Что такое прагматичный подход. Прагматизм в религии

Прагматизм — философское воззрение, видящее наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.

Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914) — американский философ, логик, математик и естествоиспытатель, стал родоначальником прагматизма.

Философские воззрения Пирса сочетают в себе две противоположные тенденции:

  • позитивистскую (эмпирическую);
  • объективно-идеалистическую.

Пирс отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Философ утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость».

Согласно Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом. Любое знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Такое положение относится не только к обыденному знанию и знанию естественно-научному, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами.

Уильям Джемс (1862-1910) — американский философ и психолог, один из ярчайших представителей прагматизма.

В теории познания Джемс признает исключительную значимость опыта. В своих работах он, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал, исследует конкретное:

  • факты;
  • действия;
  • поведенческие акты.

Противопоставляя рационалистический и эмпирический методы, он создал учение, названное радикальным эмпиризмом.

Согласно Джемсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Джемс превратил успех не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины: у мыслителя истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания.

Прагматисты, не исключая Джемса, обвиняли всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности. Философия, по мнению Джемса, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения проблем, встающих перед людьми в различных жизненных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий.

По словам Джемса, мы действительно имеем дело с тем, что переживается в нашем опыте, что и составляет «поток сознания»: опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное.

Любые объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления — это выбор средств, которые необходимы для достижения успеха.

Джон Дьюи (1859-1952) — американский философ, один из интереснейших представителей прагматизма. Фундаментальным понятием философии этого мыслителя является опыт, под которым имеются в виду все формы проявления человеческой жизни.

Согласно Дьюи, познание — это инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. А мерило истинности теории — ее практическая целесообразность в данной жизненной ситуации. Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности.

Американский прагматизм

Прагматизм как особое философское течение занимает важное место в США начала XX в. и в последующие годы. Термин «прагматизм» этимологически происходит от греческого слова, означающего дело, действие.

Родоначальник прагматизма — американский ученый и философ Чарльз Сандерс Пирс (1839 — 1914). Основоположения прагматизма Пирс выработал к началу 70-х гг. XIX в. Они были изложены им в двух статьях: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными», опубликованных в конце 1877 начале 1878 г. Сначала эти статьи остались незамеченными.

Только в конце 90-х гг. крупный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842 — 1910) придал идеям Пирса форму, доступную восприятию образованной публики.

Вслед за Джеймсом к прагматизму примкнул выдающийся философ Джон Дьюи (1859 — 1952).

Сторонники этой философии нашлись и за пределами США. Прагматизм — это , сочетающая в себе идеи «второго », « » и имеющая в своем содержании и некоторые идеи, свойственные только прагматизму. Специфика прагматизма обнаруживается в понимании понятия научного языка. Так, для махистов как представителей «второго позитивизма» теоретические понятия представлялись лишь знаками, иероглифами для экономного описания и систематизирования фактов опыта, сводимых к ощущениям и комплексам ощущений. Ницше рассматривал в понятиях и законах средства для достижения целей познания. Бергсон полагал, что понятия, как и продуцирующий их интеллект, применимы к фиксации мира «твердых тел» и не пригодны для постижения движения и жизни. Представители прагматизма наряду с отрицанием объективной познавательной роли понятий в центр своего внимания поставили вопрос об их значении, а также о средствах его установления. Философы, принадлежащие к этому направлению, попытались соединить мир понятий, идей и суждений с миром объектов с помощью соединяющего эти миры значения. Они отстаивали мысль о том, что значение понятия определяется отношением не к объекту, а к субъекту. По их мнению, значение следует рассматривать в терминах тех практических последствий, которыми оборачивается использование нами определенного понятия.

Разработчики философии прагматизма полагали, что их теория значения поможет выяснить подлинный смысл интересующих их проблем. Это позволит произвести реорганизацию, по мысли Джеймса, всей философии, или, по Дьюи, должна состоять в том, чтобы философия перестала исследовать проблемы, интересующие только философов, а обратилась к «человеческим проблемам». Для этого ей необходимо не просто созерцать и копировать реальность, а стать средством, помогающим людям в решении их жизненных проблем.

