Как научить ребенка правильно говорить – действенные советы от логопедов. Как научить ребенка выговаривать звуки дома? Упражнения на тренировку сложных звуков

Марина Прожерина
Как научить ребёнка правильно произносить звуки. Консультация учителя-логопеда

Прежде всего следует уточнить, какие именно звуки не умеет произносить ваш ребенок . Рассмотрим звуки , которые бывают чаще всего нарушены при звукопроизношении .

Одни звуки «живут» на нижнем этаже, это значит, что язык при их произнесении находится за нижними зубами. Другие звуки «живут» на верхнем этаже, положение языка – за верхними зубами.

У нижних зубов образуются звуки : С – СЬ, З – ЗЬ, Ц - это группа свистящих звуков . Глава семьи у них - звук С . Артикуляционный уклад (положение языка) при их произнесении почти один и тот же . Значит, если ребенок нечисто произносит С , то страдают и звуки З , Ц.

Если ребенок плохо произносит звуки , образующиеся у нижних зубов, скорее всего у ребенка не выражены боковые края и кончик языка, либо язык чрезмерно напряжен. Для отработки чистого звукопроизношения необходим специализированный комплекс для свистящих звуков .

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

ПОКУСАЕМ ЯЗЫК

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

Варианты :

1. Покусывать кончик языка.

2. Покусывать середину языка.

3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.

Во время выполнения упражнения произносить «та-та-та» .

ДУЕМ НА ЛОПАТКУ

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно дуть посередине языка. Усложнение : По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.

КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА

Улыбнуться, спеть «и-и-и» (язык расширится) . Не меняя положения языка, покусывать его края боковыми зубами 10-15 раз.

КИСКА СЕРДИТСЯ

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, удерживать под счёт до 5-10.

ЗАБОРЧИК (УЛЫБКА)

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт дор 5-10.

ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ

Улыбнуться, открыть рот, показать зубы. Кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны.

Артикуляционную следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому , давая образец выполнения движений.

Артикуляционную гимнастику обязательно делайте перед зеркалом.

Не стоит выполнять все упражнения сразу. Лучше заниматься несколько раз, выполняя по 2-3 упражнения.

Занимаясь с ребёнком , не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданием .

Звуки Ш , Ж, Ч, Щ называют шипящие и объединяют в одну группу : все они образуются за верхними зубами, положение языка почти одинаковое. Среди этой группы звук Ш - самый главный в их шипящей семье. Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш , то и Ж, Ч, Щ он выговаривает не очень четко.

Если ваш ребенок плохо говорит все звуки , живущие на верхнем этаже, это значит, что язык при произнесении вяло удерживается за верхними зубами, не достиг хорошей подвижности верхних движений. Поэтому решению проблемы будут способствовать специальные артикуляционные упражнения для отработки верхнего подъема языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ГУБОЙ

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу («обнять» губу языком). Подержать язык на верхней губе под счёт до 5, убрать в рот.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку» .

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широкий язык, придать ему форму чашечки (края языка находятся у верхних зубов) .

ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ

Улыбнуться, открыть рот, показать зубы. Широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны.

ПАРАШЮТИК

На кончик носа положить комочек ваты. Широкий язык в форме чашечки прижать к верхней губе. Плавно подуть вверх и сдуть ватку с носа.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной игровой форме.

Соблюдайте точность выполнения упражнений.

Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий,

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Родителям, имеющим дефекты произношения , полезно заниматься вместе с ребенком.

Запаситесь терпением и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца .

Воспитывайте в ребёнке усидчивость , самостоятельность.

Верьте в силы своего ребенка.

Будем оптимистичны : дорогу осилит идущий!

Публикации по теме:

«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности.

Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции.

