Московский центр развития кадрового потенциала образования. Постепенно в работе мцко появлялись новые направления: лицензирование образовательной деятельности, аттестация педагогических работников, тестирование мигрантов на знание русского языка и истори

Московский центр качества образования был создан в 2004 году распоряжением Правительства Москвы от 20 октября
2004 года № 2090-РП. Учредителем Центра от имени городского правительства стал Департамент образования Москвы. Директором была назначена Заслуженный учитель России, Почетный работник общего образования РФ, лауреат Премии Президента России Ольга Николаевна Держицкая. До этого она много лет возглавляла одно из важнейших управлений Департамента образования Москвы – Управление дошкольного и общего образования. Ольга Николаевна была автором многих проектов, двигавших вперед московское образование, в том числе, при ее активном участии в столице было положено начало применению на практике системы педагогических измерений.

Изначально основными направлениями работы Центра были: мониторинг и диагностика образовательных достижений учащихся, организация и проведение конкурсов образовательных учреждений и учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», аккредитационная экспертиза образовательных учреждений, повышение квалификации руководителей образовательных учреждений, развитие школьного здравоохранения, мониторинг медико-педагогических проблем образовательной среды, разработка методических рекомендаций и издание методических сборников по проблемам качества образования.

На базе Центра было открыто большое количество экспериментальных площадок. Московский центр качества образования участвовал в разработке нормативных и правовых документов, обеспечивающих организацию и проведение федеральных и региональных конкурсов.

В период с 2005 по 2010 год на базе Центра было реализовано множество исследовательских проектов, работали городские экспериментальные площадки, в которых принимали участие педагоги многих школ Москвы, формировалась концепция Московского регистра качества образования (МРКО), закладывались основы региональной системы оценки качества образования и многое другое.

С 2005 года МЦКО проводит диагностику учебных достижений учащихся трижды в учебном году: стартовые работы (в сентябре-октябре), рубежные (в январе-феврале) и итоговые (в апреле). В это же время совместно с Институтом стратегии развития образования РАО разрабатывает инструментарий для проведения мониторинга образовательных достижений учащихся начальной школы.

Фото 1: Е.С.Зозуля, фото 2: Е.С.Зозуля и П.М.Скворцов, фото 3: А.О.Татур, фото 4: П.В.Скворцов и И.Ю.Измайлова

С 2006 года при проведении международных сравнительных исследований качества образования – PIRLS, TIMSS, TIMSS-Ad, PISA, ICCS, ICILS – Московский центр качества образования выступает как региональный организатор и координатор проектов, обеспечивая сопровождение исследований на всех этапах проведения.
Также с 2006 года Московский центр качества образования участвует в традиционной государственной выставке «Дни московского образования на ВВЦ», принимает участие в апробации контрольных измерительных материалов для Государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов.

Осенью 2006 года началась издательская деятельность Центра. Методические рекомендации, лекции, результаты деятельности экспериментальных площадок и другая литература пользовалась большой популярностью у представителей педагогического сообщества от Якутии до Калининграда. Материалы выходили в разных сериях: «Образование и экспертиза», «Диагностика образовательных достижений обучающихся», «Здоровье школьника».

Кроме того, Московский центр качества образования проводил апробацию (расширенную экспертизу) новых школьных учебников и учебно-методических комплектов в образовательных организациях города. Апробацию прошли учебно-методические комплекты по иностранным языкам, математике, биологии, истории, литературе, МХК.
В 2007 году Москва присоединилась к проведению Государственной итоговой аттестации (ГИА) учащихся 9-х классов (в новой форме) по алгебре, а с 2008 – и по русскому языку. ГИА-9 в Москве в 2007-2010 годах проводилась по технологии, разработанной специалистами Центра.

На фото: С.А.Ладыгина и А.О.Татур

В сентябре 2008 года в МЦКО был разработан и использован инструментарий по общим учебным умениям для оценки готовности пятиклассников и десятиклассников к обучению на следующей ступени. Этот инструментарий положил начало новому направлению в диагностике – оценке метапредметных умений, достижение которых является одним из важнейших требований ФГОС.
Тогда же началось привлечение студентов старших курсов педагогических вузов к работе в качестве независимых наблюдателей во время проведения диагностик.

С 2011 по 2015 год развитие МЦКО проходило под руководством Алексея Ивановича Рытова, который теперь является ректором Московского института открытого образования. Он большое внимание уделял Московскому регистру качества образования, ставшему одним из важнейших элементов системы образования города. При Алексее Ивановиче существенно изменилась система диагностики учебных достижений обучающихся. От репрезентативных выборок участников диагностики состоялся переход на добровольное участие школ по заявкам, которые образовательные организации подают через МРКО. За эти годы существенно возрастал интерес школ к объективной оценке учебных достижений. Так, с 36 тысяч учеников, принимавших участие в диагностиках в 2009/2010 учебном году, число участников в 2014/2015 учебном году выросло до 900 тысяч. В эти же годы в жизнь Школы входили Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Новым направлением в работе Московского центра качества образования стало проведение диагностик по оценке достижений требований ФГОС и в начальной школе, и в основной, и старшей (для тех, кто начал вводить ФГОС).

Постепенно в работе МЦКО появлялись новые направления: лицензирование образовательной деятельности, аттестация педагогических работников, тестирование мигрантов на знание русского языка и истории России.
В 2013 году в состав Московского центра качества образования вошел Региональный центр обработки информации при проведении Единого государственного экзамена в 11-х классах и Государственной итоговой аттестации в 9-х классах.
С 2015 года директором Московского центра качества образования был назначен кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации, лауреат премии города Москвы в области образования Павел Владимирович Кузьмин.
Сегодня список диагностических мероприятий значительно расширился. Школьники могут принять участие, как в предметных, так и в метапредметных диагностиках, сдать пробные экзамены в формате ЕГЭ и ОГЭ, пройти тестирование по профориентации.

Впервые были проведены тематические диагностики: в октябре – «История государства Российского» (10 класс), в январе – «Здоровый стиль жизни» (8 класс), которая прошла в новом формате. При разработке диагностических материалов их содержание оценивалось экспертами из Московского института открытого образования, Городского методического центра, Московского городского педагогического университета, Института российской истории Российской академии наук, Центра спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд Москомспорта.

За годы своего существования МЦКО не раз принимал делегации управления образованием из других регионов России и зарубежных стран, представляя свой опыт в организации системы оценки качества образования.

В сентябре 2015 года на базе Московского центра качества образования начал работать Центр независимой диагностики. В течение всего года школьники могут получить там независимую оценку качества знаний по каждому предмету, попробовать свои силы в сдаче экзаменов в условиях, максимально приближенных к ЕГЭ и ОГЭ. В Центре также будут организованы тренинги для родителей и учащихся.

В октябре 2015 года к МЦКО присоединилась Центральная медико-психолого-педагогическая комиссия Москвы.
С момента создания в Московском центре качества образования работают высокопрофессиональные специалисты – кандидаты педагогических наук, доктора наук, заслуженные учителя России. Многие из них являются авторами учебников, научных монографий, разработчиками образовательных программ, технологий и методик.

