Проблемы развития азии африки и латинской америки. Пути развития стран азии, африки и латинской америки

Периодика стран Азии, Африки и Латинской Америки

После достижения национальной независимости развивающиеся страны столкнулись с весьма серьезными проблемами, препятствующими развитию журналистики (и в особенности – периодической печати). К числу этих проблем относится экономическая отсталость, массовая неграмотность населения, устаревшая полиграфическая база прессы. В результате только один из двухсот жителей Бангладеш читает газету, в то время как в Индии – один из 25. В Пакистане грамотны лишь около четверти жителей, что существенно сужает поле деятельности периодики страны. Большие сложности, в том числе технические, создает разноязыкость населения. Так, в Пакистане полиграфия приспособлена главным образом к обслуживанию англоязычных изданий и газет на урду, в то время как перед газетами, издающимися на других языках, встают проблемы, связанные с дефицитом шрифтов и приспособленных к ним линотипов. Технологические и экономические трудности пакистанской прессы, административный гнет вызвали сокращение количества ежедневных газет.

К началу 1990-х годов в Индии выходило свыше 2280 ежедневных газет. А общее количество периодических изданий превысило 25,5 тыс. – как на английском языке (4276) так и на языках народов Индии – хинди (6429), бенгали (1299) малаялам (1737), гуджарати (1138), урду (1363), тамильском (1193) и др. Однако подавляющее большинство газет являются низкотиражными. их экономическое положение нестабильно.

Во многих странах Южной Азии – Индии, Пакистане. Бангладеш, Шри-Ланке, Малайзии, Сингапуре и других бывших британских владениях – сильны традиции, сформировавшиеся под влиянием английской школы журналистики. Подача материала и стиль публикаций местной англоязычной прессы носит явственный отпечаток опыта, усвоенного за многие десятилетия общения с британской прессой. Многие крупные издательские компании и периодические издания были созданы в этих странах еще в колониальный период. Облик и стиль газет и журналов на местных языках более многообразен. Распространение таких изданий и их влияние на общество неуклонно возрастали в постколониальный период. Однако при этом распространено мнение, что лучшие журналистские кадры сосредоточены в редакциях англоязычных газет и журналов, которые признаны наиболее влиятельными и информированными изданиями.

Своеобразна периодика азиатского экономического гиганта – Японии. Начавшееся под влиянием процессов социальной модернизации развитие японской прессы привело к появлению в 1870-е гг. ряда периодических изданий, часть из которых издается по сей день (среди них – две крупнейших современных газеты – «Асахи» и «Иомиури»). В первые десятилетия XX в. в Японии выпускались тысячи газет и журналов, в большинстве своем имевших весьма ограниченный тираж. Усиление милитаристских тенденций в политической жизни Японии в тридцатые годы привело к ужесточению правительственного контроля над прессой и радиовещанием. С целью обеспечить управляемость и подконтрольность периодической печати, расширить возможности ее использования для ведения шовинистической экспансионистской пропаганды тогдашние правители Японии пошли по пути резкого сокращения количества изданий (до 55 в 1943 г.) при одновременном существенном наращивании их тиражей.

Ситуация, характеризующаяся доминированием нескольких высокотиражных изданий в системе японской газетной периодики, сохранилась и в послевоенный период. После отмены в июле 1948 г. предварительной цензуры, введенной оккупационными властями США, по тиражу и влиянию на японскую аудиторию ни одна из японских газет не может сравниться с тремя гигантами – «Асахи», «Иомиури» и «Майнити», сочетающими в своей деятельности признаки «качественной» и «массовой» прессы.

Периодика Китая. В 1919 г. в развитии китайской журналистики начался новый этап, поскольку в стране появился новый отряд прессы – коммунистическая печать, который оказывал большое воздействие на дальнейшее развитие китайской журналистики. Длительное время китайская журналистика развивалась в сложных условиях гражданской войны, японской оккупации. После провозглашения КНР в октябре 1949 г. в стране началось создание системы печати, подконтрольной правящей коммунистической партии. Были закрыты все гоминдановские издания и радиостанции. Частные газеты постепенно переходили в руки государства (нередко выкупались у владельцев). К 1954 г. в многонаселенной стране издавалось 270 газет общим тиражом 8 млн. экз., более половины из них составляли издания правящей компартии. Сохранение формальной многопартийности обеспечило выпуск некоторых изданий – печатных органов партий – политических союзников КПК. В 1956 г. была произведена реформа китайской журналистики, усилившая распространение и влияние центральной прессы во главе с газетой «Жэньминь Жибао» («Народная газета»).

После начала «культурной революции» в середине 1960-х гг. количество периодических изданий в Китае резко сократилось. В результате крупнейшей политической и идеологической чистки в огромной стране в 1970 г. выходило всего 42 газеты, а общее их количество уменьшилось на 301 (в сравнении с 1965 г.). Однако общий тираж издаваемой газетной прессы при этом сократился незначительно, что свидетельствовало о стремлении обеспечить влияние на массовую аудиторию через небольшое количество унифицированных по содержанию газет. В 40 раз уменьшилось количество издаваемых журналов. В 1970 г. выходил всего 21 журнал, тиражи журнальной периодики также существенно сократились. 84,4% всех уцелевших изданий являлись партийными органами различною уровня.

