Все непостоянные признаки глагола. Материал по русскому языку (6 класс) на тему: "А действие стремится к результату" (постоянные и непостоянные признаки глагола)

План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования глагола Образец морфологического разбора Разноспрягаемые глаголы Безличные глаголы Переходные и непереходные глаголы








Вид глагола Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что делают? что делали? и т.д., являются глаголами несовершенного вида. Глаголы которые отвечают на вопросы что сделать? что сделают? что сделали? и т.д., являются глаголами совершенного вида.


Спряжение глагола – это изменение глагола по лицам и числам (в настоящем и будущем простом времени) У глагола два спряжения: –Ко II спряжению относятся глаголы, которые оканчиваются – на –ить –+ глаголы-исключения: гнать, дышать, держать и слышать; ненавидеть и обидеть; смотреть, видеть и вертеть, и зависеть и терпеть –К I спряжению – все остальные –+ глаголы-исключения: брить, стелить


Спряжение глаголов II спряжение 1) все глаголы на -ить (кроме 3 исключений); 2) 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть); 3) 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать). I спряжение 1) глаголы брить, стелить, зиждиться 2) все глаголы на -еть (кроме 7 исключений) 3) все глаголы на -ать (кроме 4 исключений) 4) все остальные глаголы на -оть, -уть, - ть,..


ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? I спр.II спр. -ать (ять)ить -оть -еть -нуть -ти и др. 1 л. -у, -ю -ем 1 л.-у, -ю -им 2 л.-ешь -ете 2 л.-ишь -ите 3 л-ет -ут -ют 3 л.-ит -ат -ят + искл.: брить, стелить + искл.: гнать, дышать, держать, слышать, ненавидеть, обидеть, смотреть, видеть, вертеть, зависеть, терпеть Таблица окончаний спряжений глагола


Непостоянные признаки В изъявительном наклонении: Время (настоящее, прошедшее, будущее) Число (единственное, множественное) Лицо (у глаголов наст. и буд. времени) Род (у глаголов в прошедшем времени) В повелительном наклонении: Число В сослагательном (условном) наклонении: Число Род (в единственном числе)




Правописание не с глаголами Не с глаголами пишется раздельно (не располагать, не мочь, не говорить…) Не с глаголами пишется слитно, если слово не употребляется без не (нездоровится, ненавидеть, негодовать, н é житься) Не с глаголами пишется слитно, если слово образовано с помощью приставки недо- (недописать, недогрузить, недослышать)




Образец морфологического разбора Глагол Укажи часть речи. Что обозначает слово? (действие, состояние)На какой вопрос отвечает? Укажи начальную форму (инфинитив). Назови постоянные признаки (вид, возвратность, спряжение); непостоянные признаки (наклонение, число, время, лицо или род). Определи роль в предложении.


Образец морфологического разбора Примечания. 1. Время у глагола указывают только в изъявительном наклонении. 2. В прош. времени глаголы изменяются по родам и числам. 3. В наст., и будущ. времени глаголы изменяются по лицам и числам. 4. Инфинитив, безличные и разноспрягаемые глаголы требуют особого внимания при морфологическом разборе.


Образец морфологического разбора Ходит глагол, так как: 1. Обозначает действие (что делает?), н. ф. ходить. 2. Имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., II спр.; непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит, накл., ед. ч., наст, времени, 3-го лица. 3. В предложении является сказуемым (что делает? ходит).


Образец морфологического разбора Бежит глагол, так как: 1. Обозначает действие (что делает?), н. ф. бежать. 2. Имеет постоянные признаки: несов. вида, невозврат., разноспряг.; непостоянные признаки: употреблен в форме изъявит, накл., ед. ч., наст, времени, 3-го лица. 3. В предложении является сказуемым (что делает? бежит).


Разноспрягаемые глаголы хотеть в ед. ч. –спряг. как глаг. I спр. во мн.ч. – как глаг. II спр. бежать – в 3л. мн.ч. – как глаг. I спр. в остальных случаях – как глаг. II спр. Глаголы: есть, дать – особое спряжение, так как в ед. ч. в окончаниях нет гласных Ем, ешь, ест; едим, едите, едят. Дам, дашь, даст; дадим, дадите, дадут.


Безличные глаголы Обозначают действия, совершающиеся сами по себе, без действующего лица. Они обозначают: 1.явления (состояние) природы: светает, вечереет, смеркается, морозит, вьюжит… 2.Физическое состояние живого существа: лихорадит, знобит, тошнит, нездоровится, хочется Изменяются по временам и могут употребляться в форме сослагательного (условного) наклонения Светает. Уже рассветало, когда мы въехали. Рассветало бы поскорее!


