимого, слышимого, обоняемого, осязаемого: вещи, разнообразные предметы, их свойства, физические действия, звуки, запахи и т. п. За лексическим значением таких слов всегда стоит реальный мир: компонент этого мира, свойства этого компонента. Лексическое значение таких слов легко объяснить, указав на соответствующий предмет: надо показать, дать попробовать на вкус и т. д. Слова верблюд, стол, проволока, дерево, кошка, солнце, соленый, горький, мягкий, гладкий, стучать, хлопать, лаять, встать, смеяться, бежать это слова с предметным значением. В речи слово с предметным значением может называть конкретный, данный предмет, т. е. слово актуализирует предметное содержание своего лексического значения (при этом говорят, что слово получает конкретную референцию). Например, в предложении Но лишь кондукторша рванула веревку и трамвай тронулся, кот поступил как всякий, кого изгоняют из трамвая, но которому все-таки ехать-то надо все слова с предметными значениями называют конкретные предметы: трамвай, кота, веревку, кондукторшу и физическое действие: рванула. Благодаря способности называть конкретные предметы слова с предметными значениями воссоздают в тексте мир, чувственно воспринимаемый читателем, а потому переживаемый им, как переживается сама реальность. Если в тексте господствуют слова с предметными значениями, текст обретает возможность изображать реальный или воображаемый мир с высокою 8

9 степенью убедительности (при этом говорят, что в тексте воплощается категория изобразительности). Рассмотрим небольшой фрагмент текста: В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый прозрачно-фиолетовый, второй рубиновый, третий хрустальный. Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши. В приведенном фрагменте из романа М. А. Булгакова преобладают слова с предметной семантикой (значением). Читатель получает возможность как будто своими глазами увидеть изображенную картину, почувствовать запахи, уловить звуки. То есть у читателя возникает иллюзия, что он находится в реальности, созданной текстом. Слово с предметным значением может употребляться в речи и подругому - называть в речи не определенный конкретный объект, а весь класс предметов. Слово в данном случае актуализирует понятийное содержание своего лексического значения. Например, в предложении В недалеком будущем Петербург останется без трамвая слово с предметным значением трамвай называет не какой-то определенный трамвай, а тип общественного транспорта, понятие о котором существует в нашем сознании. Слова с отвлеченным значением называют понятия. В лексическом значении таких слов нет предметного содержания, они не могут назвать предметы, их реальные свойства. Лексическое значение таких слов имеет только понятийное содержание. К словам с отвлеченным значением относятся термины, составляющие языки разных наук, идеологическая лексика. Термин называет научное понятие, которое объясняется в определении, помещенном в словарной статье, справочнике, учебнике, научной рабо- 9

10 те. Прочитав определение (дефиницию), мы усваиваем смысловой объем понятия, т. е. понимаем лексическое значение данного термина. Например, термин варваризмы называет в стилистике понятие, которое объясняется в следующем определении: «ВАРВАРИЗМЫ заимствованные из чужого языка слова и выражения, не до конца освоенные заимствующим языком и поэтому воспринимаемые как чужеродные» («Стилистический энциклопедический словарь русского языка». М., С. 23). Традиционно выделяются два основных вида терминов: общенаучные (система, понятие и т.п.) и узкоспециальные (магнето, суффикс и т.п.). Совр В отличие от общеупотребительного слова, термин должен иметь одно значение, то есть быть однозначным, а также должен быть соотнесен с другими терминами данной терминосистемы, представляющей метаязык определенной научной отрасли. Усвоение языка науки требует знания всей терминосистемы, а не разрозненных терминов. Еще один класс слов с отвлеченным значением - это слова идеологической системы. В отличие от понятийного содержания терминов, понятийное содержание идеологической лексики формируется в наиболее авторитетных в данной идеологии работах, а также в сфере многочисленных идеологических текстов, рассчитанных на массовую аудиторию. При этом противоположные идеологические системы в лексическое значение одного и того же слова могут вкладывать противоположные понятийные содержания. Например, слово тоталитаризм в советскую эпоху 30-х годов называло политические режимы в фашистской Германии и Италии, а в идеологии нашего времени называет государственный строй СССР. Слово террор в е годы использовалось в значении, проявляемом главным образом в словосочетаниях красный террор, белый террор. В господствующей сейчас идеологии за словом терроризм закрепляется значение, понятное из словосочетаний типа международный терроризм. 10

11 Такие идеологические слова, как демократия, приватизация, гласность, либеральный, в своем понятийном содержании отражают разные идеологические позиции. Идеологи западного демократического пути развития употребляют их в одном значении, идеологи национальнопатриотического движения в другом. Представители разных идеологий используют СМИ, чтобы часто употребляемое идеологическое слово незаметно формировало в сознании членов общества необходимое понятие и соответствующие ему идеологические взгляды. В этом заключается возможность манипулировать сознанием людей через идеологическую лексику. Помимо обязательной номинативной функции слово может выполнять дополнительную экспрессивную функцию: называя предмет, одновременно выражать отношение субъекта речи к предмету и/или адресату. Слово способно выполнять экспрессивную функцию благодаря стилистическому значению (некоторые лингвисты напрямую соотносят его со стилистической окраской слова, или коннотацией). СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ это непредметная информация, заключенная в слове: экспрессивно-эмоциональные коннотации, результат влияния сферы общения, жанра, формы, содержания речи, отношения автора к предмету речи и к адресанту, наконец, исторически сложившиеся стилистические характеристики слова (устаревшее, вульгарное, табуированное и т.д.). Не все слова имеют стилистическое значение. Слова, не обладающие стилистическим значением, относят к нейтральной лексике (имеющей нулевое стилистическое значение). В. И. Даль называл стилистическое значение «духом русского слова» («Напутное слово», 1862), современные лингвисты «энергетикой». В толковых словарях русского языка фиксируется не только лексическое, но стилистическое значение, закрепленное за словом. 11

12 В русском языке есть слова, которые способны обрести стилистическое значение в речи. Слово, закрепленное за определенной речевой средой, являющееся органичным элементом определенного стиля, попадая в чуждую ему стилевую среду, обретает выразительные возможности, т. е. стилистическое значение: канцеляризмы в разговорной речи, высокое книжное слово в обыденной речи, жаргонное слово в книжной речи. Компоненты стилистического значения слова: - эмоционально-оценочный, выражающий оценку, эмоциональное со стояние адресанта или его отношение к предмету или адресату речи; - социально-жанровый, выражающий степень стилистической возвышенности - сниженности, отнесенность или принадлежность к определенному классу речевых жанров, степень архаичности - новизны, классовую окраску слова, его социально-групповую или географическую характеристику и, наконец, окраску, связанную с возрастом и полом носителя языка (Долинин К. А. Стилистика французского языка. М., С). Основные типы стилистических значений: книжное; разговорное. Самая полная информация о слове дается в ТОЛКОВЫХ СЛОВАРЯХ. Толкование лексического значения в словаре может быть описательным, когда дается описание существенных признаков понятия (ацетилен бесцветный горючий газ с характерным запахом, применяемый при газовой сварке и резке металлов), синонимическим, когда значение слова передается синонимом (аховый невероятный, удивительный), перечислительным, когда значение слова передается перечислением подклассов (родители мать и отец), отсылочным, когда значение слова описывается путем отсылки к производящему (сынок уменьшительное к сын). Разнообразные пометы характеризуют стилистическое значение слова, его грамматические особенности (см. задание 8 в настоящем разделе). 12

