Музыкальные произведения на слова фета. «Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета

Тема. Стихи – мимолётные настроения. Музыкальность и импрессионизм лирики А.А. Фета.

Цели:

а) образовательная: донести неповторимые особенности поэтического почерка А.А. Фета: роль ритма, подбор звуков, мелодия стиха, смысловая неопределённость поэтического текста;

б) развивающая: ;

в) воспитательная: .

Методы обучения: метод творческого чтения в сочетании с эвристическим и элементами репродуктивного методов.

Тип урока: урок чтения и анализа лирических произведений (урок выразительного чтения в сочетании с эвристической беседой и элементами лекции).

Наглядность: мультимедийная презентация, аудио записи выразительного чтения стихотворений мастерами художественного слова, тексты стихотворений (раздаточный материал).

План урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

III. Вступительное слово учителя

Ход урока

I . Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

II . Сообщение темы и целей урока

Мы продолжаем наш разговор о творчестве Афанасия Афанасьевича Фета. Сегодня мы постараемся увидеть те неповторимые особенности лирики этого поэта, которые отличают его от других поэтов. Поговорим о том, что лирике Фета присущи музыкальность и черты импрессионизма.

III . Вступительное слово учителя

Поэзия А.А.Фета – одна из вершин русской лирики. Сейчас никто в этом не сомневается. Но современники Фета оценивали его поэзию не так высоко. Многое из того, что сегодня представляется новаторскими достижениями, тогдашним читателям казалось языковыми погрешностями. Такие выражения, как «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «мертвые грезы», «серебряные сны», «благовонные речи» не находили понимания среди литературных критиков. Это непонимание преследовало Фета от начала до конца его литературной деятельности. В наши дни, после всего пути, пройденного русской поэзией со времен Фета, его словосочетания уже не кажутся «дерзкими», какими их считали современники поэта. «Уноси мое сердце в звенящую даль», «Долго снились мне вопли рыданий твоих»… Да, может не совсем правильно, но выразительно. Свои стихи Фет называл шутливо стихами «в растрепанном роде». Он хотел раздвинуть границы поэтического слова. А современников коробило это вольное обращение Фета с русской грамматикой, подчеркнутое нежелание считаться с обыденной логикой.

Немногие писатели, современники поэта, поняли смысл его поэтических поисков. Однако лучшие, например Достоевский и Толстой, сумели по достоинству оценить его творчество. Так Л.Н. Толстой с восторгом спрашивал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Ярко выраженное ассоциативно-метафорическое мышление поэта позволяло ему запечатлевать «изменчивые впечатления и переживания». Эта поэтическая манера Фета получила название импрессионистской.

IV. Подготовка к восприятию стихотворений (слово учителя)

Следует поговорить об импрессионизме вообще. В первую очередь, импрессионизм – это художественное направление, возникшее во Франции в последней трети ХIХ века. В 1874г. На выставке «Анонимного общества художников, живописцев…» была представлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»(1872) - вид гавани, окутанной розовым туманом, сквозь пелену которого проступает утреннее солнце. С легкой руки критиков слово «впечатление» (фр. impression) дало название творчеству участвовавших в выставке художников.

Одним из важнейших правил, которым следовали импрессионисты, стала работа на улице. Выйдя на улицу навстречу свету и воздуху, художник попадает в ситуацию, полностью отличающуюся от условий мастерской. Здесь исчезают четкие контуры, цвет постоянно меняется. Следовательно, можно изобразить лишь мгновенно возникшее впечатление о цвете и форме предмета. Задача импрессионистов – передать движение и ускользающий миг. Для этого они отказались от смешанных цветов, писали чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Нужный тон достигался оптическим смешением красок во время созерцания картины. Давайте обратимся к картинам художников импрессионистов.

V. Обсуждение репродукций картин Клода Моне

(Презентация)

VI. Слово учителя

Как и в живописи, импрессионизм в поэзии – это изображение предметов словно в мгновенных и случайных снимках памяти. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но они образуют цельную картину.

В 1890 году 70-летним стариком Фет провозгласил:

Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышать я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду.

«Трепет жизни» – вот то, что поэт умел улавливать, как, пожалуй, никто из его современников. Чтобы убедиться в этом обратимся к его стихотворениям. Мы подробно остановимся на анализе стихотворения «Шепот, робкое дыхание…», так как именно в нём очень ярко проявилась импрессионистская манера письма Фета.

VII

«Шепот, робкое дыхание» - учителем

VIII . Психологическая пауза

IX

Что в тексте показалось необычным с точки зрения синтаксиса?

(Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения).

Что необычно с точки зрения морфологии?

(В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные).

Давайте построим два ряда – природа и человек. Выпишите строки, которые указывают на состояния человека, и те, которые указывают на природу.

(«Природа» - трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья, свет ночной, ночные тени, в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, заря. «Человек» - шёпот, робкое дыханье, ряд волшебных изменений милого лица, лобзанье, слёзы.)

Таким образом, мы видим, что Фет в стихотворении сопоставляется мир природы и мир человека.

Как вы думаете, о чём это стихотворение?

(О свидании возлюбленных).

Давайте посмотрим, меняется ли настроение стихотворения в каждой строфе?

(Первая строфа: свидание влюблённых вечером у ручья. Какие краски? Почему? (Неяркие краски).Какие звуки? Почему? (Шёпот, колыханье).

