Ложь сообщение. Как проявляется ложь – причины и симптомы вранья

Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] Спирица Евгений

Глава 4. Разновидности лжи

Глава 4. Разновидности лжи

Мы уже определились, что в основе нашей модели детекции лжи лежит не философский, социокультурный или логический подход. Базис нашей системы составляет прагматика, именно поэтому мы огромное внимание уделяем не абстрактным категориям, а практическим моментам. Для нас не очень важно такое понятие, как «истина», нам важно, скрывает намеренно информацию человек, сидящий напротив, или нет.

В психологии существуют такие понятия, как реципиент (воспринимающий) и индуктор (производящий), мы будем использовать другую терминологию – лжец и жертва обмана, так как в обмане чаще всего принимают участие два человека: субъект и объект лжи.

Говоря о субъекте лжи, то есть о человеке, которого мы называем лжецом, мы должны учитывать, что психологические свойства феномена скрываемой информации будут проявляться в следующем:

Субъект лжи готовится, намерен солгать, то есть знает, что лжет;

Испытывает приятные/неприятные эмоции;

Создает видимость истины, планирует ложь;

Уверен/не уверен в благоприятном для себя исходе.

Что касается объекта лжи, то психологические свойства феномена намеренно скрываемой информации в представлении жертвы обмана проявляются в следующем:

Объект лжи думает/не думает, что данное сообщение истинно;

Воспринимает/не воспринимает видимость истины;

Ожидает/не ожидает честного поведения со стороны лжеца.

Я перечислил основные моменты, которые необходимо учитывать, анализируя поведение лжеца и жертвы обмана.

Прежде чем приступить к обзору различных классификаций, следует вспомнить, что любое распределение, любая категоризация условны и зависят от того, какой критерий лежит в основании.

Если говорить о генезисе, то есть возникновении феномена ложной информации, то необходимо упомянуть, что любая информация может быть классифицирована по ряду позиций.

Во-первых, рентная информация может рассматриваться с точки зрения того, кому предназначены эти сведения, предназначены ли они конкретному человеку, связаны с решением одной конкретной либо ряда разнообразных проблем лжеца.

Во-вторых, рентную информацию можно классифицировать по способам и времени ее хранения. По времени рентная информация может быть постоянной, а может – временной, то есть имеющей актуальность в течение определенного периода. Среди способов хранения можно выделить аудио-, видеоносители, бумажные носители, сюда же стоит отнести фотографии, поскольку в некоторых случаях они могут быть важным носителем информации о факте совершения преступления.

В-третьих, ложь можно рассматривать с позиции подготовленности. Здесь мы выделяем ложь подготовленную, ложь неподготовленную и ложь творческо-фантазийную, которую мы называем стратегией Остапа.

Конечно, ложь, которую мы называем спонтанной, творческо-фантазийной, можно отнести к категории неподготовленной лжи, но вегетативные нервные проявления и поведенческие стереотипы при реализации этой стратегии сильно отличаются от поведения людей, которые попали в ситуацию неподготовленными, испытывают состояние страха и не обладают актерским даром или тому подобным. Как правило, творческо-фантазийные стратегии реализуют люди, которые являются великолепными манипуляторами, например играют в покер. Сюда же стоит отнести и актеров, фокусников и, естественно, мошенников, которые должны убедить нас в том, что они говорят правду.

В-четвертых, если рассматривать ложную информацию с точки зрения полноты, то можно выделить частичную, полную и комплексную, последняя создает так называемый системный эффект, когда хорошо подготовленный лжец ловко чередует правдивые и ложные сообщения.

В-пятых, по степени надежности ложную информацию можно разделить на достоверную и вероятностную. Вероятностный характер обусловлен принципиальной невозможностью получить от лжеца другую, действительно надежную информацию.

Кроме того, ложную информацию можно классифицировать по объему, источнику, возрасту, способам передачи, распространения, однако, с моей точки зрения, такая классификация является не очень необходимой, поскольку для нас важен именно прагматичный подход. Очевидно, что при проведении исследований вы сразу оцениваете человека: пол, возраст, психотип, стереотипы поведения, поэтому приводить такую классификацию мы считаем нецелесообразным.

Если мы будем анализировать процесс образования феномена ложной информации, то необходимо сказать о таких трех основных формах, как:

Потеря достоверных элементов информации;

Присоединение элементов ложной информации к достоверной;

Возникновение системного эффекта, когда происходит преобразование структуры прежнего, в целом достоверного информационного образа.

Это три основных способа, которые необходимо учитывать при работе с намеренно скрываемой информацией.

По количеству участников, задействованных в процессе лжи, можно выделить следующие типы обмана:

Самообман, то есть и лжец, и жертва обмана являются одним лицом;

Ложное сообщение передается жертве обмана, то есть задействованы два человека;

Лжец транслирует недостоверную информацию группе людей;

Группа людей вводит в заблуждение другую группу людей;

Два человека вводят в заблуждение друг друга. Примером может служить поведение следователя и преступника во время допроса;

Взаимный самообман. Этот обман обычно основывается на сильных взаимных чувствах – любви и ненависти, например, при которых негативные или позитивные эмоции искажают взаимное восприятие людей. В результате объективизация невозможна. В этой ситуации возникает такая классическая модель, как «треугольник Карпмана», так как происходит перенос ответственности на реальных или нереальных людей в данном акте коммуникации. Чтобы разобраться в этой ситуации, приходится иногда применять различные способы детекции лжи – от полиграфа до распределения зоны ответственности, которое может давать как суд, так и сторонние люди: посредники, медиаторы и пр., их задача – разобраться, кто прав, кто виноват в данном случае.

Следующая классификация базируется на понятии умысла и извлечения выгоды из рентной информации.

Обманывающий извлекает выгоду из нанесения вреда другому человеку. Примерами этой разновидности лжи могут быть:

Обещание высоких дивидендов в каких-то мошеннических структурах, например в финансовой пирамиде;

Утаивание информации о том, где хранятся похищенные деньги;

Сокрытие факта измены мужа или жены.

Обманывающий извлекает выгоду без нанесения вреда другому человеку. Например, опоздавший ученик оправдывает свою задержку отсутствием транспорта. Ложь присутствует, но она не наносит другому человеку ущерб.

Обман без извлечения выгоды. Это ложь из вредности, зависти, авантюризма, национализма, гражданского долга, тщеславия, легкомыслия. Хвастовство также может быть включено сюда как форма обмана, предполагающая зависть со стороны другого человека.

