История османской империи - как турки построили мощную державу. Османская империя в XV - XVII веках

В 1299 году турки-османы создали на северо-западе Малой Азии новое государство, передает . В первую очередь возможность для создания государства возникла из-за ослабления влияния и мощи Византийской империи.

Одним из руководителей ранней Турции стал Осман Первый. Отколовшиеся от ослабшей Византии государства вели войну друг с другом. Но успешнее всего был именно Осман, которому удалось значительно расширить свои границы. После смерти Османа его потомки распространили свое влияние на Восточное Средиземноморье и Балканы.

Более двух веков Византия пыталась вновь завоевать Османскую империю, но попытки были тщетны. С каждым десятилетием это казалось все более невозможным. Переломным моментом в развитии империи стал захват Бурсы в 1324 году. В 1387 году турки завоевали город Салоники, а затем успешно поработили сербов.

Но более ста лет туркам не давал покоя город Констанинополь (современный Стамбул), принадлежавший в то время Византийской империи. Это был красивый город, утопавший в саду. Около ста лет город был окружен захваченными османами территориями. Но туркам все не удавалось захватить сам город, который несмотря на угрозы существовал.

Главной причиной того, что туркам не удалось быстро захватить Константинополь стало вторжение в Малую Азию страшной силы в лице Тамерлана Великого. Тимур захватил некоторые территории осман, а одного из султанов даже взял в плен. Опустошительные набеги кочевников Тамерлана на долгие годы отвлекли турок от Константинополя. Тем более, в Османской империи несколько десятилетий длилась междоусобная война за престол между родными правителей.

Однако в середине 15-го века правитель осман Мехмед Второй проводит ряд реформ, которые делают империю более жизнеустойчивой. Например, уже тогда появилось негласное правило убивать кандидатам на престол всех своих братьев-конкурентов. Дело доходило даже до убийства младенцев.

В армии была введена жесткая дисциплина, туда набирались только мусульмане, что делало ее более сплоченной.

Благодаря своим нововведениям, Мехмед Второй в 1453 году завоевал Константинополь. А затем и склонил перед собой Трапезундскую империю (современный Трабзон). В 1463 году османы захватили Боснийское королевство, а через несколько лет под натиском турков пали албанские княжества.

В 1475 году туркам удалось захватить весь Крым. В 1478 году Крымское ханство признало османский сюзеренитет. В 1514 году турки разгромили персов и укрепили окончательно свое влияние в Малой Азии.

С восхождением на трон Сулемана Первого Османская империя начала новый поход на европейские государства. Так, в 1521 году пал город Белград. Затем был оккупирован остров Родос. Параллельно турки захватили земли мамлюков на территории Африки, переплыв через Средиземное море.

В 1526 году турки разгромили венгров и убили венгерского короля Лайоша Второго. В 1529 и 1532 годах османы доходили даже до Вены (современная Австрия), но так и не смогли взять ее штурмом.

В XVI-XVII веках Османская империя достигла наивысшей точки своего влияния. В этот период империя османов была одной из самых могущественных стран мира - многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи - окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моря на востоке. Под её владычеством находилась бо́льшая часть Юго-Восточной Европы, Западная Азия и Северная Африка.

Экономика Османской империи была построена на рабстве. С завоеванием новых земель турки привозили рабов на крупные рынки, где их продавали на аукционах. В те годы на невольничьем рынке Стамбула можно было купить рабов из Африки, Азии и Европы. Например, крымско-татарские воины совершали набеги в Восточной Европе и регулярно привозили в Стамбул тысячи рабов из польских, украинских и русских земель.

Также в казну поступали деньги от налогов, которые были особенно высоки для немусульман. Османы также практиковали девширме, своего рода «налог детьми» для немусульманского населения. Это были христианские мальчики с Балкан и из Анатолии, изъятые из своих семей, воспитанные как мусульмане, и зачисленные в самый известный филиал Капикулу, в янычары, специальный отряд османской армии, который стал решающей силой в османском вторжении в Европу.

Падение Османской империи произошло по ряду объективных причин. Главная - это давление религии над государством, что негативно влияло на развитии экономики и производства. Из-за вмешательства мечети Османская империя проиграла конкуренцию европейским державам. Вторая причина - это освоение португальцами и испанцами Южной Америки, а также выход европейцев в Индию в обход Османской империи. То есть если раньше европейские купцы платили огромную дань туркам за проход караванов из Азии в Европу, то с открытием морского пути в Индию эта необходимость отпала. Третья - ввязывание в Первую мировую войну, которая окончательно подкосила экономику страны.

В 1922 году Османская империя официально прекратила существование. Как бы то ни было среди тюркских народов это была самая великая империя, которая простиралась от Африки до Каспийского моря, от Персии до Крымского полуострова.

Проблема внешнеполитических отношении Османской империи со странами Центральной и Восточной Европы в XVI-XVII вв. пока еще мало изучена, хотя интерес к ней в турецкой и польской исторической литературе в последнее время значительно возрос.

Об этом свидетельствует выход в свет нескольких новых работ турецких историков Ф. Р. Уната. О. Л. Баркана и Кемяля Беилилли. Еще больше подобных изданий в польской исторической литературе. Б Польше за последние три десятилетия появились публикации источников по этой проблематике, например, такие как книга А. Пшибося и Р. Желевского «Дипломаты давних времен, ценный «Каталог документов турецких»4, которые были обнаружены в польских архивах и хранилищах рукописей тюркологом 3. Абрахамовичем и им же изданы.

Наконец, следует отметить вышедшую в 1966 г. итоговую монографическую работу польских историков «Дипломатическая служба Польши в XVI-XVIII по «и «История польской дипломатии», в которых, однако, не акцентирована деятельность польских армян на дипломатическом поприще.

Имеется лишь мимолетное упоминание имен нескольких дипломатов-армян при рассмотрении деятельности польской дипломатической службы на протяжении XVI-XVII вв.

Вместе с тем издана прекрасно аргументированная, основанная на многочисленных архивных документах и нарративных источниках, обширная статья видного историка, востоковеда-тюрколога Богдана Барановского «Армяне на дипломатической службе Речи Посполитой»6, которая вошла затем, в качестве одной из глав, в его монографию «Знакомство с Востоком в средневековой Польше»7.

Аналогичная работа касательно связей Польши с Востоком в XVIII в. опубликована востоковедом Яном Рейхманом8. Эти исследования Б. Барановского, Я. Рейхмана, а также А. Зайончковского являются первым опытом в деле изучения роли и места польских армян в связях Польши с Востоком.

Армянские историки оперируют в основном теми данными, которые содержатся в этих работах польских востоковедов. Ныне созрела необходимость продолжить начатую ими работу, дополнить ее новыми документальными материалами, главным образом из неиспользованных польскими учеными архивов Львова, Киска, а также данными армянских источников.

В настоящей статье затрагиваются некоторые малоизученные аспекты деятельности польских армян-дипломатов и купцов в осуществлении политических контактов Турции с Польшей.

В ней на основе архивных материалов освещается характер выполняемых польскими армянами дипломатических миссий в Турции II та важная, порою решающая роль, которую сыграли дипломаты-армяне в бурные, насыщенные поенными тревогами и столкновениями годы первой четверти XVII в., особенно же в критические дни заключения в Стамбуле в 1623 г. Хотинского трактата о мире между Турцией и Полыней.

Источники свидетельствуют, что польская дипломатическая служба в Турции и Иране в значительной степени осуществлялась в XVI-XVII вв. польскими армянами пришедшими на службу в королевскую канцелярию из сферы торговли и имевшими большой жизненный опыт и широкие политические и экономические связи на Востоке. В большинстве случаев это были полиглоты.

Знание восточных языков, нравов и обычаев турок, крепкие связи с армянами Стамбула, Анкары, Адрианополя, Бурсы, Измира и других городов, осведомленность в вопросах восточного этикета, умение наладить контакты с придворными кругами и приближенными султана везирем - все это было присуще им, выполнявшим в Османской империи дипломатические поручения, и приносило успех их (иногда весьма ответственным) миссиям.

Украинский историк И. Линпиченко, характеризуя общественную роль армян в истории Юго-Западной Руси, в частности, писал: «Условия жизни делали из каждого армянина настоящего дипломата dе fасtо. Не удивительно поэтому, что армяне весьма часто являются и дипломатами dе jure.

Никто лучше армян не знал обычаев и привычек татар, турок и других восточных народов, с которыми их ежедневно сталкивали торговые обороты. Кому же, как не армянам, было поручать рискованное дело дипломатических переговоров с искуснейшими дипломатами того времени, людьми Востока, когда мелкое нарушение этикета, неловкая фраза, нарушение пустой, на взгляд горделивого шляхтича, формальности могли в самом начале расстроить дипломатическую кампанию на Востоке?

