Как татары оказались в крыму. Сколько в Крыму крымских татар? Жизнь в составе ссср

Крымские татары (крымскотат. qırımtatarlar, къырымтатарлар, ед. ч. qırımtatar, къырымтатар) или крымцы (крымскотат. qırımlar, къырымлар, ед. ч. qırım, къырым) - народ, исторически сформировавшийся в Крыму. Говорят на крымскотатарском языке, который относится к тюркской группе алтайской семьи языков.

Подавляющее большинство крымских татар - мусульмане-сунниты, принадлежат к ханафитскому мазхабу.

Досье

Самоназвание: (крымскотат.) qırımtatarlar, qırımlar

Численность и ареал: Всего 500 000 человек

Украина: 248 193 (перепись 2001)

  • Республика Крым: 243 433 (2001 г.)
  • Херсонская область: 2 072 (2001 г.)
  • Севастополь: 1 858 (2001 г.)

Узбекистан: от 10 046 (перепись 2000) и 90 000 (оценка, 2000 г.) до 150 000 чел.

Турция: от 100 000 до 150 000

Румыния: 24 137 (перепись 2002)

  • жудец Констанца: 23 230 (перепись 2002)

Россия: 2 449 (перепись 2010 г.)

  • Краснодарский край: 1 407 (2010 г.)
  • Москва: 129 (2010 г.)

Болгария: 1 803 (перепись 2001)

Казахстан: 1 532 (перепись 2009)

Язык: крымскотатарский

Религия: Ислам

Входит: в Тюркоязычные народы

Родственные народы: крымчаки, караимы, кумыки, азербайджанцы, туркмены, гагаузы, карачаевцы, балкарцы, татары, узбеки, турки

Расселение Крымских татар

Крымские татары проживают в основном в Крыму (около 260 тыс.) и прилегающих районах континентальной Украины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане (90 тыс., оценки от 10 тыс. до 150 тыс.), России (4 тыс., в основном в Краснодарском крае), Болгарии (3 тыс.). По данным местных крымскотатарских организаций, диаспора в Турции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численности отсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составе населения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировали в страну из Крыма, оценивается в Турции в 5-6 млн человек, однако большая часть этих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а турками крымского происхождения.

Этногенез Крымских татар

Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII-XVII веках. Историческим ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар у кипчакских племён, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма - составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков.

Исторические предпосылки

Основные этносы, населявшие Крым в древности и средневековье - тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары, греки, готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, адыги (черкесы), малоазийские турки. На протяжении веков вновь приходившие в Крым народы ассимилировали живших здесь до их прихода или сами ассимилировались в их среде.

К середине XIII века Крым был завоёван монголами под предводительством хана Бату и включён в состав основанного ими государства - Золотой Орды.

Ключевым событием, наложившим отпечаток на дальнейшую историю Крыма, стало произошедшее в 1475 году завоевание Османской империей принадлежавших до того Генуэзской республике и княжеству Феодоро южного берега полуострова и прилегающей части Крымских гор, последующее превращение Крымского ханства в вассальное по отношению к османам государство и вхождение полуострова в Pax Ottomana - «культурное пространство» Османской империи.

Значительное влияние на этническую историю Крыма оказало распространение на полуострове ислама. Согласно местным преданиям, ислам в Крым принесли еще в VII веке сподвижники пророка Мухаммеда Малик Аштер и Газы Мансур.

История Крымских татар

Крымское ханство

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Государство крымских татар - Крымское ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского ханства - это период расцвета крымскотатарской культуры, искусства и литературы.

С начала XVI века Крымское ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до XVIII века преимущественно наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского, украинского и польского населения.

В составе Российской империи

В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожгли Бахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией.

В то же время политика российской имперской администрации характеризовалась определенной гибкостью. Российское правительство сделало своей опорой правящие круги Крыма: всё крымско-татарское духовенство и местная феодальная аристократия была приравнена к российской аристократии с сохранением всех прав.

Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымскотатарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую империю. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы.

Революция 1917 года

Крымские татарки на открытке 1905 года

Период с 1905-го по 1917-й годы являл собой непрерывный нарастающий процесс борьбы, переходящей от гуманитарной к политической. В революцию 1905 года в Крыму были выдвинуты проблемы, касающиеся наделения крымских татар землей, завоевания политических прав, создания современных учебных заведений.