Консультация для родителей «Родители - первые учителя для своего ребёнка» Уважаемые мамы и папы! Вы самые первые учителя для своего ребёнка. Первым семейным этапом жизни ребенка, который и окажет большое влияние.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка рисовать по клеточкам» Консультация для родителей. «Как научить ребенка рисовать по клеточкам». Рисование предмета или животного по клеточкам развивает мелкую.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка убирать игрушки на свои места?» Консультация «Как научить ребёнка убирать игрушки на свои места?» Каждый ребёнок развивается в своём ритме и не появляется на свет с таким.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно вести себя за столом» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ" Чем раньше ребенок узнает правила поведения за столом, тем.

Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч» , попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Небольшие затруднения с речью и артикуляцией испытывает множество детей, но, как правило, к 5–7 годам такие проблемы исчезают сами собой. Речевой аппарат ребенка развивается, улучшается звукоизвлечение, и малыш начинает говорить чисто. Существуют и такие проблемы, которые, без должного к ним внимания, сохраняются на протяжении всей жизни. Здесь может потребоваться логопед или самостоятельные упражнения по логопедии и артикуляции. Чем раньше заняться исправлением и преодолением нарушений речи, тем легче этот процесс произойдет для ребенка. Начать постановку звука можно самостоятельно - в большинстве случаев логопедия и логопедические упражнения не представляют сложности.

В логопедии постановка какого-либо звука - это особый процесс, который сочетает в себе развитие навыков произношения определенной буквы, а также формирование связи между кинестетикой, зрением и нервной системой. Таким образом, в ходе постановки ребенок учится произносить букву по первому требованию в различных сочетаниях и изолированно.

У детишек часто встречаются нарушения произношения свистящих - это могут быть как сигматизмы (когда вместо звука с или сь ребенок произносит их искаженную версию), или же парасигматизмы - в этом случае происходит замена свистящего на какой-либо другой (переднеязычный, шипящий).

Постановка звука очень и очень важна. Дело в том, что любые речевые нарушения воздействуют на нервную систему. Неверное или нарушенное звукопроизношение может стать причиной следующих заболеваний:

  • дисграфия - различные нарушения письменной речи, автоматическая перестановка букв во время письма, подмена букв и прочее;
  • дислексия - невозможность адекватно читать текст и складывать буквы в связный текст;
  • дислалия - серьезные нарушения в произношении тех или иных звуков.

Как нужно говорить звук С и мягкое Сь

Правильное произношение свистящих зависит от формы языкового мускула - нужно отследить, чтоб язык занимал верное положение. Нормальное произношение происходит так: расслабленный плоский язык боковыми краешками прижимается к зубам, а его кончик уперт в основание нижних передних резцов. Язык принимает форму горочки, и имеет ложбину в средней части.

Если малыш в детстве не расставался с соской, то вероятно у него ровный, плоский язык, а ложбинка и переход слабо выражены. Если нет ложбинки, с чьей помощью формируется струйка воздуха при выдыхании, то не появится струя, формирующая свистящие звуки.

Правильная артикуляция Сь и С

Губки следует растянуть в легкой улыбке, чтоб обнажились зубы. Зазор между зубами не более двух миллиметров. Расслабленный кончик языка зафиксирован на нижнем зубном ряду. Фронтальный сегмент спинки языка формирует щелку с верхними резцами, тогда как середина языковой спинки приподнимается к твердой части неба. Язык боковыми краями прижат к зубам, мягкая часть неба приподнята, прижимается к глотке, тем самым закрывая воздуху доступ в носовую полость. Связки в это время должны быть расслаблены, без голосовой вибрации.

Упражнения для произношения звука С и Сь

Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

  • обыкновенный насос;
  • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
  • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное - наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

Правильная артикуляция при произнесении звука С

Кончик язычка зафиксирован на нижних зубках, губы сильно раздвинуты в улыбке и не перекрывают зубов, зубы практически сомкнуты. Воздух следует выпускать с усилием, ощущая его движение по желобку. Если поднести к ротовой полости ладонь, и произнести звук С, то на коже ощущается прохладная воздушная струя.

После того как упражнения со звуком Сь выполнены, можно переходить к звуку С. Важно объяснить ребенку разницу, показать её наглядно и дать почувствовать кинестетически и артикуляционно разницу между звуками С и Сь. Сделайте акцент на том, что при произношении звука Сь ребенок улыбается, тогда как твердое, глухое С вызывает гримасу, более похожую на оскал.