13 В качестве иллюстративного материала могут использоваться цитаты из художественной литературы, публицистики, словосочетания или короткие предложения, записанные или составленные авторами словаря. УПРАЖНЕНИЯ Задание 1. Сравните высказывания разных авторов о предмете стилистики. Установите различия с определением лексической стилистики, приведенным в теоретической части. 1. Стилистика общенародного национального языка охватывает все стороны языка его звуковой строй, грамматику, словарь и фразеологию. Однако она рассматривает соответствующие языковые явления не как внутренне связанные элементы целостной языковой структуры в их историческом развитии, но лишь с точки зрения функциональной дифференциации, соотношения и взаимодействия близких, соотносительных, параллельных или синонимических средств выражения более или менее однородного значения, а также с точки зрения соответствия экспрессивных красок и оттенков разных речевых явлений. С другой стороны, стилистика рассматривает эти явления с точки зрения их связи с отдельными формами речевого общения или с отдельными общественно разграниченными типами и разновидностями речи (В. В. Виноградов). 2. Стилистику можно определить как лингвистическую науку о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения (М. Н. Кожина). 3. Стилистика раздел языкознания, имеющий основным предметом стиль во всех языковедческих значениях этого термина как индивидуальную манеру исполнения речевых актов, как функциональный стиль речи, как стиль языка и т. д. (Ю. С. Степанов). 4. Изучая закономерности употребления языковых средств, стилистика оценивает, отбирает и культивирует лучшие образцы национальной речевой деятельности. Она раскрывает и обобщает удачные и наиболее целесообразные способы и приемы использования различных средств языка. В силу этого стилистика является наукой о словесном мастерстве, о выразительных средствах языка (А. И. Ефимов). Задание 2. На основании данных высказываний определите практическое значение стилистики. 13

14 1) В искусстве говорить, особенно в искусстве писать, есть своя техническая сторона, изучение которой очень важно. Ее можно назвать стилистикою. Нет никакого сомнения, что когда к инстинктивной способности хорошо говорить или писать присоединяется теоретическое знание языка, сила способности удвояется, утрояется (В. Г. Белинский). 2) Скажут: для чудотворства ко всему нужен талант. Еще бы, чем больше талантов, тем лучше. Но надо ли доказывать, что и не обладая редкостным, выдающимся даром, можно хорошо, добросовестно, с полной отдачей делать свое дело? А для этого нужно прежде всего, превыше всего знать, любить, беречь и никому не давать в обиду родной наш язык, чудесное русское слово. Помни, слово требует обращения осторожного. Слово может стать живой водой, но может и обернуться сухим палым листом, пустой гремучей жестянкой, а то и ужалить гадюкой. И слово может стать чудом. А творить чудеса счастье. Но ни впопыхах, ни холодными руками чуда не сотворишь и Синюю птицу не ухватишь (Н. Галь). 3) Достоинство стиля состоит в умении передать большее количество мыслей в возможно меньшем количестве слов (А. Веселовский). 4) А я, чей хлеб насущный слово, Основа всех моих основ, Я за такой устав суровый, Чтоб ограничить трату слов; Чтоб сердце кровью их питало, Чтоб разум их живой смыкал; Чтоб не транжирить как попало Из капиталов капитал (А. Твардовский) Задание 3. Подчеркните слова, имеющие стилистическое значение. Употребите три из них в стилистически соответствующих высказываниях. Воздвигнуть, пасть, грядущий, новый, коричневый, узы, рукоплескать, спать, стоять. 14

16 3. Мировая общественность даже не заметила, что 13 сентября 2002 года штат Флорида находился под атакой террористов. Воздушное пространство было частично перекрыто, ибо ожидался могучий, похлеще нью-йоркского, теракт в Майами. Кабельные новостийные каналы весь день вели прямой репортаж с места событий, кои происходили на трассе, где рано утром схватили трех арабских террористов (Е. Додолев, М. Леско). 4. Любое общество, независимо от его устройства, имеет своеобразные, присущие только ему виды преступлений, которые характеризуют социально-экономические процессы в определенный период его развития. Примечательно, что каждое современное социальное явление, в том числе и преступность, имеет свои исторические корни. В этой связи, учитывая тематическую специфику рубрики, хотелось бы для наглядности привести наиболее яркие исторические примеры отечественной организованной преступности и коррупции (С. Брутман. «Челобитные в правительство возвращали обратно в губернию». \\ Экономическая жизнь). Задание 7. Проанализируйте статью из «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (т. 1. М., С. 503). В какой части статьи дается описание лексического значения слова? Имеются ли в этой словарной статье стилистические пометы? Как следует их читать? «ВЫСОКОПАРНЫЙ, ая, ое; -рен, рна, рно (книжн.) Слишком изысканный, напыщенный, выраженный высоким слогом. Высокопарное выражение. В. стиль. Выражаться высокопарно (нареч.). Задание 8. Составьте статью для толкового словаря, описывающую существительное «студент», глагол «спать», прилагательное «дождливый». Структура словарной статьи: 1) заголовочная единица; 2) фонетическая характеристика (ударение, отклонения); 3) грамматическая характеристика; 4) стилистические пометы (собственно стилистические- разг., прост., высок., книжн., нар.-поэт.; эмоционально-экспрессивные ирон., шутл., неодобр., през., почтит., бран., ласк.; хронологические устар., истор., арх., нов.; статистические редко, реже, обычно, малоупотр.; запретительные не употр.; функционально-стилевые газетн., офиц., спец., хим., лингв. и т. д.) 16

17 5) лексическое значение; 6) иллюстрации; 7) словообразовательные отношения; 8) фразеологизмы. Задание 9. Прочитайте стенограмму выступления президента Олимпийского комитета России на Олимпиаде 2002 г. в Солт-Лейк-Сити на прессконференции, посвященной допинговым проблемам в российской сборной. Оцените словарный запас говорящего. Определите лексическое значение прилагательного "серьезный" в данном контексте. Насколько уместна попытка использования слов в переносном значении? Как точно используется фразеологизм «гуттаперчевый мальчик»? Считаете ли вы оправданными в данном случае вкрапления разговорных слов и выражений? На сегодняшней встрече с господином президентом МОК я высказал вот этот вопрос господину президенту, что если Россия не нужна для большого спорта, всемирного, олимпийского, то в этой связи мы можем покинуть олимпийскую деревню и, наверно, объединить спорт высших достижений в кругу тех людей, которые бы хотели соревноваться на чистой спортивной арене и с хорошим судейством. Если не будут приняты решения и рассмотрены вопросы, которые я официально заявил президенту МОК, то российская делегация не будет ни в хоккей играть, ни 30 километров бегать и, естественно, очень жестко ставит вопрос на перспективу о чистоте спорта, объективном судействе, о серьезном отношении к спортсмену и тренеру, чтобы из спортсмена и тренера не делали гуттаперчевого мальчика или игрушку. Задание 10. Определите различия в лексическом значении выделенных слов. В каких случаях выделенные слова употребляются в прямом или переносном, немотивированном или мотивированном, фразеологически связанном или свободном значениях? 1) Кристаллы обладают строгой определенностью расположения молекул. Каждая веточка была осыпана сверкающими кристаллами инея. Возмущенная кладовщица кричала, что она не боится никакой проверки, ибо чиста как кристалл. 2) Аргон относится к инертным газам. Дисциплина у вашего сына хорошая, но меня беспокоит, что он такой инертный в последнее время. 17

