Сетевое взаимодействие профессиональных образовательных организаций. Современные проблемы науки и образования

1

Обоснована необходимость продуктивного сетевого взаимодействия между университетом и учреждением среднего профессионального образования, которая обуславливается специфическим требованием образовательного стандарта, предусматривающего получение рабочей профессии для бакалавров образования. Проведен анализ сетевой модели «СПО – ВУЗ», обобщены результаты и рассмотрены условия частичной интеграции образовательных программ практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального образования и современных специалистов по металлообработке. Установлена возможность консолидации и кооперации участников образовательного процесса при совместном использовании кадровых, материальных и информационных ресурсов разноуровневых образовательных организаций. В статье, кроме того, излагаются нормативно-правовые и учебно-методические основы сотрудничества, а также опыт создания сетевой модели «СПО – ВУЗ» на базе регионального ресурсного центра машиностроительного профиля.

региональный ресурсный центр

сетевое взаимодействие

интеграция образовательных программ

профессиональные компетенции

кооперация

1. Байбородова Л.В., Репина А.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. Научный журнал. – 2013. – № 3, т. 2 (психолого-педагогические науки). – С. 21-25.

2. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования: электронный науч. журнал. – 2013. – № 6; URL:www.science – education.ru/113-10934 (дата обращения: 14.12.2014).

3. Савина С.В., Магомедов Р.М. Перспективы использования сетевого взаимодействия в образовательном процессе вуза // Сб. научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании XXI века». – Т.1. (Москва, 22–23 окт. 2012 г.). – М.: НИЯУ МИФИ, 2012. – С.104-109.

4. Синкина Е.А. Проектирование компетентностно-ориентированного содержания профессиональных дисциплин для подготовки бакалавров технических вузов // Современные проблемы науки и образования: электронный науч. журнал. – 2014. – № 6; URL:www.science – education.ru/120-15911 (дата обращения: 19.01.2015).

5. Чикильдина Н.А. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов. Опыт Ставропольского края // Проблемы современного образования: материалы III междунар. научно-практ. конф. (Пенза, 10–11 сент. 2012 г.). – Пенза: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – С. 108-114.

6. Швецов М.Ю., Дугаров А.Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 5. – С. 33-38.

Подготовка бакалавров по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение» (отрасль «Машиностроение») в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусматривает освоение такого специфического именно для педагога профессионального обучения вида деятельности, как обучение рабочей профессии. При этом среди профессиональных компетенций (ПК), которыми должен обладать выпускник, освоивший программу бакалавриата, значатся и такие, как способность выполнять работы соответствующего квалификационного уровня, готовность к производительному труду и использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии (ПК-31, ПК-32, ПК-36).

Целью данной научно-практической работы является создание модели взаимодействия образовательных учреждений различных уровней по формированию у будущих бакалавров образования профессиональных компетенций, связанных с использованием передовых производственных технологий при обучении рабочей профессии.

Наполнение этих компетенций объясняется тем, что область профессиональной деятельности бакалавров образования включает не только обучение студентов профессиям и специальностям машиностроительного профиля в учреждениях среднего профессионального образования (СПО), но и работу в учебно-курсовых центрах подготовки и переподготовки персонала на машиностроительных предприятиях. Повышение квалификации рабочих-станочников предусматривает обучение их передовым приемам обработки деталей на металлорежущих станках различных видов (токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовальных) и типов (универсальных, специальных и с программным управлением), разработке технологии изготовления деталей повышенной сложности, правилам применения прогрессивного режущего инструмента, специальных и универсальных приспособлений.

Отсюда и вытекает требование ФГОС начального профессионального образования по профессии 151902.03 «Станочник (металлообработка)» о том, что при реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) учреждение должно обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). При этом мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Кроме того, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для педагогов, которые преподают дисциплины профессионального цикла. Данные преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

При составлении программ технических дисциплин необходимо проанализировать структуру и функции профессиональной деятельности, т.е. перенести модель деятельности специалиста на содержание обучения бакалавра в соответствии с современными представлениями об организации учебного процесса, его практической направленности и формировании профессиональных компетенций .

Однако реализация этого требования применительно к получению студентом вуза квалификационного разряда по рабочей профессии в практической образовательной деятельности высшего учебного заведения затруднена, а в большинстве случаев и вовсе невозможна. Для эффективного усвоения основной образовательной программы и успешного прохождения государственной итоговой аттестации с последующим присвоением выпускнику 3-4 разряда по профессии «Станочник» помимо квалифицированных педагогических кадров вузу необходимо иметь и развитую материальную базу. Под этим понимаются мастерские металлообработки (слесарная, токарная, фрезерная) с линейкой из 12-15 станков, демонстрационные устройства одного или нескольких основных станков (как минимум - универсального токарного), тренажеры для отработки навыков управления основными узлами (например, суппортом) станка. Формирование развитой инфраструктуры, позволяющей целенаправленно проводить подготовку студентов для получения квалификационного разряда, требует капитальных финансовых вложений порядка 30-40 миллионов рублей, что является непростой задачей для большинства бюджетных образовательных организаций.

Выход из создавшегося положения возможен в создании сетевой формы реализации образовательной программы совместно с региональными ресурсными центрами . Анализ научных источников в педагогических исследованиях последних лет показывает, что сетевое взаимодействие является важным элементом развития и поддержки инновационных образовательных технологий. Данная форма сотрудничества осуществляется за счет организованного и целенаправленного привлечения образовательных, информационных, методических, кадровых и других ресурсов нескольких одно или разноуровневых организаций. Так, М.Ю. Швецов отмечает, что «сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования и вуза в регионах представляет собой устойчивые и упорядоченные социальные действия между профессиональными учебными заведениями, отличающимися по своим типам, видам и формам организации, региональными органами управления профессиональным образованием и конкретными участниками данного процесса».

Целью такого взаимодействия применительно к педагогам профессионального обучения является параллельное освоение ОПОП ВПО с одновременным овладением рабочей профессией. Вертикальный тип интеграции содержания образовательных программ при подготовке педагогов профессионального образования основывается на том, что процесс обучения в основном протекает в базовой организации - Ярославском государственном техническом университете, а для его полноценной реализации привлекается образовательная организация СПО - Ярославский автомеханический колледж, осуществляющий, в том числе и подготовку станочников. На базе этого учебного заведения в рамках программы инновационного развития региона в 2008 году создан ресурсный центр по приоритетному для Ярославской области направлению подготовки машиностроительного профиля, который готовит рабочие кадры по профессиям металлообработки. Центр оснащен современным лабораторным и промышленным оборудованием, имеет разветвленную информационную образовательную среду. Выпускники колледжа соответствуют требованиям, которые предъявляются к современным рабочим и специалистам высокотехнологичных кластеров дизельного и энергетического машиностроения.

Сотрудничество университета и колледжа базируется на модели сетевого взаимодействия «образовательная организация - ресурсная организация», которая основана на паритетной кооперации этих учреждений и предполагает совместное использование имеющихся образовательных ресурсов . Нормативно-правовой основой этого вида сотрудничества явились партнерские отношения, закрепленные договором между участниками сети, а также их уставы и учредительные документы. Договор устанавливает условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между учреждениями, порядок реализации образовательной программы, вид и объем ресурсов, выделяемых каждым из участников. В соответствии с договором участники возложили на себя обязанности по организации сетевого взаимодействия, координации деятельности, обмену кадровыми, информационными, научно-техническими и учебно-методическими ресурсами . Кроме того, решены были и вопросы логистики, связанные с организацией движения учащихся в рамках образовательных маршрутов.