Кто, наконец, из шляхтичей того времени мог похвастаться подобными лингвистическими способностями, какими обладал каждый заурядный армянин… Поэтому-то, хотя во главе дипломатических миссии на Восток и стоят обыкновенно шляхетно урожденные поляки, какой-нибудь знатный магнат или молодой член важной шляхетской фамилии, начинающий свою дипломатическую карьеру, однако послом dе fасtо является состоящий при нем в скромной роли драгомана армянский купец»10 Чрезвычайно велика роль славянских стран, в том числе Польши и Украины, в истории армянских поселений на протяжении всего средневековья.

Города Речи Посполитой, гостеприимно приютившие армянских переселенцев, явились фактически второй родиной для них. Вот почему в армянских источниках того времени - хрониках, памятных записях манускриптов о Польше и Украине с признательностью говорится как о «Польском и украинском доме армян».

Первая четверть XVII з. была временем экономического и культурного расцвета армянских поселений в Польше, разместившихся более чем в пятидесяти городах страны, главным образом на ее юго-восточных границах, в городах-центрах торговли с Востоком, расположенных на путях караванной торговли с Турцией и Крымом.

Самые значительные поселения армян были во Львове (где одну шестую часть населения составляли армяне) и пограничном Каменце-Подольском, где они составляли треть жителей города.

Торговля с Турцией приносила огромные доходы армянскому купечеству Польши, о чем свидетельствуют имеющиеся в нашем распоряжении данные реестров пошлин, уплачиваемых армянами на Каменецкой и Снятинской таможнях - так называемый «чвартый грош» за привозимые из Турции богатые караваны товаров.

Укажем, например, что лишь за один 1616 г. прибыль каменецкого купца Сефера Нуридзнановнча составляла 9.420 золотых талеров, а купца Багдасара Оганесозича - свыше 11 тысяч. .

Существовал ряд крупных торговых семейных фирм львовских армян, которые имели свои торговые представительства в Стамбуле н других городах Османской империи. Эти так называемые «торговые дома» Бернатовичей, Акопсовичей, Оганесовичей, Муратовичей, Вартересовичей и Серебковичей проявляли интерес не только к торговой конъюнктуре, но и к военно-политическому и экономическому положению Османской империи.

Деятельные и предприимчивые, армянские купцы вели с большим риском для жизни караванную торговлю с Турцией: участие в караване, идущем на Восток, в те времена было равносильно участию в военной экспедиции.

Как заявляли старейшины армянской общины Львова в городском магистрате, «наша молодежь… с 16 - 18-ти лет привыкла ездить по купеческим делам к туркам и за море в восточные страны, так что их по году, а иногда и больше дома не бывает.

В этих поездках при караване они часто подвергаются опасности и упражняются в стрельбе, когда на них нападают сотни татар, опришков и разбойников, и они должны отстреливаться от них».

Путь торгового каравана от Львова до Стамбула занимал около месяца. И все жев течение года армянские купцы из Польши совершали по несколько поездок в кркрупные города Османской империи, где они прекрасно освоились, обретя обширные связи.

Польская исследовательница Л. Харевичева писала, что «львовские армяне имели большие доходы, и хотя они не были многочисленны, однако подвижностью своею вводили в заблуждение представление современников о своей численности до такой степени, что путешественник Дециуш заявлял: «Partim Polanian occupant Armeni («Частично Польшей владеют армяне»)», что было, разумеется, преувеличением.

В Константинополе постоянного посольства Польша не имела и ограничивалась поситкой время от времени в Высокую Порту посольств во главе со знатными вельможами. Это были, согласно собранным нами данным, посольства: князя Гурского - в 1613 г., Тарговского - в 1614 г., королевского коморннка Чудовского и Корицкого - в 1618 г., магната Отвиновского - в 1619 г., князя Збаражского - в 1622-1623 гг. и львовского горожанина, армянина Хачатура Серебковича (Серобяна) - в 1623 г., получившего от короля Сигнзмунда III за успешно выполненную миссию титул королевского секретаря.

При подобной ситуации особую ценность приобретали те сведения политического и военного характера, которыми снабжались королевская канцелярия и коронный гетман Станислав Конецпольский при посредстве гонцов. Ими также были армяне, например, Стефан Серебкович из Львова, Минас Хачерович из Каменца-Подольского и др.

На службе у гетмана Станислава Конецпольского состояли армяне Марк Сергиёвич, Ованнес Ромашкович и Ованнес Пиотрович. О значительности услуг Марка Сергеевича свидетельствует выданная гетманом охранная грамота, освобождавша я Марка Сергиёвича от уплаты таможенных пошлин во время поездок в Турцию.

Этот документ, хранящийся во Львовском историческом архиве, в частности, гласит:«Дом Марка Сергеёвича, как подручного слуги моего, оказывающего важные услуги Речи Посполитой, должен быть огражден от постоя всяких гостей, для чего приказываю герб свой шляхетский прибить над дверями его дома в Каменце и предупреждаю, что причиненные ему кем-либо обиды за мои личные буду почитать».

Ованнес Ромашкович был известным дипломатом XVIIв. Он 30 лет прослужил в королевской канцелярии и был удостоен высокого титула королевского секретаря. Свою дипломатическую карьеру Ромашкович начинал так же в Стамбуле в качестве представителя гетмана С.Конецпольского.

Из турецкой столицы он посылал самые разнообразные сведения о подготовке османами войны против Польши. Его отчет о пребывании в столице Османской империи был представлен в королевскую канцелярию и сохранился до наших дней.

В актах армянского магистрата г. Каменец-Подольский сохранились сведения и о другом армянском дипломате той эпохи Оваинесе Пиотровиче, который называет себя «слугой ясновельможного господина воеводы Саидомирского, гетмана коронного»,»выполняющим важные поручения своего господина, весьма необходимые Речи Посполитой».

Документальные материалы архивов Украины сообщают конкретные данные об армянах, сопровождавших названные посольства в Стамбул в качестве секретарей посольств, переводчиков-толмачей, игравших важную, порой решающую роль в переговорах при султанском дворе.

Ими были в начале XVIIв. Ивашко Вартерисович, Сефер Муратович, армянин Томашиз Каменца, львовянин Симон Вартерисович, пользовавшийся большим доверием короля Сигнзмунда III, который поручал ему особо ответственные миссии. В одном из заявлений львовские армяне, обращаясь к Симону Вартерисовичу, говорили:»Ты — наш старейшина, тебе надлежит защищать наши права, нашу религию и церковь армянскую, тебе все пройдет, так

Русские сыграли фатальную роль в судьбе сразу нескольких своих беспокойных соседей, претендовавших на земли самой России и на влияние в значительной части Старого Света.

Россия, восстанавливая и приумножая могущество Дневнерусского государства, несколько раз оказывалась на волосок от гибели и запросто могла стать военным трофеем для своих сильных и амбициозных соседей. Однако этого так и не произошло. А сами соседи, рискнувшие вступить в противоборство с нашей страной, потом горько об этом жалели, оплакивая свое былое могущество...

Литва

Еще в начале второго тысячелетия нашей эры единого литовского государства не существовало. Разрозненные племенные союзы жемайтов, литвы, ятвягов и жемаглов стали объединяться только в XIII столетии усилиями князя Миндовга, возглавившего потом единое государство. К этому времени представители литовской знати благодаря династическим бракам уже контролировали древнерусское Полоцкое княжество. Миндовг же, недолго думая, присоединил значительную часть территории современной Белоруссии к молодому литовскому государству. Таким образом именно Литва, скорее всего, даже еще до монголо-татар, стала первой, кто получил большую выгоду от раздробленности Руси.

Позже Литва, воспользовавшись пресечением династии Рюриковичей по западной линии, прихватила еще и Волынь. Когда же Московское княжество усилилось настолько, что смогло претендовать на западнорусские земли, великий князь Ягайло задумал избавиться от «законных наследников», договорившись о совместном походе на Москву с темником Орды Мамаем. Однако не успел. Мамай, как известно, был разбит в Куликовской битве. А сам Ягайло со своей матушкой Иулианией поклялся в верности Дмитрию Донскому и попросился к нему в семью, предлагая себя в качестве жениха дочери победителя Мамая. Естественно, признавая верховную власть Москвы над Литвой. Но не прошло и года, как его позиция изменилась. Ягайло принял католичество и женился на польской королевне Ядвиге, заключив с Польшей Кревскую унию. А его кузен Витовт разбил татар на юге и тевтонцев на западе, распространив власть Великого княжества Литовского от Балтийского до Черного моря и превратив его в одно из самых больших и могущественных государств Европы.