18 3) Маятник колеблется с различной частотой в зависимости от длины подвески. Тихо колеблются в волнах отражения звезд. Молодой человек долго колебался с принятием решения. 4) В период цветения за яблонями необходим особый уход. Была пора цветения яблонь. Тридцать лет пора цветения для любой женщины. 5) Организм человека не сразу приспосабливается к состоянию невесомости. Все эти дни влюбленные пребывали в каком-то счастливом состоянии невесомости. 6) Художник строит свое произведение по особым законам композиции. -Чего там ребятишки делают? -Строят что-то из песка. Он вечно что-то строил из себя. 7) При беглом чтении некоторые незнакомые слова могут осмысляться по контексту. Он бросил беглый взгляд на сидевших в комнате и остановился у дверей в нерешительности. Семья замерла: на пороге стоял тот самый беглый, которого третьи сутки упорно разыскивала полиция (см. А. Н. Васильеву). Задание 11. Из данных словосочетаний выделите только те, компоненты которых имеют стилистическое значение. Определите структуру стилистического значения маркированных единиц. Боевой пыл, боевая девчонка, вешать пальто на вешалку, вешать (на кого-то) дополнительную работу; влезть на дерево, влезть в неприятную историю; дорого стоить, дорого поплатиться, дорого заплатить; домашнее хозяйство, домашний ребенок; держаться за поручни, держаться за (служебное) кресло; крутая горка, крутой нрав, крутой бизнесмен; махнуть рукой, махнуть за границу; переводить деньги по почте, переводить деньги на безделушки; съехать на санках с горки, съехать на двойки; удариться об угол стола, удариться в собирание марок. Задание 12. В каждой паре данных примеров сопоставьте значения выделенных слов. В каком значении выделенное слово стилистически нейтрально? Определите тип стилистического значения стилистически маркированных слов (материал А.Н.Васильевой). 1. Николай в детстве сильно заикался. Лечили его, специальные упражнения проводили, и вот видите теперь хорошо говорит. 18

19 Про рыбалку ты мне не заикайся. На этой неделе никакой рыбалки! В субботу в театр идем. А в воскресенье у нас гости. 2. Под ватным одеялом тебе, пожалуй, сегодня жарко будет. Возьми вот это, полегче. Что-то ты сегодня ватный какой-то. Не выспался, может? Не заболел ли? 3. На прощальном вечере мы разыграли сценку из Чехова всем понравилось. Наташу ребята вчера слегка разыграли, а она неожиданно обиделась. 4. Наверно, у него какие-то неприятности. Сам-то ничего не говорит. А только замечаю: долго не засыпает, лежит, думает, вздыхает. Ваш Сережа еще не женился? Нет еще. Есть у них там на курсе одна девочка, он уж давно по ней вздыхает, но не знаю, как у них получится: очень он стеснительный. 5. Что это за сверток? Не знаю. Это отец принес. Выложил из портфеля, но ничего не сказал. - А ты откуда знаешь, что они поссорились? Да Ольга сама рассказывала. Как приехала, так сразу и выложила все, со всеми подробностями. 6. Мы ведь с Сабуровым когда-то вместе работали, и он был влюблен в меня, даже сватал. А только я уж тогда другого полюбила. Сватают меня мастером в нашем цехе. Не пойду, однако. Я к своему станку уж привык, руки у меня любят на нем работать. 7. Вот этот зал расписывал один наш местный. Вообще-то он шофер, а настенная живопись у него вроде хобби. Давай сходим на выставку чешского стекла. Света была. Уж так расписывала потом, что мне завидно стало. 8. Когда голосовали «за», я руку поднял, а опустить забыл. И сижу. И держу. Мне говорят: ты что, против? - Ну и как же вы добрались-то? Очень просто: голосовали на дорогах. Сегодня один подвезет, завтра другой, послезавтра третий. Так тысячу километров и проехали. Задание 13. Из данной группы слов, имеющих стилистическое значение, выделите слова, в стилистическом значении которых отсутствует эмоциональнооценочный компонент 19

20 Астения, ватерлиния, вольтметр, входящий, исходящий, наниматель, повестка, валерьянка, электричка. Задание 14. Напишите данные ниже слова в сочетаниях в двух столбцах: в первом где они функционируют как слова с нулевым стилистическим значением, во втором как разговорные. В каком значении употребляются данные слова в первом и во втором случаях (упражнение А.Н.Васильевой)? Образец: ПОЙМАТЬ поймать бабочку, поймать кого-то на слове Торчать, полный, пропасть, прыгать, пустой, страшно, спать, стоить, темный, тянуться, умирать, терпеть. Задание 15. Я. Шенкман в одной из своих статей попытался определить лексическое значение неологизма «профи». Какое из предложенных журналистом определений вам представляется наиболее точным? Предложите свой вариант. а) Человек, получивший специальное образование; б) человек, имеющий профессиональные навыки; в) человек, умеющий хорошо продать свои навыки на рынке труда. Задание 16. В каком лексическом значении употребляет существительное «воздух» итальянский поэт и писатель (автор сценариев к «Ностальгии» А.Тарковского и многих фильмов Ф.Феллини) Тонино Гуэрра? Попытайтесь самостоятельно описать лексическое значение этого слова. Воздух это та легкая вещь, которая вокруг тебя и которая становится светлой, когда ты улыбаешься. Задание 17. Сопоставив данные фрагменты из публицистических текстов, попытайтесь определить лексическое и стилистическое значение существительного «шопинг». 1.«Шопинг» слово нерусское. И слава богу, что оно у нас прижилось, а то пока выговоришь «поход по магазинам с целью совершения покупок» ничего не захочется. Потому что перед глазами тут же встанут хамоватые продавщицы, жуткая толчея перед 20

21 прилавком и в конце концов итог: нужного размера нет. А скажешь «шопинг» - и сразу радостно на душе. Может, потому что вместе с иностранным словом в нашу жизнь вошли красочные витрины, любезные продавцы и - почти как за границей! тридцать сортов сыра в одном универмаге (М. Белокурова). 2.Шопинг выражает все усиливающуюся общемировую тенденцию рассматривать человека как простую составляющую глобальных рыночных отношений. Человек, отдающийся без остатка шопингу, теряет человеческое в себе, сам становится товаром, он уже не деятельный субъект, а объект, на который направлены действия других Рассуждать же, хорошо это или плохо, бессмысленно: это уже давно существует в реальности, поэтому лучше попытаться представить себе, что из этого вырастет и что с этим делать. 3.Я готов предположить, что результатом будет расслаивание общества по степени участия в процессе шопинга В России же, как стране сравнительно небогатой, шопинг по западному образцу может помимо этого принести еще и к потере национальной идентичности (А. Михайлов). Говорят, что шопинг идеальное лекарство от стресса. Неизвестно только, что именно появилось раньше стрессы или желание покупать. Ясно одно: шопинг был всегда, но сегодня он, кажется, достиг апогея и в России. В современных гипермаркетах воплощаются практически все мечты человечества (М. Куликова). СИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ Словарный состав любого языка представляет собой не простую сумму слов, а лексическую систему. Каждое слово занимает определенное место в языковой структуре, противопоставляется другим словам или сопоставляется с ними по каким-либо свойствам. Основные системные отношения отражаются в лексикологических категориях, которые основаны на отношении между формой и значением слов. Типы системных отношений между словами: парадигматические; синтагматические; словообразовательные (деривационные, эпидигматические). 21

22 Парадигматические отношения это отношения лексических единиц в вертикальном ряду. Парадигматические отношения проявляются в явлениях полисемии, синонимии, антонимии; в наличии лексико-семантических групп (близких по смыслу групп слов одной части речи, все слова одной лексикосемантической группы имеют как минимум одну общую сему); в возможности выделения тематических и ситуативных групп (в тематические группы объединяются слова одной темы). Синтагматические отношения это отношения лексических единиц в линейном ряду. Они проявляются в правилах сочетания слов (в лексической и синтаксической сочетаемости). Набор имеющихся при слове синтаксических позиций представляет синтаксическую сочетаемость, лексической сочетаемостью называют сочетаемость и совместимость сем сочетаемых слов. Для функциональной стилистики особое значение имеют парадигматические системные отношения, их первый уровень. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ПОЛИСЕМИЯ (греч. многозначность) наличие у слова двух или нескольких значений, которое обусловливает способность такого слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности. Например, существительное будильник имеет два значения: 1) часы со специальным механизмом для подачи звукового сигнала в заданное время; 2) в монастыре монах, в обязанности которого входит будить остальных для ранней или ночной молитвы. Реализацию первого или второго значения определяет его лексическая сочетаемость, контекст, ситуация или тема общения. Так, из контекста ясно, что в предложении Владимир Ипполитович вставал по будильнику в половине шестого слово будильник употребляется в первом значении. Абсолютное большинство слов из активного словарного запаса имеют несколько значений. Каждое значение слова называют его лексико- 22