Вторая строфа: ночь, которую проводят влюблённые. Какие звуки? (Тишина). Какие краски? Почему? (приглушенные, тени).

Третья строфа: утро, расставание влюблённых. Какие краски? Почему? (Яркие тона). Какие звуки? Почему? (Слёзы, поцелуи)).

- Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам.

В стихотворении глаголов нет, а действие есть. Как автор этого добивается?

(В большинстве имён существительных заключено движение – трели, колыханье).

Какой мы можем сделать вывод по этому стихотворению? В чём импрессионизм в нём?

(Фет не анализирует свои ощущения, он просто их фиксирует, передаёт свои впечатления. Его поэзия импрессионистична: мимолётность впечатлений, фрагментарность композиции, богатство красок, эмоциональность и субъективность).

X . Выразительное чтение стихотворения

«Это утро, радость эта» - подготовленным учеником.

XI . Психологическая пауза

XII . Обзорный анализ стихотворения

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

(Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично).

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

(Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета).

Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

(ответы цитатами из стихотворения).

Каким чувством проникнуто стихотворение? В чем состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает «ночь без сна»?

Поэт набрасывает отдельные мазки – разрозненные впечатления, которые сливаются в целостную картину в финале: «Это все - весна». Повтор слова придает необычайную конкретность, ощутимость. Это не описание весны вообще, а именно этой весны. Стихотворение до краев переполнено светом, звуками, движением. Это едва ли не самый блистательный образец зрелого фетовского импрессионизма.

XIII. Выразительное чтение стихотворения

«Скрип шагов вдоль улиц белых…» - подготовленным учеником

XIV. Психологическая пауза

XV. Обзорный анализ стихотворения

- Какое настроение передаёт это стихотворение?

(Лёгкое, спокойное, умиротворённое).

Что описывается в стихотворении?

(Это картина морозной зимней ночи).

Какими способами поэт создает это стихотворение? Какие языковые средства он для этого использует (звуки, слова, построение предложений)?

В чем особенности звуковой формы стихотворения? Какие образы создаются при помощи сочетаний звуков?

Есть ли в этом стихотворении человек? Найдите строки, которые подтверждают присутствие человека. Что он чувствует?

(Человек есть, но он предстаёт перед нами через скрип шагов, пух на ресницах…).

Поэт наполняет художественное пространство звуковыми и цветовыми деталями. Какими?

(Скрип шагов, блеск хрустальной изморози на стенах, серебристый пух ресниц, тишина ночи, спящий ветер, ясный воздух, всеобщей немотой).

XVI. Подготовка к восприятию стихотворений

Поэзии Фета свойственна ещё одна особенность – музыкальность стихотворений. («Поэзия и музыка, - писал Фет, - не только родственны, но нераздельны.» П.И. Чайковский говорил: «Фету дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». Салтыков-Щедрин констатировал, что «романсы Фета распевает чуть ли не вся Россия»).

XVII. Выразительное чтение стихотворения

«Какие-то носятся звуки…» - подготовленным учеником

XVIII. Психологическая пауза

XIX. Обзорный анализ стихотворения

Какое настроение преобладает в стихотворении?

(Ощущение лёгкости, воздушности…).

Есть ли сюжет в этом стихотворении?

(Да, здесь просматривается история любви и мотив разлуки).

Какие детали позволяют читателю угадать в этом лирическом наброске историю любви и разлуки?

(Примеры из стихотворения).

Как проявилась музыкальность стихотворения? С помощью чего поэт достигает её?

(Здесь ритмически повторяются определённые гласные звуки. Это приём ассонанс).

XX. Выразительное чтение стихотворения

«Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…» - подготовленным учеником.

XXI. Психологическая пауза

XXII. Обзорный анализ стихотворения

Какое настроение в стихотворении?

Какое звуковое оформление этого стихотворения? Какой пиём использует автор?

(Первые 2 строки – аллитерация).

Что описывает поэт?

(Ночь в лесу).

Какая антитеза присутствует в стихотворении?

(День – ночь).

Какими тропами выражается каждая из них?

(Ночь, через сравнение: костёр – яркое солнце, ельник – пьяных гигантов столпившийся хор; глаголов, которые показывают интенсивность действия: пламенеет, трещит, шатается, прогрело и т.д.; а также аллитерация: первые 2 строки. День через эпитеты: сиротливо, скупо, лениво, мерцающий, холодный; антонимы к слову ночь и костёр: зорька, зола, дымок, огонёк, туман, пень).

(Он говорит, что днём чувства молчат, а все устремления к ночи, когда вместе с костром разгораются скрытые днём переживания)

XXIII. Обобщение читательских впечатлений

Давайте попытаемся перечислить основные особенности лирики Фета, которые мы увидели за эти два урока.

(Ученики отвечают, пользуясь пометками сделанными в тетрадях).

Фет – импрессионист, главное для него – изображение «мгновения», каждого мига быстротекущей жизни и чувств, впечатлений от увиденного, поразившего. Природа в стихах Фета запечатлена тонко. Поэт замечает малейшие перемены в ней, изображаемый им мир движется, дышит, радуется жизни. Ни у одного из русских поэтов нет такого обилия описаний состояний природы, её цветов, звуков, запахов, как у Фета. Его стихи поражают красками: умелые сочетания ярких, сочных тонов и нежных оттенков образуют многоцветную радугу, позволяющую поэту рисовать природу и в ослепительном солнечном блеске, и в тонком полусвете луны. Острота восприятия природы проявляется в подборе эпитетов и метафор, передающих ароматы: «запах медовый», «ароматные цветы», «весны душистой нега» , «благоуханные речи» и т.д.