Вот только великие литовские князья прекрасно отдавали себе отчет в том, что рано или поздно Рюриковичи могут попытаться вернуть свои земли, и это не давало им покоя. Именно поэтому в литовских документах под фактическим запретом оказалось наименование «Россия», которое чиновники и священнослужители из Великого княжества Литовского стали заменять пресловутым термином «Московия», полюбившемся столетия спустя русофобам. Именно таким, несколько наивным, образом литовцы хотели показать отсутствие преемственности между Киевской Русью и Россией со столицей в Москве. Но терминологическая казуистика Великое княжество Литовское спасти не смогла.

В XVI веке Литва, вмешавшись в Ливонскую войну, была жестоко бита русскими войсками, и потеряла даже Полоцк. Успехи российского оружия решили судьбу княжества Литовского. Дабы спастись от полного разгрома, Литва бросилась за защитой к Польше, и в 1569 году в соответствии с Люблинской унией добровольно рассталась со своей независимостью, став частью государства Речи Посполитой. Великое Княжество Литовское как государство перестало существовать. На столетия Литва перешла под власть чужих монархов, чтобы возродиться в ХХ веке маленькой республикой, у которой сохранилась лишь память о былом величии и осталось достаточно прохладное отношение к России.

Москва же Ливонскую войну в итоге проиграла, а потом и вовсе вынуждена была открыть свои ворота иноземным захватчикам, но эта история связана уже с Речью Посполитой, в которой первую скрипку играли поляки.

Польша

Возникнув синхронно с Русью и пережив вместе с ней всю тяжесть феодальной раздробленности, а также познав горечь многочисленных поражений и иностранного господства, польское государство возродилось в XIV веке и сразу же начало прихватывать все, что плохо лежало по соседству. А плохо лежали в то время земли Галицко-Волынского княжества, они очень быстро и оказались под польским владычеством.

В XVI веке Литва, фактически подчинившаяся полякам в результате вышеупомянутой Люблинской унии, принесла им богатое приданое – большую часть земель современных Украины и Белоруссии. Однако вместе с приобретением полякам передалась и литовская боязнь того, что русские рано или поздно могут отобрать эти территории обратно. Покорение России превратилось для поляков в своего рода навязчивую идею.

Победив в Ливонской войне и отбив у русских потерянные литовцами земли, Польша не успокоилась. Воспользовавшись внутренними неурядицами в период Смутного времени, поляки, подняв на знамя сначала Лжедмитрия, а затем королевича Владислава, попытались прибрать Россию к рукам. И это у них почти получилось. В Москву в 1610 году вошел польский гарнизон, а православное русскоязычное население Речи Посполитой поляки ограничили в правах церковной унией, а также в политической и экономической сферах.

Но в 1612-м русский народ поднялся. Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского выбило поляков из Китай-города и вынудило капитулировать польский гарнизон Кремля. С этого момента у гордых польских шляхтичей все буквально начало валиться из рук. Их попытки вернуться в Россию не увенчались успехом, а недовольные польскими панами казаки и прочие православные жители Поднепровья поднимали одно восстание за другим, пока Богдан Хмельницкий не изгнал ляхов со значительной части территории современной Украины. Этот успех закрепили русские войска, которые, несмотря на смерть Хмельницкого и предательство со стороны части казацкой старшины, снова прогнали поляков за Днепр.

С тех пор Речь Посполитая просуществовала еще более ста лет, но год от года она всё больше попадала в зависимость от России. К середине XVIII столетия Санкт-Петербург уже активно влиял на избрание польских монархов и спокойно проводил через земли Речи Посполитой свои войска, а также пытался добиться для живущих под властью Варшавы православных равных прав с католиками. Националистически настроенные поляки подняли в ответ на это восстание, создав в 1768 году Барскую конфедерацию. Однако её разгромил Александр Суворов.

Восстание поляков дало прекрасный повод их наказать. В 1772 году Россия, Австрия и Пруссия произвели первый раздел Речи Посполитой, лишив Польшу ряда окраинных территорий. По итогам второго раздела в 1793 году России отошли некогда захваченные Литвой земли Руси, а Пруссии - заселенная этническими поляками северо-западная Польша. В 1794 году поляки опять подняли восстание под руководством Тадеуша Костюшко, которое также подавил Александр Суворов. Так, шляхтичи окончательно исчерпали кредит доверия к себе, и в 1795 году Россия, Австрия и Пруссия поделили остатки Речи Посполитой между собой. Участие поляков в наполеоновских войнах на стороне Франции привело к новому переделу польских земель на Венском конгрессе, по результатам которого было образовано Царство Польское с центром в Варшаве под властью российского монарха. Независимость поляки вернули себе уже в ХХ веке, но «Речь Посполитая от можа до можа» превратилась для них в несбыточную мечту. Каждая попытка Польши отхватить себе кусок от российского пирога чудесным образом приводила к ровно противоположном результату. И сегодня польским правым, призывающим Польшу к новому противостоянию с Россией, не мешало бы вспоминать об этой удивительной иронии судьбы...

Швеция

Сейчас это многим может показаться невероятным, но Швеция достаточно долго была одним из наиболее могущественных государств Европы, которое на протяжении более ста лет реально угрожало России. Звезда Швеции уже один раз закатывалась в Средние века – с уходом времен викингов северное королевство ослабло, утратило влияние и очутилось в подчинении у датского короля. Но уже в XVI столетии шведы вернули себе независимость и прибрали к рукам первые заморские территории – в Эстляндии.

В XVII веке для потомков викингов наступил второй звездный час. В Смутное время они конкурировали с поляками за влияние на Русское царство. А вскоре после этого весьма успешно выступили в Тридцатилетней войне и сразились с доброй половиной Европы в Северной войне 1655–1660 годов, постояв в Варшаве и лишив датчан Сконе.

Благодаря военным победам Швеция держала в повиновении всю Северную и Центральную Европу. Захватив большую часть Прибалтики и устья всех основных рек Германии, шведы превратили Балтику в свое внутреннее море и получили привилегии в Северной Атлантике.

В конце XVII века у Швеции появились экономические проблемы, но от них страну отвлек молодой король Карл XII, воодушевивший соотечественников военными триумфами и дипломатическими достижениями. Расправившись с коалицией России, Польши, Дании, Саксонии и Норвегии, Карл XII наверняка уже чувствовал себя самым могущественным монархом в мире. Но шведский айсберг был разбит российским ледоколом.

После нескольких локальных побед русской армии разъяренный Карл решил наказать «зарвавшихся московитов» и в 1708 году двинул войска на Россию. Однако жители Белой и Малой Руси, несмотря на обещания, данные Карлу перебежчиками вроде бывшего петровского гетмана Мазепы, отнюдь не были склонны встречать захватчиков с распростёртыми объятиями, и либо закрывались от них за стенами городов, либо бежали в леса, унося с собой запасы провианта. Король приказал грабить и жечь русские города и села. Весной 1709-го он безуспешно осаждал Полтаву, и именно под ее стенами в судьбе, наверное, всей Европы произошли крутые перемены.

В июне под Полтаву с основными силами русской армии прибыл Петр I. Российский царь имел преимущество над противником и в живой силе, и в артиллерии. Против 37 тысяч шведов и их союзников, располагавших 41 пушкой, он собрал примерно 60-тысячное войско, в распоряжении которого было 300 орудий.

Карл XII сделал ставку на силу удара своей отборной пехоты и тяжелой кавалерии, а также на неожиданность, рассчитывая опрокинуть российскую армию в ходе ночной атаки. И – прогадал. Шведы не успели вовремя построиться для наступления и атаковали позиции русских уже на рассвете под ожесточенным ружейным и артиллерийским огнем. Даже потеснив российское войско после штыковой атаки, солдаты Карла ничего не добились. Петр I воодушевил полки личным присутствием и лично повел их в бой, обратив шведов в беспорядочное бегство. В руках у русских осталось 137 шведских знамен и штандартов. К пленным шведским генералам русский царь проявил уважение, пригласив их в свой шатер на праздничный пир, где вернул верховному командованию армии противника шпаги.

Король Карл XII, поняв, что война проиграна, бросил остатки своих войск, и бежал через Днепр, чтобы укрыться во владениях турецкого султана. Вся шведская армия, включавшая примерно 16 тысяч солдат, офицеров и некомбатантов, сдалась на милость победителя. В бою она потеряла свыше девяти тысяч человек убитыми, против 1345 человек, погибших с российской стороны.

Сражение под Полтавой стало одним из наиболее судьбоносных в мировой истории. Армия, считавшаяся сильнейшей в Европе и претендовавшая на покорение практически всех своих соседей, была разбита. Швеция, рассчитывавшая на гегемонию в Северной и Центральной Европе, за один день превратилась в небольшую и утратившую всякое международное влияние страну.