В феврале 1917 года крымскотатарские революционеры с большой подготовленностью наблюдали за политической обстановкой. Как только стало известно о серьёзных волнениях в Петрограде, уже вечером 27 февраля, то есть в день роспуска Государственной Думы, по инициативе Али Боданинского был создан Крымский Мусульманский Ревком.

В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней были русский и крымскотатарский. В основу административного деления автономной республики был положен национальный принцип.

Крым под немецкой оккупацией

Депортация

Обвинение в сотрудничестве крымских татар, а также других народов, с оккупантами стало поводом для выселения этих народов из Крыма в соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 года. Утром 18 мая 1944 года началась операция по депортации народов, обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана. Небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область.

Всего из Крыма было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (более 47 тыс. семей). С каждого третьего взрослого крымского татарина взяли подписку о том, что он ознакомился с постановлением, и что за побег с места спецпоселения грозил срок 20 лет каторжных работ, как за уголовное преступление.

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымскотатарского движения, в 1960-е годы собиравших сведения о погибших.

Возвращение в Крым

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в «оттепель», крымские татары были лишены этого права до 1989 года («перестройка»).

Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 250 тыс. крымских татар (243 433 чел. по всеукраинской переписи 2001 года).

Основными проблемами крымских татар после возвращения стали массовая безработица, проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымскотатарских посёлков.

19 марта на круглом столе в Симферополе (Акмесджиде) Росстатом были представлены предварительные итоги переписи населения Крымского федерального округа по национальному составу, родному языку и гражданству. Проведенная в октябре 2014 г. перепись стала первой на полуострове с 2001 года, и новые сведения о национальном составе населения Крыма представляли значительный интерес для крымской общественности. Основываясь на новых данных, мы теперь можем свежим взглядом осмотреть национальную палитру Крыма.

Подводя итоги

Согласно обнародованным результатам, постоянное население Крымского федерального округа, в состав которого входят Республика Крым и город Севастополь, составило 2284,8 тыс. человек. Из них 96,2% указали свою национальность. Порядка 87,2 тысяч крымчан либо отказались участвовать в переписи, либо не дали ответа на вопрос о своей национальной принадлежности. Для сравнения, во время Всеукраинской переписи населения 2001 г. не указали свою национальность 10,9 тысяч жителей полуострова.

Всего переписчики обнаружили на полуострове представителей 175 национальностей (по данным Всеукраинской переписи 2001 г., в Крыму проживали представители 125 народов). Наиболее многочисленной национальной группой являются русские, которых в Крыму насчитывается 1,49 млн. чел. (65,31% от всего населения федерального округа), в том числе в Республике Крым - 1,19 млн. чел. (62,86%) и г. Севастополе - 303,1 тыс. чел. (77%).

Второе место по численности заняли украинцы – 344,5 тыс. чел. (15,08% населения Крыма). Из них в Республике Крым проживает 291,6 тыс. чел (15,42%), а в Севастополе - 52,9 тысяч (13,45%).

Численность крымских татар по итогам переписи насчитывает 232340 человек, что составляет 10,17% от населения полуострова. 229526 крымских татар проживают в Республике Крым (12,13% от всего населения республики), а 2814 - в Севастополе (0,72%). В то же время почти 45 тысяч человек (2% населения) были записаны татарами (под татарами обычно понимаются казанские, астраханские и сибирские татары).

Трехкратный рост численности татар (в 2001 г. в Крыму было переписано 13,6 тысяч татар) смутил самих организаторов переписи. Как сообщает агентство «Крыминформ», в ходе круглого стола начальник управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светлана Никитина заявила следующее: «В связи с резким увеличением численности татар и сокращением численности крымских татар на 5% нами была проведена выборочная проверка правильности сбора сведений в местах компактного проживания. Результаты проверок показали, что часть крымских татар при переписи назвали себя просто татарами. Люди считали, что они и так живут в Крыму, и указывали сокращенное название – татарин, татарка». В итоге, по словам Никитиной, принято решение учитывать крымскотатарское и татарское население суммарно, а при следующей переписи населения провести разъяснительную работу о важности точного указания национальности.

