Кем был сергей рыжиков на корабле союз. — Каменогорское, Бугульма, Нижневартовск… А как Вы оказались в монастыре? « О смерти я вообще не задумывался»

Тамара Амелина

Афон из космоса. Уникальные кадры космонавтов

«Афон – любимое место, которое я наблюдал из космоса»

«На Земле, в храме присутствие Бога ощущается гораздо ярче, гораздо явственней. Мы вернулись на Страстной неделе, и первая за полгода служба – Пасхальная, это же словами не передать! Вот где стартовая площадка в Небо. Вот где была реальная близость к Творцу!»

Сергей Рыжиков

Российский космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса. 121-й космонавт России (СССР).

Совершил космический полет в качестве командира экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-02» и бортинженера экипажа Международной космической станции в октябре 2016 – апреле 2017 года. Участник основных космических экспедиций МКС-49/50. Продолжительность полета составила 173 суток 3 часа 15 минут 21 секунду.

Подполковник запаса.

Пост на Земле и в космосе

У космонавтов есть разные традиции перед полетом, многие даже мистические. И, в то же время, обязательно перед полетом совершается молебен в Троице-Сергиевой Лавре. Как это все уживается?

– Человечеству всегда было свойственно понимание того, что мы связаны с чем-то необъяснимым для нас. В советское время по понятным причинам все заменялось мистификациями, разными традициями. Это объяснимо и, наверное, оправданно. А в наше время, поскольку есть возможность не только размышлять над этим, но еще и озвучивать, не боясь последствий, сочетаются старые традиции и новые.

Молебен в Троице-Сергиевой Лавре, о котором вы сказали, не является обязательным, участие в нем – на выбор экипажа, потому что люди разные, и у каждого свое мировоззрение. Эту традицию ввел еще в 60-е годы Юрий Алексеевич Гагарин. Он первый съездил в Лавру, и потом еще некоторые экипажи туда возил. Наш духовник – по образованию историк, он старался все выяснить основательно. А сейчас это уже естественно и перед началом космического полета, и по окончании тоже.

Когда вы на Земле, вы, наверное, соблюдаете посты, как человек верующий. А в космосе?

– Есть такие вещи, о которых не особо хочется говорить открыто, потому что они сокровенные.

Да, конечно, стараюсь соблюдать посты. Но это же не цель, это средство. И этим средством надо разумно пользоваться и, уже имея небольшой земной опыт, понимаешь, что и на орбите это тоже необходимо. Для меня было очень радостно и удивительно, что это можно было сделать без последствий для работы, для организма. Я понимал озабоченность наших медиков, когда на подготовке заявил, что в этот период мне желательно вот такой рацион питания обеспечить. Спасибо нашему врачу экипажа, который поддержал меня. У нас все открыто для специалистов, нельзя от себя что-то личное творить, поэтому я сказал об этом заранее. Рождественский пост прошел с радостью и без каких-то затруднений. А вот на Великий мне уже пришлось смиряться, потому что на меня надавили, сказали: рыбу ты обязан есть, хочешь не хочешь.

В сложных условиях, в той же Якутии, например, никогда от рыбы не отказываются.

– Да, как на Соловках даже.

Но все-таки полгода причащаться вам не получалось, конечно.

– Конечно, да, невозможно.

Позывной «Фавор»

И получается, что ваша последняя (или, как говорят летчики и космонавты – крайняя) экспедиция оказалась самой религиозной – ее так журналисты назвали.

– Я бы не согласился с этим определением. Многие предшествующие экипажи не скрывали свою веру, и в космос уже неоднократно летали святыни, частица мощей преподобного Сергия и святителей московских Петра и Филиппа, великомученика Георгия, и кресты летали с ребятами, все с благословения. провожал, встречал экипажи. Не думаю, что наша экспедиция какая-то особенная, чем-то отличающаяся. Валерий Григорьевич Корзун – главный алтарник в нашем храме. Юрий Валентинович Лончаков летал с мощами преподобного Сергия.

Расскажите про ваш позывной «Фавор».

– Я долго его искал. И к детям ездил, и советовался здесь, в центре, со старожилами, со специалистами. Помню, как у нас было первое испытание по программе общекосмической подготовки – работа в сурдокамере, и необходимо было выбрать позывной. И я на тот момент выбрал «Мир». Мне он чем-то понравился, потому что значение этого слова не только, как мир в плане «без войны» и окружающая нас действительность, но еще я вычитал, что, оказывается, «миром» раньше называлось сельское поселение. Поскольку у меня крестьянские корни, мне этот позывной был близок – община, какой-то свой тесный мир…

Но я понимал, что этот позывной фонетически не звучный и, может быть, слишком громкий. В общем, когда уже все мои поиски иссякли, я просто спросил у батюшки. И он мне тут в лоб сразу – «Фавор». Я сначала засомневался, это ж так громко, это еще громче, чем «Мир». «Ну, смотри, подумай». Мои повторные попытки придумать позывной ни к чему не привели. И сейчас я понимаю, насколько батюшка был прав, моментально попал в точку. И когда я экипажу предложил его 19 августа, меня ребята поддержали.

И эмблему тоже вы сами придумали?

– Да, эмблему тоже. Непростой был у нее путь. Разные варианты были. И в итоге очень большую помощь оказал Андрей Бабкин, космонавт набора 2010 года, очень увлекается символикой. Благодаря ему и Виктору Николаеву, а также его друзьям заграничным, эмблема получилась в итоге вот такой. Радует.


Игумен Иов (Талац)

Эмблема экипажа по программе экспедиции МКС-49/50

Тем более 19 августа – праздник Преображения – это и ваш день рождения. И Фавор, и в Звездном храм Преображения, и на вашей малой родине тоже храм Преображения. Интересно как все складывается.

– Ну, это же не мы складываем, так получается.

Афон из космоса – не просто географический объект

Фавор из космоса

Вы перед полетом были на Афоне. Это была ваша личная инициатива?