Предпринятые в 1970-е годы меры по поддержке периодики (в частности, через обязательную подписку) дали ограниченные результаты. Чрезмерная политизация и унификация содержания изданий не способствовали росту читательского интереса к прессе, а низкий уровень жизни, состояние грамотности населения ограничивали возможности подписки на периодику. Даже к началу нового века, после двадцатилетних реформ и продолжительного экономического роста, в Китае оставались неграмотными 16% мужчин и 38% женщин.

Под влиянием политико-экономических реформ, начатых в стране после смерти Мао Дзедуна и отстранения от власти радикальной группировки в руководстве КПК, были созданы предпосылки и условия для быстрого роста периодики. Восьмидесятые годы стали периодом реформирования китайской журналистики и стремительного развития периодической печати – как по количеству изданий, так и по масштабам их распространения. В 1986 г., через десять лет после начала перемен, в Китае издавалось уже 6000 газет и журналов. Вместе с тем многие издания, особенно газеты, выпускались небольшими тиражами. Из 1777 выходивших в тот период газет только 98 имели ежедневную периодичность. Наметилась тенденция к сокращению тиражей партийных изданий.



Пятую часть от общего количества названий газетной периодики составляли общеполитические газеты – органы партийных организаций разного уровня – от ЦК КПК до уездных парткомов.

Однако газетная периодика стала более многообразной по типам изданий. Выходили также газеты – органы общественных организаций (профсоюзов, комсомола и др.), научно-технические, экономические, педагогические, юридические и спортивные.

В журнальной периодике преобладали издания, в основном специализированные по проблемам общественных и естественных наук, а также научно-популярные, общественно-политические и литературно-художественные журналы. Большой интерес аудитории к научной и научно-популярной периодике связан главным образом с тем, что современный Китай проходит этап ускоренной научно-технической модернизации. Некоторые из этих изданий активно поддержали идеи либерализации китайского общества, что также привлекло к ним внимание части интеллигенции и научно-технических работников.

Более многообразным стало содержание изданий, улучшилось их оформление. Активизировалась работа с читателями. Освещение получили многие проблемы, ранее запретные – безработица, инфляция, бедственное положение многих сельских жителей – членов аграрных коммун. Печать стала активно критиковать различные негативные стороны развития китайского общества – коррупцию, злоупотребления партийных и государственных чиновников. Это соответствовало взглядам Ден Сяопина и его сторонников в китайском партийном руководстве на роль прессы как катализатора модернизации страны. Руководство партийной пропагандой провозгласило, что отныне газеты могут сами решать, каких тем им следует избегать в публикациях. Одновременно партийный лидер Ху Яобан заявил, что 80% новостей в прессе должно быть посвящено успехам реформ, а 20% – недостаткам.

Даже в критических выступлениях печати обычно не ставились под сомнение основы существующего в Китае общественно-политического строя, базирующегося на доминировании КПК, на всевластии высших партийных лидеров. Не изменились и представления о прессе как об «орудии классовой борьбы», инструменте политического и идеологического влияния правящей партии на массы.

В среде китайских журналистов оформились три основных направления, отличавшиеся между собой отношением к реформам и их перспективам: маоистские ортодоксы, сторонники ограниченных реформ (полагавшие, что изменения должны охватить главным образом производственно-экономический базис, не затрагивая основ существующего общественно-политического устройства), а также приверженцы либерализации, ориентированные на западные образцы.

После протестов на площади Тяньаньмынь в Пекине в 1989 г. партийно-государственный контроль над прессой ужесточился. Часть либерально настроенных журналистов была уволена, некоторые оказались в тюремном заключении или в эмиграции. На многие руководящие посты в редакциях были назначены «твердокаменные» маоисты.

К середине 1990-х годов положение китайских СМИ несколько изменилось в связи с корректировкой официального внутриполитического курса после выступления в 1992 г. Ден Сяопина, провозгласившего углубление реформ. Многие редакционные коллективы получили возможность самоуправления (это не коснулось редакций партийной и государственной прессы), расширились их полномочия в ведении самостоятельной экономической деятельности. Одним из показателей успешной работы редакций становится объем средств, получаемый благодаря публикации коммерческой рекламы. В результате, например, шанхайские газеты в течение 1995 г. получили 4 млрд. 500 млн. юаней в виде доходов от рекламной деятельности, за пять лет объем поступающей рекламы возрос в шесть раз. Одна только южнокитайская «Гуанчжоу Жибао» получала ежегодно около 300 миллионов юаней рекламных поступлений. Внушительно выглядела соответствующая статья доходов центрального ТВ Китая, которое получало около 1 млрд. юаней в год в виде платы за передаваемую в эфир коммерческую рекламу. Девять из десяти популярных китайских журналов рекламировали иностранные моды, фильмы, спорт, пищу и технику. Коммерческая реклама превратилась в один из мощных каналов распространения в стране западных культурных стереотипов и образцов потребительского поведения. Вместе с тем рост рекламных доходов способствовал быстрому развитию средств массовой информации Китая: в середине девяностых годов в стране издавалось более 2000 газет, действовало свыше тысячи радиостанций и около 2000 эфирных, кабельных и спутниковых телецентров.