Таким образом, подавляющее большинство жителей Крыма принадлежит к трем основным национальным группам – русским, украинцам и крымским татарам. Среди остальных народов наиболее многочисленны белорусы – 21,7 тысяч (почти 1% населения) и армяне – 11 тысяч (0,5%). Численность болгар составила 1868, греков – 2877, немцев – 1844, караимов - 535, крымчаков – 228 человек.

Кто в плюсе, а кто в минусе

За тринадцать лет, прошедших между переписями 2001 г. и 2014 г., численность представителей основных национальностей изменялась разнонаправленно. Как видно из таблицы, население Крыма за межпереписной период сократилось на 116,4 тыс. человек вследствие превышения уровня смертности над рождаемостью. При этом численность русских выросла на 41,6 тысяч человек. Основная часть прироста (33 тыс.) пришлась на Севастополь, в то время как в Республике Крым увеличение числа русских было чисто символическим – 8,5 тыс.

Увеличение численности русского населения, по всей видимости, во многом произошло из-за сокращения украинцев. В целом украинцы потеряли 232 тыс. чел. Причем сокращение было значительным как в Республике Крым, так и в Севастополе. Столь значительные изменения, возможно, были связаны с тем, что часть украинцев сменила свою национальную идентичность на русскую.

Крымскотатарское население, согласно данным из данных Росстата, в свою очередь сократилось почти на 13 тысяч человек. Очевидно, что значительная часть крымских татар была по ошибке записана переписчиками татарами. Заметим, что в 1989 г., по данным последней советской переписи населении, в Крыму проживало 10,7 тыс. татар. К 2001 году их численность возросла до 13,6 тыс. Уже тогда этот факт вызывал вопросы, поскольку на территории Крыма татары проживают рассеянно, и заметных миграционных потоков из Татарстана на полуостров не наблюдалось. В других регионах, где татары представлены переселенцами советского времени, их численность в постсоветский период, как правило, сокращалась. Вполне возможно, что уже во время переписи 2001 г. несколько тысяч крымских татар были записаны татарами. По крайней мере, 6,4% татарского населения Крыма тогда назвали родным языком крымскотатарский. Очевидно, что за последние десятилетие никаких предпосылок для резкого роста численности татар на территории Крыма не наблюдалось. Конечно, в прошлом году в Крыму появилось некоторое число представителей татарского народа, приехавших сюда в качестве чиновников и сотрудников силовых ведомств. Однако вряд ли это могло увеличить численность представителей этого этноса в три раза.

Идею учитывать представителей двух народов вместе в нынешней ситуации можно воспринимать с пониманием. Иной подход ведет к неоправданному занижению численности крымских татар. В целом же это напоминает довоенную советскую практику, когда крымских татар и казанских татар учитывали вместе. Стоит заметить, что проживавшие тогда в Крыму казанские татары были тесно связаны с крымскотатарским народом, активно участвовали в его культурной жизни и во время сталинской депортации были выселены вместе с крымскими татарами.

Совокупная численность крымских татар и татар составляет 277 тысяч человек или 12,14% от всего населения Крыма. Доля обоих народов в населении Республики Крым составила 14,36%.

Родной язык

Что же касается родного языка, то русский язык назвали родным 84% жителей Крыма, ответивших во время переписи на вопрос о языке. Крымскотатарский считают родным 7,9% населения, татарский - 3,7%. Это еще раз говорит о качестве переписи, поскольку переписчики явно записали татарский язык родным и у части тех, кого записали как крымских татар.

Статистики отмечают, что родным языком русский назвали 79,7% украинцев, 24,8% татар и 5,6% крымских татар. Украинский язык родной для 3,3% населения полуострова. Для сравнения, в 2001 г. русский родным языком считали 79,11% жителей Крыма, крымскотатарский – 9,63%, украинский – 9,55%, татарский - 0,37%.

Планируется, что более подробные результаты переписи 2014 г. по национальности и родному языку будут обнародованы в мае этого года. Тогда мы и вернемся вновь к этой теме.

Крымские татары, это восточно-европейский тюркский народ, который исторически сформировался на территории Крымского полуострова. Принадлежит в тюркской группе алтайской языковой семьи.