Ольга Николаевна Держицкая , Заслуженный учитель России, Почетный работник общего образования РФ, лауреат Премии Президента России. Была директором МЦКО с 2004 по 2011 годы, до этого много лет возглавляла Управление дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы. Ольга Николаевна была автором многих проектов, двигавших вперед московское образование, в том числе, при ее активном участии в столице было положено начало применению на практике системы педагогических измерений. Создавала МЦКО с нуля, закладывала и развивала основные направления деятельности Центра, формировала «команду», многие члены которой работают по настоящее время.

Алексей Иванович Рытов , доктор педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, с 2011 по 2015 годы возглавлял Московский центр качества образования. В настоящее время – ректор Московского института открытого образования. При Алексее Ивановиче существенно изменилась система диагностики учебных достижений обучающихся. От репрезентативных выборок участников диагностики состоялся переход на добровольное участие школ по заявкам, которые образовательные организации подают через МРКО. Новым направлением в работе Московского центра качества образования стало проведение диагностик по оценке достижений требований ФГОС и в начальной школе, и в основной, и старшей (для тех, кто начал вводить ФГОС), аттестация педагогических работников, в состав МЦКО вошел Региональный центр обработки информации.

Павел Владимирович Кузьмин , кандидат педагогических наук, Почетный работник общего образования РФ, лауреат премии города Москвы в области образования, директор МЦКО с 2015 года по настоящее время. При нем список диагностических мероприятий значительно расширился. Впервые были проведены тематические диагностики: в октябре – «История государства Российского» (10 класс), в январе – «Здоровый стиль жизни» (8 класс), которая прошла в новом формате. Также на базе Московского центра качества образования начал работать Центр независимой диагностики, а позже к МЦКО присоединилась Центральная медико-психолого-педагогическая комиссия Москвы.

Александр Олегович Татур , кандидат физико-математических наук, начальник отдела развития инструментария оценки качества образования МЦКО, Почетный работник общего образования России, главный научный консультант и член ученого совета Федерального института педагогических измерений, награжден грамотами и благодарственными письмами московского и федерального уровней за большой вклад в развитие городской системы образования. В Московском центре качества образования работает с момента основания Центра. Он стоял у истоков развития системы педагогических измерений в России, участвовал в разработке и совершенствовании технологии оценочных процедур ГИА и в диагностиках, создал банк измерительных материалов. В 2015 году ему исполнилось 70 лет, и он продолжает работать в системе образования.

Марина Юрьевна Демидова , доктор педагогических наук, методист экспертно-аналитического отдела Московского центра качества образования, руководитель Центра педагогических измерений и член ученого совета Федерального института педагогических измерений, руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по физике.

Марина Юрьевна Демидова, Александр Олегович Татур, Валентина Васильевна Марголина и Елена Станиславовна Зозуля были первыми в создании инструментария по оценке общенаучных умений и навыков, а затем и метапредметных результатов обучения.

Валентина Васильевна Марголина , Отличник просвещения, с 1994 года имеет звание «Заслуженный учитель». В МЦКО работает со дня основания, занимается направлением «Мониторинг и диагностика», сопровождает все процедуры международных и национальных исследований качества образования, проводимых в городе.
Валентина Васильевна Марголина и Елена Станиславовна Зозуля разрабатывали рекомендации по проведению анализа результатов диагностик для администрации школ и учителей.

Елена Евгеньевна Камзеева , кандидат физико-математических наук, Почетный работник общего образования РФ, заместитель председателя Федеральной предметной комиссии ОГЭ по физике, руководитель федеральной предметной группы разработчиков контрольных измерительных материалов ГИА по физике. Занимается разработкой, экспертизой и популяризацией содержания метапредметных диагностик, ее научные статьи печатаются в тематических образовательных изданиях (журналах).

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Концепция субъектно-ориентированной системы повышения квалификации работников образования включает следующие основные положения: а) субъектно-ориентированная система повышения квалификации работников образования ориентирована на конкретных субъектов, т.е. учитывает конкретный образовательный запрос; б) процесс повышения квалификации осуществляется в условиях свободы выбора учителем или руководителем школы своего образовательного маршрута, слушатель имеет право сформировать свою индивидуальную образовательную программу; в) в учебном процессе используются современные технологии, методики проблемного обучения, увеличивается доля самостоятельной работы слушателей; г) создаются учебные ситуации, максимально моделирующие актуальные практические задачи, которые решают слушатели на рабочем месте в школе, обучающиеся участвуют в создании кейсов таких учебных ситуаций; д) предметные знания дополняются умениями в использовании современных педагогических и управленческих технологий освоенными в ходе повышения квалификации; е) в процессе обучения, ведется мониторинг качества программы повышения квалификации; ж) применяются сетевые модели организации повышения квалификации, используются стажерские (сетевые) площадки - являющиеся образцами инновационных практик.

2. Модель субъектно-ориентированной системы повышения квалификации работников образования основана на сетевом взаимодействии федерального и регионального центров повышения квалификации как равноправных партнеров. Структурами, обеспечивающими сетевой характер взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (слушателей, тьюторов, организаторов) являются стажерские (сетевые) площадки, что дает возможность слушателям не только познакомиться с лучшими образовательными и управленческими практиками, но и осуществить инновационные пробы. Модульная образовательная программа, реализуемая в сетевой модели повышения квалификации, позволяет слушателям формировать свой индивидуальный образовательный маршрут. Используемые современные технологии и методики проблемного обучения способствуют интериоризации ценностей модернизации образования в поле личных ценностей работников образования. Тактика полисубъектного подхода во взаимодействии со слушателями обеспечивает обогащение субъектного опыта специалиста и положительно влияет на мотивацию к профессиональному развитию.

3. Субъектно-ориентированная система повышения квалификации работников образования представляет собой целостную и непротиворечивую совокупность следующих основных элементов:

Цели повышения квалификации , постановка которых основана на изучении образовательного запроса конкретного субъекта и государственно-общественного заказа системе повышения квалификации.

Дополнительная профессиональная образовательная программа повыше ния квалификации , конструкция которой представляет собой совокупность учебных модулей, обеспечивающих продвижение слушателей в направлениях развития их конкретных профессиональных компетентностей.

Учебно-методическое и тьюторское сопровождение программы повышения квалификации через использование специально разработанных учебно-методических комплексов слушателями и специально подготовленными тьюторами.

Сетевая модель реализации программы повышения квалификации, обеспечивающая профессиональное взаимодействие слушателей с лучшими образовательными практиками.

Управление субъектно-ориентированной системой повышения квалификации, включающее совместное со слушателями проектирование содержания программы повышения квалификации и оценку ее эффективности.

Результаты повышения квалификации , воплощенные в успешной профессиональной реализации участника программы на рабочем месте в образовательном учреждении.

Мониторинг качества реализации программы повышения квалификации, показателем которого являются содержательные изменения в профессиональной компетентности работника образования в сфере инновационной деятельности.

Ведущей идеей субъектно-ориентированной системы повышения квалификации является задача преобразования профессионального субъектного опыта работника образования в его инновационный субъектный опыт. Преобразование субъектного опыта выступает движущей силой профессионального развития учителя, директора школы в его принципиальной незавершенности. Тем самым субъектно-ориентированная система повышения квалификации обеспечивает подготовку профессиональных кадров к решению актуальных задач модернизации общего образования. Методологической основой её построения выступают идеи и принципы личностно-ориентированного, акмеологического, аксиологического, практико-ориентированного, модульного, персонифицированного, системно-деятельностного и компетентностного подходов.