Философия прагматизма не представляла собой единого и четко разработанного учения . Во взглядах ее приверженцев имеются различия. Так, Пирс под прагматизмом понимал в основном теорию мышления и метод установления значения понятий. Джеймс разрабатывал прагматизм в основном как теорию познавательной деятельности и этическое учение, поддерживающее веру в Бога. Дьюи основу прагматизма видел в инструментальной логике, или в учении о проблематических ситуациях, сопровождающих многогранный человеческий опыт.

Взгляды основоположника прагматизма Пирса сформировались под влиянием идей английских философов Беркли и Юма, Милля и Спенсера, а также идей представителей немецкого идеализма. Особую роль в формировании взглядов американского философа сыграло обыденное сознание американского общества того времени с его духом «здравого смысла» и практицизма.

Философия Пирса складывалась в процессе его критики идей Р. Декарта, который с позиций рационализма считал возможным достижение исчерпывающего знания. Для Пирса достижение такого знания проблематично. По его мнению, человек в состоянии достичь только относительного знания. Но такого знания, по Пирсу, вполне достаточно, чтобы действовать успешно. Мышление с его точки зрения выступает лишь приспособительной реакцией, необходимой для деятельности человека. Согласно Пирсу, человек — существо сомневающееся, но ему, ради успеха в деятельности, надо преодолеть сомнение и достичь веры, опосредующей привычку действовать. Иными словами, человек должен стремиться не столько к истине, сколько к вере. Последняя складывается на основе постижения значения. Согласно Пирсу, понятие о следствиях, производимых объектом, и есть полное понятие объекта. Причем, то, что означает вещь, есть просто те привычки, которые она вызывает, а «идея какой-либо вещи есть идея ее чувственных последствий». Иными словами, идея вещи раскрывается в поведении личности, которое она вызывает. Поясняя смысл этой идеи, получившей название «принципа Пирса», У. Джеймс отмечает: «Наши убеждения суть фактические правила для действия».

Согласно Пирсу, прагматизм представляет собой учение о том, что каждое понятие выступает в качестве понятия о мыслимых и практических последствиях.

Важное внимание американский мыслитель уделил выяснению значения верований убеждений. В качестве методов закрепления веры, которых, по его мнению, множество, он особое внимание уделил методам упорства, авторитета, а также к числу значимых для этой цели он отнес априорный метод и метод науки.

Идеи Пирса в дальнейшем разрабатывались в трудах У. Джеймса. Основные мысли, относящиеся к философии прагматизма, У. Джеймс изложил уже в своем двухтомном труде, поставившем его в ряд выдающихся философов, «Начала психологии» (1890). В 1890 г. он вступил в английское общество защитников эмпирической философии от ставшего распространенным гегельянства. Этот шаг означал, что для Джеймса неприемлем объективный идеализм с его верой в реальность существования вещей и допущением возможности их адекватного познания. Основной недостаток философии гегельянства он усмотрел в ее отрыве от жизни, в недостаточном внимании к человеку, с одной стороны, и в завышении произвольно установленных требований к его деятельности, с другой.

Неприятие предшествующей философии привело к восприятию и дальнейшей разработке идей Пирса, что нашло отражение в его трудах «Воля к вере» (1897) и «Многообразие религиозного опыта» (1902). В этих сочинениях он рассматривает религиозную веру как средство установления связи между человекам миром, а также основанием организации отношений человека к миру. Однако выбор веры предоставляется человеку. При этом та из вер будет, по Джеймсу, признана наиболее рациональной, которая эффективнее побуждает активные импульсы человека. Философ считает, что какой бы ни была вера, сущность Божества от этого не меняется. В названных трудах У. Джеймс стремится ослабить религиозный фанатизм и рационализовать религиозную веру, превратить ее в средство помогающее человеку реализовать свободное, но осмысленное действие.