– Давно об этом мечтал, конечно. В марте прошлого года, после «дублирования» мне дали 10 дней отпуска перед последующей подготовкой в составе основного экипажа, и я слетал во время Великого поста на Афон. Получил свою долю того положительного заряда, который, наверное, в определенной степени помог эти полгода пройти и справиться с теми сложностями, которые в тот момент возникли. Ну, и самое главное – удалось побывать в том святом месте. Может быть, это громкие слова, но люди, которые там живут, покрывают нашу планету и всех нас своей любовью, своей молитвой. Удивительное место. И, наверное, это одно из самых любимых мест, которые я наблюдал из космоса, фотографировал.



Афон из космоса

Оно как-то по-другому выглядит?

– Конечно, выглядит по-другому. Одно дело – на Земле ходить и смотреть на гору...

Нет, я имею в виду – по сравнению с другими местами из космоса. Как говорили про Оптину, что космонавты видели даже луч света с этого места.

– Я тоже читал Нину Павлову, про этот луч, и, признаюсь, так и не удосужился уточнить у космонавтов. Я выяснил, кто летал в это время, посмотрел все эти даты, но те люди уже все на пенсии, и мне не удалось с ними поговорить и спросить, как это было, как они это видели, в каком виде. Про себя не могу сказать, что с орбиты видел что-то необыкновенное.

Хотя, конечно, полярное сияние в Крещенскую ночь – необыкновенное явление, красивое, зрелищное, еще и плюс такой праздник большой. Оно над Россией было, с северо-запада где-то над Питером начиналось и в сторону Урала распространялось. Очень красиво. Впечатляет. Но такого чего-то необычного на Афоне... Он красив, его легко найти, но чтобы он чем-то таким особым обладал, я не сказал бы. Хотя, конечно, гора сама по себе неповторимая. И с какого бы ракурса ни проходила трасса орбиты, на нее смотришь и понимаешь, что это не просто географический объект, это что-то гораздо большее.

Галилейское море и гора Фавор

Такой вопрос: Бог ближе на орбите или на Земле?

– Высота орбиты станции – около 400 километров. До Питера в два раза больше, чем до космоса, если уж по расстоянию. И по себе не ощутил, что Бог там ближе. Совершенно точно сказал отец Иов, что Бог ближе к тому, у кого сердце чище. А на орбите возможности его очищать особенно не было, даже я бы сказал, что какое-то отдаление произошло, потому что там работа, рутина. И, в общем-то, сердце не очищается, а грубеет. На Земле, в храме присутствие Бога ощущается гораздо ярче, гораздо явственней. Мы вернулись на Страстной неделе, и первая за полгода служба – Пасхальная, это же словами не передать! Вот где стартовая площадка в Небо. Вот где была реальная близость к Творцу!

Храм Преображения Господня в Звездном городке

« О смерти я вообще не задумывался»

Когда вы готовились, и в самом полете вы же понимали, что подвергаетесь очень большому риску? Все могло произойти. Был страх смерти? Что помогало его преодолеть? И были ли какие-то ситуации, когда точно помогал Господь, вмешивался в течение обстоятельств?

– За годы подготовки мы привыкли к тому, что большей частью все проходит упорядоченно, планово, слаженно и без серьезных эксцессов. Хотя случалось разное, но, в общем, не выходило за рамки, граничащие с жизнью и смертью. Поэтому был настрой, понимание, что все уже «вылизано», все уже отработано и на Земле, и в технике, и экипаж подготовлен хорошо, и, в общем-то, все должно быть штатно, спокойно, без каких-то происшествий. Поэтому о смерти я вообще не задумывался.

Перед стартом

Но когда я общался со своими товарищами по экипажу, видел их трепетные взаимоотношения в семье, видел, как это беспокоит их семьи. И, конечно, мои родные тоже переживали. И в этот момент я понял, что страх есть, но страх не за себя, а за экипаж, и скорее не страх, а реальное осознание возможной опасности и моей ответственности за ребят как командира.

Перед стартом / Семья Сергея на Байконуре

«Я мечтал стать летчиком»

Сколько лет вы ждали экспедицию в космос?

– 10 лет.

Сложно было? Или вы точно знали, что в конце концов окажетесь в космосе?

– Конечно, невозможно было точно знать. Но я верил, ждал, надеялся. Это средний срок. Те ребята, которые шли впереди нас, примерно столько же ожидали своего полета. Поэтому я был настроен примерно на такое же время.

Как появилась эта мечта? Это такое детское «хочу быть космонавтом» или другой путь?

– В детстве мы, конечно, мечтали о космосе, но эти мечты были присущи многим в то время. Тогда все мечтали. Более осознанно я мечтал стать летчиком. Для меня это был выбор с самого раннего детства, к которому я последовательно шел, готовился.

Космонавтика периодически всплывала и уходила в тень авиации, но было понимание, что это что-то слишком высокое, заоблачное, недостижимое. Я, конечно, читал книги, интересовался, периодически мечтал о космосе, но эти мечты были на грани невозможного, чего-то далекого. Поэтому осознанно я принял решение, когда узнал, что есть набор в отряд космонавтов, что у простого летчика есть возможность испытать свои силы.

Вы бываете в Америке и работаете с американскими астронавтами. Насколько подготовка в России сложнее, тяжелее? У вас есть какое-то впечатление о разнице подготовки – по совместной работе или по каким-то подготовительным моментам?

– Поскольку мы уже достаточно длительное время работаем вместе, то и учимся друг у друга, и дополняем друг друга. Мы, например, совместно с астронавтами в рамках подготовки уже непосредственно к космическому полету проходили испытания по выживанию в различных условиях. И у них тоже есть тренировки по операциям в экстремальной окружающей среде, но они проводятся в несколько другой форме.

Например, подводное испытание, когда астронавтам в лаборатории под водой, на глубине 19 метров, создаются условия, приближенные к условиям проживания на орбитальной станции, или длительный период выживания в пещерах. Сейчас, наверное, вы слышали, эксперимент проводится на Гавайях, где его участники 8 месяцев живут на базе в изоляции. Но это не отбор и не подготовка, это немножко другое, это уже эксперимент в рамках подготовки к работе на другой планете.

А изоляция на Гавайях – это психологическое или физическое испытание?