Переходные и непереходные глаголы Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определённый предмет. Все остальные - непереходные Глаголы с суффиксами -ся (-сь) Этот предмет выражается чаще всего с помощью сущ. в В.п. без предлога (Р.п. без предл. – часть предмета) поехать в Москву - В.п. с пр. Ветер клонит деревья - В.п. без предл. налить бензина (часть) - Р.п. без предл. принести дров (часть) - Р.п. без предл. зависеть от соседа - Р.п. с пр.


Наклонения глагола изъявительноеусловноеповелительное 1. обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить 1. обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях 1. обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить 2. что делает? что делал? что сделает? изменяются по временам, спрягаются 2. что делал бы? что сделал бы? изменяются по родам и числам; не изменяются по временам 2. что делай? что сделай? изменяются по числам; не изменяются по временам 3. несов. в. – н.в., п.в., б.в. (составное) бежать – бежит, бежал, будет бежать сов.в. – п.в., б.в. сделать – сделал, сделает. 3. образуются от основы н.ф.г. + -л- + бы(б) частица пишется отдельно, может стоять после глаг., перед ним, может быть отделена другими словами: бежал бы 3. образуется от основ н.в. и б.в. при помощи –и- или без суффикса. учат – учи, учите; спрячутся – спрячься, спрячьтесь; бросают – бросай, бросайте. 4. II спр – на –ить + гнать, дышать, держать и слышать; ненавидеть и обидеть; смотреть, видеть и вертеть, и зависеть и терпеть I – спр. – все остальные + брить, стелить 4. видел бы, видела бы, видело бы, видели бы Я отправился бы в путешествие. Я бы вылечил всех детей. Если бы вечером залаяла собака, вы бы поняли, что идёт чужой. 4. употребляются обычно в форме 2 л., ед. и мн. ч.; имеет также формы 3л. ед. и мн.ч. + да, пусть, пускай, ка и 1л., мн.ч Пускай поёт о нас страна! Пусть всегда будет мама! Спой-ка мне, соловушка! в предложении – чаще сказуемое

Служебные и знаменательные части речи содержит русский язык. Глагол относится к самостоятельным частям речи. «Глаголить» в древнерусском языке обозначало «говорить». Таким образом, еще предками было доказано, что грамотная речь невозможна без динамики повествования, которая достигается использованием глаголов.

Что такое глагол: морфологические и синтаксические признаки

Глагол говорит о действии предмета. Определяют глагол по вопросам «что делать?», «что сделать?». Характеризуя глагол, обращают внимание на грамматическое его значение, морфологические признаки и функцию в предложении. Грамматические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные.

Точки зрения ученых по поводу выделения глагольных форм расходятся. До сих пор идут споры, выделять ли причастие и деепричастие в знаменательные части речи, или они являются лишь формами глагола. Будем рассматривать их как самостоятельные.

Грамматическое значение глагола

Грамматически глагол говорит о действии предмета. Выделяют несколько групп действий, которые выражаются глаголами:

  1. Работа, труд предмета речи: «точить», «водить», «строить», «копать».
  2. Речевая или умственная деятельность: «говорить», «предполагать», «думать», «выяснять».
  3. Движение предмета в пространстве, его положение: «ездить», «находиться», «сидеть», «располагаться».
  4. Эмоциональное состояние предмета речи: «грустить», «ненавидеть», «лелеять», «любить».
  5. Состояние окружающей среды: «вечереет», «морозит», «моросит».

Помимо общего грамматического значения глагола стоит сказать о его синтаксической функции. В предложении он является одним из главных членов, сказуемым. Глагол-сказуемое согласуется с подлежащим и образует с ним предикативную основу предложения. От глагола ставят вопросы к второстепенным членам группы сказуемого. Как правило, это дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, наречиями или деепричастиями.

Как изменяется глагол: постоянные и непостоянные признаки

Морфологические признаки глагола подразделяются на постоянные и непостоянные. Градация эта происходит с точки зрения изменения самого слова или только его формы. Например, «читать» и «прочитать» - это два разных слова. Разница в том, что «читать» - глагол несовершенного вида, а «прочитать» - совершенного. Они и изменяться будут по-разному: у глагола совершенного вида «прочитать» не предполагается наличие настоящего времени. А «читаю» - читаем лишь указывают на число глагола читать.