4. Технология разработки модульной программы повышения квалификации работников образования является специально организованной деятельностью, направленной на декомпозицию содержания целостной программы, под чиненной общей образовательной цели. Основными технологическими этапами разработки модульной программы являются:

I. аналитико-прогностический (проводится анализ образовательного за проса и государственного заказа на повышение квалификации (подготовку) работника образования по конкретному направлению, ставятся цели и задачи программы, предполагаются результаты);

II. структурно-композиционный (отбирается соответствующее целям содержание и структурируется по модулям и темам, уточняется общая композиция программы);

III. методический (отбираются дидактические методы и средства, максимально направленные на развитие субъектности работника образования, разрабатывается учебно-методическое сопровождение к каждому модулю);

IV. оценочный (разрабатываются контрольно-оценочные материалы к каждому модулю).

5. Критерии эффективности реализации модульной программы повыше ния квалификации работников образования в субъектно-ориентированной системе повышения квалификации выведены из компонентов профессиональной компетентности директора школы в сфере инновационной деятельности в образовании и представляют собой:

  • аксиологический: система ценностно-целевых установок в профессиональной деятельности, не противоречащая целям и ценностным основам концепции модернизации российской школы; стремление к саморазвитию и профессиональной карьере как личностная ценность; восприятие своих подчиненных не только как педагогический трудовой коллектив, но и как отдельных субъектов
  • когнитивный: знание основных направлений государственной политики в образовании, знание правовых основ управления, владение основами инновационного, кадрового, финансового менеджмента и основами экспертно-оценочной деятельности в управлении качеством образования в школе
  • деятельностно-технологический: умение применять полученные знания для принятия оптимальных решений в нестандартных ситуациях управления школой.

I. Монографии

1. Рытов, А. И. Повышение квалификации педагогических кадров: традиции и инновации [Текст] / А. И. Рытов: монография. – М.: Московский центр качества образования, 2012. – 140 с.

2. Рытов, А.И. Проектирование субъектно-ориентированной системы повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации образования [Текст] / А. И. Рытов: монография. – М.: Академия социального управления, 2013.

3. Рытов, А. И. Новые ориентиры системы повышения квалификации педагогических работников: федерально-региональный подход [Текст] / А. И. Рытов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. – № 2. – С. 46 – 49.

4. Рытов, А. И. Концептуальные подходы к повышению квалификации педагогических работников в условиях инновационных преобразований / А. И. Рытов // Новые технологии. – Майкоп: МГТУ, 2011. – С. 179 – 183.

5. Рытов, А. И. Образовательная сеть для повышения квалификации педагогов [Текст] / А. И. Рытов // Народное образование. – 2011. – № 9. – С. 153 – 159.

6. Рытов, А. И. Профессиональные кадры как залог успеха инновационного развития России [Текст] / А. И. Рытов // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 1. – С. 30 – 32

7. Рытов, А. И. Сетевая модель повышения квалификации работников об-разования [Текст] / А. И. Рытов // Вестник Майкопского государственного Университета.- 2012.-№ 4- С.97-103

8. Рытов, А. И. Профессиональные педагогические сообщества как инновационный ресурс системы образования [Текст] / А. И. Рытов, Т. Ф. Сергеева // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 128 – 130.

9. Рытов, А. И. Проблема оценки профессиональной компетентности директора общеобразовательной школы [Текст] / А. И. Рытов // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – № 4. – С. 21 – 29.

10. Рытов, А. И. Сетевая модель повышения квалификации [Текст] / А. И. Рытов / /Народное образование 2013. – № 1 – С. 127-131.

11. Рытов, А. И. Маркетинг образовательных услуг в сфере профессио нального образования [Текст] / А. И. Рытов // Педагогический вестник Оренбуржья. – 1993. – № 2. – С. 7 – 11.

12. Рытов, А. И. О перспективах профтеха [Текст] / А. И. Рытов // Педагогический вестник – Оренбуржья. – 1993. – № 2. – С. 19 – 23

13. Рытов, А. И. Некоторые аспекты деятельности муниципальных объединений профтехобразования [Текст] / А. И. Рытов // Пути реформирования профтехобразования: тезисы международной научно-практической конференции (3 – 4 октября 1996 г.). – Оренбург, 1996. – С. 24 – 26.

14. Рытов, А. И. Целесообразна ли децентрализация управления?! [Текст] / А. И. Рытов // Материалы научно-практической конференции ОГТУ. – Оренбург, 1997. – С. 64 – 67.

15. Рытов, А. И. Инновационный подход к управлению муниципальной системой образования [Текст] / А. И. Рытов // Кредо (Оренбург). – 1998. – № 4. – С. 65 – 74.

16. Рытов, А. И. Создание условий для устойчивого развития учреждений образования – организующая составляющая муниципального управления[Текст] / А. И. Рытов // Содержание и технологии контроля за качеством образования: тезисы региональной научно-практической конференции (15 – 16 апреля 1998 г.). – Орск, 1998. С. 17 – 18.

17. Рытов, А. И. Апробация новой структуры и содержания общеобразовательной подготовки в УНПО московского региона [Текст] / А. И. Рытов // Профессиональное образование. – 2005. – № 12. – С. 30 – 31.

18. Рытов, А. И. Стандартизация профессионального образования в Российской практике образовательных услуг [Текст] / А. И. Рытов // Материалы научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов АСОУ (март – апрель 2006 г.). – М.: АСОУ, 2006. – С. 241 – 245.

19. Рытов, А. И. Образование взрослых в процессе повышения квалификации [Текст] / А. И. Рытов // Методическая работа в структуре образования взрослых: сб. статей. – М.: АПКиППРО, 2008. – С. 12 – 16.

20. Рытов, А.И. Модернизация системы повышения квалификации – ключевой фактор реализации государственной образовательной политики [Текст] /А.И.Рытов // Сборник научных статей «Развитие профессионального мастерства педагогов в системе непрерывного образования М.: АПК и ППРО, 2009.- С.3 – 7.

21. Рытов, А. И. Концептуальное обоснование модели непрерывного образования (повышения квалификации) директоров школ в системе общего образования Российской Федерации на основе использования модульных программ [Текст] / А. И. Рытов // Вестник образования. – 2009. – № 2. – С. 21 – 28.

22. Рытов, А. И. Вертикально интегрированная модель повышения квалификации директоров школ – путь от директора школы к менеджеру образования [Текст] / А. И. Рытов // Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика. – М.: АПК и ППРО, 2010. – С. 35 – 38.

23. Рытов, А. И. Повышение квалификации директоров школ с использованием модульных программ [Текст] / А. И. Рытов // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2010. – № 5. – М.: МЦФР, 2010. – С. 11 – 17.

24. Рытов, А. И. Роль сетевого взаимодействия в процессе повышения квалификации руководителей общеобразовательных учреждений [Текст] / А. И. Рытов // Сб. научных работ по итогам научно-практической конференции студентов и аспирантов, проведенных в Университете РАО в рамках «Недели вузовской науки – 2010». – М.: УРАО, 2010. – С. 160 – 162.

25. Рытов, А.И. Столичный опыт в области оценки качества образования [Текст] / А. И. Рытов // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2011. – № 11. – М.: МЦФР. С. 10 – 13.