Подготовительные упражнения

Прежде всего нужно выявить умение выпускать воздушную струйку с усилием. Нужно набрать воздуха, подуть с усилием через губы, сложенные в трубочку. Можно контролировать струю воздуха рукой (для взрослых), а вот ребенку лучше позволить сдуть с руки кусочек ваты, перышко или небольшую бумажку.

Чтобы лучше прочувствовать формирование желобка во время произношения С или Сь, нужно выполнять упражнения для гибкости и подвижности языка. Нужно вытянуть язык, спокойно уложить его на губу. Вдоль языка (в месте появления канавки) нужно положить гладкую палочку, спичку или зубочистку, а затем надавливать для появления желобка. Зубы широко разомкнуты, губы немного округляются, в этой позиции нужно несколько раз выдуть сильную воздушную струйку. Упражнения следует повторять до закрепления результата.

Со временем можно переходить к более сложной версии этого упражнения - повторять всё то же самое, но уже без палочки.

Чтоб верно произносить звук С, необходимо контролировать позицию языка и губ, а также ощущать струю прохладного воздуха, которая движется во время произнесения по языку. Если по каким-то причинам не получается произнести звук С правильно, следует вернуться к подготовительным упражнениям и пройти их повторно, только после этого возможна автоматизация произнесения.

Артикуляционные упражнения

  • Широкая улыбка – нужно держать губы в улыбочке (аналогично произнесению звука и), при этом контролировать натяжение губ - зубы должны быть открыты.
  • Свист - при сжатых зубах необходимо вытянуть губы трубочкой, как во время посвистывания.
  • Когда оба упражнения будут освоены, нужно чередовать их на медленный счет, ритмично и размеренно.
  • Чистка зубов - хорошее упражнение для артикуляции, выполняется так: губы разомкнуты в широкой улыбке, кончик языка оглаживает зубы - сначала верхние, снизу вверх и слева направо, затем нижние.
  • Следующие упражнения полезно выполнять по очереди.
  • Стрелка часов - губы разомкнуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка поочередно касается уголков рта. Необходимо контролировать неподвижность нижней челюсти (подбородок двигаться не должен).
  • Качели - с помощью этого упражнения можно добиться высокой подвижности языка. Расслабленный, широкий язычок поднимается максимально к кончику носа, затем вытягивается в сторону подбородка. После этого язык поднимается к верхней губе и опускается к нижней, затем касается пространства между верхними зубами и губой, а после этого упирается в пространство между нижними зубами и нижней губой. Нужно следить, чтоб язык все время оставался плоским и широким, губы не обтягивали линию зубов.

Упражнения по автоматизации

Постановка звука начинается с выявления проблем в произношении, затем необходимо подготовить речевой аппарат и ротовую полость к правильному произношению, научиться произносить звук правильно, поставить легкое произношение и автоматизировать его. Для этого используется следующий метод: нужно постепенно вводить звук сначала в слоги, после этого в простые и сложные слова, после чего предложения и свободную речь.

Изолированное произношение достигается многократным произношением изолированного звука при постоянном контроле движения зубов, языка и губ.

Когда ребенок начнет легко выполнять простые и сложные артикуляционные упражнения, и будет извлекать звук правильно, нужно вводить в занятие произношение прямых и обратных слогов. Прямые слоги - Са, Сы, Сэ, Со, Су. Обратные - Ас, Ыс, Эс, Ос, Ус. Автоматизация мягкого Сь также важна - Ся, Сю, Си, Сё и в обратном положении.

Постановка звука (автоматизация) в самостоятельной речи - самый сложный этап, тяжело привыкнуть говорить правильно, поэтому в повседневной жизни и в быту нужно акцентировать внимание на ошибочном произношении и добиваться верного.

Постановка звука и автоматизация в логопедии обусловлены не только необходимостью поставить произношение, но и преодолеть неправильные условно-рефлекторные соединения и связки.