– Психологическое, экспериментальное. Разнополый (7 человек) коллектив выполняет определенные научные программы. И, конечно, за ними наблюдают и в плане психологического взаимодействия.

«Я не женщина, я астронавт»

Как вам работалось с женщиной-космонавтом? Почему у нас в России нет женщин-космонавтов?

– России все-таки более близко понятие, что для женщины основная профессия – это быть мамой. Может быть, поэтому. Как говорят, у космонавта нет пола, мужского или женского. Ведь космическое пространство – это враждебная для человеческого организма среда, и там не будет никаких поблажек вне зависимости от того, мужчина ты или женщина. И там тоже есть такое понимание, что «я не женщина, я астронавт». Но это их выбор, я не имею права никого осуждать. А в профессиональном плане этих женщин есть за что уважать, потому что у них предельно ответственное отношение, максимальная выкладка, высокий профессионализм. И, конечно, в плане совместной работы отставать нам как-то было не к лицу, поэтому приходилось подтягиваться, стараться, быть на уровне.

Все-таки менталитет, действительно, другой. «Я не женщина, я астронавт»…

– Да, ни капли не уступить, быть и в физическом, и в профессиональном отношении на уровне с мужчинами, без всяких поблажек.

Немного странно это было?

– Да, для нас, конечно, немного непривычное восприятие.

Но поймите, что не все так жестко и параллельно-перпендикулярно. Женщина в любой ситуации остается женщиной, она никогда не прекращает следить за собой, всегда хорошо выглядит, вкусно готовит.

И готовиться в полет, и работать с ними мне очень понравилось. Они очень адаптивные, приветливые, открытые, причем не натужно, не искусственно, и всегда готовы помочь в любой момент. Ни одна наша просьба не осталась без ответа. В общем, у меня самые положительные, добрые воспоминания и о подготовке, и о совместной работе. Очень интересно было.

А на каком языке вы общались?

– На известном – «рунглише», то есть они стараются больше использовать русский язык, мы – английский. Задача стоит такая: как можно быстрее донести нужную информацию и, соответственно, обратно ее воспринять также без сложностей. Если выполняем какие-то эксперименты или работы с использованием российской техники, то, естественно, терминология русская, если английской – то английская. Ну, и даже разговорный язык в себе сочетает оба языка.

«Первый приезд в Звездный – это незабываемо»

А что больше всего врезалось в память? Когда вы уже были на корабле, или когда в Звездный приехали?

– Конечно, первый приезд в Звездный – это незабываемо.

Вы приехали, когда поступили в отряд?

– Нет, я сначала приехал на собеседование, потом – на медицинскую комиссию, а потом уже приехал проходить отбор. Хотя, когда я служил в полку летчиком, дважды приезжал в Звездный вращаться на центрифуге для планового стационарного медицинского освидетельствования. Но когда я уже с пониманием, с другими задачами переступил порог КПП, увидел эти сосны, устремленные ввысь, конечно, были ассоциации с новым стремлением, с ракетами. Это было незабываемо, очень мощное впечатление.

Помню, это было в мае. Я приехал на медкомиссию, шел с электрички, там лес очень красивый, ландыши вокруг. Было благоухающее, торжественное внутреннее ощущение какой-то причастности или будущей причастности к чему-то большому. Наверное, даже больше незабываемо, чем посадка в ракету. Тут уже были технические моменты, уже не до впечатлений, не до эмоций, это уже работа.

– Когда я смотрела видео про ваше приземление, у вас был такой взгляд... Может быть, я так интерпретировала, но было ощущение, что вы посмотрели на небо, на землю: ага, все на месте, нормально.

– Да, когда закончились основные послепосадочные операции, люк открыли и переместили в кресло, то есть основная, самая важная работа уже осталась позади, и можно было немного дать волю каким-то ощущениям. Действительно, мы полгода не были на Земле, она же родная: тут и запахи, и люди, и встречи, и взгляды. Конечно, это все оказывало определенное влияние. Поэтому можно было немножко дать волю себе.

После вашего полета что-то изменилось в отношении к Земле, к людям?

– Конечно, нельзя остаться равнодушным. Глобально полет общее мировоззрение не меняет, но какие-то свои коррективы в мироощущение он привнес. Действительно, наш космический корабль «Земля» маленький, действительно хрупкий, нуждается в нашей общей трепетной защите. И восприятие континентов иное, если реально на них смотреть, а не просто представлять по школьным учебникам географии. Конечно, это накладывает свой отпечаток.

Мечта быть летчиком из окружения взялась? Друзья повлияли, или кто-то еще?

– У меня дедушка служил в авиации, воевал, дошел до Кенигсберга в составе бомбардировочного полка на самолетах «Бостон», которые поставлялись по ленд-лизу. И что-то он рассказывал, конечно, в детстве. Я родился в городе Бугульма, в Татарской АССР, а потом родители переехали в Тюменскую область, мне был год.

Но, поскольку к бабушкам-дедушкам мы летали как минимум раз в год, а то и почаще, самолет был для меня уже привычным понятием, ну и, конечно, завораживающим. Меня всегда тянуло все в самолете посмотреть-почитать, все лючки проверить, а в кабину заглянуть – это вообще счастье.

Сергей с родителями

Мы однажды летели небольшим Л-410 из Ейска в Ростов, я тогда второй класс закончил. Увидел, что у летчиков перегородки между кабиной экипажа и салоном не совсем закрыты, есть щелочка. Мы сидели на переднем сиденье, я в щелку голову засунул и наблюдал за действиями экипажа, а летчик меня увидел. Иди, говорит, сюда. Посадил на колени – вот он, предел детского счастья! Я сижу на коленях у летчика, за штурвал держусь. Тут, конечно, решение стать летчиком было принято однозначно.

Не было ситуаций, когда не знаешь, что делать

Скажите, а подготовка и сам полет чем-то отличались? Вы наверняка на этой центрифуге перегрузки переносили намного больше, чем потом в полете.