Постоянные признаки глагола:

  • вид (несовершенный, совершенный);
  • спряжение (I, II, разноспрягаемый);
  • возвратность (невозвратный, возвратный).
  • род (женский, средний, мужской);
  • наклонение (сослагательное, изъявительное, повелительное);
  • число (множественное, единственное)
  • время (настоящее, прошедшее, будущее);

Данные признаки являются формообразующими. Поэтому при разборе глагола говорят, что он стоит в форме определенного времени, наклонения, рода и числа.

Наклонения глагола

Грамматические признаки глагола содержат наклонение. Один глагол можно употреблять в форме изъявительного, сослагательного (условного) и повелительного наклонений. Таким образом, эта категория включается в непостоянные признаки глагола.

  • Изъявительное наклонение. Характеризуется тем, что глагол в данной форме возможно употреблять в настоящем, будущем и прошедшем временах: «ребенок играет» (настоящее время); «ребенок играл» (прошедшее время); «ребенок будет играть» (будущее время). Изъявительное наклонение позволяет изменять глагол по лицам и числам.
  • Условное (сослагательное) наклонение. Представляет собой действие, которое может случиться лишь при определенном условии. Образуется присоединением к основному глаголу частицы бы (б): «С твоей помощью я бы справился с трудностями». Возможно изменение глаголов условного наклонения по числам и родам, в этих формах они согласуются в предложении с подлежащим: «Она бы решила эту задачу сама»; «Они бы решили эту задачу сами»; «Он бы решил эту задачу сам»; «Большинство бы решило эту задачу самостоятельно». Важно отметить, что условное наклонение не предполагает изменение глагола по временам.
  • Повелительное наклонение. Обозначает побуждение собеседника к действию. В зависимости от эмоциональной окрашенности побуждение выражается как в форме пожелания: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос», так и в форме приказа: «Перестаньте кричать!». Чтобы получить глагол повелительного наклонения в единственном числе необходимо присоединить к основе в настоящем времени суффикс -и: «спят - спи», возможно образование бессуффиксальным способом: «едят - ешь». Множественное число образуется с помощью суффикса -те: «рисуй - рисуйте!». Изменение глаголов повелительного наклонения происходит по числам: «ешь суп - ешьте суп». Если необходимо передать резкий приказ, используется инфинитив: «Я сказал, всем встать!».

Время глагола

Морфологические признаки глагола содержат категорию времени. Действительно, у любого действия можно выделить время, в которое оно происходит. Так как глагол изменяется по временам, эта категория будет непостоянной.

Спряжение глагола

Грамматические признаки глагола невозможно охарактеризовать в полной мере без категории спряжения - изменения их по лицам и числам.

Для наглядности приведем таблицу:

Другие признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Помимо спряжения, постоянные грамматические признаки глагола содержат категории вида, переходности и возвратности.

  • Вид глагола. Различают совершенный и несовершенный. Вид совершенный предполагает вопросы «что сделать?», «что сделает?». Указывает на действие, которое достигло результата («выучить»), началось («запеть») или завершилось («спеть»). Для несовершенного характерны вопросы «что делать?», «что делает?». Предполагает действие, которое продолжается и многократно повторяется («прыгать»).
  • Возвратность глагола. Для нее характерно наличие суффикса -ся (-сь).
  • Переходность глагола. Определяется возможностью управлять без предлога именем существительным в винительном падеже («воображать будущее»), если у глагола значение отрицания - при переходности существительное будет стоять в родительном падеже: «Я его не наблюдаю».

Итак, признаки глагола как части речи разнообразны. Чтобы определить его постоянные признаки, необходимо поставить часть речи в начальную форму. Для определения непостоянных признаков необходимо работать с глаголом, взятым в контексте повествования.

Часто в школьных домашних заданиях по русскому языку ученики сталкиваются с необходимостью выполнить тот или иной разбор слова, словосочетания или предложения. Наряду с синтаксическим, лексическим и морфемным анализом программа школы подразумевает выполнение морфологического разбора. Рассмотрим, как выполнять морфологический разбор для глагола, и выясним, какие морфологические признаки характеризуют данную часть речи.

Глагол и его формы

Определение начальной формы, части речи, к которой принадлежит слово, и его роли в предложении обычно не вызывает затруднений. Однако часто у учеников возникают вопросы, касающиеся морфологических признаков слова. Для каждой части речи выделяют свои постоянные и непостоянные признаки: это могут быть род и падеж для имени существительного, вид и время для глагола.