23 семантическим вариантом. Лексико-семантические варианты связаны между собой общими семантическими признаками, что дает основание считать их значениями одного слова, а не словами-омонимами. Значения многозначного слова обычно связаны на основании сходства реалий (по форме, внешнему виду, цвету, ценности, положению, общественной функции) или смежности. В приведенном выше примере это связь на основе функции. В соответствии с этим различают метафорические и метонимические связи значений. Соотношение между прямым и переносным значениями не остается неизменным: у некоторых слов исторически вторичные значения становятся основными. Полисемия часто используется в языковой игре. СИНОНИМЫ (греч. одноименный) слова одной и той же части речи, имеющие полностью или частично совпадающие значения. Синонимы считают показателем богатства, гибкости языка. СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД группа слов, в значениях которых есть достаточно большая общая часть. Минимальный синонимический ряд синонимическая пара. Например: пища еда харчи съестное снедь пропитание жратва. Особое место в данном синонимическом ряду занимает существительное пища. В данном случае оно является доминантой синонимического ряда. ДОМИНАНТА синонимического ряда слово, по значению самое простое, стилистически нейтральное, обладающее самой широкой лексической сочетаемостью, наиболее употребительное. Интересное определение доминанты синонимического ряда предложил Шарль Балли: «самое простое, самое общее и самое понятное слово, которое содержит в зародыше все остальные слова». По степени синонимичности, тождеству, близости значений и способности замещать друг друга синонимы делятся на полные (абсолютные, лексические дублеты) и частичные (относительные). 23

24 В соответствии с выполняемыми функциями синонимы подразделяются на несколько групп. Семантические (смысловые, идеографические, понятийные, квазисинонимы) синонимы, оттеняют разные стороны обозначаемого объекта, указывают на различную степень проявления признака, действия, а также на иное смысловое разнообразие слов: путешествие - круиз, буря - шторм. Стилистические синонимы дают различную оценочную характеристику обозначаемого объекта, имеют различные эмоциональные и экспрессивные оттенки, разное стилистическое значение. Этот вид синонимии особенно развит в разговорной речи: обмануть облапошить, разговоры болтовня. Вопрос о контекстуальных синонимах лингвисты чаще всего связывают с проблемой окказионализмов, но это не всегда так. Например, в данном фрагменте из И. Бунина окказионализмы отсутствуют, а синонимический ряд образуют контекстуальные синонимы: Я сидел на скамье в главной аллее, ведущей к дому. Солнце лишь порой проглядывало из-за облаков; все вокруг было тихо, мертво, пустынно только тикали какие-то птички АНТОНИМЫ пары слов одной части речи с противоположным значением.антонимические отношения в большей степени характерны для прилагательных и наречий. Особенно много антонимов среди качественных прилагательных. По характеру противопоставления своих значений антонимы подразделяются на несколько типов. а) один из антонимов обозначает наличие признака, другой его отсутствие: пение молчание; б) один антонимов обозначает начало действия или состояния, другой прекращение действия или состояния: включить выключить; в) один из антонимов обозначает большую величину признака, а другой меньшую: тонкий толстый. 24

25 Все эти типы антонимов являются языковыми, они противопоставляются по своему значению, по самой природе значения, в самой лексической системе, вне контекста. Но в антонимические отношения могут вступать слова, которые вне данного контекста по значению не противопоставляются. Это контекстуальные (речевые) антонимы. Чаще всего они возникают в результате употребления слов не в прямом, а в обобщенно-символическом значении. Например: Но не менее страшно было и на всем прочем пространстве России, где вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество (И.Бунин). Антонимия лежит в основе оксюморона соединения слов (чаще всего прилагательного и существительного), противоположных по смыслу, используется для создания антитезы. ОМОНИМИЯ (греч. одноименность) звуковое совпадение различных слов, значения которых не связаны друг с другом. Лексические омонимы одинаково звучащие слова, не имеющие общих элементов смысла и не связанные ассоциативно. Омонимы могут возникнуть в языке в результате исторических языковых изменений (лук растение; лук оружие или спортивный снаряд), в результате заимствования иноязычного слова (брак - изъян [пол.] и брак женитьба), распада многозначного слова (свет вселенная, свет - лучистая энергия). Трудность в разграничении омонимии и полисемии приводит некоторых лингвистов к утверждению, что омонимами можно считать только слова, различные по происхождению. Различаются полная омонимия (совпадение во всех формах, встречается редко) и частичная (несовпадение отдельных форм). При частичной омо- 25

26 нимии совпадают только отдельные формы слов, называемые ОМОФОРМАМИ (стих глагол, стих существительное). Наряду с омонимами выделяют ОМОГРАФЫ слова, имеющие одинаковое написание, но различное ударение (мукá мýка) и ОМОФОНЫ слова, которые произносятся одинаково, но различаются в написании (косный костный). ПАРОНИМЫ это слова, похожие по звучанию, но разные по значению. Чаще всего паронимами являются однокоренные слова с разными приставками или суффиксами. Формальное и семантическое сходство часто становится причиной смешения паронимов. Например: поступок проступок, воскресать воскрешать. Каждое слово вступает в какие-то отношения с другими словами, которые и составляют в совокупности лексическую систему языка. УПРАЖНЕНИЯ Задание 1. Подберите к данным словам синонимичные фразеологизмы. Много, близко, громко, неожиданно, редко. Определите стилистическое значение подобранных синонимов. Задание 2. Подберите к данным словам синонимы, являющиеся другими частями речи. Пожалуйста, спасибо, следовательно, много, конечно. Определите стилистическое значение подобранных синонимов. Задание 3. Замените данные слова синонимичными описательными оборотами. Определите стилистическое значение подобранных словосочетаний. Помочь, оценить, разрешить, записать, предложить, путешествовать, зависеть. Задание 4. Распределите данные слова на две группы: имеющие разнокорневые и однокорневые антонимические пары. 26

27 Громкий, высокий, первый, далекий, верный, реально, получать, покупать, тяжело, порядок, счастье, приезд, день, жизнь, хорошо, открыть, войти, включить. Задание 5. Проанализируйте структуру словарной статьи из Нового объяснительного словаря синонимов русского языка под редакцией Ю. Д. Апресяна (М., 1999). ЕДА, уходящ. СНЕДЬ, книжн. ЯСТВА, ПИЩА то, что едят в данный момент, или то, чем питаются. Стол уставлен едой (снедью, яствами); Мы месяц не видели горячей пищи. Синонимы различаются по следующим смысловым признакам: обозначает ли слово преимущественно то, что едят в данный момент (яства) или то, чем питаются вообще (пища); 2) по какому параметру оценивается то, что едят (еда - с точки зрения вкуса и вида, пища - с точки зрения ее влияния на организм); каковы вид и качество того, что едят (еда может быть любой, яства предполагают аппетитный вид и изысканный вкус); 4) закреплено ли слово за определенным типом ситуации (снедь предполагает праздничный стол или дорогу, синоним еда не привязан к определенной ситуации); 5) употребляется ли слово только тогда, когда речь идет о человеке (пища, в отличие от снеди, не обязательно предполагает человека). По большинству признаков синонимы распадаются на две неравные группы еда, снедь, яства с одной стороны, пища с другой Все синонимы, кроме слова яства, употребляются только в форме ед. ч. Слово яства в современном языке имеет только форму мн. ч. Синонимы еда, снедь и пища присоединяют зависимое существительное в форме Род. п. или притяжательное прилаг. со значением субъекта; ср. еда соседа-диабетика, (дорожная) снедь соседки по купе. Пища моей собаки. Наиболее богатая сочетаемость у слова пища. Слово еда сочетается со словами, указывающими, в основном, на вид и вкус еды, а также на ее количество. Слово снедь сочетается со словами, указывающими на разнообразие и хороший вид еды. Слово яства сочетается в основном со словами, подчеркивающими необычность еды. Задание 6. Считаете ли вы синонимичными существительное интеллигент и словосочетание интеллигентный человек? Чтобы аргументировать свою точку зрения, определите лексическое значение существительного интеллигент. 27