Прежде чем приступить к созданию механизма взаимодействия и реализации совместной образовательной программы «СПО - ВУЗ», были проанализированы учебные планы подготовки педагогов и станочников соответственно в каждой из сотрудничающих организаций, согласованы содержание и трудоемкость в зачетных единицах отдельных модулей и дисциплин, период обучения и ряд других конкретных вопросов. Базовой частью университетского учебного плана послужила дисциплина «Производственное обучение» в объеме 324 часов, а в учебном плане подготовки станочников особое внимание было уделено профессиональному циклу в объеме 1245 учебных часов. В основе этого цикла лежат два профессиональных модуля: «Программное управление металлорежущими станками» и «Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа», а также два междисциплинарных комплекса: «Технология обработки на станках с программным управлением» и «Технология обработки на металлорежущих станках».

Кроме того, было достигнуто соглашение о признании результатов обучения с согласованием системы оценок и критериев оценивания. На этом основании производится перезачет зачетных единиц по ряду дисциплин общепрофессионального цикла («Технические измерения», «Основы материаловедения», «Техническая графика»), которые были успешно пройдены студентами университета в рамках реализации основной образовательной программы.

Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы в виде выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Кроме того, выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать выполнение операционных действий, по сложности отвечающих требованиям разряда по профессии рабочего-станочника, предусмотренного ФГОС.

Практико-ориентированное обучение по программе прикладного бакалавриата способствует успешной адаптации студентов к предстоящей учебно-педагогической деятельности в образовательных организациях. Первый профессиональный опыт они получают во время прохождения педагогической и преддипломной практик в колледжах и техникумах.

За шесть лет сетевого взаимодействия около двухсот студентов университета прошли обучение в автомеханическом колледже по очно-заочной форме, освоили необходимые профессиональные компетенции и получили третий, а некоторые и четвертый разряд по рабочей профессии. Значительная часть выпускников успешно работает в учреждениях профессионального образования региона. Существенно возросла эффективность использования образовательного, воспитательного и кадрового потенциала образовательных учреждений - участников сетевого взаимодействия.

Выводы

  1. Введение ФГОС нового поколения создало условие для активной реализации основных профессиональных образовательных программ в режиме сетевого взаимодействия, поскольку структура содержательной части программ организована по модульному принципу.
  2. Одним из важнейших результатов проделанной работы стало накопление опыта реализации механизмов сетевого взаимодействия, консолидация участников образовательного процесса и создание системы связей между ними, что позволяет эффективно решать учебно-методические и организационные задачи, стоящие перед университетом.
  3. Возросло качество трудового потенциала и квалификация инженерно-педагогических кадров, направляемых университетом в образовательные учреждения региона. Это обстоятельство благоприятно сказывается как на развитии регионального рынка труда, так и на расширении спектра образовательных услуг и повышения конкурентоспособности университета.

Рецензенты:

Шевчук В.Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет», г. Ярославль;

Серебренников Л.Н., д.п.н., профессор кафедры экономики, технологии и управления ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль.

Библиографическая ссылка

Моднов С.И., Маланов А.Г. РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ «СПО – ВУЗ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17658 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Ст. 60, ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа среднего профессионального образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 464, и Уставом колледжа.

1.2. Понятия и определения :

Сеть - это совокупность занимающих определенные позиции акторов (агентов) и связей между ними. Основные компоненты, описывающие сеть, - структурный и ресурсный.

Структурный компонент сети - пространственное расположение (конфигурацию) акторов и обусловленные этой конфигурацией связи между ними.

Ресурсный компонент сети - типы обмениваемых ресурсов и дифференциацию позиций на основе такого обмена.

Ресурсы сетевой формы обучения квалифицируются по пяти направлениям :

Кадровые ресурсы - высококвалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения, владеющие современными производственными и педагогическими технологиями; в том числе практическими навыками управления высокотехнологическим оборудованием, специалисты по образовательным технологиям, методикам обучения в системе НПО/СПО, частным методикам в подготовке кадров технической направленности, эксперты в области оценки профессиональных квалификаций.

Информационные ресурсы - базы данных, аккумулирующие информацию о новейших производственных технологиях, тенденциях и разработках в технических областях производства товаров и услуг, о рынках труда специалистов медицинского профиля и тенденциях их развития, изменениях требований работодателей к качеству профессиональной подготовки в данном сегменте рынка труда; электронные библиотеки; депозитарии мультимедийных продуктов и т.д.

Материально-технические ресурсы - лабораторная база, специализированные помещения (цеха и полигоны), учебно-производственное оборудование, инструменты и материалы, в том числе реальное производственное оборудование, используемое в образовательных целях, а также учебные аналоги оборудования (компьютерные модели, тренажеры, имитаторы, проэмуляторы и т.д.).

Учебно-методические ресурсы основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, профессиональные модули по современным производственным технологиям и методам их освоения; методические материалы (пособия, рекомендации для педагогов и учащихся и т.д.); диагностический инструментарий для оценки уровня освоения учебного материала; компьютерные обучающие и диагностирующие программы.

Социальные ресурсы - налаженные партнерские связи с предприятиями и организациями реального сектора экономики региона; «горизонтальные» связи в профессионально-педагогическом сообществе региона; связи с общественными объединениями и некоммерческими организациями, выражающими интересы работодателей данного сегмента рынка труда, профессиональных сообществ и т.д.

Сетевая организация образовательных ресурсов , в рамках которой происходит совместное использование различных ресурсов, имеющихся в отдельных единицах сети, другими образовательными организациями на основе взаимовыгодных соглашений, выступает одним из стратегических решений в рамках модернизации региональной систем профессионального образования города Москвы.

1.3. Сеть может сформироваться из следующих участников правоотношений:

- общеобразовательные организации (по району или округу);

- колледж как центральный организатор сетевой формы обучения;

- организации-базы практик;

- иные образовательные организации среднего профессионального образования;

- образовательные организации высшего профессионального образования;

- профильные работодатели государственных и коммерческих структур .

1.4. Колледж также может присоединяться к сетевым программам других образовательных организаций.

1.5. Сетевая форма обучения является подвижной структурой, эффективно реагирующей на любые экономические и иные инновационные процессы.

1.6. Использование сетевой формы обучения в колледже продиктовано требованием экономически целесообразного целевого распределения и использования всех типов ресурсов.

1.7. Ключевые этапы создания сетевой формы обучения :

Концентрация уникальных образовательных ресурсов в специализированных единицах сети;

Обеспечение использования ресурсов, сосредоточенных в одной единице сети, другими образовательными организациями (внутрисетевое взаимодействие);

Организация межведомственных сетей взаимодействия учреждений профессионального образования с внешними по отношению к ней структурами и агентами (прежде всего с работодателями и их объединениями, профессиональными сообществами).

1.8. Сетевая форма обучения в колледже может быть организовано в следующих формах :

1.8.1. посредством формирования единой поддерживающей инфраструктуры системы образования, в том числе информационных сервисов, используемой совместно всеми (большинством) единиц сети;

1.8.2. путем реализации сетевых образовательных программ , в которых содержание образования осваивается обучающимися в нескольких образовательных учреждениях (не менее двух) на основе единого (сетевого) учебного плана.