Глаголом называют самостоятельную часть речи, обозначающую какое-либо действие, отвечающую на вопрос “что делать?” или “что сделать?” Приведём примеры: убрать, ходить, желать, любить, гулять.

Это интересно: проверяемые безударные гласные в корне слова, правила с примерами.

Различают 4 глагольные формы. К ним относятся:

  • инфинитив, или начальная форма глагола: бежать, сидеть, быть ;
  • спрягаемые формы: читаю, поём, украли ;
  • причастие: упавший, спящий, встраиваемый ;
  • деепричастие: мечтая, ответив, завершив .

В предложении спрягаемые формы чаще всего играют роль сказуемого, а остальные формы могут быть любыми другими членами предложения.

Это интересно: что означает термин литота, ее примеры в русском языке.

Существуют постоянные и непостоянные признаки глагола. Инфинитив обладает лишь постоянными признаками, так как он является неизменяемой частью речи. Для спрягаемых форм возможно также определить непостоянные признаки, поскольку данные глаголы могут изменяться, например, по числам или лицам.

Это интересно: “водить за нос” – значение фразеологизма, история возникновения, синонимы.

Постоянные морфологические признаки

К постоянным признакам относят следующие:

  • спряжение;
  • возвратность;
  • переходность.

Это интересно: слова с суффиксом -енн-, правила правописания.

Вид - это категория, которая определяет, как протекает заданное действие во времени, и показывает, было или будет ли оно завершено в конкретный момент времени. Вид можно указать для всех глагольных форм.

К совершенному виду относят глаголы, которые используют, когда нужно показать законченность действия. Несовершенный вид, напротив, обозначает некую растянутость во времени, незавершённость. Отличить их несложно: форма несовершенного вида отвечает на вопрос «что делать?», для совершенного вида используется вопрос «что сделать?».

Рассмотрим несколько предложений и определим вид для глаголов, которые использовались в них.

Он проснулся, когда солнце уже заходило.

Это интересно: “цыплят по осени считают” – значение пословицы.

Выясним, на какой вопрос отвечает первый выделенный глагол.

Он (что сделал?) проснулся.

Этот вопрос является признаком совершенного вида. Значение также указывает на завершённость действия: он проснулся , т. е. уже выполнил действие.

Разберём второй глагол. Зададим к нему вопрос:

Солнце уже (что делало?) заходило.

Определяем вид второго слова как несовершенный. Действительно, солнце заходило , но неясно, было ли действие завершено или нет.

Следует помнить, что существуют двувидовые глаголы, для которых определить вид возможно лишь в том случае, когда слово дано в контексте. В качестве примера рассмотрим слово использовать :

  • Студентам для учёбы удобно (что делать?) использовать ноутбук.
  • Чтобы пройти самый сложный уровень в игре, пришлось (что сделать?) использовать последнюю подсказку.

Задавая соответствующие вопросы к слову, без труда определяем вид глагола: в первой фразе - несовершенный, а во второй - совершенный вид.

Это интересно: мораль басни “Стрекоза и муравей” Крылова.

По типу спряжения различают 3 вида глаголов: I спряжение, II спряжение и разноспрягаемые глаголы. Чтобы определить спряжение, необходимо поставить нужное слово в форму инфинитива и посмотреть, на что оно оканчивается. Если перед суффиксом -ть стоит буква и (пить, пилить, чинить, клеить ), слово относится ко II спряжению. В том случае, если перед суффиксом инфинитива стоит другая буква (брать, гулять, колоть, велеть, гнуть ), относим глагол к I спряжению.

Однако следует помнить, что в этом правиле есть и исключения, указанные в таблице ниже.

Также постоянным признаком является возвратность. Возвратная форма отличается от невозвратной наличием суффикса -ся или -сь в конце слова. К возвратным можно отнести следующие слова: смеяться, учиться, веселиться; невозвратными являются ходить, уметь, мыть.

Переходность характеризуется возможностью связи глагола с существительным или местоимением в родительном или винительном падеже без предлога. Таким образом, включать (свет), открывать (окно), видеть (лес) - примеры переходных инфинитивов, а верить (в себя), смеяться (над шуткой) - примеры непереходных.

Непостоянные признаки глагола

Выделяют пять непостоянных признаков:

  • наклонение;
  • время;
  • число;
  • лицо;

Следует помнить, что наличие той или иной категории зависит от того, в какой форме используется слово.