– Ну, конечно. Представляете, космонавты первых наборов вообще испытывали 20-кратные перегрузки, то есть с очень большим запасом. Ученые, специалисты пытались выяснить запас прочности человека на случай самых разных нештатных ситуаций. У нас, конечно, было все попроще: максимальные перегрузки хоть и примерно в два раза превышают штатные, но они соответствуют тем, которые нештатно могут быть и бывали уже в истории. Они нормальные по переносимости, тем более те перегрузки, которые испытывают космонавты, отличаются от тех, которые в авиации, по направлению воздействия и по степени их влияния на организм, на состояние человека. В авиации немножко посложнее, потяжелее.

А были какие-то ситуации, когда вы не знали, как себя вести, что делать? Или все-таки вы все заранее проработали?

– Пилотируемая космонавтика живет и развивается уже полвека. И, конечно, с каждым полетом в общую копилочку привносятся определенные знания, наработки на основании послеполетных докладов экипажей, на основании штатных и нештатных рабочих ситуаций. Специалисты работают, все совершенствуется. Лекарства есть с большим запасом, всегда можно их скомбинировать, выйти из положения. В общем, таких ситуаций, чтобы можно было сказать «я не знаю, что делать», не было. Ни в подготовке, ни в процессе полета. Какие-то сложности, конечно, возникали, но они были решаемые, рабочие, как с точки зрения подготовки, так и с точки зрения какой-то смекалки, выхода из ситуации имеющимися доступными способами.

«На Марс? Всегда готов!»

Когда на пресс-конференции вас спросили, готовы ли полететь на Марс, вы так оживились: «Всегда готов!» И в связи с этим вспоминается с Георгием Гречко. Он сказал, что, если бы Королев жил подольше, то мы наверняка были бы уже на Марсе. Хотя радиацию никто не отменял.

– Да, это основной препятствующий фактор сейчас для осуществления этой программы.

Да-да. Но, тем не менее, почему вы так оживились? Такое ощущение, что это действительно ваша мечта.

– Дело в том, что, как я и сказал, решение по выбору жизненного пути было принято в зрелом возрасте, и у меня было два года на подготовку. Я узнал о наборе в отряд космонавтов в 2004 году, когда проходил медосвидетельствование в военном госпитале в Москве. А отобраны мы были только в 2006-м – через два года.

И, в общем-то, я за это время очень увлекся историей космонавтики, много читал. И, конечно, книги о Сергее Павловиче Королеве и других пионерах космонавтики. Думаю, что, несмотря на занимаемые высокие ответственные посты, они зерно своей мечты пронесли через всю жизнь. Например, Фридрих Цандер начинал каждое свое утро со слов: «Вперед – на Марс».

Конечно, для них реализация межпланетных полетов была движущей силой всех их устремлений. Хотя внешне, конечно, они работали на страну, на оборону. Поэтому соглашусь с Георгием Михайловичем, что наверняка уже побывали бы на Марсе, будь Сергей Павлович жив. Потому что это был деятельный человек мирового уровня, гениальный организатор.

Действительно, это же уму непостижимо – человек полетел в космос через 16 лет после окончания войны. Страна восстанавливалась из разрухи – и совершить такой прорыв! Наша современная космонавтика во многом базируется на основании открытий и конструкторских решений тех лет: стартовые площадки, облик кораблей и орбитальных станций, схемы ракет-носителей и т.д. Настолько задел был мощный, что позволяет развивать тематику еще десятилетиями.

И даже если полет в один конец, вы бы готовы были?

– Я думаю, на это, во-первых, никто бы не пошел.

Из руководства?

– Конечно. Все-таки, какими бы грандиозными и масштабными ни были цели, человеческая жизнь является наибольшей ценностью. Поэтому это невозможно в плане постановки задачи как таковой. Если заявить, что я готов в один конец, – психологи явно бы заинтересовались таким ответом. Я всегда на положительное настраиваюсь – туда и обратно. (Улыбается)

А с Георгием Михайловичем Гречко вы много общались?

– Мне довелось с ним познакомиться и пообщаться, когда я служил в полку в Забайкалье, и, наверно, это было наше самое длительное общение. Он прилетел в Читу к своим друзьям, заодно и отдохнуть в санатории. После интервью на местном телевидении удалось с Гречко лично познакомиться, пообщаться. Я ему тогда открылся о своем намерении и получил несколько советов и благословение: давай, дерзай, вперед!

То есть можно сказать, что он тоже повлиял на ваш выбор?

– Да-да, конечно. Оказалось, не только на меня повлиял, но и, как выяснилось, и на Андрея Борисенко. Когда он учился в школе и занимался в Клубе юных космонавтов, Георгий Михайлович так же их поддерживал, приходил в клуб и подвигал ребят на будущие достижения.

А есть люди, на которых вам хотелось бы равняться, о ком вы в трудные минуты вспоминаете?

– В авиации в профессиональном отношении мы всегда равнялись на своих командиров. Во многих отношениях они были для нас примером. В космонавтике то же самое. Не забываю, как мне посчастливилось поработать в гидролаборатории с Юрием Ивановичем Маленченко.

Он уже опытный космонавт, на тот момент четыре полета, а я еще где-то в середине пути к первому, и опыт совместной тренировки с таким грамотным человеком ничем не заменишь. Очень многие из тех, кто был впереди, для нас, конечно, являются примером.

«На Марсе будут яблони цвести»

В космосе вы проводили много научных экспериментов, вы рассказывали, что выращивали какие-то овощи и салаты, и даже ели. В то же время ведь под действием радиации жуткие мутации происходят. Как вы это все ели? Не страшно было?

– Мы употребляли в пищу салаты, выращенные на американском сегменте. Это нас коллеги угощали из своей установки.

Сами-то они ели?

– Конечно. Дело в том, что образцы выращенных растений ранее уже отправлялись на Землю, их исследовали, поэтому и получили добро на их употребление в пищу на борту. Сами понимаете, что все регламентировано, просто так нельзя принять решение.

Но, тем не менее, яблочки-то килограммовые вырастают же сейчас?

– На Марсе будут яблони цвести, а пока еще…

Нет, подождите. Кто-то из космонавтов рассказывал, что из семян из космоса выращивают какой-то необыкновенный морозоустойчивый хлопок и еще яблони, и яблоки потом весом до килограмма. Меня соседи по даче просили семечко у вас попросить.