"Что не выскажешь словом, звуком на душу навей", - писал Фет. Его стихи мелодичны, завораживают своим звучанием. Не потому ли многие стихи Фета положены на музыку. В стихотворениях Фета настроения, ощущения важнее мыслей. Глубочайшие, неуловимые движения человеческой души, мимолётную красоту природы не выразить самым точным словом, их можно лишь «навеять … звуком», передающим истинное чувство. Лирика Фета – песня «крылатых», «сладких» звуков, подлинная музыка, очищающая душу, несущая гармонию.

XXIV. Подведение итогов

Выставление отметок за урок

XXV. Домашнее задание

1. Подготовить доклад о жизни и творчестве И.С. Тургенев.


Гармония и музыкальность поэзии А. А. Фета

Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область... Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом...

П И. Чайковский

Одним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути оставалось стремление найти в поэзии «убежище от всяких житейских скорбен, в том числе и гражданских». Вот почему в его произведениях мы не найдем тяжелых и горестных мыслей, описаний реальных политических и социальных событий. В них лишь красота, гармония, музыкальность.

С первых минут знакомства со стихотворениями Фета обращает на себя внимание их богатая звуковая окраска, их мелодичность и плавность, которые сближают их с музыкальными произведениями. Жизнерадостность и музыкальность звучат в каждой строчке, как например в стихотворении «Я пришел к тебе с приветом»:

Я пришел к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало... ...Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет.

Произведения Фета наполнены необычайной гармонией. В его отдельных незатейливых фразах столько чувства, восторженности и света, сколько может быть только в песнях. В самом деле, когда мы слушаем музыку, мы даже без слов понимаем, что хотел сказать ее создатель, какие чувства владели им. Наше сердце наполняется бурей эмоций — весельем, радостью, счастьем или легкой грустью. То же самое можно сказать о стихотворениях Фета. Короткие простые строчки:

Что за вечер! А ручей

Так и рвется. Как зарей — то соловей

Раздается.

А в нас уже ожило торжественное ощущение наступления весны. Мы чувствуем, как она ворвалась в мир, наполнив его звуками, солнцем, радостью. Еще не прочитав следующие строки, мы уже полностью во власти эмоций, мы уже ясно ощущаем:

Так-то все весной живет!

В роще, в поле Все трепещет и поет

Поневоле.

Внешний и внутренний мир в сознании поэта тесно связаны, а порой переплетаются. Так, в стихотворении «Когда читала ты мучительные строки...» автор говорит о реальном пожаре, который в то же время выражается в пожаре душевном:

Где сердца звучный пыл сиянье льет кругом И страсти роковой вздымаются потоки...

В описании явлений жизни или природы поэт постоянно прибегает к таким эпитетам, как «звенящая даль», «звонкий прилив жемчугу», «гулкая земля», «сердца звучный пыл»... У него все «трепещет и поет», «гудет и колышется» и «за песнью соловьиной разносится тревога и любовь». Его произведения стоят ближе всего к романсам: в них та же песенность, то же богатство эмоций, те же мгновенные зарисовки картин окружающего мира, которые, собранные вместе, наиболее точно и гармонично передают представление о жизни. Поражает то, что между отдельными частями стихотворений нет тесной логической связи. Можно с легкостью переставить местами четверостишия — и при этом сохранится главный смысл произведения, его эмоциональная окраска.

Чем глубже мы знакомимся со стихотворениями Фета, тем яснее сознаем, что главное в них чувства, эмоции, переживания. И это понятно: поэт почти никогда не приводит описания явлений, он пишет о том, что происходит в его душе, когда он наблюдает или переживает то или иное событие, будь это жизнь природы, или же произведение искусства, или же моменты личной жизни. Так, даже тот, кто никогда не видел статую Венеры, восхищается ею, читая стихотворение «Венера Милосская»:

Под этой сенью прихотливой Слегка приподнятых волос Как много неги горделивой В небесном лике разлилось!

Нередко поэт говорит о тех чувствах, которые только начинают зарождаться в его душе. Ему трудно выразить их словами, именно поэтому он восклицает:

О, если б без слова

Сказаться душой было можно!

Но мне кажется, что на самом деле А. А. Фет и говорит в своих стихотворениях именно душой. И эта душа живет, горит, волнуется, дышит и поет.

Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет назвал «Мелодии»:

5. Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую...» поэт так говорит о призвании «избранника»:20. Человек и природа в лирике А.А. Фета . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 15)

Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.
В основе фетовской поэтики - особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания»,«Вечера и ночи», «Море»).
Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него - ощущение полного слияния с природой:Цветение сердца - символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Человек начинает говорить на прекрасном языке природы:.

Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть».
«Шепот, робкое дыханье...» Темы стихотворения: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета- «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.

В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) - самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. Аллитерация (н-л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Стихотворение можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновенье...». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «И много лет прошло томительных и скучных». Последние четыре строки - это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:

А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

28,29,30. Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина . (На примере одной сказки.) (Билет 19)

Вариант 1

М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.
Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала...», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...»; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано - сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове» ; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

26,27. Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова . (На примере одного произведения.) (Билет 16) 1. Н.С. Лескова на протяжении всего творчества интересовала тема народа. В своих произведениях он неоднократно обращается к этой теме, раскрывая характер и душу русского человека. В центре его произведений всегда стоят благородные люди с неповторимыми судьбами.