28 Имеет ли это слово стилистическое значение? Подтверждает ли вашу позицию приводимое ниже высказывание известного лексиколога Л. П. Крысина? В чем общность лексического значения данных языковых единиц, с точки зрения ученого? Умственным трудом могут заниматься люди очень разные по уровню своего развития, культуры. Один человек получил высшее образование, но при этом остался на достаточно низком культурном уровне, его интеллигентным, видимо, нельзя считать. А вот человек, приобретший не только какие-то элементы образования, но и впитавший в себя культуру, и русскую, и мировую, - это интеллигент. Он не только представитель слоя интеллигенции, но и носитель определенного культурного потенциала. Задание 7. Составьте по аналогии словарную статью для следующего синонимического ряда, предварительно выявив его доминанту. Пробовать, стараться, пытаться, силиться. Задание 8. Чем различаются значения слов в каждом синонимическом ряду? Чтобы определить эти различия без соответствующего словаря, попробуйте употребить предложенные синонимы в разных предложениях и словосочетаниях и определить возможность замены. Употреблять, эксплуатировать. Жаловаться, роптать, плакаться, скулить. Гордиться, кичиться. Пытаться, стараться, силиться. Сведущий, компетентный, грамотный. Задание 9. Продолжите синонимические ряды. Учитель, педагог Врач, эскулап Примерно, около Бежать, мчаться Буря, ураган 28

29 Задание 10. Объясните значения данных пословиц. Найдите в пословицах антонимы. Специально подчеркните антонимы контекстуальные. Подберите к данным пословицам синонимичные (примеры Л. А. Введенской, А. М. Пономаревой). Глупый ищет большое место, а разумного в углу видно. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. Горе старит, а радость молодит. От радости кудри вьются, а от печали секутся. Смелому горох хлебать, а несмелому и редьки не видать. Горе в лохмотьях, беда нагишом. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть. Из дурака и плач смехом прет. Не думал, не гадал, как в беду попал. Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается. Задание 11. Составьте словосочетания, используя следующие синонимы. Покажите различия в их значениях. Определите тип синонимов. Подчеркните слова, в синонимичности которых вы сомневаетесь (материал из упражнения О. Н. Григорьевой). Мир, вселенная, мироздание, космос, свет. Поездка, путешествие, вояж, турне. Деловой, дельный, толковый, предприимчивый, оборотистый, хваткий, делец, деляга. Помощник, пособник, ассистент, секретарь. Соратник, соучастник, союзник, коллега. Врач, доктор, лекарь, эскулап, медик, целитель. Руководитель, вожак, поводырь, вожатый, вождь, глава, пастырь, начальник, шеф, босс. Подарок, подношение, приношение, дар, презент, пожертвование, сувенир. Обмануть, облапошить, кинуть, подставить, обдурить. Одежда, одежка, одеяние, одежды, костюм, тряпки, шмотки. Чиновник, бюрократ, аппаратчик, госслужащий, партократ. Восстановить, реставрировать, реконструировать, возродить, вернуть к жизни, возобновить. Препятствие, преграда, барьер, препона. 29

30 Выгнать, изгнать, прогнать, уволить, сократить, исключить, удалить, выселить, выдворить. Главный, важный, основной, основополагающий, коренной. Протест, бунт, демарш, забастовка, восстание. Разговор, беседа, диалог, болтовня, треп, трепотня, общение. Подарить, презентовать, вручить, одарить, пожертвовать, передать в дар. Долго, годами, столетьями, веками. Задание 12. О какой лексической группе идет речь во фрагменте статьи, опубликованной в журнале Русская речь? В языке есть слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Их называют Они-то чаще всего и доставляют немало хлопот в речи. Особенно трудно бывает выбрать слово из числа с одинаковой корневой морфемой, а различия в значениях похожих слов не всегда осознаются. Большую ошибку совершают люди, употребляя эффектный вместо эффективный, дефектный вместо дефективный, невежа вместо невежда и т. д. (Е. М. Лазуткина). анекдота? Задание 13. Какое языковой явление использовано при создании данного У Штирлица было два двойника, три тройника и удлинитель. Задание 14. Подберите книжные синонимы к приведенным ниже словам с нулевым стилистическим значением (примеры А. Н. Васильевой). Определите структуру стилистического значения подобранных слов. Нападение, больной (существительное), главный, обсуждать, погибнуть, просить, родина, свободный, сообщать, спор, удобный, основа, большой, доказывать, седой, создавать. Задание 15. Сравните парные словосочетания. Определите стилистическое значение данных словосочетаний, их стилистическую маркированность. Как связано лексическое и стилистическое значение слов и словосочетаний? Выехать в Москву выехать на старых знаниях; выскочить из квартиры - выскочить со своим мнением; 30

31 садовая скамейка садовая голова; держать сумку держать ответ за свои поступки перед родителями; играть на пианино играть на нервах; левая рука левые доходы; острое лезвие острый язык; стрелять из пистолета стрелять глазами; тянуть сеть тянуть с переездом; подъехать к остановке подъехать к начальнику с просьбой о внеочередном отпуске. Задание 16. Определите тип синонимов, использованных в следующих фрагментах из публицистических текстов. Жизнь Рустама Хамдамова имеет странную закономерность. Все его проекты почему-то испытывают задержки, проволочки, незаконченность (М. Чаплыгина). Финансист, банкир или ростовщик необходимы в переходную эпоху (С. Рот). Просто есть такой бизнес устраивать забавные мероприятия, разные события года или века, на которых зарабатывают их организаторы (В. Гергиев). Но когда живешь на форсаже, смерть может только избавить от тихого снижения, непривычно медленной скорости жизни и жизненной скуки (Д. Губин). Если в Варежке, или Чебурашке, или 38 попугаях мы наблюдали, как герои переживают, обижаются, восхищаются, удивляются, теряются, волнуются, страдают, то что можно углядеть в мельтешении кастраголосых одноизвилинных персонажей мультмыла? (Л.Яковлев). Сейчас каждая буква, каждое слово в визуальном мире пытаются заявить о своей непохожести, индивидуальности Трансформация нынешней визуальной системы схожа с переменами в журналистике: раньше там тоже было много функций познавательная, агитационная, пропагандистская, воспитательная, а нынче осталась одна развлекательная (А. Архангельский). Один Ключевский был беспечноспокоен, мирно-весел, стоял в сторонке, чистенький, аккуратный, слегка склонив голову набок и искоса поблескивая очками и своим зорким, лукавым оком (И. Бунин). Cчастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить тогда, когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа. Наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша «мать» пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, мы не должны отходить от нее (В. Розанов). 31


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (ННГАСУ)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 13 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга Аннотация к рабочей программе по

Приложение 2 УЧЕБНО-М ЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Для более углубленной подготовки к семинарским занятиям, финальному зачету и выполнению практических заданий рекомендуется не ограничиваться литературой,

ЧАСТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ ВЫСШАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА УТВЕРЖДАЮ Ректор ОИ ВПШ Председатель приемной комиссии ^ " ж / В.А.Шаров «25» января 2016г. ПРОГРАММА

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Уро ка Тема урока Русский язык. 10 класс. Профильный уровень (102 часа, 3часа в неделю) Ко ли чес тво час ов Основные термины и понятия 1 Слово о русском языке 1 Русский литературный язык, язык межнационального

Рабочая программа по русскому языку 10 класс 68 часов (2 часа в неделю) Пояснительная записка Необходимость в создании программы возникла в связи с тем, что в учебном плане МОУСОШ 61 на преподавание русского

Русский язык Аннотация к рабочим программам Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский язык» предметной области "Русский язык и литература" отражают: 1) совершенствование различных видов

Зовнішнє незалежне оцінювання 2013 року з російської мови 1 Зміст завдання та правильна відповідь Відповідність завдання Програмі зовнішнього незалежного оцінювання з російської мови Дефис между частями

Примерное планирование уроков русского языка в 7 классе Учебное пособие: «Русский язык. Учебник для 7 класса» (авторы составители Наталья Береснева, Наталья Нечунаева). * Планирование составлено с учётом

«Русский язык» Первоклассник различать, сравнивать: -звуки и буквы; -ударные и безударные гласные звуки; -твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; -звук, слог, слово; -слово

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ВСЕХ УРОВНЕЙ Козлова Марина Михайловна старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Республика Хакасия ОСНОВНЫЕ

Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Русский язык» в 6 классе КОД Проверяемые умения 1. РАЗДЕЛ «ТЕКСТ» 1.1.