В концентрированном виде философия У. Джеймса была изложена в его сочинении «Прагматизм» (1907). Книга составлена из восьми лекций, прочитанных философом в том же году в Бостоне и Нью-Йорке. Эту книгу Джеймс начинает с того, что доказывает полезность философии, но философии не всякой, а только эмпирической, так как она эффективнее связывает человека с реальным миром. Именно эмпирической философией, не выпровождающей «за дверь положительных религиозных построений», выступает прагматизм. Достоинство прагматизма, по Джеймсу, заключается в том, что он предлагает только метод и не занимается навязыванием непреложных истин, догматов, теорий. Прагматизм учит, что научные знания имеют относительный характер. Иными словами человеческое познание имеет пределы. Однако те сведения, которые человек в состоянии приобрести, могут быть достаточными для более или менее эффективной практики. В подходе к объяснению действительности Джеймс использует принципы плюрализма и индетерминизма. Получаемые при этом знания, согласно представлениям американского философа, могут быть истинными. По его мнению, «...идея становится истинной, делается истинной благодаря событиям. Ее истинность — это на самом деле событие, процесс, и именно процесс ее верификации, самопроверки. Ее ценность и значение — это процесс ее подтверждения». Далее Джеймс продолжает: «Истинное», говоря кратко, это просто лишь удобное (expedient) в образе нашего мышления, подобно тому как «справедливое» — это лишь удобное в образе нашего поведения. Таким образом, критика рационалистического идеализма, осуществляемая У. Джеймсом, наряду с отстаиванием идеи об относительной достоверности получаемых нами сведений и плюралистичности путей их получения, приводит к сведению истинности к ценности, а это открывает дорогу моральной непорядочности, политическому произволу, научной недобросовестности, экономической вседозволенности.

Среди разработчиков основоположений философии прагматизма наибольшую известность приобрел Д. Дьюи . Для того чтобы отделить свою трактовку опыта от свойственной классическому эмпиризму, он назвал свою доктрину «инструментализмом». Основные сочинения Дьюи посвящены вопросам педагогики: «Школа и общество» (1899 г.); «Демократия и образование» (1916) и др.; проблемам антропологии, человеческого поведения и познания: «Человеческая природа и поведение», (1922); «Опыт и природа» (1925); философской логики: «Исследования по логической теории» (1903); «Как мы мыслим» (1916); «Логика: теория исследования» (1939)); аксеологии: «Теория оценки» (1939)); теории демократии: «Либерализм и социальное действие» (1935).

В работах, посвященных педагогике, Дьюи наряду с анализом проблем образования и воспитания затрагивает и философские вопросы, относящиеся к теории познания. Здесь он выдвинул идею о том, что целью образования выступает повышение эффективной социальной деятельности, кроме того, вслед за своими предшественниками Дьюи утверждает, что главные в человеческом познании — следствия, имеющие значение для поведения. Познание, по мнению У. Джеймса, выполняет роль средства приспособления к среде. Жизнь людей невозможна без использования знаний. Особую роль здесь, по Дьюи, играют философские знания. Для него философия — «это попытка постижения мира, стремящаяся собрать различные детали окружающей жизни во всеобщее целое». Он считает, что «философия... имеет двойную задачу: критика существующих целей по отношению к достигнутому уровню науки (при этом она указывает, какие ценности устарели при освоении новых ресурсов, а какие — просто сентиментальные мечты, поскольку отсутствуют средства их реализации) и интерпретация результатов конкретных наук применительно к будущим общественным устремлениям». Далее он отмечает: «Философия есть форма мышления, которая, как и всякое мышление вообще, возникает из неуверенности в предметном содержании опыта, стремится определить природу недопонимания и выдвинуть гипотезы для его прояснения, подлежащие проверке в действии... Поскольку образование — именно тот процесс, посредством которого возможно необходимое реформирование, а не только гипотетический поиск, мы получаем подтверждение тезису, что философия — что теория образования как целенаправленно осуществляемой педагогической практики».

Для того чтобы упорядочить мышление, согласно Дьюи, надо соединить в нем здравый смысл и достижения науки. Идеи, по его мнению, выступают инструментами для практики. Используя их, необходимо иметь в виду, что они нуждаются в корректировке и усовершенствовании по мере возникновения новых проблематических ситуаций, тревожных ожиданий и сомнений. Только в этом случае идеи могут быть средствами разрешения проблематических ситуаций и ситуаций сомнения. Изложенное в краткой форме раскрывает суть инструментализма Дьюи.

Одной из важных задач философии, по Дьюи, выступает разработка теории ценностей и прививка на ее основе представлений о ценностях, которые в состоянии помочь людям правильно определиться в мире целей и средств их достижения.

Как философ Дьюи был непримирим к тоталитаризму и утопизму. Он полагал, что для порядочного человека есть только один путь реализации свободы в приумножении ее для других людей.

Американский прагматизм сыграл важную роль в становлении практической философии в США, реализация которой дала значительные результаты в организации жизнеобеспечения населения этой страны.