1.9. Эффективными форматами информационного обмена в сетевой системе колледжа признаются интернет-сайты и региональные образовательные порталы с открытым интерактивным доступом для всех участников сетевого взаимодействия .

1.10. Основные задачи сетевой формы обучения :

Создание и поддержание функционирования корпоративной сети системы образования с целью обеспечения технологически согласованного доступа колледжа к глобальным информационным ресурсам с использованием традиционных и новых технологий в этой сфере;

Каталогизация, консолидация и мониторинг региональных информационных ресурсов учебного назначения средствами регионального образовательного портала;

Развитие системы дистанционного обучения в рамках функционирования корпоративной сети системы образования с опорными точками в специализированных ресурсных центрах;

Поддержка учебно-методического и технологического обеспечения внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

1.11. Общие информационные сервисы используются в рамках освоения программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования). При этом на информационном портале организаций - участников сетевого взаимодействия, представляется информация о реализации данного вида деятельности (программа, требования к ее прохождению, дидактическое сопровождение, контрольно-диагностический инструментарий и т.д.).

1.12. Реализация совместных программ повышения квалификации в распределенной структуре предполагает использование дистанционных образовательных технологий. Слушателям предоставляется возможность в получении онлайн-консультаций, проведения семинаров, конференций, форумов, обеспечивается консультационная поддержка с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

1.13. Созданная сеть с прямыми горизонтальными связями между участниками характеризуется появлением положительных внешних эффектов. Возникает единое информационное поле, позволяющее значительно снизить издержки организации новых проектов любому из участников сети.

1.14. Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется по соглашению образовательных организаций или по решению органов власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения. Инициаторами организации соответствующей деятельности могут выступать также обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся.

1.15. Образовательные организации, участвующие в реализации образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия, должны иметь соответствующие лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

1.16. Порядок и условия взаимодействия образовательных организаций при совместной реализации образовательных программ определяется договором между ними (Приложение 1 ).

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ

2.1. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ.

2.1.1.Основные образовательные программы могут реализовываться колледжем, как самостоятельно, так и совместно с иными образовательными организациями посредством организации сетевого взаимодействия (далее - сетевая форма реализации образовательной программы).

2.1.2. В сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2.2. В состав сетевой системы обучения колледжа могут входить :

Образовательные организации, т.е. организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные, т.е. образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (организации, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности);

Иные (ресурсные) организации, как то: научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.д., т.е. обладающие необходимыми ресурсами для реализации обучения, практики и т.д.

2.3. Образовательные программы, которые могут реализовываться в сетевом режиме:

Предпрофессиональная подготовка учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ с использованием образовательных ресурсов колледжа;

Программы повышения квалификации персонала отрасли НПО/СПО на базе двух образовательных организаций: колледж и учреждения дополнительного профессионального образования/ учреждение высшего профессионального образования (повышения квалификации специалистов);

Программы производственного обучения по рабочим профессиям на базе двух учебных заведений (колледж и профессиональные организации),

Стажировки и обучение взрослого населения.

2.4. Сетевые программы предпрофессиональной подготовки учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ.

2.4.1. Участниками сетевого взаимодействия в данном случае выступает общеобразовательная школа (несколько школ) и колледж, оснащенное современными образовательными ресурсами по определенным рабочим профессиям (должностям служащих). Учащимся старшей ступени школы, которые осваивают программу общего образования в рамках профиля колледжа, предоставляется возможность пройти предпрофессиональную подготовку, результатом которой является овладение рабочей профессией. Список таких профессий определен Инструктивным письмом Минобрнауки РФ.

2.4.2. В организационной модели взаимодействия колледжа существенное значение имеет вопрос «взаимозачетов» учебных достижений обучающихся.

2.4.3. Система оценивания образовательных результатов обучающихся, использующих ресурсы школы и колледжа, согласуется, а критерии оценки - унифицируются.

2.4.3. Для решения данной задачи в практике сетевого взаимодействия чаще всего используют постоянно действующую методическую комиссию (совет) сетевой программы с представительством специалистов школы и колледжа. Положение об этом общественном органе учебно-методического обеспечения сетевых образовательных программ включается в перечень локальных актов обеих организаций.

2.5. Должностные обязанности отдельных категорий работников и администрации организаций должны быть скорректированы. При необходимости изменения вносятся и в договор между учредителем и учреждением.

2.6. В случае если участие колледжа в реализации сетевых образовательных программ затрагивает права и интересы работников, требуются изменения в коллективном договоре, заключаемом между представителем работодателя (руководителем образовательной организации) и представителем коллектива ее работников.

2.7. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по сетевой образовательной программе, порядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих сетевую образовательную программу;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

2.8. Сетевая образовательная программа реализуется совместно образовательными, научными, производственными и иными организациями на основе договора по единому учебному плану. Календарно-тематические планы разрабатываются совместно всеми участниками образовательного процесса.

2.9. В учебном плане сетевой образовательной программы указываются организаторы организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин).

2.10. Набор на сетевую программу осуществляет базовое Учреждение, которое координирует мероприятия по реализации программы, контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию.

2.11. По итогам обучения обучающемуся выдается диплом базового Учреждения.

2.12. В приложении к диплому перечисляются профессиональные модули, дисциплины, практики, которые обучающийся прошел в других образовательных организациях.

2.13. Общая продолжительность обучения в базовом Учреждении должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения всей образовательной программы.

2.14. Срок обучения по сетевой образовательной программе не может превышать сроки освоения образовательной программы соответствующего направления подготовки (специальности).

2.15. В случае обучения по программе совместных или двойных дипломов составляется два учебных плана для двух различных образовательных организаций, где ряд учебных дисциплин взаимно засчитываются, а ряд дисциплин может реализовываться совместно (научно-исследовательская работа, выпускная квалификационная работа и т.д.).

2.16. По результатам обучения обучающемуся выдается два диплома. В этом случае продолжительность обучения в каждом Учреждении должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения образовательной программы, а общее увеличение трудоемкости для учащегося не превышает 25% в год.

2.17. Одноуровневые двойные программы реализуются как две образовательные программы разных направлений на одном уровне подготовки, при этом присваивается две степени по разным направлениям подготовки. В этом случае формируется интегрированный учебный план, где базовые дисциплины удовлетворяют обоим направлениям подготовки и являются взаимозаменяемыми (взаимнозачитываемыми). Вариативные дисциплины позволяют разработать гибкие программы подготовки по двум направлениям одновременно.

2.18. Для каждой образовательной программы выделяются академическая (теоретическое обучение) и исследовательская составляющие. Исследовательская составляющая включает в себя научно-исследовательскую работу студентов, различные виды практик, подготовку выпускной квалификационной работы и т.д.

2.19. При сетевой форме обучения, с учетом типов взаимодействующих организаций и наличие у них образовательных лицензий, можно выделить следующие виды учебной деятельности, которые могут реализовываться совместно: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки.

2.20. В случае реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями и (или) организациями, осуществляющими обучение, ими составляется общий учебный план, в котором дополнительно указывается распределение учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по месту освоения (реализующим их организациям).