Обман в пользу другого человека, ложь во благо. Например, врач говорит неизлечимому больному, что он поправится. Похожий пример описывает П. Экман: спасатели нашли мальчика, который пострадал в авиационной катастрофе и пролежал несколько дней на холоде, завернутый в спальный мешок. Когда ребенок спросил: «Как мои родители? Они живы?» – спасатели ответили: «Да», хотя точно знали, что родители этого мальчика были уже мертвы.

Никто не извлекает выгоду из обмана. Сюда можно отнести фантазии, мечты, визуализации. Самообман ложью в данном случае не является. Например, человек шизофреногенного или аутичного типа не понимает, что такое ложь, и часто верит в те ценности, те поведенческие стереотипы, которые исповедует. При самообмане отсутствует жертва обмана в привычном понимании. Человек обманывает сам себя, это некая форма психологической защиты.

В книге «Психология обмана» Чарльз Форд дает классификацию лжи, исходя из мотивов, которыми руководствуется человек:

Спасительная ложь – соблюдение общественного договора;

Истеричная ложь – привлечение к себе внимания;

Защитная ложь – выход из сложной ситуации;

Компенсирующая ложь – впечатлить собеседника;

Недоброжелательная ложь – выгода, корыстный интерес;

Сплетни – преувеличение, слухи;

Скрытая ложь – введение в заблуждение путем сообщения части правды;

Ложь из любовного опьянения – идеалистическое преувеличение;

Патологическая ложь – ложь постоянная, даже во вред себе.

Несмотря на разнообразие, которое существует в намерениях лжеца, все перечисленные виды лжи будут проявляться в речи либо как умолчание, либо как искажение, поэтому вслед за П. Экманом мы утверждаем, что эти две формы лжи являются основными.

В отличие от многих других авторов, которые детализируют различные формы лжи, мы считаем, что в этом нет практического смысла, поскольку умолчание и искажение, как показывает опыт, в большинстве своем очень четко проявляются в поведенческих стереотипах лжеца.

Однако необходимо учитывать, что в практике детекции лжи эти формы в чистом виде практически не встречаются, чаще они комбинируются между собой. Это обстоятельство позволяет нам ввести третью форму лжи – комбинированную, гибридную.

Давайте более детально рассмотрим эти формы.

При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной, поэтому данная форма лжи является менее энергоемкой и, следовательно, более выгодной. Многие обманщики при выборе формы лжи предпочитают умолчание, потому что, во-первых, не нужно создавать какую-то легенду; во-вторых, не надо напрягать память (вспомним Авраама Линкольна, который говорил, что у него недостаточно хорошая память, чтобы лгать); в-третьих, умолчание менее предосудительно, чем искажение, поскольку оно пассивно. Однако умолчание является ложью, поскольку существует рентная информация и умысел – ее скрыть.

При искажении лжец предпринимает дополнительные действия. Он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен жертве обмана ложную информацию, выдавая ее за истинную. Искажение является более энергоемким и более предосудительным, поэтому признаки утечки обмана являются более заметными, поскольку лжецу приходится продумывать, планировать свои действия и задействовать определенные механизмы, тратить свои ресурсы на то, чтобы донести до жертвы обмана нужную лжецу информацию, что приводит к неконгруэнтному поведению. И поэтому основная задача профессионального верификатора – сделать все возможное, чтобы причастный из умолчания перешел в искажение.

Из книги Творческое саморазвитие, или Как написать роман автора Басов Николай Владленович

Глава 5. Разновидности романов Должен признаться, что, составляя нижеприведённый список типов романов, я несколько погрешил против общепринятой системы жанрового деления, используемого в западной литературе, Я вынужден был так поступить, чтобы отразить нынешнюю,

Из книги Эрос и бюрократия автора Колташов Василий Георгиевич

Разновидности секса у чиновников Желание - это переживание отражающее потребность. Перешедшее в действенную мысль о возможности чего-либо, оно имеет побуждающую силу, силу направляющею на приобретение или осуществление желаемого. Желание обостряет осознание цели

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Разновидности психоанализа Некоторые из разновидностей психоанализа в отличие от фрейдизма менее фокусированы на Ид, бессознательном и инфантильных конфликтах. Они уделяют больше внимания актуальным проблемам и тому, как можно использовать силу Эго для их решения. В

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

38. Разновидности социального контроля Социальный контроль – это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека.В социальный контроль входят:1) экспектации – ожидания окружающих по отношению к данному человеку;2) социальные нормы

Из книги Жизнь без стрессов, или Пофигизм по-русски автора Черниговцев Глеб

Глава 1 Разновидности пофигизма

Из книги Быть вместе нельзя расставаться. Как спасти отношения автора Целуйко Валентина

Глава 2. РЕВНОСТЬ И СУПРУЖЕСКИЕ ИЗМЕНЫ КАК РАЗНОВИДНОСТИ НЕНОРМАТИВНЫХ КРИЗИСОВ В СЕМЬЕ Ревность и ее возможные причины. Особенности проявления реакций ревности. Виды ревности. Психология супружеской измены. Понятие и виды супружеских измен. Причины супружеской

Из книги Мазохизм: Юнгианский взгляд автора Коуэн Лин

Глава 1. Разновидности извращений Пентей: Ты, говоришь, что видел бога. Как же, по-твоему, он смотрелся? Дионис: Как хотел, так и выглядел. Он выбирал - не я. ЕВРИПИД. «Вакх» Несомненно, секс - вещь грязная, если им заниматься как следует. ВУДИ АЛЛЕН. «Держи деньги и беги» С тех

Из книги За кого не стоит выходить замуж автора Линник Злата Владимировна

Глава 4 Границы, истоки и разновидности самопожертвования Поздно стучать кулаком по столу Когда ты сам уже блюдо (Станислав Ежи Лец) Жизнь, отданная людям, эта благородная женщина посвятила ему свою жизнь… Звучит красиво, с этим не поспоришь. Только не стоит забывать, что

Из книги Анатомия страха [Трактат о храбрости] автора Марина Хосе Антонио

2. Разновидности опыта Итак, при всем разнообразии наши страхи следуют единой схеме, у них общий сценарий, одинаковый plot, как сказали бы англоязычные психологи. То есть некий раздражитель воспринимается как угрожающий и опасный, вызывая неприятное чувство тревоги,

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

Разновидности состояния установки 1. Фиксированная установка. При наличии потреб­ности, которая должна быть удовлетворена, и соответствую­щей ситуации живой организм обращается к определенной