Под влиянием реформационных процессов меняется содержание китайской прессы. Расширилась тематика выступлений, живее стал стиль материалов, разнообразнее лексика журналистских произведений. Сегодня даже в партийной периодике нередки скандальные (с точки зрения бытующих в Китае представлений о морали) публикации, способствующие повышению читательского рейтинга изданий. Главной пропагандируемой в прессе ценностью становится личная инициатива, тогда как ранее восхвалялись коллективные усилия в интересах всеобщего благосостояния. «Героями дня», чей пример пропагандируется прессой, стали удачливые предприниматели, в то время как раньше ими были передовые рабочие, крестьяне, военнослужащие.

В связи с падением влияния партийной прессы редакция «Женьмин Жибао» («Народная газета») объявила в 1998 г. о необходимости «нового лица издания». Во времена «культурной революции» тираж газеты составлял 6 млн. экз. К концу 1990-х годов он сократился вдвое.

Дальнейшее повышение профессионализма прессы в Китае напрямую связано с развитием системы подготовки журналистских кадров. В предыдущие десятилетия главным достоинством журналистов, считавшихся идеологическими работниками, признавалась политическая лояльность. Профессиональные же качества стояли на втором плане. Сеть учебных учреждений, готовящих журналистов, была явно недостаточной для огромной страны. В результате в первой половине девяностых годов только около 6% китайских журналистов имели профессиональную подготовку. Половина работающих журналистов не получила вузовского образования.

Арабская пресса. «Сегодня в арабском мире не существует свободной прессы», – заявил в беседе с автором этих строк видный египетский публицист Мухаммед Хассанейн Хейкал. Это признание бывшего соратника президента Насера и редактора крупнейшей египетской газеты «Al-Ahram», весьма информированного и влиятельного в арабском мире ветерана журналистики, отражало не только наличие повсеместного государственного контроля над арабской периодикой.

Действительно, в большинстве арабских стран периодика издается и финансируется государством, по отношению к прессе и журналистам применяются авторитарные методы управления и контроля. Вместе с тем необходимо отметить, что до недавнего времени в арабском мире было сравнительно немного «независимых» частных газет и журналов, способных выходить без финансовой поддержки со стороны государства: ограниченность аудитории (в связи с низким образовательным уровнем значительной части населения) и узость национальных рекламных рынков делали принципиально невозможным развитие коммерческой модели прессы во многих странах. В начале 1980-х годов частные издания существовали лишь в Бахрейне, Иордании, Ливане, Катаре, Кувейте, Марокко, Тунисе и Саудовской Аравии. Традиционно арабская периодика является весьма политизированной.

Законодательство арабских стран предусматривает многочисленные ограничения на деятельность прессы. Так, в Ираке при режиме Саддама Хусейна существовал законодательный запрет на освещение в печати ряда тем. За публикации, признанные оскорбительными для президента и высших официальных лиц, была предусмотрена смертная казнь.

Арабские издатели и журналисты испытывают давление не только со стороны правительственных кругов. Пресса находится и под пристальным вниманием экстремистских сил разного толка, главным образом – исламских фундаменталистов. Нередки случаи, когда журналистам и редакторам угрожают расправой за их профессиональную деятельность. Нападения на журналистов и их убийства также не редкость. Один из египетских редакторов, приговоренный фундаменталистами к смерти, вынужден постоянно держать под бумагами на своем рабочем столе заряженный пистолет: несмотря на вооруженную охрану его офиса, выставленную по решению правительства, постоянная угроза теракта более чем реальна.

Исключением из общих правил является деятельность так называемых общеарабских изданий, которые выходят в странах Западной Европы, где нет жесткого контроля со стороны арабских правительств.

В настоящее время, по мере дальнейшего развития рыночных отношений и роста предпринимательства, появления все новых нефтедобывающих арабских стран с быстро растущим уровнем национального дохода (в их число в 1990-е годы вошли Оман и Йемен – бывшие экономические «аутсайдеры»), в арабском мире усиливается тенденция коммерциализации СМИ. Это позволяет сделать прогноз, что в перспективе в арабских государствах будет появляться все больше частных периодических изданий, финансируемых главным образом за счет поступлений от публикации коммерческой рекламы и независимых от государственных структур.

Развитие периодической печати в Африке. Во всех странах Африки в постколониальный период издавалось всего лишь примерно 170 ежедневных газет. Тираж многих из них не превышал несколько тысяч экземпляров, гораздо реже – несколько десятков тысяч. В ряде государств, например, Чаде, ежедневные газеты в постколониальный период не издавались. Многие издающиеся газеты были похожи на бюллетени, заполненные официальной информацией.