2.21. Расписание занятий формируется с учетом формы обучения, основных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой, и включает в себя аудиторные и иные формы занятий, проводимые педагогическим работником с обучающимися.

2.22. Форма занятий определяется в соответствии с учебным планом, используемыми образовательными технологиями и методами обучения, исходя из необходимости обеспечения эффективного освоения соответствующих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Занятия могут проводиться в групповой или индивидуальной форме.

2.23. При обучении по индивидуальному учебному плану для обучающегося составляется индивидуальное расписание занятий.

2.24. В расписание занятий не включаются учебные курсы, предметы, дисциплины (модули), которые осваиваются обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий без участия педагогического работника (самостоятельно).

2.25. Органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере образования, и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и годовой календарный учебный график образовательной организации после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.26. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательной организации, определяется ее учредителем (учредителями) и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.27. Учебная и производственная практика, предусмотренная учебным планом, организуется образовательными организациями на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

2.28. Системы оценивания, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся в образовательном процессе определяются и закрепляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствующем локальном акте. Форма и порядок текущего контроля успеваемости обучающихся определяются педагогическими работниками самостоятельно.

2.29. Учреждение ведет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

2.30. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, со сведениями об успеваемости обучающихся и результатами их промежуточной аттестации.

ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

3.1. При реализации основных профессиональных образовательных программ может применяться кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий.

3.2. Введение такой формы организации образовательного процесса по каждому направлению подготовки и специальности основных профессиональных образовательных программ предусматривается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

3.3. Система зачетных единиц (кредитов) применяется для определения объема учебной нагрузки и временных затрат, необходимых для освоения учебного курса, предмета, дисциплины, модуля или образовательной программы в целом. Зачетная единица (кредит) представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, которая включает все виды его учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане, в том числе аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики и др.

3.4. Для организации образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы наряду с базовым учебным планом по каждому направлению подготовки (специальности) составляется рабочий учебный план, предназначенный для формирования годового календарного учебного графика и расчета трудоемкости учебной работы преподавателей, на основе которого при личном участии обучающихся разрабатываются их индивидуальные учебные планы.

3.5. В рабочем учебном плане трудоемкость каждого учебного курса, предмета, дисциплины, модуля указывается в академических часах (аудиторная) и в зачетных единицах (кредитах).

3.6. Обучающиеся обязаны осваивать учебные курсы, предметы, дисциплины, модули, проходить практики, стажировки в строгом соответствии с их индивидуальными учебными планами.

3.7. По завершении освоения обучающимся учебного курса, предмета, дисциплины, модуля организацией, осуществляющей образовательную деятельность, проводится аттестация, по результатам которой оценивается уровень и качество освоения обучающимся соответствующего учебного курса, предмета, дисциплины, модуля в принятой в этой организации системе оценивания, а также засчитывается его трудоемкость в зачетных единицах (кредитах).

3.8. Зачетные единицы (кредиты) начисляются только при получении удовлетворительных результатов аттестации по данному учебному курсу, предмету, дисциплине, модулю, при этом количество набранных баллов, определяющих качество их освоения, не влияет на количество зачетных единиц (кредитов).

3.9. Особенности организации образовательного процесса с использованием зачетных единиц (кредитов) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3.10. Порядок зачета документированных в установленном порядке результатов освоения обучающимся дополнительных образовательных программ в сторонних организациях определяется локальным актом колледжа, в которую обучающийся был зачислен на обучение по основной образовательной программе.

3.11. Итоговая аттестация обучающихся и выдача им документов об образовании проводится в общем порядке, установленном для обучающихся образовательной организации, в которую обучающийся был зачислен на обучение по основной образовательной программе.

3.12. Особенности организации образовательного процесса при сетевой форме реализации общеобразовательных и профессиональных образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СЕТВОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

4.1. Дистанционные образовательные и (или) электронные образовательные технологии используются в сетевом обучении с целью предоставления обучающимся расширенных возможностей для обучения непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения), в том числе по медицинским показаниям в связи с ограниченными возможностями здоровья.

4.2. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

4.3. Под электронными образовательными технологиями понимаются дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет.

4.4. Перечни образовательных программ, реализация которых с использованием или посредством дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий не допускается, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4.5. Соотношение объема занятий с использованием дистанционных образовательных и (или) электронных образовательных технологий и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной образовательной программы определяется организацией-партнером самостоятельно.

4.6. Колледж вправе применять в образовательном процессе дистанционные образовательные и (или) электронные образовательные технологии при наличии у нее имеющих необходимую подготовку педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, учебно-методической документации (на бумажном и электронном носителях) и доступа к электронным образовательным и информационным ресурсам, необходимым для освоения соответствующей образовательной программы, а также специально оборудованных помещений с соответствующими техническими средствами и программно-аппаратным обеспечением.

4.7. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается порядок использования в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях дистанционных образовательных технологий и (или) электронных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ (в том числе требования к условиям образовательного процесса, порядок установления соответствия аудиторных занятий их инфокоммуникационным аналогам (телелекции, тестирование, телеконсультирование, телефорумы, работа с обучающими программами, тренажерами и др.) и расчета их трудоемкости, а также особенности использования таких технологий при обучении детей-инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья по основным образовательным программам).

ГЛАВА 5. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

5.1. В колледже в целях обеспечения образовательного процесса по реализуемым образовательным программам формируются электронно-библиотечные системы, содержащие основную и дополнительную учебную литературу, научную литературу, официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в печатной и (или) в электронной формах, а также обеспечивающие доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

5.2. Каждая образовательная организация, являющаяся Стороной в сетевом обучении, сама определяет объем информационных ресурсов, которые она готова предоставить.

5.3. Библиотечный фонд для сотрудничества в сетевой форме должен быть укомплектован электронными изданиями основной учебной литературы (учебниками, учебными пособиями), а также учебно-методической документацией по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным курсам, предметам, дисциплинам, модулям.

5.4. Организации-партнеры, обеспечивают доступ обучающихся к электронно-библиотечной системе и свободное пользование входящими в нее печатными и электронными изданиями и иными ресурсами, необходимым для использования в образовательном процессе по основным учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) осваиваемой ими образовательной программы.

5.5. Организации-партнеры в целях расширения возможностей своих электронно-библиотечных систем и повышения качества образовательного процесса ведут оперативный обмен информацией с российскими и иностранными образовательными, научными и иными организациями, обладающими необходимым информационными ресурсами, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности.

ГЛАВА 6. АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

6.1. При освоении профессиональных модулей в разных образовательных организациях и прохождении экзаменов квалификационных по месту их освоения, государственная итоговая аттестация проводится в том Учреждении, в которое был зачислен обучающийся.

6.2. Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего общего образования, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего общего образования.

Приложение 1

ДОГОВОР № ___

о сетевом взаимодействии и сотрудничестве (рамочный)

(двухсторонний)

г. Москва

"___"__________ 20____г.

Образовательная организация, именуемая в дальнейшем «Сторона 1», в лице директора …… , действующего на основании Устава, с одной стороны, и _________________________________________________________________ , именуемая «Сторона 2», в лице _________________________, действующего на основании _________________________, с другой стороны, далее именуемые совместно «Стороны», в рамках сетевого взаимодействия с целью реализации образовательных программ заключили настоящий Договор о нижеследующем:

  1. Предмет договора

1.1. Стороны договариваются о сетевом взаимодействии для решения

следующих задач:

Отработка моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений различной видовой направленности по реализации инновационных воспитательных программ.