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Пациент и психоаналитик [Основы психоаналитического процесса] автора Сандлер Джозеф

ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПЕРЕНОСА Понятие переноса, в том виде, как его понимал Фрейд, было разработано в контексте психоаналитического лечения пациентов, страдавших неврозами. Распространение психоаналитических методов лечения на более широкий круг больных, включая лиц,

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Две важные разновидности агрессии Одна из самых важных классификаций разновидностей борьбы, которую мы будем обсуждать, – деление агрессии на открытую и скрытую (другое важное деление – реактивная и хищническая, или инструментальная агрессия). Когда вы полны решимости

Из книги Все способы раскусить лжеца [Тайные методы ЦРУ, которые применяются на допросах и при расследованиях] автора Крам Дэн

Две разновидности лжи. Умолчание и дезинформация Представим себе, что во время своих изысканий на вечере знакомств Эшли познакомилась еще с двумя потенциальными кавалерами, назовем их Лео и Чад. Оба они попытались ее обмануть, однако каждый сделал это по-своему.Начнем с

Из книги Целительство. Том 2. Введение в анатомию: структурный массаж автора Подводный Авессалом

Разновидности спин Могучая спина бывает у клиентов с сильным, но грязноватым эфирным телом, что часто встречается у спортсменов (в том числе бывших) и вообще у людей тяжелого физического труда. Здесь эфирное тело совершенно здорово и хорошо развито, но нуждается в чистке,

Из книги 10 способов стать убедительным автора Бьюзен Тони

Глава десятая И напоследок – пара напутственных слов Как использовать свой вербальный интеллект, чтобы усовершенствовать другие разновидности своего интеллекта во всем их многообразии Знание – сила только в том случае, если оно хорошо организовано. Тони

феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка коих затруднительна или невозможна. Представляет собой осознанный продукт деятельности речевой, имеющий целью ввести реципиентов (слушателей) в заблуждение.

Обычно ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное; отсюда вытекает интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже - полностью замалчивать. Если социально-психологически ложь всегда является средством, то в сфере психопатологии она выступает как цель мифоманов-психопатов, испытывающих удовлетворение от самого процесса введения окружающих в заблуждение.

Ложь

феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; Л. чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Л. представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов в заблуждение. Как правило, Л. вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою Л. как нечто неустойчивое и временное; отсюда интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже - полностью замалчивать. Если социально-психологически Л. всегда является средством, то в сфере психопатологии она выступает как цель мифоманов-психопатов, испытывающих чувство удовлетворения от самого процесса введения окружающих в заблуждение. А.А. Брудный

ЛОЖЬ

осознанное и намеренное сообщение информации, содержание которой не соответствует действительности. Л. чаще всего допускается в отношении тех сведений, немедленная проверка достоверности которых затруднительна или невозможна. Как правило, Л. вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретной ситуации. Характерно, что сам индивид расценивает свою Л. как нечто неустойчивое и временное; отсюда стремление периодически придумывать ей новые подтверждения, а позже – полностью замалчивать. Бескорыстная Л. – Л. без намерения получить выгоду от нее. Л. различается по масштабам, степени несоответствия действительности, потенциальному ущербу, который она может нанести, и др. содержательным и формальным характеристикам. Л. часто используется оппонентами в конфликтах в интересах усиления своей позиции и введения в заблуждение противника. В конфликтах Л. реализуется в виде блефа, дискредитации оппонента, замалчивании, искажении фактов и др. Одним из видов Л. является дезинформация, используемая в конфликтах всех уровней. Л. широко используется в информационно-психологических войнах.

Ложь

намеренное введение кого-либо в заблуждение путем сообщения не соответствующих действительности сведений. В тех случаях, когда ложь причиняет кому-то, включая самого индивида, вред, рассматривается как патология, особенно свойственная некоторым типам психопатической личности (антисоциальной, параноидной, истерической и др.).

Ложь

общеславянск. лъгати) - неправда, обман, намеренное и контролируемое искажение истины, обычно сопровождается осознанием побуждающей лгать потребности и определенного мотива искажать действительное положение вещей, а также стремлением представить при необходимости правдоподобное оправдание лживости. Признак незрелой личности или ее нравственной деградации, незрелости. Сознательную ложь следует отличать от болезненного фантазирования, особенно часто встречающегося у детей и подростков и, кроме того, от лживости, которая служит способом преодоления внутренних, психологических проблем, то есть является признаком гиперкомпенсации чувства неполноценности. См. Фантазии детские патологические, Гиперкомпенсация, Лживость.