Карл пытался вернуть своей стране былое величие, подбивая на тотальную войну против России Турцию, но так в этом и не преуспел. Вернувшись в Швецию, он попытался реабилитироваться, ввязавшись в войну с датчанами, но был убит при невыясненных до конца обстоятельствах – то ли шальной пулей неприятеля, то ли собственным окружением, осознавшим, что король своими военными авантюрами толкает Швецию к пропасти.

Турция

История Османской империи – это история, пожалуй, самого потрясающего взлета и самого трагического угасания великой державы. Образованная в XIII веке на части земель бывших владений Византийской империи в Малой Азии, Оттоманская Порта примерно за триста лет стала самым могущественным государством на Земном шаре.

В XVI столетии османские знамена развивались уже не только над Малой Азией, но и над Балканами, практически всей Северной Африкой, Аравией, Левантом, Закавказьем и Западной Персией. Вассалами турецких султанов стали крымско-татарские ханы. Черное море для османов было внутренним, а в Средиземном – они чувствовали себя абсолютными хозяевами. На германцев турки наводили ужас и даже дважды брали в осаду Вену. Из набегов на Россию и Речь Посполитую татары гнали миллионы пленников, которых затем продавали на невольничьих рынках своим турецким сюзеренам.

Российское государство стояло у османов как костью в горле. Иван Грозный посмел присоединить к Московской державе тюркские ханства и кавказские княжества, которые султан уже видел своими вассалами. За такую обиду русские должны были подвернуться жестокому наказанию. Воспользовавшись тем, что после подписания Люблинской унии, Ливонская война складывалась для России не лучшим образом, татары в 1571 году дошли в набеге до Москвы, а еще через год, получив от турецкого султана семитысячный отряд отборных янычар, крымский хан Девлет Гирей двинулся покорять Россию.

Однако русские военачальники Михаил Воротынский и Дмитрий Хворостин, зайдя в тыл турецко-татарским войскам и навязав им свой стиль боя возле российской передвижной крепости «гуляй-поле», в конце концов, сумели наголову разгромить незваных гостей. Так, Россия не стала турецким владением.

После завершения Смутного времени России и Турции стало тесно на одном континенте. За двести с небольшим лет российские и турецкие войска встречались в бою десять раз. И лишь один раз все это время Турции удалось выйти из войны победителем – разгромив русскую армию в Прутском походе Петра I.

Начиная со второй половины XVIII века, положение Османской империи стало катастрофическим. Русские войска полностью вытеснили турок из Северного Причерноморья, Крыма и Бессарабии. В начале XIX столетия России отошло побережье Кавказа. В 1853 – 1856 годах турки попытались взять реванш, высадившись в Крыму вместе с британцами, французами и сардинцами, но это не принесло Порте ничего хорошего. Напротив, в Санкт-Петербурге утвердились в намерении вытеснить турок в Азию. По итогам же Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов Османская империя фактически покинула Европу, сохранив за собой лишь небольшой участок суши на берегах Босфора.

Порту подвело то, что ее могущество было основано в первую очередь на жестокости и насилии. Покоренные силой народы автоматически становились союзниками России, на столетия превратившейся в главного противника Османской империи. Освободительный поход русской армии на Балканы стал одним из самых ярких примеров международного альтруизма и самопожертвования во имя торжества гуманизма и славянского братства, забившим гвоздь в крышку гроба османской имперской экспансии...

***

Четыре великие державы, чья власть распространялась далеко за пределами территорий, заселенных представителями их титульного этноса, и чьи армии наводили ужас на соседей, споткнулись, попытавшись замахнуться на Россию, и превратились по итогам борьбы с нашими предками в небольшие национальные государства, в которых теперь лишь снимают фильмы и пишут книги о былом величии. Сама история доказывает, что оптимальный способ взаимодействия с русскими – это мирное сосуществование.

Описание порядков в Османской империи дано князем Збаражским послом Речи Посполитой в Турции.

Текст очень и очень не плох,приведены факты,анализ,прогнозы кои подтвердились в будущем.Так же не плохо описано падение нравов Империи.

Каково было положение Оттоманской монархии в давние времена, каково оно сейчас? Откуда этот беспорядок и возможно ли исцеление? Какие силы имеет она на море и на суше? Чего можно ожидать от этого мира и какие доводы имеются в его пользу и против него?

Когда-то поражали порядок и великолепие Оттоманской монархии. Сопоставляя те времена с настоящим, которое представляется как бы тенью прошлого, трудно, по моему мнению, приблизиться хотя бы к пониманию ее устройства (как это можно знать и видеть в других государствах). Ведь они (турки. - Пер. ) ничего не имеют записанного, все основано на соблюдении традиций и правил . В самом смешении народов и племен, разных частей мира, различных языков и религий образуется такая хаотическая смесь, которой нет ни в одной стране мира. [В государстве], где никто не может приобрести известность, где не знают предков, не совершают путешествий за границу, где нет духовной жизни, никакого стремления к славе, побуждающего людей ко всяческим подвигам (ибо редко кто из них помнит своих предков), там происходят чудесные превращения: из огородника, зверолова - сразу же в короли, монархи, и вот уже вновь становится ничем, словно действующие лица в какой-то комедии . То, что в других странах отвергают, [здесь] сохраняют. Все это выше всякого понимания. Со всеми окружающими монархиями, тираниями [Оттоманская империя] имеет лишь некоторое сходство, различий же - много. Удивительное проявление божественного промысла проявляется в том, что, создав эту монархию не такой, как все другие, противоположной им по форме, [Бог] преумножал ее, сохранял и сохраняет. Христиане, которые естественно должны бы были быть враждебны вере турок, как своих тиранов и захватчиков, забыв Бога и свою веру, живя там и постоянно видя храмы своей веры, забыв свое происхождение, мучают и терзают собственных отцов и родичей, когда они попадают в неволю. Об отчизне и свободе своей, в которой родились, не вспоминают, душой и телом срастаются с их законами и порядками. И не турки, но христиане и их потомки являются основой и опорой империи и ее господами. У всех народов всегда были и есть на устах слова о том, как сладостны [воспоминания] об отчем доме. Образы родных мест, родных пенатов возвышают душу. Вера, однажды постигнутая, редко забывается. Все это там никакого веса не имеет. Наследники честных семей, попав в неволю или по собственному желанию там очутившись, никогда не возвращаются к добрым помыслам, хотя помнят о своем происхождении, являются наихудшими и неистовыми [слугами султана]. Как и все другие, и я с изумлением отмечаю это. Что же я смог узнать и понять о порядках в этой империи и переменах, которые произошли?

В Турции были и существуют только два сословия , хотя и они имеют различные категории, но у всех у них один государь, [пред ним все] остальные - невольники. Власть этого государя абсолютная, от него, как от земного Бога, исходят добро и зло, порицание которых в душах человеческих есть бесчестие и грех. Этот монарх - основа и опора всего. На все - его воля. Без нее у невольников нет ни семьи, ни почета, ни наследственного достояния. Поэтому никакие партии, никакие союзы не образуются, ибо назавтра не сын, а султан унаследует твое имущество. Такова судьба всех. Возвышение определяется не рождением, не достоинствами. Сыну невольницы лучше [живется, чем законному наследнику], поэтому не препятствуют никаким любовным связям, не заключают браки.

Кого государь возвысит, тот процветает какое-то время, как только понизит - сразу же померкнет. Поэтому между ними (подданными. - Пер. ) нет прочной дружбы, постоянные зависть и соперничество. Один теснит другого, чтобы занять его место; открывают все тайны государю. Кто на государственной должности, тот приказывает и тот в почете. Свергнутый теряет все, никто его не почитает.

Не меньшее значение, чем добрые дела и наказания по воле [государя], имели обучение и упражнения во дворце для сохранения порядка в государстве . Через это проходили все должностные лица, как через школу, и были образцом для всей земли. Отбирали христианских сыновей по их энергии и способностям и использовали в разных делах. Особенно старательно занимались с теми, кто должен был возвыситься до служения монарху. Обучая письму, наибольшее внимание уделяли воспитанию скромности, воздержания и наблюдательности. Не пренебрегали и различными военными упражнениями. Первой ступенью была служба при султане: нужно было носить его лук, стрелы, саблю, буздыган, заботиться о его еде и напитках, туалете, хранении одежд и т. п. Хорошо проявив себя на этом поприще (слуг. - Пер. ), переходили на низшие должности [при дворе]: сокольничьего, псаря, ловчего. Затем становились поручиками (кетхуда. - Пер. ), доходили до должности аги янычар. Отсюда путь вел к должностям азиатского и европейского пашей (бейлербеев. - Пер. ), а затем, если хорошо управляли, - к везирским чинам, чтобы присмотрелись к управлению. Так, постепенно, доходили до высшего поста, откуда редко смещали, разве что за какое-либо большое злоупотребление. [Благодаря] долгому правлению [везиров] росло могущество державы. И они сами, умножая славу, совершали великолепные дела, воздвигали здания, приносившие славу и пользу государству. Люди, находившиеся под их началом, при появлении вакансии могли достойно занять эти места. Они, в свою очередь, учили и воспитывали своих приближенных. Так умножались знания каждого сословия, росло желание развивать добродетели. При прежних государях редко иным путем приходили к высоким должностям .