Развитие периодической печати в Африке в период после достижения независимости сдерживалось в силу воздействия ряда негативных факторов. Наряду с политической нестабильностью, экономической отсталостью, высоким уровнем неграмотности, неразвитостью коммуникаций и средств доставки, молодые африканские государства столкнулись с труднопреодолимыми проблемами, связанными с чрезвычайным этническим многообразием населения. Жители континента говорят на 800 языках и сотнях диалектов. Нередко население одной и той же страны говорит на десятках языков. Так, в Нигерии соседствуют более 250 языков и диалектов.

Это серьезно затрудняет использование периодической печати в качестве средства массовой коммуникации. Применение языков-посредников не всегда эффективно в условиях Африки: большинство из местных языков не имеет письменной или литературной формы, а язык бывших колонизаторов известен преимущественно образованным африканцам, составляющим меньшинство населения (примерно 10%). К тому же в традиционных культурах африканцев доминировали устные формы коммуникации, печатное же слово никогда не играло значительной роли в общении людей.

Этническая пестрота препятствовала созданию прочных экономических основ для функционирования частной прессы, базирующейся на доходах от рекламной деятельности, поскольку в условиях языковой разобщенности невозможно сформировать массовую читательскую аудиторию. Об узости реального рекламного рынка свидетельствует также низкая покупательная способность подавляющего большинства африканцев (исключая население ЮАР). Частные издания издавались в первые постколониальные десятилетия лишь в нескольких странах Африки – Малави, Того, Мадагаскаре, Кении и некоторых других.

Названные факторы, а также политический курс национального руководства в большинстве добившихся самостоятельности африканских государств обусловили преимущественное развитие в постколониальный период государственной печати. Партийная пресса в Африке представлена главным образом печатными органами правящих партий. В связи с политикой перестройки в Советском Союзе и с последующим распадом СССР, а также крушением социалистической системы, в Африке, как и в развивающихся странах в целом, сложилась новая ситуация. Бывшее «социалистическое содружество» прекратило экономическую помощь и оставило без политической и военной поддержки африканские страны, ранее входившие в зоны влияния советского блока. Зависимые от источников иностранной помощи, они были вынуждены искать новых партнеров на Западе. Одновременно усилилось давление на государства континента со стороны западных экономических доноров, требующих либерализации общественной к политической жизни в ответ на дальнейшее предоставление экономической и технической помощи.

Вторая половина 1980-х – начало 1990-х годов ознаменовались существенными изменениями в системах национальной периодики и условиях деятельности прессы и журналистов африканских государств. В ряде стран предпринимаются попытки обновить и демократизировать политико-государственные системы, сложившиеся после достижения независимости. В частности, ликвидировать монополизм правящих партий, разрешить многопартийность, обеспечить политический плюрализм СМИ и вывести их из-под жесткого государственного контроля, создать законные условия для издания частных газет и журналов, обеспечить реальную возможность критики действий властей в прессе и защиту журналистов – авторов критических выступлений.

В ряде африканских стран в этот период получает распространение так называемая «альтернативная» пресса – издания, дистанцирующиеся от правящих режимов, а нередко и противостоящие им, и принадлежащие, как правило, частным владельцам. Растущую роль в их финансировании играли поступления от публикации коммерческой рекламы. Рост частнопредпринимательской деятельности в Африке (вызванный, в частности, необходимостью следовать настоятельным рекомендациям финансовых доноров – МВФ и Всемирного банка – о поощрении частного сектора) способствовал расширению рекламного рынка и массива распространяемой рекламы.

«Альтернативные» издания способствовали раскрытию злоупотреблений правительственных чиновников, освещали многие темы, считавшиеся ранее запретными, служили рупором тех общественных кругов, которые требовали общественных преобразований в русле либерализации политической системы. Например, в Бенине «альтернативные» частные газеты сыграли существенную роль в переходе от однопартийной системы к политическому плюрализму.

Периодическая печать в Латинской Америке более развита, чем в странах Азии и Африки. Однако для латиноамериканской периодики (по преимуществу – частной) характерно расслоение между «большой» столичной прессой и остальными печатными изданиями, которые находятся в достаточно сложных экономических условиях. Несмотря на наличие в ряде стран Центральной и Южной Америки многочисленных групп населения, владеющих только индейскими языками (кечуа, аймара, гуарани и др.), периодические издания выпускаются преимущественно на европейских языках – испанском либо португальском. Наличие значительного процента неграмотности, экономические факторы препятствуют достижению в Латинской Америке уровня обеспеченности населения периодическими изданиями, характерного для европейских стран, США и Японии.

Глава 3. Электронные средства массовой информации в глобальных коммуникационных процессах

Большинство народов стран Азии и Африки ко времени их превращения в колонии и полуколонии индустриальных держав жили в условиях феодального или родоплеменного строя. Результаты их покорения промышленными странами были крайне неоднозначны.

Особенно разрушительным был колониализм, использовавший при эксплуатации колоний методы докапиталистической эпохи. Они включили ограбление колоний, вывоз в метрополии золота, серебра, памятников культуры, создание системы работорговли, от которой особенно пострадало население Экваториальной Африки в XVI--XIX веках.