Сила, непосредственность, душевная чистота и доброта - главные черты Ивана Северьяныча Флягина - героя повести «Очарованный странник». Мы встречаемся с ним во время путешествия автора по Ладожскому озеру. Автор отмечает сходство Флягина с легендарным героем былин Ильёй Муромцем: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь... он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца...» Это своеобразный ключ к пониманию этого образа.

2. Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей, свое призвание. Жизнь его - это поиск гармонии между самобытностью, стихийной силой личности и требованиями самой жизни, ее законов. В самом странничестве заложен глубокий смысл, мотив дороги становится ведущим. «Своего пути не обежишь», - считает Флягин. Каждый этап его жизненного пути становится новым шагом в нравственном развитии. Первый этап - это жизнь в господском доме. В нем живо молодецкое озорство и... в азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, которые ему еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от этих мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Но в то же время он верен и предан своим хозяевам. Он спасает их от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда повозка чуть не срывается в пропасть. Делает он это не ради какой-то личной выгоды или вознаграждения, а потому что не может не помочь тем, кто нуждается в его помощи.

Второй этап - это воспитание девочки. За внешней грубостью скрыта огромная доброта, свойственная русскому народу. Служа в няньках, он делает первые шаги в освоении мира своей и чужой души. Впервые он испытывает сострадание и привязанность, впервые понимает душу другого человека. Когда он сталкивается с матерью девочки, в нем борются два чувства: желание отдать ребенка матери и чувство долга. Впервые он принимает решение не в свою пользу, а из милосердия и отдает ребенка.

Затем судьба забрасывает Ивана на десять лет в плен к татарам. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родимой земле и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез. Поэтому он всегда стремится к побегу, легко забывает своих жен и детей. В плену его угнетает не убогость материального быта, а бедность впечатлений. Русская жизнь несоизмеримо полнее и богаче духовно. «Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы буйство, ковыль белый, пушистый, как серебряное море волнуется, и по ветерку запах несется: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски нет дна... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмись обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь». Воспоминания возвращают Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему представился. Добрался до родной стороны, а святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление.

Благодаря встрече с цыганкой Грушей «странник» открывает «красу природы совершенство», колдовскую силу таланта и женской красоты над человеческой душой. Это не страсть, а потрясение, возвышающее душу человека. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества. Он живет не только для себя, но и для другого человека. Сам он сознает, что эта любовь его переродила. Чтобы спасти душу любимого человека, он помогает Груше совершить самоубийство, сталкивая ее с обрыва в реку. После гибели любимой - опять дорога, но эта дорога к людям во искупление греха. Иван идет в солдаты, меняясь судьбой с человеком, которого никогда не видел, пожалев убитых горем стариков, сыну которых грозит рекрутчина. Служба на Кавказе становится для него очередным испытанием. После подвига на переправе он вынужден рассказать о себе, раскрыть «прежнее бытие и звание». Он сам совершает суровый суд над собой и своей прошлой жизнью, осознав себя «великим грешником». Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми.

В конце повести Иван Флягин становится монахом. Но даже монастырь не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Он готов пойти на войну, так как ему «за народ очень помереть хочется».

4. Созданный автором образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение народного характера и показывает главную идею, нравственный смысл жизни человека - жить для других, отдавая всего себя, все силы, талант, возможности своим ближним, своему народу, своей земле.

38,39,40,41,42. Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Проблема роли народа и личности в истории. 1. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как в нем отражены исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, с 1805 по 1821 год; в романе действуют свыше 200 лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и др.), показаны все социальные слои России того времени: высший свет, дворянская аристократия, провинциальное дворянство, армия, крестьянство, купечество.

2. В романе-эпопее, различные элементы которого объединяет «мысль народная», образ народа занимает особое место. В этом образе воплощен толстовский идеал «простоты, добра и правды». Отдельный человек ценен лишь тогда, когда он - неотъемлемая частица великого целого, своего народа. «Война и мир» - это «картина нравов, построенная на историческом событии», - писал Л. Н. Толстой. Тема подвига русского народа в войне 1812 года стала главной в романе. Во время этой войны произошло объединение нации: независимо от сословной принадлежности, пола и возраста все были охвачены единым патриотическим чувством, которое Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма», проявившимся не в громких словах, а в поступках, часто бессознательных, стихийных, но приближающих победу. Это единение на основе нравственного чувства глубоко спрятано в душе каждого человека и проявляется в тяжелую для родины пору.

3. В огне народной войны происходит проверка людей, и мы отчетливо видим две России: Россию народную, объединенную общими чувствами и устремлениями, Россию Кутузова, князя Андрея, Тимохина - и Россию «военных и придворных трутней», враждующих между собой, поглощенных своей карьерой и безразличных к судьбам родины. Эти люди утратили связь с народом, они лишь изображают патриотические чувства. Их ложный патриотизм проявляется в высокопарных фразах о любви к родине и ничтожных делах. Россия народная представлена теми героями, которые так или иначе связали свою судьбу с судьбой нации. Толстой говорит о судьбах народных и судьбах отдельных людей, о народном чувстве как о мериле нравственности человека. Все любимые герои Толстого - частичка людского моря, составляющего народ, и каждый из них по-своему духовно близок народу. Но не сразу возникает это единение. Пьер и князь Андрей идут по трудным дорогам в поисках народного идеала «простоты, добра и зла». И только на Бородинском поле каждый из них понимает, что истина там, где «они», то есть простые солдаты. Семья Ростовых с ее крепкими нравственными основами жизни, с простым и добрым восприятием мира и людей переживала те же патриотические чувства, что и весь народ. Они оставляют в Москве все свое имущество и отдают все подводы раненым.