26. Рытов, А.И. Московский регистр качества образования как инструмент обеспечения преемственности дошкольного и начального образования [Текст] / А. И. Рытов // Современное дошкольное образование. Теория и практика – 2012. – № 4. С. 26 – 27.

27. Рытов, А. И. Целевые ориентиры модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / А. И. Рытов // Профильная шко ла. – 2012. – № 6. С. 11 – 15.

28. Рытов, А. И. Повышение квалификации педагогов с помощью образовательной сети [Текст] / А. И. Рытов // Управление образованием. – 2012. – № 2. – С. 72 – 78.

29. Рытов, А. И. Инновационное развитие экономики и целевые ориентиры системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / А. И. Рытов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 6. – С. 36 – 40.

30. Рытов, А.И. ЕГЭ: второй шанс [Текст] / А. И. Рытов // Журнал Здоровье школьника Издатель: ЗАО «МЦФЭР» – 2013. – № 4. С. 32.

31. Рытов, А. И. Модель образовательной сети и механизмы взаимодействия [Текст] / А. И. Рытов // Управление образованием. – 2013. – № 2.

32. Рытов, А. И. Механизм управления качеством подготовки в ресурсных центрах начального профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2005. С. 3 – 25.

33. Рытов, А.И. Эффективное функционирование ресурсного центра начального профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2005. С. 4-17.

34. Рытов, А. И. Эффективное функционирование ресурсного центра начального профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2005. – С. 4 – 17.

35. Рытов, А.И. Реструктизация системы профессионального образования в Московской области [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 33 – 42.

36. Рытов, А. И. Модернизация системы профессионального образования [Текст] / А. И. Рытов. – М.: АСОУ, 2006. – С. 3 – 18/

37. Рытов, А. И. Оптимизация системы профессионального образования Московской области [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 19 – 22; 32 – 55.

38. Рытов, А. И. Развитие сотрудничества учреждений начального профессионального образования Московской области и работодателей [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 7 – 22. –

39. Рытов, А. И. Реструктуризация системы профессионального образования в Московской области [Текст] / А. И. Рытов: сб. материалов. – М.: АСОУ, 2006. – С. 5 – 33.

40. Рытов, А. И. Ресурсный центр как структурная единица в системе профессионального образования Московской области [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М: АСОУ, 2006. – С. 3 – 12.

41. Рытов, А. И. Внедрение новых общеобразовательных программ в учреждениях начального профессионального образования в условиях профильного обучения [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.: АСОУ, 2006. – С. 27 – 70.

42. Рытов, А. И. Развитие ресурсных центров начального профессионального образования в Московской области [Текст] / А. И. Рытов: методические рекомендации. – М.:АСОУ, 2006. – С. 3 – 39.

43. Рытов, А. И. Качество профессиональной подготовки – основное условие конкурентоспособности учреждений профессионального образования и его выпускников: Сост. А.И. Рытов сб. материалов. – М.: АСОУ, 2007. – С. 14-18.

44. Рытов, А.И. Тестовый инструментарий для разработки профессиональных стандартов по профессиям НПО [Текст] / А. И. Рытов, Т.А. Василько-ва. - М.: АСОУ, 2007. – С. 4-43

45. Рытов, А.И. Развитие адаптационных стратегий выпускников УНПО Московской области как основное условие их успешной интеграции в трудовую деятельность Сост. А.И. Рытов сб. материалов. – М.: АСОУ, 2007. – С. 3-32.

46. Рытов, А.И. Идентификация степени соответствия актуального и прогнозируемого состояния системы НПО Московской области приоритетам ее развития Авт. сост. О.И. Проскуркина, А.И. Рытов, И.В. Рытова, М.Ф. Фридман. – М.: АСОУ, 2007. – С.23-36.

47. Рытов, А.И. Развитие многоуровневой системы социального партнерства работодателей и системы начального профессионального образования Московской области Авт. сост. А.И. Рытов, О.И. Проскуркина, И.В. Рытова. - М.: АСОУ, 2008. – С. 24-56.

48. Рытов, А.И. Многовекторная модель системы непрерывного повышения квалификации директоров школ в системе общего образования РФ с использованием модульных программ [Текст] / Сост. О.Э. Крутова, Т.Г. Новикова, А.И. Рытов сб. материалов. – М.: АПК и ППРО, 2011. – С. 4-25.

49. Рытов, А.И. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования уровня СПО в области подготовки рабочих кадров и специалистов технической направленности. [Текст] /Методические рекомендации Т.Г. Новикова, А.Е. Новиков, А.И. Рытов. – М.: АПК и ППРО, 2012. – С. 5-39 .

50. Рытов, А. И. Подходы к созданию образовательных комплексов, реализующих многоуровневые интегрированные программы профессионального образования по профессиям среднего профессионального образования технического профиля [Текст] / А. И. Рытов, Т. Г. Новикова. М.: АПК и ППРО, 2012. – С. 5-43 .

51. Рытов, А.И. Оценка качества образовательного процесса в условиях внедрения новых ФГОС. [Текст] /Сб. методических материалов А.О. Татур, А.И. Рытов. – М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 4-23.

52. Рытов, А.И. Московский регистр качества образования как инструмент обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования / Методические рекомендации А. И. Рытов, Т. А. Никитина М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 3-6.

53. Рытов, А.И. Качество образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] /Сб. методических материалов А.И.Рытов М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 3-10.

54. Рытов, А.И. Дополнительное образование в условиях создания образовательных комплексов [Текст] / Сб. материалов А.И.Рытов М.: Московский центр качества образования, 2013. – С. 3-4 .

Я с конца прошлого года начал интересоваться тем, что происходит в школе.
Правда, интересно.
Все-таки был учителем когда-то, даже в администрации школы работал.
Пытались мы тогда делать новую школу.

Каждый раз, при каждом посещении я вдруг обнаруживаю, что очень смутно представляют себе, как живет современная школа.
И чем заняты ее руководители.
И чего хотят от них в образовательном департаменте города.

В этом смысле общественное мнение почему-то остановилось на идее о том, что вот, в СССР была школа, это да.
А сейчас ничего нет, власти заняты только одним - урезанием бюджетов на образование.

После такого заключения общественное мнение забуксовало.
Причем с каким-то внутренним отрицанием: что на самом деле происходит, не знаю, и знать не хочу.
Хочу жить с мифом о потерянном рае.

Между тем, школа меняется.
Не знаю, как в других городах, но московская школа точно.

Вот перед вами управленческий проект "Эффективный руководитель", на занятиях которого я побывал.
Вот директора московских школ, выслушивающие прекрасным субботним утром лекцию со страшным названием "Управление закупочной деятельностью руководителя образовательной организации".

Вы знаете, например, что школа теперь строится по типу холдинга?
Когда директор является руководителем не одного, а нескольких образовательных учреждений - школ, детских садов и домов творчества, собранных под единым управлением?

Вы в курсе, что школа - автономное предприятие с собственным бюджетом?
И что бюджет этот тесно связан с количеством учащихся?
И, что очень важно, удовлетворенностью родителей качеством образования?

Деньги выделяются теперь не просто на школу, а на учеников, которые в эту школу или приходят.
Или не приходят.
Если вам как родителю не очень нравится то, что предлагает директор и учителя, вы можете выбрать другую школу, а деньги уйдут вместе с вами.