Ложь

сознательное, намеренное введение в заблуждение др. лица с помощью вербальных и/или невербальных средств О.; преследующее, как правило, опр. цели. Л. может являться прямой противоположностью правде, частичным отступлением от нее или же ее сокрытием (умолчание, бездействие). Истоки изучения проблемы Л. можно найти в филос. трудах Аристотеля и Платона. В совр. зарубеж. психологии проблема Л. активно разрабатывается в трудах П. Экмана, определяющего Л. как действие, с помощью к-рого один человек вводит в заблуждение другого, и к-рое характеризуется при этом след. особенностями: а) умышленностью; б) отсутствием предварительного уведомления партнера о своих целях; в) отсутствием отчетливо выраженной просьбы со стороны партнера не раскрывать правды. В отеч. психологии теме Л. посвящен ряд работ В. В. Знакова, к-рый предлагает отличать Л. от неправды и обмана. Определяя Л. как умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности, он выделяет 3 ее осн. признака: 1) несоответствие утверждения истинным фактам; 2) отсутствие веры самого лжеца в истинность утверждения; 3. наличие у лжеца желания ввести в заблуждение др. человека. В. В. Знаков называет русское понимание феномена Л. субъективно-нравственным и отличает его от морально-правового понимания, характерного для традиций зап. культуры. По мнению Б. С. Шалютина, Л. - не просто коммуникативный акт, а специфическое воздействие через коммуникацию непосредственно на адресата Л. При этом лжец может преследовать разные цели: формирование опр. отношения к чему-либо, воздействие на поведение др. лица, на его текущее состояние или на устойчивые характеристики. Одним из направлений изучения проблемы Л. в совр. психологии является выделение невербальных признаков ложности-правдивости сообщения, для лучшего распознавания Л. в процессе межличностного О. (А. Пиз, В. А. Лабунская, С. И. Симоненко и др.). Среди поведенческих признаков Л. называют следующие: фальшивую (несвоевременную, несимметричную) улыбку; застывшее на длительное время выражение лица; покраснение лица; заикание; смех; потирание носа; прятанье ладоней; избегание визуального контакта и т. п. Др. направлением исследования Л. является изучение ее мотивов, проявлений и возможных последствий. При исследовании Л. как одной из форм деструктивного взаимодействия возникает проблема дифференциации ее видов. Большинство зарубеж. исследователей разделяют в этом вопросе взгляд П. Экмана, обозначившего 2 осн. вида Л.: умолчание (лжец скрывает истинную информацию, но не передает ложной) и искажение (лжец не просто скрывает правдивую информацию, а передает вместо нее ложную, выдавая последнюю за истину). Умолчание характеризуется выбором пассивной позиции, поэтому оно более выгодно для субъекта и менее осуждаемо социумом. С. Бок (S. Bok), придерживаясь такой же классификации, при этом акцентирует внимание на том, что искажение всегда имеет отрицательный смысл, в то время как умолчание в нек-рых случаях может иметь важное моральное значение, становясь «тайной». В. В. Знаков различает добродетельную и эгоцентрическую Л. Считается, что склонность к Л. формируется в процессе онтогенетического развития человека, при этом большое влияние имеют как индивидуально-психол. особенности, так и воздействие социума. Для каждой возрастной группы характерно доминирование опр. мотивов Л. Детская и подростковая Л. является актуальной темой для исследования в пед. и юрид. психологии. Считается, что способность лгать впервые проявляется в возрасте 3-4 лет. С возрастом дети лгут чаще и более изощренно. Среди возможных мотивов детской Л. психологи, в т. ч. П. Экман, называют следующие: стремление избежать наказания или неприятных последствий; желание получить что-то, чего нельзя добиться иным способом (напр., внимание или похвалу окружающих); стремление к самозащите, защите своих друзей и близких; желание доказать свое превосходство, вызвать чувство зависти; охрана личной жизни. Согласно исследованиям В. В. Знакова, русские реже, чем американцы, прибегают к Л. для защиты приватности. Различают 2 наиболее распространенных приема Л.: преувеличение и приуменьшение информации. Оба этих приема могут основываться на изменении как позитивных, так и негативных характеристик субъекта или объекта. Психологами установлено, что чаще лгут невротики, тревожные люди, экстерналы, лица с низкой стрессоустойчивостью. Многие психологи согласны с мнением о том, что повседневные формы Л. выступают неотъемлемой частью процесса О. любого человека. На основе 3 ключевых признаков: характера искажения информации, мотивации субъекта Л. и негативных последствий для его партнера (др. человека) - И. П. Шкуратова предлагает различать след. виды Л.: 1) Л.-умолчание; 2) Л.-сокрытие; 3) этикетная Л.; 4) Л. во благо; 5) Л.-заблуждение; 6) Л.-фантазия; 7) Л.-самопрезентация; 8) Л.-розыгрыш; 9) Л.-оправдание; 10) Л.-сплетня, наговор; 11) Л.-мошенничество; 12) Л.-предательство; 13) Л. как атрибут профессии. Как при Л.-умолчании, так и при Л.-сокрытии человек говорит не всю правду, утаивает отдельные важные подробности. Однако в первом случае его мотивом является сохранение позитивных межличностных отношений, в то время как во втором - преим. стремление скрыть что-то плохое, осуждаемое окружающими (неблаговидные поступки и действия, свои слабости или пороки). Последствия умолчания более серьезны, чем последствия сокрытия. Этикетная Л. отличается своей безобидностью. Она осуществляется на основе всеобщего договора о соблюдении правил этикета и предполагает приукрашивание своего отношения к партнеру из-за желания выглядеть воспитанным. В кач. примеров такой Л. можно назвать восхваление юбиляра, неискренние комплименты подчиненного в адрес начальника, выражение своего позитивного расположения врагу в ситуации переговоров и пр. Л.-фантазия то же, что и вранье. Л. во благо («Л. во спасение») основана на приукрашивании ситуации, при этом доминирующим мотивом субъекта становится желание оградить партнера от «горькой» правды путем ее сокрытия (напр., утаивание имеющейся информации об измене супруга или о возможном смертельном исходе заболевания). Следствием такой Л. становится потеря важной для партнера информации. Кроме того, возникают постоянные дискуссии о правомерности данного вида Л. Л.-заблуждение базируется на ошибках интерпретации. При этом субъект может как сомневаться в истинности сообщаемой им информации, так и полностью верить в ее абсолютную истинность. Мотивом такой Л., к-рая вводит обманываемого человека в заблуждение, выступает желание субъекта проявить себя экспертом в той или иной области знаний: политических, религиозных, медицинских, психологических и др. Мотивом Л.-самопрезентации является формирование у окружающих опр. впечатления о себе. При этом субъект может преувеличивать (чаще всего) или же приуменьшать свои достоинства, возможности и пр., создавая тем самым выгодный для себя образ. Чаще всего такой вид Л. проявляется в О. с незнакомыми или малознакомыми людьми. Такая Л. может быть как безобидной, так и связанной с мошенничеством и попыткой получить власть. Л.-мошенничество можно рассматривать как разновидность обмана. Л.-розыгрыш (шутка) может быть вызвана желанием рассмешить или проверить чувства др. человека, выявить его скрытые качества. Она предполагает разработку и проигрывание специального сценария разл. степени сложности, направленного на создание искаженного представления о чем-либо или о ком-либо. Заканчивается обязательным саморазоблачением. Л.-наговор довольно часто используется людьми в повседневной жизни и связана с распространением субъектом (СМИ) заведомо ложной информации о каком-нибудь человеке. Мотивами могут выступать как желание причинить вред этому лицу путем снижения его статуса в глазах окружающих, так и стремление получить личную выгоду (денежное вознаграждение, устранение конкурента и т. д.). К Л.-оправданию субъект прибегает при разоблачении его неблаговидных действий с целью смягчения последующего наказания. Этот вид Л. наиболее распространен, он связан с действием психол. защит личности. Л.-предательство И. П. Шкуратова называет самым аморальным ее видом, при к-ром человек добивается моральной или материальной выгоды, нарушая при этом доверительные отношения с др. людьми. При этом близкий человек приносится им в жертву собственным интересам. Л. как необходимый атрибут нек-рых профессий связана с важностью неразглашения профессиональной информации, сохранения профессиональных тайн и др. (напр., в профессии разведчика, оперативного работника, врача, психолога и др.). Психологи выделяют также патологическую Л. как склонность человека к рассказам о вымышленных событиях и несуществующих отношениях. Патологические лжецы испытывают постоянную потребность в обмане, привлечении внимания окружающих. В психодиагностике с целью предотвращения искажения респондентом сообщаемой им о себе информации и повышения надежности результатов исследования в вербальные опросники вводится специальная шкала Л. Лит.: Экман П. Психология лжи. СПб., 2003; Шкуратова И. П., Крикало Е. Л. Отношение студентов к разным видам своей и чужой лжи // Индивидуальные различия в познании и общении. Ростовн/Д, 2007; Шалютин Б. С. Человек лгущий // Человек. 1996. № 5. Е. В. Зинченко

искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, к-рое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная Л. является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная Л. совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты. От Л. следует отличать бессмыслицу, или абсурд.