Обеспечение оптимальной концентрации и целевого использования современных образовательных ресурсов;

Повышение профессиональной компетентности руководителей и педагогических работников Сторон, обеспечение им свободного доступа к получению профессиональной информации, связанной с современными технологиями обучения и воспитания обучающихся;

Обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций

Совершенствование аналитической деятельности в части выявления и прогноза потребностей граждан в образовательных услугах.

1.2. Настоящий договор является рамочным, т.е. определяющим структуру, принципы и общие правила отношений сторон. В процессе сетевого взаимодействия и в рамках настоящего договора стороны дополнительно заключают договоры и соглашения, предусматривающие детальные условия и процедуры взаимодействия сторон. Такие дополнительные договоры и соглашения становятся необъемлемой частью настоящего договора и должны содержать ссылку на него.

1.3. В своей деятельности Стороны не ставят основной задачей извлечения прибыли, но ведут также деятельность по привлечению дополнительных финансовых и материальных ресурсов для обеспечения ведения совместной деятельности сторон и качественного ее совершенствования в строгом соответствии с нормами законодательства о возможностях ведения приносящей доход деятельности партнеров и положениями учредительных документов. Все дополнительно привлекаемые финансовые и материальные средства расходуются на уставную деятельность сторон.

1.4. Стороны гарантирует наличие лицензии на ведение образовательной деятельности и аккредитированных программ, которыми они предлагают воспользоваться в рамках сетевой формы обучения.

1.5. Стороны обеспечивают следующие стандарты совместного ведения деятельности:

Добровольность;

Концентрация образовательных ресурсов в целях наиболее эффективного их использования;

Открытость в целях оптимального использования образовательных ресурсов на основе договорных отношений с другими образовательными учреждениями;

Равный доступ обучающихся к получению образования на базе ресурсного центра.

1.6. Стороны обеспечивают соответствие совместной деятельности законодательным требованиям. Каждый партнер гарантирует наличие правовых возможностей для выполнения взятых на себя обязательств, предоставления финансирования, кадрового обеспечения, наличие необходимых разрешительных документов (лицензии, разрешения собственника имущества в случае предоставления имущества в пользование другой стороне) и иных обстоятельств, обеспечивающих законность деятельности стороны.

  1. Права и обязанности сторон

2.1. Стороны при ведении образовательной и воспитательной деятельности вправе передавать реализацию части образовательной или воспитательной программы другой стороне по настоящему договору. Колледж содействует _______ в ведении образовательной и воспитательной деятельности по предоставлению основного общего и дополнительного образования детей.

2.2. Стороны вправе передать колледжу реализацию части основной общеобразовательной программы в части внеурочной деятельности обучающихся. Реализация части образовательной программы передается по дополнительному договору сторон, в котором определяется порядок взаимодействия сторон по поводу такой реализации, решаются вопросы финансирования указанной деятельности, а также определяются иные вопросы взаимодействия. Стороны самостоятельно обеспечивают соответствие данной деятельности законодательству Российской Федерации, в частности, требованиям о лицензировании образовательной деятельности. Реализация части общеобразовательной программы может финансироваться колледжем за свой счет. В таком случае отношения сторон оформляются дополнительным договором безвозмездного оказания услуг, в котором определяются требования к видам, качеству, количеству оказываемых образовательных услуг, а также к размерам, срокам, порядку оплаты услуг колледжа.

2.3. Стороны содействуют друг другу в осуществлении проектов, привлечении грантов, благотворительных пожертвований и иных безвозмездных поступлений посредством предоставления информационной поддержки, консультационных услуг.

2.4. Стороны обеспечивают взаимное содействие в вопросах кадрового обеспечения деятельности партнера по настоящему договору. Стороны обязуются при поступлении запроса о необходимости привлечения соответствующих специалистов от партнера по договору довести информацию о поиске партнером исполнителя соответствующей квалификации до своих работников.

Запрос направляется в письменной форме, с указанием требуемой квалификации работника, предполагаемых сроков и режима привлечения работника к работе, а также условий оформления с ним правовых отношений

2.5. В ходе ведения совместной деятельности стороны взаимно используют имущество друг друга.

Использование имущества осуществляется с соблюдением требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации, на основании дополнительных договоров аренды имущества либо безвозмездного пользования имуществом, определяющих порядок, пределы, условия пользования имуществом в каждом конкретном случае.

Сторона, передающая имущество в пользование партнеру по договору, несет ответственность за законность такой передачи, в частности, самостоятельно обеспечивает получение согласия учредителя на распоряжение имуществом, экспертной оценки последствий договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, соблюдение иных необходимых процедур.

Стороны, используя помещения, оборудование, иное имущество партнера по договору, обеспечивают сохранность имущества с учетом естественного износа, а также гарантируют целевое использование имущества в случае, если цели предоставления имущества были указаны в дополнительном договоре о его предоставлении в пользование.

2.6. Стороны содействуют информационному обеспечению деятельности партнера по договору. Конкретные обязанности сторон могут быть установлены дополнительными договорами.

2.7. Стороны содействуют научному и учебно-методическому, консультационному обеспечению деятельности партнера по договору.

Конкретные обязанности сторон могут быть установлены дополнительными

договорами.

  1. Организация образовательного процесса в рамках сетевой формы обучения.

3.1. В случае реализации образовательной программы совместно несколькими образовательными организациями и (или) организациями, осуществляющими обучение, ими составляется общий учебный план, в котором дополнительно указывается распределение учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по месту освоения (реализующим их организациям).

3.2. Расписание занятий формируется с учетом формы обучения, основных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой, и включает в себя аудиторные и иные формы занятий, проводимые педагогическим работником с обучающимися.

3.3. Форма занятий определяется в соответствии с учебным планом, используемыми образовательными технологиями и методами обучения, исходя из необходимости обеспечения эффективного освоения соответствующих учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Занятия могут проводиться в групповой или индивидуальной форме.

3.4. При обучении по индивидуальному учебному плану для обучающегося составляется индивидуальное расписание занятий.

3.5. В расписание занятий не включаются учебные курсы, предметы, дисциплины (модули), которые осваиваются обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий без участия педагогического работника (самостоятельно).

3.6. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательной организации, определяется ее учредителем (учредителями) и (или) уставом образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.7. Организация образовательного процесса Сторонами должна обеспечивать создание условий, необходимых для получения обучающимися качественного образования.

3.8. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, имеющая государственную аккредитацию, ведет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3.9. При реализации основных профессиональных образовательных программ может применяться кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий.

3.10. Для организации образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы наряду с базовым учебным планом по каждому направлению подготовки (специальности) составляется рабочий учебный план, предназначенный для формирования годового календарного учебного графика и расчета трудоемкости учебной работы преподавателей, на основе которого при личном участии обучающихся разрабатываются их индивидуальные учебные планы.

3.11. В рабочем учебном плане трудоемкость каждого учебного курса, предмета, дисциплины, модуля указывается в академических часах (аудиторная) и в зачетных единицах (кредитах).

  1. Иные условия

3.1. Договор вступает в силу с момента подписания настоящего Договора и действует до ________________________________________.