Наивысшей наградой считалось, когда избранника удостаивали почетной одежды, присланной из дворца. Это давало ему душевные силы для усердной службы во дворце, для стремления искусно владеть оружием. Все это вело к тому, что умножалось величие и могущество государя, и людские души возвышались над ничтожеством своего происхождения.

Войско имело нерушимый многие годы порядок. Прежде всего каждый имел свою одежду в зависимости от должности и рода службы, никто не вмешивался в чужие дела. Никто под страхом казни не стремился к дорогим нарядам, осуждались и искоренялись роскошь и изнеженность, которые губят их сейчас. Жалованье и другие награды были невелики. Тимары, что есть земельные владения, были так разделены, что никто не выставлял более двух сабель (двух воинов. - Пер. ) с земли, с которой служил, но, так как расходы были невелики, все были удовлетворены умеренным доходом [с тимара]. Поскольку превыше всего почитались послушание и воздержание, то всегда, когда воевали, это не было им в тягость. Этот шнур [власти], так прекрасно сплетенный, находился у одного хозяина в руках, то есть у самого монарха. Пока соблюдался этот порядок, основы [государства] не подрывались. При таком правлении это государство росло и расширялось чуть ли не тысячу лет , то есть более всех других монархий мира. Ни одна из них не сохраняла так долго своего совершенства и могущества, тем более без каких-либо реформ. А ведь этого несчастья не избежала даже Римская держава, в IV столетии претерпевшая значительные изменения. Затем многие государства были включены в состав процветающей Восточной [Римской] империи, всего в нее вошло 23 провинции, [каждая] величиной с королевство, без числа города и крепости. В нее входил отец роскоши - Новый Рим (Константинополь. - Пер. ). Кормилица высшей мудрости - Греция - увязла в этих сетях. Там вершина всего мира - Египет. Там - золотая Аравия. Там - связанные единым путем чудесные Каир и Мемфис. Сверх всего там, в горсти у этой мачехи (Восточной империи), - земля, мед и млеко родящая, данная как наивысшая награда добродетелям Авраама, дарованная ему Богом и для большего вожделения его детей наказанная долгим, почти восьмисотлетним голодом. Зерна из этой горсти уже понемногу выпадают, а как это происходит, услышишь.

Изменения в Империи

Так как целостность этого государства и единодержавие зависели от почитания обычаев, соблюдения старых порядков и их сохранения, единственным стражем которых был султан, перемена государя, охранителя [обычаев], должна была привести к их изменению, а затем сказаться на целостности государства. После Сулеймана едва ли не до настоящего времени правили государи ленивые и изнеженные, а именно Мехмед и Ахмед , которые любовались своим величием, но не интересовались, каким путем достигли этого величия. Раньше всего испортили сословие чиновников, которые начали получать блага не за заслуги, а за деньги. А все из-за султанских жен, которые через своих мужей способствовали повышению [чиновников по службе], беря за это деньги и богатея. Те же, кто покупал должности, чтобы и самим обогатиться, и возместить затраты, бенефиции (тимары. - Пер. ), попадавшие им в руки, продавали за деньги, а более достойных заслугами и мужеством, [чем они сами], всех до конца истребляли. Потом дело дошло по рядовых воинов, которые начали откупаться от своих повинностей и становились, как они называют, отураками. Так торговля [должностями] прежде всего заразила войско. Также христиане, из детей которых набирают янычар, предпочитали выкупать своих сыновей, видя, что все превратилось в предмет торговли. Набор войска производился небрежно, важно было только обеспечить его численность. Проступки и злодеяния, которые прежде карались смертной казнью, теперь прощались за взятки старшим начальникам. Множество плохих примеров привели к росту различных пороков. Эта отрава, проникая в среду воинов, хотя опытных, но наглых и заносчивых, в условиях безнаказанности и своеволия быстро разрасталась.

Более достойные и опытные воины видят, что за своеволием не следует наказание, а за хорошую службу - награда, что более, чем воинские доблести, ценится какая-нибудь услуга во дворце, когда каждый воин пограничного гарнизона старается добиться возвышения скорее с помощью какой-нибудь женщины [из сераля] или евнуха, чем заслугами в глазах военачальника. Постепенно оружие становилось им противным, а поклоны - приятными. Те, кто прибегал к этим приемам, стали жить в роскоши. Начало укореняться пьянство, которое раньше каралась как человекоубийство. Следуя таким примерам, многие предпочитали откупаться от военной службы, чего можно было без труда достичь. Дело в том, что везиры, идя на войну, больше денег собирали, чем людей. Быстро проявились плохие последствия этого недуга.

Прежде всего под Эгером на глазах у государя обнаружился недостаток мужества [воинов] . Возвратясь домой, они подняли бунт против любимцев султана, брата нынешнего Халил-паши и подскарбия. Султан был вынужден их казнить и выставить головы на всеобщее обозрение. Затем началось восстание простонародья в Азии, позднее - [выступление] виднейших пашей, к которым примкнули недовольные [правлением] и те, кто считал, что их заслуги не оценены по достоинству . Произошли значительные опустошения тех стран, потому что от пашен и домов своих все, кто мог, кинулись в ряды беззаконных ватаг.

А так как уничтожить их не могли, власти обратились к другим способам умиротворения: раздачам, увеличению жалованья, изменению порядка предоставления снаряжения, прощению различных проступков 10 . Отсюда начали слабеть сила султанских указов и почитание должностных лиц.

Поскольку из-за щедрых раздач и опустошений уменьшились доходы казны и значительная часть их уходила на дворцовые расходы и роскошь, жалованье ехало нечасто к ним (воинам. - Пер. ) поступать. Сам Халил-паша, который воевал в Персии, рассказывал мне, что, когда дело дошло до военных действий, [солдаты] требовали жалованье, дерзко пререкаясь с военачальниками, пока не началась битва.

В результате всего этого из-за недостатка денег стали их под разными предлогами вымогать у богатых людей. Отсюда возникла подозрительность государей, по малейшему поводу бесчестивших благородных и достойных людей. Так множество подданных погибло, уничтожили почти всех достойных людей.

После тех [султанов] вступил на престол скорее порывистый и гневный, чем разумный, государь Осман, считавший, что он всего достигнет, как и первые султаны, одной суровостью, которой не было ни у его отца, ни деда. Не слушая никого, только льстецов, начал оскорблять старших 11 , иных топить за проступки и сурово карать за уже широко распространившиеся преступления, вводя во всем старую дисциплину, прежде всего в войске. После войны он хотел все войско переменить 12 . Его суровость привела его самого к преждевременной смерти, а тех [воинов] к отчаянию, так как видели, что теряют и хлеб насущный, и саму жизнь. Поскольку вся эта монархия держалась до сих пор на слабом фундаменте - на одной только голове [султана] и его приближенных, то, рассыпавшись вслед за падением фундамента, все вернулось на круги своя. [Всем стали заправлять] простолюдины, не знающие обычаев, без чести и благородства, разодетые в атлас, без знатных [предков], без родни, без уважения и почтения к кому бы то ни было. Так что через восемь месяцев после первого [в османской империи] убийства монарха едва ли тень осталась от прежнего [порядка], ни одно сословие не сохранилось в своем благородстве, не сберегло своих качеств незапятнанными. Вместо добродетелей возобладали все пороки, страшное пьянство, открытый разврат, роскошь, лихоимство невероятное, лицемерие, открытое предательство 13 .