Отличное определение

Неполное определение

Ложь

высказывание, искажающее действительное положение вещей. По Аристотелю структура лжи следующая: если суждение соединяет то, что разъединено в действительности или разъединяет то, что в действительности соединено, то оно ложно. От лжи следует отличать бессмыслицу, или абсурд . Ложь - одно из основополагающих понятий общей теории информационных систем, не раскрывая понятия лжи, бессмысленно говорить об информации и связанных с нею понятиях. Ложь - вещь, противоположная правде, но связанная с последней неразрывными узами: если соединить большую правду с маленькой ложью, то получим большую ложь. (cм. структура лжи).

Ложь - основополагающая категория философии, этики, политики, экономики и остальных областей деятельности человеческого бытия и бытия человечества. В связи с тем, что она является основополагающей, в обществе предпочитают делать вид, что ее не существует. В древности говорили: "Не упоминай имя Бога всуе!" Точно такое же положение складывается и с институтом лжи - этого слова нет в словаре редактора "ЛЕКСИКОН", на котором набран вариант текста настоящего толкователя (по крайней мере, он его не склоняет), его избегают политики, придумывая эквиваленты "лукавство", "интеллектуальная недобросовестность" и т.п. То есть люди подсознательно и сознательно понимают, что, идя по дороге лжи, они неизбежно дойдут сами и доведут других до пропасти. Понимают и тем не менее делают, так как ложь позволяет, как кажется лгущему, во многих случаях достигнуть цели с минимальными временными, моральными и энергетическими издержками. В то же время история показывает, что этические уравнения действуют и в конечном итоге торжествуют правда, либо возмездие. Другое дело, что часто задается вопрос "за что?" это возмездие наступило.

Ложь

В отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиною, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который, делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося. В нравственной философии имеет значение вопрос о Л. необходимой, т.е. о том, позволительно или непозволительно делать сознательно несогласные с фактическою действительностью заявления в крайних случаях, напр. для спасения чьей-нибудь жизни. Этот вопрос неосновательно смешивается иногда с вопросом о позволительности худых средств для хороших целей, с которым он имеет только кажущуюся связь. Вопрос о необходимости Л. может быть правильно решен на следующем основании. Нравственность не есть механический свод различных предписаний, безотносительно обязательных в своей отдельности. С материальной стороны нравственность есть проявление доброй природы; но человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко Л. или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли. Со стороны формальной, нравственность есть выражение чистой воли; но соблюдение внешнего соответствия между словом и фактом в каждом единичном случае, независимо от его жизненного смысла и с пожертвованием действительных нравственных обязанностей, вытекающих из данного положения - есть выражение не чистой воли, а только бездушного буквализма. Наконец, со стороны окончательной цели нравственность есть путь к истинной жизни, и ее предписания даются человеку для того, "чтобы он жив был ими"; следовательно, жертвовать человеческою жизнью для точного исполнения отдельного предписания - есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ложь как психологический феномен

Феномен лжи широко исследуется в психологии и психолингвистике .

Существует множество авторских определений лжи: Ж. Мазип предлагает сложное интегративное определение феномена. Обман (или ложь) - намеренная попытка (успешная или нет), скрыть и/или сфабриковать (манипулировать) фактическую или/и эмоциональную информацию, устными или/и невербальными средствами, чтобы создать или поддержать в другом или в других веру, которую сам коммуникатор считает ложной .

О.Фрай: Ложь - это успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным .

Д. ДеПауло доказала, что ложь очень распространенный в повсеместной жизни коммуникативный феномен, который включает в себя разнообразие ситуаций и тактик лжи. Автор предлагает трехфакторную модель лжи, в которую включены компоненты: содержание, тип и референт. Содержанием лжи может выступать эмоция, действие, оправдание, достижение и факт. По типу ложь бывает: прямая ложь (неправда в чистом виде), преувеличение и тонкая ложь (опускание важных деталей). Референт лжи - это тот о ком (или чем) говорится ложь (самоориентированная и ориентированная на других) .

Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение ». П.Экман определяет ложь как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это».

Ложь как психиатрический феномен (патологическая лживость)

В общем, патологическую лживость (pseudologia fantastica) понимают как фальсификацию, очень сложной структуры, обширную во времени (от нескольких лет до целой жизни), которая не вызвана слабоумием, безумием и эпилепсией. Потребность привлекать к себе внимание и внушать в других несправедливое чувство уважения к своей личности соединяется с чрезмерно возбудимой, богатой и незрелой фантазией и моральными дефектами .

Многие исследователи рассматривают патологическую лживость как неотъемлемый атрибут тяжелых психических и «социальных» болезней. Например, Дик c коллегами к патологическим лжецам относит наркоманов и алкоголиков, людей с нарциссизмом, психопатизмом и социопатией.

Психологи из Канады Виктория Талвер (Университет Макгилла) и Канг Ли (Университет Торонто) провели эксперимент по изучению следствий авторитарного и либерального методов воспитания. Результаты ошеломили ученых. Оказалось, что строгие порядки и жесткие требования вынуждают человека учиться лгать. И чем авторитарнее методика воспитания, тем искуснее ложь. Суть исследования состоит в наблюдении за детьми младшего школьного возраста, одних из которых воспитывают авторитарной дисциплиной, а других - достаточно либерально. Психологи создавали различные игровые ситуации, проводили опросы и собеседования индивидуально с каждым ребенком. Результаты, полученные в ходе научного эксперимента, однозначно показали негативное влияние авторитарной системы на детей. Страх быть наказанными за малейшую провинность толкает детей на ложь, усовершенствует навыки притворства. В будущем такой человек может оказаться непродуктивным работником, который свои проступки покрывает искусной стратегией обмана. Ложь во многих народах жестоко наказуема, а в некоторых странах действует аналогичный закон.