Причины подъема антиколониальных движений

Метрополии конца XIX--начала XX века, заинтересованные в расширении внешних рынков, использовании ресурсов колоний, в том числе и дешевой рабочей силы, пытались создать систему упорядоченного управления своими владениями. Колониальная администрация, как правило, старалась опереться на поддержку местной знати (особенно это было свойственно Великобритании в Индии), сохраняя ее власть и привилегии. Ограничивалась лишь возможность разжигания феодальных усобиц, проведения самостоятельной внешней и военной политики. Разрушение традиционного жизненного уклада не было целью колонизаторов (так, в Индии англичане оставили в неприкосновенности кастовую систему), тем не менее, образ жизни народов колониальных стран претерпевал изменения.

Натиск европейских товаров разорил многих местных ремесленников. Крестьянство, оказавшееся вынужденным платить налоги не только местным князьям, но и колониальным властям, разорялось, лишалось земли. Это разрушало систему общинного земледелия и натурального хозяйства, то есть уклады крайне консервативные, косные, не менявшиеся столетиями, несовместимые с любым развитием. Высвобождавшаяся дешевая рабочая сила использовалась во вновь создающихся отраслях, обслуживавших экономику метрополий. Это, в свою очередь, расширяло сферу распространения товарно-денежных отношений, ускоряло распад традиционных укладов.

Такое же влияние оказывала политика индустриальных государств на зависимые от них страны, ставшие объектом торгово-экономической экспансии. Так, Китай еще в XIX веке, потерпев поражение в войне с Великобританией, вынужден был согласиться открыть для свободной торговли пять крупнейших портов, принять обязательство установления низких таможенных пошлин (не более 5%) на английские товары. В открытых портах англичане получили право создавать сеттльменты -- поселения со своей администрацией, войсками и полицией. Английские подданные получили право экстерриториальности, то есть неподсудности китайским властям. Вслед за Великобританией подробных уступок, ставших типичными для зависимых стран, добились от Китая Франция и США. Затем начался раздел Китая на экономические сферы влияния, захват опорных пунктов на его территории.

Германия в 1898 г. оккупировала бухту Киао-Чао, навязав правительству Китая договор об ее аренде на 99 лет. Россия тогда же взяла «в аренду» Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур. Великобритания получила на тех же условиях полуостров Цзюлун и примыкающие к нему острова, где находилась с 1842 г. колония Гонконг. Усиливавшаяся Япония в результате войны с Китаем 1894--1895 гг. заставила его отказаться от контроля над Кореей, ставшей формально независимой, а фактически -- сферой влияния Японии. США в 1899 г. выступили с доктриной «открытых дверей» в Китае. Согласно этой доктрине, вызвавшей возражения только у России, ни одной из великих держав не следует иметь больших экономических льгот, чем другие. Это также предполагало, что любые Дополнительные уступки Китая одной из них сопровождались уступками остальным державам.

Сопротивление господству индустриальных держав над странами, оказавшимися в положении колоний и полуколоний, не прекращалось с момента возникновения колониальной системы. Оно стало важнейшей чертой исторического развития XX века.

Конспект урока по истории

Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Образовательная:

· Систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны;

· Подробно рассмотреть революционные процессы на примере отдельно взятой страны

Воспитательная:

· Продолжить формировать отрицательное отношение к насильственным способам решения проблем;

· Способствовать формированию чувства уважения к другим страна и народам.

Развивающая:

· Способствовать развитию умения выделять главное;

· Развивать аналитическое мышление;

· Продолжить развитие умения работы с таблицами.

Оборудование урока:

· Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни/ А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев; под. ред. А. О. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.

· м/м проектор

· рассказ учителя о «проблемах модернизации в странах Азии, Африки и латинской Америки». Источник: Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10-11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 2000. - 400 с.: ил. (Приложение №1)

· в/ф Секреты спецслужб. 1 серия. Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром
Год выпуска : 2002
Жанр : Документальный
Продолжительность : 00:26:42
Перевод
Режиссер : Илесио Альварец
Описание

· раздаточный материал «Вопросы к фильму» (Приложение №2.)

· Таблица «Процесс деколонизации во второй половине ХХ века». (Приложение № 3)

Тип урока: комбинированный

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории

Класс: 11

Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Цель:

Образовательная:

  • Систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны;
  • Подробно рассмотреть революционные процессы на примере отдельно взятой страны

Воспитательная:

  • Продолжить формировать отрицательное отношение к насильственным способам решения проблем;
  • Способствовать формированию чувства уважения к другим страна и народам.

Развивающая:

  • Способствовать развитию умения выделять главное ;
  • Развивать аналитическое мышление ;
  • Продолжить развитие умения работы с таблицами.