И уж точно вы не в курсе того, что департамент образования Москвы теперь просто сверхсосредоточен не на абстрактном образовании вообще, а на эффективном образовании, которое обеспечивает школьника средствами для реализации дальнейших жизненных планов.

А еще департамент очень серьезно озабочен не только уровнем своих учителей, но и классом руководителей образования.
Отсюда проект "Эффективный руководитель", запущенный Московским институтом открытого образования 14 октября 2015 года.

Ректор МИОО Алексей Иванович Рытов (вот он сидит на сцене) рассказывал мне об этом проекте очень интересно и увлеченно.
Если руководитель перестал быть директором школы в традиционном понимании этого слова, и у него под началом не только школа, но и детский сад, и учреждение дополнительного образования, то и работать он должен иначе.
Нужны другие навыки, другие знания, другая управленческая культура, другие компетенции.

В рамках проекта "Эффективный руководитель" участникам предлагается от 7 до 13 интерактивных модулей.
Новые компетенции связаны с правильным подбором, расстановкой и ротацией кадров, с финансовыми механизмами управления, деловым этикетом, имиджем, умением выступать публично.

Вот названия модулей:
- Основные управленческие навыки
- Личная эффективность руководителя. Навыки современного лидера
- Эмоциональный интеллект
- Деловой этикет. Имидж руководителя
- Управление конфликтами, изменениями, стрессами
- Навыки публичных выступлений
- Эффективные решения
- Корпоративные коммуникации
- Навыки работы с блогосферой и СМИ
- Финансовые механизмы обеспечения качества образования
- Адаптивное образование для детей с ОВЗ.

Но главное для современного руководителя, - считает Алексей Иванович, - научиться принимать нестандартные и эффективные решения в условиях постоянных изменений.

Хотя нет, есть еще более главное.
Руководитель должен не только посетить некоторое количество занятий и традиционно отчитаться за усвоенный материал в рамках проекта.
Руководитель должен разработать и реализовать конкретный управленческий проект в той школе, которую он возглавляет.

Причем эти проекты сопровождаются менторами - директорами школ с уникальным опытом.
Получается Институт Менторства, нацеленный на эффективный проектный обмен опытом.

В субботу директора школ сначала слушали лекцию.

И терзали лектора в кулуарах.

Затем разошлись на занятия.

На занятие с тяжелым скучным названием "Информационное сопровождение образовательных организаций" говорили о брендах.

В другом классе шел разговор по теме "Основные управленческие навыки".
Школьные руководители были активны, навыки есть.


Добрый день, коллеги. Мы рады вас приветствовать на традиционной пресс-конференции Департамента образования, которая проходит в этом зале каждый четверг в три часа дня. Тема нашей пресс-коференции «Новые возможности для директоров московских школ и педагогов». Вы узнаете, как изменится деятельность московских школ в результате разработки директорами управленческих проектов. Хочу представить наших спикеров, которые раскроют эту тему. В нашем мероприятии принимает участие ректор Московского института открытого образования Алексей Иванович Рытов; директор школы № 814 Максим Николаевич Иванцов; заместитель председателя Единой независимой ассоциации педагогов Москвы Татьяна Анатольевна Рогозная; проректор Московского института открытого образования Татьяна Владимировна Растошанская и член комиссии по науке и образованию Общественной палаты Российской Федерации Роман Анатольевич Дощинский. Алексей Иванович, Вам слово.

А.И. РЫТОВ

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня речь пойдет о продукте программы переподготовки московских директоров. Продукт остался у нас в сухом остатке. Это управленческие проекты, которые наши московские директора разрабатывают в конце обучения. Управленческие проекты - это исследовательские, ненаучные проекты. Директора московских школ ищут точки роста, то есть - слабые места, по которым школа проваливается и разрабатывают механизмы, позволяющие получить прогресс в показателях. Проекты самые различные: это и дополнительное образование, и развитие профессионального образования. Если это проект на развитие кадрового потенциала, очень приятно то, что наши московские директора, находясь не на высоких позициях рейтинга, понимают, что корень в том, что именно он, как управленец мало внимания уделял развитию кадрового потенциала. Очень много проектов направлено на это. С директорами постоянно работает группа консультантов и группа менторов. Им оказывается непрерывная поддержка. Интерактивные занятия, которые они проводят с директорами также способствуют разработке управленческих проектов. На проектных мастерских много времени этому уделяется. Говоря об управленческом проекте, надо сказать, что создана достаточно удобная, уникальная форма. Наши директора разрабатывают московские управленческие проекты в интерактивном режиме. Разработан конструктор, в котором они видят все этапы разработки и реализации проекта. Немаловажно то, что это находится в открытом доступе, это прозрачно. Все могут увидеть, как идет реализация управленческого проекта директора московской школы. Немаловажным при разработке управленческих проектов является то, что Департамент образования ввел институт менторства, где особо результативные директора, показавшие свою результативность, сопровождают разработку управленческих проектов, что в значительной степени повлияло на качество этих проектов. Точку в разработке проекта ставит директор, выступая публично под видеозапись перед управляющим советом, родителями, школьниками, экспертами. Любой может прийти, так как объявления висят в открытом доступе на сайте.
Любой может задать вопрос, зачем этот проект, как директор собирается его реализовать, что получат родители, что получат дети от реализации директором управленческого проекта в школе. Вот такие публичные защиты уже прошли по городу. Всего 337 защит. Кто-то выбирает в качестве направления проекта дополнительное образование, кто-то - развитие одаренности и победу в олимпиадах, кто-то выбирает создание условий для детей с ОВЗ и ряд других проектов. Вот вкратце про управленческие проекты, коллеги. В деталях об этом расскажет Максим Николаевич – директор, который первый защищал публичный проект, который, наверное, больше всех волновался, потому что в городе раньше такого не было, чтобы директор школы публично и открыто говорил, что он будет делать и брал на себя обязательства.