Важна не только постановка звуков, но и автоматизация произношения губы и язык должны автоматически принимать нужное положение для того, что произнести звук правильно. Автоматизация в живой разговорной речи может производиться с помощью заучивания стихов и песен - логопедия большое внимание уделяет именной ритмическим упражнениям. Если возникают сложности с подбором подходящего материала, всегда можно посмотреть видео, где показана правильная автоматизация звука с помощью песен, стихов и скороговорок.

Детская самооценка сильно страдает от того, что у ребенка не получается выговорить букву «Р». Особенно если уже в детском саду его начинают дразнить картавым и обижать разного рода кривлялками. Родители начинают беспокоиться, ведут детей на приемы к самым дорогим логопедам, штудируют тонны литературы, а ребенок все никак не научится произносить трудный звук. Вместо него получается «л», «ль», «й». Что же делать? Как помочь ребенку научиться выговаривать «р»?

Только не паникуйте! Все поправимо. Хотя для формирования речи есть свой определенный график и лучше начинать готовить речевой аппарат малыша с двухлетнего возраста, все же в 5-6 лет справиться с автоматизацией рычашего звука вполне можно и самостоятельно.

С чего начать

Вам понадобится время и немного терпения. Результат получится после регулярных занятий и только если добросовестно выполнять все рекомендации.

Самый простой вариант - подражание. Ребенок должен стараться повторять все те действия губ и языка, которые вы демонстрируете. Посадите малыша напротив себя и объясните ему, что от него требуется: широкая постановка губ в улыбке, чтобы язык напрягся. Если губы будут вялыми, твердый «р» невозможно произнести.

Не просите его сказать «р» - он моментально вернется к своему привычному укладу. Лучше пусть он повторяет за вами, как рычит тигр или трактор. Сделайте вид, что не расслышали и просите повторять снова и снова.

Обучение в форме игры

Игровой вариант обучения оптимальный для непосед разного возраста. Новый звук нужно учить тоже в форме игры, иначе малыш быстро устанет или вовсе начнет капризничать, осознав, что его чему-то учат.

Если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае не ругайте его и не повышайте голос. Повторяйте все слова вместе с ним. При этом выбирайте несложные, короткие слова, которые он сможет запомнить: трактор, краска и др.

В форме игры можно попросить ребенка дотянуться кончиком языка до носа наперегонки, дразниться, высовывая язык, кто дальше, и болтая им вверх-вниз. Научить держать широкую улыбку поможет простое занятие - имитация чистки верхнего зубного ряда языком.

Упражнения для тренировок

  • «Парус» - рот в широкой улыбке, кончик языка - на бугорках верхних передних зубов. Повторить 2-3 раза, удерживая язык 10-20 секунд.
  • «Комарик» - кончик языка высунут и сложен с верхней и нижней губами. Глубоко вдыхаем и стараемся сильно выдувать воздух через маленькое отверстие, чтобы язык дрожал. Повторить 3 раза, следить, чтобы упражнение длилось не дольше 20 секунд.
  • «Дятел» - рот широко открыт, кончик языка ударяется об верхние зубы, стараясь произнести «д». Продолжать в течение 20 секунд.
  • «Лошадка» - язык прикасается к верхнему небу, цокая, как лошадка. Повторить 15-20 раз.
  • «Прикуси язык» - в широкой улыбке слегка покусываем кончик язычка. Повторить 10 раз.

Эти простые упражнения помогут вашему ребенку быстрее научиться выговаривать сложные звуки и уже к школьному возрасту правильно артикулировать, произнося слова с буквой «р». Запаситесь терпением, занимайтесь как можно чаще – и в вас все обязательно получится!

Чтобы научить ребенка разговаривать, подбирайте упражнения с учетом интересов и возраста. Придумывайте новые игры, меняйте наглядные пособия.