Весьма загадочное и в то же время таинственное слово – прагматизм. Многие люди не знают его значения и нередко удивляются, когда кто-то использует в своём лексиконе слово прагматизм. В представлении среднестатистической личности этот термин ассоциируется напрямую с какими-то рациональными, цельными действиями. Много столетий назад люди стремились дать каждому предмету и действие объяснение и ключевая цель – передать знания следующему поколению. Дословно с греческого языка слово «прагматизм» переводится как род, дело, действие.

Активно начала развиваться философия прагматизма только лишь в начале 70-х годов 19 века. Основоположником в Америки философии прагматизма стал Чарльз Пирс, его называют отцом-основателем прагматизма как метода. Сандерс познакомил мир с базовыми идеями прагматизма, которые он проиллюстрировал в нескольких своих публикациях: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными». Данное философское направление закрепилось в Соединённых Штатах Америки, но лишь в 20 веке.

Прагматичность как понятие

Прагматик – это личность, которая обладает особым мировоззрением и в его представление любое действие и слово можно объяснить с помощью логики.

В разных словарях по-разному трактуют данное определение, прагматичность это особая способность осуществлять планирование и воплощать в жизнь все свои планы, действуя сосредоточенно и целеустремлённо. Самое главное – не отвлекаться, это особый талант всё делать последовательно и по плану, не многие люди могут им похвастаться. Прагматичного человека в современно мире считают сильной личностью, которая обладает рядом качеств:

  • умением управлять своей жизнью, принимая важные решения и не возлагая все надежды исключительно на судьбу;
  • добивается всего сам;
  • осуществляет грамотное планирование каждого своего действия;
  • цель превращается на выходе в результат, который имеет свою выгоду;
  • человек действия всегда и всё проверяет на практике, это его основной принцип;
  • не признаёт идеализм;
  • умело пользуется своим логическим складом ума.

Другое определение характеризует слово «прагматичность» как способность осуществлять планирование и стараться реализовывать выбранные по жизни ориентиры, при этом присутствует максимальная сосредоточенность на деле и активное движение к цели. Это свойство характеризует людей, которые привыкли во всём и всегда быть первыми, они уверенно идут к намеченной цели, не обращая внимания на преграды.

Что это за человек?

Согласно другой формулировке прагматичный человек это тот, который по максимуму извлекает выгоду из обстоятельств, которые сложились на данном жизненном этапе. Каждый человек может научиться ставить перед собой ряд конкретных целей и находить наиболее реальные способы, позволяющие воплощать в жизнь свои цели.

Вы можете обратить внимание на то, что каждое из этих определений по большей части повторяет предыдущее и можно сделать общий вывод – прагматики весьма целеустремлённые личности, они предприимчивы. Только вот общество привыкло критиковать таких людей и всё потому, что они выступают инициаторами действия. Люди завидуют, что кто-то смог добиться своей цели, а он нет. Но в каждом обществе рождаются прагматики, которым удаётся изменить ход истории.

Виды прагматичности

В классическом понимании прагматик – это человек, который готов переступить через собственные идеалы и уверенно идти напролом, к поставленной цели. Однако эта трактовка не совсем верна. Эта черта характера может присутствовать в характере какой-то персоны, тогда ей свойственно находить в этом выгоду для себя из того, что относится к её окружению. Можно назвать истинный прагматизм особым умением ставить перед собой конкретные задачи, стараться находить правильные пути и осуществлять в дальнейшем действия.

По жизни прагматичность помогает человеку сосредоточиться на самом главном, на потребностях и приоритетах, каждый день – новый шаг к заветной цели. Общество обычно относится к прагматикам негативно и недружелюбно, хотя такие персоны могут похвастаться стойкой силой воли и умением в любой ситуации ориентироваться и находить выход.

Можно ли развить прагматизм?


Довольно часто сравнивают таких людей с аналитиками и подобное сравнение совершенно неуместно, так как это два разных термина. Прагматик не собирает факты и тем более не осуществляет их проверку на достоверность. Он стремиться тестировать на практике ряд новых, экспериментальных идей. К тому же, прагматики очень не любят возиться с бумажками, ему необходим мгновенный результат. Любое трудное задание для прагматика это возможность проявить себя и как можно скорее, такие люди с особым усердием берутся за любую работу и они уверены на все 100%, что у них всё получится.