Оборудование урока:

  • Всеобщая история. Новейшая история. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый и профил. уровни/ А. А. Улунян, Е. Ю. Сергеев; под. ред. А. О. Чубарьяна; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
  • м/м проектор
  • рассказ учителя о «проблемах модернизации в странах Азии, Африки и латинской Америки». Источник: Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10-11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 2000. - 400 с.: ил. (Приложение №1)
  • в/ф Секреты спецслужб. 1 серия. Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром
    Год выпуска : 2002
    Жанр : Документальный
    Продолжительность : 00:26:42
    Перевод : Профессиональный (одноголосый)
    Режиссер : Илесио Альварец
    Описание : 4 сентября 1970 года Блок народного единства во главе с Сальвадором Альенде победил на выборах, и через 7 недель у Чили появился новый президент. США не могли смириться с политикой национализации ресурсов и банков, с новой аграрной политикой и начали разрабатывать план военного переворота. В документальном фильме представлена хроника событий за 3 года правления Сальвадора Альенде, на основании документов раскрыты подрывные действия Вашингтона по приведению к власти Пиночета. Убийство президента при штурме дворца стало лишь первым шагом в череде жестоких репрессий, обрушившихся на чилийский народ. 11 сентября 1973 года была написана самая мрачная страница истории Латинской Америки.
  • раздаточный материал «Вопросы к фильму» (Приложение №2.)
  • Таблица « Процесс деколонизации во второй половине ХХ века ». (Приложение № 3)

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Актуализация познавательной деятельности учащегося

  1. Орг. момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

  1. Опрос д/з

Усложненный опрос

Учитель организовывает беседу в классе.

Ответ:

Причины:

Опасение дальнейшего распространения влияния США и СССР

Наличие во всем мире сторонников перед лицом угрозы со стороны противоположного лагеря

Борьба за ресурсы, рынки сбыта продукции

Ослабление экономической мощи противника в ходе военно-политического противостояния

Страх перед военной мощью противника

Обеспечение преимущества в случае начала третьей мировой войны

Не допустить знакомства населения стран противника с привлекательными сторонами жизни чуждого общества

Тотальная борьба коммунистической и либерально-буржуазной идеологии

Выработка общей стратегии, создание блоков, проведение двусторонних встреч

Поддержка своих сторонников в стане противника

Гонка вооружений

Ожесточенная борьба разведок, военно-промышленный шпионаж

Проверка противника в многочисленных локальных и региональных конфликтах

Ограничение контактов между гражданами противоборствующих стран

Психологическая обработка населения в духе неприязни, ненависти к противоположной стороне

Результаты

США и союзники одержали победу в холодной войне над СССР и его союзниками

В результате «перестройки» прозападные силы пришли к власти в России и стали проводить реформы с целью последовательной вестернизации страны

Постоянное давление на экономику СССР, непосильная гонка вооружений и отсутствие разумных реформ привели к краху советской экономики, падению позиций в мировой экономике

Советская военная машина забуксовала в Афганистане

Прогрессирующий распад СССР привел к значительному ослаблению военной мощи

Западный образ жизни, высокий уровень жизни оказались весьма привлекательными для граждан СССР, многие из которых эмигрировали

СМИ в СССР постепенно восприняли западные способы обработки общественного сознания.

Вы, на прошлых уроках закончили изучение истории развития стран восточной и западной Европы. Давайте вспомним, что происходило в международной политике после окончания второй мировой войны и до конца 80-х годов? (дети отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ: «Холодная война»)

Давайте теперь вспомним: причины, содержание и результаты «холодной войны»?

  1. Переход к изучению нового материала

Проблемный вопрос

Мы уже знаем, что происходило в странах Европы и США в послевоенные годы, но что же происходило в остальном мире в это время?

Тема урока: Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века.

План урока:

  1. Общие тенденции развития стран Азии и Африки
  2. Развитие стран Латинской Америки (на примере Чили)

Записывают тему урока, план урока.

  1. Изучение нового материала

Общие тенденции развития стран Азии и Африки.

Объяснительно-иллюстративное изложение

Закрепление

Устное

Развитие стран Латинской Америки

(На примере Чили)

Интерактивный метод

Рабочий лист

Закрепление

Рассказ учителя (приложение №1.)

Учитель опрашивает нескольких учеников.

Просмотр в/ф: « Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром»

После просмотра фильма учитель спрашивает одного из учеников, как он ответил на вопросы, остальные ученики помогают, в случае затруднения.

Предполагаемые ответы:

  1. Президент Чили с 1910 по 1973 год
  2. Национализация природных ресурсов, собственности банков, новое распределение денежных средств, кроме того, установление контакта со странами социалистического блока
  3. Черный пиар, подкуп военных командиров, контроль над СМИ, дискредитация существующего режима, шпионаж и т.п.
  4. 4 сентября 1970 года на выборах президента Чили побеждает Сальвадор Альенде
  5. Аугусто Пиночет возглавлял государственный вооруженный переворот в 1973 году в Чили.
  6. Переворот был совершен 11 сентября 1973 года
  7. В ходе переворота Сальвадор Альенде был убит.

Задание: выделить основные проблемы модернизации стран «Юга»

Слушают рассказ учителя.

Какие основные проблемы модернизации стран «Юга» вы выделили .