Умение выражать свои мысли, поддерживать разговор, анализировать информацию – эти и другие коммуникативные качества высоко ценятся обществом и помогают человеку быть успешным. Именно поэтому родители переживают, если их чадо тяжело усваивает родной язык, и начинают задаваться вопросом, как учить ребенка говорить. Было бы правильнее подумать об этом не в 3 или 4 года, когда отставание в речи уже явное и требует срочных действий, а в тот момент, когда малыш едва появился на свет. А может быть, и раньше…

От рождения до 3 лет

Этот период является самым благодатным для освоения языка. Но без помощи родителей развитие речи может затормозиться или вовсе остановиться. Что нужно знать взрослым, чтобы помочь малышу быстрее заговорить?

До 6 месяцев

Первый нужно всячески поощрять. Когда грудничок хочет пообщаться, бросаем все и поддерживаем разговор. Произнося звуки вместе с ним, старайтесь, чтобы карапуз видел ваше лицо, движения губ и языка. Вначале просто повторяем за ним звуки и сочетания, затем вставляем новые.

Все свои действия комментируем спокойным ласковым тоном. И ничего, что младенец совсем мал, через полгода он будет понимать многие слова.

Массаж, одевание, купание, кормление сопровождаем потешками и стишками. Они не только развлекают карапуза. С их помощью грудничок буквально «впитывает» язык.

Некоторые исследования показали, что «беседы» с малышом на последних сроках беременности способствуют лучшему развитию его речи после рождения. Также хорошо петь, читать вслух, включать классическую музыку.

До года

Учим кроху простым словам: названиям игрушек и частей тела, здороваться и прощаться, имитировать звуки животных.

Как? С помощью многократного повторения, разглядывания картинок, комментирования действий, манипуляций с игрушками. Малютки от 6 до 12 месяцев охотно повторяют звуки и слова за взрослыми, главное, чтобы все было в игровой форме.

Карапузам до полутора лет нужно громко и четко проговаривать изучаемые слова. Утрировано открывая рот, вы наглядно показываете работу органов речи.

Близкий по теме материал:

Второй год

Работаем над пополнением запаса слов, учим малыша фразовой речи. Для этого используйте знакомые крохе названия предметов в сочетании с глаголом или прилагательным. Например, во время прогулки: «Кто это? (ребенок ответит «ав-ав»). Правильно, собака. Что делает собака? Собака лежит. Какая собака? Собака большая). Или: «Дай мячик. Мячик круглый. Смотри, мячик прыгает».

Не забывайте знакомить кроху с названиями цветов и форм, используйте тематические наборы карточек (одежда, фрукты, животные и др.). Дети второго года любят подолгу их разглядывать и вопросительным «Ы?» просить назвать изображенное.

Чтобы органы речи слушались кроху, можно уже в этом возрасте начать заниматься артикуляционной гимнастикой. Для этого сядьте с чадом перед зеркалом и покажите, как работает язычок, как можно широко открыть ротик, где у малыша зубки. Ближе к своему двухлетию детки вполне способны повторить некоторые движения за мамой.

Третий год

Если развитие ребенка происходит планомерно и правильно, на третьем году жизни он имеет достаточный словарный запас (100–300 слов), складывает простые предложения.

Чтобы помочь крохе быстрее усвоить язык, рассматривайте картинки и иллюстрации. Составляйте по ним простые предложения. Многие родители упускают из виду синонимы. Например, «машина едет», а также мчится, передвигается, направляется. То же и с прилагательными – яблоко круглое, кислое, красное, зрелое.

Учите противопоставлениям. Птица летает, а змея ползает.

К трем годам активный период обучения речи завершается. В последующие годы малыш будет лишь дополнять и совершенствовать ту языковую базу, которую приобрел до 3 лет.

Если в этом возрасте дошколенок так и не заговорил или делает это плохо, родителям лучше не терять время и проконсультироваться по данному вопросу с невропатологом, логопедом и психологом.

Как «разговорить» дитя

Работа по развитию речи с дошколятами 4-5 лет планируется индивидуально в зависимости от того, насколько сформирован навык говорения и что нужно «подтянуть».