4. Глубоко, всем сердцем понимают русские люди смысл совершающегося. Народное сознание как воинская сила вступает в действие при приближении врага к Смоленску. Начинает подниматься «дубина народной войны». Создаются кружки, партизанские отряды Денисова, Долохова, стихийные партизанские отряды под предводительством старостихи Василисы или какого-то безымянного дьячка, которые топорами и вилами уничтожали великую армию Наполеона. Купец Ферапонтов в Смоленске призывал солдат грабить его же лавку, дабы врагу не досталось ничего. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты смотрят на него как на общенародное дело. «Всем народом навалиться хотят», - объясняет солдат Пьеру. Ополченцы надевают чистые рубахи, солдаты не пьют водки - «не такой день». Для них это был священный момент.

5. «Мысль народная» воплощена Толстым и во множестве индивидуализированных образов. Тимохин со своей ротой так неожиданно атаковал врага, «с такой безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали».

6. Выразителем патриотического духа и подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Мудрость его заключается в том, что он понял закон о невозможности одному человеку управлять ходом истории. Главная его забота - не мешать событиям развиваться естественно, вооружившись терпением, подчиняться необходимости. «Терпение и время» - таков девиз Кутузова. Он чувствует настроение масс и ход исторических событий. Князь Андрей перед Бородинским сражением говорит о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее воли... А главное, почему веришь ему, - это то, что он русский...»

7. Рассказав правду о войне и показав человека в этой войне, Толстой открыл героику войны, показав ее как испытание всех душевных сил человека. В его романе носителями подлинного героизма явились простые люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, «грешница» Наташа, добившаяся подвод для раненых, генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов, - именно тот народ, который, забывая- о себе, спасал Россию в годину трудных испытаний.

40. Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

1. В романе «Война и мир» автор показывает пятнадцатилетний пласт жизни многих людей в период великих потрясений и перемен в России. Наряду с изображением грандиозных исторических событий, с философскими размышлениями автора значительное внимание в романе уделяется семье как основе основ. В центре романа стоят три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Вместе с этими семьями мы переживаем все события от начала романа до его конца, видим их трудные и счастливые минуты.

2. Первый раз мы встречаемся с семейством Ростовых на именинах графини. Сразу же попадаешь в атмосферу радушия, любви и доброжелательности, так как «в доме Ростовых любовный воздух». Граф и графиня - добрые и простые люди, всей душой и сердцем открытые детям. Они рады каждому, кто приходит в их дом. Жить в таком доме, где царят мир, взаимопонимание и уважение, - это счастье. В семье все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Все дети в семье чувствуют родительскую нежность и ласку. Наташа - искренняя, бескорыстная, очаровательная девочка, готовая любить весь мир. Младший сын Петя - добрый, честный и по-детски наивный. Соня -девушка нежная и чувствительная. Несмотря на то что она не родная дочь в этом доме, ей здесь очень уютно, потому что ее так же трепетно любят, как и других детей. Эта семья - поистине удивительный мир, хотя ей далеко до полной гармонии. Странное, холодное и эгоистическое поведение старшей дочери Ростовых Веры никак не вяжется с обстановкой в семье. «Что-то графинюшка намудрила», - считает отец. По роману мы знаем, что в молодости лучшей подругой графини была княгиня Друбецкая. Ее влияние чувствуется в воспитании Веры (своего сына Бориса она воспитала эгоистичным, холодным человеком). Видимо, своего первого ребенка мать воспитывала так, как того требовал свет, а не по велению собственной души. Все члены семьи Ростовых необычайно близки друг другу Даже дворовые люди Тихон, Прокофий, Прасковья Саввишна очень преданы семье Ростовых и ощущают себя с ними единой семьей. Но Толстой показывает нам эту семью и в тяжелые минуты их жизни, когда их судьбы тесно переплетаются с судьбами тысяч русских дворянских семей во время войны 1812 года.

До последней минуты Ростовы остаются в Москве. Но наступает час, когда нужно принять решение: ехать или остаться. Ростовы решают уезжать, дано распоряжение грузить подводы. Но в доме остаются раненые, люди, защищавшие город. И перед старшим Ростовым встает вопрос: как поступить - оставить нажитое добро (приданое детей) и отдать подводы армии или уехать с добром, не обращая внимания на душераздирающие просьбы и стоны раненых. Но вмешательство Наташи решает проблему. Она кричит с искаженным лицом, что гадко и стыдно оставлять беспомощных людей на милость врага. Ростовы уезжают без вещей, взяв только самое необходимое, а подводы отдают под раненых.