– Семечко? Видимо, у меня здесь пробел в подготовке. Тем более, по этому эксперименту с нашей оранжереей работал Андрей Борисенко, он должен был выращивать перец. Про эти яблочки я слышу впервые.

Но хоть про какой-то эксперимент расскажите.

– Нам удалось, если уж речь зашла о питании, поработать над пробиотиком. В феврале на пятом грузовике нам доставили оборудование для этого эксперимента, мы установили новый «главбокс» и выполняли перетиснение раствора в сухой пробиотик. И в дальнейшем специалисты определяли его качества, его готовность для употребления в пищу. А поскольку этот продукт необходим для нормальной работы ЖКТ в длительных космических полетах, надеемся, это будет шагом не только к экспериментальному, а уже к штатному использованию на борту.

Может быть, вы что-то такое расскажете, чего мы не знаем о космонавтах, то есть какой-то секрет откроете? У нас же наверняка представление очень неверное о жизни на космической станции.

– Ну почему неверное? Как-то Георгий Михайлович Гречко очень емко сказал: «Какие секреты? Просто обычные люди работают в необычных условиях». А условия действительно необычные. Даже за шесть месяцев экспедиции все равно не мог насладиться состоянием невесомости, возможностью перемещаться, летать, аки…(Смеется) Действительно, непередаваемое ощущение! Это, наверное, самая важная отличительная особенность – постоянное нахождение в этом состоянии. Я не говорю уже о возможности наблюдать красоты и вообще земную поверхность.


В зависимости от текущего дня проводим какие-то эксперименты, определяя их последовательность, объем. И пытаемся, если высвобождается время, выполнить еще так называемый task-лист. Это дополнительные задачи, которые не являются основными, а выполняются экипажем при наличии времени, возможностей и желания, хотя желание присутствует всегда, а времени не всегда достаточно. Как правило, эти работы связаны с земной поверхностью – наблюдением, фотографированием, съемками.

Час на обед. Сразу после обеда продолжение работы, та же физкультура. И вечером конференция уже по итогам дня и по предстоящим задачам на следующий день, сверка радиограмм, уточнение особенностей, уяснение задач. Экипажи ставят перед ЦУПом свои вопросы на следующий день, чтобы с утра получить ответы и приступить к работе с полным пониманием задачи. Дальше – личное время, которое, конечно, личным является относительно. Ужин, подготовка ко сну. Сон у нас по распорядку – с 21:30 до 6:00.

А что вы там читали, какие фильмы смотрели? Что делали в личное время?

– Опять же Георгий Михайлович Гречко говорил: «Каждая минута на орбите важна, ведь такие дорогостоящие государственные затраты». Я с этим чувством и летел туда, как ребенок все это пронес. Мне, честно говоря, жалко было времени на просмотр фильмов, на чтение. Я это делал только в процессе физкультуры: вот ты бежишь полчаса на дорожке – включил себе что-то присланное ЦУПом, группой психологической поддержки экипажа, от родных, может, небольшую видеозарисовку посмотришь, радио послушаешь, не в прямом эфире, а уже вырезанный кусочек. Вот и все.

Фильм я посмотрел полностью один раз, и то на американском сегменте. В конце рабочей недели обычно мы собирались у нас, а на следующий день, в субботу, собирались у партнеров, это был совместный ужин экипажей. Можно было и текущие проблемы обсудить, и предстоящие. Ну и, конечно, расслабиться немножко, пошутить, поговорить за ужином, – тоже способ снятия эмоционального напряжения, накопившегося за неделю. Ну, а книги… ни одну я не осилил до конца. Только про святителя Иоанна Шанхайского я на ура за неделю прочитал, настолько книга была интересная.

– Ну что вы! Как в авиации: выполнил определенный набор полетов, достиг какой-то определенной классной квалификации, смотришь, есть ли возможности дальше двигаться? И, конечно, стремишься, работаешь в этом направлении. И здесь у нас поле очень обширное для деятельности.

Сказать, что мечта сбылась… Конечно, сбылась, но это не значит, что это все. Это только начало, и надо дальше развиваться. Мы столько не выполнили еще, например, выход в открытый космос, к сожалению, на нашу экспедицию не был предусмотрен. Много работ, которые я не выполнял, потому что они были запланированы на других ребят, а я с тихой завистью смотрел, что они это делали, а мне не довелось. (Смеется)

Работы еще очень-очень много, и мне это интересно, мне все эксперименты очень понравились. И не только эксперименты, а вообще работа, настолько это увлекательно и интересно. Поэтому впереди работы очень много. И мечтаний, и устремлений на будущую работу тоже много.

А что ждет профессию космонавта в обозримом будущем?

– Конечно, мне бы очень хотелось сказать, что будет развитие в плане техническом – поступление новых кораблей, новых носителей, новых стартовых площадок, новых станций или, по крайней мере, модулей, новых более масштабных задач, с привлечением на орбиту не только таких специалистов, как летчик или инженер, но и врачей, агрономов. Я читал об этом еще в детстве, и до сих пор в том виде, как оно читалось и мечталось, еще многое не реализовано.

Поэтому просто верю, надеюсь, что мы будем рассматривать нашу работу не только как способ получения заработной платы, а хотя бы как немножечко приближенное к тому, что чувствовали люди, которые создавали эту технику полвека назад, и которые всю свою душу, все свое устремление вкладывали в это дело. Тогда, наверное, будут и какие-то масштабные прорывы, и серьезные достижения.

Что-то скажете читателям и вообще землянам?

– Я ж тоже землянин!

Остальным.

– Хочется пожелать экипажу нашего космического корабля с названием «Планета Земля» благополучного полета, бережного, трепетного отношения к своему космическому кораблю и ко всем членам экипажа, которые его населяют.