Основные проблемы этого возраста заключаются в нарушениях произношения звуков, скудности словарного запаса и неправильном использовании значений слов, несоблюдении грамматических законов.

Тяжелее всего дошкольникам даются звуки букв «р», «л» и «ш». Сейчас это мешает им внятно выражаться, а в школьные годы может стать причиной ошибок при письме. Поможет справиться с этими буквами логопед.

Что можно делать дома? Например, если кроха заменяет букву «л» на «в», поможет упражнение «Лошадка», в котором нужно цокать языком.

Правильно произносить букву «ш» научит «Чашечка» – упражнение, когда кончик и боковые стороны языка приподнимаются вверх. Также попробуйте с ребенком пошипеть, как змея.

Самой коварной из всех букв является «р». Для начала нужно показать, как двигаются органы речи при произношении звука. Можно попробовать для этого быстро произносить букву «д». Почувствовав, как должен вибрировать язык, малыш справится и с буквой «р».

Закрепить произношение помогут скороговорки и логопедические стишки.

«Мама» или «папа»?

Около 60% деток начинают говорить со слова «дай». Мамам тоже часто везёт. Услышать заветное «мама» можно уже к 7 месяцам. Осознанно малыш позовет того, кто больше всего с ним возится, лишь после года, а то и полутора лет.

Что же делать мужчинам, которые, добывая деньги для семьи, не могут столько времени проводить с малышом? Как сделать, чтобы ребенок сказал «папа»? Поможет мама! Играя с крошкой в прятки или «ку-ку», произносите: «Где папа?». Глава семьи вернулся с работы – акцентируем внимание карапуза: «Кто пришел? Папа!». Разглядываем фотографии и говорим: «Где папа? Вот папа!».

Самим же папам нужно постараться как можно чаще уделять внимание крохе. И маму немного освободите, и любовь ребенка завоюете!

Родителям от логопедов: 7 важных правил

Чтобы маленький человечек правильно и внятно говорил, прислушайтесь к советам логопедов и психологов. Они актуальны для деток любого возраста.

Станьте внимательным и чутким собеседником

Что бы ни болтало чадо, нужно проявлять живой интерес – удивляться, переспрашивать, выражать свое мнение. Внимательно слушая кроху, всегда можно его поправить, если слово употреблено не по значению или неправильно звучит. Только делать это нужно аккуратно, чтобы ненароком не обидеть и не отбить желание общаться.

Стимулируйте общение

Необходимо почаще вовлекать дошколенка в диалог. Даже если мама знает, что карапуз хочет есть, стоит поинтересоваться, чтобы он хотел на обед. Отвечая даже на такие простые вопросы, ребенок привыкает пользоваться своей речью.

Читая много раз любимые стишки крошки или напевая знакомую песенку, мама может как бы случайно забыть фразу или словечко. Рано или поздно малыш обязательно подскажет, где ошиблась мама.

Знакомьте с окружающим миром

Чем обширнее багаж знаний ребенка и богаче его опыт, тем легче ему выразить свои мысли. Не стоит ждать, что он рано заговорит, если лес, пляж, животных, явления природы он видит только на картинках.

Выбирайтесь даже в такие места, которые, казалось бы, еще рано посещать таким малюткам – например, выставку или музей.

Приобщайте к художественной литературе

Чтобы разнообразить запас слов карапуза, читайте ему книги. Делать это нужно, как только вы заметите, что малыш перестал их грызть и внимательно разглядывает картинки или даже слушает, что читает мама.

Подбирайте книги по возрасту. Детки до 2 лет лучше воспринимают короткие стихотворные тексты. Потом можно познакомиться со сказками. Яркие иллюстрации помогут развить образное мышление.

Изучайте специальную литературу

Например, отличным пособием может стать книга Марины Поляковой «Как правильно учить ребенка говорить». В ней вы найдете информацию об устройстве речи в целом, этапах ее развития, ранних признаках, свидетельствующих о нарушениях. Являясь практикующим логопедом, Полякова разработала собственную методику, которая помогает не только специалистам, но и родителям решить проблемы с речью своего чада.