Виды лжи

  • Превознесение
Превознесение - это преувеличенное заявление, обычно встречающееся в рекламе или агитационных материалах, типа «наш порошок моет безупречно чисто», «кандидат N - единственная надежда демократии» и т. п.
  • Ложь из-за устаревания информации
Примером такой лжи являются бланки и визитки, на которых указан устаревший адрес или номера телефонов; всё ещё не снятый рекламный щит обанкротившейся компании и т. п. Часто не воспринимается как ложь, поскольку изначально такая информация была достоверной. Ложь из-за двусмысленности информации - вид введения в заблуждение, при котором информация даётся в неоднозначной форме, допускающей более, чем одно толкование, при этом лишь одно из возможных толковании является верным. Иногда не воспринимается, как ложь, поскольку в сообщённой информации содержится верный ответ. Тем не менее, чаще всего двусмысленное сообщение построено таким образом, что подталкивает слушателя к выбору ошибочного толкования. (Пример из учебника истории древнго мира: «Если царь пойдёт войной на персов, то сокрушит великое царство» - непонятно, какое именно царство: персидское или своё.)
  • Ложное опровержение
Ложное опровержение - исправление верной информации на заведомо ложную, убеждение заинтересованной стороны в том, что ранее сообщённые сведения были ошибочными, хотя на самом деле они были верны. Часто сочетается с другими видами лжи, так как может преследовать разные цели.
  • Патологическая ложь (беспричинная ложь)
Патологическая ложь - немотивированная ложь, ложь ради самой лжи. Хотя данный вид лжи и называется «патологическим», остаётся спорным вопрос о том, действительно ли здесь имеет место психопатология. Не установлено окончательно, насколько патологический лжец может контролировать свою ложь, и, следовательно, можно ли считать такого человека в полной мере дееспособным и может ли он выполнять некоторые социальные функции (например, привлекаться в суде в качестве свидетеля, выступать поручителем при финансовых сделках и т. п.). Существует гипотеза, согласно которой патологические лжецы верят в собственную ложь, что сближает патологическую ложь с детской ложью и позволяет предположить, что патологическая ложь - всего лишь детская ложь, сохранившаяся у человека до зрелого возраста. Однако это не доказано. Практика показывает, что в подавляющем своём большинстве патологические лжецы вполне вменяемы и способны отвечать за свои слова.
  • Самообман
Самообман - специфический вид лжи, заключающийся в том, что субъект лжи является и её же объектом, иными словами - человек убеждает себя в истинности заведомо ложного суждения. Допустим, студент, плохо подготовившийся к экзамену, внушает себе, что он подготовлен хорошо (в глубине души понимая, что это не так). В основе самообмана лежит выдавание желаемого за действительное. По мнению ряда психологов, самообман представляет собой механизм психологической защиты в тех случаях, когда признание правды может душевно ранить человека или причинить моральный дискомфорт. Некоторые психиатры сближают самообман с патологической ложью по признаку веры в заведомо ложное утверждение. С точки зрения философии мнения о том, можно ли по-настоящему обманывать себя, сильно расходятся, поэтому некоторые врачи и философы избегают слова «самообман», заменяя его словом «самовнушение ».
  • Невольная ложь («невинная» ложь, наивная ложь, непреднамеренное введение в заблуждение)
Невольная ложь - невольное введение в заблуждение, связанное с верой говорящего в истинность ошибочного утверждения. Например, ребёнок убеждён родителями, что детей приносит аист, и рассказывает об этом своим друзьям, которые хотят узнать, откуда берутся дети. Часто такая ложь является следствием того, что говорящий сам был обманут кем-то. Поэтому такая ложь иногда называется «невинной» (потому что вина за ложь падает на того, кто сообщил говорящему ложные сведения) либо наивной (в знак наивности и доверчивости говорящего, повторяющего чужую ложь). В большинстве культур непреднамеренная ложь не считается «настоящей» ложью и не осуждается. Так, если свидетель, давший неверные показания в суде, добросовестно заблуждался, он не привлекается к ответственности за лжесвидетельство.

Ложь и Эмоции

Качество лжи тесным образом связано с испытываемыми лжецом эмоциями (Пол Экман):

  1. восторг от «надувательства» - чувство всемогущества

Благородная ложь

За политику «Благородной лжи» выступал ещё Платон , который в произведении Государство предполагал, что в идеальном государстве цари-философы будут распространять ложь во имя общего блага.

В современном мире подобную философию пропагандирует Лео Штраус и его последователи и другие сторонники Неоконсерватизмa .

См. также

  • Лингвистика лжи
  • Хлестаков

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Dike, C., Baranoski, M., Griffith, E. (2006). What is pathological lying? The British Journal of Psychiatry, 189, 86.
  • McCornack, S. (1992). Information manipulation theory. Communication Monographs, 59, 1-16.
  • DePaulo, B.M., Kashy, D.A. (1998). Everyday lies in close and casual relationships. Journal of Personality and Social Psychology, 74, 63-79.
  • DePaulo, B. M., Kashy, D. A., Kirkendol, S. E., Wyer, M. M., & Epstein, J. A. (1996). Lying in everyday life. Journal of Personality and Social Psychology, 70, 979-995.
  • Фрай, О. Ложь: три способа выявления / О.Фрай. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.
  • Селиванов, Ф. А. Ошибки. Заблуждения. Поведение / Ф. А. Селиванов - Томск: Изд.-во Том. ун-та, 1987

Ссылки

Что такое ложь?

Что такое ложь и почему же так легко лгать? Почему ложь так распространена? Причина того, почему так легко лгать и зачем быть правдивым?

Ложь

Противоположность истине. Лгать - значит сообщать неверные сведения тому, кто имеет право знать правду, с целью ввести его или кого-то другого в
заблуждение или причинить кому-либо вред. Ложь может проявляться не только в словах, но и в делах, например когда человек ведёт двойную жизнь.

В еврейском языке мысль о том, что кто-то лжёт, передается глаголом каза́в (Пр 14:5). Еще один еврейский глагол, шака́р, означает «поступать коварно; изменять кому-либо или чему-либо»; образованное от него существительное в «Переводе нового мира» на русском языке передаётся словами «лживо», «обманчивый», «ложь» (Лв 19:11; Пс 44:17; Лв 19:12; Пс 33:17; Иса 57:4).