М.Н. ИВАНЦОВ

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Управленческий проект директора школы - фактор развития микрорайона». Именно так я предлагаю рассматривать управленческий проект директора московской школы. Потому что управленческий проект – это уже давно и надолго не дело самой школы. Чтобы говорить о том, что такое управленческий проект, нужно понимать, что такое столичная школа. Современная школа больше, чем просто школа. Современная школа – это школа-район. Наша школа также совпадает своими границами с микрорайоном. Мы понимаем, что школа находится не в вакууме, она призвана содействовать развитию социума, в котором она находится, оперативно и уверенно реагировать на возрастающие потребности москвичей и удовлетворять их постоянно растущие образовательные запросы. Для нас это была не теоретическая, а практическая история. После того, как мы провели широкомасштабное анкетирование, мы выявили точки роста и риски, которые возникали перед нашей конкретной школой и перед конкретными людьми, которые живут в нашем микрорайоне. Для того, чтобы решить задачу, которую ставят перед нами и само время, и население нашего микрорайона. Мы приняли решение пойти по пути построения системы ранней профилизации. В нашем случае есть некое отличие понимания системы ранней профилизации. Мы всегда с вами говорим о профилях, как об углубленных системах изучения каких-либо отдельных предметов. Однако мы с вами понимаем, что профилизация, как углубленное изучение одних предметов, имеет обратную сторону – более узкое изучение других предметов. Будучи единственной школой в микрорайоне, мы не могли себе этого позволить. Мы приняли решение, что в нашем случае ранняя профилизация - это снабжение всех наших юных жителей микрорайона максимальным количеством возможностей для удовлетворения их образовательных потребностей. Эдакая россыпь возможных проектов, в которых каждый ребенок может принять участие, методом проб и ошибок выбрав то, что интересно именно ему. Есть качественные индикаторы, показатели, которые также размещены в открытом доступе. Наши достижения можно отследить. Мы прекрасно понимаем, что школа сама по себе добиться поставленных целей не может. Мы должны прибегать, в том числе, и к ресурсам. Ресурсам, находящимся за пределами кадровых и образовательных ресурсов школы. В частности, опираясь на ресурсы города Москвы. Ранняя профилизация в 5-9 классах, как мы ее себе видим, разумеется, разбивается на несколько подэтапов, которые основаны на ресурсах школы в сочетании с ресурсами Москвы. Учитывая объемы и масштабы ресурсов столичного мегаполиса, школа способна уже не просто реагировать на запросы социума, но даже задавать систему смыслов для среды своего обитания, постепенно меняя эту самую среду. Например, реализации на стартовом этапе нашего управленческого проекта представляет собой довольно структурированную систему действий. Однако, помимо решения общеучебных задач, которые мы видим перед собой: создание развивающей образовательной среды, овладение исследовательскими навыками, повышение общекультурного уровня, мы также понимаем, что наша задача в 5-6 классе - обеспечить занятость обучающихся во второй половине дня. Таким образом мы решаем важнейшую социальную задачу профилактики безнадзорности детей во второй половине дня. Мы решаем задачу профилактики противоправного поведения, поскольку наши дети заняты реализацией самых разнообразных своих ученических проектов во второй половине дня, при этом повышая свои учебные достижения путем увеличения общего объема учебных часов. Седьмой класс – также для нас особенная точка, потому что каждый родитель может рассказать лучше любого педагога об особенностях детей именно этого возраста. На данном этапе, именно за счет участия в проектной деятельности, мы помогаем нашим детям формировать позитивную социальную ориентацию. Ориентацию на успех и на уверенное развитие. Более того, привлекая такие ресурсы московского образования, как проекты Городского методического центра, в том числе, «Урок в Москве», мы выполняем еще одну очень важную социальную функцию, которая в интересах не только школы и не столько школы, а города в целом. Для нас с вами не секрет, что есть большое количество детей в столичном мегаполисе, которые не являются коренными жителями нашего города и многие русский язык воспринимают не в качестве родного языка. Однако, участвуя в проектах, которые дает Департамент образования города Москвы и посещая музеи, парки, усадьбы, урок в Москве и так далее, мы добиваемся еще и огромной социальной задачи – вовлекаем детей и интегрируем их в среду, тем самым снижая возможные негативные последствия, которые всегда есть при взаимодействии разных социокультурных сред. В 8-9 классе, при окончании основной школы, наш ученик уже уверенно смотрит в будущее и воспринимая себя социально активным, позитивно ориентированным членом общества. Он накапливает свой первый багаж общественной полезности. Управленческий проект школы выходит далеко за рамки школы и, возможно даже, за рамки того микрорайона, в котором школа находится. Да, конечно, мы смотрим с позиции реализации проекта в нашей конкретной среде обитания, но при этом, мы видим уже школу новой, обновленной. Школа такой, как мы ее видим – это школа, которую не хочется покидать, которой хочется постоянно развиваться. Это школа больших возможностей, которые находятся в шаговой доступности. Разумеется, такая школа задает темп жизни всего микрорайона. Школа, которая становится ядром формирования социокультурного облика нашего города. Когда мы говорим с вами о реализации управленческого проекта, он перестает быть внутренним делом школы. Он становится залогом успешного развития всего микрорайона. Учитывая количество школ и управленческих проектов, о которых говорил Алексей Иванович, мы с вами понимаем, что реализованные проекты столичного образования, мы можем уверенно относить к фактору развития всего столичного мегаполиса. Поскольку успешная школа – это успешный город. Спасибо.

А.И. РЫТОВ

Коллеги, развивая эту тему, работая с управленческими кадрами, Департамент поручил Московскому институту открытого образования работу с заместителями директоров московских школ. Здесь я еще раз хотел бы акцентировать, мысль появилась… У Максима Николаевича презентация называлась «Управленческий проект директора школы - фактор развития микрорайона». Я тоже считаю, что проект Департамента по обучению управленцев – эффективных руководителей и разработка управленческих проектов очень серьезный. В Московском институте открытого образования начался проект по обучению заместителей директоров московских школ. Также, как финальной точкой повышения квалификации и обучения директоров, каковым является управленческий проект, для заместителей директоров финальной точкой является разработка конвергентных программ. Управленческие проекты директоров московских школ направлены, в первую очередь, на развитие самих образовательных организаций. В то же время мы понимаем, что мир вокруг школы меняется очень стремительно. Образование уже должно не только воспроизводить опыт, накопленный предыдущими поколениями. Задача московской школы сегодня – подготовить выпускника к жизни и труду в конвергентном мире в эпоху конвергенции наук и технологий. Московский институт открытого образования предлагает обучающимся по программе профессиональной переподготовки современных заместителей образовательных организаций в качестве итоговой работы конвергентно-ориентированную образовательную программу школы, которую он представляет. Задача этого проекта – реализация государственной программы столичного образования. Решение задач позволит подготовить московских школьников к жизни, труду и общественной социализации в обществе будущего. Недавно появилась очень интересная статья в одном из изданий, дающая понять, что через 15 лет большинства высокопрестижных профессий уже не будет в помине. Ориентация на конвергенцию программ направлена на то, чтобы ученик московской школы, выходя из школы был готов к изменениям в жизни, был готов применять те знания, которые он получил в школе на стыке наук, на стыке дисциплин. Чем отличается такая программа от обычных, которые раньше существовали в системе повышения квалификации? Прежде всего это - междисциплинарный подход, призванный обеспечить взаимопроникновение наук в школьных учебных предметах и курсах. Затем – опережающий характер обучения, когда, например, уже на уровне начального образования, школьники выполняют естественнонаучные проекты, которые раньше были предназначены для учащихся, начиная с седьмого класса. Далее - использование высоких технологий (московские школы – это школы с высокой оснащенностью). Наконец, очень важно создание сообщества заинтересованных людей. Именно сообщества учеников, родителей, педагогов, ученых. Программа реализует активное взаимодействие учащихся и преподавателей в современных форматах. Также, как и с директорами, мы разрабатываем для заместителей директоров проектные мастерские и стратегические сессии. Я говорил о профессиях, которые изменятся. В программе существует отдельный модуль – «Работа с атласом профессий». Образовательную практику выстраиваем, построение моделей конвергентно-ориентированной образовательной программы и управление этой реализацией. Это все в курсе есть. Итогом является сама конвергентная программа. Программа также подразумевает создание банка наилучших практик образовательных организаций. Это позволит московским школам обмениваться опытом, расширит поле взаимодействия образовательных и других организаций города Москвы.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо, Алексей Иванович, я передаю слово заместителю председателя Единой независимой ассоциации педагогов Москвы Татьяне Анатольевне Рагозной.