Национальный флаг крымских татар является полотнищем голубого цвета с желтой эмблемой в левом верхнем углу. Первый раз данный флаг был принят на национальном съезде крымских татар в 1917 году, вскоре после проведения Федеральной революции в России.

Крымскотатарские активисты собраются 20 или 21 сентября 2015 г. полностью перекрыть с временно оккупированным полуостровом. Об этом 14 сентября заявил народный депутат из фракции «Блока Петра Порошенко», председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров во время заседания парламентского Согласительного совета.

Руководство Турецкой республики не признаёт и не признает незаконную аннексию Россией полуострова Крым, и будет делать все возможное для защиты коренного населения полуострова - крымских татар, сообщает пресс-служба Меджлиса крымскотатарского народа.

В приветствии к участникам II Всемирного Конгресса крымских татар, который проходит в (Турция) 1-2 августа, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также заявил, что безопасность крымских татар на их родине является для Турции основным приоритетом.

Международная реакция на референдум и аннексию Крыма.

Совет безопасности Организации объединенных наций заявил, что считает проведенный в Крыму референдум легитимным.

Азиз Абдуллаев, заместитель председателя Совета министров АРК;

Ильми Умеров, глава Бахчисарайской райгосадминистрации;

Февзи Якубов, ректор КИПУ;

Лиля Буджурова, журналист;

Ахтем Чийгоз, заместитель председателя Меджлиса;

Энвер Абдураимов, бизнесмен;

Надир Бекиров, юрист;

Сервер Салиев, председатель Комитета по делам национальностей АРК;

Шевкет Кайбуллаев, руководитель управления информационной политики Меджлиса;

Эльдар Сеитбекиров, главный редактор еженедельника "Голос Крыма";

Энвер Измайлов, музыкант;

Сейран Османов, почетный консул Турецкой республики;

Сафуре Каджаметова, глава ассоциации крымскотатарских работников образования "Маарифчи";

Айдер Эмиров, директор библиотеки им. И.Гаспринского;

В VK.com группы крымских татар насчитывают множество подписчиков:

В Одноклассниках найдено 153 группы:

В также найдено множество групп:

Ученые ведут бесконечные споры и дискуссии о происхождении крымских татар. Сегодня исследователи находят корни крымскотатарского народа в археологических культурах бронзового и железного веков, некогда развивавшихся в Северном Причерноморье и Крыму.

Представителями одной из таких культур - Кизил-Кобинской - являются тавры, аборигены крымского полуострова.

Об этом идет речь в материале историка, телеведущей ATR Гульнары Абдуллы, опубликованном изданием 15 минут .

Именно тавры, которые известны с X века до н. э., и стали одним из главных компонентов складывавшегося коренного народа Крыма. Они заселяли горный и предгорный районы полуострова и, бесспорно, оставили свой след в материальной культуре народов Крыма. Общие родственные корни с таврами имеют киммерийцы, известные с X по VII век до н. э. При этом они никогда не смешивались между собой. Киммерийцы занимали обширную степную территорию между Доном и Днестром, степную часть Крыма и Тамани. Некоторые исследователи утверждают, что в первой половине VII века до н. э. часть этого народа покинула территорию Северного Причерноморья из-за сильной засухи. Но на полуострове к этому времени потомки киммерийцев уже успели стать составной частью таврского и скифского народа, частью генофонда Крыма.

В VII в. до н. э. в Крыму появился наиболее известный в древней истории племенной союз - скифы. В отличие от тавров и киммерийцев, прародиной скифов был Алтай - колыбель тюркских народов. В Крыму скифские племена расселились не равномерно, заняли восточное, западное побережье и Главную гряду крымских гор. В степной части скифы селились неохотно, но это им не помешало потеснить киммерийцев к предгорью. А вот что касается тавров, то с ними скифы мирно сосуществовали и по этой причине между ними происходил активный процесс межэтнического взаимодействия. В исторической науке появляется этнический термин «тавроскифы» или «скифотавры».

Около VIII века до н. э. на крымском полуострове появились маленькие поселения рыбаков и торговцев, принадлежавшие эллинам из Милета − самого могущественного и богатого из городов в Малой Азии. Первые межэтнические контакты у колонистов и местного крымского населения были исключительно экономические и достаточно сдержанные. Эллины так никогда и не продвинулись вглубь полуострова, они осели в прибрежной полосе.