Существительное шав, которое иногда переводится как «неправда», «ложь», главным образом относится к чему-либо бесполезному, напрасному (Пс 12:2;
Вт 5:20; Пс 60:11; 89:47; Зх 10:2).

Еврейский глагол каха́ш иногда переводится как «обманывать», но его основное значение - «разочаровывать» (Лв 19:11). В греческом языке мысль о лжи и обмане передается словом псе́удос и родственными ему словами.

Правда и неправда - извечное противостояние

В начале истории человечества все было основано на истине. Не было никакого искажения фактов или манипулирования истиной.

Иегова, Создатель,- «Бог истины». Его слово - истина. Он не может лгать, и он осуждает ложь и лжецов (Псалом 30:6; Иоанна 17:17; Титу 1:2).

Но откуда же взялась неправда? Иисус Христос дал достоверный ответ, когда сказал религиозным противникам, которые хотели его убить: «Вы от отца
вашего, Дьявола, и хотите исполнять желания отца вашего. Он был человекоубийцей от начала и не устоял в истине, потому что нет в нём истины. Когда он говорит ложь, говорит сообразно своей сущности, потому что он лжец и отец лжи» (Иоанна 8:44).

Иисус, конечно, подразумевал то, что произошло в Эдемском саду. Тогда Сатана побудил первую человеческую пару, Адама и Еву, проявить непослушание Богу, из-за чего они стали жертвами греха и смерти (Бытие 3:1-5; Римлянам 5:12).

Слова Иисуса ясно показывают, что Сатана - «отец лжи», тот, от кого появилась ложь и неправда. Сатана остаётся главным поборником неправды и даже
«вводит в заблуждение всю обитаемую землю» (Откровение 12:9). Он несёт основную ответственность за тот вред, который сегодня людям причиняет
повсеместная ложь.

Извечное противостояние правды и неправды, которое начал Сатана Дьявол, существует и сегодня. Оно пронизывает все слои человеческого общества и
влияет на каждого человека в отдельности. Образ действий каждого из нас показывает, на какой стороне мы находимся.

В основе жизненного пути тех, кто находится на стороне Бога, лежит истина Божьего Слова, Библии. Любой, кто не следует путём истины, попадает,
осознанно или нет, в руки Сатаны, потому что «весь мир лежит во власти Злого» (1 Иоанна 5:19; Матфея 7:13, 14).

Почему ложь так распространена?

Тот факт, что «весь мир» находится во власти Сатаны, объясняет, почему столько людей говорит неправду.

Но мы можем спросить: почему Сатана, «отец лжи», прибегает к обману?

Сатана знал, что Иегова Бог по праву является Владыкой всего, что он сотворил, включая первых людей.

И всё же он захотел занять это возвышенное и особенное положение. Сатана захотел того, на что у него не было права. Из жадности и эгоистичных амбиций он посягнул на власть Иеговы Бога. Чтобы добиться своей цели, Сатана прибегнул ко лжи и обману (1 Тимофею 3:6).

А что можно сказать о нашем времени? Не согласны ли вы, что многие люди лгут, потому что их побуждают к этому жадность и эгоистичные желания?

Алчные бизнесмены, продажные политики и ложная религия наполнены обманом, ложью, махинациями и мошенничеством. Почему?

Не потому ли, что часто жадность и соперничество побуждают людей стремиться быть первыми или обрести богатство, власть и положение, на которые они не имеют права? Мудрый царь древнего Израиля Соломон предостерегал: «Кто спешит разбогатеть, тот не останется без вины» (Притчи 28:20, ПАМ).

А апостол Павел писал: «Корень всего злого - любовь к деньгам» (1 Тимофею 6:10). То же самое можно сказать о чрезмерном стремлении к власти и видному положению.

Другая причина, почему люди лгут,- это страх перед последствиями или боязнь того, что подумают другие, если сказать правду.

Вполне естественно, что люди хотят нравиться другим и желают, чтобы к ним хорошо относились. Однако иногда это желание побуждает их искажать истину, пусть даже немного, чтобы покрыть ошибки, умолчать о не лестных подробностях или создать о себе хорошее впечатление.

Соломон писал: «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен» (Притчи 29:25).

Почему же так легко лгать?

Никому не нравится, когда ему лгут. Однако повсюду в мире люди по разным причинам лгут друг другу.

Исследовательский отчёт, предоставленный в книге Джеймса Паттерсона и Питера Кима «День, когда Америка сказала правду», показал, что 91 процент
американцев постоянно лжёт.

Почти во всех частях современной жизни ложь общепринята. Политические руководители говорят ложь как народу, так и себе подобным.

Снова и снова появляются они на экранах телевизоров, отпираясь от малейшего участия в скандальных махинациях, в которых они были, на самом деле, серьёзно замешаны.

В своей книге «Ложь – этичная альтернатива в общественной и личной жизни» Сисила Бок замечает: «В области права и в журналистике, в правительстве
и в общественных науках обман является чем-то само собой разумеющимся – если знают, что это найдёт извинение у тех, кто сам говорит ложь и кто также склонен устанавливать свои правила».

В номере журнала Common Cause Magazine (Коммон коз мэгэзин) при упоминании о лжи политиков Соединенных Штатов замечалось:

«По части обмана на правительственном уровне и недоверия со стороны общественности „Уотергейтское дело“ и война во Вьетнаме, без сомнения, не уступают скандалу с иранскими контрас.

Почему же годы правления Рейгана стали столь печально известными? Лгали многие, но лишь некоторые были полны раскаяния».

У простых людей, следовательно, имеются веские причины не доверять своим политическим лидерам. На уровне международных отношений лидеры, подобные этим, считают, что доверять друг другу очень непросто.

Платон, греческий философ, отметил: «Властителям государства… могут позволить лгать для пользы государства».

В международных отношениях положение такое же, как описанное в библейском пророчестве из Даниила 11:27, где говорится: «За одним столом будут говорить ложь».

В мире бизнеса ложь в отношении продукции или видов обслуживания общепринята. Закупщикам приходится подписывать договорные соглашения с
большой осторожностью, с обязательным прочтением особо мелкого шрифта.

В некоторых странах при правительствах существуют организации по контролю, охраняющие людей от лживой рекламы, от товаров, которые приносят вред, хотя и выставлены выгодными и безобидными, и от подделок.

Несмотря на предпринимаемые меры, люди продолжают терпеть убытки от лгущих коммерсантов.