3. Несколько иную картину представляет семья Болконских. Толстой показал три поколения этой семьи: князь Николай Андреевич, его дети - Андрей и Марья и внук Николенька. Из поколения в поколение передавались в этой семье такие качества, как чувство долга, понятие чести, благородство, патриотизм. Но эта семья строится на ином основании, чем семья Ростовых. В семье Балконских царит разум, а не чувство. Старый князь Болконский, считающий, что на свете «есть только две добродетели - деятельность и ум», всегда следует своим убеждениям. Он постоянно трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается с дочерью. Эти черты присущи и его сыну, князю Андрею. Желание принести пользу людям заставляет князя Андрея участвовать в работе со Сперанским, вести преобразования в деревне и постоянно искать свое место в жизни. От отца, участника походов Суворова, князю Андрею передался дух патриотизма. Старший Болконский, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь своей стране. Он, несмотря на возраст, становится главнокомандующим ополчения и отдается этому делу всей душой. У Андрея любовь к Родине и жизнь слиты воедино, он хочет совершить подвиг во имя России. Во время войны 1812 года, несмотря на то, что князь Андрей дал себе слово никогда не участвовать в военных походах, становится снова в строй, воюет на передовой. Отношения княжны Марьи с отцом складываются по-другому. Николай Андреевич очень любил свою дочь, но всячески скрывал свои чувства, порой слишком сурово обращаясь с ней. От такого отношения к себе княжна Марья очень страдала. Только перед смертью, в последние минуты жизни, в первый и последний раз Николай Андреевич ощутил то высшее и одновременно мирское родство с дочерью, которое, по мнению Толстого, и есть духовность и которое без душевной боли за себя и других никому просто так не дается. Марья - воплощение удивительной, самоотверженной любви. Воспитание, данное ей отцом, приучило ее жертвовать всем, что у нее есть, ради других людей. Третье поколение Болконских - Николенька, сын князя Андрея. Маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, и в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли.

4. Что же касается семьи Курагиных, то они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Лживые и эгоистичные, Курагины сеют вражду и раздор между людьми. Глава этой семьи, князь Василий, насквозь фальшивый, неестественный, алчный, порой даже грубый. Он живет в атмосфере лжи, светских сплетен и интриг. Самое главное в его жизни - деньги и положение в обществе. Он готов ради денег даже совершить преступление (сцена смерти старого графа Безухова). Мир Курагиных - мир «светской черни». Автор, используя прием антитезы, прямо противопоставляет им семьи Ростовых и Болконских. И здесь мы угадываем ту же самую антитезу, что заключена в заглавии романа - «Война и мир».

5. Только тем, кто жаждет единения, Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами предстают счастливые семьи Наташи и Пьера, Марьи и Николая. В них соединились лучшие черты лучших семейств. Наташа своей любовью к мужу создает ту удивительную атмосферу, которая вдохновляет и поддерживает его, и Пьер счастлив, любуясь чистотой ее чувств, той чудесной интуицией, с которой она проникает в его душу. Они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними гармонию.

В семье Ростовых Николай - хороший хозяин, опора семьи. Графиня Марья вносит в семью свою духовность, доброту и нежность. Их брак так же счастлив, как и брак Пьера и Наташи. Мы видим, что в своем романе Толстой уделяет достаточно много внимания «мысли семейной», так как считает, что прочная семья - основа государства, России.

39. Духовный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

2. Одной из главных проблем, которую ставит в романе «Война и мир» Толстой, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои - Андрей Болконский и Пьер Безухов - натуры ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым. В жизни обоих можно выделить несколько этапов, на которых меняется их мировоззрение, в душе происходит определенный перелом.

3. С Андреем Болконским мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер. На лице князя скука и усталость. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своей славе. Но романтические представления о чести и славе развеялись на Аустерлицком поле. Лежа на поле битвы, тяжело раненный, князь Андрей видит над собой высокое небо, и все, о чем он мечтал прежде, представляется ему «пустым», «обманом». Он понял, что в жизни есть нечто более важное, чем слава. Встретившись со своим кумиром Наполеоном, Болконский разочаровывается и в нем Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, Андреи приходит к выводу, что жить для себя и близких - это единственное, что ему остается. Но деятельная, кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. Медленно возвращается он к жизни, к людям. Из этого душевного состояния помогают ему выйти Пьер и Наташа. «Надо жить, надо любить, надо верить» - эти слова Пьера заставляют князя Андрея увидеть мир по-новому, с новыми его красками, с пробуждающейся весной. К нему возвращается желание деятельности и славы.

Он снова близок к духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой. Болконский весь отдается своему чувству. Разрыв с Наташей стал трагедией для него Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесенной ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбудило в нем желание бороться, быть вместе с народом. Он возвращается в армию и принимает участие в Бородинском сражении. Здесь он осознает себя частицей народа, и от него, как от многих солдат, зависит судьба России.

4. Подобно Андрею Болконскому, Пьеру также свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни.

Вначале по молодости и под влиянием окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен.

Нравственное потрясение, испытанное Пьером в столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести. Ему становится ненавистна ложь светского общества, он часто задумывается над вопросом о смысле жизни человека. Это приводит его к масонству, которое он понял как учение о равенстве, братстве и любви. Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкасается с народной средой, но довольно поверхностно. Однако вскоре Пьер убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него. Война 1812 года пробуждает в Пьере патриотические чувства, и он на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы».

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент сражения. Здесь он понимает, что историю творит не личность, а народ. Вид оживленных и потных «мужиков подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Встреча с Платоном Каратаевым, бывшим крестьянином, солдатом, делает его еще ближе к народу. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно такие люди приходили в стан декабристов.

5. У каждого из этих героев своя судьба, свой трудный путь к познанию смысла жизни. Но оба героя приходят к одной и той же истине: «Надо жить, надо любить, надо верить».

43-49. Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова : «Крыжовник», «Ионыч», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином» (по выбору учащегося).