Хотелось бы хоть в чем-то перенести на Землю ту атмосферу, которая есть на борту станции, она там очень внимательная, не допускающая не то что конфликтов, а даже раздорных мыслей. По крайней мере, нам надо стараться в этом направлении работать, чтобы вражда, непонимание были не то что побеждены, но, по крайней мере, нивелированы и общим пониманием нашего совместного полета в пространстве и времени, и любовью ко всему, что нас окружает, и, конечно, друг к другу.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Рыжиков Сергей Николаевич – космонавт-испытатель отряда космонавтов федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина», Московская область.

Родился 19 августа 1974 года в городе Бугульма Татарской АССР (ныне – Республика Татарстан). Русский. Отец работал водителем, мать – медицинским работником. В 1975 году семья переехала по новому месту работы отца в город Нижневартовск Ханты-Мансийского национального (ныне – автономного) округа Тюменской области. В 1991 году окончил среднюю школу №12 в Нижневартовске и авиаклуб «Крылья Самотлора».

С августа 1991 года – на службе в Вооружённых силах СССР/Российской Федерации. Учился в Оренбургском высшем военном авиационном училище лётчиков имени И. С. Полбина, в сентябре 1990 года в связи с его расформированием переведён для продолжения учёбы в Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков имени А Ф. Мясникова. Окончил его в 1996 году. В 1996–1997 годах служил в строевых частях 37-й воздушной армии (аэродром Сенной, Саратовская область) и ВВС Командования специального назначения 76-й воздушной армии (аэродром Андреаполь, Тверская область). С июля 1997 года служил в гвардейском истребительном авиационном полку 14-й армии ВВС и ПВО (аэродром Домна, Читинская область, ныне – Забайкальский край): старший лётчик, командир звена, начальник штаба – заместитель командира эскадрильи.

После прохождения медицинской комиссии в августе 2006 года зачислен кандидатом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. В июне 2009 года успешно завершил прохождение общекосмической подготовки и сдачу государственных экзаменов, после чего зачислен в отряд космонавтов ЦПК. С августа 2009 года – космонавт- испытатель.

В связи с преобразованием ЦПК им. Гагарина в гражданскую структуру подполковник С. Н. Рыжиков в середине 2012 года уволен в запас.

Являлся командиром дублирующего экипажа в 2016 году.

Первый космический полёт С. Н. Рыжикова начался стартом 19 октября 2016 года на космическом корабле «Союз МС-02» в качестве командира корабля и основных космических экспедиций МКС-49/МКС-50 (члены экипажа – Андрей Борисенко , Роберт Кимброу (США)). Экипаж успешно выполнил программу полёта и запланированные научные эксперименты на МКС. 10 апреля 2017 года экипаж на космическом корабле «Союз МС-02» совершил посадку. Продолжительность полёта составила 173 суток 3 часа 15 минут. Сергей Рыжиков стал 121-м российским космонавтом (с учётом СССР).

За мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полёта на Международной космической станции, Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2018 года Рыжикову Сергею Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

Продолжает работу в отряде космонавтов ФГБУ «ЦПК имени Ю.А. Гагарина».

Живёт в Звёздном городке Московской области.

Лётчик-космонавт Российской Федерации (13.11.2018). Военный лётчик 2-го класса, инструктор парашютно-десантной подготовки, офицер-водолаз.

Подполковник. Награждён ведомственными медалями Министерства обороны и Роскосмоса.

российский космонавт-испытатель

В 60-е годы, когда началось освоение месторождений Западной Сибири, один сургутский журналист посвятил целую полосу газеты своим прогнозам о том, каким станет его родной край в будущем. Он писал, что в Югре появятся большие города, будут строиться электростанции, речные порты, взлетно-посадочные полосы, но даже не мог предположить — спустя всего одно десятилетие, Ханты-Мансийский округ родит своего космонавта. Хотя Сергей Рыжиков появился на свет не в Югре, но школьные годы провел в Нижневартовске.

С самого детства был влюблен в авиацию, отдал ей 15 лет, выйдя в запас в звании подполковника ВВС. Космическая карьера началась не сразу: от зачисления в отряд космонавтов до полета на МКС прошло долгих десять лет. В октябре 2016 года командир космического корабля «Союз МС-02» Сергей Рыжиков вместе с экипажем из двух человек стартовал с Байконура, и с тех пор его позывной «Фавор» знает весь мир. Редакции «Место рождения: Тюменский край» удалось лично побеседовать с нижневартовским космонавтом и его отцом.

— Как ваша семья оказалась в Нижневартовске?

Николай Рыжиков: Я приехал в 1975 году из Бугульмы, Сереже тогда был год. Меня друг позвал на заработки в Управление техническим транспортом, и я легко согласился. Долгое время возил на «Урале» вахтовиков на буровую. Это было время освоения Севера, со всеми сложностями того периода. Сначала мы жили в поселке Тампонажный в балке с печным отоплением, без водопровода, воду носили, а зимой возили на санках домой. Потом переехали в деревянный дом, и только за пять лет до школьного выпускного Сережи стали жить уже в благоустроенной квартире в 16-этажном доме.

— Какие впечатления о городе остались из детства?

Сергей Рыжиков: Город, конечно, родной — там все друзья, учителя. Там я закончил школу, клуб юных авиаторов «Крылья Самотлора», военно-спортивный клуб «Красная звезда», занимался спортом. Конечно, я помню Нижневартовск разным. Город тяжело переживал период лихолетья, тогда лихорадило всех, и мы в вооруженных силах не были исключением. Приезжая домой, с болью наблюдал, как город ветшает, и быстро деградируют не только социальная сфера, но люди, и в первую очередь молодежь. Сейчас ситуация заметно меняется в лучшую сторону. В последние годы Нижневартовск становится все уютней и лучше, и теперь это уже совсем другой город — поразительно красивый.

Но, знаете, я добавлю ложку дегтя, несмотря на внешний лоск, у людей сильно изменились приоритеты. Раньше они были заражены духом энтузиазма, самоотдачи, их цели были далеки от личных, важнее было какое-то общее дело. Да, отец поехал на Север, но деньги не были первоочередной целью. Друг позвал и вперед! Ну, будешь больше получать, но ведь интересно другое — большая стройка. В наши дни я такое встретил лишь однажды, когда в прошлом году ездил с делегацией на строительство космодрома «Восточный». Там увидел горящие глаза, увлеченных людей, ветеранов, в свое время строивших еще Байконур. Им уже седьмой десяток, они всю жизнь отдали стране, воспитывают внуков, но узнали про «Восточный» и приехали из Санкт-Петербурга, Подмосковья. Потому что вновь появилась идея, способная всех объединить.