Но ведь не получается лишь у того, что сидит сложа руки и ждёт, что кто-то сделает всё за него, но такого не бывает. По типу своего темперамента такие люди холерики, они энергичны и амбициозны. Идеи можно генерировать в любое время дня и ночи, и всё это благодаря невероятному количеству энергии. Хорошо ли быть прагматиком? Вам стоит запомнить одно, в любом деле важна мера и прагматичность может превратиться в избыточном гипертрофированном варианте в отрицательную черту с большим минусом. Для человека, который привык, всегда и во всём быть успешным не составит особого труда, чтобы добиться заветной цели пойти по головам.

Результат стараний его возможно и порадует, но вот окружающие будут явно не в восторге от такой тактики. Многие люди задаются вполне логичным вопросом, можно ли как-то развить прагматизм? Необходимо обдумывать цели, а ещё лучше завести специальный блокнот и фиксировать их. Не бойтесь строить планы на несколько недель, месяцев и даже лет вперёд. Такая тактика позволит вам искать пути достижения собственных целей. Забытые желания можно превратить в реальность, если они остаются для вас актуальными. Для этого достаточно просто поставить перед собой цель и стараться каждый новый день что-то делать для её воплощения в жизнь.

Этим словом принято называть способность человека концентрироваться только на поставленной цели, забывая обо всем, что мешает действовать. Такое определение точно отражает смысл этого слова. Данный принцип поведения способствует более эффективной реализации намеченных планов.

Черты прагматичных людей

Многие согласятся с тем, что прагматики обладают следующими чертами личности:

  1. Цинизм. Согласно общественному мнению прагматик постоянно что-то оценивает и думает о том, как извлечь выгоду из той или иной ситуации.
  2. Недоверчивость. Так как прагматики стараются найти наиболее рациональный путь к намеченной цели, со стороны может показаться, что они невежливы и не уважают чужое мнение. Но это мнение ошибочно, так как прагматик всего лишь ищет правильное решение, поэтому руководствуется только логикой и фактами, а не общественным мнением.
  3. Эгоизм. Несмотря на то что практически каждый человек действует в своих интересах, эгоистом считают того, кто открыто об этом заявляет. Прагматики не большие эгоисты, чем все остальные люди, просто они не беспокоятся о том, какое мнение вызовет у окружающих тот или иной поступок.

Если перевести все характеристики из негативного русла, то получится, что прагматичный человек является разумным и целеустремленным.

Стоит отметить и дисциплинированность, ведь не все способны довести дело до конца даже при благоприятных обстоятельствах. Из всего перечисленного можно сделать вывод о том, что прагматичность соседствует с уверенностью в себе, так как без этой черты личности мало кто способен добиться успеха в выбранной области деятельности.

Многих интересует вовсе не ответ на вопрос: «Что такое прагматичность?», им хочется узнать, как воспитать в себе это качество. Это вполне возможно, если соблюдать определенные правила поведения. Первое, о чем необходимо подумать – нужна ли эта особенность именно вам? Зачем становиться прагматичным человеком? Если ответом на эти вопросы будет расплывчатое суждение об успешности, то стоит подумать еще.

Прагматичность характеризуется конкретно поставленными задачами, поэтому, чтобы обладать этой способностью, сначала следует найти цель. После этого следует разбить ее на несколько задач, достижение которых представляется возможным. Если цель выбрана неверно, то сбиться с намеченного пути будет очень легко.

Чтобы стать прагматичным, необходимо научиться соблюдать следующее правило: никогда не предпринимать очередное действие, если прежнее еще не окончено. Следование такому простому принципу уже способно сильно изменить поведение человека. Также следует уделить внимание и мечтам. Тот, у кого имеются фантастические планы, имеет больше шансов на получение результата, чем тот, кто совсем не планирует.

Этапы планирования

Первым делом необходимо поставить перед собой . После этого нужно записать ее и конкретизировать условия достижения. Для этого необходимо ответить себе на несколько вопросов:

  • Сколько времени нужно для реализации плана.
  • Кто может оказать помощь.
  • Сколько материальных средств на это потребуется.
  • Какие препятствия будут встречаться на пути к решению каждой задачи.

Начинать следует с тех целей, которые вызывают неподдельный интерес. В противном случае сделать что либо будет очень трудно. После достижения нескольких намеченных целей можно понять, что многие отвлекающие факторы полностью исчезли.