Более интенсивные интеграционные процессы проходили в восточной части Крыма. Интеграция с эллинами не шла большими темпами, к примеру, как у скифов с киммерийцами и таврами, последних по численности становилось меньше. Они постепенно растворялись в скифах и хлынувших в III веке до н. э. с материка на полуостров сарматах, которые заняли степи Северного Причерноморья, вытесняя оттуда скифов. Отличительной особенностью сарматов являлся матриархат - женщины были и в составе конницы, и занимали высокие жреческие посты. Мирное проникновение сарматов в горные и предгорные области полуострова продолжалось на протяжении II–IV веко в. н. э. Вскоре их назвали не иначе как «скифо-сарматы». Под натиском готов они покинули крымские долины Альмы, Булганака, Качи и ушли в горы. Так скифо-сарматам предстояло навсегда осесть между Первой и Второй грядами Крымских гор. Культура, идеология и язык сарматов были близки скифам, поэтому интеграционный процесс этих народов шел быстро. Они взаимно обогащались, вместе с тем сохраняя черты своей индивидуальности.

В I веке н. э. на крымском полуострове появились римские легионеры. Нельзя сказать, что их история тесно переплелась с местным населением. Но римляне находились в Крыму достаточно долго, до IV века н. э. С уходом римских войск не все римляне захотели покинуть Крым. Кто-то был уже связан родственными узами с аборигенами.

В III веке на полуострове появились восточногерманские племена - готы. Они заняли Восточный Крым, расселились главным образом вдоль Южного берега полуострова. В среде крымских готов активно распространялось христианство арианского толка. Примечательно, что крымские готы достаточно долго жили в Крыму в своем княжестве Мангуп, почти не смешиваясь с местным населением.

В V веке н. э. началась эпоха Великого переселения народов. Прекратила существование античная цивилизация, Европа вступила в ранее средневековье. С утверждением новых государств формировались феодальные отношения, а на полуострове образовывались новые политико-административные центры, смешанные по этническому составу.

Следом за готами, в IV веке н. э. на полуостров обрушилась волна новых мигрантов. Это были тюрки - известные в истории, как гунны. Они оттеснили готов в горные и предгорные районы полуострова. Гунны прошли долгий путь в тысячи километров от Монголии и Алтая до Европы и осели в Крыму, открыв впоследствии дорогу хазарам, кыпчакам и ордынцам. Гуннская кровь гармонично влилась в крымский «плавильный котел», на протяжении тысячелетий формировавший крымскотатарский этнос. Гунны принесли на полуостров веру и культ бога Тенгри. И с этого времени наряду с христианством в Крыму распространилось тенгрианство.

За гуннами последовали авары, но их пребывание не оставило глубокого следа. Они сами очень скоро растворились в местном населении.

В VII веке в Крым под давлением хазар проникли булгары - один из тюркских этносов. В Крыму они жили этническими общинами, но замкнутый образ жизни не вели. Расселились почти на всей территории полуострова. Как и все тюрки, они были общительны и свободны от предрассудков, поэтому интенсивно смешивались как с аборигенами, так и с такими же, как они недавними «крымчанами».

В конце VII века к Азовскому морю продвинулись хазары (тюркские племена, в подавляющей массе относившиеся к монголоидам), подчинив своей власти почти все Северное Причерноморье и степную часть Крыма. Хазары уже на рубеже VIII века продвинулись к ареалу расселения готов на юге полуострова. После распада своего государства − Хазарского каганата − часть аристократии, исповедовавшая иудаизм, осела в Крыму. Называли себя они «караиты». Собственно, по одной из существующих теорий, именно с X века на полуострове начала формироваться нация, более известная как «караимы».

Около 882 года на полуострове осели и приняли участие в этнических процессах, происходивших среди населения Крыма, еще одни тюрки - печенеги. Они оттеснили тюрко-булгар в предгорье и тем самым усилили тюркизацию горцев. Впоследствии печенеги окончательно ассимилировали в тюрко-алано-булгарско-кипчакской среде предгорья. Они имели европеоидные черты с незначительной примесью монголоидных.