— И в Тюменской области тогда была такая большая стройка, объединяющая всех, но вы тем не менее мечтали стать летчиком. Почему?

Сергей Рыжиков: Мы каждый год летали на «большую землю» — в Бугульму, другого транспорта тогда не было. Конечно, это оставило большой след. И дед служил в авиационном полку, воевал, прошел Кенигсберг. Повлияли фильмы и книги, тем более в то время все мальчишки еще мечтали о какой-то героике, романтических профессиях. А какая самая романтическая профессия? Летчик, конечно!

Николай Рыжиков: Плюс личные качества — у него всегда были предпосылки к этому. Сережа с детства был очень целеустремленный, не тратил время попусту: много читал, занимался, всегда делал что-то полезное. С четвертого класса спал на полу, чтобы осанка была прямая. Все эти долгие годы шел к своей мечте осознанно, и она совершилась.

— Как вы его таким воспитали?

Николай Рыжико в: Мне кажется, он сам себя воспитал.

— Случались моменты, когда вы были готовы изменить своей мечте?

Сергей Рыжиков: Знаете, я тут, наверное, не буду оригинальным. После окончания училища я долгое время не имел возможности выполнять полеты, расти профессионально. Поэтому было много не то чтобы соблазнов, а скорее предложений. Допустим, вернуться в Нижневартовск, работать в авиаотряде, заняться гражданской летной работой. Не хочется говорить высокопарных слов, но удержала любовь к своему делу и упорство. Однажды сказал себе: «Пока все не развалится, пока не выгонят, буду служить. Даже не летая, а подметая». Долгое время нес караульную службу и получал за это раз в полгода такие деньги, о которых было стыдно рассказывать в родном городе. Мы терпели и надеялись на перемены. За эти годы ожидания мне и была дана благодарность от судьбы, от небес.

— Увидев Землю с орбиты, вы первым делом сказали, что планета прекрасна, поэтому ее нужно беречь. А поменялось ли ваше отношение ко времени, ведь вы провели на борту МКС 173 дня? Время там бежит быстрее?

Сергей Рыжиков: Конечно, на Земле есть такое мнение, предубеждение, что время ускоряется. Но это мы его ускоряем своей суетой: в нашей жизни все больше становится ненужного, наносного. В в космосе все это перестает быть важным, и восприятие времени меняется, в том числе из-за обилия работы, из-за многообразия этой работы (За время работы на МКС Сергей с командой провел десятки экспериментов, медицинских, биологических и физических опытов, обслуживал российские и иностранные грузовые корабли, бортовые системы станции, вел фото- и видеосъемку. — прим. авт ) . Но самое главное, мировоззрение укрепляется. Подтверждаются все наши представления о мире, прописные истины, о которых нам рассказывали в школе. Что человек должен быть хорошим, что все мы равны, независимо от нашей национальности, культурных отличий, положения в обществе. Когда ты в замкнутом пространстве, в составе многонационального экипажа, это чувствуешь особенно остро. Приходит понимание того, то Земля хрупкая, а то время, что нам отведено, надо использовать максимально продуктивно, с пользой и для благого дела.

19 октября состоится старт космической экспедиции на МКС, в которой примет участие вартовчанин Сергей Рыжиков. Наш портал уже писал о том, что первый для него полет в космос должен был начаться еще 23 сентября, но по техническим причинам старт перенесли. Мы решили собрать для вас самые интересные факты о нашем «звездном» земляке и предстоящем ему полете.

1 . Сергей Рыжиков родился в Нижневартовске, закончил здесь школу и авиацентр «Крылья Самотлора». Как отмечает его классный руководитель из 12-ой школы Валентина Еременко, он с детства мечтал стать именно космонавтом и уверенно шел к этой цели.

2. После школы поступил в высшее военное летное училище Оренбурга и в 1996 году стал военным пилотом. За его спиной более 400 часов «налета» истребителях и 110 парашютных прыжков. В запас был переведен в 2012 год в звании гвардии подполковника.

3. Рыжиков разведен. Его сын - Иван, является кадетом православной гимназии, расположенной в Свято-Алексеевской пустыни, под городом Переславль-Залесский.

4. Кстати, о православии. Сергей человек глубоко верующий и планирует взять с собой на орбиту иконы, письма от родных и камушки с горы Фавор.

5. Предстоящая комическая экспедиция, под руководством вартовчанина, станет, наверное, самой «религиозной» за всю историю освоения космоса, ведь экипаж Рыжикова доставит на МКС частичку мощей святого Серафима Саровского и затем вернет ее на землю.

6. Рыжиков имеет три государственные награды: медаль «За отличие в военной службе» 2-ой степени, медаль «За отличие в военной службе» 3-ей степени и медаль «За воинскую доблесть» 2-ой степени.

8. Наш земляк сдал на пять все необходимые экзамены и предполетные тесты. Курс общекосмической подготовки он закончил давно и с отличием. К полету в космос готов на все 100%.

9. Для Рыжикова этот полет станет первым, но назвать его «зеленым космонавтом» - было бы ошибкой. Сергей зачислен в российский отряд космонавтом 10 лет назад и в 2009 уже получил все базовые знания, чтобы отправиться на орбиту. С тех пор он успел принять участие во множестве сложнейших тренировок и испытаний.

10. Космический корабль «Союз МС-02» стартует с Байконура 19 октября в 11-05 по Москве и спустя два часа пристыкуется к космической станции. Работать на ней экипажу придется 155 долгих дней.