Прагматичность характеризуется не только умением планировать, но еще и способностью исключать все отвлекающие факторы. Такая проблема часто появляется у людей, которые выполняют определенные действия без надзора со стороны. При этом отвлекаться люди могут даже в том случае, когда от результата их действия зависит очень многое.

Прагматичный человек не отвлекается ни на что, так как он смотрит только на поставленную цель. Но что же делать, если поступать таким образом не получается? Можно использовать несколько приемов:

  1. Рационализация. Этот способ подойдет только тем, кто может изменить свое поведение после осознания его причин. Необходимо понять, что именно отвлекает от намеченных действий и когда это происходит. Также следует осознать негативные последствия поведения, подразумевающего отвлечение на несущественные вещи, ведь прагматичность это черта личности, которая полностью исключает воздействие посторонних факторов.
  2. Обман сознания. Для тех, кто привык руководствоваться эмоциями, подойдет способ, подразумевающим небольшой обман собственного мозга. Подсознательно любой человек стремится к отдыху и наслаждению. Чтобы начать действовать, можно «договориться с собой», что вы сделаете небольшую часть работы, а затем снова будете отдыхать. Увидев, что работы совсем немного, подсознание «позволит» ее выполнить, не стремясь к какой-либо другой деятельности.

Используя второй способ, можно заметить, что даже не хочется, потому что вы начинаете понимать, что в ней нет ничего сложного. Через некоторое время можно почувствовать, что отвлекаться или отдыхать совсем не хочется (если этого не требует организм). Начиная отдыхать после проделанной работы, вы почувствуете более сильное удовлетворение, чем от уклонения от обязанностей. При этом на подсознательном уровне останется информация о том, какие действия привели к такому удовлетворению.

Сочетание этих методов с грамотным планированием способно превратить даже безынициативного человека в личность, которая обладает прагматичностью.

Прагматизм… Какое загадочное слово, не правда ли? Вы не знаете, что такое прагматик, кого подразумевают под этим словом? В данной статье мы разберемся с этим понятием. Как можно догадаться, прагматики — это особая категория людей. Позднее поговорим о них подробнее.

Когда появился прагматизм?

Философия прагматизма зародилась в начале 70-х годов XIX в. Основоположником прагматизма стал Ч. Сандерс, ученый и философ из Америки. Базовые идеи прагматизма он проиллюстрировал в двух своих статьях: «Как сделать наши идеи ясными» и «Закрепление верования».

Данное философское направление мысли прочно закрепилось в США в ХХ веке. Сам термин «прагматизм» произошел от греческого «действие».

Понятие прагматичности

Одно из определений прагматичности характеризует ее как способность спланировать и реализовать выбранные жизненные ориентиры, абстрагировавшись при этом от всего ненужного и отвлекающего, не относящемуся к цели. Это талант делать все по плану. Данное свойство весьма полезно для людей, привыкших добиваться своих целей.

Согласно другой трактовке, под прагматичностью понимается извлечение личных выгод из сложившейся ситуации, умение ставить в жизни конкретные цели и отыскивать реальные способы для их воплощения. Как видно, две эти точки зрения на понятие «прагматичность» практически идентичны, и это позволяет сделать выводы о том, что прагматики — это целеустремленные натуры.

Прагматичность можно сравнить с предприимчивостью, и очень жаль, что оба эти понятия зачастую вызывают поток критики со стороны общества. Общество, которое всеми силами пытается задавить в людях инициативность, желание действовать и чего-то добиваться, сильно преуспевает в этом, воспитывая все новых и новых безвольных людей. Однако в любом обществе время от время по счастливой случайности или волею судьбы рождаются прагматики. Так кто же это такие?

Кто такие прагматики?

Понятное дело, что многие не воспринимают само понятие "прагматики". Это потому, что прагматичные люди заметно выделяются на фоне общей массы, а ярким личностям часто завидуют или просто не понимают их.

Прагматик никогда не станет ведомым (разве что это понадобится для его же блага), он сам будет полновластным властелином своей судьбы, строго идя к своей цели, и никто ему будет не указ! А выстроенная им же самим система взглядов и ценностей будет помогать ему в этом. Основной принцип прагматиков — не берись за следующее дело, пока не закончено старое!

Прагматик каждую вещь оценивает практически, исходя их ее полезности и значимости. Он руководствуется здравым смыслом и разумом, он верит лишь в то, что увидел сам, отрицает нематериальные явления.