3.2. Стороны обязуются добросовестно исполнять принятые на себя обязательства по настоящему Договору, а также нести ответственность за неисполнение настоящего Договора и заключенных для его реализации дополнительных договоров.

3.3. Изменения и дополнения к настоящему Договору заключаются в письменной форме.

3.4. Договор составлен в 2-х экземплярах, по одному для каждой из сторон.

  1. Адреса и реквизиты сторон:

В состав сетевой инфраструктуры системы профессионального образования входят также региональные учебно-методические объединения и комиссии, советы директоров образовательных организаций НПО/СПО, объединения бухгалтеров учебных заведений и другие профессиональные ассоциации, а также другие формальные и неформальные объединения. Важной миссией таких консолидированных структур выступает представительство от имени соответствующих субъектов образовательной деятельности во внешней среде образовательной сети, лоббирование их интересов во властных структурах, бизнес-кругах, региональном сообществе, другие сетевые по своему смыслу задачи и функции. Иногда они создаются в форме юридического лица (как правило, некоммерческой организации), что позволяет более успешно развивать государственно-частное партнерство.

Следует отметить, что советы директоров и объединения учреждений НПО/СПО в ассоциативном формате представляют интересы сети учебных заведений, а, следовательно – могут эффективно взаимодействовать не только с отдельными предприятиями региональной экономики, но и с ассоциированными работодателями. Одним из примеров такого инфраструктурного взаимодействия может служить деятельность Ассоциации предприятий технического обслуживания и ремонта автомототранспортных средств и учреждений НПО Тверской области .

3.3. Институциональные форматы сетевого взаимодействия образовательных организаций.

Организация сетевого взаимодействия также возможна в форме учреждения нового юридического лица в той или иной организационно-правовой форме, предусмотренной действующим законодательством. Образовательные учреждения, являющиеся некоммерческими организациями, в силу п. 2 ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 № 7-ФЗ, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией; его члены сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, а сама ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренными ее учредительными документами .

По мнению специалистов, институционально оформленная сеть организаций как субъект права, более прогнозируема и управляема, организационно более стабильна и институционально устойчива. Она предлагает потребителю образовательных услуг все объединенные ресурсы сети под унифицированные формы ответственности и обязательства всех участников сетевого взаимодействия.

Указанные формы нормативно-правового оформления можно рассматривать и как последовательные этапы развития сетевого взаимодействия. На стадии становления и развития (этап легализации) сетевых форматов используется договорная форма и, прежде всего, договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). На следующем этапе апробированных и устоявшихся сетевых взаимодействий (этап институционализации) образуется новое юридическое лицо, объединение (в том числе в форме союзов, ассоциаций) юридических лиц.

Ассоциации (союзы) могут создаваться по отраслевому, межотраслевому, территориальному признакам и другим основаниям. Как свидетельствует отечественный опыт, отраслевые объединения учебных заведений и отраслевых ассоциаций работодателей являются наиболее распространенным форматом региональной интеграции. Чаще всего создание таких образовательных консорциумов происходит в приоритетных для развития экономики сегментах регионального рынка труда.

В то же время, следует иметь в виду определенные ограничения форматов ассоциации или союза. Прежде всего, при таком институциональном решении требуется создание постоянных органов управления и отчуждения имущества участников. Имущественные взносы , переданные ассоциации, становятся ее собственностью, направляются на уставные цели и не возвращаются учредителям после прекращения деятельности ассоциации. Правоспособность ассоциации ограничена координацией деятельности объединенных в нее организаций, представлением и защитой их общих интересов. Это сужает круг возможных направлений сетевого взаимодействия.

Так, ассоциациям фактически запрещено заниматься предпринимательской и иной деятельностью, приносящей доход. Для осуществления такой деятельности ассоциация должна быть преобразована в хозяйственное общество, например, акционерное общество , товарищество, или должна создать (стать участником) отдельное юридическое лицо в форме хозяйственного общества, товарищества (коммерческие организации).

Выбор варианта нормативного обеспечения сетевого взаимодействия образовательных организаций определяется главным образом его субъектами (или инициаторами). Вся совокупность форм и видов совместной деятельности участников сети выстраивается в качестве системы согласованных между собой разнопредметных договоров, а также внутренних локальных нормативных актов, предусмотренных уставами образовательных организаций и регламентирующих отдельные аспекты взаимодействия.

4. Организационно-финансовые механизмы развития сетевых форматов взаимодействия образовательных организаций.

4.1. Финансирование сетевых образовательных программ на основе государственного задания в рамках субсидирования бюджетных и автономных учреждений.

После вступления в силу федерального закона (с 1 января 2011 г. с установлением переходного периода до 1 июля 2012 г.) в России осуществляют деятельность три типа государственных (муниципальных) учреждений - бюджетные, автономные и казенные. Финансирование основных видов деятельности бюджетных и автономных учреждений происходит путем предоставления субсидии из бюджета учредителя на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), определенных в государственном (муниципальном) задании.

Таким образом, схема бюджетного финансирования для «новых бюджетных» и автономных учреждений включает в себя субсидирование учебных заведений в формате государственных заданий учредителя, которые рассчитываются с учетом «подушевых» (в расчете на одного обучающегося) нормативов.

В состав описания государственного задания могут и должны вноситься не только количественные данные о заказываемой за счет бюджета подготовке в разрезе профессий и специальностей, но и их качественные параметры (характеристики). Стандарты качества государственных (муниципальных) услуг и работ представляют собой естественную основу для разработки нормативов затрат, позволяя увязать объем и результаты бюджетных расходов.

В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 02.09.10 № 000 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», главные распорядителя средств бюджета в отношении казенных учреждений, органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных или автономных учреждений, вправе устанавливать показатели, характеризующие качество государственной услуги (показатели качества). Требования к показателям качества описаны в п. 12 указанного Постановления. Задание для подведомственных бюджетных и / или автономных учреждений формируется на очередной финансовый год и плановый период с последующим ежегодным его уточнением.

Минфином РФ разработаны Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.10 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». В них зафиксировано, что «… показатели, характеризующие качество государственной услуги в сфере профессионального образования разного уровня, предлагается формировать учредителю индивидуально» (с.61 Комплексных рекомендаций). В соответствии Законом Российской Федерации «Об образовании», органы государственной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления) самостоятельно устанавливают порядок финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных образовательных учреждений). При установлении порядка целесообразно руководствоваться положениями Федерального закона, установленными для каждого типа государственного (муниципального) учреждения (с.65 Комплексных рекомендаций).

Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений утверждены совместным Приказом Минфина РФ N 149н и Минэкономразвития РФ N 625 от 07.11.11.

На основании данных положений формируется региональное законодательство.

4.2. Иные организационно-финансовые механизмы финансирования сетевого взаимодействия, используемые в региональной практике.

Возможны и другие механизмы финансирования решения целевых задач развития системы образования. Например, в отечественной практике широко используются программно-целевые механизмы планирования и финансирования, которые оформляются в виде государственных (региональных), муниципальных и ведомственных целевых программ, а также отдельных проектов. Утверждение ведомственных программ и определение объемов их финансирования относится к компетенции субъектов бюджетного планирования. Такие же механизмы могут быть применены региональным органом управления образованием и для развития сетевого взаимодействия учебных заведений.