Т.А. РАГОЗНАЯ

Хочу заметить, что за последние несколько лет в московском образовании произошли очень интересные серьезные изменения. Для того, чтобы реализовывать все новые направления, которые у нас сегодня существуют, в том числе федеральный образовательный стандарт нового поколения, требуется и учитель нового поколения. Соответственно, московские учителя нуждаются в поддержке. Ассоциация учителей города Москвы и педагогов, оказывает всестороннее содействие, решая всевозможные актуальные проблемы путем проведения диспутов и семинаров. Фестиваль методических идей у нас проходит ежегодно. Со своей стороны, хочу еще сказать, что у московского учительства есть серьезная поддержка от Московского института открытого образования. Там существует огромное количество бюджетных и внебюджетных курсов для всех категорий педагогических работников. Сегодня также хотелось бы сказать о том, что московское учительство испытывает определенные трудности и поэтому выразить свои пожелания от имени Ассоциации учителей. Необходимо, чтобы появились курсы по работе с московской электронной школой, в соответствии с новыми направлениями. Также необходимо, чтобы появились новые направления на этих курсах в виде обучения наших учащихся шахматам. В свете всех новых решений, педагоги нуждаются в такой теоретической поддержке, как организация работы с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Я имею большой опыт работы и в регионах, и за границей, и хочу сказать, что в московском образовании сегодня работать очень интересно.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо. Алексей Иванович, Вы хотели что-то добавить?

А.И. РЫТОВ

Немного расстроился я, услышав ваши пожелания. Они говорят о том, что недостаточно быстро и хорошо работает система повышения квалификации. Я услышал пожелание увеличить количество курсов повышения квалификации. На сегодняшний день уже функционирует проект «Московская электронная школа». У нас на портале 38 программ повышения квалификации по работе с электронными ресурсами, по разработке электронных сценариев уроков есть. Более 500 учителей по шахматам у нас уже прошли обучение в «МИО», мы обучали их совместно с Шахматной федерацией Москвы. Но этого явно мало. Если сами представители Единой независимой ассоциации педагогов Москвы говорят о том, что надо больше обучать шахматам.

ВЕДУЩАЯ

Слово предоставляется проректору Московского института открытого образования Татьяне Владимировне Расташанской.

Т.В. РАСТАШАНСКАЯ

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня в системе столичного образования своеобразный юбилей. Исполняется три года процедуре экспертизы дополнительных профессиональных программ. Это те программы повышения квалификации, которые разрабатывают различные столичные организации для московских учителей. Если говорить о каких-то итогах, экспертный совет Департамента образования по Дополнительному профессиональному образованию работает с 2014 года. За три года мы просмотрели большое количество программ, их более 3500. В состав этого Совета входят представители профессиональной Ассоциации, учителя-предметники, представители центральных городских учреждений и организаций высшего образования. В этом году в состав экспертного совета вошли директора московских школ. Цель работы этого Совета прежде всего - обеспечение качества самих программ повышения квалификации. Обеспечение не просто качественного продукта, но еще и рекомендация или не рекомендация этого продукта для обучения московских педагогов. Сегодня мы можем говорить о том, что за это время порядка 70 организаций представило 3500 программ на экспертизу. В состав этих организаций входят центральные городские учреждения и образовательные организации, такие как колледжи, Московский образовательный комплекс. Порядка 13 этих организаций представляют программы повышения квалификации. Негосударственные образовательные организации - 25. И столичные ВУЗы. 31 столичный ВУЗ представляет свои программы повышения квалификации и программы всех 70 организаций открыто представлены на портале дополнительного профессионального образования. Можно не только увидеть название, тему и всё, что касается программы повышения квалификации с точки зрения информации, там размещен и сам текст программы. Эта система максимально открыта для того чтобы учитель смог осмысленно и осознанно сделать выбор. Помогают в этом выборе в работе экспертного Совета, конечно, эксперты. Эксперты представлены достаточно большим количеством лучших учителей по всем предметным областям. Среди 221 эксперта, 138 – предметные учителя. Они сегодня участвуют в отборе, проверке и экспертизе программ повышения квалификации. Поддерживая заместителя председателя Единой независимой ассоциации, мне бы хотелось сказать, что на портале видно, какие программы московскими учителями очень востребованы. Мы также видим программы, которые пользуются не очень большой популярностью. Мы можем говорить о том, что сегодня виден большой интерес ко всем программам, которые связаны с «Московской электронной школой». Это программы по работе с электронным журналом, электронным дневником, электронной формой учебника. Они очень востребованы и на них стабильно высокая запись. Также традиционно востребован курс подготовки экспертов государственной итоговой аттестации. Шахматы в школе. По записи на портале мы видим, что к программам по шахматам проявляется особый интерес. Его проявляют не только учителя начальных классов и учителя-предметники. У учителей появляется возможность получить дополнительные знания не только для того, чтобы обучать детей, но и для самого себя. Все это связано с логическим мышлением, интересом к этой игре и трансляцией обучения детям. Традиционно остаются в топе все программы, которые связаны с психолого-педагогической тематикой. Сюда же мы можем отнести программы по методикам и особенностям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Все, что связано с современными методиками и технологиями обучения в целом. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Слово предоставляется члену комиссии по науке и образованию Общественной палаты Российской Федерации Роману Анатольевичу Дощинскому.