Во второй половине XI века в Крыму появились кыпчаки (в западной Европе известные как куманы, в Восточной Европе как половцы) - одно из многочисленных тюркских племен. Они заняли весь полуостров, кроме его горной части.

Согласно письменным источникам, кыпчаки были по большей части светловолосыми и голубоглазыми людьми. Удивительная особенность этого народа в том, что не они ассимилировались, а ассимилировались в них. То есть, они являлись ядром, к которому, как к магниту, притягивались остатки племен печенегов, булгар, алан и других, принимая их культуру. Столицей кыпчаков на полуострове стал город Сугдея (совр. Судак). К XIII веку они окончательно слились с местным населением, перешли от тенгрианства в Ислам.

В 1299 году, в заперекопские земли и в Крым вошли войска ордынского темника Ногая. С этого времени полуостров вошел в состав Джучиевого улуса Великой Орды, без особых потрясений, фактически не изменив сложившегося в начале XIII века структуры населения, без перемен в хозяйственном укладе, без разрушения городов. После этого и завоеватели, и побежденные зажили на крымской земле мирно, фактически без конфликтов, постепенно привыкая друг к другу. В образовавшейся таким образом пестрой демографической мозаике каждый мог продолжать заниматься своим делом и сохранять собственные традиции.

Но именно с приходом кыпчаках в Крыму начался заключительный многовековой тюркский период. Именно они и завершили тюркизацию и создали преимущественную монолитность населения полуострова.

Когда в XVI веке в крымские степи стала проникать значительная масса заперекопских ногайцев, потомки кыпчаков стали первыми, с кем ногайцы столкнулись и с кем начали довольно интенсивно смешиваться. В результате их физический облик изменился, приобретя выраженные монголоидные черты.

Итак, с XIII века на полуострове уже присутствовали почти все этнические компоненты, все составляющие, другими словами - существовали прародители, из которых сложится новая нация - крымские татары.

Примечательно, что еще до возникновения Османской державы на полуострове появились переселенцы из Малой Азии, это были выходцы тюркского племени, сельджуки, которые оставили следы своего пребывания в Крыму, как части его населения, говорившего на турецком языке. Этот этнический элемент сохранялся век за веком, частично смешиваясь с единоверным и довольно близким по языку крымскотатарским населением - процесс неизбежный для любых мигрантов. Собственно, контакты с сельджуками, а после - и турками-османами с XIII и на протяжении последующих веков не прекращались в силу того, что будущие государства - Крымское ханство и Османская империя - всегда были союзниками.

Говоря об этническом составе Крыма, трудно обойти стороной венецианцев и генуэзцев. Первые венецианцы появились на полуострове уже в конце XI века. Вслед за Венецией в Крым стала слать своих торговых и политических агентов Генуя. Последняя впоследствии окончательно вытеснила Венецию из Крыма. Генуэзские фактории процветали и в первые годы независимой крымскотатарской державы - Крымского ханства, но в 1475 году они были вынуждены возвратиться в Италию. Но не все генуэзцы покинули Крым. Многие пустили здесь свои корни и со временем полностью растворились в крымских татарах.

На протяжении веков довольно сложно складывался этногенез современных крымских татар, в котором приняли участие нетюркские и тюркские предки. Именно они определили особенности языка, антропологический тип и традиции культуры этноса.

В период Крымского ханства наблюдались и локальные интеграционные процессы. К примеру, известно, что в первые годы Крымского ханства сюда переселялись целыми родами черкесы, которые к концу XIX века растворилась в крымских татарах.

На сегодня современные крымские татары состоят из трех основных субэтнических групп: южнобережные (ялы бойю), горные, предгорный Крым (таты), степные (ногъаи).

Что касается этнонима «крымские татары», а точнее татары, то он появился в Крыму только с приходом ордынцев, то есть, когда Крым вошел в состав Джучиевого улуса Великой (более известной как Золотой) Орды. А как выше было сказано, к этому времени уже почти сформировалась новая нация. Именно с тех пор татарами стали называть жителей Крыма. Но это ни в коем случае не означает, что крымские татары являются потомками ордынцев. Собственно, именно этот этноним унаследовало и молодое Крымское ханство.

На сегодня этногенез крымских татар еще не завершен.