Как мыслит прагматик?

Прагматиков часто сравнивают с аналитиками, что в корне неверно, поскольку это совершенно разные понятия. Прагматик, в отличие от аналитика, не занимается тщательным сбором фактов и проверкой их достоверности. Он использует на практике новые экспериментальные идеи. Он не любит возиться с бумажками — он нацелен на моментальный результат. Получив новое трудное задание, прагматик не станет думать, с какой стороны к нему подступиться, а сразу примется за работу, поскольку уверен, что все у него получится. Ведь не получается только у того, кто ничего не делает.

Прагматики — это люди, которые всегда активны, что порой диву даешься, откуда они берут столько энергии? По темпераменту они — холерики. Генерируют идеи со скоростью молнии и в большом количестве.

Что, тоже захотели стать прагматиком? Тогда читайте дальше и учитесь!

Как стать прагматичным человеком?

Теперь, когда вы знаете, что означает слово «прагматичный человек», самое время дать вам несколько советов, которые помогут вам стать таковым.

1. Для воспитания в себе мышления прагматика обдумывайте намеченные дела и цели и не страшитесь отбросить всё ненужное и второстепенное, поскольку оно откладывает ваш успех.

2. Возьмите в привычку строить планы даже на самое что ни на есть отдаленное время. Пусть это будут совсем фантастические мечты, но они помогут вам понять, чего вы действительно хотите от жизни, и выстроить ход дальнейших действий по их достижению — мыслите стратегически.

3. Чтобы научиться мыслить стратегически, составьте перечень своих полузабытых, несбывшихся, но до сих пор актуальных желаний. Выберите одно из них и составьте план по его воплощению. Здесь вам придется ответить на несколько вопросов:

  • Сколько денег потребуется для воплощения желания?
  • Кто может помочь в его воплощении?
  • Какие преграды есть на пути его реализации?
  • Что нужно знать и уметь, чтобы достичь желаемого?

Так вы разобьете глобальную мечту на мелкие, вполне конкретные и реализуемые цели. При этом не забывайте «золотое» правило прагматиков, которое гласит, что все вложенные усилия обязательно должны окупиться, причем с дивидендами.

Нужен ли прагматизм в жизни?

Теперь вы знаете, кто такие прагматики, и вам решать, становиться ли в их ряды или нет. В любом случае целеустремленность и сосредоточенность прагматиков заслуживают уважения, и каждому человеку в определенных жизненных ситуациях полезным будет перенять хоть на время черты склада характера прагматика.

Прагматичность – это не только извлечение личной выгоды из окружающей обстановки и сложившихся условий, но и умение ставить конкретные жизненные цели, идеи и находить рациональные способы их воплощения. Важное свойство прагматичности – это умение ранжировать свои приоритеты, выбирать наиболее важные и последовательно воплощать их в жизнь. Прагматичность сродни предприимчивости, и оба этих часто критикуются общественной моралью. «Много хочешь – мало получишь» - утверждение, ставшее почти народной мудростью, но такой подход воспитывает слабовольных и инертных людей, не стремящихся к лучшему. Прагматичный же человек сам становится хозяином своей судьбы, он выстраивает свою систему взглядов и принципов для скорейшего получения практически полезных результатов. Главный закон прагматичности – не браться за следующее действие, пока полностью не выполнено предыдущее. Только качественная реализация каждого дает возможность двигаться вперед к намеченной цели. Чтобы воспитать в себе прагматическое мышление, старайтесь обдумывать свои цели и намеченные дела. Не бойтесь отбрасывать несрочные и неважные - они только тормозят вас на пути к успеху. Научитесь строить планы даже на далекое будущее: здесь подойдут любые, даже самые фантастические идеи и невероятные мечты, но они помогут вам сориентироваться, чего именно вы хотите добиться. Чтобы научиться мыслить стратегически, напишите список ваших заветных желаний, полузабытых, нереализованных, но до сих пор не утративших актуальность. Затем выберите одну из этих идей и составьте план ее реализации.1. Какие материальные средства вам понадобятся для ее достижения?2. Какие люди могут помочь вам в воплощении задуманного?3. Какие препятствия будут ожидать вас на пути к цели? Обдумайте способы их преодоления.4. Какими навыками вам нужно обладать для осуществления мечты?Таким образом, перед вами явно предстанет практическая задача, разбитая на более мелкие этапы, которые вы должны будете последовательно реализовывать. Но помните, что согласно «золотому» правилу прагматичности, любые вкладываемые усилия обязательно должны окупаться соответствующими дивидендами.