Практика реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в России показала, что в рамках программно-целевого финансирования может быть успешно реализован принцип финансирования «деньги в обмен на обязательства» (когда финансирование обуславливается решением целевых задач).

В ряде регионов существуют конкурсы культурно-образовательных инициатив, которые определяют и ресурсно обеспечивают инновационные проекты , формируя сообщество региональных экспериментальных площадок. Эти механизмы также могут быть использованы для финансирования сетевого взаимодействия.

Договорные отношения между образовательными организациями, поддерживаемые специальными региональными нормативными актами и процедурами – наиболее широко распространенный механизм финансирования сетевого взаимодействия. Например, в Калининградской области дистанционные элективные курсы, успешно прошедшие региональную экспертизу, являются обязательными для зачета во всех образовательных учреждениях области и реализуются на основании договоров между образовательными учреждениями. Данный механизм закреплен в региональном Положении о профильном обучении в Калининградской области.

5. Технология организации сетевого взаимодействия в области подготовки рабочих и специалистов технической направленности.

Стратегической целью организации сетевого взаимодействия в сегменте технического профиля региональной сети образовательных организаций НПО/СПО выступает достижение качества профессионального образования, соответствующего требованиям современного рынка труда, без дополнительных инвестиций за счет повышения эффективности использования имеющихся образовательных ресурсов.

Целесообразная последовательность действий регионального органа управления образованием включает в себя ряд относительно самостоятельных этапов, начиная с создания временной рабочей группы по стратегическому проектированию сетевого взаимодействия и установления регламента ее деятельности и заканчивая публичным обсуждением сформированных среднесрочных программ и отдельных проектов реструктуризации сетей образовательных организаций.

5.1. Оценка сетевого потенциала региональной системы подготовки кадров технического профиля и уровня эффективности его использования.

Логически первым в организации сетевого взаимодействия единиц сети является информационно-аналитический этап, в рамках которого оцениваются сетевой потенциал подсистемы подготовки кадров технического профиля и актуальный уровень эффективности его использования. Профессии НПО и специальности СПО технической направленности, как было показано в разделе 1.2 настоящих Рекомендаций, присутствуют в различных отраслевых группах: металлургии, машиностроения и металлообработки , транспорта, сельскохозяйственной отрасли и т. д. (см. Приложение 1).

5.1.1. Ресурсный анализ сети и инфраструктуры образовательных организаций начального и среднего профессионального образования.

Анализ ресурсной обеспеченности образовательных организаций НПО/СПО региона, подготавливающих кадры технической направленности, реализуется с целью выявления «точек» концентрации уникальных ресурсов различных типов, которые могут быть использованы другими учебными заведениями региона.

Среднее профессиональное образование

Информация

Результаты V Открытого Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Воронежской области - 2018

В Воронеже прошел V Региональный чемпионат молодых профессионалов
В этом году конкурс World Skills назвали самым масштабным за всю пятилетнюю историю. В течение 5 дней молодые специалисты соревновались по 35 компетенциям. В прошлом году их было – 25. Ветеринары, модельеры, кондитеры, агрономы, дизайнеры - всего более 250 конкурсантов соревновались за звание лучших по своей специальности.
Для воронежских участников в этом году есть и новые компетенции. На чемпионате World Skills в Воронеже было немало конкурсантов, но еще больше посетителей. Волонтеры проводили экскурсии для школьников и гостей.

Результаты V Открытого Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Воронежской области - 2018

Результаты 100-бальная шкала
http://wsr36.ru/wp-content/uploads/2018/10/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B-100-%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%88%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0.pdf
Результаты 500-бальная шкала

Научно-исследовательский институт развития профессионального образования (НИИРПО) совместно с общественной Академией профессионального образования, колледжами г. Москвы и субъектов федерации осуществляет научное обеспечение темы «Формирование механизмов сетевого взаимодействия ресурсных центров учреждений СПО с отраслевыми работодателями».

На первом этапе разработаны практикоориентированная концепция ресурсных центров, понятийный аппарат, модель сетевого взаимодействия учебных заведений различного уровня и отраслевых работодателей, а также механизмы обеспечения качества профессионального образования. Проведены исследования, посвященные различным аспектам организации и эффективности работы региональных ресурсных центров учреждений СПО и НПО.

На втором этапе исследования масштаб был увеличен. Образованы несколько межрегиональных экспериментальных площадок на базе колледжей, уточнен актуальный понятийный аппарат и проведены Интернет-конференции, в которых участвовали Академия профессионального образования и ведущие научные институты Кемерова и Челябинска.

Состоялось также обсуждение в рамках круглого стола.

Анализ первого опыта сетевого взаимодействия позволил определить три приоритета деятельности.

Во-первых, образовательный, нацеленный на то, чтобы в одном подразделении реализовались программы профессиональной подготовки, повышения квалификации и другие.

Во-вторых, сертификационный, направленный на решение в одном подразделении задач сертификации и внешней оценки качества профессионального образования по отраслевой группе специальностей СПО и НПО. В таком случае самооценку качества подготовки выпускников будут осуществлять сами колледжи, а итоговую, внешнюю (общественно-профессиональную) аттестацию - региональный отраслевой ресурсный центр.

Уже опубликованы и активно обсуждаются предложения Рособрнадзора по разработке внешней оценки качества профессионального образования с участием отраслевых работодателей. Предполагается, что она может проходить по типу ЕГЭ и охватывать выпускников учреждений СПО и прикладных бакалавров.

Хотелось бы заметить, что активное развитие общественно-профессиональной оценки качества образования возможно при нескольких условиях. Прежде всего необходимо на государственном уровне определить место и роль этих процедур. Будут ли они учитываться при государственной аккредитации? Если да, то как? Также небходимо подготовить достаточное число экспертов, занимающихся внешней оценкой профессионального образования, поскольку эксперты, которые работают в рамках государственной аккредитации, вряд ли смогут без специальной подготовки качественно осуществлять внешний аудит. Далее, нет ответа на вопрос, кому в настоящее время учреждения СПО могут доверить проведение образовательного аудита? Нужно создавать организации, которые смогут делать это важное дело и вырабатывать критерии для их признания обществом и государством. И, наконец, нужна подготовка общественного мнения. Пока можно констатировать общую неготовность к внешней оценке качества образования. В сложившихся условиях одной из важнейших задач института развития профессионального образования является формирование общественного мнения и подготовка экспертов, в том числе из числа представителей предприятий-работодателей и общественных организаций.

Следует отметить, что в новых государственных образовательных стандартах вводится ответственность руководителей учреждений СПО за качество подготовки выпускников и результаты обучения. Поэтому очень важно выполнить одно из основных требований Копенгагенского и Туринского процессов - внедрить механизмы внутренней оценки качества и лучше подготовиться к внешней оценке. Образовательный аудит - процедура, которая содействует становлению и развитию внутриссузовской системы качества образования. Однако процесс становления общественно-профессиональной оценки качества образования скорее всего будет и непростым, и небыстрым.

В НИИРПО пришли к выводу, что в рамках проводимого эксперимента учреждения среднего звена имеют возможность получить независимую оценку гарантий качества образования и довести результаты до сведения общественности. В ходе стандартных процедур государственной аккредитации эти цели не достигаются.