Федеральное агентство по образованию ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю: Декан филологического факультета проф. Т.А. Демешкина 2008 г. СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК: ФОНЕТИКА, ЛЕКСИКОЛОГИЯ, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Объяснительная записка Программа вступительного испытания по русскому языку разработана с учетом действующей программы по русскому языку для 5-9 классов (письмо Министерства образования и науки Украины

Təsdiq edirəm Kafedra müdiri prof. T.H.Məmmədova 11 sentyabr 014-cü il AZƏRBAYCAN RESPUBLİKASI TƏHSİL NAZİRLİYİ BAKI SLAVYAN UNİVERSİTETİ Fənn sillabusunun təxmini strukturu Kafedra: Müasir rus dili Fənnin

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования. утвержденного

ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Объем требований по русскому языку На вступительных испытаниях по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Предмет Русский язык Уровень образования Начальная школа (1 4 классы) Разработчики программы Иванов С. В., Кузнецова М. И., Евдокимова А. О. Нормативно-методические - Стандарты

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» Программа вступительного

Стилистика русского языка

(по книге Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 448 с.)


Лексическая стилистика 3

Фразеологическая стилистика 5

Стилистика словообразования 7

Стилистика частей речи 8

Синтаксическая стилистика 10


Лексическая стилистика

Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использования слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

Слово – основа для понимания текста. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи:

· анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой);

· алогизм (сопоставление несопоставимых понятий);

Причины нелогичности: подмена понятия, неоправданное расширение/сужение понятия, нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий, несоответствие посылки и действия.

Для правильного употребления слов в речи необходимо также учитывать особенности лексической сочетаемости. Существует три типа сочетаемости семантическая, грамматическая и лексическая. Нарушение лексической сочетаемости объясняется неправильным употреблением многозначных слов (например, глубокая зима, осень, но не весна, лето ; глубокая ночь, тишина , но не утро , не день , не шум ). Нарушение лексической сочетаемости может быть использовано как стилистический прием: для создания комического эффекта, для экспрессивности текста и т.п. Но в том случае, если это не используется как стилистический прием, это является речевой ошибкой. Причиной тому может стать контаминация внешне похожих словосочетаний.

Для устной речи характерно такое нарушение как речевая недостаточность . Это случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли (Дирекции надо стремиться от этого равнодушия – пропущено избавиться ). Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется смысл. Однако эту ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения (Я за свечку, свечка – в печку! )

Стилистическая беспомощность автора в выражении мысли нередко приводит к речевой избыточности , которая в некоторых случаях граничит с абсурдностью (труп был мертв и не скрывал этого ). Стилисты называют подобные примеры ляпалиссиадами. Речевая избыточность также может принимать форму плеоназма – употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, ценные сокровища и пр.). Разновидностью плеоназма является тавтология. Тем не менее, они могут быть и стилистическим приемом, например, для внесения экспрессии в устную речь: горе горькое, всякая всячина и пр. Тавтология лежит в основе многих фразеологизмов (видать виды, есть поедом и пр.), сочетания с тавтологическим эпитетом позволяют обратить внимания на особо важные понятия, тавтологический повтор придает высказыванию афористичность, нанизывание однокоренных слов используется в градации – стилистической фигуре, основанной на последовательном повышении/понижении эмоционально-экспрессивной значимости, при каламбурном столкновении тавтология используется для создания комического эффекта и т.д.

Лексическая синонимия имеет для стилиста особую важность, представляя собой неисчерпаемый ресурс выразительности. Типы лексических синонимов:

1. Семантические

2. Стилистические

3. Семантико-стилистические

Стилистические функции синонимов:

· Скрытые (средство наиболее точного выражения мысли)

· Открытые (уточнение, разъяснение, сопоставление, противопоставление, градация).

Лексическая антонимия . Стилистические функции антонимов:

1. Лексическое средство выражения антитезы

2. Усиление эмоциональности высказывания

3. Показ полноты охвата явлений

4. Создание сатирического/комического эффекта и т.д.

Полисемия и омонимия : стилистические функции: метафоризация, парадокс, словесная игра, комический эффект, шутка, каламбур и т.п. Существуют индивидуально-авторские омонимы, в основе которых обычно лежит языковая игра.

Функции паронимов (однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению) в речи: экспрессивная (усиление действия), уточнение мысли, каламбур, языковая игра и т.д. Явление парономазии представляет собой еще более экспрессивное средство (это слова сходные по звучанию, но совершенно разной семантики), особенно для поэзии.

Неоправданное использование вышеперечисленных выразительных средств ведет к речевым ошибкам.

Слова стилистически неравноценны, их функции и смысловые нюансы сосредоточены в стилистической характеристике (В.Виноградов). Функциональный стиль – исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Функционально-стилевое расслоение лексики:

1. Общеупотребительная лексика

2. Лексика, закрепленная в функционально-стилевом отношении

· Разговорная

· Книжная (научная, официально-деловая, публицистическая).

Слова могут быть эмоционально и экспрессивно окрашены, в связи с этим выделяется лексика нейтральная, сниженная и высокая . Смешение стилей может стать стилистической ошибкой (использование в книжных стилях разговорной и просторечной лексики, в публицистических текстах - увлечение терминами, в художественной – обилие канцеляризмов и т.д.).

Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения (диалектизмы, профессионализмы), в художественной речи может выполнять важные функции: передача местного колорита, особенности речи героев, речевая экспрессия и пр. Для выразительности (создания образа, изображение речи персонажа и т.п.) также используют в литературно художественном стиле жаргонизмы.

Стилистические функции устаревших слов (архаизмы и историзмы) в художественной речи: воссоздание колорита прошедших времен, торжественное звучание речи (славянизмы, друвнерусизмы), иногда пародийно-ироническая функция.

В связи с мировым развитием в любом языке появляется огромное количество новых слов – неологизмов . Существуют также авторские, или индивидуально-стилистические неологизмы, изобретение которых диктуется лексико-стилистическими нуждами в том или ином тексте.

В русском языке существует и функционирует также пласт заимствованной лексики . Стилистическая классификация:

1. лексика, имеющая неограниченную сферу употребления (утратившие признаки иноязычного происхождения (картина ), сохранившие некоторые подобные признаки (вуаль ), европеизмы, интернационализмы (террор ).

2. лексика ограниченного употребления (книжные слова (стагнация ), архаизованные единицы салонного жаргона (рандеву ), экзотизмы (сакля ), иноязычные врапления (аллегро ), варваризмы (сорри, пардон ). Речь, насыщенная варваризмами, называется макаронической. В художественных и публицистических текстах это очень мощное экспрессивное средство, особенно для создания речи персонажей. Употребление варваризмов в кавычках допустимо даже в авторском монологе.

Курсовая

Работа

Тема: __________________________________________________

________________________________________________________

студент: _______________________ ___________

преподаватель: _______________________ ___________


Введение

Основная часть

1. Лексическая стилистика

2. Стилистическая морфология

3. Стилистический синтаксис

4. Фонетика

Заключение

Библиографический список


Введение

Тема данной курсовой работы «Стилистический анализ текста научно-популярного издания «Выращивание и воспитание щенка».