1. Антон Павлович Чехов (1860-1904) по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Все его рассказы не только очень реалистичны, но в них заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» - это то, против чего всю жизнь боролся писатель, эта тема прошла через все творчество Чехова. Протест против «обыденщины» - главное в его произведениях.

Судьбы героев его рассказов очень разные, но всех их объединяет одно: проблема духовной деградации человека, тема смысла жизни.

45. В рассказе «Ионыч», героем которого является Дмитрий Ионыч Старцев, Чехов исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни.

а) Дмитрий Старцев был назначен врачом в земскую больницу. Он хороший врач, честно выполняет нелегкие свои обязанности: проводит год «в трудах и одиночестве», не имея свободного часа. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он терпеть не может «картежников, алкоголиков, хрипунов» - обывателей города С. Старцев выгодно отличается и горячими движениями души, и пылкостью чувств от жителей города. Долгое время те раздражали его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». В разговоре «о политике или науке» обыватель становится в тупик или «заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти». Дмитрий знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой в городе», влюбляется в Екатерину Ивановну - Котика - миловидную девушку. Это чувство оказалось за все время его жизни в городе «единственной радостью и... последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Поверив не очень умной шутке Котика, он даже идет ночью на свидание к ней на кладбище. Когда же Котик уехала из города, он страдал всего три дня. б) Огонек в его душе погас. К 35-36 годам он уже превратился в Ионыча - ожирел, потерял совесть и стал похож не на человека, а на языческого бога. Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Подкрадывается постепенно и моральное «ожирение». Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обыденных вещах. Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвание «поляк надутый». Теперь же, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, он уже не пугает обывателей. И его перестали звать «надутый», а зовут по-родственному - «Ионыч». Когда Котик возвратилась, то жила надеждой на любовь Старцева. Ей так хотелось видеть в нем «лучшего из людей», она «пристально и с любопытством» вглядывается в него, обращает на него «грустные, благодарные, испытывающие глаза». Екатерине Ивановне хочется найти человека, который позвал бы ее куда-то из этого дома, ставшего чужим, открыл бы ей какую-то высокую цель в жизни. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Огонек в душе Ионыча погас окончательно. Беспросветным бездушием веет от его слов, когда он получает письмо от Екатерины Ивановны. «Он прочел письмо, подумал и сказал Паве:

Скажи, любезный, что сегодня я не могу приехать, я очень занят. Приеду, скажи, так дня через три». Произнесена самая банальная, расхожая фраза, а за нею - оледенение души. И, чтобы сделать последний штрих в этой картине смерти заживо, Чехов приводит еще одну, последнюю, фразу Ионыча, относящуюся к предмету его бывшей любви: «И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает:

Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?

Вот и все, что можно сказать про него».

в) Приговор произнесен очень просто. А ведь это ужасный приговор. Праздное, механическое любопытство звучит в вопросе Ионыча, вконец опустившегося обывателя.

Что же его волнует в конце жизни? Главным развлечением доктора, в «которое он втянулся незаметно, мало-помалу», было по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало слишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег. Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни золи к борьбе с обывательщиной у него нет. Жизненный путь завершен.

3. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Жизнь его однообразна, скучна, «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Да и сам Старцев растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Отчего же так быстро все свершилось? Все начинается с маленьких, казалось бы, простительных недостатков в характере и поведении человека: меркантилен и мелок в любви; недостаточно чуток к людям, раздражителен, непоследователен в своих убеждениях, не способен их отстаивать, - а кончается идейным и нравственным отступничеством, полной духовной деградацией.

46. Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».

Пьеса «Вишневый сад» проникнута светлым, лирическим настроением.Сам автор подчеркивал, что «Вишневый сад» является комедией, так как он сумел сочетать драматическое, подчас трагическое начало с комическим.

3. Основное событие пьесы - покупка вишневого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишневый сад является центральным образом пьесы.

4. Правдиво изображая жизнь, писатель рассказывает о судьбе трех поколений, трех социальных слоев общества: дворянства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции. Отличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменен драматизмом переживаний героев.

48 . Старый мир крепостной России олицетворяют образы Гаева и Раневской, Вари и Фирса. Сегодняшний мир, мир деловой буржуазии, представлен Лопахиным, мир неопределившихся тенденций будущего - Аней и Петей Трофимовым.

Стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье...»:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Так же, как и Пушкин, поэт переживает две встречи с возлюбленной, между которыми - томительная разлука. Но Фет не рисует ни единым штрихом портрет любимой женщины, не прослеживает все изменения их взаимоотношений и своего состояния. Он фиксирует только то трепетное чувство, которое охватывает его под впечатлением от ее пения.

Это стихотворение навеяно пением Т. А. Кузьминской (сестры Софьи Андреевны Толстой), описавшей этот эпизод в своих воспоминаниях.

Стихи Фета необыкновенно музыкальны. Это чувствовали и композиторы, современники поэта. П. И. Чайковский говорил о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант...» Фет считал музыку высшим видом искусства и доводил свои стихи до музыкального звучания. Написанные в романсово-песенном ключе, они очень мелодичны, недаром целый цикл стихов в сборнике «Вечерние огни» Фет назвал «Мелодии»:

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной... я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

5. Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую...» поэт так говорит о призвании «избранника»:

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,



Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Как А. А. Фет соотносил поэзию и жизнь в ее повседневном течении?