Наклонение используют для того, чтобы обозначить, как действие относится к реальности. В изъявительном наклонении глагольные формы обозначают действие, которое на самом деле происходило, может происходить в данный момент или же ещё только случится в будущем. Примеры

  • В детстве мы часто гуляли в парке около дома.
  • Через несколько дней они купят новый велосипед.

Условное наклонение описывает действия, возможные лишь при выполнении определённых условий. Они образуются от инфинитива или формы прошедшего времени при помощи частицы бы (б ). Например: Ей пришлось бы заплатить за это большую сумму.

Повелительное наклонение используют в просьбах и приказах для обозначения требуемого действия. Примеры:

  • Принеси, пожалуйста, завтра мою книгу в школу.
  • Поставьте этот шкаф чуть ближе к окну.

Категория времени определяется только для изъявительного наклонения. Выделяют 3 формы: прошедшее время для действий, которые уже случились ранее; настоящее для действий, совершающихся в текущий момент; будущее время - для того, что произойдёт через какой-то временной промежуток. Приведём примеры:

  • пришёл домой, искал тетрадь, слушал музыку - формы прошедшего времени;
  • учу наизусть, смотришь по сторонам, шумят во дворе - формы настоящего времени;
  • будем знать математику, найдёт кошелёк, посмотришь фильм - формы будущего времени.

Число можно определить для любых изменяемых глагольных форм. Как и у других изменяемых частей речи, выделяют единственное число (когда к выполнению действия имеет отношение одно действующее лицо) и множественное (если лиц несколько).

  • приходи, сделал бы, ушёл, выучу, ищет - единственное число;
  • принесите, хотели бы, отнеслись, упадут, едут - множественное число.

Категорию лица выделяют только для форм повелительного наклонения, а также для настоящего и будущего времени изъявительного наклонения. 1 лицо обозначает, что говорящий относит это действие к себе или группе лиц, в которой он находится (говорю, думаем ). Если описываемое действие относится к собеседнику или собеседникам, то глагол использован в форме 2 лица (ответишь, повторите ). 3 лицо означает, что действие совершается не относящимися к говорящему или собеседнику людьми (молчат, вытирает ).

Род является признаком, который определяется для единственного числа в условном наклонении или в изъявительном наклонении в прошедшем времени.

  • купил, пришёл бы - мужской род;
  • надела, мечтала - женский род;
  • сломалось, сгорело - средний род.

Нужно знать: Что такое неопределенная форма глагола?

Пример морфологического разбора

Рассмотрим, как можно определить, какие морфологические признаки имеет глагол. Для этого выполним анализ слова освоили , использованного в предложении:

Ученики пятого класса с лёгкостью освоили новую тему.

  1. Освоили обозначает действие, следовательно, определяем часть речи - глагол.
  2. Начальная форма (инфинитив) - освоить.
  3. Определяем постоянные признаки:
    1. Ученики (что сделали?) освоили , вопрос относится к совершенному виду.
    2. Обращаем внимание на форму инфинитива, обращаем внимание, что перед -ть находится и (при этом глагол не находится в списке исключений), это указывает на II спряжение.
    3. Отсутствие суффикса -ся или -сь говорит о том, что глагол невозвратный.
    4. Глагол согласован с существительным в винительном падеже (освоили тему ), следовательно, он относится к переходным.
  4. Разбираем, какие непостоянные признаки можно определить для этой формы:
    1. Действие является выполненным в действительности, поэтому его наклонение - изъявительное.
    2. Время действия - прошедшее (можно добавить в предложение обстоятельства времени вчера, в прошлом году , форма глагола при этом не изменится). Помним о том, что в прошедшем времени не определяется лицо.
    3. Поскольку ученики - это множество действующих лиц, освоили находится в форме множественного числа. Для множественного числа невозможно определить род.
  5. В этом предложении освоили является сказуемым.

Как и любая другая часть речи, глагол обладает рядом присущих ему признаков.

  • постоянные признаки;
  • непостоянные признаки.
  • возвратность;
  • переходность;
  • тип спряжения.
  • наклонение;
  • число;
  • время;
  • лицо;

Постоянные признаки глагола

Рассмотрим постоянные признаки глагола более подробно.

  • Вид глагола. Глаголы бывают двух видов: совершенного и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида означают законченность действия и отвечают на вопрос что сделать? Например, приплыть (что сделать?).

Глаголы несовершенного вида обозначают действия, которые совершаются на данный момент, и отвечают на вопрос что делает? Например, плавать (что делать?).

  • Переходность глагола. Выделяют глаголы переходные и непереходные.