Третий приоритет - сетевой, нацеленный на то, чтобы стимулировать создание сетевых профессиональных сообществ специалистов, формирование инновационных функций педагогического персонала, а также новых должностей: сетевой преподаватель, сетевой методист, сетевой куратор-тьютор, сетевой психолог, сетевой администратор. Должна сказать свое слово и наука, сформировав такие категории, как «сетевое профессиональное обучение», «сетевая педагогика профессионального образования», «сетевая образовательная программа», «сетевое расписание», «сетевая этика», «сетевая экспертиза качества профессионального образования» и прочие.

Выводы за «круглым столом»

Ресурсные центры - инновационные структуры, в которых должны сформироваться новые модели подготовки востребованных специалистов среднего звена. Основная деятельность этих структур нацелена на формирование эффективного механизма сетевого взаимодействия с социальными партнерами-аутсорсерами и обеспечение конкурентоспособности учебных заведений, их выпускников и региональных систем СПО в целом. Как далеко продвинулась начатая работа, и как сделать ее еще более результативной?

Ответы на эти вопросы попытались дать участники межрегионального круглого стола, который прошел 29 февраля в Москве. Аудитория состояла из 80 человек, среди которых были практические работники колледжей и ресурсных центров Москвы и Московской, Владимирской, Нижегородской, Омской областей, Чеченской Республики, Удмуртии, Марий Эл, а также представители столичных бизнес-сообществ, корпоративных структур внутрифирменного обучения, организаций-производителей технологического оборудования для ресурсных центров и зарубежные партнеры учебных заведений.

Организовали мероприятие НИИ развития профессионального образования (г. Москва), Академия профессионального образования, Союз директоров учреждений СПО России и саморегулируемые организации строительной отрасли.

Интересны главные выводы, к которым пришли участники дискуссии. Оценивая эффективность формирующегося механизма сетевого взаимодействия отраслевых ресурсных центров с работодателями, выступающие подчеркнули его особую важность для обеспечения конкурентоспособности учебных заведений. Именно в процессе сетевого взаимодействия идет активная апробация подготовки ква
лифицированных рабочих, мастеров, техников-технологов в корпоративных структурах, включая внедрение общих с зарубежными колледжами образовательных программ (проект «Сетевой колледж», проект двойных дипломов и другие).

Самыми значимыми компонентами сетевого взаимодействия были признаны модули образовательных программ, классификация заказовзаданий и нормативы их финансирования, ориентированные на качество компетенций специалистов, технология обучения с оценкой компетенций при участии внешних аттестационных структур, интегрированная (с участием саморегулируемых организаций) система грифования учебно-методических пособий, практикоориентированных учебников и электронных изданий.

В Москве экспериментальная апробация механизма сетевого взаимодействия строительных колледжей, научного учреждения (НИИ развития профессионального образования), саморегулируемых организаций и общеобразовательных школ показала, что основное достоинство сети - обеспечение общедоступности и массовости программ начального и среднего профессионального образования. Модель межрегионального отраслевого ресурсного центра, основанная на идее добровольного обмена ресурсами между учреждениями СПО, работает на интересы наиболее мотивированной группы обучающихся: школьников, студентов колледжей и работников предприятий, обеспечивая качество профессиональных квалификаций.

Мониторинг практики сетевого взаимодействия ресурсных центров с отраслевыми работодателями подтверждает вывод, что горизонтальная интеграция образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования позволяет устранить дублирование в подготовке кадров и рационально использовать финансовые ресурсы, учебно-лабораторный, материально-технический, информационно-методический и кадровый потенциал учебных заведений. Ядром горизонтальной интеграции служит многопрофильный колледж, окруженный мини-сетями.

Непосредственно для ресурсного центра установление и укрепление связей с предприятиями, службой занятости, территориальными органами управления открывает немало дополнительных возможностей, а именно:

  • упрощается доступ к информации о рынке труда;
  • обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов (профессиональный профиль, квалификационные характеристики);
  • упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;
  • открываются широкие возможности для организации практики обучающихся и краткосрочной стажировки преподавателей, ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;
  • расширяются возможности трудоустройства выпускников;
  • инициируются новые совместные коммерческие проекты, предназначенные для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений: открытие курсов повышения квалификации работников предприятий, создание совместных мастерских, магазинов, центров обслуживания населения и т.д.

Промежуточные итоги деятельности ресурсных центров доказывают экономическую эффективность обучения по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования. Время обучения сокращается на семь месяцев, что составляет 15 процентов.

По мнению собравшихся, вхождение России в ВТО, ЕврАзЭС, реализация требований Копенгагенского и Туринского процессов предполагают установление приоритетов аккредитационных показателей международных ассоциаций перед государственной аккредитацией колледжа, из чего следует, что ответственность за качество образования и его гарантию должно нести учебное заведение.

Участники круглого стола считают, что нужно разработать научное обеспечение сетевого взаимодействия (понятийный аппарат, принципы, задачи, модели, показатели, эффекты, программы, технологии), рекомендации по формированию сетевых учебных пособий (сетевой практикоориентированный учебник, контрольно-измерительные материалы для диагностики качества сетевого обучения и др.) и подготовить практических работников, которые будут выполнять инновационные функции (сетевой методист, сетевой преподаватель-тьютор, педагог-библиотекарь, сетевой администратор, сетевой психолог). Все это с участием бизнес-сообщества.

Программа дальнейших действий

Пожелания по повышению эффективности работы ресурсных центров отражены в рекомендациях, которые можно считать своего рода программой деятельности для администрации и сотрудников колледжей, ученых и работодателей.

Для образовательных учреждений в этой программе поставлена задача сначала провести тематические педсоветы, на которых обсудить вопросы формирования сетевых образовательных ресурсов: программ, технологий, форм. Затем организовать обучающие консультации по разработке сетевых учебных планов и программ на основе дистанционных технологий: для методистов, библиотекарей, преподавателей, мастеров. Кроме того, нужно подготовить комплект организационно-методических документов по формированию сетевых сообществ.

Большую работу предстоит проделать НИИ развития профессионального образования и Учебно-методическому центру профессионального образования. Эти учреждения должны подготовить новую редакцию практикоориентированной Концепции сетевого взаимодействия ресурсных центров СПО, разработать рекомендации по повышению их эффективности и показатели для международной аккредитации колледжей, а также практикоориентированные учебные пособия для сетевого взаимодействия. Им же предложено провести эксперимент по аттестации заведующих отделениями, преподавателей, мастеров производственного обучения для выполнения функций сетевого преподавателя (тьютора), сетевого методиста, сетевого менеджера, руководителя ресурсного центра.

Немалые надежды, судя по рекомендациям, возлагаются и на бизнес-сообщества (отраслевые саморегулируемые организации работодателей, ассоциации малого и среднего бизнеса, комитеты по содействию профессиональному образованию торгово-промышленных палат, отраслевые профсоюзы). Во-первых, от этих организаций ожидается, что они помогут закрепить в корпоративных актах, а позже, возможно, и в действующем законодательстве такое понятие, как «ресурсный центр профессиональных квалификаций».
Во-вторых, предполагается, что они сформулируют предложения по формированию на базе научных учреждений, колледжей и межрегиональных ресурсных центров патентной, диагностической и метрологической служб. В-третьих, разработают механизм создания хозяйственных обществ с участием НИИ и колледжей, основанный на федеральном законе № 217.

Круглый стол показал, насколько велики возможности ресурсных центров и как много нужно сделать, чтобы эти возможности реализовать.