Некоторым лгать так легко, что это входит в привычку. Другие люди, в общем-то правдивы но, попадая в определенную ситуацию, начинают лгать. Лишь немногие не будут лгать ни при каких обстоятельствах.

Ложь определяется как:

1) не истинное утверждение или действие, особенно если совершено с целью обмана…

2) то, что искажает что-то или совершается, чтобы вызвать ложное представление. Цель лжеца – заставить других поверить во что-нибудь, что является неправдой. Он при помощи лжи или полуправды старается обмануть тех, у кого есть право знать правду.

Причины для лжи

Люди лгут по многим причинам. Одни считают необходимым лгать насчёт собственных возможностей для того, чтобы продвинуться в этом мире соперничества.

Другие пытаются ложью прикрыть ошибки или вину.

Третьи подделывают отчёты, чтобы произвести впечатление, что сделали работу, которая на самом деле не была выполнена.

Есть и другие, которые лгут или с целью повредить чьей-то репутации, или избежать трудностей, или оправдать предыдущую ложь, или выманить у людей
деньги.

Часто ложь оправдывают тем, что это делается в целях предохранения кого-нибудь другого. Некоторые считают это невинной ложью, думая, что это никому не может принести вреда. Но действительно ли эта так называемая невинная ложь не оставляет никаких последствий?

Учитывать последствия

К невинной лжи можно так привыкнуть, что это может перейти в привычку лгать и в более серьезных делах.

Сисила Бок отмечает: «Ни одна невинная ложь не может быть легко оправдана. Начнём с того, что безобидность лжи – вещь заведомо спорная.

Рассматриваемое лжецом как безобидное или, даже, как полезное может не быть таковым с точки зрения обманутого человека».

Какой бы невинной не казалась ложь, она разрушает хорошие человеческие отношения. Доверие к лжецу подрывается и легко может перейти в постоянное к нему недоверие.

Известный эссеист Ральф Уолдо Эмерсон написал: «Любое попирание правды есть не только нечто, губящее самого лжеца, но и ущерб, наносимый здоровью человеческого общества».

Лжецу не составляет труда сказать неправду о другом человеке. И хотя он не предоставляет никаких доказательств, его ложь зарождает сомнения, а многие верят ему на слово.

Таким образом подрывается репутация невинного человека, и ему приходится доказывать свою невиновность.

Поэтому очень расстраивает, когда лжецу верят больше, чем ни в чём неповинному человеку, и это разрушает дружбу со стороны второго.

Раз солгав, можно легко развить привычку лгать постоянно. Обычно одна ложь влечет за собой другую.

Государственный деятель ранней американской истории Томас Джефферсон заметил: «Порока ниже, презреннее и недостойнее, чем этот – нет; и тот, кто
позволяет себе произнести ложь однажды, находит, что гораздо легче сказать это во второй и в третий раз, пока, наконец, это не войдет в привычку».
Это ведёт к духовной деградации.

Причина того, почему так легко лгать

Ложь появилась тогда, когда один поднявший мятеж ангел солгал первой женщине, говоря, что она, не послушавшись своего Творца, не умрёт.

Это вылилось в великое зло для всего человечества, принеся несовершенство, болезни и смерть. (Сравни Бытие 3:1–4; Римлянам 5:12.)

Со времени непослушания Адама и Евы под коварным влиянием отца лжи в мире людей была создана благоприятная для лжи атмосфера (Иоанна 8:44).
Это – больной мир, где правда – всего лишь условность.

В сентябрьском номере журнала The Saturday Evening Post (Сатердей ивнинг пост) за 1986 год отмечалось, что проблема лжи «затрагивает деловую, правительственную, образовательную системы, времяпровождение и обычные, повседневные взаимоотношения между согражданами и ближними… Мы
поверили учению релятивизма – сплошной большой лжи, где говорится, что абсолютной истины не существует».

«Абсолютной истины не существует», – такова точка зрения отъявленных лжецов, у которых нет ни капли сочувствия к тем, кого они обманывают.

Лгать для них проще простого. Это их образ жизни. Но те, у кого это не входит в привычку, безусловно, могут лгать из-за страха – страха разоблачения, страха наказания и тому подобного. Несовершенная плоть к этому склонна. Как может быть заменена эта склонность на решимость говорить правду?

Зачем быть правдивым?

Истина – это норма, установленная для всех нашим великим Создателем.

В его записанном Слове, Библии, в Евреям 6:18 говорится, что «невозможно Богу солгать».

Точно такой же нормы придерживался и его Сын, Иисус Христос, который был личным представителем Бога на земле.

Иудейским религиозным вождям, хотевшим его убить, Иисус сказал: «Теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от
Бога… и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец» (Иоанна 8:40, 55).

Он оставил нам пример тем, что «не сделал никакого греха, и не было лести (обмана, НМ) в устах Его» (1 Петра 2:21, 22).

Наш Создатель, имя которого Иегова, ненавидит ложь, о чём ясно говорится в Притчах 6:16–19: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».

Этот правдивый Бог требует, чтобы мы жили по его нормам, если хотим получить его одобрение.

Вдохновлённое им Слово указывает нам: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его» (Колоссянам 3:9).

Ему не угодны люди, которые отказываются бросить привычку лгать; они не получат от него дар жизни. В Псалме 5:7 прямо заявляется, что Бог „погубит
говорящих ложь“.

Но что стоит делать в том случае, когда правда может создать не ловкое положение или вызвать неприятные чувства?

Лгать – это не выход из положения, а вот промолчать – иногда бывает таковым. Зачем произносить ложь, что может лишь разрушить доверие к тебе и вызвать неодобрение Бога?

Кто-нибудь, из-за страха или человеческой слабости, может поддаться искушению искать защиты во лжи. Это путь наименьшего сопротивления или же
неуместная любезность.

Апостол Петр поддался такому искушению, когда три раза отклонил то, что знает Иисуса Христа. Позднее он очень глубоко сожалел о том, что солгал (Луки 22:54–62).

Его искреннее раскаяние побудило Бога простить его, о чём свидетельствует то, что позднее он был благословлён многими преимуществами в служении.

Раскаяние наряду с твёрдым решением прекратить лгать – вот способ достичь прощения у Бога за совершение того, что ему ненавистно.

Но вместо того, чтобы искать прощения после содеянного, лучше сохраняй хорошие взаимоотношения с Создателем и доверие со стороны других, говоря
правду.

Помни, что в Псалме 14:1, 2 говорится: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем».

Жизнь самый дивный дар