Р.А. ДОЩИНСКИЙ

Дорогие друзья, вы знаете, что акция ЕГЭ из года в год проводится Московским институтом открытого образования. Она проходит два раза в год. 17-18 марта 2017 года акция прошла в седьмой раз. Около 2500 человек из 283 образовательных организации: выпускники, родители, педагоги, посетили различные мероприятия этой акции. Это были публичные лекции ведущих специалистов, групповые и индивидуальные консультации. Ежегодно мы получаем статистику, к которой присматриваемся всегда. Эта статистика требует своего осмысления, потому что с каждым годом увеличивается количество учителей, которые посещают акцию. 10 процентов посетителей акции были педагогическими работниками. Уменьшается возраст участников. Если изначально участвовали только одиннадцатиклассники, то сегодня участвуют девятиклассники с десятиклассниками, которые готовятся к будущему, к завершению обучения в системе общего образования. Каковы основные вопросы, которые задаются экспертам? Мы их попытались ранжировать. На первом месте стоят вопросы процедурного и технического характера, а не содержательного. Обратите на это внимание. Мы все время задумываемся о том, хорошо это или плохо. Скорее всего - хорошо. Значит московский учитель учит предмету, а не готовит к ЕГЭ, не учит проставлять галочки в бланке. На эти вопросы как раз может ответить акция и люди, которые ежегодно сталкиваются с типичными ошибками. Акция нам не важна, как таковая. Она важна именно с профессиональной точки зрения. Мы получаем срез проблемных точке в подготовке к ЕГЭ. Благодаря такого рода мониторингу, мы пытаемся все время скорректировать наши программы. Многие ребята путаются в критериях оценивания ОГЭ, ЕГЭ, итогового сочинения. У них всех своя критериальная система оценивания. У нас на портале висит такая программа «Обучение школьников письменной речи в части С ЕГЭ по русскому языку». Явно эту программу надо менять, потому что надо расширять поле. Если мы будем учить учителя работать только в одной критериальной системе оценки письменной речи наших выпускников, это неправильно. Мы сейчас пытаемся актуализировать и придать определенный вес программе «Формирующее и мотивирующее оценивание результатов учебных достижений учащихся». За счет этой программы мы хотим еще раз показать, что, в общем-то оценка – это не только система контроля. Оценка еще выполняет мощную обучающую функцию, мотивирующую функцию. Часто на акции ученики задают вопрос об устных экзаменах. Их интересует, что там будет и как готовиться. Мы тут же посмотрели на наш портал и увидели, что нет ни одной программы, которая сориентирована на устную форму экзамена. Мы оперативно реагируем и сейчас создаем такую программу. Она будет востребована и будет вызывать интерес у учителей. Слушанье – это один из инструментов контроля со следующего учебного года. Московский институт повышения квалификации совсем недавно завершил обучение экспертов государственной итоговой аттестации. Почти нет столичных образовательных организаций, где нет ни одного эксперта Единого государственного экзамена. Эти люди несут в школу информацию из первых уст. Это очень важная категория в любой образовательной организации, потому что это такая своеобразная связь с внешним миром. В настоящее время мы имеем поразительную статистику по обученным экспертам государственной итоговой аттестации. В этом году ГИА 9 подготовлено 3680 экспертов и ГИА 11 3796. Это в полтора раза больше, чем в прошлом году. Это связано с тем, что мы задались целью повышения качества экспертной работы, экспертной оценки. Много сделано Институтом для оптимизации процедуры проведения квалификационных испытаний. Вы знаете, что у нас эксперты ранжируются. Мы выделяем старших экспертов, ведущих экспертов и основных экспертов в зависимости от результата прохождения ими квалификационного испытания. Мы проделали большую работу и эксперты у нас теперь дифференцированы. Теперь необходимо отследить качество их работы. Мы уверены, что квалификационные экзамены прошли объективно. Та работа, которая будет проделана нашими экспертам до июля, вплоть до срока окончания проверки работ государственной итоговой аттестации. Мы надеемся получить хорошую статистику и по качеству проверки. Таким образом, мы можем говорить о завершенном годичном цикле повышения квалификации педагогов-экспертов. В этом цикле есть курсовая подготовка, за которую отвечает «Московский институт открытого образования» и целый ряд мероприятий неформального повышения квалификации: акция, экспертная работа в рамках деятельности МЦКО – «Московского центра качества образования», участие в семинарах Городского методического центра. Хотелось бы пожелать нашей команде экспертов ни пуха, ни пера. В их руках судьба наших детей. Поэтому профессионализм, который мы требуем от наших экспертов важен для нашей общей задачи – повышения квалификации. Спасибо.

ВЕДУЩАЯ

Спасибо, Роман Анатольевич. Я предлагаю перейти ко второй части нашей пресс-конференции. Уважаемые коллеги, остались ли у вас вопросы?

В.ГЛЯНЦЕВА – сайт Западного округа

У меня вопрос к Максиму Николаевичу. Хотела бы его попросить немного подробнее рассказать о программе. Она уже реализуется в школе или она просто принята и идет обсуждение? Расскажите подробнее об этапах. Вы сказали про стандарт, кружки и проекты. Хотелось бы узнать об этом подробнее. Есть ли новые проекты по предпрофильному обучению? Участвуете ли вы в проекте «Инженерный класс в московской школе»?

М.Н. ИВАНЦОВ

Спасибо за вопрос. Я попытаюсь кратко, но подробно обо всем рассказать. Что касается управленческого проекта, то он действительно уже реализуется в школе. Несмотря на то, что его защита состоялась только в ноябре 2016 года. К реализации мы перешли еще когда защиты не было. Еще в процессе обучения по программе «Эффективный руководитель», я начал внедрять определенные аспекты. На сегодняшний день мы имеем первые срезовые результаты. Например, мы поставили перед собой задачу увеличение охвата обучающихся программами дополнительного образования. Если на старте проекта у нас в дополнительное образование были вовлечены 2200 детей, на сегодняшний день вовлечены 2866 детей. Мы видим ощутимый прирост. Для седьмых, восьмых и девятых классов, мы уже находимся в процессе реализации программы. Со следующего года пятые классы с будущего года тоже приступают к реализации гимназического стандарта. Седьмой класс обучается по модульным программам. Что это значит? Первая половина дня та же, что и в общеобразовательной программе, во второй половине дня каждый ребенок имеет возможность попробовать свои силы в ученическом проекте, который направлен на реализацию практикоориентированной задачи. Темы ученических проектов самые разнообразные. Наши семиклассники измеряют силу ветра, силу электрического тока, занимаются профилактикой плоскостопия и сколиоза. Они пробуют себя в проектах трех основных направленностей: гуманитарной, технической и естественнонаучной. Участвуя в каждом новом проекте, ребенок пробует новую роль. Не только по сфере интересов, но и то, кем он может быть в рамках проектной команды. Каждый обучающийся может попробовать себя и в качестве дизайнера проекта, и в качестве инженера проекта, и в качестве презентатора. Каждый ребенок получает возможность понять не только где ему интересно будет учиться дальше, по какому направлению предпрофильного обучения, но и кем, в каком качестве он готов реализовывать эту сферу своих интересов. Как мы обещали во время защиты нашего проекта, через год мы обязательно встретимся в нашей школе и сможем посмотреть к чему мы пришли.

М. Морозова – «Информационный центр»

Вопрос к Алексею Ивановичу. Хотела уточнить по поводу оплаты курсов повышения квалификации для педагогов. Если платные, то сколько они стоят?

А.И. РЫТОВ

Я хотел бы поправить свою коллегу, которая сказала про огромное количество бесплатных курсов. Не такое оно огромное. Сейчас все деньги на повышение квалификации, в качестве субсидии, Москва выделяет школам. Программа повышения квалификации стоит примерно 13500 рублей за 72 часа. Оплата связана в первую очередь с качеством программ. Московский институт открытого образования первым из организаций повышения квалификации, что мы отказываемся от предоплаты за повышение квалификации, до тех пор, пока образовательная организация не убедится, что квалификация повышена. Если такого не произошло - оплата за курсы производиться не будет. Об этом мы сообщили на открытом селекторе и сообщаем всем директорам. Я думаю, нашему примеру последуют и другие организации. Так как организация будет достаточно нелепо выглядеть, если она свою программу не отдаст на экспертизу. Все программы, по которым проведена экспертиза висят на портале ДПО. Есть организации, которые предлагают программы, но они не висят на сайте ДПО. Значит они боятся экспертизу провести. В таких организациях сначала требуют оплату, потом предоставляют обучение. Мы сперва обучаем, потом московская школа убеждается в этом и только после этого платятся деньги. Я надеюсь, что директора поддержат эту систему. Многие уже сейчас поддерживают. Московская школа не будет платить авансом за повышение квалификации, не убедившись в качестве товара.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА

Алексей Иванович, скажите, пожалуйста, можно ли изменить тему управленческого проекта?

А.И. РЫТОВ

Директора изначально выискивают проблемные места в своей школе. Тема проекта формулируется в ходе этого поиска. Достаточное количество директоров, заявив тему меняли ее потом. Подобных изменений было достаточно много. Когда проект утвержден и уже прошла его публичная защита, уже нельзя изменить тему.

ВЕДУЩАЯ

Сколько директоров уже представили управляющие проекты и за какой период?

А.И. РЫТОВ

С ноября 367 проектов представлено, осталось порядка сотни директоров, которые управленческие проекты будут защищать.

ВЕДУЩАЯ

Благодарю всех за участие. Пресс-конференция окончена.