Переходными называют глаголы, которые могут сочетаться с именами существительными в винительном падеже без предлогов. Например, найти (кого?) человека, вынести (что?) мусор.

Соответственно, непереходными называются глаголы, которые сочетаются с существительным в винительном падеже только с помощью предлогов. Например, идти в школу.

  • Возвратность глагола. Глаголам также характерен признак возвратности/невозвратности.

Возвратными являются все глаголы с постфиксом -ся. Например, умыться, собраться, учиться. Все возвратные глаголы являются непереходными.

В свою очередь, все глаголы без постфикса -ся являются невозвратными. Например, собрать, умыть, купить, читать, листать. Они могут быть как переходными (читать) , так и непереходными (стоять).

  • Типы спряжений глаголов. Выделяют всего 2 типа спряжений глаголов: 1 и 2 спряжение. Спряжение глаголов можно определить двумя способами:
  1. по личным окончаниям глаголов;
  2. по суффиксу начальной формы глаголов (в случае, если окончание безударное).

Чтобы определить спряжение глагола нужно его просклонять по лицам и числам.

Глаголы 1 спряжения должны иметь окончания -у(-ю)/-ем; -ешь/-ете; -ет/-ут (-ют). Например, расту, растем; растешь, растете; растет, растут.

Глаголы 2 спряжения имеют окончания -у (-ю)/-им; -ишь/-ите; -ит/-ат (-ят). Например, учу, учим; учишь, учите; учит, учат.

Таким образом, глаголы имеют постоянные и непостоянные признаки. Вид, переходность, возвратность и типы спряжений глагола являются его постоянными признаками, которые остаются неизменными в любом контексте.

1. Вид глагола

Большинство гл. имеют видовые пары: строить – построить .

Некоторые гл. не имеют видовых пар:

Гл. сов. в.: молвить, хлынуть, грянуть, ринуться .

Гл. несов. в.: преобладать, расхаживать, зависеть, участвовать .

Способы образования видовых пар:

А) заменой суффиксов: реша ть – реши ть, крича ть – крикну ть;

Б) добавлением приставки: стареть – по стареть, печь – ис печь;

В) переносом ударения: нареза΄ть – наре΄зать, высыпа΄ть – вы΄сыпать ;

Г) изменением основы слова: говорить – сказать, брать – взять .

Внимание! Некоторые глаголы могут приобретать значение то совершенного, то несовершенного вида: женить, казнить, телеграфировать, велеть, ранить, исследовать . Сравни предложения:

2. Переходность / непереходность

3. Возвратность / невозвратность

Возвратные глаголы обозначают действие, направленное на сам предмет. Они имеют постфиксы (обозначают также, как суффикс):

СЯ: прятаться, готовиться , возвращаться ,

СЬ: одеваюсь , горжусь .

Невозвратные глаголы – все остальные.

4. Тип спряжения

Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам, оно обозначаются римскими цифрами.

І спряжение ІІ спряжение
Окончания неопределённой формы
-ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть -ить
Личные окончания + примеры
- У (Ю) (я) рассказываю бормочу - ЕШЬ (ты) рассказываешь бормочешь - ЕТ (он) рассказывает бормочет - ЕМ (мы) рассказываем бормочем - ЕТЕ (вы) рассказываете бормочете -УТ (- ЮТ) (они) рассказывают бормочут - У (Ю) (я) строю клею - ИШЬ (ты) строишь клеишь - ИТ (он) строит клеит - ИМ (мы) строит клеим - ИТЕ (вы) строите клеите - АТ (- ЯТ) (они) строят клеят
Относят ко ІІ спряжению: - 7 глаголов на – еть: видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, вертеть . - 4 глагола на – ать: гнать, держать, дышать, слышать . Брить, стелить относят к I спряжению.

Запомни! Нормы произношения и написания некоторых глаголов:



1) У гл. есть и дать при изменении формы появляются приставки: с ъесть, по есть, пере дать, соз дать.

2) Правильно говорить положи, положите; клади, кладите; поезжай, поезжайте .

План разбора имени существительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

(В) поезде

  1. в чём?
  2. Н. ф. - поезд .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. - Петербург .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (в) Москву

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. - Москва .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. - отделение .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. - курящий .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное - субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.

(ехал) поручик

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - поручик .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
  3. В предложении выполняет роль приложения.

(ехал) Климов

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - Климов .
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»

  • 3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных
  • 3.2.3. Морфологический разбор имён существительных