Все это неизлечимо и в доме самих государей. Нынешний монарх (Мустафа. - Пер. ) - попросту безумец, ничего не понимающий и ни к чему не способный, так что из-за него отчаивается и его мать, в руках которой все управление находится. Но так как она действует скрыто, якобы от имени султана, среди таких испорченных людей, то делает это под большим страхом, и не при помощи [государственной] мудрости или по установленным правилам, а только с помощью денег; безумие султана проявляется тем временем все более открыто. Ближайших его наследников - четверо. Одному из них, Мураду, 12 лет, другому - 8 или 9, остальные еще младше. У Мурада ряд дефектов (о чем знаю от главного придворного врача - араба), а именно у него какие-то судороги, подобные помешательству, хотя и бывают светлые промежутки. К тому же у него одна рука сухая. Его мать [Кёсем-султан], женщина еще молодая и роскошная, очень расточительна. Конечно, ее правление будет таким же или еще худшим. Второй как будто лучше этого, но у него между лопатками пузырь, который чудовищно вырос. Кроме того, возраст у него неподходящий. Между нынешними же главными сановниками, которые могли бы надлежащим образом обеспечить опеку или совет в Константинополе, нет никого, за исключением двух. Один - это нынешний везир, другой - Халил-паша, морской капитан (капудан-паша. - Пер. ). Нынешний везир (Мере Хусейн-паша. - Пер. ), конечно, более подходящий человек, но с ним [турки] долго не выдержат, потому что боятся его и его правления. Страх охватил их всех, но свергать его не будут, а, наверное, убьют. Халил-паша - не такой выдающийся и менее влиятельный человек. Характер его более мягкий, он избегает опасности, не хочет этого (стать садразамом. - Пер .), желает даже дервишем стать. Из прочих [везиров] больше никто не имеет ни государственного ума, ни авторитета, друг друга называют скотиной. В Азии некий Нафис-паша 14 имеет какое-то влияние, но как будто он человек очень старый и больной. Есть и будинский [паша], но этот не приедет, как они сами говорят, потому что там у себя достаточно укрепил свое господство. Когда его перевели на службу при султане, воины не хотели его отпускать и того, кто приехал [на его место], чуть не убили. Из прочих ни об одном не слышно.

В городе [среди воинов] распри. Прежде всего среди янычар и сипахиев, над которыми янычары берут верх в столице, потому что их больше, да и пехотинцам [в городе] легче. А там, где сипахиев больше, они грозят янычарам. Благородные и честные люди, мужи совета, держат сторону сипахиев. Наглые выскочки [к янычарам] присоединяются, хотя и между ними тоже не меньшая ненависть. Дело в том, что новички хотели бы избавиться от старых воинов, которых 15 тысяч сверх нормы, а те, в свою очередь, от этих новых янычар. Существует дворцовая партия, к которой принадлежат ичогланы, бостанджи, то есть огородники, и множество дворцовых ремесленников, с которыми связаны хаджи, ученики духовных училищ, которых немало. Все они одной линии [держатся]. В среде сипахиев также есть причины для ссор. Они владеют неравными тимарами, более бедные хотели бы поделить владения богатых.

Далее: хотели бы между собой делить имущество духовенства и вакуфы, а это твердая кость, которую разгрызть не удается. Особенно в Азии, где если сипахи встречает янычара, а янычар сипахи, то один стремится убить другого, каждый обвиняя противника в том, что Османа умертвил. Против константинопольских [воинов] всеобщая ненависть. Хоть их разделяет море и большие расстояния, [азиатские сипахи] говорят: пусть эти константинопольские со своим султаном остаются, а мы его знать не хотим. Из Египта, Каира, дань не получена и не придет; черные (берберские. - Пер. ) арабы считают большой обидой для себя, что после Османа их лишили почти всех должностей, что их презирают. Некие Сафоглу и Маноглу, главари [мятежников], войной угрожают 15 . Вавилон, столица восточных владений его (султана. - Пер. ), занят каким-то Бекир-пашой, изменником 16 . В Эрзеруме, перебив янычар, укрепился Абаза-паша 17 . Не прекращаются набеги, разбой. Ожидали этого и в европейских владениях, потому что там уже начиналось [брожение]. Если же [Порта] захочет силой оружия прекратить беспорядки, безусловно начнется гражданская война.

Могущество Оттоманской монархии в настоящее время

[Янычары.] Могущество больше на словах, чем на деле. Наилучшим тому доказательством было [время правления] Османа, при котором государю изображали численность войска как достаточную. Совершенно бесспорно, что они (турки. - Пер. ) ставят своей целью иметь во всех провинциях 30 тысяч янычар, включая в это число новобранцев и пушкарей. Полагаю, что эта [цифра] может служить основой для [исчисления] жалованья и хищений из казны, но не численности самих воинов. В действительности Осман, который с радостью забрал бы всех жителей в войско, имел [в Хотинском походе] не больше 10 тысяч [янычар]. В Азии, где нет набора войска, их меньше, чем в Европе. Особенно их много в венгерских пограничных замках - чтобы угрожать соседу императору. Оттуда их, безусловно, ни в какой поход не отправят, и они сами, придерживаясь обычая, не пойдут, как не шли с Османом. Тут же, около Константинополя, редко их можно видеть, потому что нет крепостей. В самом Константинополе, говорят, 20 тысяч. Никак не могу это принять, потому что со всеми, о ком раньше упоминал, получается не более 10 тысяч.

Берберских янычар, называемых джезаирем 18 , насчитывается 12 тысяч. Но они с ними (турецкими янычарами. - Пер. ) на войну никогда не ходили и ныне приказ султана не приняли: при мне [стало известно], что не поехали.

Какие же это воины янычары? Начну с вооружения. Имеют янычарки, которые дают очень сильную отдачу, нельзя стрелять, приблизив к лицу, надо с плеча снять. Порох очень плохой, прицельная стрельба очень затруднена. Одиночным выстрелом не убьют, хотя при залпе нанесут большой ущерб. Молодые воины мало упражняются в стрельбе. Это настоящий сброд - отрастили длинные бороды и относятся к ним как к чему-то святому. Парни молодые, избалованные. Управляют ими люди без всякого опыта. Есть еще немного старых янычар, среди них попадаются совсем дряхлые. Из новых [начальников] ни один не выдерживает на должности аги янычар [нескольких] недель, не то что месяцев, никогда прежде они не знали, что такое война. Нынешний ага янычар был цирюльником у Османа, его уже смещают; на его месте снова будет какой-нибудь огородник или дворцовая креатура.

Сипахи - второе воинское сословие. Считают, что они многочисленны, но, как я определенно выяснил, при покойном султане Османе их было не более 120 - 130 тысяч, даже включая не только сипахиев, но и других, которые были их подчиненными 19 . Отряды сипахиев, называемые булюки, разделяются на европейские и азиатские, во главе их - семь начальников. Главное их знамя - красное, его держат справа от султана. Там, на самом почетном месте, - лучшие воины. У этого знамени - воины, каждый с флажком на копье - знак благородства и честности. Другое знамя, желтое, находится слева от султана. По значимости оно на втором месте. Менее почитаемы остальные знамена. Внешне, однако, [весьма впечатляюще, когда] воины под этими семью знаменами выезжают на чудесных, откормленных конях, в прекрасных тюрбанах и очень дорогих шароварах, с перьями и крыльями, которыми украшены не только воины, но и кони. Они образуют свиту государя, составляют цвет конного войска.

Виды оружия - почти все [те, что] применялись при Османе: джида - род копья с древком из индийского тростника, бывают и из легкой по своей природе древесины, очень гибкие, легкие в полете. Чтобы их упрочить, железный наконечник закаливают. Копий очень мало, и пользуются ими очень неумело, их применяют лишь албанцы и другие жители окраин государства. Могу определенно утверждать, что с Османом было не более 5 тыс. копьеносцев. Лук также применяют редко и плохо им владеют. Ружья имеются едва у одного из тысячи, обычно у наших ренегатов. Копья не годятся для атаки, разве только для схваток перед боем, когда приходится биться врассыпную и на легких (без панцирей) конях. [Тяжелое] оружие и панцири не используются.

Воины из Европы лучше азиатов, более выносливы, чем они. У азиатов изнеженность и леность были велики еще при римлянах. Сидя на верблюдах и слонах, они воюют чаще всего в коротких шелковых рубашках, с легким оружием. Когда как-то в октябре под Хотином прошел холодный дождь с ветром, все эти бедолаги скрючились от холода. Видимо, скорее числом воинов, чем подлинной силой, гордился османский тиран, в реестрах которого число людей и лошадей было необычайно велико. Азиаты раньше имели больше лошадей и верблюдов, но сейчас их поубавилось. Война с нами так всем опротивела, что европейские [сипахи] отговариваются [от участия в ней] бедностью, что так и есть, азиатские - неблагоприятным временем года, громко кричат, что в Европу на войну идти не хотят, не хотят, чтобы их морозили: видно, хорошо те, в рубашках, намерзлись.

Без азиатских животных нельзя вести серьезную войну в Европе. Те обозы, которыми себя обременяют, везя все удобства и богатства, требуют большого числа верблюдов и мулов, а их уж и там (в Азии. - Пер. ) не хватает, ибо множество [скота] потеряли во время Хотинской войны.