Слово «актуальность », «актуальный» приходится слышать довольно часто в самых разных областях жизни. Так, студентов просят указать актуальность выбранной ими темы дипломной работы, по телевидению показывают актуальные новости. Особенно важна актуальность в отношении информации, которая в наше время устаревает так быстро.

Инструкция

Актуальность - важность, существенность, злободневность чего-то для настоящего момента времени. Само слово происходит от латинского actualis - действительный, настоящий. В качестве синонимов актуальности можно привести жизненность, насущность, важность, своевременность, современность. Существуют такие устойчивые , как «актуальная тема», «актуальный вопрос», «актуальная задача» и т.д. Актуальная тема всегда интересна, пользуется спросом, затрагивает мысли и чувства. Актуальная задача - та, которая должна быть решена в первую очередь.

Если максимально просто попытаться объяснить суть данного слова, то можно сказать, что для того, кто хочет есть, актуальна еда, а для того, кто спешит на работу, - наличие транспорта. Понятие актуальности важно в сфере и производства. Так, актуальным востребованный бренд, т.е. соответствующий ключевым мотивациям и потребностям целевой аудитории. Такой бренд пользуется спросом. В актуальность связана с понятием о постоянном движении и вечной изменчивости бытия. При этом актуальность отражает текущую действительность и запечатлевает ее, прежде чем эта действительность снова изменится.

Слово «актуальность » часто применяется в отношении искусства, какого-либо произведения - картины, книги, кинофильма. Если произведение актуально, что оно отвечает на текущие вопросы и потребности общества. Оно зачастую становится своей эпохи и частью . В этом отличие актуальности от моды: мода - это прихоть общества, она уходит также незаметно, как приходит. Актуальные вопросы - это те, которые волнуют людей в данный момент на сознательном и подсознательном уровне. С одной стороны, актуальность - заведомо временное. Но некоторые произведения остаются актуальными на века за счет того, что поднимаемые ими темы одинаково важны для людей в любую эпоху. В таких случаях об , «прошедшем проверку временем».

С точки зрения технической стороны процедуры ранжирование основывается на определенном алгоритме присвоения рангов каждому из объектов, входящих в состав рассматриваемого множества. Так, наиболее распространенный алгоритм базируется на принципе, в рамках которого объекту, имеющему максимальное значение признака, присваивается наивысший ранг, а объекту, имеющему минимальное значение признака - самый низший ранг. При этом высшим рангом считается 1, а низшим - число, соответствующее количеству объектов в анализируемом множестве. Так, например, если критерием ранжирования в группе из 15 мальчиков считается рост, то ранг 1 получит самый высокий мальчик, имеющий рост 192 сантиметра, а ранг 15 - самый невысокий мальчик, имеющий рост 165 сантиметров.

При этом в случае, если два или более объектов характеризуются одинаковыми значениями признака, им присваиваются равные , каждый из которых равен среднему арифметическому суммы рассматриваемых рангов. Например, осуществляя ранжирование по результатам контрольной работы в группе из , можно столкнуться с ситуацией, когда один из ее членов получил оценку 5, один - оценку 3, а трое - оценку 4. Таким образом, отличник получит ранг 1, троечник - ранг 5. При этом ученикам, получившим оценку 4, будет присвоен одинаковый ранг: его следует рассчитать как среднее арифметическое рангов, которые будут разделены между ними, а именно - рангов 2, 3 и 4. Таким образом, средний ранг этих учеников = (2 + 3 + 4) / 3 = 3.

Ранжированные списки

На практике в современной России построение ранжированных списков наиболее активно используется учебными заведениями, которые таким образом упорядочивают абитуриентов, желающих поступить в данный вуз или другое заведение. В этом случае критерием ранжирования выступает сумма баллов, которую каждый выпускник получил по всем экзаменам, являющимся обязательными для поступления.

На основании этого показателя выстраиваются ранжированные списки абитуриентов, в которых наивысшие позиции занимают молодые люди, набравшие наибольшее общее количество баллов, а самые низшие - те, кто набрал наименьшее количество баллов. На основании этих списков, которые также иногда называют рейтингами абитуриентов, впоследствии осуществляется зачисление.