36. Человек и природа в лирике А.А. Фета . Чтение наизусть одного стихотворения. (Билет 15)

Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.
В основе фетовской поэтики - особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).
Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него - ощущение полного слияния с природой:
Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.
Цветение сердца - символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Человек начинает говорить на прекрасном языке природы:
Но безмолвствует, пышно чиста, Молодая владычица сада: Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо.
Обращениям к природе в лирике Фета нет конца:
Распахни мне объятья твои, Густолистный, развесистый лес.
Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть».
«Шепот, робкое дыханье...» Темы стихотворения: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета- «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» соединены две основные темы Фета: любовь и искусство (музыка) - самое прекрасное в человеческой жизни. Звуковые повторы усиливают воздействие фетовского образа. Аллитерация (н-л) создает звуковой образ, подчеркивает образ живописный.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Стихотворение можно сравнить с пушкинским «Я помню чудное мгновенье...». Так же как и у Пушкина, в фетовском произведении две основные части: говорится о первой встрече с героиней и о второй. Правда, у Фета вторая встреча могла и не быть реальной, а только сильным и живым воспоминанием. Годы, прошедшие после первой встречи, были днями одиночества и тоски: «И много лет прошло томительных и скучных». Последние четыре строки - это смысловое, музыкальное завершение стихотворения. У Фета финал очень значим. Выражается сила истинной любви и истинного искусства, которые поднимают его над временем и смертью:
А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

37. Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина . (На примере одной сказки.) (Билет 19)

Вариант 1

М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др. Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий.
Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала...», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...»; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано - сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия. Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове» ; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков-Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.
Отличие: переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным. «Медведь на воеводстве»: среди действующих лиц - зверей вдруг появляется образ Магницкого, известного в русской истории реакционера: еще до начала появления Топтыгина в лесу были уничтожены Магницким все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету «Весть» и следовал ее советам. Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным, читателю не удается уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, фантастическими событиями. Сказочные формы позволяли Салтыкову-Щедрину по-новому представить близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки.
Сказка «Дикий помещик» - помещик ненавидел крестьян, но, оставшись без Сеньки, совершенно одичал. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ - созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства.
«Премудрый пескарь» - образ до смерти перепуганного обывателя, который «все только распостылую жизнь свою бережет». Может ли быть для человека смыслом жизни лозунг - «выжить и щуке в хайло не попасть».
Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни. Вообще автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писательмыслитель, гражданин. В описании жизни животного царства с присущими ему деталями вкрапливаются детали реальной жизни людей. В языке сказки сочетаются сказочные слова и обороты, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени.

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
А. А. Фет
Творчество великого поэта Афанасия Афанасьевича Фета вошло в историю русской литературы не только как великолепное поэтическое наследие, но и как замечательное музыкальное достояние. Выразительность, эмоциональность и красота фетовского стиха не могла не заинтересовать не только критиков, но и музыкантов.
В России в середине XIX в. одним из самых популярных песенных жанров был, безусловно, романс, предполагающий, кроме мелодичной музыки, красивые и выразительные стихи. Кто, как не Фет, мог предложить больший и лучший материал для написания столь душевных и интимных произведений? Именно поэтому многие русские композиторы, такие как Рахманинов, Чайковский и другие, обратили свое внимание на стихи А. А. Фета.
Для его поэзии характерно изображение глубокого любовного чувства со свойственной ему трагичностью, восторженностью и психологичностью. При этом образы героя и героини у Фета начисто лишены будничности, приземленности, социально-бытовой определенности, они наполнены любовью, мелодичностью, особым тактом:
Только встречу улыбку твою
Или взгляд уловлю твой отрадный, -
Не тебе песнь любви я пою,
А твоей красоте ненаглядной.
Да и кто лучше Фета может изобразить красоту, будь то красота возлюбленной или природы? Фетов- екая природа наполнена звуками, красками, тончайшими, порой неуловимыми оттенками. Она одухотворена, она живет своей жизнью: любит и страдает, как человек. Не даром во многих стихотворениях поэт явно отождествляет женщину и природу:
Одна звезда меж всеми дышит
И max дрожит,
Она лучом алмазным пышет
И говорит...
Кто сможет так близко и так непринужденно соединить внутренний мир человека, такой сложный, такой непредсказуемый, с прекрасными, порой нереальными картинами великой русской природы? Очень часто у Фета можно встретить проявление человеческих переживаний, чувств, эмоций через живописное описание природных явлений. Буря чувств, захлестывающая человека с головой, порождает бурю в природе:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...
Или
Вчера расстались мы с тобой.
Я был растерзан. - Подо мной
Морская бездна бушевала,
Волна кипела за волной
И, с грохотом о берег мой
Разбившись в брызги, убегала.
Сколько музыки в этих строках! Действительно, абсолютно вся поэзия А. А. Фета наполнена мелодией, особым ритмом, тактом, его стих льется, как песня, которую хочется петь снова и снова.
Не отходи от меня,
Друг мой, останься со мной!
Не отходи от меня:
Мне так отрадно с тобой...
Относясь к поэтам «чистого» искусства, Фет большую часть своих произведений посвятил любви, природе и искусству. Тесное переплетение этих мотивов дает нам возможность почувствовать всю красоту, духовность, лиричность чувств влюбленного человека, человека, безумно любящею свою страну, природу, окружающий его мир. Эти чувства уже после смерти поэта получили «новую» жизнь в знаменитых романсах великих русских композиторов.