Нет более точного критерия численности войска и благосостояния, чем заселение территории государства, которая находится в запустении. В Азии было не менее 1900 тысяч семей, плативших дань, ныне считают, что их немногим более 70 тысяч. Европа (европейские владения империи. - Пер. ) вся опустела. Те, кто ездит вплоть до Буды, рассказывают, как часто приходится останавливаться в поле, так как на много миль не найти села. То же [на пути] от Константинополя к Дунаю, где проходили войска султана: Добруджа вся пуста, разорена; по дороге к Рущуку не больше 70 городов, местечек, селений, больших и малых, считая не только те, где проходили, но и те, что видны были путникам. Есть поговорка, что, где ступит конь турецкого султана, там трава не растет. Сейчас из-за безвластия все дошло до крайнего разорения 20 .

Сипахи и янычары шатаются от села к селу, как будто это их основное занятие (особенно это проявилось в Польше), едят, пьют, вымогают подати от пахотной земли, требуют пустить на постой. У женщин забирают последние деньги и [нередко] убивают их, так что всю оттоманскую землю можно назвать разбойничьим вертепом.

К этому добавилась эпидемия, которая по особой милости божьей вредила больше туркам, чем христианам, и почти опустошила турецкие селения. На побережье Черного моря все это проявилось в такой степени, что не понадобились и казачьи набеги: те, кто уцелел, в страхе [перед мором] поразбежались. Вот известие точное, безошибочное: с Османом до 300 тысяч человек приходили, и сколько он [из них] погубил! И так тогда бежали [дезертиры], что сам капудан-паша, стоявший на переправе, говорил, что у палачей рук не хватало вешать беглецов.

Если с таким государем, молодым и энергичным, не пошли [в поход] ни по своей воле, ни по принуждению, то еще меньше можно ожидать этого в настоящее время. Коней во всей их земле не имеют, особенно в Европе. Больше всего лошадей благодаря «хорошим» нашим порядкам доставляют из Польши греки, армяне и молдаване.

Оттоманские морские силы. На Белом море вот уже несколько лет не могут снарядить более 56 галер. В этом году будет еще меньше, надеются снарядить немногим более 40. Не ошибусь, если скажу, что на Черном море - при самом большом преувеличении - их будет не больше 20. [Турецкие] галеры плохие, оснащены очень скверно. Ни на одной из них, кроме галеры капудан-паши, нет даже 100 воинов, в основном - 70 - 60, да и тех либо насильно завербовали, либо они отбывают повинности 21 . На вооружении [галеры] не более 50 - 60 ружей. Таково [положение] на Белом море, на Черном - еще хуже. Военному делу не обучают уже около 100 лет. На побережье воины столь «мужественны», что едва не умирают [от страха], когда должны идти против казаков, которых полно на Черном море 22 . Те же, что на Белом море, такую «храбрость» обнаружили, что их 50 галер не решились сражаться с флорентийскими и едва спаслись от них бегством.

Происходит это все оттого, что во флоте полно всякого отребья. Отступив от давних обычаев, позволили [правители] принять в среду воинов цыган, греков и других, служащих за деньги и благодеяния. Не удается им также набрать работников. Дело в том, что живущие на побережье греки и другие народы, повинности которых заключаются в поставке [гребцов], стараются откупиться, да и число их уменьшилось от эпидемии. Все держалось и держится на польских невольниках, из которых в прошлом году многие умерли, ибо наши люди не выдерживают [тяжкого труда]. Невозможно и денег достать на столь обременительные расходы, [как строительство галер], из-за всеобщего разорения. Каково положение дел, легко увидеть из того, что теперь еле-еле смогли снарядить одну галеру 23 .

Все приморские крепости плохо укреплены. Устроиться служить в них стремятся либо старые воины, либо трусы, сердце которых слишком боязливо для битвы в поле, но таковым оно остается и в крепости. Из-за опустошения, о котором я уже рассказал, земля почти не обрабатывается, мало сеют в окрестностях Константинополя. Все продовольствие для него доставляется по Черному морю и совсем немного (только рис и овощи из Египта) - по Белому, но на всех этого не хватает.

Проявилось это при Османе, когда Черное море и Дунай из-за войны были закрыты [для торговли]. Флорентийские и испанские галеры хозяйничали на [Средиземном] море. Хлеб был столь дорог, что люди погибали от голода, не было никакого подвоза продовольствия по морю.

Нынешний мир 1623 г.

Заключенный ныне договор имеет все данные для того, чтобы действовать долго, поскольку нет сомнений, что [османы] не знали более тяжелой войны, чем с Польшей. Продовольствие туда (под Хотин. - Пер .) приходилось доставлять на лошадях, так как из-за запустения [края] его трудно было доставать [на месте]. Кормить требовалось не только людей, но и коней, так как турецкий конь не выдерживает без зерна.

В своей земле (в балканских провинциях. - Пер. ) нет возможности делать перевозки, кроме как по Дунаю. Отойдя от него, трудно обеспечить доставку [продовольствия] на большие расстояния. Что можно взять с этой земли, если она опустошена?! За Дунаем (в османских провинциях. - Пер. ) нет частных земельных владений. Землю государственную, султанскую, [сдают] крупными участками за большие деньги.

Сам воздух наш и трудности, к которым они не привыкли, были им хорошей наукой. Теперь нас будут обходить стороной. Неисчислимые расходы на эту столь далекую [войну], когда не было никаких удобств, особенно когда казна истощена, приведут к тому, что правители тех земель (Османской империи. - Пер. ) не захотят [войны]. Среди пашей нет людей доблестных, желающих воевать. Предпочитают теперь обеспечить себе благосклонность дворца для большего достатка и безопасности. Сами же воины (сипахи. - Пер. ) крайне обнищали из-за Хотинской войны, потому что там пало бесчисленное множество коней и верблюдов. Добывали деньги, чтобы предаваться праздности, роскоши и безмерному пьянству. Тем, кто в Константинополе, позволено бесчинствовать, а не воевать. Тем же воинам, которые размещены по окраинам государства, не захочется из-за этих гуляк погибать на границе. Поэтому так уже повелось, что турки, [живущие] на границе, с большой учтивостью принимают послов Речи Посполитой и стремятся к миру.

Обстоятельства, препятствующие сохранению этого мирного договора. Первое - это казаки. Удерживать их без войска и с таким малым жалованьем сможет разве что Господь Бог, люди же осмотрительные [не берутся за это]. Если они (казаки. - Пер. ) на море будут ходить, совершать такие нападения, то это вынудит турок предпочесть смерть в открытом бою безвестной гибели со своими семьями. Они (турки. - Пер. ) проявляют по отношению к нам великое терпение, чтобы избежать необходимости вновь начинать против нас войну.

Наверняка, однако, будет то, что готовилось уже при мне (во время посольства 1622 - 1623 гг. - Пер. ): на нас натравят татар, которые им уже (тому есть свидетели) предлагали свои услуги. {Турки] не отсоветовали им, тем самым дав основание надеяться, что позволят [совершить набег]. И те (татары. - Пер. ), видя наши беспорядки, надеются быстро осуществить свои желания.

Второе препятствие [к установлению прочного мира] - в том, что среди высших [османских] сановников нет таких разумных людей, которые способны бы были занять должности везиров, а тем более [таких, которые] стали бы друзьями Речи Посполитой. Государь нынешний такой неблагоразумный, что его можно назвать просто безумцем. При таких проводниках [государственной политики] легко причинить нам зло при неа подготовленности нашей [обороны].

Третье препятствие, которое нельзя устранить никакими доводами, самое серьезное - татары. Они разделены на две [орды]. Одна - белгородские [татары], им рукой подать до Речи Посполитой. Другая - под властью хана перекопского - крымские татары. Белгородскими повелевает Кантемир, убрать которого турки, безусловно, не захотят, поскольку он хорошо их поддерживает против казаков в нынешних мирных условиях. В обстановке таких волнений [в столице], если бы и хотели его убрать по государственным соображениям, не могли бы, пока он силен. Этот Кантемир многие пустующие земли заселил ногайскими татарами, к которым он сам принадлежит, сильно укрепился и продолжает укрепляться. Если сперва их было 5 - 6 тысяч, то сейчас наберется до 20 [тысяч]. Начал было проникать и в Молдавию и, если будут продолжаться казачьи набеги, вероятно, ему разрешат расселить их до Днестра. Этот Кантемир объединился уже теперь с [крымским] ханом, у них одни кочевья, замыслы одинаковые, вместе и отплатят нам за казачьи набеги. Но, допустив, что казаки не дадут повода, они никак не позволят, чтобы такой подарок, как наши земли (возможность грабежа. - Пер. ), уплыл из их рук. Может быть, Кантемир, хан и калга сами и не пойдут, но предводители под другими именами будут вторгаться во главе больших отрядов.