Основная цель представленной работы – стилистический анализ выбранного издания, который включает в себя несколько важных разделов: лексический, морфологический, синтаксический и фоника.

Основные цели редактора при проведении правки – устранение погрешностей содержания, композиции и стилистики, исправление речевых ошибок, добавление четкости формулировок и обработка текста для широкого круга читателей. При проведении правки редактор должен учитывать особенности читателя, чтобы грамотно донести мысль текста.

Социально-функциональное назначение научно-популярного издания - популяризировать научные знания, достижения, науки, культуры, техники, искусства и т.д. среди неспециалистов или специалистов. Редактор должен уметь учитывать желание автора донести до читателя особенности своего изложения, поэтому задача редактора – не перегрузить текст ненужными нюансами и подробностями, чтобы не утомить своего читателя.

Структура курсовой работы:

1. Введение

2. Лексическая стилистика

3. Морфологическая стилистика

4. Синтаксическая стилистика

5. Фонетика

6. Заключение

Курсовая работа состоит из трех основных частей: лексической, морфологической и синтакси­ческой стилистики.

В разделе «Лексическая стилистика» рассматриваются стилистические особенности много­значных слов, антонимов, омонимов, синонимов, паронимов и исправляются ошибки, связанные с употреблением данной лексики. Также производится подробный анализ заимствований, уста­ревших слов и неологизмов, диалектизмов, специальных слов и жаргонизмов. Рассматриваются и анализируются экспрессивные средства лексики и стилистические особенности фразеологизмов.

В разделе «Морфологической стилистика» рассматриваются особенности именных частей речи, глагола, местоимений, выявляются и исправляются ошибки, связанные с их употреблением. Производится анализ вариантности форм имен существительных, имен прилагательных, личных, возвратных и возвратно-притяжательных местоимений, синонимии личных, определительных и неопределенных местоимений.

В разделе «Синтаксическая стилистика» рассматриваются стилистические особенности про­стых и сложных синтаксических конструкций, согласования сказуемых с подлежащим, определе­ния с определяемым словом, управления, прямого и обратного порядка слов и т.д.

I. Лексико-стилистический анализ издания

Лексическая стилистика

В данной части курсовой работы необходимо указать стилистические особенности многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Необходимо исправить, по возможности, ошибки, связанные с употреблением данной лексики и охарактеризовать данную лексику с учетом классификации. Должен быть дан анализ устаревшей и новой лексики (историзмы, архаизмы, неологизмы), также необходимо проанализировать особую лексику, к которой относятся диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы. Еще стилистический анализ в этом разделе подразумевает характеристику экспрессивных средств лексики (тропы) и стилистический анализ особенностей фразеологии.

Омонимия - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.). Омонимы полные (абсолютные) - омонимы, у которых совпадает вся система форм: змей – животное, змей - искуситель, злодей и змей – воздушный.Воздушный змей - приспособление для того, чтобы запускать его в небо и управлять им на земле с помощью нити.

Пример из текста издания:

«У собак самым «многофункциональным» органом является язык. »

язык колокола (языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его)

язык - орган человека

язык - речь, способ общения

Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению. Этот тип омонимов может создать двойственные и непонятные ситуации, но есть случаи, где их невозможно заменить синонимом.

Примеры из текста издания:

«Просто уберите еду для щенка до следующего кормления.»

е́ду - еду́

«Следует избегать покупки мяса подешевле.»

избе́гать - избега́ть

Такие случаи употребления омографов расширяют кругозор и словарный запас читателя.

Синонимом в полном смысле следует считать такое слово, которое определилось по отношению к своему эквиваленту (к другому слову с тождественным или предельно близким значением) и может быть противопоставлено ему по какой-либо линии: по тонкому оттенку в значении, по выражаемой экспрессии, по эмоциональной окраске, по стилистической принадлежности, по сочетаемости (научное определение из словаря синонимов русского языка (общ. ред. А.П. Евгеньевой) приведено в учебнике Д.Э. Розенталя).

Пример из текста издания:

«С первых дней жизни обеспечьте щенка систематической , ежедневной физической нагрузкой»

Антонимы - слова, противоположные по значению (С.И. Ожегов).Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать и убывать и доходить до противоположенного (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова).

Пример из текста издания:

«Услышав знакомую команду и увидев, что вы отбегаете , щенок в большинстве случаев устремится и подбежит к вам.»

Употребление синонимов и антонимов в детской литературе направленно на расширение кругозора читателя, создание образности и конкретизации ситуации. Автор правильно использует данные лексические фигуры, не нарушает их основных функций.

Устаревшая лексика . Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы. К историзмам относятся те устаревшие слова, которые вышли из употребления, в связи с тем, что из жизни ушли обозначаемые ими предметы или явления: армяк, кафтан, камзол, кольчуга, крепостной, князь, доспехи и т.п. Синонимов историзмы в современном русском языке не имеют.

В отличие от историзмов, архаизмы – это устаревшие названия современных предметов, явлений, вытесненные синонимами из состава активной лексики. Ср.: сей – этот, уста – губы, чело – лоб, выя – шея, зело – очень, вежды – веки, зерцало – зеркало и т.п.

В данном издании устаревшая лексика не была обнаружена.

Неологи́зм (др.-греч. νέος - новый, λόγος - речь, слово) - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее). Свежесть и необычность такого слова или словосочетания ясно ощущается носителями данного языка.

Этот термин применяется в истории языка, чтобы охарактеризовать обогащение словарного состава в отдельные исторические периоды - так, можно говорить о неологизмах петровского времени, неологизмах отдельных деятелей культуры (М. В. Ломоносова, Н. М. Карамзина и его школы), неологизмах периода Отечественной войны и т. д.

В развитых языках каждый год появляются десятки тысяч неологизмов. Большинство из них имеют недолгую жизнь, но некоторые закрепляются в языке надолго, входят не только в живую обиходную его ткань, но и становятся неотъемлемой частью словесности.

Наука, которая занимается изучением неологизмов, называется неологией

Примеры из текста издания:

«Научить этому собаку довольно просто, однако ей может потребоваться одна-две недели, чтобы научиться самостоятельно держать равновесие

«Важно выделить для собаки отдельный градусник – никто из членов семьи не должен им пользоваться (чисто из гигиенических соображений).»

Переносное значение слова - это производное от основного (главного) лексического значения слова, относящееся к нему метонимически, метафорически или ассоциативно, посредством пространственной, временной, логической и других зависимостей. Переносное значение может становиться главным и наоборот. Такие изменения в семантической структуре слова могут быть обусловлены эмоционально-оценочными, ассоциативными и другими факторами воздействия. Внутри основных способов образования переносного значения выделяются и дополнительные, такие, как метафора с помощьюкоторой автор строит неназванное сравнение предмета с какими-либо другим на основании общего признака; и олицетворение, прием, с помощью которого животные наделяются человеческими способностями.

В тексте встретились следующие примеры метафоры:

«Он, а за ним еще 11 человек прошли гуськом , строго след в след»

Метонимия - словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора - «по сходству».

Метонимия часто используется в повседневной речи и поэтому не сложно воспринимать эту стилистическую фигуру.

В данном издании метонимия не была обнаружена.

В данном произведении автор использует не очень много стилистических фигур, за исключением метафор . Примеров таких тропов, как аллегория и синекдоха в тексте нет вовсе. Это объясняется тем, что важно усвоить информацию из книги, а обилие стилистических фигур может помешать этому, отвлекая читателя на, по сути, не нужную информацию. В тоже время образность речи, главным образом литературной, влияет на расширение словарного запаса читателя, становление его собственного стиля речи и письма, формирует образное мышление. Так же образность языка является приемом популяризации и занимательности данного издания.

Фразеологи́зм (фразеологический оборот, фразе́ма) - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.