Смотрят фильм, по ходу просмотра заполняют рабочие листы. (Приложение №2)

Вопросы:

  1. Итоговое закрепление

Учитель возвращается к проблемному вопросу

Предполагаемый ответ: Активная борьба за независимость остро поставила проблему выбора модели развития. Результат: раскол, нарушение территориальной целостности, устойчивая ориентация на капиталистически или социалистический вариант развития. Углубляется дифференциация, ярко выражено стремление добиться экономической самостоятельности, на равных участвовать в международном разделении труда. Обостряется проблема внешней задолженности, особенно в Латинской Америке. Возрастает роль Движения неприсоединения. Страны, избравшие социалистическую ориентацию, ставят более радикальные задачи, чем их предшественники. Главная цель стран «третьего мира» в 80-е -90-е гг. меняется: они заинтересованы в привлечении иностранного капитала на любых условиях. Несмотря на успехи развития, сохраняются и нарастают значительные проблемы, связанные с противоречиями между достижением модернизации и сохранением цивилизационной идентичности, глобальные проблемы современности

Проблемный вопрос: как происходило развитие стран «Юга» или стран Азии, Африки и Латинской Америки?

  1. Рефлексия

«Сигнальные карточки»

Детям раздаются сигнальные карточки красного и зелёного цвета. Учитель спрашивает у детей «все ли было понятно на уроке или остались какие-либо вопросы?»

Если все понятно – зелёная, если остались вопросы – красная.

Те, у кого остались вопросы по уроку, задают их учителю.

  1. Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание

Дети записывают д/з: §23-24, заполнить таблицу на основе параграфа «Процесс деколонизации во второй половине ХХ века»

(Приложение № 3)

Приложение к конспекту урока.

Приложение №1.

Рассказ учителя «о проблемах модернизации в странах Азии, Африки и латинской Америки».

Источник: Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10-11 классов. Второе изда-ние. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово - PC», 2000. - 400 с.: ил.

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.
При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.
Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.
Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя - Португалии - рухнула в 1975 г.
Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных.
Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств, своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве. При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2-3 трактора, то есть в 150-200 раз меньше, чем в развитых государствах.
Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации. Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для использования в промышленности, были ограничены. Тем не менее, с завоеванием независимости бывшими колониями, приходом к власти в большинстве ранее полузависимых стран националистически ориентированных режимов в них возобладала идея ускоренного развития, преодоления отсталости от бывших метрополий.
В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960-1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970-1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.
В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность.

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. Причины сложностей в решении проблем развития, особенно усугубившихся к концу века, весьма многообразны.
Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам». Они, в свою очередь, могли вести торг с государствами – «донорами», включаясь в орбиту их экономического влияния, на наиболее выгодных для себя условиях предоставляя территорию под военные базы.
Другим источником трудностей развития стали, как ни парадоксально, некоторые из его позитивных итогов. Стремительный рост численности населения, при ограниченной ресурсной базе, стал источником неразрешимых проблем. Падение уровня жизни, существование на грани голода, безработица обостряют все противоречия - социальные, межэтнические, межконфессиональные. При этом ситуация внутренней нестабильности отталкивает зарубежных инвесторов, затрудняет привлечение капитала для осуществления модернизации.

Приложение № 2.

Рабочий лист «Чили 1973 год. Мечта, ставшая кошмаром»

Во время просмотра фильма вам необходимо ответить на следующие вопросы:*

  1. Кокой пост занимал Сальвадор Альенде?
  2. Назовите основные положения плана С. Альенде.
  3. Какие действия предпринимали власти США против правительства Чили?
  4. Какое событие произошло 4 сентября 1970 года?
  5. Какова роль Аугусто Пиночета в государственном перевороте в Чили?
  6. Назовите дату военного переворота в Чили.
  7. Как сложилась судьба Сальвадора Альенде после переворота?

*ответы вы записываете в тетрадь.

Приложение №3

Таблица: «Процесс деколонизации во второй половине ХХ века»

Вьетнам, Индонезия, Корея (1945), Филиппины (1946), Индия (1947), Бирма, Цейлон (1948)

М. Ганди

(1869-1948)

Хо Ши Мин

(1890-1969)

50-е гг.

Ближний Восток, Северная Африка

Ливия (1951), Египет (1952), Тунис, Марокко, Судан (1956)

К. Нкрума

(1909-1972)

60-70-е гг.

Тропическая и Западная Африка

Год Африки – 17 государств (1960), освобождение португальских колоний – Гвинея-Бисау (1973), Мозамбик, Ангола (1975)

П. Лумумба

(1925-1961)

80-е гг.

Южная Африка

Зимбабве (1980), Намибия (1990)

Н. Мандела

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя -- Португалии -- рухнула в 1975 г.

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья -- соседним Заиром.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения.

Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.

В годы второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий (в том числе и из разгромленных держав фашистской оси). Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. Соединенные Штаты не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национализацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое правительство вернуло компании ее собственность.

Неудачи попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти революционным путем, после свержения режима генерала Ф. Батисты в 1959 г. и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в содействии решению назревших социально-экономических проблем стран континента, предотвращению появления у них стремления искать поддержки СССР.

Авторитарные режимы: опыт модернизации. Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Цикл чередования военных и гражданских режимов в Латинской Америке прервать не удалось, поскольку он выполнял, по сути дела, ту же социально-экономическую роль, что смена у власти правых и левых партий в странах демократии.

Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах, создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки -- Бразилии (население 160 млн. человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964--1985).

Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья вглубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые страны, в частности Африку.

Новая социальная структура современного общества

Социальная структура общества - это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства.

Вопрос 01. Расскажите об интеграционных процессах в Латинской Америке. Почему они вызывают недовольство правящих кругов США?

Ответ. Интеграция в Латинской Америке затрагивает в основном экономическую сферу. Такие союзы как Южноамериканский общий рынок, Андское сообщество, Южноамериканский союз укрепляют именно экономическое сотрудничество этих государств в противовес экономическому же влиянию США, именно по этому они и вызывают недовольство США.

Вопрос 02. Расскажите о внешней политике современного Китая, российско-китайских отношениях. При ответе используйте материалы СМИ и Интернета.

Ответ. Китай стал одной из самых экономически развитых государств региона (не считая Японии), потому он стал проводить активную внешнюю политику по всему миру, заботясь об экономическом сотрудничестве со многими странами. Особое место занимает сотрудничество Китая с Россией. Исключительное значение имеет подписание в 2001 году Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между этими странами. При этом позиция Китая в международных Вопросах остаётся весьма жёсткой. В частности, Пекин не собирается признавать независимость Тайваня.

Вопрос 03. Какие проблемы развития испытывает Япония? Как это влияет на её экономические позиции в Азиатском регионе?

Ответ. Появление сильных конкурентов, рост цен на энергоносители и перепроизводство вызвали затяжной экономический кризис в Японии, разорение многих предприятий, рост безработицы. Стимулирование экономики путём снижения процентной ставки по кредитам не дают результатов, периодически даже заходит речь о переходе полностью на электронные деньги, благодаря чему процентную ставку можно сделать отрицательной.

Вопрос 04. В чём состоят особенности процесса модернизации в Индии на современном этапе?

Ответ. Особенности:

1) экономика Индии сложилась как многоукладная;

2) существуют специальные экономические зоны с льготными условиями для бизнеса;

3) существует огромная разница между большими городами европейского типа и малоразвитыми сельскими районами;

4) большие города по европейским меркам значительно перенаселены, их инфраструктура требует серьёзного развития;

5) Индо-пакистанский конфликт остаётся актуальным, но тлеющим, периодически он приводит к терактам;

6) с 1998 года обе стороны Индо-пакистанского конфликта имеют ядерное оружие;

7) темпы экономического развития Индии одни из самых высоких в мире;

8) имущественное расслоение в стране огромно, большая часть населения живёт за чертой бедности;

9) значительная часть беднейшего населения остаётся безграмотной и не имеет шансов на получение образования.

Вопрос 05. Что позволило Индии добиться значительных успехов в модернизации? Приведите примеры отраслей, в которых индийская экономика добилась особенных успехов?

Ответ. Причины успеха экономики Индии заключаются в государственном регулировании, поощряющем развитие передовых областей экономики и создании условий привлекательности для инвесторов из развитых стран. При этом значительную часть спроса создаёт потребление внутри страны. Характерным примером является машиностроение. На основе сделанных в других странах открытий в Индии разработаны собственные модели автомобилей, ориентированные на местный рынок. Главным критерием для этого стала низкая цена за счёт простоты конструкции, что реализовано, в частности в самом дешёвом автомобиле в мире – Tata Nano. Другой пример – индийское кино, знаменитый Боливуд. Киноиндустрия создаёт сказку для живущих в непростых условиях людей, потребление её продукции огромно, особенно внутри страны, что обеспечивает процветание отрасли.

Вопрос 06. Назовите особенности развития исламских стран Ближнего Востока и Северной Африки?

Ответ. Особенности:

1) значительная часть стран региона живёт за счёт значительных доходов от продажи нефти;

2) регион раздирают религиозные противоречия между шиитами и суннитами;

3) влияние фундаментального ислама в регионе постоянно возрастает;

4) в 2010-2011 годах в ряде стран региона произошли революции, свергнувшие светские авторитарные режимы, так называемая «арабская весна».

Вопрос 07. Назовите основные черты развития государств Центральной и Южной Африки? Почему проблемы беднейших стран этого континента приобрели глобальный характер?

Ответ. Особенности:

1) во многих государствах регионах наблюдается политическая нестабильность, часто случаются государственные перевороты;

2) экономика большинства стран региона остаётся отсталой и не может обеспечить достойный заработок значительной части населения;

3) проблема голода остаётся весьма актуальной в регионе, она ещё больше усугубляется высокой рождаемость;

4) весьма актуальной остаётся в регионе проблема СПИДа, которым заражено значительное число людей;

5) в регионе периодически случаются страшные эпидемии, последней по времени явлется вспышка заболеваемости вирусом Эбола.

Проблемы данного региона становятся актуальными также для Европы из-за нелегальной миграции из этих стран. Убегая от низкого, зачастую невыносимо низкого уровня жизни люди пересекают Средиземное море на утлых судёнышках в надежде на лучшую жизнь.