Книга поделена на главы, которые соответствуют возрастным периодам – первый год, от 1 до 3 лет, от 3 до 4 лет. Есть главы, которые посвящены работе с детьми, имеющими отклонения – заикание, дизартрию, алалию и др.

Следите за своей речью

Научить ребенка хорошо разговаривать невозможно, если родитель сам коверкает слова и звуки, имеет скудный словарный запас, не пользуется средствами выразительности.

С малышом нужно говорить четко, размеренно, правильно проговаривая окончания. Если хочется обратить внимание на новое слово или «трудную» букву, присядьте напротив крохи так, чтобы ваши лица находились на одном уровне. Так ему будет проще проследить за артикуляцией.

Похожий материал:

Занимайтесь регулярно

Речь идет о непродолжительных (15–30 минут) и добровольных развивающих уроках, которые проводятся в игровой форме. В начале занятия нужно сделать крошке легкий массаж лица и «размять» артикуляционный аппарат при помощи гимнастики или скороговорок. Остальные упражнения подбирайте с учетом интересов и возраста чада. Будете вы разглядывать тематические картинки, учить стихотворение или обсуждать сказку – решать только вам. Придумывайте новые игры, меняйте наглядные пособия. Главное, не давайте угаснуть познавательному интересу. Как только о пропадет, не будет и внимания, а значит, материал не усвоится.

Что тормозит речь

Теперь о том, чего делать нельзя. Все взрослые хотят, чтобы ребенок заговорил рано, между тем многие даже не подозревают, что своими невинными на первый взгляд действиями они сами же тормозят процесс развития речи.

  • Не сюсюкайте. Маленькие детки, как попугайчики, повторяют все за родителями. Чтобы карапуз говорил четко и правильно, вы должны стать для него примером. И как бы ни хотелось, даже с двухмесячным грудничком не употребляйте уменьшительно-ласкательных оборотов.
  • Не используйте в своей речи детские «словечки». Некоторым мамам кажется, что малыш скорее поймет свое «бибика» вместо «машина». Другие же забавляются исковерканными словами крохи, повторяя их при нем ради смеха. Всегда произносите слова четко, хорошо проговаривая каждый звук, иначе малыш так и запомнит «абака» вместо «собака».
  • Не отзывайтесь на жестикуляцию крохи. Уже после года стоит отказаться от языка жестов, чтобы стимулировать ребенка к говорению. Например, когда он что-то хочет, то показывает пальцем на предмет. Взрослым стоит не торопиться сразу его давать, а подождать немного, пока карапуз не попытается изъясниться словами.
  • Откажитесь от пустышки. Доказано, что детки, которых регулярно «успокаивали» с помощью этого предмета, начинают говорить позже сверстников. К тому же злоупотребление пустышкой приводит к неправильному формированию прикуса и проблемам с артикуляцией.

Полезный материал:

«Да» – мелкой моторике, «нет» – телевизору

Развитие головного мозга, мышления и умения говорить напрямую зависит от координации пальчиков ребенка. Чем больше лепим, рисуем, откручиваем и ковыряем, тем быстрее говорим.

Не бойтесь красок и рассыпанной крупы. Как только карапуз научится сидеть, дайте ему тесто, восковые мелки, коробку с небольшими предметами и внимательно следите, чтобы все эти «сокровища» не попали в рот. Совсем скоро он поймет правила игры, и вы вместе окунетесь в творческий процесс.

Теперь о телевизоре. Включенный «для фона», он серьезно тормозит развитие речи крохи. Вместо того, чтобы говорить, он занят слушанием.

Готовых рецептов, которые помогут ребенку быстро обрести речь, нет. Это кропотливая работа родителей не только над произношением малыша, но в первую очередь – над собой. Запаситесь терпением, не пренебрегайте рекомендациями логопедов и педагогов, и результаты не заставят себя долго ждать.

А что делаете вы, чтобы «разговорить» свое чадо? Делитесь опытом в комментариях!