Концепция фразеологических единиц, как устойчивого словосочетания, смысл которого невыводим из значений составляющих его слов, впервые была сформулирована швейцарским лингвистом Шарлем Балли в работе Précis de stylistique, где он противопоставил их другому типу словосочетаний - фразеологическим группам с вариативным сочетанием компонентов. В дальнейшем В. В. Виноградов выделил три основных вида фразеологизмов: фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства и фразеологические сочетания. Н. М. Шанский выделяет также дополнительный вид - фразеологические выражения.

В данном издание фразеологизмы не были обнаружены.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).

Эпитет - слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии - прилагательным; но совпадение это только частичное.

Установленного взгляда на эпитет у теоретиков нет: одни относят его к фигурам, другие ставят его, наряду с фигурами и тропами, как самостоятельное средство поэтической изобразительности; одни отождествляют эпитеты украшающий и постоянный, другие разделяют их; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.

Примеры из текста издания:

«Тяжелое передвижение…»

« У заболевших собак ухудшается или полностью пропадает аппетит, они становятся невеселыми , вялыми »

Речевая избыточность - наличие в высказывании лишних слов, многословие.

Предметом лексической стилистики является речевая избыточность, возникающая при повторной передаче одной и той же мысли, например:

«Наши спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях , в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены.»

Речевая избыточность в данном издании не была обнаружена.

К искажению или затемнению смысла высказывания иногда приводит речевая недостаточность, возникающая в результате немотивированного пропуска слов и проявляющаяся в лаконизме изложения в ущерб со-держанию.

Речевая недостаточность - случайный пропуск слов, необходимый для точного выражения мысли (И.Б. Голуб).

Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл. Пропуск слов может совершенно исказить мысль автора, например:

«Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики.»

В данном случае мы наблюдаем речевую недостаточность. Этот пример необходимо исправить, например:

«Для улучшения производственных показателей необходимо объединить усилия всех работников, занимающихся вопросами экономики»

Речевая недостаточность в данном издании не была обнаружена.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова).

Профессионализмы . К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах деятельности человека, не ставшие, однако, общеупотребительными (И.Б. Голуб).

Данные слова не были обнаружены в издании.

Диалектизмы - слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке (С.И. Ожегов).

Данные слова не были обнаружены в издании.

Жаргонизмы – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных (С.И Ожегов).

Данные слова не были обнаружены в издании.

Основными задачами данной главы являются:

1. Установить связь стилистики с особенностями языка;

2. Дать определение понятию стилистическая особенность;

3. Выяснить, с помощью каких функций выражаются стилистические особенности в языке;

Максим Горький писал о языке:

«Язык -- это первоэлемент, основной материал литературы, т. е. лексика, синтаксис, весь строй речи -- это первоэлемент, ключ к пониманию идей и образов произведения. Но язык -- это и орудие литературы: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено -- тем оно победоносней» [Горький М. Электронный ресурс].

Из этого мы понимаем, что язык занимает крайне важное место в нашей жизни. Он может быть помощником для изложения каких-то мыслей, понимания идей и образов, но так же важно помнить, что он в равной степени является орудием, и все зависит от людей, насколько умело они им владеют, принесет ли это благо или зло. И для того, чтобы овладеть необходимым навыком общения, мы изучаем функции языка, способы и приемы изложения мыслей, и, конечно же, стили, потому как разные ситуации дают нам разные установки для общения. А изучением стилей занимается наука стилистика.

Стилистика

Стилистика (слово «стиль» происходит от названия иглы, или стилета которым древние греки писали на вощаных дощечках) - это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка (функциональные стили речи), закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условии общения. [Ожегов С. И. Электронный ресурс].

Стилистика знакомит со стилистической системой литературного языка на всех его уровнях и стилистической организацией (с соблюдением норм литературного языка), правильной, точной, логичной и выразительной речи. Стилистика учит сознательному и целесообразному использованию законов языка и употреблению языковых средств в речи.

В лингвистической стилистике существует два направления:

1) стилистика языка;

2) стилистика речи (функциональная стилистика).

Стилистика языка исследует стилистическую структуру языка, описывает стилистические средства лексики, фразеологии и грамматики.

Функциональная стилистика

Функциональная стилистика изучает, прежде всего, различные виды речи, их обусловленность различными целями высказывания. М.Н. Кожина дает следующее определение:

«Функциональная стилистика -- это лингвистическая наука, изучающая особенности и закономерности функционирования языка в различных видах речи, соответствующих тем или иным сферам человеческой деятельности и общения, а также речевую структуру складывающихся при этом функциональных стилей и «нормы» отбора и сочетания в них языковых средств» [Кожина М.Н. Электронный ресурс].

В своей основе стилистика должна быть последовательно функциональной. Она должна раскрывать связь разных видов речи с тематикой, целью высказывания, с условиями общения, адресатом речи, отношением автора к предмету речи.

Функциональная стилистика (лингвостилистика) изучает элементы языка с точки зрения их способности выражать и вызывать эмоции, дополнительные ассоциации и оценку.

Лингвостилистика также подразделяется по уровням:

1) лексическую;

2) грамматическую;

3) фонетическую стилистику.

В данной научной работе важно проследить какое влияние оказывает наличие или отсутствие артикля в предложениях и как меняется от этого смысл и экспрессивная окраска. Поэтому следует остановиться на лексическом уровне.

Лексическая стилистика

Лексическая стилистика изучает стилистические функции лексики и рассматривает взаимодействие прямых и переносных значений. Лексическая стилистика изучает разные составляющие контекстуальных значений слов, их экспрессивный, эмоциональный и оценочный потенциал и их отнесенность к разным функционально-стилистическим пластам, т. е. язык изучается с точки зрения взаимодействия с разными условиями контекста. Для определения какую экспрессивную окраску дает тот или иной способ использования частей речи, существую некоторые средства, и одно из них стилистическая функция.

Стилистическая функция - та роль, которую языковое средство играет при передаче экспрессивной информации:

Создание художественной выразительности;

Создание пафоса;

Создание комического эффекта;

Гипербола;

Может быть описательной;

Для создания речевой характеристики героя.

И главное помнить, что стилистическая функция принадлежит тексту, и изучает особенности внутри него, а функционально-стилистическая окраска принадлежит языку.

Выводы по 2 главе

В ежедневной суете человек сталкивается с различными ситуациями, в которых он должен уметь правильно поставить свою речь и выбрать стиль общения. Для комфортного общения в обществе любому необходимы базовые знания стилистики.

Как и любой раздел науки о языке, стилистика имеет своего рода классификацию, которая делится на стилистику языка и стилистику речи.

В данной работе мы предаем акцент функциональной стилистике, так как она изучает элементы языка, которые и помогают предать нашей речи эмоциональную окраску и сделать общение более выразительным.

В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. Русские писатели, восхищаясь красотой, силой, богатством русского языка, прежде всего отмечали разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых различных значений. С.Я. Маршак писал: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий».

Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В то же время стилистика обращает внимание на такие явления, как омонимия и парономазия, порой мешающие правильному восприятию речи. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.

Стилистический аспект изучения лексики требует вдумчивой оценки слова с точки зрения мотивированности его в контексте. Стилистика выступает как против употребления лишних слов, так и против неоправданного пропуска слов, рассматривая различные проявления речевой избыточности и речевой недостаточности.

Слово изучается в стилистике не только в номинативной, но и в эстетической функции. Предметом специального интереса лексической стилистики являются лексические образные средства языка - тропы.

Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Характеризуя использование в речи тех или иных лексических средств языка, стилистика стоит на страже правильного словоупотребления. Нормативно-стилистический подход к изучению лексики предусматривает анализ часто допускаемых речевых ошибок: употребления слова без учета его семантики; нарушения лексической сочетаемости; неправильного выбора синонимов; неверного употребления антонимов, многозначных слов, омонимов; смешения паронимов; немотивированного объединения стилистически несовместимых лексических средств и т.д. Устранение лексико-стилистических ошибок в речи, выбор оптимального варианта выражения мысли приобретают важнейшее значение при литературном редактировании текстов.