Действие указов нынешнего турецкого султана ничтожно. В самом Константинополе невозможно было воспрепятствовать тому, чтобы на улицах не курили табак и не пили, указы превратились в посмешище. В дальнейшем ими будут еще больше пренебрегать. А люди, живущие вдали [от столицы], их не только не придерживаются, но и вообще забыли. Сама необходимость, даже если бы существовали строгие запреты, вынуждает татар к этому (к набегам. - Пер. ). Они [дают] пищу, одежду, иначе погибли бы. Сама доступность этих мест (владений Речи Посполитой. - Пер. ), недостаток осторожности нашей, легкость сбыта [награбленных] товаров туркам испортили бы и самых лучших людей, не только алчных разбойников. Не очень-то турки из-за этого будут волноваться и восстанавливать справедливость, более того, рады будут. Едва ли без этого (без набегов. - Пер. ) смогут жить и держаться, хотя и обещают. Почти все работы на суше и на море, все хозяйство держится на подданных Речи Посполитой. Даже жены и красивая прислуга родом оттуда. Если от татар не будут [поступать] все новые невольники (число которых по разным причинам уменьшается), откуда богатство возьмется? Оно обеспечивается руками пленников (крестьян у них нет), пустующие земли их заполняются стадами из Польши. Во всеуслышание уже говорят о том, что трудно им без этого (без набегов. - Пер. ) продержаться.

Напоминать о справедливости только на словах и скорее выклянчивать ее, как нищие подаяния, все чаще становится обычным для [политики] Речи Посполитой. Если я, будучи великим послом моего государя, не мог ее добиться, то как смогут ее получить переводчики и гонцы, с которыми там меньше будут считаться? Ведь негоже им (туркам. - Пер. ) карать и зло причинять [людям] своей крови и тем, от которых получают богатства и всяческие удовольствия. А то, что татары [на польских землях], как в своих собственных владениях, чинят мерзости, даже сабель из ножен не вынимая, воодушевляет турок (поэтому Осман и решился на войну), так что и оскорбят нас и не дадут удовлетворения [нашим претензиям], только словами отделываясь, не сделают ничего, потому что [такое положение вещей] для них выгодно.

Каждый должен знать, что турки хотя клянутся именем Бога, создателя жизни, которому все возносят хвалу, но имеют еще двух богов, которых более всего почитают, - насилие и деньги. Иначе говоря, не держат данного слова, к этому их надо принуждать или [верность слову] купить.

Заканчиваю тем, что, если на какую-нибудь христианскую страну обрушится турецкая война, следует опасаться не основного турецкого войска, а татар. Это я точно предсказываю. С другой стороны, если дойдет до того, что уже решено, чтобы Кантемир с 30 тысячами молдаван и валахов, 2 тысячами людей из Буды и Канижа под предводительством Ибрагим-паши, 6 тысячами воинов пашей Печа и Герцеговины шел на помощь войску против императора, то следует особенно опасаться, чтобы татары не задумали двинуться через польскую территорию. Даже если пойдут иным путем, безусловно, захотят вести войну в Силезии.

Кто столь могущественного врага зовет на помощь, не может по своему желанию приказывать ему или направлять его. Польша так или иначе открыта для него (Кантемира. - Пер. ). Следует твердо стоять на своем (в отношении татар. - Пер. ): теперь устранены всякие сомнения, что они слово держат только до тех пор, пока боятся войск Речи Посполитой, действуя так из страха, а не как честные соседи.

Итак, Речи Посполитой нужно [регулярное] войско, а не ополчение, которое и войском-то назвать нельзя. Оно с божьей помощью дало бы отпор обнаглевшим от безнаказанности буджакцам. Тогда бы, в случае успеха, если Господь Бог обеспечит его, а также из-за страха - сейчас они пренебрегают всякой осторожностью - они остановились бы. И у других [татар], которые нас ни во что не ставят, не считаются с авторитетом Речи Посполитой, это вызвало бы страх; [прекращение татарских набегов] могло бы дать [нам] возможность держать казаков в повиновении, что укрепило бы наш авторитет в глазах турок. Добивались бы безусловно справедливости (компенсации. - Пер. ) у турок и интриг соседских не боялись. [Турки], видя свою слабость и потрясения, знали бы, что Речь Посполита, характер свой изменив, готова сокрушить их могущество. В противном же случае, говорю и довожу [до сведения] как моего государя, так и Речи Посполитой, придут несчастья и поражения.

Желал бы и того, чтобы казаки были остановлены, но не согнаны [с Днепра], чтобы не раздражали турецкого султана, потому что от этого нет никакой выгоды, а только этот установленный мир - желанный для всех - нарушается. Однако пусть бы [казаки] готовились [и ждали] решения Речи Посполитой, когда всей своей могучей силой им ударить. [А следовало бы это сделать], когда наступит время новых смут у турок и когда укоренившееся своеволие у них возобладает, из-за чего наверняка они пойдут на другие народы. [Казакам надо] действовать не так, как обычно (чем только возбуждают турок против нас), но, взяв в помощь Господа Бога, уничтожить ту слабую армаду на Черном море (что является делом возможным, как я выше показал), после чего взять Константинополь - гнездо турецкого могущества. Издалека [Стамбул] кажется могущественным, вблизи же он слабый и без труда попал бы в их (казаков. - Пер. ) руки, а если бы дал Господь Бог, и к нам бы перешел 24 .

Об этом не время и не в моей компетенции говорить. Скажу только: ясно понимаю и вижу, что ни одному народу не дал; Господь Бог больших возможностей для овладения жизненными силами этого государства, кроме (народов] Речи Посполитой. И есть надежда на окончательную их (турок. - Пер. ) гибель, если будем просить Бога Высочайшего и если будем не гордостью возноситься, не надменностью, а смиренно, но с мужественным сердцем захотим использовать подходящие возможности. Речи Посполитой Господь Бог те земли обещал, и я бы обосновал это подробнее, но сейчас закончу этим пожеланием.

Копия чужих материалов

Русско-турецкая война 1676 - 81 была вызвана расширением агрессии Османской империи во 2-й половине 17 века.

Русско-турецкая война 1676 - 81 была вызвана расширением агрессии Османской империи во 2-й половине 17 века. После захвата Подолии в результате польско-турецкой войны 1672-76 турецкое правительствово стремилось распространить своё господство на всю Правобережную Украину, опираясь на своего вассала (с 1669) - гетмана Правобережной Украины П. Д. Дорошенко. Предательская политика Дорошенко вызвала недовольство значительной части украинского казачества, которое в 1674 избрало гетмана Левобережной Украины И. Самойловича единым гетманом Украины. В 1676 Дорошенко с 12-тыс. отрядом захватил Чигирин, рассчитывая на подход турецко-татарского войска, но весной 1676 русско-украинские войска под командованием Самойловича и русского военачальника Г. Г. Ромодановского осадили Чигирин и вынудили Дорошенко капитулировать. Оставив в Чигирине гарнизон, русско-украинские войска отошли на левый берег Днепра. Турецкий султан назначил гетманом Правобережной Украины находившегося у него в плену Ю. Б. Хмельницкого и в июле 1677 двинул на Чигирин 120-тыс. турецко-татарскую армию Ибрахим-паши. Русский гарнизон Чигирина три недели сидел в осаде и даже предпринял ряд успешных вылазок. Объединённая русско-украинская армия во главе с князем Г. Г. Ромодановским и гетманом И. Самойловичем в ночь с 26 на 27 августа переправилась на правый берег Днепра и в решающем сражении 28 августа разбила турецкую армию.

В июле 1678 турецко-татарская армия (около 200 тыс. чел.) великого везира Кара-Мустафы осадила Чигирин. Русская армия, переправившись через Днепр, 12 июля выиграла крупное сражение. В ходе ожесточённых сражений 1-3 августа русская армия отбросила турецкую армию за реку Тясмин. Однако из-за того что Ромодановский упустил время для полного окружения турецких войск, турки захватили Нижний город, а в ночь на 12 августа русский гарнизон покинул крепость. Новое сражение 19 августа окончилось в пользу русской армии. 20 августа началось отступление турецких войск. Неудачи под Чигирином предопределили крах агрессивных планов Османской империи в отношении Украины.

В 1679-80 русские войска отразили набеги крымских татар, а 3 (13) января был заключён Бахчисарайский мирный договор 1681, договор сроком на 20 лет о перемирии между Русским государством, Турцией и Крымским ханством. Его условия: граница между Россией и Турцией проходит по Днепру; города Киев, Васильков, Триполье, местечки Дедовщина и Радомышль остаются за Россией. Турция признаёт воссоединение Левобережной Украины и Киева с Россией, а запорожских казаков - её подданными. Между Бугом и Днепром создавалась нейтральная зона. Крымские татары получали право на кочёвку и охоту в степях по берегам Днепра и около других рек, а казаки и другое русское население - право рыбной ловли в Днепре и его притоках, добычи соли, охоты и свободного плавания по Днепру до Чёрного моря.