Четверть века во второй окружной больнице Нижневартовска трудится Николай Васильевич Рыжиков. Особенно дорог для него День авиации и космонавтики, который вся страна отмечает 12 апреля. И причина у него любить этот праздник весомая: сын Рыжикова – Сергей Николаевич Рыжиков – космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса. Стартовал 19 октября 2016 года в 11:05 мск с площадки № 31 космодрома Байконур в качестве командира экипажа космического корабля «Союз МС-02» и бортинженера экипажа Международной космической станции по программе МКС-49/50 основных космических экспедиций. Провел на орбите 173 дня.

Резонный вопрос для отца единственного космонавта из города Нижневартовска - как вырастить целеустремленного, достойного гражданина своего Отечества? На что Николай Васильевич отвечает так: «У Сережи с самого детства была мечта подняться в небо, а мы, родители, поддерживали её».

Так скромно, без особых эмоциональных окрасок, отвечает папа космонавта Рыжикова: «Когда мы приехали в Нижневартовск, в середине 70-х годов прошлого века, все дружно участвовали в большой стройке, поднимали Самотлор. Я работал сперва водителем грузовика, потом некоторое время на автобусе, а с 1982 года – на легковом автомобиле. Время было такое: люди трудились от души, никто не завидовал, да и нечему было, у всех всё одинаковое, советское… дети росли, учились. В свободное время на рыбалку, на охоту, в лес по грибы-ягоды… и сыновья – старший Сергей и младший Александр, у них пять лет разница – всегда со мной. Как отец, старался быть рядом с ними, больше общаться. Сергей всегда отличался аналитическим складом ума, целеустремленностью и волевыми качествами, как будто с самого рождения знал, что и как хочет. Очень много читал. Помню, он в 4 классе стал спать на полу, чтобы спина была прямая…а потом в 1991-м, после окончания 12-ой школы, сам поступил в Оренбургское высшее военное училище лётчиков. Мы поехали его поддержать, а он уже студент».

Ещё один примечательный факт из биографии сына, по мнению Николая Васильевича, это то, что отец по линии мамы Любови Ивановны, был летчиком во время Великой Отечественный войны. При встрече любил рассказывать внукам о полетахсвоей эскадрильи. Вот так и заронил дедушка «лётное зерно» в Серёжину душу. Оно и стало толчком к большой цели – непременно побывать в космосе. Сегодня отец вспоминает, как с сыном Александром ездили провожать Сергея на Байконур. Всё видели своими глазами - корабль, в котором он полетел, его экипаж. Была пресс-конференция. Во время взлета стоял сильный гул, земля дрожала под ногами и, естественно, было очень страшно за сына.

В семье Рыжиковых мужчины отличаются крепким здоровьем и спокойным нравом. Сам Николай Васильевич считает, что хорошую закалку получил в армии, когда служил в войсках охраны общественного порядка в Мордовии. В УТТ-1, где работал в среднем возрасте, ни одни выходные без футбола или лыжных гонок не обходились. Плюс никаких вредных привычек.

«Конечно, сейчас я уже не тот спортсмен, как в молодости, - рассказывает Николай Васильевич, - но физическую активность стараюсь поддерживать. Люблю ездить на рыбалку, а там, бывает, и не один десяток километров пройдешь, да вёслами поработаешь. Мест красивых и рыбных много вокруг. А ещё у нас есть такая «закономерность», как дача: посадить, прополоть, урожай собрать…(смеётся) ну и так далее…все огородники меня поймут. Опять же, стараюсь детям подражать. Недавно был в гостях у Сергея, наблюдал, как он каждое утро занимается – или гимнастика, или велотренажеры в обязательном порядке, поддерживает здоровое питание, режим».

К слову сказать, 28 марта 2018 года Николаю Васильевичу исполнилось 69 лет. И он каждый раз ждёт, когда Сергей приедет в отпуск в Нижневартовск. Тогда на даче отец истопит баньку да заварит душистого травяного чаю. «Попаримся, чаю выпьем и будем песни петь под гитару, - делится Николай Васильевич. - Сергей здорово играет и поет, любит самые разные песни, но в основном военные, а еще из репертуара Высоцкого и других известных бардов, он и в космосе всегда поёт, по жизни идёт с гитарой».

Много лет знают Николая Васильевича Рыжикова во второй окружной Нижневартовской больнице как профессионала своего дела и порядочного человека. Магомеду Магомедовичу Дибирову, заместителю главного врача по медицинской работе, удалось познакомиться с Рыжиковым во время отдыха в 1999 году в Белокурихе: «Самые позитивные и добрые впечатления от общения с Николаем Васильевичем и его семьей. Он - профессионал с большой буквы. Машину водит очень аккуратно, для меня его стиль – это пример, как должен водитель вести себя на трассе. Ноль эмоций на посторонних, никаких реакций на провокации. Николай Васильевич – прекрасный отец. Он не раз рассказывал, что сын усиленно тренируется, проходит обучение, чтобы попасть в отряд космонавтов. И я помню его радость, когда он пришел на работу и сказал, что сына включили в отряд. И мы все радовались таким событиям».

Илья Фарманович Салманов, главный врач БУ «Нижневартовская окружная больница № 2» отмечает высокие и профессиональные, и человеческие качества сотрудника коллектива: «Николай Васильевич Рыжиков работает у нас водителем на санитарном транспорте длительный период. Он всегда отличался трудолюбием, скромностью, порядочностью, ни разу не слышали, чтобы больные жаловались, что он отказал в просьбе отвезти на санитарном транспорте, чтобы не доставил до какого-либо места. Всегда доброжелательный, очень интеллигентный человек. Все, кто с ним рядом когда-либо работал, всегда его ценили. Сейчас по состоянию здоровья он водителем уже не может работать, но он всё равно с нами. И мы этому очень рады».

Николай Васильевич Рыжиков - не только добросовестный работник, увлеченный рыбак и дачник, он еще и счастливый дедушка. Самый старший его внук Иван, сын космонавта Сергея – сегодня студент МГУ, сыну Александра – Сергею 12 лет, он живет и учится в Нижневартовске, 5 месяцев назад младшая дочь Рыжикова Владислава родила дочку Мирославу. Дедушка, как говорится, души в малышке не чает и очень надеется, что его ещё обязательно кто-нибудь из детей порадует пополнением семейства Рыжиковых.